Репродукция мелких животных: ветеринарные и правовые аспекты. Средства ветеринарной терапии




Принятый в 1993 году закон Российской Федерации «О ветеринарии» объективно требовал внесения новых правовых норм, адекватно регулирующих отношения в области ветеринарной деятельности в настоящее время.

Проект нового федерального закона «О ветеринарии» длительное время обсуждался учеными, специалистами и общественностью. Логическим завершением научных дискурсов стало принятие 13 июля 2015 года федерального закона №243- ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Этот законодательный акт внес в существующий закон «О ветеринарии» новые понятия и направления ветеринарной деятельности, необходимые в условиях рыночной экономики и развития предпринимательства в современной России. Наряду с федеральным законом №243- ФЗ от 13.07.2015 г. был принят Федеральный закон № 213 – ФЗ от 13.07.2015г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О свободном порте Владивосток», в котором имеются нормы, вносимые в закон «О ветеринарии».

В настоящей статье дана информация о изменениях в содержании закона «О ветеринарии».

Принятый 14 мая 1993г. закон Российской Федерации №4979-1 «О ветеринарии» несмотря на вносимые изменения и дополнения в последнее время вызывал критику, как ветеринарных специалистов, так и ученых в области ветеринарной деятельности.

Достаточно вспомнить бурное обсуждение проекта нового федерального закона «О ветеринарии» на различного уровня научных конференциях, круглых столах и семинарах. К обсуждению подключились многие организации, заинтересованные в улучшении правового регулирования в области ветеринарии.

Дискурсы проходили в комитетах Государственной Думы, Совета Федерации, Минсельхозе России, в Общественной палате Российской Федерации и других заинтересованных организациях и учреждениях.

По вопросам совершенствования ветеринарной деятельности только за 2014-2015 годы опубликовано значительное количество научных статей в журналах «Аграрный вестник Урала», «Ветеринария», «Ветеринария Кубани» и других изданиях.

В Екатеринбурге под эгидой аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе 28-29 мая 2015 года прошел II-й Ветеринарный форум, по итогам которого издан спецвыпуск научных статей в журнале «Вопросы нормативно-правового регулирования ветеринарии», где преимущественно были статьи по проблемам ветеринарной медицины и практической ветеринарной деятельности, а также совершенствования правового регулирования в области ветеринарии.

Авторы настоящей статьи также рассматривали обсуждаемую проблему в научных публикациях: «Правовое регулирование ветеринарной деятельности: состояние, актуальные задачи»; «Государственный ветеринарный надзор (на примере Свердловской области)».

Логическим завершением научных обсуждений и рекомендаций стало принятие 13 июля 2015 года федерального закона №243-ФЗ «О внесении изменений в законы Российской Федерации «О ветеринарии и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Цель настоящего исследования заключается в анализе изменений и (или) дополнений в действующий закон «О ветеринарии» и как эти изменения отразятся на качестве правового регулирования отношений в области ветеринарии.

Принятый 13 июля 2015 года федеральный закон №243 значительно расширил содержание части третьей статьи 1 которая изложена в следующей редакции:

"Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее - федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора), и подведомственные ему территориальные органы и организации, а также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственные им учреждения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и аттестованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, специалисты в области ветеринарии в пределах своей компетенции (далее - аттестованные специалисты)."

Статья 2. – нормативно-правовое регулирование в ветеринарии дополнена статьями 2.1. – 2.6.

Статья 2.1. Ветеринарные правила (правила в области ветеринарии).

Статья 2.2. Ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных.

Статья 2.3. Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов.

Статья 2.4. Ветеринарные правила содержания животных.

Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных.

Статья 2.6. Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации.

Требования статей 2.1.-2.6. Закона Российской Федерации «О ветеринарии», в редакции Федерального закона №243-ФЗ от 13.07.2015г.

в части осуществления прав и обязанностей должностных лиц ветеринарной службы и иных специалистов в области ветеринарии, физических лиц и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов, переработке, хранению и реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции применяются после утверждения федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания механизмов мониторинга ветеринарной безопасности регионов Российской Федерации и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применения профилей риска для проведения обязательных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, формирования исчерпывающего перечня оснований для проведения лабораторных исследований продукции животного происхождения, в том числе уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, но не ранее 1 января 2016 года.

Статья 4. Право на занятие ветеринарной деятельностью дополнена статьей 4.1. Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии.

Статья 13. дополнена частью седьмой следующего содержания: «Регистрация кормовых добавок для животных осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В статье 21 часть вторая изложена в следующей редакции:

"Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.";

в части третьей слова "Организация и проведение" заменены словом "Проведение";

дополнена новой частью пятой следующего содержания:

"Порядок назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии";

часть пятая считается частью шестой;

часть шестая считается частью седьмой и изложена в следующей редакции:

"Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организуют федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии в пределах своей компетенции".

Федеральный закон №243-ФЗ вступает в силу с 15.07.2015г.

С 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме.

До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, на которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона ветеринарные сопроводительные документы не оформлялись, не производится или производится в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

До 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары, кроме подконтрольных товаров, указанных в части 3 настоящей статьи, производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника этих подконтрольных товаров.

Наряду с федеральным законом №243-ФЗ от 13.07.2015г. новацией в правовом регулировании в области ветеринарии является федеральный закон №213-ФЗ от 13.07.2015г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О свободном порте Владивосток», который также внес существенные дополнения в основной закон «О ветеринарии».

Например, в статье 5 пункт 2.1 изложено, что система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

В статье 8 пункт 2.1 определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, на определенный период, а также порядок осуществления такого надзора.

Часть 5 статьи 9 гласит, что права уполномоченных должностных лиц органов государственного ветеринарного надзора по осуществлению государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон №213-ФЗ от 13.07.2015г. вступает в силу с 15.07.2015г. за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Анализ изменений и дополнений в закон «О ветеринарии» внесенных федеральными законами №243-ФЗ от 13.07.2015г. и №213-ФЗ от 13.07.2015г. показывает, что многие предложения и рекомендации ученых, общественности и специалистов в области ветеринарной деятельности не были учтены, в частности, заключение Общественной палаты Российской Федерации.

Отмечая возможность и необходимость изменений в закон «О ветеринарии», направленных на улучшение действующих в сфере отечественной ветеринарии положений и правил, обеспечивающих безопасность населения страны, Общественная палата РФ предложила и свое видение по улучшению правового регулирования отношений в области ветеринарии.

Остановим внимание на отдельных предложениях Общественной палаты высказанных на стадии обсуждения проекта нового закона.

1) В пояснительной записке к законопроекту указано, что он прежде всего направлен на гармонизацию с международными договорами.

Вместе с тем, в законопроекте отсутствуют какие-либо ссылки на международные договоры и соглашения, в частности, на договоры и соглашения, заключенные Российской Федерацией в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, в Таможенный Союз, в Евразийский экономический союз.

Сравнительный анализ правовых принципов, положений и норм, содержащихся в указанных международных правовых актах, распространяющих свое действие на территорию Российской Федерации, в законопроекте не приведен, первостепенное значение международных правовых актов не подчеркнуто. Данное обстоятельство не соответствует принципу приоритета международных договоров, установленному Конституцией Российской Федерации (1993г.).

2) При принятии закона следует учитывать положения, содержащиеся в антикризисном Плане, принятом Правительством Российской Федерации, определяя задачи органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии, и их действия в период ухудшения экономического положения страны.

Кроме того, представляется необходимым учитывать положения существующих государственных программ (доктрин) Российской Федерации, прежде всего, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в сфере производства продукции животноводства.

При разработке законопроекта не нашли своего отражения:

Распоряжение Президента Российской Федерации от 18 марта 2011 года № 158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР и/или по признанию указанных актов не действующими на территории Российской Федерации»;

Распоряжение Президента РФ от 22 декабря 2013 года № 3009-пр, содержащее поручение Правительству РФ принять комплекс мер по совершенствованию системы ветеринарного контроля;

Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами»;

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1009 «О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля»;

Распоряжение Правительства РФ от 9 марта 2010 года № 299-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства».

Законопроект должен предусматривать мероприятия, направленные на развитие предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых в сфере производства и торговли продукцией животноводства в современных условиях не может оказаться второстепенной.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что его принятие не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета.

Вместе с тем, в ходе общественных слушаний законопроекта представители хозяйствующих субъектов, крупных производственных и торговых объединений высказали противоположное мнение. Они сообщили о многомиллиардном увеличении расходов, вызванных реализацией законопроекта, и, соответственно, о возрастании цен на торговую продукцию.

Кроме того, законопроект не содержит упоминания о государственном плане биологической или ветеринарной безопасности, который должен быть соотнесен с положениями закона «О ветеринарии».

3) Законопроект указывает на отнесение федеральных органов исполнительной власти (силовых структур) к субъектам деятельности в сфере ветеринарии, к которым также относятся другие федеральные органы, органы власти субъектов Российской Федерации.

Однако законопроект, также как действующий закон «О ветеринарии», не содержит положений, указывающих на четкое разделение полномочий субъектов ветеринарной деятельности, определений сфер деятельности каждого из них, не позволяет устранить разрозненность ветеринарной службы Российской Федерации, которая до настоящего времени не имеет четкой иерархической структуры.

При этом первичным звеном органов, осуществляющих деятельность в сфере ветеринарии, являются ветеринарный пункт и ветеринарный участок, однако в законопроекте упоминание о данных структурах отсутствует.

4) Основными причинами возникновения и распространения в Российской Федерации заразных болезней животных является отсутствие действенного учета поголовья животных, в первую очередь, в личных подсобных хозяйствах, несанкционированные перемещения и реализация животных и продукции животного происхождения. При возникновении опасных (заразных) заболеваний животных и необходимости рассмотрения вопроса о введении карантина требуется не только обследование определенной территории, но и личных подсобных хозяйств.

Вместе с тем, в соответствии с положениями, приведенными в статье пятой Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается.

В соответствии с положениями, указанными в главе семнадцатой Гражданского кодекса Российской Федерации, вход на земельный участок без разрешения собственника не допускается (статья 262 Гражданского кодекса). Реализация данных положений для прохода в личные подсобные хозяйства на практике требует разрешительных санкций соответствующих должностных лиц, тогда как их получение требует определенных временных и организационных затрат, не сопоставимых со срочностью введения карантина. Однако в законопроекте отсутствуют положения, исключающие воспрепятствование деятельности работников ветеринарных служб, прежде всего, в экстремальных условиях (карантине, ограничительных мероприятиях).

5) Законопроектом в полной мере не урегулирована проблема обращения с биологическими отходами, которая не решена Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Отсутствие должного регулирования данной проблемы снижает уровень ветеринарной безопасности в стране.

6) Законопроектом не предусмотрено разрешение важной проблемы, связанной с борьбой с заболеваниями животных. При таких заболеваниях применяются соответствующие лекарственные средства, однако из их перечня необоснованно исключены дезинфицирующие средства, позволяющие ликвидировать последствия вспышек опасных заболеваний.

В результате производители продукции самостоятельно изготавливают дезинфицирующие препараты, разрабатывая собственные технические условия, не привлекая к данной деятельности Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства, органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Данное обстоятельство представляет угрозу ветеринарной безопасности страны. Представляется целесообразным включить дезинфицирующие средства в перечень лекарственных препаратов, что позволит использовать в хозяйственном обороте в сфере ветеринарии не только лекарственные средства, но и большую группу дезинфицирующих средств санитарной защиты.

В настоящей статье мы провели лишь некоторые выдержки из Заключения Общественной палаты Российской Федерации на проект законодательного акта, направленного на совершенствование правового регулирования деятельности в области ветеринарии.

Считаем, что об этих предложениях должны знать и иметь представление ученые в области ветеринарной медицины и ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные специалисты, аграрные предприниматели в сфере животноводства, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Выводы

Проведенный анализ новых федеральных законов, касающихся изменений и (или) дополнений в закон «О ветеринарии» показывает, что содержание этого закона значительно актуализировалось с учетом развития рыночных отношений и предпринимательства в Российской Федерации и свидетельствует о новом подходе к правовому регулированию отношений в области ветеринарии.

В обновлённом законе «О ветеринарии» появились новые понятия и направления деятельности такие как: Ветеринарные правила осуществления идентификации учете животных; ветеринарные правила регионализации территории Российской федерации; создание федеральной информационной системы в области ветеринарии и обеспечение ее функционирования; ветеринарные правила содержания животных и другие.

Следует согласиться с тем, что отдельные нормы закона «О ветеринарии» носят декларативный характер. Это свидетельствует о несоблюдении правил юридической техники и нормографии, что, в конечном счете, может отразиться на качестве правового регулирования.

Многие предложения ученых, ветеринарных специалистов, общественных организаций, предпринимателей законодатели учли при принятии изменений и дополнений в закон «О ветеринарии», но отдельные рекомендации не получили одобрения.

В тоже время, изложенные в настоящей статье выдержки из Заключения Общественной палаты Российской Федерации на наш взгляд, по многим позициям представляют здравый подход к формированию законодательного акта прямого действия, который не требовал бы принятия дополнительных подзаконных нормативных правовых актов, разъясняющих суть положений закона.

При этом следует отметить, что меры, которые будут предусмотрены подзаконными актами, не должны приводить к ухудшению условий ведения бизнеса, резкому увеличению издержек хозяйствующих и торговых субъектов, уменьшению их конкурентоспособности в целом по отношению к странам, в том числе, экспортерам аналогичной продукции.

Нормативные правовые акты, которые будут приняты, не должны вступать в противоречие с международными договорами и соглашениями в области ветеринарии, сельскохозяйственной, торговой и иной экономической деятельности.

В складывающейся в Российской Федерации экономической ситуации необходима тщательная оценка влияния последствий принятия нормативных актов на экономику страны, на расходы хозяйствующих субъектов, на увеличение или снижение объемов отечественной товарной продукции, на формирование цен на продукты питания.

Актуальность и востребованность изменений в закон «О ветеринарии», а также формирование адекватной нормативной правовой базы в области ветеринарии подтверждают сведения, размещенные на сайте Специализированного центра учёта в агропромышленном комплексе при Минсельхозе России от 25.01.2016.

Приведём эту информацию.

Федеральный центр охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ») опубликовал статистические данные о состоянии здоровья крупного рогатого скота в Российской Федерации за прошлый год.

По данным Росстата, на конец ноября 2015 года в России в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составляло 19,2 млн голов (на 1,9% меньше по сравнению с аналогичной датой 2014 года, в том числе 8,4 млн коров (на 2,2% меньше).

В прошлом году ФГБУ «ВНИИЗЖ» провело исследование более чем 23 тысяч полевых образцов биологического материала и крови от крупного и мелкого рогатого скота из 183 хозяйств 43 регионов России. Используя диагностические тест-системы, специалисты учреждения выявляли наличие в образцах геномов инфекционного ринотрахеита, парагриппа-3, вируса герпеса 4-го типа, респираторно-синцитиального вируса и вируса вирусной диареи, вируса лейкоза, аденовируса, хламидиоза крупного рогатого скота, рота- и коронавируса крупного рогатого скота и др.

Согласно данным исследования, 33,2% образцов показали наличие генома возбудителя лейкоза, 18,5% - ротавирусной инфекции крупного рогатого скота.

По результатам исследования более 4 тысяч проб сывороток крови животных в 70,4% случаев установлена серопревалентность к возбудителю вирусной диареи крупного рогатого скота, при этом в 25,5% случаев выявлены постинфекционные антитела. В 7 субъектах страны выявлен геном возбудителя одного генотипа.

Были обследованы животноводческие фермы, на которых были отмечены патологии органов воспроизводства, в том числе где фиксировались случаи вирусной диареи. На этих фермах количество абортов и мертворождений составляло 10%, послеродовых заболеваний - 24,4%.

Кроме того, в прошлом году впервые был зарегистрирован случай выявления атипичного штамма вирусной диареи крупного рогатого скота: 3 генотипа на территории России у импортных пород.

Летом прошлого года в Дагестане впервые было зафиксировано заболевание крупного рогатого скота нодулярным дерматитом. Как сообщает Международное эпизоотическое бюро, эта болезнь причиняет значительный экономический ущерб, поскольку вызывает спад молочной продуктивности, стерильность быков-производителей (временную или постоянную), а при осложнении вторичной инфекцией может вызывать гибель животных. Человек к нодулярному дерматиту невосприимчив. ФГБУ «ВНИИЗЖ» отмечает, что, поскольку на территории Северо-Кавказского федерального округа плотность поголовья скота высокая, в 2016 году возможно дальнейшее распространение инфекции. Это, в свою очередь, может привести к серьезным социально-экономическим последствиям для субъектов Российской Федерации.

И.М. Донник, доктор биологических наук, профессор, академик РАН, ректор

Б.А. Воронин, доктор юридических наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям

Уральский государственный аграрный университет

24.11.2016 17:30 44460


За последние пять лет мир ветеринарии сделал огромный шаг вперед. Появились новые методы диагностики животных, их лечения и реабилитации. Конечно, если сравнивать с врачебным подходом к работе с человеком, ветеринарные нововведения могут отнюдь не показаться инновациями, однако в мире животных прежде такого не было.

Все новшества из области ветеринарии можно увидеть в одной из московских клиник для животных.

Залог успеха – узкая специализация

Врачи-терапевты, диагносты, стационары, офтальмологи, неврологи, стоматологи, анестезиологи, оперирующие врачи – это далеко не весь штаб сотрудников клиники «Медвет». Подход к лечению и диагностики животных очень похож на тот, что применяется для людей, когда в каждом направлении специализируется отдельный врач. Но если с человеком такие врачи работают уже давно, то прорыв в области ветеринарии был сделан всего пару лет назад, когда начали активно вводится новые технологии и появилась необходимость разделения обязанностей. Одним из толчков к развитию стал аппарат МРТ для животных.

«Есть ощущение, что раньше мы оперировали с закрытыми глазами, а МРТ нам открыло глаза. Все стало видно», - рассказывает главный врач сети клиник «Медвет» Илья Вилковыский. С каждым годом число животных с неврологическими расстройствами растет, поскольку развивается диагностика, которая все чаще и лучше выявляет заболевания неврологического характера. Именно аппарат МРТ показывает различные ущемления нервов, спинного мозга, обнаруживает грыжи, опухоли. До его появления ветеринарам приходилось через черные ходы пробираться с животными в больницы для людей, чтобы сделать обследование своим пациентам. С такой диагностикой в год удавалось провести лишь около десяти операций. На сегодня МРТ стало официальной и доступной процедурой в области ветеринарии. Только за прошлый год врачи ветклиники смогли сделать 248 операций на спинном мозге. В сети «Медвет» аппарат МРТ пока один, и сейчас сложно говорить о приобретении еще одного, поскольку его стоимость составляет 15 миллионов рублей. Однако есть необходимость создать мобильное МРТ для животных, так как на данный момент в России установлены несколько аппаратов: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Не все владельцы животных из других городов готовы ехать на МРТ, а отказ от диагностики может привести к весьма печальным последствиям. Так как необходимость в передвижном МРТ огромная и спрос по России очень большой, в «Медвете» обсуждают вариант передвижного МРТ, например, по Золотому кольцу. Но пока не будут собраны очередные 15 миллионов, эта инициатива останется лишь на уровне обсуждения.

Для улучшения и расширения области диагностики в дальнейшем нужно будет приобрести аппарат компьютерной томографии (КТ). В отличие от МРТ, которое направлено на головной и спинной мозг, КТ позволит исследовать кости, легкие и брюшную полость. Специалисты «Медвета» надеются, что новый аппарат для животных совсем скоро появится в их клинике.

Если лечить, то только качественно

Помимо высококачественной диагностики, врачи проводят эффективное лечение животных. Это различные операции зачастую с использованием эндопротезов. Протезирование суставов – еще одна отрасль, которая стремительно развивается и в ней был сделан немалый скачок. Если раньше врачи могли поставить собаке штифт, который вскоре ломался, если собака бегала, то сейчас есть тенденция к тому, чтобы делать материалы значительно лучше, при этом устанавливать адекватную цену. Немало имплантов для животных хорошего качества начали производить в России – это и спицы, и винты, и пластины. И хотя не все ветеринары готовы полностью перейти на российские аналоги, такая перспектива уже наметилась. По словам И. Вилковыского, через пару лет уже точно будут достойные предложения от российского производителя. Пока же клиника «Медвет» приобретает дорогие, но качественные протезы в Швейцарии. Стоимость одной операции по протезированию может составлять около 50 тысяч рублей. Дорого, но за все время работы с зарубежными инструментами средства оправдывали себя.

Ускорение реабилитации – месяц за день

Третье инновационное направление, которое повысило результативность в ветеринарии, это реабилитация животных после операций. В медицине данному направлению уделяется очень много внимания. Важность реабилитации связана с тем, что сделать операцию не так проблемно, как потом выходить животное. Илья Вилковыский в качестве примера рассказывает о своем опыте: «Раньше после операции мы отпускали собак домой и ждали несколько месяцев! При этом мышцы настолько атрофировались, что, может, и с неврологией уже все нормально, а собака не может встать, потому что мышц нет. Комплекс физиотерапии направлен на то, чтобы ускорить реабилитацию. Раньше нам надо было просто ждать несколько месяцев, сейчас – 5-10 дней терапии, и собаки встают и уходят на своих ногах». Комплекс реабилитационной физиотерапии включает беговые дорожки, массажи, специальные мячики для удержания равновесия, работу с током для стимуляции нервных импульсов и т.д. Одно из последних новшеств – водно-беговая дорожка. Животное помещают в «ванну» с водой, на дне которой движется беговая дорожка. Таким образом, пациент, двигаясь по дорожке в воде, за несколько сеансов разрабатывает атрофированные мышцы.

Важной составляющей является то, чтобы реабилитацией животных занимались именно врачи, поскольку речь идет о больных животных, и здесь главный принцип, как и в человеческой медицине – не навреди.
В «Медвете» с использованием передовых технологий точно не навредят. К тому же клиника входит в топ-5 ведущих ветеринарных клиник России и работники намерены двигаться только вперед, не отставая ни на шаг от зарубежных коллег. «Мы круг замкнули: у нас есть классная диагностика, мы делаем качественные операции, и есть эффективная реабилитация», - говорит И. Вилковыский. То ли еще будет.

Анастасия Красновская

Установлено, что у 20% собак в течение жизни развивается недержание мочи. Причины недержания мочи у собак - несостоятельность сфинктера уретры (urethral sphincter mechanism incompetence - USMI), эктопия мочеточников, парадоксальное недержание мочи, гиперактивность детрузора, аномалии преддверия влагалища, неврологические нарушения.

Лечение хламидиоза у собак и кошек

При лечении хдамидиоза главенствующая роль отводится этиотропной терапии, которая основана на чувствительности хламидий к химиопрепаратам. Чувствительность хламидий к различным антибиотикам неодинакова. Целый ряд антимикробных препаратов не оказывает влияния на развитие и размножение хламидий.

Лечение хронической сердечной недостаточности у собак и кошек

Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) - это синдром, возникающий при наличии систолической и/или диастолической дисфункции, сопровождающийся длительной гиперактивацией нейрогормональных систем и клинически проявляющийся одышкой, слабостью, тахикардией, усилением сердечных тонов, ограничением физической активности и патологической задержкой жидкости в организме.

Лигфол - стресс-корректор нового поколения

В природе животные сохраняют здоровье без лекарств. Опыт цивилизации, особенно последнего тысячелетия показал, что для получения все большего количества мяса, молока, жира, яиц необходимы не просто высокопродуктивные животные. Без обеспечения их здоровья применением фармакологических средств, вакцин, дезинфектантов даже при высоком уровне технологии кормления и содержания получение заданного уровня продуктивности оказывается просто невозможным.

Локальная специфическая терапия хламидийного конъюнктивита у кошек

В настоящее время в лечении больных с инфекционными процессами огромное значение приобретает выбор метода терапии. При лечении хламидийных конъюнктивитов у кошек в настоящее время предпочтение отдается применению антибиотиков: парентерально и в виде глазных мазей (3%-ная тетрациклиновая или 2%-ная эритромициновая), которые наносят 3-6 раз в день под нижнее веко до тех пор, пока регистрируется клиника заболевания и еще неделю после исчезновения конъюнктивита. Кроме того, конъюнктиву и носовую полость больных животных промывают слабыми антисептическими растворами.

Люксация хрусталика у собак и кошек

Люксация (синонимы: дислокация, смещение, вывих) хрусталика - тяжелая глазная патология у собак и кошек, представляющая собой смещение хрусталика из гиалоидной ямки. К сублюксации (синонимы: частичное смещение, подвывих) относят частичное смещение хрусталика из гиалоидной ямки.

Магнитно-резонансная томография в ветеринарной медицине

Медицина - не точная наука. Каждый, кто тесно связан с ней, согласится с этим утверждением. Каждый биологический объект - будь то человек или инкубаторный цыпленок - индивидуален, на каждое правило в природе находятся тысячи исключений... Путь к точному диагнозу и излечению болезни часто извилист и полон тупиков. Порой математически стройные диагностические алгоритмы разбиваются из-за индивидуальных особенностей конкретного пациента, которые невозможно учесть...

Мастит у собак

Получение здорового и высококачественного по породным характеристикам приплода невозможно без вскармливания щенков в первые дни жизни полноценным молоком. У кормящих собак молоко вследствие различных причин застаивается в молочной железе, раздражает ее ткани, что способствует возникновению мастита.

Метод определения сроков овуляции у сук

Сегодня выходит на первый план грамотный, научно-обоснованный подход к племенному разведению собак. Высокая племенная ценность, уникальность некоторых особей является предпосылкой к тщательному обследованию репродуктивного аппарата собак не только с целью исключения инфекционных заболеваний, но и для выявления сроков овуляции. Особенно актуально такое обследование для животных, выезжающих на вязку в другие регионы страны и мира.

Методы клинического исследования животных

Обращение с животным не должно вызывать его беспокойства. Легковозбудимых животных следует в течение некоторого времени приучать к своему присутствию, так как их возбуждение, особенно плотоядных, поросят, овец, приводит к учащению пульса, частоты дыхания и т. п., что не позволяет получать объективных клинико-физиологических данных. Контактирование с животным должно строиться в соответствии с особенностями состояния его здоровья и нрава.

Методы лечения гнойно-некротического дерматита конечностей у собак

Поражения кожи дистального отдела конечностей у собак составляют, по данным нашей клиники, 29 % от первичной обращаемости по поводу кожной патологии. Этот показатель существенно выше аналогичного в медицинской дерматологической практике, что связано не только с различной частотой отдельных нозологических форм, но и с тем, что многие кожные поражения зачастую не замечаются владельцами и, следовательно, остаются вне поля зрения ветеринарных врачей.

Механизм действия препаратов против глистов (антгельминтиков)

В не столь отдаленные времена механизм действия антгельминтиков оценивался двумя критериями: «Vermicida» и «Vermifuga», другими словами, влияние препаратов на гельминтов расценивалось как «глистоубивающее» и «глистогонное». Научных подходов к механизму действия антгельминтиков по существу не было, значительно лучше обстоит дело сейчас.

Нарушения полового цикла у сук

Нарушения полового цикла у сук встречаются довольно часто и возникают на уровне гипоталамо-гипофизарного комплекса и яичников, проявляясь при этом в виде различных симптомов, одни из которых могут быть патогномоничными признаками заболеваний генитальной и экстрагенитальной природы.

Нарушения сна у животных

Нарушения сна у животных - группа заболеваний, которая в последнее время дополняется новыми нозологиями, ранее известными только у людей.
Необходимо различать различные по клиническому проявлению группы болезней, вызванные разными патофизиологическими механизмами.

Некариозные поражения зубов

В статье представлены основные некариозные поражения зубов в период закладки эмали и после их прорезывания. Изложен метод лечения некариозного поражения эмали, используемом при нарушении целостности коронки зуба. Указана методика обработки дефекта эмали зуба и заполнение его таким материалом как Ecusite-Composite (светоотверждаемый пломбировочный композит).

Некоторые особенности лечения собак при пироплазмозе

При проведении ретроспективного анализа заболеваемости собак пироплазмозом (бабезиозом) в различных регионах РФ установлено, что его ареал ежегодно расширяется. Все чаще патологию выявляют в Ленинградской, Новгородской, Псковской и даже Архангельской областях. Специалисты связывают это с повышением среднегодовых температур, увеличением количества привозных и бродячих животных и распространением хронических системных заболеваний. Кроме того, ареал обитания клещей расширяется в сторону городов.

Новокаиновые блокады нервных стволов, узлов и сплетений

Новокаиновая блокада относится к патогенетической терапии, основанной на применении неспецифических средств, в частности, раствора новокаина, для профилактики и лечения воспалительных процессов различных органов и тканей организма животных.

Новый подход к анализу рентгеновских изображений животных

Рентгенологический метод обследования давно зарекомендовал себя как наиболее объективный. Он основан на различной способности рентгеновского излучения проходить через органы и ткани, создавая точное изображение многих из них. Теневая картина рентгеновского изображения плоскостная и суммационная, но чтобы точно локализовать патологический процесс, необходимо иметь пространственное, объёмное представление о нём.

О внешней стержневой фиксации костей

Основной задачей конструкций для остеосинтеза при лечении переломов является обеспечение неизменного относительного положения двух поверхностей перелома при действии на отломки кости различных внешних нагрузок на период консолидации. Естественные внешние нагрузки на трубчатую кость представлены в основном продольным сжатием и вращающим моментом.

О диагностике и лечении почечной недостаточности у собак

Почки поддерживают стабильный объем межклеточной жидкости, ее ионный состав и осмотическое давление, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека и животного.

Обоснования оперативного лечения переломов костей у собак

Восстановительная хирургия повреждений длинных трубчатых костей у животных - одна из актуальных проблем ветеринарной травматологии. Особую значимость ее решение приобретает в связи с повышением интенсивности жизни и дальнейшей урбанизацией, которая приводит не только к увеличению числа травм, но и к их утяжелению.

Общие принципы операций при переломе бедра у собак

Реконструктивно-восстановительные операции на опорно-двигательном аппарате сопряжены со значительными трудностями и требуют от хирурга особого подхода.

Одна из причин развития дисплазии

Дисплазия тазобедренного сустава (ДТС) - широко распространённое заболевание собак, характерное для ряда пород, особенно крупного и среднего размеров, характеризующееся нарушением соответствия суставных поверхностей головки бедренной кости и ацетабулярной ямки и приводящее к возникновению вывихов или артрозов.

Онкологические заболевания ротовой полости у собак

Увеличение продолжительности жизни собак в условиях города обусловлено несколькими причинами, основными из которых являются улучшение качества ветеринарной помощи, появление на ветеринарном рынке новых качественных препаратов, кормов, средств гигиены и др. С одной стороны данное обстоятельство весьма радует. Однако увеличение продолжительности жизни собак приводит к тому, что появляется ряд заболеваний, которые чаще всего регистрируются у старых собак, т.е. собак старше 10 лет.
Особое место в заболеваниях ротовой полости у старых собак занимают онкологические заболевания, как специфические, так и не специфические.

Определение показателей ранней диагностики сахарного диабета у собак

На сегодняшний день в практике ветеринарного врача все чаще диагностируется такое заболевание домашних животных как сахарный диабет. Им болеют собаки, реже кошки, лошади, свиньи и другие животные с однокамерным желудком.

Опухоли в ротовой полости собак и кошек

Пролиферативные поражения ротовой полости наблюдаются у собак и кошек довольно часто. При обследовании необходимо провести полный медицинский осмотр, визуализирующие исследования и гистопатологическое исследование достаточно качественной биопсии. Пролиферативные поражения подразделяются на реактивные и опухолевые. Некоторые из них могут представлять собой эпулис - опухолевидное разрастание на десне. Наиболее распространенное реактивное поражение десен - это их гиперплазия.

Осложнения и контроль в лечении сахарного диабета у собак и кошек

Сахарный диабет может возникнуть в любом возрасте в результате процессов, приводящих к нарушению продукции инсулина, его транспорта или чувствительности тканей к инсулину. У большинства собак и кошек в начальной стадии заболевания он протекает латентно. Поэтому выявление данной патологии на ранних этапах улучшает качество лечения и прогноз.

Основные моменты в профилактике некоторых вирусных заболеваний кошек

Проблема вирусных заболеваний кошек является очень актуальной как для их владельцев, так и для ветеринарных врачей. Особый масштаб она принимает в условиях содержания кошек в больших племенных питомниках. Несмотря на то что, на российском рынке существуют вакцины против основных вирозов кошек, культура содержания домашних кошек по-прежнему остается на низком уровне. Определенная часть животных содержатся на свободном выгуле и контактируют с бездомными животными, что способствует постоянному поддерживанию высокого уровня вирусоносительства в популяциях кошачьих.

Основные режимы и датчики в УЗ-сканере. Принципы настройки аппарата УЗИ

Основные режимы сканирования на современных ультразвуковых диагностических сканерах: В-режим, цветовое допплеровское картирование, энергетическое допплеровское картирование, импульсно-волновой допплеровский режим, постоянно-волновой допплеровский режим (только для кардиологических исследований). Все эти режимы реализованы на трех основных типах датчиков: конвексных, линейных, секторных фазированных. Знание основ физики диагностического ультразвука, принципов настройки параметров сканирования в основных режимах, использование информационных технологий, реализованных в современном оборудовании, позволяет получить максимальную диагностическую эффективность при проведении ультразвуковых исследований.

Основные симптомы болезней органов дыхания у животных

Характерными (патогномоничными) для заболевания дыхательной системы симптомами являются обильные носовые истечения, одышка, кашель, асимметрия дыхания.

Остановка кровотечения

Кровотечение (Haemorragia) - излияние крови из поврежденных кровеносных сосудов в ткани, полости организма или во внешнюю среду. Оно является наиболее опасным спутником многих травм, ранений и послеоперационных осложнений, связанных с повреждением крупных кровеносных сосудов. Однако, ранения мелких артериальных сосудов или вен не могут считаться для организма безразличными и при ряде обстоятельств часто бывают причиной возникновения острого малокровия и даже гибели животного. Поэтому остановка кровотечения является неотложной хирургической помощью, которую обязан уметь и оказывать каждый врач, независимо от его специализации.

О.А. Зейналов, В.А. Андрюшина, Д.А. Авданина,
Центр «Биоинженерия» РАН (Москва)

Сокращения: МТ - масса тела; ПГ - прогестерон

Введение

Среди многочисленных лекарственных средств, применяемых в медицине и ветеринарии, особое значение имеют прогестины (гестагены). Спектр их использования чрезвычайно велик. В медицине показаниями к их назначению служат: недостаточность лютеиновой фазы менструального цикла и другие прогестерондефицитные состояния, гиперплазия эндометрия, угроза прерывания беременности, а также гормонозависимые опухоли . В ветеринарии гестагены также часто используют, прежде всего с лечебной целью (при нарушениях функции яичников, матки, расстройствах гипоталамо-гипофизарной системы, для поддержания беременности, предупреждения эмбриональной смертности, коррекции сроков родов и др.). Кроме того, с их помощью регулируют отдельные этапы воспроизводства животных . В последнем случае используют свойство прогестагенов тормозить половую охоту и овуляцию, что позволяет у сельскохозяйственных животных синхронизировать половые циклы, а у собак и кошек - подавлять течку и охоту или смещать сроки их наступления. Благодаря синхронизации половых циклов гестагенами удается вызвать охоту у большей части коров в 7-дневный период, достичь высокой оплодотворяемости, значительно сократить сервис-период и, как следствие, повысить выход телят и молочную продуктивность . Коррекция половой функции домашних животных, в частности кошек и собак, остается важной ветеринарной проблемой. Прежде всего необходимо устранить у животных клинические проявления либидо в период пустовки собак и на стадии эструса кошек, свидетельствующих о готовности животных к спариванию и доставляющих немало хлопот их хозяевам. В этот период животные становятся агрессивными, плохо едят, издают пронзительные крики, часто убегают из дома. Много хлопот доставляют ложная щенность и заболевания, передающиеся половым путем. Решить эти проблемы можно двумя способами: гормональной коррекцией или стерилизацией. В обоих случаях изменяется метаболизм организма. Однако преимущество гормонального воздействия - его обратимость, в то время как стерилизация приводит к необратимой потере репродуктивной функции и отрицательно влияет на физиологические процессы до конца жизни.

В мировой ветеринарной практике воспроизводительную функцию животных регулируют синтетическими производными 17а-гидроксипрогестерона, например его капронатом, мегестрола ацетатом, медроксипрогестерона ацетатом, пролигестоном . Эти соединения либо сами по себе, либо в сочетании с эстрогенами или простагландинами стимулируют охоту у животных и повышают синхронность ее проявления, нормализуют гипер- и гипофункцию яичников, а также снижают половую активность особей обоего пола, при этом подавление полового цикла носит обратимый характер. В настоящее время существует много препаратов, созданных на основе этих соединений в разных странах и в разное время. К сожалению, они далеки от совершенства. Общим достоинством синтетических аналогов является то, что они как простейшие модификации природных прогестагенов и их метаболитов находятся в тесном родстве с ними, поэтому достаточно безвредны и при наличии высокой активности и отсутствии побочных эффектов могут быть использованы в качестве лекарственных средств. Общий недостаток большинства указанных соединений - кратковременность действия (кроме пролигестона) и необходимость в достаточно больших дозах и длительном курсе применения (5...10 дней до получения эффекта), что может вызвать побочные эффекты, в том числе метропатии. Например, медроксипрогестерона ацетат дают животным по 2...3 мг/кг МТ, а доза мегестрола ацетата при регуляции половой охоты составляет 35...40 мг (7...8 дней по 5 мг) для животных МТ до 5 кг. Использование одного гестагена в столь значительных количествах далеко не безопасно и может привести к гормональным нарушениям.

Особое место в ряду ветеринарных препаратов занимает пролигестон (дельвостерон) - один из лучших препаратов на сегодняшний день. Благодаря оригинальной структуре действующего вещества (наличие в его молекуле 14а-, 17а-пропилидендиокси-группы) препарат депонируется в жировой клетчатке и оказывает стойкий и пролонгированный (5...6 мес) эффект на репродуктивную систему. Пролигестон быстро снимает агрессивность и гиперсексуальность, улучшает аппетит и способствует увеличению МТ животного. Его используют для лечения и профилактики ложной щенности и дерматитов. Однако этот препарат трудно синтезировать и он дорог. К его недостаткам можно отнести необходимость использования в виде инъекций. Таким образом, поиск соединений, обладающих высокой активностью, пролонгированным действием и лишенных побочных эффектов, остается актуальной задачей.

Рис. 1. Прогестерон

Гормоны относят к веществам «однократного действия» : проявив свои биологические свойства, они дезактивируются в организме, превращаясь в метаболиты. Изменение молекулярной структуры гормона может увеличить время его метаболизма, в течение которого гормон будет выполнять свою функцию. В соответствии с известным механизмом действия прогестерона легко определить пути модификации, которая обеспечит блокаду основных центров метаболизма молекулы и продлит ее биологическое действие в организме . Химическая защита молекулы гормона метильной группой или галоидом при С6 или дополнительное введение А 6-двойной связи затрудняет его метаболизм по 6-му положению, а

Рис. 2. Эфиры мепрегено-лацетата (амола)

введение заместителя в 17а-положение и удаление кислорода при С3, например путем присоединения оксиацильной группы, затрудняет метаболизм по 3-му и 17-му положениям стероидной молекулы. Именно такие изменения претерпела молекула прогестерона при переходе к производным мепрегенола: блокированы все основные центры метаболизма путем введения А 6-двойной связи, метильной группы при С6, оксиацильной группы при С17 и восстановлением кетогруп-пы при С3. Благодаря структурной модификации возникает возможность найти в ряду производных мепрегенолацетата соединения, превосходящие по своим фармакологическим свойствам природный прогестерон. Пути модификации молекулы прогестерона в соответствии с механизмом его действия представлены на рисунке 1.

Из литературных источников известно , что пролонгации действия стероидных соединений можно достичь применением их сложных эфиров, содержащих гидроксильные группы чаще всего при С3, С17 и С21. Эфиризация стероидных препаратов замедляет выделение соответствующих гормонов в организме по мере гидролиза их эфирных групп, что обеспечивает длительное существование базового вещества в организме и пролонгацию его терапевтического действия. Поэтому сложные эфиры стероидных спиртов широко применяют в качестве лекарственных препаратов пролонгированного действия. Например, однократная инъекция лекарственного препарата тетрастерона, состоящего из четырех входящих в его состав эфиров тестостерона (пропионата, фенилпропионата, изокапроната и капроната), оказывает лечебный эффект в течение месяца . Это достигается неодновременным гидролизом входящих в его состав эфиров.

Цель исследования

Целью исследования был поиск новых высокоактивных аналогов в ряду эфиров мепрегенолацетата для их дальнейшего применения животным.

Материалы и методы

Разработанный нами синтез сложных эфиров мепрегенолацетата из стеринов растительного и животного происхождения (фитостерины, холестерин) сделал их достаточно доступными. Синтезированы новые соединения (рис. 2, табл. 1), имеющие нормальное и изостроение эфирного заместителя при С3, а также с заместителями, содержащими ароматические кольца .

Затем изучили их гестагенную и контрацептивную активности.

Гестагенную активность полученных соединений и природного прогестерона сравнивали методом Clauberg-McPhail на неполовозрелых кроликах-самках, а их контрацептивную активность в сочетании с этинилэстрадиолом - на половозрелых белых крысах линии Вистар (исследования проведены в НИИАГ им. Д.О. Отта РАМН, Санкт-Петербург).

Самкам кроликов, которым предварительно давали эстрогены, в течение 5 дней ежедневно вводили испытуемые препараты в определенном диапазоне доз (5 доз; 5 кроликов на 1 дозу).

Прогестерон инъецировали в виде масляного раствора. Подопытным животным растворы испытуемых соединений, приготовленные на растительном масле, ежедневно в утренние часы вводили в желудок через зонд. На следующий день после завершающего введения препарата кроликов подвергали эвтаназии. При вскрытии фрагмент одного рога матки брали для гистологического анализа. Тонкие срезы органа (7 мкм) исследовали на светооптическом уровне при увеличении х 12. Гестагенную активность оценивали по 4-балльной шкале McPhail, принимая во внимание степень прегравидных изменений эндометрия. Из каждого фрагмента матки исследовали по несколько срезов. Результаты опытов обрабатывали методом регрессионного анализа. Регрессию вычисляли по формуле

у = а + big х,

где у - индекс McPhail; а и b - коэффициенты регрессии; х - доза гестагена в мг/кг МТ.

Биологическую активность соединений оценивали по ЕД50, соответствующей индексу McPhail, равному 2.

Относительную гестагенную активность вычисляли, принимая за единицу активность прогестерона.

Контрацептивную активность изучали стандартным методом: вводили препараты (гестаген в сочетании с эстрогеном в соотношении 0,8 и 0,04 мг/кг МТ соответственно) в течение 14 дней. На третий день самок подсаживали к самцам. Ежедневно цитологическим методом исследовали влагалищные мазки. День обнаружения спермиев в мазке считали первым днем беременности. Покрытых самок отсаживали в отдельные клетки и завершали 14-дневный курс введения испытуемых препаратов. В течение 20 дней у покрытых самок продолжали брать мазки, чтобы определить, сохранилась или прервалась беременность. На 20...21-й день после покрытия всех животных подвергли эвтаназии. При вскрытии определяли наличие плодов и мест имплантаций в матке. Контрацептивную активность (КА) рассчитывали по формуле, %:

КА(%) = (1- Бо Ч Пк/По Ч Бк) Ч 100,

где Бо и Бк - число беременных крыс в опыте и контроле соответственно; По и Пк - число покрытых крыс в опыте и контроле соответственно.

Для покрытия использовали по два самца на трех самок (спариваемых животных содержали совместно в течение 4 дней).

Результаты и обсуждение

Средний уровень биологической активности новых гестагенных препаратов приведен в таблице 1.

У синтезированных эфиров гестагенная активность оказалась более высокой, чем у природного прогестерона, а в комбинации с этинилэстрадиолом все эфиры проявили выраженный контрацептивный эффект. Как видно из таблицы 1, как гестагенная, так и контрацептивная активности у изученных эфиров значительно различаются. Можно сделать вывод о зависимости биологической активности от устойчивости эфирной связи к гидролизу, определяющейся характером заместителя при С3. Чем медленнее гидролизуется эфирная группа, тем выше гестагенная активность соединения. В ряду эфиров мепрегенола ацетата нет прямой зависимости между гестагенной активностью и контрацептивным эффектом. Напротив, у многих эфиров с высокой гестагенной активностью выявлен низкий контрацептивный эффект, и наоборот. Например, контрацептивный эффект наиболее активного гестагена - диацетата мепрегенола (относи-

тельная гестагенная активность 26) в сочетании с этинилэстрадиолом составляет 36,8 %, в то время как пропионат и изоникотинат амола при низкой гестагенной активности (12,2 и 7,3 соответственно) проявляют высокий контрацептивный эффект (89 % и 83,3 % соответственно). Это может быть связано с наличием у некоторых соединений сопутствующей активности (например, антигонадотропной или антиандрогенной), способной повлиять на величину контрацептивного эффекта. Несовпадение в стероидных эфирах высокой гестагенной активности с величиной контрацептивного эффекта ранее отмечали у других производных 17ос-оксипрогестерона . Эти авторы предположили, что механизм действия таких гестагенов определяется не торможением овуляции, а влиянием на постовуляторные процессы. Такое разобщение биологических свойств гестагенных препаратов изученного ряда может позволить использовать соединения с высоким гестагенным индексом в качестве лечебных средств в медицине и ветеринарии, а другие - в качестве высокоактивных контрацептивных препаратов со сравнительно низким гестагенным действием.

В экспериментах на кошках и собаках выявили, что под влиянием эфиров мепрегенола улучшается физическое состояние животных, снижаются половое возбуждение и агрессивность. На фоне введения эфиров с 1-го по 3-й день (в зависимости от вида и МТ животных) быстро снимались признаки половой охоты и наступало успокоение. Процент контрацепции у вошедших в контакт животных был высоким. Результаты опытов приведены в таблице 2.

Таким образом, исследованный ряд сложных эфиров мепрегенолацетата можно условно разделить на две группы соединений: с высокой гестагенной активностью и высокой контрацептивной активностью. Обе группы соединений представляют большой интерес как основа для лекарственных препаратов нового поколения. Основные достоинства соединений этого ряда - их высокая активность при пероральном использовании (разовая доза составляет от 0,001 до 0,1 мг/кг МТ животного), отсутствие побочных андрогенного и эстрогенного эффектов, свойственных гестагенам 19-норстероидного ряда, и полное отсутствие как специфической (аллергенность, мутагенность, тератогенность), так и острой токсичности (LD25 значительно превышает дозу 2 тыс. мг/кг МТ).

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. Среди изученного ряда эфиров мепрегенола ацетата найдены высокоактивные гестагены и соединения с высоким контрацептивным эффектом, представляющие интерес для медицины и ветеринарии.

2. Результаты проведенных нами исследований по изучению биологической активности новых гестагенных препаратов свидетельствуют о перспективности их применения в области ветеринарии для решения практически важной проблемы - регуляции воспроизводства животных.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М, 1993. Т. 1. С. 690.

2. Карпов В.А. Акушерство и гинекология мелких домашних животных. М.,1990. С. 268-270.

3. Прокофьев М.И., Кадатский Г.М., Сабиров Т.К. Регуляция воспроизводительной функции у коров прогестагенами // Зоотехния. 1994. № 2. С. 21-24.

4. Ахрем А.А., Титов Ю.А. Кортикостероиды // Природа. 1966. № 10. С. 40.

5. Гриненко Г.С., Клинский Ю.Д., Кадатский Г. М. и соавт. Изучение новых прогестагенных препаратов для регуляции половой функции сельскохозяйственных животных. Гормональное животноводство. 1977. С. 146-161.

6. Шахтмейстер И.Я. Проблемы рационального использования наружных лекарственных средств глюкокортикоидной природы в педиатрической практике, http:medi.ru/doc/6590110.htm

7. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М, 1993. Т. 1. С.704-705.

8. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина, 1993. Т. 1. С. 694.

9. Андрюшина В.А., Савинова Т.С, Скрябин К.Г. Способ получения прегнанов. Пат. РФ № 2156255. Бюл. изобрет. № 26. 2000.

10. Андрюшина В.А., Савинова Т.С, Скрябин К.Г. Способ получения стероидных эфиров: Пат. РФ № 2091388, Бюл. изобрет. № 27. 2000.

11. Андрюшина В. А., Савинова Т.С., Гриненко Г. С. Контрацептивное средство для животных и способ его получения. Пат. РФ № 2091019, Бюл. изобрет. № 27.1997.

12. Андрюшина В.А., Савинова Т.С, Скрябин К.Г. и соавт. Универсальное средство для ингибирования репродукции позвоночных животных: Пат. РФ № 2101013, Бюл. изобрет. № 1. 1998.

13. Зейналов О.А., Андрюшина В.А., Скрябин К.Г. Средство для регуляции репродуктивной функции и половой активности позвоночных животных и способ регуляции репродуктивной функции и половой активности позвоночных животных: Пат. РФ № 2233586, Бюл. изобрет. № 22. 2002.

14. Зейналов О.А., Андрюшина В.А., Савинова Т.С. и соавт. Эфиры мепрегенола ацетата: синтез и оценка биологического действия. Вопросы биологической медицинской и фармацевтической химии, 2004. № 2. С. 8-11

15. Никитина Г.В., Савченко О.Н., Степанов М.Г. Гормональные свойства новых производных 17а-оксипрогестерона. Проблемы эндокринологии. 1987. № 3. С. 60-63.

16. Neuman F., Elger W., Nishino I., Steinbeck H. Arzneim. Forsch. Dnig res., 1977. №27. С 296-318.


Новый Федеральный закон №61 «Об обращении лекарственных средств» датирован 21 апреля 2010 года, и у всех желающих была возможность ознакомиться с положениями данного документа. Тем не менее, вступление в силу 1 сентября 2010 года нового закона и необходимость руководствоваться им в повседневной работе, вызывала ряд вопросов у всех специалистов, чья деятельность связана с производством, продажей или применением лекарственных средств для животных. А на подходе уже следующий федеральный закон, на этот раз «О ветеринарии». Хотя сегодня этот закон находится лишь в стадии проекта, он уже вызвал огромный интерес со стороны всех участников ветеринарного сообщества: фирм-производителей ветпрепаратов, оптовых и розничных торговцев и, разумеется, практикующих ветеринарных врачей. Для того, чтобы прояснить все сложные моменты применения новых законов на практике, «Союз предприятий зообизнеса» провел прошедшей осенью два круглых стола, в работе которых приняли участие, как представители ветеринарного бизнеса, так и государственные чиновники.

Новый закон, новые правила.

Первое из мероприятий, посвященных особенностям работы компаний, производящих ветеринарные препараты или торгующих ими, -- круглый стол ««Особенности применения Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» в сфере оборота лекарственных средств для животных»состоялось 11 октября 2010 года в рамках московской выставки «Золотая осень-2010».

Работа круглого стола началась с выступления Елены Саратцевой, начальника отдела государственного регулирования Департамента ветеринарии Минсельхоза России. Она рассказала собравшимся о процессе разработки законопроекта, который впоследствии лег в основу ныне действующего Федерального закона, и сразу очертила основные отличия нового закона, упомянув проблемные моменты, до сих пор не ясные. «Главное отличие нынешнего Федерального закона от ранее действовавшего №86-ФЗ, заключается в том, что само понятие лекарственных средств изменено. На сегодняшний день к лекарственным средствам относятся «вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного».

Таким образом, понятие «лекарственные средства», оказалось значительно сужено.

Но что это значит с точки зрения практического применения? Согласно действующему законодательству только зарегистрированные лекарственные средства подлежат обращению на территории Российской Федерации. Однако, если мы говорим, что лекарственное средство - это то, что вступает в контакт с организмом человека или животного, то большинство диагностиков и дезинфекантов на сегодняшний день выпадают из этого понятия, и встает вопрос о необходимости их регистрации на территории Российской Федерации. Но полная отмена регистрации этих средств - это очень ответственный шаг, пойти на который можно, лишь взвесив все «за» и «против». На сегодняшний день этот вопрос еще обсуждается и в Минсельхозе, и в Россельхознадзоре, и готового ответа на него нет.

Еще одним отличием нового Федерального закона является его подробнейшая детализация. Елена Саратцева отметила, что ранее на территории РФ не было законов, столь подробно расписывающих принципы регистрации и обращения лекарственных средств. Однако у Минздравсоцразвития было время для разработки документов, которые бы дополняли основные положения ФЗ, на сегодняшний день правовые нормативные акты Правительства РФ, которые регулируют обращение для лекарственных средств медицинского применения, подготовлены и изданы. А вот со стороны Минсельхоза РФ есть некоторые сложности. Дело в том, что до 1 сентября регистрация осуществлялась на договорной основе, а теперь вводится государственная пошлина в размере 150 тыс. рублей. Но для того, чтобы перестроить работу ФГУ «ВГНКИ», осуществляющего регистрацию, необходимо дополнительное финансирование. Вопрос о выделении бюджетных ассигнований ФГУ «ВГНКИ» на сегодняшний день находится на стадии согласования.

Делать и продавать.

Следующим вопросом, поднятым в ходе работы круглого стола, был вопрос о соответствии отечественных производств международным стандартам GMP. По закону российские предприятия должны полностью перейти на эти стандарты к 2013 году, но как это будет осуществляться на практике, пока не вполне ясно. К сожалению, единственным комментарием, который смогли получить участники круглого стола, было упоминание об интервью министра Минсоцздравразвития Татьяны Голиковой, в котором она говорила, что производители должны перейти на стандарты GMP заранее, еще до вступления нормы в силу.

Еще одним вопросом, фактически оставшимся без ответа, стали изменения правил оптовой и розничной торговли. В законе «Об обращении лекарственных средств» много раз повторяется слово «правила». При этом в статье «Правила оптовой торговли» упоминаются некие «правила, разработанные уполномоченным органом», однако никаких пояснений по поводу того, какой именно орган считать уполномоченным, не дается. По словам Елены Саратцевой, авторы закона в этой части говорили «не только о розничной и оптовой торговле лекарственными средствами, а о новом подходе к лицензированию фармацевтической деятельности». Основным изменением, связанным с принятием нового закона, является включение в понятие фармацевтической деятельности еще и хранение лекарственных средств. Так, теперь ветеринарная клиника, осуществляющая реализацию лекарственных средств, должна получить лицензию на фармацевтическую деятельность. Но, так как правила, регламентирующие оптовую и розничную торговлю, пока находятся в стадии разработки, то проверки, приходящие в конкретную ветеринарную клинику будут, по словам начальника отдела организационно-методической работы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Марии Новиковой, «работать по старой схеме» и «выходить из этой ситуации будем компромиссным путем».

Исчерпывающего списка требований, предъявляемых к розничной ветеринарной аптеке, на сегодняшний день не существует, они будут созданы лишь после получения Минсельхозом разрешения на разработку данных документов.На первых порах проверяющие пользовались стандартами, разработанными для гуманитарной медицины, но в настоящее время это запрещено, и проверки проводятся в соответствии с правилами «общей логики», например, при наличии в продаже препаратов, которые необходимо хранить при температуре +3-5° С проверяется наличие и исправность холодильника.

Несмотря на ряд сложностей, связанных с оформлением лицензии, получать ее все-таки необходимо. В ходе круглого стола возник вопрос, чем рискует предприниматель, торгующий лекарственными средствами без лицензии. Мария Новикова ответила на него так: «Территориальные органы Россельхознадзора в связи со своими положениями имеют право привлекать организации как оптовой, так и розничной торговли лекарственными средствами и организации-производители к ответственности за отсутствие лицензии», а генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова напомнила собравшимся о статье 171 УК «О незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без лицензии, если данный вид деятельности лицензируется». То есть, за данное правонарушение можно нести и уголовную, и административную ответственность.

Регистрация по-новому

Со следующим докладом выступила представитель ФГУ «ВГНКИ» Татьяна Панина. По поводу новой процедуры регистрации она сказала: «В новом законе очень четко прописана процедура регистрации лекарственных средств по этапам и срокам, что позволяет осуществить прозрачность всего процесса регистрации. Кроме того, доходы от регистрации поступают в государственный бюджет в виде единой государственной пошлины.

Как вам всем известно, государственной регистрации подлежат оригинальные лекарственные препараты, воспроизведенные лекарственные препараты, новые комбинации зарегистрированных ранее препаратов, лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других формах и новой дозировке».

Процедура регистрации начинается с подачи и рассмотрения заявления, формирования регистрационного досье, предоставления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за проведение экспертизы. Сама же экспертиза лекарственных средств для животных проводится в профильных подразделениях ФГУ «ВГНКИ» и включает в себя: специализированную оценку регистрационных материалов с целью составления мотивированного вывода об эффективности, безопасности и качестве лекарственного средства или добавки, исследование образцов на соответствие требованиям нормативно-технической документации по контролю качества, внедрения предложенных методов контроля. Впрочем, по словам Татьяны Паниной, «ФГУ «ВГНКИ» только рекомендует Россельхознадзору зарегистрировать лекарственное средство, приостановить регистрацию либо мотивированно отказать в регистрации лекарственного средства», само же решение о регистрации принимается Россельхознадзором.

Регистрационное удостоверение лекарственного препарата, впервые регистрируемого в России, выдается сроком на пять лет, во всех остальных случаях регистрационное удостоверение не имеет срока действия и выдается бессрочно. Повторная регистрация не требуется, ранее зарегистрированные лекарственные средства подлежат включению в Государственный реестр лекарственных средств без прохождения процедуры регистрации. Однако автоматически получить бессрочную регистрацию не получится: необходимо сначала пройти процедуру подтверждения государственной регистрации.

К сожалению, процедура подтверждения государственной регистрации на сегодняшний день тоже сопровождается некоторыми сложностями. Многие компании не могут продлить регистрацию, так как для этого необходим совершенно новый документ под названием «мониторинг безопасности». По словам представителя Россельхознадзора Марии Новиковой: «Данная проблема широко распространена и многие организации не имеют возможности сформировать документ, который называется «мониторинг безопасности». Этот вопрос также находится в стадии рассмотрения, возможно, для этих препаратов будет проводиться первичная процедура регистрации».

Подобные проблемы возникают и у иностранных компаний, обладающих мониторингом безопасности, но не имеющих возможности предоставить его на русском языке, заверенным в установленном законом порядке. Проще говоря, пока не вполне ясно, как именно заверять перевод мониторинга безопасности, выполненного на иностранном языке.

Законом предусмотрены два различных мониторинга безопасности. Один из них производится компанией-производителем, и его результаты предоставляются для подтверждения государственной регистрации. Другой мониторинг безопасности лекарственных средств проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На данный момент такой орган не определен.

Как считает Мария Новикова: «Зарубежные компании проблем с предоставлением мониторинга безопасности не имеют. С рядом российских производителей в этом отношении может быть проблема, потому что мы общались с некоторыми крупными производителями, и они сказали, что они проводят такие исследования на добровольной основе и смогут предоставить эти данные. Но многие некрупные производители никогда этим вопросом не задавались».

В этом документе должны быть предоставлены данные о выявленных нежелательных реакциях, а также о широких исследованиях в разных хозяйствах вплоть до указания перечня контрагентов, которым продано лекарственное средство.

Оживленную дискуссию вызвал и вопрос об оплате государственной пошлины за регистрацию (напомним, согласно новому закону она составляет 150 тыс. рублей и оплачивается независимо от результатов экспертизы в ФГУ «ВГНКИ»). Если у иностранной компании, подающей документы на регистрацию, нет в России своего представительства, оплатить госпошлину практически невозможно. У госструктур отсутствуют валютные счета, на которые можно переводить средства. Более того, ни Россельхознадзор, ни Минсельхоз, ни ФГУ «ВГНКИ» не имеют права их выставлять, а документ об оплате госпошлины должен быть оплачен именно заявителем. Таким образом, отсекается значительный пласт иностранных компаний, не имеющих представительств в России, но желающих поставлять свою продукцию на российский рынок. Изменить этот порядок может только Министерство финансов, и Татьяна Колчанова сообщила о своем намерении направить запрос в данное министерство.

Еще одной проблемой, поднятой в ходе работы круглого стола, был вопрос об изменениях в маркировке ветеринарных препаратов. Если раньше эти средства назывались «лекарства для животных», то теперь, согласно новому закону, в инструкциях к препаратам должны фигурировать «лекарства ветеринарного применения». За внесение изменений в инструкцию необходимо заплатить государственную пошлину в размере 50 тыс. рублей. Однако препараты, произведенные до 1 сентября, могут продаваться со старыми инструкциями и старой маркировкой упаковки вплоть до истечения срока годности, а вот оборот препаратов, выпущенных уже после вступления в силу нового закона, будет приостанавливаться.

Новый закон о лицензировании лекарственных средств гласит, что при утверждении упаковки препарата обязательно штрих-кодирование. Но органы, выдающие штрих-коды на лицензированные ветеринарные продукты, запрашивают номер свидетельства о госрегистрации препарата, которое, в свою очередь, не выдается без утверждения упаковки. Это лишь одна из проблем, которую надо будет решить ветеринарному сообществу.

Помимо внесений изменений в инструкцию к препаратам, по новому закону производители обязаны предоставить для утверждения макет первичной и вторичной упаковки. Это относится и к новым для российского рынка препаратам, и к тем средствам, которые нуждаются лишь в процедуре подтверждения регистрации. Более того, после смены логотипа компании-производителя или внесения любых других изменений в дизайн упаковки, процедуру его утверждения придется проходить повторно.

В проекте.

18 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге, в рамках работы Международной выставки «Зоосфера» был проведен еще один круглый стол, на этот раз, посвященный не только новому закону «Об обращении лекарственных средств», а всем остальным особенностям нормативно-правового регулирования в сфере зообизнеса.

Участники рынка еще не успели до конца освоиться со вступившим в силу Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», а на подходе уже новый Федеральный закон, имеющий непосредственное отношение ко всем предпринимателям, деятельность которых так или иначе связана с домашними и сельскохозяйственными животными. Речь идет, разумеется, о проекте закона «О ветеринарии». Изначально планировалось внести поправки в имеющийся Федеральный закон, но на сегодня было принято решение создать новый закон фактически с нуля, воспользовавшись, как разработками независимых экспертов, так и предложениями Россельхознадзора.

Несколько сложнее дело обстоит со списком лекарственных средств, не требующих лицензирования, например, противоблошиных ошейников или капель. Так как оборот лекарственных средств (в том числе, предназначенных для животных) регулируется законом об обращении лекарственных средств, для отмены лицензирования необходимо внесение соответствующих поправок именно в этот закон. На сегодняшний день вопрос находится в стадии согласования в Министерстве сельского хозяйства, в скором времени соответствующие бумаги будут переданы в Правительство РФ.

Если поправки в закон «Об обращении лекарственных средств» будут внесены в том виде, в каком это предлагает сделать Минсельхоз, то в список средств, розничная реализация которых не требует лицензирования, попадут инсектоакарицидные и антигельминтные лекарственные средства для непродуктивных животных, за исключением инъекционных препаратов или вакцин, антисептические средства для наружного применения, не содержащие гормонов и антибиотиков, адсорбирующие средства на основе бентонита, циолитов и угля, а также пребиотики и препараты на основе экстрактов лекарственных растений.

И снова лекарства.

Следующим вопросом, обсуждавшимся в ходе работы круглого стола, прошедшего 18 ноября, стали последствия введения нового закона «Об обращении лекарственных средств». Председатель правления Союза предприятий зообизнеса Сергей Спирин так охарактеризовал ситуацию, вызванную сужением понятия «лекарственное средство»: «В результате появилась особая конкурентная среда по диагностическим препаратам». Действительно, на рынок вышли фирмы, торгующие средствами для экспресс-диагностики чумы плотоядных, лептоспироза и других заболеваний. К сожалению, на практике многие из этих средств дают ошибки в 90% случаев. Получается, что определять качество конкретного диагностического препарата должны практикующие врачи, причем делать это в ходе экспериментов на животных, принадлежащих населению.

Но есть и положительные моменты: в новом законе очень подробно расписана регистрационная процедура, определены ее сроки, к тому же производителю не нужно больше заключать никаких договоров с контрольным институтом, достаточно просто заплатить госпошлину. Кроме того, ожидается, что в скором времени появится несколько контрольных институтов, а значит, производители смогут проводить испытания препаратов, не выезжая из своего региона.

Правда, работает это пока только в теории, в действительности же не существует даже утвержденного регистрационного бланка о регистрации лекарственных средств ветеринарного применения. Связано это с тем, что Минсельхоз не уполномочен регулировать оборот лекарственных средств (к которым сегодня относятся и ветпрепараты), и пока Правительство не внесет соответствующих поправок, ситуация не разрешится.