Почему у новорожденного косит один или оба глаза, и когда проходит косоглазие? Когда у грудничков проходит косоглазие? Классификация косоглазия: расходящееся, вертикальное, сходящееся, паралитическое, содружественное и пр




В обществе есть две устоявшиеся точки зрения о косоглазии: первая подразумевает, что оно не лечится вообще, а вторая – что проходит само собой без участия врача. И то, и другое мнение в корне неверно чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее и успешнее пройдет излечение малыша от этого недуга. Косоглазие у новорожденного ребенка – это не только косметический дефект. Оно влияет на психическое и умственное развитие.

Когда проходит косоглазие у новорожденных детей? Что делать, и к какому врачу обращаться, если глазки у ребенка стали косить? Можно ли излечить заболевание полностью?

Почему у малышей косят глазки?

Косоглазие, или страбизм – нарушение работы глазных мышц, при котором ребенок неспособен сфокусировать взгляд на предмете двумя глазками. В норме оба глаза, левый и правый, движутся симметрично. При косоглазии центральная ось смещена, зрачки смотрят в разные стороны. При этом головной мозг не в состоянии объединить увиденные разными глазами изображения в одно.

У новорожденных детей страбизм встречается часто - им страдают 2 ребенка из 100. Выявить патологию самостоятельно сможет каждый родитель - косоглазие заметно невооруженным глазом. Некоторые дети, страдающие этим недугом, уже рождаются с одним или двумя раскосыми глазами.

Косоглазие у новорожденных может формироваться еще в утробе матери или при рождении и возникает по следующим причинам:

  • последствия тяжелых родов;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • употребление матерью некоторых медикаментов или наркотиков;
  • генетические болезни, например, синдром Дауна;
  • наследственная предрасположенность;
  • врожденные пороки строения глаза;
  • рождение ребенка раньше срока;
  • гидроцефалия.

Существует ряд неблагоприятных факторов, из-за которых косоглазие возникает в первые дни жизни малыша

В процессе жизни косоглазие формируется по следующим причинам:

  • нарушения зрения, дальнозоркость и близорукость - ребенок пытается сфокусировать взгляд на предмете и очень сильно напрягает глаза;
  • болезни и аномалии мышц глаза;
  • воспаления зрительных структур;
  • последствия инфекционного заболевания (корь, скарлатина, грипп);
  • повреждения глаз, черепно-мозговые травмы;
  • стрессы и сильные психоэмоциональные состояния;
  • сильные зрительные нагрузки;
  • патологии нервной системы.

Виды и симптомы косоглазия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

По времени возникновения страбизм делится на врожденный (встречается нечасто) и приобретенный (формируется к 1-3 году жизни ребенка). Также косоглазие бывает:

  • постоянным - это самый частый вид, он диагностируется в 75-80% случаев;
  • периодическим - возникает в определенных ситуациях, например, при болезни или стрессе.

Периодическое косоглазие со временем иногда переходит в постоянную форму. Если у ребенка косит один глаз - это монолатеральное косоглазие, если косят оба – альтернирующее.

Зрачки могут расходиться в разных направлениях:

  • сходящиеся к носу – эзотропия;
  • расходящиеся к вискам – экзотропия;
  • вертикальное отклонение – вверх или вниз;
  • смешанный тип.

Кроме того, патология бывает истинной и мнимой. Новорожденный малыш еще просто не способен сфокусировать взгляд, при этом он воспринимает зрительную картинку целиком - это мнимый страбизм. При истинном косоглазии картинка двоится или искажается.

Симптомы, присущие косоглазию:

  • ребенок наклоняет голову и прищуривается при разглядывании или попытке сфокусировать взгляд на предмете;
  • малыш не воспринимает глубину пространства, при ходьбе может на что-либо натыкаться;
  • нечеткое, расплывчатое изображение, раздвоение предметов;
  • боли в голове и глазах;
  • головокружение;
  • ребенок не может смотреть на свет.

При косоглазии малыш часто прищуривается и ему тяжело смотреть на яркий свет

Некоторые из этих признаков присутствуют постоянно. Другие появляются при сильных стрессовых ситуациях, усталости или болезни.

Диагностика патологии

Как правило, с постановкой диагноза не возникает проблем, поскольку дефект достаточно заметен. Страбизм диагностируется на основе визуальной оценки офтальмологом, который выявит, почему у малыша один или оба глаза косые:

  • Уже при первом посещении, в 3 месяца, врач при офтальмоскопии сможет определить нарушение зрения и измерит угол отклонения изображения на зрачке.
  • Скиаскопия поможет выяснить, как глаз преломляет световые лучи, и есть ли функциональные нарушения. К 6 месяцам признаки страбизма должны исчезнуть.
  • Проба с прикрыванием глаз позволяет выявить скрытое косоглазие. Она проводится в возрасте 1 года. Один глаз закрывают, а другим просят малыша следить за предметом. Отклонение в сторону сигнализирует о наличии страбизма.
  • В 3 года для диагностики используется специальный цветовой тест. Он поможет установить, есть ли нарушения бинокулярного зрения.
  • Обследование специальным аппаратом – синоптофором. Путем воздействия на глазки малыша измеряется угол отклонения зрачка от здорового положения.

Офтальмолог диагностирует косоглазие при визуальном осмотре грудничка

Коррекция косоглазия

Лечение зависит от причины косоглазия и степени поражения зрительного органа. При необходимости к терапии подключат детского невролога. Если патология серьезная, ее будут лечить в больнице. В иных случаях предусмотрено амбулаторное и домашнее лечение.

Лечение косоглазия нужно начинать незамедлительно, поскольку при развитии болезни значительно страдает зрение. Какие именно средства терапии подойдут конкретному ребенку, решает только врач.

Методы лечения, которые используются для коррекции страбизма:

  • Окклюдер - это специальная заслонка, которая надевается на здоровый глаз (при одностороннем косоглазии) или на оба по очереди (при двустороннем). При усилении нагрузки больной орган начинает лучше видеть.
  • Ношение специальных очков - когда причина заключается в нарушении зрения (дальнозоркости, близорукости или астигматизме), ношение очков полностью устраняет этот дефект.
  • Специальные глазные капли. Они временно ухудшают зрительную функцию здорового глаза, заставляя больной глаз усиленно работать.
  • Амблиокор - аппарат, который помогает нейронам головного мозга правильно интерпретировать картинку, устраняет синдром «ленивого глаза».
  • Синоптофор - тренирует глаза и восстанавливает бинокулярное зрение.

При косоглазии эффективны упражнения для глаз на синоптофоре
  • Амблиопанорама - устройство, которое улучшает остроту зрения.
  • Упражнения для глаз. Они устраняют косоглазие на начальной стадии при небольшом поражении зрительного органа и укрепляют мышцы глаза.
  • Хирургическое вмешательство. Проводится детям старше 3 лет и показано в тех случаях, когда описанное выше консервативное лечение не приносит результата. Для малышей используется безопасный мягкий наркоз. Хирург скорректирует глазные мышцы таким образом, чтобы они стали нормально работать.

Прогноз благоприятен при своевременно начатом лечении и выполнении всех предписаний специалиста - дети перестают косить как одним, так и обоими глазами. Зрительную функцию в большинстве случаев удается восстановить, главное – не запускать заболевание.

Когда у грудничков проходит косоглазие?

Зрительная система грудничка после рождения и до 3-4 лет нестабильна, поскольку находится на стадии формирования. Спровоцировать ее патологии могут обычные на первый взгляд вещи, например, просмотр телевизора, игры в мобильном телефоне или слишком низко подвешенная в колыбели игрушка. Именно поэтому в таком возрасте профилактике косоглазия нужно уделять особое внимание.

Все малыши до 2-3 месяцев еще не могут сфокусировать взгляд на предмете, поэтому небольшое отклонение в этом возрасте нестрашно и является вариантом нормы. К 3-6 месяцам такое явление проходит.

Однако ждать, когда пройдет косоглазие у новорожденного, не стоит - лучше перестраховаться и обратиться к специалисту за консультацией.

Истинное косоглазие развивается в 2-3 года, когда налаживается совместная работа глаз. Его можно диагностировать по неправильному наклону головы ребенка и его блуждающему взгляду. Однако в некоторых случаях сходящееся к переносице косоглазие может проходить самостоятельно, даже если оно появилось у детей старше 2 лет.

Профилактика

Для того чтобы у новорожденного и ребенка старшего возраста не возникло косоглазие, нужно:

  • во время беременности регулярно посещать женскую консультацию и проходить все необходимые исследования;
  • матери не следует принимать лекарственные средства, не предназначенные для беременных женщин, а уж тем более пить алкоголь или употреблять наркотики;
  • для правильного и своевременного диагностирования нужно регулярно водить малыша к детскому офтальмологу;
  • над детской кроваткой нельзя вешать яркие игрушки - малыш будет концентрировать взгляд на одной точке;
  • погремушки нужно располагать на расстоянии вытянутой руки ребенка;
  • начинать просмотр телевизионных программ нужно не раньше чем в 3 года, а играть и заниматься на компьютере – не раньше 8 лет;
  • следует уделять внимание осанке ребенка, приучать его сидеть правильно, с прямой спиной;
  • в семье нужно создать благоприятный психологический климат - избегать ссор и конфликтов, не подвергать малыша стрессам.

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Комментировать статью "Глазами младенца..."

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить? *** Тема перенесена из конференции "Детская психология"

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Вопрос, которым задаются очень многие родители. Однако, ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку ответ на 90 % зависит от генетической предрасположенности и на 10% от случая. Тут ясно только одно - кроха будет рождён с мутновато-серо-голубыми или темно-карими глаза. Какого цвета будут глаза у моего ребёнка? Практически всегда глаза новорожденных имеют именно голубой цвет, который впоследствии, начиная месяцев с 6, начинает меняться и темнеет по мере воздействия на него...

Очень интересный конкурс нашла - «Интернет глазами детей» для продвинутых детишек! Там они тааакиииее милые на видео! там тааакие призы! и xbox и полароид и планшет. Мы даже уже с малышом уже сняли видео почти с перого дубля =)) хахах

Увидев этот конкурс, я сразу подумала о Маше Трауб =)Ее книги о детях, семье, отношениях и все это так знакомо =))) К тому же написано с юмором =) Совершенно случайно наткнулась на этого автора и... залпом прочитала практически все, что ею написано. С тех пор совету всем мамам (да и не только мамам:)) почитать книги Маши Трауб =) Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остаётся задумываться читателю. Пишет о людях и судьбах, в основном, небольшие семейные саги. В...

У многих детей в первые недели или месяцы жизни начинают слезиться глаза, в них появляется гной, ресницы слипаются. Это состояние – воспаление слезного мешка (дакриоцистит), обычно оно проходит за несколько недель. Воспаление слезного мешка возникает из-за того, что канал, соединяющий глаз и нос (носослезный канал), не открывается у ребенка сразу после рождения, слеза застаивается в глазу, и в ней развиваются микробы. За несколько недель носослезный канал, чаще всего, открывается без...

У грудных детей глазки часто довольно мило косят. И ничего страшного в этом нет – на первый взгляд. Мало того – это умиляет родителей. Однако проходит несколько месяцев, ребенок растет, а глазки продолжают косить, что не может не насторожить взрослых. С подозрениями на косоглазие родители обращаются к офтальмологам чаще всего. Это самый популярный повод для внепланового визита к детскому окулисту. О причинах возникновения и лечении косоглазия у детей вы узнаете, ознакомившись с данной статьей.


Что это такое?

Недуг, который в народе именуется косоглазием, в медицине имеет достаточно сложные названия - страбизм или гетеротропия. Это патология органов зрения, при которой зрительные оси не могут быть направлены в сторону рассматриваемого предмета. Глазки с расположенными по-разному роговицами невозможно сфокусировать в одной и той же пространственной точке.

Довольно часто косоглазие находят у новорожденных и детей в первые полгода жизни. Однако в большинстве случаев такой страбизм носит физиологический характер и проходит через несколько месяцев самостоятельно. Нередко заболевание впервые обнаруживают в возрасте 2,5-3 лет , поскольку в это время у детей активно формируется работа зрительных анализаторов.


В норме зрительные оси должны быть параллельными. Оба глаза должны смотреть в одну точку. При косоглазии формируется неправильная картинка, и мозг ребенка постепенно «привыкает» воспринимать изображение только с одного глаза, ось которого не искривлена. Если не оказать ребенку своевременную медицинскую помощь, второй глаз начнет терять остроту зрения.

Нередко косоглазие сопровождает глазные болезни. Чаще оно возникает в качестве сопутствующего диагноза при дальнозоркости или астигматизме. Реже - при близорукости.

Страбизм является не только внешним недостатком, косметическим дефектом, недуг влияет на работу всех составляющих органов зрения и зрительного центра.



Причины возникновения

У новорожденных (особенно недоношенных) детей косоглазие обусловлено слабостью глазных мышц, зрительного нерва. Иногда такой дефект бывает почти незаметным, а иногда бросается в глаза сразу. По мере активного роста всех отделов зрительных анализаторов физиологическое косоглазие исчезает. Обычно это происходит ближе к полугоду или немного позже.

Это вовсе не означает, что родителям шестимесячного малыша, который косит глазками, нужно бить тревогу и бежать по врачам. Посетить доктора, разумеется, стоит, но лишь для того, чтобы убедиться в том, что других патологий зрения у ребенка нет. Если малыш хорошо видит, то косоглазие продолжает считаться физиологическим вплоть до достижения им года.


Страбизм, который сохраняется в той или иной степени после года, нормой не считается, и его относят к патологическим нарушениям. Причин возникновения патологического косоглазия может быть много:

  • Генетическая предрасположенность. Если у близких родственников ребенка или его родителей имеется косоглазие или имелось в детстве.
  • Другие заболевания органов зрения. В этом случае страбизм выступает в качестве дополнительного осложнения.
  • Неврологические заболевания. В этом случае можно говорить о дисфункции в деятельности головного мозга в целом и подкорки в частности.
  • Травмы черепа, в том числе родовые. Обычно такой страбизм возникает в результате приобретенных проблем со стороны центральной нервной системы.
  • Врожденные факторы. К ним относятся внутриутробные пороки развития органов зрения, которые могли сформироваться в результате инфекционных болезней мамы или генетических «ошибок», а также как последствия гипоксии плода.
  • Негативное внешнее воздействие. К этим причинам относятся сильный стресс, испуг, психологическая травма, а также отравления ядовитыми веществами, химикатами или тяжело перенесенные острые инфекционные болезни (корь, дифтерия и другие).

Универсальных причин, которые позволяют объяснить возникновения патологии у конкретного ребенка, нет. Обычно это комплекс, совокупность различных факторов – как наследственных, так и индивидуальных.

Именно поэтому возникновение косоглазия у каждого конкретного ребенка рассматривается врачом в индивидуальном порядке. Лечение этого недуга тоже является сугубо индивидуальным


Симптомы и признаки

Признаки косоглазия могут быть заметны невооруженным глазом, а могут быть скрытыми. Косить может один глаз или оба. Глазки могут сходиться к носу или быть «плавающими». У детей с широкой переносицей родители могут заподозрить косоглазие, однако на самом деле патологии может не быть, просто анатомические особенности строения лица ребенка будут создавать такую иллюзию. По мере роста (в течение первого года жизни) такое явление исчезает.

Симптомы страбизма обычно выглядят так:

  1. при ярком свете ребенок начинает «косить» сильнее;
  2. у малыша не получается сосредоточить взгляд на предмете так, чтобы зрачки двигались синхронно и находились в одном положении по отношению к уголкам глаз;
  3. чтобы рассмотреть предмет косящим глазом, ребенку приходится поворачивать голову под необычным углом;
  4. во время ползания и хождения малыш натыкается на предметы – особенно в том случае, если они расположены со стороны косящего глаза.



У детей старше года могут быть жалобы на головную боль, частую усталость. Зрение при страбизме не позволяет видеть картинку четкой, она может быть размытой или двоиться.

У детей с косоглазием часто возникает повышенная чувствительность к свету.

Виды

Косоглазие может быть врожденным и приобретенным. О врожденной патологии врачи говорят тогда, когда явные признаки недуга видны сразу после рождения крохи (или проявляются в течение первых шести месяцев).

Обычно патология развивается горизонтально. Если мысленно провести прямую линию между зрачками через переносицу, то становится понятным механизм возникновения такого нарушения зрительной функции. Если глазки ребенка как бы стремятся друг к другу по этой прямой линии, это говорит о сходящемся косоглазии. Если они стремятся в разные стороны по прямой, то это расходящееся косоглазие.

Реже патология развивается по вертикали. В этом случае один или оба органа зрения могут отклоняться вверх или вниз. Такой вертикальный «уход» вверх называется гипертропией, а вниз - гипотропией.


Монокулярное

Если от нормальной зрительной оси отклоняется только один глаз, то говорят о монокулярном нарушении. При нем зрение косящего глаза в большинстве случаев снижено, а иногда глаз вообще перестает участвовать в процессе смотрения и распознавания зрительных образов. Мозг «считывает» информацию только с одного здорового глаза, а второй «выключает» за ненадобностью.

Такую патологию достаточно сложно лечить, и функции пострадавшему глазу удается вернуть не всегда. Однако почти всегда удается вернуть сам глаз в нормальное положение, тем самым устранив косметический дефект.


Альтернирующее

Альтернирующее косоглазие - это диагноз, который ставят в том случае, если косят оба глаза, но не одновременно, а по очереди. То правый, то левый орган зрения может менять ось как горизонтально, так и вертикально, но угол и величина отклонения от прямой всегда примерно одинаковы. Такое состояние легче поддается терапии , поскольку в процессе восприятия образов окружающего мира все же принимают участие оба глаза, хоть и попеременно, а это означает, что их функции не утрачены.



Паралитическое

В зависимости от причин, запустивших процесс образования страбизма, выделяют два основных вида косоглазия: паралитическое и содружественное. При паралитическом, как это понятно из названия, происходит паралич одной или нескольких мышц, отвечающих за подвижность глаз. Неподвижность может стать следствием нарушений работы мозга, нервной деятельности.


Содружественное

Содружественное косоглазие - наиболее простая и распространенная форма патологии, которая обычно свойственна именно детскому возрасту. Глазные яблоки при нем сохраняют полный или практически полный объем движений, признаков параличей и парезов нет, оба глаза видят и активно задействованы, изображение у ребенка не размытое и не двоится. Косящий глаз может видеть несколько хуже.

Содружественное косоглазие может быть аккомодационным и неаккомодационным, а также частичным. Аккомодационная патология обычно появляется в раннем детстве - до года или в 2-3 года. Обычно она связана с высокой или значительной близорукостью, дальнозоркостью, а также с астигматизмом. Лечится такое «детское» глазное нарушение обычно довольно просто - ношением очков, назначенных врачом, и сеансами аппаратной терапии.

Частичное или неаккомодационное нарушение зрения тоже появляется в раннем возрасте. Однако близорукость, дальнозоркость не будут основными и единственными причинами развития косоглазия таких типов. Для лечения часто выбирают хирургические методы.



Косоглазие у детей бывает постоянным и непостоянным. Непостоянное расходящееся достаточно часто находят, например, у грудничков, и оно не вызывает больших опасений у специалистов. Постоянное расходящееся почти всегда является причиной врожденных аномалий развития зрительных анализаторов и требует серьезного лечения.


Скрытое

Скрытое косоглазие распознать довольно трудно. При нем ребенок видит нормально, двумя глазами, которые расположены совершенно правильно и никуда не отклоняются. Но стоит один глаз «выключить» из восприятия зрительных образов (например, закрыть рукой), как он сразу же начинает «уплывать» по горизонтали (вправо или влево от переносицы) или вертикали (вверх-вниз). Для определения такой патологии требуются специальные офтальмологические методики и приспособления.



Мнимое

Мнимое косоглазие возникает из-за вполне нормальных особенностей развития глаза у того или иного ребенка. Если оптическая ось и зрительная линия не совпадают, и это несовпадение измеряется довольно большим углом, то может возникнуть незначительное ложное косоглазие. При нем зрение не нарушается, видят оба глаза, изображение не искажается.

В коррекции и лечении мнимый страбизм не нуждается вообще. К ложному косоглазию можно отнести случаи, когда ребенок начинает немного косить из-за некоторых особенностей строения не только глаз, но и лица – например, из-за размера орбит, разреза глаз или широкой переносицы.




Лечение

Исправить такой дефект зрения можно почти все во всех случаях, главное – чтобы родители обратились к офтальмологу своевременно, не затягивая с визитом к врачу. Если после полугода-года косоглазие у грудничка не прошло, нужно начинать лечение.


Бояться терапии не нужно, в большинстве случаев удается обойтись без операции. Хирургическое вмешательство назначается только тогда, когда все остальные методы оказываются безрезультатными.

Современная медицина предлагает немало способов для коррекции косоглазия. Это и аппаратное лечение, и физиотерапия, и специальная гимнастика для укрепления глазовращательных мышц и зрительного нерва.



График лечения назначается строго индивидуально – с учетом всех обстоятельств и причин, которые привели к развитию страбизма. О днако каждый терапевтический план включает в себя ключевые моменты и этапы, которые нужно будет пройти, чтобы исправление дефекта органов зрения прошло наиболее успешно:

  • Первый этап. Включает лечение амблиопии. Цель на этой стадии - улучшить зрение, увеличить его остроту, довести значения остроты до нормы. Для этого обычно пользуются методом ношения очков с заклеенной линзой. Чтобы не пугать ребенка таким медицинским приспособлением, можно воспользоваться специальными детскими заклейками (окклюзиями). Одновременно с этим назначают несколько курсов аппаратного лечения.

Само косоглазие на этом этапе не проходит, но зрение обычно существенно улучшается.


  • Второй этап. Включает в себя процедуры, которые направлены на восстановление синхронности, связи между двумя глазками. Для этого используют специальные приборы и аппараты, а также корректирующие компьютерные программы.
  • Третий этап. Заключается в восстановлении нормального мышечного баланса между органами зрения. На этой стадии может быть назначено оперативное лечение, если поражение мышц достаточно выраженное. Однако в детской практике зачастую удается обойтись методиками, которые родители могут практиковать в домашних условиях - гимнастикой, зарядкой для глаз и процедурами, которые могут предложить кабинеты физиотерапии поликлиник.
  • Четвертый этап. На завершающей стадии лечения врачи постараются сделать все возможное для того, чтобы в полной мере восстановить стереоскопическое зрение ребенка. На этом этапе, как правило, глазки уже симметричны, занимают правильное положение, зрение удается улучшить, ребенок способен отчетливо видеть без очков.


Отталкиваясь от такой последовательности, врач будет индивидуально подбирать программу для коррекции.

После 2-3 лет лечения по назначенной схеме врач сможет сделать вывод, удалось ли вылечить малыша – или же ему показана хирургическая операция.


Более подробно о некоторых современных методиках лечения косоглазия можно прочитать ниже.

Аппаратное

Аппаратное лечение сопровождает практически все стадии лечения косоглазия, начиная от первой, направленной на улучшение зрения, и заканчивая последней - развитием стереоскопического зрения. Для коррекции проблемы существует достаточно большой перечень аппаратов, на которых ребенок может заниматься в условиях клиники или дома – если у родителей есть возможность купить такую технику:

  • Аппарат «Амблиокор». Используется для улучшения зрения. Представляет собой монитор и систему датчиков, которые фиксируют нервные импульсы во время работы органов зрения. Ребенок просто смотрит фильм или мультик, а датчики составляют полную картину происходящего внутри его зрительных анализаторов. Специальные видеопрограммы позволяют посылать головному мозгу «правильные» импульсы и восстанавливать зрительную функцию на тончайшем (нервном) уровне.
  • Аппарат «Синоптофор». Это офтальмологический аппарат, который позволяет ребенку рассматривать части картинок (как двухмерных, так и объемных) и совмещать их. Это нужно для развития бинокулярного зрения. Занятия на таком аппарате хорошо тренируют мышцы глаз. На каждый глаз ребенок получает лишь части изображения, попытки их совместить и будут являться эффективной коррекцией при косоглазии на одном из завершающих этапов лечения.



  • Амблиопанорама. Это тренажер, с помощью которого можно начинать лечить косоглазие даже у грудных детей, ведь никаких усилий со стороны ребенка не требуется. Ему достаточно смотреть на диск со слепящими полями, надев предписанные врачом очки с корректирующими линзами, и пытаться рассмотреть предметы. Время от времени будет происходить так называемый засвет сетчатки. Тренажер очень полезен на начальной стадии лечения косоглазия.
  • Аппарат «Ручеек». Этот аппарат может очень хорошо помочь на стадии тренировки глазодвигательных мышц и обучения контролю над аккомодацией. Ребенок должен будет отслеживать глазами приближающиеся и удаляющиеся фигуры, а также совершать различные движения глазами, поскольку световые точки будут вспыхивать в самых разных направлениях поля.

Это в очередной раз доказывает, что всякая терапия должна быть назначена лечащим врачом. Если он видит, что степень и характер поражения глаза таковы, что аппаратным лечением тут не обойтись, он обязательно выберет для ребенка другие методы.


Глазная гимнастика и занятия

В некоторых случаях при незначительном косоглазии непаралитического происхождения специальные упражнения помогают на стадии укрепления глазодвигательной мускулатуры. Это лечение, которое не требует больших затрат, но требует обязательного и неукоснительного соблюдения принципа систематичности занятий.

Гимнастику с ребенком лучше всего проводить в дневное время, при дневном свете. Упражнения лучше выполнять в очках. Гимнастика должна стать ежедневной, желательно повторять комплекс упражнений с ребенком 2-4 раза в сутки. Длительность каждого занятия – от 15 до 20 минут.


Самым маленьким пациентам объяснить суть гимнастики невозможно, а потому с ними рекомендуется просто играть - перемещая перед ними мячи, яркие кубики и другие предметы, завязывая то один, то другой глаз.


Для детей старше использовать окклюзию или повязку на глаз желательно только в том случае, если косоглазие носит монокулярный характер. Детям старше 3 лет предлагается каждый день искать различия в картинках. Сегодня в интернете представлено множество таких заданий, которые родители могут распечатать на цветном принтере и предложить своему чаду. Для начала рекомендуется брать простые картинки с небольшим количеством различий, но постепенно сложность головоломки должна возрастать.

Деткам детсадовского возраста с косоглазием полезно каждый день решать задачки-лабиринты . Это рисунки. Малышу предлагается взять карандаш и провести зайчика к морковке, собачку к будке или пирата к кораблю. Такие картинки тоже можно скачать из интернета и распечатать.

Гимнастика для глаз при лечении косоглазия очень полезна на стадии формирования стереоскопического зрения. Для этого можно воспользоваться готовыми программами, составленными профессором Шведовым или доктором психологии, нетрадиционным целителем Норбековым. Однако выбирать методику самостоятельно ни в коем случае нельзя. Неправильно выбранные и используемые упражнения могут привести к потере зрения.

Любую гимнастику следует обязательно обсудить с врачом.

Многие упражнения, которые подходят для конкретного ребенка, офтальмолог покажет и научит их делать.


Хирургический метод

К помощи хирургов приходится прибегать тогда, когда консервативное лечение не увенчалось успехом, когда есть необходимость восстановить нормальное положение глаза хотя бы косметически, а также на стадии лечения, когда есть потребность в укреплении мышц, отвечающих за движения глаза.

Вариантов вмешательства при косоглазии не так много: операционным путем либо усиливают слабую и плохо удерживающую глазное яблоко мышцу, либо расслабляют ее, если она стабильно фиксирует глаз в неправильном положении.


Сегодня большинство таких операций выполняется с помощью лазерных установок. Это бескровный и щадящий метод, который позволяет уже на следующий день покинуть больничную палату и отправиться домой, в привычную и понятную для ребенка обстановку.


Маленьким детям операцию делают под общим наркозом.

Более старшим мальчикам и девочкам - под местной анестезией. Наиболее эффективным хирургическое вмешательство считается в возрасте 4-6 лет, в этом возрасте коррекция с помощью операционных методик обеспечивает лучшие результаты.

При реабилитационном периоде детям запрещено заниматься плаванием (на протяжении месяца). Почти на такое же время распространяется и запрет на занятия другими видами спорта. После операции в течение нескольких недель нельзя тереть глазки руками, умываться водой, качество и чистота которой вызывают большие сомнения.