Методика быстрого сна из спецподразделений. Специальные методики ускоряющие засыпание. Средства от бессонницы




Философия как рационально-теоретическое осмысление мира

В отличие от мифологии и религии, которые строят общую картину мира, опираясь на фантастические представления о мире и веру, на уровне эмоционально-чувственной ступени познания "философия строит общую картину мира на базе рационального познания, она пытается понять мир, исходя из него самого, из законов этого мира, используя логические и гносœеологические обоснования своих положений".

Ранняя философия еще не отрицает сверхприродное, но уже выводит его из природного, как нечто вторичное. Так, древнегреческий философ Анаксимен (VI в. до н. э.), утверждая, что всœе вещи возникли из воздуха, богов не отрицал, однако был убежден, что воздух создан не богами, боги сами возникли из воздуха.

Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, обыденными методами познания и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по законам рассудка и в соответствии с методами рационального постижения мира. Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, мировоззренческую схему, а значит, совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. Древнегреческий философ Гераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.) говорил, что разум управляет всœем при помощи всœего. Осуществляется поиск единого во многом. Философия судит о единой для всœех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Этот поиск позволяет ответить на вопрос: совпадает ли философия с мировоззрением? Нет, не совпадает. Философия - не первая и не единственная форма духовного освоения действительности по следующим причинам:

‣‣‣ зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии;

‣‣‣ функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, а также зачатки научного знания и обыденное знание;

‣‣‣ мировоззрение предшествует философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определœенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и отвечает по-своему на них. Ибо дух отдельного человека склонен идти в своем развитии тем же путем, каким шло развитие человеческого рода. Этот путь начинается с размышления о внешнем мире и заканчивается размышлением о себе .

Вопрос

Философия как рационально-теоретическое осмысление мира - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия как рационально-теоретическое осмысление мира" 2017, 2018.

Рациональное осмысление мира с позиций разума и рассудочной деятельности началось с возникновением первых философских учений. Философия как одна из форм общественного сознания впервые сложилась в рабовладельческом обществе.

Термин «философия» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Первоначально она объединяла всю совокупность знаний человека об окружающем мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. Философия (греч. philez -- люблю и sophia -- мудрость; любовь к мудрости), стала той наукой, в рамках которой человек впервые задумался о том, кто он есть, каково его место в окружающем мире, что такое душа и как она связана с телом, каковы границы человеческого познания и достоверность чувственных ощущений. Достаточно развернутые и основательные философские учения и системы мы встречаем в античности.

Ведущей чертой античной философско-психологической мысли является ее стихийная диалектическая направленность. Мир представлялся древним ученым единым, бесконечно движущимся и изменяющимся. Хотя природа трактовалась ими в целом нерасчлененной, синкретично, однако первые попытки выделения одних явлений из совокупности других, стремление понять их на фоне общей картины мироздания имели место уже тогда. Явления душевной жизни человека не могли не привлечь внимания древнего ученого вследствие их своеобразия и специфической природы. Именно поэтому еще на заре научного знания психические явления достаточно четко вычленялись из чисто материальных и, более того, осуществлялись попытки внутренней дифференциации отдельных сторон души. В античности более четко прослеживаются тенденции объяснения многообразия мира психических явлений с позиций религиозно-мистических или стихийно-материалистических. Причем каждая из этих позиций внесла определенный вклад в объяснение мира феноменов психического.

В целом в объяснении природы, сущности и структуры души в античной мысли можно выделить по крайней мере три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался окружающий космос и индивидуальная человеческая душа как некий микрокосм.

1. Натурфилософское, наивно-материалистическое объяснение психики исходило из наблюдаемых законов движения и развития материального мира. Гераклит считал, что этот космос, один и тот же для всего сущего, не создан ни Богом, ни человеком, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.

Руководящей выступала идея о материальной природе души и определяющей зависимости душевных проявлений от физической природы. Эту зависимость античные мыслители пытались выразить в форме конкретных представлений о том, что содержание психических процессов черпается извне, путем проникновения в организм веществ физической среды.

Так, Фалес (VI в. до н. э.), принимая за первооснову всего сущего воду, считал, что душа есть тоже особое состояние воды. Она источник движения, придает способность телам двигаться. Анаксимандром (VI в. до н. э.) душа трактовалась как одно из состояний апейрона(беспредельная и бескачественная материя, ни воздух, ни вода, ни что-либо иное). Анаксимен (V в. до н. э.) считал, что душа имеет воздушную природу и связана с дыханием человека. Гераклит (IV в. до н. э.) рассматривал душу как особое переходное состояние огня -психея. Это был первый собственно психологический термин для обозначения психической реальности.

Следует особо отметить, что, указывая на какое-либо конкретное первоначало, философы имели в виду не его (т. е. обычную воду, воздух и огонь), а нечто такое, что подобно воде присутствует во всех живых организмах, которое так же подвижно, изменчиво и текуче. Так, вода, испаряясь, превращается в пар; айперон, воздух, разряжаясь, превращаются в огонь. Эти элементы, сгущаясь, переходят в другие более плотные и твердые состояния. То есть за каждым из этих первоначал стояло философское его понимание, для которого пока не было найдено и сформулировано соответствующее философское понятие, категория.

Особый интерес представляют взгляды древнегреческих материалистов-атомистов на проблему природы души и механизмов ее функционирования. По сообщению античного историографа Аэция, Эмпедокл (V в. до н. э.), Анаксагор (V в. до н. э.), Демокрит (IV в. до н. э.), Эпикур (IV--III в. до н. э.), Лукреций Кар (I в. до н. э.) считали, что мир образуется вследствие соединения мельчайших материальных частиц, принимали [многочисленные] соединения и разъединения [их], возникновения же и гибели их в собственном смысле не допускали . Они считали, что первооснову мира составляют мельчайшие, невидимые частицы «гомеомерии», атомы, «семена» вещей, из которых, соответственно, и состоит душа. Она неразрывно связана с телом и со смертью человека распадается на первоэлементы. В теле человека душа локализуется в голове, груди и печени и выполняет управляющие функции: разумные, побудительные (волевые), аффективные (чувственные, эмоциональные). Описывался также механизм чувственного (сенсорного) восприятия как продукт «истечений» миниатюрных копий вещей, «идолов», «эйдосов», «призраков», «форм вещей», которые распространяются от каждой вещи во все стороны и, достигая органов чувств, вызывают соответствующий образ предмета. Деятельность механизмов мышления объяснялась потоками легчайших, подвижных и шарообразных атомов. Выделялись Душа (anima), как жизненное начало, рассеянное по всему телу и отвечающее за растительные функции организма, и Дух (animus) - управляющая сила, реализующаяся в чувствительности и разуме (Тит Лукреций Кар).

2. Другое направление связано с тем, что, после того как была понята производность души от физического мира, их внутреннее единство, психологическая мысль углублялась и ориентировалась не на природу в целом, а на живую природу Это направление античной психологической мысли наиболее ясно представлено в философской системе Аристотеля (IV в. до н. э.) и философской школе древних стоиков (IV--III вв. до н. э. - V в. н. э.).

Психологическая концепция Аристотеля вытекает из его общефилософского учения о материи и форме. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого и растительного мира. Предшествующими философами-материалистами душа представлялась как особое состояние первоосновы. По мнению же Аристотеля, душа не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в теле, его форма, но не само вещество или тело. Душа и тело неразрывно связаны. Для определения природы души Аристотель использует философское понятиеэнтелехия (греч. entelecheia -- имеющее цель в самом себе, как целеполагающее начало, способность живых тел стремиться к цели и реализовать ее).

Детально рассматривается им механизм познавательных психических процессов. Деятельность души не мыслилась вне связи ее с объективным миром. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического мышления и духовная жизнь человека. Аристотель отмечает пять основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

Однако отдельные виды ощущений не дают возможности устанавливать различия между предметами. Синтез ощущений и выработка представлений осуществляются в гипотетическом органе, который Аристотель назвал «общим чувством». В этом органе не только происходит синтез ощущений на основе ассоциаций, но и вырабатываются память, представления и воображение. Общее чувство Аристотеля прокладывало мост между ощущением и мышлением. Мышление он рассматривает как форму чувственных форм или простоформу форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. Наряду с этим Аристотель выдвигает положение о существовании родового разума, который противостоит индивидуальному мышлению (зависимому от тела и исчезающему со смертью человека), с телом органически не связан, неразрушим, вечен и пределами жизни человека не ограничен (высказывается идея общественного сознания). Душа связана нераздельно не только с познавательными способностями, но и с эмоциональными чувствами. Эмоции, стремления (воля) вызываются естественными причинами. Ими являются потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь составляет не только основу всей жизнедеятельности организма, но выступает как материальный носитель всех душевных функций, от низших до высших. В качестве центрального органа души выступает сердце. Головной мозг - это резервуар для охлаждения крови. Аристотелю (как врачу) было известно, что само мозговое вещество не обладает чувствительностью.

Рассматривая душу как форму организации психического, Аристотель выдвигает учение о способностях души. Душа едина и неделима, но проявляется в трех основных способностях: растительных, чувствующих и разумных.

Растительные способности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Чувствующие способности возникают и развиваются на основе растительных способностей. В сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из чувствующих способностей вырастают разумные способности. Соотношение между растительными, чувствующими и разумными способностями таково, что низшие способности имманентно входят в высшие, а высшие - необходимо включают низшие, образуя иерархию способностей. Человеческой душе свойственны все три типа способностей, именно поэтому душа человека определялась Аристотелем как то, чем человек питается, чувствует и мыслит.

3. Следующее направление - это философско-религиозные учения, которые представляли душу как производное, эманацию (излучение, истечение) божественной сущности (Пифагор, Сократ, Платон, Плотин).

Сократа (V-IV вв. до н. э.) интересует духовное Я человека. Центральное место в его философии занимает этика, носившая идеалистически-религиозный характер. Истинная мораль, по его мнению, должна исходить из признания духовного начала в человеке (душа) и в природе (Бог). Природа и человек есть результат божественного творения. И задача философии не в изучении и объяснении причин творения, не в умозрительных построениях космологической картины мира, а в том, как человеку следует жить в соответствии с этикоправовыми нормами и своей человеческой сущностью, как познать истинное и свое предназначение.

Повседневная жизнь человека - это искусство. Чтобы овладеть искусством жизни, нужно его изучить, необходимы знания. Наиболее поддающейся изучению областью для человека являются его внутренний мир и поведение. Поэтому познание должно быть направлено в первую очередь на познание самого себя, на состояние и деятельность своей души.

Природа создается из материи путем проникновения в нее Божественного начала. Развитие мира - это постепенное нисхождение Божественного (эманация, т. е. излучение). Душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна, непространственна, едина и неразложима.

Целью жизни человека является возвращение к Божеству, освобождение души от тела. Поэтому основная деятельность души заключается в трех функциях: 1) в обращении к мировому разуму; 2) в обращении к чувственному миру и телу; 3) в обращении к самой себе.

Душа человека не просто разумна, но и сознательна. Душа осознает мир при помощи специальной операции сознания - интенции, т. е. направленности сознания и воли на воспринимаемый предмет. Широкое распространение получают идеи гуманизма, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение потребностей отдельного человека должно быть конечной целью общества.

миф мудрость знание мир

Наверное, не существует такого человека, который никогда не предавался в раздумья о смысле жизни, о нравственности, религии, о свободе и необходимости, об истине и заблуждении, о сознании и бессознательном и многих, многих проблемах, волновавших людей с глубокой древности и ныне порой обретающих все большую актуальность. Именно философия со времени своего возникновения находится в непрестанном поиске ответов на извечные вопросы. Потребности в философском знании заложены не только в уме, но и в душе человека, а часто в глубине бессознательного.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда волнующие его душу вечные вопросы не отодвигаются на задний план на фоне обыденной суеты, а начинают пульсировать, не давая покоя и требуя решения.

Изучение философии для современного специалиста в любой области человеческой деятельности необходимо и это не преувеличение.

Основой любой специальности является соответственная наука. Любая наука существует в форме научной теории. Каждой науке именно философия дает методологическую базу. Научная основа любой специальности обязательно содержит философскую сторону, и она является необходимым моментом науки. Поэтому овладение специальностью, безусловно, подразумевает знание философии данной специальности данной науки. Для получения узкой специальности, необходимо получить и общие знания, а общее всегда изучает философия, не зря философию называют «царицей наук».

Все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности.

Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или когда-то он был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое случайности?

Еще в большей степени человек интересуется проблемами смерти и бессмертия; как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человека узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

И это ещѐ не полный перечень философских вопросов, волнующих человечество.

Философия одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Философские взгляды и представления впервые возникли в Индии и Китае в третьем тысячелетии до н.э. (VII – VI вв.) В этих странах философия прошла огромный путь своего развития и оставила за собой многовековую, богатую культуру.

Современная европейская философия берет начало в Древней Греции. Именно она создала своеобразный, самостоятельный тип философского мышления. Древнегреческая философия во многом определила характер и содержание европейского мышления.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение – система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. В соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры народов, философия предложила человечеству множество вариантов решения вопросов бытия.

В ходе исторического развития отдельно стали развиваться все специальные отрасли научного знания. Это способствовало выделению общих для всех этих наук, мировоззренческих и методологических проблем, которые не могут получить своего разрешения в рамках специальной области исследования. Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе и в науках о природе; эта информация поступает к ней по многим каналам связи: концептуальной, операциональной и др. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания и т.д.

Философия вырабатывает определенные общие методы исследования, познания, поиска знаний не только для философии, но и для других наук.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Первоначально понятие «философия» употреблялось в самом широком значении и обозначало совокупность всех теоретических знаний, накопленных человечеством. Этим была подмечена главная особенность философии, отличающая ее от дофилософских (дорациональных) форм мировоззрения. Философия - это рациональная деятельность, которая состоит в теоретическом освоении мира. И даже когда философ критикует разум, делает он это с помощью разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа, так как иначе философские вопросы не могли бы стать предметом споров и критики.

По мере эволюции философии как новой исторической формы мировоззрения все более отчетливо выявлялись другие ее характерные черты.

Рациональность и теоретичность освоения мира отличает философию от мифологии и религии, но в то же время роднит ее с наукой. Наука также является теоретическим освоением мира, она имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Поэтому многие исследователи считают философию наукой. На самом деле, беспредельный объект человеческого знания, включая и философское, - весь мир, реальность как таковая. Но в этом объеме предметом познания выступают реальности различной степени общности. Соответственно, в едином стволе знаний выделяются философия, фундаментальные, опытные, экспериментальные, специальные науки, имеющие свой собственный предмет и метод. По мере выделения конкретно-научного знания в отдельную форму познания мира встал вопрос об отличии философии от науки. Однако в процессе отделения от философии конкретных наук постепенно происходил процесс «очищения» ее собственного предмета.

Философия - это рациональная деятельность, но направленная не на поиск соответствующих средств для достижения поставленных уже кем-то целей перед человеком, народом, человечеством. Философия - это целерациональность, т.е. рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей.

Философия формирует идеалы и нормы жизнедеятельности (образы должного и желаемого) и одновременно критикует их, т.е. предлагает эти цели как возможные варианты жизни и мысли. Философия имеет дело с особым миром, особой реальностью - реальностью возможного. В этом смысле философию часто определяют как учение о новых мирах. Философствование - это не выработка однозначных решений, это осознание исторической, культурной и индивидуальной ограниченности и поиск новых миров, определение веера возможностей и экзистенциальный (субъективный) выбор. Философия говорит о всеобщем, но отвечает на запросы отдельной личности.

Важной особенностью философского мировоззрения является также сомнение и критичность. Именно с сомнения, по сути, и началась философия как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм мифа. Философы ставят под сомнение все для того, чтобы проверить, насколько прочны существующие человеческие устои, и, отбросив те из них, которые отжили свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые выдержали проверку.

Возникновение философии означало как освоение мира разумом, так и появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Специфика, уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнедеятельности - научно-теоретический и ценностный, духовно-практический - объединены. В то же время каждый из них хранит в этом единстве свою относительную самостоятельность: теоретический вектор философии устремлен ко все более полному и всестороннему знанию, вектор духовно-практический (эмоционально-ценностный) сосредотачивает в себе нравственный социальный опыт народа, нации, общества в целом Его выводы в определенном смысле не зависят от времени, они вечны, как вечны великие творения искусства. В этом единстве теоретического и ценностного проявляется смысл философии как особого рода мудрости.