Скорая медицинская помощь. Скорая медицинская помощь - история




Когда жизни и здоровью человека угрожает опасность в результате несчастного случая, чрезвычайной ситуации или, например, при остром состоянии при переломе, ранении, ему требуется скорая медицинская помощь. Это вид помощи, которая оказывается гражданам круглосуточно, которые требуют срочного медицинского вмешательства на месте происшествия и по пути в лечебное учреждение. Обычно эти проблемы решают специальные отделения при медицинских учреждениях в городах и селах. Какие функции выполняют данные отделения, и как организуется процесс, рассмотрим ниже.

Описание проблемы

Скорая медицинская помощь - это срочная помощь пострадавшим, которые находятся в угрожающих жизни и здоровью состояниях или имеют тяжелые травмы, она оказывается медицинскими сотрудниками на месте происшествия, например, в общественном месте или на улице. Также такое медицинское содействие оказывается при острых патологиях, массовых катастрофах, несчастных случаях, родах или стихийных бедствиях.

Организовывается, исходя из особенностей населенного пункта, в частности, его месторасположения, плотности и состава населения, локализации больниц, состояния дорог и прочих моментов. Такое содействие пострадавшим выступает гарантией проведения медицинской и социальной помощи людям.

Законодательство

Во всем мире скорая неотложная медицинская помощь оказывается бесплатно. С конца девятнадцатого столетия эту привилегию имели частные и общественные организации, например «Красный Крест». Сравнительно недавно были созданы первые государственные учреждения по оказанию скорой помощи, у которых сначала были санитар и фельдшер, а со временем - врачебный персонал.

Немного позже в России были созданы первые подразделения скорой, но они не имели документации, которая регулировала их деятельность. Создание Закона о медпомощи, в котором были описаны первые правовые нормы, легло в основу будущих законопроектов, в том числе и того, которого придерживаются в настоящее время. Сегодня разработаны стандарты скорой медицинской помощи, которыми руководствуются медики.

Характеристика

Главными чертами, которыми отличается данный вид медпомощи, выступают:

  • Бесплатное ее предоставление и порядок оказания медико-санитарной помощи.
  • Безотказное ее проведение.
  • Диагностическая оценка риска при недостатке времени.
  • Большая социальная значимость.
  • Оказание помощи не в медицинском учреждении.
  • Транспортировка в клинику, обеспечение лечения и круглосуточного наблюдения.

Функции

Согласно утвержденным стандартам оказания скорой медицинской помощи, она осуществляет:

  1. Круглосуточное оказание помощи пострадавшим и заболевшим людям, которые находятся за пределами больницы.
  2. Транспортировку и перевозку пациентов, в том числе и рожениц.
  3. Безотказное оказание скорой медицинской помощи людям, которые обратились на станцию СМП.
  4. Извещение соответствующих органов о чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в местах обслуживания пострадавших.
  5. Обеспечение полной комплектации бригады медперсоналом.

Также бригада скорой медицинской помощи может осуществлять транспортировку донорской крови и специалистов узкого профиля при необходимости. Также СМП проводит санитарно-просветительские и научно-исследовательские работы.

Одна из эффективных составляющих системы здравоохранения - скорая помощь медицинская - в некоторых больших городах занимается также транспортировкой останков умерших в общественных местах людей до морга. В данном случае на вызов выезжают специальные бригады и автомобили с холодильными установками, которые в народе называют катафалками. В небольших городах такие бригады находятся на балансе городского морга.

Организация работы

Как правило, оказание скорой медицинской помощи осуществляется станциями СМП, которые не занимаются постоянной терапией, а предназначены для оказания помощи до госпитализации пациентов согласно приказу Минздрава № 100 от 26.03.2000 года. На таких станциях не дают больничных листов и справок, а также иных документов пациентам и их родственникам. Госпитализация пострадавших проводится в городской клинической больнице скорой медицинской помощи.

На таких станциях находится специализированный транспорт, который оборудован диагностической и лечебной аппаратурой, что применяется для экстренной диагностики и лечения патологий.

Бригады скорой помощи

Любая клиническая больница скорой медицинской помощи имеет в своем составе выездные бригады. Это могут быть:

  • Линейные бригады, когда работают врач и один фельдшер.
  • Специализированные, когда выезжают врач и два фельдшера.
  • Линейные фельдшерские, которые обеспечивают перевозку пострадавших.

В больших городах обычно имеются такие бригады скорой помощи как реанимационная, инфекционная, педиатрическая, психиатрическая и так далее. Деятельность каждой из них документируется в специальных картах, которые потом сдаются главному врачу скорой медицинской помощи, а потом в архив на хранение. В случае необходимости такую карту всегда можно найти и изучить обстоятельства вызова бригады. При госпитализации пострадавшего врач заполняет специальный лист, который вкладывает в историю его болезни.

Вызов скорой медицинской помощи осуществляется по телефонному номеру «03». На месте вызова бригада СП проводит необходимое лечение, всю ответственность при этом несет врач, который координирует действия сотрудников. Он также может провести неотложное лечение в машине скорой помощи, если возникает в этом необходимость.

Разновидности бригад скорой помощи

Бригады СМП бывают:

  1. Линейные бригады скорой медицинской помощи - это выездная группа медиков, которая выполняет оказание медицинской помощи при неугрожающих жизни и здоровью состояниях, например, при перепадах кровяного давления, гипотонических кризах, ожогах и травмах. Они перевозят пострадавших при пожарах, массовых ДТП, катастрофах и так далее. Для выполнения деятельности выездной бригады используется автомобиль класса А или В.
  2. Реанимационные бригады проводят неотложную медицинскую помощь в машинах скорой помощи, которые оснащены диагностической и лечебной аппаратурой, а также медикаментами. Бригада на месте происшествия проводит переливание крови, искусственное дыхание, шинирование, остановку кровотечений, массаж сердца. Также в автомобиле возможно проведение неотложных диагностических мероприятий, например, ЭКГ. Такой подход позволяет снизить риск развития осложнений у пострадавших, а также уменьшить число летальных исходов во время перевозки больных в медицинские учреждения. Реанимационная бригада СМП в своем составе также имеет анестезиолога и реаниматолога, медицинских сестер и санитара. Для выполнения деятельности выездной бригады используется автомобиль класса С.
  3. Специализированные бригады оказывают помощь по определенному узкому профилю. Это могут быть психиатрическая, педиатрическая, консультативная, авиамедицинская бригады.
  4. Бригада неотложной помощи.

Неотложные мероприятия

Существует множество случаев, которые требуют вызова скорой медицинской помощи. К основным причинам, при которых вызов неизбежен, относят:

  • Необходимость приезда врача в срочном порядке.
  • Госпитализация и транспортировка пострадавшего в медицинское учреждение.
  • Серьезные травмы, ожоги и обморожения.
  • Боли в сердце, животе, повышенное кровяное давление.
  • Потеря сознания и судорожный синдром.
  • Развитие дыхательной недостаточности, удушье.
  • Аритмия, гипертермия.
  • Непрекращающаяся рвота и диарея.
  • Интоксикация организма при любых патологиях.
  • Обострение хронических болезней.
  • Шоковое состояние, тромбоэмболия.

Также в обязанности персонала входит проведение экспертизы алкогольного опьянения.

Станция СМП

Во главе станции городской скорой медицинской помощи стоит главный врач. Он может иметь нескольких заместителей, которые отвечают за техническую часть, хозяйственную, административную, медицинскую и так далее. В состав крупных станций могут входить разные отделы и подразделения.

Самым большим считается оперативный отдел, который руководит оперативной работой всей станции. Сотрудники данного отдела разговаривают с людьми, которые вызывают СП, принимают и фиксируют вызовы, передают информацию для исполнения бригадам скорой помощи. В состав этого подразделения входят:

  • Дежурный врач, который ведет переговоры с выездными медиками, органами правопорядка, пожарными службами и так далее. Врач решает все вопросы, что касаются неотложной помощи.
  • Диспетчеры (старший, по направлениям, по госпитализации) передают вызовы на районные подстанции, следят за локализацией выездных бригад, ведут запись исполнения вызовов, а также учет свободных мест в медицинских учреждениях.

Отдел госпитализации пострадавших занимается перевозкой пациентов по заявкам врачей различных медицинских учреждений. Этим подразделением руководит дежурный врач, в его состав также входит регистратура и диспетчерская, что занимается координированием деятельности фельдшеров и производит транспортировку пострадавших.

Отдел госпитализации беременных женщин, а также тех, кто имеет острые гинекологические патологии, занимается перевозкой рожениц и больных. Подразделение принимает вызовы от населения, медицинских учреждений, органов правопорядка и пожарных служб. На вызовы выезжают акушеры, фельдшеры, гинекологи. Данный отдел также занимается доставкой специалистов узкого профиля в отделения гинекологии, роддомы для проведения срочных хирургических вмешательств.

Также городская больница скорой медицинской помощи имеет инфекционный отдел, который занимается оказанием помощи при отравлениях, острых инфекциях, транспортирует пациентов в инфекционное отделение.

Также в подразделения станции скорой помощи входят отделы статистики, связи, справочное бюро, а также бухгалтерия и отдел кадров.

Вызов скорой помощи

Скорая медицинская помощь - это срочная помощь пострадавшим, которая может быть вызвана по телефонному номеру «03» взрослыми и детьми до четырнадцати лет. Правила вызова СМП должны способствовать увеличению качества оказания помощи пострадавшим, обеспечению своевременности оказания медицинской помощи. Для всех граждан данный вид медпомощи является бесплатным независимо от наличия страховки, прописки. Данный приказ был выдан Министерством здравоохранения № 388 от 2013 года.

При вызове СМП необходимо четко отвечать на все вопросы диспетчера, назвать ФИО пострадавшего, его возраст, адрес вызова, а также указать причину вызова и оставить свои контактные данные. Они могут понадобиться медикам в случае возникновения уточняющих вопросов. Лицо, которое произвело вызов бригады СМП, должно:

  • Организовать встречу бригады.
  • Обеспечить беспрепятственный проход к пострадавшему и условия для оказания помощи.
  • Точно и четко сообщить о случившемся.
  • Предоставить информацию о наличии аллергических реакций, приеме медикаментов, алкоголя.
  • Изолировать домашних животных, если такие имеются.
  • Оказать необходимую помощь медикам в транспортировке пациента в автомобиль.

Вопрос о госпитализации решает только врач. Родственники имеют право на согласие на медицинское вмешательство, отказ от госпитализации с письменным подтверждением в специальной карте медработников.

Скорая помощь и реальность

Многим знакомы случаи, когда бригада скорой помощи прибывает на место с большим опозданием, а иногда ее приходится вызывать несколько раз. Почему так происходит?

Лимит прибытия скорой - до десяти минут. Этот лимит соблюдается в городах, но за городом нередко происходят казусы. Связано это с тем, что диспетчер направляет бригады по системе GPS, поэтому и возникает путаница. Иногда при вызове скорой помощи диспетчер отправляет бригаду, которая находится не на подстанции в соответствующем районе, а областную, которой ехать намного дольше. Также на скорость прибытия оказывают влияние погодные условия, состояние дорог и прочее. Бывает и так, что все бригады заняты на момент их вызова. Но часто это связано с тем, что люди вызывают скорую по любому поводу, даже самому незначительному.

Что делать, если человеку стало плохо?

Часто люди совершают ошибки при оказании первой помощи. Категорически нельзя совершать следующие действия:

  1. Давать пострадавшему медикаменты, так как у него может быть аллергия на препарат, что усугубит его положение.
  2. Поить, поливать и брызгать водой, особенно в случае ДТП. Связано это с тем, что у пострадавшего могут быть повреждены внутренние органы, и такое действие может привести к летальному исходу. Если человек находится в сознании и просит пить, необходимо ему смочить губы водой. Брызгать водой также нельзя, особенно если человек лежит на спине и находится без сознания. Вода может попасть в дыхательные пути и человек может захлебнуться.
  3. Трясти и бить по щекам. У пострадавшего человека могут быть повреждены внутренние органы или сломан позвоночник. Удары могут спровоцировать смещение позвонков и повредить спинной мозг. Такие серьезные травмы человек может получить даже при падении с высоты своего роста.
  4. Пытаться усадить человека, который находится в бессознательном состоянии. В этом случае мозг пострадавшего не получает достаточного количества кислорода, кровообращение нарушено. Пострадавшего в данном случае необходимо положить на бок с целью профилактики западания языка, аспирации рвотными массами.
  5. Что-либо класть под голову, чтобы ее приподнять. У человека, который находится без сознания, расслаблены мышцы лица, поэтому может западать язык, что приведет к удушью. Максимально пострадавший может дышать в том случае, когда его подбородок смотрит вверх.

Итоги

Отделение скорой помощи в своем составе имеет несколько бригад, среди которых одна - общепрофильная, которая осуществляет вызов в экстренных случаях. При занятости всех бригад и поступлении вызова отправляется первая освободившаяся врачебная бригада, в некоторых случаях возможен выезд специализированной бригады городской службы СМП.

В больших городах каждый день на станцию скорой помощи поступает около двухсот обращений, обычно выезд осуществляется на сто из них. Медицинский транспорт оборудован средствами радиосвязи, современной диагностической и лечебной аппаратурой, например, электрокардиографами и дефибрилляторами, медикаментозными препаратами, которые дают возможность оказать быструю помощь пострадавшим.

Все поступающие на станцию вызовы от людей принимает диспетчерская служба, они сортируются по направленности, срочности, очередности, после этого передаются в бригады для выполнения. Для правильного оказания помощи пострадавшему человеку, который совершил вызов скорой, необходимо:

  • Объективно оценить необходимость вызова, исходя из состояния больного.
  • Четко изложить информацию о случившемся, о том, что беспокоит пострадавшего, адрес местонахождения пациента, контактную информацию.

До прибытия бригады СМП необходимо выполнять рекомендации, которые были даны диспетчером. При госпитализации пострадавшего необходимо собрать ему сменную одежду и белье, туалетные принадлежности, обувь. При наличии в помещении домашних животных их нужно изолировать, чтобы они не мешали медикам проводить медицинские манипуляции.

Сотрудники службы скорой помощи должны выполнять следующие задачи:

  • Оказание первичной помощи.
  • Постановка предварительного диагноза.
  • Купирование неотложных состояний.
  • Госпитализация пострадавшего в клинику.

СМП не выдает больничные листы, справки, а также не назначает лечение и не оставляет никаких документов, кроме направлений для работников ритуальных услуг. Запрос на документацию может подать только сам пациент, которому была оказана медицинская помощь.

Смежники
    Личные странички Службы
Учреждения
    Больнички Ведомства
  • История 03
  • Архив новостей
      Официальное Есть мнение Репортажи Сайт Фельдшер.ру
    Партнеры

    История скорой помощи

    8 декабря 1881 г.

    В Венском театре комической оперы случился пожар.

    Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили также различные травмы во время падения. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Этим обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим.

    В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

    В середине XIX века бурный рост промышленности оказал большое влияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и Общества Красного Креста. Но возможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить эти задачи.

    Вскоре, в Берлине профессором Ф. Эсмархом была создана Станция скорой медицинской помощи, подобная Венской. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции.

    1897 г.

    Появилась Станция скорой помощи в Варшаве.

    Затем этому примеру последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве. Венская станция играла роль методического центра.

    28 апреля 1898 г.

    Появление карет скорой помощи на московских улицах.

    До этого времени пострадавших, которые обычно подбирали полицейские, пожарные, а иногда и извозчики, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия не проводился. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах, что требовало создания карет скорой помощи.

    Были открыты две первых Станции скорой помощи при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и внештатные врачи. Радиус обслуживания ограничивался территорией, находящейся в ведении полицейской части. Дежурство начиналось в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале, где указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи был ему, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.

    В первый месяц своей деятельности обе станции подтвердили неотъемлемое право на свое существование. Увидев необходимость такой работы, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этими станциями, не дожидаясь открытия новых.

    Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы, в том числе с ушибами и ушибленными ранами - 8 человек, с переломами конечностей - 4, после падения с высоты 6 и т. д. Своим приказом 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся в бесчувствии. Остальных же, по его мнению, надлежало доставлять в приемные покои на извозчиках.

    13 июня 1898 г.

    В истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

    Май 1908 г.

    По предложению профессора Московского университета П.И. Дьякова состоялось учредительное собрание Добровольного общества скорой медицинской помощи с привлечением частного капитала. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
    Первая мировая война многое изменила в развитии скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были переориентированы на фронт и станции скорой помощи прекратили свое существование.

    Октябрь 1917 г.

    После октябрьских событий в 1917 г. Москва еще целых два года оставалась без скорой помощи.

    Июль 1919 г.

    На заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов, проходившем под председательством Н. А. Семашко, было принято следующее постановление: Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи.

    В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции выделить 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал.

    15 октября 1919 г.

    Московская станция скорой медицинской помощи начала работать.


    1 января 1923 г.

    Руководство Московского здравоохранения предложило возглавить Станцию скорой медицинской помощи А. С. Пучкову, который проявил себя незаурядным организатором Горэвакопункта во время эпидемии сыпного тифа в годы Гражданской войны.

    Принявший предложение А.С. Пучков был поражен состоянием дел. Находившаяся без руководства Станция являла жалкое зрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки, канцелярская книга для записи вызовов и два телефона. Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только на несчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бы тяжелы они ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло дело с тяжело заболевшими в ночные часы. А.С. Пучков со свойственной ему энергичностью сразу принялся за дело. Прежде всего были слиты в единое учреждение Центропункт и Станция скорой помощи под одним названием Московская станция скорой медицинской помощи. Была создана особая система отчетности. Разрабатывались книги, бланки вызовов, листы учета работы машин, и, наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно на Станцию из стационара для контроля диагнозов врачей скорой помощи. Сейчас этим пользуются все станции страны.

    Под руководством А.С.Пучкова Московская Станция скорой помощи постоянно развивалась, создавала дочерние учреждения срочной медицинской помощи (неотложная помощь на дому, неотложная психиатрическая помощь), организовывала эвакопункт. В течение нескольких лет было открыто несколько подстанций, начато строительство новых, но грандиозные планы развития Скорой помощи не сбылись началась Великая Отечественная война. Жизнь Станции потекла по законам военного времени. В результате блестяще организованной работы она оказалась практически подготовленной к внезапно усложнившейся обстановке. А. С. Пучков моментально перевел себя на казарменное положение и уже не уходил с работы. Под его руководством был организован штаб. Сотрудники Станции работали по двое-трое суток беспрерывно. Полностью оправдала себя схема тактических действий при обслуживании массовых случаев поражения. Она оказалась приемлемой и рациональной в условиях противовоздушной обороны. Московская станция была единственной в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же числом бригад, что и в мирное время.

    1960 г.

    Для послевоенной деятельности Станции характерны крупные организационные мероприятия. В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе ее начальника Л. Б. Шапиро были созданы специализированные бригады по оказанию высококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда.

    Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц были организованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставляли больных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единой тактики ведения больных и преемственности на этапе скорая - стационар. В эти годы расширился контакт с ведущими клиниками Москвы, проводилась совместная научная работа с академиками В. Н. Виноградовым и Н. К. Боголеповым, с профессорами Д. А. Араповым, Б. А. Петровым, С. Г. Моисеевым, П. Л. Сухининым, В. В. Лебедевым. Это был новый этап развития Московской станции скорой медицинской помощи.

    Стала широко развиваться специализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад, появившихся на станциях скорой помощи бывшего СССР. На Московской станции появились новые типы бригад - неврологическая и педиатрическая, функционально базирующиеся в клиниках и научно-исследовательских институтах.


    В последующем произошло объединение Станции скорой медицинской помощи с районными пунктами неотложной помощи, была реорганизована работа оперативного отдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Большое внимание уделялось укреплению диспетчерской службы подстанции. Для большей оперативности в работе были введены должности вторых диспетчеров. В условиях интенсивного роста Станции развивались такие вспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, служба ремонта. Общее число подстанций достигло сорока. Московская СиНМП превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР.

    Более ста лет назад в нашей стране была создана скорая медицинская помощь, не имеющая аналогов в мире и работающая по принципу: «не больной едет к врачу, а врач едет к больному».

    Ее основная задача - оказание медицинской квалифицированной и специализированной помощи больным и пострадавшим в кратчайшие сроки с момента возникновения патологического состояния на месте происшествия, при транспортировке и проведение максимально возможного объема лечебных мероприятий, направленных на восстановление функций жизненно важных органов и систем. Зарубежные медики называют отечественную службу скорой помощи «предметом национальной гордости русских» и завидуют нашему населению, имеющему возможность в любое время дня и ночи получить экстренную медицинскую помощь, не покидая теплой постели и не неся материальных затрат.

    К глубокому сожалению, в настоящее время эту уникальную службу, главное назначение которой – спасение человеческих жизней, обрекли на выполнение несвойственных ей функций и решение многочисленных социальных проблем.

    Ни в одной стране мира никому в голову не придет вызвать скорую помощь, чтобы поменять подгузник парализованной бабушке. «А я одна не справляюсь» - без тени смущения заявляет ее дочь. А в соседнем подъезде упал с кровати лежачий больной. И опять вызывают скорую помощь, а увидев женскую бригаду, возмущаются: «Мы же просили прислать мужчин!»

    На лестнице развалился пьяный сосед, не добравшийся до своего этажа, и мешает проходу. Или БОМЖ выбрал место для ночлега у вашей двери. «Надо «скорую» вызвать, - изрекает кто-нибудь из домочадцев, - пусть в больницу увезут».

    Кому охота возиться с грязным вшивым БОМЖем или с лежащим в луже пьяным? Куда девать беспризорных детей, обнаруженных в подвалах и на чердаках? Не стоит напрягать мозговые извилины для ответа на эти вопросы, когда под рукой всегда есть скорая помощь. А чем же занимаются в это время многочисленные чиновники социальных служб, призванные решать эти проблемы?

    Только очень богатый и расточительный хозяин позволит направлять специализированные врачебные бригады для поиска и доставки бездомных в стационары, а клинические больницы использовать в качестве пристанища для них. Ответственность за судьбы этих несчастных и обездоленных людей должны нести государственные власти, а не учреждения здравоохранения.

    Использование скорой помощи в качестве бесплатного такси заслуживает особого разговора. «Отвезите нас на консультацию к ЛОР-врачу (окулисту, дерматологу, аллергологу и т.д.) Я буду до тех пор вызывать «скорую», пока не отвезут, куда я хочу!», заявляет мамаша и требует телефон главного врача, чтобы немедленно пожаловаться на «плохого» доктора, осмелившегося ей возразить. Приходится везти, куда деваться?

    А в приемном отделении больницы опять возникает возмущение: «Как? Вы уже уезжаете? А кто нас домой отвезет?»

    Знойным летом 2010 года отдельные индивидуумы требовали от бригад скорой помощи немедленной эвакуации из задымленной Москвы или срочной госпитализации здорового ребенка «в больницу с кондиционером». Не логичнее было бы, ориентируясь на лозунг «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», вывезти свою семью в безопасный район или поставить кондиционер в квартире?

    Ребенок упал и разбил коленку, а дома нет зеленки - вызывают «скорую». Участковая медсестра не пришла сделать укол антибиотика (витамина) - вызывают «скорую». Больной хроническим гастритом вызывает «скорую», чтобы узнать, можно ли ему принять таблетку анальгина от головной боли, не повредит ли это желудку. Мама не умеет поставить клизму ребенку, сделать компресс на ухо, удалить занозу – вызывают «скорую» и т.д. и т.п. Этот список можно продолжать до бесконечности. Поэтому круглые сутки, а особенно в зимнее время в «час пик», который наступает каждый вечер с 20 часов до 2-х часов ночи, вызовы передаются бригадам со значительным опозданием, и больные вынуждены дожидаться медицинской помощи часами.

    Основные достоинства скорой помощи, которыми мы некогда гордились, - бесплатность и доступность – обернулись теперь против нашей службы. Да и то верно: чего ее уважать, эту «скорую», разве можно ценить то, что всегда под рукой и не стоит ни копейки?

    Поэтому бригады скорой помощи ходят ночью по темным загаженным подъездам в поисках нужной квартиры, и никто из родственников больного не позаботится их встретить. «У нас во дворе хулиганья полно, страшно на улицу выйти, - отвечает молодой папа на упрек бригады, приехавшей к малышу и долго искавшей нужный подъезд (номера не обозначены) в неосвещенном дворе. Ему и в голову не придет, что женщинам, которые в основном работают на детских бригадах, в чужом дворе и темном подъезде еще страшнее.

    На просьбу приготовить чистое полотенце могут ответить: вытирайтесь тем, что висит.

    На замечание, что собаку надо убирать до приезда бригады, следует злобная реакция и обещание натравить ее на медиков.

    Если возникает необходимость нести больного в машину на носилках, и требуется помощь родственников, нередко возникает возмущение: а где ваши носильщики?

    Открывая дверь бригаде, могут в приказном порядке сказать: разуйтесь, а то испачкаете пол. Одно только это приказание уже свидетельствует о необоснованности вызова. Скажите, станете ли вы беспокоиться о чистоте пола, когда жизни малыша угрожает опасность?

    Не укладывается в голове: как можно относиться к людям, спешащим к тебе на помощь в любое время суток, с таким неуважением и даже пренебрежением? «Протянутую руку не кусают», гласит народная мудрость, о которой забывают, когда речь идет о скорой помощи. Врачи и фельдшеры, работающие на скорой помощи, составляют золотой фонд нашей медицины и заслуживают высокого уважения, а порой и восхищения за умение в считанные минуты в самых невероятных условиях оказать пострадавшему необходимую помощь, нередко спасая ему жизнь. Попробуйте попасть в вену и наладить капельницу пострадавшему, находящемуся в искореженном автомобиле или придавленному обломками рухнувшего здания, провести реанимационные мероприятия в мчащемся на полной скорости санитарном автомобиле, принять роды на рыночном прилавке и убедить психически больного пациента отложить в сторону кухонный нож и «побеседовать за жизнь».

    Спасибо поэту Андрею Вознесенскому за добрые слова и сочувствие к служителям этой нелегкой профессии:

    Среди деловых скорпионищ,
    Живущих поблизости льгот,
    С короткою стрижкой скорпомощь
    Вблизи от несчастий живет.
    Куда ты уносишься в полночь?
    Мороз. Посидела б в тепле.
    Замученная скорпомощь,
    Кто только поможет тебе?

    Дл я оказания экстренной помощи детям созданы специальные педиатрические бригады, которые выносят на себе все детские страдания и стараются по мере сил облегчить и устранить их.

    На детский пульт московской Станции скорой и неотложной медицинской помощи стекаются все вызовы к детям, поступающие на «03». Отсюда вызов передается на ближайшую от пострадавшего подстанцию, и детская бригада в составе врача-педиатра и фельдшера спешит на помощь. Почти на каждой подстанции есть одна педиатрическая бригада, иногда две, и без работы они никогда не остаются. Более того, почти половина вызовов к детям выполняется врачами-терапевтами линейных бригад, не имеющих опыта общения с больными детьми.

    Ведь ребенок – это не взрослый в миниатюре. Каждый возраст имеет свои анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать в лечении, а тем более при оказании экстренной помощи.

    Только детский доктор способен разобраться с крохотулей, который не умеет говорить, а о своем нездоровье сообщает криком или вялостью и безучастным состоянием. Врач скорой помощи, в том числе и педиатр, ограничен во времени и диагностических возможностях, но настоящего профессионала нередко выручает интуиция, помогающая в считанные минуты поставить диагноз и оказать экстренную помощь. По определению Наполеона «интуиция – это молниеносно произведенный расчет». Но такой расчет возможен, только когда есть знания и опыт, помноженные на внимательное наблюдение за больным ребенком, его поведением, умение выявлять самые незаметные симптомы и анализировать их. Вот поэтому-то и были созданы специальные педиатрические бригады скорой помощи, спасшие немало детских жизней.

    «Если среди разных дел ваш ребенок заболел,
    Не унять его ни соской, ни сахаром,
    То не надо забывать: есть бригада номер пять
    С самым лучшим на Земле педиатром».

    Эти слова из песни нашего коллеги дают высокую профессиональную оценку детским докторам, работающим на скорой помощи, и в подавляющем большинстве случаев они (врачи) оправдывают эту оценку.

    Тем досаднее осознавать, что значительная часть вызовов, выполняемых педиатрическими бригадами, заканчиваются всего-навсего дачей совета, то есть ребенок не нуждался ни в оказании экстренной помощи, ни в госпитализации. И это хорошо. Но зачем же нужна была «скорая»? И не слишком ли дорого платят за эти советы, по-настоящему нуждающиеся в ней?

    Увы! Слишком многие мамы рассуждают так: пока дождешься врача из поликлиники, да пока в аптеку сходишь за лекарствами, а «скорая» приедет и сразу все сделает.

    Такие родители и порождают тревожные ситуации, когда поступает вызов с грозным поводом («посинел», «умирает», «задыхается», «отравился»), а детской бригады ни на ближайшей, ни на соседних подстанциях нет.

    Детский вызов не может ждать, он незамедлительно передается для выполнения любой бригаде, будь то кардиологическая или травматологическая. А «взрослые» врачи говорят: «Лучше на осложненный инфаркт поехать, чем на ребенка». И почти всегда отвозят малыша в больницу, откуда после осмотра педиатра тот зачастую возвращается домой. Врача-терапевта можно понять: не имея опыта работы с детьми, лучше перестраховаться, чем пропустить серьезное заболевание.

    Но как понять родителей, которые упорно не желают вызывать педиатра из поликлиники, не знают телефона детской неотложной помощи своего района, да просто «хотели проконсультироваться, вести ли ребенка в садик, если его вчера вырвало?»

    Каждая мама должна знать телефон, по которому можно вызвать врача на дом, и телефон отделения круглосуточной медицинской помощи (ОКМП) детям своего района, чтобы при необходимости обратиться туда в любое время дня и ночи, в будни и праздники. А «Скорую помощь» оставьте тем, кто действительно в ней нуждается.

    Скорая помощь не назначает лечение на дому, не делает инъекции антибиотиков и витаминов, не выписывает справок и не выдает листки нетрудоспособности. На скорой помощи не работают отоларингологи, окулисты, хирурги, аллергологи и другие «узкие» специалисты.

    Чтобы проще было разобраться, кого вызывать в каждом конкретном случае, ориентируйтесь на лозунг: «Скорая» не лечит, а спасает». Тогда к малышу, нуждающемуся в срочной медицинской помощи, приедут настоящие профессионалы, окажут ему квалифицированную помощь и при необходимости госпитализируют.

    Но даже если ваш вызов передан педиатрической бригаде без промедления, во многих случаях она прибывает на место не так быстро, как хотелось бы. И на это есть объективные причины.

    В последние годы в Москве едва ли не самой главной трудностью в работе скорой помощи стали автомобильные пробки, возникающие в любое время суток и в любом месте, затрудняющие передвижение как на место вызова, так и транспортировку больного в стационар.

    Если среди читателей есть автолюбители, ответьте, положа руку на сердце, на вопрос: «Всегда ли вы уступаете место на дороге машине с красным крестом?» Боюсь, что положительных ответов будет немного. А теперь представьте, что эта машина спешит на вызов к вашему ребенку.

    Взгляните на свой дом и подъезд глазами врача скорой помощи: написан ли на доме номер, существует ли нумерация на подъездах, обозначены ли номера квартир, находящихся в них. Сплошь и рядом, выходя из лифта, взгляд медиков натыкается на двери, неведомо по какой причине лишенные опознавательных знаков. В какую из них прикажете звонить? В дневное время это не вызывает проблем: можно обратиться в любую, и соседи укажут нужную. А как быть ночью? Вам понравится, если глубокой ночью вас разбудит звонок, и чей-то голос за дверью поинтересуется номером вашей квартиры?

    Множество неосвещенных подъездов и темных лестниц отравляют жизнь работникам скорой помощи. Попробуйте в сплошной темноте набрать код входной двери или найти нужную кнопку в лифте. В ход идут зажигалки, карманные фонарики. Хорошо еще, если на них (на кнопках) обозначены цифры. А то наши озорные детки с упорством, достойным лучшего применения, любят развлекаться, стирая все обозначения на домофонах и указателях этажей в лифтах.

    Знаете ли вы, что не только в поезде могут существовать «два девятых вагона», описанные юмористом, но и два первых подъезда в одном доме? А заезд к дому, расположенному на одной улице, надо осуществлять совсем с другой? А на улице Красных Зорь, к примеру, сразу после дома № 37 идет дом № 61? А где искать нужный 55-й? А на другой не менее загадочной улице дом №9 располагается почему-то во дворе 17-го. А в районе Кутузовского проспекта имеются еще и Кутузовский проезд, и Кутузовский переулок, и чуть дальше улица Кутузова?

    Поэтому, вызывая «скорую», четко и внятно назовите свой адрес, подскажите, как лучше подъехать к дому, и где расположен вход в подъезд: с улицы или со двора. И не сочтите за труд встретить бригаду на улице, ведь это ваш ребенок нуждается в помощи.

    Нередко врачей упрекают в черствости, бездушии, привыкли, мол, к чужой боли. Это не так! К боли и страданию детей, к горю матери, потерявшей ребенка, привыкнуть нельзя. Это своего рода защитная реакция, так называемый эмоциональный иммунитет – и это входит в разряд профессиональных качеств работников скорой помощи. В критических ситуациях нет времени ахать и лить слезы. Необходимо мгновенно сориентироваться в ситуации, «собраться», чтобы спасти жизнь больному. В некоторых случаях иногда приходится и прикрикнуть на родственников, своим поведением мешающих проведению экстренных мероприятий.

    Скорая помощь - это особый мир, в котором постоянно приходится сталкиваться с негативными, иногда отвратительными явлениями, «изнанкой» жизни. Матери бросают своих детей на вокзалах, в поездах, выкидывают новорожденных на помойку. Пьяный отец, задумавший отомстить бывшей жене, кухонным ножом убивает двух сыновей-подростков. Киллер, поджидающий бизнесмена в подъезде, заодно стреляет в его дочь-дошкольницу. Сексуальный маньяк насилует и убивает детей в лифтах и на чердаках. А двенадцатилетняя проститутка, не умеющая читать, уже имеет букет венерических и инфекционных заболеваний. Все это тоже работа детской бригады скорой помощи и совсем не детские проблемы нашего времени. Любой представитель этой нелегкой профессии имеет право сказать: «Чтобы полюбить человечество и возненавидеть его, надо поработать на скорой помощи».

    Может быть, после этих эмоциональных строк вы по-другому отнесетесь к нашей «национальной гордости» и с бо льшим уважением станете относиться к ее служителям.

    Срочный вызов врача зачастую сопряжен с необходимостью госпитализации больного в стационар. Однако далеко не всегда требуется немедленная доставка пациента в больницу, поэтому многие автомобили с красным крестом выезжают не только на экстренные вызовы. Это может быть и неотложная медицинская помощь на дому.

    Долгое время - с момента появления в России первых станций скорой медицинской помощи (1897 год) и до середины 20-х годов XX века - «кареты скорой помощи» выезжали только на вызовы, поступающие с улиц или промышленных предприятий. Дело было не столько в нехватке транспорта, сколько в сложившихся традициях: на дому пациентов обычно обслуживали доктора, имеющие частную практику, а позже - врачи из различных медицинских учреждений (больниц, пунктов врачебной помощи и поликлиник). Днем медицинскую помощь, во всяком случае, в больших в городах, получить было несложно, а вот ночью, когда большинство медицинских учреждений закрывалось, находившимся дома «острым» больным рассчитывать приходилось исключительно на собственные силы.

    Возникла необходимость в организации службы ночной неотложной медицинской помощи. Пункт неотложной помощи был организован на базе Московской станции скорой помощи в 1926 году по инициативе Александра Сергеевича Пучкова, создателя и начальника Московской скорой. Врачи неотложной помощи работали в вечернее и ночное время - до восьми утра. Они выезжали на вызовы на мотоциклах с коляской, но после нескольких серьезных дорожно-транспортных происшествий, в которых медики получили травмы, транспортом этого подразделения стали легковые автомобили Fiat, Adler и Mercedes-Benz.

    Вызовы на пункт неотложной помощи принимала Центральная станция скорой помощи. Постепенно она перестала справляться с потоком звонков, поэтому с 1933 года неотложная медицинская помощь были выделена из Станции скорой помощи в самостоятельную службу. В каждом из десяти районов города было организовано по одному пункту неотложной помощи. Подчинялись они районным отделам здравоохранения (райздравотделам). Вызовы на дом, поступавшие с 19 вечера до 9 утра, «неотложка» стала принимать самостоятельно.

    При этом каждый пункт обслуживал территорию района, поделенного между несколькими поликлиниками. Если выяснялось, что больной нуждается в срочной госпитализации, врач неотложной помощи сам вызывал бригаду «скорой». С 1928 года на Московской станции скорой помощи по ночам начали дежурить врачи-психиатры, а с 1938 года - и опытные врачи-педиатры, которые оказывали консультативную помощь врачам «неотложки», а в сложных случаях сами выезжали для осмотра больного.

    В Ленинграде история неотложной медицинской помощи сложилась иначе. Ленинградская «неотложка» выросла из так называемых «пунктов квартирной помощи» (ночных врачебных дежурств с 18 вечера до 9 утра). В 1927 году все существовавшие ранее пункты неотложной помощи закрылись, а в каждом районе города при шести районных станциях скорой помощи были организованы новые «штабы», попавшие в прямое подчинение руководи-теля Ленинградской станции скорой помощи Меера Абрамовича Месселя. Для поездок к пациентам врачи ленинградской «неотложки» в первые годы тоже использовали мотоциклы, которые были заменены легковыми автомобилями только в 1934 году. Тогда же была предпринята безуспешная (и бессмысленная) попытка «административно-командным» методом переименовать «неотложную помощь» в «ночную медицинскую помощь». В 1938 году ленинградская «неотложка» была вновь реорганизована на основе принципов работы аналогичной службы в Москве.

    Послевоенные годы знаменательны появлением первых «специализированных» автомобилей для неотложной помощи. «Профессиональная ориентация» этих обычных с виду легковых машин выражалась в нанесении на стекла красных крестов в белом круге и более простой и дешевой отделке салонов - дорогие материалы заменялись быстромоющимся дерматином. Как правило, такие машины имели дефорсированные двигатели, способные работать на низкооктановых сортах бензина.

    Первым в этой линейке стал в 1947 году медицинский «Москвич-400-420М». Впоследствии ни одно поколение московских- малолитражек не обходилось без аналогичной модификации. Интересно, что в комплектацию «Москвича-407М» в качестве «профессионального оборудования» вошла обязательная сегодня для всех автомобилей аптечка. Следует отметить, что такими машинами - седанами с минимальными изменениями - пользовались не только службы неотложной помощи, но и участковые врачи, отправлявшиеся но вызову на дом.

    Кроме машин неотложной помощи, в СССР большими тиражами выпускались легковые автомобили скорой помощи с кузовами седан или лимузин («Победы», ЗиМы и ЗиСы-110), оборудованные для перевозки лежачих больных. Все они обладали одним недостатком: загружать носилки с больным в переоборудованный салон через крышу багажника было неудобно.

    Появление на Горьковском автозаводе универсала на базе 21-й «Волги» позволило создать модификацию скорой медицинской помощи ГАЗ-22, более-менее приспособленную для работы «на линии». Выпуск таких машин начался летом 1962 года. К этому времени уже было освоено производство куда более вместительных и лучше приспособленных для работы в качестве «скорой» микроавтобусов УАЗ и РАФ, но их катастрофически не хватало, поэтому санитарные универсалы горьковского автозавода во многих городах составляли основу автопарка станций и больниц скорой помощи. Однако дефицит специализированных микроавтобусов постепенно сходил на нет, а производство ГАЗ-22 продолжалось. В результате менее востребованные в службе скорой медицинской помощи «Волги» попали в «неотложку».

    В 1970 году семейство ГАЗ-21 уступило место «Волге» следующего поколения, а в 1975 году начался выпуск новой санитарной модификации ГАЗ-24-0З, приспособленной для перевозки одних носилок с больным.

    Ввиду ограниченных финансовых возможностей советской системы здравоохранения и вытекающей отсюда нехватки «узконаправленного» транспорта, четкой специализации у доставшихся лечебным учреждениям автомобилей не было. Где-то врач «неотложки» довольствовался «Москвичом» с красным крестом на лобовом стекле, а где-то участковым педиатрам для плановых посещений захворавших детишек могли выделить «Волгу»-универсал.

    В 1970-х годах районные пункты неотложной помощи в Москве были вновь переданы в структуру Станции скорой медицинской помощи. Объединение сопровождалось целым рядом сложностей: не хватало помещений и транспорта; совершенно разной была стилистика работы специалистов. В конечном итоге, московская «неотложка» перестала существовать. В последние годы предпринимается попытка возродить эту службу. В Санкт-Петербурге скорая и неотложная помощь сохранились как две отдельные службы. Используя практически одинаковый транспорт и оборудование, они отличаются составом бригад (в «неотложке», как правило, только врач и водитель), характером обслуживаемых вызовов, каналами поступления вызовов и администрированием.

    СКОРАЯ ПОМОЩЬ , мед.-сан. организация, имеющая своей задачей оказание первой помощи при угрожающих жизни несчастных случаях и при внезапных тяжелых заболеваниях, сопровождающихся опасностью для жизни, и перевозку в леч, учреждения соответствующих больных и пострадавших. Первые зачатки организации С. п. восходят еще к глубокой древности. Уже в первые века нового летоисчисления на наиболее оживленных дорогах, по которым передвигались массы пилигримов, были организованы убежища-госпитали (ксенодохии), к-рые оказывали и С. п. С развитием торговых сношений между государствами эти учреждения были развернуты на главных торговых караванных путях. В средние века различные религиозные ордена ставили своей задачей и оказание С. п. Первые формы самостоятельной организации С. п. встречаются в Голландии в 15 в., но С. п. здесь была организована лишь для спасения утопающих. К этому времени относится появление в Голландии первых постановлений об оказании С. п. (1417 и 1455 гг.). Здесь же организованы были и первые общества по оказанию С. п. («общества спасения»)--в Амстердаме в 1767 г. Через год было открыто такое общество в Гамбурге. Постепенно к первоначальной задаче по спасению утопающих присоединились и задачи оказания помощи пострадавшим от разных несчастных случаев, впавшим в бессознательное состояние и тяжело заболевшим. В эпоху промышленного капитализма, при необычном росте промышленных предприятий, внедрении машин во все отрасли производства, чрезвычайно сильно возросло число несчастных случаев в связи с непомерной экплоатацией рабочих, тяжелой обстановкой труда и нежеланием капиталистов производить затраты на необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работающих. Огромный рост городов, усиление движения, механизация транспорта вызвали в капиталистических странах значительный рост числа несчастных случаев. Возникла острая потребность в специальной организации С. п., к-рая во всех странах сначала была предметом забот разных частных обществ и лишь постепенно в ряде городов переходила в ведение городских самоуправлении. Однако и теперь скорая помощь во многих странах организуется добровольными обществами, Красным крестом, при некоторой финансовой поддержке органов самоуправления. Первые основы рационально организованной С. п. были положены в Германии знаменитым хирургом Фридрихом фон Эсмархом. По его инициативе возникли самаритские школы и общества. Особенно большую роль в организации С. п. играли Красный крест и пожарные команды. Отсутствие возможности получить своевременно первую врачебную помощь при внезапных заболеваниях послужило в ряде стран одним из побудительных толчков к организации С. п., у к-рой вначале превалировали функции по оказанию первой помощи при разных заболеваниях. Это имело место например в Берлине и др. городах Германии еще в то время, I когда промышленность и транспорт были мало развиты, тогда как в Вене с наиболее старинной организацией С. п. толчок к организации С. п. дал ужасный пожар в городском театре (в 1881 г.), повлекший огромное число человеческих жертв. Развертыванию планомерной организации С. п. сильно препятствовала в капиталистических странах противоположность интересов частнопрактикующих врачей и населения. Так напр. в Германии, где в 1892 г. кассы по страхованию от инвалидности организовали хорошо оборудованные станции С, п. в разных районах больших городов и небольшие клиники для оказания необходимой мед. помощи в несчастных случаях, к-рыми стали пользоваться и кассы страхования от б-ней и прочее население, частнопрактикующие врачи через свои корпоративные организации вступили в борьбу с указанными учреждениями и добились в 1897 г. под руководством Эрнста фон Бергмана организации Берлинского об-ва С. п., к-рое открыло свои собственные станции С. п., стоявшие на страже интересов частнопрактикующих врачей. Даже Центральный комитет С. п., ор- ганизованный в 1901 г. по инициативе Бергмана и Дитриха для согласования работы указанных станций С. п., не мог примирить противоречивые интересы враждовавших организаций. Только в 1913 г. состоялся переход всех станций в ведение магистрата. Согласно же изданным в 1912 г. в Германии правилам организации С. п. последняя может быть организована всякого рода добровольными обществами, но в этом случае обязателен постоянный надзор за ними со стороны определенных врачей, состоящих на государственной службе или на службе коммунальных органов. Аналогичная организация С. п. существовала до последнего времени во всех других странах. Организация С. п. в американских городах сосредоточена при б-цах, при к-рых выделяются под станцию С. п. специальные помещения, легко доступные с улицы. Для отправки пострадавших в б-цы при последних имеются сан. автомобили, выезжающие в сопровождении врача. В зависимости от тяжести случаев б-ные поступают в ведение ординаторов или старших врачей соответствующих отделений б-цы. В деле обмена международным опытом по организации Си. большое значение имели международные конгрессы С. п., к-рые состоялись-1-й в 1908 г. во Франк-фурте-на-Майне, 2-й-в 1913 г. в Вене и 3-й-в 1926 г. в Амстердаме. В дореволюционной России, где впервые станция С. п. была открыта в Варшаве в 1897 г., а затем в Одессе в 1903 г., кареты С. п., приобретавшиеся на частные средства, находились в больших городах обычно при полицейских участках; эти кареты служили также для платной перевозки больных. С. п. была тогда мало доступна населению и оказывалась с большим запозданием. В Москве в конце 90-х годов было приобретено несколько карет на частные средства. Эти кареты находились при полицейских управлениях. С каретой кроме фельдшера выезжал и полицейский для составления протокола. В 1908 г. организация С. п. перешлак добровольному обществу «Скорая помощь», имевшему 1 автомобиль С. п., но и этот единственный автомобиль С. п. был во время империалистской войны передан городской управе для перевозки раненых, и С. п. прекратила свое существование. Не было специальной организации С. п. в других крупных городах-в Ленинграде, Харькове, Ростове и т. д. До войны на территории, соответствующей современной РСФСР, организация С. п. кроме Москвы имелась только в 4 городах (Самара, Тула, Ярославль, Пермь) в виде 1-2 фельдшеров, обслуживавших 1 карету С. п. Лишь после Октября С. п. стала сильно развиваться; уже к 1927 г. имелось в городах 50 станций С. п. В наст, время во всех городах, промышленных центрах имеется в той или иной форме организованная С. п. Организация С. п. Потребность в оказании С. п. специальной бесперебойно функционирующей организацией возникает при единичных несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, отравлениях и особенно при массовых скоплениях людей-на транспорте, в горных работах, в фабрично-заводских предприятиях, на улицах, при оживленном движении автомобилей, трамваев и т. п., при массовых празднествах, сопровождающихся огромным скоплением людей, на аэродромах, стадионах, на скачках, гонках, физкультурных состязаниях, при больших пожарах, при разного рода стихийных бедствиях-землетрясе- ниях, наводнениях и т. п., при массовых внезапных тяжелых заболеваниях (отравлениях); хотя катастрофы, вызывающие большое число жертв, бывают очень редко, все же рационально организованная С. п. должна предусмотреть все эти возможные случаи необходимости массовой перевозки пострадавших и оказания экстренной мед. помощи большому числу людей. При единичных несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни, С. п. выезжает при вызовах по случаю ранений и переломов, тяжелых ушибов с потерей сознания, тяжелых ожогов и отравлений, продолжительного обморочного состояния, солнечного удара, поражения электричеством или молнией, замерзания, утопления, острого помешательства и т. п. -Основное требование, предъявляемое к организации С. п.,-обеспечение надлежащей мед. помощи без всякого промедления, что имеет огромное значение для исхода несчастного случая и внезапного тяжелого заболевания и отравления с точки зрения спасения жизни и б. или м. скорого и полного восстановления трудоспособности. Для выполнения этого требования С. п. должна не только оказать необходимую первую помощь на месте происшествия, располагая для этого квалифицированным мед. персоналом, но и в случае необходимости доставить немедленно в ближайшее леч. заведение б-ного или пострадавшего от несчастного случая в наиболее удобном положении, исключающем возможность ухудшения состояния б-ного во время перевозки. Для этой цели С. п. должна иметь необходимые соответствующим образом оборудованные транспортные средства-автомобили С. п., кареты С. п., моторные лсдки и т. п. Формы организации С. п. зависят от величины населенного пункта, числа жителей, их территориального распределения по районам, степени развития индустрии и ее характера, степени интенсивности уличного движения, степени обеспечения леч. учреждениями и их расположения. В небольших городах и рабочих поселках «скорая помощь» организуется при леч. заведениях, обычно при б-це, где имеются для выездов по оказанию С. п. специально приглашенные для этой цели врачи или где организовано дежурство врачей б-цы и поликлиники, получающих особое вознаграждение за выезды или за дежурства. В этих случаях при со-| ответствующем леч. учреждении имеется авто-! мобиль (рис. 1) или карета С. п., и в приемном покое имеется всегда наготове сумка С. п. со всем необходимым инструментарием, медикаментами и перевязочным материалом для оказания С. п. Врач, выезжающий с пункта С. п. по вызову, берет эту сумку с собой. Врача сопровождает фельдшер или сестра. В сан. автомобиль или в карету С. п. помещаются носилки, к-рые путем специальных приспособлений так устанавливаются, чтобы при движении избавить б-ного от лишних сотрясений. В больших городах и крупных промышленных центрах С. п. существует в виде специальной организации-станции скорой помощи. В самых больших городах кроме центральной станции С. п. в разных районах, обычно в центре, устраиваются периферические пункты С. п., обычно при б-цах (Москва, Ленинград). Станция и пункты С. п. оказывают С. п. при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, угрожающих жизни б-ного. Там, где помощь на дому не работает в ночные часы, С. п. оказывает по- мощь на дому в случаях, не терпящих отлагательства до следующего дня. В больших городах", напр. в Москве и Ленинграде, станции Си. выполняют целый ряд добавочных функций: по перевозке острозаразных б-ных, тяжелых незаразных б-ных, беспокойных душевнобольных, алкоголиков в стадии острого психоза, по концентрации сведений об имеющихся в б-цах свободных местах и вы-

    Рисунок 1. Внутренний вид кареты скорой помощи с двумя носилками.

    Даче соответствующих справок. Станции С. п. возглавляются врачом-директором станции, к-рому в больших городах придается помощник-старший врач станции. Обычно из врачей-лечебников, обладающих административным опытом в деле эвакуации, назначаются ответственные старшие дежурные врачи (в Ленинграде-дежурный инструктор), к-рые сами принимают все вызовы по телефонам. На станции С. п. все время дежурят врачи и средний медперсонал, предназначенные для выездов. Обыкновенно станции С. п. так организуют телефонную и сигнализационную связь между принимающим вызовы старшим дежурным врачом и предназначенным к выезду мед. персоналом, гаражем, где находятся наготове автомобили С. п., комнатой шоферов, что от момента приема вызова извне до отъезда машины со двора станции С. п. проходит несколько минут, в Москве не более 3 минут. В Москве и Ленинграде выезд персонала происходит через 1 минуту после приема вызова от дежурного врача. Соответствующая сигнализация дает возможность старшему дежурному врачу проверить, вышли ли уже к машине врач, шофер и когда машина покинула двор станции С. п. Во избежание ложных вызовов старший дежурный врач после передачи наряда с вызовом, при подозрении на ложный вызов, проверяет по данному при вызове телефону, действительно ли последовал вызов по данному телефону. Когда дежурный врач ведет разговор по телефону по поводу вызова, находящиеся в соседней комна- те мед. сестра или фельдшер берут добавочную телефонную трубку от телефонного аппарата, по к-рому принимает вызов старший дежурный врач, и записывают адрес, причину вызова обычно на спец. карточке-вызывной карточке скорой помощи. Получив наряд от врача, принимающего вызов, сестра или фельдшер направляются к автомобилю, где - уже находятся выезжающий врач и шофер, получившие сигнал о выезде в своих комнатах уже в тот момент, когда принимался вызов старшим дежурным врачом (ведя разговор по телефону, последний нажимает на соответствующую кнопку электрической сигнализации). По выезде машины со двора привратник также путем электрической сигнализации дает знать об этом старшему дежурному врачу. Последний имеет возможность сигнализировать привратнику и о задержании в воротах машины; о возвращающихся машинах привратник сигнализирует старшему дежурному врачу. Старший дежурный врач имеет секретаря, к-рый помогает ему в ведении записей, телефонных разговоров по" поводу вызовов, принимает сигналы от привратника и т. д. Для того, чтобы знать, в каком районе города находится в данное время автомобиль С. п., старший дежурный врач отмечает фишками на карте города их местонахождение. Это особенно важно для очень больших городов, где имеются при леч. заведениях, б. ч. при б-цах, в разных районах пункты стоянки автомобилей С. п.; автомобиль, выехавший в отдаленный район города, заезжает на ближайшую стоянку в б-це, где дожидается очередного вызова со станции С. п. В нек-рых больших городах (напр. Ленинграде) почти все б-цы соединены прямыми телефонными проводами с центральной станцией С. п. В распоряжении районных пунктов С. п. имеются также выездные врачи, средний мед. персонал, автомобили С. п. Обычно центральная

    1-*ис. 2. Внутренний вид пункта скорой помощи.

    Станция С. п. прямым проводом соединена с периферическими районными станциями С. п., к-рым передается и вызов из соответствующего района, принятый центральной станцией С. п. Передача вызова от дежурного врача районной станции выезжающему персоналу также б. ч. радиофицирована. Время приема и передачи вызова на районную станцию тотчас же отбивается на специальных автоматических часах. При наличии районных станций С. п. подача помощи осуществляется в течение 2-15 минут. Районная станция С. п. имеет след. помещения: комнату старшего дежурного врача, перевя- зочную (рис. 2), комнату для дежурного среднего мед. персонала и шоферов, комнату дежурного врача, столовую, ванную и кухню. Выезжающие на место происшествия врачи должны быть квалифицированными врачами, умеющими оказать скорую мед. помощь, быстро ориентироваться в обстановке и решать вопрос о необходимом дальнейшем мед. вмешательстве. Обычно на Должности выездных врачей С. п. допускаются врачи, имеющие не менее 5 лет больничного, преимущественно хирургического стажа. Доставив б-ного или пострадавшего в б-цу, врач заполняет сопроводительный лист, в к-ром отмечает заболевание или характер травматического повреждения и оказанную им помощь. Листы эти пришиваются к истории б-ни и по выписке или смерти б-ного возвращаются на станцию С. п. с указанием диагноза б-цы. Если выездной врач, посетивший б-ного по поводу внезапного" заболевания, находит необходимым отправить его в б-цу, то он заботится о перевозке б-ного, выписывая наряд в отдел перевозки больных при станции С. п. Для оказания помощи при внезапных заболеваниях выезжают б. ч. врачи-терапевты. В больших городах выездные врачи С. п. не имеют права выдавать больничные листки, справки, им запрещается и прописывать рецепты, т. к. все необходимое для оказания С. п. они должны везти с собой. При выезде врач С. п. берет с собой сумку или ящичек, в к-рых находятся необходимые для скорой помощи медикаменты, инструментарий, резиновый жгут, желудочный зонд, набор шин и в случае необходимости аппарат для искусственного дыхания. Выехавший врач, оказав скорую помощь, обязан запросить по телефону станцию С. п., куда ему следует дальше ехать. Точно так же автомобили С. п., прибыв в б-цу, сообщают немедленно по телефону станции С. п. о месте своего нахождения. При ложном вызове С. п. врачом составляется акт и виновные привлекаются к ответственности. В Ленинграде число неправильных вызовов достигает в среднем около 2% в год к числу всех вызовов; число пострадавших или б-ных, оставленных дома по оказании им первой помощи, составляет 15-20% ко всему числу вызовов. Б-цы обязаны безотказно принимать б-ных и пострадавших, доставленных к ним С. п., независимо от наличия свободных мест. По данным Москвы прибытие С. п. на место происшествия происходит в среднем через 10-12 минут после вызова. В крупных городах в состав С. п. входит и экстренная психиатрическая помощь. К станциям С. п. прикрепляются дежурные психиатры, выезжающие по вызову С. п. для оказания помощи душевнобольным-страдающим острыми психозами или являющимся по своему состоянию опасными для окружающих, а также к,; алкоголикам в состоянии острого алкогольного психоза. В случае необходимости дежурный психиатр направляет б-ного на машине С. п. в психиатрическое лечебное заведение/Согласно данным о работе Московской и Ленинградской станции С. п. за последние годы среднее количество выездов в год по поводу несчастных случаев в крупных центрах можно принять равным приблизительно С-8 выездам на 1 000 населения, а по поводу внезапных заболеваний, угрожающих жизни, 10--13 выездов на 1 000 населения. Среднее количество б-ных (в том числе и б-ных, перевозимых в б-цы отделом перевозки б-ных С. п., см. ниже) и пострадавших от несчастных случаев, к-рое перевозится на 1 сан. автомобиле в год, составляет 7 000- 7 200 чел. Эти данные позволяют исчислить ориентировочно необходимое для крупных центров количество сан. автомобилей.-В состав С. п. в ряде крупных городов входит ночная мед. помощь, ранее называвшаяся неотложной мед. помощью; она оказывается в тех случаях, когда б-ные не нуждаются в немедленном оказании помощи в ближайшие минуты, но в то же время не могут по состоянию здоровья ждать до утра прихода врача помощи на дому. К таким случаям относятся разные болезненные состояния с значительным и быстрым ослаблением сердечной деятельности, сильные и многократные рвота и понос, приступы разных колик и т. д. Пункты ночной мед. помощи, работающие при станциях С. п., принимают вызовы обычно самостоятельно по городским телефонам или от лиц, являющихся на пункт для вызова ночной мед. помощи. Дежурные врачи ночной мед. помощи не имеют права выдачи больничных листков. На пункте ночной мед. помощи имеется старший дежурный врач, которому и подчиняются врачи ночной мед. помощи. Эти врачи снабжаются специальными врачебными сумками с необходимыми медикаментами и инструментарием. Радиус действия пункта 2-3 км; по данным Ленинграда в среднем в год приходится 25-28 посещений ночной мед. помощи на 1 000 населения в год. В крупнейших городах при станциях С. п. имеется особый отдел по перевозке б-ных, учету и распределению свободных мест в б-цах. Этот отдел обслуживается специалистами по эвакуации б-ных-эвакуаторами. Все острозаразные б-ные (кроме кори) перевозятся в б-цы на специальных автомобилях, подвергающихся каждый раз после перевозки б-ного тщательной дезинфекции. Сопровождающий персонал обязан соблюдать установленные требования личной гигиены-душ, дезинфекция одежды в необходимых случаях и т. п. Тяжелые незаразные б-ные также перевозятся в особых сан. автомобилях. Для облегчения продвижения сан. автомобилей они имеют особые опознавательные знаки (особая окраска, красный крест) и специальные рожки, сирены. Обслуживание сан. транспортом трудящегося населения производится в СССР бесплатно в отличие от капиталистических стран, где перевозка б-ных в б-цы производится за плату. Отдел перевозки б-ных при С. п. перевозит в лечебные учреждения б-ных, не нуждающихся в немедленной помощи, по нарядам амбулаторий, поликлиник, диспансеров, врачей помощи на дому. Б-цы 2 раза в день обязаны сообщать в отдел перевозки б-ных и учета свободных мест в б-цах сведения о числе свободных коек. Сводки этих данных, разбитых по специальности и по лечебным учреждениям, передаются районным здравотделам, в к-рые и поступают требования на госпитализацию от лечащих врачей. Райздравотделы вызывают сан. транспорт через отдел перевозки б-ных при С. п. Отдел этот обслуживается специальным штатом. В Москве и Ленинграде С. п. тесно связана с ин-тами С. п., специально созданными для оказания высококвалифицированной экстренной мед. помощи и клин, изучения несчастных случаев. В Москве-Ин-т С. л. им. Склифосов-ского, в Ленинграде такой ин-т создан на базе нек-рых лечебных учреждений и научно-исследовательских ин-тов. Эти ин-ты уделяют особое внимание научно-исследовательской работе по изучению методики "лечения и профилактики при несчастных случаях. В ин-тах имеются отделения неотложной хирургии с травматологическим отделением, терап. отделения, преимущественно изучающие отравления, патоло-гоанатомические и судебномедицинские. В Ленинградском ин-те С. п. имеется и отделение социальной патологии и профилактики с кабинетами промышленного и бытового травматизма, учебно-статистическим и музейным. В последние годы в ряде стран стали применяться для оказания С. п. самолеты, особенно в тех случаях, когда помощь должна быть оказана пострадавшим от несчастных случаев или тяжело заболевшим, находящимся в отдаленных малодоступных местностях. Австралия была первой страной, начавшей в последнее десятилетие широко применять сан. самолеты не только для оказания С. п., но и для регулярной мед. службы в отдаленных малонаселенных областях. И в СССР начинает широко практиковаться оказание С. п. и направление б-ных в леч. заведения при помощи специальных сан. самолетов. Сан. самолеты могут иметь широкое применение в обслуживании С. п. сельских местностей, Красной армии. В больших городах к С. п. относится и организация дела спасания на водах. В этом случае в ряде мест на берегу рек, каналов имеются кроме спасательных кругов моторные лодки для спасания утопающих. Особенно большие задачи ложатся на С. п., обслуживающую угольные шахты. Станции С. п., обслуживающие шахты, называются горно-спасательными станциями (см. Горное дело, горно-спасательное дело). Для оказания С. п. на железной дороге, в поездах, на вокзалах имеются спец. аптечки первой помощи. В нек-рых поездах и особенно на жел.-дор. станциях имеются инструменты, необходимые для освобождения пассажиров, ущемленных между вагонами и попавших под вагоны во время жел.-дор. катастроф. На крупных станциях имеются т. н. вспомогательные поезда, состоящие из вагона с приспособлениями для оказания технической помощи при жел.-дор. крушениях, вагона для рабочих и сан. вагона с операционной, перевязочной, обеспеченного необходимым хир. инструментарием, перевязочным материалом, медикаментами, носилками, шинами и т. д. Работа этих вспомогательных поездов регулируется особыми правилами. В сельских местностях С. п. оказывается ближайшими участковыми леч. учреждениями. С увеличением числа автомобилей в совхозах и колхозах и улучшением дорог С. п. станет доступна и сельскому населению. Для облегчения оказания С. п., особенно при массовых скоплениях людей, привлекаются к несению дежурств на специальных временных пунктах С. п. кроме мед. персонала члены РОКК, рабочие, обученные делу оказания первой помощи. Во многих странах существуют разветвленные организации Красного креста, образующие специальные сан. колонны, в обязанности к-рых входит и оказание С. п. Интересное нововведение в области организации С. п. имеется в Берлине, где, помимо рассеянных по всему городу пунктов С. п. (располагающих обычно 3 комнатами, из к-рых одна-операционная), установлены на многих наиболее оживленных улицах специальные шкафы С. п. в виде круглых колонн, высотой в 3V 2 м и шириной в 1,1 м. В верхней части этих шкафов находятся инструменты, медикаменты и перевязочный материал для оказания первой С. п. при несчастных случаях на улицах; в нижней же части помещаются подвижные (на колесах) носилки, к-рые легко вынимаются и быстро могут быть использованы для перевозки пострадавших на ближайший пункт С. п. или в ближайшее лечебное учреждение. Станция С. п. следит за исправным состоянием носилок и за пополнением перевязочного материала. Оборудование такого шкафа обходится в 3 500 марок. С. п. должна участвовать в проведении профилактических мер борьбы с несчастными случаями, беря на себя зачастую инициативу в привлечении внимания к вопросам профилактики, поскольку С. п. имеет необходимые данные о причинах несчастных случаев и их характере. Для уменьшения числа обращений к С. п., т. е. для"уменьшения числа несчастных случаев, необходимо проведение целого ряда профилактических мероприятий: установление правильного уличного движения (регулирование) и контроль за соблюдением установленных правил, надлежащий учет перспектив развития уличного движения при планировке и перепланировке городов, прокладывании новых и расширении старых улиц; обучение населения правилам уличного движения (использование кино, радио, школ, лекций, клубов, плакатов и т. п.); контроль за правильным функционированием всех приспособлений по обеспечению безопасности (надзор за двигателями, действием тормозов и т. п.); разъяснение населению опасности неправильного пользования газом и электричеством; привлечение к судебной ответственности всех нарушающих правила безопасности; обязательное обучение школьников плаванию, издание популярных брошюр по вопросу об оказании первой помощи и т. п. Вся деятельность станций С. п. регулируется специальными положениями, к-рые охватывают вопросы организации С. п. при единичных и массовых несчастных случаях, транспортировки б-ных и пострадавших, задачи леч. заведений в деле оказания С. п., обязанностей мед. и технического персонала, обслуживающего станции С. п. Существуют специальные инструкции для врачей" С. п., фельдшеров С. п., для дежурных психиатров о порядке обслуживания инфекционных больных, о дезинфекции транспортных средств и т. п. (см. Пункт здравоохранения, Первая помощь). Лит.: Пучков А., Московская станция скорой помощи (Борьба с промышленным травматизмом и его последствиями, сборник, изд. НКЗдраьа, М., 1927); он ж е, Московская станция скорой помощи, Моск. мед. ж., 1927, № 6; Мессель М., Основные принципы организации и работы скорой помощи и сан. транспорта, Л., 1932; Pranck E., Entwicklung und gegenwartiger Stand des Rettuius- und Krankentransportwesens in Deut-schl.md, Veroff. a. d. Geb. d. Medizin.lverw., B. ХХI, В., 1925; Franck G., Das Berliner ofientliche Rettungs-wesen, seine Entwicklung und seine jetzige Gestolt, В., 19 27; Gottstein A., Rettungswesen (Hndb. d. sozia-len Hygiene und Gesundheitsfursorge, hrsg v. A. Gottstein, A. Schlossmann u. L. Teleky, B. VІ, В., 1927, лит.); Grundziige fur die Ordnung des Rettungs- und Kranken-beiorderungswesen, Verofientl. d. Kais. Gesundheits antes, 1912, № 52.Д. Горфин.