Депрессия — это тоже испытание для верующего. Три состояния личности – родитель, взрослый, ребенок




…Просто накапливается усталость, опускаются руки, ничего не хочется делать, по утрам трудно встать на молитву, трудно порадоваться новому дню. Да и чему радоваться, когда за окном уже целый месяц серая хмарь? И зачем молиться, если никаких чудесных перемен по твоим молитвам не происходит? Для чего каяться в одних и тех же грехах, если ты так и пойдешь с ними в могилу? А тут еще пугающие новости: войны, теракты, упавшие самолеты, стихийные бедствия… Нескончаемый поток негативной информации притупляет ощущение душевной боли, загоняет ее вглубь, и человек годами живет в состоянии стресса, на который накладываются потери, разлуки, предательства близких людей, непрощенные обиды и болезненные воспоминания.

Из этого состояния очень трудно, невозможно выбраться самому.

Конечно, верующий человек должен задуматься о духовных причинах своего состояния. Ему нетрудно догадаться, что первое и главное лекарство, которое может помочь в этой ситуации, — это церковные таинства. Конечно, нам нужна и беседа с духовником, его вразумляющие и поддерживающие слова; нам могут помочь и духовные книги. Однако человек — не бесплотный дух; от стресса страдает его плоть, прежде всего, конечно, самая уязвимая часть телесной оболочки человека — нервная система: именно она изнемогает под грузом негативных переживаний. Для телесной немощи есть много научных названий: депрессия, синдром выгорания, хроническая усталость, невроз, переживание детской травмы… Но, так или иначе, здесь — замкнутый круг: духовное повреждение человека сказывается на его нервной системе, а ненормальное состояние последней подавляет в человеке духовную жизнь.

Проблема в том, что симптомы болезненных пограничных состояний человеческой психики очень похожи на проявление чисто духовного недуга, греха — уныния. И чувство богооставленности, терзающее душу христианина, может быть как следствием болезни, так и следствием нераскаянного греха.

Какие вопросы надо решать со священником, а какие — с психотерапевтом или психологом? Как различить недуг духовный и недуг телесно-душевный? Как понять, что в тебе сейчас действует — проявление греха или симптом болезни? Об этом размышляют наши авторы и собеседники.

Каждого из нас в тот или иной период жизни посещает чувство печали, тоски, тревоги. Причины для такого чувства всегда есть! Но иногда оно становится хроническим и уже само подыскивает для себя причины или, точнее, поводы. А иногда человек понимает, что не выдерживает… Все это может серьезно пошатнуть наше душевное здоровье и привести к возникновению такого расстройства, как депрессия. Что делать в такой ситуации? Как помочь себе и близким выйти из нее? Каким должно быть христианское отношение к этому заболеванию? Об этом мы беседуем с Василием Глебовичем Каледой — врачом-психиатром, доктором медицинских наук, профессором кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Василий Глебович, наша действительность полна стрессов и негативной информации. А насколько наша психика приспособлена к подобным переживаниям, каковы наши возможности и от чего они зависят?

— К сожалению, та ситуация, в которой мы с вами находимся, дает нам слишком много поводов, чтобы ощутить психологический дискомфорт. Свою роль здесь играют не только сложные обстоятельства нашей частной жизни, но и — вы правы — интенсивный поток негативной, да попросту пугающей информации. Противостоять этому натиску может только человек с очень крепким внутренним стержнем, каковым, безусловно, является вера.

Но наша психика не всегда может успешно противостоять натиску негатива, психологические барьеры легко ломаются, и человек впадает в состояние депрессии, в котором ему требуется не только поддержка друзей, членов семьи, духовная помощь священника, но и помощь врачей-специалистов: психотерапевта, а может быть, и психиатра.

— Насколько распространено сегодня это расстройство — депрессия?

— Распространенность депрессии сегодня очень велика. По последним статистическим данным, в России от этого заболевания страдают около 9 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессия станет наиболее распространенным заболеванием из приводящих к временной утрате трудоспособности.

— С чем же связана такая распространенность депрессии в последние годы?

— Причин этому много. Это постоянное ускорение ритма жизни, увеличение интенсивности трудовых процессов, миграция, постарение населения. Однако, по мнению экспертов ВОЗ, одна из значимых причин распространения депрессии — глобальная утрата традиционных религиозных и семейных ценностей. Человек, имеющий четкие жизненные ориентиры, связанные с религиозными ценностями, оказывается на порядок более устойчивым, чем тот, кто живет только земными сиюминутными интересами. Человек религиозный имеет возможность отнестись к своим невзгодам как к испытаниям, которые посылает ему Спаситель.



В молитве Оптинских старцев есть замечательные слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день… Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя… Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою…»

Неслучайно ведь на Руси, когда в жизни человека происходило какое-то несчастье, говорили: «Господь посетил». Человек воспринимал несчастье именно как встречу с Господом, как повод задуматься о том, что в его жизни главное, а что — второстепенное.

А когда возможность такого восприятия невзгод утрачивается, наша психика становится уязвимой. Если в жизни человека нерелигиозного что-то идет не так, то он может прийти к выводу, что его жизнь полностью лишена смысла. Поэтому у таких людей нередко возникают суицидальные мысли и даже попытки самоубийства, часть из которых, увы, заканчивается летальным исходом.

Мне вспоминается один юноша, у которого была циклотимия, то есть возникали периоды подъема или спада настроения. Он четко сформулировал мысль о том, что жизнь имеет смысл только в том случае, если есть нечто, что стоит за ее пределами, то есть если есть Бог. «Если Бога нет, — сказал он, — то в жизни имеет ценность только получение удовольствий». Но сам он считал себя атеистом. Поэтому для него, по его же собственному признанию, жизнь имела смысл, только если у него было хорошее настроение. Если же наступал период депрессии, он был готов покончить жизнь самоубийством. Спустя несколько месяцев после нашего разговора я узнал о том, что от него ушла девушка, и он покончил с собой, выпрыгнув с восьмого этажа.

— Его страшный поступок был следствием болезни?

— Да, это была юношеская депрессия, которая характеризуется высокой суицидальной опасностью. В юношеском возрасте депрессии возникают довольно часто. Это связано с тем, что процесс созревания центральной нервной системы еще не завершен, и нередко возникает дисбаланс между некоторыми ее отделами. Позже других созревают те отделы головного мозга, которые отвечают за функции торможения, поэтому молодые люди легко возбудимы, ранимы, часто предаются отчаянию, и у них сильно колеблется настроение. Неслучайно этот возраст называется «возрастом настроения». Даже небольшая психотравмирующая ситуация может привести подростков к импульсивному решению о том, что жизнь не имеет смысла и с ней нужно кончать. И в этой ситуации очень важно, чтобы молодой человек мог опереться на сформированные жизненные ценности, чтобы он чувствовал поддержку семьи.

— Можем ли мы сказать, что верующему человеку легче пережить состояние депрессии?

— Все научные исследования, подчеркну, именно научные, где есть четкая методология, говорят о том, что люди верующие на порядок стрессоустойчивее. Известный философ и психиатр Виктор Франкл, прошедший в свое время через Освенцим, говорил, что религия дает человеку духовный якорь спасения: уверенность, которую нельзя найти более нигде. В ряде современных исследований показано, что уровень религиозности человека обратно пропорционален уровню выраженности реактивной депрессии, то есть депрессии, которая возникает в ответ на столкновение с объективными жизненными ситуациями. Понятно, что, если в жизни человека происходят серьезные несчастья, например смерть близких, он не может не переживать по этому поводу. И даже человек глубоко религиозный будет в этой ситуации испытывать боль, тоску. И это в общем-то нормальная реакция. Назвать ее греховной нельзя, но вот оставаться в ней надолго — грех. Ненормально, если человек воспринимает эту ситуацию с холодностью и равнодушием. Но человек верующий даже самую тяжелую утрату может воспринять в религиозном контексте: да, Господь призвал к себе близкого, дорогого мне человека, да, это тяжело, но мы должны как-то это пережить.

Святейший Патриарх Кирилл, выражая соболезнование одной православной семье в связи с кончиной значимого для них человека, написал очень глубокие слова: «Молитвенно желаю… с христианским достоинством перенести боль постигшей утраты».

Высокий уровень религиозности связан с большой силой духа и даже, как ни парадоксально, с верой в собственные силы. Вера в свои силы обусловлена тем, что человек ощущает помощь и поддержку от Бога даже в состоянии депрессии. Депрессия — тоже испытание, которое посылает нам Господь. И иногда это испытание бывает очень тяжким.

Однако нужно иметь в виду, что верующие, страдающие затяжной или хронической депрессией, иногда преломляют восприятие Православия через свое состояние и активно транслируют такое восприятие вовне. В их понимании Православие является очень депрессивной религией — религией скорби, слез и страха. Им кажется, что радость и христианство несовместимы. Но это, конечно же, не так. Как мы помним, апостол Павел призывал нас всегда радоваться, непрестанно молиться и за все благодарить (см.: 1 Фес. 5, 16-18).

— Среди верующих бытует мнение, что депрессия — это новое название старого греха — уныния. Так ли это?

— Конечно, грех уныния, грех печали и депрессия в медицинском смысле слова — это далеко не одно и то же. Депрессия как болезненное состояние имеет достаточно четкие критерии. Согласно международным критериям, о депрессии можно говорить, если человек находится в подавленном состоянии не менее двух недель. Но депрессия не ограничивается только печальным, унылым настроением. Имеет место так называемая депрессивная триада, которая кроме подавленного настроения (гипотимии) характеризуется идеаторной (мыслительной) и моторной заторможенностью. Настроение грустное, тоскливое, печальное (камень на сердце), определяемое как явно ненормальное для пациента, захватывает большую часть дня. Отмечается снижение и утрата стремления к активной деятельности (апатия). Утрачивается способность переживать радость, все воспринимается в пессимистических тонах. Характерно снижение уверенности в себе и собственной самооценки, беспричинное чувство самоосуждения и чувство вины. Больной считает себя ненужным и неспособным осуществлять какую-либо деятельность. Данная симптоматика не постоянна, а проявляется в форме приступов, чаще возникающих в утренние и вечерние часы. Нередко появляются мысли о смерти и даже суицидальное поведение. Резко сужается круг интересов и способность получать удовольствие от обычно приятной деятельности. Часто отмечается раннее пробуждение (за два часа до обычного времени или ранее). В состоянии депрессии больной часто испытывает трудности сосредоточения и осмысления. Мышление при этом замедленно, отмечается снижение памяти, беспокоит бедность мыслей, их малое количество или отсутствие, ощущение «пустой головы». Кроме этого, наблюдаются физическая слабость, снижение энергии и общего жизненного тонуса, бессилие, моторная заторможенность, невозможность или затруднение в выполнении физической работы. Преобладает чувство разбитости, вялости. Движения при этом плавные, замедленные. Кроме того, при депрессии отмечается целый ряд соматовегетативных нарушений (тахикардия, снижение артериального давления, головные боли, атония мышечной ткани, запоры, дисменорея и др.). В ряде случаев отмечается снижение веса.

Нередко депрессия воспринимается окружающими как проявление лени и эгоизма или плохого характера, что бывает очень трагично. В состоянии депрессии человек часто не может понять, что с ним происходит. Обращается за помощью к своим близким, а в ответ непонимание и обвинения. Возникает состояние отчаяния и суицидальные намерения…



Безусловно, между депрессией и духовными проблемами человека во многих случаях есть определенная связь. Реактивная депрессия развивается как ответ на некие негативные воздействия. Иногда эта реакция бывает неадекватной, и тогда мы можем говорить о том, что развитие депрессивного синдрома есть следствие определенной духовной слабости человека, его маловерия. Человек, который впал в подобное состояние, не доверяет Богу и не может понять, для чего он проходит через те или иные испытания.

Святые отцы — святители Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, блаженный Феодорит Кирский, преподобные авва Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин, описывая такие состояния, как печаль и уныние, замечали, что при печали бывает скорбь, упадок духа, отчаяние, психическая тяжесть, изнеможение, чувство стесненности, беспокойство, угнетенность, а при унынии отмечается также состояние лености, «отягчение тела и души, что подталкивает человека ко сну, хотя он в действительности не устал», вялость, оцепенение, небрежность, беспечность, «потеря аппетита, отвращение, томление и равным образом упадок сил». То есть по сути современная медицина и святые отцы описывают одни и те же симптомы.

Святые отцы подробно говорили и о причинах возникновения этих состояний. Первая причина заключается в том, что человек не получает желаемого в самом широком смысле слова. Вторая — это разнообразные гневные помыслы. Третья — прямое воздействие темных сил. Но для меня как для психиатра совершенно удивительно, что уже в IV веке святые отцы писали о том, что бывает печаль совершенно беспричинная. Будучи величайшими знатоками человеческих душ и, как сказали бы психиатры, великолепно владея клиническим методом, святые отцы видели, что человек может впасть в депрессию без какой-либо видимой причины. На современном языке причины, приводящие к подобного рода состояниям, называются эндогенными. В этом случае болезненные переживания человека вызваны первичными функциональными нарушениями головного мозга, на уровне определенных нейромедиаторов. В тех случаях, когда депрессия имеет психогенную природу, все равно происходят такие же биохимические отклонения, которые при выраженной степени требуют медикаментозной терапии. При этом чем раньше поставлен диагноз и начато лечение, тем более вероятен успех в выздоровлении.

— Можем ли мы говорить о какой-то особой предрасположенности к депрессии? Кто, если можно так сказать, находится в зоне риска? Играет ли здесь какую-либо роль наследственность?

— Да, в некоторых случаях мы можем говорить о наследственной предрасположенности к депрессии. Причем по наследству может передаваться склонность к эндогенным депрессиям, то есть к депрессивным состояниям, которые возникают по внутренним, биологическим причинам и не связаны с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. При этом депрессия может быть проявлением таких эндогенных заболеваний, как маниакально-депрессивный психоз и заболевания шизофренического спектра. Депрессия нередко возникает при деменциях позднего возраста, а также при других психических заболеваниях. По наследству передается предрасположенность к сезонным депрессиям, когда человек почти каждую весну или каждую осень испытывает состояние хандры, вялость, апатию и ничем не хочет заниматься. А в какое-то время года такой человек, наоборот, может ощущать большой творческий подъем. Возможно, именно такие сезонные перепады настроения отмечались у Александра Сергеевича Пушкина, который писал: «Я не люблю весны… весной я болен…», а осенью испытывал подъем сил и прилив вдохновения.

Конечно, к депрессиям предрасположены люди, которые имеют серьезные соматические заболевания, например онкологические или инфаркт миокарда. Около 20% женщин страдают депрессией в послеродовый период. Причем это может произойти и в благополучной семье, в которой маму долгожданного ребеночка окружили заботой и вниманием. Склонны к депрессивным состояниям также люди пожилого и старческого возраста. Это происходит из-за биохимических процессов в головном мозге, хотя играют свою роль и жизненные трудности, которых у них, конечно, очень много. Склонны к депрессивным состояниям и работники сферы ухода за пожилыми и больными людьми.

Понятно, что депрессия возникает чаще у социально незащищенных, например у безработных. Кроме того, она нередко развивается у членов семьи депрессивных пациентов. Приблизительно 20% родственников больных подвержены депрессии, в то время как родственники здоровых заболевают в 7% случаев. Риск развития депрессии среди одиноких и разведенных в два-четыре раза выше, чем среди семейных людей. При этом разведенные и одинокие мужчины рискуют больше, чем разведенные и одинокие женщин.

— Возможен ли выход из состояния депрессии без помощи врача?

— Ответ на этот вопрос зависит от степени выраженности депрессии. Специалисты различают слабую (так называемую субдепрессию), умеренную и тяжелую степени выраженности депрессии. При субдепрессии у человека снижено настроение, ему не хочется заниматься теми или иными делами, но тем не менее он справляется со своими профессиональными и семейными обязанностями. В этой ситуации обращаться к врачу и ставить вопрос о назначении тех или иных препаратов необязательно. Человек нуждается прежде всего в поддержке окружающих, в отдыхе, в положительных эмоциях, в занятиях физическими упражнениями. Родственники пациента должны четко осознавать то, что депрессия является реально существующим заболеванием, и обеспечить страждущему максимально возможное внимание и заботу. Для верующего человека в этот момент очень важно услышать значимые слова от священника и сконцентрироваться на своей духовной жизни.



Но уже при умеренной степени выраженности депрессии человеку трудно справиться с работой, учебой, со всеми жизненными ситуациями. И если это состояние длится долго, нужно обратиться к врачу. Это необходимо делать и в случаях классической эндогенной депрессии, и при реактивных состояниях, когда имела место психологическая травма.

При тяжелой депрессии симптомы проявляются столь значительно, что пациент не может или почти не может не только продолжать профессиональную и социальную деятельность, но даже выполнять простые домашние обязанности. Он близок к состоянию отчаяния. Его настойчиво преследует мысль о бессмысленности жизни, возникает желание покончить самоубийством. При остром тяжелом начале диагноз депрессии может быть поставлен и ранее двух недель. Эта ситуация крайне опасна и требует немедленного обращения к врачу! К сожалению, депрессия — это заболевание, которое может закончиться суицидом. По статистике ВОЗ, к 2020 году депрессия может стать убийцей номер один среди других заболеваний.

— Желательно ли для православного человека, чтобы специалист, к которому он обратился, был православным?

— Если мы говорим о состоянии тяжелой и умеренной депрессии, то важно как можно быстрее найти грамотного специалиста. И совершенно необязательно, чтобы он исповедовал православную веру. Дело в том, что в состоянии тяжелой депрессии человек часто просто не способен воспринять слова ни о Боге, ни о чем-либо другом.

— Все эти симптомы — это не следствие греха, а следствие тяжелой болезни?

— Да, это следствие болезни. Нельзя болезненные симптомы принимать за факторы духовной жизни. Ошибки могут быть фатальны. Классический пример такой ошибки — трагическая смерть Николая Васильевича Гоголя. Гоголь находился в состоянии тяжелой эндогенной депрессии, а его духовник архимандрит Матфей Константиновский призывал его каяться, каяться и еще раз каяться в грехах, тем самым усугубляя его состояние. Все это закончилось тем, что Гоголь практически отказался от приема пищи и умер.

— Каковы особенности духовной жизни больных различными формами депрессии? Есть ли какие-то рекомендации для священнослужителей, духовно окормляющих больных депрессией?

— Легкие формы депрессии при правильном христианском восприятии дают человеку возможность стать глубже, отстраниться от суеты, сосредоточиться на смысле бытия, на духовной жизни и стать ближе к Богу. В состоянии субдепрессии человек способен услышать обращенные к нему слова священника. Но уже при умеренной депрессии у человека может появиться ропот на Бога, он может испытывать окамененное бесчувствие, утрачивает возможность молиться, теряет надежду на милосердие Божие. А при тяжелой депрессии все эти симптомы выражены максимально. В этом состоянии жизненные факторы, которые в более легком случае могли бы пациенту помешать совершить суицид — мысли о семье, о детях, о родителях, вера в Бога, — уже не имеют для него сдерживающего значения.

Очень часто священник оказывается тем, к кому человек обращается в первую очередь. Важно, чтобы болезненное состояние прихожанина было правильно воспринято священником. В этом состоянии верующий остро нуждается в поддержке духовника. Но одной только этой поддержки в некоторых случаях недостаточно. При умеренной или тяжелой форме депрессии священник обязан, я подчеркиваю — обязан! — направить этого человека к соответствующим специалистам, потому что на фоне депрессии велика вероятность суицида. И если священник возьмет на себя ответственность за состояние окормляемого, то вполне вероятно, что ему придется взять на себя ответственность и за его смерть. Можно привести много реальных примеров, когда священники на исповеди выявляли, что человек находится в состоянии депрессии, в том числе и депрессии с суицидальными мыслями, которую не заметили родственники, и направляли его к психиатру, что спасало ему жизнь. Но, к сожалению, есть и противоположные случаи, когда священник полагал, что он сможет сам избавить человека от ненормального состояния, и это кончалось самоубийством.

— Можно ли полностью излечиться от депрессии?

— Да, можно. В большинстве случаев депрессивное состояние успешно лечится. В настоящее время в арсенале врачей имеется большое количество достаточно эффективных антидепрессивных препаратов. Но прогноз течения депрессии всегда индивидуален. Он зависит как от особенностей проявлений депрессивного состояния, так и от особенностей течения самого заболевания, в рамках которого возникла депрессия. Однако, по данным современных исследований, в 20% случаев депрессивное состояние тянется более двух лет, и тогда принято говорить о формировании так называемых затяжных и хронических депрессий.

— Многие страждущие боятся обращаться к психиатрам: «поставят на учет…», «запрут в психушку, будут там колоть…». Обоснованы ли такие опасения?

— Это стереотипы прошлого. Человека, который сам обратился к врачу по поводу депрессии, никогда не поставят на диспансерное наблюдение. Госпитализация в психиатрические клиники в большинстве случаев добровольная. Недобровольная госпитализация возможна только при отказе от лечения человека с суицидальными намерениями. Можно обратиться к врачу-психотерапевту в поликлинике по месту жительства. Существуют консультативно-диагностические центры, где принимают врачи-психиатры и врачи-психотерапевты. В этих центрах никакого особого учета больных психиатрического профиля не ведется. Не нужно бояться обращаться за психиатрической помощью.

Журнал «Православие и соверменность» № 36 (52)

Вас беспокоит мысль о том, что лечение не дает никакого результата? Вы не одиноки в этом. Исследования показывают, что каждый третий из десяти больных не реагирует ни на один из испробованных ими методов лечения. Такие пациенты принимали разные типы антидепрессантов, посещали сеансы разных видов психотерапии или другие существующие методы лечения. Однако ни один из этих способов так и не облегчил их состояние. Кроме этого, каждый пятый пациент из 40% больных, которым помогли антидепрессанты, вынужден был отказаться от их приема из-за побочных эффектов.

Депрессию, не поддающуюся лечению, еще называют резистентной депрессией. Она не позволяет больному избавиться от чувства безнадежности и разочарования. Но даже если ваше состояние не поддается лечению, это не повод сдаваться. Существует множество вариантов лечения. Сотрудничая с врачом, вы сможете найти эффективный способ лечения.

Может ли у меня быть не поддающаяся лечению депрессия?

На этот вопрос сложно дать определенный ответ. Даже высококвалифицированные специалисты не могут дать точное определение «не поддающейся лечению депрессии». Например, некоторые врачи утверждают, что депрессию можно назвать резистентной тогда, когда первый курс антидепрессантов не дал никакого результата. Но исследования говорят, что 70% пациентов не излечивается после первого курса антидепрессантов. Остальные специалисты говорят, что термин резистентная депрессия нельзя применять к тем пациентам, которые не попробовали как минимум два разных способов лечения, например курс антидепрессантов, сеансы психотерапии или лечение электрошоком.

Врачи также не дружны в том, что назвать эффективным лечением. Очевидно, когда курс лечения вылечил пациента от болезни полностью, его можно назвать эффективным. А как быть в ситуации, когда лечение незначительно облегчило состояние пациента? Одни врачи скажут это медленный но все же прогресс. Другие скажут, что пациент не реагирует на данное лечение.

Поскольку трудно точно определить, не имеете ли вы не поддающуюся лечению депрессию, не беспокойтесь о деталях, лучше дайте ответ на следующие вопросы:

    Те методы, которые вы использовали для лечения депрессии, не дали совсем никакого результата?

    Возможно, лечение помогло вам, но из-за побочных эффектов вам пришлось отказаться от него?

    Возможно, лечение помогло вам, но симптомы снова осложнились?

    Возможно, вы постоянно находитесь в состоянии легкой депрессии, также известной как дистимия?

Если вы отвели да как минимум на один вопрос, обратитесь к врачу. Даже если ваше состояние и не подпадает под определение резистентной депрессии, вы все-таки страдаете депрессией. И вам, вместе с врачом следует и дальше искать подходящие вам методы лечения.

Какие факторы увеличивают риск возникновения резистентной депрессии?

Определенные окружающие или биологические факторы могут снизить ваше восприятие антидепрессантов или других противо-депрессивных медикаментов. К этим факторам относят:

    Проблемы в браке и отношениях, насилие или пренебрежение в детстве. Такие проблемы можно вылечить с помощью психотерапии, что научит больного, как правильно функционировать в ежедневной жизни.

    Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами, которые снижают эффективность антидепрессантов. В такой ситуации может нарколог или группы поддержки.

    Хроническая боль, присутствие которой не дает пациенту выздороветь, поскольку боль влияет на качество сна, на активность на протяжении дня, восприятие стрессовых ситуаций.

Как узнать, что назначенный курс лечения подходит пациенту?

Резистентная депрессия до сих пор не изучена до конца. Не существует единственного общепринятого метода лечения такой депрессии. Также необходимо помнить, что любая депрессия требует строго индивидуального подхода. В то время, как один из методов лечения может помочь определенному количеству больных, другие больные не смогут следовать такому же плану лечения. Но чтобы найти самый эффективный и действенный способ лечения, требуется время.

Врач может назначить вам прием антидепрессантов и одновременное посещение сеансов психотерапии. Если же депрессия протекает в очень сложной форме, то возможна госпитализация. Также используются альтернативные методы лечения, как например, электрошоковая терапия, что используется при лечении тяжелой формы депрессии. А в 2005 году Комиссия по контролю над качеством лекарств и пищевых добавок, утвердила использование стимуляции блуждающего нерва для лечения сложных форм депрессии.

Вы увеличите шансы подобрать вам наиболее эффективное лечение, если будете сотрудничать с вашим врачом. Исследуйте все варианты. Если курс лечения не помогает, пробуйте найти другой метод лечения. Главное не теряйте оптимизма и не сдавайтесь. Хотя выбор лечения является длительным процессом, его правильный выбор даст вам возможность улучшить свое состояние.

Когда необходима госпитализация?

В случае сложной формы депрессии или резистентной депрессии, некоторым больным необходима временная госпитализация. Пациент может лечь в больницу сам или по направлению врача.

Существует определенное негативное отношение к госпитализации. Некоторые люди стыдятся этого потому, что в обществе к ним привяжется клеймо «сумасшедших». Для других людей госпитализация ассоциируется с помещением в лечебницу закрытого типа или в психиатрическую больницу. Хотя это ошибочное мнение.

Обычно, госпитализация это способ выздоровления в спокойной и стабильной обстановке. Она дает больному возможность отдохнуть от некоторых ежедневных стрессоров. В такой обстановке врачу будет легче работать с больным и он сможет быстрее подобрать наиболее эффективный способ лечения.

Многим людям не нравится оставаться в больнице. Им не нравится однообразие, пребывание в одной палате с другими больными или больничная еда. Но взгляните на такую перспективу с другой стороны. Депрессия это такое же настоящее и серьезное заболевание как болезнь сердца или рак. И, иногда, это заболевание требует лечения, которое можно обеспечить, только пребывая в больнице.

Кто нуждается в госпитализации?

Существует большое количество больных с диагнозом резистентная депрессия, эффективное

лечение которой можно обеспечить только в больнице. Например:

    Пациенты с высоким риском нанесения вреда себе или другим людям. Предупреждение самоубийства или физического насилия является одной из самых распространенных причин госпитализации. Пребывание в больнице дает пациенту возможность вернуть самоконтроль.

    Пациенты, не способные самостоятельно функционировать. Госпитализация необходима, если пациент не может самостоятельно о себе позаботиться.



Поддаваться

Поддава́ться

глаг. , нсв. , употр. сравн. часто

Морфология: я поддаю́сь , ты поддаёшься , он/она/оно поддаётся , мы поддаёмся , вы поддаётесь , они поддаю́тся , поддава́йся , поддава́йтесь , поддава́лся , поддава́лась , поддава́лось , поддава́лись , поддаю́щийся , поддава́вшийся , поддава́ясь ; св. подда́ться

1. Если кто-либо поддаётся кому-либо, то это означает, что этот человек уступает, не оказывает сопротивления чьему-либо физическому или психологическому воздействию.

Не поддаваться внушениям, уговорам, угрозам. |

св.

Поддаться чьему-либо давлению. | Не поддаться агитации.

2. Если кто-либо поддаётся какому-либо чувству, ощущению, то это означает, что этот человек не имеет психологических сил для того, чтобы не ощущать, не чувствовать чего-либо в сильной степени.

Поддаваться соблазну, раздражению. | Не поддаваться предрассудкам, страхам. | Даже самые сильные люди временами поддаются унынию.

3. Если что-либо поддаётся какому-либо влиянию, то это означает, что какой-либо объект, материал не имеет устойчивости, сопротивляемости к внешнему воздействию.

Поддаваться механической обработке. | Толстые прутья решётки гнутся, но не поддаются.

4. Если что-либо поддаётся чему-либо, то это означает, что разумное влияние на какой-либо процесс не имеет желаемого результата, оказывается неэффективным.

Случай не поддаётся лечению. | Система с трудом поддаётся изменениям.

5. Если что-либо не поддаётся никакому сравнению , то это означает, что какое-либо обстоятельство воспринимается кем-либо как исключительное, не имеющее аналогов и т. п.

Чьи-либо страдания не поддаются описанию. | Явление не поддаётся объяснению, истолкованию.

6. Если в картах, шахматах и т. п. игрок поддаётся , то это означает, что он умышленно подставляет под удар противника карту, фигуру и т. п.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Смотреть что такое "поддаваться" в других словарях:

    поддаваться - анализу возможность, объект, модальность поддаваться лечению возможность, объект, модальность поддаваться объяснению возможность, объект, модальность поддаваться описанию возможность, объект, модальность поддаваться определению … … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    См. подчиняться, согласный не поддаваться описанию... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. поддаваться подаваться, уступать; подчиняться, согласный Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ПОДДАВАТЬСЯ, поддаюсь, поддаёшься; поддаваясь, повел. поддайся, несовер. 1. несовер. к поддаться. 2. страд. к поддавать. ❖ Не поддаваться описанию (книжн.) быть таким, что трудно описать, достигать предела, крайней степени. Красота, не… … Толковый словарь Ушакова

    ПОДДАТЬСЯ, амся, ашься, астся, адимся, адитесь, адутся; ался, алась, алось и алось; айся; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    поддаваться - (поддаться) чему и на что. 1. чему (оказаться, быть под воздействием чего л.). Поддаться влиянию товарищей. Не поддаваться панике. Вера тоже поддалась обаянию степи (Чехов). 2. чему и на что (уступить, согласиться что л. сделать). Поддаться… … Словарь управления

    поддаваться - ▲ изменяться вследствие внешнего воздействия < > сопротивление поддаваться изменяться под воздействием. уступать (# воздействию). ↓ … Идеографический словарь русского языка

    поддаваться - I см. поддать; аётся; страд. II да/мся, да/шься, да/стся, дади/мся, дади/тесь, даду/тся; поддава/йся; поддава/ясь; нсв. 1) к поддаться 2) Уступать ухаживаниям, любовным домогательствам. Не поддава/ … Словарь многих выражений

    поддаваться - Не поддаваться описанию (книжн.) быть таким, что трудно описать, достигать предела, крайней степени. Красота, не поддающаяся описанию … Фразеологический словарь русского языка

    Несов. 1. Впадать в какое либо состояние, подпадать под влияние чего либо. 2. перен. Соглашаться, уступать вследствие чего либо. отт. Давать себя уговорить, увлечь, соблазнить. отт. Оказываться во власти какого либо чувства, состояния. отт.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Поддаваться, поддаюсь, поддаёмся, поддаёшься, поддаётесь, поддаётся, поддаются, поддаваясь, поддавался, поддавалась, поддавалось, поддавались, поддавайся, поддавайтесь, поддающийся, поддающаяся, поддающееся, поддающиеся, поддающегося, поддающейся … Формы слов

Книги

  • Магия любви , Джоанна Линдсей. Прелестная, своевольная и смелая Эми из знатного английского семейства Мэлори, такая же неуемная и отчаянная, как ее двоюродные братья, только что достигла возраста невесты. Но в мужья себе…

Восприимчивость к гипнозу

Для тех, кто желает обучиться гипнозу, очень важно знать, какие категории людей более подвержены гипнозу, а кто может ему противостоять. Также эта глава ответит на вопрос, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать гипнотизером.

Внушаемые и невнушаемые

Есть множество гипотез о восприимчивости к гипнозу. Так, многие уверены, что есть особая категория людей, на которых может оказать внушение абсолютно любой человек. Их называют наилучшими сомнамбулами. Но есть и другая группа людей, которых, наоборот, крайне сложно загипнотизировать. Это – невосприимчивые субъекты. Правда, яркие представители обеих групп встречаются редко.

Большинство людей занимают промежуточное положение и в разной степени подвержены гипнозу.

Внушаемость – это способность человека изменять свое поведение и мысли под влиянием слов, которые произносит гипнотизер. Но исследования доказали, что внушаемость – это не психическая предрасположенность, а вполне обычное свойство высшей нервной деятельности. Мера внушаемости зависит от многих причин: возраста, пола, социального статуса, интеллектуального развития субъекта и многих других. Важную роль играет способ, которым осуществляется гипноз.

Человек может быть совершенно невосприимчивым к внушениям со стороны других людей, но наклонность к самовнушению у него будет развита очень сильно.

Сильная склонность к внушаемости наблюдается у спящих людей. В состоянии сна они более всего подвержены гипнозу, так как гипноз и сон имеют сходную природу. В результате многочисленных исследований было установлено процентное соотношение людей, которых можно ввести в состояние гипноза и которые не поддаются внушению. Так, английский врач Брамвелл считал, что 10–20 % людей подвержены гипнозу и могут впадать в глубокий транс. Другие исследователи, например А. Бони, доказали, что к гипнозу восприимчивы 90 % людей. П. Дюбо считал, что все зависит от психологического состояния субъекта. Приверженцы школы Шарко и некоторые другие ученые полагали, что истеричные люди больше всего склонны к внушаемости, так как имеют соответствующие особенности психики.

Можно сказать, что люди, подверженные гипнозу, имели склонность к истерическим проявлениям. Поэтому долгое время считалось, что лишь пациенты с истерией обладают легкой внушаемостью. Но в настоящее время исследователи выяснили, что не только среди больных истерией, но и у неврастеников внушению поддается лишь какой-то процент пациентов, а здоровые люди даже в большей степени поддаются гипнозу, чем невротики.

В действительности, многих больных истерией достаточно просто ввести в состояние гипнотического сна, но также большое количество людей с таким же диагнозом оказались невосприимчивыми к гипнозу.

Страдающих психастенией весьма сложно погрузить в состояние гипнотического сна; со многими это не удается вовсе. Пациенты с патологиями внимания, фобиями, навязчивыми состояниями, эгоцентризмом либо сильно подвержены внушению, либо не проявляют внушаемости вообще. Легко поддаются гипнозу хронические алкоголики, наркоманы, люди, страдающие умственными расстройствами.

Продолжительное время ученые пытались установить, какая связь существует между восприимчивостью к гипнозу и личностью гипнотизируемого. Эксперименты проводились с людьми всех рас, разного характера, телосложения, социального положения, но исследования не дали даже приблизительных критериев, определяющих степень подверженности гипнозу.

Ученый из США Кауфман заметил, что гипнозу в достаточно высокой степени подвержены солдаты. Так, в продолжение Второй мировой войны он врачевал более 2500 бойцов. Такую сильную внушаемость объясняли высокой степенью послушания солдат, для которых выполнение команд является одной из главных составляющих воинской службы.

Проблема зависимости силы внушаемости от личности гипнотизируемого исследовалась на пациентах с психосоматическими расстройствами. В результате было выделено две группы больных: те, кто был невосприимчив к гипнозу, и те, кто не подчинялся внушению сознательно. Все тестируемые были социально неприспособленными людьми с неустойчивой психикой. Те же, кто поддавался гипнозу, наоборот, обладали достаточно сильной способностью к приспособлению в жизни, другими словами, умели разрешать конфликтные ситуации.

Некоторые больные чересчур волнуются из-за желания быстрее погрузиться в гипнотическое состояние. Это также мешает гипнозу.

Доказано, что молодежь более внушаема, чем люди зрелого возраста. Ряд исследователей уверены, что женщины легче поддаются гипнозу, другие, наоборот, считают, что более подвержены внушению мужчины.

Также к факторам, влияющим на восприимчивость к гипнозу, относят частоту вхождения в особые состояния сознания, скорость засыпания, концентрацию внимания, общее состояние гипнотизируемого. Если больной медленно погружался в состояние транса в первый раз, то в последствии он вполне может достичь большего успеха, устранив мешающие препятствия, например волнение, посторонние отвлекающие мысли, напряженность. Пациент, который засыпает быстро и легко, достигает более глубокого состояния, чем те, кто засыпает с трудом.

Немаловажное значение имеет и общее состояние больного. Уставший физически или умственно человек легче внушается, а потому сеансы гипноза обычно проводят в то время, когда гипнотизируемый несколько утомлен. Таким образом, лучшее время для гипноза – после обеда или вечером. Особенно гипнабельны люди, истощенные трудом, недоеданием, стрессом.

В результате проведения исследований над невротиками был сделан вывод, что на внушаемость также в определенной степени влияет темперамент человека. Впрочем, эта гипотеза требует более серьезных доказательств, так как имеется ряд сложностей, мешающих установить ее истинность.

Бирман установил, что больше всего подвержены гипнозу сангвиники, то есть сильные, уравновешенные, подвижные; менее гипнабельны холерики – сильные, неуравновешенные. Далее следуют меланхолики (слабый тип), а на последнем месте по внушаемости стоят флегматики (сильные, уравновешенные, малоподвижные).

Например, сложности связаны с определением типа высшей нервной деятельности человека. Не каждый может определить тип собственного темперамента, так как в чистом виде сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики встречаются крайне редко.

Приемы определения подверженности гипнозу

Перед началом гипнотического сеанса можно предпринять ряд проб, которые помогут установить, насколько человек подвержен гипнозу, и повысить его внушаемость во время погружения в транс.

Широко используются приемы определения внушаемости Куэ и Бодуэна.

В первом приеме субъект стоит с сомкнутыми ногами в 50 см от стены. Врач внушает больному, что, как только первый посмотрит в глаза последнему, пациент потеряет равновесие и упадет назад. Стена в этом случае играет роль страховки. Обычно этот прием очень действенен.

Второй метод заключается в следующем: больной должен развести пальцы с напряжением так, чтобы они стали твердыми. Врач внушает пациенту, что тот не может согнуть пальцы.

Достаточно часто гипнотизируемому внушается, что он чувствует какой-либо вкус, запах, прикосновение.

Еще одна проба состоит в том, что врач внушает сидящему человеку, что его рука тяжелая, как свинец.

Врач в подробностях описывает, как пациент берет в руки спелый лимон, разрезает его, пробует кислый кусок на вкус. Те субъекты, у кого во время этого описания происходит повышенное слюноотделение, более восприимчивы к гипнозу, чем те, кто не испытывает подобных ощущений.

При этом пациенту необходимо сосредоточить все свое внимание на какой-либо точке на своей руке. Затем врач делает попытку поднять руку гипнотизируемого. Если сопротивление последнего возрастает, значит, он в большой степени подвержен гипнозу. Иначе говоря, субъект чувствует, что его рука отяжелела, хотя на самом деле ее вес не изменился.

Есть еще один метод для определения внушаемости человека, который называется «несуществующие запахи». Человеку предлагается понюхать несколько чистых флаконов и сказать, где была вода, где нашатырный спирт, а где керосин. Легковнушаемый человек с помощью собственной фантазии начнет обнаруживать запахи и скажет, в каком флаконе что находилось. Субъект, не подверженный внушаемости, заявит, что не чувствует запахов.

Существует еще один прием, который иллюстрирует причину феноменов, при которых люди видят несуществующие предметы на стенах. Они склонны объяснять это либо галлюцинациями, либо действием потусторонних сил. На самом же деле происходит вполне естественный процесс. Если в течение какого-то времени сосредоточиться на любом изображении, будь то красный крестик или черный череп, то при переведении взгляда на стену можно увидеть только что рассматриваемую картинку.

На этом феномене строится прием Леви-Сахла: пациенту во время словесного внушения нужно задерживать взгляд на красном кресте. Закрыв глаза, он увидит зеленый крест.

Есть много других приемов, с помощью которых можно определить внушаемость пациента. Это лишний раз подтверждает тезис, что на степень внушаемости человека влияет большое количество самых разнообразных факторов.

Слова играют в общении самую незначительную роль. Самое главное – это внутренний настрой каждого из участников диалога. Влияние оказывают:

  • Собственное внутреннее состояние, через призму которого мы воспринимаем общение
  • Состояние собеседника, которое мы считываем и на которое реагируем

Таким образом, диалог всегда ведется как минимум на двух уровнях – внутреннем и внешнем. И основная информация из него порой проходит мимо нашего сознания. Именно там скрываются ключи к загадкам вроде: «Мы спокойно разговаривали, а она вдруг начала плакать» или «Я просто попросила помочь, а он решил, что я обвиняю его в » и так далее.

Ответ на то, как и почему это происходит, дает трансакционный или трансактный анализ – психологическая модель, разработанная американским психологом Эриком Берном. Он изложил ее в своих книгах о психологии взаимоотношений: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Три основные позиции в общении

Согласно этой модели, человек при общении всегда занимает определенную позицию. И именно она определяет, как и на что он будет реагировать – и как на него будут реагировать окружающие. Эти позиции называются эго-состояниями и их всего три: родитель, взрослый и ребенок.

  • Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни
  • Взрослый – объективный и разумный подход к реальности
  • Ребенок – спонтанность, творчество и самовыражение

Немного подробнее о каждом из них.

  • Эго-состояние «Родитель»

Позиция родителя – это позиция старшего. Она может выражаться как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Это забота и опека, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Это позиция « » и «обязан», как по отношению к себе, так и к другим. Из этого состояния мы заставляем себя и других что-то «взять и сделать», учим и объясняем, отсюда же ухаживаем, кормим, защищаем.


Родитель – это образ наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навсегда. Естественно, свойства этого эго-состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие мама и папа.

Типичные фразы родителя приводит в своей книге «Игры, в которые играют люди» Э. Берн: «Я знаю лучше», «Я тебе объясню», «Я тебе помогу», «Кто же так делает?», «Это запрещено», «Ты должен».

  • Эго-состояние «Ребенок»

Здесь все определяется желаниями и эмоциями. Этому состоянию свойственны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «хочу – не хочу», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка.

Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми.

Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так тяжело», «Помоги, мне не справиться», «Вечно ты меня шпыняешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Мне нравится».

  • Эго-состояние «Взрослый»

Позиция взрослого – позиция здравого смысла, разумное и адекватное взаимодействие. Здесь человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства и выгоды, пользы для себя и других, и, что немаловажно, с позиции равенства собеседников. Это та часть личности, которая строит планы, зарабатывает деньги. Как правило, в этом состоянии человек спокоен.

Это «наша собственная» часть личности, которая не является проекцией нас в детстве или отражением образа родителей.

Типичные фразы или мысли: «Давай обсудим это», «Я уверен, мы найдем правильное решение», «Если мы будем действовать по плану, у нас, скорее всего, все получится», «Я полагаю…».



Все три состояния – очень важны.

Функции ребенка – желать и создавать картинки желаемого, которые затем будут стимулировать нас действовать; придавать жизни яркость; вести себя спонтанно и естественно, придумывать новое, творить, подавать идеи.

Функции родителя – заботиться о себе и других, обучать и объяснять, контролировать то, что сделано, соблюдать социальные нормы и запреты, одобрять и критиковать, оказывать помощь.

Функции взрослого – договариваться, приспосабливаться, соответствовать реальности, рассматривать желания, планы и события в целом с позиции здравого смысла и пользы, .

К примеру, как мы добиваемся целей? Ребенок видит то, что ему нравится, взрослая часть оценивает ситуацию, ищет способы, как этого добиться, строит планы. А родитель потом контролирует и говорит нам – «давай, делай, ты должен», проверяет результаты, стимулирует, напоминает. Он хвалит и критикует, поощряет на дальнейшие действия.

Проблемы трех состояний личности

Гармоничное взаимодействие наших внутренних эго-состояний обеспечивает успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого желательно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.


К сожалению, в реальности эго-состояния часто функционируют совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, другое – подавленным. Чаще всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».

Находясь в таком дисбалансе, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – например, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или , когда он не в настроении (родитель).

Проблема не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. Например, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или бунтующим.

Типичные признаки дисбаланса состояний личности:

  • Родитель: критичность, чрезмерная забота о других в ущерб себе, гиперответственность, неумение отдыхать и расслабляться;
  • Ребенок: обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, неспособность концентрироваться и контролировать себя, капризы.

Рассмотрим их подробнее.

Проблемы состояния «родитель»

Многие знают, что такое . К примеру, вы захотели чего-то, и, не успев обратиться к взрослой части личности, тут же «слышите» в голове: «С ума сошла?! Да где тебе!», «Не вздумай, это опасно!» или даже «Дура», «Неудачница» и прочие грубости.

Или другой вариант: девушка начала применять практику, развивающую , разрешила себе что-то, купила красивое платье, а критик внутри нее комментирует: «куда ты так вырядилась, что люди скажут, это же неприлично!».

Когда мы с чем-то не справились, ругает за неудачу нас именно родитель. Декларативные, не подтвержденные ничем убеждения из детства – это тоже оттуда.

Еще один вариант гипертрофированного состояния, который, как правило, проявляется по отношению к окружающим – это чрезмерная забота и опека. Особенно часто это происходит в парах, когда женщина становится словно мамочкой по отношению к мужчине, и слишком заботится о нем.

Важно! Напомню на всякий случай, что забота о себе и о партнере – нормальная функция родителя и полностью от нее отказываться не нужно. Важно соблюдать баланс и быть способным переключаться из одного состояния в другое.

Проблемы состояния «ребенок»

Гипертрофированный ребенок – это безответственное существо, которое хочет только развлекаться и веселиться, делать то, что захотелось сиюминутно. Так как здесь мало контроля, то нелегко ставить большие цели: ребенок хочет только играть. С желаниями обычно все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно и долго фиксировать внимание.

Если в нас, наоборот, мало ребенка, мы теряем способность желать, загораться идеями, радоваться. – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.

Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. На самом деле критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. И в то же время он постоянно ждет родительской поддержки и заботы, а потому очень зависим от чужого мнения, что напрямую ведет нас к теме и ее стабильности.



Качели «Родитель-ребенок»

В одной и той же личности могут уживаться и избыток ребенка и избыток родителя, в то время как взрослому остается совсем немного места. Тогда человек может быть в разные моменты жизни обидчивым и критичным, зависимым от чужого мнения и навязывающим свое. Часто это сопровождается колебаниями самооценки и настроения – то , то безответственный; то веселится в состоянии ребенка, то ругает себя за это из родителя.

Проблемы состояния «взрослый»

Обычно у этого состояния только одна проблема – его слишком мало. Разумное и спокойное поведение, здравая оценка ситуации свойственны далеко не всем. Но в реальности каждый из нас способен попадать в это состояние – это условие выживания. А значит, его можно развить и сделать полноценным.

Если вам интересна эта тема, рекомендую вам книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Она легко читается и содержит подробное объяснение трансакционного анализа и множество примеров взаимодействия людей в различных состояниях психики.

А в следующей статье я расскажу вам о том, как можно гармонизировать свои эго-состояния.

Вадим Куркин