Семья здоровый образ жизни человека. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка. Преодоление вредных привычек




«Здоровый образ жизни в семье»

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания к ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:

➢ Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

➢ Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

➢ Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

➢ В-третьих, культура питания.

➢ Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А , В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны:

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения;

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца);

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды);

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

➢ В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков , способствующих сохранению своего здоровья. Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

Знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях ;

Знание основных правил правильного питания;

Знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.

Консультация для родителей на тему:

«Быть в движении – значит быть здоровым!»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад , многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одна из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Так, анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений, подвижных игр).

Это означает, что сотрудникам детского учреждения необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; увидеть, узнать работу детского сада

по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

Учитывая интересы и способности детей, а также результаты их физического развития и здоровья, врач и инструктор по физическому воспитанию детского сада может рекомендовать детям заниматься в спортивных секциях, которые помогут ребенку приобрести кроме здоровья множество ценных личностных качеств, таких как организованность, точность, быстрота действий, сообразительность.

Опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом.

Уважаемые родители приглашаем вас посетить занятия и развлечения по физической культуре в детском саду.

Консультация для родителей на тему:

«Семья здоровый образ жизни»

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.

«Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом , но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.

Прежде всего, если он болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических качеств и двигательных навыков проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т.к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в . Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
Формирование правильной осанки.

Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех детей у 8% - нарушение осанки, у 10% - плоскостопие, у 10% - сколиоз. Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Неужели только суровостью можно добиться того, чтобы наши девочки держали спинки прямо, а наши мальчики походили выправкой на выпускников кадетских корпусов? Оказывается, наставники благородных девиц были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить условия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, показываем, как надо правильно есть, и потом следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?

Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне. Живот подтянут. Сбоку видно, что позвоночник образует красивую, волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняя их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.


Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки – коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь. От травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
Режим дня.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно, наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это – рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И. Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Уроки, занимающие в жизни детей подготовительной группы определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

● продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;

● должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

необходимое время должно быть отведено на сон.


Пребывание детей на воздухе.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.


Питание.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Гигиена сна.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность во сне составляет в 7 лет 10-11 часов. Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим. Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он уже не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразиться на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, - спрашивают иные родители, - если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать, сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения : не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т.к. это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Ароматерапия для детей.

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определёнными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причём реакция эта, как правило спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищённости. Это связано с тем , что, будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав. Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии.

Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Дети чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят тёплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится ещё в состоянии развития , применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, а рома медальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Смесь для поднятия настроения - масло апельсина - 2 капли, масла иланг- иланга - 2 капли.

Каждому человеку хотелось бы быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это совершенно естественные и объяснимые желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью. На самом деле, здоровье индивида закладывается в самом раннем возрасте, и часто, еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. И если вы действительно хотите здоровья для себя и своих близких - будьте здоровы, и отталкивайтесь от того, что семья и здоровый образ жизни человека должны быть тесно связаны между собой.

В целом, здоровый образ жизни является тем ритмом существования, который помогает предупредить разного рода болезни и укрепить здоровье. Здоровый человек – это не идеал, а также не абстрактная ценность, это вполне достижимая норма для большинства из нас.

Наше здоровье и здоровье наших деток начинается с семьи. Именно первые полезные и вредные привычки мы можем увидеть среди семьи и родных людей. Каждый родитель, любящий своего ребенка, заботится о его самочувствии, правильном физическом и умственном развитии, и о здоровье в общем. При этом воспитание детей стоит рассматривать не только как большую радость, но и как огромную ответственность и постоянный труд.

Здоровый малыш с достаточным уровнем развития обладает высокой устойчивостью к агрессивному воздействию среды, он также устойчив к утомлению и отличается нормальной социальной и физиологической адаптированостью. Хорошее здоровье в семье – это на самом деле образ жизни. Мы выбираем его, если хотим достичь максимального благополучия.

И именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о собственном теле.

Как показывает практика, рост детской заболеваемости напрямую зависит от образа жизни семьи. Ведь мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие имеют никотиновую и алкогольную зависимость, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Многие из нас также совершенно не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни. Ведь важно не только сберечь ребенка от вредного влияния, но и создать его организму условия для повышения работоспособности и иммунитета.

Поэтому с раннего возраста в семье должны применяться и активно внедряться понятия о режиме дня, правильном питании и закаливании, а также должна формироваться привычка к движению.

Весьма важным фактором для поддержания здоровья всей семьи, в общем, и детей в частности можно назвать правильную организацию режима дня. Режим должен оптимально сочетать в себе время бодрствования и сна, удовлетворять потребности в пище, а также в деятельности, отдыхе и движении. Помимо того режим способствует появлению дисциплины, помогает сформировать многие полезные навыки и привыкнуть к определенному ритму. Крайне важно также согласовывать режим не только на будние дни, но и выходные.

Родителям следует приучать детей к полезным привычкам, чтобы этот процесс был непрерывным и составлял основу для становления характера. Так многие из нас могут рассказать малышам о своем детстве, вспомнить подвижные игры тех времен. Кроме того, крайне важную роль играет общность поколений. Родители учат детей создавать положительную атмосферу, помогают правильно отдыхать. Именно на своем примере нужно показывать предпочтение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Всей семьей стоит принимать участие в спортивных соревнованиях, пешеходных прогулках и пр. Родителям следует занять позицию активного участника, показывая деткам на практике, что именно важно для здоровья.

Собственный пример играет важную роль и при воспитании привычки к здоровому питанию. Дети должны интересоваться тем, как работает их организм и как можно сделать его еще сильнее и здоровее. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, что ему не хочется. Так, если вся семья будет питаться исключительно правильно и систематически выполнять зарядку, то необходимость и нормальность такого поведения передастся и детям.

Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. Так в выходные всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн либо тренажерный зал, отправиться в лес или к реке, устроить лыжную прогулку или выбраться на каток.

Даже трудовая деятельность, которая не может быть особенно интересной, при семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Так всем вместе хорошо убирать в квартире, благоустраивать территорию и заниматься приусадебным участком.

Формирование здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым и сильным. Правильный подход к такому ответственному занятию помогает ребенку научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того соблюдение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому решение проблемы оздоровления всех без исключения членов семьи возможно лишь при соблюдении единой программы. Будьте здоровы!

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.


  • Здоровый образ жизни
  • Факторы, влияющие на здоровье
  • Семь факторов здорового образа жизни

4. Основные функции семьи и здоровый образ жизни

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Чаще всего мы определяем здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней, укрепления своего здоровья, достижения активного долголетия, и как следствие, повышения качества жизни и полноценного выполнения всех своих функций.

Чтобы сохранять и преумножать свое здоровье, надо понять, что же такое само Здоровье и от чего оно зависит.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно более многогранно.

Ряд ученых рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни также состоит из многих факторов, главные из которых - здоровое питание, высокая двигательная (физическая) активность и психолого-эмоциональный комфорт.


Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность)- около 20%
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) – 20%;
  • служба здоровья – 10%
  • индивидуальный образ жизни – 50%

ИТОГ: состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни.

Вывод: во-первых, во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. во-вторых , надеяться нам особо не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни-это и есть та индивидуальная система поведения и прывычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.


1. Рациональное питание:

Пища, сбалансированное по макро- и микроэлементам;

Правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи,

необходимость пищевых волокон;

Регулярность и своевременность питания;

Восполнение недостатка макро- и микроэлементов с помощью обогащённых

продуктов питания;

  • умеренность в питании.

2. Высокая двигательная активность:

Подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

Активный отдых, прогулки и ближний туризм;

Утренняя гигиеническая гимнастика;

Дыхательная гимнастика.


3. Благоприятный психо-эмоциональный климат:

Наличие нравственных ценностей в обществе;

Разумные жизненные и повседневные цели;

Любовь к людям и к себе;

Видеть свое место в жизни;

Жизнь в гармонии с природой;

Положительный настрой на жизнь;

Рациональная организация рабочего и свободного времени, полноценный отдых;

Материальное благополучие;

4. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

Правильный выбор продуктов питания;

Бытовые средств очистки воды и воздуха;

Выведение из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов путем применения научно-обоснованных средств и методов очищения организма, энтеросорбентов;

Использование систем и методов очистки организма на клеточном и тканевом уровнях.


5. Повышение защитных сил своего организма:

Закаливание: солнечные ванны, водные процедуры, воздушные процедуры,

сауна, комплексное влияние;

Физические тренировки;

Прогулки на природе;

Применение продуктов питания и БАД к пище, источников витаминов,.

6. Преодоление вредных привычек:

Алкоголизм;

Наркомания, токсикомания;

Курение;

Азартные и компьютерные игры.

7. Организация быта:

Разумный выбор места жительства;

Положительный микроклимат в семье;

Экология жилища;

  • культурный досуг.

Долг

перед

близкими

Уважение

Семья

Взаимо-

понимание

Терпение

Верность

Дружба


Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.+


Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сох-ранение потомства, продолжение человеческого рода.

Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве.

Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.


Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни .


Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.


Государству и обществу выгодна пропаганда ЗОЖ, т.к. в его результате:

1. снижается заболеваемость и уменьшаются затраты на лечение и выплаты инвалидам;

2. повышается социальная активность людей и способность к продуктивному труду, а следовательно, повышаются доходы граждан, которые для государства являются источником налогов;

3. улучшаются семейные отношения;

4. уменьшается распространенность особо опасных вредных привычек;

5. улучшается психологический климат в обществе.

Для формирования и осуществления ЗОЖ может быть применима придуманная нами информационная система.


Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития.

Это прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

Домашнее задание

§ 9.2 стр.170-171

Наша семья и здоровый образ жизни

Семья – это особая ячейка общества, где люди живут по своим правилам. Наша семья предпочитает вести здоровый образ жизни или другими словами просто жить и радоваться жизни, но так, чтобы своими привычками не вредить своему здоровью.

Мне 44 года и не знаю таких проблем как: одышка, повышенное артериальное давление, лишний вес. Мои параметра 90/60/90 при весе 50 килограмм, наверно мечта каждой женщины. Считаю, что немаловажное значение имеет здоровый образ жизни нашей семьи. Нет, мы не сидим на постоянных голодных диетах и в целом ни в чем себе не отказываем. Просто придерживаемся правильного питания, предпочитаем подвижный образ жизни и не увлекаемся вредными привычками, то есть не злоупотребляем алкоголем и курением.

Как мы питаемся

Есть одна фраза о том, что человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть. Вот примерно по такому правилу мы и живем. На столе есть всегда мясо (но не жирное), крупы, макароны, овощи, молочные продукты, морепродукты, рыба фрукты и десерты. То есть в питании содержится почти все необходимое.

Теперь немного подробней про питание

Большой вред человеку приносят фаст-фуд. Это гамбургеры, пирожки, сосиски, пельмени и все с майонезом, острыми приправами и притом с различными вредными составляющими. Есть золотое правило, пусть на столе будет не большое количество еды с огромным содержанием сои, химикатов и тому подобным, а немного, но хорошей натуральной. Пусть будет небольшой кусок хорошего отварного мяса с легким овощным салатом, чем несколько килограммов копченостей сомнительного происхождения.

Производители в свои продукты добавляют различные ароматизаторы, вкусовые добавки, а это все только увеличивает аппетит и поэтому люди непроизвольно съедают еды несколько больше нужного количества. Кроме того вся такая и без того жирная калорийная пища сдабривается дополнительно фабричным майонезом, который также калориен и с химическими добавками.

В нашей семье этого нет. Мы давно отказались от всех полуфабрикатов. Готовим сами. Многие говорят, что на это нужно много времени и дорого. Это неверно. Если посчитать со стоимостью полуфабрикатов, то килограмм мяса купить раз в месяц будет не дорого. Конечно, его не надо сразу все съесть. К мясу добавляем овощи, зелень в большом количестве. Вот чего-чего, а фруктов и овощей должно быть на столе в изобилии, на них экономить не стоит. Лучше вместо килограмма сосисок купить несколько килограммов яблок и перекусывать ими, чем увлекаться бутербродами.

По поводу приготовления здоровой пищи

Как мы готовим? Очень просто. Мы не жарим, а предпочитаем варить либо в обычной кастрюле, либо на пару в мультиварке, иногда применяем тушение. Это намного быстрей, чем жарить. В кипящую воду положить овощи или мясо быстрей и удобней, нежели стоить у плиты и тщательно обжаривать со всех сторон. А порезать салат из овощей займет всего несколько минут.

Примерное меню в нашей семье

Завтрак:

  • Либо овсяная каша с сухофруктами, либо нежирный творог с фруктами, либо овощное пюре.
  • Чай и желательно с травами (специально летом на даче собираю все травы: мяту, листья смородины, малины, березовые, земляничные и другие), либо отвар шиповника. Иногда вместо чая – цикорий (вполне можно и с нежирным молоком). Вместо сахара в чай добавляю мед.

Также мед добавляется в творог или в кашу. Очень вкусно. И после такой еды нет изжоги, отрыжки и тяжести в желудке.

  • Утром можно побаловать себя и кусочком сыра или сваренным вкрутую яйцом. Кстати утром можно есть все что угодно и сколько угодно.

Обед:

  • Любой суп с курицей или мясом, или рыбой. Только бульон использую вторичный. В холодную воду кладу мясо или курицу, после того как закипит и поварится минут 10 бульон выливаю и снова наливаю воду и теперь после закипания снова кладу мясо. Все вредное и жирное выброшено с первым бульоном, а то, что осталось – только на пользу. Заправить суп можно овощами, зеленью. Только овощи: морковь, лук, помидоры не обжариваю, просто добавляю за 5 минут до готовности. И быстро и нет лишних калорий в супе, а значит и проблем с лишним весом и желудочно-кишечных заболеваний.
  • На второе – любой гарнир. Это может быть отварной рис, греча или любая каша, сваренная на воде, или просто отварные или тушеные овощи (их лучше отварить в мультиварке). К гарниру - немного отварного мяса, курицу или рыбу. Я их обычно достаю из бульона, сваренного для супа. Если на гарнир была каша или рис, то тогда всегда салатик из любых овощей или зелени. Майонеза или кетчупа – никогда нет.. Салат заправляю либо оливковым, либо растительным маслом с соком лимона, и с яблочным уксусом.
  • На десерт – компот или морс.

Полдник:

  • Яблочко, запеченное в микроволновке (для этого надо пару минут), или просто любые фрукты, а также нежирный йогурт или домашние сухарики, печеньки. Почему домашние? Потому что в них я кладу либо мед, либо немного сахара и только немного сливочного масла. В домашней выпечке нет суррогатов и ничего лишнего. Испечь не долго. Было бы желание.

Ужин:

  • Овощи с рыбой, либо салат из отварных овощей, вполне подойдет кусочек отварного мяса. Иногда готовлю голубцы (только из нежирного мяса и в начинку добавляю овощей). Вообще стараюсь, чтобы овощей было больше в питании.

Любим мы и пельмени с варениками. Только домашние. Почему бы нет? Ведь самое главное, чтобы они были нежирными и без химии. На ужин вареники из свежей капустой и приправленные оливковым маслом – очень неплохо. В нашей семье любят вареники с грибами, рыбой. Важно не объедаться и не на ночь.

Как видно из меню, мы ни в чем себе не отказываем. На столе всегда изобилие. Просто не едим все подряд и в большом количестве.

А теперь о спорте

Часто многие болезни возникают у людей от сидячего и малоподвижного образа жизни. Поэтому надо больше двигаться. Работа моя – около компьютера. Чтобы не было проблем стараюсь раз в день просто устраивать пешие прогулки по улице. Хотя здорово мне в этом помогает моя маленькая дочь. С ней хочешь, не хочешь, а всегда один-два раза в день будешь гулять.

Нравится нам с семьей ходить в бассейн, кататься на коньках, лыжах, велосипедах просто ходить в походы на природу. Это не только спорт, это общение и просто заряд бодрости на длительное время. Кстати в походе не отказываемся и от шашлыков. Почему бы нет? Просто готовим их сами по своему рецепту.

Еще меня спасает моя любовь с юных лет к шейпингу и фитнесу. Говорят, чтобы втянуться в это дело достаточно не пропускать 20 тренировок. Мне эти занятия просто необходимы. Если не заниматься, сразу чувствую, что становлюсь неуклюжей, неповоротливой. В свои 44 года могу спокойно сесть на шпагат и встать на мостик. Что такое остеохондроз я уже знаю, и только помогает мне моя гимнастика. Для этого не надо много времени, порой бывает достаточно всего полчаса и снова в норме и прекрасное настроение.

Моя физкультура

Я не занимаюсь до «победного», то есть до тех пор, пока не упаду. Мне хватает раза три в неделю по 30-40 минут. Чаще занимаюсь прямо дома. Включаю любимую музыку, беру гантели, скакалку, обруч и вперед. Сначала разминка, потом упражнения на пресс, силовые упражнения, растяжка и потом просто танцевальные движения, и кручу обруч. Все просто. Но самочувствие отличное на длительное время.

Вредные привычки

Нет, мы не ханжи. Бокал хорошего вина в праздники – почему бы нет? Но по праздникам и поэтому хорошее, элитное вино и в меру. Без этого тоже нельзя. В кругу близких и родных людей обязательно нужно поднять бокал и сказать хорошие теплые слова. Только одно условие – к хорошему вину должна быть хорошая закуска. Натощак выпивать не стоит.

А что касается курения, то этого нет. Это мы полностью отрицаем. Это уже вред здоровью. Оно сказывается на здоровье, на внешнем виде, да и просто пустая трата денег. Если честно, то мы даже не понимаем, зачем люди курят? Ничего приятного мы в нем не видим. Других не осуждаем, но нам это не надо.

Вот так примерно и живем. Ничего не обычного. Все просто. Любим жизнь, своих детей, близких и радуемся тому, что есть.

Кашеварова Ирина Борисовна. Пермский край, г. Пермь

Ритм современной жизни практически неуловим. Хочется поспеть за всеми, все освоить, покорить все высоты. Легко объяснимо то, что для всего этого человеку необходимо крепкое здоровье. Еще десятилетие назад курящая девушка была среди молодежи образцом для подражания. Сейчас к такому явлению многие относятся негативно, понимая, что к хорошим последствиям это не приведет. Радует то, что интернет и многие другие СМИ полны полезной информации, ознакомившись с которой, разумный человек придет к выводу, что курение, алкоголь и употребление наркотиков никогда не приведут к положительным результатам. Давайте вместе попытаемся заглянуть в духовную сущность представительницы прекрасной половины человечества. Кто она - женщина? Это Муза, это объект для восхищения, наконец, это обладательница необыкновенного дара, который заключается в продолжении людского рода. Несложно понять, что курящая женщина или же женщина с пристрастием к алкогольным напиткам, совершает преступление по отношению к своему будущему ребенку. Пренебрегая своим здоровьем, она ставит под угрозу жизнь своего еще не родившегося дитя. Я считаю, что в российском законодательстве должна появиться статья, которая предусматривает ответственность подобной женщины за здоровье своего ребенка. Человеческая жизнь, к сожалению, дана Богом единожды, и, думаю, любой разумный человек постарается прожить ее так, чтобы не сожалеть о своих поступках, не укорять себя за какие-то деяния. Хочется верить, что уже в юности человек, «взвесив» на весах все явления нашего общества, сделает правильный выбор. И та чаша весов, на которой будут расположены такие «черные» слова, как «алкоголизм», «курение» и «наркотики», водрузится ввысь! «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант). Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле -- здоровый дух”. Здоровая семья всегда есть и будет являться здоровой нацией. Задача государства - растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан.

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

В наше сложное время - время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате - избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

Устранив, так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

Необходимо также помнить, что спорт - это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже - основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому - все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.