Физическая культура в современном обществе. Роль физической культуры в жизни современного общества




Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Существует даже мнение, что именно физическая культура является самым первым видом культуры личности и общества, представляя собой базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено общей культуры. Подтверждением справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что различные ее элементы имели место и играли важную роль на всех этапах зарождения и развития человечества, начиная с самых древних времен.

Имеющиеся в распоряжении ученых сведения позволяют заключить, что физическая культура возникла около 40 тысяч лет до нашей эры. Уже сам факт зарождения и последующего развития ее элементов в быту первобытных людей задолго до появления государственных форм физического воспитания (их появление относится к первому тысячелетию до н.э.), свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Громадное значение она имеет и в жизни современных людей. Сейчас трудно представить цивилизованное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию подрастающих поколений, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурно-спортивные мероприятия и т.п.

В природе нет такого явления, суть которого можно понять, не разобравшись в причинах его возникновения. Поэтому для правильного понимания роли и значения физической культуры большое значение имеет рассмотрение вопроса о причинах ее зарождения в недрах первобытного общества Они тесно связаны с проблемами воспитания и заключаются в следующем.

Одним из главных условий успешного развития общества на любом из этапов его существования является процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению. В противном случае каждое новое поколение вынуждено было бы вновь и вновь изобретать лук и стрелы Однако такой опыт не может быть передан по наследству биологическим путем(так, как наследуются, например, признаки похожести от родителей к детям). Поэтому человечеству понадобились принципиально иные надбиологические механизмы социального наследования. Таким механизмом стало в о с п и т а и и е.

Уже на самых начальных стадиях существования людей появляются средства, способы и приемы, при помощи которых опыт предыдущих поколений по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, подчинению их воле человека и т.п., передавался подрастающим поколениям. Эти средства, способы и формы и легли в основу возникновения организованных форм обучения и воспитания.

На ранних этапах развития человеческого общества такое воспитание было преимущественно ф и з и ч е с к и м. Главным его средством стало физическое упражнение. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, явилось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Их появление знаменует собой самый первый и самый знаменательный шаг в деле зарождения физической культуры в обществе первобытных людей.

В связи с этим обстоятельством вопрос о возникновении физических упражнений является ключевым в понимании роли и значения физической культуры в жизни человеческого общества. Неслучайно он всегда занимал внимание многих ученых: педагогов, социологов, политиков и др., приобретая серьезное философское значение. При этом многие ученые-философы и авторы международных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, что проблема происхождения физических упражнений может быть рассмотрена, исходя из трех гипотез: из теории игры, из теории излишней энергии и из теории магии. Одни из них считают главной причиной возникновения физических упражнений и движущей силой развития физической культуры данный человеку от природы инстинкт упражняемости, или стремление к игровой деятельности в детском возрасте. В их представлении физическое воспитание предстает как явление чисто биологическое, не вытекающее из общественных потребностей людей. Другие главной причиной возникновения упражнений (особенно спортивных) считают, якобы, присущее человеческой природе стремление к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают появление физических упражнений с религией, с традициями выполнения всевозможных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обрядов и т.п.

Однако правильно понять причины возникновения физических упражнений и место физического воспитания в жизни людей можно только с позиций диалектико-материалистических взглядов на природу и общество.

В соответствии с этими взглядами точкой отсчета возникновения физических упражнений, а с ними физической культуры в целом, является момент осознания первобытными людьми эффекта упражняемости. Именно в тот момент, когда первобытный человек впервые осознал, что предварительное выполнение трудовых двигательных действий (например, метание копья в наскальный рисунок животного) способствует повышению результативности процесса труда (самой охоты), и возникли физические упражнения. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия. А как только эти действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они стали непосредственно влиять уже не на предмет труда, а на самого человека и, тем самым, превратились из трудовых действий в физические упражнения. Теперь двигательные действия оказались направленными не на производство материальных ценностей, а на совершенствование свойств организма самого человека (развитие силы, точности, ловкости, сноровки и т.п.), его человеческой природы. В этом и состоит главное отличие физических упражнений от трудовых, бытовых и любых других двигательных действий.

Таким образом, рассмотрение вопроса о возникновении физических упражнений, физической культуры, спорта с идеалистических позиций на основе, якобы, присущего человеку от природы стремления к игровой и соревновательной деятельности, к агрессивному соперничеству и т.п., является принципиально неверным.

Истинной причиной их возникновения и развития явились объективно существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития.

Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

В процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком (Homo sapiens — человек разумный) благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13 % идут со знаком плюс, а остальные 87 % — со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в прошлом (Х1Х) столетии95 % всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5 % — за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все болшему распространению неизвестных ранее заболеваний. Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.

Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.

На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Этоинтенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.

На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.

Изложенные представления являются, пожалуй, самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

В статье определена роль физического воспитания в развитии личности и становлении человека.

Физическая культура и спорт - это многоплановое общественное явление, выполняющее социальные, политические и экономические функции, а также неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.

А физическое воспитание - вытекающее из физической культуры и спорта понятие, которое означает такой вид воспитания, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных знаниях.

Возникновение физического воспитания связано еще с самым ранним периодом истории человечества, с первобытным обществом, когда люди добывали себе пищу, охотились и строили свое жилище, в ходе этого происходило совершенствование их физических способностей, а точнее силы, выносливости и быстроты.

Постепенно в ходе развития истории люди обращали внимание на тех, кто ведет активный образ жизни, кто вынослив и работоспособен. Именно это привело к осознанному пониманию упражняемости, что и стало основой физического воспитания.

Целью физического воспитания человека как педагогического процесса выступает обучение движениям, то есть двигательным действиям, и воспитание, то есть управление развитием, физических качеств человека.

Для воплощения в жизнь всех вышеуказанных целей необходимо решать комплекс специфических и общепедагогических задач. В процессе физического воспитания осуществляются также оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Специфические задачи связаны непосредственно с оптимизацией физического развития человека и со специальными общеобразовательными задачами.

Оптимизация физического развития человека заключается:

  • во всестороннем развитии физических качеств, что имеет наибольшее значение в жизни человека;
  • в совершенствовании телосложения;
  • в укреплении здоровья и закаливании организма;
  • в коррекции недостатков телосложения, в том числе воспитании правильной осанки, пропорциональном развитии всех частей тела, сохранении оптимального веса и во многом другом;
  • во многолетнем сохранении высокого уровня общей работоспособности.

Специальные общеобразовательные задачи подразумевают формирование жизненно важных навыков и умений и приобретение базовых знаний научно-практического характера (техники физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств, знания о сущности физической культуры и её значения для личности и общества, знания физкультурно-гигиенического характера, укрепление здоровья и поддержания его на долгие годы).

Общепедагогические задачи же связаны с формированием самой личности человека. А физическое воспитание должно полностью содействовать развитию нравственных качеств в сознании и поведении человека, развитию интеллекта и психомоторной функции.

В процессе физического воспитания решаются и задачи по формированию этических и эстетических качеств личности, ведь духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое.

Воспитание физических качеств человека является существенной частью физического воспитания.

Овладевая различными физическими движениями, важными как для спорта, так и для жизни, занимающиеся приобретают знания, навыки и умения полноценно и рационально проявлять свои физические качества, параллельно с этим они также познают закономерности движения лично своего тела.

Управление развитием силы, выносливости, быстроты и других различных физических качеств касается комплекса естественных свойств организма.

Все имеющиеся физические качества у человека врожденные, они даны ему в виде природных задатков, которые необходимо совершенствовать и развивать.

Когда процесс естественного развития человека становится специально организованным, то есть приобретает педагогический характер, тогда уже речь идет не о развитии физических качеств, а об их воспитании.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что физическое воспитание - это процесс определенных воспитательных и образовательных задач по развитию личности, которому свойственен педагогический характер.

Отличительная особенность физического воспитания в том, что оно обеспечивает системное формирование двигательных навыков, умений и знаний, направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в целом определяет его физическую дееспособность.

Арисова М.С

Чебоксарский филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Физическая культура и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья.

Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы физической культуры и спорта относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также реализуется государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Забота о развитии физической культуры и спорта — важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Исторически физическая культура формировалась под влиянием потребностей общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду.

Вместе с тем, по мере эволюции систем воспитания и образования физическая культура становилась базовым видом культуры, которая формирует двигательные умения и навыки. Физическая культура должна сопровождать человека в течение всей его жизни.

XXI в. – время глобальных перемен во многих сферах общества. Научно-техническая революция вместе с прогрессом привнесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов, таких как физические перегрузки, связанные с изучением и овладением современной техникой, стрессы, нарушение обмена веществ, избыточный вес, сердечно-сосудистые заболевания и т.д.

Влияние данных факторов на организм так велико, что внутренние защитные функции человека не справляются с ними. В качестве помощи могут выступать регулярные физические занятия. Систематические занятия физической культурой или спортом вызывают адаптацию (специфическое приспособление) организма к значительным физическим нагрузкам, что приводит к улучшению разнообразных функций организма

Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма.

У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма.

Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.

В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление.

Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы.

При физической нагрузке могут избирательно улучшиться функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы дыхательной и других систем организма, улучшение обмена веществ).

Занятия физкультурой и спортом способствуют расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов.

Все это ведет к увеличению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальной работе сердечно-сосудистой системы, которая является важной составляющей организма человека. Также умеренная физическая нагрузка положительно влияет на почки: с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию.

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия такими видами физических упражнений, как плавание, бег, бег на лыжах, езда на велосипеде. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставно-связочный аппарат. Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. В процессе любой деятельности у человека наступают усталость и переутомление.

Однако выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений приводит к эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности, а также снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.

Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека - на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию.

Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся. Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью.

Эта характеристика - важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства РФ.

    – 1994. − №8. – Ст. 801.

  2. Андреева, Г. М.

    Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2005. - 127 c.

  3. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.
  4. Скобелева, А. С. Физическая культура и ее влияние на решение социальных проблем/ А. С. Скобелева // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-4.;
  5. Ширяева, Е. А. Физическая культура и спорт в современной России / Е.

    А. Ширяева // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 193-194;

Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

Физкультура и спорт в нашей жизни — воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение.

Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа.

Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни.

Не секрет, что большинство из нас — обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем.

У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице.

Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок.

Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.

Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма.

А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце — это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.

В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда.

Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней.

Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.

Заключение

В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни.

По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Важно учитывать не отдельные факты, касающиеся воздействия спорта (соревнований) на человека и отношения между людьми, всё их многообразие.

Спорт — это многогранная активная жизнедеятельность, которая вошла в жизнь человека как один из основных факторов их влияния.

Спорт — это и досуг, и зрелище и бизнес, и здоровье, и защита. Спорт и физическая культура стали частью жизни каждого человека, которая позволяет нам расслабиться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких.

Спорт прочно укрепился в нашей жизни, о пользе спорта уже задумывается каждый человек, развитие спорта становиться приоритетным заданием многих государств. Спорт стал той стремительной силой, которая развивает общественное восприятие мира в направлении здорового образа жизни.

Спорт и физическая культура, безусловно, должны развиваться и стать теми двигателями общественного прогресса, с помощью которых человек станет на естественный путь здоровья.

Литература

1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. — М.: Советский спорт, 1996.

2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт.

3. Физическая культура: Учебник для студентов вузов. — М.: СпортАкадемПресс, 2003

4. Энциклопедия физической подготовки. — М.; ФиС, 2004. — 232 с.

Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания нормального состояния человеческого организма. Известные афоризмы: «Движение - жизнь», «Движение - залог здоровья» и др., отражают общепризнанность и неоспоримость значения двигательной активности для здоровья человека.

Вместе с тем, в процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком (Homo sapiens - человек разумный) благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13% идут со знаком плюс, а остальные 87% - со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в Х1Х столетии 95% всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5 % - за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все большему распространению неизвестных ранее заболеваний. Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.

Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.

На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Это интенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.

На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.

Изложенные представления являются самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества. Кроме того, следует отметить оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями, который заключается главным образом в следующем:

  • 1) физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и, тем самым, предупреждает возникновение многих болезней сердца;
  • 2) увеличивается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), повышается эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в лёгких;
  • 3) под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин - гормон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма;
  • 4) улучшается работа печени - главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности;
  • 5) снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием тренировок жиры не откладываются в сосудах или подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом.

Систематические занятия физическими упражнениями способны исправить многие физические дефекты организма человека, как врождённые, так и приобретённые.

Имеется и множество других полезных следствий от регулярных занятий физическими упражнениями, влияющих на укрепление здоровья, профилактику множества заболеваний, активного, творческого долголетия.

Выводы по главе 2.

  • 1. Факт зарождения и последующего развития элементов физической культуры в быту первобытных людей свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, явилось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития.
  • 2. В настоящее время физическая культура имеет не менее важное значение в жизни человека, поскольку в процессе технологического развития природная потребность организма в движениях не удовлетворяется, что может привести к повреждениям функциональных систем организма, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все большему распространению неизвестных ранее заболеваний. Также следует отметить оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями. Имеется и множество других полезных следствий от регулярных занятий физическими упражнениями, влияющих на укрепление здоровья, профилактику множества заболеваний, активного, творческого долголетия.

Маркман Анна

Данная работа раскрывает понятия: физическая культура, рекреация, методы фк.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Физическая культура Подготовила: Маркман Анна 11 «в» класс Гимназия №406

Терминология Физическая культура - это деятельность человека, направленная на укрепление здоровья и развитие физических способностей. Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека.

Роль физической культуры в современном обществе Физическая культура является важным средством воспитания нового человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Основные элементы физической культуры Основные элементы физкультуры следующие: 1. Утренняя зарядка 2. Физические упражнения 3. Двигательная активность 4. Любительский спорт 5. Физический труд 6. Активно – двигательные виды туризма 7. Закаливание организма 8. Личная гигиена

Утренняя зарядка Утренняя гимнастика: поставьте ноги на ширину плеч и поднимайтесь на носки, поднимая руки в стороны, а затем вверх, и опуская вниз ритмично с вдохом и выдохом; поставьте ноги на ширину плеч и совершайте вращения головой, наклоняя поочередно влево и вправо, назад и вперед; ноги в положении на ширине ваших плеч, правую руку необходимо поднять вверх и потянутся влево. В это время левая рука должна быть отведена за спину или в положении на поясе. Меняйте поочередно правую и левую руки; оставьте ноги на ширине плеч, выпрямите руки параллельно полу и поворачивайте верхнюю часть туловища в разные стороны; в этом же положении ног, делайте наклоны вперед и назад; сядьте на пол, и, выпрямив ваши ноги, попытайтесь дотронуться пальцами рук до пальцев на ногах; лягте на спину, согните в коленях ноги, и делайте повороты в стороны так, чтобы колени касались пола; станьте на четвереньки, по очереди выгибая и прогибая спину; создайте руками упражнение «ножницы» (параллельно перед собой и перпендикулярно к полу); приседайте в очень спокойном темпе;

Физические упражнения Физические упражнения - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития. Типы физически упражнений: Силовые упражнения (подъем штанги, подтягивание) Кардио упражнения (бег, плавание, езда на велосипеде) Упражнения на растяжку мышц В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы, используемой человеком, сократился почти в 200 раз. В результате интенсивность труда стала в 3 раза ниже пороговой величины, обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350 – 500 ккал в сутки.

Двигательная активность Оздоровительный и профилактический эффект физической культуры неразрывно связан с повышенной двигательной активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Двигательная активность имеет огромное значение, как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья. Недостаток двигательной активности приводит к нарушению в организме человека нервно-рефлекторных связей, заложенных природой, следствием чего является расстройство деятельности сердечно - сосудистой и других систем, нарушение обмена веществ и развитие различных заболеваний. Включает в себя: Повседневную деятельность (ходьба, работа по дому) Активные виды отдыха и развлечений (танцы) Спорт (фитнес, бассейн)

Закаливание организма Закаливание также является одним из элементов физической культуры. Ему принадлежит существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных заболеваний. К закаливающим процедурам относятся: ежедневные обтирания тела прохладной водой или приём душа, обливание, купание с последующим растиранием, воздушные и солнечные ванны. В процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. Под действием внешних раздражителей деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека. Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воздуха и воды.

Физическая культура как дисциплина Физическое образование- это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности. Воспитание здорового, гармонически развито­го ребенка - основная задача семьи и школы. В решении этой задачи первостепенную роль играют правильно организованные занятия физи­ческой культурой и спортом в школе, и во внеурочное время, рациональное сочетание умст­венной деятельности и занятий физическими упражнениями в режиме дня.

Методы физического воспитания Игровой метод Основу этого метода составляет определенным обра­зом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенны­ми способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей преимущественно используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. Однако его с успехом можно применять для изучения общеразвивающих упражнений с детьми младшего дошкольного возраста, а также в любой части школьного урока.

Методы физического воспитания Соревновательный метод Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.); 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку. Соревновательный метод позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.

Методы физического воспитания Вывод: Применение игрового метода с элементами сюжетно-ролевой игры или соревнования в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, разнообразить занятия и сделать их более интересными. Они помогают оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста и полового различия.

Заключение Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура- совокупность внешних и внутренних факторов, действий, направленных на оздоровление человека, поддержание и обеспечение его нормальной жизнедеятельности и физической активности. Это важная часть жизни человека, позволяющая ему достигнуть статуса «личности», т.к. формирует не только физические возможности человека, но и помогает пройти социализацию, выработать такие качества, как: дисциплинированность, усердие, трудолюбие, а также способствует психологическому развитию человека.

Введение

Прогрессивный ритм нашей жизни требует большей физической активности и подготовленности. Все увеличивающиеся нагрузки, которые ложатся на наши плечи, на протяжении всей жизни требуют более высокого физического совершенства, которое возможно достичь с помощью занятий физической культурой. В частности, большое значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры и физического воспитания. На сегодняшний день наиболее массовыми профессиями являются экономисты, менеджеры, бухгалтеры, банковские работники. Но вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения. В повышении профессиональной подготовленности бакалавров и специалистов могут сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности.

Этим определяется актуальность работы: она основана на положениях теории и методики физического воспитания, применительно к задачам ППФК вообще, а также бакалавров и специалистов в частности. В связи с этим определились цель и задачи данной работы: главная её цель - это совершенствование учебно-педагогического процесса будущих специалистов и бакалавров путём направленного использования средств и методов физического воспитания.

Задачами являются:

1. выяснение роли физической культуры в подготовке бакалавра и специалиста

2. раскрытие понятия ППФК

3. определение принципов содержания и построения ППФК студентов экономических факультетов на этапах профессионального обучения и будущей трудовой деятельности

4. приведение примерного комплекса упражнений

прикладная физическая культура специалист

Значение и роль физической культуры для человека

Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С малых лет родители, педагоги, средства массовой информации - радио и телевидение - внушают ребенку уникальную полезность физической активности и побуждают детей активно заниматься спортом. В этом возрасте занятия спортом проходят, как правило, под наблюдением опытных тренеров и специалистов, следящих за правильным и гармоничным развитием растущего организма. В школьном и студенческом возрасте эту роль в основном выполняют учителя и преподаватели физической культуры. К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом. На мой взгляд, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы. Также важно то, что физические нагрузки и активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам. Человеку, хоть раз испытавшему заряд энергии и бодрости, приливающих к телу после физической активности, очень трудно в дальнейшем себя этого лишить (естественно, если в борьбу не вступает такой отрицательный фактор, как лень). Поэтому и в 20, и в 30, и в 50, и даже в 70 лет человек стремится к спорту .

Занятия физической культурой - это, прежде всего, профилактика различных заболеваний и в первую очередь гипертонии и ишемической болезни сердца. Этого мнения придерживается и Ю.Д. Железняк. Такие заболевания требуют длительного лечения. Но, увы, оно не всегда ведет к выздоровлению. Значительно большой эффект дает их профилактика. Для того, чтобы добиться профилактического эффекта, необходимо заниматься физической культурой не менее 2-х раз в неделю по 30 минут с высокой интенсивностью, подходящей именно для конкретного возраста занимающегося, при условии, что в выполнении упражнений будут участвовать не менее 23 мышц всего тела. Для предупреждения болезней опорно-двигательного аппарата (позвоночника, суставов) следует делать гимнастические упражнения, которые выполняются с участием всех суставов да еще с большей амплитудой. В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность. Об этом свидетельствует возрастающая способность человека выполнять большую работу за определенный промежуток времени. С нарастанием работоспособности в состоянии мышечного покоя уменьшается частота сердечных сокращений. Человек начинает больше работать, но при этом меньше устает. Отдых и прежде всего сон используется организмом полностью.

Таким образом, очевидно, что физическая культура и спорт имеют огромное значение для здоровья и общего состояния человека. С самого детства ребенок должен понимать, какое влияние на его развитие может оказать физическая культура. С возрастом человек приобретает более серьезное и полное осознание всей пользы, которую приносят ему физические упражнения. Кроме того, он осознает, что физическая культура может приносить ему радость и хорошее настроение, а также помогает встретиться с интересными людьми и наладить дружеские взаимоотношения. Занимаясь спортом и физической культурой, человек приобретает возможность реально рассчитывать свои силы, физические и умственные нагрузки. Стремление к спорту не зависит ни от пола, ни от возраста, и сохраняется на протяжении всей жизни. Также занятия физической культурой и спортом, несомненно, являются отличным способом для повышения работоспособности и профилактики различных болезней. Например: гипертония, ишемическая болезнь сердца, болезни опорно-двигательного аппарата. Для излечения этих болезней необходимо достаточно длительное лечение, которое не всегда может привести к выздоровлению. Но с помощью специальных комплексов упражнений, можно добиться профилактического эффекта.

РЕФЕРАТ

по физической культуре

на тему:

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В

НАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.»

Выполнила:

студентка группы РНУ_0600_07/08

заочной формы обучения

Колмакова Елена

Проверил: Крючкова Н.М.

Введение

Что такое физическая и двигательная активность?

Согласно современным представлениям, двигательную активность

следует рассматривать естественным, эволюционно-сложившимся

фактором биопрогресса, определившим развитие организма и

обеспечившим не только формирование наиболее совершенных

механизмов в процессе длительного филогенеза, но и оптимизацию его жизнедеятельности в онтогенезе. Это обусловлено тем, что в структуре механизма двигательной активности в элементарной форме представлен принцип саморегуляции, отражающий сущность всеобщего закона оптимизации, проявляющийся в стремлении живых систем к достижению максимального жизненно-важного результата с минимальными энергетическими и пластическими затратами.

Физическая активность - вид деятельности человеческого организма, при котором активация обменных процессов в скелетных (поперечно-полосатых) мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Как физиологический процесс физическая активность присуща любому человеку. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни (что часто встречается у студентов) и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Низкая физическая активность (гиподинамия) может быть причиной развития мышечной атрофии. Если гиподинамия сочетается с погрешностями в пищевом рационе (прием высококалорийной пищи в большом количестве) это неминуемо приведет к развитию ожирения. А ведь студенты практически всегда вместо нормального обеда предпочитают быстрый перекус фастфудом, и все из-за нехватки времени.

Практика показывает, что образ жизни студента (если он целе- направленно и систематически не занимается физической культурой)

относится к малоподвижному. А это значит, что все пагубные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. А ведь так просто и доступно избежать этого, если включить в свой образ жизни оптимальный режим двигательной активности.

Следует говорить и об оптимальной физической активности, которая позволяет человеку сохранять или улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний, в том числе и фатальных. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений. Все эти упражнения студенты хотя бы в течения одного дня должны выполнять, чтобы в дальнейшем быть здоровым человеком. Умеренная и выраженная физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности, выполняемой человеком в течение дня, недели, месяца, года. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, просто ходьба. Физическая активность может быть достаточно кратковременной, но очень важно, чтобы в течение дня ее продолжительность была не менее 30 минут. Для большинства людей 30 и даже более минут физической активности в день не являются проблемой.

Ведущие активный образ жизни студенты могут рассчитывать на то,

что проживут дольше, чем те, кто проводит свою жизнь сидя. Как считают некоторые физиологи, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа. Если так, то некоторые люди продлевают себе жизнь на целых 5-10 лет.

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно. Постоянные и разнообразные физические упражнения делают тело человека сильным и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов, воплотивших в своих творениях физическую силу и гармонически развитое человеческое тело - Аполлон Бельведерский, Венера Милосская, Геракл, Дискобол, Копьеносец.

Любой вид физической активности сопровождается интенсификацией обменных процессов (метаболизма), прежде всего в мышечных клетках, а, следовательно, повышением их потребности в поступлении дополнительного количества кислорода и питательных веществ. Уже при умеренной и, тем более, при выраженной физической активности происходит интенсификацией работы сердца (повышение частоты и силы сокращений) и органов дыхания (увеличение частоты дыхания с повышением газообмена и насыщения легких кислородом). Активация клеточного метаболизма характеризуется не только поступлением, но и выведением продуктов, образующихся в процессе жизнедеятельности клеток. Они поступают в кровяное русло кожей с потом и легкими с выдыхаемым воздухом.

Поэтому при увеличении физической активности у человека повышаются частота сердечных сокращений (учащенное сердцебиение и пульс), дыхательных движений (одышка), усиливается потоотделение. Частое

дыхание наряду с повышенным потоотделением обеспечивают защиту организма от перегревания в период выраженной физической активности.

Гиподинамия и жизнь студента

Новейшие научные исследования показали, что длительное ограничение двигательной активности, которое получило название гиподинамии,

является опасным антифизиологическим фактором, разрушающим

организм и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию. Если

у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, являются

обратимыми, то есть их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. То есть студент, заболевший гиподинамией, вряд ли сможет окончить университет на хорошие оценки, как бы он не старался. Из этого следует, что его жизнь может сильно измениться, а все из-за того, что он ленился больше двигаться, спорту предпочитал учебники. В итоге он не смог применить знания из-за снижения концентрации внимания. Поэтому, чтобы такого не случалось, надо учебу разбавлять спортом, даже если времени нет. Ведь во время физической нагрузки вырабатываются эндорфины, создаётся хорошее самочувствие и настроение, повышается устойчивость к стрессу, депрессии, нормализуется сон.

Также установлено, что при гиподинамии выявлены значительные функциональные отклонения головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.

История физкультуры

Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью. Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки, укрепляли волю.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Суть физической культуры

Первоначально слово “культура” в переводе с латинского означало “возделывание”, “обработка”. По мере развития общества понятие “культура” наполнялось новым содержанием. Сейчас это слово в общечеловеческом понимании - и определенные черты личности, и формы поведения человека.

В научном смысле слово “культура” это все формы общественной жизни, способы деятельности людей. С одной стороны это процесс материальной и духовной деятельности людей, а с другой стороны - это результаты (продукты) этой деятельности.

Таким образом “культура” - это творческая созидательная деятельность человека.

Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Понятие «физическая культура» подразумевает не только систематическое применение рационально составленных комплексов упражнений, но и хорошую физическую форму.

Физическая культура в первом понимании является ведущим фактором

здорового образа жизни, а во втором – его следствием. Как видим, это

понятие довольно емкое: объединяя в себе причину и следствие, оно

выступает в особом качестве, именуемом физической культурой.

занятия физическими упражнениями в целях отдыха, т.н. - рекреация;

Следует отметить, что уровень культуры человека проявляется в его умении рационально, в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время. От того как оно используется, зависит не только успех в трудовой деятельности, учебе и общем развитии, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическая культура и спорт здесь занимают важное место. Ибо физическая культура - это здоровье.

Физическая культура (воспитание) предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха, то есть это процесс окультуривания человека.

Спорт - это тоже здоровье, но это в плане выполнения утренней физической зарядки.

Спорт высших достижений и здоровье понятия далеко не однозначны. Спорт высших достижений занял сегодня в жизни общества место, которому нет аналогий в истории.

Его проблемы стали предметом пристального изучения не только медиков и педагогов, но и философов, социологов. Его влияние учитывают сегодня и политики.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;

научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

Термин “физическая культура” впервые появился в Англии в конце прошлого века.

Физическая культура посредством физических упражнений готовит людей к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов (режим труда, быт, отдых, гигиена и т.д.), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.

Физическая культура имеет 4 основные формы:

физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);

восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация;

занятия физическими упражнениями в целях отдыха,

высшее достижение в области спорта.

Важность физического здоровья.

Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого нашего успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Это вроде бы понятно всем. Ведь недаром не только военные, но и политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.

Физическое здоровье нации - вещь совершенно конкретная, до того осязаемая, что ее можно, например, разместить в статистических показателях.

Правда статистика эта жутковатая, она свидетельствует о том, что наше общество больное, что в нем практически не остается здоровых людей. В данном случае речь уже не идет о катастрофическом росте заболеваний СПИДом и венерическими болезнями, о все “молодеющих” наркомании и алкоголизме.

Современная жизнь закрутила нас в спираль. День-деньской бегаем, как белка в колесе, решая насущные проблемы. Все важно, все необходимо, все неотложно. Все, кроме нас самих! Меньше всего уделяем внимания себе.

Едим как попало и что попало, большей частью на ходу. Некогда! Некогда остановиться, расслабиться, подумать: Куда бежим? Что нас ждет?

При этом наш организм непрерывно подвергается воздействию внешней среды (меняются атмосферные условия, воздействуют возбудители инфекций, радиоактивные излучения и другие факторы).

Не надо быть большим провидцем, чтобы предсказать итог: Силы иссякнут, энергия куда-то испарится, здоровье, как говорят, пошатнется. И все на этом фоне покажется пустым и малозначительным.

Мрачная картина, но, увы, реальная. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. Это связано с тем, что молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Однако, здоровье не является чем-то постоянным и неизменным и необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни на долгие годы.

Главным признаком здоровья является высокая работоспособность и приспосабливаемость организма к различного рода воздействиям и изменениям внешней среды.

Всесторонне подготовленный и тренированный человек легко сохраняет ГОМЕОСТАЗИС (постоянство внутренней среды), которой проявляется в поддержании постоянной температуры тела, химического состава крови, кислотно-щелочного баланса и т.д. (немаловажную роль в этом могут сыграть занятия физическими упражнениями). Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений - болезни.

Болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой.

Между здоровьем и болезнью нет четкой грани (3-L6), однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы. Болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного предела (уровня).

Ежегодно в мире рождаются миллионы детей с наследственными недугами, число их растет (недугов, не детей). Украину (входит в восьмерку стран с низким уровнем рождаемости) тоже преследует этот бич. Все больше появляется на свет мутантов, имеющих изменения в организме, которых раньше людской род не знал.

Медики констатируют, что наряду с неполноценными детьми, встречаются еще вроде бы нормальные (10-2).

Военные медики вынуждены констатировать, что с каждым новым призывом в ряды вооруженных сил так называемая широкая общественность начинает бить тревогу: дескать, из года в год снижается качество армейского пополнения, тех, кто будет защищать священные рубежи Родины.

С большим трудом удается отобрать из массы призывников парней, чей рост, вес и прочие физические кондиции соответствовали бы требованиям службы.

Все это говорит о том, что в наше время молодежь уже не так следит за своим здоровьем, как раньше.

Заключение.

Думается, нет необходимости объяснять, что лучше не бегать за здоровьем в 40 - 60 лет трусцой, а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку, как мытье рук и лица, как чистка зубов. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решим.

И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение -естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человека раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся.

И не надо забывать о том, что здоровье одно, и дается на всю жизнь. Поэтому, беречь его надо, как и жизнь свою.

Список использованной литературы

Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента Учебник. - М. Альфа-М, 2003.