Дислексия как исправить. Симптомы и лечение дислексии у детей. Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей




Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Симптомы дислексии

Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

Признаки дислексии:

  1. Ребенок часто трет глаза, немного косит;
  2. Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении;
  3. Очень быстро устает;
  4. Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения;
  5. Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал;
  6. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
  7. При чтении или после него жалуется на сильную головную боль;
  8. Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры;
  9. В раннем возрасте пишет слова задом наперед;
  10. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте);
  11. Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Причины дислексии

Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.

    Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

    Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

    Основными признаками дислексии у детей являются:

    • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
    • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
    • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
    • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

    Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

    • Полная дезорганизация.
    • Нарушение координации и мелкой моторики.
    • Трудность при восприятии информации.
    • Плохая память.
    • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
    • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

    Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

    Виды дислексии у детей

    Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
    Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
    Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
    Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
    Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
    Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

    Почему ребенку трудно читать: причины развития дислексии у младших школьников

    Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.

    Возможные причины дислексии у ребенка:

    • Патологии внутриутробного развития.
    • Тяжелые роды, которые влекли за собой асфиксию, обвитие пуповиной, отслойку плаценты.
    • Поражение ЦНС у малыша.
    • Генетическая наследственность.
    • Травма головы, сильные удары, сотрясение мозга.
    • Заторможенность некоторых участков мозга у ребенка.

    Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

    Метод Рональда Дейвиса

    Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

    Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

    Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:

    • Способность восприятия . Учит ребенка создавать мысленные образы и познавать мир с помощью «умственного глаза».
    • Переключение . Упражнения, нацеленные на «включение и выключения» дезориентации.
    • Разрядка и проверка. Ребенок обучается разряжать воображение специальными упражнениями.
    • Точная настройка. Малыш учится находить точку ориентации.
    • Координация . Ребенок учиться распознавать «право» и «лево».
    • Освоение символов.
    • Легкое чтение.
    • Освоение символов относительно слов.

    Методика Корнева

    А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

    • Рядоговорение.
    • Ритмы.
    • Субтест «повторение цифр».
    • Кулак-ребро-ладонь.

    Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».

    Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:

    • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
    • Метод кинезиологической коррекции.
    • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
    • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
    • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
    • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
    • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
    • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
    • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
    • Метод «озвученного» чтения.
    • Метод словесных анаграмм.
    • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

    Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

    Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

    Упражнения для коррекции дислексии у детей

    Упражнение «Корректурная проба»

    Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

    Упражнение «Колечко»

    Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

    Упражнение «Зеркальное рисование»

    Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

    Дислексия у детей — мнения экспертов и врачей

    Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )

    Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )

    Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )

    Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?

    Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)

    Профилактика дислексии – как научить ребенка читать правильно

    Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

    Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.

    Игры для профилактики дислексии

    1. Предложите ребенку такую игру: напишите легкое предложение, чтобы каждое слово у вас было написано на разных карточках. Озвучьте ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся слов.
    2. Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился малышу.
    3. Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. Также можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

    Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.

    Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

    Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев большое влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

    Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

    Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

    Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

    Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

    Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

    Симптомы

    Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

    • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
    • В 1-3 классах у ребёнка могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
    • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
    • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, трудно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
    • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

    Диагностика

    Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение, которое для них лучшего всего подходит.

    Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

    Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

    Речевая карта

    Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для проведения профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции речевой патологии.

    • Читайте также:

    Лечение

    Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

    • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
    • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
    • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

    Не пренебрегайте прочтением:

    • Лечение фонематического вида болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о звуковом и буквенном составе слов.
    • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
    • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

    Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

    Упражнения

    Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

    Зачеркнуть букву

    Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную букву «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

    • Интересно почитать:

    Диктанты

    Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

    Тренировка артикуляции

    Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

    В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

    Обучение

    Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной букве подставить маленькую письменную, может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые сочетания букв. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

    • Возьмите на заметку:

    Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

    Как научить читать

    Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему графическому содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки чтения.

    Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

    • Советуем почитать:

    И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.