Аюрведическое лечение - омоложение и очищение организма. Переходим в состояние пракрити. Показания для проведения аюрведической терапии




Аюрведическое лечение нацелено на восстановление равновесия вата-питта-капха. Согласно учению аюрведа, лечение также предполагает предварительный вывод из организма накопившихся токсинов. Существует несколько методов лечения заболеваний.

Эмоциональная разрядка

Раздражение, страх, беспокойство, нервозность, зависть, жадность - это обычные человеческие чувства. Большинство людей привыкли с детства скрывать эти эмоции и подавлять их естественное выражение.
Страх связан с ватой, раздражение - с питтой, жадность и зависть - с капхой. Подавляя страх, мы нарушаем работу почек: подавляя гнев, нарушаем работу печени; подавляя жадность, вызываем сбои в работе сердца и селезенки.
Аюрведа учит не подавлению этих эмоций, что приводит к дисбалансу в организме, а разряжению от них. Аюрведический способ борьбы с отрицательными эмоциями заключается в наблюдениями за ними. Например, при появлении признаков раздражения нужно полностью отдавать себе в этом отчет и следить за развитием данного чувства от начала до конца. Благодая такому наблюдению, можно познать природу раздражения, тем самым давая ему возможность улетучиться.

Панчакарма

При различных недомоганиях (избыточность слизи в грудной клетке, желчь в кишечнике, капха в желудке или газы в толстой кишке) используют физический вывод шлаков.
Панчакарма - очищение тела, ума и эмоций с помощью пяти («панча» - пять) процедур («карма» - действие). В пять процедур входят рвота, послабление, клизма, носовая терапия, кровопускание.

Лечебная рвота (вамана). Рекомендуется при гиперемии легких, вызывающей приступы бронхита, кашля, простуды, а также при застарелой астме, кожных заболеваниях, диабете, лимфатической непроходимости, хронической диспепсии, водянке, эпилепсии (между приступами), застарелых заболеваниях пазух и рецидивах тонзиллита.
Лечебная рвота помогает вывести излишнюю капху. Сначала принимают 3-4 стакана лакричного или настоенного на корне аира чая, после чего трением языка вызывается рвота, которая высвобождает эмоции. Либо утром перед тем, как чистить зубы, принимают 2 стакана подсоленной воды, которая обостряет состояние капхи. Затем, чтобы вызвать рвоту, трут язык.

Послабление (виречана). Рекомендуется при обильном выделении желчи и ее скоплении в желчном пузыре, печени или кишечнике, кожных болезнях, геморрое, подагре, желтухе, гельминтах.
Послабление помогает вывести излишнюю питту. Лечение заключается в приеме слабительного, например, чая из листа сенны (для типа питта и капха), стакана горячего молока с 2 чайными ложками топленого масла (для типа вата и питта). Слабительное принимают перед сном. Важно при этом соблюдать диету: не следует есть пищу, которая отягощает преобладающий телесный сок или приводит к дисбалансу трех соков. Слабительное нельзя давать людям со слабым агни, страдающим острым жаром, поносом, тяжелыми запорами или кровотечением прямой кишки, а также при наличии инородного тела в желудке, после принятия клизмы, при истощении и ослаблении организма.

Клизма (басти). Устраняет недуги ваты: запоры, вздутия, застарелый жар, простуду, половые расстройства, почечные камни, боли в сердце, рвоту, поясничную, шейную боль и повышенную кислотность, ишиас, артрит, ревматизм, подагру.
Аюрведическое промывание состоит из ввода в прямую кишку снадобий вроде кунжунтного семени, масла из аира, либо травяных отваров.
Медикаментозные клизмы нельзя принимать при поносе или кровотечении прямой кишки. Масляное промывание противопоказано при хронической диспепсии, кашле, одышке, поносе, диабете, малокровии, а также детям моложе 7 лет и старикам.
Травяные клизмы нельзя применять при остром жаре, поносе, простуде, параличе, боли в сердце, болях в животе и истощении.
Содержимое масляных и травяных клизм следует удерживать минимум 30 минут, лучше удерживать дольше.

Носовая терапия (насья). Помогает устранять расстройства праны (жизненной силы), влияющие на высшую нервную деятельность и на сенсорные и двигательные функции организма. Показана при сухости носа, гиперемии гайморовых пазух, охриплости, мигренях, судорогах и некоторых заболеваниях глаз и ушей.
Различают очищающую насью (сухой порошок травы готу-кола), питательную насью (топленое масло гхи, растительные масла, соль), успокоительную насью (сок алоэ, теплое молоко, сок корня спаржи)
Необходимо лечь на стол, запрокинув голову. Ввести 5 капель масла или отвара в каждую ноздрю. Оставаться в таком положении минуту или больше. Дыхание можно сочетать с массажем носа, для чего мизинец окунают в емкость с соответствующим маслом и вводят в каждую ноздрю как можно глубже, вращая палец сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
Носовую терапию не рекомендуют после купания, еды, занятия сексом или питья спиртных напитков.

Кровопускание (рактамокша). Рекомендуется при рецидивах кожных заболеваний - крапивной лихорадки, сыпи, экземы, прыщей, чесотки, лейкодермы, застарелого зуда и крапивницы; а также при увеличении печени и селезенки и при подагре.
Питта обнаруживает себя в шлаках крови, так что при многих расстройствах питты (сыпь, прыщи) токсины обращаются в кровеносной системе. Поэтому для большинства недугов питты небольшое пускание крови из вен позволяет снизить давление, вызываемое присутствием токсинов в крови. Кровопускание к тому же стимулирует антитоксические вещества в кровотоке, которые способствуют укреплению иммунного механизма в системе крови. При этом нейтрализуются яды, что позволяет вылечить многие болезни крови и костей.
Кровопускание противопоказано при анемии, истощении и слабости организма. Эта процедура не рекомендуется детям и старикам.
Чай из корня лопуха - хороший очиститель крови. При связанных с кровотоком недугах вроде аллергии больному на ночь нужно выпить молочное слабительное, чтобы на следующий вечер приступить к лечению чаем из корня лопуха. Чай заваривается из расчета одна ложка порошка на одну чашку и принимается каждый вечер.
Также очищают кровь шафран, порошок сандалового дерева, куркума, порошок корня аира. Благоприятно действуют гранатовый и апельсиновый соки, их можно употреблять после процедуры кровопускания.

Успокоение

Успокоение включает нейтрализацию токсинов посредством разжигания агни и стимуляции пищеварения голоданием. Токсины можно обезвредить также приемом жгучих острых трав (черный перец, имбирь). Другие средства нейтрализации - длительное воздержание от пищи и воды, физические упражнения, солнечные и воздушные ванны.

Здоровье по Аюрведе, это не просто отсутствие болевых ощущений, симптомов разных заболеваний. Это равновесие разных стихий, тела, сознания и ума человека. Древняя наука рассматривает здоровье, как баланс 3 субстанций тела (дош), 7 разновидностей тканей (дхату) и 3 видов отходов организма (мал). Сегодня в Москве существует множество курсов, которые предлагают обучение методикам и практикам этой науки. Но, чтобы понимать способы лечения Аювердой, нужно разобраться с основными понятиями.

Причины заболевания

Для лечения человека необходимо определить его конституцию. Она складывается из нескольких дош, и определяется по доминирующей. Эти первичные энергии являются направляющими для доктора, который берется за лечение по Аюрведе.

  1. Капха – сочетание воды и земли.
  2. Вата – взаимопроникновение воздуха и эфира.
  3. Пита – смешение воды и огня.

Дхату – это обобщающее название для всех тканей тела. Все они формируются из разных питательных веществ. Выделяют 7 видов дхату.

  1. Раса – жидкость организма, плазма. Она накапливает все питательные вещества, которые получаются из переваренной пищи. Раса питает все остальные ткани.
  2. Ракта – кровь. Разносит по организму кислород, питая им все органы и ткани.
  3. Мамса – мышцы. Защищают внутренние органы и выполняют двигательные функции.
  4. Меда – жир. Служит смазкой для разных тканей и сохраняет в теле тепло.
  5. Астхи – кости. Поддерживают все ткани тела.
  6. Маджа – нервы и костный мозг. Отвечает за коммуникацию между органами тела, заполняет полое пространство костей и моментально переносит импульсы.
  7. Артава и шукра – репродуктивные ткани разных полов. Содержат сущность всех тканей организма и участвуют в создании новой жизни.

Аюрведа также выделяет 3 разновидности отходов. Это моча, кал и пот. Здоровый организм должен производить их в достаточном количестве и своевременно выводить. Этими процессами управляет Агни– метаболический огонь. Все обменные процессы зависят от неё. Агни питает ткани и обеспечивает иммунитет организма.

Аюрведическая диагностика в лечении

Аюрведическая диагностика сводится к определению конституции человека. Только после этого можно понять причины появления болезней. «Болезнетворными» факторами по Аюрведе являются нездоровые привычки. Именно от образа жизни человека зависит его здоровье. Причём, об алкоголизме и курении здесь даже не идёт речь. К болезням ведет усиление доминирующей доши. Например, употребление сухой пищи, постоянная спешка и напряжение усиливают Вату. Пряная и слишком острая пища, ферментированные продукты, влажная погода и жара возбуждают в организме Питту. А холод, пасмурная погода, молочные продукты, мясо и пшеница вызывают избыток Капхи.

Есть болезни разного типа. Их можно «заработать» разными путями. Употребление большого количества горячей и острой пищи, употребление алкоголя, курение и подавление собственного гнева – это самый легкий путь к болезням Питта-типа. Злоупотребление же сладостями, молочными продуктами и частое пребывание на холоде приводит к развитию болезней Капха-типа.

Аюрведа в лечении болезней

Аюрведическое лечение болезней сводится к уравновешиванию разных дош. В противовес принципу «Подобное увеличивается подобным», выведена закономерность «Противоположности уменьшают подобное». Бездумное употребление пищи может стать причиной разбалансировки дош в организме. Умело пользуясь обоими принципами лечения, доктор уравновешивает их, приводя к изначальному состоянию (пракрити).

Пользоваться любым аюрведическим методом можно только после удаления токсинов из тканей организмов. Причём, для выведения их из разных тканей существуют разные способы. Существует 2 принципиальных подхода к лечению.

  1. Эмоциональное освобождение. Негативные эмоции (гнев, страх, злость, беспокойство), если они подавляются человеком, имеют свойство накапливаться в организме в виде токсинов. Аюрведа учит, как освобождаться от эмоционального напряжения. Эта методика сводится к наблюдению за негативной эмоцией, её осознанию и нейтрализации. Все эмоции связаны с энергиями. Страх – это эмоция Ваты, гнев – Питты, а гордость, жадность и зависть связаны с Капхой. Человек, регулярно подавляющий свои страхи рискует получить заболевания почек. Сдерживание гнева станет причиной болезней печени. Подавление чувства жадности вызовет нарушение работы сердца и селезенки.
  2. Панча карма. Этот принцип используется, когда необходимо физическое удаление слизи, газов или других образований в полости тела. Он подразумевает очищение тела мыслей и эмоций. Название принципа переводится, как «пять действий». Он включает в себя 5 процессов, которые считаются основными: терапевтическая рвота, лечебный приём слабительных средств, приём лекарственных средств через нос, лечебная клизма и очищение крови.

Европейская медицина не признаёт таких подходов. Но всё чаще методики Аюрведы применяются в частных клиниках Москвы и практикуются отдельными специалистами. Это способствует популяризации и распространению аюрведических учений. Всё чаще используется Aurveda в медицине для профилактики разных заболеваний.

Процедуры Аюрведы

Для снижения каждого вида энергии есть свои приёмы терапии. Уравновешивание дош происходит с использованием знаний о свойствах дхату. Так, терапия для снижения Ваты заключается в систематическом применении питательных, согревающих, увлажняющих, приземляющих и успокаивающих процедур. Для снижения Питты полезны охлаждающие, успокаивающие, питающие и умеренно очищающие процедуры. Для подавления Капхи используются облегчающие, стимулирующие, очищающие и осушающие процедуры.

Лечение заболеваний производится с помощью лечебных трав и ароматических масел. Выбирая лечебный метод Аюверды, доктор имеет в своём арсенале такие приёмы:

  • разные виды массажей с использованием всевозможных вспомогательных средств;
  • диеты с учётом внутренних особенностей и биоритмов, окружающих человека;
  • приём натуральных лекарственных средств разными способами;
  • медитации для эмоционального уравновешивания стихий внутри человека.

Огромные возможности очищения и омоложения организма, которые предоставляют методики этой науки сегодня используются в салонах Москвы и других городов России. Исповедуя принципы здорового (в физическом и эмоциональном плане) образа жизни, Аюрведа предлагает не лечить болезни, которые укоренились в организме, медикаментами, только усугубляющими итак ужасное положение. Положительные эмоции и правильное питание, оздоровительные процедуры и взаимодействие с природным окружением – вот основные аспекты в лечение по Аюрведе. Часто они являются более действенными, чем самые дорогостоящие лекарства от официальных медиков.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

  • Абхьянга
  • Широ Абхьянга
  • Пинда сведа
  • Сома
  • Широдара
  • Сведана
  • Авагаха сведа
  • Падабхъянга
  • Мукхабхъянга
  • Пижичил

Абхьянга имеет более глубокое и обширное влияние на здоровье человека, чем обычный массаж, за счет особой техники глубокой и естественной гармонизации тела, эмоций и психики. Благодаря целебным смесям эфирных масел и трав она помогает заживить психологические «раны» после воздействия агрессивной внешней или саморазрушительной внутренней энергии; устраняет беспорядочный и бесконтрольный отток энергии; утончает и возвышает чувство любви; приносит покой и умиротворение сердцу.

Аюрведический массаж Абхьянга

Дословный перевод с санскрита «любящие руки». Сознание становится чистым и спокойным, голова - ясной, как кристалл, а тело легким, словно пушинка. Данный массаж приносит благость и спокойствие ума.

Очень приятный массаж всего тела с достаточно большим количеством специально для Вас подобранного теплого лекарственного масла, обогащенного травами и эфирными маслами. Питает, омолаживает кожу и глубокие ткани тела, а также освобождает клетки от токсинов.

Масляная смесь проникает глубоко в клетки, где растворяет, расщепляет и вымещает накопленные токсины в межклеточное пространство, откуда они удаляются естественным путем или с помощью дополнительных процедур.

Абхьянга наполнит Вас энергией и свежестью. Абхьянга сделает кожу Вашего тела упругой, свежей, бархатистой, подтянутой и гладкой. Индивидуально подобранные эфирные масла и травы помогут исцелить проблемную кожу и вернуть ей первозданный вид.

Оздоровительный эффект:

Замедление процессов старения.
Растворение и выведение токсинов и шлаков.
Оптимизация циркуляции крови и лимфы в тканях и коже.
Укрепление и питание тканей тела.
Избавление от мышечных спазмов и болей.
Улучшение сна.
Устранение явлений стресса, нервного истощения и напряжения.
Усиливает, утончает и возвышает любовное чувство.
Устраняет явления целлюлита.
Омолаживает кожу.
Делает кожу упругой и гладкой.

Абхьянга помогает при ревматизме, артрите, смещении шейных позвонков, болях в суставах, очень эффективен при ожирении, дряблости кожи, бессоннице, утомлении, вызванном преобладанием Вата доши.

Широ Абхьянга увеличивает приток кислорода и глюкозы к головному и спинному мозгу, увеличивает прану (жизненную энергию). Энергия поднимается вверх по телу, что помогает при застое в пояснице и малом тазу.

Аюрведический массаж головы Широ Абхьянга

Широ – санкристкое слово, обозначающее голову. Этот аюрведический массаж головы делается со специальным маслом, настоянным на 33 травах, и с помощью особой техники. Стимулирует центральную нервную систему. Дает тонус коже головы и полезен для волос, помогает улучшить память, зрение, тусклость и выпадение волос, избавляет от головных болей, бессонницы, стресса, нормализует кровяное давление.

Процедура питает, смазывает и укрепляет корни волос, предупреждая их выпадение и преждевременную седину. Происходит улучшение кровообращения, расслабление и питание мышц и нервных окончаний. Это помогает освежить ум и тело, снять напряжение и усталость, улучшить цвет лица.

Оздоровительный эффект:

Снимает напряжение и головные боли.
Способствует коррекции деформаций верхней части позвоночника.
Проясняет ум и улучшает способность к концентрации.
Устраняет перхоть.
Укрепляет волосы и препятствует преждевременной седине.
Даёт глубокое расслабление.

Процедура позволяет достичь самых разнообразных оздоровительных результатов, например, регуляции гормонального баланса, укрепления печени, снижения артериального давления, улучшения памяти и других эффектов.

Пинда сведа мягко борется с лишней статикой, делая тело более гибким и подвижным, придает ему энергии. А кроме того, это еще и великолепный пилинг, очищение и омоложение кожи.

Аюрведический массаж травяными мешочками Пинда сведа

Пинда сведа - массаж тела теплыми мешочками, наполненными травами с применением целебных порошков. Показан при артритах, спортивных травмах.

Пинда сведа – незаменимая процедура для полных людей – она помогает избавиться от жировых отложений, убрать застой в тканях, расщепить «лишнее».

В процессе массажа мешочки периодически подогреваются в горячем лечебном масле или травяном отваре.

Мешочки прикладывают, прижимают их к телу, растирают, массируют ими, строго придерживаясь возникшей более 4000 лет назад системы. Масла, проникая в ткани, растворяют накопившиеся внутри них токсины.

Результат – глубокое проникающее действие, прогревание, концентрация энергии на определенных участках.

После этого кровь разносит эту энергию по всему телу, давая импульс к обновлению и оздоровлению. Особая техника исполнения способствует гармонизации эмоций и психики, снимается усталость и ментальное напряжение.


Сома – классика аювердических процедур. Показана абсолютно всем: как в профилактических, так и в лечебных целях. Мягкая синхронная проработка всего тела в сочетании с индивидуальным (в соответствии с типом каждого человека) подбором целебных масел, дает потрясающий эффект.

Во-первых, процедура проводится двумя массажистами и это невероятно приятно. 60 минут на массажном столе можно сравнить с несколькими днями отдыха. Но отдыха отнюдь не пассивного. Во время сеанса задействованы не только мышцы, но и суставы. Во-вторых, это великолепная маска на все тело.

Массаж эффективно используется для лечения нейромышечных расстройств, улучшает состояние подкожной ткани и мышечного слоя. Кожа разглаживается, напитывается и своим сияющим видом говорит Вам спасибо.

Проводящаяся под легкую релаксационную музыку, Сома корректирует фигуру, нормализует физиологические процессы, придает гибкость позвоночнику, улучшает концентрацию, снимает стресс и усталость.

И пока Вы лежите, утопая в клубящихся ароматах благовоний, а четыре руки порхают по Вашему телу, заставляя отвлечься от повседневных забот, наступает самое время ощутить себя частью Вселенной.

Эта обманчиво простая техника зарядит энергией всё Ваше тело, подарит ясность ума и создаст волшебное пространство, в котором вы сможете соприкоснуться со своей истинной сущностью.

Это одна из самых приятных аюрведических процедур, в ходе которой на лоб льется тонкая струйка теплого масла, подобранного в соответствии с Вашей индивидуальной конституцией доктором аюрведы.

Удивительная успокаивающая процедура, при которой теплое лекарственное масло тонкой непрерывной струей льется в центр лба.

Широдхара приносит состояние, похожее на транс, вызывая поток приятных ощущений, которые глубоко расслабляют самые дальние уголки ума и тела. Происходит «открытие» и смягчение лица и лба, расслабление мимической мускулатуры.

Вы вновь обретете «Ваше» лицо, сняв маску негативных эмоций и напряжения, почувствуете высвобождение застоявшейся энергии в теле. Ум прояснится, исчезнет мысленная болтовня и Вам станет легче принимать решения и взаимодействовать с окружающими.

Оздоровительный эффект:

Дарует покой и умиротворение.
Обеспечивает глубокую релаксацию тела.
Восстанавливает энергетическое равновесие.
Устраняет депрессию, тревогу, беспокойства.
Излечивает от бессонницы, улучшает качество сна.
Снимает головную боль, вызванную стрессом.
Нормализует нейрогуморальный статус.
Укрепляет нервную систему.
Улучшает восприятие.
Укрепляет волосы.
Расслабляет мимическую мускулатуру.
Разглаживает морщины.

Как медицинская процедура применяется при эпилепсии, гипертонии, неврастении, гемиплегии и параплегии, бессоннице, астме.


Паровая процедура Сведана

Сведана – процедура прогревания и потения в специальном закрытом столе, называемом Стимбат.

По своей сути - это специальная сауна. Пациент лежит на деревянной решетке, а под ним установлены устройства с горячим травяным отваром, при этом голова пациента находится снаружи конструкции.

Основной целью лечебного прогревания и потения является удаление из организма холода и тяжести, токсинов и шлаков, а также придание телу гибкости и подвижности.

Лечебное прогревание и потение, проводимое после промасливания организма, способствует нормализации процессов образования и выведения нечистот.

Открывает кожные поры, способствует расширению сосудов и очищению организма, выводу токсинов через кожу, уменьшает мышечные боли и тугоподвижность суставов, устраняет отеки и способствует снижению массы тела.

Особенно эфективна после массажа Абхьянга.


Авагаха сведа - прогревание и потение в ванне, приготовленной с горячим, но не обжигающим тело отваром лекарственных субстанций.

Перед проведением процедуры пациента мажут аюрведическим маслом или гхритой – лечебным топленым маслом, в зависимости от дисбаланса Три доша.

Показания к применению:

  • ревматические заболевания,
  • артрозы, артриты,
  • остеохондроз, ишиас, радикулит,
  • миозиты, травмы мышц,
  • стрессы, хроническая усталость,
  • нервные заболевания, бессонница,
  • спазмы и колики.


Это особый вид аюрведического массажа лица, выполняемый при помощи травяных кремов и масел, которые дарят естественную красоту лицу с предварительным распариванием кожи лица травяными горячими мешочками. Включает массаж лица, шеи, декольте. Этот массаж помогает улучшить зрение, предотвращает появление головных болей.

Питает и подтягивает кожу лица, поддерживает хороший тонус мышц и эластичность всех слоев кожи, помогает улучшить контур лица, снять напряжение мышц и последствия стрессов, разглаживая морщины. Снимает напряжение в шее и голове.

Снимает напряжение во всем теле, наполняя его энергией. Вызывает желание заботиться о других, развивает внутреннюю красоту.

Высвобождает подавленные эмоции, облегчает словесное общение, открывает ум для новых идей и позитивных мыслей, улучшает память.

Во время массажа производится воздействие на марма-точки, расположенные на лице, что позволяет улучшить зрение, удалить мешки и темные круги под глазами, влияя на почки, печень и другие органы.

Аюрведические теплые масляные компрессы Пижичил

Это аюрведический метод лечения болей в спине, конечностях, суставах и мышцах. В его основе лежит исцеляющий тепловой эффект, который оказывает сосудорасширяющие действие, усиливая циркуляцию крови, снимает воспалительные процессы, обладает рассасывающим и обезболивающим действием.

Один или несколько накладок, пропитанных целебными маслами лекарственных растений накладываются на больные места в виде теплого компресса.


Масла для теплого аюрведического компресса подбираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента. Во время процедуры масло может подогреваться, что бы компрессы были всегда теплыми.

Данный метод эффективен при:

Остеохондрозе, ревматизме, радикулите;
артрите;
миозите;
отложении солей;
нарушении двигательной функции конечностей;
болях в позвоночнике и мышцах;
растяжении связок.

В большинстве своем мы привыкли рассматривать наши заболевания с точки зрения влияния внешних механизмов. Принцип наших рассуждений таков: я порезался, попала инфекция и ранка воспалилась. Или: на меня чихнул больной человек в общественном транспорте, и в мой организм попали болезнетворные микробы, я тоже заболел. Это односторонний подход. Аюрведа же выявляет причины заболеваний, кроющиеся в делах, поступках и даже мыслях человека.

Мнение Аюрведы о болезнях и причинах их возникновения

Для того, чтобы возникло какое-нибудь заболевание, должно совпасть сразу несколько причин. Необходимы определенные условия, например, ослабленный иммунитет из-за предыдущей болезни, травмы или хронического недомогания, плохая погода (переохлаждение, перегревание, сквозняк и так далее), плохая пища или питье, удар, нервное расстройство, даже просто плохое настроение. Западная медицина считает, что любое хроническое заболевание фактически неизлечимо и ищет причины внешнего характера, не учитывая множество мелких действий, которые привели к такому состоянию. Почему в самые жестокие эпидемии одни люди заболевают и погибают, а другие либо успешно выздоравливают или вообще болезнь словно обходит их стороной? Здесь стандартный подход к лечению также утверждает, что происходит это из-за внешних факторов: не попали микробы, организм сопротивляется вторжению, сильный иммунитет и так далее, не углубляясь в самый главный вопрос - почему это происходит? В результате медики назначают лечение не причины заболевания, а лишь его симптомов, «загоняя» хворь вглубь организма и делая его чувствительнее к другим опасным «болячкам».

Болезнь: враг или друг?

Болезни по Аюрведе рассматриваются как факторы, имеющие не только физиологическое, но и психологическое происхождение. Этот подход объясняет, почему люди одного возраста и примерно равных сил неодинаково выходят из различных болезней - позитивно настроенный борец обычно справляется намного быстрее и выздоравливает энергичнее, чем ипохондрик, склонный расценивать появление каждой царапины или легкое чихание как трагедию мирового масштаба.

Но и это еще не все. Аюрведа считает, что некоторые заболевания являются своеобразным предупреждением человеку. Например, появление лишнего веса свидетельствует о неблагополучии с обменом веществ и сбоями в системе питания. Наш врач в лучшем случае назначит человеку диету и отправит его заниматься спортом, в худшем - выпишет таблетки для похудения, которые окончательно «добьют» его организм. Чтобы этого не случилось, лучше пользоваться .

Врач же, практикующий аюрведическую медицину, постарается «докопаться» до первоосновы внезапного набора веса. Связан ли он с беременностью и кормлением ребенка грудью или другими гормональными причинами? Или же человек находится в состоянии тяжелого стресса и «заедает» горе? Лечение заболевания будет столь же разносторонним, включающим в себя методики нормализации веса путем правильного питания, снятия стресса путем психотерапии, массажа и других процедур, а также дополнительных действий, призванных переключить зацикленность больного на пище на другие цели и интересы в жизни.

Множество современных заболеваний можно отнести к болезням, фактически являющимся нашими учителями. Они указывают нам, что мы сами становимся их причиной, потакая своим порокам и пагубным пристрастиям. Таких болезней на данный момент подавляющее большинство, и провоцируются они нашей ленью, малоподвижностью, алкоголизмом, обжорством, курением, наркоманией, стремлением к превосходству, перфекционизмом, завистью, невоздержанностью и многими другими чертами и свойствами характера/, которыми нас наградила современная действительность. Чем дальше человек уходит от своего природного начала, тем больше он страдает от болезней. Не зря же их называют «болезнями цивилизации».

Некоторые болезни ведут себя довольно странно с точки зрения западной медицины. Например, эпилепсия постепенно проходит, если у больного появляется варикозное расширение вен. Последнее заболевание трудно считать таким уж благом, но в свете опасности эпилепсии борьба с варикозом все-таки намного проще и легче. И таких примеров можно привести достаточно много.

Даже западные ученые уже признали, что ряд болезней имеет адаптогенное влияние на человеческий род. Например, некоторые вирусы и бактерии провоцируют состояния, которые проходят безо всякого лечения или при минимальном воздействии, но мощно стимулируют и укрепляют иммунитет. Известно, что ребенок, выросший в «стерильных» условиях, не только не защищен от болезней, но и наиболее подвержен им. В то же время цыганские дети, растущие фактически на улице без особого присмотра и ухода, болеют в десятки раз меньше и выздоравливают намного быстрее, причем зачастую безо всякого лечения. Такие заболевания вполне можно признать друзьями.

В Аюрведе некоторые болезни принято считать проводниками в мир иной. Они возникают у стариков за определенное время до их смерти и свидетельствуют об окончании запаса жизненной энергии. Фактически они облегчают переход в иной мир.
Но существуют и болезни, однозначно являющиеся врагами человечества. Они вызываются исключительно внешними причинами. Это может быть травма, авария или сильный удар, повлекший за собой опасную или смертельную болезнь, ожог, облучение, отравление, контакт с опасными веществами и токсинами, многое другое.

Разнообразие причин появления болезней

С точки зрения Аюрведы, все болезни развиваются, следуя пяти механизмам:

  • Кармическому.
  • Родовому.
  • Экологическому.
  • Метаболическому.
  • Онтогенетическому.

Понятие кармического механизма не имеет ничего общего с мистикой, тем не менее, всерьез современной медициной не рассматривается. Однако в Аюрведе считается, что каждая прожитая нами жизнь накладывает свой отпечаток на наше нынешнее существование. Если определенные пороки накапливались из жизни в жизнь, рано или поздно они выльются в соответствующую им болезнь. В таких случаях медицина разводит руками и заносит такую болезнь в разряд таинственных и неизлечимых, а Аюрведа отслеживает ее источник и справляется с последствиями. Чем больше прожито жизней в человеческом облике и чем больше каждое существование накопило грехов, тем более тяжелой может оказаться болезнь.

Родовой механизм напрямую связан с наследственностью и генетическими проблемами, при этом наследственность подразумевает не только передачу определенных проблем физиологического и психологического плана, но и склонность к определенному типу поведения, что влечет за собой появление болезни. В каждом из нас накапливаются наследственные признаки всего нашего рода. Если учесть, что по статистике за спиной каждого из нас в среднем стоят 2 миллиона предков, то накопление негативных данных может быть колоссальным. Если не осознать того, что мы не существуем сами по себе, а являемся продолжением нашего огромного рода со своими пороками и достижениями, справиться со своими собственными демонами нам может и не удастся.

Экологический механизм тесно связан с психологическими особенностями некоторых людей. В нашем мире полно крайне вредных экологических факторов, но они оказывают пагубное влияние. Ярким примером можно указать жителей зоны отчуждения вокруг взорвавшегося ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. В то время, как тысячи людей погибли или тяжко заболели от последствия радиоактивного облучения, эти люди спокойно живут на зараженной земле, питаются ее плодами и мирно существуют вдали от привычных благ цивилизации. Таким образом, утверждать однозначно, что поводом для развития проблемы со здоровьем служит исключительно экология, также нельзя однозначно. Безусловно, опасные экологические факторы оказывают крайне негативное влияние на здоровье человечества, но заболевают далеко не все. Стало быть, у болезни много причин.

Метаболический механизм имеет непосредственное сходство с принципом накопления энтропии в материи. Каждая клетка постепенно подвергается разрушительному воздействию разнообразных факторов, эти проявления постепенно накапливаются и повреждения организма на клеточном уровне с возрастом выливаются в такие страшные заболевания, как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие. Чем старше человек, тем больше у него шансов серьезно пострадать.

Онтогенетический механизм базируется на понятии трех основных дош - вата, питта и капха. Для того, чтобы организм был здоров, все три доши должны быть в равновесии. Но статичность исключает развитие, без которого нет жизни. Поэтому организм человека постоянно находится в изменении, но в идеале стремится к равновесию дош.

Как справляться с заболеваниями

Когда выяснены основные причины, справляться с болезнью по Аюрведе становится намного проще, лечение проходит быстрее и успешнее. Но это потребует намного больше усилий от пациента, чем при лечении по западному образцу. Мы привыкли к такому лечению: лежишь в палате, тебя пичкают таблетками по расписанию, гоняют на процедуры и врач периодически проводит осмотры и отправляет на анализы. То есть сам пациент фактически ничего не делает самостоятельно для своего полного выздоровления. В Аюрведе же все происходит иначе. Врач выявляет истинные мотивы появления болезни и старается разобраться, что именно привело к такому состоянию. Пациент же должен разобраться в глубинных мотивах появления своих болезней. Возможно, изжогу он испытывает в присутствии только определенного лица из-за личного конфликта или скрытой неприязни? Тогда для устранения заболевания нужно убрать основную причину - конфликт, выяснив отношения раз и навсегда.

Лечение многих болезней по Аюрведе часто состоит из нескольких этапов. Оно включает в себя психологическую разгрузку, освобождение от негатива на духовном уровне, физическую очистку и собственно лечение. Причем оздоровлению подлежит весь организм, так как это единое целое, а не набор органов, работающих в унисон. Только при комплексном и грамотном подходе возможно лечение таких страшных заболеваний, с которыми не справляется западная цивилизация: рака, диабета, депрессий, астмы, туберкулеза и многих других. Их причины во многом известны, но мы знаем, что служит источником болезни, но не знаем повода, который «запускает» ее. По Аюрведе, лечение таких болезней во многом связано с психологическими проблемами, недовольством собой, жизнью, близкими, угнетенным состоянием, самоедством и другими травмирующими факторами, которые подвергают организм человека риску. В большинстве случаев именно мы сами становимся стартовым механизмом для развития своих болезней, поэтому сами же должны стать лечением для них.

Принципы сохранения здоровья достаточно просты и доступны всем:

  • Позитивное мышление.
  • Доброжелательность.
  • Рациональный подход к решению вопросов.
  • Близость к природе.
  • Правильное сбалансированное питание.
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровый образ мыслей.
  • Подвижность и энергичность.

Подробный подход позволит каждому человеку как можно меньше болеть и прожить долгую и плодотворную жизнь.