Аюрведа - что это такое? Традиционная система индийской медицины. Болезнь - это учитель. Особенности лечения. Аюрведа в современном мире




Многие наслышаны про индийскую Аюрведу, но мало кто понимает ее истинное описание. В переводе с санскрита Аюрведа значит жизнь и знание.

Первые в мире начали развиваться индийская и . Полученные с тех пор медицинские знания применяются по всему миру. Главные принципы медицины базируются на Аюрведе – традиционной системе индийского врачевания. Аюрведа содержит знания про долголетие, здоровье, которые передаются из поколения в поколение.

Знания Древней Индии

Первые представления про науку, имеющую нечто схожее с медициной, появились во 2 тыс. до н. э. Согласно литературным источникам, дошедшим до наших дней, люди пытались объяснить процессы, происходящие в организме, через философию. С этого начиналось развитие медицины в Древней Индии и лечение недугов. Данные знания носили название «Веды».

Объяснением тому выступало следующее толкование: тело человека – это оболочка души, но она привязана к материальным благам. Причины телесных недугов следует искать в этой несовершенности природы человека.

Развитие медицины Древней Индии оказало огромное влияние на китайское врачевание. Если кратко описывать развитие медицины в Индии, то известна следующая информация: «Ригведа» – старейшее ведическое писание, которое описывает лечение кровотечений, проказы, чахотке. Это писание было похоже на сборник магических ритуалов, а лечить заболевание нужно было чтением молитв, проведением ритуалов.

Становление индийской Аюрведы

Полноценные медицинские знания были описаны в начале нашей эры. Система врачевания под названием «Аюрведа» образовалась в то время. Эта система подразумевает «учение про долгую жизнь». Первый опыт целительства был получен вайдьями, небольшой группой людей, проживающих «дикой жизнью». Они обитали в лесах, среди гор.

История медицины Древней Индии базировалась на пяти элементах (воздух, огонь, земля, воздух, эфир), космической энергии. Вайдьями первые заметили зависимость самочувствия человека от циклов Луны. Наблюдая, они предположили, что аналоги человеческих органов есть у животных.

Развитие индийской медицины

Врачевание, нетрадиционная медицина в Индии характеризовались быстрым развитием и получили всеобщее признание. Методы Аюрведы стали использовать на территории Востока.

Иглоукалывания, пластические операции, гирудотерапия (лечение пиявками), трансплантация органов, акупунктура – люди узнали об этих терапевтических, хирургических методах благодаря аюрведическим знаниям. В Индии широко использовались травяные сборы, настои, отвары.

В классический период истории Индия резко поменяла свои представления о медицине. Целители стали забывать про сверхъестественные причины болезней и больше времени уделяли человеку как частице мира.

Элементы и жидкости индийской медицины

Пять элементов переносят 3 жидкости: слизь (находится выше сердца), желчь (ответственна за область между пупком и сердечной мышцей), ветер (зона ниже пупка). Эти 3 жидкости и 5 элементов образуют 6 продуктов организма человека:

  • семя мужчины;
  • жировая прослойка;
  • мозг;
  • кости;
  • мышцы;
  • кровь.

Например, ветер отвечает за обмен веществ, выделения, кровообращение, пищеварение. Это объясняется тем, что ветер переносит звук, свежесть и прохладу. Медицина в Древней Индии основывалась на своеобразных знаниях, некоторые из которых могут казаться необычными и вовсе не похожи на медицинские трактаты:

  1. Заболевание тела начинается с нарушенного потока желчи, ветра и слизи. Тяжесть и развитие зависит от степени дисбаланса между 3 первоэлементами.
  2. Флегма – это мягкие вещества, действующие как смазочный материал, они отвечают за активную деятельность.
  3. Желчь относится к огненной стихии. Она отвечает за температуру тела, активность сердца и функцию пищеварения.

Аюрведа в Индии: типы людей

В зависимости от 3-х жидкостей различают типы людей по Аюрведе. Они имеют различное телосложение и склонность к заболеваниям:

  1. Ветер или Вата – доминирующей выступает нервная система, у них вес набирается с трудом. Они будто фейверк, им по силам мощный старт, но быстрая утомляемость. Согласно учениям Аюрведы, им нужно стараться видеть в жизни положительные моменты. У них образовываются ранние морщины, проблемы с суставами и мышцами.
  2. Слизь или Капха – высокого роста люди с крупным телосложением. Они уравновешены и спокойны, оптимисты по жизни. Кожа толстая, прекрасное здоровье, но к негативным качествам относится лень. Им советуют перестать есть плохую пищу, соблюдать режим дня и отдыха. Часто возникает ожирение.
  3. Желчь или Питт – имеют нормальное телосложение и средний рост, они усидчивы, предприимчивы, обладают подвижным умом, активны. Они умеют отстаивать свою позицию, однако, раздражаются по любому поводу. Люди имеют громкий голос и приятный тембр. Им нужно научиться направлять энергию в полезное дело. Болеют кожными патологиями, заболевания сердца.
Описание типов людей по Аюрведе

Аюрведа: польза для женщин

Представительницы прекрасного пола используют лучшие аюрведические знания для улучшения своего здоровья и поддержания красоты. Правильное питание ведет к нормализации состояния души и тела. Существует термин «аюрведические продукты», к которым относятся:

  • овощи;
  • зернобобовые;
  • молочные продукты;
  • фрукты.

Есть различные виды аюрведического массажа. Процедура лечения с помощью целебных трав называется массаж Потли. К остальным массажам относятся:

  1. Абхъянга – массаж с использование растительного масла.
  2. Насья – массирование носа.
  3. Во время процедуры Широдхара пациенту льют на лоб тонкую струйку масла, что стимулирует деятельность мозга, и полезна для волос.
  4. Массаж стоп стимулирует все необходимые точки, что помогает функционированию всех систем организма.
Масло льют струйкой на «третий глаз»

Интересный факт: уровень медицины в Индии такой же, как и в странах Европы. Ежегодно эту страну посещают больше 270 тысяч туристов, приезжающих на лечение. Поначалу в Индии медицине обучались на стажировке в США.

Затем все клиники Индии получили самую уважаемую аккредитацию – JCI. Несомненным преимуществом этой страны является стоимость предоставляемых услуг, она намного ниже, чем в странах Европы, но качество не страдает.

Традиционно я говорю «Здравствуйте» всем открывшим этот блог о всестороннем развитии. И традиционное у нас сегодня не только приветствие, но и объект обсуждения. Я конечно же имею ввиду Аюрведу, хотя традиционной она признана именно в Индии. В странах Запада к ней стали проявлять интерес относительно недавно и, надо сказать, очень зря.

Я бы хотел, чтобы благодаря этой статье вы сами убедились, что индийская медицина Аюрведа – это совершенный подход к своему здоровью и жизни в целом. Давайте разбираться. Итак, Аюрведа с санскрита переводится как знание жизни (аюр – жизнь, веда – ведать, знать).

Датировки давних времен всегда неоднозначны, поэтому я не стану называть предположительные даты возникновения Аюрведы, да это и не так важно. Источники говорят, что возникла она примерно параллельно с индийскими Ведами, то есть очень и очень давно.

Аюрведа – это не просто медицина в общепринятом понимании, а целая философия, рассматривающая человека как часть вселенского порядка. Живя в гармонии с окружающим миром, человек пребывает в естественном, то есть здоровом состоянии духа и тела. Она способна вылечить многие болезни, но стремится к тому, чтобы предупредить эти болезни прежде, чем они появятся.

Для примера: аюрведа не борется против седины, она отодвигают момент ее появления на максимально поздний срок. Все это возможно, зная особенности своего здоровья и соблюдая определенные правила жизни. Основные из них – это соответствующее питание, допустимые физические нагрузки, контроль над эмоциями, позитивный настрой, йога, медитация и др.

Основные понятия

Эта древняя философия полностью основана на принципах Природы, которая, как известно, состоит из пяти элементов – Огня, Воды, Воздуха, Эфира и Земли.

  • Огонь . Свойства: трансформация, преобразование, выработка энергии, превращение твердого в жидкое, жидкого – в газ и т.д. Проявления в человеке: усвоение полезных элементов пищи, выработка нервных импульсов как реакция на внешний раздражитель.
  • Вода . Свойства: текучесть, разжижение, нестабильность. Проявления: все жидкости человеческого организма (вода, кровь, моча, пот и т.д.), поддерживает функциональность организма и температуру тела.
  • Воздух . Свойства: перемещение энергии, увеличение Огня. Проявления: кислород, дыхание, поддержание жизни.
  • Эфир . Свойства: впитывание энергии, вездесущность, разделение объектов. Проявления: все пустоты в теле, пространство между органами.
  • Земля . Свойства: твердость, постоянство. Проявления: все части тела – органы, ткани, мышцы, кости, хрящи, зубы и т.д.

Человеческое тело рассматривается здесь как результат соотношения этих стихий в определенных пропорциях. Каждое такое соотношение создает новое уникальное существо, не похожее ни на одно другое. Тем не менее влияние стихий глубоко изучено, а потому известно, как они влияют на жизнь человека и на его здоровье.

Начнем с того, что возникает такое соотношение в момент зачатия человека. Пропорции стихий зависят от таких факторов, как настроение и питание матери, состояние ее матки и период овуляции, время года и суток, погода и многое другое.


Выделены три основных доши (иначе – силы), каждая из которых это слияние двух элементов природы. В каждом человеке одна из трех сил обязательно преобладает в большей степени, чем две остальные. Ее доминирование проявлено на физическом и психическом уровнях. Называются они Вата, Питта и Капха. Коротко об их проявлениях ниже.

  1. Вата (Эфир с Воздухом). Это худые люди с тонкой сухой кожей, склонной к трещинам и шелушению. Мышечный корсет довольно слабый, поэтому выносливость организма невысокая. Чаще всего у них холодные конечности и хрустят суставы. Имеют предрасположенность к таким заболеваниям: психоневрологические нарушения, болезни суставов, онемения.
  2. Питта (Вода с Огнем). Это люди стандартных пропорций тела с жирной блестящей кожей, часто с румянцем на щеках. Выносливость хорошая засчет довольно развитого мышечного слоя. У них быстрый метаболизм и выведение продуктов распада. Несмотря на это имеют предрасположенность: болезни ЖКТ, печени, желчного пузыря, головные боли.
  3. Капха (Земля с Водой). Это люди крупного телосложения со склонностью к полноте. Выносливость у них отличная, но они не используют ее в полной мере, так как очень медлительны. Медлителен и их метаболизм – пища переваривается долго и тяжело. Болеют они редко, но если болеют, то это такие проблемы: отеки, болезни легких и носоглотки, рецидивы вирусных инфекций, диабет.

Как вы понимаете, зная о том, какая у вас основная доша, можно знать о своих слабых местах и грамотно подстраиваться под эти особенности. В Аюрведе то соотношение дош, с которым вы родились, называется Пракрити (по Природе). Это природная данность, с которой нужно не бороться, а, наоборот, жить с ней в гармонии. Важно понять, что кажущиеся недостатки весьма безобидны и совсем не мешают быть счастливым, если соблюдать определенные для себя правила.

Но если дисбаланс дош все же случился, то такое состояние называется Викрити (вне Природы). Согласно Аюрведе Викрити возникает по причине негармоничного существования в Природе. Недостаточное понимание своих природных данных ведет к ошибочной деятельности, приводящей к накоплению Амы (загрязнений тела и сознания), проблематичному выведению Малы (отходов тела – кал, моча, пот), затуханию Агни (внутреннего огня) и в итоге - к болезням.

Восемь разделов Аюрведы

В практическом отношении Аюрведа идеально упорядочена и имеет 8 отраслей, занимающихся конкретными показаниями. Вкратце рассмотрим каждую.

  1. Кайя чикитса – медицина, занимающая проблемами внутренних органов.
  2. Шаля чикитса – хирургия. Но учитывая то, как давно возникла Аюрведа, стоит восхититься тем, как ловко и безопасно делались операции в столь древние времена.
  3. Бала чикитса – педиатрия. Как правило, у детей нечетко проявлена основная доша вплоть до полового созревания, поэтому для их лечения существует отдельная ветвь.
  4. Граха чикитса – психиатрия. Современная психоневрология до сих пор считается малоизученной частью медицины, но только не в Индии. Они находят решение проблемы путем различных физических и дыхательных гимнастик.
  5. Урдхванга чикитса – лечение головы. Имеется ввиду лечение всех органов, находящихся на уровне головы – ухо, горло, нос, глаза и сама голова.
  6. Дамштра чикитса – токсикология. Отделение, занимающееся лечением отравлений, в том числе химическими и животными ядами.
  7. Расаяна – так называемая геронтология, но в индийском восприятии изучение этого вопроса более глубокое и дающее реальные результаты такие, как видимое омоложение тела, а также продление жизни свыше 100 лет.
  8. Вришья чикитса – искусство заведения здоровых детей. Этот филиал лечит такие отклонения как бесплодие мужчин и женщин, низкая скорость сперматозоидов, плохая эрекция и пр.

Методы диагностики и лечения

В Аюрведе очень важна правильность поставленного диагноза, поэтому подход к диагностике очень серьезный. Диагноз далеко не всегда бывает явным и приходится тщательно искать первопричину болезни. Тотальная проверка состоит из трех этапов:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Осязательный осмотр.
  3. Устный опрос.

Стандартное обследование предполагает проверку: пульса, языка, голоса, глаз, кожи и внешнего вида, стула и мочи. Диагностика по пульсу – это умение любого аюрведического врача, которому нужно долго учиться.
Определив причину заболевания, врач назначает ряд действий, которые должен совершать больной.

Эти рекомендации касаются всего образа жизни, начиная от того, что нужно есть, и заканчивая тем, во сколько нужно ложиться спать. Назначенные лекарственные средства всегда натурального растительного происхождения: травы, коренья, специи, масла, камни, минералы и пр. Также существует множество оздоравливающих процедур, подразделяющихся на две большие категории:

  • Шамана (процедуры, снимающие симптомы болезни);
  • Шодхана (процедуры, искореняющие саму болезнь).

Так как главной причиной всех болезней считается избыток Амы, то многие процедуры имеют именно очищающий эффект. Например, ставшая широко известной . Важную роль играет питание в период лечения. Все врачи аюрведы в один голос говорят о необходимости есть вегетарианскую пищу хотя бы на время прохождения курса. Это даст больший эффект от процедур, а также исключит неприятные побочные эффекты типа тошноты. Правила питания по аюрведе можно узнать .

Конечно, не все процедуры являются безболезненными, но есть много расслабляющих и приятных сеансов. Об Аюрведе можно говорить еще долго, но я надеюсь, что этой информации вам хватило, чтобы вдохновиться узнать о ней побольше.

3.1.ИСТОРИЯ АЮРВЕДЫ.

Древние мудрецы - риши - в период своего бытия на Земле обнаружили, что в жизнь людей вошли страдания и боль. Поэтому они собрались в Гималаях и длительно медитировали. В результате этого их руководитель Барадваджа принял знание по Аюрведе от Абсолюта и передал их всем остальным мудрецам в устной форме Эта традиция сохранялась длительное время, но 6000 лет тому назад риши Агни Веса написал трактат по Аюрведе и передал первые эти тексты своему ученику Чараке. С тех пор эти тексты по Аюрведе называются Чаракасамгита. Чаракасамгита состоит из трех больших и трех маленьких трактатов. В них Аюрведа представлена в виде десяти разделов.

В Аюрведе существует восемь специальностей:

1 - Каячикица - внутренняя медицина.

1 - Шалакая - знания от заболевания головы, шеи, до подключичной области.

3 - Шалья - хирургия.

4 - Агадья - тантра - токсикология.

5 - Пхутвидья - психиатрия.

6 - Каумарбхритья - педиатрия, акушерство.

7 - Рассаяна - омоложение, укрепление имунной системы.

8 - Ваджикорана - как дать системе дополнительную энергию.

    2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЮВРЕДЫ.

Опираясь на знания о том, что Шакти - Пракрити - Природа рожает пять татв, пять первоэлементов, Аюрведа указывает на то, что в основе этой Природы заложены три основных принципа, три основных управителя природой - это Доши. Эти три Доши образуются от взаимодействия между собой пяти первоэлементов. Так, первая Доша называется Вата, она образуется от взаимодействия таких первоэлементов, как Пространство и Воздух. Вторая Доша - Питта - это комбинация первоэлементов - Огня, Воды. Третья Доша - Кафа - это комбинация Воды и Земли.

Вата - управляет движением, жизненной энергией, дыханием и кровью.

Питта - управляет Огнем, желчью, пищеварением, обменом веществ.

Кафа - управляет структурой, выделением и лимфой.

Эти принципы, индивидуализируюсь в каждом конкретном человеке, образуют десять основных типов Пракрити.

итак, основные космические Первоэлементы, число которых равно пяти, проявляются в теле человека как три фундаментальных принципа, как три признака Активности.

Они были известны в индо-тибетской медицинской традиции под названием “ Тридоша”. Из Эфира и Воздуха рождается “телесный воздух” , или Вата. Огонь в соединении с Водой порождает “ телесный огонь”, или Питта. Земля с водой образует воду тела или Кафа.

Три элемента - Вата, Питта и Кафа - ответственны за все биологические, физиопатологические и психические функции организма, ума и сознания. Эти три силы действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер против агрессивных факторов окружения, создающий нормальный психологический статус организма.

В тибетской медицинской традиции эти Силы носят соответственно названия Рлунг (“воздух”), Мкхрис (“огонь”) и Бад - кан (“вода”). Когда эти три силы находятся в полном равновесии, здоровье организма достигает максимума. При разбалансировке этих Трех Сил и развивается болезнь.

Концепция Трех Сил, или “Тридоша”, очень трудно перевести на язык современных объективно-научных понятий Запада, хотя понимание сути этой модели, по мнению многих специалистов по Восточной медицине, в будущем должно оказать революционизирующее влияние на совершенствование западной медицинской теории, не говоря уже о развитии практики, диагностики и лечения в русле Восточной медицины.

Древнеиндийские врачи считали, что Три Силы, Три Процесса, Три Качества-Энергии совершают свое действие постоянно и сразу во всем организме, соединяя разные участки тела и органы, находящиеся далеко друг от друга. Непосредственно во всем и везде движутся Три Силы - и в дереве, и в ручье, и в каждой мельчайшей частичке организма человека. Движение этих трех сил происходит во всех органах и тканях, в каждой клеточке тела. Нет в организме человека ни единого места, где бы не совершались постоянно все Три Процесса в их непрерывном взаимодействии.

Необходимо уяснить, что сами по себе термины Ватта, Питта и Кафа - абстрактные понятия, сложные конструкты теоретико-прикладной модели индо-тибетской патофизиологии. Они носят сложный системный характер - характер многоуровневый и функционально, и структурно. Поэтому в настоящее время они не имеют адекватной расшифровки на языке современной патофизиологии, ориентированной на изучение связей тех или иных определенных функций с конкретными, четко локализованными анатомическими (органными или субклеточными)структурами. Эти Три Силы - системы, проявляющие признаки единства в пределах определения каждой из них через спектр функций и структурных элементов. И причины заболевания рассматривались в древности исключительно как нарушения гармоничного единства этих регулирующих Сил.

Не следует забывать, что Три Силы имеют не только вещественно-телесное и тонко - энергетическое (“биополевое”) значение, но и смысл высоко-информационный, т.е. психоэнергетический. Все Три Сила в своем взаимодействии обуславливают высокодуховные процессы в человеческом сознании. Кстати, именно ввиду применимости, концепция Трех Сил активно используется не только в медицине, но и в психосоматической практики Йоги в форме понятий “Прана” (в узком смысле - одна из разновидностей Вата), “внутренний огонь” (одна из форм Питта) и “сома” (“животворящий нектар” - форма Кафа, ответственная за энергетическое обеспечение интуиции и проявляющаяся в области основания мозга).

Одна из ценнейших идей индо-тибетской, древней аюр-ведической и йогической медицины, как и Восточного Человековедения вообще, заключается в том, что вся мудрость физиологического, естественного лечения имеет свое полноправное представительство в высоких духовных сферах сознания человека.

    3. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЧЕЛОВЕКА.

Первое, что необходимо сделать врачу, - это определить для каждого человека его индивидуальные черты.

1 тип - Вата

2 тип - Питта

3 тип - Кафа

4 тип - Ватта - Питта

5 тип - Питта - Кафа

6 тип - Питта - Вата

7 тип - Кафа - Питта

8 тип - Вата - Кафа

9 тип - Кафа - Ватта

10 тип - Вата - Питта - Кафа

Таким образом, с помощью пульсовой диагностики определяет к какому из десяти типов относится конкретный больной. С помощью той же пульсовой диагностики он определяет уровень нарушения функций в человеческом организме. Далее, опираясь на двадцать подходов к лечению, которые существуют в Аюрведе, он производит лечение.

    4. АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ.

1. Первым методом лечения является метод воздействия на сознание пациента. Для этого его обучают по специальной техники трансцендентальной медитации, результатом чего является достижение определенной степени безмолвия. Это приводит пациента к достижению Чистого Сознания - как состояние соединения индивидуума с источником его бытия.

2. Второй метод - где используется премордиальный звук. Это ведические первозвуки, которые синхронизируют всю человеческую сущность. Их врачи подбирают индивидуально к каждому больному и рекомендуют произносить их про себя или прослушивать определенное количество раз в день для улучшения самочувствия.

    Третий метод - интеллектуальный, то есть просят больного заняться самопознанием себя. Так как причина болезни по Аюрведе всегда кроется в ошибках интеллекта - (Пратья парад), поэтому, разобравшись в своих неправильных мыслях, поступках, больной постепенно восстанавливает порядок в своей природе.

4. Четвертый подход - эмоциональный. Больному объясняют, что основной эмоцией является блаженство. Оживив блаженство в пациенте, врачи добиваются того, что оживляют точку перехода его сознания в его материальное тело. И это приводит к гармонизации биохимических процессов в организме.

5. Пятый подход - язык. Суть этого метода заключается в том, чтобы правильно подобрать нужные слова для данного больного, которые могли бы вселить надежду на выздоровление.

6. Шестой - Гандарваведа. Это использование специальных мелодических звуков, мелодий, подобранных согласно времени суток, которые как и премордиальные звуки восстанавливают гармонию внутри человека, вызывают профилактику и лечение болезней.

7. Седьмой подход на уровне чувств. Для лечения может быть использовано каждое чувство. Так, зрение используют для цветотерапии, слух - для звукотерапии (музыкотерапии), запах - для запахотерапии (различные ароматы), вкус - травы - диетотерапии, осязание - массаж.

8. Восьмой - пульсовая диагностика. Используя этот метод, врач не только устанавливает диагноз, но и по принципу обратной связи производит этим лечение.

9. Девятый - психофармакологическая целостность. Это умственная техника, подобная аутогенной тренировке.

10. Десятый - нейромышечная интеграция. Иными словами - это йогические упражнения - асаны.

11. Одиннадцатый - нейрореспираторная интеграция или дыхательные упражнения - пранаяма.

12. Двенадцатый - физиологические очищения различных полостей организма.

13. Тринадцатый - диетотерапия.

14. Четырнадцатый - травы, минералы.

16.Шестнадцатый - поведенческий подход. Больной обучается правильному поведению в семье, обществе и по отношению к самому себе.

17. Семнадцатый - ДЖОТИШ, что означает изучение натальной карты больного, то есть астрологической карты.

18. Восемнадцатый - Ягья - это ведическая инженерия, которая восстанавливает гармонию между окружающей обстановкой и человеком через джотиш.

19. Девятнадцатый - создание коллективного сознания через занятия трансцендентальной медитацией в группах.

20. Двадцатый - мир - миру, здоровье миру.

Таким образом, мы видим, что ответственность врача Аюрведы не ограничивается одним пациентом. Он создает здоровье не только себе и больному, но и здоровье всему миру.

ГЛАВА 1\/. ФИЛОСОВСКАЯ ОСНОВА МЕДИЦИНЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Одним из важнейших направлений древневосточной медицины является цжень-цзю терапия или иглоукалывание и прижигание.

В основе иглоукалывания и прижигания заложены главные принципы восточной медицины:

    Человек изучается как единое целое;

    Человек соответствует небу и земле. Это отождествляется с понятием ИНЬ - ЯНЬ;

    Жизнь человека регулируется концепцией Пяти Первоэлементов.

Согласно первому принципу мышления, чувство и тело человека взаимообусловлены и находятся в неразрывной связи между собой. Каждые орган и функция связаны с другими; с точки зрения непрерывного развития и преобразования человек есть единое целое.

Принцип второй - человек соответствует небу и земле - основан на положениях восточной медицины и философии, в которых человека рассматривают не изолированно от природы, а как ее неотъемлемую часть, как единое целое с окружающей средой. Данный принцип утверждает, что на человека влияют климат, сезоны, излучения Солнца, Луны и Земли, что в человеке отражаются строение и движение Вселенной, то есть состояние человека меняется под воздействием различных космических явлений. Причем, строение и движение Вселенной отражаются в теле человека полностью, особенно в ого жизненных функциях. Согласно канонам древней философии и медицины, человек, как и все предметы на поверхности Земли, подчинен действию “Большого закона двойного всеобщего чередования и дополнения” - ИНЬ - ЯНЬ.

    ЗАКОН ИНЬ - ЯНЬ.

Что же представляет собой этот закон? Теория ИНЬ - ЯНЬ утверждает, что везде, во всем есть два противоположных начала, обозначенных терминами инь - янь.Они и являются основными категориями для объяснения существующих в природе предметов и явлений, ибо все существующие в природе предметы и явления имеют свои антиподы.

В древнем трактате “Книга Желтого императора о природе вещей и жизни” (“Хуан - ди Ней - цзин су - вей лин - шу”) идея гармонии была основой учения о двух противоположных, полярных силах - Инь и Янь, господствующих в мире, а также о Пяти Первоэлементах, действующих в природе и в организме человека - Вода, Огонь, Дерево, Металл, Земля. В этой же книге выдвигается учение о Единой Мировой Энергии, вездесущей и всепроникающей - “ Ци ”. Учение о Единой Мировой Энергии, универсально обеспечивающей все процессы и явления Жизни Мироздания, пронизывает вообще все древние системы медицины и философии.

Древние мыслители считали, что все предметы и обе их противоположные тенденции не только противоположны, но и взаимообусловлены, взаимосвязаны, и эта взаимосвязь предметов и явлений имеет неуклонную тенденцию к слиянию в единое целое. Так, в Янь заложен Инь (иньский элемент), то есть самым образуется взаимопроникающая связь.

    ТЕОРИЯ У - СИН (ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ).

Древние медики пришли к теории Пяти Элементов, исходя из философского учения ИНЬ - ЯНЬ.

Согласно представлениям древнекитайских врачевателей, в Природе существуют Пять Элементов, из которых состоит все и вся. Каждый предмет в Природе так или иначе относится к одному из указанных Пяти Элементов и содержит в своем составе четыре основных остальных в определенной, индивидуально-специфической пропорции.

Взаимоотношения между Пятью Элементами, строящиеся на математически строгих правилах (“порождение и подавление”), использовались целителями древности для объяснения, для вдумчивого овладения законами взаимопревращения веществ и процессов, для описания многообразных качественных и количественных взаимопереходов различных субстанций и сил одна в другую, для подробного ознакомления с внутренними взаимосвязями и структурами взаимоотношений Пяти Первоначал.

Идея единства и взаимопревращения Пяти Элементов используется в китайской традиционной медицине, к примеру, для классификации частей организма, определения выражений и признаков различных сторон физиологии, уяснения природы и специфики различных патологических симптомов и целых патологических функциональных комплексов. И все это рассматривается как в пределах самого организма, так и при анализе взаимоотношений между организмом пациента и явлениями внешней среды (разрушительными или исцеляющими)

Были выделены понятия “крайней противоположности” ИНЬ-ЯНЬ: ночь, зима, север - крайнее ИНЬ; день, юг - крайнее ЯНЬ, и “переходной противоположности”: переходное ИНЬ - вечер, осень, запад; переходное ЯНЬ - утро, весна, восток. Эти состояния отображаются последовательно, циклично.

Вселенная как целое и каждое отдельное живое существо как индивидуальные организмы состоят из одних и тех же Первоэлементов. Законы превращения и связи между Элементами едины и для Мироздания, и для биосферы, и для каждого живого организма. Именно это самое единство и составляет главное преимущество стихиальной модели анализа процесса жизнедеятельности организма. Космос и организм человека - Микрокосмос - подобны и по сути, и по субстанции, и по механизмам становления и развития!

Взаимные отношения между Пятью Первоэлементами можно представить в виде цикла качественного превращения различных энергий. Единая энергия непрерывно движется и преобразует свои проявления в различные формы, включающие в себя все частные, относительные явления. Эти явления, рассматриваемые как переходные стадии процесса преобразования энергии, можно классифицировать на пять основных “этапов преобразования”, занимающих промежуточное положение между ИНЬ и ЯНЬ.

В дальнейшем, изучая циклы, состоящие из четырех последовательных состояний, или этапов, древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них символ. Под ним подразумеваются следующие обобщения:

-“ дерево” - символ рождения, возрастания;

-“огонь” - символ максимальной активности;

-“металл” - символ упадка;

-“вода” - символ минимальной активности.

Все четыре символа древние называли элементами основных этапов каждого цикла. К этим элементам они еще добавляют пятый элемент, который по их воззрению служит центром и осью для циклических изменений во всем мироздании. Этот элемент - Земля.

Теория Пяти Элементов основывается, таким образом, на учении о взаимопревращении ИНЬ и ЯНЬ, но анализ взаимопереходов и взаимоподавления Начал ведется на более глубоком уровне. Все пять движений, или Первоэлементов, связаны непосредственно с “ органами” человеческого тела, которые также взаимозависимы. Как и во всей Природе (в согласии с ритмом движения энергии) в определенное время доминирует определенный Элемент, так и в организме человека в определенные периоды доминирует один из “органов”.

“Орган” в древнекитайской модели организма человека - это не только анатомическая структура. “Орган” - это целостная функциональная система, включающая самые различные процессы, тесно связанная с психическими состояниями.

Данная схема организации Вселенной была объявлена универсальной, т.е. ее элементы могли быть распространены не только на целое (Вселенная), но и на составные части этого целого. Исходя из постулата универсальности, представители древневосточной медицины перенесли эту схему организации Вселенной на живые существа, в том числе на человека, проведя соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Они же разделили все явления природы соответственно пяти элементам.

ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЙ

Процесс развития

Возрастание

Кульминация

Конец лета

Селезенка

Соединительная ткань

Кожный покров и волосы

Органы чувств

Размышление

Меркурий

Таким образом, согласно учению У- СИН, были составлены схемы организации как Вселенной (Макрокосмос), так и человек (Микрокосмос).

Именно в концепции Пяти Элементов заложен принцип динамической циркуляции жизненной энергии “Ци” по каналам энергоструктуры человека. По часовой стрелке диаграммы отношений Элементов друг с другом осуществляется внешняя стимуляция, происходит быстрое и подвижное влияние, т. е. действует Начало ЯНЬ. По внутреннему же кругу диаграммы против движения часовой стрелки оказывается сдерживающее влияние, соответствующее Началу ИНЬ.

Теперь проследим действие Двух Начал, символизирующих два типа отношений между Элементами, на примере сопоставления функций и взаимовлияние различных “органов”, связанных с Элементами.

При действии созидательных сил каждый Элемент рождает следующий за ним и стимулирует его развитие (ЯНЬ - функция):

    Огонь перестав гореть, оставит посте себя золу - Землю, сердце оказывает влияние на селезенку.

    Из Земли можно добыть Металл, и потому селезенка влияет на легкие.

    Металл при нагревании становится жидким как Вода, т.е. легкие активно влияют на почки.

    Вода просто необходима для роста Дерева - почки оказывают влияние на печень.

    Наконец, Дерево горит, давая Огонь - и потому печень активно стимулирует функцию сердца.

При действии разрушающих (тормозящих) сил наблюдается угнетение функциональной активности связанного с воздействующим “органа” (ИНЬ - функция) наблюдается следующая картина:

    Огонь плавит Металл - сердце ставит под угрозу легкие.

    Металл разрушает Дерево - угрожают печени.

    Корни Дерева разрушают Земли - селезенке угрожает печень.

    Земля жадно впитывает Воду и почки поставлены под угрозу селезенки.

    Вода же гасит Огонь - почки ставят под угрозу сердце.

Круг функционально-причинных взаимоотношений систем организма, символизируемых Элементами, замкнулся. Все влияет на все, что и позволяет управлять процессом взаимодействия Элементов.

Созидательные взаимоотношения Элементов и “органов”, ими символизируемых, в китайской традиционной медицине объединяются в правило “ Мать - Сын”. Оно отражает производство Элементами Друг друга: Дерево создает Огонь. Огонь производит Землю, Земля рождает Металл и так далее. Металл, производящий Воду, называется “ мать Воды”, а Вода - “сын Металла”. Созидающее “ производство” означает “питание”, “ помочь”, “ поддержку”.

Разрушительные взаимосвязи Элементов символизируются совами “ победа”, “ препятствие”, “ угнетение”. Дерево разрушает Землю, Земля разрушает Воду и так далее.

Итак, ЯНЬ - органы - это “органы- производители”. Они получают “ сырье” извне и перерабатывают его в “ жизненную энергию”. После эта энергия циркулирует в организме по различным энергоканалам, отдельные участки которых представлены на коже человека в виде цепей биоактивных точек.

К группе ИНЬ относится “органы- накопители” - селезенка и поджелудочная железа, легкие, почки и сердце, служащие для обновления запасов энергии и накопления их в организме. Они перерабатывают принятую пищу и часть ее накапливают с целью создания биологически активного резерва. От функциональной полноценности этих ИНЬ - органов в основном зависит здоровье организма.

    ТЕОРИЯ ЦЗИН- ЛО (МЕРИДИАНОВ).

Учение о системе энергоканалов организма - одно из важнейших теоретико-практических достижений Древней Медицины. Это учение оказывает определяющее влияние на диагностические концепции, на выбор методов лечения и даже играет существенную роль в профилактике. Оно одинаково важно и при использовании иглоукалывания и при лекарственной терапии.

В Китае бытует поговорка: “ Если врач не знает каналов, он легко впадает в ошибку”. В ходе скрупулезных наблюдений за деятельностью здорового организма и проявлениями болезненных синдромов медики прошлого выявили целую систему путей продольных, поперечных, круговых, крупных и мелких, лежащих в глубине и на поверхности тела, по которым непрестанно и ритмично циркулирует энергия, питая весь организм, обеспечивая нормальную жизнедеятельность, проникая в организм из окружения, внедряясь с поверхностных участков тела вглубь и обратно.

Энергоканалы являются единой сложно разветвленной системой, которая отражает патологическую картину состояния организма при болезни и активно воспринимает все влияния внешней среды.

Концепция о линиях (каналах, меридианах) ЦЗИН- ЛО является составной частью традиционной восточной медицины; меридианы - это “каналы или пути”, в которых циркулирует жизненная энергия.

Всего на теле человека имеется 12 пар основных органных каналов, соответствующих 12 основным органам китайской традиционной теории. Органы и их каналы разделены на две группы - ИНЬ и ЯНЬ. Все 12 основных каналов сведены в единую сеть. Один переходит в другой, в строгой последовательности движется “Ци”. Эта жизненная энергия посредством каналов распределяется по всему организму, связывает собой все функциональные блоки организма.

Восточная медицина выделяет 12 основных парных, 2 непарных, 15 вторичных и 8 “чудесных” меридианов. На этих каналах расположены биологически активные точки, которые являются регуляторами тока энергии. Их насчитывается основных - 365, общее количество - более 6000.

“Жизненная энергия” приходит в организм из вдыхаемого воздуха (при дыхании) и из потребляемой жидкой и твердой пищи. Есть и другие пути поступления животворной энергии в организм: при гармоническом мышлении она поступает из Пространства и воспринимается энергоцентром Сахасрара, расположенным в области макушки головы, а также впитывается всеми БАТ поверхности тела при прямом попадании на них солнечного света. Потребление энергии, общее для всех людей, происходит в легких, поэтому классический круг циркуляции энергии в организме и начинается с энергоканала, соответствующего органу “легкие”.

Каналы служат путями, по которым заболевание “внедряется” в организм, распространяется с поверхностных слоев вглубь (когда болезнь прогрессирует) и из глубины наружу “когда болезнь стихает). Энергоканалы - это места, которые точно и полно (при достаточной наблюдательности) отражают патологические изменения в организме.

Идея о циркуляции жизненной энергии по замкнутому кольцу энергоканалов в системах и органах тела - гениальное предвосхищение лучших идей об обмене веществ и энергии как фундаментальном процессе обеспечения жизнедеятельности организма. Прозорливость и наблюдательность создателей иглоукалывания открыли им зависимость функциональной активности внутренних органов от суточных, сезонных и многолетних ритмов окружающей природы. Считалось, что жизненная энергия совершает полный оборот по кольцу каналов в течении одних суток. Часы, когда энергия проходила по определенному каналу, характеризовались максимальной активностью связанного с ним органа и его функции. Все же накопления жизненной энергии в эти часы сосредотачивались на противоположном канале на круге циркуляции энергии “Ци”.

Цепь взаимосвязанных энергоканалов, их взаимное расположение в определенном порядке следования друг за другом, законная “очередь” на своевременное получение очередной “порции” жизненной энергии были за века наблюдений установлены в точном соответствии с ритмами процессов жизнедеятельности организма, закрепленных за каждым энергоканалом в соответствии с его функциональной ролью и специфическими качествами.

“Ци” циркулирует по “большому кругу”, переходя от одного органа к другому в течении 24-х часов. Так, начиная циркулировать с меридиана легких, на котором ее максимальная интенсивность отмечается в 3-5 часов утра, энергия переходит на меридиан толстой кишки - 5- 7 часов, желудка - 7- 9 часов, селезенки, поджелудочной железы - 9-11 часов, сердца - 11 - 13 часов, тонкой кишки - 13 - 15 часов, мочевого пузыря - 15-17 часов, почек - 17 - 19 часов, перикарда - 19 - 21 час, трех частей туловища - 21 - 23 часа, желчного пузыря 23 - 1 час, печени 1 - 3 часа, и, проделав полный цикл за 24 часа, вновь возвращается к меридиану легких в 3 часа утра.

Таким образом, теоретическая основа метода чжень-цзю представлена тесно связанными между собой древневосточными концепциями ИНЬ-ЯНЬ, У-СИН и учением об энергии (“ Ци”, “Чи”, “ Ки”).

ГЛАВА \/. ИСТОРИЯ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ

существует предположение что иглоукалывание и прижигание возникли первоначально в Непале и Тибете, в буддийских храмах, где был достаточно высокий для своего времени уровень знаний. По-видимому, на протяжении ряда столетий, этот метод лечения распространился в Китае. Так, в 111-м веке до нашей эры в Китае был обобщен имевшейся в то время опыт применения иглотерапии. В первой книге по этому методу - “Хуанди Нейцзин”, состоящей из 18-ти томов, представлены сведения о технике иглотерапии, изложены показания и противопоказания к его применению. Несколько позднее известный китайский ученый Хуан Фуми, опираясь на опыт предшественников, написал труд об иглоукалывании и прижиганиях “Дянцзин”, состоящий из 12-ти томов. В нем подробно излагались основы “чжень-цзю” (иглоукалывание - прижигание) терапии, большое внимание уделялось определению локализации точек для уколов, рекомендовались формы лечебных воздействий.

В \/1-X111 веках метод чжень-цзю непрерывно совершенствовался и все шире применялся в лечебной практике. В этот период были опубликованы многочисленные руководства по использованию иглоукалывания и прижигания в гинекологии, хирургии, педиатрии и терапии. Выдающийся ученый того времени - Ван-Вей нанес на бронзовую фигуру человека 600 известных в то время точек. Он же детально описал эти точки и отметил эффект от иглоукалывания каждой из них.

В 1789 году вышла книга “чжень-Цзю Сюе” (Чжень-цзю терапия), представляющая собой краткий учебник.

В 1955 году в Пекине был организован Центральный научно-исследовательский институт китайской медицины с отделением по Чжень-Цзю терапии.

5.1.ЛЕЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИИ.

Прежде чем приступить к лечению, древние медики, опираясь на выше перечисленные теории, производили тщательный опрос, осмотр, изучали пульс больного. Благодаря этому им удавалось очень точно устанавливать характер нарушения циркуляции энергии по меридианам, который является причиной заболевания и очень быстро устранить его, назначая специальный режим жизни и проводя иглоукалывание или прижигания в нужных точках. Такое лечение считалось высокоэффективным, так как удавалось благодаря пульсовой диагностике в большинстве случаев установить начало развития болезни в ее скрытом периоде и провести профилактическое лечение. Более подробно раскрыть этот метод лечения нам не представляется возможным из-за очень сложных взаимоотношений между самими меридианами и циркулирующей в них энергией, а так же из-за той “секретности”, которая существует и по сей день в искусстве овладения пульсовой диагностикой.

Таким образом, Чжень-Цзю терапия является одним из основных направлений в развитии древневосточной медицины. Многие ее разделы являются актуальными для современной медицинской практики.

ГЛАВА \/1. СОВРЕМЕННОСТЬ И АЮРВЕДА.

Находясь под колониальным гнетом Англии, Индия утеряла преемственность в передаче знаний по Аюрведе. И только в последние три десятилетия, благодаря кропотливой работе Гуру Дев передал ныне живущему монаху Махариши Махеш Йоги. Он организовал в Индии Международный Университет по изучению Аюрведы - “Махариши Аюрведа”. В нем проводится обучение врачей из разных стран Европы, Америки, Азии. Врачи получают знания не только по древним канонам медицины, но им преподносятся также и последние достижения физике, являющейся убедительным подтверждением основных философских законов Аюрведы. Это и теория Эйнштейна, где он указал на то, что Природа и есть Сознание; и работы Хайзенберга, в которых указано, что на тонких глубинных уровнях исследования нет возможности четко описать структуру. И сам факт наблюдения экспериментатора вносит изменения в самый эксперимент, т.е. его сознание влияет на ход эксперимента.

Таким образом, мы оказываемся взаимосвязанными, то есть существует одно энергетическое поле. В начале 80-х годов была создана теория “Великого объединения”. В ней указывается на то, что электромагнетизм, слабые и сильные связи - это одна и та же сила. Таким образом, мы видим, что современная наука подошла к созданию теории “ Единого поля”. Единое поле - по мнению Махариши Махеш Йоги - это поле “ Единого разума”. Оно обладает сознанием. Это чистое Сознание, будучи Сознанием, способно осознавать себя. Акт осознания происходит путем взаимодействия поля с самим собой, и от этого образуется первая суперструна, первый акт творения, это первый звук - Ом. Оно обладает потенцией создавать другие звуки, оно содержит их в себе.

Итак, мы видим, что древнеиндийская медицина - Аюрведа, имея многовековую историю своего развития, не утеряла значения в современном мире и продолжает, как и прежде, развиваться и приносить пользу людям.

ГЛАВА \/11. СОВРЕМЕННОСТЬ И ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ ТЕРАПИЯ.

Учитывая тот факт, что до настоящего времени окончательно не выяснен механизм действия иглотерапии, большинство современных теорий строятся на определенных конкретных фактах.

Так, капиллярная теория утверждает, что лечение методом Чжень-Цзю терапии ведет к рефлекторному изменению местного капиллярного кровотока в коже и его нормализации. Это обеспечивает улучшению обмена веществ, особенно газообмен между кровью и тканями, и способствует устранению болевых и других патологических явлений.

Тканевая теория основана на том, что при гибели клеток вследствие их разрушения иглой выделяются вещества, стимулирующие биологические процессы.

Смысл ионной теории заключается в том, что иглоукалывание восстанавливает нарушенное ионное равновесие и способствует удалению электроположительных ионов. Развивая эту теорию, Е.А.Колмнер (1962 г.) разработал концепцию об ассимиляции организмом космического излучения, кванты которого соединяясь с внутренней энергией обмена живого тела, определяют его энергетическую базу. Иглоукалывание, по мнению автора, регулирует этот процесс и тем самым изменяет энергетические функции организма.

Большинство исследователей (Чжу Лянь 1959, Фландин г.1933, Фуйе р.1952, манн ф.1962 гг.) высказывают в общей форме предположение, что в основе лечебного действия Чжень-Цзю лежит воздействие на центральную нервную систему, посредством которой и осуществляется регулирующее и трофическое влияние на нарушенные функции организма. Этим, по видимому, и объясняются многогранность и широта применения метода при лечении различных заболеваний по своему проявлению.

В настоящее время появляются и новые виды Чжень-цзю: аурикулярная пунктура, Су-Джок терапия, манусакупунктура. Проводятся безигольные виды воздействия с помощью света, лазерного излучения, магнитного поля, электричества и др. Совершенствуется диагностика и теория акупунктуры. Возникают новые гипотезы о циркуляции энергии (Корея - система Кенрик), энерго-информационных полей, автоколебаний в системе каналов (Россия) и др.

В заключение можно сказать, что хотя имеются определенные достижения в разработке механизма Чжень-Цзю терапии, многие вопросы находятся только на пути разрешения - в форме гипотез, теоретических концепций. Успехи в этих исследованиях возможны лишь на основе интегрального подхода к изученным вопросам и связаны с разрешением ряда общих и конкретных проблем организации деятельности центральной нервной системы, нейросоматических взаимоотношений, патофизиологии отдельных заболеваний организма. Кроме чисто теоретических разработок дальнейшая проблема механизма действия иглотерапии позволит выявить новые возможности для усовершенствования и дальнейшего развития этого древнего лечебного метода.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

    Абаев Н.В. Чань - Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, “Наука”, 1989 г.

    Аюрведа Махариши. Медицинская ассоциация аюрведы Махариши. Москва, 1991 г.

    Бернард Т. Хатха Йога. Лондон, 1960 г.

    Богачихин М. М. Таинственная Ци и пути к бессмертию. Запорожье, 1991 г.

    Бхагават Гитта. Калькутта. Издательство “ Бхакти - Веданта Бук Траст”, 1984 г.

    Васильев Т. Э. Начала Хатха - Йоги. Москва, издательство “ Прометей”, 1990 г.

    Домин А. А. , Попов Г. В. Кемпо - традиция воинских наук. Москва, “ Наука”, 1990 г.

    Капронов В. , Хашим р. мудрость веков. Душанбе, “Ифран”, 1981 г.

    Литман А. Д. Современная индийская философия. Москва, “ Мысль”, 1985 г.

    Махабхарата выпуск \/, книга 2. Ашхабад, “ЫЛЫМ”, 1984 г.

    Махариши Махеш Йоги. О Бхагават - Гите. Санкт - Петербург, 1996 г.

    Мацес Флориус. О свойствах трав. Москва, “ Медицина”, 1976 г.

    Мачерет Е.Л. , Самосюк И. В. руководство по рефлексотерапии. Киев, “Вища школа”, 1984 г.

    Новый Завет. Санкт - Петербург, Синодальная типография, 1906 г.

    Портнов В.Г. Электропунктурная рефлексотерапия. Рига, “Зинатне”, 1988 г.

    Сатпрем. Шри Ауробиндо или Путешествие сознания. Ленинград, 1989г.

    Свами Рама. Жизнь с гималайскими йогами. Москва, 1995 г.

    Сельченок К.В. Тайны восточной медицины. Воронеж, НПО “МОДЭК”, 1994 г.

    Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. Москва, “Медицина”, 1980 г.

    Философский словарь. Москва, 1963 г.

    Философские тексты “Махабхараты”. Выпуск 1, книга 1.2. Ашхабад, “ЫЛЫМ”, 1977, 1978 гг.

    Хоанг Бао Тяу. Иглоукалывание. Москва, “Медицина”, 1989 г.

    Цзинь - Синь чжун. Китайская народная медицина. Москва, “ Знание”, 1959 г.

    Чжуд Ши. Новосибирск, “ Наука”, 1988 г.

    Шофман М. “ Секреты” восточной медицины. Москва, “Знание”, 1963 г.

    Шри Свами Шивананда. Кундалини Йога. МП РИЦ, “ Культ - информ - пресс”, Санкт - Петербург, 1993 г.

Аюрведа – это цельная и полная система медицинских знаний (профилактика и излечение болезней, учение о темпераментах и физиологии, а также о здоровом образе жизни), которая существует и развивается в Индии уже несколько тысяч лет. Аюрведа оказала влияние на развитие многих других традиционных медицин (в частности, тибетской и древнегреческой), кроме того, она является источником многих современных видов натуротерапии и оздоровления.

В этой медицинской системе подход к каждому пациенту индивидуальный и строится на основе его, пациента, конституции и психофизиологических параметров, в частности, после тщательно проведенного обследования. Кроме привычных нам методов диагностики Аюрведа использует такой метод, как пульсовая диагностика – весьма эффективный, хотя и сложный: чтобы овладеть им, врач-аюрведист должен учиться семь лет.

Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально, в аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов. Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня.

В настоящее время аюрведа привлекает внимание как решение проблем токсикации, укрепления иммунитета, успешной профилактики, а также непомерной стоимости диагностики и лечения.

Процедуры Аюрведы

Известны следующие терапевтические методы, которые применяются как по отдельности, так и в комплексе:

- Масла, молоко с лекарствами или настои особым образом льют на лоб (широдхара – используется при лечении хронических головных болей, бессонницы, умственном напряжении, истерии, галлюцинациях) или на все тело пациента (дханьямла дхара – помогает при хемиплегии, параличе, ревматизме и др).

Снехапанам – применяется при остеоартритах, лейкемии и др. Определенное время, дней 8-12, пациент принимает гхи с лекарствами, во всевозрастающем количеств

Ньяваракижи (Njavar а kkizhi) – в процессе этой процедуры пациента заставляют потеть, прикладывая к его телу муслиновые мешочки с целебными препаратами. Это помогает при разных типах ревматизма, болях в суставах, истощении, высоком кровяном давлении, высоком уровни холестерина и некоторых видах кожных заболеваний.

Удвартханам – эта процедура известна как «порошковый массаж» и весьма эффективна при ожирении, хемиплегии, параличе, кожных болезнях, проблемах с циркуляцией и др.

Bасти (Vasthi) – применяется при сухости в носу, рту и горле, сильных головных болях, параличах лица. Теплые масла с травами наливаются в открытый кожаный головной убор, плотно прилегающий к голове. Входит в состав панчакармы.

Ваманам (Vamanam) - рвота в терапевтическитх целях. Процедура входит в состав панчакармы.

– это уникальная аюрведическая процедура заключается в том, что подогретое масло особым образом, соблюдая некий ритм, льется на тело пациента – от часа до полутора часов в день, на протяжении 1-3 недель. Лечение это проводится на особом столе, сделанном из цельного куска Strychnis Nuxvomica (дерева, которому приписываются особые целительные свойства). Эта процедура помогает при ревматических болезнях вроде артритов, параличей, гемиплегии, сексуальной и нервной слабости, нервных болезнях и др.

Абхьянгам особый тип масляного массажа, при котором массажист совершает движения сообразно направлению циркуляторных каналов в организме пациента. Эта процедура помогает при ожирении, потускнении кожи, бессоннице, усталости и др.

Вообще, аюрведический массаж имеет несколько разновидностей: всего тела и отдельных частей, масляный или порошковый (с измельченными травами), ножной или ручной.

Насьям – в ходе этой процедуры фруктовые соки, целебные масла и др. вводятся в нос пациенту в течение 7-14 дней. Эта процедура весьма эффективна при лечении некоторых видов головных болей, параличе, умственных расстройствах и некоторых разновидностях кожных болезней. Эта процедура входит в состав панчакармы.

Виречанам (Virechanam) - очищение кишечника. Процедура входит в состав панчакармы.

Рактамокшам (Rakthamoksham) - очищение крови. процедура входит в состав панчакармы.

Кижи (Kizhi ) целебные травы, целые или измельченные, вымачивают в теплых целебных маслах и прикладывают к телу или к определенным его частям. Процедура продолжается около трех четвертей часа в течение 1-2 недель. Эта процедура помогает при остеоартритах, травмах и др.

Кативасти – специально приготовленные теплые целебные масла накладываются на поясницу. Помогает при всех видах боли в спине и проблемах с позвоночником.

Уровасти – то же самое, но масла накладываются на грудь. Эффективно при астме и других респираторных заболеваниях, сердечных болезнях и болях в грудной клетке.

Кширадхумам – пар подогретой смеси лечебных настоев и коровьего молока направляется через трубку на тело или части тела пациента. Весьма полезно при лицевых параличах, птозах и нервных болезнях.

Талам особый порошок, смешанный с лечебным маслом, накладывается на макушку головы. Помогает при болезнях уха-горла-носа, бессоннице, мигренях и др.

Лепанам – травяная паста прикладывается к поврежденной части тела. Полезно при разных типах воспалений, кожных заболеваниях, артритах, подагре и др.

Талапотичил – измельченные лекарственные растения прикладывают к коже головы. Эта процедура показана при бессоннице, преждевременном поседении и других проблемах с волосами и кожей головы.

Сведакарма (swedanam) (Парильня). В парильне из тела удаляются вредные вещества, улучшается состояние кожи. Эта процедура также рекомендуется людям, страдающим избыточным весом или некоторыми ревматическими болезнями.

Комплексные программы

Очищение организма - Шодхана Чикилса

Цель очистительной терапии – удаление из организма отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. Одна из основных методик этой терапии - панчакарма - включает в себя широкий спектр процедур, уникальных по своему методу и применению. Это мощный метод детоксикации, очищения и омоложения организма. При помощи процедур выводятся токсины и шлаки из всех, включая мельчайшие, каналов организма, улучшается микроциркуляция, что способствует омоложению тканей. Большинство экологических ядов откладывается в жировых депо организма, где они играют роль бомбы замедленного действия. Ученые связывают с накоплением таких ядов развитие целого ряда болезней: всевозможных аллергий, заболеваний печени и кожи, различных форм рака, неврологических расстройств, ослабление иммунной системы и гормональные нарушения вплоть до бесплодия. Самый действенный курс терапии - длительностью 42 дня. Возможны более короткие курсы. Здоровым людям панчакарма назначается с целью очищения организма от шлаков и общего укрепления здоровья. В результате очищения организма нормализуется пищеварение, организм укрепляется физически, улучшается состояние кожи и функционирование органов чувств, налаживается работа всех систем организма. В комплексе панчакармы применяются процедуры снехапанам и сведанам для общего очищения организма, а затем пять основных процедур - насьям, ваманам, виречанам, васти, рактамокшам и другие процедуры и массажи по назначению врача. Другие методы, применяемые в комплексе Шодхана Чикилса (длительностью от 15 дней) – массаж, снехапанам, насьям, виречанам, шехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи, карнапуранам, тарапанам, сировасти, парильня, применение лекарств внутрь.


Омоложение организма - Расаяна Чикитса

Комплекс мер, называемый «программа омоложения», эффективнейшим образом замедляет старение организма и во многих случаях способен восстанавливать поврежденные ткани. В него входят полное очищение организма и последующий прием специальных препаратов омолаживающего действия на фоне особой диеты и режима. Данная терапия очень хороша для улучшения смазки суставов, она облегчает боль в суставах, особенно боли в спине, спазмы и напряженность в мышцах. Терапия возрождения также очищает каналы циркуляции крови и выводит токсины с потом, обеспечивая правильную циркуляцию крови в организме и умственное расслабление. Возвращает упругость коже и телу в целом, усиливает сопротивляемость организма.
Включает в себя массаж головы и лица с целебными маслами и кремами, масляный массаж тела, руками и ногами, прием лекарственных средств внутрь, паровую баню, а также ванны с травами. Терапия продолжается от 7 до 14 дней.

Лечение включает в себя некоторые или все ниже перечисленные процедуры, в зависимости от необходимости:



- Елакижи – массаж листьями трав в мешочках,


Усиления иммунитета и долгожительство - Каякалпа Чикитса

Используется для замедления процессов старения. Продолжительность – 28 дней. Включает в себя расаяну (специальные аюрведические лекарства и диета), панчакарму и сведакарму, а также еще несколько видов терапии (массаж, снехапанам, виречанам, насьям, снехавасти, дхара, пижичил, нджаваракижи и др.) Наиболее эффективно для лиц до 60 лет.


Сандхи Вата Чикилса

Это комплекс процедур, показанных при таких болезнях, как ревматоидный артрит, подагра, остеоартриты, спондилозы, остеопарезы и др. Включает в себя массаж, лепанам, наложением масла на больные места, кижи, паровую баню, снехавасти, кашайа васти, пижичил, нджаваракижи, снепаранам и прием лекарств внутрь.

Лечение остеоартрита

Остеоартрит, одна из наиболее распространенных форм артрита, часто встречается у людей среднего возраста и пожилых. Программа по лечению остеоартрита направлена на исцеление данной болезни путем замедления активного процесса дегенерации, облегчения воспалительных процессов, улучшения смазки суставов и укрепления связок и сухожилий.




- Пижичил – масляные ванны.
- Упанаха шведен – нанесение травяных паст на различные части тела.
- Еканга шекам – масляные припарки на различные части тела.

Лечение диабета

Диабет – это нарушение обмена веществ, при котором организм не может использовать глюкозу, получаемую как результат процесса пищеварения, что ведет к повышенному содержанию сахара в крови и моче. Аюрведические процедуры снижают неврологические симптомы, такие, как диабетические невриты, предотвращающие симптомы, останавливают дегенеративные процессы в организме, предотвращают боли в суставах, возвращают нормальный сон, помогают избежать осложнений диабета и снижают уровень сахара в крови.

Лечение включает в себя некоторые или все нижеперечисленные процедуры, в зависимости от необходимости:
- Удвартханам – массаж с травяными пудрами.

- Нджаваракижи – массаж мешочками с рисом и молоком.
- Пижичил – масляные ванны.
- Дхара – непрерывное капание маслами на лоб.


Сваса Каса Чикилса

Программа лечения таких болезней, как бронхиальная астма, кашель, аллергические риниты, синуситы и проч. Включает в себя массаж тела, уровасти, пижичил, подикижи, снехавасти, кашайа васти, насьям и прием аюрведических средств внутрь.


Антистрессовая терапия

Стресс может вызвать раздражительность, депрессию, бессонницу и эмоциональную неустойчивость. Данная программа является эффективным и действенным способом снятия накапливающегося ежедневно напряжения и стресса. Она улучшает настроение, расслабляет тело и разум.

Лечение включает в себя некоторые или все нижеперечисленные процедуры, в зависимости от необходимости:
- Удвартханам – массаж с травяными пудрами,
- Абхиянгам – масляной массаж всего тела,
- Дхара – непрерывное капание травяными маслами на голову,
- Елакижи – массаж мешочками с листьями трав,
- Нджаваракижи – массаж мешочками с рисом и молоком,
- Далапотичил – нанесение травяной пасты на голову,

Суканидра

Аюрведа помогает не только телу, но и разуму и душе также.Эта программа весьма полезна при бессоннице, беспокойстве, улучшает иммунитет и уверенность в себе. Она включает в себя массаж тела, сировасти, кшира дхара, тайла дхара, талам, Далапотичил, прием аюрведических лекарств, йогу и медитацию.

Лечение кожных заболеваний, псориаза - Сидма Чикилса

Тропический климат преобладающий в Керале, является идеальным для эффективного лечения кожных болезней. Терапия включает специальную программу детоксификации и косметические процедуры. Аюрведические методы весьма эффективны при лечении таких болезней, как все типы псориаза и разнообразные кожные заболевания, как экзема, чесотка, дерматит и фолликулит. Программы продолжаются от 21 до 28 дней. Включают в себя некоторые или все процедуры в зависимости от необходимости: лепанам, абхьянгам, снехапанам, пижичил, паровая баня, сировасти, специально приготовленные лекарства из лекарственных трав, наряду с йогой и медитацией, поскольку Аюрведа считает, что большинство болезней психосоматичны.

Пижичил – масляные ванны.
- Абхиянгам – масляной массаж всего тела.
- Снехапанам – прием внутрь травяных экстрактов.

Снижение веса

Задача врача- аюрведиста заключается в том, чтобы, определив, с учетом возраста и состояния здоровья, индивидуальную норму веса, добиться стабильности в ее сохранении. Аюрведа использует для этого комплексный метод регулирования обмена веществ, главным компонентом которого является полное очищение организма.

Лечение включает в себя некоторые или все нижеперечисленные процедуры, в зависимости от их необходимости:
- Удвартханам – массаж с травяными пудрами,
- Абхиянгам – масляной массаж всего тела,
- Елакижи – массаж листьями трав в мешочках.

Аюрведа для спортсменов

Современная спортивная аюрведа формировалась с древних времен, как часть боевых искусств Кералы, поэтому ее арсенал способов лечения травм, получаемых при тренировке в бою, чрезвычайно широк и хорошо проверен временем. Программа лечения спортивных травм вправляет смещения коленной чашечки, плеча, укрепляет мышцы и сухожилия, предотврарщает смещения, смягчает боль в суставах и уменьшает локальные демы вплоть до полного исчезновения, также расслабляет мышцы, снимает спазмы и судороги и улучшает общее состояние здоровья.

Лечение включает в себя некоторые или все нижеперечисленные процедуры, в зависимости от необходимости:
- Удвартханам – массаж с травяными пудрами.
- Абхиянгам – масляной массаж всего тела.
- Елакижи – массаж мешочками с листьями трав.
- Упанахам – наложение растительной пасты на различные части тела.
- Летам и Пичу – наложение травяной пасты или масел на центр головы.
- занятия йогой с квалифицированным инструктором.

Есть программы: «курс красоты», курсы лечения для спины и шеи, а также многие другие программы и методики.


Лучшим сезоном для лечения считается лето, сезон дождей. Если Вы желаете отдохнуть и посмотреть штат, то лучше поехать с октября по апрель.

Лучшие Аюрведические центры находятся в южноиндийском штате Керала, который славится своей изумительной природой. Расположение Кералы на побережье океана позволяет не только попробовать на себе процедуры Аюрведы, но и отдохнуть на пляжах.

Индия: ближайшие туры

Вылеты: 16 февраля, 2 марта, 6, 27 апреля 2019; 7 дней / 6 ночей
Ченнаи – Пондишери – Махабалипурам – Ченнаи
Интересный маршрут по неизведанной Южной Индии. Юг Индии завораживает своей красотой и многоликостью, красочными торжествами и богатым культурным наследием. Вас ждут величественные храмы Южной Индии, город будущего Ауровиль, бывшая французская колония Пондишери и все загадки Южной Индии, где древность и современность, Восток и Запад - причудливые противоположности мирно уживаются друг с другом, сохраняя свой характер.
Групповой тур.
от 627 у.е. + а/б

Аюрведа – одна из старейших систем медицины на Земле. Она зародилась на территории Индии. Аюрведа – старейшая из всех систем медицины, которая не до сих пор, не прекращаясь со времени своего зарождения, практикуется в мире и пользуется огромной популярностью.

В системе аюрведы человек рассматривается как часть природы , и все лечение базируется на таком отношении к человеку. В аюрведе используются лекарства, которые дает сама природа. Самыми широкими ареалами распространения аюрведической медицины являются Индия, Непал, Шри-Ланка. Последнее время аюрведическая медицина получает все боьшую популярность и на Западе.

Аюрведа практиковалась еще с до-ведического периода, примерно с 5000 года до нашей эры. ЧАРАК САМХИТА и СУШРУТА САМХИТА – два основных классисических аюрведических текста, которые были записаны примерно в 1000 году до нашей эры. В других письменных памятниках , Ригведе и Артхарва-веде, тоже упоминается об этом виде медицины. В Индийском эпосе, в частности, в рамаяне и Махабхарате, лекарственным растениям придается особая важность.

Слово «аюрведа» означает «знание о долгой жизни» или «Мудрость для жизни ». Аюрведическое лечение принимает во внимание не только физическое состояние человека, но и астрологические и погодные условия (времена года, например).

Важнейшим в аюрведическом подходе к лечению является уровень энергии (праны) у человека. Выделяют 5 элементов, известных как «панчабутха», из которых состоит вся материя. Это Вода, Огонь, Земля, Воздух и Эфир. Наших ощущений тоже пять («Панча Индрия»). Каждое из этих ощущений соответствует какому-то из элементов. Все вместе они формируют 3 доши (Капха, Вата, Питта). Каждая их этих дош влияет на определенную часть тела – например, Капха влияет на легкие и грудную клетку.

Диагностика в Аюрведе

Аюрведическая диагностика базируется на анализе вышеупомянутых Дош: пределяется дисбаланс в дошах и таким образом ставится диагноз. Образ жизни, который ведет человек может повлиять на баланс дош в значительной мере. И поэтому зачастую пациенту рекомендуется определенная диета и соответствующие физические упражнения.

Основн ы е направления в Аюрведе:

В аюрведической медицине существует 8 основных направлений:

1. Кайа Чикитса (Общая Медицина)

2. Каумара Бхрутхйа (Педиатрия)

3. Бхутха Видхйа (Психиатрия)

4. Салакйа (ЛОР, Офтальмология и Лечение Зубов)

5. Шалья (Хирургия)

6. Агада Тантра (Токсикология)

7. Расаяна (Омоложение)

8. Ваджикарана (Афродизиатическая терапия)

Обучение Аюрведе

Профессиональное обучение аюрведической медицине проводится в основном на территории штата Керала в Индии. Там можно получить и легитимный диплом врача аюрведы.