Проблема детей-инвалидов в мировой литературе. Тема подростков – инвалидов в произведениях художественной литературы




Обзор литературы, полученной Хабаровской краевой специализированной библиотекой для слепых в 2015 г. Материал расположен в алфавитном порядке авторов и заглавий. Предлагаемая литература может быть использована специалистами, воспитателями специальных школ, родителями детей-инвалидов, студентами.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Она направлена на восстановление здоровья, трудоспособности, социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе.

Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Основная цель социальной реабилитации – восстановление способностей инвалида к самостоятельной семейно-бытовой и общественной деятельности, обеспечение ему оптимального режима общественной и семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-средовых условиях, восстановление социального статуса (восстановление человека как личности, включая физиологические, физические, психологические и социальные его функции).

Социальная реабилитация инвалидов рассматривается как комплекс мероприятий. Он направлен, в первую очередь, на оказание помощи данной категории граждан в достижении и поддержки оптимальной степени их участия во взаимодействии и коммуникации с обществом. Это наиболее полно интегрирует инвалидов в общество, обеспечивая, тем самым, позитивные изменения в их образе жизни. Одним из востребованных направлений социокультурной реабилитации инвалидов является туризм. Туризм стал реальной возможностью для людей с ограниченными возможностями здоровья выразить и проявить себя. Инвалидный туризм является весьма эффективным методом социальной и психологической реабилитации данных категорий граждан.

Отделения социальной реабилитации организуют поэтапное выполнение индивидуальных программ комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями, обучает навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения, осуществляет патронаж семей, предоставляет услуги транспортного обслуживания маломобильных категорий инвалидов. Предоставление всесторонней помощи особым людям, в том числе детям и членам их семей, внедрение современных технологий и реализация программ комплексной реабилитации является основной целью деятельности таких учреждений.

Реабилитация инвалидов с помощью физической культуры, спорта, приобщение к различным видам искусства, раскрытие творческого потенциала являются самыми перспективными и наглядными направлениями, поскольку позволяют сформировать потребность в физическом совершенствовании, духовном и культурном развитии, что в итоге становится важным средством их всесторонней реабилитации и социальной адаптации.

Уважаемые читатели! КГБУК «ХКСБС» предлагает вашему вниманию библиографический список литературы по данной теме.

Барышева, А.Н. Реабилитация детей с ОВЗ в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Н. Барышева // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 61-66.

Статья посвящена каникулярному отдыху воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, их социально-педагогической и психологической реабилитации. Приводится программа летнего отдыха.

Борисенко, Т.Н. Первичная социализация дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях стационара [Текст] / Т. Н. Борисенко // Логопед. — 2015. — №1. — С. 80-90.

Статья посвящена проблеме социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются особенности развития таких детей, специфика и принципы коррекционной логопедической работы с ними, а также способы первичной социализации в условиях стационара.

Бруштейн, И. «Всегда спеши к своей звезде!» [Текст] : будни и праздники Курского музыкального коллежда — интерната для слепых / И. Бруштейн // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 10-19.

Быкова, О.Г. Опыт работы комплексного центра социального обслуживания по социальной адаптации слабовидящих граждан [Текст] / О.Г. Быкова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 54-56.

Описание методов социально-психологической и социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению.

Варлакова, Н.И Социальный туризм как эффективная технология социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / Н.И Варлакова // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 45-49.

Дерюжева, И.Т. Куклотерапия в реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов [Текст] / И. Т. Дерюжева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2014. — №1. — С. 22-30.

В статье говорится о применении на практике метода куклотерапии в реабилитации. Описываются этапы работы с куклой-марионеткой: изготовление куклы и вождение куклы.

Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С. 57-60.

Журавлева, Г.В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 69-77.

Опыт работы по созданию клуба социальной поддержки родителей детей с ОВЗ, описание коммуникативных тренингов, сценарии занятий.

Зайфиди, П.К. Внедрение современных технологий в деятельность учреждений социального обслуживания [Текст] / П.К. Зайфиди // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 16-21.

Из практики работы центра реабилитации инвалидов.

Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. — №5. – С. 67-79.

Карта социальной реабилитации воспитанников детского приюта (г. Белов).

Кроткова, А. В. Организация и основные положения, определяющие содержание коррекционной работы по социальному развитию и воспитанию дошкольников с церебральным параличом [Текст] / А. В. Кроткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №2. — С. 33-42.

В статье представлены основные методические подходы к определению содержания и выбору организационных форм работы по социальному развитию и воспитанию детей с ДЦП.

Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната [Текст] / Е. В. Лапшина // Социальное обслуживание. — 2015. — №2. — С. 78-81.

Лижник, А. Искусство фото доступно незрячим [Текст] / А. Лижник // Наша жизнь. — 2014. — №6. — С. 68-71.

Логинова, Н.В. Предоставление реабилитационной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в центре реабилитации инвалидов [Текст] / Н.В. Логинова // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 33-37.

О деятельности отделений социальной и медико-социальной реабилитации.

Малофеев, Н.Н. Значение Церкви в формировании отношения к инвалидам в обществе (по материалам XXIII Международных Рождественских образовательных чтений) [Текст] / Н. Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 20-24.

В статье представлена информация о работе тематической секции, посвященной роли Церкви в помощи детям и взрослым людям с инвалидностью. Кратко изложены сообщения о различных социальных проектах, направленных на интеграцию детей и молодых людей с ОВЗ в общество.

Махмудова, А. Реабилитация спортом [Текст] / А. Махмудова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2014. — №4. – С. 38-41.

Под влиянием занятий спортом у инвалидов расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации. Это, в свою очередь, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.

Морозова, В.А. Опыт работы педиатрического бюро по социально-педагогической реабилитации детей с инвалидностью / В.А. Морозова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. — №4. – С. 10-15.

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский. Вступительное слово к книге «Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения» [Текст] / Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 25-26.

В предисловии к книге, написанной главой Синодального отдела по благотворительности епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, говорится о необходимости преодоления барьера, изменения отношения к людям с инвалидностью.

Поникарова, Л. А. Моя первая книга [Текст] : детско-родительский проект социализации школьников с речевыми нарушениями / Л. А. Поникарова // Логопед. — 2015. — №2. — С. 44-50.

Порохина, Ж.В. Применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии в психологической реабилитации клиентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Ж.В. Порохина // Социальное обслуживание. – 2014. — №8. – С. 49-57.

Практика работы детского дома-интерната для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии по лечебно-профилактической деятельности и социализации воспитанников [Текст] // Социальное обслуживание. — 2015. — №3. — С. 56-62.

Савва, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский. Проблемы социализации инвалидов и помощь Церкви в их решении [Текст] / Савва, архиепископ Тираспольский и Дубоссарский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №3. — С. 27-32.

Статья содержит размышления о необходимости формирования в обществе принимающего, уважительного и милосердного отношения к людям с особыми нуждами. Огромное значение для всех — «больных» и «здоровых» — имеет общение друг с другом, участие прихожан в делах милосердия.

Савин, А.Ю. Социальная реабилитация пожилых людей и инвалидов в геронтологическом центре [Текст] / А.Ю. Савин, Н.В. Щербинина // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.19-31.

Сальников, В.И. Социальная адаптация и реабилитация граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях [Текст] / В.И. Сальников // Социальное обслуживание. – 2014. — №6. – С.19-26.

Саркисян, Л. И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития [Текст] / Л. И. Саркисян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — №1. — С. 20-24.

Статья посвящена развитию инклюзивного образования в Армении. Описан опыт школы в которой работает автор, обсуждается участие общественных организаций в развитии интегративных процессов в образовательной системе страны.

Сетракова, Д. Творческая реабилитация [Текст] / Д. Сетракова // Наша жизнь. — 2014. — №6. — С. 71-73.

Статья об одном из способов социокультурной реабилитации для незрячих — бисероплетении.

Сушкова, Г.М. Туризм — действенное средство реабилитации инвалидов с психоневрологическими заболеваниями [Текст] / Г.М. Сушкова // Социальное обслуживание. — 2015. — №1. — С. 34-40.

Тимошенко, Е.И. Технология социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов в центре социального обслуживания [Текст] / Е.И. Тимошенко // Социальное обслуживание. – 2014. — №11. – С. 47-52.

Описание форм, направлений и новых технологий социальной реабилитации.

Тюрина, О.П. Реабилитация инвалидов посредством творчества, физической культуры и спорта в деятельности реабилитационного центра для лиц с умственной отсталостью [Текст] / О.П. Тюрина // Социальное обслуживание. – 2014. — №10. – С. 51-61.

Фоминых, Т.А. Реализация социального проекта «Связь поколений» на примере социально-реабилитационного центра для детей с ОВЗ [Текст] / Т. А. Фоминых // Социальное обслуживание. — 2015. — №3. — С. 76-84.

Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л. В. Фомичева // Специальное образование. — 2014. — №2. — С. 57-64.

В статье актуализируется проблема личностного развития ребенка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.

Хомякова, И.А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации [Текст] / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. — №5. – С.72-80.

Чепурышкин, И.П. Социализация воспитанников интернатных учреждений с ОВЗ [Текст] / И.П. Чепурышкин // Социальная педагогика. – 2014. — №4. – С.75-83.

Опыт работы педагогического коллектива «Починковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII-VIII видов», направленный на социализацию воспитанников. Приводится сценарий семейного праздника «Я, мой брат, моя сестра».

Шаповаленко, Л.М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ОВЗ [Текст] / Л. М. Шаповаленко // Социальное обслуживание. — 2014. — №12. — С. 83-88.

Статья о деятельности Бикинского реабилитационного центра для инвалидов и детей с ограниченными возможностями (Хабаровский край).

Шашина, Н.В. Из опыта работы реабилитационного центра по комплексной реабилитации детей – инвалидов [Текст] / Н.В. Шашина // Социальное обслуживание. – 2014. — №7. – С. 70-77.

Юбилейный год — интересные проекты [Текст] // Наша жизнь. — 2015. — №2. — С. 16-25.

На вопросы журналиста отвечает ведущий специалист по социокультурной реабилитации МГО ВОС Мария Хамонина.

Нормативные акты

6. Конвенция о правах ребенка (1989 год)

7. Конституция РФ от 12.12.1993 года

8. Семейный кодекс (1992 год)

9. Федеральный закон от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 02.08.1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

13. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

14. Указ президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

15. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1993 года "О мерах по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов"

16. Постановление от 25.03.1993 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"

17. Постановление Совета Министров правительства Российской Федерации от 05.04.1993 года "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов".

18. Закон Читинской области от 02.12.95 "О социальной защите инвалидов Читинской области".

19. Распоряжение Администрации Читинской области №230-А/р от 12 апреля 2005 года "О первоочередных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры в Читинской области".

20. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М.: Педагогика, 1991. - 86 с.

21. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. - М.: Владос-пресс, 2002. - 224 с.

22. Астраханцева О.Е. Некоторые пути решения проблем инвалидов в России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей. М.: Социум, 2009. - 114 с.

23. Афанасьева И. Право на бесплатные костыли - // Социальная защита - 2005 - №1. - С.25-27.

24. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. - М., 1997. - 91 с.

25. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 2008. - 39 с.

26. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004. - 153 с.

27. Анафьянова Т.В. Трансформация понятия моделей инвалидности и формирование системного подхода в реабилитации инвалидов // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Чита, 2004. - 31 с.

28. Блинков Ю.А., Губарев Е.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2009. - 69 с.

29. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск, 1999. - 64 с.

30. Душина Н.В. Проблемы работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями // II межрегиональная научно-практическая конференция "Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов". - Чита, 2004. - 42 с.

31. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. На пути к инклюзии: обучение детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Бурятии. - Улан-Удэ, 2004. - 53 с.

32. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. Образование доступное для всех. - Улан-Удэ, 2004. - 36 с.

33. Желудков А.В. Право социального обеспечения. - М., 2008. - 81 с.

34. Жулковска Т., Ковалев А.И., Луков В.А. "Ненормальные" в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. - М., 2003. - 432 с.

35. Зелинская Д.И. Детская инвалидность. - М.: Медицина, 1995. - 136 с.

36. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - №7. - С.11-44.

37. Инвалидность // Справочное пособие по социальной работе / Автор-составитель А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М.: Инфра, 2007. - С.83.

38. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях. - Улан-Удэ, 2005. - 29 с.

39. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в учреждениях образования. - Улан-Удэ, 2006. - 58 с.

40. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальность детства в современной России // Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993. - 45 с.

41. Левченко И.Ю., Приходько О.Л. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2009. - 63 с.

42. Мартынов А.П. Отчет о работе Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов по решению социальных вопросов инвалидов за 2006 год. - Чита, 2006. - 31 с.

43. Мамайчук Н.М. Психокоррекционные технологии для детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. - 44 с.

44. Основы социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1998. - 368 с.

45. От рождения до смерти - жизнь / Под редакцией В.О. Флека. - Чита: Завтранс, 2006. - 311 с.

46. Попожаева Н.С. Дети-инвалиды // Социальная защита. - 2000. - №23. - С.12-137.

47. Рожков В.В. Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе. - М., 2003. - 187 с.

48. Синцова Л.К. Проблемы социализации детей-инвалидов. - Барнаул: Шумановка, 1998. - 124 с.

49. Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И. Холостовой. - М.: Инфра, 2008. - 357 с.

50. Теория и методика социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1993. - 165 с.

51. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. - 81 с.

Рецензия

на квалификационную работу

студентки отделения социальная работа социального факультета

Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнения. В последнее время уделяется очень много внимания проблемам инвалидов в современном обществе.

В структуру работы вошли две главы. Студенткой раскрыта сущность понятия инвалидности, проанализированы основные методы социальной работы общественных организаций с детьми-инвалидами.

Выпускная квалификационная работа имеет практическое применение в работе, специалисты получают знания о социальной работе общественных организаций с детьми-инвалидами, говорится о работе общественных организаций по изменению общественного отношения к проблемам людей с инвалидностью. Работа изучена председателем Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов города Читы, отмечена им как интересная и значимая.

Выпускная квалификационная работа Койдошко Н.В. по теме: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)" соответствует предъявленным требованиям, заслуживает высокой оценки.

Председатель Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов.

Уважаемые члены комиссии!

Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)".

Социально-экономический кризис в России существенно ухудшил уровень жизни населения, негативно сказался на его здоровье. За последние годы было отмечено увеличение показателей инвалидности.

Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов - это главная задача не только государства, общественных организаций, но и общества в целом.

Объектом данной работы является социальная работа с детьми-инвалидами.

Предметом изучения является социальная работа с детьми-инвалидами (на примере деятельности общественных организаций).

Цель исследования - рассмотреть социальную работу с детьми-инвалидами общественных организаций с детьми-инвалидами.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть проблему детской инвалидности в современном обществе.

2. Изучить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

3. Исследовать законодательную базу социальной работы с детьми-инвалидами.

4. Рассмотреть деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми-инвалидами за рубежом и в России.

5. Проанализировать опыт Всероссийского общества инвалидов в Читинской области.

Лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых прав.

К сожалению, инвалиды, в том числе и дети, - не имеют законной возможности полностью реализовать себя. Очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят их достоинство.

Непризнание способностей и возможностей инвалидов может повлечь за собой пренебрежение ими или даже отказ от них.

В нашем современном обществе дети-инвалиды сталкиваются с недоступностью среднего, средне-специального и высшего образования, в недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении связи с миром, ограниченной мобильностью, недоступностью общественного транспорта, социальных служб и многое другое. На наш взгляд, не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного сознания по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, в первую очередь, в области реабилитации.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Основная цель социальной реабилитации связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения.

В основу законодательства в сфере социальной работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права.

Для детей-инвалидов, согласно "Конвенции о правах ребенка", предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

Конституция РФ регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему управления, основные права и обязанности граждан. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей-инвалидов.

На основе проанализированной законодательной базы социальной работы с детьми-инвалидами, можно выделить следующие тенденции в оказании помощи:

оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернатного типа, так и в условиях семьи;

особое внимание уделяет социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни;

особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов;

очень важным, на наш взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей-инвалидов - интегрированное обучение, которое закреплено законодательством.

В жизни инвалидов большую роль играют общественные организации инвалидов, такие как Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов.

За рубежом, как и в России, проблемам инвалидов уделяется много внимания. Общественные организации инвалидов как зарубежные, так и российские борются за доступную среду, доступное образование для людей с ограниченными возможностями. В задачи общественных организаций входят: защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов, удовлетворение их материально-бытовых нужд.

За рубежом ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами, транспортная сеть оснащена специальными подъемниками, пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих.

На сегодняшний день работает механизм согласовании проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

В Читинской области защитой прав и интересов занимается Читинская региональная организация Всероссийское общество инвалидов, которая действует на территории Читинской области с 1988 года. На сегодняшний день в структуру ЧРО ВОИ входит 20 районных организаций, а общая численность членов организации 7368 человек.

Цели организации: защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей для удовлетворения своих потребностей. ЧРО ВОИ реализует программу реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию людей с ограниченными возможностями, на активизацию и формирование активной жизненной позиции инвалидов. В течение 15 лет организует и проводит совместно с органами власти и местного самоуправления межрайонные и областные спартакиады, фестивали художественного творчества.

У ЦРО ВОИ налажено продуктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Читинской области, общественными организациями региона. В течение 2004 года ЧРО ВОИ, используя собственные средства, выполнялся проект "Город, доступный для всех", результатами которого стало обследование и описание более чем 400 объектов социальной инфраструктуры города Читы на предмет доступности их для инвалидов, создана база данных на объекты.

ЧРО ВОИ - участник межрегионального проекта "Ничего для нас без нашего участия" по созданию безбарьерной среды. С 2006 года специалисты ЧРО ВОИ участвуют в процессе согласования проектируемых зданий на предмет их доступности для инвалидов. Правлениями местных организаций ЧРО ВОИ, правлением ЧРО ВОИ за 206 года оказано материальной помощи на сумму более 1 млн. рублей. Это продукты, одежды и денежные средства.

Традиционными стали Слеты молодых инвалидов Читинской области, областные и городские спартакиады инвалидов, фестивали художественного творчества, молодежные дискотеки.

Общественными организациями делается большой вклад в жизнь каждого инвалида, участвуя в жизни общества человек с ограниченными возможностями не чувствует себя отчужденным от общества, а становится его полноправным членом.

Кондратюк Дарья

Целью сследования по литературе на тему "Проблема детей-инвалидов в мировой литературе" является раскрытие особенностей отражения проблемы детей-инвалидов в мировой художественной литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отдел народного образования Тулунского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа»

Введение

Глава 1. Дети инвалиды -одна из проблем современности.

Глава 2. Проблема детей инвалидов в мировой художественной литературе.

  1. Об авторах

2. Особенности отражения проблемы детей инвалидов в рассказах

Заключение

Использованная литература

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы

Проблема детей-инвалидов в наши дни, когда наша параолимпийская сборная одержала свою триумфальную победу, становится как никогда актуальной. Пример наших спортсменов очень ценен для подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Тему данной научно-практической работы определило и то, что проблема детей-инвалидов затрагивается в достаточно большом количестве произведений русских и зарубежных писателей.

Один из этапов исследовательской деятельности включал в себя анкетировани е. Респондентами стали педагоги, мои сверстники и их родители, всего 56 человек. На вопрос, считают ли они проблему детей-инвалидов актуальной для нашего времени «да» ответили 51 человек, «нет» - 5. Такие результаты анкетирования говорят сами за себя и подтверждают актуальность выбранной темы.

В своём небольшом исследовании я хочу показать, насколько эта тема волнует человечество. Кроме этого, для меня немаловажно знать, как относятся к проблеме детей-инвалидов мои сверстники.

Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ рассказов Т. Крюковой «Костя + Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение», А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи»» рассмотреть особенности отражения проблемы детей-инвалидов в мировой художественной литературе.

Краткая аннотация.

В своей работе я постаралась показать, насколько актуальна тема детей-инвалидов для современного человека. А анализ произведений Т. Крюковой «Костя + Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение», А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи» помог мне выявить особенности решения этой проблемы в мировой литературе. Кроме этого, я выяснила отношение моих сверстников к проблеме детей-инвалидов. Опрос подтвердил мои размышления об актуальности данной темы для большей части живущих на земле людей.

Цели и задачи исследования

Цель:

Рассмотреть особенности отражения проблемы детей-инвалидов, исследовать отношение общественности к данной проблеме.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  1. выполнить анализ произведений художественной литературы, в которых раскрывается проблема детей-инвалидов;

2) выяснить, почему так серьезно стоит проблема детей- инвалидов в обществе (опрос педагогов, психологов, знакомых);

3)выявить отношение к проблеме детей-инвалидов у учащихся МОУ «Икейская СОШ».

Этапы исследования.

1. Поиск и изучение материала, связанного с выбранной темой, с использованием фонда школьной библиотеки и сети Internet.

2. Проведение опроса социального педагога, психолога, школьников.

3. Обработка и систематизация материалов.

4. Формулирование выводов, оформление результатов исследования.

5. Подведение итогов и подготовка к выступлению на научно-практической конференции.

Методы исследования

  • Теоретические (анализ, систематизация, обобщение).
  • Социологические: опросный (анкетирование), неопросные (анализ документов, наблюдение).
  • Культурологические: количественный анализ.

Объект исследования – повести Т. Крюковой, А.Лиханова и А. Маршалла, а также статистические данные.

Предмет исследования – проблема детей-инвалидов в повестях Т. Крюковой, А.Лиханова и А. Маршалла.

Дети инвалиды - одна из проблем современности

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,трудовой деятельности и т.д.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояла сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к постижению нового.

Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

В проведенном нами социологическом опросе приняли участие педагоги, обучающиеся МОУ «Икейская СОШ» и их родители, всего 56 человек. Мы выяснили их мнение по следующим вопросам:

  1. Как вы относитесь к инвалидам?

Положительно (с состраданием) - 53 человека (94,6%).

Мне все равно - 3 человека (5,4%).

  1. Как вы относитесь к тому, что инвалиды занимаются спортом, участвуют в соревнованиях?

100% опрошенных ответили, что рады за них и гордятся их успехами.

  1. Должны лидети с ограниченными возможностями учиться со всеми здоровыми детьми?

Да – 46 человек (82%).

Нет - 7 человек (12,6%).

Не знаю - 3человека (5,4%).

Глава I. Проблема детей-инвалидов в мировой художественной литературе

  1. Об авторах

Тамара Крюкова

Литературные критики называют детскую писательницу Тамару КРЮКОВУ российской Астрид Линдгрен. Наверное, это потому, что она хорошо знает современных детей, часто встречается с ними, разделяет их заботы и тревоги. Умеет заставить задуматься над собственными недостатками.

Родилась 14 октября 1953 г. в городе Владикавказ. Закончила факультет иностранных языков Северо-Осетинскогогосударственного университета. После окончания университета работала переводчиком в Египте, некоторое время преподавала английский язык в Московском институте Геодезии, Картографии и Аэрофотосъемки.

Серьезно работать на писательском поприще начала в Египте. Там были написаны книги "Хрустальный ключ", "Дом вверх дном" и "Чудеса не понарошку". Началом литературной карьеры считает 1 апреля 1996 года - день, когда в трех разных издательствах одновременно вышли три книги.

"Сказки дремучего леса" были переведены и изданы на шести европейских языках. "Хрустальный ключ" удостоился издания по Брайлю в рамках Федеральной программы книгоиздания для слепых и слабовидящих детей.

Лауреат Международного фестиваля "Счастливые дети". Член Оргкомитета Международного молодежного проекта "Мы пишем Книгу Мира". Лауреат первой премии Международного общественного фонда "Русская культура" за возрождение литературы для подростков России. Лауреат первой премии конкурса на лучшую книгу о подростках, проводимого Издательским советом Русской православной церкви.

По произведениям Тамары Крюковой сняты два полнометражных художественных фильма: молодежная романтическая история по повести "Костя + Ника" и кинокомедия "Потапов, к доске!".
Фильм "Костя+Ника. Время лета" завоевал многочисленные награды, в том числе Гран-при XIV Международного кинофестиваля "Артек", X Всероссийского фестиваля "Орленок", VI Международного детского фестиваля искусств "Кинотаврик" и IV Международного фестиваля стран АТР "Pacific Meridian".

Ее книги переведены на иностранные языки. На Международном фестивале "БиблиОбраз" в программе "Открывая друг друга", цель которой познакомить читателей разных страх с современными авторами, пишущими для подростков, Тамара Крюкова представляет Россию.

В 2007 году Тамара Крюкова стала лауреатом IY всероссийского конкурса "Алые паруса", проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Книги Т. Крюковой с удовольствием читают взрослые и дети. Это тонкий, добрый и умный писатель. А те, кому посчастливилось познакомиться с Тамарой лично, сразу понимают, что этот человек, как лучшие герои её книжек, сострадателен, мудр, бескорыстен, открыт и готов спешить на помощь ближнему.

Альберт Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов - детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда. Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001)
Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец - Анатолий Николаевич, слесарь, был внуком полковника из обедневших дворян. Мама - Милица Алексеевна - медицинский лаборант. В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики.
1958-1961 гг. - литсотрудник газеты «Кировская правда», 1961-1964 гг. - главный редактор газеты «Комсомольское племя», 1964-1966 гг. - собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск), 1966-1968 гг. - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, 1968-1987 гг. - журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»: ответственный секретарь (1968-1975), главный редактор (1975-1988), 1987-1991 гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина, с 1991 - Председатель Правления Российского детского фонда Председатель правления Российского Детского фонда - крупнейшей общественной благотворительной организации в нашей стране.
Писатель, общественный деятель. В 1986-1987 гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три - инсценированы.
Основные литературные произведения - повести "Чистые камушки", "Обман", "Лабиринт" (трилогия "Семейный обстоятельства"), "Благие намерения", "Голгофа", "Невинные тайны", "Высшая мера", "Паводок", "Никто", "Сломанная кукла". Роман в повестях "Русские мальчики" и роман "Мужская школа" составляют дилогию о военных действиях.
Награжден двумя медалями СССР, медалью К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, грузинским "Орденом Чести", медалями Белоруссии и Армении.
Сфера научных интересов А.А.Лиханова - права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной "тематике: «Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей-сирот». Словарь-справочник «Детство», «Белая книга детства в России», «Недетские заботы Детского фонда», «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства», «Страна детства: диалоги», «Философия детства».

Алан Маршалл.

Алан Маршалл родился в 1902 году в семье бедного фермера в Австралии. Когда Алану было шесть лет, он заболел и после этого не мог работать. Когда мальчик учился ходить на костылях, он гулял много часов каждый день на полях. Он научился плавать и очень хорошо ездил верхом. Алан любил лошадей и собак, писатьрассказы.
Когда Алан Маршалл окончил школу, он захотел увидеть свою страну. Он путешествовал по Австралии и выучил очень многое из истории этой страны. В своих рассказах он писал о людях, которых встречал, и местах, которые он видел в своих путешествиях. Он написал много хороших рассказов о детях.

Во время второй мировой войны Алан Маршалл был военным корреспондентом. В течение многих лет Алан Маршалл был хорошим другом нашей страны, Советского Союза. В 1978 году Советский союз вручил ему орден Дружбы народов. Алан Маршалл умер в 1984 году. Люди из многих стран знают его книги и любят их.

2. Особенности отражения проблемы детей инвалидов в рассказах

Т.Крюковой « Костя+Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение»,

А. Маршалла « Я умею прыгать через лужи».

Писатель Владимир Амлинский в своей повести "Жизнь Эрнста Шаталова" сказал: «Бедные здоровые люди, они не понимают, что весь покой и здоровье их условны, что одно мгновение, одна беда - и все перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании».

Конечно же, проблемы людей, мир которых перевернулся, не могли не найти отображения в произведениях мировой литературы.
Образ "особого ребенка" появился в мировой литературе давно, он встречается уже в произведениях графини де Сегюр, урожденной Ростопчиной (родилась 1 августа 1799, Санкт-Петербург, умерла 9 февраля 1874, Париж). Сегодня эти произведения наконец стали доступны и нашим читателям, ее "Бесенок, или Славный малый" - о любви милой слепой девочки и мальчишки-сироты; "Маленький Горбун" - название само говорит о заявленной теме. В зарубежной литературе эта проблематика активно начала осваиваться после второй мировой войны, но в отечественной литературе после 1917 г. дети с особыми потребностями исчезли со страниц книг, и вернулись только недавно.
Повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» - светлая, добрая, легкая, наивно-трогательная книга. Жизнь в маленьком дачной поселке, где каждый знает все обо всех, а тайна остается тайной лишь тогда, когда ты держишь ее при себе, да и то не всегда. Книга трогает своей наивностью и чистотой, оглядываясь вокруг себя, я с грустью понимаю, что не верю, что есть еще в мире такой вот Костя, который, возможно, спас свою Нику.
Костя - верный, добрый, преданный. Старается держать слово и отвечать за свои поступки. "Маленький принц" может им гордится, он оберегает ту, которую приручил. Способен на необдуманные, безбашенные поступки, будь то яблоки на березе, спонтанная поездка в лес на тачке для навоза или высаженное поздней ночью окно. С ним не заскучаешь. Он верил в Нику больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги. Но самым важным фактором, несомненно, были внимание, дружба и любовь. Любовь подкралась к нему так незаметно, что он осознал ее лишь тогда, когда потерял.

Слезы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили его, но он не думал о том, что его могут увидеть. Сейчас он существовал вне мира, вне людей. Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв "благородного целителя". Он любил ее.

Ника - девочка из золоченой клетки, которая не может не то что взлететь, а даже встать. Озлобленная, обиженная на весь мир, закрытая от него не только забором, но и стенами, которые сама же и взгромоздила вокруг себя. Лишь один человек смог за них проникнуть, потому что попросту не догадывался о их существовании. Мне нравилось наблюдать за метаморфозами девчонки, которые начали происходить с ней после появления в ее жизни кости. Правду ведь говорят, что любовь творит чудеса. А первая любовь, наверное, и вовсе самая чудодейственная.
Нисколько не жаль потраченного на книгу времени. Возможно, когда-нибудь прочту ее еще раз, уже со своим ребенком.

Книга о первой любви и о нормальных отношениях людей - сочувствии, взаимопонимании, дружбе, конфликтах и примирениях родителей и детей. Поэтому книга мне понравилась. Тем более в ней так свежо и радостно описывается природа, в общем-то довольно достоверно - особенности отдыха в деревне городских детей. Грустный образ Полины - сиделки как бы дает нам представление, в кого, хоть и по другим причинам, могла бы превратиться сама Ника, если бы не маленькое летнее чудо и первая любовь.
Финал впечатление, тем не менее, портит: соглашусь с другими рецензентами в том, что как-то все быстро и скомканно. То есть, ужас от того, что героиня, кажется, совершила непоправимое, испытываешь по полной, а вот радости, когда узнаешь, что произошло на самом деле, как-то недостаточно. Но, может быть, это сознательный такой прием - чтобы показать, как даже намерение такое накладывает отпечаток на жизнь задумавшего и его близких?

Очень добрая, светлая книга о любви и о том, что чудо - это не гром среди ясного неба, чудо рождается в душе человека, оно дело рук человеческих. И первый шаг стать "чудесным" человеком, "волшебником" - отказаться от прочно въевшихся в нашу повседневность равнодушия, черствости и безучастности. Главный герой Костя - хороший мальчик, как и многие в его годы. Подростки "ведут себя соответственно возрасту", как написано в аннотации к книге, не сволочи и не ангелы. И вот в привычный быт ворвалась девочка со сложным характером и судьбой, каждому нужно решить: как к ней отнестись? Да как проще всего - так, чтобы не тревожить себя. Пусть все останется как есть. Мы почти всегда так поступаем, стараемся не выделяться, это раз, и избавляем себя от лишних хлопот, это два. Ведь наши дела очень-очень важные! Нужно спешить, нестись по жизни, не замечая ничего вокруг и не останавливаясь.
А Костя замедлил шаг, присмотрелся, сначала нехотя стал совершать поступки, которые подсказывала совесть, хотя ему было ужасно в тягость. Не пожадничал на свое время, внимание, на прощение (Ника оказалась не подарок), чувства. А в итоге сотворил Чудо.
Самое главное, что такое чудо во власти каждого человека, нужно только справиться с эгоизмом.
"Не родись красивой, а родись счастливой"... Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители - красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет - это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей - инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!

«Родителей не выбирают»... А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца - местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит, очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!

Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди - неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

Очень непростая повесть. Вот так читаешь - и думаешь порой, что автор перестарался, что такого не бывает, чтобы подростки - сколько им там лет? - были такими. Такими мудрыми, такими глубоко чувствующими, такими неюными. А с другой стороны, разве не было такого у многих в 14-15 лет - ощущения, что ты старше многих взрослых, ярких периодов понимания и осознания, всплесков глубоких чувств, проникновения в какие-то глубины. Подростков нечасто принимают всерьёз. Даже если кто-то потрудится ненадолго остановиться, прислушаться, вчувствоваться в то, что происходит с ними, всё равно во многом давит груз всякого наносного. Школьники должны ходить в школу и учиться, выполнять какие-то свои обязанности, приходить вовремя, делать уроки - и всё такое. Но всё это не может отменить взросления души.

Нет, конечно, есть много подростков, которые и правда, словно пустоголовые куклы порой, которым ни до чего нет дела, и даже собственные чувства они слышать не умеют, боятся их. Но есть и другие, которых сама жизнь заставляет острее всё прочувствовать, обдумывать, расти над собой - и над взрослыми тоже. Юная душа, еще не придавленная грузом всякой жизненной шелухи, может взлететь выше и увидеть дальше многих взрослых.

В автобиографической повести известного австралийского писателя Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи" раскрывается картина жизни Австралии начала XX века. Герой повести Алан - сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста Алан мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни его ноги перестают служить ему. Это я ркий пример того, как может человек добиться того, чего он желает, если он умеет рассчитывать свои силы и находить пригодные способы и средства для достижения желаемых целей. Чем-то этот мальчик-подросток-юноша напомнил мне историю Алексея Маресьева, который, лишившись ступней обеих ног, сумел не только восстановить лётные навыки, но и освоить новый по тем временам самолёт-истребитель Ла 5 и успешно вести воздушные бои, сбивая вражеские мессершмитты и фокке-вульфы не только в составе группы, но и в личном противоборстве. Да-да, они очень похожи, эти два совершенно разных человека, принадлежащие двум совершенно разным народам и двум разным поколениям. Я долго, минут пять, думал над тем, почему у меня в голове всплыл образ Маресьева? И вот что я понял: они оба страстно и горячо любят жизнь. Но жизнь не саму по себе (как способ существования белковых тел ), а жизнь, наполненную смыслом и содержанием, жизнь, в которой они могли бы делать то, что им хочется и не быть зависимыми ни от кого - ни от людей, ни от обстоятельств. И Маресьев, и Алан стараются вести себя так, чтобы никому и в голову не пришло замечать их инвалидность - Алексей страстно учится танцевать, уступает в трамвае сидячее место раненым, и, будучи уже в полку, не афиширует своё особое состояние и не требует никаких поблажек и привилегий, оставляя за собой только одну привилегию - быть таким, как все, и так же как все громить врага силой своего оружия и своего мужества и доблести. Точно так же и Алан всячески пресекает все поползновения как сверстников, так и взрослых вести себя по отношению к нему как-то особенно, он смело участвует во всех мальчишеских забавах и развлечениях, начиная с рыбалки и заканчивая походами в горы и спусками на дно старого кратера, он дерётся со своими противниками на палках, не только оказывая достойное им сопротивление, но и побеждая их и физически и морально, он самостоятельно учится плавать, чего не умеют делать большинство жителей городка, он осваивает даже то, во что не верил его отец - верховую езду на пони!

Его родители - это особый пункт размышлений. Потому что таких заботливых и мудрых родителей поискать надо не только на австралийском континенте, но и у нас, в Евразии, и в обеих Америках. Да и не сразу ещё найдёшь. В книге об этом есть ключевой момент, когда отец говорит своей жене:

"Мы должны закалять его, Мэри. Пусть он учится принимать удары в лицо, как бы это ни было больно. А если ограждать его от них, то кончится тем, что его будут бить по затылку, да ещё как! Всё это очень невесело. Но что поделаешь? Сейчас мы должны уже думать не о ребёнке, а о мужчине и его будущем... Ведь ограждая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце. Так я думаю. Быть может, я ошибаюсь, но готов прозакладывать всё, что имею - мне кажется, я прав"

В этом коротком и совершенно ненаучном высказывании простого и не очень грамотного объездчика лошадей и заключена вся педагогическая мудрость, сформированная за тысячелетия существования человечества. Не оградить от опасностей и трудностей, а научить их преодолевать.

Особый интерес книги состоит и в описаниях австралийских колоритов начала 20 века. Простой и незамысловатый быт австралийских фермеров показан без прикрас и слюнтяйства, смерть здесь составляет такую же часть и правду жизни, как и бесхитростные описания природы или картинки жизни людей.

"Я умею прыгать через лужи" - автобиографическая повесть о детстве австралийского писателя, перенесшего полиомиелит. То, что это реальная история, не выдуманная, не сочиненная автором, делает ее лишь сильнее , не так ли?

Книга, несмотря на тематику, очень и очень светлая и позитивная. Ее невозможно читать и не улыбаться, она очень летняя, вся пропитана австралийским солнцем и любовью к жизни мальчишки по имени Алан. Очень приятно было сознавать насколько мудры родители Алана, ведь до того как он заболел, отец мечтал, чтобы сын продолжил его дело - стал объездчиком лошадей. Но после того как случилась беда, никакого отчаяния, никакой озлобленности. Отец и мать помогли сыну найти свое место в жизни, чувствовать себя уверенно, встать на ноги (во всех смыслах) и ни от кого не зависеть.

Вообще у книги есть очень правильный посыл: все происходит так, как ты это воспринимаешь для себя сам, если ты считаешь себя полноценным человеком, то и жизнь проживешь такую.
Алан, будто бы подстегиваемый болезнью, делает то же что и другие. Учится плавать, едет с работником в поездку, и даже смог научиться верховой езде на пони, а на это не рассчитывал даже его отец, что уж говорить об остальных.

Конечно, мир не без глупых людей, есть они и в этой книге. Но никакие их замечания или взгляды не смогли сломить дух и жизнестойкость Алана.

В детстве бездействующая, ставшая бесполезной нога не вызывает стыда; лишь когда научаешься распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства, появляется желание избегать их общества. И - странная вещь - такие откровенно презрительные взгляды исходят только от людей со слабым телом , всегда помнящих о собственной физической неполноценности. Сильные и здоровые люди не сторонятся калеки - его состояние слишком далеко от их собственного. Только те, кому грозит болезнь, содрогаются, видя ее у других.

История-автобиография. История о настоящем человеке - мальчике, который в шесть лет перенес полиомиелит и навсегда остался с парализованными ногами. Но не опустившем руки и в прямом, и в переносном смысле - для того, кому отказали ноги, руки становятся главным инструментом, славой и гордостью; не сдавшемся на милость судьбы и общества, несмотря на все их попытки пожалеть обделенного малыша. Люди потому и смотрят на калек с пугливой жалостливостью, что просто боятся сами оказаться на их месте, и тем самым лишь мешают этим людям. Ведь умение жить не зависит от того, можешь ли ты стоять на своих ногах: оно зависит от настроя самого человека, от его веры в свои силы и настойчивости в достижении целей - для того человеку и нужна поддержка окружающих, в которой общество зачастую отказывает калекам.

Осторожней!.. Не сделайте ему больно: он хромой!
Это восклицание матери заставило меня опомниться. Слово "хромой" в моем представлении могло относиться только к хромым лошадям, оно означало полную бесполезность. Лежа в канаве, я приподнялся на локте и посмотрел на мать с изумлением.
- Хромой, мама? - воскликнул я возмущенно. - Почему ты говоришь, что я хромой?..

Алан не считает себя хромым или калекой - ведь это означает беспомощность, бесполезность, бессмысленность существования. Просто ноги отказывают ему служить - ну так у него есть сильные руки, умеющие не только держать костыли и двигать рычаги коляски, но и удить рыбу, охотиться на кроликов и разводить костер. Алан ни в чем не желает уступать другим мальчишкам - ни в играх, ни в драках. Не желает он и подчиняться Другому мальчику - тому, который вечно нашептывает: "Зачем ввязываться в это дело? Посиди, отдохни, я ведь так устал..." Он не только ему не уступает, он его побеждает - мало кто из ребят умеет плавать? Что ж, он сумеет этому научиться, сколько бы времени это не заняло. Отец сказал, что он не сумеет ездить на лошади? Нет, он сможет, даже если для того, чтобы научиться этому, ему понадобится несколько лет. А как же костыли? "Кто думает о костылях!" Не нужно думать, как радоваться жизни - эта радость приходит с самой жизнью: "Хорошо быть счастливым, правда?"
И не нужно слушать тех взрослых, что с грустью и болью смотрят на мальчика с костылями. Они готовы оградить его от всех тягот жизни - но это значит отгородиться и от самой жизни, которая никогда не бывает абсолютно беззаботной и безопасной. Алану очень повезло с родителями - они во всем поддерживают сына, к месту дают мудрый совет, что особенно ценно, когда понимаешь, что больше всего им хочется взвыть в небо и спрятать родную кровинку от страшного мира. Отец Алана напомнил мне моего собственного папу - он тоже никогда не дает нам с братом сдаваться, что бы ни встало на нашем пути - внешние ли невзгоды или внутренняя лень.

Когда ты будешь смотреть на других, то в это время и сам ты старайся вместе с ними драться, и бегать, и состязаться, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Во всяком случае, я с этой минуты намерен о них забыть.

И все же без целеустремленности, силы воли, жизнерадостности самого Алана ничего бы не вышло. Даже совсем малышом, когда ему в больнице неправильно наложили гипс и его мучали страшные боли в ноге, он старался не выдать своих страданий, потому что ему не верили. И нужно иметь недюжинную храбрость и силу, чтобы суметь стать таким человеком, как Алан Маршалл:

Если храбростью этого парнишки подбить башмаки, им износа не будет.

И еще - эта книга адресована в первую очередь детям: и языком своим, и построением текста она всячески об этом напоминает. Но мне кажется, это оттого, что именно в детстве ты легко примеряешь на себя чужие роли, чувствуешь, как тяжело взбираться по круче, как трудно идти, когда скользит на гладких камнях костыль. Не ощущаешь это полностью, но и не отгораживаешься: только бы такое не произошло с моими родными. Поэтому сейчас я перед сном попробую забыть о том, что у меня есть ноги. Пусть мне хотя бы один раз приснится такая жизнь - я надолго запомню, что перед этим все мои неприятности - пыль.

Мудрая, трогательная, позитивная и жизнеутверждающая книга. О детстве ребенка-инвалида, который искренне не знает о своем несчастье, не верит что никогда не сможет ходить (это самое подкупающее и главное в книге). Он просто живет и преодолевает препятствия, встающие у него на пути, достигает целей: учится передвигаться, достигать дна кратера вулкана, плавать, ездить верхом… Чудесно и правильно, когда человек не озлобляется, не жалеет себя, а все свои силы направляет на достижение цели.

Алан видит мир позитивным, добрым и считает себя абсолютно полноценным, в отличие от взрослых, которые почему-то грустят и жалеют его. Таких он старается избегать. Ему больше нравятся люди, которые никак не реагируют на его костыли, коляску, «плохую» ногу. Доброта, наивность мальчика, умение дружить делают свое дело – у него много друзей, которые помогают всегда в трудную минуту, хотя Алан не нуждается в помощи и никогда не просит ее: сам спускается по крутому склону, залезает на лошадь и на дроги, изобретает различные способы компенсации своего физического недостатка.

Отец у мальчика – самый умный и мудрый человек на свете, которого никто не может «раскусить». Хотя он совсем не образован, но понимает сердцем многие вещи в жизни так, как не понял бы человек с научными степенями:

Именно благодаря отцу, Алан живет полноценной жизнью, ему не чужды все мальчишеские проказы и радости, он охотится, ловит рыбу, ездит по лесам и полям, и постепенно становится настоящим человеком – с открытым, добрым, сильным сердцем, который ничего не боится и способен все преодолеть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая художественная литература еще раз подтверждает, что жизнь человека с отклонениями в физическом и психическом развитии очень нелегка, и нелегка жизнь его близких. Но как бы ни складывалась жизнь человека с особыми потребностями, ему, прежде всего, необходимы поддержка и понимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сайт в сети Internetwww.krugosvet.ru.

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2013 года.

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»-2015

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)

«Тема подростков – инвалидов

в произведениях художественной

литературы».

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать, как воспринимает мир мальчик, автор находит эпитеты и олицетворения: звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей.

Мальчику повезло. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе талант, дарованный ему природой. Два человека приняли особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Нежность и поэтичность матери, и мужество старого воина помогли Петру узнать мир. Роль дяди в воспитании племянника неоценима. Этот мужчина, в свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку”. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника и не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалида: один без ног, у другого - отсутствует зрение. Бывший гарибальдиец не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». Максим постоянно добивался, чтобы племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше ему казалось, что жизнь его никому не нужна. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями юношу не покидает мучительная мысль о том, что злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует нечто общее в своей судьбе с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но есть и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке. Разобраться во всем поможет Петру дядя Максим. Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим. Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!...» - бросает он племяннику. По совету дяди Петр уходит странствовать со слепыми. После долгого мытарства, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых молодой человек узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась:

« как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. В течение долгих месяцев Петр боялся, что родившийся ребенок будет слепым. Но слова доктора: «Зрачок сокращается. Ребенок видит, несомненно», - «будто прожгли в мозгу огненную дорогу».

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра, уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства. Боюсь предположить, что было бы с подростком, если бы он родился в простой крестьянской семье?

Страшными периодами в истории нашего народа были революция 1917 года и Великая Отечественная война. Безусловно, что жили в это время дети-инвалиды, но, к сожалению, мне не удалось найти ни одного художественного произведения, рассказывающего о судьбе подростков. Видимо, факты из жизни таких детей просто-напросто утаивались или не доходили до массового читателя. Меня все чаще мучает вопрос, куда подевались со всех улиц больших и маленьких городов СССР в течение одного- двух лет после войны все инвалиды, «попрошайки», среди которых было много детей. Возможно, их вывезли за пределы городов, поселили в интернаты, специальные дома, чтобы не омрачать «светлый облик социализма»?

2. Произведено устройство пандуса и расширение дверных проемов во входной группе МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота».

3. Для престарелых и инвалидов в районе приобретен микроавтобус с устройством низкой посадки-высадки.

4. В МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» на базе отделения дневного пребывания функционирует группа дневного пребывания для детей-инвалидов.

5.С целью формирования активной жизненной позиции людей с ограниченными возможностями была организована выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Мое творчество–мои возможности», приуроченная к Году равных возможностей.

6.Проведена праздничная игровая программа для детей с ограниченными возможностями «Большие возможности». На мероприятии присутствовали 26 человек.

7. В рамках Международного дня инвалидов 26 ноября 2011 года на базе ЦКиД была проведена праздничная программа «Передай добро по кругу» для детей с ограниченными возможностями здоровья. В торжественной части программы выступил Глава района, где от себя и от имени губернатора ЯНАО, обратился к детям с добрыми словами, затем были вручены подарки

8.В Центральной районной библиотеке для детей с ограниченными возможностями был организован час творчества «Пусть каждый смело нарисует всё то, что его интересует!» (к 110-летию Уолта Диснея).

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все это изменит отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого нужно не только говорить об инвалидах, их проблемах и достижениях, но и правдиво рассказывать о судьбе детей – инвалидов в произведениях художественной литературы, на страницах местных газет, по телевидению. Это необходимо, прежде всего, здоровому человеку цивилизованного общества, чтобы понять и принять Богом обделенного собрата, помочь ему в жизни и самому стать добрее. Такие произведения нужны и инвалидам, чтобы найти выход из непростых жизненных ситуаций. Такие произведения, я надеюсь, изменят наше общество в целом. В России инвалид, ведущий активную полноценную жизнь, пока, скорее, исключение, чем норма. Треть инвалидов не выходят из дома, большинство не имеют законченного среднего образования , не говоря уже о высшем. Причина не в отсутствии способностей и желания, а в отсутствии условий. Сегодня основной задачей нашего правительства является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Такое обучение позволит:

Избежать помещения детей в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье;

Обеспечить их постоянное общение со здоровыми детьми;

Способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их и интеграции в общество.

Я больше чем уверена, что это даст положительный результат. Хочу рассказать об одном ученике нашей школы Васе С. Он инвалид с детства. Безбарьерная среда в образовательном учреждении обеспечила полноценную интеграцию подростка. Сегодня он не только успешно учится в 10 классе , но и работает в должности звукорежиссера. В будущем он мечтает открыть свою звукозаписывающую студию.

Хочется верить, что 119 тысяч детей с ограниченными возможностями найдут свое место в жизни.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

3. Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

4. »Дети подземелья», Москва, 2000 год.

Инвалидность - не финал и не приговор. Это изменение качества жизни. Не все способны с этим справиться, и многое зависит не только от силы духа, но и от того, какие люди окружают инвалида. Книги про инвалидов без прикрас покажут вам мир тех, кто ограничен в возможностях, и не может это исправить. Но может принять и научиться жить с осознанием: ты все равно способен на многое, даже если твое тело не имеет какой-то из необходимых возможностей…

Книга об инвалиде с огромной силой духа. Он родился без рук и без ног, но это не помешало ему занять значимое место в спорте. Рожденный без конечностей человек, добился у спеха и стал чемпионом мира в борьбе. Помогли ему в этом правила, которых он строго додерживался.

Испытание жизнью.
Пройдя сколько сложностей, герой книги все-таки не лишился человечности. На его плечи свалилась тяжелая болезнь, которая приковала его к кровати, предательство близких людей. Книга основана на реальных событиях. Имена персонажей подобраны случайные.

Свой взгляд. Записки человека с ДЦП.
Автор книги инвалид, ему как никому другому знакомо чувство людей с ограниченными возможностями. Книга написана из его личных жизненных событий. Его главная цель, при написании книги – помочь другим инвалидам, дать надежду на веру в лучшую жизнь.

Неизлечимо больная Ирина, автор книги, решается написать книгу о себе. В этой книге представлена вся ее жизнь. Ирина страдает рассеянным склерозом. Потеряв веру в нормальную жизнь, ее сразу же бросил муж. Отчаявшись, Ирина решает написать книгу всей своей жизни.

В главных ролях девушка, которая потеряв ноги, научилась танцевать. Она и представить себе не могла, что когда-нибудь станет такой популярной, тем более потеряв ноги. Танцы – это не единственное ее достижение. Инвалидность не ограничила ее способности.

Сила любви, или нисхождение в рай.
История семейной жизни, где одним из супругов является инвалид. Инвалиды заслуживают на любовь, человеческое счастье. Они такие же, как и обычные люди и могут быть еще лучшими за них, честными, любящими, искренними. Книга раскроет жизнь людей с ограниченными способностями.

Достигая невозможного.
Главным героем является сам автор, который получил травму 15 лет назад. Долгое время он провел в разных клиниках. Поняв, что проблему здесь не исправить, отправился в больницу восстановительного лечения. Там его состояние начало становится лучшим.

Я – живу.
Нина, автор книги пережила многое. Свое детство она провела в госпитале, но смогла перебороть болезнь. Она нашла свое место в жизни и хочет помочь таким же людям, рассказав фрагменты своей жизни. То, как она смогла через все это пройти и начать жизнь с чистого листа.

Автобиография Антона Борисова, которому в 5 месяцев поставили страшный диагнознесовершенный остеогенез. Хрупкие кости не позволяют ему ничего. Он обречен на проведение жизни в постели. Книга даст веру инвалидам и заставит задуматься обычных людей о своей жизни.

Школа мужества.
Книга поможет многим переосмыслить жизнь и начать ценить то, что есть. Мужественные женщины-инвалиды нашли силы в себе, чтобы преодолеть огромные трудности и начать жить по-настоящему счастливой и полноценной жизнью. Такие книги подталкивают людей реальным действиям.

Дорогу осилит идущий.
После получения травмы или внезапного заболевания каждый человек сразу теряется. Принятие болезни — самый сложный этап. Человек сразу надеется, что выздоровеет и очень хорошо, когда есть результат. А когда он отсутствует, что должен испытывать обреченный человек?

Колясочный маршрут.
Автор Книги прошел долгий путь, чтобы возобновить свою активную жизнь, с травмой позвоночника. Написанная им книга является путеводителем для людей на колясках. В книге автор расскажет свою историю жизни. То, как он возвращался в нормальную жизнь.

События книги перенесут читателей во времена войны. У 1942 году, летчика-истребителя сбили, и он упал на враждебной территории. Летчик потерял обе ноги, но это не помешало ему добраться к своим. Он по-прежнему хочет стать в строй и обязательно добьется этого.

В поисках смысла.
Екатерина Зотова в своей жизни видела многое. Будучи педагогом в школе-интернате, где выросла сама, она написала книгу о детях-инвалидах. О том, как таким людям найти доступные интересы и достичь чего-то в жизни. Какие перспективы ждут рожденных инвалидов?

Месть инвалида.
Отчаявшийся инвалид потерял смысл жизни. Он ждал только одного – смерти. Стараясь, уцепится за жизнь, он искал причины, которые помогут ему жить. Когда в его душе больше не осталось жалости и сожаления к себе, он решает поиграть в дурацкую игру, сам с собой.

Рассказ о настоящей мужской дружбе двоих людей. Они никогда бы не встретились, эти люди слишком разные. Один парализованный французский аристократ, а второй – безработный алжирский эмигрант. Их встреча навсегда изменит жизнь каждого из них.

События книги происходят в школе-интернате. В книге описано то, как жестоко там обращаются с детьми-инвалидами. Это биографический роман автора и его книга набрала огромную популярность. Его книга написана из личного опыта и стала она романом года.

Все радости жизни.
Повесть о реально существующем человеке, который работал адвокатом. В один момент, его жизнь резко изменилась. Несмотря на трагедию, что с ним произошла, он построил прекрасную судьбу. Не потерял веру в себя, в людей и интерес к жизни. Он сам сделал себя счастливым.

Книга состоит из автобиографии писательницы. Из самого детства она многое пережила. Узнав свой страшный диагноз, от нее отказались родители и отдали ее в детский дом. Дальше она попала в интернат. Страшно даже подумать, что пережила писательница, будучи ребенком.

Душа моя в стиле ню.
Вреж, армянский писатель и инвалид с детства. Он вырос в проблемной многодетной семье и никогда не бывал ни в детском саду, ни в школе. За ним никто не присматривал и все свое время он проводил в одиночестве. Вопреки всему этому он стал образованным человеком и написал книгу своей жизни.