Вертикальное разделение властей форма государственного устройства. Разделение властей в РФ. Горизонтальное и вертикальное разделение властей. Особенности разделения властей в России
Лемак Надежда. Авраам Линкольн
Разделение властей - концепция , утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти : законодательная (парламент ), исполнительная (правительство) и судебная . Разделение властей - это также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе . Принцип разделения властей означает:
а) распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали | msimagelist>|
б) определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти | msimagelist>|
в) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой | msimagelist>|
г) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса. | msimagelist>
Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы , регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787 , а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:
msimagelist>Основные итоги XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988)
В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: "Разграничение предметов ведения и полномочий м.органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий" (статья 11). "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (статья 12).
Политическая власть формируется, выражается и осуществляется через власть государственную, партийную, общественных организаций, трудовых коллективов, информационную и т. д. Ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть – один из видов власти в обществе, где субъектом выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а объектом – население страны: граждане (в республиках) и подданные (в монархиях).
Признаки государственной власти
Публичный характер;
Суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении вопросов политики с другими государствами (внешний суверенитет);
Ограниченность территорией.
Власть структурируется:
по вертикали - это деление между субъектами государственного управления. Центральная и местная (т.е. отсутствует региональный уровень власти или местная власть зависит полностью от центра); федеральная, региональная и местная;
по горизонтали - это деление ее на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Легальность власти – формальное описание политической системы и её правовое обоснование.
Легитимность власти – неформальная законность, признание, доверие власти, способность обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества. Легитимность – не только юридическая, но и социокультурная характеристика власти . Власть может быть легальной (например, избранной всеобщим голосованием), но не легитимной, не принятой населением.
Принципы устойчивости политической власти
1) Институциональность характеризуется разветвленностью, разнообразием политических институтов и учреждений, множеством субординационных зависимостей.
2) Легитимность . Делегитимация – утрата доверия к власти. Варианты преодоления кризиса легитимности таковы: достижение общественного консенсуса, эффективное управление, реформирование институтов власти.
3) Результативность – это степень выполнения тех функций и ожиданий, которые возлагают на власть агенты политических отношений. Показатели результативности: успешная экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка и авторитет на международной арене.
21. Политический режим.
Политический режим – это обобщенная функциональная характеристика политической системы общества. Это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия властных решений. Режимы можно классифицировать по трем типам.
I. Тип взаимодействия государства и общества
1. Тоталитаризм (лат. totalis - полный, целый).
Теория тоталитаризма складывается в 1940-50-е годы. Лозунг: «Запрещено всё, что не приказано ». Черты:
Полный контроль общественного мнения, религии, национальной политики, цензура СМИ.
Тщательно разработаннаяидеология.
Однопартийная система.
Террор, репрессии.
Контроль над экономикой (её милитаризация), контроль запасов оружия.
Всячески подавляется индивидуальность, культивируются стадные чувства, уравниловка, приоритет общества над личностью. Исследователи отмечают два основных вида режимов:
1) Правый тоталитаризм . В основе лежит национальный (расовый) критерий (потомки римлян, возрождение нации) – фашизм в Италии (1922), Испании, Германии, Венгрии и др.
Фашизм – идеология воинствующего антигуманизма, шовинизма и расизма, открытая террористическая диктатура. Фашизм использовал символику Древнего Рима, где пучок прутьев с топором посередине служил знаком власти, а также наказания тех, кто этой власти не подчиняется.
Национал-социализм (НСДАП–национал-социалистическая немецкая рабочая партия) –идеология германского фашизма, выражавшаяся проповедью крайнего национализма, исключительности, мирового господства «арийской расы» в соединении с идеей контроля государства над экономикой. Как строй утвердился в Германии в 1933 г.
2) Левый , в основе которого лежит классовый (социальный) критерий – коммунизм (коммунистическая теория, руководство коммунистической партией). Это сталинизм в СССР, Мао-Цзедун в Китае, КНДР времен Ким Ир Сена. Интернационализм – равенство, солидарность всех народов; взаимоподдержка левых партий.
2. Авторитаризм (от лат. "власть", "влияние") – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но предоставляющая автономию личности во внеполитической сфере. Лозунг: «Разрешено всё, кроме политики ». Занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный режим включает в себя большое число модификаций:
1) Абсолютная монархия .
2) Военные режимы, например, диктаторский (И.Амин в Уганде), военные хунты в Испании (хунта – собрание политических комитетов), режим генерала Пиночета в Чили, Тайвань при Чан-Кай Ши.
3) Теократические режимы– прямое правление элитарного духовенства (Иран – аятолла Хомейни, ислам шиитского толка).
3. Демократия. Большинство современных политических режимов заявляют о своей демократической природе. Лозунг: «Все, что не запрещено – разрешено ». «Разрешено все, что не запрещено моралью и законом». Представительная современная форма – делегированность, управление передается народом его посредникам, решения принимаются выборными органами. Представители подлежат переизбранию. Основная характеристика демократии – наличие избирательного процесса.
Принципы современной представительной демократии:
1- власть осуществляет большинство (народ);
2- периодическая свободная выборность органов управления;
3- равноправие, политическое равенство всех граждан;
4- подчинение меньшинства большинству при принятии решений, защита прав меньшинства;
5- конституционализм, т.е. обязанности властей и граждан придерживаться конституции;
6- политический и идеологический плюрализм, законодательно закрепленный в многопартийной или двухпартийной системе;
7- разделение властей.
Демократия опирается на государство в форме республики , хотя в современном обществе наблюдается сосуществование республики и конституционной монархии (Испания, Швеция, Япония и др.).
Вертикальная организация власти предполагает распределение властных полномочий по уровням, в основе которого лежит административно - территориальное устройство страны. Каждый из выделенных уровней наделяется:компетенцией, правами и имуществом для решения определенных в его ведение опросов. Объем этих полномочий зависит от характера государственного устройства, исторических традиций и других факторов.
Исторически проблема вертикальной организации власти была вызвана необходимостью повышения эффективности управления государством, (характерной чертой вертикальной организации власти является ее разделение по уровням:
уровень населенных мест (города, села, коммуны, «муниципалитеты);
уровни территориальных мест: средний (район, округ, графство), высший (департамент, область, штат, земля);
государственный уровень (уровень центра).
Такое единство обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей. Необходимость координации деятельности мест и согласования их интересов влечет формирование следующего уровня иерархии власти: районы - в США, России или Беларуси; графства - в Великобритании, (координация и согласование интересов мест и государства обусловливает появление следующего уровня власти: в России и Беларуси - области, в США штаты, в Германии - земли.
Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими: границами; компетенцией, правами и обязанностями; аппаратом власти данного уровня.
Разделение власти на уровни определяет положение (иерархию) каждой власти по отношению к другим. Наиболее общие требования к разделению власти то вертикали изложены в Европейской Хартии (принцип субсидиарное™). В соответствии с принципом субсидиарности «осуществление публичных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Передача какой-либо функции другому органу власти должна производиться с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии»
Горизонтальная организация (разделение) власти предполагает организацию власти на каждом конкретном уровне. Например, если на каком-то из уровней организации общества ряд вопросов отнесен к ведению центральной власти, то для их исполнения будет создан орган центральной (государственной) власти. В условиях многоукладной экономики, большую часть вопросов относят к компетенции местной власти (самоуправления) и создают условия для решения их на местном уровне, формируя помимо органов государственной власти и органы самоуправления.
Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача органам местного самоуправления компетенции, прав, имущества и средств для самостоятельного решения местных проблем. Тем самым вертикальное и горизонтальное разделение властей способствуют равномерному распределению объема власти по уровням общественной организации, или, говоря по-иному, равномерно распределяют «нагрузку» на органы власти и обеспечивают нормальную работу ее звеньев.
Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (осуществляется центральными государственным аппаратом и его местными подразделениями) и местное самоуправление (осуществляется территориальным сообществом и органами местного самоуправления). Появление самоуправления означает признание государством права местных сообществ устраивать свою жизнь самостоятельно и за свой счет.\
а) Ж.-Ж. Руссо;
а) Ж.-Ж. Руссо;
б) Ш.-Л. Монтескье.
53. Членство в политической партии может быть:
а) индивидуальным;
б) коллективным;
в) индивидуальным и коллективным.
54. В собственности политической партии может находиться:
а) любое имущество;
б) только - то имущество, которое необходимо для обеспечения ее деятельности;
в) имущество, необходимое для ее деятельности, предусмотренное федеральным законом и уставом политической партии.
55. Символика политической партии:
а) не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;
б) может совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.
56. Численность политической партии должна составлять не менее:
а) 10 000 членов;
б) 50 000 членов;
в) 45 000 членов.
г) 500 членов
57. Политические партии могут принимать пожертвования:
а) от физических лиц;
б) юридических лиц;
в) иностранных государств и иностранных юридических
58. Государство поддерживает политические партии:
59. Организатором публичного мероприятия могут быть:
а) один или несколько граждан;
б) политические партии и общественные объединения;
в) органы местного самоуправления.
60. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в компетентный орган в срок:
а) не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия;
б) не ранее 15 и не позднее 7 дней до дня проведения публичного мероприятия.
61. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается:
а) в территориальный орган внутренних дел РФ;
б) органы местного самоуправления;
в) орган исполнительной власти субъекта РФ.
62. К местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие:
а) к резиденциям Президента РФ;
б) помещениям Совета Федерации и Государственной Думы РФ;
в) зданиям, занимаемым судами;
г) зданиям, занимаемым прокуратурой, органами внутренних дел;
д) территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
63. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности:
а) допускается;
б) не допускается.
64. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность:
а) на всей территории РФ;
б) территории только тех субъектов, где у них есть региональные отделения.
65. Российское государство:
а) финансирует политические партии;
б) не финансирует политические партии;
в) финансирует политические партии по итогам их участия в выборах.
66. Общественный фонд:
а) основан на членстве;
б) не имеет членства.
67. Организационно-правовые формы общественных объединений:
а) общественные организации;
б) общественные движения;
в) сходы граждан;
г) органы общественной самодеятельности.
68. Общественное учреждение:
а) ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения;
б) имеет целью совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.
69. Идеологический и политический плюрализм – это:
а) тождественные понятия;
б) не тождественные понятия.
70. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются:
а) правила закона РФ;
б) правила международного договора.
71. Государственная власть в РФ согласно ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения:
а) на законодательную, исполнительную, президентскую и судебную;
б) законодательную, исполнительную и судебную.
72. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности:
а) народов, проживающих на соответствующей территории;
б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории.
73. Граждане РФ, проживающие за пределами ее территории, имеют право участвовать в референдуме РФ:
б) не верно.
74. Референдум может проводиться в любое время без ограничений:
б) не верно.
75. Решения, принятые на референдуме:
а) должны быть утверждены Федеральным Собранием РФ;
б) в утверждении не нуждаются.
76. Местное самоуправление – это:
а) разновидность государственной власти;
б) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в рамках государственного управления в стране;
в) самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
77. Правовое государство – это:
а) государство, в котором есть право;
б) государство, в котором все органы государственной власти, должностные лица, граждане подчиняются праву (право «стоит» над государством).
78. Политическое многообразие – это:
а) наличие многих политических идей, течений;
б) многообразие и равенство политических партий.
79. Унитарное государство:
а) состоит из автономных образований и административно-территориальных единиц;
б) делится на административно-территориальные единицы.
80. Федерация – это:
б) союз государств.
81. Конфедерация – это:
а) союзное государство, состоящее из двух и более государств;
б) союз государств.
82. Выберите признаки конфедерации:
а) обладает суверенитетом;
б) имеет гражданство;
в) не имеет единой территории;
г) не имеет единых вооруженных сил.