Оборудование для инвалидов в учреждениях культуры. Деятельность муниципальных учреждений культуры по социальной адаптации инвалидов. Поручни металлические для крыльца
Только пятая часть региональных и муниципальных библиотек, музеев и театров располагает парковками для инвалидов. И не более трети этих учреждений оборудовали входы и санузлы для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Об этом свидетельствует исследование Минкультуры. По мнению экспертов, посещение театров и музеев - это один из видов реабилитации, и ситуацию необходимо менять.
В декабре Минкультуры завершило анализ мониторинга доступности культурных благ для инвалидов в России. В исследование, с которым ознакомились «Известия», вошли данные за 2016 год.
Наименьшая доступность - у региональных и муниципальных библиотек. В среднем по стране только у 17% из них есть парковки для инвалидов, у 30% оборудованы входы и пути передвижения внутри зданий (соблюдена ширина коридоров, есть пандусы и поручни, на дверях - маркировка), у 17% приспособлены санузлы. В региональных театрах и культурно-досуговых учреждениях эти показатели составляют 22, 30 и 14%, а в музеях - 27, 36 и 21% соответственно.
В федеральных учреждениях ситуация иная, так как их меньше. Например, библиотек, подведомственных Минкультуры, всего девять. Семь из них в целом приспособлены для инвалидов, но только у трех есть специализированные парковки. При этом региональных и муниципальных читальных залов в стране 38 тыс.
Федеральных музеев - 63, и примерно половина из них адаптирована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Театральных и концертных организаций - 24, у половины есть парковки для инвалидов, две трети оборудовали сами здания.
Некоторые госучреждения культуры благоустроены по всем параметрам на 100%. Это, например, Третьяковская галерея в Москве и военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» в Белгородской области. Лучшими театрами с точки зрения обустройства для инвалидов оказались Мариинский и Малый.
В пресс-службе Минкультуры «Известиям» рассказали, что, согласно сравнительным результатам мониторинга за 2015–2016 годы, количество доступных для инвалидов организаций выросло на 6%. Также стало в 2,5 раза больше творческих мероприятий, попасть на которые без сложностей смогут люди с ОВЗ.
ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
В ведомстве сообщили, что вопросы повышения доступности культурных благ рассматриваются с привлечением экспертного сообщества на заседаниях рабочей группы и общественного совета министерства.
Инвалид-колясочник, предприниматель Андрей Елагин рассказал, что постоянно сталкивается с проблемой недоступности объектов культуры. По его мнению, здоровые люди даже при желании не всегда могут понять потребности человека с ОВЗ.
Выход простой: пусть руководитель театра, музея сядет в инвалидную коляску и попробует попасть в свое учреждение, - считает Андрей Елагин.
Председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев отметил, что современные здания должны строиться с учетом правил по созданию доступной среды, но до 1990-х таких рекомендаций не существовало, отсюда и сложности с переоборудованием культурных и других учреждений.
Профессор кафедры труда и социальной политики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина подтвердила «Известиям», что есть объективные причины недоступности некоторых культурных объектов для инвалидов. Например, если здание - памятник архитектуры, то без многочисленных межведомственных согласований что-либо в нем переделывать запрещено. Еще одна проблема - нежелание муниципальных властей содействовать повышению доступности объектов культуры для инвалидов. Обустройство прилегающей территории и создание парковок входит в их компетенцию.
По мнению эксперта, ситуация изменится, если общественные организации проявят активность, а власти прислушаются к их мнению.
Люди с ОВЗ имеют полное право на знакомство с шедеврами искусства, на то, чтобы увидеть спектакль «живьем». Потребность в культурных благах у них очень высокая, и инвалидность не должна быть препятствием, - сказала Любовь Храпылина.
Она добавила, что доступность объектов культуры для инвалидов очень важна, есть даже реабилитация средствами культуры и творчества. И речь не о кружках для людей с ограниченными возможностями здоровья, а об обычных походах в театры и музеи.
Что для полной адаптации федеральных и региональных учреждений необходимо 45,8 млрд рублей.
Приложение
Деятельность муниципальных учреждений культуры
по социальной адаптации инвалидов
Вступление
На территории города Салехард по данным департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард численность инвалидов на 01.01.2013 года составляет 1776 человек это - 3,98% ( доля инвалидов от общей численности населения). Из общего количества инвалидов – 177* детей.
Реабилитация инвалида представляет систему медицинских , психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия.
В осуществлении социальной реабилитации большая роль отводится учреждениям культуры. Муниципальными учреждениями культуры осуществляется деятельность по следующим направлениям:
Направления социокультурной реабилитации:
1.
2.
3.
4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек .
5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов.
1. Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)
Основу процесса реабилитационной работы составляют индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемые ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Являясь субъектом системы реализации ИПР, управление координирует работу учреждений. На уровне муниципального образования выстроена достаточно чёткая система межведомственного взаимодействия по следующей схеме:
В каждом из учреждений Приказом определены ответственные за координацию работы по реализации ИПР;
Ежеквартально учреждения направляют информацию о реализуемых услугах в адрес в департамента по труду и социальной защиты населения города;
Департамент направляет информацию об услугах для внесения в ИПР в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;
ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» согласовывает с участниками и направляет информацию в департамент культуры ЯНАО;
Данные от департамента культуры ИПР направляются по защищённому каналу доступа в управление, управление доводит информацию до учреждений;
Учреждения участникам мероприятий данной категории делают отметку в ИПР.
2. Адаптация объектов культуры к потребностям маломобильных групп инвалидов
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни в муниципальном образовании город Салехард реализуется муниципальная целевая программа «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на годы».
В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды на сегодняшний день проведена следующая работа:
· Проведена паспортизация учреждений культуры
· Построены пандусы, установлено подъемное оборудование
· Адаптированы входные группы, пути движения, санитарно-бытовые помещения, приобретены противоскользящие покрытия
3. Создание условий для творческой самореализации и развития инвалидов
С целью выявления творчески одарённых людей из числа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ» предоставляется услуга «Обучение в классе эстетического развития для детей с ограниченными возможностями здоровья». С сентября 2011 года учреждением реализуется экспериментальная программа для детей с ограниченными возможностями «Рисование и творчество», главной целью которой является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих навыков и способностей.
Программа решает три группы задач: адаптация (активное приспособление детей к условиям внешней среды), автомизация (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях) и активизация личности («Быть со всеми», «Оставаться самим собой»).
В 2012 году в МОУ ДОД «Детская школа искусств» обучалось 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в рамках мероприятий для детей с ограниченными возможностями.
С целью обучения педагогического состава в рамках реализации мероприятий экспериментальной программы «Рисование и художественное творчество» в МАОУ ДОД «ДШИ» (май, 2012 год) состоялся обучающий семинар по теме «Методика работы с детьми, имеющими особенности развития». Семинарские занятия провела кандидат психологических наук, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, член Российской ассоциации психотерапевтов, директор Ресурсного центра изменений «Исток» (г. Тюмень). В курсах повышения квалификации приняли участие 30 преподавателей муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств».
Так же с целью содействия интеграции талантливых молодых людей в творческую жизнь в 2012 году учащаяся хорового отделения МАОУ ДОД «ДШИ» Сэротэтто Анфиса, преподаватель, номинация «фортепиано» приняли участие в IV Московском Парамузыкальном фестивале (г. Москва). Конкурсный отбор проходил по видеозаписям , присланным на фестиваль. Анфиса Сэротэтто награждена дипломом участника фестиваля. В 2013 году в городском конкурсе детского и юношеского творчества «Полярная звезда» стал обладателем звания Лауреат I степени в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной группе до 7 лет Николай Василенко.
4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек
Непременным условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение равных возможностей доступа к информации и библиотечным услугам, оперативное предоставление общественно значимой информации, первоочередное обеспечение литературой различных форматов.
Считая одной из важных своих задач предоставление людям с ограниченными возможностями всего комплекса библиотечных услуг, учреждение осуществляет тесное взаимодействие с социальными службами помощи населению, общественными организациями инвалидов.
Среди перечня услуг для библиотечно-информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями (в т. ч. детей) это:
Прослушивание «говорящих» книг различного содержания (сказки, энциклопедии, тематические издания, художественные произведения) на аудиокассетах и СД- ROM ;
Предоставление книг со шрифтом Брайля «Азбука в картинках для детей», «Азбука для взрослых»;
Клубная деятельность (организация мероприятий в клубе «Милосердие» с целью полноценного общения и проведения активного досуга).
Использование современных технических средств и предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг - расширят возможности приобщения маломобильных групп пользователей к культурной и общественной жизни. На базе Городской библиотеки продолжает успешно реализовываться программа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями, слепых и слабовидящих «Преодоление». В настоящее время для обслуживания используется специальное оборудование и специализированная литература на электронных носителях, проводятся мероприятия с использованием «говорящих книг».
По состоянию на 01.01.2013г. специализированный фонд для лиц с ограниченными возможностями составил – 393 документа. Значительно специализированный фонд пополнился новыми изданиями в 2012 году за счет окружных и ведомственных целевых программ – всего было приобретено 199 документов. Это позволит в дальнейшем проводить активную работу по привлечению данной категории пользователей в библиотеку.
С целью повышения востребованности к услугам библиотек и предоставления людям с ограниченными возможностями, слепым и слабовидящим равных возможностей доступа к информации с октября 2012 г. - пользовательское место со специальным оборудованием (тифлоплеер и тифломагнитола) переведено в Центральную библиотеку.
Особое место в организации активного досуга уделяется детям с ограниченными возможностями: в летнее время - работа с детьми на школьной площадке (дневное пребывание «Дети Плюс» отделения социальной реабилитации при МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; в зимнее время - выездные мероприятия (на базе Центра - для детей (с разными диагнозами, в т. ч. инвалидами – колясочниками). Мероприятия проводятся в рамках соглашения. За летний период 2012г. проведено 17 мероприятий, которые посетило 110 человек.
Информационно-библиографическое обслуживание дошкольников осуществляется с МДОУ «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» в группах для детей с ослабленным зрением, с группой ЗПР (задержка психического развития) «Ромашка» и логопедической группой «Гномики» МБДОУ № 22 «Синяя птица» комбинированного вида»). Мероприятия проходят на базе дошкольных учреждений.
В 2012 г. составлен совместный план работы с Клубом «21 век» для молодежи (на базе МБУ « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). На 2013 год составлен договор о сотрудничестве и план проведения мероприятий для данной категории.
Основные формы работы - презентации новых книг, литературные игры для различных возрастных групп (диагнозы различны). просмотр видеофильмов, праздники книг, тематические вечера к Международному Дню слепых, празднично-игровые программы,
Всего за 2012г. для данной категории пользователей проведено 27 мероприятий, посетило 268 чел., книговыдача - 3098 экз.
Показатели деятельности библиотек
по социокультурной реабилитации инвалидов
за период 20гг.
Год | Проведено мероприятий | Посетило (чел.) |
2010 | 5 | 88 |
2011 | 19 | 352 |
2012 | 27 | 268 |
5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов
Культурно - досуговая деятельность учреждений представлена следующими видами:
Музыкальными, познавательными и конкурсно-игровыми программами;
Литературными вечерами и гостиными, презентациями и премьерами книг, творческими встречами;
Организацией активного досуга в выходные и каникулярные дни;
Комплексными мероприятиями в рамках работы летних пришкольных площадок, ежегодным участием в городской акции «Весенняя неделя добра»;
Организацией посещения инвалидами киносеансов;
Содействием в их творческом самовыражении (подготовка концертных номеров для культурно-досуговых программ);
Организацией работы клубов по интересам.
Участие инвалидов (детей-инвалидов) в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в динамике годы:
Наименование показателя | 2010 | 2011 | 2012 |
Число культурно-досуговых мероприятий | |||
Число инвалидов (детей-инвалидов), принявших участие в культурно - досуговых мероприятиях |
В числе мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями для граждан с ограниченными возможностями можно отметить:
- вечер отдых для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках закрытия Года равных возможностей. Мероприятие состоялось в ресторане «Факел», куда были приглашены 70 салехардцев.
- игровая программа в рамках Дня здоровья для детей с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (детское соматическое отделение). Все дети участвовали в играх и эстафетах, а также отвечали на вопросы литературных конкурсов (25 чел.)
- традиционный благотворительный новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрая, добрая сказка» , который организуется с 2009 года силами учеников и педагогического состава МОУ ДОД «Детская школа искусств» совместно со структурными подразделениями Администрации города Салехарда. 1-я часть представления – музыкальная сказка – проводилась в большом концертном зале, 2-я часть – интерактивная игровая программа – в фойе возле новогодней ёлки. В мероприятии приняли участие 120 детей-инвалидов.
Одним из наиболее ярких и значимых мероприятий можно отметить социальный проект, реализуемого по инициативе Администрации города Салехарда при содействии Ямало-Ненецкой Региональной общественной организации «Союз инвалидов «Единение». Проект направлен на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта состоялась
- первая городская выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства мастеров и художников с ограниченными возможностями здоровья «Территория творчества» . Вниманию зрителей были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются лица с ограниченными возможностями. Возраст участников от 7 лет и старше Лучшей творческой работой была признана работа Никитиной Полины Денисовны «Виноградная лоза», выполненная в технике вышивки бисером. Ей вручен Грант Главы Администрации города Салехарда в сумме 30 000 рублей. Всего в выставке приняли участие 70 человек, было представлено 122 работы.
Б лаготворительный аукцион «Своим трудом помоги другим»
Вырученные средства, от проведения Аукциона были перечислены авторам работ, представленных на Аукционе и участникам предаукционной выставки «Территория творчества».
Данный проект получил положительный резонанс в обществе и хорошую оценку властей. В связи с чем, на заседании совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Главам местных администраций и муниципальных образований округа было рекомендовано используя опыт города Салехард организовать проведение благотворительных Аукционов.
Заключение
Социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики как в России в целом, так и на Ямале. На уровне муниципального образования выстроенная система межведомственного взаимодействия, комплексный, системный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья позволит улучшить жизнедеятельность инвалидов.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.10.2018, N 0001201810080013).
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст.2615, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3172, 2001, N 1, ст.2, N 53, ст.5030, 2002, N 52, ст.5132, 2003, N 52, ст.5038, 2004, N 35, ст.3607, 2006, N 1, ст.10, N 45, ст.4627, 2007, N 1, ст.21, 2008, N 30, ст.3616, 2009, N 52, ст.6411, 2010, N 19, ст.2291, 2013, N 17, ст.2030, N 27, ст.3477, N 40, ст.5035, 2014, N 19, ст.2307, N 30, ст.4217, ст.4257, N 49, ст.6928),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2016.
Министр
В.Р.Мединский
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 декабря 2015 года,
регистрационный N 40074
Приложение. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства культуры
Российской Федерации
от 16 ноября 2015 года N 2800
1. Настоящий порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ (далее - Порядок) определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов:
- объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) (далее - объекты) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества) (далее - организации культуры);
- культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.
2. Для обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры осуществляется взаимодействие организаций культуры с собственниками объектов. Организация указанного взаимодействия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.
3. Руководители организаций культуры в рамках деятельности по обеспечению доступности объектов и услуг осуществляют инструктирование или обучение должностных лиц указанных организаций, уполномоченных на оказание услуги инвалидам с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.
Обязанность должностных лиц организаций культуры по предоставлению инвалидам услуг в доступной форме (в том числе, по приему и учету заявлений инвалидов о создании необходимых для них условий доступности объектов и услуг), а также по оказанию им при этом помощи определяется руководителями организаций культуры в регламентах предоставления услуг населению и в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (сотрудников), оказывающих данные услуги.
Министерство культуры Российской Федерации в целях организации обеспечения доступности объектов и услуг разрабатывает и направляет в органы государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по организации инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для них объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов:
- возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них;
- возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости, с помощью персонала объекта;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, при передвижении по территории объекта;
- проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих первичный контакт с получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением и планировкой помещений, последовательностью действий и маршрутом передвижения при получении услуги;
- содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта;
- надлежащее размещение носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации (надписей, знаков и иной текстовой и графической информации в формате рельефной графики и знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне);
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги или к месту предоставления услуги собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме , утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2015, регистрационный N 38115).
5. Организациями культуры, предоставляющими услуги, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечиваются:
- оказание инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме, оформлении документов, установленных регламентом (порядком) предоставления услуги, совершении других необходимых для получения услуги действий;
- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- предоставление инвалидам по зрению, при необходимости, услуги скрытого прямого тифлокомментирования, проводимого профессиональным тифлокомментатором, включая обеспечение доступа тифлокомментатора;
- наличие аудиоконтура, копий документов, объявлений, инструкций о порядке предоставления услуги (в том числе, на информационном стенде), выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- размещение помещений, в которых предоставляется услуга, преимущественно на нижних этажах зданий;
- условия доступа для инвалидов в операционно-кассовые залы организаций культуры и возможности получения услуг при реконструкции, адаптации всех элементов оборудования для обслуживания (в том числе, окон касс, проходов);
- условия доступа к иным помещениям: вестибюль, кассовый вестибюль, гардероб, санузлы, буфеты, фойе, коридоры и кулуары, зрительные залы (театральные, концертные залы, кинозалы), выставочные (экспозиционные) залы и помещения, мастерские, студии, комнаты звукозаписи, зоны расположения лифтов;
- создание инклюзивных творческих коллективов, осуществляющих деятельность на базах культурно-досуговых учреждений;
- предоставление инвалидам для получения услуги возможности направить заявление в электронном виде путем заполнения специальной интерактивной формы на сайтах организаций культуры в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с обеспечением идентификации получателя;
- размещение доступной информации для обеспечения уровня доступности сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организаций культуры с учетом требований национальных стандартов;
Другие условия обеспечения доступности, предусмотренные административным регламентом предоставления услуг:
- обеспечение инвалидов не менее 5% мест в театральных и концертных залах (3% в кинозалах), но не менее трёх мест при предоставлении услуг по показу спектаклей, концертных программ, кинофильмов и цирковых представлений для инвалидов (в том числе, при выделении зон специализированного обслуживания инвалидов в здании);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2018 года приказом Минкультуры России от 27 июня 2018 года N 1017 .
- оснащение кинотеатров и кинозалов комплектами оборудования для обеспечения скрытого автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов;
- коллективный доступ группы инвалидов (далее - специальная группа) к объектам и мероприятиям, проводимым организациями культуры, при условии предварительного согласования с организатором посещения специальной группы - реабилитационной организацией, общественным объединением инвалидов или органом социальной защиты населения (далее - организатор).
6. При организации посещения специальной группы уполномоченными должностными лицами проводится предварительное согласование условий посещения, в ходе которого определяются: категория, возраст и количество инвалидов и сопровождающих их лиц в группе, состояние обеспечения доступности объекта и представляемых культурных ценностей для инвалидов, порядок коллективного посещения, способы, приобщения инвалидов к представляемым культурным ценностям, другие вопросы подготовки и проведения коллективного посещения. Условия организации коллективного посещения могут включаться в соответствующий договор.
Организация культуры предварительно (не менее, чем за 10 рабочих дней) уведомляет организатора о планируемом посещении специальной группы, особых правилах и требованиях безопасности, а также выделяет сотрудника (сотрудников) и обеспечивает его (их) подготовку для беспрепятственного получения инвалидами услуг (в том числе, просмотра спектаклей, концертных программ, кинофильмов и цирковых представлений, проведения специальных экскурсий, участия в культурно-досуговых мероприятиях).
7. Оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере культуры (далее - показатели):
а) удельный вес вводимых с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов организаций культуры, имеющих условия доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего числа вводимых в эксплуатацию объектов организаций культуры);
б) удельный вес объектов организаций культуры, имеющих после проведения капитального ремонта и реконструкции после 1 июля 2016 года условия доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего числа объектов организаций культуры);
в) удельный вес объектов организаций культуры, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию (и при необходимости - по территории объекта) (от общего количества объектов организаций культуры, на которых проведены ремонтно-реконструкторские работы после 1 июля 2016 года);
г) удельный вес организаций культуры, оснащенных ассистивными приспособлениями и адаптивными средствами в целях обеспечения беспрепятственного доступа к объектам для инвалидов (для инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего количества объектов организаций культуры);
д) доля сотрудников организаций культуры, прошедших обучение (инструктаж) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам и владеющих методами оказания необходимой помощи лицам с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (от общего количества сотрудников организаций культуры);
е) удельный вес организаций культуры, предоставляющих помощь сотрудников, на которых административно-распорядительным актом организации культуры возложена обязанность по ее предоставлению инвалидам (инвалидам-опорникам, по зрению, по слуху) (от общего количества объектов организаций культуры);
ж) удельный вес мероприятий организаций культуры, доступных для инвалидов (инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего количества мероприятий проводимых организациями культуры);
з) доля организаций культуры, предоставляющих не менее 5% (для кинотеатров - не менее 3%) мест в зрительных залах, оборудованных для инвалидов (инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего числа организаций);
и) удельный вес организаций культуры, имеющих информацию на официальном сайте о доступности для инвалидов с нарушениями зрения и слуха и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках объектов и услуг (от общего числа организаций культуры);
к) количество площадок объектов организаций культуры, оснащенных комплектами оборудования для обеспечения скрытого автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации зрелищных мероприятий (в том числе, спектаклей, концертов, цирковых выступлений, цифровых кинофильмов, культурно-досуговых и других мероприятий) (от общего количества площадок объектов организаций культуры);
л) удельный вес культурно-досуговых учреждений, имеющих инклюзивные творческие коллективы, осуществляющие деятельность на базах культурно-досуговых учреждений (от общего числа культурно-досуговых учреждений);
м) удельный вес организаций культуры, имеющих сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учитывающие требования национальных стандартов;
н) доля организаций культуры, осуществляющих выездные мероприятия для инвалидов (инвалидов-опорников, по зрению, по слуху) (от общего числа организаций культуры).
8. Организации культуры, предоставляющие услуги в сфере культуры и туризма, при подготовке технических заданий и при заключении договоров осуществляют меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 года вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию зданий (помещений), в которых осуществляется предоставление указанных услуг, а также по обеспечению закупки приобретаемых с этой даты транспортных средств для обслуживания получателей указанных услуг, с соблюдением условий их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563, 2001, N 33, ст.3426; 2004, N 35, ст.3607; 2014, N 49, ст.6928) (далее - Закон N 181-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст.465, N 40, ст.5568).
9. Собственники объектов, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
10. Организации культуры, предоставляющие услуги в арендуемых для предоставления услуг существующих объектах (помещениях), которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров аренды положений о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта и услуг, оказываемых на нем.
11. Организации культуры, предоставляющие услуги, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг проводят обследование данных объектов и услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, паспорт доступности).
12. Паспорт доступности содержит следующие разделы:
- краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка;
- оценка соответствия уровня доступности для инвалидов услуг, включая наличие условий для проведения прямого тифлокомментирования, и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка;
- предлагаемые управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимым для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
13. Локальными правовыми актами организаций культуры утверждается состав комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), сроки и планы - графики проведения обследования и паспортизации.
14. В состав Комиссии включаются представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.
15. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией разрабатываются предложения по принятию решений (с учетом положений Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 (Собрание законодательства Российский Федерации, 2013, N 6, ст.468) по обеспечению "разумного приспособления" и "универсального дизайна"), которые включаются в паспорт доступности, в том числе:
- по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона N 181-ФЗ (в случае невозможности обеспечения полной доступности);
- по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг (с учетом потребностей инвалидов);
- по включению необходимых мероприятий в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются услуги населению, положений, предусматривающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.
16. Паспорт доступности, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации культуры и направляется в течение 10 рабочих дней в Министерство культуры Российской Федерации.
17. В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемого транспортного средства, в состав Комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ .
18. Министерство культуры Российской Федерации, с учетом представленных паспортов доступности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил разработки органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст.3894) утверждает планы мероприятий (дорожные карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.
Адаптация территории: с чего начать?
Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.
Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда :
- подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
- травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием ;
- тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
- специальные места парковки для инвалидов ;
- кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.
Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.
Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?
Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:
- подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
- зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).
Необходимое оборудование
Остались вопросы? Просто позвоните нам – и мы поможем вам решить любую задачу с адаптацией вашего объекта!
Наши клиенты
Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.
Адаптация территории: с чего начать?
Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.
Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:
- подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
- травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
- тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
- специальные места парковки для инвалидов;
- кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.
Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.
Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?
Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:
- подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
- зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).