«Современные технологии по речевому развитию детей дошкольного возраста. Современные технологии речевого развития дошкольников




Как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Профессор Текучева А.В., под развитием речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания). Это представляет собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Основная функция развития речи - коммуникативная. Развитие обеих форм речи - монолога и диалога - играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение развития речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие речи происходит постепенно. Одновременно развитие мышления, связано с развитием деятельности и общения. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Постепенно усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Таким образом, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Современные компьютерные технологии позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи. И мы избегаем трату времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере.

Мы можем использовать уникальную возможность компьютера демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного логопедом рассказа.

С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD.

Возможности компьютерных технологий очень велики. Не всегда интересный речевой материал можно найти в CD. Учитель-логопед может сам записать речевой материал на диск и использовать компьютер как магнитофон и проигрыватель.

Бывают компьютерные программы, которые неоценимы при обучении составлению рассказа по серии картинок. С их помощью картинки можно передвигать по полю экрана, выстроить их в сюжетно-логической последовательности. В случае правильного или неправильного расположения картинок компьютер подает звуковой сигнал.

Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих событий.

Компьютер даёт возможность использовать в работе готовые учебные программы. Большое затруднение найти их в продаже практически невозможно или материал, содержащийся в этих программах, недостаточно профессионален. Очень хочется верить, что в будущем учителя-логопеды будут иметь достойный рабочий материал по развитию связной речи с использованием возможностей современных компьютерных технологий. Здесь им должны помочь многочисленные методические центры, институты, академии и прочие заведения педагогической науки.

Создание условий для использования современных технологий в коммуникативно-речевой деятельности

В контексте деятельностно-коммуникативного подхода технология есть открытая динамическая система, которая способна, с одной стороны, трансформироваться под действием "внешних", социальных факторов, а с другой - активно преобразовывать окружающую ее социальную реальность.

В настоящее время велика роль новых технологий. Мы не можем двигаться вперед, если в ДОУ не будет новых технологий. Такие технологии дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Современные основополагающие документы, включая национально образовательную инициативу "Наша новая школа", требуют повышения компетентности не только педагога, но и ребенка. Значительную роль в этом играют педагогические технологии. Если применять информационные технологии в ДОУ, то это позволяет нам преодолеть интеллектуальную пассивность детей в непосредственно образовательной деятельности. Также дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Всё это является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. Исследовательская технология направлена на формирование у детей научных понятий, исследовательских умений и навыков, знакомство с основами проведения экспериментальной работы.

Мы можем рассмотреть технологию, которая способствует формированию коммуникативно-речевой активности ребенка.

Речевое развитие ребенка - это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении с использованием современных технологий. Которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Важнейшие социальные функции выполняет речь: то есть помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Различные ситуации общения требуют разных коммуникативных и диалогических умений. Формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Если учитывать это, то приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива детского сада стало формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников. В своей работе в ДОУ я использую современные технологии, и работаю по следующим направлениям (средствам) :

  • * обучение детей пересказу с использованием мнемотехники;
  • * развитие связной речи в ходе творческого рассказывания (сочинение сказок, составление рассказов, используем черно-белый вариант карт Проппа) ;
  • * развитие связной монологической речи с использованием наглядности (игрушек, картин, предметов, схем) ;
  • * сказкотерапия.

При этом я формирую коммуникативно-речевую активность дошкольников.

Задачи педагогов - должны формировать навыки культуры речевого общения, развивать речь и расширять словарный запас. Ещё развивается словотворчество и воображение детей в процессе интеграции разных видов деятельности.

Для решения выделенных нами задач мы создали специальные условия с учетом ФГОС:

  • * возникновение новых практических идей, объединение данных идей в педагогической практике конкретных воспитателей;
  • * рефлексия практики педагогической деятельности (и родителей, и воспитателей, и детей - всех обучаю анализировать то, что делали) ;
  • * распространение опыта, новшества, коррекция, устранение негативных факторов - все это помогает анализировать, видеть недостатки, создавать свою технологию, выделять структуру, конкретизировать знания по созданию новых технологий;
  • * формулирование сущности и названия новой технологии и ее описание;
  • * создание предметно-развивающей среды. Территория детского сада является продолжением речевой развивающей среды в ДОУ, где воспитатели вместе с детьми, используя элементы декора, проявляют творчество и фантазию. Занятия в театральной студии и музыкальные занятия способствуют развитию красноречия детей, умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд";
  • * поскольку развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием ребенка, особое внимание педагоги детского сада уделяют организации занятий по бисероплетению, графике, изобразительному искусству;
  • * формирование речевой среды (речевые игры, карты Проппа, мнемодорожки);
  • * сотрудничество с родителями. Работа была бы невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. В группах имеются уголки, которые содержат информацию по развитию речи. Родителям предлагаются брошюры, шпаргалки, информационные листки с необходимой просветительской информацией;
  • * проведение непосредственно-образовательной деятельности в разной форме (непосредственно-образовательная деятельность-путешествие, непосредственно-образовательная деятельность-проект, непосредственно-образовательная деятельность-сказкотерапия);
  • * научно-методическое сопровождение, которое заключается в участии в секции научного общества "Инсайт". Все это предполагает организацию деятельности на основе задачного метода, систематический анализ, выделение затруднений, выделение самоанализа, который включает в себя самодиагностику, осознание затруднений, самоконтроль. Сюда же входит и отслеживание новинок. Главное - анализировать, устанавливать связи, проводить диагностику, оформлять результаты.

В своей работе я использую такую технику, как мнемотехника, сказкотерапия, технологию проектирования, технологию ТРИЗ "Салат из сказок", технологию общения. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения, эмоционально-чувствительной сферы ребенка. Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Сказкотерапия можно применять для детей самого малого возраста, практически от рождения.

Она способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств. Также для активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Татьяна Зинкевич -

Евстигнеева в книге "Основы сказкотерапии" отмечает, что основной принцип работы - вырастить внутреннего созидателя, который умеет взять под контроль внутреннего разрушителя. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • * Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип "открытости");
  • * Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, "зашифрованную" в образном ряде сказки;
  • * Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

У детей дошкольного возраста происходит практическое овладение речью. Главные задачи речевого развития в дошкольном возрасте являются:

  • · расширить словарь и развить грамматический строй речи;
  • · убывание эгоцентризма детской речи;
  • · развить функции речи;
  • · речь должна быть как орудие общения, мышления, как средство перестройки психических процессов, планирования и регулирования поведения;
  • · развить фонематический слух и осознания словесного состава речи.

В дошкольном возрасте в существенной связи с речи активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей.

В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет "психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности".

ФГОС дошкольного образования определяет пять основных

направлений развития ребенка:

  • · социально-коммуникативное развитие;
  • · познавательное развитие;
  • · речевое развитие;
  • · художественно - эстетическое;
  • · физическое развитие.

В познавательном развитии предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В речевом развитии включается овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Нужно обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.

В дошкольном возрасте благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. В процессе развития ребенка формируется образ мира.

Но педагоги должны помнить, что процесс познания детей отличается от процесса познания взрослого. Взрослые могут познавать мир умом, а дети эмоциями.

Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, при этом не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Речевое развитие детей происходит очень стремительно.

При безошибочном организованном педагогическом процессе с применением методик, как правило, таких как - игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно - развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем лучше подготовленный ребёнок придет в школу - имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

«Современные образовательные технологии по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС ДО.»"

Воспитатель Сычёва Ю.С.

С.Покрово-Пригородное

2017

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий речевого развития дошкольников.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

1)ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

3)технология должна носить здоровьесберегающий характер;

4)основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

5)реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

6)организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Технологии речевого развития:

1)проектная деятельность;

2)исследовательская деятельность;

3)игровые технологии;

4)информационно-коммуникационные технологии;

5)технология проблемного обучения.


Метод проектов

Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «Раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«Использование при ѐ мов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель)

«Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Спор хороший и плохой» (освоение этикета убеждения и спора).

В младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами.

Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь...», «Добрые слова в день рождения», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Например, при подготовке к празднованию Дня воспитателя дети подготовительной к школе группы берут интервью у работников детского сада, узнают особенности их профессиональной деятельности, отмечают некоторые личностные черты и с учетом этого готовят поздравления и подарки.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

Технология исследовательской деятельности.

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира.

Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь. Опустив кусочек льда в воду, ребенок надолго запомнит это явление; выявив его причину, будет знать, что лед плавает, потому что он легче воды. Если поместить большое количество льдинок в воду, то можно наблюдать, как они сталкиваются, трутся друг о друга, трещат и крошатся, что напоминает явление ледохода. Смоделированная ситуация позволит ребенку в дальнейшем ярко и подробно описать приход весны. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов.

На занятиях-опытах развивается связная речь. Ведь при постановке проблемы ее необходимо сформулировать; при объяснении своих действий суметь подобрать подходящие слова, доходчиво передать собственную мысль. Во время таких занятий происходит формирование монологической речи, умение выстраивать и оречевлять собственные действия, действия товарища, собственные суждения и умозаключения. Развивается и диалогическая речь (совместное наблюдение за предметами и явлениями, обсуждение совместных действий и логических заключений, споры и обмен мнениями). Происходит сильный всплеск речевой активности и инициативности. В этот момент мало говорящие дети преображаются, стремятся выйти на передний план коммуникации.

Игровые технологии

ϖ Мнемотехника

Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

ϖ Моделирование

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

ϖ Артикуляционные и речевые упражнения

ϖ Игры на развитие речевого дыхания

ϖ Подвижные и хороводные игры с текстом

ϖ Игры на формирование фонематического восприятия

ϖ Коммуникативные игры

ϖ Пальчиковые игры

ϖ Дидактические игры: игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы - декоративно-прикладного искусства и т. д.); настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); словесные игры (без наглядного материала).

ϖ Театрализованная игра

ϖ Логоритмика

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не ж ѐ стким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает реб ѐ нку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Примеры проблемных вопросов в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».

Что будет,если в сказке появится новый герой?

Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая?

Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали?

Почему говорят: «Сказка - ложь, да в ней намек»?

Для чего используются образные слова?

Можно ли словами «нарисовать» портрет?

Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

«Подготовка к обучению грамоте»:

Из чего состоит слово, если мы его произносим?

Из чего состоит слово, если мы его пишем?

Может ли слово состоять только из гласных звуков?

Может ли слово состоять только из согласных звуков?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Меня зовут Умка. Живу я в вечном царстве льда и снега, на севере. Недавно я узнал, что у вас наступило лето. Я никогда не видел лето, но очень хочу узнать что же это такое». Как мы можем помочь Умке узнать о времени года –лето?

«Связная речь»

Тема: «Ежиный суп»

Задачи:

– Обучение составлению окончания рассказа по данному началу с иллюстрированием продолжения незаконченного повествования;

– Развитие навыков самостоятельного связного пересказа текста с предварительным отображением его содержания в рисунках – иллюстрациях;

– Развитие творческого воображения;

– Обучение действиям планирования разв ѐ рнутого высказывания на основе составления наглядного

картинного плана;

– Активизация и обогащение словарного запаса.

Задания Используя иллюстрации к сказке как картинный план, пересказать сказку;

Придумать собственную сказку по аналогии с данной, направляя воображение реб ѐ нка с помощью вопросов, помогая ему иллюстрировать сво ѐ сочинение.

Технологии обучения образной речи:

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

– воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак;

– определяет значение этого признака;

– сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

ϖ Обучение детей составлению творческих рассказов по картине .

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 - «текст реалистического характера»

2 - «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Чайка» города Саки Республики Крым.

Семинар

«Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»

Старший воспитатель Чеченева Е.М.

На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию. Изучение элементов культуры речи общей системе обучения и воспитания влияет на духовный мир ребенка и способствует решению коммуникативных задач в детском коллективе. Ф.Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов, подчеркивал, что без речевого общения невозможное полноценное развитие ребенка.

В настоящее время перед педагогами поставлены цели в решении следующих задач по развитию речи дошкольников.

Развитие связной речи дошкольников и речевого творчества детей;

Овладение детьми нормами и правилами родного языка в процессе ознакомления с окружающим миров;

Развитие у детей потребности в общении, как условия для успешной деятельности.

Для реализации поставленных задач педагогам необходимо направить свою деятельность на:

Формирование речи дошкольников через организацию разнообразной деятельности детей (как самостоятельной, так и специально организованной),

Создание условий и организации самостоятельной деятельности дошкольников (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.),

Обеспечение ежедневного индивидуального речевого общения с детьми(по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.),

Проведение непосредственной образовательной деятельности,

Использование новых инновационных форм.

По мнению известных педагогов и психологов (И.Гальперина, О.Леонтьева, С.Рубинштейна), речевое общение – это специфический вид деятельности, который характеризуется целенаправленностью, структурой, планомерностью и включает в себя такие структурные компоненты, как цель и мотив. Все действия и поступки совершаются, по тем или иным мотивам и направленны на достижение определенной целей и в свою очередь вызывают поисковую активность; формирование умений и навыков, благодаря которым происходит развитие речевой деятельности.

Развитие речевых способностей у детей заключаются в следующем:

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

При рассмотрении проблемы развития связной речи дошкольников можно выделить три основных направления:

Структурное (фонетика, лексика и грамматика),

Функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития). В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст, ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка

Когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

Развитие речи дошкольников нельзя рассматривать отдельно от всей остальной деятельности. Наиболее тесно связано развитие речи и интеллектуальное развитие дошкольников. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д.

В психологии принято рассматривать 3 основных показателя развития связной речи:

Ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

Логика выражения;

Форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

Главное достижение детей дошкольного возраста это развитие монологической речи.

Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

Рассмотрим сущность и структуру диалога, который возникает в свободном речевом общении и является базой для естественного развития грамматических навыков, обогащения словаря, приобретения навыков связной речи. По мнению Г.Леушиной диалогическое общение является первичной формой общения ребенка.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Диалог - это сотрудничество, поскольку все его участники вместе работают для достижения понимания. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование), вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

Диалог является естественной средой развития личности. В развитых формах диалог - не просто бытовой ситуативный разговор; это богатое мыслями контекстное общение, вид логического, содержательного взаимодействия.

Диалог является наиболее социально значимой для дошкольников формой общения.

Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают - воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Построение беседы:

Начало (цель - вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседы желательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора.)

Основная часть беседы (может быть разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделу темы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

Конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

Приемы обучения:

1. Вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связи между объектами: почему? зачем? чем похожи?; стимулирующие обобщение: про каких ребят можно сказать, что это друзья? ; репродуктивные вопросы (простые по содержанию) : что? где?

2. Объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровы е приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение игрового персонажа или создание игровой ситуации,

3. Приемы активизации детей для беседы: индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д., дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы, правильная методика постановки вопросов группе детей.

В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

Приемы обучения пересказу :

Образец, чтение произведения,

Вопросы, объяснения и указания,

Обращение к личному опыту детей,

Подсказ слова или фразы воспитателем,

Совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

Отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

Пересказ по частям,

Пересказ по ролям,

Хоровое проговаривание,

Игра-драматизация или инсценировка текста.

Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события.

Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако без специально организованной деятельности немногие дети достигают высокого уровня развития речевых способностей.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования.

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребенка-дошкольника.

На основании требования ФГОС, реализация программы, должна проходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Методы ТРИЗ –можно использовать элементы в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: Во время прогулок использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Предлагаю вашему вниманию несколько методик и игр: «Сенсорный ящик», «Эмпатия», «Системный оператор». Игры: «Наоборот», «Эхо», «По кругу», «Что – то часть чего то», «Да-нет».

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи .

Технология дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая сторона речи – а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи. Для примера, «Индивидуальная программа познавательного общения взрослого с ребёнком» М. Ю. Сторожевой.

Игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному.

Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича . Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».

Метод проектов.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

Что мы узнали?

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Карты Проппа . Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.


Наталья Исакова
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень школы № 30 Ворошиловского района.

Слайд 2 Предлагаю вашему вниманию тему методического объединения : «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ».

Слайд 3 «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, на завтрашний день детского развития , Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития » Л. С. Выготский

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие » выделено как основная образовательная область . Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности : общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Слайд 4 Факторы влияющие на речевое развитие ребенка :

1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

2. Создание условий для общения с другими детьми.

3. Совместные игры взрослого и ребенка.

4. Речь взрослого – пример для подражания. 5. Развитие мелкой моторики рук . 6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему". 7. Чтение художественной литературы. 8. Разучивание стихов. 9. Рассказывание стихов руками. 10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета , умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации , в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие вы можете видеть на экране.

Слайд 5 Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста , педагоги часто допускают ошибки следующего характера, нами сделан анализ и в своей дошкольной организации :

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей . Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей .

У детей не формируется , в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.

Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми . Ответ зависит от типа вопроса.

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС :

Здоровьесберегающие технологии

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектные технологии

Игровые технологии

Педагогика сотрудничества

Групповые технологии .

Личностно-направленные

Организация речевого развития детей в моей деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи . Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств , направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях .

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования :

ориентация технологии не на обучение , а на развитие коммуникативных умений детей

воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей ;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

По нашему мнению определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий , которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей , но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Требования к выбору технологий вы видите на экрне .

В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий , используемых в моей практике

Слайд 8 АЗБУКА ОБЩЕНИЯ

Цели технологии :

формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;

создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.

Первая технология , о которой хочу рассказать, это «Азбука общения» . Основные авторы программы Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова) .

Использование Технологии «Азбука общения»

позволило нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Результатом внедрения технологии «Азбука общения» стало понимание и принятие идеи - Научись детей любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека - у тебя будут проблемы. Центральной идеей для нас стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.

Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности : - развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные) ; - этюды, импровизации; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - моделирование и анализ ситуаций общения; - сочинение историй и др.

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ - область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.

ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

2. «Тайна двойного»

3. Разрешение противоречий

(при помощи игр и сказок) .

Также хочется отметить, что наиболее эффективными являются технологии развития речи детей , разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения )

Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель и патентовед Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. Сейчас его технологией пользуемся и мы , педагоги. На основе его выводов создали свое методическое пособие «Технологии развития связной речи дошкольников » Татьяна Александровна Сидорчук и Николай Николаевич Хоменко, внедрив в это пособие и технологии РТВ .

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» . На этом этапе мы выявляем противоречие : хорошо-плохо

Например : солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок) .

Например : зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

Так же я даю детям задания для размышления, например :

Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ; (ОТВЕЧАЮТ)

Слайд 10 Следующая технология , на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание – это синквейн. Я подробно рассказала о синквейне на мастер-классе, поэтому сейчас коснусь коротко. Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Моим детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна я часто использую как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

МНЕМОТЕХНИКА - (греч.) «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Данная система методов способствует

развитию разных видов памяти

(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной) ;

мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников .

Активно в своей работе я использую методы наглядного моделирования «Мнемотехника »

Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. Более того, проведенный мониторинг показал нам эффективность внедрения методов и приёмов Мнемотехники и в познавательной деятельности, и в развитии правильной самооценки детей .

Слайд 12 Авторы : Валентина Константиновна Воробъева, разработавшая сенсорно-графические схемы; Татьяна Александровна Ткаченко, автор предметно-схематической модели; Вадим Петрович Глухов, который предложил использование блок-квадратов; Татьяна Васильевна Большева ввела коллаж в «Мнемотехнику » , Людмила Николаевна Ефименкова, предложившая схему составления рассказа. На экране представлены основные авторы мнемотаблиц. Вы вполне можете составлять свои.

«Мнемотехника » использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.

Слайд 13 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы : лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений . Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.

Для читающих детей я предлагаю запоминание стихов или сказок по ключевым словам.

Лингвистические игры

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.) .

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.) .

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.) .

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.) .

«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.) .

«Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.) .

«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.) .

«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.) .

«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.) .

совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении .

К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка .

Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии , позволяет развивать различные виды речевой активности , каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Слайд 15 Задание для аудитории : назовите полностью пословицу (по 2 данным словам)

Например, уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.

Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.

ЩЕЛЧОК – Семья, душа

ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте

ЩЕЛЧОК – Дом, стены

ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают

ЩЕЛЧОК – Кормит, портит

ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит

ЩЕЛЧОК – Время, час

ЩЕЛЧОК – Делу – время, потехе – час.

Замечательно!

Слайд 17 Предлагаю вам выполнить лингвистическое задание.

Каждое слово нужно заменить противоположным по значению и получить название сказки.

ЩЕЛЧОК – Пес без шапки, ЩЕЛЧОК - кот в сапогах

ЩЕЛЧОК – Красные усы, ЩЕЛЧОК – синяя борода

ЩЕЛЧОК – Красивый цыпленок, ЩЕЛЧОК – гадкий утенок

ЩЕЛЧОК – Серебряная курочка, ЩЕЛЧОК – золотой петушок

ЩЕЛЧОК – Черная туфелька, ЩЕЛЧОК – Красная шапочка

Слайд 18 Правила для смелых и упорных педагогов :

Планируйте работу по развитию речи не иногда , не часто, а очень часто.

Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того , что на него станут отвечать ваши дети.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» , или «нет» . Это не имеет смысла.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди

Проанализировав собранный материал , мы с коллегами воплощаем современные технологии в свою практику , включая в эту деятельность и родителей. И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты в проявлении творческой, речевой активности наших воспитанников.

Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста , в частности нашего учреждения. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии и некоторые правила , которые вы видите на экране.

Слайд 19 Источники…

На этом я заканчиваю свое выступление.

Слайд 20 Благодарю за внимание и желаю всем смелых творческих достижений.

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: МАДОУ «Детский сад №1 г. Сольцы»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Сольцы

«Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Г. Гегель

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Сотрудники дошкольных учреждений создают условия практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка.

1. Побуждают детей к общению со взрослыми и сверстниками: обращение к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Задают детям образцы правильной литературной речи: речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Обеспечивают развитие звуковой культуры речи в соответствии с возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей: включают называемые предметы и явления в игру и предметную деятельность; помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств; обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами.

5. Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощряют детское словотворчество.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности по следующим направлениям:

1. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая). Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение).

2. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи, т.е. навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование - образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

4. Развитие звуковой культуры. Способность слышать, распознавать фонологические средства языка: знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

5. Развитие образной речи. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Источники развития выразительности детской речи: художественная литература; устное народное творчество.

Очень важно, чтобы процесс развития речи детей осуществлялся с учётом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М. М. Алексеева, Л. П. Федоренко, О. П. Короткова, В. И. Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путём простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев). При этом подчёркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: текст реалистического характера, текст фантастического характера. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Широко применяется в работе с дошкольниками проектная деятельность и мнемоника. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, обозначения домашних – дом. Работа по развитию связной речи детей ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи дошкольников. Но, к сожалению, в последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения и традиционные методы не всегда бывают эффективны. Поэтому педагоги дошкольных учреждений используют в работе нетрадиционные методы и технологии развития речи. Одна из таких технологий – это Позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников ЛЕГО-технология . Эта технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Использование ЛЕГО в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, а так и в самостоятельной деятельности дошкольников. ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные качества, понять имеющиеся у него трудности.

Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн . Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн (от французского слова «cinq»-пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Правила составления синквейна:

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления

В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы.

И в-шестых – имеет игровую направленность.

Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Данные технологии работы будут ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Список использованной литературы:

  1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  2. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004. №6. С.64-68.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  5. Рангаева А.// Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 58-60.
  6. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  7. Сохин Ф. А. О задачах развития речи. / Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.
  8. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html