В каком возрасте чаще формируется нарушение осанки. Формирование правильной осанки у детей. Как определить нарушение осанки у ребенка




Почему у детей появляется сутулость? Как бороться с неправильной осанкой, и что делать, чтобы ее избежать?

Правильная осанка — залог здорового развития любого ребенка. Нарушения осанки могут привести к самым серьезным осложнениям и заболеваниям. Порой такие нарушения становятся причиной быстрой переутомляемости и депрессивного настроения у малыша.

Что может спровоцировать такие изменения у ребенка? Какие последствия неправильной осанки? Что делать, чтобы не допустить или устранить неправильную осанку? На все эти вопросы попытается ответить данная статья.

Причины нарушения осанки у детей. Что делать, если у ребенка сутулость?

Существует ряд факторов, влияющих на установку неправильной осанки у ребенка. Они делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным причинам относятся:

  • дисплазия
  • кривошея
  • проблемы с формированием позвоночника
  • родовая травма

Приобретенные нарушения осанки происходят из-за:

  • недоразвитие мускулатуры
  • отсутствие физических упражнений
  • последствия рахита
  • неправильный режим и распорядок дня
  • рабочее место для учебы не соответствует росту малыша
  • недостаточное освещение рабочего места
  • ношение учебной сумки в одной и той же руке
  • ношение неудобной одежды (слишком тугой пояс или узкая рубашка)

Как только родственники, учителя или сами родители заметили у ребенка признаки сутулости, им нужно сразу же обратиться за помощью к доктору. Такими заболеваниями занимается ортопед. Только квалифицированный врач сможет назначить адекватное лечение.

Как определить нарушения осанки у ребенка?



Первыми предвестниками того, что у малыша есть проблемы с осанкой станут следующие его жалобы и наблюдения родителей:

  1. Ребенок выглядит постоянно уставшим и вялым
  2. Его не интересуют активные игры
  3. У малыша постоянные жалобы на боли в спине, шее или голове
  4. Продолжительные прогулки выматывают его, и у него болят ноги
  5. При сидении на стуле ребенок опирается руками на его сидушку
  6. Карапузу тяжело долго находится в одной позе
  7. При движениях у детей после двух лет слышен отчетливый хруст

Все эти наблюдения должны насторожить родителей и подтолкнуть их к проведению диагностики осанки их малыша.

Диагностика нарушения осанки у детей



Для того чтобы самостоятельно выявить у ребенка проблемы с осанкой, необходимо попросить его раздеться до трусов и встать ровно (ноги на ширине плеч). Теперь нужно произвести осмотр его тела со всех сторон. Правильная осанка характеризуется следующими проявлениями:
Спереди:

  • голова находится в вертикальном положении, подбородок чуть приподнят
  • линия плеч должна быть ровно горизонтальной
  • углы, образовавшиеся между линией плеч и линией шеи с обеих сторон должны быть равными
  • грудная клетка не должна ни западать, ни выпячиваться
  • если провести условную линию посреди тела ребенка, то пупок обязан находиться на ней
  • лопатки должны находиться на одинаковой дистанции от позвоночника, а их углы
  • проходить по горизонтальной линии
  • горизонтальная линия также должна наблюдаться между ягодичными складками и подколенными ямками
  • грудина должна быть немного приподнята, а живот — наоборот втянут
  • ноги должны быть выпрямлены
  • позвоночник должны иметь плавные небольшие изгибы
  • наклон таза должен составлять около тридцати пяти градусов у мальчиков и пятидесяти пяти — у девочек

Какие-либо несущественные отклонения могут быть естественными и спровоцированными усталостью. Однако визит к доктору даже в этом случае лучше не игнорировать. Если же большая часть показателей не отвечает норме, родителям ребенка нужно срочно принимать меры.

Виды нарушения осанки у детей дошкольного возраста



  1. Лордоз шейного отдела является изгибом шейного отдела позвоночника вперед
  2. Кифотическая осанка характеризуется сутулостью и округлением спины
  3. Плоская спина выделяется отсутствием физиологических изгибов позвоночника (позвоночник прямой) и выпячиванием сзади лопаток
  4. Сутулость
  5. Сколиоз — искривление позвоночника

Нарушения осанки у детей младшего школьного возраста



Основной причиной появления у детей младшего школьного возраста неправильной осанки считается снижение уровня подвижности ребенка. Начав ходить в школу, малыш вынужден большую часть своего времени сидеть на одном месте в одной и той же позе. Активность при этом падает почти на пятьдесят процентов. А если учесть огромное пристрастие современной молодежи и маленьких детей к компьютеру и телевизору, то тут можно насчитать все восемьдесят процентов.

В первые годы учебы у ребенка также меняется его распорядок дня, режим употребления пищи и отдыха. Потому немаловажным является организация сбалансированного питания, нагрузок и передышек.

Все эти перемены влекут за собой снижение развития мышц спины и грудной клетки, что неумолимо приводит к тем или иным нарушениям детской осанки. Проблем с осанкой можно избежать лишь дополнительными занятиями спортом, регулярной зарядкой и проведением всего свободного времени на свежем воздухе в движении. Эта задача стоит в первую очередь ни перед учителями, ни перед тренерами и воспитателями, а перед родителями ребенка.

Массаж при нарушении осанки у детей



Такая терапия, как массаж, может применяться при неправильной осанке в комплексе со специальной гимнастикой и другими правилами поведения ребенка и его родителей. Применение массажа может иметь два направления:

  1. Общий массаж спины и живота
  2. Массаж отдельных частей тела и групп мышц, отвечающих за изменение осанки

Массаж, как известно, является очень полезной манипуляцией. Он улучшает кровоток и лимфоток, помогает мышцам окрепнуть благодаря повышению их тонуса во время движений массажиста.

Однако стоит знать, что массаж может и навредить. Постановкой диагноза и определением вида лечебного массажа должен заниматься лишь врач. Также немаловажным является квалификация массажиста. С целью выполнения массажа стоит обращаться лишь к проверенным специалистам.

Комплекс упражнений при нарушении осанки у детей



Лечебно-профилактическая физкультура при борьбе с неправильной осанкой у детей — это самое главное и действенное средство. Выполнять такую гимнастику можно дома в любую свободную минуту. Вот перечень самых элементарных упражнений при нарушении осанки у детей:

  1. Ходьба на месте около пятнадцати минут с ровной спиной
  2. Ходьба на носочках с руками на поясе около десяти секунд
  3. Ходьба с высоко поднятыми коленями и руками на поясе десять секунд
  4. Десять приседаний с ровной спиной и вытянутыми вперед руками
  5. Поочередное напряжение и расслабление всех мышц тела в позиции «стоя» с ровной спиной
  6. Сведение и разведение лопаток в сидячем положении десять раз
  7. Вытягивание вперед рук с гантельками в положении сидя с ровной спиной и фиксация их на пять секунд
  8. Поднятие и фиксация в поднятом положении поочередно ног на пять секунд в позиции «лежа» на спине. Десять повторений
  9. Поднятие головы из позиции «лежа» на спине в позе «солдатика» (руки и ноги вытянуты вдоль туловища)

Консультация для родителей детей с нарушением осанки



Лучшим способом избежать нарушения осанки является его профилактика. Родителям стоит исключить все вышеперечисленные факторы, способствующие появлению приобретенной неправильной осанки. Другими словами им необходимо:

  1. Обеспечить малышу полноценное полезное питание
  2. Приобщить его к занятиям спортом и активным играм
  3. Организовать рабочее место малыша таким образом, чтобы оно подходило под его рост (когда он сидит за столом, ступни должны полностью стоять на полу, локти удобно лежать на столе, ноги сгибаться в коленях под углом девяносто градусов, а спина быть ровной)
  4. Обеспечить хорошее освещение рабочего места ребенку
  5. Желательно, чтобы малыш спал на твердом матрасе, на спине с невысокой подушкой
  6. Следить за тем, чтобы нагрузка на руки ребенка была равномерно распределена (портфель носить в разных руках поочередно, не тянуть его утром в школу или в сад за одну и ту же руку)
  7. Тщательно следить за осанкой и походкой

В случае же, когда нарушение уже произошло, родителям стоит запастись терпением и строго соблюдать рекомендации врача. Ведь процесс исправления неправильной осанки — очень длительное и ответственное дело.

Последствия нарушения осанки у ребенка. Связь нарушений осанки у детей с остеопенией



Нарушения осанки у детей могут спровоцировать самые разнообразные и очень тяжелые последствия:

  • нарушение расположения внутренних органов, ведущее к частым заболеваниям этих органов
  • регулярные микротравмы позвоночника
  • сокращение объема легких и одышка
  • ухудшение памяти, постоянные головные боли и боли в спине из-за нарушение кровотока

Еще одним довольно сложным последствием нарушением осанки у детей может стать остеопения. Это заболевание характеризуется ослаблением костной структуры. Как правило, остеопения наблюдается у людей пожилого возраста. Однако некоторые ученые утверждают, что причиной появления остеопении в более раннем возрасте может стать банальная неправильная осанка. Нарушение обмена веществ и неполноценное усвоение кальция, вызванные смещением и защемлением некоторых внутренних органов, провоцируют ломкость костных тканей.

Причины нарушения осанки у детей школьного и дошкольного возраста: советы и отзывы



Доктора советуют родителям следить за своим ребенком с самого рождения и стараться создавать ему такие условия, при которых возможность приобрести неправильную осанку была бы абсолютно исключена. Ведь всегда легче болезнь предупредить, нежели с ней бороться.

Активный здоровый образ жизни, правильно подобранные одежда и мебель для малыша, а также постоянный родительский контроль обеспечат ему хорошую осанку и развитие.

Видео: Причины появления неправильной осанки у детей

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а "свисающие плечи" - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя . Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя . Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия...

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной "стрелялки". Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника - не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки - на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет - 1 - 1,5 мин, 12-16 лет - от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников - 10-15 раз, для детей 7- 11 лет - от 15 до 20 раз, в 16-18 лет - от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования - топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки - правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств .

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При "свисающих" плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение "Дровосек", дети "рубят дрова", выполняя повороты верхней части тела. Упражнение "Прыжок лягушки" помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины - в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны "общественной" детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 - 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение - стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, - вдох; вернуться в и.п. - выдох.
  2. Исходное положение - стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной - выдох; вернуться и и.п. - вдох.
  3. Исходное положение - стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх - выдох; вернуться в и.п. - вдох.
  4. Исходное положение - стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение - стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение - лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу - выдох; выпрямить - вдох.
  7. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение - лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение - лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение - лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Светлана Федорова
Михаил Цыкунов
Олег Малахов

Комментировать статью "Не спина, а знак вопроса. Нарушение осанки у детей"

Конечно, следить за осанкой и приучать ребенка к самоконтролю - необходимо, но не тешьте себя надеждой, что человек может быть прямым, как струна. Малозаметные, небольшие изгибы позвоночника в сторону не только неизбежны, но и необходимы – это обеспечивает смягчение толчков и сотрясений тела во время ходьбы, бега, прыжков. Главное - вовремя определить, является ли отклонения от нормы просто нарушениями осанки или сколиозом, прогрессирование которого очень сложно остановить. Если второе, то...

Красивая улыбка – залог успеха не только в личной, но и социальной жизни. Неровные, желтые зубы, а тем более отсутствие зубов не позволяют нам улыбнуться понравившемуся человеку, мешают улыбаться работодателю, в результате чего можно не получить престижную работу и упустить главную встречу всей жизни. Ровные зубы и правильный прикус дан человеку не только для красоты, но в первую очередь для того, чтобы качественно пережевывать пищу. Не полностью размельченная пища может привести к...

Мы двигаемся красиво, если включаем в свои тренировки (занятия, разминку, утреннюю гимнастику, лечебную программу...) упражнения на координацию и равновесие. Привлекающая взгляды походка и королевская осанка невозможны без проработанных мышц-стабилизаторов. И радостно то, что всё реально и достижимо, была бы мотивация!;) . Человек, у которого болит спина или суставы, не может ходить красиво по определению. И привыкать к боли - не выход. Старайтесь получить мнение специалистов вовремя, когда...

Наш ребенок постоянно горбатится, боюсь это может плохо кончится. постоянно над ним ходить и выпрямлять ему спину, не можем. только захожу в комнату, сидит как горбунок. Подскажите.

Обсуждение

Я тоже считаю, что дело в мебели, выберите подходящий стол и стул, плюс следите за тем, в какой позе ребенок спит

Для начала купите хороший стол и стул. именно на детей, а не старый СССР стол, который только испортит осанку вашего ребенка и может испортить здоровье в процессе.

Нарушение осанки - это искривление позвоночного столба, связанное с непропорциональным распределением физических нагрузок. Иногда эта патология формируется уже во взрослом состоянии. Но чаще наблюдается развитие нарушения осанки у детей, причем старт деформации может быть диагностирован еще в дошкольном периоде развития малыша.

В физиологическом состоянии позвоночный столб имеет ряд изгибов, которые обеспечивают распределением амортизационной нагрузки во время статического и динамического положения тела. В основе патологического нарушения лежит механизм дисбаланса, вызываемый структурными или дегенеративными изменениями. При диагностике выявляется взаимосвязь между постановкой стопы, развитием крупных суставов нижних конечностей и осанкой. Искривление позвоночного столба в дошкольном возрасте примерно в 80 % случаев является следствием плоскостопия или косолапости.

Визуально заболевание может определяться как изменение линии положения плеч, сутулость, привычка горбиться или наклонять туловище вправо или влево. Асимметрия заметна невооруженным взглядом лишь на поздних стадиях процесса. При 1-2-ой стадии сколиоза, кифоза или лордоза изменения можно диагностировать только с помощью специальных тестов. Ребенок может жаловаться на боли в грудной клетке, головокружение, слабость верхних или нижних конечностей, повышенную умственную и физическую утомляемость.

Если у вашего ребенка присутствуют подобные симптомы, запишитесь с ним в нашу клинику мануальной терапии для получения бесплатной консультации врача ортопеда. В ходе приема будет проведен ряд мануальных тестов. Доктор сможет определить наличие или отсутствие нарушения осанки у ребенка. Если потребуется проведение лечения, то вам будет предоставлена исчерпывающая информация о применяемых методах и перспективах их благотворного влияния.

Статистика случаев нарушения осанки у детей

Медицинская статистика говорит о том, что в последнее десятилетие количество диагностируемых случаев нарушения осанки у детей катастрофически возрастает. Часто определяются деформации позвоночного столба в сагиттальной плоскости, реже выявляются патологии фронтального типа.

Примерно 2% детей дошкольного возраста по результатам профилактических осмотров, страдают от деформации позвоночника. К моменту начала учебы в младшей школе нарушение в той или иной степени определяется уже у 15 % детей, проходящих медицинское освидетельствование перед поступлением в первый класс. У школьников средних классов (10 - 14 лет) нарушение осанки уже определяется у каждого третьего ученика. А на момент окончания средней школы (16 - 17 лет) уже более 70 % подростков имеют проблемы с деформацией позвоночного столба.

Подобный рост заболеваемости врачи связывают с существенным изменением образа жизни современных детей. Привычка большое количество времени проводить за мониторами компьютеров или экранами телевизоров, отказ от активной физической деятельности и нагрузок на свежем воздухе рано или поздно дают свои «плоды». Мышечный корсет спины теряет свои функции поддержки позвоночника и начинаются различные виды нарушения осанки.

Каковы причины нарушений осанки у детей?

Причины нарушения осанки подразделяются на две категории: врожденные и приобретенные факторы негативного влияния. При врожденных деформациях наблюдается слабость хрящевой и мышечной ткани, спастичность, недоразвитость системы иннервации мышечного корсета спины. Иногда встречаются патологии, связанные с нарушением внутриутробного процесса формирования тел позвонков и разделяющих их межпозвонковых дисков. Чаще всего диагностируется клиновидная диспластичность, хрящевая деформация, миотония.

Некоторые дети получают первичную деформацию во время прохождения родовых путей. Тут часто страдают шейный и грудной отделы. В будущем это может обернуться неправильным положением тел позвонков шейного отдела, привычкой наклонять голову в ту или иную сторону.

Более обширна аудитория пациентов с приобретенными типами нарушения осанки. И тут на первый план выходят объективные причины нарушений осанки у детей:

  • ведение малоподвижного образа жизни;
  • привычка неправильно распределять статические и механические нагрузки на позвоночный столб (сутулость, наклоны туловища в разные стороны, ношение тяжестей в одной и той же руке);
  • недостаточное развитие мышечного корсета спины (при отсутствии регулярных равномерно распределяемых физических усилий);
  • нарушение правил эргономики при организации учебного места, кровати, рабочего стола для дошкольника и школьника;
  • несоблюдение правил освещения рабочего места;
  • использование обуви большего размера, чем это требуется;
  • неправильная постановка стоп;
  • избыточная масса тела;
  • высокий рост, отличающийся от большинства сверстников и заставляющий подростка сутулится.

Родители могут «поспособствовать» развитию нарушения осанки у грудничка. Для этого они стараются как можно раньше начать садить малыша, ставить на ножки и носить в одном и том же положении. Делать этого категорически нельзя. В будущем подобные вещи обернуться проблемами с позвоночником.

Каковы причины нарушения осанки нужно определять до момента начала лечения, поскольку присутствие патогенных факторов не позволит исправить деформацию, а в ряде случаев может её еще больше усугубить с течением времени.

Также стоит понимать, что причинами нарушения осанки у детей могут стать рахитические изменения структуры скелета, туберкулезная или полиомиелитическая инфекция, остеодисплазия, хондропатия и другие виды серьезных патологий.

Основные виды, типы и степени нарушения осанки

Основные нарушения осанки в подростковом и детском возрасте определяются в боковой (сагиттальной) или фронтальной плоскостях. Виды нарушения осанки в сагиттальной проекции определяются как диспропорция между углами наклона позвонков в естественных изгибах. Часто встречаются следующие типы нарушения осанки у детей и подростков:

  • сутулость за счет сглаживания поясничного прогиба и усиления грудного кифоза;
  • округлость спины - следующая стадия сутулости;
  • плоская осанка - происходит сглаживание всех без исключения естественных изгибов позвоночного столба;
  • вогнутость грудного отдела с усилением поясничного лордоза;
  • круглая спина с вогнутым поясничным лордозом.

Для деформации во фронтальной плоскости характерны явления сколиоза. Он может иметь S-образную, C-образную форму. Отличить от истинного сколиоза очень просто: в положении лежа на боку все деформации исчезают. Но это не повод думать, что все в порядке. К сожалению фронтальный тип нарушения осанки у детей без своевременной коррекции всегда приводит к развитию истинного сколиоза.

В диагностике решающее значение имеют степени нарушения осанки:

  • первая означает минимальные отклонения и возможность быстрой коррекции с помощью лечебной гимнастики;
  • вторая степень - это состояние, при котором требуется помощь мануального терапевта;
  • третья является переходной к развитию истинной деформации позвоночного столба, устранить нарушение с помощью перехода в положение лежа уже невозможно.

Признаки нарушения осанки у подростков: что происходит

Важно понимать, что происходит при нарушении осанки, и каким образом перераспределяется базовая нагрузка по позвоночному столбу. Любое нарушение положения тел позвонков создаёт повышенную нагрузку на тот или иной сегмент межпозвоночного диска. При длительном статическом положении происходит первичная мышечная фиксация. Ребенок привыкает находится в этом положении. Это ему кажется более удобным и комфортным.

Нарушение осанки у подростков практически всегда дает видимые изменение конфигурации позвоночника. Видно, как ребенок привыкает держать спину в патологическом положении. Помимо этого, существуют и клинические признаки, позволяющие своевременно увидеть нарушение и обратиться за медицинской помощью.

Основные признаки нарушения осанки кроются в характерном внешнем виде. Попросите ребенка встать прямо. Будет видна неправильная постановка ног, сутулость, сгорбленность, перекос туловища или сглаженные естественные изгибы с характерным наклоном головы вперед.

Если внимательно присмотреться, то можно разглядеть выпирающие нижние углы лопаток, впалый живот, выпирающие реберные дуги, перекос плечевой линии и многие другие типичные симптомы. Ребенок становится более апатичным, вялым, избегает физических нагрузок, поскольку они дают неприятные болевые ощущения по всему позвоночному столбу. Может нарушаться работа внутренних органов грудной и брюшной полостей. Не редко развивается анемия за счет нарушения процессов кроветворения в структурах костного мозга. Подросток жалуется на рассеянность внимания, неспособность сосредоточиться на выполнении задачи, постоянную сонливость и чувство хронической усталости.

Необходимо обратиться за медицинской помощью. Ведь коррекция осанки позволяет не только избежать тяжелейшей деформации позвоночного столба, но и в значительной степени улучшает состояние здоровья ребенка.

Диагностика нарушения осанки может проводится с помощью специальных тестов. В нашей клинике мануальной терапии все практикующие ортопеды имеют огромный опыт практической работы. Они выявляют любые наращения осанки у детей в ходе первичного мануального обследования. Вы можете поучить информацию о наличии подобного отклонения у своего ребенка уже в ходе первичной бесплатной консультации. Осмотр вертебрологом рекомендуется проводить всем без исключения детям в возрасте от 6-ти до 16-ти лет. В этот период высока вероятность деформации позвоночного столба. Все эти изменения следует своевременно выявлять и подвергать коррекции.

Лечение нарушения осанки у детей

Для лечения нарушения осанки важно изменить патогенную привычку держать спину в том или ином положении. Сделать это проще всего с помощью воздействия на определённые группы мышц. Одни из них следует расслабить, а другие, напротив, стимулировать для повышения их работоспособности. Таким образом с помощью коррекции работоспособности мышечного каркаса спины можно смоделировать правильную осанку у ребёнка в любом возрасте.

Мы применяем методики мануальной терапии:

  • массаж позволяет расслаблять и тонизировать мышечные волокна;
  • лечебная физкультура и кинезитерапия направлены на формирование сильного и гармонично развитого мышечного корсета спины;
  • акупунктура позволяет улучшать общее состояние здоровья ребенка;
  • остеопатия применяется в случае, когда нужно восстановить нормальное положение тел позвонков, например, при их листезе или нестабильности.

Если у вас есть сомнения, обратитесь за бесплатной консультацией к докторам нашей клиники. Вам будет предоставлена исчерпывающая информация о способах лечения нарушения осанки у детей.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз . Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нару
шается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия
физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие ).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении. Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу. В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой. Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п. Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено. Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения. Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.


Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография , КТ или МРТ позвоночника .

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза .

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж . Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.