Психология здоровья школьников: технология работы. Исторический аспект проблемы. Глава I. Психология здоровья: новое научное понятие




Ананьев В.А.:

Особенности современного понимания здоровья

Эволюционистский

Социально-ориентированный

Гуманистический

Теологический

Лекция 2. Социокультурные эталоны здоровья.

p Понятие психологического здоровья в отечественной и зарубежной психологии здоровья

p Античный эталон

p Адаптационный эталон

p Антропоцентрический эталон

Два направления в исследовании социокультурных эталонов:

p Обращение к глубинным пластам человеческой психики и культуры, выделение архетипов как универсалий индивидуального и культурного опыта поддержания здоровья, которые определяют исконные представления человека о собственном благополучии, целостности и совершенстве. Задача постичь общечеловеческую “мифологию здоровья и болезни”.

Пример: монография юнгианского аналитика А.Гуггенбюля-Крейга “Власть архетипа в психотерапии и медицине”

Архетип «целитель-больной»

p Прояснение общего культурного контекста, анализ дискурсивных практик, структуры доминирующих представлений и концептуальных схем

Компоненты в структуре социокультурного эталона здоровья:

p наиболее общее представление о феномене здоровья (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);

p эталонный образ здоровой личности , предполагающий набор устойчивых личностных характеристик;

p устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования;

p информация о путях или способах оздоровления личности , отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ,

p определенный тип интерпретации болезни.

Антропоцентрический эталон: здоровье как всесторонняя самореализация, или раскрытие творческого и духовного потенциала личности

Противоположен теориям социального детерминизма и нормоцентризму

Представление о высшем (духовном) предназначении человека

Стремление к подлинности, к идеалу или высшей цели

В психологии: феноменология, экзистенциализм, гуманистический подход

Гуманистическая модель здоровой личности

К.Роджерс о полноценно функционирующем человеке:

Возрастающая открытость опыту

Возрастание стремления жить настоящим

Возрастающее доверие к своему организму

Процесс более полноценного функционирования

Новая перспектива отношения свободы и необходимости

Творчество как элемент хорошей жизни

Основополагающее доверие к человеческой природе

Более полнокровная жизнь

Характеристики здоровой личности согласно гуманистической модели

p Самоактуализация

p Полноценное развитие, динамизм и личностный рост

p Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни

p Способность к подлинному диалогу

p Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении

p Осмысленность существования

p Целостность -высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции. Здоровый человек всегда потенциально целостен, т. е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства.

o Антропоцентрический эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности.

o Основные принципы и критерии здорового существования - свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграция опыта и духовное самоопределение.

Психологическое здоровье – психологическое благополучие

Позитивная психология:

Гуманистическая психология как основа. Олпорт, Маслоу, Роджерс

1998 г. – Мартин Селигман (речь при избрании президентом АПА). Эд Динер, Михай Чиксентмихайи

Близки по духу:

Альберт Бандура, теория самоэффективности

Эдвард Деси и Ричард Райан, теория самодетерминации

Сальваторе Мадди

Жизнестойкость (hardiness) – характеристика личности, «ключ» к стрессоустойчивости,

состоит из:

n жизнестойкого, т.е. трансформационного копинга;

n жизнестойкого отношения к окружающим людям;

n жизнестойких установок:

q вовлеченности (commitment)

q контроля (cotrol)

q принятия риска (challenge)

n Вовлеченность (commitment) - уверенность, что в любых ситуациях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположность вовлеченности - отчужденность.

n Контроль (control) - убежденность, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация не поддается никакому воздействию, то принять ситуацию как есть, то есть изменить свое отношение к ней. Противоположность контроля - беспосмощность.

n Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположность - ощущение угрозы.

Трансформационный копинг включает:

n рассмотрение перемен как проблем, ожидающих своего решения;

n осуществление необходимых когнитивных и поведенческих шагов для эффективного решения проблемы (расширение перспективы при рассмотрении проблемы и углубление понимания сути проблемы);

n извлечение из опыта решения проблемы максимальной пользы: наблюдений, находок, мудрости, чтобы расти и развиваться как личности.

Лекция 8. Психосоматика

n Список, утверждённый Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включал 7 болезней: язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, гипертония, бронхиальная астма, тиреотоксикоз (Базедова болезнь), нейродермит, ревматоидный артрит.

n В настоящее добавлены: синдром раздражённого кишечника, синдром ленивого кишечника, некоторые типы аллергий, анорексия и булимия, избыток и дефицит веса, мигрень, вегетососудистую дистонию, панические атаки, транспортная болезнь, фобии, синдром хронической усталости.

Эрик Бёрн:

«Не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она психосоматическая».

Симптомы, в зависимости от их происхождения (А.М.Вейн,1989):

n Органические

n Психогенные

В каждом случае – возможны функциональные нарушения

3 основные формы проявления психогенных заболеваний:

n невротические расстройства;

n психосоматические расстройства;

n психофизиологические синдромы (синдром выгорания, депрессия, синдром хронической усталости ).

У больных неврозами редко возникают психосоматические заболевания.

Психофизиологический синдром может быть начальным этапом развития психосоматического расстройства.

Накопление усталости могут вызвать (кроме болезни):

n Нарушение режима сна

n Неправильное питание

n Гиподинамия

n Однообразие жизни

Условность разделения симптомов на органические и психогенные:

n 60% больных с истерическими расстройствами впоследствии обнаруживают органическую патологию нервной системы (Bootzin & Acocella, 1988).

n В то же время - повышенная склонность человека к травмам как результат стремления к самоповреждению или неадекватного отношения к телу.

Копинг-реакция - адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации .

Психологическая защита - система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от травмирующих переживаний

Динамика отступления человека к болезни и смерти:

стадии развития дезадаптации (Ананьев В.А.):

1. «Базовые умения (здоровье)». Возросшие нагрузки, нарушающие первичную генетическую модель здоровья, ведут к функционированию системы на пределе нормы адаптации; возникает процесс преадаптации.

При возвращении соответствующих условий модели здоровья человек реадаптируется.

2. «Предболезненное состояние». При хронизации психотравмирующих ситуаций начинается компенсаторный процесс, который связан с включением более широкого репертуара психологических защитных механизмов, а также копинг-механизмов (механизмов преодоления), что приводит к снижению нагрузки на значимую систему личности (происходит перераспределение энергии).

3. «Болезнь(нарушение нормы адаптации)». При многократном повторении, дальнейшем усилении давления психотравмирующих условий на значимую систему личности человек исчерпывает адаптационный потенциал и дезадаптируется (формируются нервно-психические или психосоматические отклонения).

4. «Базовые умения (ремиссия)». Рекомпенсированная личность начинает осуществлять свои функции снова в пределах адаптивной нормы.

Лекция 1. Психология здоровья как наука

p Введение в психологию здоровья

p Предмет и задачи психологии здоровья

«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»

Преамбула к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.

С 1948 г. это определение не менялось

Психология здоровья - наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения (Johnston M., 1994).

Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

Здоровье - продукт не только биологических процессов, но также процессов:

психологических (например, мысли и убеждения),

поведенческих (например, привычки)

социальных (например, социально-экономический статус и этническая принадлежность)

Ogden J. Health Psychology:A Textbook (5th ed.), 2012

Ананьев В.А.:

Задачей психологии здоровья является изучение механизмов роста, обогащения личности и человека в целом. Само здоровье в психологии здоровья рассматривается в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком "запредельных" жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.

Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. 2001.

Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдала дань должного уважения пафосу страдания, внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г.Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выделилась так называемая Health psychology (психология здоровья) - научно-практическое направление, призванное исследовать социокультурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения.

Особенности современного понимания здоровья

p Междисциплинарный статус проблемы (сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия)

p Целостность (системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности)

p Признание глобальности проблемы (попытки исследовать здоровье в пространстве социальной эволюции, в отношении к сообществу как субъекту исторического действия. Здоровье как сложное и глобальное социокультурное явление)

p Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы (всесторонний анализа социокультурного контекста, учет дискурса: медицинского или духовно-экологического)

Васильева О. С., Филатов Ф.Р.:

Для объяснения своего состояния индивид использует распространенные в его среде варианты интерпретации, которые становятся его собственными объяснительными схемами. “Нездоровится” для современного западного человека может означать, к примеру, вирусную инфекцию и необходимость приема антибиотиков; для архаического человека - это вторжение враждебных духов, с которыми предстоит разобраться шаману; для человека христианского вероисповедания болезнь - это следствие греха и суровое испытание, требующее от него соблюдения поста и аскезы.

Альтернативные подходы к исследованию феномена здоровья:

Эволюционистский

Социально-ориентированный

Гуманистический

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.


В повседневной жизни нередко находятся поводы для неприятных переживаний. Без них вряд ли кому удается прожить хотя бы месяц или даже неделю. У человека есть определенный резерв психологической устойчивости, который позволяет более или менее спокойно воспринимать события такого рода как неизбежные помехи. Психическое состояние в той или иной мере обусловливают причины разного масштаба, и мелкие, проходящие (как названные выше), и серьезные, длительные. Сам факт значимости здоровья для переживания, ощущения эмоционального комфорта вряд ли вызывает сомнения. Однако для психологии здоровья важны также количественные характеристики того, как отражено здоровье в сознании личности. Здоровье (нездоровье) и комфорт (дискомфорт) явления тесно взаимосвязанные. С одной стороны, снижение здоровья у большинства людей вызывает эмоциональный дискомфорт. А с другой затяжные состояния эмоционального дискомфорта в той или иной степени отрицательно влияют на здоровье.


Потребность сохранения и улучшения здоровья в ряду других потребностей наиболее актуализирована и интенсивна. Она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности. Здоровье относится к числу важнейших факторов, обусловливающих устойчивость эмоционального тона, уровень настроения, ощущения повышенной утомляемости. Непринятие себя, критичность самооценивания возрастают при неудовлетворенности здоровьем. Наиболее сильные причины дискомфорта находятся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости скорее всего в том, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления.


Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия; соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни


Три уровня психического здоровья человека: 1)уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы); 2)уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности); 3)уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).


Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).


Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор…


Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка (программа «Здоровое потомство»). Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка. Основой сохранения и приумножения психического здоровья человека является здоровый образ жизни: формирование оптимального режима умственной и трудовой деятельности, поддержание душевного покоя и благополучия. Необходимо отказаться от табакокурения и употребления алкогольных напитков. Следует научиться контролировать свои эмоции и противостоять стрессогенным нагрузкам.


Психическое здоровье может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид. Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Здесь важно выделить два момента. Первый - способность здорового человека развиваться, совершенствоваться. Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым - значит быть способным к развитию". И второй - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.


Общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми. Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей. Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.


Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним. Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В 1936 г. канадский ученый Г. Селье, обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование".


У стресса свой механизм действия, свои фазы. Первая из них называется реакцией тревоги. Организм сопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакция тревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потом все возвращается на круги своя - человек приходит в дострессовое состояние. Если справиться со стрессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему. Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его. Но процесс адаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающие силы. Это состояние - "ни войны, ни мира" - может длиться долго, но не бесконечно. Конец его - третья стадия стресса: истощение.


К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся: а) гормон "эндорфин", оказывающий действие, подобное действию морфия, способного снимать боль в тех случаях, когда терпеть ее физически просто невозможно. Было установлено, что при стрессах уровень эндорфинов в крови снижается. Главной же функцией этого гормона является передача информации (в данном случае - возбуждения) по нервным волокнам с частичным болеутоляющим эффектом; б) цереброгастроинтестиналъные гормоны, имеющие отношение к желудку. При стрессе уровень их содержания в крови снижается, что может стать причиной серьезных заболеваний желудка и толстого кишечника; в) так называемые "инфекционные" гормоны. Врачи давно уже обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораздо большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например гриппу. Причина кроется в том, что стресс, атакуя иммунную систему организма, способен повышать ее восприимчивость к инфекциям. Другими словами, стресс способен подавить защитное и профилактическое действие иммунной системы, что приводит организм к потере способности защищать себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий).


Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмоциональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний. К физическим относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме. Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутствием цели в жизни…


Сигналы тревоги, посылаемые нашим организмом, испытывающим стресс: Приступы обжорства. Стресс ограничивает выделение субстанции, называемой серотонином, который хранит нашу эмоциональную уравновешенность. Чтобы восполнить его дефицит, необходимы углеводы. Мелкие раны. Стресс ослабляет нашу чувствительность. Это оттого, что стресс увеличивает выделение эндорфина, имеющего болеутоляющее свойство. Проблемы с желудком. Довольно распространенная проблема - сложности с пищеварением - может быть последствием стресса. Причиной являются - нерегулярное питание, поспешность, прием пищи в напряженной атмосфере. Врачи советуют поставить будильник на 10 минут вперед. Это обеспечит вам время на спокойный завтрак. А в течение дня лучше принимать пищу несколько раз малыми дозами, а кофе заменить чаем. Кожный зуд. Из-за стресса мозг выделяет повышенные дозы гистамина. Эта субстанция вместе с другими соединениями вызывает неприятный зуд. Помогает контрастный душ и антигистаминные препараты. Ослабление иммунной системы. Стресс облегчает проникновение в организм вирусов и бактерий. Измученные стрессом особы тотчас же получили инфекции после контакта с болезнетворными бациллами в отличие от коллег, не подверженных стрессам. Отсутствие "аппетита" к сексу. Стресс задерживает выделение половых гормонов. Проблемы с либидо могут стать гораздо серьезнее, чем ранее считалось. Сексологи утверждают, что уровень гормонов не поднимешь искусственным путем, гораздо легче организовать несколько раз в месяц интимные встречи вдвоем: ничто так эффективно, как секс, не снимает напряжения и стресса. Увядшая кожа. Постоянное воздействие стресса тормозит развитие новых клеток. Кожа становится сухой и начинает шелушиться. Появляются морщины - ускоряется старение кожи. Покраснение кожи. Стресс может влиять на расширение кровеносных сосудов.


«Хороший стресс» должен быть кратковременным. Прошла критическая ситуация - организм пришел в норму. «Плохой» же стресс (иначе дистресс - от англ, несчастье, недомогание) начинается, когда организм сгруппировался, ситуация разрешилась, а человек остается в напряженном состоянии и никак не может это состояние с себя скинуть. А длительного напряжения организм не выдерживает.


Ситуации, потенциально опасные для развития дистресса можно разделить в двух плоскостях плоскостях: "бытовой" или "повседневный", постоянный или хронический стресс, который переживают абсолютно все люди, независимо от возраста, профессии, пола. Чаще всего, и при умелом использовании эта разновидность стресса носит положительный, адаптивный характер, хотя и заставляет нас понервничать. Важно только, чтобы уровень стресса не превышал допустимый порог для конкретного человека. А провести границу, где заканчивается «хороший» и начинается «плохой» стресс порой достаточно трудно. Повседневный стресс мы переживаем при спешке, суете, страхе потерять работу, тревоге за детей, негативно развивающихся семейных ситуациях и т.д.


"острый", "кратковременный, но интенсивный" - сюда можно отнести непредсказуемые, неожиданные ситуации, которые как правило носят кратковременный характер, но обладают большей интенсивностью - аварии, несчастные случаи, стихийные бедствия, внезапная потеря близких, имущества…


С точки зрения развития отдаленных последствий стресса, наиболее опасными считаются именно хронические, повседневные стрессы в силу привыкания к ним, "срастания" с ними, неправильного представления, что хронические перегрузки неизбежны. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическая "закалка" позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать умение предотвращать стрессовые ситуации.


Литература

Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2000.

Серкач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во «Академический проспект Гаудеамус», 2005.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003.

Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья / Под. ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1999.

Практикум по психологии здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во «Питер», 2005.

Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования

Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задача психологии здоровья : психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа :

    Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

    Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

    Каузальный этап (кауза - причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

    Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

    Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

    Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

    Создание системы обучения здоровью.

Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.

В 1997 г. А. Маслоу высказал предположение, что жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько анализом высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

З. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью.

Исторический аспект проблемы

Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа , в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.

Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».

О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая - проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).

Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.

В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.

Проблемы психологии здоровья

    Убыстрение ритма жизни . Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.

    Проблема жизни в условиях неопределенности . Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы).

    Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения».

    Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира . Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Он очень близок по своим характеристикам к состоянию неопределенности, поскольку он может заполниться любыми шовинистическими идеями. Он может спровоцировать социальные катаклизмы.

    В настоящее время актуализировались все смертные грехи человека : гордыня, сребролюбие (любовь к деньгам), блуд, чревоугодие, гнев, зависть и уныние. Именно зависть и уныние могут в полной мере рассматриваться как важные факторы риска психических заболеваний.

    Снижение уровня социальной поддержки . Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка – это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Социальная интеграция включает в себя привязанность к кому-либо. Возможность кого-то воспитывать, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению и т.д. Социальная поддержка прямо пропорциональна уровню заболеваемости и здоровья.

    Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):

    1. Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.

      Рост общей и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических заболеваний.

      Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.

      Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.

      Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.

      Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.

      Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.

      Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. Т.е. у государства нет возможности удержать стресс социальных изменений и его последствия.

Стресс социальных изменений влияет на психологическую устойчивость личности – это сложное качество личности, синтезирующее в себе следующие составляющие: способность к личностному росту, своевременное адекватное разрешение внутриличностных конфликтов, относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения, развитая волевая регуляция.

В психологической устойчивости объединены уравновешенность и соразмерность, стойкость и стабильность, сопротивляемость или резистентность. Это главный критерий психического здоровья.

Выделяют 2 составляющие психологической устойчивости : внутренние (личностные) ресурсы человека и внешние ресурсы (социальная поддержка). Г. Олдпорт определял, что если у человека дефицит психологической устойчивости, снижается сопротивляемость организма, и возникает психологическая зависимость.

Существует 3 группы психологических зависимостей : химическая зависимость, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Химическая зависимость возникает при выходе эмоциональных событий за границы оптимума (либо дефицит чего-то, либо пресыщение чем-то). Чем уже границы оптимума, тем меньше психологическая устойчивость. Например, алкоголь оглушает реактивность организма, что снижает значимость событий при их пресыщении. Акцентуированная активность включает в себя поглощение играми, сексом, трудоголизм. Причина в том, что происходит редуцированное личностное развитие (личностная дисгармония). Происходит попытка заменить истинные ценности. Интеракционная зависимость – это снижение самодостаточности, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной группе. Все это ведет к деструктивному культу.

Здоровье человека как предмет

комплексного междисциплинарного исследования

Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.

Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.

Феномен здоровья состоит в следующем:

    В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.

    Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

    Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.



Лекция 6 Психическое здоровье человека. Структура личности в сохранении психического здоровья. Психологический микроклимат. Стрессология, психогигиена стресса. Купирование дистрессов. Программа «Здоровое потомство».

В повседневной жизни нередко находятся поводы для неприятных переживаний. Без них вряд ли кому удается прожить хотя бы месяц или даже неделю. У человека есть определенный резерв психологической устойчивости, который позволяет более или менее спокойно воспринимать события такого рода как неизбежные помехи. Психическое состояние в той или иной мере обусловливают причины разного масштаба, и мелкие, проходящие (как названные выше), и серьезные, длительные. Сам факт значимости здоровья для переживания, ощущения эмоционального комфорта вряд ли вызывает сомнения. Однако для психологии здоровья важны также количественные характеристики того, как отражено здоровье в сознании личности. Здоровье (нездоровье) и комфорт (дискомфорт)  явления тесно взаимосвязанные. С одной стороны, снижение здоровья у большинства людей вызывает эмоциональный дискомфорт. А с другой  затяжные состояния эмоционального дискомфорта в той или иной степени отрицательно влияют на здоровье.




Потребность сохранения и улучшения здоровья в ряду других потребностей наиболее актуализирована и интенсивна. Она часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта личности. Здоровье относится к числу важнейших факторов, обусловливающих устойчивость эмоционального тона, уровень настроения, ощущения повышенной утомляемости. Непринятие себя, критичность самооценивания возрастают при неудовлетворенности здоровьем. Наиболее сильные причины дискомфорта находятся внутри самой личности, а средовые влияния менее сильны. Причина такой высокой значимости скорее всего в том, что межличностные взаимодействия выступают как основные звенья, опосредующие социальную адаптацию личности, реализующие возможность социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, в ситуациях преодоления.




Психическое здоровье , по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия; соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни




три уровня психического здоровья человека: 1)уровень психофизиологического здоровья (определяется состоянием и функционированием центральной нервной системы); 2)уровень индивидуально - психологического здоровья (определяется состоянием и функционированием психической деятельности); 3)уровень личностного здоровья (определяется соотношением потребностей человека с возможностями и требованиями социальной среды).




Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.). Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.). Нарушения личностного уровня здоровья вызывают изменения направленности личности, которые делают невозможным ее нормальное сосуществование с социальным окружением (алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).




Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор…



психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире.



Большое значение в сохранении психического здоровья имеет правильная организация воспитания ребенка (программа «Здоровое потомство») . Разностороннее развитие, постоянный контроль за состоянием здоровья, своевременная коррекция возникших изменений обеспечивают нормальный психический статус ребенка. Основой сохранения и приумножения психического здоровья человека является здоровый образ жизни : формирование оптимального режима умственной и трудовой деятельности, поддержание душевного покоя и благополучия. Необходимо отказаться от табакокурения и употребления алкогольных напитков. Следует научиться контролировать свои эмоции и противостоять стрессогенным нагрузкам.




Психическое здоровье может быть разделено на индивидуальное и общественное. Индивидуальное психическое здоровье - это такое состояние психики индивида, которое характеризуется цельностью и согласованностью всех психических функций организма, обеспечивающих чувство субъективной психической комфортности, способность к целенаправленной осмысленной деятельности и оптимальное выполнение социальных функций, адекватных общечеловеческим ценностям и этнокультурным особенностям той группы, к которой принадлежит индивид. Оценка индивидуального психического здоровья непременно должна учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной личности и ее самоидентичность. Здесь важно выделить два момента. Первый - способность здорового человека развиваться, совершенствоваться. Видный немецкий психиатр и психоаналитик Г. Аммон писал: «Психическое здоровье надо понимать не просто как статически хорошее самочувствие, а как динамически развивающееся событие. Быть психически здоровым - значит быть способным к развитию". И второй - способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.




общественное психическое здоровье подразумевается уровень психического здоровья популяции, т.е. распространенность в ней психических заболеваний, алкоголизма и наркомании, умственной отсталости, различных форм деструктивного поведения (в том числе суицидального и агрессивного), соотношение между психически здоровыми и больными людьми. Общественное психическое здоровье является интеллектуальным и нравственным потенциалом общества, важнейшей предпосылкой его стабильности, благополучия и прогресса. А зависит оно, в первую очередь, от социальных условий жизни людей. Любое общество со временем приобретает некоторые общие черты, позволяющие судить о его психическом здоровье.




Стресс - состояние мобилизации всех сил организма в ответ на новые, жизненно важные воздействия с целью адаптации к ним. Впервые слово стресс в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году. В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления. В 1936 г. канадский ученый Г. Селье , обобщив результаты своих исследований, выдвинул концепцию стресса. По его определению, "стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование" .




У стресса свой механизм действия, свои фазы. Первая из них называется реакцией тревоги . Организм сопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакция тревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потом все возвращается на круги своя - человек приходит в дострессовое состояние. Если справиться со стрессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему . Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его. Но процесс адаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающие силы. Это состояние - "ни войны, ни мира" - может длиться долго, но не бесконечно. Конец его - третья стадия стресса: истощение.




К наиболее стрессовым гормонам, по утверждениям специалистов, относятся: а) гормон "эндорфин ", оказывающий действие, подобное действию морфия, способного снимать боль в тех случаях, когда терпеть ее физически просто невозможно. Было установлено, что при стрессах уровень эндорфинов в крови снижается. Главной же функцией этого гормона является передача информации (в данном случае - возбуждения) по нервным волокнам с частичным болеутоляющим эффектом; б) цереброгастроинтестиналъные гормоны , имеющие отношение к желудку. При стрессе уровень их содержания в крови снижается, что может стать причиной серьезных заболеваний желудка и толстого кишечника; в) так называемые "инфекционные" гормоны . Врачи давно уже обратили внимание на то, что люди, часто находящиеся в стрессовом состоянии, в гораздо большей степени подвержены инфекционным заболеваниям, например гриппу. Причина кроется в том, что стресс, атакуя иммунную систему организма, способен повышать ее восприимчивость к инфекциям. Другими словами, стресс способен подавить защитное и профилактическое действие иммунной системы, что приводит организм к потере способности защищать себя от микроорганизмов (вирусов, бактерий).



Стресс - мощный стимул движения вперед, способствующий совершенствованию психоэмоциональных проявлений человека



Стрессоры делятся на эмоциональные, физические и социальные. Эмоциональные стрессоры представлены широким спектром отрицательных чувств и эмоциональных переживаний. К физическим относятся вредные стимулы окружающей среды (загазованность, высокий уровень радиации, неблагоприятный климат и т. д.), нарушение физиологических процессов в организме. Социальные раздражители связаны с повышенным темпом жизни, дефицитом времени, энергии и информации, работой в условиях риска для собственной жизни или других людей, конфликтными ситуациями, отсутствием цели в жизни…




Сигналы тревоги, посылаемые нашим организмом, испытывающим стресс: Приступы обжорства . Стресс ограничивает выделение субстанции, называемой серотонином, который хранит нашу эмоциональную уравновешенность. Чтобы восполнить его дефицит, необходимы углеводы. Мелкие раны . Стресс ослабляет нашу чувствительность. Это оттого, что стресс увеличивает выделение эндорфина, имеющего болеутоляющее свойство. Проблемы с желудком . Довольно распространенная проблема - сложности с пищеварением - может быть последствием стресса. Причиной являются - нерегулярное питание, поспешность, прием пищи в напряженной атмосфере. Врачи советуют поставить будильник на 10 минут вперед. Это обеспечит вам время на спокойный завтрак. А в течение дня лучше принимать пищу несколько раз малыми дозами, а кофе заменить чаем. Кожный зуд . Из-за стресса мозг выделяет повышенные дозы гистамина. Эта субстанция вместе с другими соединениями вызывает неприятный зуд. Помогает контрастный душ и антигистаминные препараты. Ослабление иммунной системы . Стресс облегчает проникновение в организм вирусов и бактерий. Измученные стрессом особы тотчас же получили инфекции после контакта с болезнетворными бациллами в отличие от коллег, не подверженных стрессам. Отсутствие "аппетита" к сексу . Стресс задерживает выделение половых гормонов. Проблемы с либидо могут стать гораздо серьезнее, чем ранее считалось. Сексологи утверждают, что уровень гормонов не поднимешь искусственным путем, гораздо легче организовать несколько раз в месяц интимные встречи вдвоем: ничто так эффективно, как секс, не снимает напряжения и стресса. Увядшая кожа . Постоянное воздействие стресса тормозит развитие новых клеток. Кожа становится сухой и начинает шелушиться. Появляются морщины - ускоряется старение кожи. Покраснение кожи . Стресс может влиять на расширение кровеносных сосудов.




«Хороший стресс» должен быть кратковременным. Прошла критическая ситуация - организм пришел в норму. «Плохой» же стресс (иначе дистресс - от англ, несчастье, недомогание) начинается, когда организм сгруппировался, ситуация разрешилась, а человек остается в напряженном состоянии и никак не может это состояние с себя скинуть. А длительного напряжения организм не выдерживает.



Дистресс - это стресс-реакция, при которой защита от повреждающего фактора происходит с ущербом для организма, с ослаблением его возможностей.



Ситуации, потенциально опасные для развития дистресса можно разделить в двух плоскостях плоскостях: "бытовой " или "повседневный ", постоянный или хронический стресс, который переживают абсолютно все люди, независимо от возраста, профессии, пола. Чаще всего, и при умелом использовании эта разновидность стресса носит положительный, адаптивный характер, хотя и заставляет нас понервничать. Важно только, чтобы уровень стресса не превышал допустимый порог для конкретного человека. А провести границу, где заканчивается «хороший» и начинается «плохой» стресс порой достаточно трудно. Повседневный стресс мы переживаем при спешке, суете, страхе потерять работу, тревоге за детей, негативно развивающихся семейных ситуациях и т.д.



"острый ", "кратковременный, но интенсивный " - сюда можно отнести непредсказуемые, неожиданные ситуации, которые как правило носят кратковременный характер, но обладают большей интенсивностью - аварии, несчастные случаи, стихийные бедствия, внезапная потеря близких, имущества…



С точки зрения развития отдаленных последствий стресса, наиболее опасными считаются именно хронические, повседневные стрессы в силу привыкания к ним, "срастания" с ними, неправильного представления, что хронические перегрузки неизбежны. Поэтому очень важным является вопрос о профилактике негативных последствий стресса. Первостепенное значение при этом имеет умение управлять своей психоэмоциональной сферой. Психическая "закалка" позволяет реально оценить стрессовый фактор и определить пути устранения его воздействия, выработать умение предотвращать стрессовые ситуации.



Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выполнение трех последовательных этапов : 1)выявление стрессора и активное воздействие на него; 2) устранение физиологических последствий стресса; 3)снятие психического напряжения.