Общечеловеческие моральные ценности. Общечеловеческие ценности: мечта или реальность




Основные общечеловеческие ценности

Трудовое обучение естественным образом ориентирует процесс формирования личности на воспитание высоких нравственных качеств.

В русской педагогике, этнопедагогике народов России - труд, справедливость, красота, добро, - являясь слагаемыми нравственности, составляют единое гармоническое целое.

Высшие человеческие ценности: справедливость, труд, красота и сильнее всего и более всего, конечно, добро, доброта как лучшее, наиболее убедительное проявление любви.

Очевидно, что все это вместе составляет надежную базу нравственности, соответственно и нравственного воспитания.

К этому списку общечеловеческих ценностей, думаю, необходимо добавить и правду.

Итак составим список общечеловеческих нравственных ценностей:

Труд, красота, добро, справедливость, любовь, правда, жизнь, цель жизни, смысл жизни, истина, целомудрие, чистота, воспитание, родина, семья, дети, честность, традиции, совесть, свобода, человек.

Общечеловеческие ценности в современном мире

ценность общечеловеческий норма

В современном мире существует две диаметрально противоположные точки зрения на вопрос о существовании общечеловеческих ценностей. Первая из них: абсолютных общечеловеческих ценностей не существует. Ценности и система этики вырабатываются этносом применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Так как условия существования различных сообществ разные, то некорректно распространять этическую систему одного сообщества на весь мир. Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории, и поэтому не существует неких общечеловеческих ценностей, единых для всех культур. Примером этичного поведения в среде каннибалов было поедание трупов поверженного врага после боя, каковое действие имело мистическое значение. Сторонники вышеприведённой точки зрения считают, что обвинять каннибала за такое поведение нельзя. Защитники другой точки зрения апеллируют больше к реальным ситуациям взаимодействия и сосуществования различных культур. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей (кроме, возможно, специально созданной резервации) не существует изолированно от других, а, напротив, активно взаимодействует с ними, для мирного сосуществования культур необходима выработка некоторой общей системы ценностей, даже если она априори не существовала. Для мирного сосуществования культуры каннибалов с культурой вегетарианцев им необходимо выработать некоторую систему общих ценностей, иначе сосуществование будет невозможно. Есть также и третья точка зрения, вытекающая из первой. Её приверженцы утверждают, что это словосочетание активно используется в манипуляции общественным мнением. Противники внешней политики США утверждают, что во внешней политике Америки и её сателлитов разговоры о защите "общечеловеческих ценностей" (свобода, демократия, защита прав человека и т. д.) часто перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества. Другими словами, по этой точке зрения термин "общечеловеческие ценности" -- это эвфемизм, прикрывающий стремление Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма. Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм, наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Претерпев разные по интенсивности и последствиям кризисы, эти идеологии стали великолепной почвой, на которой на Западе выросло, а в России активно формируется унифицированное общество потребления. В таком обществе, безусловно, есть место таким понятиям, как добро, любовь, справедливость, но в число главных ценностей в нем входят иные "добродетели", которые важны прежде всего для достижения материального благополучия и комфорта. Духовные же ценности становятся второстепенными Ещё одна страшная черта современной цивилизации - террор. Террористическое зло нельзя оправдать. Но можно попытаться понять его причины. Каждая из трагедий является очередным эпизодом межцивилизационной войны, в которой по одну сторону незримой линии фронта находится западная, то есть американо-европейская цивилизация, а по другую -- тот мир, вернее, самая радикальная и экстремистская его часть, которому ценности этой цивилизации чужды.

Межцивилизационные противостояния вовсе не отличительная черта нынешнего времени. Они существовали всегда. Но главное отличие современной "войны миров", разворачивающейся в эпоху глобализма, заключается в том, что это противостояние перерастает в глобальное, то есть значительно более масштабное и опасное. А полем битвы становится Земля. Отменит ли это совсем универсалию общечеловеческих ценностей?.. Можно ли хотя бы надеяться на лучший исход?.. Прогнозы давать невозможно.

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Что такое общечеловеческие ценности?

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.

Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые . Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти. Российская земля вырастила множество таких личностей, среди которых можно упомянуть Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матрону Московскую, Льва Николаевича Толстого, Михаила Ломоносова и многих других. Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.

Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.

К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.

Воспитание детей на общечеловеческих ценностях

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям. Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, патриотизм.

Основная проблема с общечеловеческими моральными ценностями в современном обществе происходит из-за того, что до сих пор подыскивается альтернатива воспитанию, принятому в советских школах. Оно, конечно, имело свои недостатки (авторитаризм, излишняя политизация, стремление к показухе), однако имело и значительные преимущества. В семье же современное подрастающее поколение часто предоставлено самому себе из-за высокой занятости родителей.

Помочь сохранить непреходящие ценности помогает церковь. Ветхозаветные заповеди и проповеди Иисуса полностью отвечают на многие вопросы христиан, затрагивающие мораль. Духовные ценности поддерживает любая официальная религия, именно поэтому они и являются общечеловеческими.

Как уже стало ясно из названия, что для формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности и воспитания чувства взаимоуважения между народами России, эта статья не пойдет по обычному пути через образование, воспитание, убеждение, в ней не будут предлагаться списки законов, правил, инструкций и накладываться вето или табу. Все перечисленное справедливо работает до тех пор, пока кто-то, заинтересованный в разжигании социального конфликта, не заплатит профессионалам деньги. Сразу после этого законы станут не правильными и их нужно срочно менять, этические нормы и моральные ценности сразу устареют и окажется, что использовать их сегодня нельзя, а в культурах и религиях появятся из глубины веков множество ветвей, противоречащих друг другу до антагонизма... В результате - рухнет весь, веками создаваемый, комплекс государственного устройства.

Для раскрытия темы, по созданию бесконфликтного российского общества был выбран метод "от большого к малому".

Только если знаешь принцип действия всего механизма,

сможешь найти причину поломки его частей.

1. Три этапа развития человеческого сознания

помогут нам сформулировать причины, которые привели к возникновению межнациональных

и межконфессиональных противоречий

Первый этап - индивидуальный. Сначала люди думают о себе, о своих родных и близких. Эту простую, проверенную веками и понятную для каждого человека истину, со стороны внешнего наблюдателя, Иммануил Кант описал следующим образом: "Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние (status naturalis); последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза" . Если в этом месте задумались, то эта статья для Вас.

Действительно, если люди сегодня продолжали бы жить, основываясь только на этот жизненный принцип, то они увязли бы в бесконечных, ничем и никем не регулируемых, мелких бытовых конфликтах, например между соседями, коллегами по работе...

А если такие люди вдруг захотят определить свое место в истории развития человеческого общества, то им нужно мысленно продлить представленный Сергеем Капицей график 1 роста численности населения Земли с учетом масштаба,

влево на 100 метров, что будет соответствовать времени антропогенеза, т. е. 5 миллионам лет назад . Иными словами, люди, обладающие только такой ментальностью, застряли где-то в начале этого графика.

Положительным эффектом этого периода является тот факт, что он заставил спасающихся от междоусобных конфликтов людей расселиться по всей территории Земли.

А отрицательным - что при таком восприятии человеческих отношений всегда побеждает тот, кто физически сильнее. Умные люди, к их стыду, выработали привычку, ворча, отходить в сторону, уступая место тупой наглости и силе, а хитрые - стали придумывать деньги.

Второй этап - групповой , отличительной чертой которого стало коллективное сознание.

Чтобы как-то объединить людей в группу по территориальному, языковому, культурному признакам, с целью более эффективной защиты рода, а также для совместного и бесконфликтного решения ими других, не менее значимых задач с древних времен наиболее мудрые лидеры таких групп были вынуждены лично разрешать частные конфликты.

Именно таким образом в разных точках планеты, независимо друг от друга, веками нарабатывались различные практики моральных ценностей, которые, в первую очередь, зависели от условий выживания людей на занимаемых ими территориях. Исторически такие группы оказались более успешными, чем разрозненные племена.

Огромную роль в объединении людей сыграли прошедшие через века мировые религии. Распространяясь по миру вслед за успешными, особенно в военном деле, лидерами, они помогали им в труднообъяснимых ситуациях сплачивать людей через веру и религиозные учения.

А отшлифованные таким образом в бесконечных вековых спорах культурные, моральные и религиозные ценности легли в основу законов и конституций сегодняшних стран, на которых выросло современное поколение людей. Людей, являющихся гражданами своей страны, и поэтому, во вторую очередь, уже думающих о выгоде для своего сообщества (государства, религиозной общины и т. д.).

Именно этот период изображен на представленном графике 1 с обозримых 2000-х годов до н. э. до 80-х годов ХХ века, который наглядно показывает, что приложенные человечеством усилия по контролю над исполнением выработанных внутри каждого народа моральных, религиозных и культурных ценностей в результате привели к стремительному росту численности населения планеты. Даже, несмотря на десятки миллионов жизней, унесенных первой и второй мировыми войнами, тенденция роста не изменилась.

Положительным фактором второго периода явилось то, что он дал возможность развиваться наукам и образованию, промышленности и торговле, денежно-финансовой системе.

А к отрицательным относятся:

Созданная людьми, основанная на долгах мировая денежно-финансовая система;

При таком устройстве мира, внутри сообщества, всегда выигрывает тот, кто ближе к власти и к деньгам.

Третий этап - общечеловеческий (или на выбор: всемирный, граждан планеты, глобального человеческого сообщества, всемирного сосуществования, Земля - колыбель человечества, мир без границ...). Массовое появление у людей общечеловеческого сознания, видимо, нужно отнести к восьмидесятым годам прошлого столетия по двум причинам:

Во-первых , зародившаяся во втором периоде денежно-финансовая система стихийно развивалась и в ХХ веке, благодаря усилиям ее создателей, стала претендовать на роль мировой финансовой системы. Все было бы ничего, но во время очередного экономического кризиса в 1971 году, в нарушение всех международных договоренностей, США "отвязали" доллар (выполняющий на тот период роль мирового эталона) от золота и завалили мир эмиссионными, ничем не подкрепленными деньгами. Но обвала доллара не произошло, потому что страны, ранее подписавшие Бреттон-Вудское соглашение, обязаны были принимать эти доллары, девальвируя свои национальные валюты, со всеми вытекающими последствиями для своих экономик. А пришедшая на смену в 1976-1978 годах Ямайская валютная система уже законодательно открепила все резервные валюты от золота, как для внутренних, так и для международных операций. В результате такого решения:

Все резервные валюты стали товаром N1, а совсем не эквивалентом (эталоном), помогающим людям совершать справедливый товарообмен. Причем, стоимость товара N1 зависит от сотен факторов, включая политические, которые важны только для спекулянтов и совсем не нужны людям для продажи и покупки ими товаров.

Искусственно созданный и юридически закрепленный на международном поле дефицит на товар N1 дал возможность его продавцам выбирать себе покупателей. Практически единственным условием для продажи является личная выгода продавцов, в соответствии с которой они пытаются построить все остальное человечество, жестко стандартизировав его обязанности для удовлетворения своих потребностей.

Выйти из мирового валютного соглашения оказалось невозможно. Более того, впоследствии практически все страны мира под давлением международного капитала вынуждены были подписать это соглашение. Если кто-то из правителей отказывался менять веками выверенные в своей стране культурные, моральные и религиозные ценности на американо-европейские колониальные законы и ценности и за счет благополучия своей страны кормить американскую или европейскую экономику, то его сначала пытались подкупить, если не получалось, тогда устраняли физически, а если не выходило ни первое и ни второе, тогда запускалась военная машина США и Евросоюза. Только в современной истории это происходило в Югославии, Ираке, Ливии, происходит в Иране, Сирии, а теперь наступила очередь Украины (Джон Перкинс: ).

Начиная с 80-х годов ХХ века и по сегодняшний день, во всем мире люди постепенно пришли к пониманию того, что:

Существующая мировая финансово-денежная система никогда не продумывалась комплексно с целью помочь людям совершать справедливый товарообмен, а развивалась стихийно. Решения принимались владельцами больших капиталов по мере возникновения проблем с единственной целью - защитить и приумножить уже существующие свои накопления.

Сначала они выбирают золото, как торговый эквивалент, потом Джон Ло вводит бумажные деньги во Франции, далее Бреттон-Вудское соглашение - привязка бумажных денег к золоту и, наоборот, Ямайская валютная система - отказ от золотого эквивалента.

Доллар США, с плавающей в зависимости от целей его хозяев ценой, не может выполнять роль эталона в мировой денежной системе.

Сделки, осуществляемые с фальшивыми эталонами, всегда заканчиваются в пользу аферистов.

Существующая мировая денежная система лопнет, если не будет создавать новых долгов, то есть перестанет захватывать новые рынки сырья, труда и сбыта.

Поэтому Вашингтон, для продвижения только ему понятной колониальной демократии, прочертил "ось зла" через всю планету. Мировой капитал не командует напрямую террористами, он, разжигая национальные, религиозные, социальные, политические... конфликты, просто создает определенные условия в той или иной точке планеты, а террористы сами следуют туда, где их ждут деньги.

Доходы от печатания новых мировых денег возможны только при наличии роста мирового ВВП. Чем больше добывается и перерабатывается природных ресурсов, тем для "системы" лучше.

Для этого организована промышленная гонка, создано общество потребления. Существующей "системе" абсолютно все равно, когда на планете закончатся жизненно важные ресурсы, что будет с природой. Ей все равно, что будет произведено из этих ресурсов - оружие, вредные для экологии и людей удобрения..

Точка X ? , озвученная в виде прогноза роста мирового ВВП через МВФ, МБРР и ЦРУ, не является целью всего человечества, а отражает интересы менее 1% людей, которые по наследству получили право создавать (печатать) новые резервные деньги и выдавать их в виде займа.

Реально существующая с 80-х годов ХХ века мировая задача по замене навязанной долговой мировой финансово-денежной системы на новую, которая отражает интересы и определяет экономическую цель для всего человеческого общества , стала первой причиной начала перехода сознания у людей от группового к общечеловеческому.

Вторая причина появление у людей общечеловеческого сознания связана с тем, что именно в эти же, восьмидесятые годы прошлого столетия, благодаря началу деятельности Римского клуба, удалось направить разработки ученых на изучение и поиск решений мировых глобальных проблем, которые возникли в результате бесконтрольной и стихийной хозяйственной деятельности человека на планете Земля. Благодаря подготовленным для клуба докладам и реализованным клубом программам человечество стало осознавать, что изображенный на графике 1, устремляющийся в бесконечность на границе в третье тысячелетие, рост численности населения, а также истощение природных ресурсов планеты и в существующем виде "экономическое развитие" на самом деле ведут к губительным и необратимым процессам как для самого человечества, так и для существования биосферы в целом. "...человечество либо кардинально изменит свой курс, либо погибнет вместе с планетой, давшей ему жизнь" .

Несмотря на очевидную необходимость срочного решения возникших глобальных проблем, вот уже более сорока лет не последовало каких-либо существенных реальных шагов по реализации идей Римского клуба и его рекомендаций ни со стороны правительств, ни со стороны общественности, ни со стороны каждого отдельного человека. Сами ученые, называя эти причины, разошлись во мнениях .

Одной из причин, не позволивших Римскому клубу сыграть знаковую роль в практическом решении глобальных социальных проблем, стали их общефилософские рассуждения о бытии человека в современном мире, о ценностях жизни и перспективах развития человечества, основанные на приобретенных учеными в течение своей жизни моральных ценностях, и отсутствие у них общечеловеческой теории, которая смогла бы объединить людей на решение этих задач, независимо от их пола, расы, национальности, места проживания, от религиозной, политической, социальной принадлежности...

Устремившемся в бесконечность, в начале третьего периода, росте численности населения планеты;

Появлении постоянно растущего перечня мировых глобальных проблем;

Современных мировых интеграционных процессах,

когда-то созданные в разных точках планеты с целью объединения людей моральные и религиозные ценности теперь все чаще становятся причиной, а в ряде случаев намеренно используются для создания непонимания и конфликтов между людьми.

Очевидным становится вывод, что для решения появившихся глобальных социальных проблем, включая замену мировой финансово-денежной системы, сегодня необходимы консолидированные усилия всего человечества, а для создания такой мотивации мирового сообщества в помощь моральным ценностям, отражающим интересы лишь разрозненных групп людей, должны прийти Общечеловеческие ценности.

Благодаря этим двум выводам у нас теперь есть историческое понимание возникновения межнациональных и межрелигиозных противоречий, и главное - есть направление, следуя которому, их можно решить. Но проблема состоит в том, что в современном мире:

Всеми признанных Общечеловеческих ценностей просто не существует. Согласно Wikipedia, "общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности ..." .

До сегодняшнего дня общечеловеческие ценности у каждого были свои. При удачном сочетании членов общества, обладающих различным набором культурных, религиозных и моральных ценностей, происходит стремительное развитие такого общества на благо всех его участников. А при неудачном - такое общество просто распадется, в лучшем случае.

А в худшем - ?.. Позавчера, вчера и сегодня отсутствие общечеловеческих ценностей заканчивается войной.

"В условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима" .

Фрэнсис Фукуяма

2. Общечеловеческие ценности есть

Слова общечеловеческие ценности звучат во всем мире с древних времен в литературных произведениях, в выступлениях политиков, огромное количество философских работ написано на эту тему. А получается, что всеми принятые Общечеловеческие ценности существуют только теоретически?! Чтобы в этом разобраться, нужно сделать всего три шага.

Шаг 1 - разберем сначала само понятие Общечеловеческие ценности . Определим критерии, которым оно должно соответствовать.

Понятие общечеловеческие все авторы описывают примерно одинаково, то есть Общечеловеческие - не зависящие от пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи и места проживания, от социальной, культурной, экономической, политической принадлежности.

А раз никто не спорит, это и будет критерий номер 1.

Немного сложнее - с понятием ценности . Все авторы делают сразу две ошибки:

Не задумываются о единой системе измерения (оценки) ценностей;

Популяризируют близкие для себя моральные ценности и считают, что по ним должно жить все человечество. А это прямое противоречие нашему первому критерию и поэтому они никак не могут договориться.

Рассмотрим обе ошибки по порядку.

1. Оценивать ценности будем по максимуму. Нам нужны жизненно важные ценности, угроза потери хотя бы одной из которых заставит любого человека инстинктивно приложить все мыслимые и немыслимые усилия для ее защиты.

Кстати, инстинкты, выработанные человеком за много тысячелетий в процессе выживания, могут послужить отличной проверкой наших выводов. Давайте посмотрим, что говорят психологи про человеческие инстинкты. Уильям Мак-Дугалл разработал классификацию инстинктов:

бегство (страх);

неприятие (отвращение);

любознательность (удивление);

агрессивность (гнев);

самоуничижение (смущение);

самоутверждение (воодушевление);

родительский инстинкт (нежность);

пищевой инстинкт;

стадный инстинкт.

Концепция инстинктов в теории Мак-Дугалла была основана на субъективных переживаниях и, как следствие, отличалась недостаточной научной строгостью. В частности, она не позволила составить перечень инстинктов (Мак-Дугалл неоднократно менял число инстинктов) .

Абрахам Маслоу утверждал, что люди не имеют инстинктов, поскольку могут преодолеть свои желания. По его убеждению, инстинкты были свойственны людям в прошлом, но впоследствии были заменены сознанием .

Удивительно, но у психологов с инстинктами такая же ситуация, как у философов с Общечеловеческими ценностями! Разброс мнений ученых варьируется от бездоказательного постулирования конкретного списка инстинктов до полного их отрицания.

Как ни странно, но обе, принципиально противоречащие друг другу теории, создают критерий номер 2, предъявляемый нами к проверке Общечеловеческих ценностей, так как именно инстинкты, управляемые человеческим сознанием, выполняют роль повседневных ориентиров, которые использует любой человек для жизни в обществе и жизни общества на Земле.

Ценности - только жизненно важные ценности, на которые любой человек инстинктивно реагирует.

2. Очевидно, что для определения Общечеловеческих ценностей нельзя применить понятие моральные ценности, так как мораль формируется главным образом в результате воспитания, то есть моральные ценности – это приобретенные ценности в результате воздействия на человека этнических, религиозных, политических и других влияний, которые мы не сможем для каждого конкретного случая назвать общечеловеческими. За основу возьмем самого человека и вместо приобретенных и отшлифованных в бесконечных спорах моральных ценностей мы используем сразу темы "Жизнедеятельности человека" . Это критерий номер 3.

Шаг 2 - нам нужен максимально полный список тем жизнедеятельности человека. Сегодня самое простое - это обратиться к сайтам президентов разных стран или к сайтам мировых общественных организаций и собрать все темы, по которым люди на них обращаются. Получится порядка пятидесяти тем. Но такое количество велико для восприятия.

Шаг 3 - можно попросить любого старшеклассника (не загруженного политикой, экономикой, юриспруденцией) сгруппировать эти темы по схожим признакам. В результате получим:

Темы жизнедеятельности человека Названия групп
Все темы, связанные с физическим здоровьем человека, такие как экология, питание, физическая культура, спорт и, конечно, медицина и здравоохранение Здоровье
Темы, интеллектуально формирующие личность, такие как образование, наука, культура, IQ и т. д. Интеллектуальное развитие
Все темы, связанные с природой: природные ресурсы, включающие в себя флору и фауну, а также созданная человеком для проживания инфраструктура: жилье, детские сады, школы, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, транспорт, связь, информатизация и т. д. Среда проживания
Темы, которые в современном мире напрямую связаны с деньгами: экономика, доходы населения, социальная поддержка, промышленность, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство, безработица и т. д., или физическое и интеллектуальное воздействие человека на среду
Такие темы, как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, а также криминал, коррупция, рейдерство, наркомания... Сюда же мы включили правоохранительные органы: полицию, прокуратуру, суды, МЧС и армию Безопасность
Семейные темы: любовь, планирование семьи, рождение ребенка, приемные дети, отношения в семье и т. д. Семья
Общественная, религиозная, политическая, государственная деятельность Общество

Выписанные темы жизнедеятельности человека закончились, и поэтому больше никаких групп не добавишь. Но более важно, что ни одно из названий групп не уберешь, иначе слова жизнь человека потеряют смысл. А ведь именно что-то такое мы и ищем.

Проверим результат с помощью выведенных нами трех критериев?

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 1.

Все они неизменны от пола, расы, этноса, религии, времени и места проживания, от смены экономических, политических, военных и других условий.

А темы, из которых они сгруппированы, по мере развития общества могут меняться, делиться, дополняться. Вместе они образуют живую и постоянно развивающуюся систему ценностей.

Для проверки на соответствие критерию номер 2 сравним наш результат со списком жизненно важных инстинктов.

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 2.

Все они и каждое название в отдельности: исходные, фундаментальные, абсолютные, вечные, потеря любого из них ведет к потере смысла человеческой жизни, а в основе их заложены человеческие инстинкты.

Каждое название можно оценить, измерить, сравнить.

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 3.

Они сформированы непосредственно из тем жизнедеятельности человека.

Именно их постоянное изучение, защита, совершенствование явилось движущей силой развития человеческого общества.

Названия групп соответствуют всем трем критериям, а это значит:

Общечеловеческие ценности – есть.

Их семь.

Они просты и сложны, как жизнь человека.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, выполняющая роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на Земле, независимо от его пола, возраста, расы, национальности, этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, экономической и социальной принадлежности.

Потеря любой из этих ценностей ведет к потере смысла человеческой жизни. А угроза потери любой из них заставит любого человека приложить все мыслимые и немыслимые усилия для ее защиты и восстановления.

Какое практическое применение имеют Общечеловеческие ценности?

1. Общечеловеческие ценности, как фундаментальное понятие, дают возможность нам по-новому взглянуть и осмыслить глубокие философские термины, такие как жизнь, свобода, счастье, добро, зло и т. д. Одинаковое их толкование позволит разным людям проще и точнее понимать друг друга.

Так, для философского толкования таких понятий, как жизнь и свобода человека, необходимо наличие всех семи Общечеловеческих ценностей, поэтому их отнесем к "Высшим ценностям человека ".

А для раскрытия глубины слов счастье, добро и зло может быть достаточно одной из Общечеловеческих ценностей или даже одной из тем жизнедеятельности человека. Например, Григорий Перельман решил одну из величайших задач века по математике... Математика - приблизительно 20-я часть науки, а наука - одна из 50-ти тем жизнедеятельности человека, составляющая интеллект. 1:20:50=0,001. Добиться успеха в одной тысячной части от всей Жизнедеятельности человека оказалось достаточно для того, чтобы получить мировое признание. А для самого ученого установить истину и есть счастье.

2. В этике Общечеловеческие ценности являются недостающим звеном между золотым правилом и темами жизнедеятельности человека.

Золотое правило - поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Это очень объемное понятие, а семь простых Общечеловеческих ценностей гармонично конкретизируют его точно так же, как их самих наполняют конкретным смыслом темы жизнедеятельности человека.

3. В современном мире Общечеловеческие ценности являются мечтой не только Фрэнсиса Фукуямы, так как они могут послужить основой для выстраивания взаимопонимания народов с разными культурами, религиями, с разным социальным строем.

И в Южной, и в Северной Корее Общечеловеческие ценности одни и те же...

4. Принятие любым государством как цель защиту и развитие Общечеловеческих ценностей изменит его систему управления, бюджет станет прозрачным и понятным для всех. А оценив существующую ситуацию через призму Общечеловеческих ценностей, лидерам будет легко отчитываться за свою работу перед людьми.

И чем таких государств будет больше, тем проще будет им сосуществовать вместе.

5. Учитывая мировой политический кризис, защита и развитие семи Общечеловеческих ценностей может стать общей идеей развития человеческого общества.

Общечеловеческие ценности - это инструмент. Если люди научатся использовать его в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности, то жить станет проще и понятнее.

Благодаря первой главе этой статьи - у нас теперь есть историческое понимание трехэтапного развития общечеловеческого сознания и причин возникновения межнациональных и межрелигиозных противоречий. А во второй главе мы сформулировали оригинальную теорию Общечеловеческих ценностей, которая смогла бы отправить в прошлое возникающие межнациональные и межрелигиозные противоречия между народами России, но она, на первый взгляд, выглядит как-то глобально и поэтому утопически. Кажется, что для реализации этой теории должно смениться несколько поколений и должно быть потрачено государством огромное количество сил на ее продвижение в многонациональном российском обществе. Это не так!.. Чтобы показать, как наша теория мгновенно решает веками наболевшие вопросы, мы, в нижеприведенных рекомендациях по созданию бесконфликтной межнациональной и межконфессиональной среды, первую рекомендацию рассмотрим более подробно с точки зрения теории Общечеловеческих ценностей, а последующие рекомендации, если будет интересно изучить глубже, можно прочитать в книге "Общечеловеческие ценности", опубликованной 10 марта 2015 года (ISBN 978-3-659-33925-7)

Первая рекомендация: в России, прежде всего, должна быть внятная идеология (национальная идея) , принимаемая всеми гражданами страны, независимо от их национальности, религиозной, политической, социальной и культурной принадлежности, возраста, пола и места проживания.

Пока вы уверены, что это нереальная задача. Посмотрим...

Свобода от идеологии - это самообман. Ни одно общество без объединяющей идеи, цели, без взаимной заинтересованности членов сообщества друг в друге долго не просуществует.

Сегодня люди воспринимают идеологию по Эриху Фромму как готовый "мыслительный товар", распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей... . Обратим внимание, что любое общество - это, прежде всего, люди. Интересную мысль на этот счёт высказал Давид Эйдельман: "Новые идеологические концепции, для того, чтобы быть удачными и востребованными, должны прежде обращать внимание на то, что называется "человеческим фактором", "человеческим капиталом" .

Если бы можно было совместить идеологию и Общечеловеческие ценности, не зависящие от классов, политических убеждений, экономического положения, религии, этнических традиций, расы, пола, возраста, периода проживания, то на такой основе можно было бы создать единую идеологию, принимаемую всем человеческим сообществом.

Для решения этой проблемы обратимся к самим идеологиям, доминирующим на планете, а точнее, к выводу, сделанному Евгением Примаковым: "Либерализм, консерватизм и социализм сохраняются, как три самые значительные идеологии. Однако в нынешних условиях они проявляются несамостоятельно, испытывая взаимовлияния, находясь в процессе конвергенции (процесс сближения, схождения, компромиссов), они стали составными частями идеологической модели, присущей различным странам"

С точки зрения Общечеловеческих ценностей мы не будем вникать в саму суть той или иной концепции или вариантов их совместного использования, не будем давать свои компромиссные формулировки по спорным вопросам. В конце все произойдет само собой. А сейчас нас будут интересовать те тезисы, которые отшлифованы десятилетиями и с помощью которых идеологи привлекают к себе новых сторонников, проникая во все темы жизнедеятельности человека. Ведь идеология мертва, если ее не поддерживают простые люди, и чем искуснее методы захвата умов, тем больше у нее сторонников.

Ниже приведена итоговая таблица, где в левой колонке показан сгруппированный перечень типовых агитационных тезисов, а в правой - соответствующие им Общечеловеческие ценности.

Агитационные тезисы Общечеловеческие ценности Бесплатная медицина и здравоохранение... Здоровье Бесплатное образование... Интеллектуальное развитие Реформа ЖКХ, развитие транспорта, ремонт дорог и т. д. Среда проживания Рост доходов населения, увеличение пенсий, ликвидация безработицы, помощь малому и среднему бизнесу и т. д. Благополучие или деятельность Реформирование правоохранительной и судебной систем, снижение роста преступности и т. д. Безопасность Помощь молодым семьям, улучшение демографии и т. д. Семья Поддержка религиозных и общественных организаций... Общество

Именно по этим семи направлениям идет любая идеологическая пропаганда.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, которую давно используют идеологи и партийные ораторы для привлечения в свои ряды новых членов, независимо от их пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи проживания и социального строя.

А раз такая связка давно существует и используется людьми, то почему бы ее саму не использовать в качестве общечеловеческой идеологии?

Не подвластная критике "Идеология человека"

"Качество жизни общества:

в первую очередь определяется концепцией управления - её сутью;

во вторую очередь определяется качеством управления в рамках этой концепции".

Новая концепция для третьего периода развития общества - это защита и развитие Общечеловеческих ценностей, которые:

не изменились за все время существования человеческого общества;

не зависят от классов, политической, экономической, социальной, религиозной, этнической принадлежности, национальности, расы, пола, возраста, периода и места проживания.

А качество управления и рамки этой концепции будут определяться конкретными результатами по защите и развитию семи Общечеловеческих ценностей, таких как здоровье, интеллектуальное развитие, среда проживания, благополучие или деятельность, безопасность, семья, общество . Чей опыт окажется эффективнее, тот и получит распространение.

Либералы предложенную нами идеологию тут же назовут либеральной, так как в центре ее находится Человек со своими правами на Общечеловеческие ценности.

Консерваторы будут праздновать победу, так как нет ничего более консервативного, чем Общечеловеческие ценности, появившиеся вместе с появлением человеческого общества.

А социалистам вообще повезло дважды, так как новая идеология - бесклассовая и социальные аспекты человеческого общества учтены полностью.

На этом конвергенция доминирующих сегодня на планете идеологий закончилась. Чтобы до конца убедиться в этом выводе, автор этой статьи разослал теорию Общечеловеческих ценностей представителям трех лидирующих партий страны: ЕР, КПРФ, ЛДПР и двум представителям самых массовых мировых религий - христианской и мусульманской. Все ответы подтвердили, что все семь Общечеловеческих ценностей не противоречат деятельности и Уставам перечисленных партий и не противоречат тем принципам, концепциям и взглядам, которые исповедуются указанными религиями. А это уже большинство жителей нашей страны, и собственно ответ на тему этого конкурса.

Идеология человека убирает почву из-под ног у националистов, радикалов, экстремистов, фашистов и т. д., не позволяет террористам оправдывать свои действия идеологическими разногласиями. А неполитические партии "Зеленых", "Любителей пива" и т. д. могут процветать дальше.

Идеологию человека нельзя запретить, изменить, модернизировать. Даже Конституцией... Попробуйте написать в основном законе, что целью страны является больное и необразованное общество или уничтожение окружающей среды и безработица...

Ее не нужно никому навязывать, объяснять, доказывать, так как она рождается, развивается (насколько может себе позволить и позволяет сам человек) и умирает вместе с человеком. Благодаря этому свойству Идеологии человека нет необходимости тратить время и силы на ее продвижение. Ее достаточно только озвучить, и сразу становится ясно, как хотят и должны жить люди и в России, и на планете Земля в целом.

Вторая рекомендация: политику нужно понимать классически, как государственное управление, в отличие от современной манипуляции руководителей страны со сложной иерархией элит как внутри страны, так и за ее пределами. Элит, которые жестоко бьются между собой за право устанавливать свои ценности и правила игры в стране.

Сформулированные Иммануилом Кантом двести лет назад два правила для политиков актуальны сегодня как никогда:

"Несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью".

"Все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой" .

Если объемное философское понятие "поступки", которые каждый читатель может трактовать с помощью своих мировоззренческих взглядов, конкретизировать через, понятные любому человеку, семь Общечеловеческих ценностей, то получим основной принцип государственного управления.

Справедливы все поступки, относящиеся к защите и развитию Общечеловеческих ценностей любых других людей, так как эти аксиологические максимы всегда совместимы с публичностью, а значит, согласуются и с правом, и с политикой .

Именно передаваемая по наследству мировая финансово-денежная система, построенная на долгах и для решения своих растущих проблем, оплачивающая продвижение по миру своих "колониальных ценностей", разрушает на своем пути неудобные для нее вековые культурные, моральные и религиозные ценности, организовывает гонку между людьми по уничтожению природных ресурсов, экологии, климата, а все это вместе неизбежно приводит к бесчисленным социальным и экономическим конфликтам между народами. Именно эта "система" является первопричиной того, что мир на Земле так и не наступил.

Для сохранения культурных, моральных, религиозных ценностей, а также экологии, природных ресурсов и жизни на Земле не нужно изменять природу человека. Люди сами выбирают Общечеловеческие ценности, которые выполняют роль повседневных ориентиров для жизни человека в обществе и общества на Земле. И для этого общества люди реализуют новую мировую финансовую систему, где эквивалентом денег будет не золото, не избранная валюта и не рост ВВП, а созданные на эти деньги Общечеловеческие ценности .

Четвертая рекомендация: изменить структуру управления страной. Гражданское устройство, с точки зрения Общечеловеческих ценностей, в каждом государстве может быть любым и зависит лишь от желания его граждан. Главное, чтобы его целью была защита и развитие Общечеловеческих ценностей, как в его внутренней, так и во внешней политике.

А если учесть, что обозначенный Евгением Примаковым процесс конвергенции основных идеологий с появлением Общечеловеческих ценностей, завершился и политические дебаты в управлении страной теперь никому не нужны, то можно сделать рекомендательный вывод:

Ни политики, ни экономисты, ни юристы, а самые компетентные и авторитетные ученые, сообща, без какого-либо давления, руководствуясь только целью защищать и развивать Общечеловеческие ценности на благо всех жителей страны, с учетом появившихся глобальных угроз, должны определить сбалансированные между собой этапы развития России по каждому из семи направлений Общечеловеческих ценностей .

И только после этого:

Юристы проверят, чтобы последующие действия по выполнению созданной таким образом программы развития страны не нарушили ничьих Общечеловеческих ценностей.

Экономисты просчитают поэтапно полученные проекты.

Центральный банк поэтапно выпустит от имени государства новые деньги и оплатит выполненные работы.

А государство поставит на баланс вновь созданные Общечеловеческие ценности.

Таким образом:

1. экономические законы и внутренний баланс страны не нарушатся;

2. учитывая, что проекты будут утверждаться не банкирами, с точки зрения получения максимальной прибыли, а учеными, с точки зрения защиты и развития Общечеловеческих ценностей, то приоритетными окажутся такие проекты, которые сегодня кажутся не реальными, например: очистка рек, посадка лесов, переоснащение промышленных, энергетических предприятий и строительство для них очистных сооружений, развитие науки, образования...

3. а благосостояние, условия жизни и, что очень важно, условия работы граждан страны очень быстро поднимутся на соответствующий времени уровень;

4. в международном плане - чем таких государств будет больше, тем им проще будет сосуществовать вместе, тем быстрее уйдет в историю существующая мировая финансово-денежная система, в месте со своими проблемами. А курс национальных валют этих стран будет рассчитываться через корзину, наполненную не нефтью, зерном, электроникой, а семью общечеловеческими ценностями.

Пятая рекомендация: согласно теории Общечеловеческих ценностей определение Высших ценностей человека звучит так: "Чтобы любой человек на планете жил и был свободен, у него должны быть реализованы все семь Общечеловеческих ценностей", а именно:

Физическое здоровье.

Интеллектуальное развитие.

Благоприятная окружающая среда.

Деятельность и благополучие.

Безопасность.

Семейные ценности.

Общество, основанное на Идеологии человека, которая защищает и развивает этих же семи Общечеловеческих ценностей.

Создание такого общества - это необходимое условие для выживания всего человеческого сообщества на Земле, вступившего в третий, Общечеловеческий этап своего развития, а также единственное и достаточное условие для решения межнациональных и межконфессиональных проблем народов России и не только...

Литература

1. Иммануил Кант - "К вечному миру". .

2. Сергей Петрович Капица - «Парадоксы роста». Главы из книги.

3. Аурелио Печчеи - "Человеческие качества". М. Прогресс, 1985 г.

4. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. М., Academia, 2000.

6. Фукуяма, Ёсихиро Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. - М.: АСТ, Люкс, 2004.

7. Wikipedia / инстинкт / Гормическая психология -

8. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality Chapter 4, Instinct Theory Reexamined.

11. Евгений Примаков - выступление на международной конференции "Россия в мире силы XXI века". -

Общечеловеческие ценности прививаются человеку в ходе его воспитания. Они представляют собой накопленные духовные, моральные и нравственные принципы, поддерживающие уровень благонравности в обществе. Основополагающей является человеческая жизнь с острой проблемой ее сохранения в нынешнем культурном обществе и при существующих природных условиях.

В другом смысле общечеловеческие ценности - это абсолютный стандарт, в котором заключены основы моральных ценностей, они помогают человечеству сохранять свой вид.

Однако критики утверждают, что некоторые способны злоупотреблять этим понятием. Так, с его помощью можно манипулировать общественным мнением. И это невзирая на разницу в национальной жизни, религии и т.д. В итоге одинаковые для всех и каждого ценности могут противоречить какой-то культуре.

Но на каждый аргумент найдется контраргумент. Противники этой стороны утверждают, что без такого рода ценностей общество бы уже морально разложилось, и отдельные субъекты не могли бы мирно сосуществовать.

Важны - они в первую очередь формируют а уже потом культуру страны и общества в целом. И, тем не менее, в такого рода ценностях нет конкретики - это не некий свод правил, которому нужно беспрекословно следовать. Также они не связаны с определенным промежутком времени в развитии той или иной культуры, конкретной этической традиции. Это то, что отличает цивилизованного человека от варвара.

Общечеловеческие ценности включают в себя несколько составляющих. Духовная составляющая - это религия, философия, искусство, этика, эстетика, различные памятники культуры, шедевры музыки и кинематографа, литературные произведения и т.д. То есть весь духовный опыт народов являет собой всеобщую ценность. В этом таятся глубокие философские размышления о смысле бытия, морали, культурном наследии и нравах народа.

Духовная составляющая подразделяется на нравственную, эстетическую, научную, религиозную, политическую и правовую основы. современного общества - это честь, достоинство, доброта, истина, непричинение вреда и другие; эстетические - поиск прекрасного и возвышенного; научные - истина; религиозные - вера. Политический компонент открывает в человеке желание мира, демократии, справедливости, а правовой определяет важность закона и правопорядка в обществе.

Культурная составляющая включает в себя общение, свободу, творческую деятельность. Природная - это органическая и неорганическая природа.

Общечеловеческие ценности - это форма применения нравственных стандартов, которая связана с идеалами гуманизма, достоинства личности и справедливости. Они направляют человека на то, чтобы его жизнь держалась на трех важных составляющих: осознанности, ответственности и честности. Мы поэтому и люди, что способны к этому прийти. От нас зависит процветание общества, атмосфера в нем. В мире должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Соблюдение общечеловеческих ценностей может реализовать такой желанный многими мир во всем мире!

Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей.Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, котораябы стала необходимым цементом для укрепленияинновационной основы этих проектов.

За последнее время из общественного оборота ушел такой термин, как «общечеловеческие ценности». Хотелось бы вспомнить о существовании этого краеугольного понятия, т.к. именно оно даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу.

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногдаобщечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д.Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество . Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины . В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость » и «смерть – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью . Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство ...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Примеры

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - может быть примером общечеловеческой ценности.

В подготовке материала использованы: Энциклопедия социологии, Википедия, статьи В.Ефимова, В.Таланова и др.