Мы такие же люди Образ человека с ограниченными возможностями в художественной литературе




«Милосердие на книжной полке»

(Книжный обзор к Международному дню инвалидов)

Мы слишком много душевных сил отдаем переживанию мелких огорчений, неудач, обид, забывая, что такое подлинное несчастье. Мудрец сказал: «Я сетовал, что у меня нет обуви, пока не встретил человека, у которого нет ног». Родительские придирки, нравоучения учителей, отсутствие мобильного телефона - это пустяки по сравнению с отсутствием здоровья.

Я представляю вам необычные книги. Они предназначены детям с ограниченными возможностями (так принято называть больных детей и детей с отклонениями в физическом и психическом развитии). Этим юным людям ежедневно приходится сталкиваться с массой проблем, незнакомым большинству их сверстников.

Да, человеческая жизнь порой жестока и несправедлива. Невозможно понять, за что такое горе выпало именно этому ребенку и его близким. Но все же можно суметь достойно и осмысленно жить с этим, каждый день радуясь жизни, и не теряя надежды на выздоровление.

А почему книги такого рода следует читать совершенно здоровым детям и подросткам? Дело в том, что любая книга ценна тем, что она не просто украшает наш досуг занимательным сюжетом а помогает нам узнать что-то новое о жизни, лучше понять самих себя. Сопереживая героям, мы пытаемся поставить себя на их место, ощутить по силам ли нам самим справится с теми испытаниями, какие выпали на их долю. Тот, кто по своему опыту знает, что такое тяжелая болезнь, легко поймет мучения больных детей. Но и того, кому посчастливилось не болеть ничем, серьезнее простуды, заставит задуматься о тех огромных преимуществах, которыми щедро наградила его судьба.

Повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» начинается с того, что классный руководитель Клавдия Николаевна призывает своих учеников проявлять милосердие к новенькому. Призыв звучит, по меньшей мере, странно. Ведь каждый из ребят - героев повести - заслуживает к себе такого же отношения. Среди них есть и инвалиды, и умственно отсталые, и психически неуравновешенные, и просто дети, заброшенные родителями, и поэтому не получившие элементарного воспитания. С такими ребятами очень трудно общаться. Их либо избегают, либо унижают и обижают. Редко кто относится к ним с пониманием. Удивительно, как люди, сами в чём-то обделённые, готовы унизить других, как когда-то унизили их самих.

Наверное, специальные школы и отдельные классы создают, чтобы оградить и защитить таких детей. Думается, что это не совсем правильно. Пока эти дети не выросли, их надо с детства научить приспосабливаться к миру большинства: глухих - к миру слышащих, слепых - к миру зрячих. А большинству научиться смотреть на меньшинство не свысока, не брезгливо, а с пониманием и сочувствием.

Жизнь непредсказуема. Любой человек может внезапно заболеть тяжелой болезнью, получить травму - тогда и ему самому понадобится помощь, чтобы перейти улицу или подняться по лестнице. Надо помнить, что человек рожден, чтобы жить, не только радуясь благосклонности судьбы, но и вопреки её жестоким гримасам.

Вот почему учительница из книги «Класс коррекции» призывает учеников проявить милосердие к новенькому - Юре Малькову. Действительно, новенький, который приходит, вернее, приезжает к ним на инвалидной коляске, вызывает сочувствие даже у самых равнодушных и бессердечных. У Юры - ДЦП. Несмотря на тяжелую болезнь он умён, начитан, хорошо учится. А главное, он обаятелен, добродушен, отзывчив и геройски переносит свой недуг. И если поначалу кое-кто пытается поиздеваться над Юрой, то, узнав его поближе, начинает относится к нему с уважением, и даже всячески помогает ему. Происходит удивительная вещь: класс, доселе недружный, сплачивается вокруг новенького. И когда вдруг случается ЧП, все, как один, бросаются на помощь однокласснице Ксюше, поразительно красивой девочке с серьёзными отклонениями в психике… Жестокой ценой удаётся спасти Ксюшу.

«Болтушка» австрийского писателя Мориса Глейцмана - повесть про немую девочку, которая приходит в обычный класс обычной школы. Это книга про понимание. Понимание тех детей, которые чем-то отличаются от других. Про то, как легко обидеть ребенка, если не понимаешь, что покровительственная жалость его унижает.

У главной героини Ровены Бетс врождённая аномалия гортани, которая не позволяет произносить звуки. Ей приходится общаться со всеми с помощью записок, а с теми, кто понимает язык глухонемых - с помощью жестов. В классе, куда она приходит, одна из учениц по имени Аманда знает этот язык. Девочки становятся подружками. Но однажды Ровенна узнает, что Аманда стала дружить с ней только потому, что она состоит в благотворительном обществе. Председатель - её отец, ей поручено взять шефство над каким-нибудь инвалидом. Мало того, Аманда просит Ровенну пойти с ней на собрание. Там она должна представить свою подшефную и рассказать, как она ей помогает. Узнав истинную причину, Ровенна испытывает страшное разочарование, ведь она думала, что Аманда с ней просто дружит. Ей не нужна дружба из жалости, но Ровенна соглашается участвовать в собрании. Там немая девочка дает хороший урок всем присутствующим, в первую очередь Аманде.

Книжка молодого писателя Николая Назаркина «Изумрудная рыбка» стала лауреатом национальной премии «Заветная мечта». Мне довелось быть на её презентации, и не довелось встретиться с автором. Он переехал жить в Голландию - там получше с медициной, чем у вас. Дело в том, что у Николая Назаркина наследственное врождённое заболевание - гемофилия, плохая свёртываемость крови. У гемофиликов малейшая травма вызывает внутренне кровоизлияние. Это болезнь детей и молодёжи, потому что такие люди редко доживают до пожилого возраста. (Самый известный такой больной - сын Николая II цесаревич Алексей, в честь рождения которого выстроен наш Троицкий собор).

Николай Назаркин закончил библиотечный институт и защищал диссертацию по библиотерапии. В ней он доказывал, что книга лечит или хотя бы может помочь. Ему самому книги часто помогали. Благодаря книгам он вырос оптимистом, несмотря на то, что в детстве ему приходилось по полгода лежать в больнице. «Изумрудная рыбака» - книга о детях, больных гемофилией. Она получилась жизнеутверждающей и веселой.

«Палатные рассказы» - такой у неё подзаголовок. Дети живут в больнице месяцами, а то и годами! Тягостна жизнь в больничной палате - кто хоть раз лежал в больнице, знает это. А детям хочется бегать и прыгать, лазить по деревьям, гонять мяч. Но всё это им запрещено. Однако они не унывают и переносят своё особое положение гораздо лучше чем их родители. Им хочется бегать, и они устраивают гонки на инвалидных колясках. Им хочется творчества - и они плетут из прозрачных трубочек для капельниц оригинальные фигурки и красят их зеленкой. Об этом рассказ «Изумрудная рыбка». А еще спорят, шутят, фантазируют и сочиняют. Они умеют дружить и радоваться каждому дню. И, конечно же, они много читают, ведь свободного времени предостаточно. Увлечению чтением посвящен очень смешной рассказ «Миледи».

Про роль чтения в жизни больных детей говорится и в книжке под названием «Кушла и её книги». Это документальная история, рассказанная новозеландской писательницей Дороти Батлер о своей внучке - Кушле. Девочка не может управлять своими руками: хватать предметы, ползать, как все младенцы. Ночью она плохо спит, и родители, испробовав много способов успокоить страдающего бессонницей ребенка, с четырёх месяцев читать ей детские книги. Они выбирали только книги, предназначенные для самых маленьких детей. В них текст лаконичен, зато много ярко и крупно нарисованных картинок. Кушла начинала познавать мир не столько реальный, сколько нарисованный, изображенный в книгах.

Поразительно! Благодаря раннему и постоянному чтению Кушла выросла ребёнком более умным, чем её здоровые сверстники. Мало того, чтение хороших и добрых книг воспитало в ней лучшие нравственные качества. И несмотря на физические страдания, к шести годам Кушла стала энергичным, жизнерадостным, обладающим юмором, сердечным и общительным ребенком. Так книги в жизни Кушлы совершили обыкновенное чудо: раннее чтение помогло ей расти и развиваться, компенсируя физические недостатки. Да, книга воистину великая сила!

Мой совет родителям очень маленьких детей: прочтите книжку про Кушлу. Вы поймёте: чем раньше вы дадите книгу в руки малышу, тем больше пользы она ему принесёт.

Татьяна Заичкина

Большинство читателей любит супергероев, но неуязвимых нет – у любого Ахиллеса есть пята, но чаще всего слабость оказывается атрибутом величия. Мы сделали подборку художественных произведений, где среди героев есть персонажи с инвалидностью, тяжелой болезнью или специальными потребностями – особенные люди.

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина — книга о ребятах, которые тяжело, порой неизлечимо, больны. Большую часть своей жизни они проводят в больничной палате: уколы, капельницы, перевязки. Но и здесь бывают забавные приключения, выдумки и первые влюбленности.

Автор о больничной жизни знает не понаслышке – в детстве проводил в больнице по шесть месяцев в году, а став взрослым, работал во Всероссийском обществе гемофилии. Его рассказы помогут пережить невзгоды и детям, и их родителям. Кроме того, это просто качественная литература: сборник был сразу замечен критиками и получил награду Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта

Главный герой повести десятилетний Оскар болен лейкемией. Он пишет письма… самому Богу, с юмором и детской непосредственностью рассказывая о забавных и грустных происшествиях больничной жизни. В его нехитрых рассказах — высокая философия бытия, смерти, страдания, к которой невозможно остаться равнодушным.

Эрик Шмитт, один из самых ярких современных европейских писателей, нобелевский лауреат. Он говорит о своей повести: «Я, к сожалению, проводил из этого мира многих людей, которых любил. Я сам серьезно болел и тогда понял, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть. Я поправился, но почувствовал, что в моей ситуации было просто… неприлично выздоравливать. И захотелось написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Я подумал, что ребенок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем».

«Радуга для друга» Михаила Самарского

Повесть о дружбе слепого мальчика и собаки-поводыря, которая подарила товарищу самую настоящую радугу. Эта книга была написана тринадцатилетним подростком Мишей Самарским, который впоследствии стал известным российским блогером, основателем благотворительного фонда «Живые сердца».

«Привет, давай поговорим» Дрейпер Шэрон

Американская писательница, школьная учительница и мама «особого» ребенка Дрейпер Шэрон написала историю о девочке с ДЦП, которая хочет доказать всем, чего она стоит. Девочка Мелоди не похожа на большинство людей — не говорит и не ходит, но у нее необыкновенная память. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих одноклассников.

Написанная от первого лица повесть вызывает восхищение внутренней силой героини и сожаление о том, решением каких мелких, в сущности, проблем мы заняты большую часть времени.

«Самолёт по имени Серёжка» Владислава Крапивина

Рома Смородкин делает всё, что и его сверстники, и даже больше: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но однажды мальчик падает на арматуру, повреждает спину и перестал ходить… Мама считает, что сыну лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия и естьколлектив и товарищи, с которыми он будет чувствовать себя равным среди равных. «Но я не хотел быть таким равным», — говорит мальчик. Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать окружающую реальность и у него появляется друг, умеющий превращаться в самолет…

«Болтушка» Морриса Глейцмана

Австралийский писатель Моррис Глейцман написал прекрасную историю о том, как важно понимать и уважать того, кто не похож на тебя.

Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, поэтому девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап — он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни.

«Солнечное затмение» Альберта Лиханова

Пронзительная повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но за свою короткую жизнь узнали много бед и боли. Мальчик из неблагополучной семьи полюбил девочку-инвалида, в семье которой царит настоящая гармония и любовь. Смогут ли они дети понять и сохранить чувство, которое зарождается между ними? Писатель, журналист и председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов словами своего героя утверждает: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

«Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Кима Фукса Окесона и Эриксона Эва

Это удивительная история о том, как в самой обычной семье, у самых обычных мужчины и женщины родилась маленькая обезьянка. Родители страдали и старались скрыть ее ото всех. Однажды в зоопарке они увидели на руках у обезьяны самого обычного человеческого ребенка и даже захотели подменить одного малыша другим. Но неожиданно поняли, что им нужен только свой малыш, каким бы он ни был. И с той поры они перестали стесняться своей маленькой обезьянки и уже не скрывали ее от людей.

В книге много рисунков и ненавязчивый текст, рассказывающий, что и как происходит в «особо» семье, просто и проникновенно. Может ли быть счастливой семья особого ребенка? Да! Но для этого нужно полностью принять своё дитя и его диагноз.

«Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?» Джин Литтл

Анна — неловкий, неуклюжий ребенок, посмешище дома и в школе, потому что ни родители, ни учителя не догадываются о том, что она почти ничего не видит. И надо было переехать в другую страну, чтобы там нашелся и доктор, который понял, в чем дело, и специальный класс с замечательной учительницей и дружелюбными одноклассниками.

«Слышишь пение?» — вторая книга о подросшей Анне Зольтен. Она получила специальную премию Канадского совета по детской литературе. Девочка помогает внезапно ослепшему старшему брату Руди выплыть из бездны отчаяния и увидеть, что он может жить как человек, а не прозябать в своей инвалидности. В книге также поднимаются проблемы ксенофобии, ненависти к тем, кто говорит на другом языке, по-иному молится, носит необычную одежду…

«Я умею прыгать через лужи» Алана Маршалла

Алану Маршаллу — автору широко известной повести «Я умею прыгать через лужи» (первая часть автобиографической трилогии) — очень повезло с родителями. В раннем детстве он перенес полиомиелит и, как следствие, детский паралич: появились «плохая» нога, бесчувственная и мертвая, и «хорошая», на которую, стоя на костылях, можно опереться.

У него необыкновенные родители: не очень образованные, но с удивительным даром понимания, любовью к жизни и житейской мудростью. Только гениальный от природы родитель способен сказать своему «особому» ребёнку: «Мне повезло, что у меня такой сын уродился… Старайся вместе со всеми и драться, и бегать, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Я с этой минуты намерен о них забыть».

На примере собственной жизни автор определяет все необходимые условия для становления характера и нравственного формирования «особенного» человека. Единственно правильная политика окружающих, открытость и умение слушать главного героя позволили ему прожить долгую и интересную жизнь, стать отцом двух детей, знаменитым путешественником и писателем с мировой известностью.

«Цветы для Элджерона» Дэниела Киза

«Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица. Я незнаю зачем это нужно но он говорит это очинь важно для таво чтобы посмотреть использывать меня или нет. Я надеюсь они меня используют. Мисс Кинниен говорит может они сделают меня умным. Я хочу быть умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на севодня я кончаю».

Тридцать лет роман Дэниела Киза считался фантастикой и читался как фантастика. Сейчас эта история воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы о человеке с особыми потребностями, прошедшем путь от отсталости до вершин интеллекта, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

«Принцы в изгнании» Марка Шрайбера

Повесть «Принцы в изгнании» Марка Шрайбера рассказывает о реабилитационном лагере для детей, больных раком. В 1991 году по этой книге был снят фильм, после чего повесть перевели на пять языков и издали в девяти странах. В этом лагере мало говорят о болезнях, больше - о жизни, увлечениях, любви, природе. Здесь соревнуются, плавают, катаются на велосипедах, спорят. Главный герой Райан ведет дневник, которому доверяет все свои переживания, плохое настроение и жалость к себе.

«Паренёк в пузыре» Иена Стракана

Эта книга получила две литературные премии и две специальные премии читательских симпатий, установленные самими подростками 11-14 лет. В центре повествования Адам — подросток с редкими нарушениями иммунной системы. Самая легкая инфекция для него смертельна, поэтому он должен жить в полиэтиленовой палатке в полной изоляции.

«Дэниэл молчит» Марти Леймбах

Роман «Дэниэл молчит» рассказывает о драме современной молодой женщины, готовой на все, лишь бы вылечить своего сына. Это роман об отваге и самопожертвовании, о женской сути и о природе любви.

У Мелани с мужем образцово-показательная семья. Но когда младшему сыну Дэниэлу ставят диагноз «аутизм», идиллия рушится точно карточный домик.

«Дом, в котором…» Мариам Петросян

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр.

Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.

Димкино волшебство

Сегодня, сын, я расскажу тебе настоящую волшебную новогоднюю сказку про мальчика Димку, который научился делать волшебство своими руками. Димка жил в большом многоквартирном доме на пятом этаже. Совсем недавно родители подарили Димке на День Рождение новый ноутбук, которым Димка очень гордился. Ни у кого из его друзей во дворе такого не было. И все ребята завидовали Димке. Однажды Димка возвращался из школы раньше, чем всегда. Вернее уроков совсем не было. Учительница заболела и всех отправили домой. Димка вприпрыжку несся по двору, предвкушая как он сядет за компьютер и наиграется от души. Около своего подъезда он неожиданно наткнулся на маленького человечка, который сидел в коляске, весь укутанный пледом. Человечек выглядывал из под шапки, натянутой до самых бровей. Димка остолбенел! Он никогда не видел этого мальчишку! “Ты кто?” – удивленно спросил Димка. “Я – Андрюша!”- голос у мальчишки был тихим. Он явно стеснялся. “А ты чего такой большой, а в коляске сидишь?” – Димку распирало любопытство. Ведь мальчишка явно его возраста, а в коляске. Андрюшка вздохнул, как-то весь съежился и еще тише сказал -”А я ходить не могу. У меня ноги больные.” “Ну, ты Андрюшка даешь!”- распалился Димка -”Как это не можешь? Так ты встань и иди!”. Потом шмыгнул замерзшим носом и спросил: – ” Ты хоть в школе-то учишься?” Андрей совсем залез в свой кокон из пледа так, что его голос совсем стал еле слышным: ”Нет! Я наверное в следующем году буду учиться. Ко мне будет учительница приходить домой, потому что я инвалид. Так мама сказала”. Димка просто онемел. Он во все глаза смотрел на Андрюшку. Что такое инвалид Димка не знал. “А давай пойдем ко мне! Поиграем в компик! – неожиданно для себя выпалил Димка. Глаза у Андрюшки загорелись, но тут же потухли: “Я не могу! Я же не смогу по лестнице подняться”- печально произнес он.- “Нам с мамой поэтому на первом этаже квартиру дали. Да я и не умею на компьютере играть. У меня его нет! Мама говорит, что когда заработает много денег, тогда купит мне компьютер. Я жду! Я даже письмо Деду Морозу написал, чтобы он мне подарил компьютер. Мама сказала, что обязательно пошлет ему мое письмо.” Димка уже изрядно замерз, но уходить как-то совсем не хотелось. Но, тут из подъезда вышла женщина. Она пощупала нос и щеки Андрюшки, улыбнулась Димке и укатила коляску в черную дыру подъезда. Дома Димка себе места не находил. Ему даже расхотелось играть. Он еле дождался родителей с работы. За ужином Димка рассказал о своей неожиданной встрече. Оказалось, что родители знали об этом мальчике. Мама объяснила Димке, что значит инвалид и сказала, что этого мальчика выводят гулять, когда все дети в школе. “Мама! А может Дед Мороз подарить Андрюшке компьютер?” – пристал Димка к маме, которая мыла посуду. “Очень сомневаюсь!”- сказала мама- “Таких как Андрюшка у Деда Мороза много. Компьютеров на всех не хватит. А у Андрюшкиной мамы вряд ли и столько денег появится. Ведь до Нового года осталась всего неделя.” Тут вмешался папа: -”Сын! Ты уже почти взрослый. Тебе уже 7 лет! Ты уже должен понимать, что чудеса делаем мы сами, а не Дед Мороз!” “Неправда, неправда!”- чуть не плача думал Димка -”Дед Мороз есть! Он поможет Андрюшке!” Всю неделю Димка был сам не свой. И хотя он больше не видел Андрюшку, этот мальчишка просто не выходил у него из головы. Перед Новым Годом Димка вдруг успокоился и занялся каким-то делом у себя в комнате. Он притащил большую коробку, которую нашел на заднем дворе магазина. Обклеил ее старыми новогодними открытками и разными картинками. Для этого он разрезал книжку “Волшебные сказки”, которую ему читал папа, когда он был еще маленьким. В последний день перед Новым Годом, Димка сидел и смотрел на свой новенький ноутбук, потом вздохнул, погладил его и положил в разукрашенную коробку. Перевязал коробку ленточкой, которая осталась от подарков на день рождение. В новогоднюю ночь Димка еле дождался, когда родители с гостями усядутся за стол. Он тихо выскользнул с коробкой за дверь. В подъезде было темно. Из квартир неслись веселые голоса. Димка спустился на первый этаж. Затаив дыхание, он поставил коробку у Андрюшкиной двери, позвонил в квартиру и быстро побежал вверх по лестнице. Остановился на втором этаже и затих. Он слышал как открыли дверь. Кто-то ойкнул и дверь закрылась. Димка вновь спустился. Коробки не было. Сердце Димки сильно стучало. Казалось, что вот вот оно вырвется из груди. Он проскользнул в свою квартиру, наполненную веселыми голосами и запахом ели. “Ты где бегаешь?” – весело спросил отец- “А ну, сынок, посмотри, что там Дед Мороз тебе под елку принес!”. Димка заглянул под елку. Там лежали несколько пакетов. Самый большой был Димкин. В пакете были красивые шапка, шарф и варежки. Всю ночь Димка плохо спал. Нет, не потому, что за стенкой пели и веселились. Димку била непонятная дрожь. Ему снился Дед Мороз, который то грозил ему пальцем, то кружил его в хороводе вокруг елки. Утром, пока родители спали, Димка взял свои новые шапку с шарфом и спустился на первый этаж. Он долго мялся около Андрюшкиной двери, но все таки решившись, позвонил. Дверь открыла Андрюшкина мама. “С Новым Годом!”- почти одновременно произнесли мама Андрюшки и Димка. Женщина заулыбалась: “Андрюша! Это к тебе!” Андрюшка выкатился на коляске из комнаты. Его огромные глаза на бледном лице счастливо горели. “Дима! Я такой счастливый! – заикаясь от восторга говорил Андрей- “Дед Мороз есть! Он взаправду есть! Он получил мое письмо! Он прислал мне компьютер!” Андрюшкина мама наклонилась к Димке и прошептала:”Представляешь, я не верила в Дедов Морозов, а они оказываются есть! Я сама не верю в это чудо. Но, сегодня ночью мы получили в подарок компьютер в праздничной коробке! Ты знаешь, Андрюшка пишет стихи. Ему этот компьютер очень нужен!” Димку вдруг неожиданно захлестнула волна необъяснимого счастья. Он готов был прыгать и кричать от радости. “Вот!” – ликуя произнес он – ” Я знал, я знал, что Дед Мороз есть!” “А это тебе Андрюшка от меня, чтобы ты не мерз на улице, когда мы будем с тобой гулять!”- и он протянул Андрюшке свой новогодний подарок. Андрюшка был счастлив! Он крутился на коляске в неповторимом, сумасшедшем танце, а Димка прыгал вокруг него, крича “Ура Деду Морозу!” Потом Димка пообещал Андрюшке приходить к нему все зимние каникулы и учить его пользоваться компьютером. Окрыленный и счастливый Димка вернулся домой. Родители уже его ждали. “Ты где был?” – строго спросил его отец – “И где твой компьютер?” “Его Дед Мороз унес к Андрюшке!” – смотря прямо в глаза отцу, твердо произнес Димка- “Андрюшка инвалид, он живет на первом этаже, я вам про него рассказывал.” Родители переглянулись. Вдруг отец улыбнулся и прижал к себе сына. “Я горжусь тобой, сын! Ты растешь настоящим волшебником!” Теперь каждый год Андрюшка пишет Деду Морозу письмо. Он ничего не просит, только искренне благодарит Деда Мороза за то, что он подарил ему волшебный новогодний подарок – настоящего друга. Вот, сын, и вся сказка. Знай, что в новогоднюю ночь происходят самые невероятные волшебные события. И, иногда, мы тоже бываем к ним причастны.

Я решилась написать это истории таким же мамам, как и я. Может быть, еще и тем, для кого инвалиды и их семьи - это помеха или явление природы, но не более того. Я сама жила так же, пока в мою жизнь не вошла боль, потому что началась длительная операция на моем сердце.

Слава Богу, что мой сын - инвалид

Так получилось, что долгожданный подарок - сын - с рождения был «не таким». Я даже и не могла бы сформулировать мысль, что же именно было не так. Но с первого же дня сердце болело и проворачивалось внутри от ощущения этой его «инаковости». Диагноз звучит сложно, проще сказать, что это - вариант аутизма.

Почти четыре года я работала как реанимация, приобретала навыки дефектолога, логопеда, психолога, прикладника. Диагноз для меня был как стена из железобетона, которую проходилось пробивать голыми руками, лбом, как угодно, но при этом не сдвигаясь не только вперед, но зачастую - после длительной реабилитации - отползая далеко назад.

На этих-то войнах и пришлось встретить саму себя. И как ни парадоксально это звучит, за эту встречу я и благодарна Богу больше всего на свете. Вначале гордыня, конечно же, привела с собой отчаяние. Но при этом мягко и с силой неизбежной аксиомы меня Господь подвел к молитве. Можно было какое-то время ссылаться на усталость и невозможность молиться, но от действительности было не уйти. Ничто не помогало, ребенок не развивался, стало хуже, его организм стал отказывать. Но перед глазами было Евангелие… И только когда пришло осознанное вымаливание ситуации, начались сдвиги в лечении. Заканчивалась молитва - заканчивались «совпадения».

Не знаю, почему врачи не давали так долго инвалидность. Но я знаю точно, что и сама не была готова к приговору. Воюя с ветряными мельницами клинических проявлений, я упорно держалась за счастливый финал. Господь семь лет давал эту надежду. Да и врачи говорили о возможности перелома в лучшую сторону. А потом - послали на группу. И не потому, что я перестала молиться. А потому, что пришла пора пройти урок, к которому готовил меня милостиво Господь целых семь лет. «Да будет воля Твоя…»

Здравствуй, мой особенный сын. Ты со мной проходишь мои уроки жизни, мои двойки - это твои двойки. И ты помогаешь мне их исправлять и терпишь меня же, когда я воюю не с твоей болезнью, а прежде всего с самой собой. У нас впереди целая жизнь, такой долгий бесценный урок. И помоги нам Бог выучить его и сдать в конце самый главный экзамен.

Мать

В коридоре стояла коляска для двойни, только очень большого размера. Такой своеобразный паровозик, который даже на сторонний взгляд выглядел тяжело и массивно. Пока я пыталась понять, для чего такая громоздкая конструкция, из физиокабинета спиной ко мне стала потихоньку выбираться хрупкая женская фигура. На ее шею были заброшены руки достаточно взрослого ребенка, который был только на полголовы ниже матери.

Тут же развернувшись, она быстро вернулась в кабинет… и таким же образом вынесла второго ребенка: руки мальчонки безжизненно болтались вдоль тела

Стало понятно, что у мальчишки был сильный , даже голову он не мог хорошо держать. Мать привалила его к себе и почти волоком потащила к коляске. Потом особым отработанным движением положила в коляску сынишку - а он ничем не мог ей помочь. Тут же развернувшись, она быстро вернулась в кабинет… и таким же образом вынесла второго ребенка. Только руки мальчонки даже не лежали у нее на плечах, а посторонними предметами болтались вдоль тела.

Уложив и второго сына в коляску, женщина распрямилась, схватилась за поясницу и повернулась ко мне:

Вы не могли бы подержать дверь открытой, пока я вытолкаю коляску к лестнице?

На меня смотрели безнадежно утомленные глаза, васильковый цвет которых был подернут проволокой боли. Ей, похоже, не было и тридцати.

Дверь я открыла. Она подкатила коляску к лестнице на второй этаж, затем вынула первого мальчишку и потащила на себе: в реабилитационном центре не было лифта, да и сама лестница была узкой.

Пожалуйста, побудьте с Максимом. Я быстро.

Максим сидел спокойно. Глаза блуждали по пространству, не останавливаясь на предметах. Я его тоже не заинтересовала. Из уголка рта протянулась слюна.

Женщина спустилась, взвалила на себя уже второго ребенка и потащила его вверх по лестнице. Я отвернулась. Сил смотреть больше не было.

Потом мы еще несколько раз сталкивались с ней в коридорах центра. Я узнала, что она живет одна с матерью. Отец детей сбежал, как только они появились на свет: сразу же стало ясно, что они - . Старший, Толик, немного крепче и может жевать и даже иногда встает в коечке, держась за борта. А младший глотает только жидкую пищу и совсем не держится на ногах. Им уже исполнилось десять лет.

Последний раз я видела ее на улице, за забором центра. Она стояла, скорчившись от боли в спине, и судорожно курила. Времени у нее не было: дети вот-вот должны были проснуться после короткого дневного сна.

Я застыла в воротах и… не столько поняла, сколько прочувствовала изнутри, почему у в «Братьях Карамазовых» старец Зосима упал в земном поклоне перед Дмитрием Карамазовым: он кланялся тому кресту, который ему предстояло нести всю оставшуюся жизнь. И тяжесть этого креста была невероятной.

В тот момент я очень хотела упасть на колени перед этой МАТЕРЬЮ.

Папаша

В коридоре приемного отделения реабилитационного центра толпились дети и взрослые. Был тяжелый день заезда новых маленьких пациентов и их сопровождающих. Стоял гул голосов, шелест документов, плач и возня детей. В узком проходе между лавками была втиснута коляска с мальчонкой лет восьми. Бессильные ручки были засунуты между коленями, а ножки-плеточки собраны поплотнее, чтобы не свешивались через края коляски и не мешали проходящим. На громкие звуки он иногда реагировал попыткой поднять свою головку, которая тут же опускалась опять вниз, не держась на слабенькой шее. Набегавшую слюну у мальчика заботливо вытирал сидевший рядом парень лет 25.

Через некоторое время из кабинета выскочила молодая издерганная женщина. За сильным хлопком дверью тут же послышалась ее ругань. Резкие взвизги заставили всех притихнуть. Она просто кричала в закрытую дверь, и было непонятно, к кому именно она обращается.

Нет, я домой приеду и ей устрою! Результаты манту она не записала! Я еду за двести верст, чтобы утереться! Да я не знаю, что с врачихой сделаю. А эти, ух, даже не уступают!!!

Мальчонка в кресле задергался и начал мычать. Парень озабоченно посадил его к себе на колени, обнял покрепче и вдруг одернул орущую:

Замолчи! Видишь, он нервничает. Ты - мать. Сама виновата, что не проследила за документами.

Дверь открылась, и из кабинета вышла врач. На женщину она не взглянула и сразу же обратилась к молодому мужчине:

Парень тяжело вздохнул: «Я - не папа. Мне просто мальчишку жалко…»

Мы, папаша, можем пойти вам навстречу: примем вас на лечение, если вы принесете сегодня результаты рентгеновского снимка. Сделать вы сможете его в ближайшей больнице. Адрес я дам, и даже позвоню туда. Это будет стоить недорого.

Парень тяжело вздохнул:

У меня денег - только на обратную дорогу. А еще я - не папа. Мне просто мальчишку жалко…

Большое сердце

На детской площадке мальчишки впятером гоняли в футбол. Игроков явно не хватало: в летнюю пору многие разъехались по дачам. Одни ворота оставались пустыми, и старший заводила, рослый мальчик лет 11, постоянно посматривал по сторонам: не появится ли на улице еще один потенциальный игрок?

Но в жаркий полдень желающих попрыгать не было. По пустынной аллейке прогуливались только я и мой сын. Мальчик подскочил к нам и на правах капитана команды бросился к сыну:

Слышь, пацан, айда к нам на ворота. Нам тебя не хватает.

Мой сын радостно кивнул и быстро засеменил в сторону площадки. Я грустно посмотрела на ребят:

Я не против, но большого толка от него не будет.

Это не важно, лишь бы стоял.

В следующие несколько минут мимо новоиспеченного вратаря прокатилось несколько мячей. Капитан озабоченно и уже раздраженно наблюдал, как медленно раздвигавший руки Игорек пропускает очередной гол. Чтобы мальчишка окончательно не разозлился, я решила упредить ситуацию:

Не расстраивайся. Я же тебя предупреждала, что толку не будет. Он - инвалид.

У паренька на несколько мгновений вдруг напряглось лицо и сузились глаза. Он над чем-то явно задумался.

А я думал, он - набалованный, - ответил мне мальчик, а затем резко повернулся к игравшим ребятам. - А ну стойте! Ты, пацан, иди к нам, бери мяч и бей по воротам.

Сын размахнулся и… мяч остался на месте. «Ничего, - проговорил капитан. - Давай, пацан, давай. Еще бей»

Игорь медленно нагнулся, неловко распрямил руки и взял уже закатившийся в его ворота мяч. Приволакивая ноги, он добежал до других ворот, положил мяч, размахнулся и… чиркнул кроссовкой по асфальту. Мяч остался на месте. Мальчишки начали хмыкать.

А ну тихо. Стойте и не мешайте. Давай, пацан, давай. Еще бей.

На этот раз мяч вкатился в ворота.

Ура! - радостно закричал сын.

Молодец! Теперь постой на воротах, я тебя еще позову. А вы - не вздумайте смеяться.

Мальчишка еще несколько раз останавливал игру, чтобы Игорек смог забить свои голы. Ребята кривили губы, но не посмели ослушаться своего капитана: ни разу не рассмеялись. Где-то через час все разошлись по домам обедать.

Того мальчика я больше не видела: скорее всего, он лишь некоторое время гостил здесь на каникулах.

Это была первая и последняя командная дворовая игра, в которую позвали моего сына. И за это моя особая благодарность тому маленькому капитану с большим сердцем.

Нормативные акты

6. Конвенция о правах ребенка (1989 год)

7. Конституция РФ от 12.12.1993 года

8. Семейный кодекс (1992 год)

9. Федеральный закон от 19.04.1991 года "О занятости населения в Российской Федерации".

10. Федеральный закон от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

11. Федеральный закон от 24.07.1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

12. Федеральный закон от 02.08.1995 года "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

13. Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".

14. Указ президента Российской Федерации от 02.10.1992 года "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

15. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1993 года "О мерах по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов"

16. Постановление от 25.03.1993 года "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности"

17. Постановление Совета Министров правительства Российской Федерации от 05.04.1993 года "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов".

18. Закон Читинской области от 02.12.95 "О социальной защите инвалидов Читинской области".

19. Распоряжение Администрации Читинской области №230-А/р от 12 апреля 2005 года "О первоочередных мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры в Читинской области".

20. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. - М.: Педагогика, 1991. - 86 с.

21. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: Правовое регулирование. - М.: Владос-пресс, 2002. - 224 с.

22. Астраханцева О.Е. Некоторые пути решения проблем инвалидов в России: Вопросы медико-социальной работы: Сборник статей. М.: Социум, 2009. - 114 с.

23. Афанасьева И. Право на бесплатные костыли - // Социальная защита - 2005 - №1. - С.25-27.

24. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. - М., 1997. - 91 с.

25. Ачильдиева Е.Ф. Семья с ребенком-инвалидом. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 2008. - 39 с.

26. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2004. - 153 с.

27. Анафьянова Т.В. Трансформация понятия моделей инвалидности и формирование системного подхода в реабилитации инвалидов // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. - Чита, 2004. - 31 с.

28. Блинков Ю.А., Губарев Е.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. - Курск, 2009. - 69 с.

29. Дементьева Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск, 1999. - 64 с.

30. Душина Н.В. Проблемы работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями // II межрегиональная научно-практическая конференция "Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов". - Чита, 2004. - 42 с.

31. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. На пути к инклюзии: обучение детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Бурятии. - Улан-Удэ, 2004. - 53 с.

32. Дамбаев Б.В., Горбатых Г.А. Образование доступное для всех. - Улан-Удэ, 2004. - 36 с.

33. Желудков А.В. Право социального обеспечения. - М., 2008. - 81 с.

34. Жулковска Т., Ковалев А.И., Луков В.А. "Ненормальные" в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. - М., 2003. - 432 с.

35. Зелинская Д.И. Детская инвалидность. - М.: Медицина, 1995. - 136 с.

36. Зайцев Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - №7. - С.11-44.

37. Инвалидность // Справочное пособие по социальной работе / Автор-составитель А.М. Панов, Е.И. Холостова. - М.: Инфра, 2007. - С.83.

38. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях. - Улан-Удэ, 2005. - 29 с.

39. Красиков Н.М., Будаева Э.Х. Создание безбарьерной среды в учреждениях образования. - Улан-Удэ, 2006. - 58 с.

40. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальность детства в современной России // Актуальные проблемы современного детства. - М., 1993. - 45 с.

41. Левченко И.Ю., Приходько О.Л. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2009. - 63 с.

42. Мартынов А.П. Отчет о работе Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов по решению социальных вопросов инвалидов за 2006 год. - Чита, 2006. - 31 с.

43. Мамайчук Н.М. Психокоррекционные технологии для детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. - 44 с.

44. Основы социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1998. - 368 с.

45. От рождения до смерти - жизнь / Под редакцией В.О. Флека. - Чита: Завтранс, 2006. - 311 с.

46. Попожаева Н.С. Дети-инвалиды // Социальная защита. - 2000. - №23. - С.12-137.

47. Рожков В.В. Особенности социальной идентификации инвалидов в современном российском обществе. - М., 2003. - 187 с.

48. Синцова Л.К. Проблемы социализации детей-инвалидов. - Барнаул: Шумановка, 1998. - 124 с.

49. Технологии социальной работы / Под редакцией Е.И. Холостовой. - М.: Инфра, 2008. - 357 с.

50. Теория и методика социальной работы / Под редакцией П.Д. Павленка. - М.: Инфра, 1993. - 165 с.

51. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. - М., 2004. - 81 с.

Рецензия

на квалификационную работу

студентки отделения социальная работа социального факультета

Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнения. В последнее время уделяется очень много внимания проблемам инвалидов в современном обществе.

В структуру работы вошли две главы. Студенткой раскрыта сущность понятия инвалидности, проанализированы основные методы социальной работы общественных организаций с детьми-инвалидами.

Выпускная квалификационная работа имеет практическое применение в работе, специалисты получают знания о социальной работе общественных организаций с детьми-инвалидами, говорится о работе общественных организаций по изменению общественного отношения к проблемам людей с инвалидностью. Работа изучена председателем Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов города Читы, отмечена им как интересная и значимая.

Выпускная квалификационная работа Койдошко Н.В. по теме: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)" соответствует предъявленным требованиям, заслуживает высокой оценки.

Председатель Читинской региональной организации Всероссийское общество инвалидов.

Уважаемые члены комиссии!

Разрешите представить вам выпускную квалификационную работу на тему: "Социальная работа с детьми-инвалидами в Российской Федерации (на примере деятельности общественных организаций)".

Социально-экономический кризис в России существенно ухудшил уровень жизни населения, негативно сказался на его здоровье. За последние годы было отмечено увеличение показателей инвалидности.

Дети-инвалиды являются одной из самых незащищенных категорий населения. Именно поэтому решение проблем детей-инвалидов на сегодняшний день является одним из важнейших необходимых действий социальной политики государства, социальных учреждений, специалистов по социальной работе и общественных организаций.

Создание условий для успешной социализации детей-инвалидов - это главная задача не только государства, общественных организаций, но и общества в целом.

Объектом данной работы является социальная работа с детьми-инвалидами.

Предметом изучения является социальная работа с детьми-инвалидами (на примере деятельности общественных организаций).

Цель исследования - рассмотреть социальную работу с детьми-инвалидами общественных организаций с детьми-инвалидами.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть проблему детской инвалидности в современном обществе.

2. Изучить сущность социальной работы с детьми-инвалидами.

3. Исследовать законодательную базу социальной работы с детьми-инвалидами.

4. Рассмотреть деятельность общественных организаций по социальной работе с детьми-инвалидами за рубежом и в России.

5. Проанализировать опыт Всероссийского общества инвалидов в Читинской области.

Лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых прав.

К сожалению, инвалиды, в том числе и дети, - не имеют законной возможности полностью реализовать себя. Очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят их достоинство.

Непризнание способностей и возможностей инвалидов может повлечь за собой пренебрежение ими или даже отказ от них.

В нашем современном обществе дети-инвалиды сталкиваются с недоступностью среднего, средне-специального и высшего образования, в недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении связи с миром, ограниченной мобильностью, недоступностью общественного транспорта, социальных служб и многое другое. На наш взгляд, не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного сознания по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.

Одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, в первую очередь, в области реабилитации.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания.

Основная цель социальной реабилитации связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения.

В основу законодательства в сфере социальной работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права.

Для детей-инвалидов, согласно "Конвенции о правах ребенка", предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

Конституция РФ регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему управления, основные права и обязанности граждан. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей-инвалидов.

На основе проанализированной законодательной базы социальной работы с детьми-инвалидами, можно выделить следующие тенденции в оказании помощи:

оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернатного типа, так и в условиях семьи;

особое внимание уделяет социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни;

особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов;

очень важным, на наш взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей-инвалидов - интегрированное обучение, которое закреплено законодательством.

В жизни инвалидов большую роль играют общественные организации инвалидов, такие как Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов.

За рубежом, как и в России, проблемам инвалидов уделяется много внимания. Общественные организации инвалидов как зарубежные, так и российские борются за доступную среду, доступное образование для людей с ограниченными возможностями. В задачи общественных организаций входят: защита прав и интересов, социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, культуре и спорту, развитие общественной активности инвалидов, удовлетворение их материально-бытовых нужд.

За рубежом ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами, транспортная сеть оснащена специальными подъемниками, пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих.

На сегодняшний день работает механизм согласовании проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

В Читинской области защитой прав и интересов занимается Читинская региональная организация Всероссийское общество инвалидов, которая действует на территории Читинской области с 1988 года. На сегодняшний день в структуру ЧРО ВОИ входит 20 районных организаций, а общая численность членов организации 7368 человек.

Цели организации: защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей для удовлетворения своих потребностей. ЧРО ВОИ реализует программу реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию людей с ограниченными возможностями, на активизацию и формирование активной жизненной позиции инвалидов. В течение 15 лет организует и проводит совместно с органами власти и местного самоуправления межрайонные и областные спартакиады, фестивали художественного творчества.

У ЦРО ВОИ налажено продуктивное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти Читинской области, общественными организациями региона. В течение 2004 года ЧРО ВОИ, используя собственные средства, выполнялся проект "Город, доступный для всех", результатами которого стало обследование и описание более чем 400 объектов социальной инфраструктуры города Читы на предмет доступности их для инвалидов, создана база данных на объекты.

ЧРО ВОИ - участник межрегионального проекта "Ничего для нас без нашего участия" по созданию безбарьерной среды. С 2006 года специалисты ЧРО ВОИ участвуют в процессе согласования проектируемых зданий на предмет их доступности для инвалидов. Правлениями местных организаций ЧРО ВОИ, правлением ЧРО ВОИ за 206 года оказано материальной помощи на сумму более 1 млн. рублей. Это продукты, одежды и денежные средства.

Традиционными стали Слеты молодых инвалидов Читинской области, областные и городские спартакиады инвалидов, фестивали художественного творчества, молодежные дискотеки.

Общественными организациями делается большой вклад в жизнь каждого инвалида, участвуя в жизни общества человек с ограниченными возможностями не чувствует себя отчужденным от общества, а становится его полноправным членом.