Реабилитация средствами художественно-творческой деятельности как метод социальной работы с молодыми инвалидами краснооктябрьского района города волгограда. Национальная премия “Гражданская инициатива”




МАУК «Ужурский районный Дом культуры»

Сценарий

проведения Открытого фестиваля творчества

людей с ограниченными возможностями

«Душа всегда свободна!»

Составитель – сценарист:

Художественный руководитель

МАУК «Ужурский РДК».

г. Ужур, 2012г.

Пролог. На проекции, под музыкальное сопровождение

Анимация: «Рисунки песком». Звучит закадровый текст:

« В их глазах не всегда отражается небо

Их слова не всегда, точно стилус, остры

Но у каждого сила духовная скрыта,

Каждый хочет опоры, надежды, любви.

И они покоряют вершины и дали,

Где обычный теряется вмиг человек,

Их упорство достойно, их нервы из – стали.

Преклоняю колени пред ними навек.

Вы такие же люди, как каждый на свете,

Пусть же будут добры к вам всегда небеса,

Начинание каждое – счастьем согрето,

Звучит муз. сопровождение .

Ведущая . Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на 2-м открытом фестивале творчества людей с ограниченными возможностями, людей очень сильных и очень мужественных, которые, не смотря на трудности, радуются каждой минуте жизни. Трудно не согласиться со словами немецкой писательницы Изольды Курц: « Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь!».

И, наверное, не случайно фестиваль носит названия «Душа всегда свободна!», она как птица в поднебесье, не знает границ, и ей все подвластно!

Наш фестиваль – это праздник, дающий людям раскрыть свои таланты, свой внутренний мир!

А сейчас, разрешите мне предоставить почетное право открыть фестиваль руководителю управления социальной защиты населения администрации Ужурского района Юрию Николаевичу Латыпову.

Муз. сопровождение.

Ведущая. Наш фестиваль – это событие, которое не может оставить равнодушным никого! Из века в век человечество пытается изобрести модель современного общества – такого, чтобы всем жилось хорошо! Выход есть – духовность, объединение людей, всего прекрасного, светлого. И сейчас вы услышите обращение настоятеля храма Святых апостолов Петра и Павла города Ужура, иерея Павла Третьякова.

После заключительных слов ведущей - затемнение. Идет видео-ролик:

«слово отца Павла».

Ведущая. Любое дело по плечу, когда приходит вдохновение и прилагаются к нему желание, умение и терпение. А желание творить, у наших участников фестиваля огромное.

На сцене звезда танцевальных площадок 80-х, кумир публики, музыкант, певец – Валерий Бакулин!

Номер . «В краю магнолий».

Ведущая . Творческие номера наших участников – это душа, искренность и если хотите мастерство человека, который куда больше других знает цену жизни.

Следующая наша участница фестиваля – юное дарование, прекрасный, романтический образ, девушка с гитарой – Марина Егорова! И ваши самые теплые аплодисменты!

Номер. «Ой, рябина кудрявая».

На фоне видео-ролика: рисунок из песка, звучит закадровый текст:

« У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.

Ведущая за кулисами. На сцене Людмила Игонина.

Номер. «Подари мне платок».

Видео-проекция.

Ведущая. Потеря здоровья, невозможность вести привычный образ жизни мешают мобильности, ведут к сужению круга общения, но вовсе не означают отсутствие творческих способностей и самобытных талантов. И в этом вы, дорогие друзья, сейчас сами и убедитесь. На сцене Сергей Белянин.

Номер. «Я спросил у ясеня».

Видео-проекция.

После номера, ведущая приглашает Сергея на вальс.

Звучит вальс «Белый танец».

Ведущая за кулисами. На сцене зажигательная Анастасия Коновалова.

Номер. Танец. «Любовь - стоп!».

Ведущая. В нашем Центре культуры и досуга занимаются два замечательных коллектива «Сударушка» и «Рябинушка». И этим людям для счастья много и не надо. Радость общения, радость встречи. Их всех сплотила песня. Сегодня они держаться за руки, подбадривают друг друга, улыбаются. А мы их любим и ими гордимся!

На сцене ансамбль «Рябинушка».

Номер.

Ведущая за кулисами. Приветствуем бурными аплодисментами ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущая . Дорогие друзья! Наверное, все вы, когда вошли в фойе нашего центра культуры и досуга заметили организованную выставку декоративно-прикладного творчества. Все это сделано руками людей с ограниченными возможностями. И это еще раз доказывает, что желание творить побеждает многое! Спасибо вам!

Но, а нашу фестивальную программу продолжают гости из города Назарово.

Номер. «Пантомима».

На фоне видео-проекции: «рисунок из песка», звучит закадровый текст:

« Моя душа как страница,

Теряет дни, по свету носится,

Ударь ее – она оскалится,

Погладь ее – она помолится.

Ведущая за кулисами. На сцене Евгений Ибрагимов. Коррекционная школа-интернат №8.

Номер. «День рождения мамы».

Ведущая. Живет такой парень, жизнерадостный, общительный, не смотря на трудности, он ведет привычный для человека образ жизни. Занимается спортом, играет в футбол. У него есть мечта – научится играть на гитаре, я думаю, что мечта его осуществится. А сегодня он пришел к нам на фестиваль со стихотворением собственного сочинения. Поддержим начинающего поэта. На сцене Алесандр Марченко.

Номер. Стих.

Ведущая . Дорогие друзья! Согласитесь со мной, какой грустной и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы в ней не было танцев. И следующие участники фестиваля – это дети из специальной коррекционной школы-интернат №8. Они с нетерпением ждут своего выступления. А вы для них приготовьте самые теплые аплодисменты! На сцене танцевальный коллектив «Улыбка».

Номер. «Хлопайте в лодоши».

Ведущая. О том, что не вмещается в словах,

Душа сама берет себе заботу.

Она ведь страж, что свято помнит о правах –

Хранить, питать несказанное что-то.

Эти строки написала наша землячка, поэтесса Ольга Леонтьевна Червонная. Инвалид детства, искренняя, добрая, открытая. Как она себя сама называет – мечтательная фантазерка, любящая жизнь! Я думаю с ее творчеством, многие из вас знакомы.

Как хрупок мир невыраженных чувств!

Как тайны жизненные уязвимы.

И ключ к ним знай: бесхитростная грусть

Мотивы грусти только сердцем уловимы.

Лишь искренность вольна их угадать

Не допустив намеков скрытой фальши.

И вам готова я, стихи отдать

Любовь, и сердце, и волненья страсти!

На финальных строчках ведущей, затемнение.

Идет видео-ролик – Ольга Червонная.

Ведущая. И пусть сегодня Ольги Червонной нет рядом, и пусть она не слышит аплодисменты в свою честь, но я думаю, она чувствует на расстоянии наше тепло и признательность!

А наш фестиваль продолжается. И сейчас, на этой сцене вы увидите замечательный дуэт. Катерина Харькова и Анастасия Иванова. Коррекционная школа-интернат №8.

Номер. «Дорогою добра».

Ведущая. Не редко люди с ограниченными возможностями духовно богаче некоторых из нас, они сильнее морально, умеют дорожить каждым мгновением, раскрывать в себе необыкновенные способности. Некоторым из них сложно в том плане, что не хватает общения с окружающими. Поэтому те праздники, которые случаются в их жизни, очень ценны и заряжают энергией надолго. Как и следующий участник фестиваля, обаятельный

Федор Эвинян.

Номер. «Одуванчик мой».

Ведущая за кулисами. В качестве гостя фестиваля, на этой сцене председатель Назаровского общества глухих, сурдопереводчик Людмила Алексеевна Макашина, с песней «Дороги России».

Номер. «Дороги России».

Ведущая за кулисами. Самыми искренними аплодисментами встречаем следующего участника фестиваля. Татьяна Пашеева город Назарово.

Номер. «Мама».

Муз. сопровождение .

Ведущая . Мы еще раз убеждаемся в том, какие талантливые и замечательные у нас участники фестиваля. Сколько в них энергии, которой они подчас и нас заряжают, сколько в них оптимизма, веры в будущее!

И вот сейчас на эту сцену выйдет одна из таких: энергичная, позитивная Августа Корнеевна Васько!

Номер. Стих «Нелегок путь».

Ведущая. Танцы являются настоящим украшением любого концерта, уж тем более фестиваля, и особенно, когда их исполняют дети. Поддержим аплодисментами хореографический коллектив из специальной коррекционной школы - интернат №8.

Номер. «Гномики».

Ведущая за кулисами. Для вас на сцене очаровательная Тамара Лысенкова.

Номер. «Край мой».

Ведущая. Сегодняшний фестиваль показывает, что все наши участники это звезды. Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно! Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами домов загоралась хоть одна яркая звездочка! Встречайте одну из таких ярких звезд, нашего гостя из поселка Копьево, Антона Рябоконь!

Номер. «Мой дом Россия!».

Сразу после номера Антона, идет затемнение. Видео-ролик: «рисунок из песка». Звучит закадровый текст:

« Давайте жить, любить и верить,

Давайте строить замки и мосты,

В душе своей откроем настежь двери,

Доверим людям все свои мечты.

Не надо уходить в уединенье

И прятать души за семью замками,

Себе найдем предназначенье,

Заполним боль и пустоту друзьями.

Заполним боль и пустоту мечтами

Раскрасив мир свой в яркие цвета!

Сольемся с песнями и добрыми стихами

И вот уж жизнь, как радуга светла!

Сразу без объявления звучит финальная песня «Детство» детей из коррекционной школы №8.

Ведущая. Вокальная группа «Солнышко». Специальной коррекционной школы - интернат №8.

Завершен фестиваль, в нем чудесная сила!

Жар горячих сердец, все, что дорого мило!

Это радуга жизни и талантов полет

Это крыльев души, дерзкий пламенный взлет.

Это дружбы тепло и сердец доброта

Где на сердце светло – там живет красота!

До Новой встречи, дорогие друзья, на открытом фестивале творчества людей с ограниченными возможностями!

Рыжачков Анатолий Александрович

ЧАСТЬ 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

IV. ​Актуальные задачи и КАК их решать творческой личности?

1. Приемы реабилитации, попытки компенсировать недостающую функцию.

Таблица № 1

Направления решений

Примеры

Выработка навыков компенсации

Пример 20:
«Занимаясь, математик не совершает сложного пути мелких ассо-циаций, а сразу делает как бы «прыжки» от одного представления к другому, которое связано у него ассоциациями, вызывая одно, дру-гое. По себе я знаю, что, обладая довольно умеренной памятью, нуж-ной для таких вещей, как, например, запоминание стихов, изучение иностранных языков, я обладаю исключительно хорошей ассоциативной памятью, которая дает мне возможность заниматься мате-матикой ».
Понтрягин Л.С. "Жизнеописание Льва Семен6овича Понтрягина, математика, составленного им самим. Рождения 1908,г.Москва/Послесл. И.Р. Шафаревича, М.И. Зеликина Изд. 4-е - М: КомКнига, 2012. - Стр. 89

Пример 21:
«Зрячий скульптор при работе над историческим портретом в значительной мере связан с произведениями многих художников, преднамеренно или невольно соотносит с ними свою работу и нередко подпадает под их влияние. Только наиболее талантливый способен переплавить в своем сознании вершину образцов и создать новый, неповторимо индивидуальный образ.
Слепой всегда как бы заново, первозданно творит образ. Обостренная же способность хра-нить и «видеть» прежние зрительные впечатления позволяет ему передавать портретное сходство ».
Г.М. Кустов "Лина По: Жизнь и творчество слепого скульптора" - М.: Редакционно Издательский отдел ВОС 1978г. Стр. 43

Пример 22:
«В первый момент, когда знакомятся со мной, мне подают только руку, как это принято везде. Пожав протянутую мне руку, я должна обратить на нее внимание и запомнить не только особенности кожи (ее гладкость, грубость, теплоту, влажность, сухость и т.д.), но и форму руки и характерные особенности рукопожатия. А что у каждого человека свое особенное, характерное рукопожатие, с этим, наверное, все согласятся. У одних людей крепкое и энергичное, у других — вялое, безразличное (или, как я выражаюсь, безличное), у третьих — нежное, мягкое, располагающее и вызывающее чувство симпатии к данному человеку».
Как узнаю людей. О.И. Скороходова «Как я представляю окружающий мир» - Издательство Академии педагогических наук РСФСР Москва стр. 206

Адаптация рабочего пространства/ режима

Пример 23:
«Но теперь ей надо было питаться по часам, и специально для этого в спектакли вводили мизансцены с продуктами . Актриса доставала из кармана апельсин и тихонечко его чистила в углу сцены. И действие останавливалось - зрители смотрели только на нее и начинали хохотать в предвкушении какой-нибудь умопомрачительной репризы. Партнеры терялись. А Богданова-Чеснокова всего лишь чистила апельсин...».
Капков С.В. «Короли комедии» - М.: Алгоритм 2003г. Стр. 210

Поиск (создание) средств компенсации

Пример 24:
«Плохо повинующимися пальцами слепой писа-тель сжимал карандаш и тщательно чертил букву за буквой. Часто строка наползала на строку. Потом он придумал папку-транспарант. В верхней крышке обыкновенной картонной папки для бумаг были вырезаны поперечные параллельные полоски шириною около восьми миллиметров. В папку вкладывали бума-гу, и вырезанные щели, которые легко было нащупать, вели карандаш прямой строкой».
Трегуб С.А. "Жизнь и творчество Николая Островского" Изд. 3-е - М.:Художествея литература 1984г. Стр.76

2. Намеренный отказ от помощи. Часто человека начинают жалеть, пытаться все сделать за него и т.д. В большинстве случаев это приводит к ущербности, работа прекращается.

Пример 25:
«Любопытно, что проводить курс реаби-литации Александру Павловичу сильно ме-шал... обслуживающий персонал госпита-ля. Слезливые причитания добрых нянечек деморализовывали ослепших. В результате вся работа тифлопедагога часто сводилась на «нет». Сколько раз Белорукову приходи-лось убеждать обслуживающий персонал держать свои эмоции при себе, да только не слушались его всегда готовые к жалости русские женщины…».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО "ИПТК"Логосвос", 2013. Стр. 550

Пример 26:
«Что ж, Ерошенко специально никому не сообщил о своем приезде — не желал, чтобы его опекали, водили за руку, как маленького . И показав таможеннику свой нехитрый багаж — мешок, гитару и пишущую машинку, слепец зашагал в сторону вокзала, который, как он по-нял, почувствовав запах паровозного дыма, был где-то совсем неподалеку».
Харьковский А.С. "Человек увидевший мир" М.: Главная редакция Восточной литературы издательства "Наука" 1978. - Стр.49

3. Поиск помощников, принятие помощи. В идеале - это временная мера, в период адаптации.

Пример 27:
«Он штудирует книги и газе-ты, выискивая на их страницах сведения об известных незрячих. В этом ему помо-гают сестры-гимназистки Степановы. Со-глашение было взаимовыгодным. Девушки читали ему вслух и писали под диктовку, а он в свою очередь помогал им с классны-ми сочинениями ».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. -Стр. 496

Пример 28
«Лобачевский диктует своим ученикам Больцани и Попову «Пангеометрию». Они прилежно записыва-ют, но обоим кажется, что учитель сошел с ума. «Пангеометрия» выше их понимания, все созданное гением Лобачевского выше их понимания. Они просто добротные посредственности. Ученики — это только так...- Он диктует свою последнюю волю — «Пангео-метрию». Они записывают».
М. Колесников "Лобачевский" серия биографий ЖЗЛ - м.: Молодая Гвардия 1965. - Стр. 269-271

Выводы по разделу:

Актуальный вопрос - роль помощи и помощников в выстраивании деятельности. Казалось бы, хорошо, когда есть друзья/родственники, которые помогают, но эта помощь порождает и массу рисков. Например, после творческих успехов помощники начинают претендовать на «свой вклад» (хотя они только писали по диктовку), кроме того, развивается зависимость от помощников. Все же наиболее сильная стратегия - максимальный отказ от помощи.

V. Отношение общества к творческим Результатам.

У общества весьма противоречивое отношение к инвалидам: с одной стороны их жалеют, пытаются «помогать», с другой стороны считают их ущербными/некомпетентными. Формируется (по сей день так) мнение «каждому свое: пусть слепые поют, пусть калеки работают руками».

1. Пренебрежение (иногда осмеивание) из-за болезни, не пускают в профессию, отвергают результаты. Сильный ход - доказательство компетенции, испытания себя.

Пример 29:
«Однажды юношу позвали в дом управляющего име-нием Алексея Александровича Пермейского. Праздник был тогда какой-то, или просто Пермейские давали бал, но только по обширным владениям графа Орлова-Давы-дова разъезжали тройки и собирали «чистую» публику учителей, купцов, попов. Пригласили туда и Васи-лия Ерошенко: захотели послушать его скрипку. На балу Ерошенко чувствовал себя одиноко. Лилось дорогое французское вино, слышались шутки и смех, скользили по паркету пары, а он стоял на возвышении, прижав плечом скрипку, и играл, играл. Никто не заго-ворил с ним, для всех он был просто слепым музыкан-том. Ему все казалось, что у ног его звенят пятаки, словно это был не бал, а ярмарка».
Харьковский А.С. "Человек увидевший мир" М.: Главная редакция Восточной литературы издательства "Наука" 1978. Стр. 28-29

Пример 30:
«По мере того как мать вкладывала в меня все больше сил, помогая мне, она приобретала надо мной все большую власть, все больше начинала ощущать меня как свою собственность, а ее любовь ста-новилась все более эгоистичной. Начиная со студенческих лет, мать стала ревниво следить за моими отношениями с женщинами и притеснять меня. Сперва эти при-теснения объяснялись естественной заботой матери о сыне, которо-го она хотела защитить от обиды, защитить от влияния дурных, по ее мнению, людей».
Понтрягин Л.С. "Жизнеописание Льва Семен6овича Понтрягина, математика, составленного им самим. Рождения 1908,г.Москва/Послесл. И.Р. Шафаревича, М.И. Зеликина Изд. 4-е - М: КомКнига, 2012. Стр. 24

2. Снисхождение из-за болезни. Формируется мнение «да, не плохо для слепого/глухого».
Сильный ход - отказ от снисхождение, работа и результаты, сравнимые с результатами здоровых.

Пример 31:
«У Александра Павловича скопился боль-шой, хотя и горький, опыт первого слепого журналиста России. Однако борьба за ку-сок хлеба, публицистика и общественная деятельность не могли отвлечь Белорукова от сокровенного - мечты о серьезной литературной работе. И вот как-то раз в од-ном уездном городке Костромской губернии встретил Александр Павлович тогдашнюю знаменитость, модного писателя и публи-циста, бывшего священнослужителя Гри-гория Петрова. Узнав о мечте Белорукова, писатель дал ему совет — для начала напечататься в каком-нибудь столичном изда-нии. Белоруков послал свои статьи в петер-бургскую газету «Русь», в московские «Утро России» и «Русское слово». Тщетно. Редакторы были глухи ».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. Стр. 502-503

Выводы по разделу:

Частая закономерность: поощряется незначительное творчество (что порождает у инвалидов ложную оценку самих себя, в конечном итоге приводит к агрессии), творчество высокого уровня отрицается (иногда здоровые начинают чувствовать себя ущербно, «как это он, инвалид, - смог, а я нет»).

VI. Модели выхода на результат.

1. Болезнь активирует ранее не задействованный ресурс.

У человека возникает запрет на привычные сценарии поведения - происходит сверхкомпенсация. Вырабатывается новая модель деятельности.

Пример 32:
«Гердт был из посвященных. На всех его работах детали звучания, смысла, жеста были бесчисленны и единственны для того жанра, в кото-ром он и данный момент творил. Жест - особый инструмент его мастерской. Руки Гердта, красивые, разговаривающие и ваяющие. Именно ваяющие нечто из пространства, из плоти пустоты, с их помощью слово обретало вещественность, зримостью. Действо наполнялось бытием к событием деталей».
Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. - Стр.76

Пример 33:
«Создавая свои картины, Мусатов искал возможностей сде-лать живопись столь же ритмично и рационально построенной и эмоционально насыщенной, как музыка. «Бесконечная мело-дия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи,— пи-сал Мусатов А. Бенуа.— Эта мелодия есть в меланхолиях север-ных пейзажей у Грига, в песнях средневековых трубадуров и в романтизме нашей русской тургеневщины. Во фреске этот лейтмотив — бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия. Мне так чудится, а выразить это можно не на эскизах, а только на больших пространствах, на стенах... Интересные соображения о взаимосвязи живописи Мусатова и музыки высказывает в своих воспоминаниях композитор С. Василенко: «Сюжеты русской природы, — сказал мне Муса-тов, — не играют у меня большой роли, это только предлог».
А.А. Русакова "Борисов-Мусатов" Л.: Искусство 1974г. - Стр. 75

2. Помощники компенсируют атрофированную функцию.

Модель 1 + подключается окружение (семья, друзья), готовые выполнять не ключевые функции, заменять недостающие органы. Часто это «манипуляция» не творческими близкими и организация процесса.

Пример 34:
«Я стоял возле станка, диктуя, насколько отступить от базиса, какой глубины и какой ширины делать паз, где какие соблюсти допуски и так далее. Я знал, что ошибаться мне нельзя, хотя приходилось держать в па-мяти огромное количество операций, их очередность, все размеры . Не спутать! Иначе пропадет весь труд».
Марголин М. В. «Я солдат еще живой» - М., Воениздат, 1976. Стр. 104

Пример 35:
«Для Павла Николаеви-ча построили небольшую конторку на есте-ственном берегу, да только долго он в ней не засиживался. С дочерью или с мальчиком-поводырем он обходил котлован и плотину, на слух определяя в какой стадии находят-ся работы и правильно ли они ведутся. До самого последнего дня Потоцкий не уходил с трудового поста».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. Стр.347-348

3. «Наверстывание». Создание системы ритма работы/обучения/планов/средств, компенсирующих потери из-за болезни.

Человек осознает необходимость сверхусилий, что для того же результата, что у здоровых, трудиться нужно больше. К творческой работе приплюсовывается холостая работа по реабилитации и компенсации. Тем не менее, для творца ВАЖНО показать, что он не хуже и его не надо жалеть.

Пример 36:
«Так уж сложилась судьба, что В. К. Блюхер не смог получить высшего образования. Поэтому он большое внимание уделял самообразованию, регулярно читал новейшую военно-историческую и военно-теоретическую литературу, был в курсе всего нового, что появлялось в военном деле. Того же командарм требовал от коман-диров и политработников, постоянно держал под конт-ролем уровень их личной огневой и тактической подго-товки. Блюхер считал, что только командиры и комис-сары, в совершенстве владеющие боевой техникой и Оружием, могут успешно обучать бойцов. Сам он отлич-но стрелял из всех видов оружия, умел рассчитать дан-ные для стрельбы артиллерии с открытых и закрытых огневых позиций. Командарм часто внезапно появлял-ся на стрельбищах, лично проверяя результаты стрель-бы командного и политического состава».
Дайнес В.О. "В.К.Блюхер - страницы жизни (к 100-летию со дня рождения). - м.:Знание, 1990 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Защита отечества" №9). Стр. 40-41

Пример 37:
«Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих. Когда зрячий человек видит издали корову, он говорит: «Гляжу я на нее, а она рыжая, вся в белых пятнах, у нее большие красивые глаза…» О той же корове слепой будет говорить теми же словами, как и зрячий, но, если он станет описывать непосредственные ощущения и восприятия, то скажет: «Я осмотрел руками эту корову, у нее шерсть гладкая, мягкая, я ощупал ее ноги, голову, нашел на голове рога, которые показались мне на ощупь такими твердыми».
Скороходова о себе. О.И. Скороходова «Как я представляю окружающий мир» - Издательство Академии педагогических наук РСФСР Москва стр. 21-24

4. Творчество концентрируется на компенсации недостатка.

В творчестве человек отражает свой недостаток, как бы «создает мир, в котором он здоров».

Пример 38:
«А куклы в театре Образцова, которые «водил» артист, обретали гердтовскую пластичность, его биомеханику. Сергей Аполлинарьевич Ге-расимов. Наблюдавший Гердта во время работы за ширмой кукольного театра, писал: «Он отдал ей (кукле) всё - жизнь, опыт, иронию, он словно бы становится рабом созданного им феномена. Но в этой кукле живет он сам ».
Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. Стр. 40

Пример 39:
«Теперь на его полотне, да и на всех последующих полотнах — «не фрагмент», не воображаемый вырез из какого-то более крупного целого, а замкнутая в себе целостная сцена». Им-прессионистическое пространство в картине он впервые по-беждает, выстраивая свое пространство — «более сложное, расчлененное, организованное... Впечатлению неустойчиво-сти на полотнах импрессионистов... противопоставлена строгая уравновешенность, пропорциональность, соразмер-ность классического построения ...».
Шилов К. В. «Борисов-Мусатов» - М.: Мол. гвардия, 2000. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.Вып.781). Стр. 242

5. «Надрыв» - игнорирование болезни.

Как правило, бывает при поздней болезни, новые навыки и компенсация не вырабатываются. Начинается процесс выжать из себя максимум, «я все еще такой же как прежде». Борьба с болезнью, ее игнорирование.

Пример 40:
«И все же он работает. Работает все время. Работает через силу, сквозь усталость и нежелание. Он смутно ощущает, что нельзя попустительствовать собственной подавленности, что един-ственный выход из этого состояния — работа, еще и еще раз ра-бота. Гоголь, который из-за почти неизменно дурного здоровья и частого тяжелого душевного состояния никогда не мог себе по-зволить роскоши ждать вдохновения, говорил, что ежели в ка-кой-то день не работается, то все равно надо брать в руки перо и выводить хотя бы «Николай Васильевич Гоголь, Николай Ва-сильевич Гоголь...». И так до тех пор, покуда не проснется мысль, разбуженная рукой. Брюллов, человек вообще-то крепкого нрав-ственного здоровья, сейчас, впервые в жизни попав в полосу тяжелого спада, инстинктивно ищет спасения только в том, чтобы регулярно, непременно, во что бы то ни стало работать, постоянно что-то делать. Фигурально говоря, некоторые его работы того вре-мени в какой-то мере и представляют собой то самое гоголевское «Николай Васильевич Гоголь...». Можно было бы пойти более лег-ким путем: впять благоразумным советам отдохнуть, ничего не делать вовсе какое-то время. Для него это было неприемлемо, его деятельная натура искала восстановления сил в действии, в работе».
Леонтьева Г.К. "Карл Брюллов" - 2-е изд., доп.- Л.Искусство 1983 г. Стр. 121-122

Выводы по разделу:

Общая стратегия: Инвалиды, достигшие творческих успехов, как правило, занимаются не «профильным инвалидным творчеством». Т.е. делают то, что им противопоказано, даже вредно: Брюллов, Кустодиев, Борисов-Мусатов - заболевания опорно-двигательного аппарата, при этом по 12 часов стоят у холста; Островский - писатель, который не слышит, не видит и не двигается; Гердт - в 75 лет (уже в острой стадии болезни) карабкается на балкон (в роли Мефистофеля); Батюшков - потомственный сумасшедший, занимается «фантазерством».; Ерошенко - слепой путешественник и т.д. Часто, эта вредность только помогает и недуг усиливает творчество.

VII. Инвалиды в творческих коллективах.

1. Инвалид делает старт, подготавливает почву, но не успевает из-за болезни, развивает уже другой.

Пример 41:
«Вопрос о взаимоотношениях Гаршина и Чехова — во-прос не только биографический. Гаршин как писатель в значительной степени расчищал своим творчеством место чеховскому реализму, с жанрово преобладающим рас-сказом, лаконизмом фразы, емкостью силуэтно очерчен-ного образа, точностью скупой детали/
Несмотря на то, что писатели были современниками и не только знали о существовании друг друга, но горячо друг другу симпатизировали (это ясно из переписки каждого), личное знакомство, хотя и намечавшееся, так и не состоялось».

Латынина А.Н. "Всеволод Гаршин: Творчество и судьба" - М. Худ. лит. 1986. Стр. 214-215

2. Близкий человек заставляет работать (иногда из под палки).

Пример 42:
«Когда Зяма был уже безнадежно болен и терзаем болями, отхлынув-шими силами, сомнениями, только она умела сказать: «Замочка, надо». И он собирался. И как гумилевский герой, «делал, что надо». Она «учила его, как не бояться и делать, что надо». Хот этот маленький, хрупкий и немолодой человек и сам был мужественным до отваги. Но ведь и отважных оставляют силы.
За три месяца до кончины Зяма снялся в фильме по моему сценарию. Как? Это недостижимо - ему уже был непрост каждый шаг.
Видимо, Таня сказал: «Зимочка, надо. Ты должен оставаться в форме». А может и сам он решил, что нельзя потакать недугу. Да и дружбе он оставался верен, как умел это делать всегда.
Он вышел на съемочную площадку, и никто даже не заподозрил, че-го это ему стоило. И в перерывах он был Гердтом - праздником для всех, виночерпием общей радости».

Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. Стр. 74-75

3. Два инвалида вытягивают, поддерживают друг-друга, когда кризис у одного, другой - помогает, мотивирует, и наоборот.

Пример 43:
«Самые тяжелые в жизни Гнедича годы — пер-вые годы петербургской жизни. Затерянный в большой столице, фактически без средств к суще-ствованию, молодой человек много пережил и передумал. Единственной отрадой была дружба с К. Н. Батюшковым, близким по духу человеком . Гнедич был всего на три года старше Батюшкова. Друзья были почти неразлучны. У них был один круг знакомых, они откровенно делились своими мыслями. Читали друг другу свои произведения, нелицеприятно высказывая свои суждения о них. Регулярно обменивались стихотворными посла-ниями. У них были и расхождения в литературных взглядах».
Голубева О. Д. «Н. И. Гнедич»— СПб., 2000.— (Деятели Рос. нац. б-ки (Публ. б-ки)). Стр. 26

Пример 44:
«В середине 1935 года тяжело больной Беляев писал Циолковскому, что, не будучи в состоянии работать, обдумывает «новый роман — «Вто-рая Луна» об искусственном спутнике Земли — постоянной страто-сферной станции для научных наблюдений. Надеюсь, что Вы не откажете мне в Ваших дружеских и ценных указаниях и советах.
Простите, что пишу карандашом, — я лежу уже 4 месяца.
От души желаю Вам скорее поправиться, искренне любящий и ува-жающий Вас А. Беляев».
На оборотной стороне листка с трудом можно разобрать дрожащие строки, выведенные слабеющей рукой Циолковского:
«Дорогой Александр Романович.
Спасибо за обстоятельный ответ. Ваша болезнь, как и моя, результат напряженных трудов . Надо меньше работать. Относительно советов — прошу почитать мои книжки — там все научно (Цели, Вне Земли и проч.).
Обещать же, ввиду моей слабости, ничего не могу.
К. Циолковский».

Это было одно из последних писем ученого . «Вторая Луна» в память Константина Эдуардовича Циолковского названа была «Звезда КЭЦ».
Беляев А. Р. « Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 1. Романы. Повесть/Критико-биографический очерк А. Балабу- хи и А.. Бритикова; Рис. А. Громова. — Л.: Дет. лит., 1983. Стр.27

4. Инвалид - лидер (ядро коллектива).

Пример 45:
«Мусатов оказывается как раз тем человеком, который необ-ходим Товариществу . Его новаторская живопись придает осо-бый характер выставкам общества, а энергия и целеустремлен-ность способствует сплочению его членов. Мусатов становится признанным лидером Товарищества . Он берет на себя устрой-ство его выставок в Москве и Петербурге. Будучи глубоко убеж-денным, что началось «возрождение русского искусства», он стремится придать выставкам МТХ «европейский характер», «сделать характернее, тоньше их физиономию». На этих выстав-ках, «важных в воспитательном значении публики,— пишет он друзьям,— не надо одностороннего одного высокого искусства, одних картин. Надо и художественную промышленность сде-лать непременным условием выставок... Пусть Малютины, Го-ловины, Врубели и другие несут нам на выставку все, что так или иначе касается искусства. Нужна мебель, ковры, керамика... Пусть только каждой из этих вещей касалась рука художпика и в каждой проглядывала бы хоть какая-нибудь художествен-ная идея...».
А.А. Русакова "Борисов-Мусатов" Л.: Искусство 1974г. Стр. 56-59

Выводы по разделу:

Для того, чтобы коллектив был результативен, он должен строиться не на инвалидности (как принято в обществах инвалидов), а на деле. В противном случае, все скатывается к жалости, психотерапии и т.д.

ЧАСТЬ 3: ОКОНЧАНИЕ -

О роли народного творчества

Народное творчество в реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить.
Сократ

Довольно длительное время наше общество старалось не замечать инвалидов и связанных с их жизнью сложностей. Однако в последние годы отношение общественности к этой проблеме изменяется в лучшую сторону. Обычные люди начинают понимать, что каждый инвалид – это не просто стереотипное понятие «человек с ограниченными возможностями», а, в первую очередь, это личность с такими же желаниями и потребностями, как и у всех остальных людей, но удовлетворение этих потребностей и достижение желаний у них дополнительно затруднено физическими или умственными проблемами.
Чтобы каждый человек с ограниченными возможностями мог стать максимально развитой личностью, не остался никому ненужной обузой, ему необходима помощь, Особую роль в этом государственные специализированные учреждения, в которых инвалиды могут получить квалифицированную помощь психологов, специально обученных педагогов, творческих работников и других специалистов. И одним из них является наш интернат.
И это правильно, ведь реабилитация людей с ограниченными возможностями – это целый комплекс медицинских, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма, развитие необходимых социально-бытовых и трудовых навыков, обучение творчеству.
В этом процессе нет незначительных деталей, каждое достижение, каждая маленькая победа значима и для самого инвалида, и для его близких.
Октябрьский психоневрологический интернат

Был основан в 1971 году и по сегодняшний день в Октябрьском доме-интернате находятся молодые люди с ограниченными физическими и психическими возможностями – 180 человек
Это люди, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в опеке. Многие имеют сложный диагноз заболевания, некоторые определены в группы реабилитации, где они закрепляют социально-бытовые, трудовые навыки, учатся элементарным профессиям.
К глубокому сожалению тяжесть заболевания некоторых обеспечиваемых настолько велика, что работать или учиться в обычных коллективах они не могут и обречены на бездействие и вынужденную изоляцию от общества.
В нашем интернате мы постарались создать для них такие условия, которые помогают им быть в определенной степени социально адаптированными и приносить пользу обществу.
Интернат находится в одном из самых замечательных мест в Архангельской области в Устьянах – здесь природа постаралась превзойти саму себя и на ограниченном пространстве раскинула свои красоты.
Светлая спокойная река Устья катит свои воды в величавую Вагу среди высоких холмов, покрытых вековыми лесами да цветущими лугами.
Нетронутая тайга, чистый воздух, целебные родники, ширь лугов, близость небес взрастили замечательный, стойкий народ с чистой широкой душой.
Уникальная история, сохранившиеся культурные традиции, щедрая на красоту природа наложила большой отпечаток на жизнь и быт людей, которые живут и работают в Устьянском районе.
Сотрудники, работающие в нашем доме-интернате люди творческие и вся их работа с обеспечиваемыми тесно переплетается с жизнью всего района. Они сами чтят традиции своего края и учат этому своих подопечных.
Большое внимание в нашем доме уделяется развитию творческих способностей людей с ограниченными возможностями.
Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.
А приобщение их к народным промыслам и ремеслам через собственную практику является способом привития тяги к творчеству, формирования творческого отношения к жизни. Поэтому уже несколько лет наш педагогический коллектив работает над оформлением исторической выставки « Наше прошлое », в данное время у нас собрано такое количество предметов старого быта, что нам сможет позавидовать не один краеведческий музей.


С помощью наших воспитанников обыкновенный холл мы превратили в прекрасную сказку со старинными столом и стульями, самоварами,


деревянной утварью,


детской люлькой с шикарным старинным буфетом, с множеством прялок и других предметов быта.

Здесь можно посмотреть иконы, книги, которые были выпущены в 19 веке, а также посмотреть на самотканую одежду.


Выставка пользуется большим интересом у самих девушек, к нам приходят музейные работники, много рассказывают о народных промыслах, воспитатели проводят экскурсии и соответствующие занятия.
В ходе занятий у наших девушек формируется заинтересованность и почтительное отношение к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства, понимание того, что вещи, которые создаёт человек, не могут появляться в его жизни просто так.
Русская народная кукла


Народное искусство в силу своей доступности обладает особыми возможностями. Являясь национальным достоянием, заложенным в генетический код человека, оно способствует формированию исторической памяти, творческого мышления, нравственных воззрений, эстетического идеала, тем самым, являясь духовной ценностью, источником истины, добра и красоты. Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему оказывают позитивное влияние на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Игрушка - самобытное явление материальной и духовной культуры народа, она служит важнейшим средством связи поколений. Народная игрушка многофункциональна. Это синтез магического, бытового и эстетического.
В содержании, форме и отделке игрушки отражаются народные представления о добре, красоте и мире в целом.
Изучение символики, традиций и обрядов, связанных с русской народной куклой, освоение многообразных приемов ее изготовления помогает осмыслить и понять ее уникальность, образность и многофункциональность.
Изготовление кукол - это и возможность самовыражения, изготавливая свою куклу, каждая воспитанница вкладывает в нее свою душу, куклы получаются разные, особенные.
Нашим девушкам очень нравиться заниматься таким видом творчества.
Ткачество.

В старые добрые времена почти в каждом деревенском доме стоял ткацкий станок. Женщины ткали необходимые вещи для семьи от простого полотна до узорного. Из этого полотна создавалась одежда простая и праздничная, обустраивался быт каждой семьи.


В интернате более 4 лет работает кабинет «ткачества», он создан в целях изучения и восстановления приемов ткачества и плетения в традициях ремесла. Отсюда следуют и его основные задачи:
- организация процесса обучения на образцах произведений народного искусства, представленных в музее.
- изготовление изделия в понравившейся технике, на основе полученных практических знаний и навыков.


- использование разнообразия техник, фактур и форм, работа со всевозможными материалами.


Ручное ткачество способствует развитию эстетического и художественного вкуса, цветовосприятия, глазомера, моторики пальцев обеих рук.
Само ткачество - творческий акт рождения художественного полотна, возможность стать художником, даже если ты не умеешь рисовать,
Хочется отметить, что в кабинете стоят настоящие станки 19 века, которые собирали по окрестным деревням сами педагоги с обеспечиваемыми.
В кабинете занимаются девушки разных возрастов, их работа самая разнообразная, они режут ткань. Скручивают нарезанные полоски ткани в клубочки, вместе с педагогом заправляют станки, ткут на них, оформляют готовые изделия.
Творческие задания носят вариативный характер, учитывая индивидуальные особенности каждого инвалида: стиль мышления, творческое развитие, усердие и исполнительность, уровень ручного труда. Главное, чтобы каждый обязательно справился с задуманным. Нельзя допустить разочарования, огорчения, уныния.

Береста.
Береста – один из самых поэтических материалов народно-прикладного искусства. Издавна работа с берестой занимала ведущее место в народном творчестве. На бересте писали, из нее делали обувь, посуду, различные предметы быта.
Предметы из бересты легко вошли в современный интерьер, и ныне благодаря своей
красоте, целесообразности и высоким художественным качеством они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного творчества.
Освоение этого вида творчества занимает много времени и требует определенных умений и навыков, по ряду причин в данное время наши девушки не могут в полном объеме освоить полную технологию обработки и заготовки бересты, но уже постигают навыки изготовления самих изделий, заменяя бересту другим доступным материалом. В данном случае для плетения корзин мы применяем обычные пластмассовые бутылки.



Педагоги, работающие в специализированных интернатах знают, что у наших воспитанников сравнительно легко удается вызвать желание трудиться, но это желание не всегда бывает устойчивым. Желание трудиться развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям.
Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенство координации движений, неустойчивость интереса и внимания приводят к тому, что эти люди быстро утомляются и в результате начинают плохо трудиться.


Здесь работают подростки с различной патологией.


Эта работа требует незначительного физического напряжения и доступна даже слабым людям
Изготовление изделий требует тщательности, точности и поэтому способствует развитию аккуратности и глазомера.
Параллельно наши девушки знакомятся с историей осваивают историю возникновения и развития, художественной обработки бересты; о видах декорирования бересты, чтобы в дальнейшем осваивать новые виды декоративно-прикладного искусства.

Вот такие изделия получаются у наших девушек.


Декоративно – прикладное творчество.
Хочется немного подробнее рассказать об кабинете «декоративно-прикладное творчество» Он был организован в 2008 году. В кабинете занимаются девушки разного возраста, с диагнозом олигофрения в различной степени тяжести, синдром Дауна

Целью работы кабинета является помощь молодым людям с ограниченными способностями лучше развиваться и чувствовать себя полноценной частью общества.Через творчество, постигая практические основы мастерства наряду с его духовной сущностью, наши воспитанницы приобщаются к человеческой культуре.
Одно из направлений кабинета – лоскутное шитье
Лоскутное шитье корнями уходит в глубь веков и тесно переплетается со всеми видами народного искусства. Разнообразные приемы сборки и сшивания тканей, аппликация, стежка, вышивка присущи практически всем культурам. В наши дни интерес к лоскутной технике не только ослабевает, но и постоянно растет. Лоскутное шитье кажется простым только на первый взгляд. На самом деле эта работа требует большой точности, аккуратности, безукоризненного чувства цвета, знания законов композиции, чувствования материала и владения многочисленными техниками шитья.
Лоскутная техника дает возможность создавать безграничные цветовые и конструкторские комбинации, развивает творческую фантазию, художественный вкус и «умные руки».


Девушки знакомятся с особенностями художественного языка в декоративно-прикладном творчестве, учится законам красоты, логике и гармонии цвета, правилам тек¬стильной композиции, способам передачи изображения в пространстве, приемам преобразо¬вания и стилизации природных форм.
Древняя мудрость гласит, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветы. Природа – бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Без красоты жизнь беднее.
Природа дает человеку возможность ощутить полноту жизни. Кудесница-природа создает праздник для глаз в образе очаровательных цветов. Изящество и очарование окружающего мира смягчает сердца, раскрывает лучшие стороны человеческого характера и способствует душевному подъему. Идя от простых идей и технологий к более сложным, девушки учатся с помощью вязального крючка и спиц, а так же с помощью вспомогательных материалов создавать свои неповторимые композиции, которые могут украсить любой стильный интерьер или послужить прекрасным подарком.


Природный мир служит основой для декоративно-прикладного искусства. Занятие творчеством – чудодейственное лекарство. Овладев секретами декоративно-прикладного искусства (вышивки, вязания, бисероплетения, флористики и т.д.),


Можно творить шедевры буквально из ничего (что мы и делаем) – природа щедра на подарки, нужно только искусно распорядиться ее дарами. Как основа для творчества подойдет буквально любая вещь: бумага, стекло, бутылка, посуда, керамическая плитка, сухие цветы и ветки, кора деревьев, перья, лоскуты ткани, бисер, тесто, глина и т.д. Природный материал многообразен, живописен и подходит для сочетания с любой изобразительной техникой. Успех зависит от наблюдательности и творческого видения мира.
Девушкам очень нравится создавать маленькие и большие панно, вязать разнообразные цветы с помощью крючка или спиц, создавать различные цветочные композиции,
Аппликации – это очень увлекательно. Здесь пригодится все – старые ситцы, гладкошерстные ткани, нитки, шерсть, бусины, ракушки, кора деревьев,
Эти работы интересны тем, что в них сочетаются разные текстильные материалы и цветовые композиции. Цвет влияет на психологическое и эмоциональное состояние даже здорового человека, а для ребят с разными патологиями в развитии это еще и улучшение настроения и самочувствия. Чувство цвета – явление многоплановое и неоднозначное, и каждый исполнитель творческой работы по мере становления своих творческих способностей дополняет и углубляет собственные представления о колорите и связанных с ними ассоциациях.
Знакомясь с разнообразными материалами, наши воспитанницы узнают их декоративно – художественные и конструктивные возможности, учатся использовать их в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера, одежды. Доступность их изготовления для воспитанниц разных способностей, возможность применения современных материалов позволяют выполнять изделия в соответствии со своими личными предпочтениями и требованиями моды.


Большой интерес наши девушки проявляют и к такому виду творчества, как вышивка крестиком, гладью, бисером

.
Лентами


Потихоньку начали осваивать валяние, но работ еще не много.
Все работы наших воспитанниц привлекательны тем, что они неповторимы и индивидуальны. Применяя на практике полученные знания, они самостоятельно создают оригинальные работы, разрабатывая свои композиции, придумывая необычные фактуры, используя цветовые решения. Это придает их изделиям особый колорит, и самостоятельный творческий опыт венчается успехом. Прилагая в процессе работы фантазию, терпение, упорство, творческое вдохновение, каждое изделие становится уникальным. А главное, изучая все новые и новые технологии, ребята приобретают новое увлечение и, возможно, свою дорогу в жизнь.
Наши девушки принимают активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. выставляют свои работы в краеведческом музее, участвуют в районных, областных, межрегиональных выставках творческих работ,
каждый год участвуют в проведении праздников «Устьянская ссыпчина», «Медовый спас» и других.
Девушки, которые достигли высокого уровня мастерства в тех или иных видах прикладного искусства. сами проводят мастер-классы для гостей праздников.
За участия в районных, областных выставках наши воспитанницы награждены грамотами и дипломами.
Многие девушки являются неоднократными лауреатами районных, областных межрегиональных фестивалей, таких как «Надежда», «Крылья души», «Радуга жизни».
Каждый год наши девушки посещают места, богатые народными традициями северно-русской культуры, сохранившими уклад жизни, постройки и планировку деревень, производство изделий народных промыслов и фольклор, знакомятся с бытом наших предков, познают и на мастер-классах осваивают народные ремесла.
У нас стало традицией ежегодно посещать родину Деда Мороза – Великий Устюг, прекрасные старинные города Каргополь, Вельск, заповедное место нашего района «Белое озеро»,

Проблемы семей, имеющих детей с инвалидностью, связаны не только со здоровьем и лечением детей. Сложно жить в обществе с высокими требованиями и при этом чувствовать себя комфортно семьям, имеющим детей с ОВЗ. Поэтому перед нами стоит задача социализации таких семей. Одно из направлений - реабилитация через общение и творчество. Данная услуга направлена на социализацию семей, имеющих детей с особыми потребностями, проживающих на территории Уярского района, нацелена на повышение социальной активности данной категории населения, улучшение психологического климата в семьях, развитие коммуникативных навыков и интеграцию детей с инвалидностью в социальную среду.

Главная цель: творческая реабилитация ребенка, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Путь к этой цели лежит через:

Преодоление одиночества,
- Постижение механизма творческого процесса;
- Ощущение равенства с окружающим миром;
- Воспитание социального оптимизма.

1) Первая, которая достигается методом творческой реабилитации, - это преодоление ребенком своего одиночества. По нашим наблюдениям, любой ребенок-инвалид, даже окруженный любовью и заботой семьи, из-за отсутствия полноценного контакта с окружающим миром своих сверстников и жизненного опыта, замененного специфическим способом существования в условиях болезни, оставаясь наедине с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей "неполноценности", следствием чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность. Время такого ребенка не структурировано, он не знает, каким образом занять свое свободное время, реализовать свои возможности, о которых, впрочем, он и сам не подозревает, а его физические возможности ограничены, в то время как для развития интеллекта имеются неограниченные возможности.

Вторая - изучение механизмов детского творчества.

Вот кажется - у детей такие ограниченные физические возможности - и, вроде бы, чем проще будет их психика, тем лучше, тем меньше они будут задумываться о своих страданиях. Но всё ведь получается наоборот. Задумываться о своих страданиях они всё равно будут, даже если они будут не развиты, потому что для этого не нужно высокого развития. Но, когда перед ним открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества - это и есть настоящая реабилитация. Когда у ребенка есть сохранные зоны, и эти сохранные зоны как раз целесообразно и очень плодотворно нужно развивать, - что мы и пытаемся делать. И тогда такому ребёнку есть куда уйти от своей, в общем-то, неприглядной, нерадостной (сколько ни убеждай его, что он такой же, как и все), ограниченной жизни, которая неизбежна для инвалида.

Смысл наших занятий в том, чтобы дать этим детям психическую защиту. Таким образом, у детей достигается положительная динамика общего эмоционального настроя - от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между детьми и между детьми и родителями. Мы стараемся превратить родителей в своих союзников, привлекая их к различным видам деятельности, приглашая в качестве зрителей и участников на праздники, развлечения и прочие досуговые мероприятия. Ведь родители, как и их дети, зачастую испытывают вакуум в общении и важно вовлекать их в досуговую деятельность.

Организация массовых досуговых мероприятий является одной из важных форм деятельности. Чтобы эти дети не были обделены впечатлениями, общением, необходимо посещать театры, музеи города Красноярск, организовывать праздники, развлечения. Общение с другими людьми дает толчок к постоянному творческому поиску, обогащает детей впечатлениями и дружескими связями.

2) Продвижение проекта:

Творческая деятельность позволяет избежать монотонности, однообразия в осуществлении соответствующих реабилитационных упражнений. Дети и подростки с ограниченными возможностями, имеющие частные проблемы с движением, слухом, зрением, дикцией с помощью занятий творчеством как бы "приближаются" к нам, более здоровым людям. Это - вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

Главное: сфокусировать внимание детей не на лечебных, а на творческих задачах; привлечь родителей к творческой деятельности; использовать возможности совместной художественной деятельности детей с различной тяжестью заболевания; создать и максимально использовать экспозицию детских работ.

3) Взаимоотношения детей - инвалидов и здоровых детей - мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы не делаем мероприятий для детей с ОВЗ, а наоборот, привлекаем всех.

4) участие в массовых городских и районных мероприятиях (мастер-классы, мультиспортивные соревнования, выставки, Акции)

5) привлечение СМИ (на все мероприятия приглашаем корреспондентов общественно-политической газеты Уярского района «Вперёд»)