Аспергера у взрослых. Симптомы расстройства у детей. Другие признаки синдрома Аспергера




Синдром Аспергера на сегодняшний день считается одним из интересных состояний развития и типов восприятия окружающей действительности. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что синдром Аспергера следует считать не заболеванием, а некоторой особенностью функционирования мозга.

Нередко данный синдром путают с аутизмом, хотя при синдроме Аспергера нет задержки умственного развития, которая в трех случаях из четырех наблюдается при аутизме. Поэтому данное состояние еще называют высокофункциональным аутизмом. Встречается описываемая патология чаще у лиц мужского пола (до 80%). Известно множество людей, у которых имелся подобный синдром: Эйнштейн, Ньютон, Спилберг и даже Сократ.

Историческая справка

Свое название синдром получил от австрийского психиатра Аспергера, который наблюдал детей с подобными расстройствами психики. Сам врач называл данное состояние аутистической психопатией (1944 год). Термин «синдром Аспергера» был введен англичанкой Лорной Уинг (1981 год), работавшей психиатром.

Суть синдрома Аспергера

Данным синдромом называют общее расстройство развития, которое является врожденным и сопровождает человека всю жизнь. Но отличительной чертой служит достаточно высокая способность к социализации, поэтому синдром Аспи (так себя называют пациенты) считается одной из форм высокофункционального аутизма.

Расстройство психики заключается в восприятии окружающего мира, обработке информации и отношении к другим людям. Так как аутизм представлен спектром расстройств, то и проявления синдрома Аспергера у пациентов различаются. Патология относится к «скрытым дисфункциям», потому что по внешнему виду кого-либо невозможно определить ее наличие.

Характерная триада симптомов

Данная патология характеризуется тройкой нарушений:

Процесс коммуникации

Человек с синдромом Аспи испытывает сложности в интерпретации выражения лица, интонаций голоса, жестов и мимики. Обычные люди достаточно просто отличают сердитый тон от ласкового голоса, правильно интерпретируют выражение лица (сдвинутые брови – гнев, злость, улыбка – добродушие и т.д.). Поэтому, скажем так, нормальные люди, правильно воспринимают окружающих и, соответственно, верно реагируют на их поведение.

Люди с синдром Аспергера затрудняются интерпретировать внешние и голосовые проявления окружающих, что создает проблемы в общении и взаимодействии с другими людьми и нередко вызывает тревогу, растерянность и страх. Пациентам с Аспи сложно начать разговор, трудно его закончить, а также выбрать тему для беседы. Часто используют сложные фразы и слова, не понимая их значения. Также не понимают шуток и метафор.

Процесс взаимодействия

Большинство людей с данным синдромом испытывают трудности в создании и поддержании дружеских отношений. Такие люди характеризуются замкнутостью, отчуждением и безразличием. Поэтому такие пациенты, как правило, дети, нередко становятся изгоями в обществе.

Люди с Аспи не понимают неписаные «социальные требования» (нельзя очень близко стоять к человеку или заводить разговор на неуместную тему). Часто пациенты считают окружающих людей непредсказуемыми, которые приводят их в замешательство. Поведение людей с Аспи со стороны нередко выглядит некорректным.

Социальное воображение

Пациенты с данным синдромом зачастую обладают богатым воображением, но в обычную деятельность они не способны его включать, так же, как и творческий аспект. Так как такие люди все подчиняют законам логики. Поэтому пациенты с Аспи не могут, а не хотят, понимать эмоции окружающих, испытывают трудности в интерпретации их мыслей, ощущений и действий. Как правило, упускают из виду послания, которые транслируются языком телодвижений и мимикой.

Однако такие пациенты отличаются склонностью к логическим играм, а творческая деятельность довольно ограничена и характеризуется строгой последовательностью и повторениями. У детей с синдромом Аспи проблемы социального воображения явно проявляются в играх, где следует притворяться или изображать кого-то. Часто такие дети предпочитают занятия, в основе которых лежат системность и логика, например, математика. И, тем не менее, несмотря на сложности с социальным воображением люди с Аспи нередко становятся писателями и художниками (Кэрол Льюис, Ван Гог), музыкантами (Боб Дилан).

Причины

На сегодняшний день причины возникновения описываемого синдрома точно не установлены и изучаются. Но с твердой уверенностью можно сказать, что данное расстройство психики не является следствием воспитания и социальных обстоятельств, также синдром Аспи не возникает по вине самого пациента.

Исследователи считают, что этиология синдрома Аспи схожа с причинами аутизма. Ведущими факторами, провоцирующими данное расстройство психики, считаются:

  • генетически-наследственная предрасположенность;
  • родовые травмы и более поздние черепно-мозговые травмы;
  • токсическое действие некоторых веществ (курение, алкоголь) в первом триместре беременности.

Как рабочую гипотезу считают наличие аутоиммунной реакции организма матери, что способствует повреждению головного мозга у плода. Также заслуживает внимания множество обсуждений о негативных последствиях прививок. Например, отрицательное влияние консервантов, содержащих ртуть, на иммунную систему малыша и комплексной вакцинации, которая создает большую нагрузку на иммунитет.

Еще одной теорией причины развития данного расстройства выступает теория гормонального дисбаланса у ребенка (низкий или высокий уровень кортизола, повышение тестостерона). Но данная теория еще научно не подтверждена.

Изучается связь между аутистическими нарушениями (в том числе и синдромом Аспи) и недоношенностью.

Вероятные факторы риска

  • внутриутробная инфекция или инфекция, перенесенная после рождения (краснуха и токсоплазмоз, цитомегалия и герпес);
  • генетически обусловленная предрасположенность;
  • токсическое действие опасных веществ в ранние сроки гестации.

Характеристика расстройства

Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4 – 12 лет. Заподозрить признаки синдрома Аспергера весьма проблематично в более раннем возрасте. Например, яркий свет, неприятный аромат или резкий звук вызовет плач у ребенка. Но какой другой ребенок прореагируют на внезапное изменение ситуации спокойно? Или родителей может даже радовать, что малыш играет одними и теми же игрушками, не просит покупать новых, быстро обучается, рано начинает говорить, запоминает множество слов, в том числе и иностранных, умеет считать. Возникают предположения – а не гений ли растущий ребенок? Но ситуация начинает кардинально меняться с возрастом. Соответственно, имеются различия в симптоматике синдрома у детей и у взрослых.

Симптомы расстройства у детей

Классически синдром Аспергера у малыша раскрывается к 5 – 6 годам, когда круг его общения постепенно расширяется (школа или подготовительная группа). Ребенку трудно социализироваться в обществе и он часто становится объектом насмешек, издевательств и даже побоев (как со стороны сверстников, так и со стороны, к сожалению, родителей). Симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • Хроническая неуклюжесть

Вследствие повышенной сенсорной чувствительности (особое восприятие звуков, запахов и цвета) у ребенка ослабляется восприятие собственного тела, ему сложно перемещаться из помещения в помещение, он постоянно натыкается на препятствия, не может находиться от другого человека на соответствующем расстоянии (несколько поодаль), возникают проблемы с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Почерк у ребенка неровный и неаккуратный, за что получает замечания, походка неуклюжая и неустойчивая, часто нарушена осанка.

  • Не участвует в активных и групповых играх

Из-за свое неуклюжести ребенку трудно играть в активные игры, где требуется быстрота, точность и ловкость движений.

  • Односторонние хобби

Увлечение каким-либо предметом может достигать фанатичности. Занятия хобби увлекает ребенка на часы, он концентрируется и сосредотачивается на мелочах и деталях, интерес страстный, порой достигает фанатизма. За феноменальную память и расширенные энциклопедические знания таких детей нередко называют маленькими профессорами. Но в жизни, увы, применить своя познания удается не каждому ребенку с Аспи. Но такие дети часто добиваются успеха в области философии и географии, искусства и математики.

  • Не любит детские мультфильмы

С одной стороны, малыша раздражает громкий звуковой ряд, а с другой стороны у него отсутствует или весьма ограничена эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эмоции и отношения между героями в мультфильме не воспринимаются ребенком.

  • Любовь к определенному порядку

Например, если ребенок привык ходить одной и той же дорогой в школу, то он ни за что не изменит свой маршрут, а в случае необходимости перемены маршрута малыш будет чувствовать растерянность и тревогу. Или, если ребенком в определенные часы занимается мама, а в случае ее отсутствия приходит на смену отец (бабушка, дед, тетя и т. д.) это может привести к бурному протесту, слезам и истерике.

  • Отказ от общения с незнакомцами

Незнакомые люди вызывают у ребенка протест или нежелание общаться (спрятаться за маму, заплакать).

  • Общение с другими детьми

Как правило, такие дети предпочитают игры в одиночку, держатся в стороне от других детей или общаться с более младшими (иногда со взрослыми людьми).

Симптомы расстройства у взрослых

У взрослых с синдромом Аспи труднее диагностировать расстройство, в связи с их более-менее адекватностью оценки собственного состояния, сильных и слабых сторон. При синдроме Аспергера у взрослых ряд симптомов связан с трудностями в социальной адаптации:

  • Трудности в общении с другими людьми

Таким людям сложно найти, да и вообще искать общие интересы с окружающими, они имеют проблемы с невербальной коммуникацией (не смотрят собеседнику в глаза, не понимают мимику и язык телодвижений, не могут понять, что человеку неинтересен разговор).

  • Трудности с поиском друзей и поддерживанием приятельских отношений

Большинство пациентов с подобным расстройством желали бы иметь друзей, но из-за отсутствия эмпатии, интереса к увлечениям и опыту окружающих им трудно найти общие точки соприкосновения и установить дружеский контакт.

  • Незаинтересованность в противоположном поле

Адаптированные взрослые с синдромом Аспи могут завести семью, иметь детей. Но чаще такие люди одиноки.

Несмотря на средний, а нередко и высокий интеллект и высокий профессионализм такие люди редко работают в области управления. По большому счету они не стремятся «сделать карьеру», отдают предпочтение монотонной и однообразной работе (с цифрами, компьютерными программами).

Из-за проблем с социальным воображением взрослым с данным синдромом присущи следующие признаки:

  • Не понимают метафор и образных выражений

Как могут быть руки или голова золотыми? Вот же, не из золота, обычный человек. Или если «собака зарыта» - то где она зарыта, кто и зачем ее закопал?

  • Не понимают юмор
  • Не способны отлить ложь от правды.

Кроме того, у взрослых с синдромом Аспи возникают и трудности с сенсорными ощущениями. Они не могут есть необычную пищу (слишком соленая, пряная или острая), она им кажется гадостью. Не могут пить чай или кофе – слишком горько, не пьют сок – слишком едко. Даже удобная одежда из натуральных материалов им доставляет неудобство и боль.

Нередко люди с данным расстройством принимаются обществом как невежливые и невоспитанные, или даже грубые личности:

  • «человек Аспи» говорит то, что думает, то есть «режет правду – матку», не задумываясь об уместности своих высказываний;
  • нередко выдают замечания в тех случаях, когда по этикету положено не замечать нерасторопности собеседника (например, «как это вы умудрились просыпать соль на стол?»);
  • не могут поддерживать светский разговор;
  • не стараются, да и не желают произвести «хорошее впечатление»;
  • способны внезапно прервать разговор и уйти (потому как собственные переживания сильнее).

Помимо прочего, такие взрослые отличаются любовью к строго заведенному порядку (полотенца в ванной должны висеть на одном уровне, чашки в шкафу повернуты ручкой в одну сторону). Им трудно перестраивать, если это необходимо (авралы, срочная работа) свой рабочий график. Не любят, когда пользуются их вещами – это нарушение границ жизненного пространства человека с Аспи. Также такие пациенты крайне мнительны и подозрительны. Придя на прием к врачу он несколько раз спросит, мыл ли доктор руки перед осмотром и стерильные ли у него инструменты.

В чем опасность синдрома Аспи

Безусловно, данное расстройство не представляет прямой угрозы жизни и здоровью пациента. Большинство людей, которые прошли социальную адаптацию еще в детстве, нашли свое предназначение в жизни, успешную работу и создали семью. Тем не менее, люди с синдромом Аспи, не прошедшие необходимую коррекцию расстройства, подвержены следующим рискам:

  • отсутствие своего места в жизни, попадание в асоциальные слои;
  • одиночество, депрессия и тревога, которые требуют серьезного медикаментозного лечения;
  • нередко развиваются навязчивые и фобические состояния, которые с трудом корригируются.

Запущенные случаи сопутствующих расстройств часто служат причиной суицида. Люди с синдромом Аспи, как раньше было принято считать, не маньяки, склонные к насилию и агрессии, а скорее жертвы. Ведь даже став взрослым, в «нормальном и воспитанном» обществе такой человек в лучшем случае становится белой вороной, в худшем случае изгоем.

Сильные и слабые стороны

Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.

Сильные стороны

  1. Уровень ума и памяти, специальный интерес
    • хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
    • развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
    • умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
    • умение мыслить визуальными картинками;
    • независимо и самостоятельно обучаются;
    • мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
  2. СосредоточенностьН
    • умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
    • особый интерес в малоисследованных областях науки;
    • умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
    • не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
  3. Внимательны в деталях
    • замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
    • отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
    • серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
  4. Своеобразный юмор
    • любовь к игре слов, каламбурам;
    • предпочтение к сарказму и сатире.
  5. Прямота
    • говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
    • нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
  6. Желание общаться
    • отдают много сил для приобретения социальных навыков;
    • не отступают перед непониманием и неудачами;
    • вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
    • спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
  7. Честность, справедливость
    • достаточно терпимы, не признают условностей;
    • на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
    • заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
    • защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
    • любят и защищают животных.

Слабые стороны

  • трудности в понимании «общей» картины;
  • отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
  • не воспринимают чужие эмоции;
  • не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
  • трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
  • проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
  • чрезмерная честность, даже во вред себе;
  • уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
  • с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с обобщением концепций, навыков;
  • отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
  • трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.

Диагностика на основе тестов

Диагноз данного синдрома ставится в возрасте 4 – 12 лет на основании продолжительного наблюдения за пациентом, рассказов родителей и самого больного. Обязательно при подозрении на синдром Аспергера проводятся различные тесты, которые также используются и для диагностики аутизма:

Название теста Назначение
Тест ASSQ Проводится у шестилетних и старше детей. Основан на восприятии разных картинок ребенком и их описания.
Тест RAADS-R Проводится у взрослых и определяет различные психические расстройства (боязнь общения, тревожность, депрессию). Вопрос подразумевает подобрать подходящий вариант поступка в той или иной жизненной ситуации.
Опросник Aspie Quiz Тест включает сто вопросов, ответы на которые расшифровывают аутические черты синдрома Аспи у взрослых и их вероятные причины.
Торонтская шкала Выявляет нестандартные сенсорные ощущения (звук, цвет, кожные ощущения).Также помогает определить отсутствие способности интерпретировать символы и метафоры.
TAS-20 Выявляет дефицит эмоций (просмотр картинок и фотографий).

Вопрос – ответ

Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?

Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.

Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?

Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.

Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?

Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» - ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.

Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?

Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.

К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.

Длительное время СА признавали как одну из форм аутизма. Только тридцать лет назад специалисты начали выделять это заболевание отдельно. Имея достаточно похожие признаки, дети, имеющие СА, по своему состоянию отличаются от детей с ранним аутизмом.

Симптомы

Характеризуется скрытой дисфункцией, поскольку внешний вид ребенка не позволяет с первого взгляда определить, что у него есть какие-то отклонения в поведении. Синдром Аспергера у детей не сказывается на утрате интеллектуальных способностей, напротив, нередко аспи, как называют таких детей, могут добиваться больших успехов в творчестве и точных науках. Как правило, сложности возникают в межличностной коммуникации и сфере социализации. Характеризуется, так называемой триадой социальных нарушений, присущей этому состоянию:

  • . Дети с трудом налаживают контакты не только с взрослыми, но и со сверстниками. Случаются нечастые зрительные контакты, но в большинстве случаев детям-аспи не присущи такие формы отношений, как дружба, ими редко воспринимаются социальные правила, которые признаны обществом, что выражается, например, в бестактности, назойливости. При этом их характеризует отстраненность от людей, которые их окружают, они могут стремиться к уединению.
  • Коммуникации. Характерным признаком является отсутствие эмоций, дети не понимают мимику, жесты, которые сопровождают речь собеседника. Все ими воспринимается буквально. В их арсенале не встретишь сарказма, анекдотов и метафор. Помимо этого для них бывает нелегко начать разговор и способность закончить его своевременно.
  • Воображение. Такое чувство у них не исключается, напротив, они способны проявить таланты живописца и писателя. Вместе с тем, недоступной является эмпатия. Они не в состоянии предполагать альтернативные варианты разрешения ситуации, складывать мнении о ком-либо, основываясь на его эмоциональных переживаниях, не вербально выраженных.

Некоторые другие признаки:

  • Соблюдение расписания, традиций, стремление к упорядоченности.
  • Увлечение определенной тематикой, имеющее ярко выраженный характер.
  • Наличие чрезмерно высокой или напротив низкой сенсорной чувствительности.

Многие дети с данным состоянием, испытывая сложности в общении, начинают страдать от СДВ – так обозначают синдром дефицита внимания. Синдром Аспергера у детей вызывает чувство тревоги, малыши впадают в депрессию, испытывают страх. Нередко на этой почве появляются и другие психические нарушения. Здесь обязательно нужна помощь родителей.

Диагностика

Может проявляться с раннего возраста. Однако диагноз, как правило, ставится позже – в школьном возрасте, когда наступает пик проблем, связанный с социальными навыками.

В раннем детстве, как правило, нет возможностей выявить аномалии в развитии, так как ребенок может развиваться в срок и иметь спокойный темперамент, не доставляя родителям беспокойства. Он играет сам по себе, не требуя к себе лишнего внимания.

Синдром Аспергера у детей не влияет на интеллектуальные способности ребенка и не должен вызывать тревоги – они на среднем уровне или даже выше. С развитием речи в большинстве случаев тоже нет никаких проблем – она на уровне возрастных норм или даже выше.

Для установления диагноза применяется тестирование, неврологические обследования и другие методы.

При обнаружении характерных признаков учителями или воспитателями, родителями, нужно обратиться за консультацией к специалистам – педиатру, неврологу, детскому психологу и логопеду.

Чтобы своевременно выявить Синдром Аспергера у детей, родителям следует забить тревогу, если у ребенка наблюдается:

  • , неуклюжесть.
  • Нежелание слушать веселые сказки и смотреть мультфильмы, их непонимание.
  • Нервозность при тактильном взаимодействии и прикосновениях.
  • Огромное стремление заняться чем-то одним, он с трудом от него отвлекается и может на протяжении нескольких часов делать это в одиночку.
  • Выраженное предпочтение в еде, причем ограниченное.
  • Если в новой обстановке, он полностью становится сам не свой.

Лечение

Еще не придумано действенного способа излечения синдрома. Чтобы скорректировать тяжелые симптомы, может быть назначена медикаментозная терапия, для остальных проявлений этого состояния рекомендуется лечение у психологов, педагогов, логопедов.

На ранних стадиях при своевременном выявлении симптомов и проведении диагностики, удается добиться значительных результатов, хотя полного выздоровления не наступает. Психологами и педагогами проводится работа, которая способствует аспи-детям выработке правильных поведенческих стереотипов, учит поведению в обществе.

При этом нужно сказать, что каких-либо последствий для полноценной жизни у взрослых пациентов с синдромом Аспергера не наступает. Они могут заводить семьи, работать и достигать высоких результатов. Безусловно, этого в основном добиваются люди, прошедшие коррекцию для успешной адаптации в социуме.

Ребенок должен развиваться в атмосфере добра, понимания и любви.

  • Сдерживайте излишнюю одержимость малыша. Установите ребенку время для увлечений и не нарушайте распорядка.
  • Исключите сложные обороты речи, общаясь с ним – слова должны быть простыми и понятными.
  • С ранних лет учите малыша правилам поведения в кругу друзей и обществе.
  • Никаких угроз и обещаний, которых вы не в состоянии выполнить. Ими все воспринимается буквально.
  • Одобряйте любые правильные поступки и общение с другими.

А главное – верьте, что нет причин для расстройства о том, что ваш малыш не такой как все. Прекрасно развитая логика мышления и способность предельно концентрироваться на поставленных задачах часто приводит людей с синдромом к потрясающим успехам, особенно в областях интересных для них. Здесь все зависит не от вашего ребенка, а от того насколько сильно вы его любите и хотите помочь ему. Как можно раньше начните заниматься с ним, составьте , чтобы малыш четко понимал, когда он будет кушать, а когда смотреть мультики или гулять на улице. Прочтите несколько книг для общего развития по взаимодействию с такими детками и поймите простое и главное правило. Никто не заинтересован в успехе адаптации вашего ребенка так сильно как его родители!

После Аспергера чаще всего ставят РАС, РДА и прочее неприятные аббревиатуры для наших детей.

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм . Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции - это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности - чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств - он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) - для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз - тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы - развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни - логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании - рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Синдром Аспергера относится к патологии развития, выражается в нарушении социальной адаптации, дефиците общения и ограниченными стереотипными интересами.

От других расстройств аутистического спектра его отличает сохраненные умственные и интеллектуальные функции.

Наиболее часто заболевание устанавливается в возрасте 4-10 лет, значительно труднее поставить диагноз синдром Аспергера у взрослых, симптомы меняются с возрастом. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с аутизмом, шизофреническими расстройствами, клинической депрессией, синдромом Туретта.

Классическая клиническая картина синдрома Аспергера включает три составляющие:

  • затруднения в коммуникативно-социальной сфере;
  • проблемы с чувственным и пространственным восприятием мира;
  • нарушение творческого мышления, низкая эмоциональность.

Диагноз синдром Аспергера устанавливается на основании качественных нарушений социального взаимодействия, затруднений в установке коммуникативных связей, замедлении в развитии двигательной сферы.

Часто наблюдается неуклюжесть, плохая координация движений. Отставания в умственном и речевом развитии не наблюдается.

В течение первых трех лет жизни не страдают навыки самообслуживания, проявления любопытства и способности общаться с родственниками и близкими людьми. У ребенка проявляется выраженный интерес к какой-либо одной сфере деятельности, чаще всего это монотонное тихое занятие, например, конструирование моделей, вышивание, сборка конструктора.

От аутизма, — синдром Аспергера отличает отсутствие манерности в поведении, зацикливании на нефункциональных частях игрушек.

Нередко постановке правильного диагноза предшествует диагностирование синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Речевая функция

Ребенок начинает разговаривать в типичном возрасте или чуть раньше.

Хорошо запоминает новые и иностранные слова, легко заучивает большие объемы текста.

Испытывает трудности с заменой второго лица на первое в разговоре.

Часто больной может долго размышлять на определенную тему, повторяясь в своих рассуждениях, выдумывая несуществующие слова и выражения.

Имеются затруднения с пониманием средств выразительности речи, сложных шуток.

Двигательная сфера

Больной страдает нарушением координации в легкой форме, часто бывает неуклюж и не расторопен. Иногда случаются повторения стереотипных движений. Плохо играет в командные игры, нередко испытывает затруднения в написании слов и в рисовании. Мимика скудна, жестикуляция при разговоре или отсутствует, или неуместна.

Социальное взаимодействие

Больной синдромом Аспергера неохотно идет на контакт с другими людьми, редко заводит приятельские отношения.

Испытывает сложности в установке личных взаимоотношений и общении с противоположным полом.

Человек плохо понимает общепризнанные нормы поведения и социального взаимодействия, предпочитает проводить время в своем обществе.

Жесты, мимика, поза, характер зрительного контакта больного человека кажутся окружающим людям странными и пугающими. В конце концов, пациент становится замкнутым и не общительным.

Эпилептические симптомы при злоупотреблении алкоголем встречаются не так часто, однако в некоторых случаях даже после прекращения потребления спиртного приступы возвращаются. Эта статья посвящена алкогольной эпилепсии. Все о причинах и лечении.

Интересы и хобби

Пациенты с синдром Аспергера имеют склонность к наукам, могут подолгу изучать один предмет, углубляясь в сложные детали, запоминая мельчайшие подробности.

Часто такие люди преуспевают в географии, астрономии, истории, могут наизусть знать расписание электричек, заучить названия всех персонажей фантастического мира.

Больной испытывает спокойствие и удовлетворение, занимаясь любимым увлечением, забывает обо все остальном и погружается в собственные мысли.

Динамика проявлений синдрома

Проявления синдрома у детей не специфичны, выражаются в повышенной нервозности, выраженной реакции на внешние раздражители, плаксивость, светочувствительность.

В возрасте 1-4 лет синдром Аспергера не проявляется, ребенок развивается нормально, проявляет высокие умственные способности, хорошо запоминает текст, прекрасно поддается обучению.

Такие дети часто привязаны к родителям, дому, их считают застенчивыми и спокойными. Трудности возникают при расширении круга общения ребенка, он не может наладить контакт с ровесниками в детском саду, не хочет выходить на прогулки во двор, посещать групповые занятия в секциях и кружках. Таким малышам не нравится громкая музыка, слишком яркие мультики, шумные гости, большие скопления людей. Больной ребенок хорошо чувствует себя дома, может часами заниматься любимым хобби.

С возрастом проявления синдрома Аспергера усугубляются, так как возрастает значение социальной адаптации и возникает необходимость общаться с внешним миром по различным вопросам. В школе и университете молодые люди с трудом заводят общение, избегают встреч и праздников.

Интеллектуальные характеристики не страдают, пациент может показывать большие успехи в написании тестов и письменных работ, но с устными ответами и публичными выступлениями испытывает большие сложности. Такие люди предпочитают монотонную спокойную работу, характеризующуюся выполнением однообразных действий.

Затруднения в установке дружеских и личных отношений объясняются такими проявлениями синдрома:

  • отсутствие чувства юмора, способности понимать метафоры и отличать шутку от правды;
  • буквальное восприятие всего, что было услышано;
  • нетактичность в общении с другими людьми;
  • неприятие правил этикета и вежливого поведения;
  • частая погруженность в себя и в собственные мысли.

По мере динамики развития симптомов заболевания, взрослый человек всё больше погружается в собственный мир, ему сложно менять свои привычки и подстраиваться под кого-либо. Больные синдромом Аспергера не видят необходимости в соблюдении социальных ритуалов, могут прервать разговор при потере интереса к нему, задеть чувства другого человека.

Прогрессирует склонность к педантичности и порядку, доходящая порой до абсурда. Такой человек не потерпит пользования его личными вещами, не любит приглашать гостей и ходить к кому-то. Окружающим, больной представляется угрюмым, пессимистичным и постоянно занудствующим.

С течением времени могут развиться различные фобии, боязнь врачей, страх выходить на улицу, заходить в общественный транспорт, часто случаются депрессии.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

В описаниях течения синдрома Аспергера указывается на различные варианты выраженности симптомов у разных людей, а также изменение их со временем у одного и того же пациента.

Большое значение имеет становление и протекание заболевания в раннем возрасте так как это влияет на характеристику синдрома во взрослом возрасте.

Если ребенку не уделяли достаточно внимания, не обучали общению со сверстниками, человек после нескольких неудачных попыток установки взаимодействия замыкается в себе, с возрастом эта закрытость лишь усугубляется и практически не поддается коррекции.

Напротив, в случае, если родители старались привить определенные навыки коммуникации, обучить приемам общения, — взрослый больной с синдромом Аспергера может вполне полноценно существовать в социуме и общаться с определенным кругом лиц.

Видео на тему