Общие методы профилактики стоматологических заболеваний. Выделяют три основных направления профилактики. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных




Ф КГМУ 4/3-04/03

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра стоматологии детского возраста


Лекция на тему:

Профилактика стоматологических заболеваний у детей – определение, задачи.

Профилактика – это система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней. Профилактика стоматологических заболеваний это лишь одна из составных частей интегрированной программы комплексной системы профилактики основных неинфекционных заболеваний. Это основано на общности факторов риска, способствующих возникновению многих заболеваний. Эпидемиологические исследования этиологии хронических инфекционных заболеваний (в том числе и стоматологических) привлекли внимание к тому, что такие факторы риска как курение, неправильное питание, низкая физическая активность, потребление алкоголя вызывают онкологические, сердечно-сосудистые, респираторные, стоматологические и др. заболевания, следовательно, профилактические мероприятия должны быть интегрированы.

Внедрение этих методов возможно на популяционном, групповом, индивидуальном уровнях.


  1. популяционный – применение средств и методов, которые необходимы всем детям данного региона и применение которых не требует непосредственного участия детского стоматолога. Это фторирование воды, рациональное сбалансированное питание, СПР и гигиеническое воспитание, мероприятия по охране здоровья и т.д. На этом этапе необходимо сформировать устойчивые навыки по гигиене полости рта. Участвуют в этой работе родители, воспитатели, методисты, средний медицинский персонал, учителя и т.д.;

  2. групповой – проведение врачом или при его непосредственном участии профилактических мер у определенных групп детей . Групповые методы профилактики, требуют осмысливания профилактических мероприятий для каждой группы. При этом – метод диспансерного наблюдения, формирование диспансерных групп, назначения профилактических средств, обучение гигиене полости рта, применение средств специфической и неспецифической профилактики;

  3. индивидуальный уровень – более высокий уровень требующий организации, больших затрат времени врача и ребенка, специальных средств, оборудования и специалистов.
Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении специальности

Из дореволюционных ученых А.К.Лимберг на основе собственных наблюдений доказывал необходимость профилактического лечения зубов и прежде всего у детей. Он показал, что раннее лечение приводит к значительному снижению потери зубов у детей. В 1918 году П.Г. Дауге подготовил предложение об организации стоматологической помощи . Любая комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей должна включать все возрастные группы от рождения до 14 лет 11 месяцев 29 дней. Базироваться на данных эпидемиологического исследования, иметь поэтапный план внедрения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Возможность внедрения определяется уровнем развития стоматологической службы и материально-технической обеспеченностью программы. Основной метод внедрения профилактики, а при индивидуальном уровне, единственный – диспансеризация всех детей у стоматолога.

До 1970 года каких-либо научно-обоснованных внедренных или распространенных программ и систем профилактики стоматологических заболеваний в СССР не было. 1970г. появилось первое официальное издание «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний». Этот документ впервые в истории страны показал необходимость , важное значение, и некоторые пути реализации профилактики стоматологических заболеваний как систему специальных мер, направленных на улучшение здоровья органов полости рта. Впервые была предпринята попытка комплексного решения проблемы, а также организованных мероприятий для проведения профилактики, в том числе с привлечением других специалистов. Была показана роль СПР, гигиены полости рта, антенатального периода, препаратов фтора в профилактике стоматологических заболеваний. В 1983 году был издан документ «методические рекомендации по внедрению комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в организованных коллективах детского населения». В 1984г. – приказ МЗ СССР №670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению», в котором профилактика стоматологических заболеваний впервые была отведена очень важная роль. В 1985г. приказом Министерств Здравоохранения и Просвещения Казахской ССР за № 709/101 было дано задание приступить к внедрению «Комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта» в школах и дошкольных учреждениях. В 1986 МЗ СССР выпустило методические указания «Организация профилактики основных стоматологических заболеваний». В них впервые была затронута проблема профилактики стоматологических заболеваний в плане организации, составления и реализации программ профилактики, показаны методы и пути их разработки , этапы, цели и задачи, широко использованы документы ВОЗ и, рекомендуемые ею подходы и методы. В 1988г. был приказ МЗ СССР №830 «О комплексной программе развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года». В Республике Казахстан наиболее высокие показатели внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний отмечались в 1991 году. За последние годы эти показатели снизились 2,2 раза. Таков краткий исторический путь стоматологических программ профилактики.

При внедрении и совершенствовании современных методов значителен вклад Е.В.Боровского, П.А.Леуса, Г.Н.Пахомова и многих других ученых. В Казахстане также придерживаются методов диспансеризации по Т.Ф.Виноградовой. Основные уровни: популяционный и групповой. Научной разработкой профилактики кариеса занимались А.И.Фефелов, Д.Л.Корытный, А.А.Кабулбеков, Т.К.Мукашев и др.; заболеваний пародонта: Д.Л.Корытный, Л.Я.Зазулевская, Т.Пилат, Г.А.Умбеталиев и др.; одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области – Т.К.Супиев, А.С.Галяпин, А.Ж.Есимов и др.

Большой вклад в разработку таких программ внесли: академик Т.Ш. Шарманов (рациональное сбалансированное питание), профессор Е.И. Гончарова (сроки профилактики стоматологических заболеваний в зависимости от динамики роста и развития зубов, росто-весовых показателей у детей), профессор Т.К. Супиев (профилактика одонтогенных заболеваний), профессор Д.Н. Джумадилаев (общие проблемы профилактики стоматологических заболеваний), доцент Т.К. Мукашев (профилактика стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне), доцент М.А. Алдашева (профилактика стоматологических заболеваний с учетом экологических факторов).

Профилактический принцип был и остается основополагающим в медицине, актуальность которого не вызывает сомнения.

Иллюстративный материал:


  1. Презентация

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алдашева М.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у
детей.- Алматы, 2004.- 143 с.

  1. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая.- Москва,

  2. Медицинская книга, Н. Новгород. Издательство НГМА 2005.- 283 с.

  3. Персин Л.С. и др. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 2008. – 640 с.

  4. Курякина Н.В. Детская терапевтическая стоматология. – М. –Н.Новгород, 2007– 744 с.

  5. Тулеутаева С.Т., Каспакова Л.А., Молдажанова А.Г. Стоматологиялық аурулардың алдын алуы бойынша дәрістер курсы.- Қарағанды, 2007

  6. Ш.Ш. Абралина, Ғ.С. Абылкаирова. Балаларда тісжегінің дамуына әкелетін қауіпті факторлар. Біріншілік профилактика және тісжегіні болжау. Семей, 2006- 22 б.

Контрольные вопросы (обратная связь):


  1. Профилактика – определение, задачи

  2. Виды профилактики

  3. Первичная профилактика: определение, задачи, методы

  4. Вторичная профилактика: определение, задачи, методы

  5. Третичная профилактика: определение, задачи, методы

Профилактика стоматологических заболеваний включает 2 основных типа методов. Первые проводятся пациентом самостоятельно. Вторые осуществляются в клинике и направлены на устранение возникших дефектов и предпатологических состояний.

Приоритет в современной стоматологии отводится мерам, с помощью которых предупреждается развитие заболеваний. Они включают гигиену – домашнюю и профессиональную, врачебные процедуры по укреплению зубов, поддержание общего здоровья организма.

Общее понимание профилактики в стоматологии

Профилактика – это предупреждение заболеваний зубов, десен и слизистой рта. Выделяют 3 ее типа:

  1. Первичная профилактика. Заключается в мерах, предотвращающих патологические состояния.
  2. Вторичная. Состоит в устранении заболеваний зубов и пародонта: кариеса, пульпита, гингивита, пародонтита и других.
  3. Третичная. Включает восстановление целостности зубочелюстного аппарата: протезирование, хирургические операции, имплантацию.

Также профилактику подразделяют на ту, которую пациент проводит самостоятельно, осуществляемую врачом и реализуемую на общегосударственном уровне. Последний вид подразумевает просвещение населения о необходимости гигиены, правильного питания и своевременного лечения.

Методы первичной профилактики

Первичная профилактика считается главным и приоритетным способом предотвращения возникновения и развития стоматологических заболеваний. Она включает методы, которые не допускают появление патологий. Тогда как вторичная и третичная профилактика направлены на устранение дефектов.

Большинство способов первичной профилактики относятся к экзогенному типу. Это меры, которые осуществляются локально, в полости рта, и не подразумевают воздействия на весь организм.

Индивидуальная гигиена

Первый и самый главный метод профилактики заболеваний полости рта – тщательная гигиена. Своевременное устранение налета способствует нормальному формированию эмали, ее обогащению необходимыми компонентами, стабилизации трофики пародонта.

Индивидуальная гигиена проводится минимум дважды в день, в идеале – после каждого приема пищи. Она включает использование:

  • зубной щетки – удаляет налет с коронок и массирует десна, подбирают идеальную по размеру головки, жесткости щетины, удобству ручки;
  • зубной пасты – насыщает эмаль и пародонт витаминами, фтором, кальцием, используют профилактические или лечебные средства, выбирают, исходя из определенных проблем у конкретного человека;
  • – им очищают межзубные промежутки перед чисткой;
  • ополаскивателя – как и паста, содержит компоненты, необходимые для здоровья десен и зубов, помогает дезинфицировать полость рта, используют после чистки;
  • жевательной резинки : как бы ни ругали жвачки – это неплохой походный вариант, чтобы поддержать гигиену рта, они усиливает выработку слюны, которая омывает зубы, снимают небольшое количество налета, нормализуют кислотность, освежают дыхание.

Профгигиена

Профессиональная гигиена проводится в стоматологии. Она включает:

  • снятие твердого минерализованного и пигментного налета с зубов, их шеек;
  • полировку корней зубов;
  • шлифовку коронок.

Снятие зубного камня проводят механически или с помощью специального оборудования. К таким приборам относят ультразвуковой скейлер и пескоструйное устройство Air Flow.

Дополнительная информация! Ультразвуковой скейлер и Flow используют вместе или по отдельности. В первом варианте сначала снимают камень ультразвуком, а потом полируют «Эйр Флоу». Если у пациента пигментированный налет, достаточно только пескоструйного устройства.

Помимо чистки, профгигиена включает:

  1. Обучение правильной технологии чистки зубов и подбор оптимальных средств гигиены.
  2. Устранение факторов, провоцирующих скапливание налета. Это может быть курение, избыточное потребление сладкого, недостаточная домашняя гигиена и прочее.
  3. Контролируемую чистку зубов. Ее пациент проводит в клинике под наблюдением врача. На коронки наносят красящее вещество, и клиент чистит зубы как привык. Затем ему показывают места, с которых он не счистил пигмент – это будут области, которым больной не уделяет внимания.

Реминерализация

Процедура заключается в насыщении эмали кальцием, фтором, цинком, стронцием. На зубы накладывают аппликации специальных препаратов. Они проникают внутрь коронок и укрепляют их.

Фторирование

Манипуляция похожа на реминерализацию. Используют только фтористые соединения. Эмаль покрывают фтор-лаком. Процедура укрепляет коронки, предотвращает их сколы, снижает повышенную чувствительность.

Важно! Реминерализацию и фторирование проводят после профессиональной гигиены. Последняя неизбежно слегка травмирует эмаль, что может привести к развитию кариеса. А насыщение коронок минералами не будет эффективным без предварительного снятия налета.

Герметизация фиссур

Процедура проводится у детей в первые месяцы после прорезывания премоляров и моляров. На поверхности этих единиц находятся глубокие борозды – фиссуры. Благодаря такому строению жевательные зубы измельчают пищу. Но в углублениях скапливается налет и остатки еды, которые не всегда можно снять зубной щеткой.

Имеет смысл только детям в возрасте 10 – 15 лет. У них эмаль еще проходит процесс минерализации и сильно подвержена кариозным поражениям. У взрослых внешняя оболочка коронок тверже, и наличие фиссур слабо влияет на развитие кариеса.

Герметизация фиссур подразумевает заполнение борозд пломбировочными материалами. Это снижает вероятность развития кариеса на 90% на ближайшие 5 – 10 лет.

Эндогенные методы

Эндогенная первичная профилактика заболеваний зубов и десен – комплексная система действий, направленных на укрепление всего организма и поддержание здоровья. К ним относят:

  1. Полноценный рацион. Он должен быть сбалансированным, ежедневно снабжать организм необходимым количеством углеводов, жиров и белков, а также витаминами и минералами. В приоритете мясо (красное и белое), рыба, кисломолочные продукты, сырые фрукты и овощи.
  2. Правильное потребление еды. Питаться необходимо несколько раз в день, в одно и то же время. Всю пищу нужно тщательно пережевывать, отказаться от избыточно мягких или жестких продуктов. Больше всего для здоровья зубов полезны твердые овощи и фрукты – они тренируют челюсти, счищают налет, нормализуют кровоснабжение.
  3. Укрепление иммунитета. Сюда относят прием витаминных комплексов, закаливание, оздоровление на курортах, физическую культуру.
  4. Соблюдение режима активности и отдыха. Необходимо избегать чрезмерной нагрузки, стресса, переутомления, недосыпания, чередовать труд со сном.
  5. Своевременное устранение системных заболеваний. Любые патологии (простудные, инфекционные, эндокринные, сердечно-сосудистые) могут спровоцировать проблемы в ротовой полости или усугубить их.

Обратите внимание! К эндогенным способам также относят насыщение организма фтором: через воду, продукты питания, специальные добавки. Особенно это актуально для подростков в 12 – 15 лет, когда происходит активная минерализация эмали.

Особенности профилактики у беременных

Профилактика во время беременности решает 2 задачи:

  1. Предупреждение заболеваний у женщины. При вынашивании ребенка меняется кислотность слюны, ослабевает местный и общий иммунитет, происходит вымывание питательных веществ из эмали. Поэтому при отсутствии необходимых мер развиваются кариес и гингивит.
  2. Полноценное формирование зубных зачатков у плода. Они начинают закладываться на 6 – 7 недели беременности, поэтому важно употреблять как можно больше продуктов, богатых кальцием и фосфором.

Различают 2 типа профилактики стоматологических заболеваний у беременных: антенатальную и постнатальную. Первая проводится во время вынашивания плода, вторая – после родов.

  • сделать полную до зачатия;
  • своевременно устранять кариозные и воспалительные процессы в полости рта;
  • включить в рацион максимальное количество свежих овощей, фруктов, кисломолочных продуктов, рыбы, морепродуктов, мяса, яиц;
  • принимать специальные витаминизированные комплексы для беременных.

Профилактика стоматологических заболеваний. Цель, задачи и методы. Стоматологическая заболеваемость населения. Распространенность кариеса и заболеваний пародонта. Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении. Цель и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний. Опыт зарубежных стран и России в профилактической и коммунальной стоматологии.
Профилактика (от греч. p rophylaktikos - предохранительный) - это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний.
Данное направление должно быть приоритетным в современной стоматологии. Опыт многих стран показывает, что простого количес­твенного увеличения персонала, финансирования и мате­риального обеспечения стоматологической службы стано­вится недостаточным, чтобы изменить сложившуюся ситу­ацию в распространенности и интенсивности кариеса зу­бов и заболеваний пародонта. Мировая стоматологическая практика убедительно доказала, что внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсив­ности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Существенным доводом является и то, что стои­мость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических за­болеваний.
В настоящее время не имеет смысла продолжать выделе­ние значительных материальных ресурсов на лечение тех состояний, которые могут быть предупреждены простыми и недорогими способами. Поэтому профилактика стомато­логических заболеваний должна предусматривать внедре­ние системы общественных и индивидуальных комплекс­ных предупредительных мер, направленных на создание условий, исключающих факторы риска возникновения сто­матологических заболеваний.

Основной целью профилактики стоматологических заболеваний является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
В системе профилактики выделяют 3 звена единого профилактического процесса - первичную, вторичную и третичную.
Первичная профилактика - это система социальных, медицинских, гигиенических мероприятий, направленных на предотвращение заболевания путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей, природной, бытовой и производственной среды.
Главной задачей первичной профилактики является повышение уровня здоровья детей с использованием всех возможных методов и средств, чтобы ни один здоровый ребенок не перешел в группу больных, т.е. это профилактика в группе здоровых детей.
Основными задачами, которые должны решать стоматологи при разработке программ первичной профилактики, являются:
1. Создание условий для нормального формирования и первичной минерализации твердых тканей зуба.
2. Обеспечение физиологического течения процесса созревания твердых тканей зуба (вторичная минерализация), при необходимости - стимуляция этих процессов.
3. Предотвращение или устранение формирования кариесогенной ситуации в полости рта.
Переход ребенка из группы здоровых детей в группу имеющих стоматологическую патологию свидетельствует о том, что не все возможные меры профилактики были использованы.

Вторичная профилактика предусматривает раннее выявление развивающегося заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования и возможных осложнений после лечения. Вторичная профилактика проводится у пациентов, уже страдающих стоматологическим заболеванием.
На данном этапе перед врачом стоят следующие задачи : снижение числа осложнений кариеса (пульпит, периодонтит) и заболеваний пародонта, уменьшение прироста кариеса и патологии пародонта и др.
Вторичная профилактика является частью программы реабилитации.
Реабилитация включает в себя мероприятия по лечению и вторичной профилактике заболевания. И, если средства и методы первичной и вторичной профилактики могут быть одни и те же, то критерии оценки эффективности вторичной профилактики отличаются от таковых в первичной. Изменение интенсивности прироста заболевания за определенный срок является достаточно информативным показателем для оценки профилактического действия комплекса мероприятий вторичной профилактики. Вторичная профилактика может считаться эффективной, если патологический процесс стабилизировался, уменьшилась степень тяжести его течения и т.д.
В стоматологии грань между профессиональной профилактикой и лечением условна. Профилактике прогрессирования заболеваний пародонта способствуют ортодонтические, ортопедические, терапевтические мероприятия, направленные на устранение аномалий положения зубов, прикуса, функциональных нарушений (атипичная артикуляция языка, бруксизм, атипичное глотание, ротовое дыхание, одностороннее жевание и др.), вторичных местных факторов (некачественные поверхности коронок и пломб, зубной камень), санация полости рта. Но, главное, вторичная профилактика подразумевает:
1. Мотивацию пациента (информирование его о роли микроорганизмов зубной бляшки в возникновении пародонтита)
2. Инструктаж пациента (обучение его правилам гигиенического ухода за полостью рта)
3. Контроль за соблюдением гигиены полости рта
4. Своевременную диагностику
5. Проведение по показаниям начального хирургического лечения
6. Регулярные повторные осмотры и противорецидивные мероприятия.
Axelsson I.и Lindhe J. (1981) на основании 6-летнего опыта показали профилактическую значимость поддерживающей терапии, состоящей в регулярном удалении зубной бляшки. В основной группе, в которой профилактические мероприятия проводились через каждые 3 месяца, не отмечено прогрессирования пародонтита и возникновения кариозных поражений зубов. В контрольной группе, где не было регулярных посещений врача (только раз в год), наблюдалось парогрессирование заболеваний пародонта и возникновение кариеса.

Третичная профилактика заключается в адекватном лечении заболевания, направлена на предотвращение утраты функции и возникновения осложнений. Это достигается за счет комплексного подхода, терапевтического, хирургического и ортопедического лечения, регулярных повторных осмотров и противорецидивных мероприятий. Цель третичной профилактики - замедление развития осложнений при уже возникшей болезни. Ее задача - предотвратить физическую недостаточность и нетрудоспособность, свести к минимуму страдания, вызванные утратой полноценного здоровья, и помочь больным адаптироваться к неизлечимым состояниям. В клинической медицине во многих случаях трудно провести грань между третичной профилактикой, лечением и реабилитацией.
Методы профилактики основных стоматологических заболеваний
К методам профилактики относятся:
- стоматологическое просвещение населения;
- обучение правилам рационального питания;
- обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;
- эндогенное использование препаратов фтора;
- применение средств местной профилактики;
- вторичная профилактика (санация полости рта).
В период беременности:
- санитарно-просветительная работа;
- сбалансированное питание;
- всесторонняя стоматологическая помощь;
Дети в возрасте до 5 лет:
- предупреждение вредных привычек;
- систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в воде;
- обучение гигиене полости рта и ее регулярное использование;
- регулярная стоматологическая помощь;
Дети в возрасте от 6 до 15 лет:
- рациональный режим питания с ограничением сахарозы;
- регулярная санитарно-просветительная работа;
- регулярная гигиена полости рта;
- систематическое потребление препаратов фтора;
- местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и препаратами, предупреждающими образование зубного налета;
- стоматологическая помощь в полном объеме;
Подростки:
- регулярная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;
- местное использование противокариозных средств;
- сбалансированное питание;
- регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;
- выявление и устранение профессиональных вредностей;
Взрослое население:
- адекватная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;
- своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;
- устранение вредных привычек (курение) и профессиональных вредностей.

Внедрению комплексной системы профилактики, как показал опыт, накопленный в нашей стране, должны предшествовать следующие мероприятия:
- определение контингента населения, где планируется проведение работы, выделение соответствующей численности врачей и среднего медицинского персонала, которые будут осуществлять реализацию программы;
- изучение распространенности стоматологических заболеваний (кариес зубов, заболевание пародонта, флюороз, очаговая деминерализация и др.) у этого контингента и приобретение в достаточном количестве средств профилактики в соответствии с численностью населения, уровнем и характером заболеваемости;
- изучение характера питания соответствующего контингента населения;
- определение уровня содержания фтора в различных источниках и, как минимум, в питьевой воде;
- определение уровня гигиенических знаний и состояния гигиены полости рта у разных групп населения.

Заболеваемость населения - это важнейшая составляющая комплексной оценки здоровья населения. Учет заболеваемости ведется практически всеми медицинскими учреждениями. Анализ заболеваемости необходим для выработки управленческих решений как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях управления системой здравоохранения. Только на ее основе возможны правильное планирование и прогнозирование развития сети учреждений здравоохранения, оценка потребности в различных видах ресурсов. Показатели заболеваемости служат одним из критериев оценки качества работы медицинских учреждений, системы здравоохранения в целом.
Планирование программ профилактики и оказание лечебной помощи населению осуществляются на основании изучения стоматологической заболеваемости . Особое внимание при этом уделяется вопросам распространенности и интенсивности основных стоматологический заболеваний - кариеса и болезней пародонта - с целью оценить данные показатели, определить потребность и составить планы реализации комплексных программ профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний.
При эпидемиологических исследованиях для оценки состояния зубов при поражении их кариесом применяют ряд показателей: распространённость кариеса, интенсивность процесса, заболеваемость (прирост интенсивности за определенный промежуток времени).
Распространённость кариеса вычисляется делением количе­ства лиц, имеющих кариозные, пломбированные и удалённые зубы (независимо от количества кариозных зубов в каждом из них), на общий показатель обследованных, и выражается в процентах:
Распространенность кариеса = Количество лиц с поражёнными кариесом зубами х100%
Количество обследованных

Интенсивность поражения кариесом одного обследованного определяется индексом КПУ зубов и КПУ полостей. Индекс КПУ зубов - это сумма кариозных (К), запломбированных (П) и удалений вследствие осложнений кариеса (У) зубов у одного обследованного. При определении этого и других средних величин индексов интенсивности у значительного количества населения их сумма разделяется на количество обследованных. Определяя индекс КПУ, поражённым кариесом считают зуб, содержащий одну или несколько полостей, запломбированным - одну или несколько пломб, независимо от их величины и состояния. Если в зубе есть одновременно пломба и кариозная полость, то его расценивают как кариозный. У детей индекс вычисляют в зависимости от прикуса: в постоянном прикусе учитывают пораженные кариесом постоянные зубы (индекс КПУ), во временном (молочном) - индекс кп (кариозные и пломбированные) и в сменном прикусе - постоянные, так и временные зубы (КПУ + кп).
Индекс КПУ является довольно информативным показателем, который позволяет судить об уровне интенсивности кариеса. Согласно рекомендациям ВОЗ, выделяют пять уровней интенсивности ка­риеса: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий.
Показатель интенсивности (КПУ)
Уровень кариеса у детей 12 лет у взрослых 35- 44 лет
Очень низкий 0,0-1,1 0,2-1,5
Низкий 1,2-2,6 1,6-6,2
Средний 2,7-4,4 6,3-12,7
Высокий 4,5-6,5 12,8-16,2
Очень высокий 6,6 и выше 16,3 и выше
Иногда для более полной и точной оценки состояния зубов высчитывают индекс КПп (полостей), в котором учитывают количество ка­риозных полостей и пломб. В отличие от индекса КПУ зубов, при этом подсчитывают общее количество кариозных полостей и пломб, независимо от количества поражённых зубов. То есть, если один зуб имеет три отдельные кариозные полости, то в индексе КПУ зубов считают за единицу, а при индексе КПп (полостей) - за три единицы. Особенно показательным является этот индекс при низкой интенсивности поражения кариесом.
Один из основных индексов (КПУ) отражает интенсивность поражения зубов кариесом. К означает количество кариозных зубов, П - количество пломбированных зубов, У - количество удаленных или подлежащих удалению зубов. Сумма этих показателей дает представление об интенсивности кариозного процесса у конкретного человека. Выделяют три вида индекса КПУ: КПУ зубов (КПУз) - число кариозных и пломбированных зубов обследуемого; КПУ поверхностей (КПУпов) - число поверхностей зубов пораженных кариесом; КПУпол - абсолютное количество кариозных полостей и пломб в зубах. Для временных зубов используют следующие показатели: кп - число кариозных и пломбированных зубов временного прикуса; кп - число пораженных поверхностей; кпп - количество кариозных полостей и пломб. Удаленные или утраченные в результате физиологической смены зубы во временном прикусе не учитываются. У детей при смене зубов применяют сразу два индекса: кп и КПУ. Для определения общей интенсивности заболевания суммируют оба показателя. КПУ от 6 до 10 свидетельствует о высокой интенсивности кариозного поражения, 3-5 - умеренной, 1-2 - низкой. Эти индексы не дают достаточно объективной картины, так как имеют следующие недостатки: учитывают и вылеченные, и удаленные зубы; могут со временем только возрастать и с возрастом начинают отражать бывшую в прошлом заболеваемость кариесом; не позволяют учитывать самые начальные кариозные поражения. К серьезным недостаткам индексов КПУз и КПУпов относится их недостоверность при увеличении поражений зубов за счет образования новых полостей в леченых зубах, возникновения вторичного кариеса, выпадения пломб и тому подобное.

Для оценки интенсивности кариеса зубов используют следующие индексы: а) интенсивность кариеса временных (молочных) зубов: индекс кп (з) - сумма зубов, пораженных нелеченным кариесом и пломбированных у одного индивидуума; индекс кп (n) - сумма поверхностей, пораженных нелеченным кариесом и пломбированных у одного индивидуума; Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов кп(з) и кп(п) в группе обследуемых, следует определить индекс у каждого обследованного, сложить все значения и полученную сумму разделить на количество человек в группе. б) интенсивность кариеса постоянных зубов: индекс КПУ(з) - сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов у одного индивидуума; индекс КПУ (п) - сумма всех поверхностей зубов, на которых диагностирован кариес или пломба у одного индивидуума. (Если зуб удален, то в этом индексе считают его за 5 поверхностей). При определении данных индексов не учитывают ранние формы кариеса зубов в виде белых и пигментированных пятен. Для того, чтобы рассчитать среднюю величину индексов для группы, следует найти сумму индивидуальных индексов и разделить ее на количество обследованных в данной группе. в) оценка интенсивности кариеса зубов среди популяции. Для сравнения интенсивности кариеса зубов между различными регионами или странами используют средние значения индекса КПУ.


Заболеваемость (прирост кариеса и его интенсивности) - среднее количество новых поражённых кариесом зубов, которые определяются за определённый промежуток времени, в перерасчёте на одного обследованного. Обычно прирост кариеса определяется через один год, а при активном течении патологического процесса - через 6 мес.
Для оценки распространенности и интенсивности кариеса постоянных зубов на уровне популяции ключевой возрастной группой являются 12-летние дети.
Оценочные критерии кариеса у 12-лет­них детей (ВОЗ).
I. Уровень распространенности кариеса - Низкий 0-30%, Средний 31-80%, Высокий 81-100%
II. Уровень интенсивности кариеса (по индексу КПУ):
Очень низкий 0-1,1
Низкий 1,2-2,6
Средний 2,7-4,4
Высокий 4,5-6,5
Очень высокий 6,6 и выше
Поражение кариесом постоянных зубов, в основном, первых моляров наблюдается уже в 6-летнем возрасте. У 12-летних детей в структуре индекса КПУ появляется компонент «У» (зубы, удаленные по поводу осложнений кариеса), а к 15 годам кариесом бывает поражено более 4 постоянных зубов.
По данным эпидемиологического стоматологического обследования, распространенность и интенсивность кариеса в различных регионах России неодинакова и в значительной степени зависит от содержания фторида в питьевой воде.
Распространенность и интенсивность заболеваний пародонта .
Распространенность заболеваний пародонта = Количество лиц с заболеваниями пародонта х100%
Количество обследованных

Для оценки интенсивности заболеваний пародонта при эпидемиологическом стоматологическом исследовании по методике, рекомендуемой ВОЗ, используется коммунальный пародонтальный индекс - CPI, разработанный экспертами рабочей группы ВОЗ, включающий определение кровоточивости десен при зондировании, наличие над- и поддесневого зубного камня, пародонтальных карманов различной глубины на основании секстантного обследования полости рта (Кузьмина Э.М. и соавт., 2007).
Ключевой возрастной группой для оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта на уровне популяции являются 15-летние подростки.
Оценочные критерии поражения пародонта у 15-летних подростков (ВОЗ):
I. Уровень распространенности признаков поражения пародонта
II. Уровень интенсивности признаков поражения пародонта (секстанты)

Распространенность Кровоточивость Зубной
десен камень
низкая 0 - 50% 0 - 20%
средняя 51 - 80% 21 - 50%
высокая 81 - 100% 51 - 100%
Уровень интенсивности признаков поражения пародонта (подростки 15 лет)
УРОВЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ КРОВОТОЧИВОСТЬ ДЕСЕН ЗУБНОЙ КАМЕНЬ
НИЗКАЯ 0, 0 - 0, 5 секстантов 0, 0 - 1, 5 секстантов
СРЕДНЯЯ 0, 6 - 1, 5 секстантов 1, 6 - 2, 5 секстантов
ВЫСОКАЯ < 1,6 секстантов < 2,6 секстантов

Заболева ́ емость - медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний пародонта, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Исчисляется количеством заболеваний на 1000 жителей; рассчитывается как отношение числа вновь возникших заболеваний пародонта (заболеваний с впервые установленным диагнозом) к средней численности населения, умноженное на 1000.

При планировании и оценке программ и обслуживания в области стоматологического здоровья глобальные, государственные и местные цели могут оказаться бесценными для формирования и осуществления политики здравоохранения на всех уровнях.
Будучи выполненными, они становятся мерилом улучшения стоматологического здоровья и значения профессии стоматолога.
Глобальные цели, задачи и направления в области стоматологического здоровья к 2020 году
Цели

1. Способствовать стоматологическому здоровью и минимизировать влияние заболеваний стоматологического происхождения на общее здоровье и психосоциальное развитие, делая упор на популяризацию стоматологического здоровья среди населения, в наибольшей степени страдающего от такого рода состояний и заболеваний;
2. Минимизировать влияние стоматологических проявлений общих заболеваний отдельных лиц и общества в целом, использовать эти проявления для ранней диагностики, профилактики и эффективного лечения системных заболеваний.
Задачи
1. Сократить заболеваемость стоматологическими заболеваниями и, тем самым, повысить качество жизни;
2. Поддерживать обоснованные приоритетные политику и программы в системах стоматологического здоровья, сформированные на основе систематического обзора лучших методов (т.е. политика должна быть основана на доказательной базе);
3. Разработать доступные и рентабельные системы в области стоматологического здоровья для профилактики и контроля стоматологических заболеваний с использованием общепринятого подхода на основе фактора риска;
4. Объединить популяризацию стоматологического здоровья и стоматологическую помощь с другими дисциплинами, влияющими на здоровье;
5. Разработать программы стоматологического здоровья для улучшения общего здоровья;
6. Усилить системы и методы наблюдения за стоматологическим здоровьем, как в части процессов, так и в части результатов;
7. Способствовать социальной ответственности и этичному поведению врачей, оказывающих стоматологическую помощь;
8. Сократить различия в стоматологическом здоровье разных социально-экономических групп внутри страны и неравенство в этой сфере между странами;
9. Увеличить количество медицинских работников, обученных точному эпидемиологическому надзору за стоматологическими заболеваниями и расстройствами.
Европейские цели стоматологического здоровья к 2020 г.
(Адаптировано, проект документа ВОЗ, HVR QCD ОRН, 1999)
Европейское региональное бюро ВОЗ в Копенгагене разработало информационную систему стоматологического здоровья ORATEL, в основу которой взят индекс КПУ зубов как один из наиболее важных показателей качества стоматологической помощи. Рекомендуется использовать новые критерии оценки уровня КПУ в возрасте 12 лет: 0-0,50 - очень низкий, 0,51-1,50 - низкий, 1,51-3,00 - средний, 3,01-6,50 - высокий, 6,51-10,00 - очень высокий.
Цель 1. Дети в возрасте 6 лет
1. 80% и более будут здоровы (свободны от кариеса).
2. Средний КПУ временных зубов не будет превышать 2,0.
Цель 2. Дети в возрасте 12 лет
1. Средняя интенсивность кариеса постоянных зубов не превысит КПУ 1,5, из которого компонент «К» (нелеченый кариес) будет менее 0,5.
2. Среднее количество секстантов со здоровым периодонтом будет не менее 5,5.
Цель З. Подростки в возрасте 15 лет
1. Средняя интенсивность кариеса не превысит 2,3 КПУ зубов, из которого компонент «К» (нелеченый кариес) будет менее 0,5.
2. Не будет зубов, удаленных по поводу кариеса.
3. Среднее количество секстантов со здоровым периодонтом будет не менее 5,0.
Цель 4. Молодые люди в возрасте 18 лет
1. Не будет зубов, удаленных по поводу кариеса или болезней периодонта.
2. Среднее количество секстантов со здоровым периодонтом будет не менее 4,0.
Цель 5. Население в возрасте 35-44 года
1. Не более 1% беззубых.
2. 90% пациентов сохранят 20 или более естественных функционирующих зубов.
3. Средний КПУ зубов будет не более 10, из которых не более 4 будут удалены по поводу кариеса.
4. Среднее количество здоровых секстантов периодонта будет 2 и более (CPITN «0»).
Цель 6. Население в возрасте 65-74 года
1. Не более 10% беззубых.
2. 90% или более будут иметь функционально полноценный прикус (естественный или восстановленный).
3. Среднее количество секстантов с глубокими карманами не превысит 0,5 (CPITN «4»).
Прогнозирование тенденции кариеса зубов
В странах, которые осуществляют полный ассортимент профилактических мер на практике, уровень кариеса будет продолжать снижаться у детей и взрослых, по крайней мере, до 50-60 лет. Ожидается, что в недалекой перспективе мероприятия по лечению кариеса будут совмещаться с профилактическими методами контроля заболевания. Однако даже если кариес будет продолжать снижаться, он никогда не будет искоренен. Будут группы населения более восприимчивые или более подверженные факторам риска. Эти факторы риска еще полностью не учтены.
Среди населения старших возрастных групп будет расти проблема кариеса корней зубов. Распространенность этой патологии еще недостаточно изучена.
В течение ближайших 10-15 лет ожидается увеличение заболеваемости населения кариесом в государствах с переходной экономикой. В этих странах еще только внедряются испытанные и приемлемые профилактические меры. Их широкая практическая реализация на коммунальном уровне может потребовать появления новых технологий, отличающихся от настоящих простотой и большей эффективностью.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ

Фундаментом советского здравоохранения является профилактика, определяющая содержание и направление деятельности научных и практических медицинских учреждений. Конкретные формы ее осуществления изменялись иа разных исторических этапах развития человеческого общества, в зависимости от условий общественного и государственного строя, а также от уровня развития науки. П. Г. Дауге (1933) писал, что в первом директивном документе Наркомздрава в 1918 г. основное внимание было уделено развитию профилактических принципов в системе оказания стоматологической помощи населению. В настоящее время в основе организации всех служб здравоохранения лежит профилактический принцип. Единство лечебных и профилактических мероприятий составляет принципиальную основу организации медицинской помощи населению, что обусловливает эффективное внедрение в практику достижений науки. Стоматологическая наука относится к категории прикладных наук, где конечной целью всех исследований является создание эффективных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний.

Исходя из современных представлений об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и в соответствии с рекомендациями Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные. Под первичной профилактикой понимается комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными, направленными на предупреждение кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и т. д.



Вторичная профилактика представляет собой комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий. При этом используемые методы терапевтических и хирургических вмешательств направлены на обеспечение полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом. Основным организационным методом вторичной профилактики является плановое оказание стоматологической помощи (плановая санация) дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослым организованных коллективов по участковому принципу. Метод плановой санации, который был использован уже в первые годы Советской власти, в настоящее время стал неотъемлемой частью в лечебно-профилактической деятельности всех стоматологических учреждений страны.

Третичная профилактика в стоматологии - это восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов или вследствие заболеваний, повлекших за собой сложные реконструктивные хирургические операции на лице и челюстях.

Мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний будут эффективными, если они осуществляются в плановом порядке и по комплексной системе, сочетающей в себе все уровни программы профилактики.

Конкретные меры и организационные принципы их использования изложены в методических указаниях Министерства здравоохранения СССР «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний» (1979). Теоретическим обоснованием для внедрения методов профилактики стоматологических заболеваний послужили исследования по развитию, структуре и функции зубов пародонта и зубочелюстного аппарата в

целом. Одним из важнейших методов комплексной системы профилактики является метод медико-педагогического убеждения в санитарно-гигиеническом обучении и воспитании детей и взрослых. Рекомендованные к применению методы и средства профилактики способствуют повышению резистентности зубов и пародонта или купируют патологические процессы на стадии предболезни. В течение ряда лет программа профилактики в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения в порядке широкого эксперимента внедрялась в некоторых городах и селах нашей страны. В определенный возрастной период жизни человека программой предусмотрены соответствующие методы профилактики:

Период беременности:

Санитарно-просветительная работа;

Сбалансированное питание;

Всесторонняя стоматологическая помощь;

Дети в возрасте до 5 лет:

Предупреждение вредных привычек;

Систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в воде;

Обучение гигиене полости рта и ее регулярное использование;

Регулярная стоматологическая помощь;

Дети в возрасте от 6 до 15 лет:

Рациональный режим питания с ограничением сахарозы;

Регулярная санитарно-просветительная работа;

Регулярная гигиена полости рта;

Систематическое потребление препаратов фтора;

Местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и препаратами, предупреждающими образование зубного налета;

Стоматологическая помощь в полном объеме; - подростки:

Регулярная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

Местное использование противокариозных средств;

Сбалансированное питание;

Регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;

Выявление и устранение профессиональных вредностей;

Взрослое население:

Адекватная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

Своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;

Устранение вредных привычек (курение) и профессиональных вредностей.

Внедрению комплексной системы профилактики, как показал опыт, накопленный в нашей стране, должны предшествовать следующие мероприятия:

Определение контингента населения, где планируется проведение работы, выделение соответствующей численности врачей и среднего медицинского персонала, которые будут осуществлять реализацию программы;

Изучение распространенности стоматологических заболеваний (кариес зубов, заболевание пародонта, флюороз, очаговая деминерализация и др.) у этого контингента и приобретение в достаточном количестве средств профилактики в соответствии с численностью населения, уровнем и характером заболеваемости;

Изучение характера питания соответствующего контингента населения;

Определение уровня содержания фтора в различных источниках и, как минимум, в питьевой воде;

Определение уровня гигиенических знаний и состояния гигиены полости рта у разных групп населения.

Остановимся вкратце на общей характеристике каждого из этих мероприятий. Имеющийся опыт внедрения комплексной системы профилактики свидетельствует о высокой ее эффективности в предупреждении стоматологических заболеваний среди беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, подростков, обучающихся в ПТУ, студентов вузов. Малоэффективна программа первичной профилактики оказалась при попытке ее внедрения на заводах и фабриках в связи со значительной разницей в возрасте рабочих, а также сравнительно высокой текучестью кадров. Поэтому при организации внедрения комплексной профилактики в первую очередь следует проводить работу в женских консультациях, детских садах, школах, ПТУ и техникумах, вузах.

Количество врачебного персонала, участвующего в реализации программы профилактики, определяется численностью контингента населения, где оно осуществляется, а также общей обеспеченностью врачами в данном регионе. Что касается медицинских сестер, то специальные подсчеты, исходя из имеющегося опыта, показали необходимость выделения 1 медицинской сестры на каждые 500 человек. При этом следует иметь в виду, что квалифицированные медицинские сестры могут выполнять до 80% общего объема работы. Здесь имеется в виду работа по гигиеническому воспитанию, непосредственное проведение профилактических процедур, контроль за индивидуальным использованием средств профилактики и т. д. Нормативов медицинского персонала, необходимого для осуществления программы первичной профилактики, пока не установлено.

Далее приступают к изучению распространенности стоматологических заболеваний и условий их возникновения. В ходе эпидемиологических исследований определяют уровень интенсивности кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубо-челюстных аномалий и других видов патологии.

В настоящее время общепринятым показателем интенсивности кариеса зубов является индекс КПУ. Анализ обширного материала о распространенности и интенсивности кариеса зубов, проведенный Всемирной организацией здравоохранения (1980), позволил группе экспертов прийти к заключению, что величина индекса КПУ у детей в возрасте 12 лет, у подростков и юношей в возрасте 15 и 19 лет, у взрослых в возрасте 35-44 лет в полной мере отражает состояние заболеваемости зубов в каком-либо регионе. Для оценки уровня заболеваемости кариесом зубов у детей в возрасте 12 лет, ВОЗ * рекомендует следующие категории:

Очень низкий при КПУ 0-1,1;

Низкий » » 1,2-2,6;

Умеренный » » 2,7-4,4;

Высокий » » 4,5-6,5;

Очень высокий » » 6,6 и выше.

Оценку состояния пародонта осуществляют путем вычисления в процентах лиц, имеющих зубные отложения, а также патологические изменения в нем. ВОЗ

считает, что состояние пародонта у детей в возрасте 15 лет в достаточной мере отражает распространенность заболеваний пародонта у группы населения конкретного района. Рекомендуется для общей оценки использовать 3 категории интенсивности заболеваний: низкая, умеренная и высокая.

Оценка состояния гигиены полости рта в большей группе населения также определяется путем установления процента лиц, имеющих мягкие зубные отложения в период обследования и в зависимости от возраста.

Методы эпидемиологических исследований для оценки состояния зубов, пародонта и гигиены полости рта изложены в главе II.

В настоящее время доказано, что характер питания человека отражается на состоянии зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Дефицит жизненно необходимых компонентов питания (белки, витамины, минеральные вещества) приводит к развитию кариеса зубов, заболеваний слизистой оболочки рта и пародонта. Большое значение имеет и качество продуктов питания, характер приготовления пищи. Все эти вопросы необходимо изучать до начала внедрения комплексной системы профилактики.

Важнейшим вопросом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение содержания фтора в возможных источниках поступления его в организм. Оптимальное, поступление фтора в организм достигается в настоящее время разными путями. В нашей стране, как и во многих странах мира, наиболее эффективным считается метод искусственного обогащения питьевой воды препаратами фтора до оптимальных концентраций. Как показали многочисленные исследования у детей, пользовавшихся фторированной водой с рождения, к 6 годам кариеса молочных зубов и к 12 годам кариеса постоянных зубов вдвое меньше, чем у детей, проживавших в местностях с низким содержанием фтора в питьевой воде.

Однако искусственное фторирование воды возможно лишь при наличии централизованного снабжения водой. Оно может осуществляться путем смешивания двух источников питьевой воды, в одном из которых содержание фтора превышает оптимальный уровень, а также путем добавления препаратов фтора в центральный источник. Технологическое оснащение и строительство установок для фторирования питьевой воды обеспечи

вает Министерство коммунального и бытового хозяйства, а санитарный контроль на местах осуществляют органы Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения. Вполне понятно, что инициатива организации фторирования питьевой воды должна принадлежать главным стоматологам районных, городских, областных отделов здравоохранения и министерств здравоохранения республик, а также правлениям научных обществ на местах.

Фторирование питьевой воды является составной частью программы профилактики кариеса зубов. Исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, свидетельствуют и о благотворном влиянии фтора при заболеваниях пародонта. Известно, что оптимальным содержанием фтора в воде является 1 мг/л (0,8-1,2 мг/л). Однако общее количество принятого с питьевой водой фтора зависит от температуры воздуха (жители жарких климатических зон больше потребляют воды и ежедневная их доза фтора увеличивается). ВОЗ рекомендует придерживаться данных, полученных в США, об оптимальных дозах фтора в зависимости от климатических условий (табл. 5) .

В целом же искусственное фторирование питьевой воды рекомендуется в местностях, где естественное содержание фтора в источниках питьевой воды не более чем 0,7 мг/л.

Одним из обстоятельств, которое сдерживает повсеместное фторирование питьевой воды, является сравнительно высокая стоимость оборудования для фторирования и содержания персонала для контроля работы фтораторных установок. В больших странах нелегкой проблемой является также производство и доставка на места соответствующих препаратов.

В связи с этим в ряде стран используется другой метод дополнительного обогащения организма человека фтором - назначение таблеток фтористого натрия детям. Ощутимый противокариозный эффект отмечается, если дети принимают таблетки в течение 6-8 лет и не менее чем 250 дней в году. Ежедневная доза в зависимости от возраста ребенка колеблется от 0,5 до 2 мг фтористого натрия (табл.6).

Помимо таблеток препараты фтора можно назначать в растворе воды, в минеральной воде. Дети могут принимать под контролем соответствующее количество этой воды. При этом следует концентрацию рассчитать так, чтобы ребенок запомнил, что ему в течение дня нужно выпить, например, стакан или полстакана фторированной воды.

При любом методе дополнительного введения препаратов фтора в организм необходим постоянный контроль за состоянием зубов у детей, организация которого лежит на главных стоматологах соответствующих органов здравоохранения. Наш опыт свидетельствует о необходимости проведения ежегодных осмотров детей, которым оказывается профилактическая помощь. Однако врачи-стоматологи должны в ходе плановых санаций постоянно фиксировать внимание на ранней диа

гностике флюороза зубов как первого признака перенасыщения организма фтором.

Исследованиями последних лет доказана необходимость сочетанного использования препаратов фтора - приема внутрь и поверхностной обработки зубов. Для местной их обработки применяют растворы фтора, гелевые препараты, зубные пасты, а также фтористый лак. Помимо препаратов фтора, поверхность зубов необходимо обрабатывать другими реминерализующими средствами (ремодент, глюконат кальция). Для внедрения этих методов профилактики не требуется специальных условий. Организаторы стоматологической службы должны своевременно обеспечить представление заявок на эти препараты в магазины «Медтехника» в соответствии с реальной потребностью. Предварительные подсчеты показывают, что для одной профилактической обработки зубов ребенка требуется 1 г фтористого натрия и 0,5 ремодента. Исходя из программы профилактических мероприятий и числа детей в конкретном регионе, которым будет проведена обработка зубов (зависит от наличия медицинского персонала), составляется заявка на определенное количество средств профилактики.

Завершающим этапом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение уровня гигиенических знаний разных групп населения. Оно может осуществляться путем опроса детей и взрослых или путем заполнения ими соответствующих анкет. При этом необходимо выяснить насколько каждый человек ориентируется в. следующих вопросах:

Сущность и распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий, их симптомы, влияние на общее состояние здоровья;

Основные причины, приводящие к возникновению стоматологических заболеваний;

Потребность и регулярность посещения врача-стоматолога, причина возникновения боли до лечения и в период лечения;

Влияние осложнений кариеса зубов, заболеваний пародонта на общее состояние здоровья;

Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний, правила пользования доступными средствами гигиены;

Роль питания в возникновении кариеса зубов и заболеваний пародонта.

В последующей работе, исходя из уровня гигиенических знаний, проводится санитарно-гигиеническое обучение разных групп населения.

Результаты наших исследований свидетельствуют о еще недостаточном уровне знаний детей, педагогов и родителей. Вероятно, это происходит потому, что пропаганда знаний по профилактике стоматологических заболеваний среди населения сводится лишь к предоставлению элементарных сведений, которые не могут повлиять на гигиеническое поведение населения. Это значит, что простая информация о гигиеническом воспитании должна быть заменена целенаправленным, научно обоснованным санитарным просвещением и прежде всего среди родителей, детей, педагогов, медицинских работников школ, воспитателей детских учреждений.

По нашим данным, у детей в возрасте 7-15 лет отмечается крайне неблагоприятное гигиеническое состояние полости рта, которое способствует росту заболеваемости кариесом зубов и заболеваний пародонта. Распространенность их достигает 100% в подростковом возрасте, а дети в возрасте 7-8 лет относятся к группе повышенного риска заболеваемости кариесом зубов, так как именно в этом возрастном периоде начинается смена молочных зубов на постоянные и формируется постоянный прикус.

Неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта у детей часто определяется не только неосознанностью действий ребенка, недостаточностью его гигиенических знаний, неумением чистить зубы, но и отсутствием примера и контроля со стороны старших в семье. Мы считаем, что усилия педагогов и медицинских работников должны быть направлены на всестороннее повышение эффективности преподавания школьникам вопросов гигиены с учетом современных достижений медицинской науки, в том числе и стоматологии.

Несмотря на то что клинические методы профилактики заболеваний зубов, а также новые методы, основанные на познании процесса деминерализации эмали зубов, уже прочно утвердились в стоматологической практике, методология системы пропаганды медицинских знаний и сегодня представляет собой актуальную проблему.

В нашей стране целенаправленные научные исследования по организации, содержанию и методике санитарного просвещения относятся к 30-м годам. В 1933 г.

в школах были введены учебные программы, построенные по предметному принципу. На,протяжении многих лет работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников постоянно совершенствовалась.

Однако данные литературы позволяют сделать вывод, что санитарно-просветительная работа по пропаганде правил личной гигиены полости рта проводится еще недостаточно. Все усилия педагогов и медицинских работников сводятся к тому, чтобы сформировать у школьников элементарные знания по гигиене. Многие исследователи убедительно доказали, что такие знания не могут влиять на гигиеническое поведение населения. Для этой цели необходима целенаправленная медико-педагогическая работа, базирующаяся на закономерности связей между этиологией, патогенезом и клиническими проявлениями болезни.



Знакомство с наукой и методической литературой по санитарному просвещению в некоторых школах показало полное отсутствие наглядных пособий, предназначенных для гигиенического обучения и воспитания учащихся. Крайне ограниченное число плакатов (1-2), как и санитарный бюллетень, находится в медицинском кабинете и никакого познавательного значения для школьников не представляют.

У педагогов начальных классов отсутствуют планы и конспекты занятий по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся. Уроки охраны здоровья не включены в общешкольное расписание занятий. Это свидетельствует об игнорировании медицинских уроков руководством школ. Из опроса педагогов некоторых школ Москвы выяснилось, что уроки практической гигиены в 1-3 классах заключаются в виде 15-20-минутных бесед 3-4 раза в месяц по усмотрению учителя. В 4-м классе вопросы охраны здоровья включены в программу занятий по природоведению. Проведенное Л. P. Kaceновой (1981) наблюдение за педагогическими процессами показало, что учителя излагают устаревшие данные и не применяют наглядных материалов и пособий. Практическая проверка гигиенических навыков у школьников не осуществляется.

Анализ данных главных врачей домов санитарного просвещения позволил сделать вывод, что состояние гигиенического обучения и воспитания в обследованных школах идентично с постановкой этой работы во всех школах Москвы. Причиной этого является, на наш взгляд, недостаточное количество методических материалов и наглядных пособий, отсутствие контакта между педагогами и врачами, что обусловливает низкий уровень ведения уроков охраны здоровья.

Таким образом, высокая распространенность стоматологических заболеваний среди школьников, недостаточная осведомленность родителей, педагогов и школьников в вопросах профилактики заболеваний зубов и пародонта, неудовлетворительная работа школ по пропаганде правил личной гигиены полости рта требуют активных действий со стороны врачей-стоматологов.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Профилактика стоматологических заболеваний

Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов

Под редакцией В. И. Куцевляка

Утверждено ученым советом ХГМУ Протокол № 8 от 21.09.2000

Харьков ХГМУ 2001

Предисловие

Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса не­разрывно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного (рационального) пи­тания, организации своевременных врачебных осмотров и лечения зубов.

В соответствии с действующим учебным планом подготовки врачей-стоматологов предусмотрено изучение студентами профилактики стома­тологических заболеваний на протяжении двух семестров, а также в су­бординатуре и интернатуре.

Изучение этого материала затрудняет малочисленность, труднодос-тупность, разрозненность литературы и главное - отсутствие одного комплексного учебного пособия по профилактике стоматологических за­болеваний и зубочелюстных аномалий.

В определенной степени указанный пробел в учебной литературе должно восполнить предлагаемое учебное пособие. В нем представлен практически весь материал, раскрывающий содержание учебной програм­мы по профилактике стоматологических заболеваний. Новое переработан­ное издание дополнено наиболее современным теоретическим материалом и прогрессивными профилактическими методиками, являющимися руко­водством к практической деятельности будущих врачей.

УДК 616.314-053.2

Профилактика стоматологических заболеваний: Учебн. пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, В. В. Никонов, А. В. Самсонов и др.; под ред. В. И. Куцевля-ка.-Харьков: ХГМУ, 2001.- 217 с-Рус. яз.

Представлены современные концепции возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Рассмотрены традици­онные методы и новейшие достижения в профилактике основных стома­тологических заболеваний.

Подано сучасні концепцп виникнення Kapiecy зубів, захворювань па-родонту, зубощелепних аномалш. Розглянуто традицшш методи i новітнi досягнення в профілактиці основних стоматологічних захворювань.

Табл. 9. Ил. 51. Библиогр.: 34 назв.

Рецензенты: Р. Н. Дычко, зав. кафедрой стоматологии

детского возраста Днепропетровского государст­венного медицинского университета, д-р мед. на­ук, проф.

Л. А. Хоменко, зав. кафедрой детской терапевти­ческой стоматологии и профилактики стоматоло­гических заболеваний НМУ им. акад. А. А. Богомольца, д-р мед. наук, проф.

© Харьковский государственный

медицинский университет, 2001