Механический контроль мягких зубных отложений: предметы и средства гигиены полости рта, гигиеническое обучение. Контроль гигиены полости рта дома Полоскание и средства для него




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 2, Волгоград»

ТЕМА: «Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта»

Выполнила:

Швед Мария Юрьевна

Введение

Средства, применяемые при проведении профессиональной гигиены полости рта

Литература

Введение

Профессиональная гигиена полости рта - комплекс мероприятий, имеющий целью устранение (минимизацию) негативного влияния на периодонт микрофлоры микрофлоры зубных отложений.

Задачи профессиональной гигиены:

1. Выявление факторов риска развития патологии периодонта, планирование их устранения (минимизации).

2. Обеспечение удовлетворительного уровня домашней гигиены полости рта.

3. Удаление зубных отложений профессиональными средствами.

4. Устранение локальных травмирующих факторов (коррекция пломб, коронок, вредных привычек).

Соответственно задачам, проведение профессиональной гигиены включает следующие этапы:

1. Стоматологическое обследование с выявлением факторов риска развития патологи периодонта.

2. Контроль навыков индивидуальной гигиены полости рта, подбор зубной щетки, пасты, дополнительных средств гигиены; коррекция техники индивидуальной чистки зубов.

3. Удаление мягких и твердых зубных отложений.
Устранение дефектов пломб и коронок, полирование всех поверхностей каждого зуба и пломб.

4. Обработка поверхностей зубов реминерализующими профилактическими средствами.

Средства, применяемые при проведении профе ссиональной гигиены полости рта

В настоящее время используются следующие методы профессионального удаления зубных отложений:

· Ручной;

· Звуковой или ультразвуковой;

· Воздушно-абразивный;

· Химический.

Профессиональному удалению зубных отложений должна предшествовать подготовка полости рта, которая заключается в орошении слабым раствором антисептика.

Для приготовления дезинфицирующего раствора можно использовать специальные средства, например шипучие таблетки содержащие тимол и ментол, которые оказывают легкое антисептическое действие, благодаря уменьшению поверхностного натяжения очищают зубы от крови и инородных частиц, освежают полость рта.

Ручной (механический) метод удаления зубных отложений предусматривает использование для этой цели различных стоматологических инструментов.

Его преимуществами являются:

· Формирование максимально «гладкой» поверхности зуба и корня;

· Очищение большей площади поверхности зуба или корня за одно движение инструмента;

· Уменьшение риска инфицирования вследствие отсутствия водно-воздушной смеси;

· Возможность проведения профессиональной гигиены у пациентов с имплантатами и пришеечными реставрациями;

· Экономичность.

Затраты времени на обработку одного зуба ручным методом, в среднем, составляют 7-8 минут.

Для удаления минерализованных отложений в стоматологической практике используются широкая группа инструментов, называемых общим словом скейлеры. К ним относятся следующие группы инструментов:

1. Серповидные скейлеры: с изогнутым лезвием и с прямым лезвием;

2. Кюреты: универсальные и зоно-специфические (Грейси и др.);

3. Мотыги;

4. Долото;

5. Рашпили.

Ручные инструменты изготавливают из различных материалов: металла, металла с алмазным напылением; нержавеющей стали высокого качества; нержавеющей стали с нитрид-титановым покрытием; пластмасс; тефлона. Инструменты с алмазным напылением обычно используют в хирургической пародонтологии (например, при лоскутных операциях). Они имеют изогнутое плечо, закругленную рабочую часть и применяются для обработки области фуркации корней.

Мотыга (мотыгообразный скейлер) - служит для обнаружения и удаления над- и поддесневых зубных отложений.

Долото - предназначено для удаления зубных отложений с апроксимальных поверхностей фронтальных зубов.

Рашпиль (напильник, файл) - служит для удаления массивных минерализованных отложений путем их соскабливания с поверхности зубов.

Ультразвуковой и звуковой методы применяют для удаления плотного, пигментированного зубного налета, над- и поддесневого зубного камня.

Их основными преимуществами являются:

Существенно более высокая скорость обработки поверхности зубов по сравнению с ручным методом;

Меньшие усилия гигиениста во время работы;

Очищение операционного поля водой;

Больший комфорт для пациента.

Впервые использовать колебания ультразвуковой частоты для удаления зубных отложений предложил Циннер в 1955 г. Первые автоматические скейлеры были предназначены для пародонтологии. Современные системы подразделяют на звуковые и ультразвуковые.

Звуковые системы представлены пневматическими скейлерами. Чаще всего они выпускаются в виде наконечника для стоматологических установок и работают при помощи сжатого воздуха, который подается от турбины стоматологической установки. Кончик рабочей части инструмента совершает эллипсовидные колебательные движения с амплитудой до 1,5 мм и частотой от 2 до 6 кГц в секунду, при этом все поверхности насадки являются рабочими.

Ультразвуковые скейлеры преобразуют электрический ток в микроскопические вибрационные колебания ультразвуковой частоты - 16000 до 45000 циклов в секунду (16-45 КГц). При этом механический компонент дополняется ирригацией, кавитационным эффектом и акустической турбулентностью.

Эти системы могут выпускаться в виде наконечников для стоматологической установки или отдельных аппаратов. По принципу действия они подразделяются на магнитоконстрикционные и пьезоэлектрические. профессиональный гигиена зубной отложение

В магнитоконстрикционных аппаратах железный или никелевый сердечник в катушке переменного тока приводиться в продольное колебание со средней частотой 20-35 КГц. Рабочий кончик инструмента движется по эллипсовидной траектории, что позволяет использовать все поверхности насадки, которая быстро и значительно нагревается. Для ее охлаждения требуется большое количество водного аэрозоля, что может затруднить обзор рабочей области.

В пьезоэлектрических аппаратах в поле переменного тока происходит деформация кристаллов кварца. Возникающие при этом колебания передаются на рабочую часть прибора, обеспечивая линейные движения ее кончика с частотой от 25 до 45 КГц. При таком движении активируются только две стороны насадки. Это усложняет работу, однако, считается, что пьезоэлектрические скейлеры обладают меньшей повреждающей способностью по сравнению с магнитострикционными и звуковыми. Линейные возвратно-поступательные движения рабочего кончика наиболее эффективны и безопасны, в большинстве таких систем используется небольшое количество воды и производится ее сверхтонкое распыление на торце насадки.

Воздушно-абразивные системы применяются для удаления пигментированного налета (налета курильщика, пищевых красителей), качественного очищения фиссур жевательной поверхности (в том числе, перед герметизацией), очищения гладких поверхностей зубов перед фиксацией брекетов, полировки после удаления зубных отложений ручным и ультразвуковым методом.

Аппараты этого типа выпускают в виде отдельного блока, подключаемого к сети переменного тока и к сети сжатого воздуха от компрессора стоматологической установки, или в виде наконечника с резервуаром для абразивного вещества, подключаемого на место турбинного наконечника стоматологической установки.

Принцип их работы заключается в очищении поверхности смесью воды и порошка, приводимой в движение сжатым под большим давлением воздухом. В воздушно-абразивных аппаратах насадка имеет два канала: через один осуществляется подача воды, через второй - смеси воздуха и порошка. На кончике насадки эти два потока соединяются в один точно направленный спрей. Порошок чаще всего представляет собой мелкодисперсный бикарбонат натрия или оксид алюминия.

Химический метод используют для размягчения минерализованных, плотно фиксированных зубных отложений. С этой целью на поверхность зубного камня наносят растворы или гели, содержащие кислоты. Нередко для одновременного действия в подобные составы добавляют йод. Время воздействия таких препаратов обычно составляет 30-60 секунд (иногда дольше), после чего их смывают, и зубной камень удаляют обычным способом.

Химические средства для удаления зубных отложений используют при наличии большого количества зубного камня, особенно на подвижных зубах, и в случае выраженного психологического дискомфорта пациента во время проведения профессиональной гигиены.

Систематика удаления зубных отложений на нижней челюсти

Литература

1. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2005.;

2. Кузьмина Э.М. Гигиенист стоматологический. Учебное пособие М., 2012 - 416 с.

3. Интернет источник

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение индивидуальной гигиены. Алгоритм стандартного метода чистки зубов. Типы зубных щеток - основного инструмента для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Назначение зубочисток, флюсов и щетки-скребка, эликсиров. Качество зубных паст.

    презентация , добавлен 28.09.2015

    Основные предметы и вспомогательные средства индивидуальной гигиены полости рта. Сертификация зубных щеток, их виды и конструкция. Двухуровневая "стрижка" щетины. Использование флоссов и зубочисток. Ротовые ирригаторы и приспособления для очищения языка.

    реферат , добавлен 29.11.2009

    Теоретические аспекты значения гигиены полости рта. Методологические основы деятельности медицины в сфере профилактической стоматологии. Изучение распространенности и особенностей патологии пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2015

    Понятие и значение средств гигиены полости рта как системы, в состав которой входят разнообразные натуральные и синтетические вещества, предназначенные как для профилактического, так и для терапевтического воздействия. Задачи индивидуальной гигиены.

    презентация , добавлен 24.04.2016

    Тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств. Правильная и качественная самостоятельная либо индивидуальная чистка зубов. Предметы гигиены полости рта. Применение зубных паст.

    презентация , добавлен 24.09.2013

    Причины возникновения и развития заболеваний полости рта. Детальная характеристика методов профилактики основных стоматологических заболеваний. Особенности индивидуальной гигиены полости рта. Сущность этапов организации стоматологического просвещения.

    презентация , добавлен 21.08.2015

    Общая характеристика основных методов удаления зубных отложений: механический (ручной, машинный), ультразвуковой и пневматический (звуковой), химический, комбинированный. Разновидности стоматологических зондов и кюреток. Виды ультразвуковых аппаратов.

    презентация , добавлен 09.06.2015

    Гигиена полости рта: влияние на состояние зубов и защита от распространенных и опасных болезней. Рекомендуемые органами здравоохранения зубные щетки. Правила чистки зубов. Особенности выбора зубной пасты. Вспомогательные средства гигиены полости рта.

    реферат , добавлен 07.11.2011

    Распространенность и патология пародонта среди пациентов, обратившихся в стоматологическую поликлинику. Социально-демографическая и клиническая характеристика пациентов, страдающих заболеваниями пародонта. Значение профессиональной гигиены полости рта.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2009

    Общее понятие и основные задачи гигиены. Методы санитарного обследования среды. Вклад Гиппократа, Аристотеля, Клавдия Галена, Авиценны, М. Ломоносова, Ф. Эрисмана в развитие гигиены как науки. Основополагающие законы гигиены, их сущность и содержание.

При осмотре пациента проводят зондирование перидонтального кармана , отмечают уровень рецессии, исследуют степень кровоточивости десен, подвижность зубов, оценивают состояние пломб и ортопедических конструкций. Все данные анализируют и сравнивают с результатами предыдущих наблюдений.

Рентгенологическое исследование тканей пародонта после окончания активного лечения проводят с интервалом 6, 12 мес. и далее, при отсутствии клинических признаков активности процесса, каждые 3 года.

Центральная роль в программе поддерживающей терапии принадлежит контролю за уровнем гигиены полости рта и его коррекции. Пациенты далеко не всегда имеют достаточно сильную мотивацию по соблюдению гигиены полости рта и периодическому посещению врача для выполнения профессиональной гигиены. В данном аспекте колоссальное значение имеет проведение гигиенического инструктажа врачом и его ассистентом. Пациенту разъясняют важность гигиенического ухода за полостью рта, дают информацию о методике и средствах гигиены, обосновывают необходимость систематического и тщательного соблюдения правил чистки зубов. Во время повторных визитов обязательны ремотивация и реинструктаж пациента. Обычно уровень гигиены остается высоким только на начальных этапах лечения или же сразу после активной терапии. Далее он начинает постепенно снижаться.

По данным А. И. Грудянова , Г. В. Масленниковой, эффект индивидуального обучения пациентов правилам гигиены полости рта сохраняется кратковременно, в основном до 1,5 и редко до 3 мес. Обычно пациенты после индивидуальной беседы соблюдают все правила гигиены лишь в первое время, затем выдерживают только кратность чистки, значительно сокращая время процедуры. В результате эффект очищения зубных поверхностей быстро снижается и, как следствие, рецидивирует воспаление. Полностью реализовать возможности индивидуальной гигиены удается только при условии формирования устойчивых навыков посредством контрольных осмотров и повторных бесед. Результаты длительных исследований позволяют рекомендовать проведение контрольных чисток и повторных бесед каждые 1,5 мес. до момента формирования устойчивых гигиенических навыков.

Длительное течение пародонтита приводит к изменению топографии тканей полости рта. Появляются условия для дополнительной ретенции зубного налета. Так, оголившийся цемент корня зуба, в отличие от гладкой и выпуклой поверхности эмали, имеет шероховатую, местами вогнутую поверхность. Даже при тщательной гигиене полости рта с использованием ирригатора пациент не может полностью удалить зубную бляшку в области оголившихся фуркационных зон. Это осуществимо только на приеме у специалиста, при этом эффект будет скорее кратковременным, что диктует необходимость проведения регулярных повторных процедур.

Дополнительно в программу поддерживающей терапии следует ввести использование пациентом жидких средств гигиены, содержащих антибактериальные агенты. Из антимикробных средств широкого спектра действия наибольшее распространение получил раствор хлоргексидина биглюконата. Этот антисептик оказывает бактерицидный эффект на широкий круг вегетативных форм грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, дрожжей и липофильных .

При систематическом применении препаратов на основе хлоргексидина в первые 3-4 ч после полоскания следует отказаться от курения и исключить из рациона питания пигментированные продукты (кофе, чай, красное вино и т. п.). В противном случае хлоргексидин как поверхностно-активное вещество будет способствовать фиксации данных пигментов на всех шероховатых поверхностях полости рта. Пациентам, не имеющим возможности или желания соблюдать данные рекомендации, показан препарат Curasept (Curaden, Швейцария), где хлоргексидин сочетается с компенсатором окрашивания. Данный препарат доступен в концентрациях от 0,05 до 0,2 %.

В качестве альтернативы можно предложить применение таких препаратов, как Listerine (действующая основа - фенольные масла, тимол, ментол, эвкалиптол, метилсалицилат), Oral-B Tooth and Gum Care, Reach (действующая основа - цитилпиридинхлорид), Colgate Plax (действующая основа - 0,05% триклозан).

гигиена рот антисептический полировка зуб

Гигиена полости рта у детей до года

  • 1. Мотивационную работу и обучение гигиеническому уходу за полостью рта следует проводить с каждой беременной женщиной, посещающей стоматолога:
    • а) проводится подбор индивидуальных средств гигиены для женщины в соответствии с клинической ситуацией;
    • б) рассказывается о причинах возникновения стоматологических заболеваний у детей с обучением уходу за полостью рта новорожденного:
      • - не следует целовать ребенка в лицо;
      • - нельзя выпавшую изо рта ребенка соску облизывать, необходимо ее обрабатывать кипяченой водой;
      • - не рекомендуется облизывать детскую ложечку перед кормлением младенца;
      • - необходимо после каждого приема пищи очищать полость рта младенца с помощью одноразовой мягкой махровой тряпочки, смоченной в теплой кипяченой воде или с помощью детской зубной щеточки для беззубых челюстей;
      • - первые прорезавшиеся зубы необходимо протирать влажной салфеткой от десны к режущему краю зуба, удаляя весь налет. Процедуру проводят 2 раза в день.
    • в) разъясняется необходимость посещения стоматолога с ребенком после 1,5 лет для коррекции гигиены полости рта.

Следует обратить внимание на то, что гигиенические мероприятия в полости рта ребенка осуществляют только родители, поэтому необходимо иметь 2 зубные щетки. Одна из них предназначена для очищения зубов ребенку именно родителями и должна иметь длинную ручку и маленькую головку с очень мягкой щетиной, например, Oral-B Plus 30, Indicator 30. другая зубная щетка предназначена для ребенка с удобной толстой и яркой ручкой, и тоже маленькой головкой с очень маленькой щетиной. Зубная щетка должна нравиться малышу и будет использоваться им в качестве игрушки. Зубную пасту в этот период использовать нецелесообразно из следующих соображений: во-первых, пена затрудняет зрительный контроль за движениями во рту, во-вторых, малыш скорей всего будет ее заглатывать, а в третьих она может вызвать сильный рвотный позыв;

Гигиена полости рта детей 2-3 лет

  • 1. В этот период уход за полостью рта ребенка осуществляется также родителями 2 раза в день. Постепенно необходимо обучать ребенка сплевывать в связи с введением в эту процедуру гигиенических зубных паст. К ним относятся: «Детская», «Красная шапочка», « Ну, погоди!», «Мойдодыр», «Апельсиновая», «Мятная» и др.
  • 2. С 3-х летнего возраста гигиене полости рта обучается ребенок.

Ребенку разъясняется:

  • а) зачем нужны зубы (для жевания, речи и красоты);
  • б) если не ухаживать за зубами, то они могут болеть;
  • в) как необходимо чистить зубы,

В этом возрасте у детей улучшается координация движений, они уже способны на более длительную концентрацию своего внимания. Поэтому возможно постепенное обучение их методу чистки КАI . Его суть заключается в следующем:

начинают чистить зубы с жевательных поверхностей, перемещая щетку короткими поступательными движениями от крайнего зуба одной стороны до крайнего зуба другой стороны отдельно на верхней и нижней челюстях;

вестибулярные поверхности очищают круговыми движениями при сомкнутых зубах, одновременно захватывая верхние и нижние зубы, постепенно продвигая щетку от крайних правых зубов до крайних левых;

с оральной стороны зубы очищают в той же последовательности, как и с жевательной, выполняя подметающие вертикальные движения от десневого края к жевательной поверхности.

3. Родители продолжают заканчивать гигиеническую процедуру после ребенка. Кроме того следует начинать чистку зубов дополнительными средствами гигиены - флоссами, при этом особое внимание уделяется плотно стоящим молочным молярам. Для профилактики кариеса родители проводят флоссинг апроксимальных поверхностей, используя флоссеты. Флоссеты напоминают двузубую вилку, между кончиками зубцов которой натянута зубная нить. Флоссеты могут быть одноразовыми. В многоразовых к держателям присоединены катушки, устройства для натягивания нити. Техника флоссинга соответствует двуручному методу, который применяется в следующем возрастном периоде.

Гигиена полости рта у детей от 4 до 6 лет

  • 1. Рабочая часть зубной щетки должна быть небольшой и узкой с щетиной средней жесткости (для удаления налета Пристли).
  • 2. Чистка зубов детьми осуществляется под контролем взрослых, особенно это касается количества выдавливаемой пасты (не более горошины), т. к. уже желательно использование профилактической зубной пасты. В настоящее время предпочтение отдается фторсодержащим пастам с пониженным содержанием ионов фтора. В местах, где вода не содержит фтористых соединений и других микроэлементов, зубная паста с фтором может стать его единственным источником. В местах проживания с повышенным и высоким содержанием соединений фтора в питьевых водоисточниках (1,5 и более мг/л) фторсодержащие пасты использовать не следует.

В пастах, рассчитанных на детей до 6 лет, содержание фтора не превышает 500 ррm, например пасты «Stages», «Витоша», «Дракоша» (персик, клубника), «Гель дракоша с кальцием» и другие. Это связано с тем, что дети заглатывают до 30% зубной пасты во время чистки зубов.

Для того, чтобы дети не проглатывали зубную пасту, в состав детских зубных паст все реже вводят фруктовые отдушки. В период молочного и сменного прикуса используются низко абразивные гелевые зубные пасты.

После того как ребенок очистил зубы неплохо продемонстрировать качество чистки, используя специальные красители для обнаружения зубного налета, и помочь ребенку завершить гигиену полости рта, особенно в области прорезавшихся 6-х зубов.

  • 3. Закончить процедуру следует с помощью флосс, для профилактики проксимального кариеса, особенно в области между между молочными и постоянными молярами.
  • 4. В этом возрасте следует начинать применение ополаскивателей. Ассортимент жидких средств гигиены полости рта для детей ограничен. Используются ополаскиватели на безалкогольной основе. В состав ополаскивателей входят антисептики (триклозан, цетилпиридин хлорид, хлоргекседин) и фториды, например: «Plax», (Colgate), «Profluorid-M» (Voco). За счет них ополаскиватели приобретают противобляшечные свойства, то есть способность препятствовать образованию и формированию мягкого зубного налета.

Гигиена полости рта у детей младшего школьного возраста(7-10 лет)

  • 1. Для смешанного прикуса предпочтительна зубная щетка с мягкой щетиной, индикацией степени износа и большой ручкой. Дети этого возраста должны хорошо владеть методом КАI, постепенно осваивая более эффективный метод Марталлера. Это метод инструктирования школьников. Он представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптирован к их психофизическим возможностям. Так как дети максимум усилий прилагают на первых этапах чистки, то в первую очередь рекомендуется очищать жевательные поверхности:
    • - щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов справа, где делают 10 коротких горизонтальных движений, а затем постепенно перемещают щетку по дуге челюсти к противоположному краю, где также делают 10 чистящих движений. Затем аналогично чистят жевательную поверхность нижних зубов.
    • - вестибулярные поверхности очищают при сомкнутых зубах и расслабленных щеках, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Устанавливают щетку перпендикулярно вестибулярным поверхностям справа и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10-ти на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюстей и прилагая одинаковые усилия при движении щетки вверх и вниз. Таким образом продвигаются до крайних зубов слева.
    • - при очищении оральных поверхностей головку щетки ставят почти вертикально. Короткими выметающими движениям продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от одного края до другого. Затем головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов (ручка при этом «смотрит» вверх) и таким же образом проходят по язычной поверхности нижних зубов.
  • 2. После 6 лет ребенок может пользоваться зубной пастой с более высоким содержанием фторидов (юношеской, взрослой). Содержание соединений фтора в зубных пастах для подростков, в среднем, составляет 1000 ррm (Colgate Bugs Bunny; Colgate Tweety; Лесной бальзам с маслом кедровых орешков и другие).
  • 3. Взрослые обязательно осуществляют контроль чистки, а также проводят флоссинг апроксимальных поверхностей двуручным методом. Следует особое внимание уделять не только контактам в области моляров, но и аппроксимальных поверхностей фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей. Флоссинг может быть катушечным и кольцевым (в зависимости от удержания нити). Обычно используется отрезок длиной 30-40 см, который наматывают на средний палец одной руки (катушка). Второй конец наматывают 2-3-мя оборотами на средний палец второй руки. Длина натянутой нити между пальцами составляет примерно 4-5 см, во время флоссинга нить удерживают с двух сторон большим и указательным пальцами обеих рук.

При кольцевом способе отрезок нити такой же, но его концы связывают тройным узлом. Все пальцы, кроме больших, вводят в кольцо. Участок нити, длиной 1,5-2 см удерживается пальцами обеих рук, в процессе, постепенно переходя на новый участок, покручивая кольцо.

Вводить нить в межзубной промежуток нужно крайне осторожно, проталкивая через контактный пункт. На верхней челюсти используются большой и указательные пальцы, а на нижней - два указательных. В момент прохождения контактного пункта слышен щелчок. Далее давление на нить необходимо уменьшить и аккуратно вести нить по очищаемой поверхности зуба до уровня десневого желобка. Очищающие движения должны проводиться в горизонтальной плоскости в орально-вестибулярном направлении. Переходя в соседний межзубной промежуток, используют чистый отрезок нити.

Жидкие средства гигиены полости рта для подростков те же, что и для взрослых, не рекомендуется использовать алкоголь содержащие ополаскиватели.

Гигиена полости рта у детей 10-14 лет

1. Основные средства гигиены в этом возрасте - это среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые, фторсодержащие пасты: «Пепсодент», «Колгейт», «Бленд-а-мед», «Силка», «Семейная», «Зодиак», «Флуодент», «Шалфейная», «Оксигенол», «Фтородент», «Бинака», а также пасты, содержащие соли кальция и фосфаты: «Кедровый бальзам с кальцием», «32 жемчужины с минералами», «Жемчуг», «Арбат»,«Москвичка», «Чебурашка». Сред зубных паст, содержащих ферменты, для детей можно применять следующие: «Бело-розовая», «Улыбка», «Особая», Чародейка», «Фосфотазная», «Прозрачная», «Кристалл». В том случае, если имеются заболевания периодонта возможно использование зубных паст содержащих растительные препараты и биологически активные щества: «Лесная», Карофила», «Ламидент», «Хлорофилловая», «Азулена», «Изумруд», «Новинка-72», «Ромашка», «Эврика», «Аира», «Буратино», «Экстра», «Розодент», «Щелкунчик» и др.

Основной метод чистки зубов - метод Марталлера.

Для очищения сформированных и формирующихся контактных поверхностей используется флоссинг.

Методика использования флоссов:

Следует взять 30-40 см зубной нити, большую ее часть намотать на средний палец одной руки и зафиксировать на среднем пальце другой руки, оставив свободным расстояние в 10 см. Этими пальцами следует пользоваться как «катушками», постепенно перематывая нить, чтобы освободить чистый участок. Большими и указательными пальцами нужно натянуть нить горизонтально, аккуратно ввести в межзубной промежуток, опустить до уровня шейки одного из зубов, не касаясь десневого сосочка, и произвести «пиляще-выскребающее» движение, плотно прижимая нить к стенке зуба. Затем, переместив нить, ее чистый участок опустить в этот же межзубной промежуток, прижимая к контактной стенке другого зуба, и снова произвести «пиляще-выскребающее» движение. Аналогичным образом очистить все межзубные промежутки.

Особое внимание необходимо уделять гигиене детей, находящихся на ортодонтическом лечении. Наличие любых ортодонтических конструкций в полости рта затрудняет процедуру чистки зубов. Присутствие съемной или несъемной ортодонтической аппаратуры способствует формированию зубной бляшки и минерализованных зубных отложений. Для ухода за полостью рта, а также элементами съемной и несъемной аппаратуры рекомендованы специальные гигиенические средства.

Для очищения съемной ортодонтической техники рекомендуется использование обычных щеток для чистки зубов и специальных (односторонних и двусторонних) щеток, а также ершиков, имеющих повышенную жесткость и больший размер по сравнению с таковыми для чистки зубов. Для химической очистки можно применять специальные растворы или быстрорастворимые таблетки. В них съемные конструкции замачивают на 10-20 минут («Cogea tabs», “Protefix”).

Ухаживать за полостью рта при наличии несъемных конструкций гораздо сложнее. Необходимо использовать щетки специального назначения: ортодонтические, однопучковые, сулькулярные (Bulter, Oral-B). Ортодонтические зубные щетки имеют продольное V-образное углубление на всей поверхности щетиночного поля, а более короткие внутренние щетинки вдоль щетиночного поля позволяют качественно очищать вестибулярные поверхности зубов при наличии на них фиксированной дуги. Движения такой щеткой при чистке зубов проводятся только в вертикальной плоскости. Кроме того, можно использовать профилактическую зубную щетку Oral-B Advantage c микротекстурной щетиной, которая имеет силовой выступ и активное V-образное углубление в нижней трети головки щетки. Зубные щетки «Sulcus” имеют два ряда щетины и предназначены для очистки десневого желобка и узких межзубных промежутков, они удобны для осуществления гигиены полости рта при наличии как ортодонтческих, так и ортопедических конструкций, а также при скученности зубов.

Вспомогательными средствами являются мало- и однопучковые зубные щетки, ершики (интерпроксимальные щетки), флоссы, суперфлоссы, зубные ленты, межзубные стимуляторы.

Достаточно эффективным может быть применение очистки постоянной или пульсирующей струей воды, а также специальными растворами с помощью ирригаторов полости рта (гидромассажеров). Целесообразно применение безалкогольных ополаскивателей с противокариозным, противобляшечным, противовоспалительным, противомикробным действием.

Гигиена полости рта у детей 15-18 лет

Гигиена полости рта у детей 15-18 лет практически ничем не отличается от таковой у взрослых. В этот период все также важна роль родителей в периодическом контроле и материальном обеспечении.

Используются зубные щетки средней жесткости и фторсодержащие зубные пасты (в регионах с пониженным содержанием фтора в воде).

Основным является стандартный метод чистки зубов:

Зубной ряд условно делят на моляры, премоляры и передние зубы с правой и левой стороны. Зубы следует чистить при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под 45 к поверхности зуба. Начинают очищать вестибулярную поверхность верхней челюсти слева, выполняя по 10 подметающих движений от шейки зуба к режущему краю у каждого участка, затем - небную. Аналогично чистят зубы нижней челюсти. Жевательную поверхность зубов очищают горизонтальными движениями. Заканчивают процедуру круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен.

К дополнительным средствам гигиены относятся флоссы или зубные ленты и ополаскиватели.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, незначительным налетом и без абсцедирования

а) при гингивите - ультразвуковое (в 1-2 посещения);

б)

  • б) показано применение комплексных зубных паст со фтором и лекарственными травами: «Дентавит» лечебные травы; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Здоровье» с аиром; Silca Blue Mint и др.;
  • в) для ухода за полостью рта подходящим будет стандартный метод чистки зубов;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера.

Методика использования ершика:

Ершик вводят поочередно в каждый межзубной промежуток, осуществляя 8-10 возвратно-поступательных движений, сначала с наружной, а затем с внутренней стороны.

д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя (например «Целебный бальзам»), который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, обильным налетом и без абсцедирования

1. После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:

а) при гингивите - ультразвукавое (в 1-2 посещения);

б) при хроническом периодонтите - ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).

Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
  • б) обильный налет помогут устранить пасты с содой и активными чистящими компонентами: «Дентавит» отбеливающая; Silca Baking Soda: Lacalut fluor: Elce med Brillant Weiss. С лечебно-профилактической целью пасты нужно чередовать и менять. Хороший комплекс представляют зубные пасты со фтором и противовоспалительными компонентами, такие как «Дентавит» лечебные травы; «Дентавит» антимикробная с серебром; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Здоровье» с аиром; Silca Blue Mint; Silca Vitamin Plus;
  • в) для ухода за зубами пациенту можно рекомендовать эффективную и легко запоминающуюся методику чистки зубов, которую разработала профессор В.Г. Бокая. Щетку помещают щетинками перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов и делают выскребающие движения от слизистой оболочки десны к жевательной поверхности и режущему краю каждого зуба, из расчета 20-25 движений на каждый зуб. Затем таким же образом очищают зубы с оральной стороны. Жевательные поверхности очищают горизонтальными движениями;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера;
  • д) для уменьшения образования налета, повышения кислотоустойчивости эмали, и дезодорирования полости рта можно рекомендовать применение ополаскивателя «Целебный бальзам», который содержит фторид натрия, триклозан и экстракты трав. Полоскать рот следует 2-3 раза в день после приема пищи в течении 15-30 секунд.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с незначительным отеком, с гнойным экссудатом из зубодесневых карманов и без абсцедирования

После мотивации необходимо провести снятие зубных отложений:

  • а) при гингивите - ультразвукавое (в 1-2 посещения);
  • б) при хроническом периодонтите - ручным или комбинированным способом (в 3-4 посещения).

Обучение индивидуальной гигиене полости рта следует начинать с первого посещения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с небольшой головкой, искусственной щетиной средней жесткости, расположенной пучками и на разных уровнях. Замену щетки производят каждые 2-3 месяца из-за истирания и бактериального обсеменения;
  • б) для ухода за полостью рта необходимо использовать пасты с триклозаном и хлоргексидином в течении 2-3 недель («Дентавит» с антимикробным компонентом триклозаним; «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; Lacalut activ; El-ce med Brillant 40 Plus). После комплексного лечения можно пользоваться лечебно-профилактическими пастами со фтором и противовоспалительными компанентами, такими как «Дентавит» лечебные травы; «Дентавит» целебный бальзам; «Здоровье» с экстрактом шалфея; «Здоровье» с ромашкой; «Лесная»; Silca Herba; Silca Herb Plus; El-ce med Enzim KomplexA и др.;
  • в) в процессе лечения следует применять ополаскиватели и другие жидкие средства ухода за полостью рта: «Элюдрил», хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары и настой трав (календула, зверобой, ромашка и т.д.), ополаскиватель «Целебный бальзам» и др.;
  • г) хорошим методом чистки зубов при данной ситуации является техника, предложенная американским стоматологом Bass. Она включает три этапа. На первом этапе при открытых зубных рядах производят горизонтальные или легкие круговые очищающие движения по жевательным поверхностям зубов. Затем очищают внешние поверхности зубов раздельно на верхней и нижней челюстях. Вначале зубную щетку располагают на высоте последнего большого жевательного зуба наискосок к десне (угол 45), щетку слегка прижимают и производят 8-10 вибрирующих, «вытирающих» движений. Затем щетку сдвигают слегка вперед, захватывая и уже очищенный участок, и вновь производят 8-10 вибрирующих, вытирающих движений. Эти движения продолжают к клыку и резцам, доходя до последнего жевательного зуба на другой стороне. Так же чистят и внутренние поверхности зубов;
  • д) для очищения боковых поверхностей зубов необходимо пользоваться зубными нитями (флоссами), а там где широкие межзубные промежутки - ершиками соответствующего размера.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с выраженной отечностью и кровоточивостью без абсцедирования

1. До обучения индивидуальной гигиене полости рта и снятия зубных отложений следует уменьшить воспалительный процесс в тканях периодонта с помощью местного медикаментозного лечения. Для этого рекомендуется использовать противовоспалительные препараты. Высокой эффективностью обладает Солкосерил Дентальная Адгезивная Паста (фирма Солко Базель АГ).

Методика применения Солкосерил Дентальной Адгезивной Пасты:

  • а) предварительно нужно просушить ватным или марлевым тампоном слизистую оболочку полости рта;
  • б) с помощью ватной турунды или гладилки нанести Солкосерил Дентальную Адгезивную Пасту на слизистую оболочку десны;
  • в) ватным шариком, обильно смоченным водой, распределить препарат по поверхности слизистой оболочки десны;
  • д) Солкосерил Дентальную Адгезивную Пасту следует наносить 1-3 раза в день в течении 2-3 суток.
  • 2. После медикаментозного воздействия необходимо провести обучение индивидуальной гигиене полости рта с помощью модели и зубной щетки.

Методика обучения:

  • а) рекомендуется использовать зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
  • б) более щадящим и эффективным приемом чистки зубов на данный момент является метод Чартера. Для этого необходимо зубную щетку установить так, чтобы щетинки находились под углом 45 к десневому краю, кончиками к жевательной поверхности. Не отрывая щетинок от зубной поверхности, выполняют легкие встряхивающие или круговые движения, проникая в межзубные промежутки. Осуществляют по 10-15 чистящих движений с вестибулярной поверхности последнего жевательного зуба верхней челюсти. Постепенно перемещаясь, поочередно очищают все зубы. Затем переходят на оральную поверхность, делая аналогичные движения. Круговыми движениями очищают жевательную поверхность. Затем чистят зубы нижней челюсти. Все движения нужно делать не торопясь, чтобы избежать появления ссадин на воспаленной слизистой оболочке. Первое время это займет 3-5 минут. Чистить зубы следует после завтрака и ужина;
  • в) рекомендуется использовать зубные пасты с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости, такие как «Дентавит» с минералами мертвого моря; Elce med Enzim Komplex A; Silca Vitamin Plus; «Дентавит» целебный бальзам; «Поморин», «Бальзам» и т.д.;
  • г)
  • 3. Через 2-3 дня после обучения рациональной гигиене полости рта рекомендуется провести профессиональное удаление зубных отложений:
    • а) при гингивите используется ультразвуковое снятие зубных отложений в 1-2 посещения с последующим мануальным контролем путем зондирования;
    • б) при хроническом периодонтите используется ручной либо комбинированный метод снятия зубных отложений в 3-4 посещения (вручную зубные отложения удаляют с помощью скейлеров, крючков, экскаваторов, кюреток и др. инструментов). После антисептической обработки полости рта (хлоргексидина биглюконат, листерин, мирамистин и т.д.) начинают аккуратно снимать зубные отложения с вестибулярной поверхности зубов одного из квадрантов под визуальным контролем, стараясь не травмировать слизистую оболочку десны. Затем переходят на апроксимальные поверхности, используя не грубые проталкивающие и соскабливающие движения с учетом анатомического строения зуба (выемки корня, граница эмали и цемента). С оральной поверхности зубной камень удаляют соскабливающими движениями. С помощью зеркала и зонда проводят контрольный осмотр обработанного участка. После антисептической обработки необходимо провести полировку поверхности корней, шеек и коронок зубов с помощью специальных резиновых чашечек, щеточек, полировочных полосок, флоссов и полировочных паст.
  • 4. Через 10-14 дней после снятия зубных отложений целесообразно назначить контрольный осмотр с целью коррекции индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с абсцедированием

После оказания неотложной хирургической помощи в течении 5-10 дней для обработки полости рта пациенту рекомендуется проводить 2-3 раза в сутки полоскания: :«Элюдрил», хлоргексидин биглюконат 0,02%; отвары трав (календула, зверобой, ромашка и т.д.) с добавление соли до гипертонического раствора и др.

Для гигиенического ухода за полостью рта необходимо использовать:

  • а) зубную щетку с короткой рабочей частью, искусственной, мягкой и тонкой щетиной с закругленными кончиками;
  • б) более щадящим и эффективным приемом чистки зубов на данный момент является метод Чартера.
  • в) рекомендуется пользоваться зубными пастами с солями и противовоспалительными компонентами для уменьшения отека и кровоточивости, такими как «Дентавит» с минералами мертвого моря; El-ce med Enzim Komplex A; Silca Vitamin Plus; «Дентавит» целебный бальзам; «Поморин», «Бальзам»; «Дентавит» с антимикробным компонентом триклозаном; «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; Lacalut activ; El-ce med Brillant 40 Plus и т.д.;
  • г) следует воздерживаться от использования дополнительных средств гигиены (зубные нити, ершики и зубочистки).

Через 2-3 дня провести профессиональное удаление зубных отложений.

Коррекцию индивидуальной и профессиональной гигиены следует провести при контрольном осмотре через 7--10 дней.

Гигиена полости рта у взрослых при заболеваниях маргинального периодонта с повышенной чувствительностью зубов и рецессией десны

Профессиональную гигиену полости рта необходимо проводить под обезболиванием и последующей обязательной обработкой фтор-препаратами.

Для индивидуальной гигиены полости рта следует использовать:

  • а) зубную щетку с мягкой щетиной и закругленными кончиками;
  • б) зубные пасты: «Дентавит» мультиуход с натуральными микрогранулами; «Дентавит» Q; Lacalut Sensitive; Oral-B Sensitiv; El-ce med Sensitiv Plus; Sensigel и т.д.;
  • в) при оголении корней для ухода за полостью рта рекомендуется применять модифицированный метод Стилмена. Для этого зубную щетку устанавливают так, чтобы концы щетинок лежали на пришеечной области зуба и частично охватывали прилегающую десну под косым углом к оси зуба. При этом выполняются слабые вращательные движения щеткой и 20 коротких встряхивающих (вперед-назад) движений вдоль прикрепленной десны, десневого края и поверхности зуба. Аналогично очищают язычные поверхности. Для очищения жевательных поверхностей щетку располагают щетинками перпендикулярно к ней;
  • г) для очищения боковых поверхностей зубов нужно применять ершики соответствующих размеров
  • д) рекомендуется пользоваться дополнительно жидкими средствами гигиенического ухода (ополаскивателями со фтором и противовоспалительными компонентами, типа «Целебный бальзам», «Colgate Total Plax», «Oral-B Advantag» и т.д.)

ЗАНЯТИЕ№12

ТЕМА: Профессиональная гигиена полости рта и её значение в профилактике ос­новных стоматологических заболеваний. Комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены (удаление над- и поддесневых зубных отложений; профессиональная чистка зубов; полировка пломб; устра­нение факторов, способствующих скоплению зубного налета).

ЦЕЛЬ : Изучить комплекс мероприятий профессио­нальной гигиены.

ЗАДАЧИ:

    Обучить методике удаления зубных отложений.

    Обучить профессиональная чистка зубов, полировки пломб.

Структура практического занятия

ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства и инструменты

1. Демонстрация методики удаления зубного камня

Стоматологическая установка. Набор стома­тологических инстру­ментов, набор крючков

2. Демонстрация методики очищения и полирования зубов

3. Индивидуальное обуче­ние студентов методам про­фессиональной гигиены по­лости рта, и проведение профессиональной гигиены друг другу

4. Индивидуальный кон­троль знаний

5. Домашнее задание

Вопросы, изученные ранее и необходимые для усвоения данной темы.

    Гигиенические индексы

    Пародонтальные индексы.

Контрольные вопросы для определения исходных знаний.

    Роль профессиональной гигиены полости рта.

    Инструменты применяемые для удаления зубных отложений.

    Принципы проведения профессиональной гигиены полости рта.

    Абразивы для очищения и полирования зубов.

    Способы предупреждения образования зубных отложений.

Ожидаемые ответы.

Профессиональная гигиена полости рта

Среди множества профилактических мер первостепенной проблемой является контроль за зубным налетом, являющимся основной причиной, вызывающей кариес зубов и воспалительные заболевания тканей паро­донта.

Эффективность самостоятельного удаления зубного налета пациентом зависит от его мотивации, знаний и навыков по гигиене полости рта.

Существует огромное количество методов чистки зубов, которыми пользуются пациенты. Результаты стоматологического обследования по­казывают, что в среднем около 90% взрослых чистят зубы один или два раза в день.

Однако самостоятельной чистки, как правило, оказывается недостаточ­но для полного удаления налета из так называемых ретенционных зон (труд­нодоступных мест):

    межзубных промежутков;

    пришеечных областей;

    проксимальных поверхностей зубов;

    жевательной поверхности моляров;

    щечной поверхности моляров верхней челюсти;

    язычной поверхности нижних моляров.

Профессиональная чистка, проводимая специалистом (врачом-стома­тологом или гигиенистом стоматологическим), обеспечивает полное уда­ление зубного налета.

Профессиональная гигиена ~ комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний

пародонта путем механического удаления с поверхности зуба над- и поддесневых зубных отложений.

Профессиональная гигиена включаетв себя несколько этапов:

    мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;

    удаление над- и поддесневых зубных отложений;

    полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

    устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям, подросткам и взрослым строго индивидуально и через определенные интервалы времени.

Длительность интервала между посещениями зависит от:

    гигиенического состояния полости рта;

    интенсивности кариеса зубов;

    присутствия гингивита;

    выраженности пародонтита;

    степени прорезывания зубов у детей.

Проведение профессиональной гигиены является необходимым условием и при плановом осмотре полости рта пациента, поскольку качество диагностики кариеса зубов значительно возрастает, если поверхность зуб очищена и высушена.

Кроме того, наличие здоровой, тщательно санированной полости является неотъемлемым условием качественного осуществления слоя методов лечения:

    эстетического пломбирования;

    микропротезирования;

    отбеливания зубов;

    хирургического пародонтологического лечения;

    имплантации;

    ортопедического лечения;

    ортодонтического лечения.

Перед профессиональной чисткой зубов проводят стоматологическое обследование с определением индексов CPITN, РМА, гигиенических индексов (по показаниям в зависимости от возраста пациента).

Результаты осмотра заносят в регистрационную карту пациента последующего динамического контроля за гигиеной полости рта.

Обзорный осмотр полости рта совместно с пациентом позволяет наглядно продемонстрировать различия между стоматологическим здоровьем и патологией.

Для проведения профессиональной гигиены применяют:

Резиновые колпачки - для удаления мягкого зубного налета с гладких поверхностей зубов, а также для полировки поверхности корня.

Резиновые колпачки предварительно заполняют полировочной профи­лактической пастой различной абразивности.

Вращающиеся щеточки - для удаления мягкого зубного налета с жева­тельных поверхностей зубов в области фиссур, ямок, естественных углубле­ний. Их применяют с подачей небольшого количества воды.

Профилактическая полировочная паста может быть мелко-, средне- или крупнодисперсной, содержать или не содержать соединения фтора.

Во время проведения профессиональной чистки зубов у взрослых мож­но использовать низкоабразивную отбеливающую и содержащую фторид пасту Rembrandt, которая позволяет увеличить резистентность эмали.

Зубные нити: применяют для удаления налета с апроксимальных по­верхностей зубов.

Удаление твердых зубных отложений (зубного камня) проводится ручными и/или ультразвуковыми инструментами, которые обычно взаимодо­полняют друг друга и позволяют работать эргономично.

Скейлеры ручные – применяют для удаления над- и поддесневых твердых зубных отложений.

Пародонтальный пуговчатый зонд – применяют определения состояния тканей пародонта, глубины и рельефа пародонтального кармана, для обнаружения поддесневых зубных отложений. А также для оценки гладкости поверхности корня после кюретажа.

Средства и методы гигиенического ухода за полостью рта - это любые вещества, средства или приспособления, которые предназначены для контакта с поверхностью зубов и слизистой полости рта с целью их дезодорирования, очищения и профилактики стоматологических заболеваний.

Гигиенические и лечебно-профилактические средства :

  • зубная паста,
  • зубной гель,
  • зубной эликсир,
  • аэрозоль,
  • жевательная резинка,
  • гигиенические таблетки,
  • растворы.

Механические средства :

  • зубные щетки,
  • зубные нити,
  • зубочистки,
  • ершики,
  • стимуляторы,
  • массажеры,
  • ирригатор.


Механические средства и методы использования

Зубные щетки . Зубная щетка является основным инструментом для удаления микробного налета с поверхности зубов и десен.

В настоящее время существует множество моделей зубных щеток. Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей части - головки с посаженными в нее кустами щетины. Имеющиеся типы зубных щеток отличаются формой и размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек.

Размер зубной щетки подбирается индивидуально. Рабочая часть щетки должна захватывать 2,5 зуба по длине, а по ширине примерно равняться высоте коронки, (для взрослых - 22–28 мм длина, 10–13 мм ширина, для детей - 20 мм длина, 10 мм ширина).

Эффективность использования зубных щеток и их правильный индивидуальный подбор зависит от так называемой жесткости щеточного поля.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток :

  • очень мягкие щетки предназначены для детей на этапе обучения гигиене полости рта;
  • мягкие - для пациентов с наличием острых воспалительных процессов слизистой оболочки полости рта и тканей периодонта;
  • средней степени жесткости - для пациентов с патологией твердых тканей зуба кариозного и некариозного происхождения и с хроническим течением заболеваний периодонта;
  • жесткие щетки предназначены для лиц со здоровыми зубами и периодонтом;
  • очень жесткие - для пациентов, пользующихся металлическими протезами.

Другой вариант классификации :

  • мягкие - Soft - для лиц с заболеваниями твердых тканей зуба и слизистой оболочки;
  • средней жесткости - Medium - для всех;
  • жесткие - Hard - для лиц, пользующихся протезами и/или имеющих повышенную склонность к образованию зубного налета и камня.

Следует помнить о том, что очень жесткие и жесткие щетки при неправильном использовании могут травмировать десну и истирать твердые ткани зуба . Ручка щетки обычно изготавливается из пропилена, соответствует размеру и анатомической форме ладони для удобного удержания.
Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щетку следует промыть под струей воды и тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета и зубной пасты. Хранить ее следует так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например, в стакане головкой кверху. Регулярно используемую зубную щетку из искусственной щетины необходимо менять каждые 1–2 мес.

Существует несколько способов чистки зубов . Наиболее распространен стандартный метод . При его использовании верхний и нижний зубной ряд делят на сегменты по 2–3 зуба, и каждый участок обрабатывают отдельно. Начинают чистку с верхних правых моляров, перемещаются на премоляры, далее на центральные участки, затем очищают от налета премоляры и моляры слева вверху. Переходят на нижнюю челюсть слева и так же последовательно обрабатывают каждый фрагмент. Вначале чистят щечную и губную поверхности, потом - язычные на верхней и на нижней челюсти.

Круговыми движениями вдоль шейки зуба устраняют налет из десневой борозды и с пришеечной области. «Подметающими» движениями от десен к жевательной поверхности (режущему краю) удаляют налет с десен и со всей поверхности эмали. Щетку при этом держат так, чтобы щетинки были направлены под острым углом к эмали. Давление к щетке прикладывают, когда она движется по зубу от десны в сторону жевательной поверхности (режущего края). Закончив чистку одного сегмента, переходят к следующему участку, где повторяют описанную процедуру. Таким образом обеспечивается удаление налета практически с каждого участка зуба.

Жевательные поверхности очищают щеткой, обращенной щетинками перпендикулярно к окклюзионной плоскости. Такое положение обеспечивает возможность проникновения щетинок в бороздки, фиссуры, межзубные промежутки. Вращательные движения головки щетки чередуют с возвратно-поступательными при перемещении щетки вдоль окклюзионной поверхности моляров и премоляров.

Язычные поверхности моляров и премоляров очищают таким же образом, как щечные. При чистке язычных поверхностей фронтальной группы зубов ручка щетки располагается параллельно окклюзионной плоскости, движения горизонтальные возвратно-поступательные. Затем положение меняют так, чтобы щетинки находились под острым углом к поверхности зубов и захватывали края десны, очищая десну и зубы при движении щетки вверх-вниз. Общее время чистки - 2,5–3 мин.

Зубные нити - флоссы - применимы для всех, используются для очищения проксимальных поверхностей зубов. Изготавливаются из искусственного волокна, могут быть круглыми, плоскими, различного сечения и формы. В ряде случаев их обогащают фтором или другими добавками. Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первых фаланг третьих пальцев обеих рук, фиксируют при помощи первого и второго пальцев в межзубном промежутке и вертикальными движениями удаляют зубные отложения (6–7 движений для каждого зуба). Нить постоянно должна быть прижата к зубу, чтобы не травмировать межзубный сосочек.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи, налета из промежутков между зубами. Следует пользоваться деревянными или пластмассовыми зубочистками однократного применения. Дети не должны самостоятельно применять флоссы и зубочистки.

Стимуляторы - деревянные или резиновые приспособления с длинной конической рабочей частью вводятся между сосочком и поверхностью зуба, в результате чего усиливается ороговение эпителия сосочка, он становится более грубым и менее чувствительным.

Массажеры имеют форму зубной щетки, только вместо щетинок вмонтированы резиновые образования в форме грибочков для массажа десны. В результате применения улучшается кровоснабжение, обменные процессы, усиливается ороговение эпителия десны.

Ирригаторы - маленькие сифончики для орошения слизистой оболочки полости рта.

На качественный уход за полостью рта необходимо затрачивать 15–20 мин в течение дня : чистить зубы утром и вечером, а после дневного приема пищи, если самоочищение зубов хорошее, можно ограничиться тщательным полосканием рта. Быстрое образование налета требует дополнительной дневной чистки зубов.

Контроль качества гигиены полости рта осуществляют при помощи безвредных для организма красителей в виде полосканий растворами или разжевывания таблеток. При наличии зубного налета он окрашивается, что означает некачественную чистку зубов.