Профилактика зубо-челюстных аномалий и деформаций. Принципы профилактики зубо-челюстных аномалий и деформаций
Нормальное развитие жевательного аппарата в период новорожденности может быть нарушено под влиянием местных и общих неблагоприятных факторов, которые могут действовать как в период внутриутробного развития, так и после рождения ребенка. К ним относятся, в частности, нарушение питания и болезни матери, родовая травма, неправильное искусственное вскармливание, неправильное положение ребенка во время сна, рахит, болезни раннего детства, патология ЛОР-органов, вредные привычки и др. Действие этих факторов может быть как изолированным, так и сочетанным.
Профилактика возникновения зубочелюстных аномалий в возрастном аспекте
Проблема профилактики аномалий развития эубочелюстно-лицевой области является, главным образом, общей проблемой социальной профилактики, включающей в себя проблемы питания, жилища, благоустройства городов и населенных пунктов, преобразования природы, оздоровления внешней среды и создания наиболее благоприятных условий труда.
Неблагоприятные условия развития организма в утробном и послеут-робном периоде вызывают возникновение аномалий зубочелюстной сис-темы. Из законодательных мер огромное значение имеет декретный отпуск до и после родов, освобождение беременных от тяжелой физической работы и от работы в ночную смену.
Специализированную профилактику необходимо проводить соответ-ственно периодам роста и развития детского организма, так как в течение каждого из них могут возникать неблагоприятные условия для развития зубочелюстно-лицевой области.
Период формирования и существования временного прикуса
Главное профилактическое значение в период формирования временного прикуса имеет организация рационального питания. Пища должна содержать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и микроэлементов. Особое внимание должно быть уделено профилактике рахита. Возникновение рахита - это в основном, следствие неправильного питания ребенка.
Большое значение в правильном развитии челюстей придают акту сования. Для захватывания соска и сосания нижняя челюсть передвигается [вперед, чем создается необходимое функциональное раздражение, способ-F ствующее росту и развитию челюстей, жевательной и приротовой муску-латуры и мышц языка. При неправильном искусственном вскармливании
Рост челюстей функционально обусловлен и осуществляется в трех направлениях: в сагиттальном (в лактационном периоде, от 2,5 до 6 лет и в 9-10 лет), в ширину (за счет оппозиционного наслоения), в высоту (за счет альвеолярного отростка в связи с процессом прорезывания зубов). Кроме того, на рост нижней челюсти влияют еще два фактора: энхонд-ральная оссификация суставного отростка, который является центром продольного роста нижней челюсти, и итерстициальный рост. Базальная часть нижней челюсти, которая является опорной для жевательных мышц и некоторых мышц шеи, растет значительно медленнее, чем альвеолярная.
Рост ветви челюсти в длину интенсивен с 3 до 4 и с 9 до 11 лет и заканчивается к 15-17 годам. Рост ветви сопровождается изменением угла между ней и телом: от 140 ° у новорожденного до 105-110 ° у взрослого. В связи с этим меняется расположение нижнечелюстного отверстия. От 9 мес. до 1,5 лет оно находится на 5 мм ниже уровня альвеолярной части челюсти. У детей 3,5-4 лет отверстие располагается на 1-2 мм ниже жевательной поверхности зубов. От 6 до 9 лет - на 6 мм выше жевательной поверхности зубов, а в 12 лет и позже - на 10 мм выше. Знание топографии нижнечелюстного отверстия важно при проведении мандибулярной анестезии у детей.
Верхняя челюсть новорожденного широкая и короткая. Верхнечелюстная пазуха только намечается и располагается медиально по отношению к альвеолярному гребню, особенно интенсивно увеличиваясь в первые 5 лет жизни ребенка. Зубные зачатки находятся высоко под глазницей и отделены от нее тонкой костной пластинкой. Развитие, изменение формы и структуры верхней челюсти тесно связано с развитием зубов и ее пазухи. Постепенно углубляются и принимают вертикальное направление лунки зубов, что способствует росту альвеолярного отростка и базальной части челюсти. Верхнечелюстная пазуха становится глубже и шире. Ее развитию способствует прорезывание всех временных зубов и постоянного моляра. В лактационном периоде рост верхней челюсти в длину происходит более интенсивно, чем в ширину, что обеспечивает изменение ее формы из широкой и короткой в узкую и длинную. Этот рост осуществляется путем перихондрального окостенения в области срединного небного шва и швов, соединяющих верхнюю челюсть с другими костями черепа.
В период постоянного прикуса более интенсивно растут дистальные отделы обеих челюстей. Челюсти новорожденного нельзя рассматривать как «беззубые», так как в толще каждой из них находятся зачатки зубов. В этот фолликулярный, или внутричелюстной период развития зубных зачатков высота прикуса обеспечивается только десневыми валиками, поэтому наблюдается диспропорция между средним и нижним отделами лица.
Профилактика это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья (В. К. Леонтьев,1988). Организационные мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий в системе диспансерного наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом: - клиническое обследование детей, которое позволяет участковому стоматологу выявить и диагностировать формирующиеся или сформированные зубочелюстные аномалии, а также устранить предрасполагающие факторы их развития; - определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы); - своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение; - контроль за проведением специализированного лечения и разъяснение его роли детям, родителям и воспитателям; - контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий; - организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий. Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка. Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В эти возрастные периоды определяются клинические признаки основных этиологических Факторов, относящихся к функциональным наруДети с нормальным прикусом
Общее развитие организма, формирование прикуса, поражение зубов кариесом.
Гигиеническая гимнастика, рациональное питание, правильный уход за полостью рта.
Дети, имеющие предрасположение или фоновые процессы для формирования аномалий зубочелюстной системы:
-с вредными привычками
-патологией ЛОР-органов
-неправильным глотанием
-нарушением речи
-последствиями рахита
-короткими уздечками верхней губы и языка
-мезиальным или дистальным соотношением молочных моляров
-дефектами коронок зубов и зубных рядов
-нестершимися буграми молочных клыков
-патологической стираемостью зубов
-несмыкающейся ротовой щелью.
Борьбу с вредными привычками, регуляцию дыхания, жевания, глотания, речи, миодинамического равновесия, отсутствие дефектов осанки.
Те же, а также:
-санация носоглотки и нормализация дыхания
-нормализация жевания, речи. глотания
-удлинение уздечки языка
-удлинение уздечки верхней губы после прорезывания 1/1
−подшлифовка бугров молочных клыков у детей старше 4.5 лет
-устранение вредных привычек
-логопедическое обучение
-замещение дефектов коронок зубов
-стабилизация высоты прикуса
Дети, имеющие нерезко выраженные (без лицевых симптомов) аномалии прикуса, с неправильно прорезывающимися отдельными зубами, с дефектами зубных рядов
На правильное формирование функций, своевременное устранение этиологических факторов
Дыхательная, корригирующая гимнастика, использование давящих повязок на губу, подбородочной пращи, вестибулярных пластинок, массаж пальцевой в области неправильно прорезывающихся зубов. гимнастика шпателем, профилактическое зубное протезирование
Дети с выраженными зубочелюстными аномалиями, сопровождающимися лицевыми симптомами и функциональными нарушениями, дефектами зубного ряда и аномалиями прикуса, последствиями травм, опухолей, воспалительных процессов, расщелиной верхней губы и неба
Устранение этиологического фактора, регуляция функций жевания, дыхания, глотания и речи, формирование правильной осанки
Устранение этиологического фактора, дыхательная и корригирующая гимнастика, специальная гимнастика, аппаратурное ортодонтическое лечение
В своевременном выявлении и устранении факторов риска, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий, важное значение имеет активное участие родителей, медицинского персонала и воспитателей детских дошкольных учреждений. Непременным условием этого участия является их осведомленность по всему аспекту вопросов, касающихся причин возникновения стоматологических заболеваний у детей, включая зубочелюстные аномалии. Поэтому детский стоматолог обязан проводить постоянную работу по повышению медицинской грамотности данного контингента.
Под профилактикой зубочелюстных аномалий подразумевают комплекс оздоровительных мероприятий по предупреждению и устранению причин патологических факторов, вызывающих возникновение и развитие аномалий. Профилактика зубочелюстных аномалий - неотъемлемая часть общей комплексной профилактики стоматологических заболеваний.
А. И. Бетельман в профилактике и раннем лечении деформаций жевательной системы выделил четыре возрастных периода:
- 1) внутриутробный;
- 2) первого года жизни - лактационный;
- 3) от года до конца молочного прикуса;
- 4) период сменного прикуса.
Д. А. Калвелис, X. А. Каламкаров выделяли общую и стоматологическую (местную) профилактику зубочелюстных аномалий. А. И. Рыбаков создал комплексную систему профилактики, а Г. Н. Пахомов выделил из комплексной системы профилактики первичную профилактику.
Ф. Я. Хорошилкина для выполнения основных задач профилактики выделила десять возрастных периодов формирования жевательной системы с учетом ее морфологических, физиологических и функциональных изменений. При этом разработаны на каждый период комплексы профилактических мероприятий, определены ответственные лица за их осуществление.
В профилактической работе по организации оптимального режима жизни (труд, учеба, питание, отдых) , обеспечению диспансеризации (помещения для осмотров, оборудование и др.) участвует администрация предприятий, детских и лечебных заведений.
Целевую диспансеризацию по предупреждению аномалий осуществляют акушеры-гинекологи, педиатры, стоматологи всех профилей при активном участии оториноларингологов, ортопедов, эндокринологов, педагогов-логопедов и др.
Основные профилактические мероприятия по периодам формирования жевательной системы : обеспечение нормальных условий труда и быта будущей матери, диспансеризация беременной в женской консультации, полноценное питание, гигиена и санация полости рта беременной. После рождения ребенка необходимо обеспечивать рациональное полноценное питание матери и ребенка, надлежащий гигиенический уход, правильный режим кормления и сна, пребывание на свежем воздухе, рациональное вскармливание, а при необходимости - правильное искусственное вскармливание, рассечение укороченной уздечки языка. В лактационном периоде (с появлением первых зубов) и до трехлетнего возраста кроме проводимых ранее мероприятий устраняют вредные привычки с применением накистевых, налоктевых повязок, проводят психотерапию, лечебную гимнастику, нормализуют смыкание губ, носовое дыхание, осанку. Наблюдают также за правильной очередностью прорезывания молочных зубов, проводят активизацию жевания (добавляют в рацион твердую пищу), обучение правильной артикуляции. При необходимости применяют вестибулярную пластинку, пращевидную повязку с внеротовой тягой для задержки роста одного из альвеолярных отростков или челюсти. Выявленных при плановых осмотрах детей с зубочелюстными аномалиями, нарушением дыхания через нос, осанки направляют на консультацию и лечение к специалистам. При расщелинах неба, множественной врожденной адентии, потере зубов проводят протезирование пластинчатыми протезами, применяют несъемные профилактические аппараты.
В период молочного прикуса необходимо соблюдение гигиены полости рта, ее своевременное санирование.
В период сменного прикуса дополнительно к перечисленным мероприятиям проводят наблюдение за последовательностью прорезывания постоянных зубов, сошлифовывают бугорки молочных зубов или удаляют зубы по показаниям. Выявляют макродентию, мезиальный сдвиг боковых зубов и обусловленные ими аномалии прикуса, обнажают коронки постоянных зубов при их ретенции, протезируют при ранней потере молочных зубов, восстанавливают коронки разрушенных постоянных зубов, проводят плановую санацию полости рта.
В период постоянного прикуса при плановых осмотрах выявляют заболевания слизистых оболочек полости рта и пародонта, направляют больных на лечение в пародонтологические кабинеты. Там проводят шинирование зубных рядов при пародонтите и пародонтозе, устраняют парафункции, привычное смещение нижней челюсти, аномальное положение отдельных зубов и их групп с последующим рациональным протезированием.
В профилактике зубочелюстных аномалий большую роль играет плановая санация полости рта детей и подростков в дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях, а также активная санитарно-просветительная работа среди населения.
Своевременная и правильная профилактика способствует самоустранению отдельных аномалий жевательной системы в детском возрасте без применения более сложных ортодонтических мероприятий.
Причины развития неправильного прикуса, методы ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий у детей.
Многие родители, приводя своего ребенка к нам на прием и услышав, что у их сына или дочки есть проблемы с прикусом, часто задают вопросы: « Из-за чего в таком маленьком возрасте зубки растут неправильно? Почему зубам не хватает места? Почему зубы не смыкаются?... » Однозначного ответа на эти вопросы нет, т.к. причинами возникновения той или иной зубочелюстной аномалии могут быть сразу несколько факторов. А, иногда, один какой-то фактор может оказать влияние и повлечь за собой ряд неприятностей, заметить которые под силу только ортодонту.
Зубочелюстная система- это уникальный и очень сложный механизм.
Любое нарушение в работе зубочелюстной системы и, в частности, неправильное расположение зубов могут привести к нарушениям функций других органов и систем организма. Гастриты, холециститы и ожирение, заболевания печени и поджелудочной железы, кожные и эндокринные заболевания - вот неполный перечень проблем, спровоцированных аномалиями зубочелюстного развития.
Аномалии прикуса могут быть обусловлены нарушением роста и расположения челюстных костей, неправильным положением зубов и характером их смыкания, формой альвеолярных дуг, а также нарушением функций дыхания, сосания, глотания, жевания и речи.
Зубочелюстные аномалии не возникают внезапно, они формируются, начиная с малозаметных симптомов (сглаженные носогубные складки, опущенные вниз уголки рта и т.п.), и по мере роста ребенка приобретают вид сформированной аномалии, требующей многолетнего трудоемкого и дорогостоящего лечения. Своевременная диагностика ранних форм аномалий позволяет скорректировать нарушение еще в сменном прикусе и обеспечить нормальное развитие зубочелюстной системы ребенка. Именно поэтому роль ранней диагностики и профилактики зубочелюстных аномалий крайне важна.
Зубо-челюстно-лицевые аномалии могут быть наследственными и приобретенными :
Наследственная предрасположенность.
К ней можно отнести количество и размеры зубов, размеры челюстей и других костей черепа. Это обуславливает сходство ребёнка и родителей. Например, по наследству может передаваться промежуток между зубами (диастема), аномалии величины и прикрепления уздечек языка, отсутствие зачатков зубов (адентия), сверхкомплектные зубы, размер языка или такой порок развития зубочелюстной системы, как расщелина нёба.
Причины развития ненаследственных(приобретенных) аномалий:
1.Нарушение течения беременности и состояния здоровья матери. Это могут быть вирусные заболевания; различная гинекологическая патология; падение или ушиб на 2-3 месяце беременности; приём антибиотиков, салицилатов, сульфаниламидов; недоедание беременной или несбалансированная диета; злоупотребление алкоголем и курение родителей; стрессовые ситуации у матери в первом триместре; профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами).
2.Заболевания ребёнка.
Врождённые нарушения функции надпочечников, щитовидной железы, паращитовидных желёз, гипофиза. При своевременном лечении этой патологии возможна нормализация развития зубочелюстной системы.
-Диспластические процессы. Они характеризуются отсутствием зачатков зубов или наличием сверхкомплектных зубов.
-Недоношенность.
-Рахит. В этом случае отмечается отставание роста челюстей, задержка прорезывания зубов и нарушение их минерализации.
-Заболевания органов дыхания. Мышечная дистония (нарушения тонуса мышц)
-Аномалии развития уздечек губ и языка.
-Заболевания зубов и челюстно-лицевой области. К сожалению, часто родители считают, что раз зубы временный, то не стоит их и лечить. Это ошибочное мнение. Хронический периодонтит временного зуба может привести к нарушению формы или структуры коронки или даже к гибели зачатка постоянного зуба. При преждевременном удалении временного зуба происходит смещение соседних зубов. Что приводит к недостатку места для прорезывающихся постоянных зубов. Травма временного зуба, сопровождающаяся его внедрением, может привести к неправильному положению, ретенции или деформации постоянного зуба.
3.Неправильное кормление.
При естественном вскармливании ребёнку, для получения молока, приходится прилагать усилия. При этом многократное выдвижение нижней челюсти стимулирует её рост. Искусственное кормление из соски может нарушить процесс сосания. Если отверстие в соске слишком большое, то ребёнок не столько сосёт, сколько глотает пищу. А чрезмерное давление бутылочки на нижнюю челюсть может привести к её деформации. Постоянные зубы по размеру больше временных. У детей с 4-х лет между временными зубами должны появляться промежутки. Это говорит о том, что челюсти растут и готовятся к появлению постоянных зубов. Недостаточное употребление грубой жёсткой пищи может привести к скученности зубов. Недостаточная жевательная нагрузка также может привести к тому, что временные зубы недостаточно стираются, а это приводит к неравномерному распределению жевательной нагрузки и как следствию к неправильному росту челюстей.
Наиболее распространены вредные привычки сосания. Например, сосание нижней губы и большого пальца приводит к удлинению верхнего зубного ряда, а прикусывание и сосание верхней губы способствует удлинению нижнего зубного ряда. В зависимости от того, между какими зубами ребёнок прокладывает палец, формируется не смыкание зубов и смещение нижней челюсти. Привычка грызть карандаш, ногти, ручку приводит к повороту передних зубов появлению диастемы. Прокладывание кончика языка между зубами может привести к тому, что зубы верхней и нижней челюстей в этом месте не будут соприкасаться. Сохранение инфантильного типа глотания (когда во время глотания ребёнок разобщает зубы и кончик языка упирается в губы) у детей старше 3-х лет может привести к нарушения смыканию передних зубов верхней и нижней челюстей и чрезмерному наклону верхних передних зубов вперёд. К развитию зубочелюстных аномалий также могут привести такие вредные привычки, как: жевание на одной стороне, после устранения причин его вызвавших, нарушение артикуляции (движений) языка; ротовое дыхание при отсутствии патологических изменений в носоглотке; неправильное положение ребёнка во время сна (в одной позе с кистями рук под щекой), перед телевизором, во время приготовления уроков за несоответствующим росту столом.
Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций.
1.В случае риска развития наследственных заболеваний обращаться на консультацию к специалистам генетикам.
2.Профилактика заболеваний матери во время беременности, полноценное питание, исключение алкогольных напитков и отказ от курения.
3.Наблюдение ребёнка у неонатолога, а затем у педиатра с целью предупреждения и раннего лечения заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, рахита.
4.В случае риска искусственного вскармливания следить за размером отверстия в соске и положением бутылочки во время кормления. Включать в рацион ребёнка жёсткую пищу. Пришлифовывать коронки временных зубов при их недостаточной стираемости.
5.Наблюдение у стоматолога. Первый раз в возрасте 1 года. В дальнейшем необходимо показывать ребёнка стоматологу 2-4 раза в год. При обнаружении кариеса и его осложнений восстановление коронок разрушенных временных зубов. Если зуб лечению не подлежит, то его удаляют и изготавливают временный протез. Если удаляются постоянные зубы в зрелом возрасте, то для предупреждения смещения зубов необходимо рациональное протезирование или установка имплантатов.
6.Устранение имеющихся вредных привычек, занятия с логопедом.
7.Консультация ортодонта начиная с 5 лет.
Мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий Клиническое обследование детей (выявить и диагностировать зубочелюстные аномалии, устранить предрасполагающие факторы их развития). Определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (для врачей-педиатров всех профилей специализированной службы).
Своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение. Контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий. Организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.
Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка.
Внутриутробные и постнатальные факторы риска 1. Внутриутробный период: 1. Внутриутробный период: генетическая обусловленность (полная или частичная адентия, сверхкомплектные зубы, индивидуальная микро -или макродентия. нарушение структуры эмали зубов, микро- или макрогнатия, про- или ретрогнатия, аномалии величины и прикрепления уздечек языка, губ)
Механические (травма, ушиб беременной женщины) Химические (алкоголизм и курение будущих родителей) Профессиональные вредности (работа с лаками, красками, химическими реактивами) Биологические (перенесенные заболевания беременной женщиной: туберкулез, сифилис, краснуха, эпидемический паротит, некоторые формы гриппа, токсоплазмоз) Психические (стрессовые ситуации у матери)
Постнатальные факторы риска Нарушение правильного искусственного вскармливания ребенка. Вредные привычки – сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава. Травмы зубов и челюстей. Рубцовые изменения мягких тканей после ожогов и удаления новообразований полости рта и челюстей.
Кариес зубов и его последствия. Недостаточная физиологическая стираемость временных зубов. Преждевременная потеря временных зубов. Преждевременная потеря постоянных зубов. Задержка выпадения временных зубов. Задержка прорезывания постоянных зубов. Отсутствие трем и диастемы к 5-6-летнему возрасту ребенка.
Родовая травма (перинатальный период) - насильственное извлечение плода за нижнюю челюсть - при этом страдает зона роста - мыщелковый отросток + перенесенные заболевания – рахит - следствием которого могут быть деформации как верхней, так и нижней челюсти.
Гематогенный остеомиелит - возбудитель данного заболевания оседает в основном в зонах роста - на верхней челюсти скуловой и лобный отростки, на нижней челюсти - в суставных отростках. Дыхание через рот в силу недостаточной очишенностй носовых ходов от корочек или вследствие частичной или полной атрезии.
Профилактические мероприятия: - Естественное вскармливание - акт сосания является мощным стимулятором для роста костной ткани. Правильное искусственное вскармливание (соска на бутылочке должна быть физиологичной формы, быть эластичной, упругой, иметь несколько маленьких отверстий) Оптимальное время для высасывания порции еды из бутылочки емкостью 200,0 мл не менее 15 минут. Меньшая продолжительность приводит к недоразвитию нижней челюсти.
Пользование соской-"пустышкой" - не более минут после еды, во время сна, бодрствования - пользование соской- "пустышкой" не рекомендуется. Длительное применение соски- пустышки (более 1-1,5 лет) приводит к формированию открытого прикуса. Критическое время использования пустышки составляет 6 часов в сутки.
Правильное положение ребенка во время сна. Новорожденный должен спать без подушки на ортопедическом матрасе. Также необходимо переворачивать ребенка на левый, правый бок и выкладывать на живот для предупреждения западения (профилактика дистальной окклюзии) и смещения нижней челюсти вправо или влево (перекрестный прикус).
Дети 2-го и 3-го года жизни (период формирования временной окклюзии) : Этиологические факторы: Вредные привычки (сосание пальцев, пустышки, различных предметов, прием пищи с помощью соски) Рахит - недостаток витамина Д Отсутствие в рационе ребенка жесткой пищи. Затрудненное носовое дыхание.
Профилактическая вестибулярная пластина «Стоппи», разработанная для отвыкания от сосания пустышки или пальца, регулярное использование в течение 1–2-х часов днем, а также во время сна позволяет исправить прикус естественным образом, т.к. конструкция пластинки не мешает смыкаться резцам и предотвращает попадание языка между верхними и нижними зубными рядами.
Дети в возрасте 3-6 лет (период сформированного молочного прикуса) Этиологические факторы: Нарушение функции носового дыхания - проявляется в виде смешанного или ротового дыхания. В зависимости от сочетания с другими факторами способствует формированию различных аномальных прикусов. Нарушение функции глотания - инфантильное глотание. Нарушение функции жевания. Нарушение физиологической стираемости временных зубов.
: Профилактические мероприятия: Регуляция функции дыхания. Профилактика кариеса зубов или его осложнений. Подшлифовывание бугров молочных зубов (особенно клыков) Зубное протезирование при наличии дефектов зубного ряда. Выявление и удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов.
Дети 7-13 лет (период сменного прикуса) Этиологические факторы: Функциональные нарушения (дыхания, глотания, жевания, речи) Задержка стирания бугров молочных зубов. Нарушения в порядке смены зубов. Наличие сверхкомплектных зубов. Низкое прикрепление уздечки верхней губы, короткой уздечки нижней губы, языка и мелкого преддверия полости рта. Наличие дефектов осанки, искривление позвоночника.
: Профилактические мероприятия: Профилактика кариеса зубов и его осложнений. наблюдение за прорезыванием постоянных зубов (сроки, последовательность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания) Удаление прорезавшихся сверхкомплектных зубов. Восстановление разрушенных коронок первых постоянных моляров и/или резцов путем протезирования.
Период формирующейся постоянной окклюзии (12-18 лет), профилактика Профилактика кариеса зубов и его осложнений. Профилактика болезней пародонта. Удаление отдельных зубов по ортодонтическим показаниям. Удаление прорезавшихся или ретинированных сверхкомплектных зубов, одонтом, кист. Рациональное протезирование. Пластика укороченной или неправильно прикрепленной уздечки языка, губ, углубление мелкого преддверия полости рта. Лечение челюстно-лицевых аномалий с целью снижения их степени тяжести.