Анализ и вывод работы медсестры в психбольнице. Деятельность палатной медсестры в остром психиатрическом отделении




Согласно ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Сестринское дело в психиатрии (2010 г.),единице профессионального стандарта: «Сестринское обеспечение психиатрической медицинской помощи пациентам в составе многопрофильной медицинской бригады», медицинская сестра в области сестринского дела в психиатрии должна уметь:

· определять приоритетность и очередность выполнения работ при оказании психиатрической помощи пациентам, эффективно распределять свое рабочее время

· взаимодействовать с врачом психиатром, сотрудниками отделения, службами ЛПУ и другими организациями по вопросам ухода в интересах пациента

· соблюдать нормы этики, морали, права и языка при всех видах профессиональных коммуникаций

· владеть приемами терапевтического общения с пациентами при оказании психиатрической помощи

· устанавливать и обсуждать с пациентом определенные границы профессионального общения (ограничение ответственности, времени, ограничение агрессивных поступков, ограничение привязанности)

· поддерживать контакт психически нездорового пациента с реальностью

· развивать у пациентов с психическими нарушениями понимание своего поведения

· способствовать улучшению самосознания

· предоставлять пациентам с психическими расстройствами информацию о правилах внутреннего распорядка психиатрического стационара

· разъяснять правила и условия отправления религиозных обрядов, со действовать осуществлению права совести верующих и атеистов

обеспечивать возможность переписки, подачи жалоб в любые инстанции через администрацию психиатрического отделения

· получать медицинскую информацию и проводить сестринское обследование пациентов с психическими расстройствами

· выявлять проблемы пациентов с психическими расстройствами, определять вид и способ сестринских вмешательств

· планировать и осуществлять мероприятия сестринского ухода в соответствии с отраслевыми стандартами и протоколами сестринского ухода

· выполнять лечебно-диагностические процедуры по назначению врача психиатра в соответствии с отраслевыми стандартами

· осуществлять надзор или обеспечивать дифференцированный режим наблюдения в зависимости от состояния психиатрического пациента

· проводить наблюдение и давать оценку состояния, настроения и поведения пациента с психическими расстройствами в динамике

· контролировать содержание посылок и передач в целях безопасности пациента и других лиц

· организовывать прогулки, обеспечивая безопасность пациентов с психическими расстройствами и других лиц

· проводить обучение семьи

· заполнять документацию установленного образца по результатам работы

· вводить данные в формы учета и отчетности по виду деятельности

проводить итоговую оценку ухода, взаимодействуя с врачом психиатром и другими специалистами психиатрической медико-социальной службы

· определять собственные профессиональные затруднения по виду деятельности и средства их преодоления.

Основные принципы ухода за пациентами с нарушениями психического здоровья на посту строгого надзора и дифференцированного наблюдения

Психически больные в определенных состояниях не способны управлять своими действиями, отдавать себе в них отчет. В поведении они руководствуются болезненными переживаниями, не могут оценить своего состояния. Вследствие этого такие больные могут оказаться опасными для окружающих, для самих себя или стать беспомощными, пострадать от несчастного случая. Поэтому уход за психически больными сопряжен с надзором за их поведением и наблюдением за их состоянием. Осуществляемое персоналом наблюдение необходимо также для выявления симптомов психических расстройств, оценки психического состояния, действия примененных методов лечения. В психиатрических больницах выработана система надзора и наблюдения за больными в зависимости от их состояния. Строгий надзор осуществляется за больными с помрачненным сознанием или с тяжелыми болезненными переживаниями (некоторые формы бреда и галлюцинаций), под влиянием которых больной может пострадать сам (попытки к самоубийству, самокалечение, упорный отказ от пищи и др.), нанести ущерб окружающим или стремиться к побегу. При строгом надзоре больные содержатся в специальной палате под круглосуточным наблюдением персонала и могут покинуть эту палату (для туалета, процедур и т. п.) только в сопровождении персонала. Усиленное наблюдение может осуществляться в обычных палатах за больными, которые требуют пристального внимания персонала в связи с необходимостью отметить проявления психических расстройств, возможностью осложнений, обусловленных как течением самой болезни, так и связанными с применяемыми методами лечения. Усиленное наблюдение назначается по соматическим показателям, а также беспомощным и слабым больным. Остальные больные находятся под общим наблюдением персонала. С развитием системы реабилитации психически больных разработан ступенчатый дифференцированный режим наблюдения. В настоящее время этот режим стал использоваться шире. Наиболее строгий (ограничительный) режим отличается от строгого надзора тем, что больному предоставляется свобода передвижения в пределах отделения, но под непрерывным наблюдением персонала. Кроме того, существует режим дифференцированного наблюдения, режим открытых дверей и частичной госпитализации (по типу дневного или ночного стационара, домашние отпуска и др.). Режим наблюдения сочетается с лечебным режимом охранительным (включая постельный), щадящим и активизирующим (с широким использованием трудотерапии, культтерапии и т. д.).

Работа в психиатрических учреждениях (больницах, полустационарах, диспансерах) предъявляет к персоналу высокие требования и сопряжена с постоянным и значительным напряжением. Во всех ситуациях персонал должен сохранять выдержку и спокойствие, никогда не повышать голоса, не отвечать на выпады больных, терпеливо выслушивать жалобы и болезненные высказывания, не опровергать их, но и не поддакивать больным. Надзор и уход за больными необходимо осуществлять таким образом, чтобы не оскорблять их достоинства, при этом сохранять постоянную бдительность, особенно во время приема больными пищи, процедур, обхода врачей, прогулок, туалета, свиданий с родными.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите виды психиатрической помощи.

2.Охарактеризуйте правовые аспекты психиатрии.

3.Расскажите о роли медицинской сестры в организации и оказании сестринской помощи пациентам с психическими расстройствами.

4.Назовите основные принципы ухода за пациентами с нарушениями психического здоровья на посту строгого надзора и дифференцированного наблюдения.

Лекция № 2

Тема 1.2. Основные психопатологические симптомы и синдромы

План лекции:

1.Общая характеристика психических расстройств.

2.Расстройства восприятий и ощущений.

3.Нарушение мышления. Бред и бредовые синдромы.

4.Нарушение памяти. Корсаковский амнестический синдром.

5.Нарушение интеллекта.

6.Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы.

7.Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром.

8.Синдромы нарушенного сознания.

Симптом – повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации.

Синдром – повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного.

Классификация синдромов

По степени тяжести выделяют 5 уровней синдромов.

1.Невротические и неврозоподобные синдромы:

Астенический;

Обсессивный;

Истерический.

2.Аффективные синдромы:

Депрессивный;

Маниакальный;

Апато-абулический.

3.Бредовые и галлюцинаторные синдромы:

Паранойяльный;

Параноидный;

Синдром психического автоматизма;

Парафренный;

Галлюцинозы.

4.Синдромы нарушенного сознания:

Делириозный;

Онейроидный;

Сумеречное помрачение сознания.

5.Амнестические синдромы:

Психоорганический;

Корсаковский;

Деменции.

В психиатрии принято выделять расстройства невротического и психотического уровня.

Психоз - проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого.

Признаки психоза: неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации);отсутствие критики (сознания болезни); опасное поведение (психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д).

Невротические расстройства: больные с неврозом правильно воспринимают мир и себя, они понимают имеющиеся нарушения психики, страдают и не могут избавиться от них усилием воли, их поведение не опасно.

В психиатрии широко используется разделение симптомов на продуктивные и негативные.

К продуктивной симптоматике относят появления у пациентов на фоне заболевания новых функций: бред и галлюцинации, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, психомоторное возбуждение.

Негативная симптоматика (дефект, минус- симптом) - проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики: утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Медсестра психиатрического профиля

1. Понятие психоза

2. Сестринский процесс в психиатрии

3. Сестринское обследование пациента

Заключение

Список литература

1. Понятие психоза

Психозы - выраженное расстройство психики, проявляющееся полностью или преимущественно резким неадекватным отражением окружающей действительности с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности, что проявляется нарушением поведения и возникновением не свойственных нормальной психике явлений (галлюцинаций, бреда, психомоторных, аффективных расстройств, помрачения сознания и др.).

Различают острые и хронические психозы.

Острые психозы протекают преимущественно по типу острых экзогенных реакций. Возможность острого начала эндогенных психозов остается дискуссионной. Считается, что в большинстве случаев при этом имеет место экзогенная провокация эндогенного заболевания.

Хронические психозы характеризуются многолетним, чаще всего прогрессирующим течением, с образованием дефекта психики в первую

очередь в мышлении и эмоционально личностной сфере.

Неотложной медицинской помощи требуют острые (в т. ч. внезапно развившиеся) расстройства психики (бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение и др.), сопровождающиеся неправильной оценкой и трактовкой происходящего, нелепыми поступками, когда действия больного становятся опасными для него и окружающих.

миокарда и др.).

2. Сестринский процесс в психиатрии

Сестринский процесс предусматривает достижение определённых целей в оказании помощи лицам с психическими отклонениями и условно можно выделить 5 этапов.

Первый этап включает в себя сбор анамнеза, физическое обследование, лабораторные данные. Медицинская сестра собирает информацию о пациенте, исследуя все сферы его жизни, и определяет потребность в уходе. Важным аспектом в работе медицинской сестры психиатрического профиля является наблюдение. Общаясь, медсестра обращает внимание на поведение пациента (естественное или наигранное), выражение его лица, интонацию, позу, а также психопатологические расстройства восприятия, мышления, эмоций, сознания, памяти, интеллекта. Сбор информации позволит определить может ли пациент функционировать как независимый человек или он нуждается в посторонней помощи.

На втором этапе определяют проблемы пациента. Различают существующие проблемы, которые пациент переживает в настоящее время (тревога, страх, боль) и потенциальные, которые могут возникнуть при неправильном лечении либо уходе. Важной задачей этого этапа является формулировка сестринского диагноза, который нацелен на выявление ответных реакций организма на заболевание и может быть записан как боль, слабость, беспокойство, тревога, нарушение сна и требующий вмешательства медсестры.

На третьем этапе медсестра составляет план сестринского вмешательства, учитывая индивидуальные особенности пациента. Он представляет собой подробное перечисление действий медицинской сестры, необходимых для осуществления сестринского ухода. Медицинская сестра должна четко представлять себе, личность пациента, его окружение (семья, родственники) и какие цели и задачи она ставит перед собой, чтобы помочь пациенту адаптироваться к новым для него условиям в связи с болезнью.

Четвёртый этап - реализация плана действий. Основной его целью является обеспечение соответствующего ухода согласно составленному плану для удовлетворения потребностей пациента и его быстрейшего выздоровления. Осуществляется он с помощью независимых сестринских вмешательств, когда медсестра предпринимает действия по собственной инициативе (обучение навыкам самоухода и др.), зависимых (предписания врача) и взаимозависимых (совместная деятельность медсестры с другими специалистами, например психологом).

5 этап - оценка результатов ухода. Он заключается в определении эффективности проведенной работы самой медсестрой, пациентом и его родственниками. При анализе результатов ухода оценивается психический, соматический и социальный статус больного и при необходимости пересматривает план сестринских мероприятий с учетом отзыва пациента о полученной помощи.

Медсестра психиатрической помощи, в сравнении с другими сотрудниками лечебного учреждения, проводит больше всего времени с пациентом, в совершенстве знает его переживания, которые связаны как с заболеванием, так и социальными и другими проблемами. Качественный сестринский уход возможен только в случае партнерского отношения между пациентом и ухаживающим персоналом. Необходимый для лечения базис доверия возникает, когда сестра проявляет себя как настоящая личность, принимает пациента таким, как он есть, без оценок, проявляет к пациенту интерес и пытается его понять. Могут возникнуть проблемы, если пациент доверяет медсестре важную информацию, о которой он больше никому не говорил. В этом случае сестра должна дать понять пациенту, что подобные исключительные отношения не допускаются.

В соответствии с этапами сестринского процесса сестра имеет схему для принятия решений и разрешения проблем пациента при оказании сестринской помощи. Диагноз медицинской сестры - неотъемлемая часть ее деятельности.

Возможные сестринские диагнозы психиатрических пациентов:

1. Нарушенная адаптация

2. Безнадежность.

3. Изменение восприятия: зрительного, слухового, тактильного,

обонятельного.

4. Нарушение самооценки.

5. Нарушение способности к самоанализу, самонаблюдению и

самопознанию.

6. Нарушенное общение.

7. Социальная изоляция.

8. Стрессовый синдром и т.д.

Уход за больными с психическими отклонениями имеет ряд специфических особенностей. Прежде всего, необходимо учитывать, что медсестра имеет дело с человеком, который в силу заболевания не может контролировать свои эмоции и действия. Поэтому ухаживающий персонал за психически больным пациентом должен быть постоянно начеку, чтобы предотвратить возникновение возможных приступов агрессии или припадка. Нельзя обойтись также без таких качеств как терпение, бдительность и находчивость, так как в лечении психических заболеваний очень важно вовремя оказать необходимую помощь и уметь правильно реагировать в

сложившейся ситуации. Уход за больными должен состоять не только из физической, но и из моральной поддержки. Поэтому сестра, ухаживающая за психически больным человеком, обязана быть вежливым, приветливым, ласковым и участливым человеком. При уходе за больными с психическими заболеваниями следует учитывать, что многие из них не могут самостоятельно обслужить себя. Больному необходимо оказывать постоянную помощь в решении, казалось бы, самых простых вопросов: пумыться, одеться, поесть и даже встать с постели.

Прием пищи должен проходить регулярно. Так как люди с нарушением психики тратят много энергии, им необходимо разнообразное питание. Больному человеку следует давать еду небольшими порциями, следя, чтобы

он не поперхнулся. При расстройствах глотания предпочтительно давать жидкую пищу.

Следует следить за графиком приема пищи больного, выдачей лекарственных препаратов, наблюдать за состоянием кожи. Это особенно важно в случаях, когда больной не встает с постели. Желательно коротко остричь ему волосы. Необходимо ежедневно менять белье больного и помогать принимать гигиенические ванны. Уход за больными также включает систематическое вождение пациентов в туалет.

Уход за больными включает наблюдение приема лекарственных препаратов.

Нужно внимательно следить, чтобы пациент сразу принимал лекарства, которые ему дают. Некоторые больные могут собирать лекарство для того

чтобы выпить все сразу, что может привести к отравлению. Обязательно убирают и запирают все острые предметы, лекарства и бытовую химию от человека с психическими отклонениями. Медсестра должна следить за ключами от палаты и отделения. Особенно внимательно нужно следить за больными находящимися в депрессивном состоянии, с суицидальными наклонностями, галлюцинациями или белой горячкой. Такие люди могут попытаться закончить жизнь самоубийством.

В психиатрическом отделении установлен обязательный для всех распорядок дня с точно фиксированным временем утреннего подъема, приема пищи, лекарств и других лечебных процедур, прогулок, трудотерапии, культурных развлечений, отхода ко сну. Медицинские сестры уделяют пристальное внимание организации лечебно-охранительного режима в отделении. Режим способствует нормализации поведения больных, восстановлению часто нарушенного у них ритма сна и бодрствования. Ночной сон больных должен продолжаться 8--9 ч, послеобеденный отдых -- не менее 1 ч; пищу больные принимают 4 раза в день. Длительность лечебного труда зависит от профиля отделения и состояния больных. Больные еженедельно принимают гигиеническую ванну, после чего им меняют постельное и нательное белье. Больным в состоянии психомоторного возбуждения, а также соматически ослабленным, неопрятным, ступорозным назначается постельный режим. Как правило, таких больных помещают в наблюдательную палату или в специальную палату для слабых больных. Лекарства выдаются средним медицинским персоналом строго по назначению врача. Разовая доза медикаментов должна быть принята в присутствии медицинской сестры. В противном случае возникает опасность накопления и приема лекарств, в суицидальных целях. При накладывании повязок, компрессов также необходимо следить, чтобы больной не собирал

бинтов и марли, так как их тоже можно использовать для самоубийства. Если

нет специальных противопоказаний, то больных регулярно, не реже одного раза в день, выводят на прогулку под руководством и наблюдением персонала. Список больных для прогулки визирует врач. Медсестра обязана

знать число больных, выводимых на прогулку. Во время прогулки особое внимание уделяется больным со склонностью к побегу и суициду. Те же правила соблюдаются при сопровождении больных в лечебно-трудовые мастерские, на наружные работы, в клуб и другие помещения. Неотъемлемой частью сестринского процесса, является профилактика возникновения психозов у пациентов, мероприятия по организации четкого режима, а также труда и отдыха пациентов, важная задача медицинской сестры.

3. Сестринское обследование пациента

Острые расстройства психики выявляют, прежде всего, во время беседы с пациентом, в ходе которой определяют тактику ведения больного.

Основные задачи такой беседы:

* установление первоначального контакта;

* налаживание доверительных отношений между медработником и

пациентом;

* определение диагноза на синдромальном уровне;

* разработка плана оказания медицинской помощи и дальнейшей

Правильная психотерапевтическая тактика, проводимая медсестрой в отношении больного с острым психозом, иногда может заменить медикаментозную помощь или, во всяком случае, явиться крайне важным к ней дополнением. Есть несколько условий, которых следует придерживаться:

* при беседе с напряженным бредовым больным не делать при нем какие-либо записи, не отвлекаться на других больных, ни в коем случае не показывать больному свой страх перед ним;

* вести себя доброжелательно по отношению к больному, не допуская ни грубости, ни фамильярности, которые могут вызвать реакцию раздражения; лучше обращаться к нему на "Вы" и соблюдать "дистанцию", не обижающую больного;

* не начинать разговор с расспросов о болезни, лучше задать несколько формальных или "успокаивающих" вопросов, поговорить "о том, о сем";

* продемонстрировать пациенту свое желание и готовность помочь ему; не спорить и не разубеждать его; не следует, однако, безоглядно соглашаться со всеми его высказываниями и тем более подсказывать возможные ответы на вопросы, носящие бредовой характер;

* не обсуждать с другими в присутствии больного его состояние;

* ни на одну минуту не терять "психиатрической бдительности", т. к. поведение больного в любой момент может резко измениться около него не должно быть предметов, пригодных для нападения или самоповреждения; не следует позволять ему подходить к окну и т. Д

Заключение

Медсестры - основные кураторы пациен???. Они осуществляют основной уход, сопровождают пациен??? на прогулки, манипуляции, обучают пациен??? навыкам самообслуживания, т.е. проводят свое рабочее время с пациентом с целью выявления его проблем, контроля за динамикой его психического состоянии, оказывают больным помощь в адаптации к условиям жизни. То есть функции медсестры не ограничиваются выполнением сестринских манипуляций, а включают в себя элементы медицинской, социальной, психолого-педагогической работы. Сестринский процесс несёт новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от неё не только наличия хорошей техники подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с ним как с личностью, а не как с нозологической единицей. Постоянный контакт с пациентом делает медсестру психиатрического профиля основным звеном между больным и внешним миром. Задача медсестры состоит в выяснении его беспокойств и помощи в устранении его недуга. Таким образом, при работе с психическими больными важна постоянная бдительность, выдержка, терпение, находчивость, чуткое, ласковое отношение и строго индивидуальный подход к больным со стороны медицинской сестры. пациент нозологический сестринский психиатрия

Список литература

1. Голенков А.В., Аверин А.В. Сестринский процесс в психиатрии: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. 200 с.

2. Голенков А.В., Козлов А.Б., Аверин А.В. и др. // Медицинская сестра. 2003. № 1. С. 6-9.

3. Голенков А.В., Козлов А.Б., Ронжина Л.Г. и др. Сестринская карта стационарного больного с психическими расстройствами: Метод. указания. Чебоксары, 2002. 44 с.

4. Козлов А.Б., Голенков А.В., Аверин А.В. и др. Современная технология сестринского ухода и его стандарты в психиатрической клинике: Метод. указания. Чебоксары, 2002. 52 с.

5. Психические расстройства: Учеб. пособие. /Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 72 с.

6. Сестринский процесс: Учеб. пособие. /Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 80 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Амбулаторно-поликлиническая служба, ее структура и основные блоки, функциональные особенности и предоставляемые услуги. Специфика работы медсестры в поликлинике и основные факторы, на нее влияющие. Должностная инструкция участковой медицинской сестры.

    презентация , добавлен 12.12.2013

    Этиология, клиника и диагностика перфоративной язвы желудка. Лечение, осложнения, профилактика. Роль медицинской сестры при уходе за пациентом в послеоперационном периоде (профилактика послеоперационных осложнений). Рекомендации по уходу за пациентом.

    дипломная работа , добавлен 25.04.2016

    Медсестра как лицо медучреждения, находящееся в контакте с пациентами. Структура и особенности внешнего вида современной медицинской сестры, ее составляющие: одежда, обувь, прическа, умеренность в косметике и парфюмерии, гигиенические требования.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Изучение принципов организации медицинской помощи новорождённым. Определение функциональных обязанностей медперсонала в отношении поддержки грудного вскармливания детей. Причины перехода и роль медицинской сестры в процессе искусственного вскармливания.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2015

    Функции и значение медицинской сестры в современной медицинской системе, основные требования, предъявляемые к ее личностным и профессиональным качествам. Критерии качества сестринской помощи. Штаты дневного стационара, анализ и оценка его назначения.

    презентация , добавлен 14.05.2014

    Работа медицинской сестры кабинета предрейсового осмотра. Краткая характеристика процедурного кабинета. Работа медицинской сестры при проведении физической подготовки военнослужащих и спортивно-массовых мероприятий. Использование дезинфицирующих средств.

    отчет по практике , добавлен 26.06.2017

    Обязанности и права медицинской сестры операционной согласно должностной инструкции. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинской сестры хирургического профиля. Общие правила поведения медсестры в процессе проведения операции.

    презентация , добавлен 01.04.2015

    Должностная инструкция, определяющая обязанности, права и ответственность операционной медицинской сестры. Участие медсестры в подготовке к проведению операции. Особенности санэпидрежима. Сестринская деятельность по обучению и консультированию пациентов.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    История сестринского дела. Информация о госпитале. Работа в отделении терапии. Должностные обязанности палатной медицинской сестры. Уход за больным с первым режимом. Постановка внутримышечных инъекций. Дезинфекция и методы дезинфекции. Стерилизация.

    аттестационная работа , добавлен 19.10.2008

    Этиология, клиника, классификация, гнойно-воспалительных заболеваний органов брюшной полости, принципы и подходы к их диагностике. Организация работы хирургического отделения. Предоперационная подготовка при гнойном перитоните, роль медицинской сестры.

Что представляет собой структура психиатрического стационара?
Обычное отделение психиатрической больницы состоит из двух половин: беспокойной и спокойной, или санаторной. На беспокойной половине находятся больные в остром состоянии с психомоторным возбуждением или ступором, неправильным поведением, с галлюцинациями и бредом. В этом состоянии больные представляют опасность для себя и окружающих и в силу этого нуждаются в круглосуточном надзоре. Некоторых из них помещают в наблюдательную палату, где имеется постоянный пост, состоящий из санитара (санитарки) и медицинской сестры. На спокойную (санаторную) половину больных переводят в период выздоровления, когда они уже способны себя обслуживать и не представляют опасности для себя и окружающих.
Двери психиатрического отделения постоянно закрыты на специальный замок, ключи от которого имеются только у врачей и медицинского персонала. На окнах - решетки, сетки или небьющиеся стекла. Окна открываются только при наличии решетки, а форточки должны быть расположены за пределами досягаемости больных.

Каковы основные требования к среднему медицинскому персоналу?
Следует избегать яркой косметики и украшений, в особенности бус и серег. Медицинская сестра в отделении носит халат и шапочку или косынку. В отделении одновременно находятся несколько сестер, которые выполняют разные функции. Существуют общие правила, которые обязательны для всего медицинского персонала независимо от выполняемых ими обязанностей. Прежде всего, необходимо терпеливое, доброжелательное и внимательное отношение к больным даже в тех случаях, когда они проявляют агрессивные тенденции. Вместе с тем медицинская сестра должна быть бдительна и постоянно помнить о том, что поступки психически больных бывают неожиданны и вследствие этого иногда приводят к трагическим последствиям. Необходимо следить за тем, чтобы все двери оставались закрытыми, а ключи не попадали в руки больных и их родственников. Больные часто пытаются открывать двери с помощью черенков ложек, щепок, проволоки. Поэтому медицинская сестра периодически проверяет содержимое карманов больных, их прикроватных тумбочек, постелей. Кроме того, все двери отделения должны находиться в поле зрения персонала.
Медицинская сестра должна следить за тем, чтобы в отделении не оставались без присмотра ножницы, лезвия и другие режущие и колющие предметы.

Как распределяются обязанности медицинских сестер психиатрического стационара?
Обязанности сестер в отделении распределяются следующим образом: процедурная, инсулиновая (см. "Инсулинотерапия"), аминазиновая и постовая сестры.
В обязанности процедурной сестры входит выполнение терапевтических назначений, получение и хранение лекарств, вызов консультантов.
Инсулиновая сестра проводит инсулинотепию - один из методов лечения шизофрении.

Что входит в обязанности аминозиновой сестры стационара?
Аминазиновая сестра раздает психотропные средства. Раздача производится в специальной комнате, оборудованной вытяжным шкафом, в котором хранятся уже открытые коробки с лекарствами, там же подготавливаются лекарства для раздачи больным, наполняются шприцы для инъекций. Перед раздачей лекарств, в особенности перед наполнением шприцев, сестра надевает резиновый фартук, поверх него еще один халат и марлевую маску. После окончания раздачи верхний халат, фартук и маску сестра снимает и хранит в специальном шкафу. Шприцы и посуду моют в резиновых перчатках. По окончании работы аминазиновый кабинет тщательно проветривают. Желательно раздачу лекарств и инъекций психотропных средств производить только в пределах специальной аминазиновой комнаты. Больные не должны заходить в нее в отсутствие сестры. Не следует отворачиваться от лотка с лекарствами при их раздаче или разрешать больным самостоятельно брать себе таблетки. Необходимо проверить, проглотил ли больной лекарство. Для этого следует попросить его открыть рот и приподнять язык или шпателем проверить полость рта. Накопленные больным лекарства могут быть использованы с целью самоубийства. Сестра должна следить за тем, чтобы больные не собирали марлю и бинты в тех случаях, когда им накладывают компрессы и повязки. Перевязочный материал также может использоваться для суицидальных попыток.

Что входит в обязанности постовой сестры стационара?
В обязанности постовой сестры входит круглосуточное наблюдение и уход за больными. Она следит за выполнением распорядка дня, длительностью ночного сна и послеобеденного отдыха, лечебного труда, приема пищи, санитарно-гигиеническими мероприятиями.

Как осуществляется уход и наблюдение за больными в психиатрическом стационаре?
Раз в неделю больные принимают ванну и меняют постельное белье. Особое внимание уделяется ослабленным больным, а также больным с суицидальными тенденциями. Ежедневно под наблюдением персонала больных выводят на прогулку в сад, огороженный забором с хорошо запирающейся калиткой, около которой остается пост. Медицинская сестра обязана знать число больных, выводимых на прогулку, и уделять особое внимание тем, кто склонен к побегу и имеет суицидальные мысли. Ежедневно родственники передают больным передачи и в установленные дни и часы приходят на свидания. Медицинская сестра проверяет все, что передается больным. Она не имеет права, минуя врача, передавать записки, разрешать свидания и телефонные разговоры. В передачах и на свиданиях больным не должны передаваться режущие и колющие предметы, продукты в стеклянных банках, возбуждающие напитки, спички, сигареты.

Все продукты сестра хранит в специальном шкафу и выдает больным по мере необходимости. Свои наблюдения за больными сестра заносит в постовой журнал, который передается по смене. В журнале отражаются изменения состояния больных, особенности их поведения и высказываний. В детских и старческих отделениях работа медицинского персонала имеет особенности, Связанные с возрастом больных. В этих случаях основное значение приобретают уход и кормление больного.

Аттестационная работа

I. Сведения о профессиональном образовании и всех формах после дипломной подготовки

II. Общая характеристика учреждения здравоохранения

1 Организация рабочего места

2 Обязанности старшей медицинской сестры

3 Обязанности медицинской сестры

4 Личный опыт внедрения элементов современных технологий практической деятельности

III. Создание благоприятного психологического климата

IV. Участие в выполнении региональной программы модернизации здравоохранения

V. Работа с вновь поступившими молодыми специалистами

VII. Сведения о самообразовании

VIII. Организационная и экспертная деятельность, участие в выполнении профессиональной деятельности

IX. Свидетельства общественного признания

X. Выполнение профессиональной деятельности с позиции основных нормативно-правовых документов

  1. Сведения о профессиональном образовании и всех формах после дипломной подготовки

Я, Фио, _______ года рождения, в ______г. Окончила ________________ медицинское училище, _________отделение.

Свою трудовую деятельность начала в _______________ (где кем).

С 19___ по 19___г. работала медицинской сестрой в

Перечислить все места работ

С 19_____ и по настоящее время работаю в (место работы), (должность) этого же отделения.

Имею специализации: (список специализаций, если есть)

В 19___г. прошла курс специализации «Сестринское дело в психиатрии», а в 19______ проучилась на курсах усовершенствования по этой же специальности при (наименование медицинского училища).

В 20____ г. прошла курс специализации «Организация сестринского дела» в МУ СПО ГМК и была присвоена высшая категория.

В 20____г. проучилась на курсах усовершенствования «Сестринское дело в психиатрии» в МУ СПО ГМК - подтвердила высшую категорию.

В 20____г. повторно прошла курс специализации «Сестринское дело в психиатрии» - подтвердила высшую категорию.

Общий стаж работы ___лет. В психиатрии - ___года

II. Общая характеристика учреждения здравоохранения

Название учреждения находится на территории …. района, г..... Располагается в …..

Все подразделения имеют единый управленческий аппарат, в состав которого входят следующие отделы и подразделения:

администрация, бухгалтерия и плановый отдел

отдел статистики

диспансерное отделение, где проводится прием и лечение амбулаторных пациентов, диспансерное наблюдение, контроль больных на дому,

оказывается социальная помощь пациентам.

отделение пограничных неврозов

дневной и ночной стационар

наркологическое отделение

два мужских отделения, два женских отделения

приемное отделение, где проводится прием и «сортировка»

больных поступающих в стационарные отделения

рентгенологический кабинет

отделение лабораторной диагностики

прачечная

пищеблок, хозяйственная служба

Кроме того, имеются:

стоматологический кабинет

кабинеты ЭКГ; ЭЭГ; физиокабинет

кабинет окулиста

психотерапевтический кабинет

другие вспомогательные службы.

2.1 Организация рабочего места

Острое психиатрическое (мужское, женское) отделение №ХХ развернуто на ХХ коек. Обслуживаются (мужчины, женщины) и подростки с 15-возраста... и... районов г.... . с населением...тысяч человек

Отделение разделено на... поста.

На первом посту находятся: ... палаты (на... человек), сестринская, ванная комната, кабинет старшей медицинской сестры, санузел, бокс.

На 2 посту - ... палат (на... человек), кабинет психолога, кабинет сестры хозяйки, санузел, ванная комната, подсобное отделение для уборочного инвентаря.

Также в отделении есть холл, ординаторская, кабинет заведующего отделением, процедурный кабинет, столовая, сан. комната для сотрудников.

В отделении оказываются следующие виды помощи:

  • неотложная психиатрическая помощь и лечение больных с острыми психическими состояниями и состояниями декомпенсации;
  • плановая психиатрическая помощь, госпитализация по социальным показаниям;
  • военная экспертиза для решения вопросов годности к военной службе лиц призывного возраста;
  • трудовая экспертиза для решения вопросов трудоспособности;
  • принудительное лечение,
  • лечение больных наркологического профиля;
  • консультации врачей соматических специальностей и терапия сопутствующих заболеваний;
  • социально-реабилитационные мероприятия.

Показатели укомплектованности средним медицинским персоналом

Таблица 1 Средний медицинский персонал

Отчетный периодПодразделениеКол-во штатных должностейКол-во занятых должностейЧисло физических лицУкомплектованность штатных должностей физическими лицами (%)Укомплектованность штатных должностей занятыми должностями (%)Коэффициент совместительства201120122013

По данным таблицы видно, что за 2013 год в отделение на работу было принято... медицинские сестры. Уволилась по собственному желанию... медицинская сестра. Все медицинские сестры имеют высшую квалификационную категорию. Низкая укомплектованность средним медицинским персоналом из-за низкой заработной платы и сложности работы в остром отделении.

Таблица 2 Основные показатели работы отделения за период 2011 - 2013 гг.

№ п/пПоказатель2011201220131Среднемесячное количество коек2Процент выполнения плана по койко-дням3Оборот койки фактический4Средняя длительность пребывания выбывшего больного5Поступило больных6Выбыло больных7Из них выписано8Умерло9% повторного поступления за год10% первично поступивших за год

По данным показателям видно, что в 2013 году заполняемость отделения увеличилась и план по койко-дням перевыполнен. Основным контингентом больных, поступающих в отделение, являются повторные больные. Повторная госпитализация обусловлена:

произвольной отменой больными поддерживающей терапии;

отсутствием контроля за приемом лекарств со стороны родственников;

наличием у больного выраженного психопатоподобного дефекта;

наличием неблагоприятных бытовых условий, различных стрессовых ситуаций.

В отделении до 15% коечного фонда блокированы больными с длительным пребыванием: больными с неблагоприятным течением болезни, что не позволяет больному удерживаться дома; присутствием социально неустроенных больных, утративших жилье, потерявших опекуна, прописку и ожидающих перевода в учреждения социальной защиты.

Используемые методы лечения

В 2013 году активно использовались:

атипичные нейролептики и современные антидепрессанты за счет их доступности;

уровень расхода традиционных нейролептиков, антидепрессантов, нормотимиков остался практически прежним, что говорит об актуальности этих препаратов при оказании неотложной психиатрической помощи;

большинство «первичных» пациентов получили лечение «современными лекарствами»;

наличие «атипиков» и СИОЗов в отделении позволило более эффективно лечить больных, не переносящих типичные нейролептики и антидепрессанты.

Так же активно использовались ингибиторы холинэстеразы; акатинол-мемантин- у пациентов с органическим поражением ЦНС, мнестическими расстройствами, депрессивной симптоматикой. Помимо «традиционной» психофармакотерапии использовались такие методы лечения, как:

-метод отмены - 12 человек

-метод «зигзагов» - 4 человека

-«лаковая кровь» - 21 человек

-психотерапия и психокоррекция - 15 человек.

  • методы изменения реактивности организма - 37 человек

В отделении постоянно ведется работа:

  • контроль сильнодействующих препаратов (не реже 1 раза в месяц);
  • организация питания и содержания больных;
  • обслуживание медицинской техники.
  • Для этого регулярно проводятся хозяйственные обходы с зав. отделением, старшей медицинской сестрой (не реже 1 раза в неделю). Ведутся журналы сильнодействующих препаратов, ежедневно проверяется пища из пищеблока.
  • Не реже 1 раза в месяц в отделении старшей медицинской сестрой проводятся тех. учебы на темы:
  • - ухода и надзора за больными;
  • - санэпид режим, клиника и тактика при ИСМП, туберкулез, пневмония, ОКИ, ВИЧ-инфекция, особо опасных инфекций. Внепланово обсуждаются темы при возникновении аварийных ситуаций, карантинах, нарушениях санэпидрежима, надзора за больными, возникновении конфликтных ситуаций с пациентами и их родственниками. В отделении ведется журнал тех. учебы.
  • За 2013 год карантинов в отделении по ОКИ не было, был один случай пневмонии у вновь поступившего больного.
  • В отделении активно работает процедурный кабинет, где проводятся в/м, в/в, п/к инъекции, капельные вливания, вакцинация, забор крови на анализы.
  • За 201 г. сделано 1935 инъекций, из них:
  • в/м инъекций - 1274;
  • в/в инъекций - 340;
  • в/в капельно - 321.

Объем работы увеличился в сравнении с 2011 - 2012 гг.

За год обследовано: на ВИЧ - 117 чел. (5 результатов «+»); на HbsAg +C - 276 чел. (12 результатов «+»); на RW - 17 чел. (1 результат «+»).

Утвержденная медицинская документация:

  • Журнал приема пациентов;
  • Журнал наблюдения за больными;
  • Журнал мер физического стеснения;
  • Журнал домашних отпусков;
  • Журнал учета предметно-количественных препаратов;
  • Журнал ЧП;
  • Тетрадь получения медикаментов, медицинского инструментария, перевязочного материала;
  • Лечебная карта, температурный лист, сетка надзора, лист соматического наблюдения, ведомость припадков;
  • Журнал учета инфекционных заболеваний (ф.060/у);
  • Журнал учета осмотра и выявления регистрации педикулеза у пациентов в отделении;
  • Журнал учета аварийных ситуаций при проведении медицинских манипуляций;
  • Журнал учета регистрации и контроля эксплуатации ультрафиолетовой бактерицидной установки.

2 Обязанности старшей медицинской сестры

Основой работы старшей медсестры является организация труда среднего и младшего медперсонала, контроль выполнения медперсоналом своих обязанностей: качество санитарной обработки больных, соблюдение персоналом и больными установленного режима для отделения, правил внутреннего трудового распорядка, прием лекарственных препаратов больными, проведение лечебных мероприятий.

Обеспечиваю правильность расстановки кадров среднего и младшего персонала с последующим утверждением заведующим отделением, провожу своевременное замещение медсестер и санитарок, не вышедших на работу. Составляю график работы и табель учета рабочего времени, согласованные с зав. отделением. Составляю график отпусков персонала на год. Подаю в отдел кадров заявку на учебу сотрудников, помогаю оформлять документы. Составляю списки на профосмотр сотрудников и контролирую выполнение.

Организую необходимый надзор за пациентами и контролирую выполнение его медперсоналом. Контролирую и регулярно проверяю выполнение назначений врача процедурной медсестрой и медсестрами палатными. Присутствую и помогаю при проведении сложных манипуляций (кормление через зонд, забор спиномозговой жидкости и др.), в проведении мед. процедур ослабленным и возбужденным больным. Контролирую качество сан. обработки всех вновь поступающих больных и больных отделения (согласно графика купания).

Контролирую перевод больных в другие стационары (подготовка одежды, документации), обеспечиваю сопровождающим лицом и транспортом, организую индивидуальные посты в других стационарах (при возбужденных и ослабленных больных).

Обеспечиваю и контролирую соблюдение правил санитарно-эпидемиологического режима персоналом, соблюдение правил асептики и антисептики, особенно в процедурном кабинете. Слежу за правильным хранением и использованием дез. средств.

Контролирую выполнение принципов лечебно-охранительного режима отделения.

Выписываю порционные листки. Контролирую получение, доставку, и раздачу пищи. Участвую в кормлении ослабленных больных и больных с отказом от пищи. Осуществляю контроль за продуктовыми передачами больных и их хранением. Присутствую во время свидания больных с родственниками.

Являюсь материально ответственным лицом. Выписываю требования на медикаменты, мед. инструментарий, предметы ухода за больными, получаю их, распределяю и контролирую использование и правильное хранение. Обеспечиваю сохранность имущества и мед. инвентаря в отделении и его своевременный ремонт. Обеспечиваю врачей и медсестер необходимыми бланками и документацией.

Составляю сводки о движении больных для статистического кабинета, контролирую своевременную сдачу историй болезни выписанных больных и своевременное получение из архива документов повторно поступивших больных.

Принимаю от дежурной медсестры приемного покоя ценности и документы поступивших больных, веду их учет, обеспечиваю сохранность оформляю их выдачу при выписке.

Веду документацию и отвечаю за правильное ведение документации медсестрами. Сдаю ежемесячные и годовые отчеты.

Провожу тех. учебы с вновь поступившими сотрудниками: первичные и на рабочем месте (через 5-7 смен работы) и со всеми сотрудниками отделения два раза в год (санэпид режим, должностные обязанности, охранительный режим, техника безопасности, мед. отходы).

Под руководством зав. отделением разрабатываю план повышения профессиональных знаний среднего и младшего мед. персонала в отделении на год. В проведении занятий в отделении участвуют врачи, старшая медсестра и медсестры отделения.

Постоянно повышаю свою профессиональную квалификацию. Участвую в работе Совета медицинских сестер больницы и научно - практических конференциях для медсестер.

Являюсь куратором пищеблока: проверяю санитарное состояние, качество продуктов, закладку и качество готовых блюд.

Участвую в работе мультидисциплинарной бригады: восстановление утраченных документов больных; оформление документов для перевода больных, утративших жилье и опекуна, в учреждения социальной защиты; приобретение продуктов, предметов гигиены, необходимой одежды больным не имеющим родственников; привитие больным навыков личной гигиены и ухода за собой.

3 Обязанности медицинской сестры

Основной обязанностью палатной медсестры является гуманное отношение к больным, я должна сделать все от меня зависящее, чтобы у больного и родственников не возникло страха перед психиатрической больницей. Заступая на дежурство, принимаю по счету больных. Принимаю отчет предыдущей дежурной смены по вновь поступившим больным. Проверяю санитарное состояние всего отделения, знакомлю младший медицинский персонал с больными, требующими особого внимания, указываю на агрессивных, склонных к побегу и суициду больных. Слежу, чтобы санитарки не покидали своего поста. Принимаю учетные, сильнодействующие и дорогостоящие лекарственные препараты. Расписываюсь за количественный прием в специальных журналах, расписываюсь в журнале сдачи медицинского инструментария. После приема смены и после окончания планерки начинаю готовить больных к завтраку. Контролирую, чтобы все больные вовремя встали, умылись, привели в порядок свою постель. Помогаю санитарке- буфетчице накрыть столы к приему пищи. Во время приема пищи слежу, чтобы все больные поели. При отказе от еды стараюсь уговорить больного, сама кормлю ослабленных больных. После приема пищи контролирую количество сданных ложек, которые могут быть использованы пациентами при суицидальном поведении и побеге.

После кормления начинаю раздачу лекарственных препаратов, проверяем, чтобы двери в ванную и туалетную комнаты были закрыты. При раздаче лекарств рядом обязательно находится санитарка для того, чтобы прием таблеток осуществлялся под строгим контролем. После приема лекарственных препаратов осуществляется постановка инъекций. В будние дни процедуры проводит процедурная сестра, а в выходные и вечернее время- палатная медицинская сестра. В течение смены согласно записям в журнале консультаций врачей-специалистов отправляю больных в сопровождении младшего персонала на вышеуказанные консультации. Обязательно присутствует при обходе больных врачами. Во время обхода надо позаботиться, чтобы все больные находились около своей кровати, туалет на это время закрывается. После обхода осуществляю по указанию врача перевод больных из одной палаты в другую или на другой пост. Отправляю больных в домашний отпуск, набираю им лекарственные препараты и расписываю прием. Получаю ценности у старшей медицинской сестры под роспись и отдаю больному, после того как он распишется в истории болезни за свои ценности. Всех ушедших в домашний отпуск регистрирую в журнале, где указывается Ф.И.О. больного, домашний адрес и длительность домашнего отпуска. При выписке больного мероприятия те же.

По назначению врача делаю очистительные клизмы, вывожу мочу катетером, делаю компрессы, обрабатываю раны, делаю различные перевязки, закапываю капли в глаза и уши, измеряю АД и температуру тела.

Совместно с младшим медицинским персоналом осуществляю мытье больных 1 раз в неделю и по необходимости, стрижку ногтей один раз в неделю. Осматриваю на педикулез при поступлении и один раз в неделю. Все мероприятия проходят под строгим надзором. Ежедневно родственники передают больным передачи и в установленное режимом время приходят на свидания. Проверяю все, что приносят родственники, слежу за сроком реализации, сроком годности и тарой. Осуществляю надзор за больными в течение всего дежурства: слежу, чтобы больные не закрывались одеялом с головой во время сна, провожаю больных в туалет и не оставляю их одних. В конце каждой смены описываю больных изменившихся в поведении. Я всегда должна быть готова к оказанию неотложной помощи или при попытке к суициду, агрессии. Необходимо немедленно сообщить об этом врачу, не поддаваться панике и соблюдать спокойствие.

Предотвратить всевозможные ЧП в психиатрическом стационаре помогает осуществление надзора. С его помощью решаются следующие задачи:

уточняется состояние, в котором находится пациент, его динамика;

предупреждаются возможные опасные действия.

В больнице осуществляется 5 видов строгого надзора:

  1. Депрессивно-суицидальный;
  2. Агрессивно - импульсивный;
  3. По эпиприпадкам;
  4. По побегу;
  5. Соматический.
  6. Депрессивно-суицидальный надзор назначается пациентам, находящимся в депрессивном состоянии в сочетании с тревогой, бредовыми расстройствами, слуховыми галлюцинациями (обвиняющими, императивными) в связи с наличием идей виновности, греховности. У таких больных возникает опасность осуществления ими суицидальных попыток.

Наблюдение за поведением таких больных требует особенно пристального внимания. Сотрудник отделения сопровождает больного при каждом выходе из палаты, контролирует прием пищи, лекарственных препаратов, наличие посторонних предметов.

  1. Агрессивно- импульсивный надзор назначается пациентам склонным к импульсивным действиям, находящимся в состоянии аффекта, тревоги, страха, психомоторном возбуждении либо ступора. Больным в делириозном или сумеречном расстройстве сознания, с дисфорическими расстройствами настроения, с галлюцинаторными расстройствами, особенно императивного содержания, бредовыми идеями, расторможенными.
  2. Надзор за больными, страдающими припадками, назначается пациентам, страдающим различными вариантами эпиприпадков с целью наблюдения, уточнения характера и частоты припадков, правильной оценки состояния, подборки адекватного лечения. Должны знать клинические варианты эпиприпадков, чтобы своевременно заметить их наступление, сообщить лечащему врачу, описать в дневнике наблюдений, оказать помощь.
  3. Надзор по побегу - это больные с депрессивными расстройствами, стремящиеся к побегу для реализации своих болезненных идей; лица, находящиеся на принудительном лечении и другие.
  4. Соматический надзор - это больные страдающие психическими расстройствами в сочетании с соматическими заболеваниями: ослабленные депрессивные больные с отказом от еды, с потерей веса, с расстройствами приема пищи, больные у которых на фоне лечения нейролептиками развились побочные явления, пациенты с фебрильной шизофренией, кататонией, с состояниями расстроенного сознания и т.п. Таким больным по назначению врача заводится соматический лист, в котором ежедневно ведется контроль за АД, пульсом, температурой тела, состоянием кожных покров, суточным диурезом, стулом.

Общее наблюдение также имеет существенные отличия. Наличие расстройств психики, требует более пристального внимания к поведению больных, соблюдение мер предосторожности, обеспечивающих их безопасность. В ночное время медицинская сестра должна проявлять особую бдительность. Выполнение назначений врача, ухода за тяжелобольными, проведение многих, иногда довольно сложных манипуляций - все это является прямой обязанностью среднего медицинского персонала. При общении с больными и выполнением манипуляций, зачастую неприятных и болезненных, медицинская сестра должна отвлечь пациента от тяжелых мыслей, внушить ему веру в выздоровление. Медицинская сестра обязана всегда быть выдержанной и приветливой. Способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Поведение медицинской сестры должно внушать уважение к ней и создавать у больных уверенность, что она все знает и умеет, что ей можно смело доверять свое здоровье и жизнь. Большое значение имеет внешний облик медицинской сестры: аккуратная, подтянутая, вызывает доверие больного. В ее присутствии он чувствует себя спокойнее и увереннее. Обязательным качеством медицинской сестры должно быть стремление к постоянному повышению своей квалификации, углублению знаний, приобретению новых навыков.

4 Личный опыт внедрения элементов современных технологий практической деятельности

Как палатная медицинская сестра, имею высшую категорию. Имею хорошую теоретическую и практическую подготовку в специальностях палатной медицинской сестры, процедурной медицинской сестры. Владею диагностическими и лечебными манипуляциями:

  • Забор различных анализов;
  • Проведение различных вливаний (п/к, в/к,в/м, в/в, в/в капельных вливаний);
  • Оказанием неотложной помощи.

В ночное время и в выходные дни работу процедурной медицинской сестры выполняю самостоятельно. В процедурном кабинете используется:

  • Одноразовый инструментарий;
  • Бумажные полотенца для рук;
  • Краны локтевые;
  • Дозаторы локтевые;
  • Дезар рециркулятор;
  • Вакутейнеры (для забора крови);
  • Иглотекс (для использованных игл);
  • Желтые пакеты (для сбора использованных медицинских отходов);
  • Контейнеры.

В отделении также используются дезинфицирующие средства нового поколения (ЮниДез, Деналь).

В больнице имеется комната для хранения медицинских отходов.

III. Создание благоприятного психологического климата

Наилучшая помощь психически больным оказывается тогда, когда их состояние воспринимается остальными только как болезнь. Это помогает больным сохранять самосознание, необходимое для их исцеления. Ухаживающий персонал не должен воспринимать личность пациента, с ее потребностями, желаниями и страхами только с точки зрения диагноза заболевания. Целостный уход охватывает личность, болезнь, профессию, семью, взаимоотношения и прочее. Психически больной человек - это не только объект для ухода. Активно задействовать пациента в решении его проблем со здоровьем - главная задача ухаживающего персонала. В этом смысле уход за больным означает не только выполнение необходимых медицинских манипуляций, он означает намного больше: сопровождение, объяснение, побуждение к действиям и внимание к проблемам больного. Процесс ухода осуществляется поэтапно следующим образом: сбор информации, выявление проблем и ресурсов, определение целей ухода, планирование ухода, осуществление ухода и оценка результатов. Оценка эффективности ухода основывается на результатах повторного сбора информации о состоянии пациента и дает возможность контроля и внесения необходимых поправок в процесс ухода. Качественный уход возможен в случае партнерского взаимодействия между пациентом и ухаживающим персоналом. Такого взаимодействия можно достичь лишь путем установления отношений доверия между пациентом и ухаживающим персоналом. Поэтому медицинская сестра должна владеть коммуникативными навыками, знанием медицинской психологии и определенными личностными качествами: уважением отдельного индивидуума, способностью к эмпатии, выдержкой и другими.

Необходимый для лечения базис доверия возникает у пациента при наличии трех предпосылок, когда медицинская сестра:

Проявляет себя как настоящая личность;

Принимает пациента таким, какой он есть, без оценок;

Проявляет к пациенту интерес и пытается его понять.

Могут возникать проблемы, если пациент доверяет медсестре важную информацию, о которой он больше никому не говорил. В этом случае медсестра должна дать понять пациенту, что подобные исключительные отношения не допускаются. Необходимо побудить пациента самостоятельно сообщить содержание разговора лечащему врачу или спросить разрешения передать информацию специалисту.

У пациентов психиатрического профиля часто бывают состояния, когда общение с ними невозможно. В этих случаях допустимо насильственное удержание пациента, «фармакологическое связывание» путем введения нейролептиков или фиксация связыванием. После каждого случая насильственного решения проблемы ухаживающему персоналу необходимо обсудить происшедшее с пациентом, попытаться выяснить возможные причины агрессивного поведения.

Неоценимую помощь в создании благоприятного психологического климата оказывают социальные работники больницы и психологи: пациенты отделения регулярно посещают кинопросмотры, группу «мелкой моторики», участвуют в подготовке и проведении праздников и других мероприятий. В отделении работает трудинструктор, ежедневно проводится утренняя зарядка.

Психологом отделения ведется индивидуальная психокоррекционная работа с пациентами и их родственниками, что значительно снижает нагрузку и помогает врачам и медицинским сестрам отделения.

IV. Участие в выполнении региональной программы модернизации здравоохранения

В нашей больнице проводится большая работа для улучшения качества обслуживания пациентов. Сделан капитальный ремонт наркологического отделения, отделения № 1, лаборатории больницы, постоянно ведется плановый ремонт во всех отделениях. Закуплены новые функциональные кровати для всей больницы, кардиограф, установлено новое оборудование в лаборатории. Все палаты и туалетные комнаты оборудованы настенными кварцевыми лампами.

Для сотрудников приобретается новая мебель. Кабинеты заведующих отделениями, ординаторские и кабинеты старших медсестер компьютеризированы.

В процедурных кабинетах установлены рециркуляторы воздуха, контейнеры для сбора медицинских отходов, используются специальные мешки для утилизации отходов (гр Б, гр В), иглотексы, в больнице оборудована комната для хранения медицинских отходов. Сотрудники работают одноразовым инструментарием, пользуются одноразовыми полотенцами и салфетками. Для забора крови используются вакутейнеры, при постановке инъекций-специальные проспиртованные стерильные салфетки.

V. Работа с вновь поступившими молодыми специалистами

При поступлении на работу молодых медицинских сестер лично обучаю работе постовой медицинской сестры, а именно, как правильно обращаться с медицинским инструментарием, соблюдать санитарно-эпидемиологический режим, выполнять четко и своевременно назначения лечащего или дежурного врача.

Всегда помогаю и подсказываю, как правильно выполнить различные манипуляции. Также с первых часов работы объясняю, как общаться с психически-больными пациентами, соблюдать технику безопасности в отделении.

Всегда помогаю своим коллегам по работе, поддерживаю доброжелательную обстановку в коллективе, основанную на доверии, помощи друг к другу, помощи молодым медицинским сестрам.

Руковожу и контролирую работу младшего медицинского персонала, проверяю соблюдение ими правил техники безопасности.

Большое внимание уделяю внешнему виду своему и своих коллег.

палатный медицинский сестра психиатрический

VI. Этические принципы специалиста

При общении с пациентами стараюсь вселить в него уверенность в выздоровлении, создать оптимистическое отношение к будущему. Стремлюсь к постоянному повышению своей квалификации, углублению знаний, приобщению новых навыков посредством чтения специальной литературы, посещение учебных мероприятий, организованных для среднего медицинского персонала.

VII. Сведения о самообразовании

На базе ГБУЗ СОПБ № 3 с периодичностью 2 раза в месяц, проводятся учебные мероприятия для медицинских сестер больницы.

Занятия проводят врачи больницы, главная медицинская сестра, эпидемиолог. На занятиях проводят семинары, читают лекции, рассказывают о нововведениях в нашей работе.

Для углубления своих знаний использую соответствующую профессиональную литературу:

·Журнал «Сестринское дело»;

·Учебное пособие: «Сестринское дело в неврологии и психиатрии с курсом наркологии»;

·Большую медицинскую энциклопедию;

·Неоценимую услугу в приобретении новых знаний оказывает интернет.

Также использую опыт коллег.

Постоянно участвую в общегородских профессиональных конференциях. В... году участвовала в 2-х конференциях на базе …. областного медицинского колледжа, в семинарах «Организация обращения с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях» («Хим.лаб» из г. Санкт-Петербурга) и во Всеросийской научно-практической конференции «Этика и духовно-нравственная культура в медицине». Получила Сертификат после прохождения 2-х недельного семинара по вопросам психосоциальной реабилитации по программе Торна.

VIII. Организационная и экспертная деятельность

Как старшая сестра отделения участвую в работе Совета старших сестер. Являюсь куратором пищеблока. Участвую в работе комиссий по проверке работы отделений и в обсуждении результатов. Участвую в подготовке и проведении внутрибольничных сестринских конференций. В августе 2014 года провела на больничной сестринской конференции презентацию: «Гигиеническая обработка рук. Показания к работе в перчатках.» Как и все старшие медсестры принимаю участие в подготовке различных конкурсов и праздничных мероприятий. Была членом жюри в конкурсе на лучшую медицинскую газету (наше отделение заняло 2 место), в конкурсе на лучшую медсестру больницы (медсестра нашего отделения заняла 1 место).

В отделении, кроме работы с сотрудниками, провожу сан-просвет работу с пациентами и их родственниками. Большое внимание уделяется профилактике наркомании, алкоголизма, курения, туберкулеза, соблюдении личной гигиены, популяризации здорового образа жизни.

IX. Общественное признание профессиональных успехов

Работаю в.....в течении... лет. Из них... лет старшей медицинской сестрой этого же отделения. За годы работы получила большое количество благодарностей и пять «Почетных грамот» от администрации больницы и отделения. Имею благодарности от пациентов и их родственников.

X. Санитарно-эпидемиологические, организационные и другие мероприятия

Основополагающими источниками для соблюдения противоэпидемических мероприятий при различных инфекциях являются приказы МЗ РФ и Минздрава СССР.

В сентябре 2013 года, согласно Приказу МЗ России от 17.06.2013 года № 378н введены новые требования по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.

Ведется строгий учет и соблюдение условий хранения медикаментов общей группы и подлежащих предметно-количественному учету.

Работа в отделении проводится согласно следующим нормативным документам и рекомендациям:

СП 2.1.3.2630-10 - Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность.

Приказ МЗ СО от 16.02.2012г. № 116-п - Профилактика профессионального инфицирования ВИЧ-инфекцией.

СП.3.1.2.1319-03 - Профилактика гриппа, введен 25.06.2003г.

СП.3.1.1.1.1295-03 - Профилактика туберкулеза, введен 25.06.2003г.

С.П.2.1.7.2790-10 - Санитарные эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (от 09.12.2010г.)

С.П.3.1.3212-13 - Профилактика вирусного гепатита

ОСТ 42-21-2-85

СП 3.1.1.3108-13 - Профилактика ОКИ

СП 3.1.2.1108-02 - Профилактика дифтерии.

СП 2.1.3.2630-10 - Профилактика ВИЧ-инфекции.

Отделение работает на основании «Закона Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 01.01. 1993 года.

Существует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения», который вступил в силу 05.08.2012 года.


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Профессор Б.А. Тошматов, Ш.Ш. Магзумова,

Н.С. Булычева, Н.Б. Усманова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Отмечалось снижение частоты повторных госпитализаций.


Метод мультисемейной терапии в комплексном лечении пациентов
Мультисемейная терапия-это психообразовательный метод, суть которого заключается в том, что пациент и его родственники получают информацию и учатся решать проблемы. В результате этого семья чувствует себя более уверенной, становится менее зависимой от психиатрической службы.

Мультисемейная терапия включает в себя два этапа: образовательный и этап решения проблем. На первом этапе пациентам и родственникам дается подробная информация по различным вопросам психического здоровья.

Второй этап включает в себя систематические встречи 2 раза в месяц с членами группы в течение 2-х лет. Целью этих встреч является решение различных жизненных проблем (3 группы).

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Вся психоневрологическая помощь разделяется на внебольничную и стационарную в психиатрических больницах. Внебольничная помощь осуществляется психоневрологическими диспансерами, диспансерными отделениями психиатрических больниц, кабинетами при общесоматических поликлиниках и больницах. В больших городах и в каждом районе имеется психоневрологический диспансер. Район разделяется

на участки, которые обслуживают участковые психиатры этого диспансера. В психоневрологический диспансер больных направляют врачи поликлиник и других учреждений. Основными разделами деятельности психоневрологического диспансера являются следующие:

1. Лечебно-профилактическая работа,

2. Социально-правовая помощь больным,

3. Организация психогигиенической и санитарно-просветительной работы среди населения.

В диспансере больные получают необходимую лечебно-профилактическую помощь как амбулаторно, так и на дому. Существенным отличием работы диспансера от работы обычных поликлиник является то, что каждого человека, обратившегося за помощью в диспансер, при обнаружении у него тех или иных признаков психического заболевания берут на активный учет. В настоящее время выделяют следующие группы динамического наблюдения:

II группа - группа больных амбулаторного купирования обострений и декомпенсаций.

III группа - группа больных, находящихся на профилактическом лечении.

IV группа - группа больных, нуждающихся в неотложных социально-реабилитационных мероприятиях.

V группа - группа больных, нуждающихся в эпизодическом контроле и наблюдении.

Это значит, что в зависимости от группы врач посылает медицинскую сестру к пациенту на дом. Задачей патронажных сестер является оказание социальной помощи больным, их семьям, защита их прав, оказание им помощи в разрешении семейных проблем, решении жилищных вопросов, организация поддерживающей терапии. Медицинская сестра чаще видит больного, получает важные сведения от родных и соседей больного обо всех происходящих переменах в его состоянии. Эти сведения очень важны для оценки состояния больного, они помогают своевременно решить вопросы дальнейшего лечения.

Для полноценного лечения и реабилитации больных при городских психоневрологических диспансерах создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские и дневные стационары.

В задачи лечебно-производственных мастерских входит: применение различных видов труда в целях лечебного воздействия на больного, повышение его психического и физического тонуса и создание благоприятных условий для достижения стойких ремиссий и предупреждения дальнейшей психической и социальной деградации; трудовое обучение с целью освоения больными новой профессии, соответствующей степени их трудоспособности, содействие больным в трудоустройстве по окончании ими курса трудотерапии и овладении новой профессией на предприятии или в учреждении социального обеспечения.

В дневной стационар принимаются больные как в начальных стадиях болезни так и при обострении хронических заболеваний, не представляющих социальную опасность, а также в целях профилактики более глубоких срывов.

Стационарная психиатрическая помощь, как и внебольничная, осуществляется по строго территориальному признаку. Больные в психиатрическую больницу принимаются по направлению участковых психиатров, дежурных психиатров службы скорой помощи, а при отсутствии их по направлению врачей поликлиник. В направлении должны быть указаны состояние больного, анамнестические сведения и предполагаемый диагноз. При наличии явной опасности психически больного для окружающих или для самого себя органы здравоохранения имеют право без согласия родственников в порядке неотложной психиатрической помощи поместить больного в психиатрический стационар. Показателем к неотложной госпитализации является общественная опасность больного, обусловленная следующими особенностями его болезненного состояния: неправильное поведение вследствие острого психотического состояния (психомоторное возбуждение при склонности к агрессивным действиям, галлюцинации, бредовые идеи, синдром психического автоматизма, синдром расстроенного сознания, патологическая импульсивность, дисфория, систематизированные бредовые синдромы, если они определяют общественно опасное поведение больного, ипохондрические бредовые состояния, обуславливающие неправильные агрессивные отношения больного к отдельным лицам, организациям, учреждениям, депрессивные состояния, если они сопровождаются суицидальными тенденциями, маниакальные или гипоманиакальные состояния, обуславливающие нарушение общественного порядка или агрессивные проявления в отношении окружающих, острые психотические срстояния у психопатических личностей, олигофренов и больных с остаточными явлениями органических повреждений головного мозга, сопровождающихся возбуждением, агрессией и иными действиями опасными для самого себя и окружающих.

Экспертиза психически больных Психические расстройства изменяют положение больного в обществе. В ряде случаев он перестает понимать свое состояние, выполнять свои социальные обязанности, не может с должной критикой относиться к окружающим людям, теряет возможность пользоваться гражданскими правами и нести ответственность за совершенные поступки. Возникновение психического заболевание может привести к утрате работоспособности, в наиболее тяжелых случаях больные становятся беспомощными, не могут удовлетворить свои элементарные бытовые потребности.

В связи с происходящими в процессе болезни изменениями возникает ряд социальных, правовых, производственных и других проблем.

Трудовая экспертиза: решение вопросов трудовой экспертизы осуществляется врачебно-консультативными комиссиями (ВКК) и врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК).

Решение о переводе больного на инвалидность принимается лишь при наличии стойкой утраты трудоспособности, когда психические нарушения, несмотря на активное лечение, приобретают затяжной длительный или необратимый характер и препятствует выполнению профессионального труда.

Инвалидами III группы признают лиц, которые частично утратили трудоспособность, нуждаются в уменьшении объема трудовой деятельности с сокращением рабочего дня или переводе на работу с более низкой квалификацией . Полная, стойкая утрата трудоспособности определяется как II группа инвалидности, а если больной нуждается в постоянном уходе или надзоре, то он признается инвалидом I группы.

Судебно-психиатрическая экспертиза: решает вопросы вменяемости или невменяемости психически больных, совершивших правонарушения. В случае признания обследуемого невменяемым к нему применяются меры медицинского характера (принудительное лечение), направленные как на улучшение его психического состояния, так и на защиту общества от возможных повторений его опасных действий. Таким образом, медицинские мероприятия приобретают характер мер социальной защиты.

В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для решения вопроса о дееспособности больных. Недееспособными являются лица, которые вследствие психического заболевания или слабоумия не способны вести свои дела и распоряжаться свои имуществом. Больные признаются недееспособными и над ними устанавливается опека.

Военно-психиатрическая экспертиза решает вопросы годности к военной службе гражданских лиц, призываемых на действительную военную службу и военнослужащих, если в процессе службы появились отклонения в психической деятельности.