Примерами психических состояний могут быть. Психические состояния человека. Понятие психического состояния




Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в [[Профессиональная деятельность/профессиональной деятельности]], являются следующие.

Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.

Состояние напряженной трудовой деятельности , возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к состоянию творческого вдохновения , свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.

Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.

Монотония - состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. - скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.

Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.

Стресс - состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии - равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.

Состояние релаксации - это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации - занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.

Преобладающие ощущения в этом состоянии - расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.

Состояние сна - особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.

Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга - чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования - противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.

То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.

16. Под психическими свойствами личности понимаютсяустойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны . Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности . Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений человека, которые показывают, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и зачем он выполняет то или иное действие (совершает поступок). Это связано с тем, что деятельность человека всегда субъективно определена и выражает все то, что требует от него своего удовлетворения. В них также проявляются и свойственные человеку отношения, сложившиеся в процессе его жизни и рассматриваемые как отношение к обществу в целом и к своему поведению в конкретной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде указанные особенности и как бы фокусирует основной личностный смысл деятельности человека.

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру , включающую потребности, цели и мотивы.

Потребности - нужда человека, как социально-биологического существа, в конкретном духовном или материальном предмете (явлении). Они требуют своего удовлетворения и побуждают личность проявлять для этого активность, выполнять конкретную деятельность. По направленности потребности делятся на материальные (нужда в пище, одежде, жилище и др.) и духовные (нужда в информации, знаниях, общении и др.).

В отличие от потребностей животных, находящихся преимущественно на инстинктивном уровне и ограниченных в основном биологическими (материальными) нуждами, потребности человека формируются в онтогенезе, множатся и изменяются в процессе всей его жизни, что во многом предопределяется общественными отношениями и уровнем общественного производства. Более того, сама внешняя обстановка может актуализировать формирование все новых потребностей на том или ином этапе человеческой жизнедеятельности.

Потребностям, как структурному элементу направленности личности, всегда присущи ряд специфических особенностей. Во-первых, они всегда носят конкретный содержательный характер, связанный или с предметом, которым стремятся обладать люди (жилище, одежда, пища и др.), или с какой-либо деятельностью (игра, учеба, общение и др.). Во-вторых, осознание потребности всегда сопровождается характерным эмоциональным состоянием (например, удовлетворения или неудовлетворения). В-третьих, в потребности всегда присутствует волевой компонент, ориентированный на поиск возможных путей ее удовлетворения.

Материальные и духовные потребности человека оказывают решающее влияние на формирование цели осознанного идеального образа результата деятельности (выполняемого действия), направленной на достижение существующей потребности. В психологии личности это понятие используется при изучении преднамеренных действий, представляющих специфическую черту человеческой деятельности. При этом целеобразование рассматривается в качестве главного механизма формирования любых действий человека.

Психофизиологической основой формирования целей человеческой деятельности является акцептор результатов действия, который П.К.Анохин рассматривал как регулирующую программу физиологической реализации действия посредством предвосхищающих и санкционирующих (дающих информацию о соответствии достигнутого результата требуемому) команд. Их же психологической основой, наряду с потребностями, является предметно-материальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира. В онтогенезе их развитие идет в направлении от образования тех или иных намерений в совместной деятельности с другими людьми к постановке человеком целей перед самим собой.

По времени существования цели бывают оперативными (ближайшее время), перспективными (недели, месяцы), долговременными (годы) и жизненными. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех других целей. Как правило, реализация каждого из перечисленных видов целей во взрослости осуществляется в соответствии с жизненной целью.

Образ предвосхищаемого результата действия, приобретая побудительную силу, становится целью, начинает направлять действие и определять выбор возможных способов осуществления лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов.

Мотив (лат. moveo - двигаю), рассматривается как непосредственное внутреннее побуждение к совершению конкретного действия для достижения поставленной цели деятельности . Его конкретное содержание определяется объективными условиями жизнедеятельности человека. С изменением конкретных социальных условий изменяются и предпосылки для развития тех или иных мотивов, выступающих в форме ситуативных или стабильных.

Содержание и направленность (осуществление деятельности или ее запрет) мотивов определяют не только сам факт осуществления той или иной деятельности, но и ее эффективность. Экспериментально продемонстрировано его влияние на строение и специфику процессов запоминания, построение движений, структуру игры и т.д. К тому же мотивы субъекта задают направленность его познавательной деятельности и структурируют содержание восприятия, памяти, мышления. В результате они могут проявляться в виде сновидений, в продуктах воображения, в закономерностях непроизвольного запоминания и забывания значимых событий. Сами мотивы при этом могут не осознаваться, а лишь приобретать форму эмоциональной окраски тех или иных потребностей. Вместе с тем их осознание позволяет человеку контролировать свою деятельность и отдельные поступки.

Процесс формирования мотивов характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности. Например, характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Сформированные в результате мотивы представляют собой специфическое средство регуляции деятельности, отражающее своеобразный энергетический уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. В связи с этим они могут выступать в самых различных формах и сферах деятельности и представлять собой как простые (хотения, влечения, желания), так и сложные (интересы, установки, идеалы) мотивы поступков, поведения и деятельности в целом.

В целом уровень направленности определяется ее общественной значимостью, проявлением жизненной позиции человека, его моральным обликом и степенью социальной зрелости. Следовательно, знание направленности личности позволяет не только понимать действия другого человека, но и прогнозировать его поведение в конкретных ситуациях и условиях деятельности.

Однако при относительно совпадающих характеристиках направленности различные люди ведут себя по-разному: одни резки и порывисты, другие реагируют медленно, старательно продумывая свои шаги и т.д. Это обусловлено другим психическим свойством личности - темпераментом.

Темперамент (лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей)- закономерное соотношение устойчивых особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека.

В истории развития учения о психологии личности выделяются три основные системы взглядов на природу темперамента, древнейшими из которых являются гуморальные подходы. Так по теории Гиппократа он зависит от соотношения между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью (лат. sanquis ), желчью (греч. chole ), черной желчью (греч. melaschole ) и слизью (греч. phlegma ). Предполагая, что одна из них преобладает в организме человека, он выделил соответствующие темпераменты: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Близко к гуморальным теориям стоит сформулированная П.Ф.Лесгафтом идея о том, что в основе проявлений темперамента лежат свойства системы кровообращения. В основу морфологических теорий (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.) положено предположение, что тип темперамента зависит от конституциональных особенностей телосложения человека. Однако наиболее слабым местом в обоих подходах является стремление их авторов выделить в качестве первопричины поведенческих проявлений темперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладать необходимыми для этого свойствами.

В современной отечественной психологии используется третья система взглядов, опирающаяся на типологию темпераментов, разработанную И.П.Павловым. В ее физиологическую основу он положил наиболее распространенные характеристики основных психических процессов - возбуждения и торможения: их силу, равновесие и подвижность. В результате различного их сочетания первоначально были выделены четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД): сильный, безудержный, инертный и слабый. Последующие исследования позволили описать людей с различными типами ВНД, проявляющимися в динамике их поведения и получившими название активного, экспансивного, спокойного и подавленного. В дальнейшем ученый связал свое открытие с понятием темперамента, предложенным Гиппократом, и присвоил им соответствующие названия – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Сангвинический темперамент формируется на основе сильных, уравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих сильный тип ВНД и активный образ поведения. Сангвиникам свойственны активность, энергичность, быстрая и продуманная реакция на события, интерес к значимому и неизвестному. В общении они корректны, эмоционально сдержаны. В поведении пластичны, легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке и условиям деятельности.

Холерический темперамент формируется на основе сильных, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих безудержный тип ВНД и экспансивное поведение. Людям этого темперамента (холерикам) присуща высокая активность, быстрота действий и энергичность. В общении они часто меняют настроение, легко проявляют резкость и вспышки эмоций. Разговаривают обычно быстро, решения принимают мгновенно, сопровождая их активной жестикуляцией и резкими движениями.

Флегматический темперамент формируется у людей с сильными, уравновешенными и малоподвижными нервными психическими процессами, определяющими инертный тип ВНД и размеренное поведение. Внешне это спокойные и несколько медлительные люди с невыразительными мимикой и жестами. Они легко переносят монотонные условия деятельности, основательны в выработке и принятии решений, успешно выполняют сложную однообразную работу. Круг их общения ограничен, речь однообразная и медленная.

Меланхолический темперамент формируется в результате слабых, неуравновешенных и подвижных нервных процессов, определяющих слабый тип ВНД и изменчивое поведение. Меланхолики легко ранимы, остро воспринимают несправедливость, отличаются постепенным вызреванием чувств, значительным влиянием настроения на качество их деятельности. В общении предпочитают слушать других, сопереживать, проявляют бережное отношение к чувствам собеседников, в результате чего очень часто пользуются уважением окружающих.

Вместе с тем следует учитывать, что на современном этапе развития психологии сделать окончательный вывод о числе темпераментов не представляется возможным. Последние исследования ученых показали, что сама структура свойств нервной системы намного сложнее, чем это представлялось ранее и, следовательно, число их основных комбинаций может быть гораздо больше. Однако для практического изучения особенностей личностной сферы человека предложенное И.П.Павловым деление на четыре основных типа темперамента могут служить достаточно хорошей базой.

На основе проявления темперамента личности в конкретных социальных условиях формируется следующее психическое свойство - характер.

Характер в психологии рассматривается как совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих ее индивидуальное своеобразие . Считается, что индивидуальные особенности человека, образующие его характер, в первую очередь зависят от личностной направленности, типа нервной системы и обусловливаются его волей, эмоциями и интеллектом (умом).

Становление характера человека как психического свойства личности происходит в условиях его включения в различные социальные группы (семья, друзья, неформальные объединения и др.). В зависимости от того, в каких условиях осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития в них межличностных отношений, у одного и того же субъекта в одном случае могут формироваться открытость, самостоятельность и твердость, а в другом прямо противоположные черты – скрытость, конформизм, слабохарактерность. В то же время следует учитывать, что их формирование и закрепление во многих случаях определяются направленностью личности и своеобразием темперамента человека.

Среди черт характера одни выступают в качестве основных, задающих общую направленность его проявления, другие – как второстепенные, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях. Их соответствие друг другу рассматривается как цельность характера (цельный характер), а противопоставление как его противоречивость (противоречивый характер).

Характер - стержневое психическое свойство личности, содержание которого оценивается по ее отношениям к различным событиям и явлениям объективной действительности, формирующим соответствующие черты характера. В свою очередь черта характера представляет собой устойчивую, повторяющуюся в различных ситуациях особенность поведения личности. Современный русский язык насчитывает более пятисот слов, раскрывающих содержание различных сторон тех или иных черт характера. Это позволяет достаточно конкретно охарактеризовать человека, но требует довольно емкого тезауруса.

Для преодоления этой трудности в отечественной психологии разработана соответствующая систематизация психических черт личности (черт характера), опирающаяся на дихотомический способ классификации явлений (разбивку на полярные пары соподчиненных элементов). В результате, например, среди наиболее показательных черт характера, служащих основанием для их классификации, в зависимости от уровня развития его основных компонентов выделяют:

по отношению : к социальным явлениям – убежденный и беспринципный; к деятельности – деятельный и бездеятельный; к общению – общительный и замкнутый; к себе – альтруист и эгоист;

по силе – сильный и слабый;

по эмоциональным чертам – уравновешенный и неуравновешенный и т.д..

Не менее важными чертами характера, раскрывающими его особенности, также являются показатели его направленности, инициативности, творчества, ответственности, этичности и ряд других.

Вариативность черт характера проявляется не столько в их качественном многообразии, сколько в количественной выраженности. Когда она достигает предельных величин, возникает так называемая акцентуация характера , означающая чрезмерную выраженность его отдельных черт или их сочетания. Считается, что это крайний вариант нормы поведения.

В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом, который выделил следующие тринадцать видов:

    циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом протекания;

    гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить начатое дело до конца;

    лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

    астенический быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;

    сензитивный – повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

    психастенический высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям;

    шизоидный – отгороженность от внешнего мира, замкнутость, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания;

    эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде ярости и гнева;

    застревающий – повышенная подозрительность и обидчивость, стремление к доминированию, неприятие мнения других, конфликтность;

    демонстративный – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, лживость, притворство, «бегство в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

    дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

    неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию окружающих, поиск новых впечатлений и компаний, поверхностный характер общения;

    конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от других людей, недостаток критичности и инициативы.

Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.

Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности . То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности. На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.

Необходимо учитывать, что способности являются целостным отражением индивидуально-психологических особенностей человека и проявляются в мотивационном, операционном и функциональном механизмах его деятельности.

Мотивационный механизм представляет собой своеобразное «пусковое устройство» для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность, создания условий для функционирования других психических механизмов. Операционный механизм способностей включает набор операций или способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат. Функциональный механизм обеспечивается рассмотренными ранее психическими процессами, в связи с чем более высокими способностями обладают люди, у которых развиты воображение, память, мышление и т.д..

Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека.

Уровни способностей предопределяют качество соответствующей деятельности человека. К ним относятся:

неспособность - несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;

простая способность - соответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;

одаренность - способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;

талант - способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;

гениальность - способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.

Следует учитывать, что способности - это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.

Таково содержание психологии личности. Приведенное ранее деление ее элементов на три группы (психические процессы, образования и свойства) весьма условно и применяется лишь в учебных целях. Все они действуют одновременно, взаимодополняя и взаимовлияя друг на друга. В подтверждение этому весьма существенен вывод С.Л.Рубинштейна о том, что психические явления личности "практически неразрывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их протекании зависят от свойств и особенностей личности..., с другой стороны - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства".

Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности управленческой деятельности всех категорий руководителей. В этом случае не только создаются условия для понимания и объяснения действий и поступков подчиненного персонала и коллег, но и для эффективного управления их совместной профессиональной деятельностью.

Психические состояния - целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека - его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.

В любом из них можно выделить три измерения:

  • мотивационно-побудительное;
  • эмоционально-оценочное;
  • активационно-энергетическое.

Определяющим выступает первое.

Существуют психические состояния как отдельного человека, так и общности людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два их вида - общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием, полярностью.

Целостность проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность, выражают конкретное соотношение всех компонентов психики.

Подвижность заключается в изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому из них соответствует противоположное (уверенность/неуверенность, активность/пассивность, фрустрация/толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать.

В основу деления положен ряд оснований:

  1. В зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные .
  2. В зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые проявлены) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.
  3. В зависимости от степени глубины - (более или менее) глубокие либо поверхностные.
  4. В зависимости от времени протекания - кратковременные , затяжные , длительные и т. д.
  5. В зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные , стенические , повышающие жизнедеятельность, и астенические .
  6. В зависимости от степени осознанности - более или менее осознанные.
  7. В зависимости от причин, их вызывающих.
  8. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными условиями. Сюда следует отнести профессиональную пригодность, осознание значимости своей профессии, радость от успехов в работе, волевую активность и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности, связанное с осознанием значимости такой деятельности, стремлением больше узнать о ней и активными действиями в соответствующей области, концентрацией внимания на объектах из данной профессиональной сферы, на которых сосредоточено сознание специалиста.

Разнообразие и творческий характер трудовой деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизвести ранее запечатленное, возрастании мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к ее составным частям.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические). Например, нерешительность появляется не только при отсутствии самостоятельности, уверенности в себе, но и из-за новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации. Экстремальные условия приводят к состояниям психической напряженности.

Психологи также говорят о состоянии сугубо операционной (операторной, деловой) напряженности, которая возникает в результате сложности выполняемой деятельности (это трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.), и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

Психическое состояние - это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия)

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Психические состояние человека проявляется в 2-ух вариантах:

1)в варианте индивидуального состояния (индивидуализировано)

2) массового состояния (эффект группы)

К психическим состояния относятся:

Проявления чувств (настроения, аффек­ты, эйфория, тревога, фрустрация и др.),

Внимания (сосредоточен­ность, рассеянность),

Воли (решительность, растерянность, собранность),

Мышления (сомнения),

Во­ображения (грезы) и т. д.

Предметом специального изучения в психо­логии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменок и т. д.). Также исследуются патологические формы психических состояний- навязчивые состояния, в социальной психологии - массовидные психологические состояния.

Особенности псих. состояний:

целостность(охват всей психики)

подвижность(изменчивость)

достаточно устойчивыи могут сопровождать деятельность в течение нескольких часов, а то и больше(например состояние дипрессии).

Многообразность

Отрицательными психическими состояниями являются:

аффект как психическое состояние представляет собой обобщенную ха­рактеристику эмоциональных, по­знавательных и поведенческих ас­пектов психики субъекта в опреде­ленный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стади­альностью развития эмоций; он мо­жет рассматриваться и как прояв­ление психических свойств индивида (вспыльчивости, несдержанности, гневливости).

Психическое состояние

Психическое состояние - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями , целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Структура состояний

Структура состояния

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.Структура состояния состоит из следующих элементов: (Рис. 1): Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости , воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти , формируется психологический компонент состояния, включающий в себя эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия ». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации , агрессии , раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты , снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса .

Классификация состояний

Классификация состояний (Рис. 2)

Классификация состояний (Рис.3)

Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности , интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта , состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 2). Более подробное объяснение данной классификации дано в (Рис.3). Исходя из данной классификации, можно вывести формулу психического состояния, состоящую из восьми компонентов. Такая формула будет иметь два варианта – в общем виде и для каждого конкретного состояния данного вида. Например, общая формула состояния страха будет следующей:

0.1/ 1.2 / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.1 / 6.? / 7.2

Это означает, что страх , как правило, вызывается конкретной ситуацией (0.1), достаточно глубоко затрагивает психику человека (1.2), по знаку является отрицательной эмоцией (2.3) средней продолжительности (3.2) и вполне осознается человеком (4.2). При этом состоянии эмоции преобладают над рассудком (5.1), а вот степень активации организма может быть разной: страх может иметь активирующее значение или же лишать человека сил (6.?). Таким образом, при описании конкретного состояния человека возможны варианты 6.1 или 6.2. Последний компонент формулы – 7.2 означает, что данное состояние в равной мере реализуется как на психологическом, так и на физиологическом уровне. В рамках данной концепции формулы некоторых других психических состояний можно описать следующим образом:

Тревога : 0.2/ 1.? / 2.3 / 3.3 / 4.1 / 5.1 / 6.1 / 7.?
Любовь : 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.3 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3
Утомление : 0.1/ 1.? / 2.3 / 3.2 / 4.2 / 5.- / 6.1 / 7.2
Восхищение : 0.1/ 1.2 / 2.1 / 3.2 / 4.2 / 5.2 / 6.2 / 7.3

Знак вопроса (?) означает, что состояние может принимать оба признака в зависимости от ситуации. Прочерк (-) означает, что данное состояние не содержит ни одного из перечисленных признаков (например, утомление не относится ни к рассудку, ни к эмоциям).

См. также

Литература

  1. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова. 2004.
  2. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. Проф. А.О. Прохорова. 2004.
  3. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
  4. Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. Дифференцировка психических состояний и других психологических феноменов. Казань, 2008. – С. 526-528

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Психическое состояние" в других словарях:

    психическое состояние - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс» (см. психического как процесса концепция); подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия… … Большая психологическая энциклопедия

    Интегральная характеристика системы деятельностей индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию,… … Психологический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 умонастроение (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Психическое состояние - – 1. термин, обозначающий состояние психических функций индивида на момент его исследования; 2. в психопатологии обозначается термином психический статус, при этом имеется в виду достаточно дифференцированное и обоснованное определёнными фактами… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Психическое состояние - психический статус, оценка комплекса психических показателей военнослужащего, характерного для данного момента времени. Психическое состояние является статической оценкой и отличается от оценки психических процессов, характеризующей развитие… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    - (status psychicus) 1) совокупность признаков психической деятельности, характеризующих ее состояние в данное время; 2) в психиатрии совокупность признаков психического расстройства, обнаруживаемых во время данного исследованияБольшой медицинский словарь

    Психическое состояние - 1. В психологии: понятие, используемое, в отличие от понятия психический процесс, для изучения психики в статике. Одно и то же проявление психики может рассматриваться как процесс и состояние, например, аффект характеризует П.с. в определенный… … Толковый словарь психиатрических терминов

    ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статического момента; это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - временное своеобразие психической деятельности субъекта, обусловленное предметом и условиями его деятельности, его отношением к такой деятельности … Юридическая психология: словарь терминов

    Экспертная оценка способности обвиняемого понимать психическое состояние жертвы - Работники следствия и суда не всегда правильно оценивают действия лиц, совершающих насильственные посягательства с использованием психически беспомощного состояния потерпевшего. Приговоры подчас выносятся на основе обвинительных показаний… … Энциклопедия современной юридической психологии