Ментальное расстройство это. Ментальные нарушения у детей




Физические боли и болезни, которые становятся результатом нервного истощения, какими бы серьезными они ни были, кажутся незначительными в сравнении с муками жертв большинства ментальных расстройств. Первым симптомом ментальной неустойчивости чаще всего становится ухудшение способности сосредоточиваться. За этим следуют потеря памяти, головокружения, меланхолия, чрезмерная раздражительность, гиперчувствительность, суицидальные настроения и, в конце концов, то, чего боится большинство неврастеников, – безумие.

Развитие неврастении

Неврастения – это невротическое состояние, которое характеризуется беспокойством, нарушением пищеварения и кровообращения. Она развивается незаметно и без предупреждения поражает миллионы людей. Неврастения представляет собой зловещую угрозу для здоровья и счастья, причиняя невыносимые страдания. Процесс развития этой болезни проходит по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, но обычно включает следующие стадии:

Первая стадия

Все начинается с нехватки энергии и выносливости – «чувства усталости» или «ощущения, что тело налилось свинцом», – в результате чего каждое движение дается с трудом. Развиваются постоянная сонливость, затуманенность мышления и вялость всех систем организма, часто сопровождаемые ощущением сильного нервного напряжения, стресса и перегрузки.

Природная целительная сила, заключенная внутри каждого из нас, – это лучший врачеватель болезни.

Гиппократ

Вторая стадия

Появляются предупреждающие признаки нервной диспепсии: отрыжка, метеоризм, повышенная кислотность желудка, изжога, запор, частые мочеиспускания, аутоинтоксикация (сильное отравление организма токсинами), желтушность. Дыхание становится поверхностным и затрудненным, учащается сердцебиение, возникает аритмия, слабеет зрение, снижается половое влечение, падает уровень ментальной устойчивости и концентрации. Больной страдает от головокружений, гиперчувствительности, раздражительности, невритов, болей различного происхождения и сонливости. Наблюдаются заметное увеличение или снижение веса (вследствие ослабленного метаболизма) и десятки других симптомов.

Третья стадия

Крайняя нервозность часто приводит к прострации, ментальным расстройствам и временным потерям сознания. Следствием этого становится несбалансированное эмоциональное состояние, часто характеризующееся постоянным беспокойством и меланхолией. Развиваются серьезные расстройства функций организма и нарушения сознания. Появляются галлюцинации, за которыми следуют суицидальные настроения и, наконец, безумие.

По некоторым оценкам, у 95 процентов всего человечества нервная сила в большей или меньшей степени истощена. Взгляните, к примеру, на огромную армию курильщиков. Курение – разрушительная привычка, связанная с нервами. Большинство курильщиков постоянно испытывают нервозность и должны что-то сделать, чтобы успокоить свои истерзанные стрессами нервы. Никотин дает им ложное ощущение воодушевления, и они игнорируют предупреждения о том, что никотин – яд и что курение может вызывать рак легких. Курильщики настолько пристрастились к своему смертельному яду, что им очень трудно избавиться от этой привычки (см. «Смертельные факты о курении»). Такая же ситуация наблюдается с другими ядами, которые используются, чтобы подстегивать истощенные нервы, такими как чай, кофе, энергетические напитки, сахар, алкоголь и более сильные наркотические средства. Однако этим людям приходится столкнуться с действием закона компенсации. Ничего нельзя получить даром. Большинство зависимых людей в конце концов станут жертвами серьезного нервного расстройства. Как уже упоминалось, 50 процентов коек во всех больницах США заполнены людьми с нервными и ментальными расстройствами, которые сегодня вышли на первое место в списке проблем со здоровьем во всем мире.

Медведовская Т.А. 2007

Т. А. Медведовская

СПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ ПОНИМАТЬ

МЕНТАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Работа представлена кафедрой нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент Н. Г. Манелис

Исследование было направлено на изучение связей между способностью детей с аутизмом и задержкой психического развития решать задачи на «модель психического» (понимать ментальные состояния) и их интеллектуальными показателями. Выявлены общие для всех детей характеристики, способствующие успешному решению таких задач, а для аутнчных детей - специфические, препятствующие этой деятельности.

The study was designed to examine relationships between the «thcory of mind» (ToM) ability and cognitive characteristics among children with autism and mental retardation. General characteristics of all children, facilitating the successful solving of the ToM tasks, and some specific characteristics for the autistic group, preventing these activities, are revealed.

В процессе развития ребенок овладевает одной из фундаментальных способностей - понимать ментальные состояния (mental states). Термином «ментальные состояния» (МС) обозначаются такие понятия, как «предполагать», «знать», «верить», «слышать», «видеть», «хотеть», «понимать», «осознавать» и им подобные. Способность выявлять эти состояния у самого себя связана с развитием самосознания. Понимание того, что другие люди тоже имеют мысли, чувства, намерения, которые, во-первых, могут быть разными у разных людей и, во-вторых, во многом обус-

ловливают их поведение, является необходимым условием полноценного общения и социализации.

В 1978 г. D. Premak и G. Woodruff ввели понятие «thcory ofmind»". Русские эквиваленты этого термина - «теория сознания» или «модель психического».

«Модель психического» - это способность осознавать МС, приписывать их как себе, так и другим, связывать эти состояния между собой и прогнозировать, таким образом, поведение другого. Большинство авторов согласны в том, что предпосылки формирования «модели психического»

проявляются уже на самых ранних этапах развития ребенка.

В ряде случаев «модель психического» может быть не сформирована или сформирована недостаточно. Так, это было выявлено у детей с аутизмом. В понимании МС они значительно отставали как от здоровых детей, так и от детей с умственной отсталостью, достигших ментального возраста не менее 4 лет. Такая закономерность позволила ряду специалистов выдвинуть предположение о том, что именно отсутствие «модели психического» лежит в основе аутистического 3

расстройства.

Несмотря на большое количество исследований способности понимать МС, до настоящего времени нет единого мнения относительно механизмов, ответственных за ее формирование.

Говоря об аутизме, Б. Нарре одной из

причин нарушения «модели психического»

считает речевые расстройства. Известны эксперименты, в которых «модель психического» улучшалась в процессе развития

некоторых аспектов речевой деятельности.

Есть точка зрения, что ухудшение понимания МС является следствием аномального способа переработки информации, обнаруженного у аутичных детей, когда нарушается универсальное свойство сво-

дить разрозненные фрагменты в единую картину на основании контекста.

Большинство авторов в то же время говорят о специфических врожденных когнитивных механизмах(например, о врожденной системе имитации или о предвосхищающих схемах), нарушение которых приводит при аутизме к дефицитарности «модели психического».

Цели проведенного исследования:

1. Исследование способности здоровых детей и детей с нарушениями развития (аутизмом и задержкой психического развития) понимать МС.

2. Выявление факторов, связанных со способностью понимать МС.

Характеристика испытуемых. В исследовании принимали участие испытуемые трех диагностических групп: типично развивающиеся дети (Н), дети с задержкой психического развития (ЗПР) и дети с расстройствами аутистического спектра (А), всего 190 детей в возрасте от 5,6 до И,8 лет. Общее интеллектуальное развитие всех испытуемых соответствовало нормативному показателю (1р > 85). Дети были разделены на две возрастные группы (младшая -до 8,0 лет, старшая - от 8,1 лет). Данные о количестве детей в возрастных группах и о среднем возрасте испытуемых представлены в табл.1.

Понимание принципа «видение приводит к знанию» («Я узнаю, только если увижу», «Он знает, так как видел») (2 задания);

Способность к различению физического и ментального опыта. Ребенок должен осознавать факт существования реального опыта (объект присутствует в реальности

Таблица 1

Распределение детей трех днапюспгческих групп по возрасту

Возр. группа Н ЗПР А

п Среднее значение Ст. откл. п Среднее значение Ст. откл. п Среднее значение Ст. откл.

1 40 7,1 0,5 19 7.1 0,4 35 7,1 0,4

2 44 9,6 0,5 27 9,6 0,4 25 9,6 0,4

всего 84 8,3 1.5 46 8,5 1,4 60 8,2 1,4

Во время проведения исследования использовались следующие методы:

1. Тест Векслера, детский вариант.

2. Шестнадцать заданий, направленных на изучение понимания МС. Задания были объединены в блоки в соответствии с тестируемой способностью:

и с ним можно производить действия) и ментального опыта (объект представлен только в мыслях, в воображении, к нему нельзя прикоснуться) и должен понимать разницу между ними (4 задания);

Понимание желаний другого по направлению взора. Ребенок должен уметь прослеживать направление взора другого и понимать, что объект, на который тот смотрит, является предметом его желания (1 задание);

Понимание истинных убеждений. Ребенок должен понимать, что субъект совершает действия на основании своих знаний (1 задание);

Понимание ложных убеждений 1-го порядка. Ребенок должен отличать свои собственные знания от знаний другого человека и понимать, что другой может иметь ошибочное мнение о ситуации («Я понимаю, что он допустит ошибку, так как ему неизвестно то, что знаю я») (6 заданий);

Понимание ложных убеждений 2-го порядка. Ребенку необходимо учитывать точки зрения двух других людей и понимать, что один из них может иметь ошибочное представление о представлениях другого («Персонаж А допустит ошибку, так как ему неизвестно то, что знает персонаж Б») (2 задания).

Каждый ответ оценивался как верный или неверный (1 или 0), оценка по блоку заданий вычислялась как среднее арифметическое.

Результаты статистического анализа признавались достоверными (значимыми) прир < 0,05.

Полученные результаты и их обсуждение. Дети с типичным развитием почти со всеми заданиями справились успешно (средние оценки каждой возрастной группы в каждом блоке тестов, кроме одного, были выше чем 0,75). Исключение составил блок тестов на понимание ложных убеждений 2-го порядка. Способность к выполнению этих тестов улучшалась с возрастом (ср* = 3,22, р < 0,001), но ив старшей группе средняя оценка не достигла 0,75.

Дети с ЗПР большинство заданий выполнили без отставания от своих здоровых сверстников (табл. 2). В тестах на понимание желаний другого по направлению взора, однако, их результаты были в младшей группе хуже, чем у типично развивающихся. Трудными оказались также задания на понимание истинных убеждений и ложных убеждений 2-го порядка. Отставание от детей с типичным развитием в первом случае проявилось и у младших, и у старших, а во втором - лишь в старшей фуппе.

Положительная возрастная динамика у детей с ЗПР была выявлена при выполнении тестов на понимание желаний другого по направлению взора (ср* = 2,19, р < 0,05), понимание истинных убеждений (ф* = 2,06, р < 0,05) и понимание ложных убеждений 2-го порядка (ф* = 1,88, р < 0,05).

Аутичныс дети с большинством тестов справились хуже детей из других диагностических 1рупп (табл. 2). При выполнении двух блоков заданий («видение приводит к знанию» и «ложные убеждения 1 -го порядка») отставание было обнаружено уже в младшей 1руппе. В одном случае отставание проявилось только в старшем возрасте (при выполнении задания «ложные убеждения 2-го порядка»). Еще в двух блоках тестов («желание по направлению взора» и «истинные убеждения») младшие отстали только от здоровых детей (тогда как старшие - и от здоровых, и от детей с ЗПР). И только с тестами на различение физического и ментального опыта и младшие, и старшие дети с аутизмом справились не хуже остальных сверстников.

Возрастных улучшений понимания МС аутичныс дети не показали.

При анализе понимания МС был введен интегративный показатель уровня сформированности «модели психического» -ИМП, представляющий собой среднее по результатам всех заданий. Во всех диагностических группах обнаружились значимые корреляции между ИМП и показателями теста Векслера (табл. 3).

Во всех трех группах выявлены положительные корреляции между ИМП и общим

Таблица 2

Достоверность различий но критерию Фишера между диагностическими группами (с учетом возраста) в результатах " гестов на понимание МС

Блоки тестов возрастные Ни ЗПР Ни А А и ЗПР

группы Ф PS Ф Р" ф

Видение приводит 1 0,00 4,29 0,001 3,49 0,001

к знанию 2 0,00 - 2,58 0,01 2,32 0,01

физический и ментальный опыт 1 0,73 1,60 0,59

2 0,57 1,19 0,57 т

Желание человека 1 2,30 0,01 2,73 0,-1 0,01 ,

по направлению взора 2 0,25 1,64 0,05 1,70 0-5

Истинные убеждения 1 4,60 0,001 4,70 0,001 0,65

2 1,87 0,05 3,97 0,001 1,93 0,05

Ложные убеждения 1 1,53 4,26 0,001 1,98 0,05

1-го порядка 2 1,19 - 3,40 0,001 2,01 0,05

Ложные убеждения 1 0,99 1,57 0,32

2-го порядка 2 1,73 0-5 3,51 0,-01 1,64 0-5

вербальным интеллектуальным показателем (ВИП), что указывает на связь уровня речевого развития со способностью к пониманию МС. Подобная связь отмечается также и в других исследованиях.

Во всех диагностических группах обнаружены также положительные корреляции И МП с вербальным субтестом «сходство» и с невербальным субтестом «последовательные картинки». Субтест «сходство» оценивает возможность выделять существенные признаки и сравнивать предметы или явления между собой. Субтест «последовательные картинки» измеряет способность устанавливать последовательность событий, предвосхищать их и сводить отдельные части сюжета в единое целое. В обоих субтестах названные предметы (либо предъявленные элементы сюжета) необходимо воспринять в целостной смысловой и контекстной взаимосвязи.

В группе аутичных дегей, помимо этого, имела место отрицательная корреляционная связь между И МП и субтестом «кубики Кооса».

Установлены, таким образом, общие факторы, связанные со способностью к пониманию М С.

По данным U. Frith , хорошее выполнение субтеста «кубики Кооса» положительно коррелирует у аутичных дегей с высоким уровнем поленезависимости в гесте Виткина «включенные фигуры». Поленеза-висимость же связана со способностью быстро изолировать фигуру от фона, что обеспечивается ориентацией восприятия на деталь, а не на объект в целом. Аутичные дети справлялись с тестом Виткина лучше, чем здоровые и чем дети с умственной отсталостью. Обращает на себя внимание общая особенность теста «включенные фигуры» и субтеста «кубики Кооса» - в них обоих не-

ТаблнцаЗ

Корреляции между ИМП и показателями теста Векслера (частные корреляции с фиксацией переменной «возраст»).

Субтесты теста Векслера Н ЗПР А

г Р" г Р* Г

Сходство 0,29 0,01 0,47 0,001 0,38 0,01

Последовательные картинки 0,35 0,001 0,39 0,01 0,26 0,05

Кубики Кооса 0,22 0,05 0,10 0,53 -0,34 0,01

ВИП 0,23 0,05 0,66 0,001 0,51 0,001

обходимо в сложном геометрическом рисунке различить отдельные фрагменты.

Тем же исследователем был о, кроме того, обнаружено, что разбиение узора-образца в субтесте «кубики Кооса» на сегменты, совпадающие по очертаниям с отдельными кубиками, приводит к значительно лучшему выполнению задания неаутич-ными детьми и не влияет на результаты аутичных. Автор делает вывод, что неау-тичные дети при обоих вариантах предъявления образца воспринимают его целиком и «как есть», тогда как аутичные изначально выделяют фрагменты (и не нуждаются во вспомогательных линиях). Это указывает на наличие у детей с аутизмом специфической стратегии восприятия. Данное заключение подтверждается (в той же работе) экспериментами, в которых было показано, что аутичные дети собирают «паззлы» иначе, чем здоровые, а именно: ориентируются на форму края кусочков и игнорируют целую картинку. Такой способ деятельности значительно облегчает им сборку. Здоровые же дети собирали «паззл», опираясь на целостное изображение.

Сходные результаты были получены и

в исследованиях Н. Г. Манелис. Аутичные дети при копировании фигуры Рэя-Тэйло-ра чаще, чем типично развивающиеся, применяли стратегию, обозначенную как фрагментарно-хаотическая, когда выделяется некоторая деталь, не имеющая признаков «хорошей формы». Здоровые дети и дети с ЗПР, в отличие от них, использовали преимущественно целостную или фрагментарную стратегии, которые объединяет следующее свойство: и в том и в другом случае в первую очередь выделяются некоторые типичные гештальты (квадрат, прямоугольник), которые затем дополняются деталями, т. е. универсальный обобщенный алгоритм адаптируется к конкретной задаче.

Итак, на различном экспериментальном материале было показано, что для аутич-ных детей характерна специфическая стратегия восприятия, при которой в первую очередь выделяется фрагмент (в то время как дети с типичным развитием или с ЗПР

в первую очередь воспринимают объект целиком). Было также установлено, что такая стратегия дает аутичным детям преимущества при выполнении, в частности, субтеста «кубики Кооса».

Выявленная в настоящем исследовании отрицательная корреляция между субтестом «кубики Кооса» и И МП может, таким образом, указывать на следующее: чем сильнее выражена специфическая фрагмен-тпо-ориентированная стратегия, тем хуже дети с аутизмом понимают МС. В совокупности с положительными корреляциями ИМП с субтестами «сходство» и «последовательные картинки» это дает основания полагать, что способность оценить ситуацию или явление в целом необходима для понимания МС, тогда как ориентация на фрагмент делает его крайне затруднительным.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

1. Понимание МС в значительной степени связано с уровнем развития вербальных функций, независимо от наличия и типа дизонтогенеза. Для всех групп детей факторами, способствующими успешному выполнению этих заданий, явились способности к сведению частей в единое связное целое и выделению значимых признаков.

2. Здоровые дети практически со всеми заданиями на понимание МС справляются успешно. Дети с ЗПР в большей части случаев не отстают от них, а в остальных демонстрируют положительную возрастную динамику.

3. Тесты на понимание ложных убеждений 2-го порядка вызывают у всех испытуемых наибольшие затруднения. Результаты групп детей младшего возраста при этом не различаются, тогда как в старшем аутичные дети отстают от детей с ЗПР, которые, в свою очередь, отстают от здоровых. Возрастная динамика при выполнении этого теста выявлена только у детей с типичным развитием и с ЗПР.

4. Наибольшие трудности в понимании различных аспектов ментального мира испытывают дети с расстройствами аутисти-

ческою спектра. Их способность понимать МС не имеет, кроме того, положительной возрастной динамики. Указанные трудности у этих детей, по-видимому, в значитель-

ной степени обусловлены специфической когнитивной стратегией, при которой наибольшее значение приобретает фрагмент, а не ситуация в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain

Sciences. 1978. Vol. 1. N 4.

MeltzoffA. N. Elements of a developmental theory of imitation // Meltzoff A.N., Prinz W. (Eds.) The Imitative Mind: Development, Evolution, and Brain Bases. Cambridge: Cambridge University Press, 2002; Wellman II. Early understanding of mind: normal case // Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D. (Eds.) Understanding Other Minds: Perspectives from autism. New York: Oxford University Press, 1993.

Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1999; Perner J. Understanding the Representational Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1993.

Happe F. Autism: and introduction to psychological theory. London: UCL Press Limited, 1994.

Lohman Y., Tomasello M. The role of language in the development of false belief understanding: a training study // Child development. 2003. Vol. 74. N 4; Tager-Flusberg H. Language and Understanding Minds: Connections in Autism // Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen D. (Eds.) Understanding Other Minds: Perspectives From Developmental Cognitive Neuroscience, Second Edition. New York: Oxford University Press, 2000.

Frith U. Autism: explaining the enigma. Oxford: Blackwell Publ., 1989.

Манелис H. Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими особенностями: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999; Манелис Н. Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 1.

Слово «реабилитация» укоренилось в российской практике. Но понимаем ли мы, о чем действительно идет речь?

«Реабилитация» в России – очень конкретное понятие. Реабилитировать – значит поставить на ноги. Но это – только часть реабилитации, физическая, восстановление на уровне биологического организма.

Но биологией человек не исчерпывается, у настоящей, комплексной реабилитации кроме этого компонента есть еще три составляющих – социальная, педагогическая и психологическая. В идеале реабилитация должна происходить не один-два раза в год, а быть непрерывным процессом.

С физической реабилитацией родители детей-инвалидов худо-бедно справляются, хотя бесплатной государственной помощи для этого недостаточно. Эту задачу родители детей с врожденными двигательными нарушениями решают по-разному – кто-то пробует одну методику за другой, чередуя разные реабилитационные центры, кто-то год за годом ездит в одно и то же место, а в перерывах занимается с ребенком дома. Личных средств, как правило, не хватает, организуют сборы, обращаются в фонды.

К сожалению, двигательные нарушения у детей часто сочетаются с ментальными, эмоциональными и интеллектуальными, все это вызывает многочисленные поведенческие проблемы. Важно не упустить момент, когда их легко скорректировать.

В детские центры не берут, и Маргариту ждет ПНИ

Есть дети, у которых сложностей с передвижением практически нет, но есть ментальные интеллектуальные нарушения, порождающие множество проблем, которые родители склонны недооценивать.

Несколько лет назад автору этого текста довелось познакомиться с одной семьей из региона, которая жила в аварийном доме, задача была в том, чтобы достучаться до властей и решить жилищный вопрос. Его в итоге удалось решить, но ситуацию это улучшило лишь отчасти.

У девочки, назовем ее Маргаритой, были серьезные ментальные нарушения. Родилась она очень слабенькой, и в первые годы после рождения родители немало сил и средств потратили на ее реабилитацию. Один из специалистов сказал им: «Она пойдет, но вы – не обрадуетесь».

Так и вышло. К моменту нашего знакомства Марго подросла и по нескольку раз в день переворачивала вверх дном весь дом, к запретам девочка не привыкла. Ее отец разводил руками: «Что же делать? Я ее приструнить не могу, по натуре я мягкий человек, а слова на нее не действуют».

Немного помогали Маргарите занятия в местном реабилитационном центре, там выяснялось, что она вполне способна слышать и понимать, когда к ней обращаются, и за время реабилитации даже выучилась соблюдать какие-то элементарные правила. Но дома все начиналось снова.

Потом девочка выросла, в детские реабилитационные центры ее брать перестали, а из учреждений для взрослых в этом регионе есть только ПНИ, куда она, скорее всего, когда-нибудь попадет – ее родители уже немолоды, и со здоровьем у них все хуже.

Сейчас Марго физически крепкая и сильная, но, к сожалению, совершенно неуправляемая. Если бы в ее жизни была организация, где с ней бы постоянно занимались опытные педагоги, если бы нашелся кто-то, кто смог бы убедить ее родителей изменить подход к ребенку, возможно, все было бы не так печально.

Очень хочется уберечь особых детей от такой судьбы, но центров, где реабилитацией занимаются комплексно, – пока единицы.

Успехи обязательно будут

В инклюзивный центр «Вместе весело шагать» ходят дети с самыми разными нарушениями – с ДЦП, с различными проявлениями аутизма, с синдромом Дауна. Главная задача – их адаптация, интеграция в социальную жизнь и дальнейшая социализация.

В нашем совместном проекте с фондом «Гольфстрим» участвует 30 детей, которые будут заниматься в центре 9 месяцев. Специалисты оценивают возможности конкретного ребенка и составляют для него индивидуальную программу, которую можно корректировать в процессе.

В составлении программы участвуют и «узкие» специалисты – логопед, ортопед, массажист. Занятия с детьми – как индивидуальные, так и групповые.

Малая группа для многих станет первым опытом социализации, ведь многие из этих детей никогда не ходили ни в садик, ни в школу. Через 12 занятий, через 60 занятий и в конце курса специалисты оценят, насколько ребенок продвинулся в своем развитии и чему научился. Успехи обязательно будут.

А что если бы родители, похожие на родителей Марго, о которой мы рассказывали выше, привели бы в центр своего ребенка? Смогли бы им помочь? Руководитель центра «Вместе весело шагать» Ирина Скуратовская утверждает, что это возможно. О разных типах родителей и о том, как специалисты могут привлечь их на свою сторону в процессе реабилитации ребенка, мы расскажем в следующей публикации.

Центр «Вместе весело шагать» предоставляет возможность посещения занятий для тридцати детей с ОВЗ – преимущественно ДЦП и расстройства аутистического спектра. Тридцать семей формируют устойчивую социальную группу и оказывают поддержку друг другу.

Семьям с детьми-инвалидами требуется ваша поддержка. Подпишитесь на рекуррентный платеж в пользу проекта «Дети Ангелы». Предоставьте возможность тридцати детям проходить реабилитацию и социальную адаптацию бесплатно.

Даже 100 рублей ежемесячной поддержки помогут проекту развиваться, а детям – научиться общаться с миром.

Статью подготовила воспитатель Богатырева Татьяна Петровна

КОУ ВО «Воронежская школа-интернат № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие детей с ментальными нарушениями посредством лепки.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует

этому мешать, но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было, что делать».

Коменский Я.А.

Проблема ранней коррекции детей с ментальными нарушениями чрезвычайно важна. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, на упорядочение поведения, контактности, развитию мелкой моторики, развитию «руки».

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Ученые доказали, что активизируя мелкую моторику рук ребенка, можно положительно повлиять на его воображение, логическое мышление, сенсорную память, графические и речевые способности. Кроме того, у ребенка нормализуется нервная система и развивается эстетическое мировосприятие.

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях детского сада, школы. Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.
Самым важным и трудным этапом работы является научить детей изготавливать мелкие детали, отделять от целого куска теста равные по ширине кусочки.

Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие, медальоны, венки, подковки и т.д. Их особенно хорошо использовать в больших композициях – настенных панно или подсвечниках.

Приступая к очередной поделке, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Р азвитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Лепка оказывает влияние на мозговую активность. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, можно заложить прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

В группу «ментальная инвалидность» входит целый спектр нарушений умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания, клиническая депрессия, деменция и др. Эти заболевания могут сопровождаться потерей слуха, зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Из-за проблем с трудоустройством и социальной стигматизации люди предпочитают не оформлять инвалидность по психическому заболеванию себе или родственнику до тех пор, пока это возможно. Поэтому клиенты Сбербанка с оформленной инвалидностью этой категории чаще всего имеют серьёзные поведенческие, коммуникативные, эмоциональные и/или интеллектуальные отличия. Вывести обобщённый портрет человека с ментальными нарушениями невозможно: это люди самых разных возрастов, из семей с разным уровнем дохода, с заболеваниями очень разной специфики.

Социальная интеграция

Не считая медицинского обслуживания, главная потребность людей с ментальной инвалидностью - это потребность в нормальной жизни: реализации права на образование, реабилитацию, отдых, занятость, реже - официальное трудоустройство. Порой для «нормальной жизни» необходимо сопровождение такого человека в большинстве жизненных ситуаций или даже «стационарозамещающие» услуги: сопровождаемое трудоустройство, совместное проживание, персональная бытовая, медицинская и психологическая помощь в течение всей жизни.

А им нужно - вот это очень важно - ровно то же самое, что и всем остальным. Надо учитывать их особенности: слепые люди не видят, глухие - не слышат, люди с ментальной инвалидностью - они разные очень, разной природы бывает это явление, но они тоже нуждаются в каких-то определённых, специфических элементах взаимодействия, ровно так же, как и с людьми глухими… Но! При этом они все люди. Вот это очень важно. И у них потребности те же самые.

Сейчас человек с психическим заболеванием чаще всего исключён из общества: заперт в психиатрической больнице или в квартире. Реабилитационные услуги для этой группы инвалидов в России до недавнего времени предоставляли только психиатрические больницы и психоневрологические диспансеры, которым не доверяли многие опекуны, опасаясь, что их подопечного лишат дееспособности или «накачают нейролептиками». В качестве услуг, предоставляемых центрами социального обслуживания, респонденты также сомневаются.

- У нас появилось очень много взрослых запросов. Приходят те, кто занимался когда-то маленьким. Они ушли, там, в садик, в школу и потом вернулись: «Здравствуйте. Нам 18, там, или 25. Мы у вас были тогда-то». Я нахожу карту, там маленький ребёнок действительно, вот фото ещё тогда делали, а теперь это взрослый дядя. И непонятно вообще, куда его пристроить, что с ним делать. Он сидит дома, и даже те навыки, которые у него когда-то были, он теряет, потому что он сидит дома. <…>

Отдельная группа - это пожилые инвалиды с деменцией. Как правило, их не реабилитируют, а распределяют по отделениям «Милосердия». Многие старики с дементным синдромом содержатся в интернатах и психоневрологических диспансерах, остальные живут в городе, одни или в семьях. Одинокие старики в городе никакой помощи, кроме как от социального работника, не получают. Согласно данным экспертов, только в Москве 145 тысяч инвалидов I группы. Большинство - именно с ментальной инвалидностью, а среди них преобладают люди с различными формами деменции. Самая большая проблема семей со стариками-инвалидами (если не касаться личных конфликтов и «квартирного вопроса») - это отсутствие информации о социальной защите, о любой помощи, которую можно получить от государства. Геронтологов в России мало, центров, занимающихся реабилитацией пожилых, - тоже. В интернатах не хватает ни персонала, ни оборудования. Одна медсестра на палату - это обычная история: на одного сотрудника интерната ложится слишком большая нагрузка. По словам экспертов, ещё одна гигантская проблема в том, что не налажены межведомственные связи между медициной и социальными службами.

Вышел новый закон о соцобслуживании, согласно которому там много, много всего человек может получить, по идее. Но характер помощи заявительный. То есть, пока ты не попросил, тебе ничего не дадут. А чтоб попросить, надо знать, что просить. И очень разные эти… центры соцобслуживания населения. К сожалению, большинство из них пустует. Потому что они не знают, что делать. У них стоит, там, не знаю, массажное кресло, тренажёр, сидят три сотрудника. И пусто. Ничего не происходит. Если бы в каждом… если бы там была какая-то адекватная занятость налажена, было бы классно. Чтобы человек не ехал бы через всю Москву, как они едут к нам.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Сопровождаемая занятость и трудоустройство

Сопровождаемая занятость инвалида необходима в том числе для того, чтобы предоставить свободное время опекуну. Некоторые из них почти непрерывно находятся при своих взрослых подопечных. Так, программа Центра лечебной педагогики «Рабочий полдень» первоначально была разработана для детей-инвалидов, но в итоге появилась такая же программа для взрослых с ментальной инвалидностью.

Не знаю, пытаемся искать формы самостоятельного проживания, чтобы родители поняли, что, в общем, дети какую-то часть времени могут без них проводить. Ну, в основном это будут родители, которые впервые за 25 лет расстанутся со своим ребёнком хотя бы на два дня. Ну, в это, конечно, сложно поверить, что бывает. Но это такое. Да. Ну, например, вот есть семья, там мама живёт с дочкой вдвоём. И чтобы сходить в туалет, мама кладёт Риту. А Рита всё хватает, ну, вот всё, что есть, она хватает, покрутит, бросит. Просто изучает, что происходит. Вот. Она кладёт её на фитбол животом. Пока Рита с него встаёт, ну, пока она, там, выкарабкивается из этого неудобного положения, мама успевает сходить в туалет. <…>

А часть ребят такие тяжёлые. У них не получается обучение в колледже. То есть их можно было бы там формально держать. Но на самом деле как такового обучения не можем придумать. Это должна быть дневная занятость и очень длинный курс с целями именно такими, поставленными на самообслуживание, на улучшение качества жизни семьи в целом. Для того чтобы не только этот человек получал помощь, но и его семья, которая, в принципе, тоже инвалидизируется. Вот, там, ему 20 лет, соответственно, все эти 20 лет семья тоже в таком ущемлённом состоянии, что они не могут ни уехать в отпуск, там, ни куда-то пойти. Ну, вообще, выпали из жизни совершенно. Вот. Соответственно, должны быть придуманы сервисы какие-то, куда можно человеку приходить ежедневно, чтобы была рутина каждый день, там, ну, как мы на работу ходим, что-то такое происходило, да. И может быть, не пять раз в день, в неделю, а четыре. И у него там нормальные выходные. Чтоб был ритм

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Такие реабилитационные программы чаще всего работают в режиме лечебно-педагогических мастерских: мастерская Андрея Тевкина «Артель блаженных»; мастерская социально-творческой инклюзии «Сундук»; пространство для работы и пребывания психически больных людей в ПНИ № 16, организованное волонтёрами; «Особая керамика» на ВДНХ; проект «Наивно? Очень»; Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»; псковская благотворительная организация «Росток».

2. Распоряжение финансами

Из-за ограниченной дееспособности люди с ментальной инвалидностью, как правило, распоряжаются небольшими суммами денег и пользуются только самыми базовыми банковскими услугами и сервисами: снять деньги с карточки, оплатить мобильный телефон в банкомате, расплатиться карточкой за покупку в магазине. Не у всех есть представление о деньгах. По словам психиатра, трудоустроенные пациенты психоневрологического интерната забывают, что такое деньги или не знают, на что их потратить, забывают ПИН-коды, теряют карточки. В ходе короткого разговора пациент, живущий в ПНИ, рассказал, что потратил пенсию на подключение модема, чтобы играть в машинки, но к интернету так и не подключился. Ниже приведены выдержки из интервью с пациентами психоневрологического интерната с диагнозами «умственная отсталость» и «шизофрения».

Павел, пациент психоневрологического интерната

- А можете рассказать, что вы вообще делаете с карточками, кроме как снять деньги, положить деньги, есть ещё что-то?

- Нет, ничего больше…

- А мобильным банком пользуетесь?

- Нет, они и так знают, когда зарплату переводят. Когда в начале месяца нам квиточки выдают на зарплату, я уже знаю…

- Сберегательная книжка у вас есть?

- Есть, ну она ни к чему.

- Не пользуетесь?

- Нет.

- Ты сам открывал сберкнижку?

- Ну, я когда поступал [в интернат], у меня при себе была, паспорт, документы мои.

- А поступал когда?

- В 2005-м.

- То есть с того времени ты туда не обращался, в эту сберкнижку?

- Нет, а зачем? У меня пока нет нужд.

Дмитрий, пациент психоневрологического интерната

- Я пользуюсь через интернет. Тяжело переводить деньги на другой банк, например Банк Москвы, очень долго.

- И там с процентами?

- Нет. Я перевожу, и день даётся. Очень сложно. И связь прерывается. Большие суммы нельзя, только маленькие. Неудобно. А Банк Москвы - удобно. Я перевожу деньги на интернет, и это долго поступает, а Банк Москвы - быстро… Хотелось бы, чтобы Сбербанк сделал функции, оплачивать кино например, в Банке Москвы есть, а в Сбербанке нет.

- А скажите, что вы ещё оплачиваете? Кино, вы сказали.

- Кино, спортивные вещи, магазин онлайн «Ситилинк».

Владимир, пациент психоневрологического интерната

- Расскажите, пожалуйста, почему вы карточку не делали, почему пользуетесь сберегательной книжкой?

- Карточку мы не заводим только потому что… чтобы не забыть ПИН-код. Вот, собственно, и вся причина.

Игорь, пациент психоневрологического интерната

- Вы «Сбербанком онлайн» пользуетесь?

- Коммунальные. И то, коммунальные - я не знаю сейчас, как там сейчас с ними мать поступит. То ли их отключит, то ли не знаю. Потому что что-то плохо.

- Почему?

- То пришлют счёт больше, потом бегай, проверяй, потом пока добьёшься этого всего, они потом дадут бумажку, что мы у вас это удерживаем. Ну, то что у меня, там, 300 рублей за свет, они 150, там, вычитают…

- Вы обычно сами ходите в отделение или с мамой, с семьёй?

- В зависимости от ситуации. Когда как.

- И ходите в ближайший?

- А вы карточкой сбербанковской расплачиваетесь в магазинах?

- (Пауза.) Нет. У меня просто нет такой карточки. Ну, если б была карточка, которой можно было бы расплачиваться, - расплачивался бы. А так у меня нет такой карточки, если пойду работать, то у меня будет такая карточка, то буду расплачиваться.

3. Юридические проблемы

Люди с различными формами ментальной инвалидности часто становятся жертвами мошенников и недобросовестных опекунов. Человек, лишённый дееспособности, не может распоряжаться финансами и без помощи со стороны оказывается на улице или психоневрологическом интернате. В настоящее время проходит доработку законопроект об ограниченной дееспособности, который должен снизить риск злоупотреблений в отношении психических инвалидов.

Андрей Дружинин вот, известная же ситуация. Очень известный такой молодой человек, которого тётя… У него умерла мама. И его тётя (ему сейчас 35, что ли) выписала из квартиры. И, в итоге он остался без жилья собственного. И вот наша юридическая служба очень активно этим занималась. Собственно, из истории Андрея Дружинина родился проект ограниченной дееспособности, когда человек может принимать какие-то решения сам, какие-то - с помощью опекуна. И опекуном может быть не только человек, может быть несколько опекунов, которые распределяют обязанности.

Алёна Легостаева, Центр лечебной педагогики

Сейчас введены изменения в ГК, лицо может быть недееспособным вследствие психического расстройства. Это значит, что он может голосовать и так далее, но сделки может совершать только с согласия своего попечителя. За исключением того, что он свободен в расходовании собственных средств. Все сделки с согласия попечителя, но своими доходами он распоряжается сам. И это может быть ограничено судом, то есть здесь будет судебное решение. Или же суд может ограничить доходы, акции у него, там, были или ещё что-нибудь, а сам попечитель может разрешить снимать пенсию, а может и нет.

Павел Кантор, Елена Заблоцкис, юристы

4. Стереотипы

Стереотипы о людях с ментальной инвалидностью в основном сводятся к восприятию таких людей как опасных и непредсказуемых, либо наоборот - как «овощей», которые ничего не понимают и не чувствуют. Почти во всех интервью повторяется, что людям с психическими нарушениями отказывают в уважении, в праве быть обычным человеком.

Вот даже к совсем умственно отсталому человеку… глубоко умственно отсталому или глубоко аутичному, с тяжёлой формой аутизма, неправильно относиться как к маленькому, как к слабенькому какому-то такому, жалея… В основе должно быть уважение. И если в основе будет уважение, есть шанс - это не сто процентов, но есть шанс! - что мы можем создать для него условия полноценной жизни.

Игорь Шпицберг, МГАРДИ

Опять-таки при этих центрах соцобслуживания или в каких-то публичных местах должны быть популяризаторские лекции об отношении к другим людям. Потому что в народе никакой толерантности нет к этим пациентам. И все эти разговоры об инклюзивном образовании и программах - это филькина грамота. Люди просто не забирают альбомы выпускные, потому что там, в этих альбомах, на фотографии сидит такой вот олигофрен. Люди просто не берут себе эти альбомы - «Мы не хотим себе такое на память». Вот тебе и толерантность общества.

Наталья Жигарева, психиатр

В официальных учреждениях опекуны инвалидов постоянно сталкиваются с подозрением: «сейчас они будут что-то просить, выбивать себе какие-то преференции». О пренебрежительном отношении в интервью упоминается неоднократно.

Вот не далее мы с Юлией Игоревной были в Сбербанке, мы хотели открыть там счёт МГАРДИ, нас встретил начальник юридического отдела на Ленинском, 105, и вы знаете, прозвучала фраза… Мы не расслышали какой-то вопрос, он сказал: а, с чем? МГАРДИ? А, вы с инвалидами работаете, им можно не отвечать на вопросы. После этого мы из Сбербанка ушли. Вот настолько хамское отношение персонала…

Ева Стюарт, МГАРДИ

Почему я оформила доверенность на 10 лет? Ровно потому, что я не хочу трепать нервы себе и своему ребёнку - уже взрослой девушке, дееспособной, заметьте. Но мне вот эта демонстрация прилюдная… Это унижает человеческое достоинство! И ребёнка, и моё. И вот этого дискомфорта люди пытаются избежать. Именно поэтому к ним и не приходят.

Юлия Камал, МГАРДИ

Стереотипы легко находят почву для распространения, поскольку люди с ментальной инвалидностью исключены из обычной жизни, они редко учатся и работают вместе с обычными людьми. Популярной информации о людях с психическими особенностями мало, хотя в последние 10 лет в России её стало существенно больше благодаря деятельности родительских и благотворительных организаций.

Для того чтобы дети в школе начали нормально относиться к детям с инвалидностью, важно, во-первых, чтобы эти дети там были. Поэтому если мы делаем доступными только 15% отделений, то с чего бы эта толерантность была? Это первое. Второе: там должны быть специальные приспособления. Вот идёт обычный человек - раз! Подиум. Что это, зачем? Раз! Точечки. А ведь можно снять короткий ролик, крутить его во всех Сбербанках, что есть такая возможность, что Сбербанк установил такие вот кнопки, допустим, обучил сотрудников, что вы столкнётесь с доброжелательным, корректным приёмом. И этот ролик ведь можно не только у себя в Сбербанке пустить, это же можно ещё и по каналам крутить. Тогда люди об этом узнают. Мы же как их информировать можем? У нас в организации свой контингент, 2000 членов, но это только 2000, а в Москве миллион 200 тысяч инвалидов.

Игорь Шпицберг, Ева Стюарт, МГАРДИ