Методы воздействия на пациента. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом. Влияние врача на самосознание больного




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. Особенности психологического портрета врача. Специфика и сущность взаимоотношений больного и врача. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2008

    Специфика взаимоотношений больного и врача. Социально-психологические и гендерные особенности, эмоционально-ценностные составляющие психологического портрета врача. Взаимосвязь между психологическими параметрами личности врача и его профессиональностью.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении как залог успешного лечения.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Психологическое воздействие в комплексном подходе к лечению больного. Гуманизм и сознание долга как важные качества врача. Врачебная тайна в отношениях больного и врача. Общая и профессиональная культура, требования к внешнему виду и личности врача.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Психологическое состояние пациента. Основы создания позитивного настроения во взаимоотношениях "пациент – врач". Учет психологических особенностей работы с пациентом. Основные причины создания позитивного настроя при работе врача-стоматолога с пациентом.

    реферат , добавлен 20.05.2013

    Многоосевая классификация психотерапии и ее формы. Сущность психотерапевтического процесса, медицинской и психологической модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта, техника и средства психотерапевтического воздействия.

    реферат , добавлен 11.08.2009

    Синдром эмоционального выгорания. Тревожность и депрессивность врача, его интровертированность. Установление доверительных отношений "врач-больной". Направленность субъекта на самого себя. Негативные проявления профессиональной деформации врача.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Синдром эмоционального выгорания. Тревожность, депрессивность врача. Интровертированность, коммуникативная толерантность. Развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам. Степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения.

    презентация , добавлен 24.05.2012

Способность воздействия на психику больного , сила внушения, излияния, доминирования осуществляемая ими вокруг, делала знаменитыми, наряду с их эрудицией, некоторых крупных врачей, иллюстрирующих историю нашей профессии, как Шарко, Дюбуа, Фрейд, Альварез и даже Аксель Мюнтэ. Такие качества должен прививать себе наряду с терпением и приветливостью, в рамках как можно более гуманной личности, и врач наших дней, если хочет быть достойным этого наименования. К сожалению, этими качествами ныне слишком пренебрегают. Это, однако, его долг вспомнить и об этой стороне своей подготовки и личности, такой полезной и теперь для хорошей практики (необходимой, как мы видели, для разрешения некоторых страданий психического происхождения).

Наряду с обычным психологическим лечением (малой терапевтики), доступной любому врачу-практику, можно прибегнуть еще к широкой гамме других, более специальных терапевтических средств: аутогенную тренировку, лекарственное лечение психолептическими средствами, гормональными и пр., внушение, гипноз, нарко-анализ, психо-анализ, лечение сном, трудовая терапия и пр. Они входят в область специалиста (к которым иногда следует прибегать). Некоторые из этих средств - особой тонкости и допускают массу оттенков и вариантов; только в аналитической психотерапии известны 10 методов (они рассматриваются в новой книге Форда и Урбана).

А теперь, один лишь пример из собственной папки психосоматической патологии, чтобы показать патогенную потенцию самого простого из неприятных чувст, душевного недовольства (банальное аффективное состояние, зачастую так тяжело выражаемое, так тяжело схватываемое, почти всегда неясное, но такое вредное во многих случаях) и чтобы проиллюстрировать самую обычную выразительную соматическую форму этой патологии.

Один из коллег, сильно перешагнувший зрелый возраст , пришел спросить моего мнения о здоровье своей супруги, в последнее время оставляющее желать многого. Речь шла о многих, но не ясных расстройствах: потеря аппетита, разные диспептические нарушения (вздувание, запор, чувство горечи во рту), ощущение предсердечной тяжести и сжимания с неясной иррадиацией вверх, ощущение онемения конечностей, головные боли пр. Коллега подозревал, что речь идет о преклимаксе.

Меня поразило, при первой встрече, лицо больной (тоже человек умственного труда): депрессивная, меланхолическая физиономия, с легкой, печальной, горькой улыбкой и взглядом, выражающем страдание, недовольство; лицо показывающее внутреннее сдерживаемое волнение.

Объективное обследование не выявило ничего особенного, за исключением выдающейся вегетативной лабильности депрессивного вида: пониженное артериальное давление, подчеркнутое в стоячем положении, дыхательная аритмия, сильный дермографизм, с запаздывающим появлением, но удлиненной продолжительностью.

Опрос, касающийся духовной , аффективной, половой жизни в таких условиях провести было трудно. Несколько заданных мною деликатных и осторожных вопросов не вызвали удовлетворительных ответов. У меня было впечатление, что они далеко не искренни.

Я поставил диагноз невро-вегетативной дистонии , без того, чтобы мог объяснить субстрат (эндокринный? психогенный?) и назначил адекватное лечение; также попросил скорого свидания.

После 10 дней лечения , положение не изменилось намного. Но за это время я узнал ряд важных вещей. Коллега мужа по работе дал мне несколько ценных сведений. Муж на работе очень вежлив, но дома он „небольшой тиран", говорит наставительно, под видом „приказов и распоряжений", сравнительно молчалив и выражает мало эффективности по отношению к жене; редко выходят вместе на спектакли, нет у них общей жизни социальных отношений, супруг чаще выходит в город сам или с группой коллег. Кроме того, хотя и приближается к 60-ти летнему возрасту, проявляет внимание, более чем любезное, одной молодой ассистентке, недавно поступившей на работу (о чем, кажется, узнала супруга).

Обладая этими сведениями , я попросил у супруга свидания с глазу на глаз. Деликатно, не вдаваясь в подробности и оставаясь в рамках общих понятий, я объяснил ему насколько могут быть вредны для жены отсутствие понимания, эффективности, близости (хотя бы душевной), и что вначат для хрупкой психики женщины несколько знаков внимания, несколько нежных жестов: их не следует оставлять на долю дон-жуанов (сила которых и состоит в умении использовать максимально это оружие) и не следует покидать их через несколько недель после женитьбы (а следует использовать постоянна для счастливой семейной жизни, и сохранения ее теплоты в течение многих лет).
Коллега выслушал меня без протеста и ушел не рассерженным.

Через три месяца оба супруга нанесли мне визит. С порога я узнал: что-то изменилось к лучшему. Лицо женщины сияло, лучилось, освещенное бодрой, открытой улыбкой, ясным, живым, оптимистическим взглядом. У нее больше ничего не болело, не было больше никаких расстройств. У супруга тоже был довольный вид, надутый,. как индюк, явно приписывал себе чудо исцеления. Собственно, оно так и было: он меня понял, изменил свое отношение, отказался от поздних галантных похождений и усвоил все мои советы, мысли, а именно, что женщина нуждается в привязанности, нежности, в ласке внимании, как цветок нуждается в воде, чтобы сохранить свежесть, пышность, цвета и распространять благоухание.

Сколько неясных страданий , особенно женских (но и мужских) можно было бы излечить просто, естественно таким лечением, согласием!
Сколько существ, изнуренных бесчисленными страданиями соматического вида можно было бы вылечить пониманием, согласием, улыбкой, цветком, нежным взглядом, лаской, деликатным словом, теплым пожатием руки!

Санкт-Петербург


Введение…………………………………………………………………..3

1. История развития магнитотерапии……………….……………………..4

2. Механизм воздействия магнитотерапии на организм человека………5

3. Противопоказания для магнитотерапии…………………………..........6

4. Показания к применению……………...………………………………...7

5. Сеанс магнитотерапии…………………………………………………...8

6. Аппараты, применяемые для проведения магнитотерапии…………...9

Список литературы……………………………………………………...11


Введение

Магнитотерапия представляет собой лечение заболеваний при помощи магнитных полей. Методы магнитотерапии в нашей стране признаны медицинскими. Они достаточно широко используются в государственных и частных лечебных учреждениях России. Эти методы комфортны для пациента и приносят ощутимый положительный эффект.



Можно сказать, что магнитотерапия является безопасным и недорогим методом. Она не вызывает привыкания у пациента и не имеет побочных эффектов. Очень часто этот метод оказывается способен достойно заменить различные лекарства. Важно, что эту методику могут применять люди любого возраста, ее легко переносят даже ослабленные больные. В настоящее время метод магнитотерапии успешно используется для лечения и профилактики различных заболеваний. Особенно широко он применяется в Японии, Китае и Америке.

Сегодня лечиться магнитотерапией люди могут не только в медицинских учреждениях. Разработаны приборы и для домашнего применения.

1. История развития магнитотерапии

Люди с древних времен знакомы с явлением магнетизма. Оно было названо в честь города Магнессии, расположенного в Малой Азии. В этом месте были найдены залежи магнитного железняка.

Китайские медики в древние времена использовали магнитные камни. Они прикладывали их к определенным точкам на теле пациента с лечебными целями.

Царица Египта Клеопатра постоянно носила магнитный амулет. Она считала, что это помогает сберечь молодость и красоту.

Знаменитый швейцарский врач Парацельс широко применял магниты для лечения различных заболеваний. Можно предположить, что именно он впервые начал использовать различные полюсы магнита для достижения различных целей.Он лечил магнитами воспаления, эпилепсию, поносы и кровотечения.

В конце 18-го века магнетизм получил широкое распространение.

В Париже «Королевское медицинское общество» исследовало возможности использования магнитов в медицинских целях. Была открыта эффективность магнитов при лечении нервных заболеваний, судорог и болей. Своим пациентам врачи начали назначать ношение магнитных браслетов, амулетов и поясов.

В Америке эти методы обрели большую популярность после окончания гражданской войны. Тогда ощущалась острая нехватка врачей, и людям приходилось заниматься самолечением.

Тибетские монахи даже в настоящее время прикладывают магниты к голове особым образом. Это позволяет улучшить концентрацию внимания и повысить способности к обучению.

Во всем мире сегодня предлагается широкий ассортимент магнитной продукции: пояса, стельки, подушки, украшения и т.д.

2. Механизм воздействия магнитотерапии на организм человека

Магнитотерапия основана на воздействии переменного магнитного поля низкой частоты на весь организм пациента или на его часть. Под воздействием этого поля ткани человеческого организма не намагничиваются. Но такие составные элементы ткани, как вода и элементы крови, могут получать магнитные свойства.

Для лечения используются переменные (высоко- или низкочастотные) или постоянные магнитные поля. Их можно применять в непрерывном или в импульсном (прерывистом) режимах. Импульсы, в зависимости от метода, могут обладать различной частотой, длительностью и формой.

Магнитотерапия является единственным видом физиотерапевтических процедур, который можно применять даже во время острой формы заболевания, при сильных болях и температуре. Он используется с целью рассасывания гематом и снятия воспалений. Основной целью магнитотерапии можно назвать борьбу с болевыми ощущениями, особенно, с хронической болью.

В организме человека магнитные поля приводят к изменениям таких биологически активных веществ, как: ферменты, протеины и нуклеиновые кислоты. Они также оказывают воздействие на свободные радикалы.

Можно сказать, что методы магнитотерапии воздействуют на организм на очень глубоких уровнях: субмолекулярном, молекулярном и субклеточном.

3. Противопоказания для магнитотерапии

Методы магнитотерапии имеют ряд противопоказаний. Их нельзя применять пациентам, страдающим гипертонической болезнью 3 стадии, системными заболеваниями крови, эпилепсией с частыми припадками, кровотечениями или склонностью к ним. Противопоказана магнитотерапия при резком общем истощении пациента, в случае его общего тяжёлого состояния, при резко выраженном атеросклерозе сосудов головного мозга. Нельзя применять данную методику при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, а также при повышении температуры свыше 38 С. Не используется магнитотерапия при индивидуальной непереносимости.

Магнитотерапия может применяться для лечения детей. Однако абсолютным противопоказанием является возраст до 1,5 лет. Детям до 18 лет чаще всего назначается только локальное воздействие.

4. Показания к применению

Магнитотерапия назначается обычно при очень многих заболеваниях. Основными ее лечебными эффектами являются: сосудорасширяющий, катаболический, лимфодринирующий, трофостимулирующий, гипокоагулирующий, а также гипотэнзивный.

Показанием к применению служат: заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, мягких тканей, вегетососудистая дистония с нарушением сна, артрозы и полиостеоартрозы, трофические язвы голени. Эффективна методика при лечении патологий желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, остеохондроза, бронхиальной астмы нетяжёлой формы, воспаления придатков, а также гнойно-воспалительных заболеваний. Помогает магнитотерапия пациентам, имеющим проблемы с нервной системой, страдающим токсикоманией и алкоголизмом, циститом и цисталгией, хроническим неспецифическим простатитом. Используется при лечении кожно-аллергических заболеваний, сосудистых заболеваний и таких глазных патологий, как: герпетический кератит и язва роговицы.

5. Сеанс магнитотерапии

Для проведения физиотерапевтических сеансов магнитной терапии используют специальные аппараты, которые применяются в комплексе с индукторами в форме соленоида, а также с индукторами-аппликаторами. Индукторы, имеющие форму соленоида, подвергают воздействию практически все ткани человеческого тела, находящегося внутри соленоида. При применении индукторов-аппликаторов глубина магнитного поля составляет 3 – 4 сантиметра.

Необходимо отметить, что выбор глубины воздействия является сугубо индивидуальным и определяется специалистом для каждого конкретного случая.

Очень активной методикой магнитной терапии является методика вращающегося магнитного поля. Для проведения данной процедуры пациента помещают в специальный аппарат, вокруг которого создаётся магнитное поле, постоянно меняющее свое направление.

Дозировка и длительность курса также подбирается индивидуально. Как правило, для полного лечения рекомендуется пройти 10 – 15 процедур (каждый день или через день по 25 минут). Такие курсы повторяют через полтора месяца для закрепления эффекта, а после – ещё раз через полгода.

Лечебный эффект после одной процедуры магнитотерапии сохраняется до шести суток, а после прохождения всего курса – до полутора месяцев.

6. Аппараты, применяемые для проведения магнитотерапии

Для проведения физиотерапевтического лечения остеохондроза с помощью магнитной терапии, разработано большое количество различных приборов, с помощью которых пациенты могут осуществлять лечение как в стационаре, так и в домашних условиях.

Для лечения остеохондроза, в том числе осложнённого корешковым или рефлекторным синдромом, используется портативный аппарат российского производства “МАГ – 30”. Принцип действия данного устройства заключается в генерации низкочастотного переменного неоднородного магнитного поля, оказывающего лечебный эффект на человеческий организм.

“АМО – АТОС” – это аппарат, который вырабатывает бегущее магнитное поле. В процессе его использования наблюдается противовоспалительный, рассасывающий, противоотёчный, иммуномодулирующий, сосудорасширяющий и регенеративный эффект. Данный прибор разрешён к применению в стационарах и для амбулаторного лечения. Практически у 92% пациентов, страдающих остеохондрозом, наблюдается положительный клинический эффект. Необходимо отметить, что при применении аппарата “АМО – АТОС” имеется возможность сочетать магнитотерапию и электорофорез, так как под электроды разрешается подкладывать пропитанные лекарственными препаратами марлевые повязки.

Аппарат “АЛИМП – 1” – это суперсовременное устройство, с помощью которого появилась возможность воздействовать на достаточно большую площадь тела пациента. Его использование при относительно невысоких значениях магнитной индукции позволяет добиваться стойкого лечебного эффекта.

Необходимо заметить, что это далеко не все магнитотерапевтические приборы, которые на современном этапе успешно внедрены в клиническую практику.

Магнитотерапия – это абсолютно безболезненная процедура, очень хорошо переносимая пациентами. Она не требует больших затрат или применения сложной техники. Их всех физиотерапевтических методов лечение магнитным полем является наиболее мягким и щадящим. Оно прекрасно переносится даже пожилым и ослабленным больным, которым другие процедуры противопоказаны. Также необходимо отметить, что магнитные поля способны проникать практически через любую среду и поверхность, в связи с чем, их применение разрешается даже при наличии гипса, наложениях мази или других медицинских приспособлений.

Список литературы

1. http://mz-clinic.ru/methods/magnitoterapiya.html;

2. http://refdb.ru/look/1087768.html;

3. Магнитотерапия // Малая медицинская энциклопедия;

4. Оржешковский В. В., Оржешковский Вас. В. Бишофитотерапия // Вестник физиотерапии и курортологии, 2005. № 3, С.62-71.

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.
Взаимоотношения между врачом и пациентом - одна из важных проблем медицины. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество врачебной помощи и сказываются на течении лечебного процесса. Речь идет не только о крайних проявлениях нарушенных взаимоотношений в виде жалоб пациента на нечуткое обращение и т.д. Даже стертые проявления конфликтных взаимоотношений, невербализированные, вполне ощутимо влияют на настроение. В коммуникации участвуют обе стороны.

Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом

Традиционное общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами, перцептивная (лат, perceptio -- восприятие) -- в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.
Цель врача -- выработать определенную точку зрения на сиюминутные и потенциальные проблемы пациента. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие: обратной связи; коммуникативных барьеров; коммуникативного влияния; вербального и невербального уровней передачи информации.
В контексте общения врача и пациента обратная связь -- это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как она сама, ее поведение и предоставляемая ею информация воспринимаются и оцениваются пациентом.
Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями “говорящего” и “слушающего”. Поэтому врач также выражает свою реакцию -- прямо или косвенно. В первом случае информация, поступающая от врача (“говорящего”), в открытой форме содержит реакцию на поведение пациента (“слушающего”): “Я не смогу ответить на ваш вопрос”, “Я не приветствую нарушение вами режима”, “Я с трудом понимаю, о чем сейчас идет речь” и т.д.; реакция может также проявляться жестами и другими элементами невербальной коммуникации. Такая обратная связь обеспечивает адекватное понимание ее пациентом и создает условия для эффективного общения.
Косвенная обратная связь -- это завуалированная форма передачи партнеру информации. Для этого используются риторические вопросы типа “Вы действительно так считаете?”, “И это поможет?” иронические замечания типа: “Да... У нас теперь все знают, как надо лечить”, вербальные и невербальные реакции и т.д. В данном случае “слушающий” должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему “говорящий” и каковы на самом деле его реакция и его отношение. Естественно, догадки не всегда оказываются верными, что значительно затрудняет процесс общения.
Выступая в роли “слушающего”, врач должен по возможности недвусмысленно реагировать на слова и поведение пациента. В затруднительных случаях лучше сказать: “Это не входит в мою компетенцию, надо посоветоваться с коллегами”.
Если пациент предоставляет врачу информацию, не поддающуюся однозначному толкованию, он обязан задать уточняющие вопросы.
Известно, что спонтанный прием сигналов обратной связи неполон и интерпретируется через собственную систему координат. Мы считаем, что система координат врача детерминируется его профессиональной ролью и основывается в большинстве случаев на безоценочном положительном отношении к пациенту. Говоря о большинстве случаев, мы имеем в виду что иногда врач может поведенчески оценивать некорректное, с его точки зрения, поведение пациента, например, несколько фамильярное.
С другой стороны, касаясь феномена обратной связи, нельзя не заметить, что подобное поведение пациента, возможно, является ответом на поведение врача, которое позволило ему вести себя подобным образом.
В процессе общения встает проблема не столько обмена информацией, сколько ее адекватного понимания. От чего оно зависит?
Во-первых, форма и содержание сообщения существенно связаны с личными особенностями “говорящего”, его представлениями о “слушающем” и отношением к нему и к ситуации, в которой происходит общение. Во-вторых, всякое сообщение трансформируется под влиянием особенностей личности “слушающего”, его отношения к автору сообщения, тексту, ситуации. Так, одни и те же слова, услышанные пациентом из уст врача, соседа по палате, родственника, могут вызвать у него разные реакции. Замечание врача, скорее всего, будет выслушано с должным вниманием, а замечание соседа -- с раздражением. Одну и ту же информацию разные люди могут воспринимать совершенно по-разному в зависимости от воспитания, особенностей личности и даже политических пристрастий. Одно и то же высказывание врача один пациент воспримет как справедливое замечание, а другой -- как “вечную придирку”.
Адекватное восприятие информации зависит также от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В данном случае можно говорить как о существовании у пациентов психологической защиты от информации о состоянии здоровья и о прогнозах в этом отношении, так и о возможных препятствиях на пути адекватного восприятия информации у врача. М.Р. Битянова (1994) выделяет фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурный и барьеры отношений.
Фонетический барьер может возникать, когда врач и пациент говорят быстро и невыразительно или на разных языках и диалектах, имеют дефекты речи и дикции.
Семантический (смысловой) барьер связан с проблемой жаргонов, свойственных людям определенных возрастных групп, профессий или социального положения (например, язык подростков, наркоманов, моряков, хакеров, жителей удаленных местностей и т.д.). Снятие такого барьера -- актуальная проблема для представителей медицинской профессии, поскольку от его преодоления зависит успешность терапевтического контакта. Поэтому у врача должны быть навыки усвоения чужих семантических систем.
Особенно важно это для врача скорой медицинской помощи. Специфика работы в службе экстренной помощи обязывает врача владеть в полной мере всеми приемами психологии общения и уметь быстро ориентироваться и налаживать контакт с пациентами, а также с родственниками, очевидцами происшествий, работниками милиции и т.д.
В экстренных ситуациях правильно собранный анамнез, быстрый контакт с пациентом часто стоит человеку жизни.
С другой стороны, бывает, что медработник сам провоцирует возникновение смыслового барьера у пациента, без надобности используя профессиональные термины. В дальнейшем это может привести к развитию патологических реакций вследствие неблагоприятного воздействия на психику пациента.
Возникновение стилистического барьера возможно при несоответствии речи врача ситуации общения, например при его фамильярном поведении, когда он всех пациентов старше определенного возраста называет “бабуля” и “дедуля”, не учитывает психологических особенностей людей и их психологического состояния (изменение сознания вследствие заболевания или приема лекарственных препаратов).
Когда врач проводит психопрофилактические беседы с пациентами перед всевозможными вмешательствами обучает их навыкам приема лекарственных препаратов, использованию аппаратуры, знакомит с различными методиками здорового образа жизни, может возникнуть барьер логического непонимания, т.е. логика рассуждений врача может быть либо слишком сложна для пациента, либо казаться ему неверной или неубедительной. Логика доказательств пациента также может быть ошибочной с точки зрения врача. Пути выхода из этих неравнозначных ситуаций, естественно, различны, о чем пойдет речь ниже.
Причиной возникновения социально-культурных барьеров может выступать восприятие пациента как лица определенной профессии, определенной национальности, пола, возраста, социального статуса. Врач должена быть готов к возникновению этого барьера, к тому что для определенной части больных его авторитет недостаточен; особенно это актуально для молодых врачей.
В процессе общения врача и пациента могут возникать и барьеры отношений. Речь идет об отрицательных эмоциях, которые вызывает человек, причем причину этого часто трудно осознать, о формировании к нему отрицательного отношения, которое распространяется и на передаваемую им информацию (“Зачем вы слушаете эту Марию Ивановну? Разве она может что-нибудь путное сказать?”).
Рассматривая сущность психологического барьера, нельзя не заметить, что любой из них -- это прежде всего защита, которую выстраивает пациент на пути предлагаемой ему информации. Например, представим себе заядлого курильщика, почувствовавшего себя плохо и обратившегося за советом к своему другу, профессиональному медику Друг, оценив состояние его здоровья, заявляет о необходимости бросить курить, приводя следующий аргумент: “У тебя становится жестким дыхание, и сердце пошаливает”.
Если человек не хочет затрачивать усилия и расставаться с устойчивой привычкой, как он может защититься от столь неприятной и травмирующей информации? Есть несколько психологических барьеров, которые используются с этой целью. Первый путь -- искажение такой информации, повышенное внимание ко всем противоречащим ей фактам: “Сегодня я чувствую себя значительно лучше, сердце спокойно -- это было временное явление” или: “В этой заметке говорится о том, что курение помогает справиться со стрессом”. Второй путь -- снижение авторитетности источника информации: “Конечно, он врач, но уже много лет как занимается гастроэнтерологией. Много он понимает в сердечных болезнях!” Наконец, третья возможность -- защита через непонимание; “Знал бы он, что такое действительно плохое дыхание! Вот у моего соседа, например! И ничего, курит”.
Любая поступающая к “слушающему” информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их частичного или полного изменения. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия -- авторитарный и диалогический, различающиеся характером психологической установки, возникающей у “говорящего” по отношению к “слушающему”. В большинстве случаев установка не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия это -- позиция “сверху”, в случае диалогического -- “рядом”. Как врач, так и пациент могут занимать в диалоге позиции “сверху”, “рядом”, “снизу” -- это зависит от типа лечебного учреждения, взаимоотношений медицинского персонала между собой, индивидуальных особенностей общающихся.
В случае равноправной установки оба партнера воспринимаются как активные участники коммуникативного процесса, имеющие право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.
При авторитарном воздействии “говорящий” предполагает подчиненное положение “слушающего”, воспринимает его как пассивный объект воздействия, без учета его особенностей. Например, врач в данном случае полагает, что пациент должен внимать и некритически впитывать информацию, что у пациента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном врачу направлении.
Манипулирование пациентом в процессе передачи информации, с одной стороны, противоречит принципам и этическим нормам но, с другой стороны, является основной формой воздействия на пациента в наших лечебно-профилактических учреждениях.
Это связано с традиционной моделью взаимоотношений медицинских работников с пациентами в нашей стране, незнанием законодательных актов и нежеланием основной массы работающих врачей внедрять их в практику
Так каким же образом врач может стремиться к достижению взаимопонимания в беседе с пациентом? В частности, исследования Susan E.Brennan показывают, что лексический консенсус, или lexical entrainment (понятие предложено S. Brennan) достигается, если говорящий использует в беседе те паттерны, применение которых во время предыдущих встреч помогало найти общий язык, даже если в данном случае можно было выразить свою мысль гораздо проще и яснее.
В данном контексте особое значение приобретает первая встреча врача с пациентом, результат которой зависит от ее установки на достижение взаимопонимания. Именно принятый врачом при первой встрече стиль общения в дальнейшем определит конструктивность общения в целом.

Влияние врача на самосознание больного

Задачей терапии с точки зрения влияния врача на самосознание больного является улучшение его способности к сознательному целенаправленному управления психической саморегуляцией, активному противодействию болезни.
Врач как педагог при общении с пациентом наиболее полно реализует принцип "исцеление через осознание" и то известное многим клиницистам положение, что больного часто надо не только лечить, но ещё и учить и воспитывать.
Учить - означает прибавить человеку знаний, которые избавляют от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.
Воспитание предусматривает многократное, терпеливое, доброжелательное повторение ряда положений, с помощью которых дольные избавляются от слабостей, ошибок, вредных привычек, от предрассудков, тенденциозности, предубеждений и суеверий.
Роль и значение педагогической психотерапии были отмечены ещё В.М. Бехтеревым. В.Н. Мясищев, его ученики и последователи успешно применяли и применяют этот метод на практике.
Педагогическая психотерапия является естественным продолжением рациональной психотерапии, отвечая полностью современным задачам психоневрологической и соматической клиник. Она стимулирует гибкость и оперативность клинического мышления врачей, обогащает принципы комплексной психотерапии, позволяя в форме индивидуальной или коллективной психотерапии решать самые актуальные вопросы интенсивного лечения и профилактики.
С помощью этого метода, который может успешно применяться в лечебном учреждении любого профиля, решаются следующие задачи:
- Избавление больных от неведения и ошибок суждения
- Коррекция большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха
- Обоснование и внушение оптимистической лечебной перспективы
- Социальное активирование заболевшей личности
Во время сеансов педагогической психотерапии практикуются взаимное ободрение и поощрение к выздоровлению, использование так называемого "психотерапевтического зеркала", анонимное обсуждение рисунка поведения переживаний больных, соучастие, сопереживание и доброжелательное стимулирование.
В настоящих условиях врач должен быть непременно психологом потому, что это позволит ему точнее ориентироваться в характерологии, личностных реакциях людей, поможет изучить особенности мышления пациента, а также выяснить его морально-этические и социальные установки. Врач должен быть ещё и педагогом, свободно владеющим дидактикой, потому что многие положения психогигиены требуют от людей устойчивых навыков, выполнения обязательных правил, рекомендаций, без которых эта деятельность становится абстрактной и даже эфемерной. Культура людей формируется и достигает больших высот только тогда, когда объединяются 4 следующих а и т.д.................

Лекция 2. МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ В ПСИХИАТРИИ.

Терапия любого психически больного включает комплекс медицинских мероприятий:

Обследование

Постановка диагноза

Оказание при необходимости экстренной помощи (алкогольный делирий, кататоническая форма шизофрении)

Проведение курсовой терапии с использованием различных медикаментозных средств

Психотерапии,

Физиотерапии

Социотерапевтических мероприятий, направленных на его социально-

психологическую коррекцию и реабилитацию.

Выделяют несколько направлений терапевтических подходов в психиатрии.

Психотерапия - комплексное психологическое воздействие врача на психику больного. Основным инструментом врача является слово. Психотерапия охватывает всю область общения врача и больного. Врач любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое воздействие. Умение беседовать с больным, чтобы проникнуть к нему в душу и завоевать доверие, необходимо врачу-психиатру. Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Основу всех психотерапевтических воздействий составляют внушение и разъяснение, предлагаемые в различных соотношениях и последовательности.

Рациональная (разъяснительная) психотерапия - метод воздействия на больного путем логически аргументированного разъяснения. Проводится обычно в форме диалога между врачом и пациентом. Цель такого собеседования -разъяснение причин и характера заболевания, его возможных исходов, необходимости назначенного лечения, исправление неверных представлений пациента о своей болезни. Прежде чем в чем-то убеждать больного, врач должен его терпеливо и внимательно выслушать, ибо это имеет огромное значение для установления эмоционального контакта между врачом и пациентом.

Суггестивная терапия - внушение различных мыслей, включая неприязнь

и отвращение (например, к алкоголю). Внушение принимается больным без логической переработки и критического осмысления. В момент внушения пациент воспринимает информацию пассивно, без размышлений. Влияние оказывается в основном нa эмоциональную сферу. Внушение осуществляется как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна. Внушение в состоянии бодрствования проводится либо в индивидуальном порядке, либо коллективно. Для проведения внушения необходимы соответствующие условия: изолированное от шума затемненное помещение, удобные кресла (чтобы больной расслабился). Большое значение имеет мимика, движения, речь врача, его внешний вид.

Самовнушение -внушение самому себе представлений, мыслей,

чувств, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врача-психотерапевта.

Гипноз -лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического сна. Перед началом лечения больному объясняют сущность метода, чтобы он не боялся, не напрягался во время сеанса. Каждый сеанс состоит из трех этапов: усыпление, собственно внушение, выход из гипноза. Число сеансов на курс лечения -10-15. Можно проводить сеансы гипноза с группой больных. Для этого подбирают пациентов с одинаковой патологией и проблемами.

Семейная психотерапия -лечебное воздействие, направленное на урегулирование межличностных отношений в семье больного. Используется для профилактики и лечения неврозов, реабилитации психически больных после выписки из стационара с целью создания благоприятного микроклимата в семье.