Железы внутренней секреции. Гуморальная регуляция
Половые железы человеческого организма исполняют ряд важных функций: определяют физиологические особенности пола и отвечают за размножение. Они характеризируются смешанным типом секреции, так как вырабатывают и половые клетки, и специфические гормоны. Женские и мужские гонады имеют некоторые особенности. Тем не менее, регуляция деятельности желез осуществляется гонадотропными
Мужские половые железы . Половые железы мужчины представлены яичками, в которых вырабатывают сперматозоиды (половые клетки), а также андрогены (специфические мужские гормоны).
Процессы сперматогенеза происходят в так называемых клетках Лейдига. Образование сперматозоидов идет практически непрерывно — начиная с и заканчивая возрастом 50 - 60 лет (это индивидуальные данные), когда семенники атрофируются, и их физиологическая активность медленно затухает. Созревают половые клетки в
Мужской сперматозоид состоит из головки, шейки, хвоста и жгутика, с помощью которого он может передвигаться. На головке клетки имеется так называемая акросома, в которой содержатся ферменты, разрушающие оболочку яйцеклетки. В женском влагалище сперматозоид может быть активен до 6 суток.
Что же касается половых гормонов, то самым важным является тестостерон, продукция которого регулируется гипофиза. Этот гормон имеет огромное значение в развитии мужского организма, так как отвечает за:
- увеличение и активное развитие половых органов во время полового созревания;
- развитие оволосения по мужскому типу;
- голоса;
- активный рост и развитие мышц;
- формирование костей;
- появление влечения к людям противоположного пола;
Как можно заметить, половые железы у мужчин исполняют довольно важные функции. Например, при нарушении процессов сперматогенеза человек не способен произвести потомство. А при недостатке половых гормонов развивается так называемый евнухоидизм — у мужчины наблюдается отложение жира на груди, бедрах и ягодицах, части тела растут непропорционально, половые органы остаются недоразвитыми, отсутствует половое влечение, развиваются психологические отклонения.
Женские половые железы . Гонады женщин представлены яичниками, в которых созревают яйцеклетки и синтезируются женские и прогестерон. Каждый женский яичник состоит из двух шаров: стромы и коркового вещества.
Фолликулы с яичниками на разных стадиях созревания расположены в корковом веществе. И если у мужчин процесс образования сперматозоидов идет в течение всей жизни, то у женщин все половые клетки закладываются еще во время эмбрионального развития. В месяц созревает только одна яйцеклетка, которая разрывает фолликул и двигается по фаллопиевой трубе. На месте фолликула образуется которое затем превращается в белое, в последующем на месте вышедшей яйцеклетки остается небольшой рубец.
Половые железы у женщин продуцируют и специфические гормоны: прогестерон и эстрогены. Эстрогены выполняют ряд функций:
- отвечают за увеличение внешних и внутренних половых органов во время полового созревания;
- формируют женский тип оволосения;
- ускоряют развитие молочных желез;
- тормозят рост костей в длину;
- стимулируют процессы синтеза жиров, которые за тем откладываются на груди, животе, бедрах и ягодицах — это особенности женского телосложения;
Прогестерон выделяется желтым телом. Его основная функция — это подготовка эндометрия матки к внедрению оплодотворенной яйцеклетки. Этот гормон также влияет и на молочные железы, вызывая их набухание.
Если половые железы женщины работают неправильно, то это чревато бесплодием, задержкой полового развития, психологическими травмами.
1. В чем суть гуморальной регуляции процессов, происходящих в организме?
Гуморальная регуляция процессов происходит через жидкие среды организма (кровь и лимфу) при помощи химически и физиологически активных веществ – гормонов. При попадании в кровь гормоны разносятся по всему организму, и, попадая в определенные органы и ткани, оказывают на них определённое воздействие (замедляют или ускоряют рост тканей, ритм сердца и т.д.).
Гуморальная регуляция тесно связана нервной (нейрогуморальная регуляция), когда для нормального функционирования нервной системы необходимо поддержание определенного уровня гормонов, и железы получают иннервацию со стороны автономной нервной системы, регулирующий уровень секреции гормонов, соответствующий потребностям организма в данный момент.
2. Дайте определение понятия «железы внутренней секреции». Используя рисунок на с. 48 учебника, объясните, чем они принципиально отличаются от желез внешней секреции.
Железы внутренней секреции – секреторные железы, не имеющие выводных протоков и выделяющие вырабатываемые гормоны (биологически, химически и физиологические вещества) непосредственно в кровь или лимфу. В отличие от желез внутренней секреции железы внешней секреции выводят секрет наружу через выводные протоки желез и действует более локально, чаще секрет служит для процессов пищеварения. Железы внешней секреции выделяют вещества периодически, в отличие от желез внутренней секреции, которые выделяют образуемые вещества постоянно.
3. Назовите основные свойства гормонов.
Избирательность (они действуют на строго определенные ткани или органы, в которых есть рецепторы к данным гормонам), активность (действуют в ничтожно маленьких количествах), быстро разрушаются в тканях, действие гормонов начинает проявляться через несколько минут или часов, то есть достаточно медленно, но продолжительность действия выше времени действия нервного импульса.
4. Какие вы знаете железы смешанной секреции? Докажите, что поджелудочная железа является железой внутренней секреции.
К железам смешанной секреции относятся поджелудочная железа и половые железы.
Клетки поджелудочной железы, связанные с выводным протоком поджелудочной железы, вырабатывают сок, участвующий в расщеплении пищевого комка до питательных веществ, другие клетки поджелудочной являются типичными железами внутренней секреции и выделяют такие гормоны как инсулин, глюкагон и соматостатин, то есть железа обладает признаки желез и внешней, и внутренней секреции.
5. Перечислите известные вам железы внутренней секреции. Какие из них являются парными, непарными?
Непарные железы: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, островки Лангерганса поджелудочной железы, тимус.
Парные железы: околощитовидные, надпочечники, половые.
6. Составьте таблицу «Железы внутренней секреции», указав название железы, выделяемый ею гормон, его действие на организм.
7. Нарушение деятельности каких желез вызывает такие заболевания, как диабет; гигантизм; кретинизм?
Диабет – заболевание, вызванное снижением секреции инсулина поджелудочной железой либо уменьшения чувствительности инсулиновых рецепторов в тканях при нормальной выработке инсулина.
Гигантизм – заболевание вызванное избытком гормона роста вырабатываемого передней долей гипофиза у молодых людей.
Кретинизм – заболевание, связанное со снижением функции щитовидной железы в детстве.
8. Существуют ли половые различия в системе желез внутренней секреции?
Различия в системе желез существует только в железах вырабатывающих и регулирующих половое развитие и поведение человека. Половые гормоны женщины направлены на формирование половых органов в эмбриогенезе и правильное формирование вторичных половых признаков у девочек, развитие и сохранение беременности, и последующие роды. Половые гормоны мужчин способствуют закладке половых органов у зародыша, формирование вторичных половых признаков по мужскому типу и сперматогенезу.
9. Почему необходимо включать в рацион продукты, содержащие йод?
Йод является веществом, необходимым для выработки гормонов щитовидной железы, соответственно недостаток йода будет вести к развитию таких заболеваний как кретинизм (недостаточное поступление в детстве) или миксидема (у взрослых). К сожалению, йод не может синтезироваться в организме человека, а только поступает к нам с продуктами питания или витаминами.
10. К чему может привести избыток или недостаток гормонов, выделяемых организмом? Приведите примеры.
Недостаток половых гормонов ведет к инфантилизму, недоразвитию вторичных половых признаков, бесплодию, нарушениям полового влечения; избыток тех же гормонов наоборот приведет гиперсексуальности, раннему половому созреванию, бесплодию. При недостаточной функции коры надпочечников возможно развитие бронзовой болезни, которая характеризуется резкой слабостью, потемнением кожи, вплоть до бронзового цвета, быстрое похудание. При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь, её симптомы: выраженное пучеглазие, потеря веса, повышенная возбудимость, высокая частота сердечных сокращений.
11. Докажите, что совокупность желез внутренней секреции является системой.
Все железы внутренней секреции человека связаны между собой и функционируют как единая система. Уровни выработки гормонов контролируются гипоталамо-гипофизарной системой по принципам прямой и обратной связи, то есть, к примеру, если в крови человека понижается уровень трийодтиронина, это улавливается рецепторами гипоталамуса, на что он реагирует выработкой тиролиберина, который поступает в гипофиз и тот начинает в ответ вырабатывать тиротропин, который поступает в кровь и, действуя на щитовидную железу, заставляет ее вырабатывать больше трийодтиронина. Такие же механизмы запускаются для торможения выработки гормонов при их повышении уровня в крови.
12. В чем состоит особая функция гипофиза?
Гипофиз является частью гипоталамо-гипофизарной системы и выработкой своих гормонов влияет на выработку гормонов всеми остальными железами внутренней секреции.
С середины 1970-х годов по проблеме половых различий в мире публиковалось до 1,5 тысячи работ ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых различий и выяснение их происхождения. Так, в 1974 году опубликована монография американских исследователей Э. Маккоби и К. Джеклин «Психология половых различий», в которой дается критический анализ большинства публикаций по этой проблеме. На основе анализа они разделили половые различия на три группы.
Достоверные: мальчики (мужчины) более агрессивны и более успешны в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек (женщин) более развиты языковые способности. Агрессивность мужчин чаще носит асоциальный характер, у женщин она чаще проявляется в несогласии, словесно, в виде протеста против чего-либо.
Сомнительные: у мальчиков и девочек - в послушании и заботливости, доминантности, страхе и тревожности, стремлению к соревнованиям, тактильной чувствительности, общем уровне активности.
Неподтвержденные: у девочек (женщин) отмечается определяющее влияние среды на их развитие, больше внушаемость и ориентирован-
ность на социум, выше успешность в требующих стандартного решения задачах, меньше самоуважение и потребность в достижениях. У мальчиков (мужчин) - определяющее влияние наследственности на их развитие, успехи в выполнении сложных и нестандартных заданий, аналитический и познавательный стиль, преимущественное развитие слухового анализатора.
Исследования, проведенные в лаборатории им. Б. Г. Ананьева в 1960-е годы, выявили различия между полами в познавательной сфере. При изучении свойств познавательной деятельности юношей и девушек (студенческие группы от 17 до 22 лет) были получены следующие результаты:
■ общая осведомленность, отражающая интересы человека и сви
детельствующая о его эрудированности, так же как и общая по
нятливость, демонстрирующая сообразительность как свойство
ума и характера человека, заметно выше у юношей;
■ скорость концентрации внимания на сложных интеллектуаль
ных задачах, наблюдательность, пространственные представле
ния, невербальный (практический) и общий интеллект выше у
юношей;
■ вербальный (речевой) интеллект, включая словарный запас, ло
гичность мышления, его обобщенность в большинстве групп
девушек превышает такие же показатели в юношеских группах.
В итоге обследования по батарее тестов Векслера из 14 полученных показателей интеллекта три имели явное превосходство в женской группе, а именно:
■ показатели кратковременной памяти (помогающей решать опе
ративные задачи);
" словарный запас (говорит о начитанности и легкости словесного воспроизводства знаний);
■ адаптивности ума, которая облегчает решение коммуникатив
ных задач, требующих гибкости в общении.
Выявлены различия между мужчинами и женщинами в слуховом и зрительном восприятии. Женщины обладают высокой чувствительностью при распознавании изменений в тональности и громкости голоса (что дает им возможность лучшего восприятия состояния другого человека), мужчины лучше ориентируются в том, откуда исходит звуковой раздражитель (Пиз А., Пиз Б., 2000). На выборке из 1500 опрошенных обнаружены значимые статистические различия в цветовых предпочтениях к городской среде у мужчин и женщин, женщины пред-
почитают более тонкие оттенки цвета. Они также более чувствительны к облику пространственной среды жизнедеятельности (Андреева Т. В., 19976).
Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования показывают некоторые различия в морфологии и функционировании мозга мужчин и женщин. Так, исследования Р. Горского из Калифорнийского университета подтвердили, что у женщин пучок нервов, соединяющий два полушария мозга (так называемое мозолистое тело), толще, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами мозга (Пиз А., Пиз Б., 2000). Большинство исследователей склоняются к тому, что правое и левое полушария функционируют у мужчин более автономно, чем у женщин, причем связь межполушарной асимметрии с полом выявлена уже в первые сутки жизни, и что мозолистое тело, на котором лежит ответственность за передачу информации из одного полушария в другое, по-разному устроено у мальчиков и девочек уже к моменту рождения (Каган В. Е., 1991).
Большее число соединений между двумя полушариями объясняет способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел, их беглость речи, а также интуицию. Мозг мужчины специализированный. Его особенности (малое количество соединений между правым и левым полушариями, разделенность на отделы) способствует концентрации мужчины на отдельной задаче, большинство мужчин могут делать только одно дело в определенный промежуток времени, например, не способны смотреть телевизор и слушать другого человека (Пиз А., Пиз Б., 2000).
По мнению Н. Н. Обозова, мужчинам присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность как ориентированное на свое состояние восприятие, преобладающее в оценке внешнего мира. Межличностные отношения у мужчин более прямолинейны (чаще по схеме «да - нет»), у женщин в отношениях с людьми проявляется большая чувствительность к различным нюансам общения. Применительно к мужчинам словесные поощрения расслабляют и замедляют деятельность, у женщин, напротив, возбуждают и ускоряют ее - отсюда любовь к комплиментам (Обозов Н. Н., 1995).
Интересно изучение поведения мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории Б. Г. Ананьева в 1966 году, показало, что женщины реагируют на саму экстремальную ситуацию, а мужчины расходуют энергию уже на представление об
экстремальной ситуации. Поведение мужчин при этом чаще оканчивается неудачей. С точки зрения экономии ресурсов лучше женский тип реакции организма и нервной системы (за полчаса до экзамена, в течение одного часа самого экзамена и через полчаса после него замерялся уровень сахара в крови, насыщенность крови кислородом, кислотность слюны и другие показатели). Б. Г. Ананьев в связи с этим отмечал, что преимущества человека часто заключаются не в его знаниях и свойствах интеллекта, а в его энергетических возможностях (Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968).
По А. Анастази, превосходство мужчин отмечается в скорости и координации движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, математических рассуждениях. У женщин же отмечается превосходство в ловкости рук, скорости восприятия, в счете, вербальной памяти, беглости речи и других задачах, включая речевые навыки. Таким образом, как замечает Н. Н. Обозов, преимущество женщин не только энергетическое, но и информационное, когда речь идет об обучении в школе и в вузе. Куда же девается это преимущество, когда от теории человек переходит в реальный мир? Этот мир ждет не женщин, а мужчин (декретный отпуск, отвлечение на воспитание детей, сохранение семьи).
Французские исследователи выделяют три фазы в жизни женщин:
1) социализация, накопление интеллектуального и профессиональ-
ного «багажа»;
2) рождение и воспитание детей;
3) самореализация, самоактуализация потенциала.
У мужчин жизнь более «однотонная», и только ориентация на работу или семью частично ее изменяет.
Половые различия проявляются и в жизненных устремлениях: с раннего детства мужчины самостоятельно стремятся достичь каких-либо целей, причем самооценка строится на успехах в работе. Достижения в той или иной важной области, в творчестве составляют основу развития мужской личности. Для развития личности женщины очень важно построение успешных интимных, брачно-семейных отношений. «У женщин успех в любви, если можно, в замужестве - определенный фактор развития личности» (Обозов Н. Н., 1995, с. 36).
Об этом, в частности, свидетельствует исследование женщин, в юности избравших одну из наиболее творческих специальностей - архитектуру. Оказалось, что направление их интересов и активности через несколько лет после окончания вуза отличается от направлен-
ности интересов мужчин той же профессии. Так, с помощью кластерного анализа на мужской и женской подвыборках выявлено по пять основных типов направленности интересов в различные сферы деятельности.
У мужчин это: направленность интересов на творчество (с доминированием ценностей «творчество», «работа», «любовь», «познание» и с отрицанием ценности «семья»), на познание («свобода», «познание», «самостоятельность»), на работу («работа», «друзья», «творчество»), «свободолюбиво-гедонистический» тип («свобода», «творчество», «любовь», «удовольствия») и «гармонический тип» («семья», «любовь», «работа», «творчество»). Таким образом, у мужчин лишь в последнем типе направленности одной из доминирующих ценностей является «семья».
У женщин наряду с «мужскими» типами направленности интересов - на познание («равенство», «познание», «друзья») и на творчество («творчество», «познание», «свобода»), которые подтверждаются активностью представительниц этих типов в данных сферах и творческими результатами, выявились и специфически женские типы направленности интересов: «гармонический тип» (с доминированием ценностей «любовь», «семья», «творчество»), а также два значительных по численности типа чисто семейной направленности: 1 - с доминированием ценностей «семья», «любовь», «материально обеспеченная жизнь»; 2 - «свобода», «любовь», «семья».
Анализ показал, что направленность интересов подтверждается и направлением активности в соответствующие сферы. Так, женщины-архитекторы с направленностью на семью часто работали не по основной профессии, находили работу на неполный день (ведение кружков или научная работа), с тем чтобы иметь возможность заниматься детьми. Женщины с направленностью на творчество достигали высоких результатов в своей профессии (победы на конкурсах, интересные проекты), но это происходило отчасти за счет оттеснения семейных приоритетов (отвержение ценностей «семья», «материально-обеспеченная жизнь» и даже «любовь»). Мужчины с направленностью на творчество имеют более сбалансированные приоритеты.
Таким образом, у большинства женщин, избравших в юности творческую специальность, в зрелом возрасте (около 30 лет) преобладает семейная направленность. Наиболее творчески активные женщины вынуждены компенсировать это некоторой жизненной дисгармонией в виде отвержения ценностей семьи, материальной обеспеченности, более позднего выхода замуж или в лучшем случае ограничением дет-ности одним ребенком (Андреева Т. В., 1989, 1996, 1997).
Биологически подтверждается потребность у мужчин исследовать и изменять окружающий мир, у женщин - большая потребность в изучении людей. Так, даже в возрасте 12 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям лица человека. В 24 недели девочки предпочитают картинки с изображениями человеческого лица другим предметам. Мальчики в 24 недели проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу.
С. В. Ковалев (1988) отмечает, что уже в возрасте 1,5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности (тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках), их стремление к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств (представительницы слабого пола в подобных случаях обычно апеллируют к критериям качества и полезности), что явственно усиливается в школьном возрасте, когда активность сильного пола в многочисленных (и не всегда нужных) мероприятиях четко зависит от уяснения им их смысла и значения, в то время как девочкам и девушкам вполне достаточно оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей.
Н. Н. Обозов (1995) на основе исследований ряда авторов подчеркивает следующие психологические различия между мужчинами и женщинами.
Существуют различия между полами в отношении к похвале и вознаграждению. Женщина, даже если она понимает, что работа сделана хорошо, все равно испытывает потребность, чтобы работа была отмечена окружающими людьми. Мужчины также любят вознаграждения за свой труд, но если мужчина уверен, что он сделал хорошую работу, то он будет иметь высокое мнение о себе, даже если его работа не признается окружающими. Мужчины более независимы в самооценке от мнения окружающих. Это отмечается работниками семейных консультаций - домохозяйки и женщины, находящиеся на пенсии, часто страдают от неудовлетворенной потребности в признании (от безразличия, невнимания других членов семьи) и недооценки их труда (Келам А., ЭбберИ., 1985).
Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений как доверительности связей с конкретным человеком. Доверие как состанная часть физической и душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает с большей способностью у девушек устанавливать контакт с представителями противоположного пола. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с предста-
вителями другого пола приводят к усиленным занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков (Обозов Н. Н., 1995).
Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущем-ленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскироваться и сублимироваться лучше развита у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми.
У женщин выше умение социально реализовать свой потенциал, они более адекватны в жизненных ситуациях. Сильнейшее средство сублимации - общение с ребенком. Ребенок может практически полностью удовлетворить потребность в интимных, доверительных отношениях. Женщины лучше подготовлены и к возможным разрывам в интимных отношениях. При всей чувствительности к доверительному общению женщины скорее вновь устанавливают интимные отношения. Существующие нормы в обществе допускают для женщин большую свободу в проявлении эмоций и признании собственных слабостей. Неспособность справиться со своими эмоциональными проблемами всегда считалась уделом женщин. Большая подверженность женщин душевным расстройствам говорит об их готовности пасовать перед лицом трудностей. Они чаще мужчин могут обращаться за помощью к другим людям, в том числе подругам, психологам, врачам. При этом большая эмоциональность и ориентированность на отношения может образовать замкнутый круг проблем, тем более что «советчики» невольно могут быть и заинтересованными лицами (Обозов Н. Н., 1995).
Обнаружено, что мужчины и женщины различаются и по основным (центральным) потребностям, находящим удовлетворение в браке. Так, Уиллард Харли на основе психотерапевтической работы с тысячами супружеских пар выделяет следующие пять потребностей в браке у мужчин (под которыми автор понимает скорее ожидания в отношении партнера): 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства (или «домашняя поддержка» со стороны супруги), 5) восхищение (моральная поддержка женой). Соответственно потребности женщин: 1) нежность (атмосфера романтики и заботливости), 2) возможность поговорить, 3) честность и открытость, 4) финансовая поддержка, 5) преданность мужа семье (выполнение им отцовских обязанностей).
По мнению Харли, часто неудачи мужчин и женщин в строительстве семьи обусловлены просто незнанием потребностей друг друга. Поскольку потребности мужей и жен так различаются, неудивитель-
но, что людям трудно приспособиться к супружеской жизни. Муж может искренне стремиться удовлетворить потребности своей жены, но если он считает, что ее потребности сходны с его собственными, то его постигнет неудача (Харли У., 1992).
Существуют данные о различиях в стилях общения между мужчинами и женщинами, вследствие чего у каждого из супругов может возникнуть ощущение, что партнер не хочет его выслушать и не понимает его. Так, автор считает, что мужчины больше ценят независимость, утверждение статуса, а женщины - интимность (доверительность отношений).
Женщины к тому же любят сам процесс обсуждения, для них это является свидетельством равноправного диалога. Мужчин же, как правило, угнетают длинные дискуссии на темы, которые им представляются несущественными (Таннен Д., 1996). Автор полагает, что половые различия проявляются в особенностях менталитета мужчин и женщин. Так, если женщина начинает диалог с традиционного: «Что ты об этом думаешь?», мужчина уверен, что от него ждут решения (поэтому не склонен долго слушать, он мобилизуется, для того чтобы помочь).
При сопоставлении этих выводов с современными данными нейрофизиологов, можно сделать вывод, что подобные различия имеют не только и не столько культуральное, но и вполне физиологическое (или, правильнее, нейропсихологическое) объяснение, связанное с особенностями работы мозга мужчин (в данном случае мальчиков). Так, авторы книги «Мальчики и девочки - два разных мира» В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман описывают эксперимент с энцефалографическими замерами, проведенными с детьми 4-летнего возраста. Оказалось, что мозг девочек и мальчиков по-разному реагирует в ситуации опасности (фантастической в данном исследовании). У мальчиков активность мозга носит избирательный характер: включаются слуховые и моторные центры речевого полушария, а также лобные структуры, которые программируют последующие действия ребенка и прогнозируют результат. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Возможно, пишут авторы, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выжинаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность (Еремеева В. Д., Хризман Т. П.). Авторы советуют женщинам-педагогам говорить мальчикам коротко и конкретно, что
от них требуется, не прибегая к длинным нотациям, поскольку иначе мальчик действительно «не слышит».
Во многом то же, по-видимому, применимо и к реакциям взрослых мужчин - они ждут информации о том, какую конкретно помощь они должны оказать, если женщина рассказывает им о своих проблемах. Мужчины не всегда понимают, что от них требуется лишь активное слушание и сочувствие.
У мужчин и женщин различаются представления о важном и о том, когда это важное сообщать. К тому же женщины склонны высказывать свои мысли в косвенной форме, они часто только намекают на то, что хотят сказать. Возможно, в этом сказывается многовековое подчиненное положение женщины в обществе. Мужчин же разговор «обиняками» обычно раздражает, они просят говорить по существу или не замечают смысл сказанного женщиной (намек), так как фразу понимают буквально (Пиз А., Пиз Б., 2000). Женщина, которая считает, что ее намек прекрасно понят, может обижаться на спутника (мужа), решив, что он игнорирует ее желания.
Некоторые авторы указывают, что у молодых женщин (студенток старших курсов) физическая привлекательность является основанием для ощущения счастья и высокой самооценки. У молодых мужчин (студентов) физическая привлекательность была связана с ощущением счастья, в то время как с самооценкой зависимость была обратной. (Маттес и Хан, 1975, цит. по: Психология человека от рождения до смерти, 2001). Другие исследования показали, что самооценка женщин связана с получаемой ими зарплатой в большей степени, чем с их внешностью. Самооценка и тех и других в равной степени уязвима, и такие события, как болезнь, финансовые проблемы, неудачи на работе или развод значительно ослабляют уверенность в себе. Оказалось, что 95% опрошенных женщин полагают, что именно семья помогает сохранить им внутреннюю силу (Виткин Д., 1996).
Для мужчин разговаривать - значит передавать факты. Они говорят в основном в уме, сами с собой (о решении данной проблемы). Женщины же часто «думают вслух», перебирая все возможные варианты своих будущих действий, чем часто утомляют своих мужей.
Н. Н. Обозов на основании анализа данных разных авторов (О. Вей-нингера, П. Астафьева, Г. Геймана, Б. Ананьева, В. Куликова и др.) делает вывод о функциональном назначении мужчин и женщин:
■ мужчины - преобразователи внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства; мужчина, преобразуя внешний мир, может как созидать, так и разрушать его;
женщины - хранительницы человеческой жизни и окружающего их мира (детей, родственников); женщина стабилизирует все, консервирует жизнь для ее сохранения.
Литература
Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М, 1968.
Андреева Т. В, Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов). Дис.... канд. психол. наук. Л., 1989.
Андреева Т. В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.
Андреева Т. В. Половые различия в творческом становлении личности представителей одной профессии//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1997.
Андреева Т. В. Колористика городской среды: предпочтения жителей // Ананьевские чтения-97. Тез. научно-практ. конф. СПб., 1997.
Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998.
Андреева Т. В. Тендерные различия в обучении младших школьников как фактор десо-циализации личности // Психологические основы педагогической деятельности. Материалы 28-й научной конф. СПб.: Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2001.
Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
Введение в тендерные исследования. Учебное пособие / Под общей ред. И. В. Костиковой. Изд-во Москов. университета, 2000.
ВиткинД. Женщина и стресс. СПб.: Питер, 1996.
ВиткинД. Мужчина и стресс. СПб.: Питер, 1996.
ВиткинД. Правда о женщинах. СПб.: Питер, 1996.
Геодакян В. А. Роль полов в передаче и преобразовании генетической информации // Проблемы передачи информации. 1965. № 1. С. 105-112.
Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1992.
Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: Л инка-Пресс, 1998.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.
Калабихина И. Е. Учебно-методические материалы по курсу «Социальный пол: экономическое и демографическое поведение». М.: Диалог-МГУ, 1998.
Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье // Человек после развода. Вильнюс. 1985.
Ковалев С. В. Проблемы современной семьи. М., 1989.
Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.
Крайг Г. Психология развития. Седьмое международное издание. СПб.: Питер, 2002.
МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
Маркова О. Ю. 11сихология пола и возраста. СПб., 2000.
Обозов Н. Н. Мужчина f женщина?! СПб., 1995.
Низ А., ПизБ. Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Реан А. А., Трофимова Н. Б. Тендерные различия структуры у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск, 1999.
Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. Официальное издание. Госкомг стат России. М., 2001.
ТанненД. Ты просто меня не понимаешь! (Общение женщин с мужчинами). СПб., 1996.
Хамитов Н. В. Философия и психология пола. М.; Киев, 2001.
Харли У. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.
Человек от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия // Под общей ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2001.
Чернова И. И. Основы гендерных знаний: Учебное пособие. Н. Новгород, 2000.
Bern S. L. Theory and measurement of androgyny // Journ. Personal, soc. Psychol. 1979. Vol. 37. P. 1047-1054.
ColkerR., Widom С S. Correlates of female athletic participation: masculinity, femininity, self-esteem and attitudes toward women // Sex Roles. 1980. Vol. 6. P. 47-58.
Money J. Endocrine influences and psychosexual status spanning the life cycle // Handbook of biological psychiatry. N.Y., 1980. Part 3. P. 279-318..
Ruble D. (1988). Sex-role development. In M. Bornstein, M. E. Lamb (Eds.), Developmental psychology: An advanced textbook (2nd ed. P. 411-460). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
Spence J. Т., Helmreich R. L. The many faces of androgyny // Journ. Personal, soc. Psychol. 1979. Vol. 37. P. 1032-1046.
Поведенческие, неврологические и биохимические исследования проливают свет на те процессы, которые порождают половые различия в организации мозга. Половые гормоны начинают влиять на мозг в таком раннем возрасте, что реакция на воздействие внешней среды по-разному смонтированного мозга у мальчиков и девочек существенно различается почти сразу после рождения. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ.
Мужчины лучше ориентируются в пути, следуя по какому-либо маршруту. Им требуется меньше времени на запоминание маршрута, они совершают меньше ошибок. Но после того как маршрут заучен, женщины помнят большее число дорожных ориентиров, чем мужчины. По-видимому, они склонны больше пользоваться наглядными ориентирами и в повседневной жизни.
Мужчины, как правило, лучше, чем женщины, решают пространственные задачи. Они лучше выполняют тесты, в которых требуется мысленно вращать предмет или каким-либо образом манипулировать им. Они превосходят женщин в тестах, требующих математических рассуждений. У мужчин обнаруживаются большие способности к формированию точных двигательных навыков прицеливания, метания, перехвата различных снарядов.
Женщины, как правило, превосходят мужчин в быстроте идентификации сходных предметов, в арифметическом счете, у них лучше развиты речевые навыки. Женщины быстрее справляются с некоторыми мануальными заданиями, где требуются точность, ювелирность движений.
Поскольку генетический материал у мужчин и женщин, за исключением половых хромосом, одинаков, скорее разное качество умственных способностей у мужчин и женщин отражает различие гормональных влияний на развивающийся мозг. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых — тестостерон). Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует формированию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гормоны изменяют функционирование мозга только во время критического периода развития человека. Введение тех же самых гормонов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных самцов тестостерона путем кастрации или введение новорожденным самкам андрогенов приводит в зрелом возрасте к полному изменению специфических для данного пола форм поведения на противоположный. Крысы-самки, которым вводят андрогены, ведут себя как самцы. Они становятся более агрессивными, склонными к играм с элементами драки, предпочитают грубый физический контакт. Кастрированные самцы недуг себя, как самки. При этом у них обнаруживают характерную для самок склонность к использованию наглядных ориентиров при выполнении заданий, связанных с пространственным обучением,
Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись избыточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врожденной гиперплазии надпочечников их матерей, показало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчиковое поведение и большую агрессивность. Эффект был необратимым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцептивных или вербальных тестах, требующих логических рассуждений, между двумя группами девочек — с гормональными нарушениями и без них — выявлено не было.
Многие ученые полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами. У женщин повреждение одного мозгового полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший дефект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженными последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаимодействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.
Установлено, что у крыс-самцов кора правого полушария толще левого. Это согласуется с другими данными о том, что раннее влияние мужского полового гормона (андрогена) ведет к подавлению роста коры левого полушария.
Наблюдение за эмбрионами человека также показало, что у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. Однако, как вытекает из результатов обследования мужчин и женщин с поврежденным правым полушарием, способность к пространственному вращению предметов, которая лучше выражена у мужчин, не обусловлена половыми функциональными различиями правого полушария. Повреждение правого полушария не вызывало у мужчин более выраженных нарушений пространственного вращения, чем у женщин, как это можно было ожидать, если бы такие способности у мужчин определялись большей развитостью правого полушария.
Сходное предположение о более выраженной асимметрии мозга у мужчин высказано и в отношении речи. При этом исходили из того факта, что афазия чаще встречается у мужчин после травмы левого полушария. На этом основании и было сделано заключение, что у женщин оба полушария принимают большее участие в организации речи. Однако полученные некоторыми авторами данные опровергают это мнение: среди женщин с повреждением правого полушария афазия встречается столь же часто, как и среди мужчин с аналогичной травмой.
Д. Кимура, исследуя нарушения речевых функций у мужчин и женщин в результате поражений мозга, установила, что у женщин организация речи и связанные с ней двигательные функции локализованы в левой лобной коре.
У мужчин центр с аналогичными функциями находится в задних отделах того же полушария. После повреждения лобной части мозга у женщин афазия развивается чаще, чем у мужчин. При повреждениях же задних отделов мозга (обычно эта травма встречается чаще, чем поражения в передних отделах) речевые функции женщин страдают реже не потому, что у них менее выражена асимметрия мозга, а потому, что у них реже подвергается разрушению центр организации речевых движений, локализованный в передних областях мозга. У мужчин же система выбора и программирования речевых движений находится в задних отделах полушария.
По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария — это не только программирование и выбор речевых реакций, но и организация сложных движений рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин — в задних отделах полушария.
У женщин система «праксиса», обеспечивающая выбор надлежащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади нее моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двигательные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движения типа прицеливания, т. е. направленные на объекты, находящиеся на некотором расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной системой, локализованной в задних участках полушарий.
По данным Д. Кимура, передняя система контроля моторики женщин выявляется даже в тестах, требующих одновременного участия зрительной информации (построение по зрительной модели фигуры из кубиков). У женщин при выполнении данного теста обнаруживаются большие нарушения, когда повреждаются передние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается обратная зависимость.
Хотя функциональная асимметрия мозга, кажется, не влияет на организацию речи и движений, а также на способность к пространственному вращению, однако похоже, что от нее зависит выполнение некоторых абстрактных вербальных заданий. На выполнение теста для оценки словарного запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только левого. Другими словами, женщины при осмысливании слов в большей степени, чем мужчины, используют оба полушария. В то же время двигательные навыки мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них чаще встречаются левши. Среди правшей женщины отличаются большей праворукостью, чем мужчины: они чаще, чем мужчины, предпочитают пользоваться правой рукой.
Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми различиями, в зависимости от функции может выражаться в доминировании разных полушарий. Поэтому не всегда более «асимметричным» является какой-то один пол. Так, у женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью доминантного левого полушария. То же можно сказать и о большем проценте среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки находятся в меньшей зависимости от левого полушария.
Как следует из приведенных данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идет по разному пути. Эту дифференцировку развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструального цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространственных способностей и улучшением двигательных и артикуляционных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его уровне в крови мужчины проявляют максимальную способность к решению пространственных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.
Контрольные вопросы
1. Какие половые различия в организации мозга на настоящее время обнаружены?
2. В выполнении каких умственных операций мужчины превосходят женщин?
3. В выполнении каких умственных операций женщины превосходят мужчин?
Литература
Данилова Н. И. Психофизиология. М., 2001, 2004. С. 282—290.