Лечение по аюрведе. Лечебный метод аюверды. Аюрведическая диагностика в лечении




Псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по , рассматривает любого человекав виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения. В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна. В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу , так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов. Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом. Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание. А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана. Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным. Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) – крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт. Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы. Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени. Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии. Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Инфекционные заболевания связаны преимущественно с высокой питтой.

Для лечения инфекционных заболеваний используются травы-антибиотики с горьким вкусом. В Аюрведе это чаще всего катука, а также чиретта, горечавка, барбарис и вайда. В китайской медицине наряду с коптисом (основной травой для лечения инфекций), используются жимолость, форсития, вайда, шлемник байкальский, ежеголовик, горечавка и ревень. В западной фитотерапии наиболее популярна «золотая печать», а из других горечей используются барбарис, горечавка, эхинацея, одуванчик, сассапариль и узнея. Полезны и другие травы с охлаждающей энергетикой.

Мы рассмотрим здесь лечение таких распространенных инфекционных заболеваний, как фурункулы и карбункулы.

Фурункулы и карбункулы

Фурункулы и карбункулы - это локализованные инфекционные поражения кожи и волосяных мешочков, вызываемые стафилококком или другими бактериями. Они представляют собой токсические состояния крови и характеризуются припухлостью, болью, лихорадочным состоянием и выделением гноя. Чаще фурункулы образуются на спине и ногах, но могут появиться и на других частях тела. Акнэ можно рассматривать как легкую форму данного состояния и лечить теми же методами.

В западной медицине причиной образования фурункулов считаются внешние факторы. В Аюрведе же основной причиной возникновения фурункулов считается внутренняя загрязненность организма, и появление фурункулов указывает на необходимость очищения. Это состояние амы (токсичности), вызываемое неправильным питанием и другими причинами. Основную роль при этом играет печень, поэтому любые ее токсические состояния могут сопровождаться появлением фурункулов.

Особенности проявления (типы) фурункулов
Фурункулы питта-типа сопровождаются покраснением, припухлостью, жаждой и лихорадочным состоянием; фурункулы капха-типа - обильным образованием гноя, ощущением тяжести, отупения и вялости; для фурункулов вата-типа характерны болезненность, замедленное созревание, распространение на другие части тела.

Обычная причина появления фурункулов - загрязненность пищи и воды, а также злоупотребление пряной, горячей, кислой или соленой пищей, которая повышает питту. Фурункулы могут появиться и вследствие избытка сладкой, маслянистой или жирной пищи (сладкий вкус в больших количествах вызывает закисление крови). Определенную роль могут сыграть пребывание на солнце или на жаре, чрезмерное увлечение горячими ваннами или сауной и другие факторы, возбуждающие питту, в том числе и психические (гнев, раздражительность, стресс, подавленные эмоции). Фурункулы могут возникнуть и при посещении стран с жарким климатом и с высоким уровнем бактериального загрязнения.

В западной медицине основным средством лечения фурункулов являются антибиотики. Главная опасность при этом заболевании состоит в том, что локальная инфекция может приобрести септический характер, распространиться по всему организму с поражением внутренних органов и даже привести к смерти.

Общие принципы лечения фурункулов
При острых состояниях необходима диета, способствующая очищению организма от шлаков и снижению питты, с употреблением салатов, проращенных зерен и овощных соков, желательно свежих. Следует избегать употребления молочных продуктов, хлеба, сладостей, мяса, рыбы, грибов. Запрещаются любые несвежие, подвергнутые повторной тепловой обработке, консервированные и прочие неполноценные в питательном отношении продукты. Исключаются специи (кроме куркумы и кориандра). Тело не следует смазывать никакими маслами, на лоб же можно наносить эфирные масла из сандала или гардении. Недопустимы большие физические нагрузки и аэробные упражнения. Полезны травы с горьким вкусом, а также, в небольшом количестве, вяжущие травы. Можно пить чаи из трав, очищающих кровь: люцерна, клевер, лопух, одуванчик. Применяются природные антибиотики, а также особые травы, способствующие рассасыванию гноя.

Травы не только принимают внутрь, но и используют наружно: к фурункулам прикладывают компрессы или примочки. Из аюрведических трав в таких случаях эффективны манжишта, катука, маргоза, вайда, куркума и барбарис. Можно пить сок алоэ с куркумой (по 2 ст. л. 3 раза в день). В качестве наружного средства помогает гхи (лучше старое гхи, даже если оно и приобрело неприятный запах).

Из трав китайской медицины используются жимолость, форсития, вайда, коптис, шлемник байкальский и ежеголовик. Из трав, известных в западной фитотерапии, используют оказывающие мягкое действие: лопух, сассапариль, сассафрас и клевер, а также мирру, мокрицу, одуванчик, барбарис, «золотая печать», которые оказывают сильное действие.

Дифференцированное лечение фурункулов
Фурункулы вата-типа возникают чаще под воздействием ветра, вследствие сухости крови, а также при вздутии живота и запорах. Хорошо помогают послабляющие средства, например состав трипхала. Эффективны трипхала гуггул и настойка мирры. Можно использовать сассапариль; иногда помогает чеснок.

Фурункулы капха-типа обусловлены загрязненностью лимфатической системы и могут быть одним из проявлений болезней, связанных со скоплением слизи. Для лечения применяют отхаркивающие средства (поскольку гной можно рассматривать как нечто вроде подкожной слизи), а также специи. Из трав хороши корица, дудник, куркума, сассафрас и аир. Можно использовать и многие из трав, применяемых для лечения фурункулов питта-типа, а также состав трикату или сухой имбирь.

Кожные болезни

Все разнообразие кожных заболеваний: псориаз, экзема, сыпи, дерматит и т.д. - в Аюрведе классифицируется согласно трем дошам. Любое кожное заболевание можно соотнести с какой-то из дош. Кожные заболевания, вызванные воздействием на кожу ядовитых веществ, например ядовитого дуба или плюща, можно лечить как нарушения питты.

Кожным заболеваниям в большей степени подвержены люди питта-конституции, поскольку питта может перегревать кровь, что неблагоприятно сказывается на состоянии кожи. Заболевания с нарушением пигментации кожи, например лейкодерма, обычно тоже представляют собой состояния питты, так как именно эта доша ответственна за внешний вид и цвет кожи.

В число факторов, вызывающих предрасположенность к кожным заболеваниям, входят неправильное питание, злоупотребление кислым, соленым или острым вкусом, слишком тяжелой, сладкой или маслянистой пищей и алкоголем, а также неблагоприятные погодные условия и увлечение косметикой. По своей природе эти заболевания схожи с фурункулами, карбункулами и другими токсическими состояниями крови, поэтому и лечатся они схожим образом.

Кожа может быть входными воротами болезни. Кожа тесно связана с плазмой и кровью и, таким образом, с легкими и печенью. Поэтому важной составной частью лечения кожных заболеваний является использование отхаркивающих и потогонных средств, способствующих очищению легких, а также улучшающих обмен веществ средств и горьких тоников, что позволяет очистить печень.

Принципы лечения кожных заболеваний
Для очищения хороши многие травы, в том числе и широко распространенные: одуванчик, лопух, клевер, подорожник, тысячелистник и черноголовка. Из аюрведических трав используются куркума, барбарис, сандал и гуггул, а из средств китайской медицины: жимолость, форсития, вайда и володушка.

Все названные травы помогают в большинстве случаев при острых состояниях. При хронических заболеваниях требуются смягчающие и тонизирующие травы: алтей, солодка, шатавари, гокшура.

Для лечения лейкодермы и восстановления нормальной пигментации кожи в Аюрведе применяется бакучи, которая считается омолаживающим средством для кожи, ногтей и волос. Из нее можно приготовить лекарственное масло. Порошок бакучи принимают по 5 г 2 раза в день перед едой, добавляя немного кориандра и меда, чтобы смягчить горький вкус этой травы.

Травы можно применять как внутрь, так и наружно. Травяные отвары используют для промываний, примочек и пластырей, применяют и травяные масла.

При воспалительных заболеваниях кожи, высыпаниях и ожогах хорошим наружным средством является гхи. Для этой цели его лучше готовить следующим образом: гхи помещают в медный сосуд, добавляют воды в соотношении 2:1 и выдерживают в течение месяца, время от времени перемешивая медной ложкой. Со временем гхи белеет, приобретает приятный запах и лучше впитывается кожей. В Индии можно купить аналогичный препарат шатодхара грита. Его получают в более короткий срок путем интенсивного перемешивания воды и масла в медном сосуде.

Почти при всех видах кожных высыпаний помогает сок алоэ. При аллергических состояниях кожи полезен сок кинзы. Хороша и аюрведическая мазь из куркумы, особенно для лечения акнэ и улучшения цвета лица. Следует, однако, заметить, что некоторые аюрведические мази на основе куркумы содержат много эфирных масел, в частности сандаловое, которые могут вызвать раздражение кожи.

Специальным средством для питания кожи является шафран, который принимают в виде молочного отвара (1 г на чашку), а также зола жемчуга (моти басма) и порошок из жемчуга.

Иногда в процессе выведения из организма токсинов и жара может наблюдаться обострение течения кожных заболеваний, но спустя какое-то время наступает улучшение. В таких случаях, если, конечно, диагноз не вызывает сомнений, лечение не следует преждевременно прерывать.

Особенности проявления (типы) кожных заболеваний
Кожные заболевания питта-типа проявляются покраснением, опуханием, лихорадочным состоянием, инфицированием и раздражительностью, которые усугубляются под воздействием жары и солнечных лучей. Наружное применение масел, как правило, ухудшает состояние.

При кожных заболеваниях вата-типа кожа становится сухой или шелушащейся, зудящей, отмечаются вздутие живота и запоры. Состояние ухудшается под воздействием ветра и сухости, а нанесение тяжелых масел, особенно кунжутного, приносит облегчение.

Кожные заболевания капха-типа сопровождаются появлением мокнущих язв, наблюдаются закупорки, отеки и зуд, усугубляемые холодом и влажностью, а также применением масел.

Дифференцированное лечение кожных заболеваний
Больным с питта-конституцией и при заболеваниях питта-типа необходима диета, уменьшающая питту. Исключаются продукты, которые могут вызвать аллергические реакции: пасленовые (особенно помидоры), персики, клубника, кисломолочные продукты. Полезны кокосовое молоко и кинза. Следует избегать пребывания на жаре и на солнце. Наружно применяют кокосовое масло и сок алоэ. При высыпаниях на голове и шее полезны масла «Брами» и «Брингарадж», а также отвары этих трав. В большинстве своем эффективны травы, улучшающие обмен веществ, например лопух или клевер. Полезны горькие послабляющие - ревень или алоэ.

При вата-конституции и заболеваниях вата-типа используется диета, снижающая вату. На кожу наносят оказывающие успокаивающее действие масла, например, кунжутное, используют послабляющие средства и клизмы. Регулярно принимают состав трипхала (по 5-10 г перед сном), а также состав трипхала гуггул и настойку мирры.

При капха-конституции диета направлена на снижение капхи; следует избегать употребления тяжелой, жирной и маслянистой пищи, а в особенности - сыра и йогурта. Масла не используются ни внутрь, ни наружно. Помогают диуретики, в частности, подорожник, семена лопуха и зимолюбка. Из препаратов используются гокшуради гуггул и трипхала гуггул.

Современная медицина направлена на лечение болезни (скажем так, то что находится на поверхности), а не больного и глубинного источника болезни - её первопричины. Аюрведа лечение , напротив, предполагает комплексный подход с учетом индивидуальных особенностей человека и состояния его психоэмоциональной сферы, она не ограничивается одной частью тела и лечит весь организм в целом. Вообще, Аюрведа - это гармония с природой в широком смысле этого слова (в т.ч. с истинной природой самого человека). Аюрведа также тесно связана с .

На фото - лечебный аюрведический массаж в Индии

Основные причины болезней

Причинами болезни могут быть различные факторы, связанные с :

  • негативными последствиями прошлых жизней;
  • отрицательными эмоциями и чувствами;
  • стрессами и неправильным образом жизни;
  • неправильным питанием (см. основы ).

Базовый Аюрведический принцип лечения гласит, что вылечить болезнь лишь на уровне только физического тела невозможно , основные рецепты аюрведы - это, прежде всего, работа с чувствами и эмоциями, её вызвавшими:

  1. Обидчивость и конфликтность приводят к заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
  2. Ненависть - болезни желчного пузыря;
  3. Приступы паники - отражается на кишечнике;
  4. Частые волнения приводят к болезням желудка;
  5. Тоска, апатия, грусть - к заболеваниям органов дыхания;
  6. Страх - вызывает болезни почек;
  7. Гнев приводит к болезням печени;
  8. Чувство вины - к хронической головной боли;
  9. Раздражительность - к частым приступам тошноты, от которой не помогают аптечные лекарства;
  10. Продолжительное чувство одиночества - артриты, снижение слуха, старческое слабоумие.

На заметку: в нашем напряженном и ритмичном современном мире невозможно избавиться от тех факторов, которые вызывают стресс и ухудшают эмоциональное состояние. Однако можно несколько нивелировать свое отношение к этим факторам, а также ослабить влияние уже возникших стрессов и гармонизировать эмоциональный фон за счет , что совместно с Аюрведа лечением даст еще больший оздоровительный эффект.

Полезно будет также немного узнать про , чтобы понять, каким образом эмоция отражается на ее состоянии. Ведь даже ученные уже подтверждают существование ауры, и она имеет тесную обратную связь с физическим телом .

Стадии развития болезни

Аюрведа рассматривает 6 стадий развития болезни. Лечение на первых трех стадиях проходит легко, на четвертой - болезнь еще излечима, на пятой - уже трудноизлечима, а на шестой уже не поддается лечению:

  1. ментальная;
  2. эфирная;
  3. нейроэндокринная;
  4. эндотоксическая;
  5. проявленная;
  6. терминальная.

Современная медицина из-за не совсем верного подхода, несовершенных методов диагностики начинает лечение на стадии проявления (5-я). Сказывается и медицинская неграмотность самого населения, ведь зная причины самих болезней можно просто не допускать их появления, ведя соответствующий образ жизни и питания.

Аюрведа лечение начинается на самых ранних стадиях, что дает большую гарантию исцеления.

Методы диагностики болезней по Аюрведе

Аюрведа предлагает очень простые способы диагностики, и при достаточном умении врача выявить болезнь и наметить пути лечения можно уже в ходе диагностики. Основным является «метод пяти зеркал »:

1. По состоянию пульса больного опытный врач может определить конституцию человека, дисбаланс доши аюрведа и заболевшие органы.

2. Налет на языке расскажет о внутренних заболеваниях.

4. Глаза тоже многое расскажут о состоянии здоровья пациента.

5. Затем тщательно изучается состояние кожных покровов (родинки, знаки на ладонях, стопах), состояние волос и ногтей, морщины, цвет и запах кожи и слизистых.

Лечение

В соответствии с поставленным диагнозом проводится лечение, направленное на освобождение организма от шлаков и восстановление баланса дош . Для этого используется , включающее специальную диету или голодовку, и специальные мероприятия по очистке организма: очищение крови, прием слабительных, искусственная рвота, прием лекарств через нос и масляная клизма с использованием особых аюрведических масел.

Суть такого лечения состоит в устранении причин заболевания. Болезни, причины которых носят физический характер, требуют «научной» терапии (применения лекарственных трав, диеты, манипуляций и так далее). Психологические расстройства нужно лечить «покорением ума», принуждением к воздержанию ума от вредных желаний. Болезни духа требуют «божественной» терапии, духовных ритуалов и аскез.
Поскольку главной причиной болезни являются «преступление против мудрости», вызванные желаниями, главным и окончательным средством излечения Аюрведа называет избавление от желаний.

Однако освободить ум от желаний – непростая задача, поэтому Аюрведа называет методы, при помощи которых желания можно ограничить. Когда человек здоров, ему следует соблюдать полезные для здоровья процедуры, чтобы поддерживать правильную работу организма, а в состоянии болезни проходит терапевтические процедуры вкупе со сменой диеты и образа жизни, чтобы вернуть блуждающие доши (сочетания энергий) на их единственные пути в теле и самому возвратится на правильный жизненный путь.

Аюрведа может задействовать в лечении любое вещество и любую деятельность на свете. Однако, в целом, медицинское вмешательство на физическом уровне можно подразделить на четыре типа:
— диета
— деятельность
— очищение
— смягчение

Скопление дош следует лечить диетой и деятельностью, когда их состояние усугубляется, лучше всего успокаивать их веществами с противоположными их качествами, что облегчит страдания больного. Если доши покинули те органы, в которых должны находиться, их лучше вывести из организма; если же это невозможно, их нужно нейтрализовать при помощи лекарств. К ослабленной части организма, в которой локализованы доши, всегда следует применять локальные методы лечения. Поскольку чаще всего причиной болезни становится неразборчивость в еде, зачастую важнейшей составляющей терапии становится корректировка питания.

Аюрведа, по возможности, предпочитает постепенное лечение мгновенному, избегая ненужных потрясений для организма. Постепенное избавление от вредных привычек меньше нарушает внутренний баланс, чем моментальная «ломка». Организму всегда требуется время для акклиматизации в новом состоянии, поэтому медицинскую помощь не следует резко прекращать.

Аюрведа утверждает, что каждый человек уникален, следовательно, любому пациенту необходим свой индивидуальный подход в лечении. Однако все физические недомогания вызваны, прямо или косвенно, нарушением баланса дош, поэтому любое лечение базируется на влиянии на доши. Если в пищеварительном тракте скопились пищевые токсины, первым шагом в лечении станет почти полное голодание в течение одного-двух дней, чтобы организм смог переварить и удалить накопленные токсины и подготовится к очищению.

Общая информация об Аюрведических программах

В Аюрведической медицине известно около 20 разных аюрведических программ, продолжительность которых составляет от 2-3 до 4-6 недель. Для получения ощутимого и глубокого эффекта минимальный срок вашей поездки должен быть 2-3 недели, ехать в Индию на 7 или 10 дней – «деньги на ветер»… Но полный и долговременный эффект от аюрведической программы возможен только при максимальной ее продолжительности, например, для «Панчакармы» это 4-5 недель.

На протяжении этих 2-4 недель вы ежедневно будете посещать аюрведический кабинет 1 или 2 раза в день, принимая за каждое посещение от 3 до 6 разных процедур. Продолжительность каждого аюрведического сеанса составляет от 1,5 до 2 часов. Сеанс обычно начинается с «Абхъянгам» - особом массаже всего тела с использованием специального масла, а заканчивается, как правило, приемом специальных аюрведических лекарств или препаратов. Всего в течение курса аюрведического лечения вы примете около 20 разных аюрведических процедур (подробнее о процедурах аюрведы смотри: аюрведические процедуры). Процедуры крайне разнообразны, например, это может быть обливание всего тела теплым молоком или ножной массаж, паровая баня или закапывание глазных капель, специальная масляная клизма или прием слабительного…

Все процедуры для мужчин делают терапевты (массажисты) мужчины, для женщин – женщины. Ряд процедур делается в 4 руки, когда 2 терапевта одновременно осуществляют массаж всего тела. Имейте в виду, что все процедуры делаются по назначению и под контролем лечащего врача. Поэтому очень важна первая встреча–консультация с доктором аюрведы. Не забудьте на консультации рассказать доктору о всех своих болячках или недомоганиях, покажите ему выписки из истории болезни, снимки или другие результаты обследований, которые вы делали ранее в России. Доктор не только определит всю схему лечения и последовательность процедур, но и назначит определенное время начала ежедневных сеансов. Также вам пропишут определенные травяные препараты и лекарства, которые нужно будет принимать ежедневно, а также специальную аюрведическую диету. Имейте в виду, что ваше питание во время приема аюрведических процедур также является одним из средств терапии, оно служит для устранения дисбаланса дош вашего организма и способствует выведению токсинов и шлаков. Не стесняйтесь задавать вопросы доктору и терапевтам в процессе вашего лечения, а на прощанье не посчитайте зазорным оставить чаевые как на ресепшн или ресторане, так и в аюрведическом кабинете или переводчику– ваши вознаграждение будет принято с благодарностью.

Одной из составляющих вашего лечения служат и определенные ограничения на весь срок пребывания, такие как: «ИСКЛЮЧИТЬ: алкоголь, сигареты, наркотики. НЕ СЛИШКОМ МНОГО: загорать, плавать, бегать, читать, смотреть телевизор, работать за ноутбуком. ПРИНИМАТЬ: все процедуры и назначенные вам аюрведические препараты. ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ: аюрведической диеты и рекомендациям доктора». Однако у вас будет оставаться время и для занятий йогой и для поездок на экскурсии. Если вы никогда ранее не занимались йогой – для вас здесь появляется уникальная и исключительная возможность освоить пранаяму (правильное дыхание) и несколько асан (хотя-бы комплекс «Сурья Намаскар»), которые при регулярной практике в дальнейшем, позволят продлить вашу жизнь на десяток лет, причем это будет жизнь здоровая и правильная.

На заключительной (перед отъездом) консультации с доктором аюрведы, вам дадут конкретные рекомендации по питанию и образу жизни в дальнейшем, а также предложат аюрведические лекарства и препараты для приема в течение последующих 3-х месяцев. Имейте в виду, что если вы всерьез, а не понарошку решили стать здоровым человеком, то это возможно только если вы будете повторять такого рода процедуры регулярно, например, ежегодноа лучше - 2 раза в год. Вы ведь регулярно – каждые выходные устраиваете генеральную уборку и стирку в своем доме! Вы ведь регулярно - весной и осенью делаете профилактическое ТО для вашего автомобиля, когда вы меняете в машине фильтры, масла или колодки! Сделайте же это и для себя – любимого! И тогда ваша жизнь станет наполненной и счастливой! И тогда вы поймете, что человек просто обязан и до 100 лет оставаться молодым, активным и здоровым!

Тем не менее, если вы впервые едете на аюрведический курорт, то рекомендуем начать с программы «Панчакарма» - программы, которая позволяет очиститься от токсинов и шлаков и восстановить баланс и гармонию вашего организма.

Программа «Панчакарма» (Очищение)
Живя в условиях современной цивилизации, мы дышим, чем дышим, едим, что едим и пьём, что мы пьём. В результате в организме накапливаются шлаки, токсины и яды, которые блокируют сосуды и клетки организма, что вызывают повышенную утомляемость, дефицит энергии и низкий жизненный тонус. В предельных случаях зашлакованности, наш организм вообще теряет свойство самооздоровления и самоочищения, следствием чего является приближающаяся к нам смерть от инфаркта, инсульта или онкологии. Но даже если ваш доктор рассказал вам только о признаках диабета или артрита, тромбоза или подагры, о камнях в почках или песочке в желчных протоках, то он сообщил вам о высоком уровне зашлакованности вашего организма! Этот песочек кричит вам от имени вашего организма «SOS!!! Спаси меня!».
Цель программы очищения тела (или Панчакарма) – это выведение из организма ядов, токсинов и отходов, мешающих его нормальной жизнедеятельности. При этом продукты ненормального обмена (токсины и шлаки) удаляются из организма даже на клеточном уровне, что способствует восстановлению баланса первичных энергий (дош).
Процедуры : Масляный массаж, снехапанам, насьям, дхара, пижичил, кижи, шировасти, паровые ванны, прием лекарств внутрь и др..
Длительность : 2-6 нед.
Синонимы : Body Purification Therapy, Panchakarma, Панчакарма, Shodhan Chikilsa, Шодхана Чикилса.

Омоложение
Эта программа наиболее эффективна после прохождения курса «Панчакармы» и направлена на повышение тонуса, энергетики и работоспособности организма. При этом повышается иммунитет, усиливается сопротивляемость организма, возвращается упругость коже и всему телу. После нескольких первых дней очищения организма, усилия направляются на гармонизацию первичных энергий тела и духа (вата, пита, капха) и открытие энергетических каналов. Результатом аюрведических процедур становится значительное и быстрое повышение жизненного тонуса, снижение утомляемости, жизнь начинает приносить радость и играть во всех красках.
Процедуры : Масляные и травяные массажи тела руками и ногами, маслами и кремами, приём лекарств внутрь, паровая баня, а также ванны с травами.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Rejuvenation Therapy, Rasayana Chikilsa, Расаяна Чикилса.

Снятие стресса (антистресс)
Хронические стрессы и депрессии, бессонница и бессилие не позволяют нам обрести радость жизни и здоровье. Истерики и нервные срывы, страхи и тоска – истощают наше энергетическое поле и становятся причиной множества болезней. Но ведь все эти «тараканы» находятся в нашей голове! Аюрведа полагает, что главным источником здоровья нашего организма является здоровый ум. Программа «Антистресс» помогает избавиться от стресса и его последствий, а также от уныния, страхов и депрессий. Программу настоятельно рекомендуется сочетать с занятиями йогой и медитацией.
Процедуры : Массажи, широдхара, талам, нджаваракижи, паровые ванны, приём лекарств внутрь, йога и медитация.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Stress Relieving Program, De-Stress Therapy, Mana Swastha Chikilsa, Мана Сваста Чикилса, Stress Management Therapy.

Похудение
Иногда причиной лишнего веса является радостное событие – покупка автомобиля. Физическая нагрузка при этом уменьшается, а счастливый обладатель авто неожиданно для себя через год обнаруживает, что не влезает в старые джинсы.
Но, как правило, пивной животик – это следствие неразборчивости в еде и алкоголе. Аюрведическая п
рограмма «Похудение» позволяет без особого напряжения и неприятных ощущений - голода, головокружения, упадка сил и пр. - которые всегда сопутствуют классическим диетам, эффективно избавиться от лишнего веса и сразу почувствовать себя и легче и лучше. Назначаемая аюрведическая диета не ограничивает вас в объеме принимаемой пищи. И хотя еда низкокалорийная, однако, в комплексе с остальными процедурами программа переносится очень хорошо. Вашей наградой за соблюдение режима питания и правил здорового образа жизни может стать 10–15 кг вашего лишнего веса, который вы оставите в Индии после программы «Похудение».
Процедуры : Массажи с порошками из трав и с лекарственными маслами, паровая баня с травами, питьё травяных соков и чаёв, аюрведическая диета и др..
Длительность : 2-5 нед.
Синонимы : Sliming Program, Medodhara Chikilsa, Weight Loss Program.

Усиление иммунитета и долголетие
Эта программа наиболее эффективна после проведения первичных программ очищения организма от токсинов и шлаков и, в частности, программы «Панчакарма». Эта программа позволяет замедлить процессы старения, приостановить дегенерацию клеток и повысить общий иммунитет организма. Она наиболее эффективна для лиц до 60 лет, однако предполагает и по возвращению на Родину соблюдение правил здорового образа жизни и питания.
Процедуры : Программа очищения тела, широдхара, пижичил, нджаваракижи, насьям, аюрведическая диета, снехапанам, приём лекарств внутрь.
Длительность : 4-6 нед.
Синонимы : Body Immunization and Longevity Treatment, Kayakalpa Chikilsa, Каякалпа Чикилса.

Программа красоты и здоровья
Эту программу как правило, выбирают женщины и немудрено – она направлена на улучшение цвета лица, тонуса кожи и красоты фигуры.
Процедуры : Травяные маски, массажи с лекарственными кремами, питьё травяных чаёв и паровые бани.
Длительность : 2-3 нед.
Синонимы : Beauty Care Program, Soundharya Chikilsa.

Здоровье и красота лица
Программа идеальна для устранения морщин и ненормальной пигментации кожи лица. Кожа при этом становится мягкой, эластичной и гладкой. Улучшается её тонус, устраняется напряжение лица. Питание, очищение и детоксикация позволяет оздоровить кожу лица изнутри.
Процедуры : Программа включает работу на биологически активных точках (марматерапия), травяные очищающие маски и ингаляции паров с травами.
Длительность : 1-3 нед.
Синонимы : Mukhalepam, Мукхалепам.

Программа против целлюлита
Программа направлена против отёка и интоксикации в целлюлитных тканях. Она позволяет улучшить кровообращение и восстановить процессы самоочищения, что способствует уменьшению целлюлитных отложений в организме.
Процедуры : Специальные массажи с кремами и порошками, аппликации травяных паст, кижи, диета и другое. В зависимости от особых показаний может назначаться питьё травяных препаратов.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Anti-Cellulites Program.

Лечение псориаза
Аюрведические методы весьма эффективны при лечении псориаза и разнообразных кожных заболеваний. Воздействие на организм происходит посредством специальных процедур, приёма лекарств внутрь и диету. Рекомендуется занятия йогой и медитация - аюрведа считает, что причина большинства заболеваний организма психосоматична.
Процедуры : Лепанам, абхьянгам, снехапанам, пижичил, паровая баня, шировасти, приём специальных лекарств внутрь.
Длительность : 3-4 нед.

Синонимы : Psoriasis Treatment Program, Sidhma Chikilsa, Сидма Чикилса.

Лечение суставов и костей

Эта программа показана при таких болезнях как: подагра, остеопороз, ревматоидный артрит, спондилез, остеоартрит и др. Программа позволяет эффективно устранить нарушение обмена веществ в суставных тканях и способствует их восстановлению.
Процедуры : Специальные массажи, лепанам, наложение масел и лекарственных вытяжек на больные места, кижи, паровая баня, пижичил, нджаваракижи, снехапанам, прием аюрведических препаратов внутрь, йога.
Длительность : 3-6 нед.
Синонимы : Program for Rheumatic Conditions, Anti-Arthritic Program, Sandhi Vatha Chikilsa, Сандхи Вата Чикилса.

Лечение позвоночника
Эта программа облегчает состояние и улучшает здоровье при таких заболеваниях как грыжа диска, дегенеративные состояния, скованность, спондилиты, шейные спондилезы, ишиас (воспаление седалищного нерва) и т.д.
Процедуры : Ряд специальных массажей, массаж шеи, спины, нджаваракижи, пижичил и специальные упражнения.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Vataroga Chikitsa, Spine And Neck Care Program

Исцеление органов дыхания
Это программа лечения таких болезней, как: бронхиальная астма, кашель, аллергические риниты, синуситы и проч. Аюрведические методы позволяют восстановить нормальное кровообращение и «укрепить силу» лёгких.
Процедуры : Массаж тела, уровасти, пижичил, насьям, приём лекарств внутрь, пранаяма.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Swasa Kasa Chikilsa, Сваса Каса Чикилса, Treatment for the Respiratory System.

Программа от бессонницы и тревоги
Аюрведа помогает не только телу, но также разуму и душе. При бессоннице, тревоге и беспокойстве эта программа успокаивает, расслабляет, повышает уверенность в себе. Также она позволяет улучшить иммунитет организма.
Процедуры : Массаж тела, шировасти, широдхара, талам, талапотичил, приём аюрведических лекарств внутрь, йога и медитация.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Treatment for Insomnia and Anxiety, Insomnia Treatment, Sukhanidra, Сукханидра.

Программа «Женское здоровье»
Специальная программа для восстановления гормонального баланса женского организма. Программа особенно эффективна при менструальных нарушениях и в постменопаузе (климактерическом периоде).
Процедуры : По назначению врача.
Длительность : 2-4 нед.
Синонимы : Special Therapy for Women.

Приведенные ниже аюрведические программы принесут максимальный эффект вашему здоровью, если Вы будете повторять их ежегодно, а лучше - 2 раза в год.