Дети в гомосексуальных семьях. Каждая семья нетрадиционна по-своему: взрослые дети однополых семей вспоминают мам и пап. «Бумага




Новое тысячелетие вносит свои коррективы, в том числе и в сознание людей. То, что буквально 50 лет назад казалось совершенно невозможным, сегодня происходит повсеместно. Мы говорим с вами об однополых браках, а точнее о повальной легализации этого явления по всему миру.

На волне всеобщей толерантности 22 страны мира, в числе которых США, Нидерланды, Великобритания, Япония, Канада, Швеция, Германия, Франция и многие другие, на государственном уровне приняли закон, разрешающий регистрировать брак между лицами одного пола.

В нашем государстве, да и в других странах СНГ, однополые браки не признаются, и вряд ли этот вопрос будет когда-нибудь подниматься. Здесь все очевидно, Россия – православное государство, с многовековыми устоями и традициями, где имеется четкое представление о том, что семья – это союз, заключенный между мужчиной и женщиной. Тем не менее, жители нашей страны, имеющие нетрадиционную ориентацию, имеют возможность заключить однополый брак на территории другого государства. В настоящее время такую возможность предоставляют Канада и США, Португалия и Дания, Аргентина и ЮАР. Правда, у себя на родине, в Российской Федерации, такой брак юридических прав иметь не будет.

Не станем слишком акцентироваться свое внимание на данной проблеме, во-первых, потому, что к жителям нашей страны она имеет косвенное отношение, а во-вторых, потому что любой взрослый человек имеет право самостоятельно решать как и с кем строить свою личную жизнь.

Другое дело, что даже в тех странах, где «радужным» семейным парам предоставляют широкие права, вопрос о возможности заводить или усыновлять детей рассматривается отдельной строкой, и отнюдь не во всех странах нетрадиционные пары получают на это одобрение.

Тем не менее, со страниц глянцевых журналов на нас смотрит певец Элтон Джон, который со своим любимым человеком, Дэвидом Фернишем, катает в коляске общего малыша, а в СМИ активно обсуждается заявление актрисы Синтии Никсон, которая вместе со своей подругой, Кристин Маринони, объявляет о скором появлении на свет третьего общего ребенка. И нас в данном контексте волнует один деликатный вопрос, а именно, какими станут дети, выросшие в однополых браках?

Пока одни обрушивают гневные тирады, глядя на такие пары, другие уверены – право на счастье стать родителем должен иметь каждый, вне зависимости от сексуальной ориентации. Тем более, если это вполне успешный, реализовавшийся в жизни человек.

Две полярные статистики

Рассматриваемая нами проблема не нова и обозначилась отнюдь не вчера. Жаркие споры вокруг детей, растущих в семьях геев или лесбиянок, развернулись в 2012 году, когда профессор Техасского университета (США) Марк Регнерус опубликовал результаты своего исследования, которое СМИ всего мира назвали «шокирующим». К каким же выводам пришел Регнерус? Взглянем на данный вопрос с его позиции.


Исследование Марка Регнеруса

В исследовании на тему «Как отличаются дети, родители которых имеют однополые отношения», приняло участие более 3 000 юношей, девушек и вполне взрослых людей, выросших в семье с двумя отцами или двумя мамами. Опрос этой группы респондентов позволил сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень венерических заболеваний. По данным исследования, 25% воспитанников гомосексуальных родителей хотя бы раз в жизни сталкивались с венерическими заболеваниями. В то же время их сверстники из благополучных гетеросексуальных семей сталкивались с подобными заболеваниями лишь в 8% случаев.

2. Неспособность хранить супружескую верность. А здесь выясняется и причина частых венерических заболеваний. Главной среди них Регнерус называет тот факт, что однополые родители таких детей в 40% случаях отличались неверностью по отношению к своим партнерам (в нынешних или в прошлых отношениях). А глядя на родителей, с подобным отношением к браку вырастают и их дети.

3. Психологические проблемы. Исследование показало, что 24% детей, которых воспитывали в семье геев или лесбиянок, хотя бы раз задумывались о самоубийстве. В то же время в традиционных семьях процент детей, планировавших покончить жизнь самоубийством, составляет 5%. Более того, воспитанники однополых родителей чаще прибегают к помощи психотерапевтов – 18%, в сравнении с 8% подобных обращений у детей с разнополыми родителями.

Здесь нечему удивляться, ведь среди тех же 3 000 опрошенных респондентов 25% признались, что в детстве им приходилось сталкиваться с принуждением к сексуальным контактам (в том числе и со стороны собственных родителей). В семьях с гетеросексуальными родителями о сексуальных домогательствах сообщали лишь 8% детей.

4. Социальная и экономическая беспомощность. Марк Регнерус приводит и такую статистику. Более 28% молодых людей, выросших в гомосексуальном браке, получают пособие по безработице, а все потому, что в процессе трудоустройства сталкивались со скрытой дискриминацией со стороны работодателей или не могли найти общего языка с коллегами.

5. Расстройство сексуальной самоидентификации. Заканчивает свое исследование американский профессор настоящей «бомбой», приводя такой безапелляционный факт. Лишь 65% детей, выросших в семье геев или лесбиянок, считают себя полностью гетеросексуальными. Остальные 35% либо еще не определились со своей ориентацией, либо считают себя гомосексуальными, беря пример с родителей. Дети же, которые выросли с обычным папой и обычной мамой, в 92% случаев считают себя гетеросексуальными.

Стоит ли удивляться тому, что результаты исследований вызвали бурю негодования среди представителей нетрадиционной сексуальной ориентации? Справедливости ради скажем, что у представителей ЛГБТ-сообщества есть повод для возмущения.

Дело в том, что Американская Академия Педиатрии еще в 2005 году провела собственное исследование, призванное оценить здоровье и благополучие детей, растущих в однополых браках в сравнении с детишками из традиционных семей. Что характерно, исследование показало, что и те и другие дети практически не имеют различий в стиле воспитания.

Более того, у детей, которые выросли в «радужных» семьях нет метаний относительно собственной половой ориентации и в осознании своей гендерной роли. Наверное, происходит это потому, что в семьях, отцов-геев и матерей-лесбиянок, родители более откровенно разговаривают с детьми об интимных аспектах жизни, а дети чаще откровенничают с родителями, обсуждая свои интимные переживания.


Исследование однополых семей в Германии

А ведь имеется еще одно крупное исследование, проводимое Баварским государственным университетом в 2006–2009 годах. Его результаты также существенно отличаются от исследования Марка Регнеруса и заслуживают не меньшего внимания. Исследование проводили три различных эксперта, проанкетировав при этом более 1000 родителей, проживающих в браке с партнером того же пола, а также более 700 детей, которые выросли в «радужной» семье.

Более того, было проанкетировано 29 специалистов: воспитателей, преподавателей, юристов, психологов, работников по делам молодежи, а также других лиц, которые в силу своей профессии постоянно сталкиваются с гомосексуальными семьями и контактируют с детьми, растущими в таких семьях. Получилось, что проводимое исследование стало самым крупным исследованием в области однополых семей. Каковы же его результаты?

Статистические данные

Всего на 2008 год в Германии насчитывалось 68 400 однополых пар, среди которых 35% женских и 65% мужских. При этом 89% подобных пар не имеют детей.

Если же говорить о парах с детьми, то 93% детишек проживают в семьях с однополыми матерями, и лишь 7% детей с однополыми отцами. При этом в 70% случаев пара имеет лишь одного ребенка, в 27% случаев двоих, и лишь в 3% случаев – троих и более детей.

Что немаловажно, лишь 48% детей, растущих в гомосексуальных семьях – это дети которые появились у однополых партнеров, зарегистрировавших свои отношения. В 44% случаях с гомосексуальными родителями проживают дети от предыдущих гетеросексуальных браков одного из родителей. И всего 8% составляют усыновленные детишки, или дети, живущие на правах воспитанников.

Однако нам более интересно то, как развиваются дети в нетрадиционных семьях и с какими проблемами сталкиваются.

Чем отличаются методы воспитания детей в гомосексуальных семьях?

Исследователи выяснили, что в родительской компетентности однополые папы и мамы ничем не ступают традиционным парам. Говорится даже, что родители из «радужных» семей общаются со своими детьми мягче и деликатнее, стараясь избегать конфликтов и недопонимания. Микроклимат в таких семьях характеризуется как благоприятный, в котором можно поговорить на любые темы.

При этом в гомосексуальных семьях более демократичное и более справедливое распределение ролей. Это касается и финансового обеспечения семьи и ведения домашнего хозяйства. Здесь реже встречается подчинение жестким принципам гендерных ролей.

Воспитанием ребенка в равной степени заняты и оба отца, и обе матери. Не существует какого-либо распределения по обеспечению ребенка, по сопровождению его в школу или к врачу. Если же ребенок увлечен определенным видом спорта или творчеством, зачастую, он занимается им с одним из родителей, тем, который более увлечен данным видом деятельности. При этом однополые родители стараются, чтобы ребенок в равной степени контактировал, и с одним, и с другим родителем. К слову, традиционных семьях этому вопросу не всегда уделяется достаточное внимание.

Могут ли дети в однополых семьях быть счастливыми? Как к ним относятся окружающие? Может ли однополая семья воспитать полноценного ребенка? Влияет ли сексуальная ориентация родителей на предпочтения детей? «Бумага» задала эти вопросы взрослым, выросшим в «нетрадиционных» семьях: с двумя мамами, с двумя отцами и сыну «шведской» семьи.

«Мне говорили: „У меня ни одного папы, а у тебя целых два!“. В общем, мне повезло»


- Ваша сексуальная ориентация? - Традиционная. Я лояльно отношусь к сексуальным меньшинствам, но для себя не рассматриваю других вариантов, кроме гетеросексуальных отношений. - Расскажите, пожалуйста, о своих родителях. - Они познакомились случайно. Уже почти 20 лет вместе. - Получается, вы ребенок от предыдущих отношений? - Да. С тем родителем не общаюсь. Не тот человек, неадекватный человек. - У вас никогда не было ощущения, что не хватает мамы? - Вы скучаете по человеку, который живет через два квартала или которого вы никогда в жизни не видели? Вот и я не скучаю. Это незнакомый человек, и я не знаю о ней ничего. - Как вы называли своего второго папу? - Так и называю - папа. Папа и папа. В детстве было забавно, я всем говорила: «А у меня два папы». У меня было много знакомых, которые жили в разведенных семьях с одной мамой, и они говорили: «Ну, вот… У меня ни одного папы, а у тебя целых два!». В общем, мне повезло. На самом деле, это очень классно: я сейчас в компании с ребятами очень хорошо общий язык нахожу, может быть, лучше, чем большинство девочек. У меня нет никакого дискомфорта в общении с противоположным полом. - Вы часто встречались с негативным отношением к вашей семье? - Люди просто не всегда понимают, в чем дело. Обычно я говорю: «папа и отчим», и это всех устраивает. Не то чтобы люди негативно относятся к однополым семьям, просто они настолько незнакомы с этим, настолько далеки от этого, что порой трудно объяснить. Но объяснить можно. И тогда люди понимают, если адекватные. А с неадекватными стараюсь не общаться. - Я всегда это воспринимала как данность. Конечно, в какой-то момент я подумала, что что-то, наверное, по-другому… Но все в таких разных семьях живут: кто-то только с мамой, кто-то только с папой, кто-то вообще непонятно как. Мне кажется, никого уже ничем не удивишь особо. Меня удивляет наоборот, когда в традиционных семьях друг другу люди ставят какие-то требования, ультиматумы. Когда люди относятся друг к другу не как родственники и семья, а как какие-то потребители, которые друг от друга только тянут и ничего не отдают взамен. У нас такого нет. - Как вы оцениваете свое детство? - Мне кажется, оно было классное. Очень насыщенное - всякие поездки, походы в большой компании. Мне папы всегда костюмы шили, в школе, в детском саду… Я «снежинку» как-то танцевала. Мои родители вообще очень творческие люди, поэтому и я с детства, например, пела и на скрипке играла. - Я считаю, что вообще не все люди могут воспитать нормального человека. И я считаю, что это в принципе не тема для обсуждения. Тогда можно обычным людям запретить рожать детей - а вдруг они нормально не смогут воспитать своего ребенка? Это такой же бред. Конечно, гомосексуалы способны воспитать ребенка, если они по-человечески адекватны. Я считаю, что у ребенка в первую очередь должна быть семья. Когда меня папы в первый класс записывали, то в графу «родители» вписали двух пап. Им сказали, мол, самое главное, что родителя два, и это уже круто и здорово.

«Бывает, шутят по поводу моего молодого человека что-нибудь вроде: „А двух тещ он не боится?“»


- Ваша ориентация? - Я бисексуальна, но сейчас в гетеросексуальных отношениях. - Если честно, я не помню, сколько лет они вместе, но довольно давно. Я ребенок от предыдущих отношений матери. Я прекрасно знала своего отца, но в последние годы он не очень поддерживал с нами контакт. - Было ли у вас ощущение, что вам «не хватает» отца? - Нехватки отца не было. Скорее - ощущение, что я скучаю по одному из близких людей, родственников, потому что, в отличие от младшей сестры, я его помню не по редким звонкам и встречам, а как любящего папу. - Помните ли вы тот момент, когда впервые поняли, что ваша семья отличается от других? - Такого момента не было. Причина, возможно, в том, что я всегда видела, что моя семья отличается от других. Когда была маленькая, видела бородатого грозного байкера - своего отца, и мать, не отстающую от него по специфичности внешнего облика, и бабок у подъезда, которые всегда неодобрительно смотрели на нашу семью. А потом появилась вторая мама. И как-то вышло, что я этому не удивилась, и абсолютно никто из моего круга не сказал мне, что это плохо. А сказали бы - не поверила. - Сталкивались ли вы когда-нибудь с неудобными ситуациями, связанными с вашей семьей? - Была лишь одна такая ситуация, когда я училась на дизайнера, и в моей группе была девушка, которая позволила себе грубые и осуждающие высказывания на тему ЛГБТ-семей и детей в этих семьях. Ситуация для нее очень быстро стала неудобной, потому что мы тогда общались, и я ей сообщила, что она, по сути, нелестно высказалась обо мне и моей семье. - У вас было счастливое детство? - У нас с сестрой было прекрасное детство. Хотя бы потому, что все всегда решалось спокойно: родители никогда не орали на нас, не поднимали руку. Ярких воспоминаний много: когда первый раз меня сажали на мотоцикл, как ездили с мамами в другие города и на пляж, просто прогулки. - Как родители относятся к вашей ориентации, к вашим отношениям с партнерами? - Прекрасно. Конечно, бывает, делают шутливые пафосные лица и говорят по поводу моего молодого человека что-нибудь вроде: «А двух тещ он не боится?». - Вполне. Я живу с молодым человеком довольно давно. Мы поддерживаем друг друга и живем так, как обычно живут нормальные, здоровые пары. - Как вы считаете, способна ли нетрадиционная семья воспитать полноценного ребенка? - Да. Не надо думать, что если две женщины организовали семью, то это две ванильно-инфантильные особы. Это не так. И наоборот, если это два мужчины, то это тоже что-то подобное. Это вполне себе полноценные пары со вполне себе полноценными отношениями и видением мира. Поэтому никаких препятствий здесь я не вижу.

«Не нужно свадеб дурацких или еще чего-то, что раздражает общество, но хотя бы какое-то гражданское партнерство»


- Ваша ориентация? - Гей. - Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях. - Мама занималась конькобежным спортом. Ее тренировала бывшая чемпионка СССР. При этом она училась на следователя. Познакомилась с отцом на учебе. У них была такая маленькая компания - отец и его друг - друзья с детства, молодые лейтенанты. И тут возникла щекотливая ситуация - они настолько были «не разлей вода», что встал вопрос: чья она будет девушка? Тут у них, как я понял, началась конкуренция, но в результате они решили не терять дружбу и спросили маму, с кем она хочет остаться. И она ответила: я не могу из вас выбрать никого. И кто-то тогда сказал, мол, может, мы будем жить одной дружной семьей? И все согласились. В 22 года они познакомились, я родился, когда им было 25. Документы они, естественно, оформили с одним отцом. А от кого я? Я точно не могу сказать - в то время никакого генетического исследования не проводилось, а потом это уже потеряло всякий смысл. - А папы между собой не состояли в гомосексуальных отношениях? - Нет, конечно. Или я этого просто не знал. У нас была открытая семья, но не до такой же степени. Что у них там происходит в спальне - это меня не касается. - А как вы называли своих родителей? Это были два папы, и вы их так и звали? - Да, я звал их «папа» и «папа», и все. Вопросов ни в детском садике, ни в школе не возникало. Я всем говорил, что у меня два папы, а ребенка, как правило, никто не слушает. - Был ли у вас момент в детстве, когда вы вдруг поняли, что ваша семья чем-то отличается от других? - Наоборот даже. Когда меня друзья спрашивали: «У тебя что - два папы?», я говорил: «Да, у меня два папы», и они просто завидовали. Потом, когда стал подрастать, иногда соседи сплетничали. - Были ли какие-то яркие и неприятные моменты, связанные с непониманием окружающих? - Ну, однажды мне одноклассник сказал, что моя мама, грубо говоря, проститутка, и тогда я набил, извините, своему сверстнику морду. Все. Больше ничего особенного не было. - У вас было счастливое детство? Какие самые яркие и счастливые воспоминания, связанные с семьей? - У меня вообще не было проблем, пока я не начал жить самостоятельной жизнью, к которой я, впрочем, был подготовлен своими родителями. У меня была яркая, насыщенная жизнь. Ночные походы, поездки на рыбалку, футбол. Зимой - лыжи. С учетом того, что и отцы много зарабатывали, и мать была на службе в советское время. Мы отдыхали вместе, даже выезжали за границу. У меня не возникало негативных эмоций. И когда мне было плохо, не было таких ситуаций, когда я не мог бы обратиться к кому-то из родителей за вопросом или за советом. - Как вы считаете, нетрадиционная семья как-то повлияла на вашу ориентацию? - Нет, абсолютно. Я к осознанию того, что я гей, пришел только где-то к 17–18 годам. - Насколько вы довольны своей личной жизнью? - Я чувствую себя явно не на тридцать шесть, а максимум на двадцать. Я счастлив. У меня есть все, что я пожелаю. Мы вместе 14 лет. Нам есть, где жить, у нас большие планы. Финансовых проблем не испытываем, потому что нормально зарабатываем, много путешествуем. Если бы, конечно, не эта дурацкая ситуация в стране, мы могли бы воспользоваться услугами суррогатной матери. У нас есть на это деньги, и мы знаем, что наши отношения будут разрушены, только если мир рухнет. У нас нет сомнений в нашем будущем, но в нашей стране однополым парам нереально завести ребенка. Вдруг на меня завтра свалится кирпич или случится сердечный приступ, а мы с партнером никто друг другу юридически. У нас в стране даже элементарное партнерство оформить нельзя. Не нужно свадеб дурацких или еще чего-то, что раздражает общество, но хотя бы какое-то гражданское партнерство. - Как вы считаете, способна ли нетрадиционная семья воспитать полноценного ребенка? - Да, совершенно точно. Если моя мечта о ребенке осуществится - но я чувствую, что она осуществится только тогда, когда мы уедем за границу, - тому ребенку, который у нас будет, мы сможем дать все: и хорошее образование, и свою любовь. Потому что я его буду воспитывать в том же духе, что меня воспитывали мои родители, и учить тому, чему меня учили - открытости, доверию и любви.

После волны законов об однополых браках, прокатившейся по Европе и США, гомосексуальные семьи перешли к следующей стадии отношений - рождению детей. Со страниц западного глянца нам улыбаются Элтон Джон и Дэвид Ферниш, качающие очаровательного сына в коляске. Актриса Синтия Никсон и ее подруга Кристин Маринони объявляют о рождении общего малыша - третьего по счету ребенка в их лесбийской семье. Симпатизирующий однополым парам певец Филипп Киркоров представляет миру малышку Аллу-Викторию, выношенную суррогатной матерью. Однако в России поворачивают вспять не только реки, но и мировые тенденции: в начале весны губернатор Петербурга подписал закон, запрещающий «пропаганду несовершеннолетним идеи, что гомосексуализм и педофилия нормальны», запросто уравняв два ничем не связанных понятия. По данным предвыборной статистики, 80 % отечественного электората поддерживают решение г-на Полтавченко. Но 20 % граждан все же уверены, что право на счастье стать родителем имеет каждый. Тем более если он или она - успешные люди с хорошим здоровьем и профессией.

Однако раскол мнений - это одно, а расколотые жизни - совсем другое. Кто на самом деле вправе решать, почему одни могут быть родителями, а другие - нет? Пока россияне примеряют на себя роль судей, в США дети первых открытых гомосексуальных семей заканчивают школы и даже университеты. Вопреки опасениям пессимистов, процент геев и лесбиянок среди них ничуть не выше, чем в любом обществе. От сверстников их отличает лишь более терпимое отношение к поведению окружающих. С другой стороны, воспитание детей гомосексуалистами не лишено сложностей. Хотя бы потому, что к таким семьям приковано всеобщее внимание.

ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Когда я взялась за изучение темы однополых семей, то, сама того не желая, повела себя бестактно. И вовсе не по причине гомофобии - давно усвоила, что сексуальная ориентация не делит людей на «хороших» и «плохих». Просто эта табуированная сфера обросла самыми странными мифами.

Встретившись с одной из героинь (назову ее Ирой), я задала ей, как мне казалось, вполне корректный вопрос: «Каким способом женские однополые семьи предпочитают заводить ребенка?» Почему-то я пребывала в убеждении, что обычно лесбийские пары находят близкого мужчину, готового стать отцом общих детей. Однако Ира вежливо улыбнулась и предложила объяснить на примере: «Представьте, что вы с партнером - любящая гетеросексуальная пара, давно живущая вместе. У вас нет детей, но вы их очень хотите. Допустим, что проблема в мужчине. И вы, поразмыслив, решаете пригласить друга семьи, который захочет помочь вам. Ну и как вам такая идея?» Воображение тут же нарисовало, как печальный супруг покидает квартиру, оставляя меня наедине со своим приятелем ради продолжения рода. «Вот-вот, - закивала Ира. - Вообразить, что твоя половина будет заниматься сексом с кем-то «близким», невозможно ни в гомо-, ни в гетеросексуальных отношениях. Потому что два человека любят друг друга и именно поэтому хотят общих детей».

По словам Иры, у женщины в однополом союзе нет другого выхода, кроме как воспользоваться услугами анонимного донора. Более того, лесбийским парам наука позволяет быть биологическими матерями одного ребенка. В США существует процедура Partner Assisted Reproduction («Воспроизводство в партнерстве»), в процессе которой яйцеклетку одной женщины оплодотворяют вне ее тела и подсаживают партнерше, которая и вынашивает ребенка. Получается, что жизнь малышу дают обе женщины. Правда, медицинские риски такой процедуры довольно высоки, поэтому многие просто заводят двух малышей - каждая своего. «Мы изначально решили, что рожать будем обе, - продолжает рассказ Ира. - Очередность в нашем случае просто зависит от удобства ухода в декрет и отчасти готовности».

Но вот вопрос, заменят ли две матери отца или два отца - мать, остается для многих пар открытым. По словам семейного и супружеского психотерапевта Инги Адмиральской, некоторые женские однополые пары считают, что ребенок должен знать своего папу, а кто-то, наоборот, опасается делить родительские права. «Да, участие мужчины в воспитании дочери, а тем более сына, очень важно, но что если отец решит добиться опеки или попросту отобрать ребенка?» - переживала одна из моих собеседниц.

Не менее сильно проблема поиска матери для детей волнует мужские пары. Ведь мать для малыша - это весь мир, и заменить ее в жизни ребенка невозможно. Именно поэтому они не спешат прибегать к, казалось бы, очевидному выходу - услугам суррогатной матери. Но случаются и довольно странные исключения.

Полтора года назад один из столичных загсов выдал уникальное свидетельство о рождении - в графе «мать» стоял прочерк. Малыш появился на свет посредством суррогатного материнства, его отец решился завести ребенка «для себя». Сотрудницы загса скрыли от общественности имя счастливого папаши, но его поступок вдохновил семью моего приятеля, родители которого потребовали зачать внука тем же способом. С тем, что их сын Виталик - гей, они так и не смирились, а их крупному бизнесу во что бы то ни стало требовался наследник. С целью производства здорового потомства Виталику выписали женщину из Украины, готовую выносить плод. Но отцом молодой человек так и не стал. Вместо этого он попал в клинику с нервным срывом.

Более разумным многие мужские пары считают иной путь - стать донорами для женской пары и принимать участие в воспитании малыша, живущего с мамами. Ну а дальше начинаются страхи и сомнения, свойственные всем родителям без исключения: «Будет ли здоровеньким? На кого будет похож?» Хотя после рождения наследника у однополых пар появятся новые проблемы: как объяснить ребенку нестандартную семью, а потом научить с этим жить?

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Обсуждая вопрос о детях со своими гомосексуальными знакомыми, я часто слышу одно и то же сравнение: «Лучше родиться в однополой семье и учиться в Оксфорде, чем родиться в обычной семье алкоголиков». Собеседники все время ссылались на исследование лесбийских семей США, показавшее, что дети, выросшие в однополых семьях, более успешны в жизни. Однако проводить подобные аналогии, на мой взгляд, странно. Ведь далеко не все гомосексуальные родители гарантируют чаду Оксфорд и не все гетеросексуальные страдают алкоголизмом. Гораздо более реалистична ситуация, когда ребенок однополой пары попадает в районный детский сад или школу, где может столкнуться с неадекватной реакцией окружающих. Приводя малыша в мир, такие родители изначально берут на себя ответственность за то, что ему придется нелегко.

«Для ребенка дошкольного возраста естественно и нормально слышать, что его родители (две мамы или два папы) очень любят его, - объясняет Инга Адмиральская. - Но сам малыш не различает, о чем можно говорить открыто, а о чем нельзя». Довольно часто дети, сами того не желая, выставляют все семейные нюансы на суд воспитательниц. «Одна мама у меня строгая, а другая - добрая, поэтому я зову ее, когда хочу шоколадку», - рассказала как-то пятилетняя Сашенька в детском саду. Нянечка весьма удивилась. «Когда я кричу «мама», какая из двух мне нужна, мамы узнают по голосу», - продолжила малышка. Чтобы избежать лишних вопросов, некоторые помещают ребенка в частные сады или нанимают няню, но, по мнению Инги Адмиральской, всю жизнь бегать и прятаться от общества все равно не получится.

София, мама трехлетней Наташи, не скрывает факта, что у Наташи есть вторая мама: «За три года с рождения дочери я ни разу не столкнулась с негативным отношением, - объясняет она. - Участковые врачи, да и мамы на площадках - не ханжи и не монстры». А вот другой семье повезло меньше: в одном из спальных районов, где изгоем объявляют и за меньшее (например, за иную манеру одеваться), мамы устроили пикет, чтобы удалить из садика «странного» ребенка.

Многие однополые родители переживают, что их семья может подвергнуться гонениям. Сознание этого заставляет матерей испытывать самый сильный страх на свете - страх потерять ребенка. И рано или поздно женщине приходится принять решение: скрываться, бороться или уехать. Как утверждают психологи, хуже всего скрываться, ведь неправда разрушает семью скорее, чем любые органы опеки.

ЗДРАВСТВУЙ, ПАПА

Однажды приятель моей подруги Кати решил, что их отношения зашли достаточно далеко, и пригласил ее к себе в гости. В комнате Катю ждало шампанское, салат из креветок и пирожные, но выйти в ванную, чтобы вымыть руки перед едой, поклонник ей не позволил: «Тс-с-с, папа дома», - объяснил он. Позже она узнала, что папа Кирилла - известный профессор. Десять лет назад он развелся с женой и с тех пор живет с сыном. Когда Кириллу исполнилось двадцать, молодой человек стал догадываться о причинах развода родителей: папа не любил женщин. Впрочем, мужчинами уважаемый ученый тоже открыто не увлекался. Когда Катя спросила Кирилла, почему тот избегает отца (вероятно, из-за папиной ориентации), тот усмехнулся и ответил: «Больше всего меня тяготят темные коридоры и его угрюмый вид».

По мнению психолога Светланы Тихомировой, конфликт, происходящий внутри человека, более опасен, чем конфликт с окружающими: «За годы работы с проблемами гомосексуальных пациентов я поняла, что все они совершенно разные люди. Да, кто-то из них носит серьги, а кто-то каждый день вкалывает в литейном цехе. И всем бывает одинаково сложно полюбить и принять себя». Восприятие себя как фрика, боязнь осуждения давит куда сильнее, чем запрет гей-парадов. А если в конфликте вовремя не разобраться, то он будет давить и на детей. Кстати, при первой же возможности Кирилл снял квартиру и переехал. Но с папой по-прежнему созванивается: «Отец все-таки».

«Считаю, что дети любят родителей всегда, как и родители -­­ детей, а жить вместе многим некомфортно и в традиционных семьях», - прокомментировала ситуацию моя коллега Валерия. Однако решиться и откровенно рассказать ребенку, какие именно отношения связывают его однополых родителей, очень непросто. Одна пара тянула до тех пор, пока четырнадцатилетний сын не заявил им: «Вы ночуете в одной постели и при этом утверждаете, что всего лишь друзья? А можно я так же буду дружить с одноклассниками?»

«Объяснить все стоит не раньше, чем ребенок достигнет подросткового возраста, - считает Инга Адмиральская. - Но избегать разговора и убеждать, что мамы - всего лишь подружки-соседки, просто опасно. Ребенок будет разрываться между тем, что ощущает, и тем, что ему говорят, а следовательно, все меньше доверять родителям».

Осудит ли он их, узнав правду? Все возможно. Например, одна американка засудила маму с папой за то, что они произвели ее на свет не такой красивой, как голливудская актриса. Другая девушка обвинила родителей в том, что ее зачали без ее согласия. Но разве подобные примеры мешают большинству родителей и детей жить в согласии? И что еще важнее, любить друг друга.

Всегда относилась с пониманием к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Правильнее сказать, мне всегда было все равно, с кем человек живет, а тем более делит постель - с представителем своего пола или противоположного. Главное, чтобы все было по взаимному согласию.

Так мне казалось до тех пор, пока возвращаясь с младшей сестрой с просмотра фильма про Гарри Поттера, эта 16-летняя барышня вдруг с задумчивым видом не выдала: "Не знаю с кем лучше девственность терять, с девчонкой или парнем?" Вопрос ввел меня в полный ступор, более того, я вдруг отчетливо поняла, что все равно с кем спят мои друзья, но с кем будет спать МОЯ сестра, с мальчиком или девочкой, мне далеко не безразлично.

Я лишь отдельный представитель нашего общества, которое очень двойственно относится к так называемым однополым семьям. Происходящие сегодня трансформации определяют изменения в социальных институтах, в первую очередь - в семье. Традиционные формы семьи дополняются параллельно существующими альтернативными моделями семейных отношений . И вообще-то, теоретически мы все интеллигентные, современные люди и не "против", а может даже "за" то, что общество становится свободнее и терпимее. Мы не "против", пока подобная семья не станет соседями по лестничной площадке или ее не создадут наши близкие люди.

У меня есть прекрасный пример благополучной семейной жизни. Они живут вместе 5 лет, в квартире, которую купили сообща, воспитывают очаровательных двойняшек - мальчика и девочку. Отличает эту семью от обычной только то, что роль папы в ней выполняет милая и решительная девушка Лена. На вопрос: "Где ваш папа?" - трехлетние малыши хором отвечают, что у них две мамы. Когда 5 лет назад Оля - та, что выполняет социальную роль жены - ушла от своего мужа к Лене, ее родные от нее отвернулись, и только рождение внуков в Институте искусственного оплодотворения смогло хоть как-то примирить родителей с судьбой их, как они выражаются, "непутевой" дочки . Но ни появление малышей, ни общая квартира, ни пять лет совместной жизни, не могут их убедить, что однополая семья стала выбором дочери. В тайне они все еще продолжают надеяться, что она, как говорится, перебесится.

По мнению социологов, отклонения от классической моногамии уже не могут интерпретироваться однозначно, как отклонения от нормы, а должны, скорее, рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи. В современном российском обществе наблюдается рост количества однополых семей. Это факт, который приходится признать даже тем, кто является активным противником гомосексуальных связей. В то же время в обществе существует информационный вакуум, отсутствие объективных и достоверных сведений об однополых семьях. Поиск статистических данных о количестве однополых союзов в России мне ничего не дал, возможно, потому, что сбор такой информации крайне затруднен по причине скрытости и замалчивания из-за боязни дискриминации. Но считается, что женщины чаще образуют семейные пары, нежели мужчины, что может быть объяснено тем, что две женщины, живущие вместе, вызывают меньше подозрений.

В некоторых странах вопрос о легитимности однополых союзов давно уже не является чем-то из ряда вон выходящим. Первый однополый брак, положивший начало сексуальной революции (в этой области отношений), был заключён ещё 1 октября 1989 года в Дании. Эйгил и Аксель добивались официального признания их семейного союза почти полвека. Для решения этого дела в стране был даже проведен социологический опрос. После проведения опроса стало очевидно: почти 60% датчан поддерживают идею однополых браков. Уже через несколько месяцев после этого был принят закон, согласно которому гомосексуальным супругам были предоставлены все права обычных семей.

В Декларации 1998 года Европейского Парламента записано, что парламент "не даст своего согласия на вступление в ЕС любой страны, которая своими законами или проводимой политикой нарушает человеческие права лесбиянок и геев". Законы в странах Европы с каждым годом становятся всё лояльнее по отношению к гомосексуальным семьям. Защита семейных устоев европейским обществом всегда ставила своей целью создание обстановки, в которой все члены семьи , в особенности дети и подростки, могли бы, окруженные заботой, любовью и счастьем, реализовывать все свои человеческие способности. Независимо от того, растут ли дети в традиционной или нетрадиционной семье. Сегодня право людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией на создание семьи признали 12 государств. Официально зарегистрировано более 150 тысяч однополых браков. Самым урожайным стал 2004 год. Вот список стран, где геям и лесбиянкам разрешено официально вступать в однополые союзы (партнерство): Дания, Норвегия, Нидерланды, Германия, Бельгия, Финляндия , Швеция, Канада , Великобритания, Швейцария, ЮАР, Испания. В США однополые союзы легализованы только в некоторых штатах. О готовности легализовать гомосексуальные отношения заявили ещё несколько государств - Польша, Румыния и Камбоджа. Последним оплотом борьбы против однополых отношений в Европе остаётся Ватикан. В католичестве, как и в православии, гомосексуальная связь считается греховной.

Однако, стоит оговориться, возможность заключения однополого союза в ряде стран не предполагает (!!!) возможность усыновления детей, даже исключает ее. Так, в Великобритании шли на эту тему серьезные дебаты пару лет назад: можно ли гомосексуальным парам усыновлять детей и влияет ли воспитание в подобных семьях на их сексуальную ориентацию.

Согласно исследованию, проведенному в США, воспитанные лесбиянками подростки не демонстрируют никаких отличий в развитии по сравнению с детьми, выросшими в обычных семьях. Об этом пишет журнал New Scientist. Общенациональное исследование здоровья молодежи проводилось с 1995 года. В нем приняли участие 12 тыс. подростков. Среди опрошенных были 44 подростка, которые воспитывались лесбиянками. Только 6 подростков признались, что живут в семье геев, поэтому однополые мужские семьи исключили из исследования за недостаточностью данных. Каждого подростка сравнивали со сверстником из гетеросексуальной семьи того же возраста , пола, этнической принадлежности, статуса приемного ребенка и с тем же уровнем дохода в семье. Никаких различий между группами в подверженности депрессии, беспокойству, в уровне самооценки и школьной успеваемости, ученые не обнаружили. Одинаковое количество подростков в обеих группах (34%) признались, что уже имели сексуальный опыт. Социологи полагают, что со временем все страны придут к скандинавскому варианту, когда однополые семьи будут полностью приравнены в правах к традиционным семьям, включая право на усыновление детей. Значит ли это, что традиционно патриархальная Россия тоже признает права своих граждан на однополые браки?

Знакомая нам по началу статьи пара с двумя ребятишками гуляет по парку Архангельской усадьбы. Солнце освещает их счастливые лица, а меня все никак не покидают сомнения. Дети пойдут в школу, как смогут они ужиться в детском коллективе , который не знает компромиссов и порой является просто более жестоким отражением сегодняшнего взрослого мира? Смогут ли родители воспитать этих детей так, чтобы у них тоже была возможность выбора, в этом случае - выбрать гетеросексуальный образ жизни? И, наконец, дойдет ли наше общество до того, когда возможность однополых браков не будет ограничена ни сводом законов, ни косыми взглядами соседей?

Но в силу того, что легализация однополых партнерств и тем более «браков» начала происходить в некоторых странах не так давно, до недавнего времени еще не было оснований делать объективные научные заключения. По простой причине – еще не выросло поколение таких детей.

Однако осенью 2010 года Марк Регнерус, доктор социологии, адъюнкт-профессор в Техасском университете в Остине (США), начал свое знаменитое научное исследование на тему «Как отличаются взрослые дети, родители которых имеют однополые отношения». Свою работу ученый завершил спустя полтора года – в 2012-ом. Впрочем, анализ данных продолжается доныне – они доступны всем заинтересованным ученым, благодаря Межуниверситетскому консорциуму политических и социальных исследований Мичиганского университета.

Шокирующие последствия

В исследовании принимали участие 3000 взрослых респондентов, чьи родители состояли в однополых сексуальных отношениях. В итоге, полученные данные стали по-настоящему шокирующими. Впрочем, этого стоило ожидать. Но впервые это было доказано авторитетным ученым из авторитетного университета, а результаты были опубликованы в не менее авторитетном издании «Social Science Research».

Высокий уровень венерического инфицирования. В опубликованных данных сообщается, что 25% воспитанников гомосексуальных родителей имели или имеют венерические заболевания – из-за своего специфического образа жизни. Для сравнения, количество зараженных сверстников из благополучных гетеросексуальных семей зафиксировано на уровне 8%.

Неспособность хранить семейную верность. А вот и причина такого уровня инфицирования. Те, кого воспитывали гомосексуальные родители, намного чаще лояльно относятся с супружеской неверности – 40%. Аналогичный показатель лояльности к изменам среди выросших в гетеросексуальных семьях – 13%.

Психологические проблемы. Следующий шокирующий факт – до 24% взрослых детей из однополых «семей» недавно планировали самоубийство. Для сравнения – уровень таких настроений среди выросших в нормальных гетеросексуальных семьях составляет 5%. Воспитанные гомосексуальным родителем люди значительно чаще, чем выходцы из гетеросексуальных семей, обращаются к психотерапевтам – 19% против 8%.

Это и не удивительно. Ведь 31% выросших с мамой-лесбиянкой и 25% выросших с отцом гомосексуалистом когда либо были принуждаемы к сексу вопреки их воли (в том числе – со стороны родителей). В случае с гетеросексуальными семьями о таком сообщают лишь 8% респондентов.

Социально-экономическая беспомощность. 28% выходцев из семей, где мама была лесбиянкой, являются безработными. Среди выходцев из нормальных семей этот уровень составляет лишь 8%.

69% тех, у кого мама была лесбиянкой, и 57% тех, у кого папа был гомосексуалистом, сообщили, что их семья в прошлом получала государственные пособия. Среди обычных семей это актуально в 17% случаев. А 38% тех, кто выросли с мамой-лесбиянкой, до сих пор живут на государственные пособия, и лишь 26% имеют работу на полное время. Среди тех, у кого отец был гомосексуалистом, только 34% в данный момент имеют работу на полную загрузку. Для сравнения, среди выросших в гетеросексуальных семьях лишь 10% живут на госпособия, и половина – трудоустроены на полное время.

Расстройство сексуальной самоидентификации. Ну и напоследок – цифры, которые окончательно разрушает миф о том, что воспитание в однополой «семье» не влияет на сексуальную ориентацию повзрослевшего ребенка. Итак, если папа или мама имели гомосексуальные связи, то всего лишь 60-70% их детей называют себя полностью гетеросексуальными. В свою очередь более 90% людей, которые росли в традиционной семье, идентифицируют себя как полностью гетеросексуальных.

Когда готовили к публикации полученные данные, против этого начали вести агрессивную информационную кампанию. ЛГБТ-активисты требовали не допустить публичного оглашения результатов исследования.

Тогда Университет тщательно изучил все обвинения и скрупулезно проанализировал все данные, полученные Регнерусом. Отдельно проверялась методика исследования. В итоге Университет подтвердил, что научная работа имеет высочайшее качество и соответствует академическим требованиям.

Этому исследованию была посвящена большая статья в The New York Times. Это авторитетное издание также посчитало необходимым публично оповестить читателей о полученных Марком Регнерусом результатах. Таким образом, мировое сообщество едва ли не впервые получило авторитетное исследование, которое проливает свет на трагичные последствия воспитания детей в семьях, где родители практиковали гомосексуальные отношения.