Синдром котара в психиатрии - причины возникновения, симптомы, диагностика, лечение и прогнозы. Живые мертвецы: синдром Котара





Психиатры называют синдром Котара манией величия, вывернутой наизнанку. Эта болезнь - нечто вроде мании принижения себя. Пациент утверждает, что он мертв, разложился и является ходячим мертвецом или что он - преступник и убийца. Недавно было опубликовано интервью с человеком, страдающим синдромом Котара, который десять лет считал себя мертвым.

В научных терминах синдром или бред Котара определяется как «нигилистически - ипохондрический депрессивный бред в сочетании с идеями громадности». В своем сознании больные превращаются в ходячих мертвецов, великих преступников и прочих «темных властителей». Для страдающих синдромом Котара характерно очернение себя, доведенное до абсурда и по размерам сравнимое с манией величия: человек утверждает, что отравил весь свет своим ядовитым дыханием или заразил все население земного шара СПИДом. Часто больному кажется, что он уже умер, а его существование - иллюзия, что он - пустая оболочка.

Поэтому синдром Котара назвали еще «бредом отрицания» - именно под таким названием его в 1880 году впервые описал французский невролог Котар. Как можно догадаться, впоследствии синдрому присвоили имя врача-»первооткрывателя».

Больные могут утверждать, что у них нет мозга, сердца или легких. Бывает также, что «бред отрицания распространяется на интеллектуальные или моральные качества: больные жалуются на полное отсутствие интеллекта, совести, знаний. Порой больные отрицают наличие внешнего мира: жалуются, что Земля опустела, у ныне живущих людей нет душ и они - пустые оболочки и т. п. Несмотря на то, что по отдельности эти симптомы могут показаться кому-то остроумными наблюдениями за действительностью, человек с синдромом Котара испытывает настоящие страдания.

Каково это - в течение многих лет чувствовать себя ходячим мертвецом? Предполагается, что этот психический недуг является одной из разновидностей депрессии, дошедшей до крайней стадии. Встречается синдром Котара и при шизоаффективных расстройствах, а также может сопровождать старческую деменцию и другие повреждения мозга.

Насколько распространен этот синдром, точно неизвестно. Поскольку современные препараты довольно успешно лечат депрессию, специалисты подозревают, что это состояние в наши дни встречается исключительно редко. Однако больные, утверждающие, что они уже умерли, встречаются до сих пор. Из-за патологической убежденности в том, что они уже мертвы, больные могут совершить реальный суицид в попытках избавиться от «бесполезной оболочки» - тела. Они умирают от истощения, полагая, что есть им больше не нужно, или обливаются кислотой, чтобы перестать быть «ходячим мертвецом».

Недавно журнал «New Scientist» опубликовал уникальный рассказ человека, целое десятилетие считавшего себя мертвым. Этот случай удивителен еще и тем, что бред больного об «умершем мозге» в некоторой степени оказался верным диагнозом самому себе.

Десять лет назад Грэхем проснулся и ощутил себя мертвым. Долгое время до этого Грэхем страдал от тяжелой депрессии. Он даже пытался покончить с собой, бросив в наполненную ванну с водой электрический прибор. В то утро Грэхем понял: во время попытки суицида он убил свой мозг. «Я чувствовал, что мозга просто больше нет, - рассказывал он впоследствии. - Когда меня госпитализировали, я уверял врачей, что таблетки не помогут, ведь мозга нет. Я сжег его в ванне».

Логические доводы медиков на Грэхема не действовали. Они не могли убедить его в том, что раз он говорит, дышит, ест и двигается - значит, его тело живо и мозг работает. «Меня это только раздражало, - вспоминает он. - Я не знаю, как можно говорить или что-то делать, не обладая мозгом, но, насколько я мог судить, у меня его не было».

Впрочем, некоторые признаки повреждения мозга у Грэхема наблюдались: например, он утратил обоняние - или, по крайней мере, утверждал, что не чувствует запахов. Впрочем, теоретически это могло быть еще одним компонентом депрессивного бреда. Мужчина потерял интерес к занятиям, которые прежде любил. «Я не хотел видеть людей. В этом не было никакого смысла, -говорит он. - Я ни от чего не получал удовольствия. Раньше я обожал свою машину, а теперь и близко к ней не подходил. Все, что меня интересовало, ушло». Даже вредные привычки (которые во время депрессии, как ни грустно, нередко остаются последним «спасательным кругом») потеряли свою привлекательность - например, Грэхем перестал курить. Он больше не чувствовал ни вкуса сигарет, ни удовольствия от этого занятия.

Врачи из местной больницы оказались в тупике и направили Грэхема на обследование сразу к двум мировым светилам неврологии - Адаму Земану из Университета Экстера (Великобритания) и Стивену Лорейсу из Университета Льежа (Бельгия). Каково же было изумление ученых, когда позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) показала, что в некотором роде Грэхем был прав. На значительных участках лобной и теменной областей его мозга метаболическая активность оказалась аномально низкой - настолько низкой, что напоминала снимок человека, находящегося в вегетативном состоянии.

«Я занимаюсь ПЭТ уже 15 лет и ни разу не встречал человека, который был бы на ногах, мог общаться, но при этом обладал подобной аномалией», - признался Лорейс.

В некотором смысле часть мозга Грэхема действительно почти умерла, добавил ученый: «Его мозг работал так, словно человек находится под наркозом или спит. Насколько мне известно, это совершенно уникальное явление для мозга бодрствующего человека».

Его коллега по работе с Грэхемом, Земан, считает, что именно сниженный метаболизм стал причиной патологического изменения мировосприятия пациента. Интересно, что бред пациента в некотором роде оказался пророческим. Совпадение это или закономерность, врачи пока не могут точно сказать.

«Мы еще очень многого не знаем о сознании», - признал Лорейс.

Сначала известие о результатах сканирования не вызвало у Грэхема никаких эмоций. Он по-прежнему чувствовал себя мертвым, а любое лечение его «пустой оболочки» казалось несчастному издевательством на грани с пыткой. «Оставалось смириться с тем, что мне не удастся умереть по-настоящему. Это был настоящий кошмар»,- вспоминает он.

Мужчина ходил на кладбище, откуда его исправно забирала полиция. По мнению Грэхема, возле мертвецов ему было самое место. К тому времени у него почернели зубы, поскольку он отказывался их чистить (зачем трупу гигиена?), и почему-то выпали все волосы на ногах. Причину последнего явления не могут объяснить даже врачи.

Но постепенно Грэхему стало лучше. После сканирования мозга ему смогли подобрать соответствующее лечение с опорой на лекарственные средства и психотерапию. Если раньше за ним присматривали братья и сиделка, то теперь он стал способен жить самостоятельно и справляться с домашними делами. «Не могу сказать, что я полностью пришел в норму, но теперь мне намного лучше», - говорит он. - Я могу выполнять хозяйственные дела и выходить из дома».

«Я больше не считаю, что мой мозг мертв, - добавляет Грэхем. - Просто иногда мир вокруг меня кажется странным». Трудно сказать, изменил ли прожитый опыт его отношение к смерти, говорит он. - «Я не боюсь смерти. Мы все когда-нибудь умрем. Но мне повезло, что пока я все-таки жив».

Каждый взрослый человек наслышан о том, что такое зомби. По крайней мере, он видел этих персонажей в фильмах, ходячих тел, которые не способны ни чувствовать что-либо, ни мыслить.

Психиатры бы сказали в адрес таких бесчувственных существ, что их необходимо лечить, ведь синдром Котара завладел мозгом этих людей.

Человек, который был болен этим бредом, когда его положили в больницу, пытался всячески убедить врачей, что не нужно тратить на него медицинские лекарства, потому как его мозг уже давно мертв. Грэхэм не способен был ощущать вкус подаваемой ему пищи. Хотя, что там утверждать, он в ней и не нуждался. Как и не нуждался в общении с другими, в стремлении что-либо делать. У него отсутствовала такая потребность. Чем он занимался в последнее время? – он просто бродил среди могил т.к. был убежден, что уже мертв.

Преследуя Синдром Котара

О данном психическом заболевании, которое пугает своей загадочностью, даже современный кинематограф посвятил короткометражную ленту.

Этот синдром являет собой депрессивный бред нигилистически-ипохондрического характера, к которому привязываются идеи громадности. Некоторые психиатры придерживаются мнения, что он является ничем иным как зеркальным отражением или же маниакальным бредом величия. Это одно из редчайших заболеваний в мире, что способно завладеть несколькими сотнями людей в любую минуту.

Впервые в истории психиатрии это состояние было описано у французской пациентки ее лечащим врачом Жюлем Котаром в далеком 1880 году. Женщина всячески отрицала, некоторые части своего собственного тела и отказывалась верить в существование добра и зла. Она все время твердила, что проклята и никогда не сможет умереть естественной смертью, в результате чего отказывалась от еды и воды. Спустя некоторое время она скончалась от голода.

Больной Грэхем, о котором речь шла в начале, утверждал, что ему комфортнее на кладбище, потому как чувствует особую связь с мертвыми.

Ученые, просканировав его мозг, обнаружили, что активность в некоторых его частях имела настолько низкие показатели, что можно было утверждать о вегетативном состоянии. Мозг Грэхема функционировал в таком режиме, словно тот находился во сне или же под влиянием анестезии.

Важно отметить, что синдром - бред Котара встречается в психотических формах с большой масштабностью (они еще называются как депрессивный психоз). Также и в форме шизоаффективных расстройств ( , что сочетают в себе симптомы как аффективного расстройства, связанного с нарушением эмоциональной сферы человека, так и , расстройства, связанного с расчленением мыслительных процессов или реакций эмоционального плана).

Чаще всего отмечается наличие синдрома при старческих психозах и депрессиях. Если же заболевание проявляется у молодых людей, это свидетельствует о том, что у человека депрессия крайней тяжести, повышенный уровень тревоги и высокая суицидальная опасность.

Синдром Котара – симптомы

Помните о том, что никто не застрахован от психических расстройств. Береги себя. Не позволяйте жизненным трудностям вас разрушать.

Бред Котара – один из наиболее необычных вариантов бредового состояния. Впервые он был описан еще в позапрошлом столетии известным французским специалистом в области неврологии и психиатрии Ж. Котаром.

Врач работал с женщиной, утверждавшей, что в действительности она давно мертва, в ее организме отсутствует кровь, а сердце заменено каким-то неизвестным механизмом.

В комплексе с подобными галлюцинациями у нее отмечались суицидальные и депрессивные наклонности. В соответствии с заключениями ученого, синдром базировался на принципе отрицания пациенткой собственной жизни и существования живого вообще.

В дальнейшем данное отклонение было классифицировано в качестве тяжелого нарушения временного восприятия, при наличии которого пациент становится неспособным осуществлять оценку произошедших ранее событий и представлять грядущие явления.

Практически каждый больной, страдавший этим отклонением, заявлял, что он уже мертв. Многие люди верили, что они являются какими-то сказочными персонажами либо великими маньяками, пришедшими из параллельных вселенных с целью навредить окружающим.

На практике же отрицание собственного существования является очень редким бредовым расстройством, зачастую возникающим при тяжелых депрессиях, а также шизофрении и серьезных поражениях мозга.

Особенности клинического проявления

Синдром бывает 2 форм выраженности: средней и очень тяжелой.
Для средней формы заболевания характерна ненависть больного к себе. Человек может причинять себе тяжелые повреждения либо даже пытаться совершить самоубийство, полагая, что он не приносит окружающим ничего, кроме страданий.

При тяжелых стадиях отмечаются значительные патологии психики в форме бредовых состояний и галлюцинаций. Пациент верит, что он умер, а его органы заменены какими-то механизмами. Бывают и более сложные вариации синдрома.

К примеру, известен случай, когда женщина утверждала, что на планете больше нет ни одного живого существа, а она существует здесь в виде «оболочки, лишенной души».

Синдром встречается очень редко. Зачастую он сопровождает старческую депрессию, иногда – шизофрению. В большей степени болезни подвержены пациентки женского пола

Синдром рассматривается в качестве мультисимптомного недуга, характеризующегося тяжелым, сложным и многогранным течением. Пациент испытывает сильные муки и внутренние страдания. Некоторые больные в течение долгих лет и даже десятилетий считают себя «зомби».

Характерные признаки заболевания

Изучаемый недуг сопровождается нижеперечисленными проявлениями:

  • манией величия;
  • чрезмерной возбудимостью и тревожностью;
  • склонностью к суициду;
  • нигилистическим бредом;
  • депрессиями;
  • галлюцинациями;
  • ипохондрическими состояниями.

Что примечательно, больные обычно одновременно утверждают о собственной никчемности и величественности. К примеру, некоторые верят, что их прислали из параллельного мира для причинения вреда населению, заражению всего живого смертельными недугами и т.п.

В качестве проявлений нигилистического бреда расценивают, в первую очередь, веру в ничтожность собственного существования и всего живого вообще. Пациенту может казаться, что настоящая жизнь в ее всеобщем понимании бессмысленна, а всяческое развитие – иррационально.

«Верными спутниками» синдрома являются состояния напряженности и тревожности. Как правило, перед развитием болезни возникает обеспокоенность, затем – нервозность и тревожность.

В комплексе с суицидальными наклонностями могут развиваться мысли о собственном бессмертии. Веря в бессмертие, человек может совершать отчаянные действия, пытаясь как можно более изощренно прервать свою жизнь.

Интересно и то, что рассматриваемое расстройство сопровождается различными галлюцинациями, не исключена и их очень редкая форма – обонятельная. Пациент может чувствовать зловонный аромат, исходящий изнутри его тела. Некоторым слышатся голоса, видятся демоны и т.п.

Причины возникновения отклонения

К появлению болезни чаще всего приводят тяжелые депрессии, преимущественно характерные для старческого возраста.

Затяжное подавленное состояние, а также самоуничижение (заниженная оценка больным своих физических или моральных свойств, подчеркивание своей ничтожности, незначительности) и ангедония (отсутствие способности ощущать удовольствие)-все это может заставить больного поверить в то, что его не существует

Наряду с этим, далеко не все так однозначно. С каждым днем вера в свою смерть накладывает тяжелый отпечаток. У человека появляются галлюцинации и укоренившийся бред отрицания.

Чаще всего синдром формируется на фоне нижеперечисленных заболеваний:

  • шизофрении;
  • сильной депрессии;
  • психоза у стариков.

В наибольшей степени недугу подвержены старики, страдающие депрессией.
Примечателен тот факт, что в некоторых случаях синдром появляется без веских на то оснований.

То есть у человека все может быть в порядке с психикой, но накануне приступа он становится раздражительным и слишком тревожным.
Известны случаи, когда к появлению отклонения приводили тяжелые болезни, поражающие внутренние органы.

Варианты лечения

Какие-либо благоприятные прогнозы в отношении рассматриваемого отклонения не даются, т.к. бред может приводить к необратимому саморазрушению личности.

Одновременно с этим, медицине известны случаи, когда пациенты выздоравливали. Лучшие шансы есть у людей с депрессиями или болезнями соматических групп.

В данном случае основные усилия прилагаются для борьбы с основным недугом. Применяются методы медикаментозной терапии.

Врач может назначить антидепрессанты (пациентам, страдающим депрессивными расстройствами), а также препараты противотревожных и психотропных групп. В запущенных случаях практикуется электросудорожная терапия.

В остальном порядок лечения определяет исключительно квалифицированный специалист с учетом индивидуальных особенностей пациента. Близким больного остается лишь не опускать руки и надеяться на лучшее.

Будьте здоровы!

Бред котара является центральной частью синдрома котара – аффективного психического расстройства, характеризующегося наличием негативистического бреда. В некоторых источниках это заболевание называют еще синдром живого трупа из-за отождествления больного с мертвецом (по его мнению). Проявляется в целой группе психических расстройств, часто при депрессивных, может быть при эпилепсии, эпидемическом энцефалите, при шизофрении, но с характерными чертами.

Впервые это бредовое расстройство было описан французским психиатром G. Cotard в конце XIX века как бред отрицания. Далее стал еще называться негатив бреда величия. Бред является одним из самых частых психотических синдромов, часто вызывающих расстройство личности. Утверждения пациента не соответствуют действительности, его мысли и утверждения не поддаются критической оценке, искажают действительность. Больной чаще всего отвергает критику, даже если это разумные и очевидные аргументы, доводы. Бред полностью заполняет психику человека, становясь в центре всего его существования.

Общая характеристика синдрома котара

При синдроме котара бред носит ипохондрически-депрессивную окраску и характеризуется:

  • Мегаломаничностью – бредовая идея приобретает гипертрофированно огромные размеры.
  • Нигилистичностью – отрицание чего-либо. В бреде котара это проявляется в отрицании существования у себя внутренних органов, больной считает, что его внутренние органы сгнили или вытекли. Больной обычно отрицает вообще существование внутренних органов
  • Депрессивностью общего фона эмоций – фон настроения снижен. У больного все плохо.
  • Ипохондричностью – если человек считает, что он болен, то его болезнь очень серьезная, редкая и неизлечимая.

Часто синдром живого трупа встречается в клинике различных психических заболеваний и расстройств. Но прежде всего при аффективных расстройствах – депрессиях различного характера. Хотя чаще всего при тревожно-ажитированной депрессии, являясь одной из стадий развития заболевания. Тревожный компонент проявляется в тоске, нежелании общаться, апатичностью. Ажитированность проявляется двигательным и речевым возбуждением – больные бесцельно мечутся по палате, заламывают себе руки, дергают за волосы, что-то невнятно бормочут или грустно причитают. Тоскливое возбуждение сменяется отчаянием. На пике двигательного возбуждения может наступить двигательный ступор.

Одной из основных характеристик расстройства выступает меланхолическая деперсонализация – больные чувствуют душевную опустошенность, считают, что у них исчезли чувства – им кажется, что они утратили способность видеть, например, или воспринимать что-то на ощупь. При бреде котара больной считает, что он утратил не только свои внутренние органы (то есть раньше они у него были, но с ними что-то случилось – высохли, вытекли и т.д.), но и свои моральные, душевные свойства. Больным могут быть свойственны идеи отрицания внешнего мира.

Некоторые считают, что они посланы свыше для всемирного заражения неизлечимой болезнью. Сюда же примешивается чувство вины и постоянное самообвинение. Обвинять себя пациенты будут в чем-то глобальном, всемирно важным, считают себя значимыми историческими или мифическими персонажами – Гитлер, Антихрист и проч. Тоскливое настроение – постоянный спутник бреда котара. Порой больные считают, что они зомби, живые мертвецы. В центре бреда – отрицательное величие и вообще отрицание почти всего, его глобальность. Это будет случай полного проявления синдрома котара, развернутого. В картине заболевания может преобладать один из компонентов – нигилистический или депрессивный. Случаи развернутого синдрома котара встречаются реже.

Также синдром по тяжести течения делится на две формы: среднюю и тяжелую . При обеих формах возможны суицидальные попытки, стремление нанести себе вред. Тяжелая форма характеризуется еще наличием галлюцинаций. Чаще всего бред котара встречается у женщин, также у людей пожилого возраста, иногда встречается в среднем, совсем редко некоторые симптомы могут наблюдаться у детей, а также при хронических психических заболеваниях.

Этапы развития синдрома катара при депрессии:

  • Этап тревожной депрессии – характеризуется внутренним волнением, страхом, раздражительностью, недовольством. Но глубина аффекта еще не сильно выражена. Тревога не проявляется ажитацией.
  • Этап тревожно-ажитированной депрессии – подавленный фон настроения сочетается с двигательным беспокойством, аффект эмоций сильный. Присутствуют идеи самоуничижения, самообвинения в сопровождении вербальных иллюзий (звучащие рядом с больными разговоры не относящиеся к нему воспринимаются им как сказанные на свой счет, а окраска и интонация при этом воспринимаются угрожающее) и др. сенсорных расстройств.
  • Окончательное обозначение группы симптомов и признаков, характерных для бреда котара.

Характеризуется бред котара сильной фантастичностью, прежде всего. Больные порой уверены, что их существование наносит непоправимый вред всему миру. С одной стороны, они считают себя ущербными (мертвыми), а с другой эта ущербность величественна по своим размерам и характеру. Причины возникновения доподлинно не известны, собственно, как и причины многих психических заболеваний. Возникает синдром остро, внезапно.

Диагностика, лечение, прогноз

Это бредовое расстройство с сильно выраженными симптомами, поэтому его диагностика обычно не представляет труда. Больные сами рассказывают о своих переживаниях. В ходе беседы явно видна психотическая окраска и бредовое состояние больного. Лечение проводится с обязательным приемом психотропных средств в условиях стационара. Часто назначаются антидепрессанты.

Может применяться электросудорожная терапия, электрошок (пропускание через головной мозг электрического тока), которая широко используется при лечении депрессий. Прогноз обычно не очень радужный. Так как синдром живого трупа часто наблюдается именно при хронических психических заболеваниях. Распад личности и характер нарушений психики при этом зачастую необратимый. Очень важна своевременная терапия. Особенно у лиц пожилого возраста. Порой это бредовое расстройство приводит к летальному исходу.

Ещё в конце XIX века французский невролог-психиатр Ж. Котар исследовал один очень необычный случай редкого бредового состояния. Его пациентка утверждала, что она давно умерла, и в её венах совершенно нет крови, а вместо сердца бьётся непонятный механизм. Такого рода галлюцинаторный бред протекал в сочетании с депрессией и суицидальными наклонностями. По мнению учёного, центральное место в данном психическом феномене занимал принцип отрицания, как своей жизни, так и всеобщего существования.

Позднее заболевание получило название синдром Котара и описывалось, как нарушение временного восприятия, при котором больной не может оценить прошлые события и представить будущие. Почти все пациенты с бредом Котара считают, что они уже умерли, в их теле нет души, а часть органов попросту отсутствует. Многие больные убеждены, что они великие убийцы или мифические персонажи, посланцы из потустороннего мира, цель которых причинять страдания людям. Отрицание своего существования является довольно редкой формой бреда, встречающегося при шизофрении, тяжёлых формах депрессии, поражениях головного мозга.

Клиническая картина синдрома, симптомы и причины

Различают две основные формы течения синдрома:

  • среднюю;
  • крайне тяжёлую.

Средняя форма расстройства характеризуется отвращением и ненавистью к себе. Такие пациенты часто наносят себе повреждения или вовсе пытаются уйти из жизни, оправдывая такое поведение тем, что их существование причиняет вред окружающему миру.

Тяжёлые степени заболевания протекают в виде существенных психических изменений: галлюцинаций и бреда. Больные убеждены, что они уже умерли, а их органы в теле отсутствуют. При такой форме наблюдаются галлюцинации отрицания не только своего естества, но и жизни в целом. Так, одна из пациенток Ж. Котара считала, что всё живое на планете давно погибло, а она осталась существовать, как «тело без души».

Бред Котара считается довольно редким заболеванием, характерным в основном для депрессивных расстройств старческого возраста, редко – шизофрении. Наиболее синдрому отрицания подвержены женщины, научных объяснений такой закономерности пока не выявлено. Синдром Котара является мультисимптомным заболеванием, со сложным и тяжёлым протеканием. Человек, страдающий данным расстройством, переживает серьёзные страдания и душевные муки. По данным психиатрических исследований, некоторые пациенты более нескольких десятков лет считают себя «ходячими мертвецами». Так, одна пациентка просила называть себя «Ноль», тем самым акцентируя свои нигилистические убеждения. Среди основных симптомов, присущих заболеванию выделяют:

  • манию величия;
  • нигилистический бред;
  • повышенную тревожность;
  • суицидальные склонности;
  • галлюцинации;
  • депрессивные состояния;
  • ипохондрию.

Парадоксальным является убеждение больного одновременно в собственной ущербности и величественности. Так, некоторые пациенты считали, что они посланники из потустороннего мира, призванные для того, чтобы приносить страдания и болезни. Другие верили в то, что заразили весь мир смертельным заболеванием, от которого всё живое на земле погибло.

Нигилистический бред проявляется, прежде всего, в убеждении о ничтожности и мизерности, как своего личного существования, так и жизни во всём мире. Больным кажется, что жизнь лишена смысла, любое развитие или прогресс считается безуспешным и иррациональным. Лица, страдающие данным расстройством, думают, что они лишены жизненно важных органов, например, сердца, желудка, головного мозга.

Тревожность и постоянная настороженность – обязательные признаки данного заболевания. Обеспокоенность, как правило, предшествует самому развитию синдрома, у многих пациентов перед диагностикой бреда Котара отмечалась тревожность и нервозность.

Наряду с суицидальными склонностями у больных часто присутствуют мысли о своём бессмертии. Убеждённость в том, что они обречены на вечную жизнь толкает таких людей на отчаянные действия, сопровождающиеся попытками изощрённого самоубийства или нанесением себе тяжких увечий. Многие лица, страдающие таким бредовым состоянием, пытаются проверить, насколько они бессмертны. Так, отмечались случаи нанесения самим себе смертельных ран, ампутации конечностей.

Интересным является тот факт, что при данном расстройстве проявляются почти все разновидности галлюцинаций, и даже их редкий вид – обонятельные галлюцинации. Больному начинает казаться, что от его внутренних органов исходит зловонный, гниющий запах. Другие лица слышат голос (чаще в рамках шизофрении), который рассказывает про мучительную смерть, ожидающую их в будущем. Зачастую галлюцинации имеют гиперболичную и гротескную окраску: больным являются всяческие демоны, монстры, повествующие об их никчемности и скорой смерти.

Синдром зачастую развивается на фоне тяжёлых депрессивных состояний, в основном в старческом возрасте. При длительном подавленном состоянии, ангедонии и самоуничижении больной начинает представлять, что его не существует, тем самым, якобы смягчая душевную боль. Однако, не всё так однозначно, ежедневно повторяя себе слова о собственной свершившейся смерти, человек начинает в это верить. Когда заболевание прогрессирует в крайне тяжёлые формы — развиваются галлюцинации и нигилистический бред собственного отрицания. Наиболее часто данный синдром встречается при следующих психических расстройствах:

  • шизофрения;
  • большая депрессия;
  • сенильная депрессия;

Наиболее всего подвержены заболеванию пожилые люди, находящиеся в стадии развития депрессии.

Необычным является тот факт, что иногда заболевание может возникнуть спонтанно, без сопутствующих на то причин. То есть человек может быть психически здоровым, однако, непосредственно перед приступом, в характере может появиться раздражительность и повыситься уровень тревожности. Отмечались случаи, когда бред Котара развивался после какого-либо тяжёлого заболевания внутренних органов или систем. Так, согласно научным данным, у 27-летнего мужчины был диагностирован бред Котара после перенесённого им тяжелейшего заболевания желудочно-кишечного тракта.

Лечение синдрома Котара

К сожалению, прогнозы в лечении данного явления зачастую неблагоприятные, так как форма бреда имеет настолько абсурдную и саморазрушающую направленность, что больной не в силах критически оценить своё состояние. Однако, науке известны редкие случаи счастливого выздоровления лиц с бредом отрицания существования. Наиболее положительным исход болезни является для лиц с депрессивными расстройствами или с соматическими заболеваниями.

Так, больной с синдромом Котара, история чудесного выздоровления которого была опубликована в известном американском журнале, смог почти полностью излечиться от этого страшного бредового расстройства. Мужчина более десяти лет считал себя мёртвым, однако, благодаря удачно подобранной схеме лечения и адекватной психотерапии, ему удалось избавиться от нигилистического бреда и галлюцинаций о собственной смерти.

В первую очередь проводится терапия основного заболевания. В качестве фармакотерапии используются психотропные, антидепрессанты (если синдром возник на фоне депрессивного расстройства), противотревожные препараты. При тяжёлых формах бреда Котара используют электросудорожную терапию.