Инструменты когнитивно-поведенческой психотерапии, практическое руководство. Когнитивная, поведенческая психотерапия — основные цели. Стратегии ведения консультации в КПТ




Является сочетанием двух подходов в психотерапии – когнитивного и поведенческого (от cognitio , что переводится как «познание», и behavior – в переводе «поведение»). В основе лежит убеждение, что причиной психических расстройств является дисфункциональная установка и неверные убеждения.

Основана на исправлении некорректной переработки информации, которая поступает в мозг. Неправильно поданная информация приводит к ошибочным умозаключениям, из-за чего человек не может эффективно управлять своим поведением. Другими словами, человеку не столько важно то, что с ним происходит, сколько тот факт, что он об этом думает. Именно мысли являются основой возникших эмоций и действий, последующих за ними. Основой когнитивно-поведенческой терапии является обучение человека исправлять травмирующие иррациональные умозаключения и исправлять ошибки в поведении.

Согласно установкам, любые проблемы, возникающие в жизни человека, напрямую связаны с искажением реальности, возникшим вследствие образования иррациональных представлений. Мы сами «придумываем» себе проблемы и не умеем с ними бороться. Задача специалиста – исправить «поломку» мышления у пациента и обучить его альтернативному и более реалистичному способу восприятия и оценки жизненных событий.

Виды когнитивно-поведенческой терапии

Среди самых популярных разновидностей этой психотерапии:

  • Когнитивная терапия , основанная на устранении фиксации человека на негативных мыслях. Путем обучения позитивным умозаключениям приходит умение избавляться от негативной самооценки и переживаний о провале задолго до какого-либо события. Старый стереотип «неудачника» меняется на образ успешного человека.
  • Метод скрытого моделирования предполагает проведение анализа будущих действий, необходимых для того, чтобы справиться с имеющимися проблемами. Здесь могут помочь техники саморегуляции (дыхание, мышечная релаксация), которые снижают чувство тревоги и нейтрализуют действие стрессообразующих факторов.
  • Тренинг контроля над тревогой необходим людям, которые не могут принимать спокойные и взвешенные решения из-за преследующих их тревожности и волнения. В процессе лечения проводится отработка широкого спектра воображаемых ситуаций, которые могут произойти с человеком.
  • Рационально-эмотивная терапия направлена на развитие реалистичных мыслей по поводу собственной оценки себя. Например, установка «Я должен быть лучшим» для большинства людей является травмирующей и вызывает стресс, когда действительность не совпадает с этой установкой. Позволить быть себе самим собой, а не лучшим в мире, – важное достижение для человека, применяющего подходы рационально-эмотивной терапии.
  • «Прививка против стресса» отрабатывает наиболее эффективные навыки борьбы с различными стрессовыми ситуациями, в том числе и при помощи методик саморегуляции.
  • Поиск методов решения проблем позволяет человеку находить альтернативные пути решении проблемы и прогнозировать результаты при применении разных подходов. Данный вид терапии помогает обучиться четкому формулированию имеющихся задач и самостоятельной оценке собственного поведения.

Кому может помочь

Терапия помогает людям, страдающим от депрессии, панических атак, различного рода фобий, нервной анорексии, тревожных и обсессивно-компульсивных (навязчивых) расстройств. Этот вид является лучшим средством психотерапевтической помощи для тех, кто имеет склонность к самоанализу и рефлексии. Терапия помогает справляться с легкой и средней степенью выраженности расстройств, а ее эффективность вполне можно сравнить с воздействием на организм фармакотерапии. Применяется при проблемах в семье (между мужем и женой и между родителями и детьми) и при недопонимании с коллегами по работе.

Пройдя курс, человек становится «сам себе врач», он приобретает умение преодолевать тревогу и депрессию, учится принимать необходимые меры по избавлению от неправильных установок и предотвращать развитие возможных нарушений.

Цель когнитивно-поведенческой терапии

В ходе проведения лечения человек с помощью врача обучится:

  • выявлению негативных мыслей, вызывающих тревожность и депрессию;
  • оценке негативных мыслей с точки зрения их реалистичности и изменению их на более конструктивные, которые наиболее полно отражают реальность и не приводят к развитию расстройств;
  • нормализации образа жизни и устранению типичных для себя провоцирующих факторов (хронических перегрузок, неправильной организации труда и отдыха, злоупотребления курением, кофе и спиртными напитками);
  • сохранению активного образа жизни и противостоянию попыткам избежать и отложить «на потом» развивающуюся тревогу. Гораздо эффективнее обладать навыками совладания с нервными расстройствами;
  • преодолению стыда за собственную тревожность, умению пользоваться поддержкой близких.

Благодаря сеансам у человека образуются новые стереотипы мышления, происходит осознание того неоспоримого факта, что новый подход к восприятию жизненных событий может привести к эмоциональному благополучию и комфортной жизни.

Когнитивно-поведенческая терапия является сравнительно краткосрочной и в среднем требует до 10-15 и менее встреч врача с пациентом, с периодичностью одна встреча в одну-две недели.

Главное условие успеха – желание клиента меняться и активное участие в работе с врачом.

Лечение в ОН КЛИНИК

Большинство проблем психического здоровья поддаются решению достаточно быстро, если не ожидать, что болезнь «пройдет сама» и обратиться к специалистам на самых ранних стадиях расстройства. Если Вам требуется хороший психотерапевт в Москве и Вы или Ваши близкие нуждаетесь в квалифицированной психологической помощи, обращайтесь к нам, в Международный медицинский центр ОН КЛИНИК. Мы поможем справиться с перепадами настроения, стрессами, депрессией, неясными тревогами, нервными срывами и улучшим качество вашей жизни.

Не оставайтесь в одиночестве со своими проблемами! Мы готовы подставить Вам свое плечо и помочь так быстро и эффективно, как это возможно!

Стоимость услуг

Наименование услуги Цена, руб.
Прием врача психотерапевта первичный, консультативный, 30 минут (1 час) 2300 (4300)
Прием врача психотерапевта, заведующего отделением (30 мин) 4800
Прием врача психотерапевта кандидата медицинских наук первичный, консультативный (30 минут) 3200
Прием врача психотерапевта повторный (для коррекции медикаментозной терапии) 2800
Повторный прием, лечебный (1 час) 5800
Прием врача психотерапевта повторный, лечебный (1,5 часа) 7800
Индивидуальный сеанс (1 час) 15 000
Групповая (семейная) психотерапия, первичный консультативный прием (1 час) 6300
Групповой (семейный) сеанс (1,5 часа) 20 000

Что определяет поведение человека?

Мышление человека, способ восприятия себя и окружающего мира, — таков ответ когнитивной психотерапии .

Если вы считаете, что абсолютно беспомощны, хотя в реальности это может быть не так, то при возникновении трудностей, будете испытывать чувства тревоги или отчаянья, и потому будете всеми силами избегать самостоятельных действий и решений. Основные ваши мысли будут такими, — "не способен ", "не справлюсь ". Именно они и будут определять ваше поведение.

Если же перенаправить эти нерациональные мысли и жизненные убеждения в другое русло и учиться конструктивно решать текущие вопросы и задачи, то возможно избавиться от переживаний и тревожных состояний. В когнитивной психотерапии разработаны эффективные приемы и упражнения , направленные на развитие способности мыслить более конструктивно, созидательно, позитивно и позволяющие человеку самостоятельно справляться с возникающими негативными переживаниями.

Основателем когнитивной или когнитивно-поведенческой психотерапии считают американского психиатра Аарона Бека . Когнитивная психотерапия — это терапевтический подход, который помогает человеку распознать и изменить свои ошибочные мыслительные процессы. Бек считает, что настроение и поведение человека в большей степени определяется тем, каким способом он истолковывает окружающий мир. Он сравнивает такое видение с фильтром или очками, сквозь которые человек видит мир и соответственно интерпретирует его. Развитие навыков саморегуляции, замена негативных мыслей конструктивными, изучение ожиданий, установок, которыми руководствуется наше сознание, и их переосмысление — основные отличительные черты когнитивной психотерапии.

На сегодняшний день, когнитивная психотерапия находится на стыке когнитивизма , бихевиоризма и психоанализа . Хотя когнитивно-поведенческая терапия сравнительно молодое направление, ему всего около трёх десятилетий, она признана весьма эффективной при лечении депрессивных, тревожных и панических состояний . Когнитивная психотерапия даёт более долговременный эффект, чем лекарственная терапия .

Аарон Бек считал терапию неким тренингом , в процессе которого пациент обучается новым, более эффективным способам решения проблем. "Никто не требует и не ждет, что пациент в совершенстве овладеет когнитивными и поведенческими техниками преодоления депрессии, акцент делается на другом — на росте и развитии. По окончании терапии у пациента будет достаточно времени, чтобы отточить приобретенные умения ".

Для когнитивно-поведенческой психотерапии характерна вера в то, что человек может быть полноценным участником психотерапевтического процесса. Терапевт побуждает пациента бросить вызов своим разрушительным мыслям и начать использовать в своей повседневной жизни новые способы мышления. Важно, чтобы пациент на основе опыта убедился в том, что благодаря собственным установкам он не так счастлив, как мог бы быть, если бы мыслил по-другому. Терапевт предлагает на рассмотрение пациента альтернативные правила, а не устраивает ему "промывку мозгов ". У человека есть альтернатива начать мыслить по-другому. Особое внимание в когнитивной терапии уделяется настоящему, работе с сознательным содержанием, в отличие от психоанализа.

Один из способов создания у человека новых убеждений состоит в предложении вести дневник "дисфункциональных мыслей", в котором он должен ежедневно записывать свои позитивные и негативные переживания в период, когда эти убеждения активны. Также можно использовать набор карточек , на одной стороне которых человек записывает неприятную дисфункциональную установку, указывая факты, свидетельствующие против неё, а другой стороны карточки — более функциональные установки и факты. Так человек может регулярно оценивать степень своей убежденности в каждой установке. Он учится брать на себя ответственность за свое поведение в некоторых ситуациях и реагировать так, чтобы с большей вероятностью достигать своих целей.

Человек — это существо думающее, активное, способное изменять себя и свою жизнь. Это основные фундаментальные представления когнитивной психотерапии.

В настоящее время в когнитивной психотерапии выделяют следующие разновидности: п озитивная психотерапия А.Пезешкиана и когнитивно-бихевиоральная психотерапия .

Ещё Сократ виртуозно выявлял искажения человеческого разума и помогал людям избавиться от неверия в себя, печали, невыносимого страха смерти. Когнитивная психотерапия — это искусство, трансформированное в научно-обоснованную систему, помогающую человеку начать мыслить по-новому.

Когнитивная терапия была предложена А. Беком в 60-х годах XX века в первую очередь для лечения больных с депрессиями. В последующем показания для ее применения были расширены, и она стала использоваться для лечения больных с фобиями, с навязчивыми расстройствами, психосоматическими заболеваниями, пограничными расстройствами, а также для оказания помощи клиентам с психологическими проблемами, не имеющими клинической симптоматики.

Когнитивная терапия не разделяет взглядов трех основных психотерапевтических школ: психоанализа, который считает источником расстройств бессознательное; поведенческой терапии, которая придает значение лишь очевидному поведению; традиционной нейропсихиатрии, в соответствии с которой причинами эмоциональных расстройств служат физиологические или химические нарушения. Когнитивная терапия основана на достаточно очевидной идее о том, что представления и высказывания человека о себе, своих установках, убеждениях и идеалах информативны и значимы.

По мере развития люди накапливают обширный багаж информации, концепций и шаблонов для совладания с психологическими проблемами существования. Эти знания находят применение в процессе наблюдения, выдвижения и проверки гипотез, вынесения суждений - своего рода практической научной работы. Исходя из своего культурного наследия, образования и опыта, люди учатся использовать инструментарий здравого смысла: формировать и проверять истинность предчувствий, выявлять различия, рассуждать, чтобы разрешать конфликты, и судить о том, насколько реалистичной является их реакция на различные ситуации (Паттерсон С, Уоткинс Э., 2003).

Здравый смысл, однако, не может дать объяснений эмоциональным расстройствам. Так, мысли и поступки страдающих депрессией пациентов противоречат основному принципу человеческой природы - инстинкту выживания. Мышление таких пациентов находится под контролем ошибочных представлений о себе и об окружающем мире. Бек указывает, что предложенная им «формулировка психологических проблем в терминах неверных посылок и склонности к искаженным воображаемым переживаниям сильно отличается от общепринятых формулировок психологических расстройств» (Beck А., 1976). Когнитивная терапия не нуждается в концепции бессознательного. Психологические проблемы «могут стать результатом обычных процессов, таких как неправильное научение, вынесение неверных суждений на основе неполной или ошибочной информации, неумение провести четкую границу между вымыслом и реальностью. Кроме того, мышление может быть нереалистичным, поскольку оно основано на ошибочных посылках; поведение может быть направлено во вред себе, поскольку основывается на неразумных установках» (Beck А., 1976).

Когнитивная терапия - это активный, директивный, ограниченный во времени структурированный подход, используемый при лечении различных психиатрических расстройств (например, депрессии, тревоги, фобий, болевых ощущений и др.). В основе данного подхода лежит теоретическая посылка, согласно которой эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта. Например, в мышлении человека, интерпретирующего любое событие в терминах собственной компетентности или адекватности, может доминировать такая схема: «Пока я не достигну во всем совершенства, я - неудачник». Эта схема определяет его реакцию на самые разные ситуации, даже те, что никак не связаны с его компетентностью (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003).

Когнитивная терапия исходит из следующих общетеоретических положений (см. там же):
восприятие и переживание в целом представляют собой активные процессы, задействующие как объективные, так и интроспективные данные;
представления и идеи являются результатом синтеза внутренних и внешних стимулов;
продукты когнитивной активности человека (мысли и образы) позволяют предсказать, как он оценит ту или иную ситуацию;
мысли и образы формируют «поток сознания», или феноменальное поле, отражающее представления человека о самом себе, мире, своем прошлом и будущем;
деформация содержания базовых когнитивных структур вызывает негативные изменения в эмоциональном состоянии и поведении человека;
психологическая терапия может помочь пациенту осознать когнитивные искажения;
путем корректировки этих искаженных дисфункциональных конструктов можно добиться улучшения состояния пациента.

Эмоциональные и поведенческие реакции, таким образом, не являются прямыми или автоматическими ответами на внешние стимулы. Напротив, стимулы обрабатываются и интерпретируются внутренней когнитивной системой. Значительные расхождения между внутренней системой и внешними стимулами могут привести к психологическим расстройствам. В промежутке между внешним событием и определенной реакцией на него у пациентов возникают соответствующие мысли, которые часто отражают негативное отношение к прошлому, настоящему или будущему. Хотя пациенты обычно не сознают или игнорируют эти мысли и, как следствие, не сообщают о них, можно научить их выявлять еще до возникновения эмоций.

Такие мысли получили название «автоматических». Автоматические мысли специфичны и дискретны, возникают в укороченном виде, не являются следствием размышлений или рассуждений, относительно автономны и непроизвольны; при этом пациент считает их вполне обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным фактам (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003).

Таким образом, А. Бек при теоретическом обосновании предложенной им терапии исходил из положения о том, что эмоции и поведение человека определяются присущим каждому специфическим способом истолкования внешнего мира. Проблемы пациента вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы. Данные схемы подобны фильтрам или «концептуальным очкам», которые определенным образом отбирают поступающую информацию. При значительном искажении этих фильтров у индивида возникают эмоциональные проблемы, а впоследствии - и клиническая симптоматика, поэтому задача терапевта - сконцентрировать внимание клиента на том, как им осуществляется процесс отбора и интерпретации информации, после чего ему предлагается проверить обоснованность сделанных выводов и при заключении об их ошибочности заменить их на более адекватные (Федоров А. П., 2002). Терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отказаться от них или пересмотреть их. Только определив и исправив ошибки мышления, он может достигнуть более высокого уровня самоосуществления.

Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим для выживания организма фактором является переработка информации. Мы не смогли бы выжить, если бы у нас не было функционального аппарата для приема информации из окружающей среды, синтезирования ее и планирования действий на основе этого синтеза (Александров А. А., 2004).

Терапевтические техники, используемые в рамках данного подхода, основаны на когнитивной модели психопатологии. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние, обсессивно-компульсивный невроз и т. д.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение, специфичное при каждом конкретном расстройстве. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, в то время как у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении темы опасности.

Этим когнитивным сдвигам способствуют специфические позиции, склоняющие людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможной внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги (Александров А. А., 2004).

Когнитивный сдвиг аналогичен компьютерной программе, замечает А. А. Александров. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу, которая диктует вид вводимой информации, определяет способ ее переработки и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется программа «выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в чрезмерном реагировании на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу, и пациент начнет отвечать избеганием.

Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т. д. Когда это случается, индивид испытывает симптомы депрессии, тревоги или паники.

А. Бек выделил несколько наиболее часто представленных у депрессивных больных типов логических ошибок, а также указал вероятные для каждого типа альтернативные заключения, с которых может начаться когнитивное переформирование этих ложных выводов.

Сверхгенерализация (сверхобобщение) - это выводы, сделанные на основе одного наблюдения, единственного случая. Пример такой сверхгенерализации - вывод о том, что человек никогда не добьется успеха, поскольку первая попытка оказалась неудачной. Альтернативой является рассуждение на тему: «Действительно ли другие возможные ситуации будут похожи?»

Селективное внимание (избирательность) - это обращение внимания на особые детали события и игнорирование всего контекста, извлечение из памяти только плохих переживаний и неудач. Пример - чувство отвержения, возникающее у пациента, если друг бросился к подошедшему автобусу, а не поговорил с ним. Альтернатива - обращение внимания на весь контекст ситуации, воскрешение в памяти других примеров успехов и удач.

Персонификация - это ошибочное приписывание себе значения события. При персонификации «Я» пациента становится центром, исходя из которого им понимается значение происходящего. Пример - мысли о том, что люди смеялись над ним, когда он вошел, хотя они смеялись совсем по другому поводу. Альтернатива - изучение иных возможных причин.

Дихотомическое мышление - мышление в полярностях, в черно-белом цвете, все хорошо или плохо, чудесно или ужасно. При этом, говоря о себе, пациент обычно выбирает негативную категорию. Пример - убеждение, что он стал нищим после утраты небольшой суммы денег, как будто все будущее заключено в этой сумме (в этом кошельке). Альтернатива - демонстрация того, что обычно события занимают промежуточные положения между такими полюсами.

Излишняя ответственность - это ощущение личной ответственности за все плохое, что произошло. Пример - убеждение, что в неудачной судьбе своей дочери (алкоголизация, потеря работы) повинен сам.пациент. Альтернатива - выявление других возможных причин произошедшего, опровержение того, что все может быть отнесено на счет клиента.

«Катастрофирование» - это заключение типа «Всегда случается самое плохое».

Альтернатива - оценить вероятность неприятного события. Вспомнить примеры, когда это происходило.

Чтобы лучше понять депрессивные нарушения мышления, отмечают А. Бек и соавторы (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003), полезно рассмотреть их с точки зрения используемых индивидом способов структурирования реальности. Если разделить последние на «примитивные» и «зрелые», то очевидно, что в депрессии человек структурирует опыт сравнительно примитивными способами.

Его суждения о неприятных событиях носят глобальный характер.

Значения и смыслы, представленные в потоке его сознания, имеют исключительно негативную окраску, они категоричны и оценочны по содержанию, что рождает крайне отрицательную эмоциональную реакцию. В противоположность этому примитивному типу мышления зрелое мышление без труда интегрирует жизненные ситуации в многомерную структуру (а не в какую-то одну категорию) и оценивает их скорее в количественных, нежели в качественных терминах, соотносит друг с другом, а не с абсолютными стандартами. Примитивное мышление редуцирует сложность, многообразие и изменчивость человеческого опыта, сводя его к нескольким самым общим категориям.

С точки зрения А. Бека, психологические нарушения, связанные с аберрациями мышления (нарушениями на когнитивной стадии переработки информации, включающими обозначение, селекцию, интеграцию, интерпретацию), предшествуют этапу нейрофизиологических расстройств. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому задачей когнитивной психотерапии является исправление неадекватных когниций. Техники когнитивной терапии позволяют выявить, проанализировать и скорректировать ошибочные концептуализации и дисфункциональные убеждения (схемы) пациента. Пациент научается решать проблемы и находить выходы из ситуаций, которые прежде казались ему непреодолимыми, переосмысляя их и корректируя свое мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту мыслить и действовать более реалистично и адаптивно и тем самым устраняет беспокоящие его симптомы.

Стратегии и техники когнитивной терапии предназначены для дезактивации дезадаптивных программ, для сдвига аппарата переработки информации (когнитивного аппарата) в более нейтральное положение. У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость», которая располагает его к психологическому стрессу. Эти «уязвимости» относятся к структуре личности.

Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, представляющими собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают создаваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. У людей складываются концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций (Александров А. А., 2004). Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными и являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами или обстоятельствами.

У пациентов с пограничными личностными расстройствами имеются так называемые ранние негативные схемы, ранние негативные ядерные убеждения. Например: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать, должны соглашаться со мной, правильно понимать меня». При наличии подобных убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.

Другое частое убеждение было названо Беком «условным предположением». Такие предположения, или позиции, начинаются с «если». Два условных предположения, часто отмечаемых у пациентов, склонных к депрессии: «Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня»; «Если человек не любит меня, значит, я недостоин любви». Такие люди могут функционировать относительно хорошо до тех пор, пока они не испытают серию поражений или отвержений. После этого они начинают считать, что никто не уважает их или что они недостойны любви.

Особенность когнитивной терапии, отличающая ее от более традиционных видов, таких как психоанализ и клиент-центрированная терапия, заключается в активной позиции врача и его постоянном стремлении к сотрудничеству с пациентом. Депрессивный больной приходит на прием растерянным, рассеянным и погруженным в свои мысли, и потому терапевт должен сначала помочь, ему организовать мышление и поведение - без этого невозможно научить пациента справляться с требованиями повседневной жизни. В силу наличествующих на данной стадии симптомов пациент нередко уклоняется от сотрудничества, и терапевту приходится проявлять находчивость и изобретательность, чтобы побудить его к активному участию в различных терапевтических операциях. Классические психоаналитические техники и приемы, например, техника свободных ассоциаций, предполагающая минимум активности со стороны терапевта, неприменимы при работе с депрессивными больными, так как пациент еще больше погружается в трясину своих негативных мыслей и идей.

В отличие от психоаналитической терапии, содержание когнитивной терапии определяется проблемами «здесь и сейчас». Когнитивный терапевт не придает большого значения детским воспоминаниям пациента, если только они не помогают прояснить текущие наблюдения. Главное для него - исследовать, что думает и что чувствует пациент во время сессии и в перерывах между сессиями. Он не занимается интерпретацией бессознательного. Когнитивный терапевт, активно взаимодействуя и сотрудничая с пациентом, исследует его психологические переживания, намечает для него план действий и дает ему домашние задания.

С поведенческой когнитивная терапия разнится большим вниманием к внутреннему (психическому) опыту, мыслям, чувствам, желаниям, фантазиям и установкам пациента. В целом стратегия когнитивной терапии, отличающая ее от всех иных терапевтических направлений и школ, заключается в эмпирическом исследовании «машинальных» мыслей, выводов и предположений пациента. Формулируя дисфункциональные убеждения и представления пациента о самом себе, собственном опыте и собственном будущем в виде гипотез, когнитивный терапевт затем предлагает ему с помощью определенных процедур проверить достоверность этих гипотез. Практически любой внутренний опыт может стать отправной точкой эксперимента по проверке негативных представлений или убеждений пациента. К примеру, если пациент считает, что окружающие отворачиваются от него с отвращением, терапевт помогает ему выработать систему критериев для оценки человеческих реакций и затем побуждает объективно оценить жесты и мимику людей. Если пациент убежден в своей неспособности выполнить простейшие гигиенические процедуры, терапевт может привлечь его к составлению специальной формы, где пациент в последующем будет отмечать, насколько хорошо или плохо он выполняет эти процедуры (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003).

Вы спросите, как часто в современном мире встречаются люди с различными психическими отклонениями и расстройствами? Ответ будет – тысячи и миллионы людей! Да, нарушения могут быть очень разнообразными, от грубых расстройств психоневрологического характера, до мягких форм и просто акцентуаций характера. Все мы живём в условиях постоянного латентного стресса и вынуждены приспосабливаться, постоянно адаптироваться к всё новым и новым социальным нормам, что повышает наш базальный уровень тревожности. Немудрено, что в таких условиях люди испытывают сильный психологический дискомфорт, который может приводить к разнообразным расстройствам психики и даже заболеваниям. Одним из современных и весьма эффективных методов борьбы с такими нарушениями как раз и является когнитивно поведенческая психотерапия. Метод сравнительно новый и активно внедряющийся в клиническую практику малой психиатрии.

Под термином когнитивно поведенческая психотерапия или когнитивно бихевиоральная психотерапия в психиатрической практике принято понимать направление в лечении пациентов с психиатрическими расстройствами личности и другими нарушениями сочетанием психоаналитического подхода с бихевиоризмом, т.е. исследованием структуры поведения больного и реагирования на разнообразные действия и раздражители. Такой подход оказывается весьма эффективным, так как позволяет раскрыть всю многогранность психологических нарушений у конкретного больного. Сочетание этих двух видов терапии позволяет добиться большей отдачи от больного, что также ускоряет психоаналитическое исследование пациента. Коррекция поведения и проявлений заболевания происходит путём мотивированного подкрепления положительных действий и реакций больного в сочетании с игнорированием патологических черт поведения.

Данное направление в психиатрической практике сформировал психиатр американского происхождения – Аарон Бек. Теоретическое обоснование данного подхода к лечению психиатрических больных было сформировано еще в середине прошлого века, однако активное внедрение методик когнитивно поведенческой терапии стало повсеместно применяться, начиная только с конца 90-х годов прошлого столетия. Когнитивно аналитическая психотерапия достаточно долгое время не признавалась ассоциацией американских психотерапевтов.

Изначально метод психотерапии был разработан и обоснован только для узкого круга заболеваний, например, применялся для терапии депрессивного расстройства личности в рамках психоаналитического подхода.

Методология когнитивного подхода

Когнитивная терапия играет важную роль в исследовании и анализе психопатологических шаблонов, сформировавшихся у конкретного психиатрического больного. Когнитивный подход позволяет найти суть проблемы, чтобы в дальнейшем таргетно воздействовать на психопатологические защитные механизмы больного. Очень важно при когнитивном подходе установить с пациентом доверительный контакт, чтобы отношения между специалистом и больным строились на максимально открытой и достоверной информации. Методы когнитивной психотерапии включают в себя следующие этапы:

  1. Первым делом психотерапевт формирует список проблем, для удобства все проблемы выписываются на лист и ранжируются от наиболее заметных специалисту и пациенту, к скрытым или латентным проблемам.
  2. Специалист обязательно выявляет все негативные мысли пациента, в особенности те, которые находятся на подсознательном уровне, т.е. возникают у него автоматически.

Поведенческий подход

Поведенческий подход к терапии расстройств личности заключается в плотном соприкосновении с теорией бихевиоризма, т.е. основан на поведенческих шаблонах характерных для людей. Поведенческий подход позволяет оценить реакцию больного на те или иные когнитивные манипуляции. Таким образом специалист исследует поведение пациента при психоаналитическом исследовании, что позволяет подтвердить ряд психопатологических реакций больного.

Отличия от классического психоаналитического подхода

Несмотря на схожую структуру психоаналитической и когнитивной методик, у обоих направлений есть некоторые различия. В отличие от психоаналитики, когнитивная терапия ставит перед собой целью анализ и коррекцию психопатологических нарушений здесь и сейчас, в то время, как психоаналитика ищет корень проблемы в детских и юношеских воспоминаниях. Когнитивная психотерапия использует подход к точечному исследованию и воздействию на пациента, только в момент тренинга. Когнитивная психотерапия расстройств личности включает в себя сложный комплекс аналитических и психотерапевтических воздействий специалиста на пациента, что позволяет в краткие сроки провести коррекцию психопатологических нарушений у больного.

Техника когнитивной терапии

Для максимально точного исследования и интерпретации результатов диагностических данных пациента, когнитивная психотерапия использует различные техники воздействия на больного. Чтобы достичь поставленной цели, а именно убеждения пациента в его патологических мыслительных процессах, требуется глубокий анализ его защитных психологических механизмов и поведенческих характеристик. Для этого используют следующие техники:

  • Фиксация в письменном виде всех негативных установок пациента и мыслительных актов. Для этого при психотерапевтической сессии, после установления доверительного контакта со специалистом пациент выписывает все свои тревожные и негативные мысли, после чего выстраивает список от самых неприятных, до менее интенсивных негативных факторов.
  • Фиксация мыслей и действий в собственный дневник. В дневник рекомендуется выписывать как можно большее количество мыслей, которые возникают у пациента в течение дня. Дневник необходимо вести как минимум неделю, чтобы данные были адекватными и правильными.
  • Применение техники катарсиса. Катарсис основан на воспроизведении действий, связанных с теми эмоциями и эмоциональным состоянием, которое преобладает у пациента. Например, при депрессивном настрое, когда пациент находится в печали, специалист может предложить пациенту заплакать или закричать, чтобы лучше понять психопатологические механизмы заболевания.
  • Исследование негативной установки. Данная техника используется при обнаружении самоуничижительных влияний мыслительного процесса у больного. При сниженной самооценке, специалист предлагает пациенту выполнить ряд маленьких действий, но действия должны обязательно приводить к положительному результату, что поможет сформировать правильную мотивацию у пациента и побороть негативные мысли.
  • Использование воображения с терапевтической целью. Воображение – очень мощный инструмент в понимании, а также и лечении больных с различными нарушениями психоэмоционального фона. Для начала психотерапевт просит пациента вообразить пациента в мыслях какую-либо ситуацию и исследует его реакцию и ход воображения, после чего помогает направить процесс воображения в положительную сторону.
  • Техника трёх колонок. Интересная техника, которая позволяет в дальнейшем пациенту самостоятельно корректировать некоторые негативные мыслительные и поведенческие процессы. Для этого больной составляет таблицу из трёх колонок. В первой он записывает какую-либо ситуацию, во-второй негативную мысль, формирующуюся в ответ на ситуацию, в-третьей действие необходимое, чтобы побороть данную мысль.
  • Также высокой эффективностью обладает запись любых действий, совершаемых пациентом в течение дня. После успешного оформления листа наблюдений психотерапевт анализирует данные и принимает решение о назначении тех или иных комплексов упражнений и тренингов.


Преимущества когнитивно поведенческого подхода

Когнитивно поведенческая терапия позволяет детально изучить психопатологические механизмы, сформировавшиеся в ответ на какое-либо травмирующее событие. Комплексное выявление триггеров, приводящих к возникновению психопатологической реакции у пациента, позволяет эффективнее воздействовать на основную причину расстройства. После анализа психопатологических механизмов специалист может точечно воздействовать на психику пациента, что позволяет минимизировать воздействие психотерапевта на пациента, этого означает, что пациент самостоятельно учится справляться со своими психологическими нарушениями, а специалист всего лишь подталкивает больного в нужном направлении. Когнитивно поведенческая психотерапия позволяет корректировать и лечить широкий спектр психиатрических расстройств и в большинстве случаев, позволяет справиться с сложившейся ситуацией без применения фармакотерапии.

Отдельно следует сказать о эффективном применении данной методики у пациентов с различными видами психологических зависимостей. Применение когнитивно поведенческого подхода у аддиктивных больных позволяет избавиться от зависимости самостоятельно, что значительно сокращает процент рецидивов заболевания.

Когнитивная психотерапия расстройств личность позволяет значительно повысить эффективность терапевтического немедикаментозного воздействия на пациентов с мягкими формами нарушений психического здоровья, а также у людей с разнообразными акцентуациями характера и зависимостями. Комплексное проведение когнитивных техник и поведенческого анализа пациента позволяют гибко воздействовать на его защитные и поведенческие механизмы.

Интересные публикации:

Нет похожих постов.

Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия (англ. Cognitive behavioural therapy) — психотерапия, суть которой то, что причиной психологических, личностных, тревожных расстройств (депрессий , фобий, страхов, тревожности , стрессовых расстройств , психопатизация и т.п.) есть не что иное, как внутренние, часто неосознанные, дисфункциональные убеждения и установки человека. (см. лечение психических расстройств)

Принципы когнитивно-поведенческой терапии

Конечно психотерапия каждого человека должна быть индивидуальной, но есть определенные общие принципы.

Эти базовые принципы когнитивной терапии применимы в каждом терапевтическом случае. Однако ход лечения может в значительной мере варьироваться в соответствии с потребностями каждого клиента, природой его проблем, его целями, его способностью и готовностью создавать с терапевтом прочный терапевтический альянс, а также с его предыдущим опытом прохождения психотерапии и его предпочтениями в лечении.

Акцепт в когнитивно-поведенческой терапии зависит в первую очередь от особенностей психических, эмоциональных расстройств клиента.

Принципы когнитивной, поведенческой психотерапии:

1) Когнитивная терапия основывается на постоянно развивающейся формулировке терапевтического случая в собственных терминах.

2) Когнитивно-поведенческая терапия требует создания прочного терапевтического альянса.

3) Особое значение придается сотрудничеству и активному участию.

4) Она ориентирована на цель и сфокусирована на проблеме.

5) Здесь основное внимание уделяется настоящему, особенно в начале психотерапии.

6) Это образовательная терапия, цель которой — научить человека быть самому себе терапевтом. В когнитивной терапии особое внимание уделяется профилактике рецидива.

7) Когнитивная терапия ограничена во времени. Большинству людей, страдающих депрессией и тревожным расстройством, можно помочь за 4-14 сеансов.

8.) В процессе психотерапии сессии структурированы. Независимо от диагноза и этапа лечения когнитивный терапевт стремится на каждой сессии строго придерживаться определенного плана.

9) Эта терапия учит людей распознавать и оценивать их дисфункциональные взгляды и убеждения и находить на них адаптивные ответы.

10) Техники когнитивной терапии направлены на изменение мышления, настроения и поведения человека.

Хотя основным инструментарием когнитивного психотерапевта являются когнитивные стратегии, такие как сократический диалог или управляемое исследование, также широко применяются и техники, заимствованные из других направлений психотерапии (особенно поведенческой терапии, гештальт-терапии , транзактного анализа и психоаналитической терапии).

В выборе техник для каждого случая психотерапевт исходит из характера проблемы и собственных целей в отношении конкретных психотерапевтических сессий.

Когнитивная, поведенческая психотерапия — основные цели

1) уменьшение или полное устранение симптомов психического, эмоционального расстройства;

2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения психотерапии;

3) повышение эффективности фармакотерапии;

4) решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического, эмоционального расстройства, либо предшествовать его появлению);

5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений, установок человека, коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия — Задачи психотерапевта помочь клиенту:

1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение;

2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними;

3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»);

4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли;

5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Когнитивно-поведенческая психотерапия с включением других методик, поможет избавиться от любых психологических, личностных и эмоциональных проблем

Записаться на онлайн психотерапию: