Особенности дислексии. Как проявляются симптомы дислексии у младших школьников: виды, причины, коррекция. Дислексия у взрослых




Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • Многие родители при достижении их детьми возраста 4-5 лет узнают, что такое дислексия. Именно в этом возрасте дети начинают изучать алфавит, и тогда симптоматика дислексии всплывает на поверхность.

    Дислексией называется болезнь, при которой человек не может нормально читать текст. Это расстройство вызвано слабой сформированностью или разрушением психических функций, задействованных в процессе чтения.

    Данное заболевание распространено у 5% детей с нормой развития. Дислексия у детей с задержками в интеллектуальном развитии встречается намного чаще – 20-55%. Установлено, что рассматриваемое расстройство чаще встречается у мальчиков.

    Для того чтобы понять особенности этого заболевания, важно изучить механизмы дислексии. В осуществлении процесса чтения участвуют следующие речевые анализаторы: двигательные, зрительные и слуховые.

    Восприятие текста осуществляется по следующим этапам: сначала человек воспринимает буквы зрительно, глазами (узнает, различает их), затем соотносит данные буквы с звуками, после происходит слияние звуков в слоги – слова – предложения, и в итоге наступает понимание смысла текста. Дислексия – это нарушение очередности данных этапов.

    Симптоматика дислексии имеет в большинстве случаев открытый характер и легко диагностируется родителем или специалистом (педагогом, логопедом, психологом). Как говорилось выше, заболевание обнаруживается чаще у дошкольников, однако есть случаи, когда человек узнает о наличии у себя дислексии уже в зрелом возрасте.

    Как определить

    Когда обнаруживается дислексия у детей, симптомы часто имеют наслаивающийся, комплексный характер. Основной список включает в себя следующие пункты:

    • Трудночитаемый, плохой почерк.
    • Медленный темп чтения, не соответствующий норме для данного возраста (этот признак является одним из наиболее часто применяемых при диагностике).
    • Написание слов наоборот.
    • Во время чтения человек трогает глаза, трет их.
    • Трудное запоминание геометрических фигур, неумение их распознавать.
    • При чтении или после ребенок жалуется на головную боль.
    • Ребенок пропускает слова во время чтения.
    • Чтение книги одним глазом.
    • Постоянное стремление ребенка избежать процесса чтения.
    • Быстрая утомляемость.

    Диагностика дислексии заключается в анализе когнитивных способностей, оценке речи и психических функций. Специалист-логопед проводит обследование, включающее анализ устной и письменной речи.

    Путем сбора полного семейного анамнеза выявляются аспекты, влияющие на расстройства чтения. Врач обязательно проверяет работу слуха и зрения для того, чтобы исключить другие заболевания, имеющие также симптомы дислексии.

    Типология

    На данный момент существует обширная классификация дислексии, описывающая ее виды, формы и этиологию. Подробное описание представлено ниже.

    Виды дислексии:

    • Литературная – трудности в усвоении отдельных букв.
    • Вербальная – проблемы при чтении слов.

    Выделяют следующие формы дислексии:

    1. Тактильная. Характерна для слабовидящих детей. Ребенок путает буквы, схожие на ощупь, при чтении азбуки Брайля.

    2. Оптическая. Является последствием слабой сформированности зрительно-пространственных представлений. Ребенок путает сходные по написанию буквы (Ы-Ь, Г-Р).

    3. Мнестическая. Деформация памяти речи. Ребенку трудно соотносить звуки и буквы.

    4. Аграмматическая. Причиной данного вида является недоразвитость обобщений различных форм слов. Ребенок с такой формой заболевания:

    • Неверно согласовывает существительные с прилагательными (интересная рассказ, красивый ваза).
    • Допускает ошибки в окончаниях глаголов прошедшего времени (выбегул, предлагул).
    • Меняет окончания и числа имен существительных (в гаражов, в домов).

    5. Семантическая. Вызвана бедностью словарного запаса. Ребенок читает текст верно, однако не понимает прочитанного.

    6. Фонематическая. Является последствием недоразвитого фонематического слуха и связанных с ним затруднений в анализе, синтезе и восприятии речи. Ребенок смешивает звуки, не дифференцирует слова, отличающиеся одной буквой, но имеющие абсолютно разный смысл (например, поп – коп, лоб — лом).

    Причины

    Основная причина, вызывающая дислексию у детей, – это расстройство нейробиологической системы. В этом случае происходит нарушение работы определенных участков мозга (задняя часть средней левой височной извилины). В перинатальный период (период с 28 недель беременности, процесс родов и первые 7 суток жизни ребенка) причинами данного процесса могут служить следующие факторы:

    • Токсическое поражение центральной нервной системы (является следствием медикаментозной или алкогольной интоксикации, желтухи).
    • Поражение инфекцией головного мозга плода (происходит при перенесении беременной женщиной инфекционных заболеваний).
    • Механическое повреждение головного мозга (следствие грубых манипуляций по доставанию плода из утробы матери).

    В период от рождения до смерти человека отклонения в работе головного мозга, приводящие к нарушению процесса чтения, может вызвать:

    • Травмирование черепа.
    • Цепь инфекций.
    • Болезни центральной нервной системы (детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка в психическом развитии).

    Существует также несколько не связанных с нервной системой факторов, при которых развивается дислексия, причины ее могут быть социальными:

    1. Дефицит устного общения с ребенком.

    3. Создавать индивидуальные условия. Больной дислексией человек может быстрее воспринимать информацию при наличии определенных условий. Это может быть уединенное рабочее место, более длительное время на выполнение задания, специальное программное обеспечение, наличие помощника, изменение формата документов (например, перевод из печатного текста в аудиоформат – для этого существует множество современных программ).

    4. Использовать простой и понятный шрифт. Человеку комфортнее читать шрифт, имеющий ровный строй, без засечек, 12-14 размера (например, Arial, Tahoma, Helvetica и другие).

    5. Предъявлять текст на бумаге высокого качества. Используйте плотную, не просвечивающую бумагу.

    Так как большинство взрослых не подозревают о своем заболевании, то важно в корректной форме рассказать человеку о нем и порекомендовать хорошего специалиста в этой области. Помните, что в данном случае вы несете ответственность за конфиденциальность информации. Автор: Екатерина Липатова

    Обычно первые симптомы дислексии у детей родители замечают в школьном возрасте, когда у ребенка возникают трудности с обучением, в частности, с чтением. Не нужно сразу обвинять свое чадо в лени и наказывать малыша. Обратитесь к специалисту, чтобы разобраться в возможных причинах неуспеваемости в школе. Это могут быть проблемы со зрением, слухом и, наконец, дислексия, диагностировать которую нужно как можно раньше.

    НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

    Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.

    Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:

    • при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
    • читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
    • вместо прочтения пытается «угадать» слова;
    • не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
    • жалуется на усталость или головную боль при чтении;
    • пишет слова задом наперед.

    При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.

    СИМПТОМЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА НАРУШЕНИЯ

    Следует отметить, что специалисты различают несколько видов дислексии в зависимости от нарушенного механизма процесса чтения.

    Чтобы установить, в чем причина расстройства обучения, и какая форма дислексии имеет место в каждом конкретном случае, специалист (логопед, психолог, невролог) проводит тесты на предмет навыков чтения, уровня развития устной речи и когнитивных способностей ребенка. Существуют различные варианты тестирования, рассчитанные на детей разного возраста. На основании полученных результатов делается вывод о наличии следующих форм дислексии:

    • фонетическая (проблемы со звуковым строем, смешивание/замена звуков (дом-ком, маша-каша и т.д.);
    • семантическая (проблемы с пониманием прочитанного);
    • аграмматическая (недоразвитая речь, например, непонимание разницы между падежами, родами, единственным и множественным числами);
    • мнестическая (проблемы с запоминанием букв);
    • оптическая (проблема с усвоением букв – дети могут путать их по внешнему написанию и другим признакам);
    • тактильная (дислексия, свойственная детям с плохим зрением).

    ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ

    Чтобы выявить причину данного нарушения, специалист оценивает все психофизиологические и эмоциональные аспекты. С этой целью врач собирает сведения, касающиеся беременности, наличия врожденных заболеваний и патологий, приобретенных в раннем возрасте, плюс изучаются особенности развития ребенка в первые годы его жизни.

    Одной из основных причин дислексии называют наследственную предрасположенность (существует даже термин «семейная дислексия»).

    Среди биологических факторов, провоцирующих возникновение данного нарушения, называют:

    • перинатальные повреждения;
    • затяжные роды;
    • поражения центральной нервной системы;
    • инфекционные и механические поражения мозга и т.д.

    Среди других возможных причин – социальные факторы, включая дефицит речевого общения, чересчур раннее начало обучения ребенка, а также общение с окружающими на двух и более языках (билингвизм).

    В некоторых случаях проводится функциональная диагностика мозга (МРТ). Обычно у детей с дислексией наблюдается снижение плотности мозговой ткани в левой височной доле.

    КАК ПРОВОДИТСЯ ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ?

    Почему так важно своевременно выявить и начать лечение дислексии у детей?

    Для начала стоит отметить, что люди, страдающие от дислексии, могут добиться существенных успехов в своей жизни. Чтобы вы убедились в этом, достаточно перечислить имена нескольких известных во всем мире дислектиков – Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс-Христиан Андерсен и Генри Форд, Квентин Тарантино и Мэрилин Монро.

    Большинство детей с дислексией – это любознательные малыши с богатой фантазией, они активны и талантливы, часто проявляют выдающиеся способности в каких-то конкретных отраслях. Тем не менее, увидев первые признаки дислексии у детей, необходимо сразу задуматься о коррекции данного нарушения, поскольку, игнорируя его, можно в ближайшем будущем столкнуться с такими проблемами, как:

    Ответ на вопрос, как помочь ребёнку с дислексией, помогут найти невролог, логопед, психолог. Для каждого малыша подбирается та методика (в первую очередь специальные фонетические методы), которая позволит овладеть техниками чтения с учетом особенностей его формы дислексии. С этой целью применяются прямое и непрямое обучение.

    При лечении дислексии от ребёнка требуется высокая концентрация внимания. Если малышу сложно сосредоточиться, ему может помочь – препарат, который способствует улучшению памяти и внимания ребёнка, и при этом не вызывает привыкания.

    Очень часто детей, которые страдают дислексией, считают непослушными, ленивыми и упрямыми. В связи с этим их помещают в классы для отстающих детей, не обращая внимания на то, что у этих детей имеются какие-либо выдающиеся способности. Из-за такого отношения дети, страдающие дислексией, теряют интерес к учебе, начинают прогуливать занятия. Если в это время не начать лечение дислексии, то наверстать упущенное вряд ли получится. Также без своевременной коррекции заболевания часто развиваются такие осложнения, как снижение самооценки, нарушение поведения, развитие депрессии.

    Для лечения дислексии используют специальные программы коррекции, которые подбирают индивидуально к каждому пациенту. Владение навыками чтения, полученное благодаря этим специальным курсам, поможет страдающим дислексией чувствовать себя намного увереннее в разнообразных сферах деятельности. С помощью коррекции дислексии вроде устной работы, применения различных технических средств и альтернативных методов обучения страдающие этим нарушением преодолеют трудности с чтением, распознаванием чисел и слов.

    Коррекция дислексии по типам нарушения

    Расстройства зрения

    Часто бывает, что у ребенка коэффициент умственного развития нормальный или выше среднего, но читает он намного хуже своих сверстников. При обследовании зрения у такого ребенка можно выявить какие-либо проблемы с бинокулярным зрением: не может сфокусировать оба глаза в одной точке либо глаза действуют не согласованно. В худшем случае такие нарушения приводят к тому, что ребенок путает слова и не может их правильно идентифицировать, в лучшем - испытывает дискомфорт даже после недолгого чтения.

    Такого рода проблемы нельзя путать с нарушениями остроты зрения. Как правило, дети с нарушениями бинокулярного зрения и симметричного зрения имеют хорошую остроту зрения.

    Родители должны помнить, что при проверке зрения ребенка с подозрением на дислексию обязательно нужно пройти полное обследование с проверкой бинокулярного зрения и другими специальными тестами. Потому, что просто проверка остроты зрения не даст никаких результатов.

    Нередко можно встретить многих взрослых (от 20 до 30 лет), которые расскажут о том, что никогда не отличались хорошими отметками в школе, не любили читать и назывались «лентяями». Они могут вспомнить о том, что чтение вызывало у них определенные трудности и очень быстро утомляло их. А насмешки со стороны сверстников заставляли их вообще забыть об учебе и перестать выполнять домашние задания. При обследовании этих людей сегодня у большинства выявили проблемы с бинокулярным зрением. Все они говорили о том, что при любой возможности избегают чтения.

    Чтобы не испытывать трудностей при чтении, используют очки и тренировку зрения. Процесс восстановления нормального зрения очень долгий, тяжелый и зачастую довольно болезненный процесс, который при средней степени тяжести заболевания дает положительные результаты уже через несколько месяцев. Однако для того, чтобы поддержать зрение на достигнутом уровне, понадобится использовать специальные очки.

    Собственно дислексия (неспособность к обучению)

    Чаще всего встречается дисфонезия («слуховой» тип дислексии). При данной патологии лечение ребенка направлено на обучение распознавания слова как целого. Затем применяют фонетический курс. Такая коррекция дислексии приводит в большинстве случаев к хорошим результатам и позволяет ребенку улучшить навыки чтения.

    Дисэйдезия является полной противоположностью дисфонезии. При этом типе дислексии ребенок с трудом распознает слова как единое целое. Это сказывается на чтении. Оно становится медленным, так как ребенок буквально расшифровывает слова. Исследователи считают, что дисэйдезия обусловлена генетически и вылечить ее нельзя. Однако применение «обучающей» терапии может помочь каждому конкретному ребенку.

    Для этих целей используют специальные курсы обучения чтению с помощью мультисенсорной методики интенсивного обучения. Однако это лечение не всегда приводит к успеху.

    Разновидностью дислексии также является диснемкинезия, которая проявляется в некрасивом, корявом почерке и написании задом наперед букв и цифр. В данном случае главным является обучение ребенка отличию понятий «право» и «лево». Так как ребенок дезориентирован, он испытывает и трудности с чтением.

    Перспективы излечения дислексии

    При правильном подходе к обучению ученика с дислексией велики шансы на успех. Ребёнок не излечивается, а приобретает техники управлять этой особенностью таким образом, что симптомы дислексии бесследно исчезают. Нередко симптомы дислексии могут исчезать бесследно сами по себе, что связано либо с взрослением ребенка, либо с тем, что функции поврежденной области мозга на себя взял другой участок. Медицинская помощь в таких случаях ускоряет выздоровление. Если у ребенка развились вторичные осложнения, то ему коррекция дислексии продолжается путем назначения витаминов и ноотропных препаратов.

    Задать вопрос на форуме


    Куда обращаться с дислексией ребенка? К какому врачу,специалисту. Подскажите пожалуйста

    Добрый день у моего сына проблема с чтением, концентрация внимания слабая я думаю что дислексия как помочь как коректировать я живу в Баку мне в Москву удобно приехать просто в какой центр обоатица

    Здравствуйте! Кажется у моего сына дислексия, 7лет, 1й класс. Все время путает буквы, менчет местами, вообше рядом не стоящие все путается. Подскажите к какому специалисту обратиться? Мы в...

    Здравствуйте.Моей дочери 9 летОна читает медленно и некоторые слова не понимает нам грозят коррекционной школой но я не хочу ее туда переводить. не хочу ее туда переводить.можно ли помочь.мы ходим к...

    Моей дочери 7,5 лет, идёт в первый класс, большие сложности с чтением, много занимаемся, результата почти нет, некоторые Буквы до сих пор путает, цифры может писать в другую сторону, читает по слогам и много тратит на это энергии, уже формируется комплекс из за отставания, подали документы в лицей и теперь очень переживаю что наверное делаем только хуже, она скорее всего не справится с программой, как выяснить эти дислексия или просто пока плохо читает? (1)

    Моему сыну 7,5 лет, идет во второй класс. Он очень плохо читает несмотря на каждодневные тренировки, может пропустить слово, или начать читать его с конца, придумывает окончания, путает местами...

    Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.

    Что такое дислексия

    Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.

    История дислексии

    Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

    В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

    Причины дислексии

    Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

    Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

    • Преобладание головного мозга
    • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
    • Черепно-мозговые травмы
    • Тяжелые инфекции, такие как менингит
    • Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
    • Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)

    Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

    Симптомы дислексии


    Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.

    Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):

    • Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
    • и концентрацией
    • Плохая память
    • Изменения буквенного порядка при составлении слов
    • Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
    • Отказ от чтения вслух и написания сочинений
    • Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
    • Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
    • Проблемы с выполнением элементарных указаний
    • Трудности в освоении правописания и принципов чтения

    Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:

    • Запоздалое развитие речи
    • Трудности в изучении и произношении слов
    • Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
    • Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
    • Путаница в расположении букв и слов
    • Проблемы в общении со сверстниками

    Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:

    • Трудности с распознаванием слов
    • Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
    • Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
    • Разворот букв при написании
    • Путаница в арифметических знаках
    • Неловкость и импульсивность в поведении
    • Трудности с запоминанием фактов
    • Нарушения координации движений
    • Замедленное освоение новых навыков

    Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

    • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
    • Отказ читать вслух и писать
    • Плохая память
    • Нечитаемый почерк
    • Неправильное написание и произношение слов
    • Трудности с восприятием
    • Трудности в общении со сверстниками

    Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:

    • Плохо развитый навык письма
    • Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
    • Ошибки в произношении слов
    • Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
    • Плохая память
    • Слишком медленная скорость работы
    • Трудности в адаптации к любым изменениям

    Симптомы дислексии во взрослом возрасте:

    • Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
    • Труднопонимаемое произношение слов
    • Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
    • Путаница в последовательности слов и чисел
    • Рассеянность и невнимательность
    • Трудности с организацией и планированием своего времени

    Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.

    Диагностика дислексии

    Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.

    В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.

    Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.

    Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.

    Виды дислексии

    Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:

    • Мнестическая дислексия – сложности в распознавании букв в произносимом слове или звуке
    • Аграмматическая дислексия – недоразвитая речь, ошибки в грамматической конструкции (времена, падежи и окончания согласуются неверно, например, «я хотеть пойти дом», «серый собачка» и т.п.)
    • Семантическая дислексия – слова при чтении (обычно – не вызывающем труда) воспринимаются изолированно от всего текста, отчего дислексик не понимает сути прочитанного
    • Тактильная дислексия – характерна для незрячих людей (в процессе чтения по Брайлю пальцы дислексика соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию)
    • Оптическая дислексия – при чтении дислексик соскальзывает на другие строчки, либо читает наоборот (зеркально), не понимает буквы, состоящие из одинаковых, но по-разному расположенных элементов (например, П-Н-И)
    • Акустическая (фонематическая) дислексия – самый распространенный вид дислексии среди младших школьников; характеризуется перестановкой слогов, смешением букв по одному различимому признаку в похожих словах, искажением структуры слова (например, «шина-наши», «ком-дом-лом», «насос-сосна» и т.п.)

    Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.

    Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.

    К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.

    Коррекция и лечение дислексии

    Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.

    Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.

    Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.

    Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:

    • При мнестической дислексии корректируется слухоречевая и речезрительная память
    • При аграмматической дислексии проводятся работы по формированию грамматических схем
    • При семантической дислексии развивается слоговый синтез и словарь, проводится работа над усвоением грамматических норм
    • При тактильной дислексии корректируется разбор и понимание схем, а также развитие пространственного представления
    • При оптической дислексии корректируется зрительно-пространственное представление, зрительный синтез и анализ
    • При фонематической дислексии корректируется звукопроизношение, формируется представление о звукобуквенном составе слов

    Профилактика дислексии

    От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.

    Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.

    Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.

    Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.

    Упражнения для профилактики и коррекции дислексии


    Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, и улучшают навык чтения:

    • Задайте ребенку задачку: «В комнате потерялись слова на букву «С». Давай их найдем!». Начинайте вместе с ребенком искать и называть предметы на заданную букву. Задание можно усложнять, предлагая искать предметы, названия которых оканчиваются на определенную букву или звук.
    • Составьте из букв-магнитов слова, «приклеившиеся» друг к другу, например, «МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКА», и помогайте ребенку разделять их. Задание можно усложнять, используя предложения, например, «СЕГОДНЯМЫИДЕМК БАБУШКЕКУШАТЬПИРОЖКИ» и т.п.
    • Дайте ребенку задание прочитать какое-нибудь слово, запомнить его, а затем написать. Задание можно усложнять, предлагая вместо слов словосочетания и целые предложения.
    • Напишите на разных карточках разные слова, из которых можно составить предложение. Составьте предложение, перемешав слова. Дайте ребенку задание «починить» предложение – поставить все слова на свои места (заранее предложение можно озвучивать). Точно такое же упражнение можно давать и со слогами – чтобы ребенок составлял слова.
    • Интересное упражнение, совмещенное с массажем. Пусть ребенок ляжет на живот, а вы «чертите» на его спине буквы, слоги и слова. Воображение ребенка поможет ему легче освоить навык чтения и написания.
    • По очереди вместе с ребенком называйте слова, начинающиеся на последнюю букву предыдущих слов, например, «папа – атлас – собака – альбом – мел – лунтик – кошка» и т.д.
    • Напишите на листе ряд букв, среди которых расположено какое-то слово, например, «ЗСУЕВОГДОМБВКАР», и дайте ребенку задание найти его. Задачу можно усложнять, делая ряды более длинными и пряча в них несколько слов.
    • Насыпьте в чашку немного макарон. Ваша задача – говорить ребенку слово, а его – выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове. Задание можно усложнять, отмечая гласные, твердые и мягкие согласные. Для этого вместе с макаронами можно использовать маленькие печеньки, горох или орешки.
    • Дайте ребенку задание ласково назвать то, что называете вы, например, «стол – столик», «цветок – цветочек», «машина – машинка», «дом – домик» и т.п.
    • Рисуйте вместе с ребенком разные буквы, слоги и слова везде, где возможно: на песке, мелкой крупе, бумаге, запотевших и покрытых инеем стеклах и т.д. Также буквы можно вырезать, лепить, выкладывать.
    • Сделайте карточки с недописанными до конца прописными буквами. Нужно лишь пропустить несколько элементов, но чтобы явно прослеживались очертания. Задача ребенка – закончить буквы.
    • Продиктуйте ребенку отрывок из его любимой сказки, а он пусть пишет то, что вы говорите. Внимательно следите за тем, что делает ваше чадо, и направляйте его в нужное русло, если замечаете ошибку.
    • Подготовьте карточки с разными изображениями, подписав их с обратной стороны. Вам нужно просто называть слова, а ребенок должен искать соответствующие картинку, а затем читать ее название.

    Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.

    Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.

    Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.

    Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!