Толерантное отношение к людям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями. Отношение к инвалидам – признак толерантности общества




ВИДЕО телеканала Москва24

в качестве анонса

«Мы часто не замечаем вокруг себя людей с ограниченными возможностям, и они не редко сталкиваются с непониманием, агрессией, отрицанием, а порой и насмешками. Как воспитать в самих себе и окружающих толерантное отношение к особым людям — тема, которую обсудят на VIII Московском гражданском форуме 16 мая 2017 года.

Модератором выступит член Общественной палаты Москвы, президент «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» Наталья Присецкая .

Толерантность к инвалидам — это не только уважение, но и признание их как личности. Особые люди обладают всеми правами здорового человека, хотя и нуждаются в помощи. Проблема формирования толерантного отношения к инвалидам требует незамедлительного решения. Причем не только законодательного, но и просветительского. И здесь реальную помощь могут оказать некоммерческие организации, общественники, волонтеры»... ()

Уважение к инвалидам нужно воспитывать с детства

В рамках Московского гражданского форума эксперты обсудили проблему воспитания толерантности к инвалидам в обществе. Член Общественной палаты Москвы, руководитель и лидер Общества поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» Наталья Присецкая организовала дискуссию с представителями образовательных учреждений, государственных структур и НКО, чтобы узнать о текущей ситуации.

Проблема толерантности к инвалидам вот уже многие годы остается актуальной. «Большинство людей еще не готовы воспринимать инвалидов частью общества. Спектр негативного отношения велик: от насмешек до презрения. Это вызывает беспокойство. Необходимо объединить усилия общественности и принять все необходимые меры для изменения сознания людей. У нас для этого есть все возможности. Факт инвалидности должен перестать быть определяющим в отношениях с людьми», - комментирует Татьяна Полякова , заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты Москвы . Воспитывать толерантность нужно с детства. «Дети дошкольного возраста не имеют предрассудков в отношении к инвалидам», - продолжает Татьяна Полякова .


фото: Инва.тв

Успешным опытом работы с маленькими детьми можно считать проект «Республика 7» , который реализуется в Центре реабилитации и образования №7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В центре проводятся инклюзивные уроки: детей не делят на здоровых и инвалидов, они вместе учатся, творят, мастерят. В планах - во всех школах постоянно проводить «уроки доброты», когда детей и родителей учат общаться с инвалидами.

В воспитании толерантности одну из ключевых ролей должны играть родители: своим примером и поведением они могут учить детей общению. Сегодня в родительской среде есть предрассудки и опасения, зачастую они просто запрещают своим детям играть и дружить с инвалидами. Решают проблему разными способами, в том числе и через специально разработанные образовательные программы.

«Проблема в том, что педагоги и родители не знают, как общаться и как реагировать на поведение детей-инвалидов. Что говорить? Что делать, если он начинает себя странно вести? А ведь такой ребенок может не странно себя вести, а просто пытаться справиться с проблемой. Например, инвалиды по зрению могут постоянно поворачиваться, просто чтобы расширить свое поле зрения» , - рассказывает Елена Ворошилова, заведующая кафедрой повышения квалификации ГУП «Образование» .

Воспитывают толерантность и сами инвалиды. Об этом рассказала Наталья Присецкая , член Общественной палаты, президент РОО «Катюша» Москвы. Ее организация уже много лет помогает создавать комфортную среду в столице и защищает интересы женщин-инвалидов.


фото: Инва.тв


«Мы делаем много проектов и внедряем новые стандарты воспитания толерантности. Сейчас о женщинах-инвалидах с детьми думают как о героинях или просто жалеют. Нужно, чтобы в них видели просто женщин и заботливых мам»,
- считает Наталья Присецкая .

Порой достаточно создать доступную среду, например, оборудовать детский садик, чтобы матери-инвалиды ходили на праздники своих детей, были с ними рядом, как другие родители. Другой способ - контакт с работодателями. Важно, чтобы работодатели понимали, что инвалиды - это такие же сотрудники со своими обязанностями.

По итогам дискуссии эксперты решили, что главная задача сегодня - это просвещение и информирование. А в этом огромная роль НКО. Сегодня и общественники, и власть должны работать совместно, тогда в Москве получится сформировать общество, основанное на уважении и понимании людей с инвалидностью.

Поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

« Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям-инвалидам »

Учитель

Пупынина Лариса Николаевна

г. Уфа

2017г

Предисловие…………………………………………………….....................

Понятие толерантности ……………………………………………………

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении………………………………………………………………………

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. Большинство не только простых граждан, но и государственных структур не считают таких людей полноценными членами общества, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции равных прав и возможностей. Это актуализирует необходимость улучшения их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»

В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем заключающихся в отсутствии достаточной информированности учащихся о людях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются; отсутствии у обучающихся навыков общения с детьми-инвалидами; отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; дефиците методических разработок в этой области. С другой стороны главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности. Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:

Вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

Создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;

Изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование включает в себя не только обучение и воспитание детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательной школе, но и их социальную адаптацию, которая является важнейшим условием наиболее адекватного и эффективного вхождения детей в социум. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает опыт их общения, формирует навыки межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей. Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы классного руководителя. Классному руководителю всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.

2.Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе

Не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех классах, где дети могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа. Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.

Важно понимание раздражения, которое может принимать множество форм (от того, чтобы слегка отодвинуться от ребенка, до физического насилия), то есть нежелания сидеть рядом с ребенком, который выглядит, действует или ведет себя по-другому или не играть с ребенком, который не может говорить или у него какая-то видимая форма инвалидности. Это можно сравнить с преследованием ребенка из-за его этнического происхождения.

Следует обсуждать и на первый взгляд, более мелкие прецеденты и делать это следует открыто, так, чтобы тому, кто пострадал от них, была оказана поддержка, и весь класс оценил значение этого. Следует понимать, что дети обучаются по-разному, и они разные по своему развитию, следовательно, и стиль обучения в классах должен быть разнообразным. Следует придавать значение обучению изобразительному искусству, музыке, драматическому искусству, танцам и физкультуре не меньше, чем другим предметам, так как навыки и достижения в этих областях, и как следствие этого, самооценка, ведут к достижению больших успехов по всем предметам. Не случайно такое широкое общественное признание получили различные соревнования и олимпиады среди инвалидов.

Педагоги должны избегать использования стереотипов и не комментировать предрассудки на уроках и даже после уроков при детях. Они не должны допускать обзывания, объясняя детям, почему это обидно, а также стирать оскорбительные надписи.

Следует оказывать поддержку ученикам, которые сталкиваются с оскорблениями, понимая, что дети, которые живут в страхе, не могут учиться.

Положительный эффект производят истории инвалидов и то, как влияет на них негативное к ним отношение. Хороший повод поговорить об инвалидах - отметить какую-то связанную с этим дату, например, День инвалидов (3 декабря) или какое-то достижение инвалидов (победа на параолимпийских играх 2014г).

Необходимо отмечать достижения ребенка относительно его прошлых успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внешкольной работы, например, во время занятий в кружках, игровых занятий. Необходимо, чтобы школы были доступными для инвалидов, чтобы ученики, родители и педагоги могли общаться.

Для того, чтобы внедрить в жизнь то, что было описано выше, учителя должны стараться ежедневно находить возможность говорить с детьми на любые темы, которые их интересуют или беспокоят.

Эффективно выносить вопросы о негативном отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья на открытое обсуждение и коллективно рассматривать их, чем встречаться с отдельным ребенком во время перемены, хотя в некоторых случаях именно это бывает лучшим вариантом. Во всех группах и классах, если кого-то обидели (даже слегка), педагог может остановить занятие и обсудить это. Группа может обсуждать вопрос, и целью обсуждения является развить позитивное отношение. Ребенок, который подвергся унижению, на первый взгляд, небольшому, должен знать, что учитель на его стороне, и что весь класс/группа знает об этом. Педагоги должны использовать свой авторитет для того, чтобы разобраться в происшедшем.

Следует разбить класс на группы, по парам, дать индивидуальные задания. Убедитесь в том, что состав групп варьируется (принимая во внимание интересы детей) - необходимо присутствие в группах людей с инвалидностью и без, разного социального и этнического происхождения и пола.

Учитель должен показывать, что ценит каждого ребенка, открыто хваля индивидуальные усилия каждого и достижения класса в целом, также призывая класс развивать эти достижения. Так следует поступать во всех областях - творческой, физической, социальной и академической - давая понять, что конкуренция между детьми неприемлема. Это создаст в классах большой моральный комфорт. Следует использовать для сидения детей различные вспомогательные средства: подушки, стулья, мешки с шариками и др.

Традиционные представления о детях с нарушениями в развитии в последнее время значительно изменились. Если раньше такой ребенок мог вызвать лишь сочувствие и рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь он считается равноправным, независимым, но нуждающимся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов:

В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать;

Каждый ребенок является уникальной личностью;

Неудовлетворительное окружение превращает особые потребности детей в недостаток, значит, это проблема окружения;

Ребенок с особыми потребностями растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как и у других людей;

Ребенок с особыми потребностями имеет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь.

В преодолении трудностей, связанных с особенностями работы с нетипичными детьми, педагогам поможет выполнение некоторых рекомендаций. При этом немаловажное значение имеет психологическая готовность педагогов к работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, которая выражается в следующем:

Психологически настроить себя на то, что трудности в работе с данной категорией детей неизбежны, но вам под силу их преодолеть;

Не опускать руки при первых же неудачах, попытаться понять их причины;

Верить в себя и в учеников, видеть и уважать в них индивидуальность, сотрудничать с ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к ученику, готовым менять что-то в себе.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении (МБОУ Школа №127) являются:

Укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;

Обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;

Осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;

Своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;

Формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

В работе с детьми мы, организуя свободное время школьников, делаем их досуг содержательным и интересным. Создавать в классах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, помогают разнообразные формы работы с родителями:

Открытые занятия;

Совместные праздники и развлечения;

Родительские собрания;

Посещение культурных мероприятий (цирк, театр, планетарий, филармония, музей, экскурсии).

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.

Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений:

1) преимущества социального характера:

Развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;

Обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;

Развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

2) преимущества психологического характера:

Исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

3) преимущества медицинского характера:

Подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;

Исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

4) преимущества педагогического характера:

Рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)

Активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека» В.А.Сухомлинский Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание

Для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления. В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

1. Диагностика:

Оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;

Изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.

2. Консультирование:

Психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;

Формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.

3. Коррекция:

Проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;

Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.

В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития. Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПК, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.

В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно- развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:

Знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;

Проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;

Формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.

При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:

Формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);

Умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;

Развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;

Прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;

Стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.

Факторы, не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:

Отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

Отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

Неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

Нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

Неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

Список литературы:

1. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

2. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А.С. Дороничева, С.М. Машевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492



Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам

Тип работы: Реферат Предмет: Педагогика

Выдержка из работы

УДК 37.013 ББК 60.5

Коростелева Наталья Александровна соискатель кафедра общей и профессиональной педагогики Челябинский государственный университет г. Челябинск Korostelyeva Natalya Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of General and professional Pedagogy Chelyabinsk State University Chelyabinsk

Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам Social Model of Disability As a Basis of Tolerant Attitude Forming To

Physically Handicapped People

В статье обосновывается необходимость наличия у современного общества толерантного отношения к людям с физическими недостатками. Рассмотрены различные подходы к содержанию медицинской и социальной моделей инвалидности в мировом сообществе. Автором приводятся данные о практической реализации идей социальной модели инвалидности в системе образования. Акцентируется внимание на ряде психолого-педагогических проблем, сопровождающих реализацию прав инвалидов на высшее образование.

The article proves the need of a modern society for a tolerant attitude towards physically handicapped people. The different approaches to the content of medical and social models of disability in the world community are considered. The author shows the practical realization of the ideas of disability’s social model in the system of education.

Ключевые слова: толерантность, медицинская модель инвалидности, социальная модель инвалидности, инвалидность.

Key words: tolerance, medical model of disability, social model of disability, disability.

На сегодняшний день повышенный интерес к толерантности обусловлен потребностями новой социальной практики в мировом сообществе, которая как способствуют возрастанию толерантности, так и одновременно провоцирует различные по своему характеру проявления интолерантности. Учеными изучались разные аспекты феномена толерантности. Ряд работ посвящен психологопедагогическим вопросам толерантности (И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, Н.

А. Асташова, С. Л. Братченко, О. А. Грива, Д. В. Зиновьев, П. Ф. Комогоров, Т. С. Таюрская, В. Тишков и др.). Вместе с тем следует отметить, что до сих пор нет единого, универсального, признанного всеми, определения толерантности, четких классификаций видов и уровней толерантности, а также их критериев, однозначного понимания механизмов формирования толерантных установок в сознании.

Толерантность — уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово «терпимость» ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения .

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

М.И. Иникеев рассматривает толерантность с одной стороны как способность переносить трудности, пониженную чувствительность к неблагоприятным воздействиям, повышенный порог эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, способность переносить неблагоприятные условия без снижения эффективности деятельности, с другой стороны как терпимость к позиции оппонента. В работах А. Б. Орлова и А. З. Шапиро отмечается, что толерантность- это стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений .

Д. А. Леонтьевым толерантность понимается как позиция принятия иных ценностей, взглядов, обычаев, равноправных с привычными «своими» ценностями, взглядами и обычаями, вне зависимости от степени согласия сними . Это определение описывает толерантность и как свойство личности, и как феномен общественного сознания. Г. У. Солдатова трактует толерантность как интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Расширяя границы данного концептуального подхода к рассмотрению толерантности, Г. У. Солдатова предлагает в контексте проведения эмпирических исследований и разработки практических технологий выделять четыре ее основных ракурса: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей .

Из вышеперечисленных сфер, нас заинтересовала физиологическая толерантность. Физиологическая толерантность — отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т. д. В пер-

вую очередь это связано с тем, что термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Во многом это обусловлено тем, что инвалид ограничен в связях с окружающим миром и мобильности в силу субъективных факторов (состояние его физического и психического здоровья) и сложившимся общественным сознанием. Во- вторых, по оценкам ООН (2010), количество инвалидов от года к году неуклонно растет, в том числе увеличивается контингент детей — инвалидов.

В исследованиях Л. М. Шипицыной (2002) подтверждается тот факт, что инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и физической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных и образовательных учреждениях. Результаты многолетних исследований показывают, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризовалось как откровенно неблагоприятное: им часто приписывались такие черты, как зависть, недоверие к здоровым, недостаток инициативности, повышенное чувство жалости к самому себе. При социальном взаимодействии с инвалидами здоровые стремятся поскорее его прекратить, используют меньший, чем обычно словарный запас, выражают не собственное мнение, а то, которое, им кажется должно нравиться инвалиду. По наблюдениям многих исследователей, подобные негативные установки прослеживаются во всех возрастных группах . Невежество, предрассудки, равнодушие и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели к изоляции людей с ограниченными возможностями и задерживали их развитие. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с инвалидами. Окружающие, недостаточно зная, о них, думают, что люди-инвалиды могут быть агрессивными, а ведь именно агрессия провоцирует инвалида на ответную реакцию. Интеграция людей с проблемами в развитии в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих о жизни, особенностях, проблемах инвалидов .

Среди основных причин неприятием общества нетипичного человека исследователи отмечают незнание его потенциальных возможностей, особенностей развития, обучения и воспитания. Л. С. Выготский подчеркивал, что любой дефект имеет социальную природу. Тяжесть самого дефекта заключается не в нем самом, а в тех социальных последствиях, которые он за собой влечет.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду — это значит, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Для людей, имеющих инвалидность, быть независимым — значит иметь возможность жить как все- это не значит быть пассивными потребителями поддержки, это значит иметь широкий выбор возможностей и право на то, чтобы принимать на себя ответственность за свою жизнь. Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью .

Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет его физических или умственных возможностей" .

В настоящее время существует два основных подхода к инвалидности:

1) медицинская модель инвалидности (традиционный подход) —

2) социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности (традиционный подход, до сих пор представленный в общественном сознании) определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями» и т. д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Медицинская модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать (например, в случае получения ребенком образования в учреждениях интернатного типа или вынужденного длительного пребывания инвалида в медицинском учреждении). Справедливости ради нужно заметить, что при таком подходе инвалидам оказывается комплексная помощь (медико-социально-педагогический патронаж). Однако такая модель вольно или невольно ослабляет позицию человека, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от нормального общества, усугубляет его неравный социальный статус . Медицинская модель инвалидности, официально принятая до недавнего времени в России и странах СНГ находит свое выражение в том, что специализированные учебные заведения, специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих инвалидность, от общества.

Таким образом, акцент в медицинском подходе к инвалидности делается на зависимость, а сам подход — на стереотипы, по которым инвалид вызывает жалость и желание опекать. Все усилия изменить ситуацию концентрируются на медицинских способах и лечении .

Смысловым центром нового взгляда стала социальная модель инвалидности, которая рассматривает проблемы инвалидности как результат отношения общества к их особым потребностям. Согласно социальной модели, инвалидность является социальной проблемой. При этом ограниченные возможности — это не «часть человека», не его вина. Человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим недугом, а наличием физических, юридических, отношенческих барьеров, созданных обществом. Это значительный сдвиг. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья . Авторство социальной модели (иногда ее обозначают как «интерактивную модель», или «модель взаимодействия») принадлежит главным образом самим людям с ограниченными возможностями. Истоки того, что впоследствии было названо «социальной моделью инвалидности», могут быть прослежены до эссе, которое было написано британским инвалидом Полом Хантом (Paul Hunt). Называлось это эссе — «Критическое условие» («A Critical Condition»), и было опубликовано в 1966 году. Хант, в своем труде приводил доводы, по которым люди с дефектами являли собой прямой вызов обычным западным ценностям, поскольку воспринимались как «несчастные, бесполезные, непохожие на остальных, угнетенные и боль-ные". Данный анализ привел Ханта к выводу, что инвалиды сталкиваются с «предубеждениями, которые выражаются в дискриминации и угнетении». Он определил взаимосвязь между экономическими и культурными отношениями и инвалидами, что является очень важной частью понимания опыта жизни с дефектами и инвалидностью в западном обществе.

Десять лет спустя, в 1976 году, организация под названием «Союз людей с физическими дефектами против изоляции» (UPIAS — Union of the Physically Impaired Against Segregation) развил идеи, высказанные Полом Хантом, несколько дальше. UPIAS выдвинула собственное определение инвалидности. А именно: «Инвалидность — это препятствие или ограничение активности, вызванное современным социальным устройством, которое уделяет незначительное или не уделяет вообще никакого внимания людям, имеющим физические дефекты, и таким образом исключает их участие в основной социальной деятельности общества». Данный этап развития социальной модели можно охарактеризовать тем, что впервые инвалидность была описана как ограничения, возведенные в отношении инвалидов социальным устройством общества . Лишь в 1983 году ученый инвалид Майк Оливер (Mike Oliver) дал определение как «социальной модели инвалидности» идеям, выраженным в работе Ханта и определении UPIAS.

Социальная модель расширялась и дорабатывалась учеными из Британии такими, как Вик Финкельштейн (Vic Finkelstein), Майк Оливер (Mike Oliver) и Колин Барнс (Colin Barnes), из США такими, как Гербен Ди Джонг (Gerben DeJong), а также другими учеными. В фокусе этой модели находится взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе обществом). Причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой, социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря, ограниченные возможности как проблема есть результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую . При этом человек с инвалидностью должен иметь возможности интегрироваться в общество на своих собственных условиях, а не быть вынужденным приспосабливаться к правилам мира «здоровых людей» .

Социальная модель инвалидности не отрицает наличие дефектов и физиологических отличий, определяя инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не девиацию, и указывает на социальную дискриминацию как наиболее значимую проблему, связанную с инвалидностью. Социальная модель сдвигает акцент в направлении тех аспектов жизни социума, которые могут быть изменены и предполагает первоочередную реализацию гражданских прав инвалидов. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида. Таким образом, инвалидность можно рассматривать как одну из форм социального неравенства. Она социальное, а не медицинское понятие .

В отличие от медицинской модели, медицинские знания здесь рассматриваются не как эксклюзивные, имеющие исторический, культурный, социальный Вестник ЧГПУ 82 012 88

контекст и формирующиеся вовлеченными в ситуацию людьми. Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, «состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации». Исходя из этого, важным является не только объективный статус инвалида в обществе, но и переживание своей инвалидности самим человеком. Инвалид конструирует свой образ, и сам определяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус, свою персональную идентичность .

Гуманизация высшей школы выразилась и в непосредственном изменении отношения к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями. Признание уникальности и самоценности личности привело к необходимости разработки новых педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиска педагогических путей развития личности с ограниченными физическими возможностями. Реализация прав инвалидов на высшее образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с реформированием системы образования и социальной политики в отношении к инвалидам, но это обстоятельство не мешает успешной реализации на практике социальной модели инвалидности .

Таким образом, медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения. Переход от медицинской модели инвалидности к социальной обусловлен гуманизацией мирового сообщества в целом. Важность социальной модели в том, что она не рассматривает инвалидов как людей, с которыми что-то не в порядке, а видит причины недееспособности в неподходящей архитектурной среде, несовершенных законах и т. п. Содержание данной модели определяет следующий подход к решению проблем инвалидности: равные права инвалидов на участие во всех аспектах жизни общества должны быть закреплены законодательством, реализованы через стандартизацию положений и правил во всех сферах жизнедеятельности человека и обеспечены равными возможностями, создаваемыми социальной структурой. Политико-правовая модель инвалидности ориентирует общество на защиту особых прав инвалидов как социально уязвимой группы. И наконец, интеграция детей с ограниченными возможностями в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Таким образом, на наш взгляд, важным шагом и предпосылкой на пути толерантности общества по отношению к инвалидам является принятие социальной модели инвалидности во всем мировом сообществе, которая направлена на создание безбарьерной среды в общении, обучении и профессиональной подготовке инвалидов. В целом представители нового поколения, могут и должны относиться к проблемам людей с ограниченными возможностями по-другому, должны отказаться от собственных стереотипов по отношению к инвалидам. Социальная модель инвалидности, на наш взгляд, может в полной мере способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

Библиографический список

1. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности / Г. Л. Бардиер // АвтоВестник ЧГПУ82 012 90

реферат дисс. .доктора псих.наук. — Спб., 2007.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В6т. /Гл.ред. А. В. Запорожец.-М.:Педагогика, 1983.-Т.5.Основы дефектологии. — 367с [ 15, www.сайт ].

3. Высшее образование: проблема доступностив регионе /Под общ. Ред.

В.Н.Козлова, Е.А.Мартыновой- Челяб.гос.ун-т. Челябинск, 2000. С.14−15.

4. Декларация о правах инвалидов. ООН, от 9 дек. 1975. [Электронный ресурс]. -Электрон, журн,-РООИ Родник жизни.- Режим доступа к журн.: www. rodnikzhi7ni.ru

5. Добровольская Т. А. , Шабалина Н. Б. , Демидов Н. А. Социальные проблемы инвалидности //Социол.исслед. 1988.№ 4.С.79−83.

6. Зак Г. Г. Историко-генетический анализ инвалидности как социальной проблемы.// специальное образование. 2008. № 10. С.22−24.

7. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа.- Вестник ТГПУ. 2010. выпуск

12(102)С. 160−166.

8. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия толерантность // Вопр. пси-хол. 2009. № 5. С. 3−16.

9. Мацковский М. С. Толерантность как объект социологического исследования. // Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г. У. Солдатовой, Т. Ю. Прокофьевой, Т. А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 143

10. Мартынова Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. — Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002.

11. Мартынова Е. А. , Романенкова Д. Ф. Модель центра образования инвалидов в Челябинском государственном университете на основе системы интегрированного обучения.//Вопросы образования № 2. 2006.- С.112−122.

12. Романов П. В. , Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. — Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. — 260 с.

13. Солдатова Г. У. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души //Век толерантности. № 6. и^: http://www.tolerance.ru

14. Солдатова Г. У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив. // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. / Под редакцией Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003. с. 4.

15. Холл Дж., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование / Пер. с англ.// Журнал исследований социальной политики. Т.2. № 1. 2004. С.115−126.

16. Холостова Е., Дементьева Н. Социальная реабилитация. — М.: Изд-ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. С.46−48.

17. Ярская-СмирноваЕ.Р., П. В. Романов. Доступность высшего образования для инвалидов. // Университетское управление. 2005. № 1(34). — С. 89−99.

1. Bardier, G.L. Social Psychology of Tolerance / G.L.Bardier // Synopsis of Diss. … Doctor of Psychology. — St. Petersburg, 2007.

2. Declaration on the Rights of Persons with Disabilities. UNO, on December 9th, 1975 // Electronic Journal, Spring Life. — Access Mode.: www. rodnikzhizni .ru

3. Dobrovolskaya, T.A., Shabalina, N.B., Demidov, N.A. Social Problems of Disability // Social Research. -1988. — № 4. — P.79−83.

4. Hall, J., T. Tinklin, T. Disabled Students and Higher Education / Trans. from Eng. / / Journal of Social Policy Studies. — V.2. — Number 1. — 2004. — P.115−126.

5. Higher Education: The Problem of Accessibility in the Regions / Ed. by V.N.Kozlova, E.A.Martynova. — Chelyabinsk: Chelyab. St. Un-ty, 2000. — P.14−15.

6. Kavun, L.V. Tolerance in the Structure of Higher School Students" Personality Traits: Results of Factor Analysis. — Herald of TSPU. — 2010. — V. 12 (102) — P. 160−166.

7. Kholostova, E., Dementieva, N. Social Rehabilitation. — M.: «Dashkov K» Publishing House, 2002. — P.46−48.

8. Leontiev, D.A. To Operationalization of the Tolerance Concept // Issues of Psychology. — 2009. — № 5. — P. 3−16.

9. Martynova, E. A The Social and Pedagogical Basis for Development and Functioning of Higher Education Accessibility For Physically Handicapped People. -Chelyabinsk: Chelyabinsk State University, 2002.

10. Martynova, E. A, Romanenkova, D.F. Model of Education Center for Disabled People in Chelyabinsk State University on the Basis of Integrated Learning System // Problems of Education. — № 2. — 2006. — P.112−122.

11. Matskovsky, M.S. Tolerance As the Object of Sociological Study // Intercultural Dialogue: Research and Practice // Ed. by G.U.Soldatova, T.Yu. Prokofeva, T.A.Lyutaya. — Moscow: Media Center of Moscow State University, 2004. — P. 143.

12. Romanov, P.V., Yarskaya-Smirnova, E.R. Disability Policy: Social Citizenship of Disabled People in Modern Russia. — Saratov: Publishing House «Science Book», 2006. — 260 p.

13. Soldatova, G.U. Practical Psychology of Tolerance, Or How To Make the Strings Sound the Best of the Human Soul // The Age of Tolerance. — № 6. — Access Mode: http://www.tolerance.ru

14. Soldatova, G.U. Tolerance: Psychological Stability and Moral Imperative // Workshop on Psychological Diagnostics and Research of Tolerance / Edited by G.U. Soldatova, L.A. Shaygerova. — Moscow: Moscow State University. University, 2003. — P.4.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, что обусловлено нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

И здесь толерантное отношение общества к таким людям играет главенствующую роль, так как оно способствует более скорому и лёгкому приспособлению, адаптации человека к социальной реальности, что служит, в конечном счете, наиболее возможным условием нормального функционирования всего общества. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Общество, в свою очередь, не получая своевременной информации о жизни инвалидов, их проблемах и достижениях, теряет доброту и отзывчивость к людям с трудной судьбой. И как следствие, толерантность к инвалидам мала, нравственное здоровье общества ухудшается. На самом деле главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в ограничении его мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к профессиональному образованию. По нашему мнению, именно изоляция таких детей от общества, отсутствие контактов со здоровыми сверстниками лежит в корне нетолерантного отношения общества к таким людям, что влечёт за собой очень тяжёлое протекание процесса социализации у таких детей и огромные сложности в дальнейшей самореализации. В ходе данной работы удалось посетить несколько организаций, занимающихся проблемами детской инвалидности. Это Астраханская организация детей-инвалидов и их родителей, реабилитационный центр «Русь», детский сад № 69 для детей с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС). Был проведён экспертный опрос работников этих учреждений. Также было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов гимназии №3. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся гимназии №3 воспринимают детей-инвалидов как людей с ограниченными возможностями, и готовы оказывать им помощь и поддержку. Гимназисты считают, что главная задача государства создавать условия для самореализации и самообеспечения таких детей. Во время изучения этого вопроса выяснилось, что детям-инвалидам оказывается помощь со стороны государства, общественных организаций и спонсоров, проводятся мероприятия, обеспечивается качественное лечение, но всё это происходит изолированно от общества здоровых детей. Но социализация ребёнка не сможет осуществиться в полной мере только в рамках специализированного учреждения без взаимодействия с остальным социумом. А общество не сможет воспринимать таких людей адекватно, относиться к ним доброжелательно и терпимо до тех пор, пока мир здоровых и мир больных людей будут отрезаны друг от друга. Для сокращения дистанции в общении между больными и здоровыми детьми мы предлагаем начать сотрудничество между воспитательными и образовательными учреждениями для здоровых детей и такими же учреждениями для детей с ограниченными возможностями. А именно:

Оказание помощи общеобразовательными школами и учреждения дополнительного образования в проведении совместных праздников и соревнований, тем самым, способствовать общению между здоровыми и больными детьми;

Проведение занятий в кружках и секциях, особенно по прикладному искусству, совместно.

С целью воспитания в детях доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями проведение факультативных «уроки доброты», на которых рассказывать детям о людях с ограниченными возможностями, об их достижениях, об их положении в современном обществе, приглашают детей-инвалидов в гости в школу, давать задания нарисовать проекты школ, зданий, социальных объектов, приспособленных для инвалидов, написать письма больным детям своего города, провести конкурсы на лучшее сочинение на тему «Люди с ограниченными возможностями, кто они?», «Если мой друг инвалид…» и другие. Лучшие сочинения поощрить и опубликовать в местных газетах. Провести конкурс рисунков «Удобная школа» (возможность обучения инвалидов на колясках). Кроме того, уже сейчас проводятся конкурсы и соревнования для детей-инвалидов в рамках специализированных учреждений, но результаты их нигде не публикуются. Однако активное освещение таких событий региональными СМИ, на наш взгляд, способствует более толерантному отношению общества к инвалидам, вызывает уважение к таким людям.

«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан,1998г.

Проблемы специального образования в нашей стране сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Причиной этому является резкое ухудшение здоровья детей по различным причинам, что приводит к инвалидности, отклонениям в психическом и физическом развитии, качественному изменению структуры дефекта, т.е. комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира ведущей тенденцией в развитии образования детей с особыми потребностями является интегрированное (инклюзивное) образование. В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями остается крайне острой. За рубежом данной проблемой занимаются такие деятели, как П. Миттлер, Д. Бланкет, Д. Кугельмас и др. .

В России в области инклюзивного образования детей-инвалидов занимаются: М.Ю. Михайлина, В.Р. Шмидт, И.Б. Кузнецова-Моренко, Е.В. Данилова, В.А. Прудникова.

В Казахстане увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Одним из направлений развития инклюзивного образования в РК является формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций, а также в общеобразовательных школах через предмет «Самопознание» воспитывать у детей чувства сострадания и сопереживания.

Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на учебные достижения обычных школьников. Как отмечают американские специалисты, это утверждение не подкрепляется никакими фактами.

На пороге нового тысячелетия человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Говоря о людях с ограниченными возможностями, мы затрагиваем ключевые и универсальные темы, касающиеся человека вообще. Люди с ограниченными возможностями «являются своеобразной призмой, сквозь которую мы можем увидеть иную перспективу жизни, любви и смерти» - так говорил об этом один человек, проживший с умственно отсталыми людьми более 10 лет в общинах «Веры и Света» . Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества. Люди с аномальным развитием пробуждают страх и агрессию. Если посмотреть на историю человечества с этой точки зрения, мы увидим, что на протяжении многих столетий философы и ученые Древнего мира и Западной Европы средних веков, в эпохи Ренессанса и Просвещения рассматривали изоляцию и одиночество как удел людей с проблемами в развитии. Встречались редкие исключения - в некоторых исламских странах, христианской России и др., - но они только подчеркивали правило .

В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно услышать о толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. И для того, чтобы оставаться людьми, мы должны сами понимать и принимать другого.

На протяжении своей истории общество меняло отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Данные современной антропологии убедительно показывают, что становление и развитие человеческого общества было бы невозможно без востребованности им тех социальных качеств, которыми обладали инвалиды. По мнению Н.Н. Малофеева, в отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями можно выделить пять периодов. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий инвалидов: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных индивидов к пониманию необходимости обучения всех аномальных людей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат. Как можно заметить, даже в момент своего развития «здоровая» часть индустриального общества, не имея видимого экономического резона в заботе об инвалидах, но, основываясь на глубоких общинных стереотипах поведения, продолжала вести работу по их социальной адаптации .

Решение проблем инвалидов сопряжено не только и не столько с финансовыми трудностями, сколько с необходимостью изменять общественное мнение, имидж инвалидности и инвалидного движения. Чудовищная апатия общества и самих инвалидов по отношению к необходимости менять себя - вот самая главная проблема, из которой вытекают все остальные .

Основные цели существующих программ должно быть направлены на воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам и привлечение внимания молодёжи к проблемам детей-инвалидов. Программы должны быть рассчитаны на школьников, так как дети наименее подвержены влиянию стереотипов по отношению к инвалидности. Они, как правило, несут в себе меньше негативной информации. Но с другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону. Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим нуждающимся, нежели, например, их родители.

Однако в школе, как и в обществе в целом, существует ряд очень серьёзных проблем:

  • · отсутствие достаточной информированности ребят об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • · отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
  • · отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • · дефицит методических разработок в этой области .

Здесь важно продемонстрировать модель социально активной школы и семьи на пути движения к этой цели. Основной задачей современного общества должно быть обращение внимания учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьми-инвалидами.

Дети, обучаясь с детьми-инвалидами, получают следующие качества:

  • * информирование об инвалидах и их проблемах;
  • * передачу знаний и навыков необходимых, для общения с инвалидами;
  • * привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности

Любой человек, в том числе и инвалид, живет в обществе. Каждый из нас создает и составляет это общество. Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями. Поэтому поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки.

обучение социальный инклюзивный реабилитационный

Список литературы

  • 1. Плужникова, В.Н. Инклюзивное образование за рубежом [Текст] / В.Н. Плужникова - Омск: 2008.
  • 2. Шпинина, Ю.А. Инклюзивное образование в России [Текст] / Ю.А. Шпинина - М.: 2008.
  • 3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана.2010г.
  • 4. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.
  • 5. Программа «Уроки доброты». - Тольятти, 2007.
  • 6. Роджерс К. Что значит становиться человеком?. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ сост. Д.Я.Кайгородский. - Самара, 1996.
  • 7. Свиридов В.В. Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: дис. канд. социол. наук: 2006.-М.: РГБ, 2006.
  • 8. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18.