Проблемы социализации детей-инвалидов и толерантного к ним отношения. Учебно-методический материал на тему: «Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям-инвалидам




«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан,1998г.

Проблемы специального образования в нашей стране сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, неуклонно растет. Причиной этому является резкое ухудшение здоровья детей по различным причинам, что приводит к инвалидности, отклонениям в психическом и физическом развитии, качественному изменению структуры дефекта, т.е. комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира ведущей тенденцией в развитии образования детей с особыми потребностями является интегрированное (инклюзивное) образование. В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями остается крайне острой. За рубежом данной проблемой занимаются такие деятели, как П. Миттлер, Д. Бланкет, Д. Кугельмас и др. .

В России в области инклюзивного образования детей-инвалидов занимаются: М.Ю. Михайлина, В.Р. Шмидт, И.Б. Кузнецова-Моренко, Е.В. Данилова, В.А. Прудникова.

В Казахстане увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Одним из направлений развития инклюзивного образования в РК является формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций, а также в общеобразовательных школах через предмет «Самопознание» воспитывать у детей чувства сострадания и сопереживания.

Один из наиболее стойких мифов об инклюзивном образовании основывается на том, что присутствие детей-инвалидов негативно влияет на учебные достижения обычных школьников. Как отмечают американские специалисты, это утверждение не подкрепляется никакими фактами.

На пороге нового тысячелетия человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться не только как объект социально-педагогической помощи и заботы, но и как активный субъект окружающего социума, создающего условия для максимально возможной его самореализации и интеграции в общество. Говоря о людях с ограниченными возможностями, мы затрагиваем ключевые и универсальные темы, касающиеся человека вообще. Люди с ограниченными возможностями «являются своеобразной призмой, сквозь которую мы можем увидеть иную перспективу жизни, любви и смерти» - так говорил об этом один человек, проживший с умственно отсталыми людьми более 10 лет в общинах «Веры и Света» . Вот почему поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки и выступает объектом междисциплинарного исследования.

Оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям характерна для нашего образа жизни. Мы предвзято относимся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте. Все люди, так или иначе отличающиеся от нас, вызывают у нас особое и не всегда доброе отношение. Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Может быть, поэтому, тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества. Люди с аномальным развитием пробуждают страх и агрессию. Если посмотреть на историю человечества с этой точки зрения, мы увидим, что на протяжении многих столетий философы и ученые Древнего мира и Западной Европы средних веков, в эпохи Ренессанса и Просвещения рассматривали изоляцию и одиночество как удел людей с проблемами в развитии. Встречались редкие исключения - в некоторых исламских странах, христианской России и др., - но они только подчеркивали правило .

В последнее время очень часто в средствах массовой информации можно услышать о толерантности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. И для того, чтобы оставаться людьми, мы должны сами понимать и принимать другого.

На протяжении своей истории общество меняло отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Данные современной антропологии убедительно показывают, что становление и развитие человеческого общества было бы невозможно без востребованности им тех социальных качеств, которыми обладали инвалиды. По мнению Н.Н. Малофеева, в отношения общества и государства к лицам с ограниченными возможностями можно выделить пять периодов. Первый период - от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.

Второй период - от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

Третий период - от осознания возможности обучения к осознанию целесообразности обучения трех категорий инвалидов: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых.

Четвертый период - от осознания необходимости обучения части аномальных индивидов к пониманию необходимости обучения всех аномальных людей.

Пятый период - от изоляции к интеграции. Содержанием этого периода является реорганизация взаимодействия структур массового и социального образования и ориентация последнего на подготовку детей с отклонениями в развитии как полноправных граждан того общества, к которому они принадлежат. Как можно заметить, даже в момент своего развития «здоровая» часть индустриального общества, не имея видимого экономического резона в заботе об инвалидах, но, основываясь на глубоких общинных стереотипах поведения, продолжала вести работу по их социальной адаптации .

Решение проблем инвалидов сопряжено не только и не столько с финансовыми трудностями, сколько с необходимостью изменять общественное мнение, имидж инвалидности и инвалидного движения. Чудовищная апатия общества и самих инвалидов по отношению к необходимости менять себя - вот самая главная проблема, из которой вытекают все остальные .

Основные цели существующих программ должно быть направлены на воспитание толерантного отношения к детям-инвалидам и привлечение внимания молодёжи к проблемам детей-инвалидов. Программы должны быть рассчитаны на школьников, так как дети наименее подвержены влиянию стереотипов по отношению к инвалидности. Они, как правило, несут в себе меньше негативной информации. Но с другой стороны, обилие негативной или неадекватной внешней информации способно серьёзнейшим образом повлиять на ребёнка или подростка в худшую сторону. Многие дети и подростки, как ни странно, более склонны к состраданию и стремлению помочь другим нуждающимся, нежели, например, их родители.

Однако в школе, как и в обществе в целом, существует ряд очень серьёзных проблем:

  • · отсутствие достаточной информированности ребят об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
  • · отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
  • · отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
  • · дефицит методических разработок в этой области .

Здесь важно продемонстрировать модель социально активной школы и семьи на пути движения к этой цели. Основной задачей современного общества должно быть обращение внимания учащихся на проблемы, связанные с получением образования детьми-инвалидами.

Дети, обучаясь с детьми-инвалидами, получают следующие качества:

  • * информирование об инвалидах и их проблемах;
  • * передачу знаний и навыков необходимых, для общения с инвалидами;
  • * привлечение учащихся школ к участию в мероприятиях и акциях социальной направленности

Любой человек, в том числе и инвалид, живет в обществе. Каждый из нас создает и составляет это общество. Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. Мы все нуждаемся в любви, в достойном отношении к себе, в уважении, понимании, но в большей мере это необходимо людям с ограниченными возможностями. Поэтому поиск оптимальных путей для воспитания толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями встает в число первостепенных задач педагогической науки.

обучение социальный инклюзивный реабилитационный

Список литературы

  • 1. Плужникова, В.Н. Инклюзивное образование за рубежом [Текст] / В.Н. Плужникова - Омск: 2008.
  • 2. Шпинина, Ю.А. Инклюзивное образование в России [Текст] / Ю.А. Шпинина - М.: 2008.
  • 3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана.2010г.
  • 4. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.
  • 5. Программа «Уроки доброты». - Тольятти, 2007.
  • 6. Роджерс К. Что значит становиться человеком?. Теории личности в западно-европейской и американской психологии/ сост. Д.Я.Кайгородский. - Самара, 1996.
  • 7. Свиридов В.В. Социальные функции культурного потенциала лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]: дис. канд. социол. наук: 2006.-М.: РГБ, 2006.
  • 8. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов детей с нарушениями психического и физического развития. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, что обусловлено нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

И здесь толерантное отношение общества к таким людям играет главенствующую роль, так как оно способствует более скорому и лёгкому приспособлению, адаптации человека к социальной реальности, что служит, в конечном счете, наиболее возможным условием нормального функционирования всего общества. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя и этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей. Общество, в свою очередь, не получая своевременной информации о жизни инвалидов, их проблемах и достижениях, теряет доброту и отзывчивость к людям с трудной судьбой. И как следствие, толерантность к инвалидам мала, нравственное здоровье общества ухудшается. На самом деле главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в ограничении его мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к профессиональному образованию. По нашему мнению, именно изоляция таких детей от общества, отсутствие контактов со здоровыми сверстниками лежит в корне нетолерантного отношения общества к таким людям, что влечёт за собой очень тяжёлое протекание процесса социализации у таких детей и огромные сложности в дальнейшей самореализации. В ходе данной работы удалось посетить несколько организаций, занимающихся проблемами детской инвалидности. Это Астраханская организация детей-инвалидов и их родителей, реабилитационный центр «Русь», детский сад № 69 для детей с нарушениями опорно-двигательной системы (ОДС). Был проведён экспертный опрос работников этих учреждений. Также было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов гимназии №3. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство учащихся гимназии №3 воспринимают детей-инвалидов как людей с ограниченными возможностями, и готовы оказывать им помощь и поддержку. Гимназисты считают, что главная задача государства создавать условия для самореализации и самообеспечения таких детей. Во время изучения этого вопроса выяснилось, что детям-инвалидам оказывается помощь со стороны государства, общественных организаций и спонсоров, проводятся мероприятия, обеспечивается качественное лечение, но всё это происходит изолированно от общества здоровых детей. Но социализация ребёнка не сможет осуществиться в полной мере только в рамках специализированного учреждения без взаимодействия с остальным социумом. А общество не сможет воспринимать таких людей адекватно, относиться к ним доброжелательно и терпимо до тех пор, пока мир здоровых и мир больных людей будут отрезаны друг от друга. Для сокращения дистанции в общении между больными и здоровыми детьми мы предлагаем начать сотрудничество между воспитательными и образовательными учреждениями для здоровых детей и такими же учреждениями для детей с ограниченными возможностями. А именно:

Оказание помощи общеобразовательными школами и учреждения дополнительного образования в проведении совместных праздников и соревнований, тем самым, способствовать общению между здоровыми и больными детьми;

Проведение занятий в кружках и секциях, особенно по прикладному искусству, совместно.

С целью воспитания в детях доброты и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями проведение факультативных «уроки доброты», на которых рассказывать детям о людях с ограниченными возможностями, об их достижениях, об их положении в современном обществе, приглашают детей-инвалидов в гости в школу, давать задания нарисовать проекты школ, зданий, социальных объектов, приспособленных для инвалидов, написать письма больным детям своего города, провести конкурсы на лучшее сочинение на тему «Люди с ограниченными возможностями, кто они?», «Если мой друг инвалид…» и другие. Лучшие сочинения поощрить и опубликовать в местных газетах. Провести конкурс рисунков «Удобная школа» (возможность обучения инвалидов на колясках). Кроме того, уже сейчас проводятся конкурсы и соревнования для детей-инвалидов в рамках специализированных учреждений, но результаты их нигде не публикуются. Однако активное освещение таких событий региональными СМИ, на наш взгляд, способствует более толерантному отношению общества к инвалидам, вызывает уважение к таким людям.

Нередко в мое копирайтинг-бюро обращаются благотворительные организации и фонды помощи инвалидам. Ниже представлена статья в портфолио копирайтера, заточенная под ключевые слова: "инвалиды", "толерантность" и пр. Другие статьи из портфолио копирайтера можно посмотреть .

Почему важно толерантное отношение к инвалидам

Статистика бесстрастна: за последние 50 лет число людей с ограниченными возможностями увеличилась в 2 раза. Сегодня в России их более 13 000 000 человек. То есть 1 человек из 11 - инвалид. Много это? Мало? Для многих цифры кажутся неправдоподобно большими, ведь, гуляя по улицам города, редко приходится видеть людей с ограниченными возможностями. Но это не значит, что их не существует.

Многие из них предпочитают «не светиться», чтобы не подвергать себя стрессу - условия для жизни людей с ограниченными возможностями в нашем обществе не слишком хороши. Другие коротают дни в спецучреждениях, скудно оснащенных диагностической и лечебной аппаратурой.

Толерантное отношение к инвалидам. Зачем?

Людей с ограниченными возможностями иногда называют «инакоодарёнными», подразумевая, что каждый из нас одарен чем-то с рождения. Если инвалид не может проявить себя, скажем, в спорте, математике, искусстве или ремесле, значит, Бог приготовил ему иной Дар.

Инвалиды - лакмусовая бумажка, они зеркало общества, только зеркало души. Это и есть дар. Подумайте, насколько сегодня мы, наше общество, каждый отдельно взятый человек готов относиться к людям с ограниченными возможностями как к равным? Отдельные люди бросают на них жалостливые взгляды, другие граждане деликатно отворачиваются… Но не такого отношения заслуживают наши инакоодарённые братья и сестры.

Как сделать общество толерантным к инвалидам?

Этот процесс, к сожалению, небыстрый: человек должен созреть нравственно, духовно, душевно. Не обойтись и без поддержки государства, которая выражается не только в дотациях, поставках оборудования в больницы, установке пандусов, переоборудовании тротуаров. Есть не менее важная задача. С помощью распространения информации, создания социальных роликов возможно сформировать должное отношение к этой категории граждан. Люди искусства организовывают концерты, режиссеры создают социальные ролики, ставят спектакли на тему жизни людей-инвалидов, писатели пишут книги… И это дает свои результаты.

Мы тоже внесем свой посильный вклад в формирование толерантного отношения к инвалидам в нашем российском обществе.

"Инвалиды - это те же люди, только самые-самые-самые...". Не желаете получать такие перлы копирайтинга? Хотите заказать качественную статью недорого? Обращайтесь !

Ирина Дрозденко, председатель правления фонда «Место под солнцем», супруга губернатора Ленобласти Александра Дрозденко

Очень не люблю слово толерантность, часто употребляемое политиками. Толерантность по отношению к инвалидам — абсолютно недопустимое слово. Толерантность — это терпимость. Но это обычные люди, их не нужно терпеть. Не думаю, что общество не хотело принимать инвалидов, как равноправных членов общества. Оно просто не могло, не знало как, посредством какого инструмента. У нас это вообще не было предложено. Так как, по сути, наш сегодняшний социум напоминает джунгли и борьбу за выживание, то конечно инвалиды в этой борьбе, открытой конкуренции, проигрывали.

Когда говорят «люди с ограниченными возможностями», я всегда добавляю «здоровья», потому что возможности разума, творчества, интеллекта не ограничены. У нас в рамках деятельности фонда существует шесть программ. Они разноплановые, но все призваны к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из программ — благотворительная программа по поддержке труда и занятости, состоящая из двух проектов — «Свои люди» для обучения ребят на специальность пул-оператора и интернет-продавца, а также один из самых актуальных, вызревших в России — Ленинградский областной мультицентр социальной и трудовой интеграции молодых инвалидов «Место под солнцем». Это будет госучреждение, на базе которого выпускники коррекционных школ и инвалиды, которые не могут по каким-то причинам работать по полученным специальностям, смогут обучиться и переобучиться. Продуман элемент социализации, обустроено общежитие на втором этаже со всеми элементами, свойственными нашей обыденной жизни, чтобы они были адаптированы полностью.

Обычное училище, где могут учиться инвалиды, не «сдает» человека «под ключ» работодателю. Когда любой паренек закончит специальное образовательное учреждение, он получит только диплом гособразца. В нашем же случае мы трудоустраиваем на предприятие, осуществляя гарантированное посттрудовое сопровождение. Программа мультицентра продумана таким образом, что в ней участвуют все комитеты Ленобласти и государственные подразделения, включая фонд социального страхования и социалку на местах. Эта такая сеть «зонтиков» разных масштабов, которые на разных этапах жизни сопровождает инвалида. Задача команды центра заключается в том, чтобы за короткий срок (7-8 месяцев) курсовых слушаний ребята могли быть максимально эффективно подготовлены, чтобы быть конкурентоспособными на открытом рынке труда. Но подготовка к трудовой деятельности — это лишь одна сторона вопроса. Не все ребята в ходе подготовки и обучению смогут по факту быть трудоустроены, может не все вынесут нагрузку физическую, не все найдут себя, не у всех будет получаться. Но в любом случае, сама по себе социализация даст возможность внутреннего развития, толчка, эволюционного роста. Обучение полезным новым навыкам сможет обеспечить их занятость, будь то хобби или кружок «Умелые руки», да и просто позволит быть активным участником общественной жизни.

У меня случилось в жизни тяжелое испытание, которое заставило пересмотреть очень многие вещи. Произошел эволюционный скачок в личном развитии, в духовности. Поняла, что пора отдавать обществу алаверды, позитивную энергию, которую оно потратило на мое воспитание, становление меня как личности, в том числе и моего супруга.

Я очень верю в то, что с участием в таких проектах, нацеленных на адаптацию людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, их жизнь изменится в лучшую сторону. Просто потому, что они домой вернутся уже героями, с внутренней уверенностью, что они кому-то нужны. Я не жалею этих людей, а уважаю их. Как мне кажется, и менталитет ребят меняется. В сторону ощущения уверенности в собственных силах, внутреннего потенциала. Смотрю на них, вспоминаю, какими неуверенными они были на первом собеседовании, когда им только предложили эту программу. Им казалось, что это невозможно, и, наверное, они уже свыклись с мыслью о том, что инвалид — это профессия. И вот, когда сейчас разговаривали с Олегом (у него приобретенная инвалидность вследствие аварии), он сказал, как в первое время от избытка информации болела голова. 12 лет после травмы просидел в коляске и нагружал только мышцы, а тут пришлось нагружать голову. Элементарно не мог уснуть. Но теперь он прошел через это. Это как маяк, вдохновение.