Туберкулез кожи лечение. Симптомы и фото туберкулеза кожи. Форма туберкулеза подкожной клетчатки




Введение

Подростковый период - это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. В разных странах границы подросткового периода определяются различно, но без большой ошибки можно сказать, что это период с 12 до 18 лет. Верхняя возрастная граница еще в большей степени, чем нижняя, является дискуссионной, поскольку итогом подросткового периода является формирование социально и половозрелого взрослого человека .

Условно разделим здоровье подростка на психическое и физическое и далее сконцентрируем свое внимание на первом.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Центральным фактором физического развития в подростковом периоде является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Половое созревание в зависимости от пола ребенка происходит по-разному: у девочек - начало регулярных менструаций, у мальчиков - начало эякуляций. Вообще, пол ребенка закладывается одновременно с оплодотворением яйцеклетки сперматозоидом. Если данный сперматозоид (от здорового отца с хромосомным набором XY) несет в себе Х-хромосому (и при условии, что мать здорова и ее хромосомный набор является ХХ), то пол будущего ребенка будет женским, как у матери, с хромосомным набором ХХ. Если сперматозоид отца несет Y-хромосому, то пол будущего ребенка будет определяться хромосомным набором XY, как у отца .

Целью данной курсовой работы является изучение психосексуального развития ребенка в период полового созревания. Передо мной стоят следующие задачи:

· рассмотреть психические изменения подростков;

· определить нормы и возможные отклонения в изменениях психики и способы их предупреждения;

· рассмотреть сексуальное поведение подростков и аномалии в психосексуальном развитии.

Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте

Изменения психики, которые считаются нормой

Не будет преувеличением сказать, что сразу после своего рождения здоровый ребенок в абсолютном большинстве случаев (имеется в виду, что оба родителя придерживаются традиционной полоролевой ориентации и сами воспитывают ребенка, а не прибегают к существенной помощи родственников и гувернеров) попадает в условия, в которых продолжается его соответствующая половая дифференцировка. Полушария головного мозга у лиц разного пола развиваются по-разному. Такой аспект, как телесная идентичность (то есть телесная принадлежность к определенному полу), к 5 - 6 годам становится необратимым, а раньше этого возраста у ребенка еще могут быть представления, что половые органы могут измениться.

Решающая роль социализации ребенка принадлежит семье. Имеется в виду весь тот комплекс информации, который он получает, наблюдая за семейными функциями матери и отца, а так же за их взаимоотношениями. Естественно, что в неполной семье (отсутствует отец или мать, отсутствуют оба родителя, а ребенком занимаются иные родственники или вообще ребенок находится в казенном учреждении) нормальное психосоциальное развитие ребенка маловероятно.

Вернемся к полноценной семье. Важно учитывать, что оптимальной является ситуация, когда родители согласно и целенаправленно развивают у своего ребенка принадлежность к тому или иному полу.

Независимо от самых разнообразных обстоятельств в 90 % случаев дети, не прикованные к одному и тому же месту из-за тяжелой болезни, узнают о различии полов и сексуальных отношениях между людьми от сверстников, а не от взрослых. Эта информация, конечно, неточная, весьма откровенная, но в обычных условиях все происходит именно таким образом. Ребенок почти обязательно знакомится с нелитературными выражениями, и, кстати, здесь от родителей в значительной степени зависит, какие выражения в дальнейшем он будет использовать в своей обычной, спокойной и эмоциональной речи.

С началом переходного периода милый, жизнерадостный ребенок превращается в очень ранимого, ершистого, нередко несчастного подростка. Он придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания родителей. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой - он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда родные уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания. Невинная шутка по поводу его внешности может вызвать неоднозначную бурную реакцию: слезы или грубость, а иногда и то и другое. Ребенок часто чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в собственной семье. Недовольство собой переносится на окружающий мир. Иногда мир кажется ему отвратительным и несправедливым, хотя порой он по-прежнему бывает веселым и довольным жизнью .

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности. Девочки, к примеру, могут стесняться быстро увеличивающихся в размерах молочных желез (особенно если раннее развитие). Но когда большинство сверстниц в этом плане оформились, отрицательные переживания могут быть связаны уже с отставанием в развитии этого признака («ничего не растет»).

Подростки крайне болезненно реагируют на свою угловатость, некрасивость. Нельзя к этим тревогам относиться иронически: обделенные физическим совершенством, они очень боятся критических взглядов, под этими взглядами сжимаются, сутулятся и действительно становятся некрасивыми. Они лишают себя многих удовольствий, не танцуют на школьных вечерах, горько плачут дома, срываются на резкий тон, постепенно отчуждаются от сверстников. И в конце концов могут развиться такие черты характера, как замкнутость, недоверие к окружающим, а иногда и озлобленность. Помочь таким подросткам понять сущность внутренней красоты, воспитать стремление к аккуратности в одежде, возбудить стремление быть привлекательными не только внешне, но и внутренне (путем умения общаться с людьми), научить доброжелательности, чуткости - задача родителей и прежде всего матери.

Хрестоматийные юношеские угри, действительно, могут отравлять существование молодого человека, особенно если, отложив все дела, только их и рассматривать. В данном вопросе помощь родителей может быть относительно проста и конкретна. Потребуется 1 - 2 визита к косметологу или дерматологу, совсем немного денег, и кожа подростка достаточно быстро улучшится. В противном случае это может тянуться до 20 и более лет .

Весьма интересным является восприятие подростком происходящих с ним перемен (у девочек - менструации, у мальчиков - эякуляции). Здесь, как никогда, имеет значение поддержка со стороны родителей. Такая психологическая подготовка не является результатом одной краткой беседы. Неоценимую роль и помощь может оказать иллюстративный материал в детской сексуальной энциклопедии. Иными словами, взрослый человек знает бесконечно больше, чем его ребенок, о возникающей у последнего новой физиологической функции. Задача заключается в том, чтобы (теоретически) самый близкий для ребенка человек поделился с ним этой информацией в доступной и приемлемой для него форме и обязательно с учетом тех психологических особенностей, которые в данный момент существуют в характере и личности подростка .

У мальчиков становление половой функции обычно происходят позже, они отстают от девочек на 1 - 2 года, именно поэтому для детей 9 - 11 лет характерно разделение по половому принципу на противоположные лагери, представители которых, фактически находясь постоянно вместе, практически не общаются друг с другом.

Процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания .

Характерологическая особенность 10 - 15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих - в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обуславливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях .

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешность деятельности.

Собственное «я» в этом возрасте вырастает до огромных размеров и заслоняет подростку весь остальной мир. Постоянно занимаясь самоанализом, ребенок пытается осознать, какой он, и делает вывод, что он уникален и неповторим, отличается от всех, кто его окружает, а следовательно таких, как он, больше нет. Вот и получается, что он очень, очень одинок. Из-за одиночества у подростка даже могут возникнуть мысли о суициде .

В переходном возрасте в силу различных изменений в организме у подростка возникает сенсорная жажда (жажда новых ощущений) на физиологическом уровне: желание что-либо увидеть, услышать, пощупать, попробовать на вкус, осязать что-нибудь новое. Если подростки к этому готовы психологически, то происходит формирование новых интересов, а если не готовы, то формируются патологические влечения: подростковый алкоголизм, увлечение наркотиками, сексуальная распущенность, повышенная агрессивность, лживость, жестокость, садизм и т.п. Необходимо с детства развивать у ребенка разнообразные интересы, поощрять его различные увлечения: спорт, танцы, музыка и т.д., чаще хвалить ребенка за его успехи, чтобы у ребенка возникло желание и дальше радовать любимых родителей своими успехами. Тогда велика вероятность, что и в этом непростом возрасте ребенок найдет себе новые достойные увлечения и интересы .

Подростковый возраст - это возраст, когда возникает шизофрения. Если такие реакции, как уход из дома или поджог обоснованы (то есть ребенок может объяснить кому-нибудь, не обязательно родителям, почему он это сделал), эти реакции и есть проявление сенсорной жажды, патологией их считать нельзя, хотя необходимо направить сенсорную жажду в безопасное для ребенка и окружающих русло. Но если ребенок не может обосновать свои действия, это может быть первыми признаками шизофрении .

При шизофрении у девочек может наблюдаться также половая распущенность, особенно если обстановка в семье неблагоприятна. У девочек с развивающейся шизофренией и склонных к истерии в подростковом возрасте часто начинается мания преследования и изнасилования. Они могут оговаривать (обвинять в изнасиловании) учителей-мужчин. При первых признаках шизофрении необходимо обратиться за помощью к специалисту, стараясь не травмировать психику ребенка. Итак, мы постепенно перешли отклонениям в психическом развитии подростка .

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка".

План

1. Введение.

2. Социальная ситуация развития.

3. Физиологические и психологические изменения подростка.

4. Кризис подросткового возраста.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Развитие человека в период с 11 до 15 лет называют подростковым периодом, при котором отмечается сильный подъем жизнедеятельности, значительное перестроение организма. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека.

Подростковый возраст - это переходный возраст, ему характерен переход от состояния детства к взрослой жизни, от незрелого возраста к зрелому. Подросток - это уже не ребенок, но еще не является взрослым человеком. Данное развитие длится до шестнадцатилетнего возраста и завершается превращением подростка в девушку или юношу.

К этому возрасту подросток созревает в половом отношении, однако его духовное и физическое развитие далеко от завершения, созревание духовное и физическое наступает позже на четыре года.

В подростковый период ломается многое, являющееся у подростка уже сложившимся, привычным. Данное явление затрагивает практически все стороны его жизнедеятельности. Особо заметны изменения характера учебной деятельности - начинается систематическое усвоение основ наук, что приводит к перестройке мышления и изменению привычных форм работы, иной организации приемов запоминания, внимания. Наблюдается перемена и в отношении к окружающей действительности - подросток уже не ребенок, потому требует к себе иного отношения.

Отечественные психологи считают, что развитие интеллектуальной сферы - это не "саморазвитие", а следствие воспитания и обучения, специально организованного опыта, который учитывает возрастные возможности учащегося.

Обучение, воспитание, соответствующая деятельность, опыт направляют и стимулируют психическое развитие. Лишь при соответствующих условиях и правильном воспитании будет происходить нормальное развитие подростка.

Следствием этого является теория о том, что у понятия возраста, его особенностей нет безусловного значения, а, потому, у подросткового возраста также отсутствуют точные, определенные границы, потому как он весьма зависим от определенных условий жизнедеятельности, бывающие значительно различны.

Возрасту более определенно соответствуют возрастные изменения в организме - вес, рост, состояние желез внутренней секреции. При характерности возрастных особенностей психики отмечается довольно широкая изменчивость - разнообразные индивидуальные варианты определенных условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания школьника.

2 . Социальная ситуация развития.

Период подросткового возраста - это переходный и критический период развития человека. В данном возрасте происходят изменения социальной ситуации развития подростков — стремление присоединиться к миру взрослых, ориентирование поведения на ценности и нормы этого мира. В следствии этого, для подростка характерно проявление чувства "взрослости", также развитие самооценки и самосознания, интереса к собственным способностям и возможностям, к себе как к личности.

Особое значение физического развития подростка являет собой половое созревание, оказывающее на работу внутренних органов значимое влияние. Появляется половое влечение, зачастую неосознанное, и обусловленные им новые мысли, влечения, переживания.

Чувство взрослости проявляется как личностное переживание готовности учащегося стать полноправным членом взрослого коллектива, проявляющееся в желании показать собственную "взрослость", самостоятельность, добиваться уважения старшими достоинства личности подростка, чтобы те учитывали его мнение. Переоценка возросших собственных возможностей подростками детерминирует их готовность к самостоятельности и независимости, болезненную обидчивость и самолюбие, повышено-критичное отношение к старшим.

Следовательно, социальная ситуация развития определяет кризис и переходность подросткового периода. Его характерность проявления и протекания детерминируются определенными социальными факторами жизни подростков, их развития, общественным положением во взрослом мире.

По мнению К. Левина, причинами конфликтного типа подросткового развития является их "переходное" общественное положение. Он считал, что в обществе современного мира существуют отдельные самостоятельные группы детей и взрослых, каждая имеет преимущества, которых у другой нет. Особенность положения подростка - его существование меж данными группами: он не имеет желания принадлежать к детской группе, а проявляет рвение перейти во взрослую группу, но в нее его еще не принимают. Левин видел в таком положении неприкаянности источник специфичности особенностей подростка - чем больше разрыв меж этими группами и длиннее период неустроенности подростка, тем сложнее осуществляется протекание подросткового периода.

По мнению Л.С. Выготского, кризис переходного возраста имеет связь с двумя обстоятельствами: формирование новообразования в подростковом сознании и перестроение отношений меж средой и ребенком, составляющей основное значение кризиса. Характерностями социальной ситуации развития, индивидуальным положением подростка сообразно взрослому миру и индивидуальной особенностью взросления на данном этапе объясняют "кризис" и "переходность" подросткового возраста.

В ходе взросления подростковый возраст является значимой ступенью в общем ходе формирования личности - на основании особо нового состава деятельности, структуры и характера ребенка образовываются основы сознательного поведения, обрисовывается общее направление в формировании социальных установок и нравственных представлений.

Подростковый возраст является переходным главным образом в биологическом значении. Подростковый социальный статус не имеет практически никакого отличия от детского статуса. Все подростки - это школьники, находящиеся на содержании государства или родителей. Ведущей деятельностью подростков является учеба.

Продолжительность подросткового периода зачастую обусловлено конкретными условиями воспитания детей, величиной разрыва в требованиях и нормах, которые предъявляются к старшему и ребенку - от старшего требуются самостоятельность и инициатива, от ребенка - послушание. Подростка всяким образом избавляют от вопросов пола - во взрослой жизни отношения полов имеют важное значение.

Период переходного возраста всегда считали критическим вследствие всеобъемлющих личностных изменений. Варьирования личности детерминированы особой социальной ситуацией в подростковом возрасте, половым созреванием подростка.

Как считают отечественные психологи, самые важные личностные изменения подростка детерминируется социальными факторами.

В частности, Л.С. Выготский осуществил подход к подростковому возрасту как к образованию историческому. П.П. Блонский придерживался его мнения и также считал, что продолжительность и характерность протекания подросткового периода, в соответствии с уровнем общественного развития, в заметной степени варьируют.

Л.С. Выготский считал, что подростковый возраст является одним из самых изменчивых и неустойчивых периодов, отсутствующий у диких людей, и при неблагополучных условиях несколько сокращается, зачастую составляя едва приметную полоску меж исходом полового созревания и установлением конечной социальной зрелости.

По мнению И.С. Кона и Д.И. Фельдштейна, осознание, оценка собственных личных качеств, удовлетворение свойственного ему стремления к самоусовершенствованию подросток осуществляет в системе взаимодействия с окружающими. Собственно, восприятие самого мира осуществляется посредством взрослых - подросток ожидает от них доверия, понимания.

В ситуации, когда старшие не берут во внимание то, что подросток уже не является маленьким ребенком, наблюдается возникновение с его стороны разнообразных форм протеста и обид - непослушание, грубость, упрямство, негативизм, замкнутость.

Вместе с тем, своеволие, непослушание, упрямство, негативизм никоим образом не являют собой обязательные черты подросткового характера. Единственно, как результат неверного подхода к подростку, когда не учтены его психологические особенности, как результат просчетов воспитания иногда наблюдается возникновение кризисов и конфликтов, вовсе не являющиеся неизбежными и роковыми. В частности, игнорирование и непонимание старшими истинных мотивов подросткового поведения, проявление реакции только на внешний итог деятельности подростка или, хуже, приписывание подростку мотивов, которые не соответствуют действительности, приводят его к внутренней оппозиции воспитательным воздействиям.

Существует ошибочное мнение, что подросток - это маленький ребенок, который не способен проявлять собственную инициативу, что приводит его к обусловленному положению, лишает возможности совместной деятельности. Большая часть жизни подростка неотъемлема от учебы, потому как подросток - бессменно учащийся. Вместе с тем, он проявляет готовность занять конкретное место в обществе, что предполагает его участие в многоплановой полезной общественной деятельности.

В своих трудах Д.И. Фельдштейн представил систему взглядов, которые способствуют становлению целостной картины значимых аспектов подросткового развития. В период подросткового возраста ребенок переходит на важно новую социальную позицию - формирование его осознанного отношения к себе как к единице общества. Таким образом, от вариативности протекания социальной ориентации в данный период, многое зависит при формировании человеческих социальных установок. Такое обстоятельство ставит на передний план разработку психологических основ воспитательных воздействий, которые направленны на личностное развитие человека.

3 . Физиологические и психологические изменения подростка.

В период 12-14 лет наблюдается активный рост ребенка - за год рост некоторых детей увеличивается на 3-7 см., это сложное испытание для детского организма. Более активный рост отмечается у трубчатых костей, формируется грудная клетка, руки, ноги, подросток становится непропорциональным, возможно нарушение координации движений.

Кроме роста скелета перестраивается работа и внутренних органов - увеличение темпа роста мышечной системы, изменение деятельности гипофиза, ускорение обмена веществ. Наибольшую активность в работе проявляют щитовидная и половые железы. Увеличивается объем легких, растет сердце.

Половые гормоны проявляют свою максимальную активность, вследствие чего у подростков акцентируются вторичные половые признаки - у мальчиков наблюдается мутация голоса, появление кадыка, рост волос на лице, теле, возникновение поллюций; у девочек - увеличение груди, появление менструации. Гормоны вызывают первые сексуальные желания, для ребенка безусловно новые ощущения, ему трудно контролировать себя, адекватно воспринимать свои действия.

По причине данных важнейших физиологических варьирований у подростка возможно возникновение проблем со здоровьем - повышенная утомляемость, частые головные боли, сложности с аппетитом, бессонница, отсутствие концентрации, снижение внимательности, нестабильное артериальное давление - это только типовой список возможных жалоб, обязывающие родителей обратить свое внимание.

Период подросткового возраста, по численности физиологических и гормональных изменений, очень схож с беременностью. Детский организм также в полной мере изменяется, как организм женщины при готовности стать матерью, однако, данный процесс при беременности во временных сроках более сокращен. Бесследно данные физиологические варьирования не могут произойти и для детской психики, так как все взаимосвязано.

Скачкообразный рост легких, системы кровеносных сосудов и сердца приводит к недостаточному насыщению кислородом детского головного мозга. Вследствие чего отмечается снижение внимания, возникновение сложностей при работе над несколькими объектами - успешное решение задачи и параллельная беседа с соседом по парте становится весьма затруднительна. У подростка возникает чувство усталости, наблюдается отсутствие желания учиться, идти в школу, прилагать какие-либо усилия для приобретения новых знаний. Родителям, в данный период, нужно поддержать здоровье ребенка, понять его состояние и предельно облегчить проявляющиеся симптомы.

Вследствие разрешения противоречий возникает основное новообразование подросткового периода - установление нового уровня самосознания, "Я"-концепции, характеризующейся желанием понять себя, собственные особенности и возможности, свое отличие и сходство с иными людьми - неповторимость и уникальность.

Наряду с этим, ребенок к подростковому возрасту достигает довольно высокого уровня развития психических процессов, в первую очередь мышления, продолжающие свое бурное развитие на протяжении всего этапа - это приводит к возможности осуществления деятельности психики на уровне взрослых.

Развитие и рост организма, к тому же, происходящие за ними изменения в отношении окружающих к подростку, его отношении к себе, детерминируют становление "чувства взрослости", которое становится концептуальной основой самосознания подростка - острое ощущение школьника, что он уже не ребенок, и требование признания данного, в первую очередь равных прав с окружающими старшими.

Выражение чувства взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, независимости, утверждению собственного личностного достоинства, в требовании к старшим уважать данные стремления, считаться с ними. Наряду с этим, подросток понимает, что его взрослость пока не совсем "подлинная" - проявление чувства неуверенности в собственной новой позиции. Формы проявления "чувства взрослости" зачастую ярко выражены, демонстративны, так как у школьника возникает острая нужда в признании, подтверждении данной позиции ровесниками и взрослыми.

Потому как, значимое, для становления отношения к самому себе, самоутверждение во взрослом мире усложнено детским социальным статусом подростка, подросток ощущает себя отличающимся и от детей, и от старших, он заостряет свое внимание на ровесниках.

Значение групп сверстников в период отрочества невероятно возрастает. Чтобы справиться с эмоциональными, социальными и физическими переменами отрочества подростки ищут поддержки у других. Естественно они ищут поддержки у сверстников, испытывающих то же самое. Следственно, общение со сверстниками становится ведущей деятельностью периода подросткового возраста. Вместе с тем, для подростка важное значение имеет занимать среди сверстников удовлетворяющее его положение.

При формировании личности, общение подростка со сверстниками являет собой очень большую значимость - благодаря общению со сверстниками, подросток приобретает нужные жизненные знания, которые по некоторым причинам ему не дают старшие. Группа ровесников развивает у подростка навыки социального взаимодействия. Лишь здесь он примеряет разные роли - выступает в качестве ведущего и ведомого, судьи и виновного, подчиненного и командира, ученика и учителя.

Характерная черта подростковой группы - невообразимо высокая конформность. Некритическое отношение к мнению лидера и членов группы. Инакомыслие исключается, слабому "Я" требуется сильное "Мы". Потому, как правило, нормы и ценности группы ровесников подросток принимает как собственные.

В подростковом возрасте у многих людей возникают первые дружба и романтические чувства. Наряду с этим, дружбе подростков свойственны высокая степень устойчивости, избирательности, интимности.

Следовательно, как этап перехода от детства к взрослости подростковый возраст является довольно таки важным для личностного развития человека. Помимо самоотношения, в данный период возникает системообразующий компонент личности - направленности - мировоззрения личности, системы ценностей, интересов, нравственных ориентиров. В поиске ответа на вопрос "кто я?", в поиске себя, подросток, обладая уже мышлением взрослого уровня, понимает разные аспекты действительности, касаясь вопросов о значимости разных явлений, о жизненном смысле.

4 . Кризис подросткового возраста.

Важной характерностью подросткового возраста являются детерминированные сущностью этапа - перехода от детства к взрослости - актуальные квалитативные изменения, которые затрагивают все стороны развития.

Потому как каждые квалитативные преобразования бессменно нарушают стабильность явления или объекта, которое они затрагивают, подростковый возраст относят к критическим периодам человеческой жизни, периодам возрастных кризисов. Вместе с тем, происходящие изменения являются настолько значимыми, что подростковый возраст считается практически самым сложным и жизненно-важным этапом, "трудным возрастом", в первую очередь, трудным для самого подростка. Трудности детерминированы:

1.)Биологическими особенностями возрастного этапа. Неравномерный и интенсивный рост и развитие организма - "пубертатный скачок" - существенно влияют на психофизиологические особенности подростка - утрата имевшегося в детстве равновесия в деятельности нервной и эндокринной систем, новый пока устанавливается. Данное обстоятельство влияет на настроение, внутренние состояния, реакции и зачастую является основанием его общей неуравновешенности, двигательной активности, временной вялости, раздражительности, апатии. Вместе с тем, психическое развитие подростка протекает так же иррегулярно, как развитие организма.

2.)Достижения биологического развития организма, преобразовывая внешность подростка, являются основой для перемены в отношении окружающих к нему, к себе самому. В ходе физического созревания дети оказываются все больше схожими со взрослыми, другие - сверстники, учителя, родители, иначе реагируют на них, меняется само их отношение к себе. В итоге, происходит изменение требований, предъявляемых к подростку окружающими, а также те, которые он предъявляет к самому себе.

3.)Не являясь ни детьми, ни взрослыми, подростки, имеют социально-психологические затруднения группового распознавания - в данном возрасте сменяется принадлежность к группе - подростки оказываются в состоянии социального перемещения из детской группы во взрослую, при этом они готовы перейти во взрослую группу и воспользоваться определенными их привилегиями. Своеобразность положения подростка - это существование меж двумя социальными группами. Данное положение приводит человека к желанию выйти из слабой группы в наиболее престижную, которая его пока не приняла. Положение неустроенности способствует возникновению своеобразного эмоционального состояния и поведения, которым свойственны неустойчивость, повышенная чувствительность, напряженность, неуверенность и робость, эпизодическая агрессивность, смена контрастов настроения и поведения, и иные особенности.

4.) Значимым следствием, из числа происходящих социальных и биологических изменений, является затрудняющая протекание взросления большей численности подростков эмоциональная неуравновешенность. Подростковому возрасту свойственны резкие колебания настроения, выраженная эмоциональная неустойчивость, быстрые переходы от депрессивных состояний к восторгу. В некоторых случаях, с позиции взрослых, бурные аффективные реакции, зачастую проявляющиеся в ответ на замечание о недостатках внешности подростка или при ущемлении его самостоятельности, кажутся неадекватными.

Следовательно, переживаемые подростками трудности возрастного периода детерминированы экстроспективными социальными, психологическими и биологическими обстоятельствами и их сочетаниями. Множество травмирующих обстоятельств, обнаруживающий нехватку силы "Я" и жизненного опыта подростков, часто приводит к неадекватным психологическим, и даже патологическим, реакциям и социально-психологической дезадаптации. Вместе с тем, зачастую обратной реакцией подростка на неблагоприятные влияния описанных обстоятельств - это поиск приемлемых для себя адекватных особенностей данных влияний, а также форм поведения, становящихся основой личностного развития подростка.

Из этого следует, что подросток в ответ на характерные трудности возраста совершает поиск себя. При этом он испытывает на практике разновидности поведения, наиболее подходящие из них, закрепляет, а неподходящие отбрасывает. По этой причине возникает противоречие поведенческих реакций.

5 . Заключение.

Невзирая на возрастной период развития ребенка социальная ситуация является обуславливающей и определяющей ход детской жизни, в результате которого у него развиваются психические новообразования и проявляются новые свойства личности, что также приводит к перестроению всей структуры детского сознания, к варьированию системы его отношений к себе лично, другим людям, миру. Благодаря социальной ситуации, во всякий возрастной период, становится возможным более точное отслеживание образования и изменения структуры личности ребенка.

Варьирования, детерминированные созреванием и ростом организма, в подростковом возрасте происходят с неимоверной скоростью. В сложившейся ситуации ребенку сложно одному справиться с возникшими трудностями и многие подростки, находясь в зависимости от состояния своего организма, начинают обвинять себя в несостоятельности и сильно нервничать. Данные ощущения зачастую не осознаны, образовывают напряженность, с которой подростку сложно справиться самому. В данной обстановке любые внешние затруднения воспринимаются им как никогда трагично.

Подростковый кризис обусловлен духовным ростом, изменением статуса ребенка, как социального - новые отношения с ровесниками, учителями, близкими, расширение поля деятельности, так и психического - возникновение чувства взрослости у подростка. Важнейшим обстоятельством, которые влияют на зарождение кризиса, является глубокая неудовлетворенность собой и рефлексия на внутренний мир. Потеря способности идентифицировать самого себя, противоречие предыдущих представлений о себе с настоящим образом - ключевое содержание подростковых переживаний.

6 . Список литературы.

1.Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

2.Л.И. Божович, Проблемы формирования личности. / Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е издание. М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 352 с.

3.Л.Ф. Обухова, Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

4.М.И. Лисина, Общение, личность и психика ребенка. / Под редакцией А.Г. Рузской - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1997. - 384 с.

5.В.С. Мухина, Возрастная психология. - М.: Академия, 2007. - 640 с.

Туберкулез кожи - это заболевание, относящееся к группе дерматозов. Появление данной болезни обусловлено проникновением в кожу вредоносных микобактерий. Для туберкулеза кожи свойственны частые рецидивы, различные симптомы и формы проявления.

В подавляющем числе случаев туберкулез кожи и подкожной клетчатки - это вторичное заболевание. Возбудители воспалений попадают в кожные покровы лимфогематогенным путем из других зараженных органов. Реже встречаются случаи, когда микобактерии попадают в дерму из ближайших органов. Самый нераспространенный вариант заражения - экзогенное. При данном типе инфицирования микобактерии проникают в эпидермис через повреждения (ссадины, царапины, раны).

Риск заражения туберкулезом повышается пропорционально снижению функций иммунитета. Чем меньше организм защищен, тем более вероятно инфицирование. Так на вероятность заражения влияют:

  1. ВИЧ положительный фактор.
  2. Нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
  3. Разнообразные инфекционные заболевания.
  4. Нарушения работы щитовидной железы, то есть неправильный баланс гормонов в организме.
  5. Сбои в работе нервной системы.
  6. Недостаток воды, витаминов и минералов.
  7. Неблагоприятные условия окружающей среды.
  8. Пагубные привычки (алкоголизм, наркомания, курение).

Также стоит отметить, что общие условия существования человека имеют колоссальное влияние на его иммунитет. Например, стрессы, тревоги, панические атаки сильно сказываются на общем тонусе организма в целом.

Симптомы

Для каждого типа заболевания свойственны свои симптомы. Но существуют общая клиническая картина.

  • Первые признаки - это появление многочисленных покраснений на коже, которые болят или зудят.
  • Снижение уровня самочувствия организма в целом.
  • Явное снижение защитной реакции организма (ослабление иммунитета).
  • Частые аллергические реакции.
  • Положительный тест на туберкулез.

Если у вас наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов на протяжении долгового времени - немедленно обратитесь к врачу. Вы можете быть инфицированы, что опасно не только для вас, но и для всех людей, которые контактируют с вами.

Типы

Существует две клинические формы кожного туберкулеза: первичная и вторичная.

  1. Первичная форма заболевания появляется крайне редко. Обусловлен данный факт тем, что всех людей в первые дни жизни прививают от туберкулеза. Первичный туберкулез в большинстве случаев наблюдается у детей до четырнадцати лет. На теле образуются красно-бордовые воспаления, в центре которых можно наблюдать беловатый туберкулезный шанкр. Язвы долго не проходят. После курса лечения на месте воспалений образуются явно выраженные рубцы. Для людей с ослабленным иммунитетом характерны рецидивы, в результате которых тело пациента приобретает ужасный вид, испорченный многочисленными рубцами и шрамами.
  2. Вторичный тип недуга возникает у пациентов, которые до этого страдали другими формами патологии. Туберкулез кожи разделяют на локализированный и диссеминированный. Специалисты делают выводы, что именно такие формы заболевания проявляются в последнее время все чаще. Самым часто встречаемым типом заболевания является туберкулез дермы, тип волчанка.

Выделяют сухую и мокнущую форму.

При сухой кожа продолжает проводить процессы регенерации, заменяя пораженные участки молодыми слоями эпидермиса. Для данной формы также характерна очень сухая поверхность инфицированного участка, склонная к повреждениям.

При мокнущей образуются эрозии, которые долго не заживают, а после устранения образуют рубцы.

Туберкулезная волчанка

Туберкулезная волчанка или люпоидный туберкулез, как уже говорилось ранее, это самый распространенный вид заболевания. Такая форма недуга протекает долго, болезненно и с многочисленными обострениями. Инфекция проявляется туберкулезными воспалениями, люпомами (бугорками желтоватого оттенка, размер которых не превышает одного сантиметра). В начальной стадии заболевания люпомы располагаются под жировым слоем. Со временем перемещаются на поверхность эпидермиса. Если на люпому надавить, то он лопнет. Данный фактор будет сопровождаться обильным кровотечением и сильной болью.

  • При положительном результате лечения воспаления постепенно рассасываются, на их месте образовывает тонкий слой очень сухой кожи.
  • При отрицательном появляются воспаления на слизистых глаза, ротовой полости, носа. В начале на них образуются бляшки лимонного оттенка, которые в последствии приводят к омертвлению тканей.

Также выделяют чешуйчатый и опухолевидный типы туберкулезной волчанки.

Колликвативный

Колликвативный туберкулез эпидермиса - микобактерии попадают в кожу через лимфатические узлы. Так под лимфоузлами вначале образуются небольшие узелки, которые абсолютно безболезненны, но с временем они значительно увеличиваются в размерах и начинают доставлять беспокойство больным. Позже узелки раскрываются, образуя раны, из которых выделяется гной с примесью кровяных сгустков. После выхода гноя образуется язвенная рана, которая при заживлении оставляет рубец, покрытый мелкими сосочковыми наростами.

Язвенный

К данному типу заболевания более склонны мужчины. Болезнетворные микобактерии попадают из мокроты или других продуктов жизнедеятельности пациента, инфицированного туберкулезом. В данном случае патологии подвержена кожа вокруг естественных отверстий тела человека. Например, вокруг рта или ануса.

Сначала образуются неявные бугорки, которые постепенно гноятся, образуя язвы. Размер подобных язв может достигать до пяти сантиметров в радиусе. Ход болезни крайне тяжелый. Язвы долго заживают, кровоточат и гноятся. Все воспаленные места приносят сильные болевые ощущения. Возможны частые рецидивы.

Лихеноидный

Данный тип заболевания также называют «золотушным лишаем». Чаще всего подобное заболевание наблюдается у детей до десяти лет с ослабленным иммунитетом. Кране редко у взрослых, больных другими формами туберкулеза. При описываемой форме болезни образуются высыпания, которые зачастую проявляются на конечностях и коже живота.

Бородавчатый

Бородавчатый туберкулез кожи наблюдается у людей, которые контактировали с трупами инфицированных животных. Микобактерии проникают в кожный покров с помощью продуктов жизнедеятельности мертвого животного. Болезнь протекает с многочисленными осложнениями, есть большая вероятность рецидивов.


Папулонекротический

Папулонекротический туберкулез кожи чаще всего возникает у молодых людей. При этом на различных участках тела (груди, ягодицах, подмышках и так далее) образуются небольшие папулы, диаметр которых может достигать до четырех сантиметров. После заживления они превращаются в рубцы белесоватого оттенка.

Индуративный

Подобная форма заболевания поражает пациентов, которые страдают туберкулезом других внутренних органов организма.

Обязательно прочитайте статью про на нашем портале.

Диагностика

При проявлении любых симптомов кожного туберкулеза нужно обратиться к врачу, который назначит вам следующие процедуры:

  1. Рентген грудной клетки.
  2. , которая выявляет накожные формы туберкулеза.

Важно понимать, что туберкулез - сложное заболевание, которое требует тщательной диагностики. Поэтому проведение только пробы Манту в данном случае не уместно. Зачастую также берут на анализ выделения из ран и язв.

Лечение

Существуют различные виды лечения туберкулеза эпидермиса. Каждый из них рассчитан на определенную форму заболевания.

Важно понимать, что нельзя заниматься самолечением. Если применять методы народной медицины, то можно еще больше осложнить патологию. Лечение должен выписывать только фтизиатр.

Первое и главное правило терапии - находится под полным наблюдением специалистов. Чаще всего общая терапия продолжается от десяти месяцев до полутора лет. Лечение можно разделить на несколько этапов.

  1. Назначают четыре препарата на срок от двух до четырех месяцев.
  2. Количество лекарственных средств снижают до двух медикаментов, меняя их на другие. Данная система разработана для того, чтобы у вредоносных микобактерий не выработалась устойчивость к действующим веществам в составе лекарственных препаратов.
  3. Важной частью лечения является укрепление иммунитета и улучшение общего тонуса организма. Для достижения данной цели врачи назначают различные витаминные комплексы, специализированную диету с высоким содержанием белка и витамина С. Также специалисты советуют придерживаться определенной схемы потребления воды для поддержания нормального водного баланса.

Часто назначают электрофорез с добавлением противотуберкулёзных препаратов. Подобное лечение дает максимально высокий эффект.

В крайне редких случаях производят хирургическое вмешательство.

Осложнения

Для туберкулеза кожи свойственны частые рецидива. Именно поэтому пациентам, которые перенесли данное заболевание, должны проходить ежемесячные обследования у терапевтов на протяжении трех-четырех лет.

Также после лечения воспаленных мест часто остаются явно заметные рубцы, которые очень сложно вылечить. Для их полного устранения используют лазерные косметические процедуры.

Само слово «туберкулез» вызывает у людей чувство страха и отвращения. Настолько ли опасно данное заболевание, как мы себе представляем? Несомненно! Кожный туберкулез встречается крайне редко, но последствия данной болезни поистине необратимы. В данном случае, лечение необходимо производить при проявлении первых симптомов болезни.

Что это такое?

Туберкулез кожи – заболевание, вызванное распространением туберкулезной инфекции (палочкой Коха), сопровождающееся поражением дермы, подкожной жировой клетчатки и эпидермисом . Болезнь могут вызвать три типа микобактерий: бычий, человеческий и птичий. Наиболее опасными считаются первый и второй вид.

Отличительной особенностью заболевания является то, что развитие инфекции происходит преимущественно у тех людей, которые были подвержены раннее туберкулезы или болели ее формами.

Туберкулез кожи протекает в хронической форме с проявлением частых рецидивов . Тяжело поддается излечению и в тяжелых случаях приводит к обезображиванию лица.

Причины возникновения

Существует несколько причин возникновения заболевания, ознакомимся с наиболее популярными основаниями туберкулеза кожи:

  1. Снижение иммунной системы и заболевания, связанные с аллергией;
  2. Ранее перенесенные инфекционные заболевания ( , коклюш);
  3. Сахарный диабет;
  4. Заболевания, связанные с эндокринной системой;
  5. Побочное действие медикаментозных препаратов;
  6. Стресс и эмоциональные всплески;
  7. Переохлаждение организма;
  8. Усиленная форма хронического заболевания;
  9. Несбалансированное питание;
  10. Серьёзные травмоопасные ситуации;
  11. Физические перегрузки;
  12. Употребление спиртных напитков и наркотических средств;
  13. Нарушение нервной системы.

На причину возникновения кожного туберкулеза также влияют факторы социального и экологического характера, климатические условия.

По статистике, туберкулезные формы имеют выраженную избирательность по критериям пола, возраста и профессии человека.

Формы и симптомы болезни.

Туберкулез кожи может проявляться по-разному. Это зависит от пораженного участка. Лишь у немногих заболевших можно наблюдать настолько сильное воспаление, при котором страдает костная ткань суставов. Чаще всего страдает определенный участок кожного покрова, например, на лице.

Одной из форм кожного туберкулеза является волчанка . Зачастую, заболевание начинается в детстве и, прогрессируя, длится на протяжении многих лет. Сопровождается появлением небольших язв, которые постепенно распространяются на весь пораженный участок.

Язвы периодически заживают и появляются новые, на коже образуются шрамы, от чего лицо может деформироваться. Именно поэтому, заболевание носит имя волчанка.

Волчанка делится на несколько видов, различающихся особенностями бугорков:

  • плоская (воспаления расположены под кожей);
  • пятнистая (бывает в основном на лице, неравномерная, затрагивает лицо не полностью, а лишь некоторые участки);
  • бугорковая (язвочки не заживают и покрыты коркой).

От долго длящейся волчанки развивается лихеноидный туберкулез кожи. В основном, от него страдают пациенты с туберкулезом легких. Отличительной чертой служат воспаления рядом с потовыми железами и с волосяными фолликулами. Как правило, симметричен. Наиболее часто поражает шею, лицо, ягодицы или ладони.

— самая редкая форма туберкулеза кожи. Обусловлено это тем, что в группе риска находятся люди, в силу профессии имеющие контакт с трупами. Например, патологоанатомы или рабочие на скотобойнях. Известны случаи, когда заболевание проявлялось у врачей и персонала туберкулезных больниц.

Кроме вышеперечисленных, имеют место еще некоторые формы заболевания. Встречаются они очень редко - люпозный милиарный , лихеноидный , Яриша-Киари , туберкулид Левандовского и другие.

Что же касается индивидуальных проявлений кожного туберкулеза, то в наши дни они почти не встречаются. Они были характерны для времени, когда не было определенного алгоритма лечения и заболевание заканчивалось летально.

Первые признаки и симптомы.

Развитие заболевания сложно не заметить. Поражение кожи имеет множество видов, отличных по стадии, форме и виду туберкулеза кожи.

  • На лице или теле появляются уплотнения красновато-желтого цвета, которые легко прощупываются — липомы. Если сразу же не обратиться к врачу и не назначить лечение они быстро разрастутся на коже.
  • Язвы могут высыхать и оставлять на коже рубцы. Иногда они прорываются и образуют мокнущую незаживающую язвочку. Прогрессирование болезни, в особо тяжелых случаях, приводит к раку кожи и даже смерти.
  • Другой вариант развития болезни представляет собой возникновение маленьких узелков, которые не причиняют дискомфорта и болевых ощущений. Со временем они соединяются в один большой и плотный узел.
  • Если не принимать никаких мер лечения, цвет кожи становится синеватым. А узел становится мягким и прорывается через кожу наружу. Это сопровождается гнойными выделениями. После того, как язва заживет, вместо нее остается глубокий грубый шрам неправильной формы.
  • Бородавочный туберкулез кожи характерен проявлением на коже красных узелков. Они не причиняют боли, но способствуют разрастанию бородавок. После излечения от них остаются множественные грубые шрамы.

Если рассматривать общие симптомы туберкулеза кожи, то можно выделить следующие признаки:

  • Проявление высыпаний;
  • Лихорадочное состояние;
  • Повышенная температура, переходящая в озноб;
  • Появление аллергических реакций вследствие снижения иммунитета;
  • Высокая чувствительность кожи и болезненные ощущения;
  • Быстрая утомляемость.

Большинство признаков и симптомов кожного туберкулеза связано с появлением подкожных или кожных уплотнений. Для предупреждения развития заболевания не стоит затягивать с походом к врачу. Ведь при ранних стадиях туберкулез кожи хоть и долго, но лечится.

Диагностика

На сегодняшний день диагностировать туберкулез кожи довольно сложно, так как симптоматика данной болезни имеет схожие черты с другими кожными заболевания. Существует три способа выявления кожного туберкулеза: осмотр дерматолога, анализ крови на определение антител и наличие или отсутствие микобактерий в пораженных участках кожи.

В первом случае особое внимание уделяется внешнему виду пациента, характеру высыпания и длительности процесса их развития. Но не стоит забывать, что наличие новообразований на участках кожи не дает стопроцентную гарантию в наличии кожного туберкулеза.

Второй метод наиболее быстрый и эффективный, но результаты анализов могут быть ошибочными вследствие недавней вакцинации или ослаблении иммунитета. Самым надежным является третий способ. Полимеразная цепная реакция позволит за кратчайшие сроки определить возбудителей в биологическом материале.

Лечение

Перед тем, как приступить к лечению туберкулеза кожи медикаментозными препаратами, необходимо обратиться к специализированному врачу, который назначит соответствующий комплекс и подберет наиболее оптимальную дозировку для вашего организма в зависимости от состояния иммунной системы и степени заболевания. Как правило, назначаются противотуберкулезные и антибактериальные средства «Изониазид», «Рифампицин», «Этамбутол».

Для достижения более действенного результата рекомендуется правильное питание с высоким содержанием калорий (жиров, белков) и малым количеством углеводов. Прием витаминного комплекса поспособствует укреплению иммунной системы и увеличит шансы на выздоровление.

Также, после устранения активной формы туберкулеза кожи назначается физиотерапия на основе лекарственного ионофореза, ультрафиолетовое облучение и хирургическое устранение поражающих очагов, после которого проводится криодеструкция или диатермокоагуляция.

Независимо от формы заболевания, лечение должно проводиться непрерывно и комплексно.

Туберкулез кожи это опасное заболевание, вызванное палочкой Коха. Данная болезнь сопровождается поражением кожного покрова и его слоя. Различаются различные формы кожного туберкулеза, каждая из которых имеет свою симптоматику и свои признаки.

Не нужно затягивать с лечением, при проявлении первых признаков необходимо провести диагностику на выявление заболевания. Если же вам поставили диагноз «туберкулез кожи», незамедлительно приступите к лечению болезни. От того, как быстро вы направитесь за помощью к специалисту, будет зависеть ваша дальнейшая судьба.

Статьи по теме