Признаки дислексии. Лечение дислексии. Основные клинические проявления и виды




Дислексия считается одной из распространённых проблем обучения у малышей. Ребёнку, который страдает дислексией трудно научиться письму и чтению, даже несмотря на удовлетворительный уровень интеллекта, хороший слух и зрение. Ребёнок плохо воспринимает написанную информацию, у него нарушена координация, имеются проблемы с освоением орфографии. Развивается гиперактивность и синдром дефицита внимания.

Исследования в области данного заболевания продемонстрировали, что в большинстве случаев большое влияние оказывает наследственная склонность. Главные причины дислексии – мозговая дисфункция, вызванная действием многих факторов. Так, в период внутриутробной жизни плода, к нарушению головного мозга могут привести долгие роды, анемия или порок сердца у мамы, раннее отсоединение плаценты, обвитие пуповины, что также приводит к ОНР и ЗПР.

Также причинами дислексии у ребёнка могут быть токсические поражения центральной нервной системы из-за алкогольной или медикаментозной интоксикации, желтухи у новорождённого и .

Причины могут быть и такие: перенесённые инфекционные заболевания матерью в период беременности. Есть вероятность нарушить работу мозга механически через долговременные роды, внутричерепные кровоизлияния и плодоизгоняющие манипуляции, которые приводят к ОНР и ЗПР.

Даже если во время ношения плода вышеуказанные факторы не замечались, то имеются признаки, которые приводят к медленному созреванию коры мозга. Такое может произойти из-за хронических болезней, инфекций, нейроинфекций. Как правило, дислексией могут сопровождаться ДЦП, афазия, ЗПР, и алалия, ОНР.

Имеют место и социальные факторы, влияющие на развитие дислексии и ЗПР у ребёнка. Среди них билингвизм, дефицит речевого общения, педагогическая запущенность.

Среди других причин может быть ОНР (общее недоразвитие речи) или ЗПР (задержка психического развития). ОНР представляет собой несформированную звуковую и смысловую сторону речи, которая выражается в грубом либо остаточном недоразвитии таких процессов, как лексических, грамматических и фонетических. Дети с ОНР, имеющие речевую патологию, составляют 40% всех учащихся, а ОНР или ЗПР рано или поздно могут привести к дислексии.

Симптомы

Следует начать с самых ранних симптомов. Заметив первые признаки, стоит обязательно обратиться к доктору. Прежде всего, это перестройка порядка букв в процессе составления слов, видоизменение порядка чисел, отказ от того, чтобы читать вслух и писать, трудности в изучении алфавита, невнимательность, неуклюжесть, плохая память, путаница в ориентировании.

  • В дошкольном возрасте признаки могут быть следующими: позднее развитие речевого аппарата, плохое запоминание простейших вещей, трудности в изучении и произношении слов. Также наблюдаются проблемы в общении со сверстниками, и появляется путаница в расположении букв в словах, развивается ЗПР.
  • В 1-3 классах у ребёнка могут быть проблемы с декодированием слов. Он может делать разворот слов и букв, заменять одни похожие по звучанию слова на другие. С дислексией , трудно читать, запоминать факты, медленно осваиваются новые знания, проявляется импульсивность, тревожность, неуклюжесть.
  • В средней школе детьми с такой болезнью, затруднительно получается читать. Они отказываются писать и читать в голос. Почерк плохо читается, проявляются затруднения с произношением слов и их написанием. Обучение проходит медленно и трудно. У ребёнка плохая память, проявляются трудности в восприятии языка тела.
  • В старшей школе ребёнку с дислексией трудно произносить слова, в процессе зачитывания выявляется много ошибок, трудно читать. Проблемы также проявляются в пересказе и плохом восприятии информации. Отмечаются такие симптомы, как медленное обучение, трудности к приспособлениям в новых условиях, тревожность.
  • У взрослых детей с дислексией имеется такая характеристика и симптомы: трудности в восприятии письменной и звуковой информации, плохое запоминание, неразборчивое произношение слов. Такого ребёнка трудно научить организовывать и планировать своё время. Он путается в последовательности чисел и слов.

Диагностика

Дети с дислексией проходят обследование, в процессе которого проверяются навыки чтения, слуха, речи. Дополнительно проводится психологическое обследование, благодаря которому определяются функциональные особенности ребёнка и обучение, которое для них лучшего всего подходит.

Также проводится обследование, которое помогает установить степень понимания текста в ходе чтения и при слушаемой речи. Такое исследование способно определить, какое обучение будет более эффективным для ребёнка. Таким образом, осуществляется характеристика пассивной и активной речи, проходит обследование памяти и внимания, оценивают произношение и язык.

Метод психологической диагностики сможет помочь установить эмоциональные аспекты, из-за которых больным дислексией трудно читать. Для этого собирается анамнез семьи, включающий эмоциональные нарушения и психические расстройства.

Речевая карта

Логопеды используют для диагностики речевую карту. Речевая карта является универсальной и предназначена для проведения профессиональной, а также систематической проверки речевого развития детей. С помощью карты можно детально изучить речевое развитие каждого человека и в результате установить оптимальные способы коррекции речевой патологии.

  • Читайте также:

Лечение

Лечение дислексии, а также ОНР и ЗПР, подразумевает логопедические коррекционные работы. Данный метод является эффективным и направлен на исправление речевых патологий и неречевых процессов. Лечение дислексии также зависит от определённого вида заболевания.

  • При оптической форме болезни требуется работа над зрительно-пространственным представлением;
  • При тактильной необходимо работать над изучением и пониманием схем;
  • При мнестической форме нужно развивать речевую, слуховую и зрительную память.

Не пренебрегайте прочтением:

  • Лечение фонематического вида болезни требует корректировки произношения звуков, формирования представления о звуковом и буквенном составе слов.
  • При семантическом виде надо научить пациента грамматическим языковым нормам и развивать слоговой синтез.
  • Лечение аграмматического типа подразумевает проведение работы по созданию грамматических систем.

Для взрослых, болеющих дислексией, ОНР или ЗПР применяются иные методы корректировки, предполагаются расширенные занятия. Но по механизму они мало отличаются от занятия, которое проводится с детьми.

Упражнения

Лечение подразумевает проводить всевозможные упражнения, которые в будущем благополучно отражаются на психическом и умственном здоровье детей.

Зачеркнуть букву

Упражнение нужно проводить ежедневно. Дети должны в продолжение пяти минут зачёркивать определённые буквы. Например, гласную букву «А» зачеркнуть, а согласную букву «Б» обвести. Со временем можно дать задания с парными буквами. Через 2 месяца такие упражнения приведут к тому, что качество письма станет лучше, но это при условии, если делать их каждый день.

  • Интересно почитать:

Диктанты

Следующие упражнения предлагают ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не утомят детей, и при этом они будут делать меньше ошибок. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются на полях чёрной или синей ручкой, но только не красной. Затем необходимо дать тетрадь малышу, чтобы он нашёл собственные ошибки. Такие упражнения нацелены помочь избавиться от ошибок в словах и предложениях.

Тренировка артикуляции

Также стоит дать упражнения на медленное чтение с чёткой артикуляцией и переписыванием. Работая с ребёнком, вы обязаны дать почувствовать ему хоть малый успех, после огромного числа двоек на школьных занятиях. Не нужно требовать от него читать на скорость. Ребёнок и без этого испытывает огромный стресс при медленном чтении с акцентом и ошибками, а здесь ещё необходимо быстро читать на время. Как результат, может развиться невроз.

В целом, упражнения могут быть не объёмными, а качественными. Лучше написать и прочитать меньше, но сделав при этом минимум ошибок.

Обучение

Обучающие занятия с логопедом очень важны. Так лечение проходит быстрее и эффективнее. Специалист даёт задания в виде игры. Ребёнок должен найти конкретную букву в небольшом тексте или к большой печатной букве подставить маленькую письменную, может вырезать на бумаге буквы и прочитать некоторые сочетания букв. В процессе используется магнитная азбука для того чтобы складывать слова. Таким образом, можно научить малыша произносить конкретные звуки и слова.

  • Возьмите на заметку:

Тренировка проводится через многочисленное повторение слов, написанием диктанта, подборки словоформ.

Как научить читать

Ребёнок, приступающий к изучению чтения, воспринимает букву как сложную графическую деталь, которая не так проста по своему графическому содержанию. Буквы состоят из некоторых составляющих, по-разному находятся в пространстве. В ходе изучения оптического образа, проявляется способность запоминать и в дальнейшем воспроизводить слова. Но если ребёнок затрудняется в ходе чтения, стоит уделить ему больше внимания и разработать определённую схему лечения и корректировки чтения.

Самое главное начать проводить коррекцию речевого нарушения как можно раньше. В итоге можно рассчитывать на высокую эффективность касаемо ликвидации речевых патологий. В связи с этим, есть возможность предупредить появление нарушения чтения.

  • Советуем почитать:

И помните, чем раньше вы осуществите диагностику и проведёте коррекционную работу, тем легче будет адаптировать маленького человека к обществу и свести к минимуму неврозы и психологические проблемы.

Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

Краткое описание

Дислексия - расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия - нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

Формы дислексии

Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую;
  • семантическую;
  • аграмматическую;
  • оптическую;
  • мнестическую;
  • тактильную;

Фонематическая

Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

Семантическая

Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

Аграмматическая

Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

Оптическая

При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

Мнестическая

Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

Тактильная

Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

Причины дислексии

Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

Основная причина дислексии - мозговая дисфункция , которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга , к чему может привести:

  • анемия матери;
  • порок сердца матери и плода;
  • асфиксия;
  • затяжные роды;
  • фетоплацентарная недостаточность;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • обвитие и аномалия развития пуповины;

Токсические поражения ЦНС , что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация;
  • гемолитическая болезнь плода;
  • желтуха у новорождённого;

К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);

Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях;
  • затяжных родах;
  • внутричерепных кровоизлияниях.

Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга , что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

  • нейроинфекция;
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
  • тяжёлые хронические заболевания;

Дислексия может сопровождать :

  • умственную отсталость.

Это связано с патологиями зон мозга.

Существуют также социальные неблагоприятные факторы , например:

  • дефицит речевого общения;
  • педагогическая запущенность;
  • билингвизм.

Симптомы

Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский - все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

Изучение дислексии показало, что дислектики:

  1. имеют широкий кругозор;
  2. любопытны в отношении явлений окружающего мира;
  3. имеют отличное воображение;
  4. обладают развитой интуицией;
  5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

Ранние признаки

Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

  • изменение порядка букв при составлении слов;
  • нежелание читать вслух и писать сочинения;
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
  • невнимательность;
  • плохая память;
  • затруднения с выполнением простейших указаний;
  • неуклюжий захват ручки;
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.

В дошкольном возрасте

  • Позднее начало развития речи.
  • Затруднения в произношении и изучении слов.
  • Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
  • Проблемы в общении со сверстниками.
  • Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
  • Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.

Младшая школа

  • Проблемы с декодированием слов.
  • Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
  • Транспозиция и инверсия при зачитывании.
  • Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
  • Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
  • Затруднения в запоминании фактов.
  • Нарушенная координация движений.
  • Импульсивность и неловкость.
  • Медленное освоение новых навыков.

Средняя школа

  • Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
  • Упорное нежелание читать вслух и писать.
  • Плохая память, что влияет и на планирование.
  • Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
  • Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
  • Плохо читаемый почерк.
  • Затруднения с произношением и написанием слов.

Старшая школа

  • Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
  • Недостаточный навык письма.
  • Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
  • Неправильное произношение слов.
  • Плохое восприятие информации.
  • Плохая память.
  • Медленная скорость работы.
  • Затруднения в приспособлении к любым изменениям.

Взрослые

  • Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
  • Плохая память, невнимательность и рассеянность.
  • Труднопонимаемое произношение.
  • Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
  • Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость ().
  • Проблемы с планированием и организацией своего времени.
  • Слабые организационные навыки.

Диагностика

Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.

Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:

После сбора анамнеза логопед выясняет:

  • сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
  • особенности формирования этих навыков;
  • состояние артикуляционного аппарата;
  • состояние моторики;
  • успеваемость школьника по русскому языку и литературе.

После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:

  • зачитывание вслух;
  • списывание текста;
  • письмо на слух.

В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.

Тест на дислексию

Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.

Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.

Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.

Лечение и коррекция дислексии

Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.

Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:

  • Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
  • Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
  • При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
  • При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
  • Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
  • При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.

У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.

Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Иными словами, дислексия является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов.

Общее описание

Несмотря на общность основной симптоматики, дислексия наряду с трудностями в овладении чтением не является спутником умственной отсталости и наоборот, как это не касается и нарушений зрения и слуха. Указанные состояния вызываются иными причинами, что определяет нарушение чтения в качестве неспецифических (вторичных) симптомов. Возвращаясь к дислексии, следует заметить, что она является сложным для диагностирования расстройством. При этом в процессе диагностики следует учитывать массу факторов. Фиксирование показателей чтения производится врачом, также он делает отметки и там, где проявляются нарушения чтения.

Различные тесты, которые проводит специалист, ориентированы на проверку слуха, а также способности к возможности воспроизведения речи. Проверяется также и то, каким образом ребенком лучше воспринимается информация, в устном виде (в процессе разговора) или же в тактильном (при собственноручном выполнении действий). Исследования также предусматривают заключение относительно того, насколько эффективно действуют три основные составляющие, которые включает в себя сенсорная система.

Виды дислексии

Дислексия, симптомы которой могут выражаться по-разному, в некоторых случаях определяется как «словесная слепота». Связывают ее с понижением в определенном участке мозга активности, при этом известно, что дислексия – актуальный диагноз в той или иной ее форме для людей в рамках 5-12% общего их количества. Теперь детальнее рассмотрим основные формы, в которых может проявляться данное заболевание.

  • Дислексия фонематическая. Данная форма нарушения чтения является наиболее распространенной среди школьников младших классов. Связана она с недоразвитостью функций, характерных для фонематической системы. Так, отличием одной фонемы от другой является масса смыслоразличительных особенностей (мягкость-твердость, глухость-звонкость, место и способ образования и т.п.). При изменении в слове одной из фонем (дом – ком, козы – косы и т.п.) либо же при изменении их последовательности (пила – липа), меняется смысл. При этой форме дислексии ребенком на слух смешиваются те звуки, которые отличаются по одному смыслоразличительному признаку (ж-ш, с-ш, с-ц). Кроме того, выделяют здесь также побуквенность чтения и искажение, которым наделяется звукослоговая структура (перестановка слогов и звуков, пропуск вставки, букв).
  • Дислексия семантическая. Другое ее определение звучит как «механическое чтение». В этом случае актуальным становится нарушение в понимании прочитанного (предложения, тексты, слова), при этом технически чтение является правильным. Данное нарушение провоцирует появление двух таких факторов как трудности в звукослоговом синтезе и нечеткость в представлениях относительно синтаксических связей, которые имеются в предложении (то есть слова воспринимаются при чтении в изолированном виде, что приводит к потере связи с остальными словами).
  • Дислексия аграмматическая. Наиболее частый диагноз для детей, которые располагают системным недоразвитием речи. Характеризуется эта форма дислексии следующими особенностями: изменение в падежных окончаниях, а также в числе существительных; неправильность согласований относительно падежа, числа, рода существительного с прилагательным; изменение в окончаниях глаголов, относящихся к третьему лицу в прошедшем времени.
  • Дислексия оптическая. Ее проявления заключаются в трудностях, связанных с усвоением и смешении похожих графических букв. Смешиваемые буквы могут различаться в одном лишь элементе (М – Л, З – В), кроме того, буквы могут состоять из элементов одинакового типа но при различном их расположении в пространстве (П-Н-И, Ь-Р, Г-Т).
  • Дислексия мнестическая. Данная форма возникает в виде проявлений, связанных с трудностями в усвоении букв. То есть, ребенок не понимает, какая из букв соответствует конкретному звуку.

Дислексия: симптомы

Данное заболевание, как и любое другое, имеет характерные свои симптомы и их правильнее назвать конкретными проблемами, с которыми дислектики в той или иной мере вынуждены сталкиваться. К наиболее распространенным из них относятся следующие:

  • Задержка в развитии, отмечаемая в способности писать и читать, а также в способности к запоминанию орфографии;
  • Дезорганизация;
  • Пространственная дезориентация;
  • Трудности, отмечаемые в восприятии информации;
  • Трудности, возникающие в усвоении слов;
  • Непонимание прочитанной информации;
  • Нарушение в координации, неуклюжесть;
  • Синдром, возникший на почве нехватки внимания, который в некоторых случаях проявляется в гиперактивности.

Следует отметить, что всеми симптомами дислексии являются симптомы дезориентации. Само заболевание распознать в отдельности невозможно, в отличие от дезориентации. Так, в качестве результата ориентации выступает точность восприятия обстановки, окружающей человека, в том числе и двухкамерных слов, распечатанных на бумаге. Учитывая тот факт, что печатные символы и слова ребенок не способен образно представить, его восприятие приобретает характерные пустоты. В итоге возникает непринятие окружающей реальности в том ее виде, в котором воспринимают ее другие.

К другим симптомам дислексии определяют следующие проявления, характерные для дислектиков:

  • Интеллект на высоком уровне при одновременно плохих навыках чтения;
  • Повторение ошибок, возникающее в процессе письма/чтения (пропуск, перестановка букв/слов);
  • Отсутствие способности к успеваемости в выполнении задания в отведенное на него время;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память в целом и кратковременность слуховой памяти в частности;
  • Возможны проблемы со зрением – зачастую оно не соответствует требованиям к его характеристикам для чтения;
  • Трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон.

Причины дислексии

На основании многочисленного ряда исследований определено, что основу дислексии составляют причины нейробиологического характера. В этом случае определенные участки мозга обладают меньшей функциональностью (в частности речь идет о задней части средней левой височной извилины). Имеются также и определенные отличия в структуре мозговых тканей. При этом, как выяснилось, дислексия является наследственно обусловленным заболеванием, что также подтверждается обнаруженными в ходе исследований генами, которые и ответственны за его появление.

Лечение дислексии

Дислексия может оставаться проблемой на протяжении всей жизни, одновременно с этим нередки случаи развития функциональных навыков чтения. Преимущественно же определенная часть дислектиков должного уровня грамотности не достигает никогда.

Особенность лечения заключается в корректировке всего учебного процесса, в том числе и в прямом/непрямом обучении распознаванию слов наряду с навыками, предусматривающими выделение компонентов в словах. В прямом обучении применяются специального типа фонетические методы, идущие в отдельности от обучения чтению. Что касается непрямого обучения, то оно предусматривает внедрение в программы по обучению чтению специального типа фонетических методов.

Применяться могут подходы, в которые входит обучение чтению выражениями и словами в целом, а также подходы, в которых используется иерархия по приобретению навыков начиная со звуковых единиц и далее, по возрастанию, слов и предложений. Дополнительно рекомендуется использование подходов с воздействием сразу на несколько видов органов чувств. Во многих случаях полезным является освоение ребенком компьютера для помощи в выделении в тексте слов либо для восприятия им слов в процессе чтения письменной речи.

Что касается иных способов лечения (оптометрический тренинг и т.п.), а также медикаментозного лечения, то их эффективность не является доказанной, более того, на этом основании использовать их не рекомендуется.

При любого типа нарушениях речи и при подозрении на дислексию в частности необходимо обратиться к логопеду.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Мигрень представляет собой достаточно распространенное неврологическое заболевание, сопровождающееся выраженной приступообразной головной болью. Мигрень, симптомы которой заключаются собственно в боли, сосредотачиваемой с одной половины головы преимущественно в области глаз, висков и лба, в тошноте, а в некоторых случаях и в рвоте, возникает без привязки к опухолевым образованиям мозга, к инсульту и серьезным травмам головы, хотя и может указывать на актуальность развития определенных патологий.

В данном обзоре мы продолжим рассмотрение заболевания дислексии, в отдельности акцентируя Ваше внимание на особенностях и перспективе лечения, а также ответим на некоторые другие вопросы наших читателей.

Опасности и последствия дислексии

Многие полагают, что если дислексия приводит к нарушению одной важной функции головного мозга , то она отрицательно сказывается и на иных умственных способностях больного. Стоит заметить, что страдающих этой болезнью детей зачисляют в разряд непослушных и ленивых упрямцев, которые не заслуживают того, чтобы о них как-то заботились.

Вследствие этого таких детей, несмотря на их нормально развитые многие другие способности, помещают в классы для слабо успевающих или отстающих детей. Отметим, что такое отношение обуславливает то, что ребенок теряет всякий интерес к обучению, начинает прогуливать занятия и в результате проваливает экзамены и зачеты. Если при этом его не лечить от дислексии, то он уже вряд ли когда-либо сможет наверстать упущенное.

Кроме того, у ребенка развиваются вторичные осложнения дислексии: понижается самооценка, нарушается поведение, развивается депрессия.

Лечение дислекции, или как лечить дислексию?

Для лечения дислексии у детей и взрослых существуют определенные программы коррекции, которые адаптированы к индивидуальным особенностям каждого пациента. Такие программы не только помогают лучше справиться с общими нарушениями способности к письму и чтению, но и содержат курсы, обучающие чтению дорожных и иных специальных знаков.

Овладение навыками чтения посредством специального курса поможет ребенку почувствовать себя намного увереннее в различных сферах деятельности. Устная работа, применение технических средств и некоторых альтернативных методов обучения помогут преодолеть трудности, которые связаны с чтением, распознаванием слов и чисел.

Перспектива излечения дислекции

Иногда наступает улучшение, и симптомы дислексии могут исчезать сами по себе. Это происходит или после взросления ребенка (с возрастом), или благодаря включению в совместную работу иного участка головного мозга, который берет на себя функции поврежденного. В некоторых случаях квалифицированная медицинская помощь в овладении навыками письма и чтения сводит к минимуму (а иногда даже полностью устраняет) проявления болезни.

Дислексия - достаточно редкое расстройство высшей психики, проявляющееся на начальных этапах обучения чтению. Ребёнок не произносит слова и слоги, путается, устаёт, плачет - всё это не признак дурного поведения, а симптом нарушения мыслительных процессов.

Однако отметим, что дислексия - не заболевание в полном смысле этого слова, ведь нет возбудителя болезни и описания её протекания. Просто высшая нервная система человека по тем или иным причинам не окончила формирование, и функции психики, отвечающие за сложный процесс чтения, не развились полностью.

Лечение дислексии давно и хорошо отлажено, им занимаются логопеды, педагоги, психологи. Воспринимая мир нестандартно, трёхмерными образами, страдающий от дислексии человек выпадает из нормального развития и теряется, сталкиваясь со стандартным символическим отображением этих образов на бумаге. Чтобы помочь ему сориентироваться в окружающей действительности, необходимо принять меры по устранению расстройства.

Виды дислексии

Признаки дислексии - индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.

1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы. Различать буквы при письме - уже сложность для начинающего учиться ребёнка, а правильно произносить их все иногда становится невозможно: фонематическая система не успевает развиться. Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий, однородный. При фонематической дислексии:

  • Путаются те же звуки, что при обучении устной речи - з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
  • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
  • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.

2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу этот вид дислексии можно путать с обычной невнимательностью. Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли. При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части. Наблюдаются следующие отклонения:

  • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
  • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
  • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.

3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Неправильно понимаются связи слов, не воспринимается управление в словосочетании. Наблюдаются следующие характерные ошибки:

  • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
  • Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний - обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.

4. Часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса "считывания" информации - тогда можно говорить об оптической дислексии . Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом - палочкой, кружком, чертой.

  • Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.

5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать. Ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков и в первое время путает их, забывает, не произносит. Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию отклонений.

Симптомы

В зависимости от вида расстройства, симптомы дислексии могут быть очень разные. Но есть несколько общих черт, которые помогут обнаружить и вовремя устранить это расстройство.

  • Частое потирание глаз, чтение под необычным углом зрения.
  • Приближение книги к глазам при чтении. При этом зрение может быть отличным и в других случаях (игра с предметами в руках, взгляд вдаль) отклонений не проявляется.
  • Чтение одним глазом или поочерёдное закрытие глаз.
  • Частая усталость, нежелание выполнять задания, связанные с чтением. В школе это может быть домашнее задание, чтение дополнительной литературы.
  • Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.
  • Жалобы на головную боль и усталость, проявляющиеся только во время чтения.
  • Трудности с осознанием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное или сказать, о чём вообще был текст, непонимание отдельных его участков.
  • Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Кроме этих стандартных для всех страдающих дислексией проблем, определить наличие расстройства можно также по сопутствующим признакам. Некоторые отклонения, на первый взгляд не имеющие ничего общего с проблемами чтения, могут оказаться признаком именно такого расстройства.

  1. Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том что общее речевое развитие протекает нормально.
  2. Трудности с восприятием письменной информации, оперирование образами, не связанными со зрительными впечатлениями.
  3. Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения, несоответствие маршрута движения задуманному.
  4. Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
  5. Отсутствие узнавания слов при чтении, непонимание текста.

Чаще всего дислексия проявляется в детском возрасте, когда человек только учится воспринимать и воспроизводить графические символы. В семьях, где внимание дошкольному развитию ребёнка не уделяется, обнаружить первые признаки дислексии бывает очень трудно - расстройство видят лишь в школе, когда малыш явно не успевает за темпами развития сверстников в этой области. Скорректировать подобные нарушения в школьном возрасте можно, но уже гораздо сложнее, чем на ранних этапах.

Дети, у которых проявляются симптомы дислексии или просто задерживается речевое развитие, должны проходить психологическое обследование. Не следует бояться, что ребёнка сочтут "отсталым" или "ненормальным" - просто его мышление нестандартно, оно отличается от остальных, и его особенности следует выявить, а после выявления-использовать эти знания на благо образования.

Почему возникает дислексия?

Возникновение дислексии нельзя предугадать или предупредить, ведь она носит наследственный характер. В ходе исследования причин возникновения этого расстройства учёными были обнаружены гены, наличие которых и ведёт к появлению отклонений.

Изучающие эту проблему нейробиологи даже назвали часть мозга, частичное недоразвитие функций которой ведёт к дислексии. Причина лежит в недоразвитии задней части височной извилины левого полушария, которая отвечает за восприятие информации при чтении.

Проблема дислексии - это, по сути, проблема дезориентации, только не в пространстве, а в потоках информации. У страдающих дислексией людей, кроме чтения, проявляется ещё целый комплекс проблем в плане фиксации собственного местонахождения и движения, им может не хватать внимания, которого хватает всем остальным. Полностью скорректировать это отклонение в развитии удаётся не всегда - но вывести человека на нормальный уровень восприятия информации при чтении и её воспроизведению на письме можно.

Методы коррекции у детей схожи с коррекцией дислексии у взрослых, но в последнем случае приходится также рассчитывать на волю человека, проходящего коррекцию.

Лечение дислексии происходит комплексно. Его сторонами являются:

  1. Индивидуальные занятия с педагогом, непрямое и прямое обучение чтению. С помощью специальных упражнений человека сначала учат воспринимать слова в целом, далее переходят на следующий этап - восприятие предложений, и так далее. Всё это сопровождается выполнением фонетических упражнений (от самой мелкой единицы - звука, до целого слова) и коррекции проблем с письмом, если таковые сопровождают дислексию. К концу обучения зрительные и звуковые образы в сознании ребёнка интегрируются и он может нормально читать и писать.
  2. Работа с пихологом и постоянная диагностика результатов коррекции.
  3. Фармакологическое лечение и диета - направлены на физическое устранение проблем мозга, вызвавших дислексию.

Существует множество методов лечения дислексии, которые дают хорошие результаты, но подбирать их следует индивидуально, доверив это решение специалисту - педагогу-логопеду. Не следует воспринимать дислексию как нечто плохое - возможно, это дар, который в будущем принесёт ребёнку славу и поможет сохранить нестандартный подход ко многим вещам в жизни, стоит лишь немного скорректировать его способ познания мира.