Смола мирры применение. Мирра: свойства, применение для лечения и в косметологии. Традиционная китайская медицина




Мирра – это ароматическая смола ряда небольших колючих деревьев из рода Commiphora, являющаяся эфирным маслом, называемым живица. Смола мирры – это натуральная смола. На протяжении всей истории человека ее использовали для изготовления духов, благовоний и лекарственных средств. Смесь мирры с вином принимали в качестве напитка. В древние времена мирра почиталась столь высоко, что порой по ценности не уступала золоту. При повреждении коры и заболони дерева выделяется смола. Смола мирра похожа на смолу . Во время сбора мирры деревья намеренно повреждают несколько раз для добычи сока. Смола мирры воскообразная, быстро свертывается. После сбора урожая смола становится твердой и блестящей. Смола желтоватого цвета, может быть прозрачной или непрозрачной. Со временем смола темнеет и на ней появляются белые полосы. Смолу мирры обычно добывают из дерева Коммифора мирровая (Commiphora myrrha), которое является аборигенным видом для Йемена, Сомали, Эритреи и Восточной Эфиопии. Commiphora molmol в настоящее время считается синонимом Commiphora myrrha. Связанный вид Commiphora gileadensis, родом из Восточного Средиземноморья, и, в частности, Аравийского полуострова, упоминается в Библии как Бальзам Галаада, также известный как Бальзам Мекки. Из нескольких других видов добывают бдолах и Индийскую мирру. Масляные смолы ряда других видов Commiphora также используются для изготовления духов, лекарств (например, ароматических раневых повязок), и ароматических ингредиентов. Мирру более низкого качества добывают из дерева Commiphora Erythraea. Масляная смола дерева Commiphora gileadensis известна как opobalsamum, по аналогии со смолой из видов пастернака, Opopanax opopanax. Ароматные «шарики мирры» изготавливаются из измельченных семян Detarium microcarpum, несвязанного с деревом мирра западноафриканского дерева. Эти шарики в Мали традиционно носили замужние женщины, повязывая их в виде нескольких нитей вокруг бедер. Название «мирра» также применяется по отношению к зелени Myrrhis Odorata, иначе известной как «Сесили» или «сладкая Сесили». Мирра также упоминается в христианской Библии в качестве одного из трех даров мудрецов, представленных младенцу Иисусу.

Этимология

Слово «мирра» происходит от арамейского ܡ ܪ ܝ ܪ ܐ (murr), и арабского مر (mur), что означает «горький». Название вошло в английский язык из ивритской Библии, где его называли mor, מור, а затем в качестве заимствованного семитского слова было использовано в греческом мифе о Мирре, а затем и в Септуагинте, на греческом языке, родственное слово μύρον стало общим термином для духов.

Применение мирры в медицине

Традиционная китайская медицина

В традиционной китайской медицине мирра классифицируется как горькая и пряная трава с нейтральной температурой. Ей приписывают лечебные свойства, например, положительное воздействие на меридианы сердца, печени и селезенки, а также действия по «перемещению крови» для очистки застоявшейся крови из матки. Поэтому мирру рекомендуется принимать при ревматических, подагрических болях и проблемах в кровообращении, а также для лечения аменореи, дисменореи, при менопаузах и опухолях матки. Мирру применяют аналогично , ее часто используют в составе отваров, мазей и благовоний. При совместном использовании с , мирра «способствует движению крови», в то время как ладан перемещает Ци, что полезно для страдающих артритом. Мирру сочетают с такими травами, как нотоженьшень, лепестки сафлора, ангелтка китайская, корица и многокорневищный, обычно в спирте, и используют как перорально, так и местно.

Мирра в аюрведической медицине

Часто тонизирующие и омолаживающие свойства смолы мирра используются в медицинах Аюрведы и Унани. Мирру (daindhava) используют в составе многих специально приготовленных формул Расаяна в Аюрведе. Однако, мирра, не приготовленная по формуле Расаяна, противопоказана при дисфункции почек или болях в желудке, а также для беременных женщин или женщин с чрезмерным маточным кровотечением. Родственный вид, называемый в аюрведической медицине гуггул, считается одним из лучших веществ для лечения проблем кровообращения, заболеваний нервной системы и ревматических болей.

Западная медицина

В фармацевтике мирра используется в качестве антисептика в жидкостях для полоскания рта, полосканиях, зубных пастах и для профилактики и лечения заболеваний десен. Мирра в настоящее время используется в составе определенных растирок и целебных мазей, которые можно использовать для лечения ссадин и других незначительных заболеваний кожи. Мирра также рекомендуется в качестве обезболивающего средства при зубной боли, и может использоваться в составе мазей при ушибах, болях и растяжениях связок. Мирру часто включают в состав зубных порошков. Мирра и бура в настойках могут применяться в качестве жидкостей для полоскания рта. Составная, или лошадиная, настойка мирры, используется в ветеринарной практике для заживления ран. Meetiga, торговое название арабской мирры, более хрупкое и клейкое вещество по сравнению с Сомалийским видом, и не имеет, в отличие от него, белых отметин. Жидкая мирра, или Stacte, о которой писал Плиний, также входила в состав еврейского священного благовония, не используется в настоящее время. Смола мирры используется для лечения желудка, язвы, простуды, кашля, астмы, застоя в легких, артрических болей и рака.

«В рамках более крупного исследования противораковых свойств растений, исследователи получили выдержки определенных видов растений мирры (Commiphora myrrha) и протестировали их воздействие против линии опухолевых клеток молочной железы человека (MCF-7), как известно, устойчивых к воздействию противоопухолевых препаратов. Данные исследований показали, что экстракт убивает все раковые клетки в лабораторных условиях».

Механизмы действия

Религиозные ритуалы

В Древнем Египте мирра использовалась наряду с содой для бальзамирования мумий. Мирра входила в состав кеторета, освящающего благовония, используемого в Первом и Втором Храмах в Иерусалиме, как описано в Библии на иврите и в Талмуде. Жертвоприношение делали из кеторета на специальном жертвеннике, что было важной частью службы в Храме. Мирра также служила в качестве ингредиента елея для священного помазания, используемого для помазания Скинии, первосвященников и царей. Масло мирры упоминается в Книге Эстера 2:12 в ритуале очищения новой королевы царя Артаксеркса:

«После посещения девицей царя Артаксеркса должно пройти двенадцать месяцев, в соответствии с образом жизни женщины (в течение шести месяцев очищение осуществлялось с использованием масла мирра, и в течение еще шести месяцев – с использованием ароматических средств и иных способов очищения женщины)».

Набатейцы перевозили мирру при помощи караванов верблюдов по суше из районов производства в Южной Аравии в столицу Петра, откуда ее распространяли по всему Средиземноморью. В соответствии с Евангелием от Матфея 2:11, золото, ладан и мирра были среди подарков к Иисусу от библейских волхвов «с Востока». Из-за упоминания в Новом Завете, мирра используется в качестве благовония во время христианских богослужений. Жидкость мирра иногда добавляют к яичной темпере при создании икон. Мирра смешивается с , а иногда с другими ароматам и используется почти в каждой службе Православной, Восточной Православной, традиционной Римско-Католической и Англиканской / епископской церквей. Мирра также используется для подготовки священного елея, используемого во многих церквях восточных и западных обрядов. На Ближнем Востоке в Восточной Православной Церкви масло с запахом мирры традиционно используется для осуществления таинства миропомазания и помазания, оба из которых обычно называют «елеопомазание». Как сказано в Энциклопедии Исламской Травяной Медицины, «посланник Аллаха молвил: «Окуривайте свои дома al-shih, murr, и sa"ta sa"tar’». Автор утверждает, что это использование слова «murr» относится именно к Commiphora murrha.

Древняя мирра

Считается, что современная мирра происходит от другого источника, чем та, что столь высоко ценилась древними людьми. Педаний Диоскорид описал мирру в первом веке нашей эры как «относящуюся виду мимозовых», и дал этому растению название «египетский шип». Он описал внешний вид и структуру листьев, сравнив их с «перистыми крыльями». Древний тип мирры, предположительно, имел более выраженный запах по сравнению с современным. В 1837 году ученые отмечали, что «возможно, не за горами то время, когда исследователям удастся найти истинное дерево мирра».



Кения. Первое, с чего следует начать-откинуть предположения, что это цивилизованная страна. Провозглашаемая демократия началась несколько десятков лет назад, но таковой не стала из-за бедности страны и дикости нравов. К примеру, в ходе выборов год-два назад правительственные войска просто расстреливали толпы протестующих, всех подряд, после чего осталось много сирот, людей без крова и работы. Население жалуется на бесчестное поведение правительства, непомерные налоги, которые сама верхушка умудряется не платить. Властные структуры клановые, отражают интересы узкой группы (племени), из которого они вышли, стремятся выделить им деньги из бюджетного пирога. Остальные племена этому не радуются, говорят, что по этому поводу даже совершают протестные массовые убийства. Следствие прямое-полиция стреляет сразу же на поражение, ходят только по двое с автоматами, в темное время суток охраняет только деловой, бизнес и одновременно политический центр Найроби.

Только лишь перейдя дорогу, попадаешь в нижнюю часть города, в которой полиции не видно, а полицейский стационарный пост (стакан) просто обгажен и представляет из себя подобие заброшенного ларька. В нижней части города в темное время суток какой то бедлам. Играет музыка в ночных барах, вход в которые напоминает контейнер на оптовке, рядом черные типа секьюрити и проститутки. Тут же прямо на улицах валяются черные бомжи жуть какая-то. При этом народ жует корни, напоминающие усы земляники, называется трава мирра. Как мне объяснили, это наркотик с содержанием кодеина, поэтому народ, ее жующий, и не может спать по ночам. Травка эта разрешена для свободного употребления, стоит на наши деньги около 4 рублей пучок. Понятно, что им проще эту гадость жевать, чем сложные проблемы решать.

Мое присутствие на улице вместе с одним черным вызывает оживление, только сейчас понимаю, как это было опасно. Все зыркают, денег то просят, то выговаривают что-то типа наезда.

Когда я с несколькими черными приезжал в центр города ночью, мне сказали просто не выходить из такси, чего я и не делал. Чернокожая девушка, с которой я ехал, пробовала купить билет до Момбасы на автобусе. Чего тут началось! Ее окружили человек 30 черных, чего-то орут, ее приглашают. Потом она сказала, что все эти типы никакого отношения к перевозкам не имели, а просто хотели денег срубить, отдать фальшивый билет и ничего с них потом не возьмешь… На меня в машине чего-то зыркают, один чуть ли не звать куда-то начал. Ну, жесть короче.

Потом в Момбасе часов в 10 вечера (темнеет в 7) встретился с несколькими подростками (лет 15), гид сказала, что они и ограбить могут. Один чего то за локоть давай меня хватать, ну как бы маршрутка моя подошла, я руку отпихнул и залез в маршрутку (зовут их там матату).

Вообще отношение к деньгам у кенийцев как-то по-американски трепетное и болезненное. Мой гид по природному парку в Момбасе сказал, что если туристы не будут приезжать, то им нечего будет есть. Еще нужно учесть, что в кенийской семье от 4 до 10 детей, у большинства просто нет работы. Сельскохозяйственный сезон 3 месяца (с апреля по июнь), пока идут дожди.

Выращивают картошку, потат, бобы. Кстати посевных полей я видел мало. Непонятно, то ли кенийцы ленивы, то ли не все земли пригодны. Видел, что выращивают кого-то типа коров и овец.

В общем, кенийцы просто поставлены на грань выживания. И результат таков, что черный воспринимает белого как источник доходов и способ выживания одновременно и задача у него выжать как можно больше с "белого богача". Поэтому запросто могут соврать (посадить в такси и возить вместо 20 минут 3 часа, а потом требовать оплаты), обмануть (при обмене денег подсунуть фальшивые кенийские купюры), издеваться (продать какую то бурду в бутылке под предлогом чистой воды и сказать спасибо за покупку, забывать сдать сдачу или называть стоимость к пример проезда в 2-3 раза больше для белого), доставать (на пляже по 7 раз подойдут к одному белому разные негры предложить услуги), клянчить (заглядывать в глаза, мило улыбаться или рассказывать о тяжелой жизни в надежде на чаевые или просто просить попить колы), а также заискивать, когда нужны деньги, а потом перестать здороваться, разговаривать или послать на три буквы, когда от белого уже ничего не надо.

Что меня удивляет, то что бедность местного населения не меняет отношение к ценовой политике и доступности услуг. К примеру, проехать на экскурсию 60 км стоит 100 долларов (к примеру, проехать половину Кении на автобусе 20 долларов). А в баре нашего отеля мне умудрились продать чашку чая за 63 рубля, а потом еще удивлялись, чего это мне больше ничего не охота.

Местные черные леди в голубых мечтах видят себя замужем за белым и смену гражданства, ну или хотя бы забеременеть от него и получать содержание на ребенка. Кстати, у многих получается. Так как отдыхает много немцев, в основном достается им. Англичане, как я понял, поспокойнее в этом вопросе. Старые белые леди таскаются с молодыми мускулистыми и не очень черными, или белые мужики в годах с молоденькими черными девушками и для окружающих это не вызывает какого-то удивления.

На автобусе из Найроби в Момбасу проехал пол Кении (6 часов езды стоит 14 Евро). Обратно летел на самолете (час лета стоит 72 Евро).

Ну что, природа прекрасна. В центре страны горы, предгорья, холмы, долины. Растут в основном какие-то кустарники, в принципе растительность густая и для животноводства пригодная, но такового там немного. Возможно, из-за менталитета, может по другой причине. Ближе к востоку природа все больше похожа на пустыню. В солнечное время народу в деревнях видел мало. Вообще, проезжаемые нами деревушки были похожими. Стандартным набором были бар, отель, магазин и церковь. Церквей, кстати, очень много и практически каждый кениец считает себя христианином, по воскресеньям ходит в церковь. Много католических приходов, евангельских протестантских церквей, причем практически на каждом углу. Мечети встречаются, но мало, мусульманки также присутствуют, но в меньшинстве.

Народ в деревнях в основном занимается возделыванием почвы. Вообще, деревеньки как бы прижимаются к дороге, как к "реке жизни", что в принципе объяснимо. На каждой остановке в нам в автобус заскакивала ватага местных продавцов фруктов, орехов и один за одним методично что-то пытались продать.

Местный прикол- сидение в покрышке. Кениец садится в теньке в покрышке и наблюдает, как мимо по главной автостраде мчатся машины, чего-то обсуждает с соседом. Ну ор, в общем.

Природа в Момбасе резко отличается от остальной страны. Здесь и влажно и пальмы кругом кокосовые и прочая буйная растительность, прямо оазис среди иссыхающей равнины.

Такси что в аэропорт, что от города в отель 20 долларов, хотя езды 20-30 минут.

Местная кенийка определила меня в отель Kahama в пригороде Момбасы- Бамбури (10 км от города), как оказалось еще дешевле, чем я нашел в Интернете. Поселился по 31,5 евро за сутки, хотя средняя цена примерно составляла 35-50 евро. Честно говоря, не переживал по этому поводу. Город что Найроби, что Момбаса представляет из себя кишащий черный муравейник, где пешеходных переходов просто не существует. Кругом нищие, денег просят. Спросить как пройти куда-то не возможно, делают вид, что не понимают, о чем спрашиваю, сразу или в такси сажают или денег просят. Повсюду как то все неустроенно и грязно. Более-менее прилично все в деловых центрах, где банков много, но и те охраняет мужик с М-16 или Калашниковым.

В Момбасе видел форт Jesus, который представляет из себя крепость, построенную, на первый взгляд, из валунов и обмазанную глиной. Форт небольшой, особой прелести в архитектурном искусстве не представляет. Зато вид возле него на прилегающую бухту и океан просто супер, можно часами сидеть и созерцать это великолепие.

Отель удобный, уютный и убранный, несмотря на свои 3 звезды, мне понравилось. За такие деньги в Москве и Стамбуле мне предлагали только какие-то загаженные и протертые номера, сравнения никакого. До берега 200 метров. Девочки на ресепшен сообразительные, обходительные и исполнительные, сервис понравился.

Океан Индийский, ноги в нем омочил. Самое время для купания-утро и вечер, во время приливов. Днем вода уходит далеко и мелко. Температура воды 27, воздуха 30 по Цельсию. Песок белый. На дне кучи водорослей. Глубина до 100 метров от берега по грудь.

Для дайвинга слабовато, с Красным морем не сравнить. За один раз увидел какую-то гусеницу типа рыбу, кучи морских ежей, что-то типа угря, небольшого ската, что-то типа морского карася и стаи маленьких рыб. Больше желания нырять не появилось. Правда, местные предлагали отвезти поплавать с дельфинами и порыбачить, но чего-то не решился.

На сафари уже не поехал, времени мало оставалось. И не охота было связываться с непредсказуемыми жадными кенийцами, их дорогами и непонятного рода транспортом, короче говоря, с очередной головной болью. Сходил в местный природный парк, что-то наподобие зоопарка, чем удовлетворился. Видел гиппопотама, крокодилов, антилоп, рыб разных, сейшельскую черепаху, жирафа кормил.

Завтрак в отеле был бесплатным. Наедался кукурузных хлопьев, молока, яичницы с беконом, чего в принципе, хватало на пол-дня. Ужинал в Момбасе, в принципе по 300-400 р., что еще нормально. В местном баре при отеле меньше чем за 1 000р. за ужин не обойдешься.

Григорий
14/04/2009 14:18



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Кения. Первое, с чего следует начать - откинуть предположения, что это цивилизованная страна. Провозглашаемая демократия началась несколько десятков лет назад, но таковой не стала из-за бедности страны и дикости нравов. К примеру, в ходе выборов год-два назад правительственные войска просто расстреливали толпы протестующих, всех подряд, после чего осталось много сирот, людей без крова и работы. Население жалуется на бесчестное поведение правительства, непомерные налоги, которые сама верхушка умудряется не платить. Властные структуры клановые, отражают интересы узкой группы (племени), из которого они вышли, стремятся выделить им деньги из бюджетного пирога. Остальные племена этому не радуются, говорят, что по этому поводу даже совершают протестные массовые убийства. Следствие прямое - полиция стреляет сразу же на поражение, ходят только по двое с автоматами, в темное время суток охраняет только деловой, бизнес и одновременно политический центр Найроби.

Только лишь перейдя дорогу, попадаешь в нижнюю часть города, в которой полиции не видно, а полицейский стационарный пост (стакан) просто обгажен и представляет из себя подобие заброшенного ларька. В нижней части города в темное время суток какой-то бедлам. Играет музыка в ночных барах, вход в которые напоминает контейнер на оптовке, рядом черные типа секьюрити и проститутки. Тут же прямо на улицах валяются черные бомжи, жуть какая-то. При этом народ жует корни растения, напоминающие усы земляники, называется трава мирра. Как мне объяснили, это наркотик с содержанием кодеина, поэтому народ, ее жующий, и не может спать по ночам. Травка эта разрешена для свободного употребления, стоит на наши деньги около 4 рублей пучок. Понятно, что им проще эту гадость жевать, чем сложные финансовые проблемы решать.

Мое присутствие на улице вместе с одним черным вызывает оживление, только сейчас понимаю, как это было опасно. Все зыркают, то денег просят, то выговаривают что-то типа наезда.

Когда я с несколькими черными приезжал в центр города ночью, мне сказали просто не выходить из такси, что я и не делал. Чернокожая девушка, с которой я ехал, пробовала купить билет до Момбасы на автобусе. Что тут началось! Ее окружили человек 30 черных, что-то орут, ее приглашают. Потом она сказала, что все эти типы никакого отношения к перевозкам не имели, а просто хотели денег срубить, отдать фальшивый билет и ничего с них потом не возьмешь… На меня в машине чего-то зыркают, один чуть ли не звать куда-то начал. Ну, жесть короче.

Потом в Момбасе часов в 10 вечера (темнеет в 7) встретился с несколькими подростками (лет 15), гид сказала, что они и ограбить могут. Один за локоть давай меня хватать, ну как бы маршрутка моя подошла, я руку отпихнул и залез в маршрутку (называют их матату).

Вообще отношение к деньгам у кенийцев как-то по-американски трепетное и болезненное. Мой гид по природному парку в Момбасе сказал, что если туристы не будут приезжать, то им нечего будет есть. Еще нужно учесть, что в кенийской семье от 4 до 10 детей, у большинства просто нет работы. Сельскохозяйственный сезон 3 месяца (с апреля по июнь), пока идут дожди. Выращивают картошку, потат, бобы. Кстати посевных полей я видел мало. Непонятно, то ли кенийцы ленивы, то ли не все земли пригодны. Видел, что выращивают кого-то типа коров и овец.

В общем, кенийцы просто поставлены на грань выживания. И результат таков, что черный воспринимает белого как источник доходов и способ выживания одновременно и задача у него выжать как можно больше с "белого богача".Поэтому запросто могут соврать (посадить в такси и возить вместо 20 минут 3 часа, а потом требовать оплаты), обмануть (при обмене денег подсунуть фальшивые кенийские купюры), издеваться (продать какую-то бурду в бутылке под предлогом чистой воды и сказать спасибо за покупку, забывать сдать сдачу или называть стоимость к примеру проезда в 2-3 раза больше для белого, чем для остальных), доставать (на пляже по 7 раз подойдут к одному белому разные негры предложить услуги), клянчить (заглядывать в глаза, мило улыбаться или рассказывать о тяжелой жизни в надежде на чаевые или просто просить попить колы), а также заискивать, когда нужны деньги, а потом перестать здороваться, разговаривать или послать на три буквы, когда от белого уже ничего не надо.

Что меня удивляет, то что бедность местного населения не меняет отношение к ценовой политике и доступности услуг. К примеру, проехать на экскурсию 60 км стоит 100 долларов (к примеру, проехать половину Кении на автобусе 20 долларов).А в баре нашего отеля мне умудрились продать чашку чая за 63 рубля, а потом еще удивлялись, чего это мне больше ничего не охота.

Местные черные леди в голубых мечтах видят себя замужем за белым и смену гражданства, ну или хотя бы забеременеть от него и получать содержание на ребенка. Кстати, у многих получается. Так как отдыхает много немцев, в основном достается им. Англичане, как я понял, поспокойнее в этом вопросе. Старые белые леди таскаются с молодыми мускулистыми и не очень черными, или белые мужики в годах с молоденькими черными девушками и для окружающих это не вызывает какого-то удивления.

На автобусе из Найроби в Момбасу проехал пол Кении (6 часов езды стоит 14 Евро). Обратно летел на самолете (час лета стоит 72 Евро).

Ну что, природа прекрасна. В центре страны горы, предгорья, холмы, долины. Растут в основном какие-то кустарники, в принципе растительность густая и для животноводства пригодная, но такового там немного. Возможно, из-за менталитета, может по другой причине. Ближе к востоку природа все больше похожа на пустыню. В солнечное время народу в деревнях видел мало.

Вообще, проезжаемые нами деревушки были похожими. Стандартным набором были бар, отель, магазин и церковь. Церквей, кстати, очень много и практически каждый кениец считает себя христианином, по воскресеньям ходит в церковь. Много католических приходов, евангельских протестантских церквей, причем практически на каждом углу. Мечети встречаются, но мало, мусульманки также присутствуют, но в меньшинстве.

Народ в деревнях в основном занимается возделыванием почвы. Вообще, деревеньки как бы прижимаются к дороге, как к "реке жизни", что в принципе объяснимо. На каждой остановке в нам в автобус заскакивала ватага местных продавцов фруктов, орехов и один за одним методично что-то пытались продать.

Местный прикол - сидение в покрышке. Кениец садится в теньке в покрышке и наблюдает, как мимо по главной автостраде мчатся машины, чего-то обсуждает с соседом. Ну ор, в общем.

Природа в Момбасе резко отличается от остальной страны. Здесь и влажно и пальмы кругом кокосовые и прочая буйная растительность, прямо оазис среди иссыхающей равнины.

Такси что в аэропорт, что от города в отель 20 долларов, хотя езды 20-30 минут.

Местная кенийка определила меня в отель в пригороде Момбасы-Бамбури (10 км от города) Kahama, как оказалось еще дешевле, чем я нашел в Интернете. Поселился по 31,5 евро за сутки, хотя средняя цена в других аналогичных отелях примерно составляла 35-50 евро.

Честно говоря, не переживал из-за размещения в пригороде. Город что Найроби, что Момбаса представляет из себя кишащий черный муравейник, где пешеходных переходов просто не существует. Кругом нищие, денег просят. Спросить как пройти куда-то невозможно, делают вид, что не понимают, о чем спрашиваю, сразу или в такси сажают или денег просят. Повсюду как-то все неустроено и грязно. Более-менее прилично все в деловых центрах, где банков много, но и те охраняет мужик с М-16 или Калашниковым.

В Момбасе видел форт Jesus, который представляет из себя крепость, построенную, на первый взгляд, из валунов и обмазанную глиной. Форт небольшой, особой прелести в архитектурном искусстве не представляет. Зато вид возле него на прилегающую бухту и океан просто супер, можно часами сидеть и созерцать это великолепие.

Отель удобный, уютный и убранный, несмотря на свои 3 звезды, мне понравилось. За такие деньги в Москве и Стамбуле мне предлагали только какие-то загаженные и протертые номера, сравнения никакого. До берега 200 метров. Девочки на ресепшен сообразительные, обходительные и исполнительные, сервис понравился.

Океан Индийский, ноги в нем омочил. Самое хорошее время для купания-утро и вечер, во время приливов. Днем вода уходит далеко и становится мелко. Температура воды 27, воздуха 30 по Цельсию. Песок белый. На дне кучи водорослей. Глубина до 100 метров от берега по грудь.

Для дайвинга слабовато, с Красным морем не сравнить. За один раз увидел какую-то гусеницу типа рыбу, кучи морских ежей, что-то типа угря, небольшого ската, что-то типа морского карася и стаи маленьких рыб. Больше желания нырять не появилось. Правда, местные предлагали отвезти поплавать с дельфинами и порыбачить, но чего-то не решился.

На сафари уже не поехал, времени мало оставалось. И неохота было связываться с непредсказуемыми жадными кенийцами, их дорогами и непонятного рода транспортом, короче говоря, с очередной головной болью. Сходил в местный природный парк, что-то наподобие зоопарка, чем удовлетворился. Видел гиппопотама, крокодилов, антилоп, рыб разных, сейшельскую черепаху, жирафа кормил.

Завтрак в отеле был бесплатным. Наедался кукурузных хлопьев, молока, яичницы с беконом, чего в принципе, хватало на пол-дня. Ужинал в Момбасе, в принципе по 300-400 р., что еще нормально. В местном баре при отеле меньше чем за 1 000р. за ужин не обойдешься.


Снег посреди Африки: явь или галлюцинация? - «Этим копьем я убил семь слонов!» - Мирра для храбрости - Macau предпочитают пиво - МЦН: история эфедринового наркомана - Юные токсикоманы в Найроби: «Заплати, скажу» - Фотография со шприцем - На Сейшелах: штраф 500 000 - Как меня одурачили с цитранеллой - Сара Рене - надежда островитян.

В Африке не покидает ощущение смутной, безмятежной, счастливой печали. Даже когда лендровер, послушный рукам водителя-африканца, катится сквозь саванну мимо озера с розовыми фламинго, когда тысячи птиц взмывают в небо, машущими крыльями закрывая половину небосклона, и машина несется под розовым небом, подавленный красотой и мощью природы, ты продолжаешь испытывать легкую грусть. Отчего? Почему? Не знаю. Возможно, от неотвязной мысли о собственной греховности и вине перед огромностью и доверчивостью мира, живущего по своим законам, независимо от тебя, но к которому и ты принадлежишь.

Я со своим спутником прилетел на маленьком самолете из Найроби в Амбосели, один из лучших национальных парков на юге Кении, вблизи границы с Танзанией. На летном поле пассажиров поджидали лендроверы туристических компаний, раскрашенные под черно-белую шкуру зебры; между машинами толпились африканки, вытянув руки, с которых свисали ожерелья из тропических семян, расшитые бисером кожаные пояса, платки с мордами зверей саванны. Водители подхватывают чемоданы и коробки клиентов и развозят их по кемпингам, спрятанным в окрестных зарослях. Переночевав в уютном бунгало под шум деревьев и вой гиен, позавтракав фруктами и выпив по чашке местного кофе, мы с водителем Иозепом, встречавшим нас и состоящим в штате парка, отправились куда глаза глядят. Машина неспешно петляла по дорогам вдоль озера Амбосели.

Над равниной с зонтичными акациями и колючим кустарником царственно возвышается Килиманджаро, белая шапка горы так нестерпимо ярко сверкает на утреннем солнце, что больно глазам, даже защищенным темными очками. Проклюнувшись телом сквозь люк в крыше машины и встав во весь рост, я смотрю вперед. В траве поднял голову венценосный журавль, недоверчиво разглядывая притормозившую машину. На тропе играют бойкие мартышки, вовлекая в свои причуды подружку, несущую на спине детеныша. Поодаль отдыхает безучастное ко всему семейство львов, среди них сонный старый лев с мощной золотой гривой, заметив которую замедляют ход другие звери.

Неужели никто не отваживается приблизиться к ним? - спрашиваю Иозепа.

Только масаи,- отвечает он. - Когда накурятся мирры.

Я был наслышан о воинственности масаев, догадывался об их знакомстве с психотропными растениями Долины Большого Разлома, но в записках путешественников по Восточной Африке, встречавшихся с масаями, мне не попадались свидетельства о пристрастии этих кочевых пастухов к каким-либо стимуляторам или галлюциногенам. Другое дело европейские туристы. Готовясь к африканскому сафари, многие из них прихватывают с собой наркотические вещества, чаще всего конопляного происхождения. Эти вещества стали такими же атрибутами сегодняшних искателей приключений, как для их предков, плывших две недели на германском пароходе «Кронпринц» из Неаполя в Кению отстреливать диких зверей, - спиртные напитки.

Мне и моему спутнику с трудом удалось уговорить Иозепа завернуть в деревню масаев. Воинственные гордые пастухи часто агрессивны по отношению к чужим людям, особенно к тем, кто пытается из окна автобуса сфотографировать этих рослых мужчин и женщин в красочных одеждах, со множеством медных и бисерных украшений на шее, на груди, на руках и ногах, когда они возвышаются посреди стада корон, держа за плечами копье, закинув на него кисти рук, как в русской деревне поддерживают на плечах коромысло. Пожалуйста, деньги вперед - и фотографируй, масаи примут позы какие попросишь. Но если прицелишься фотообъективом украдкой, длинноногие пастухи со скоростью антилоп будут нестись за автобусом, швыряя вдогонку камни, и не успокоятся, пока не зазвенят разбитые окна. Иозеп, сам из масаев, согласился везти нас в деревню при условии, что мы будем покупать поделки его соплеменников и оплатим сыну вождя племени (сам вождь в отъезде) время, которое он затратит на беседу с нами. Развращенные повышенным к ним интересом, скотоводы-масаи при встречах с белыми визитерами следуют самому буржуазному из современных постулатов: время - деньги.

Мы подъезжаем к деревне. Иозеп останавливает лендровер у ограды из колючего кустарника, за которой лепятся одна к другой низкие, мне по плечо, хижины из прутьев, обмазанных кизяком; хижины образуют сплошной замкнутый круг с одним проходом для людей и скота. Внутри круга из того же кустарника малый круглый загон, куда на ночь возвращаются стада, не боясь рыка бродящих поблизости зверей. Чего бояться, если крупный рогатый скот для масая священен и копье для защиты у каждого мужчины постоянно в руках или за плечом.

Не успели мы выйти из машины, как из деревни, сохраняя важность, но едва удерживаясь от бега наперегонки, торопились в нашу сторону десятка три одинаково высоких, красивых сильных мужчин в красных туниках, повязанных на одном плече, и в сандалиях на босу ногу. У всех удлиненные смуглые лица и высокие лбы, едва прикрытые курчавыми волосами, у каждого в руках черное копье. Но поражает не их воинственный вид, а действительно великое множество украшений на всех открытых частях тела. У всех уши сильно оттянуты вниз разноцветными серьгами. По легенде, масаи происходят от древних египтян. Во всяком случае, они хорошо вписываются в воображаемый пейзаж с пирамидами.

Говорят, придя с севера, масаи пригнали сюда свои стада, которых не знали обитавшие на равнине аборигены. Весь скот у подножия Килиманджаро, убеждены масаи, произошел от их поголовья, потому принадлежит им и они вправе совершать набеги на соседей, возвращая часть своего законного скота. По кенийским законам их набеги - покушение на чужую собственность, масаи же в этих угонах видят торжество исторической справедливости.

Впереди всех, никем не обгоняемый, двигался, широко переставляя ноги, как на ходулях, прекрасный воин со множеством косичек, спадавших на высокий медный люб и на мочки ушей - разрезанных, длинных, оттянутых к плечам металлическими кольцами с бисером. Если бы даже Иозеп не представил нас сыну вождя, мы бы по его царской осанке догадались, кто удостоил нас чести пожать его тонкую руку, протянутую нам со значением.

Позванивая браслетами на запястье, сын вождя, по европейским понятиям - принц, всех гостей по очереди одаривает значительным долгим рукопожатием и такой ослепительной улыбкой, словно в его мягко очерченном рту ворочались, сверкая на солнце, ледышки с килиманджарской вершины. Широким жестом принц приглашает нас в деревню, до которой шагов пятьдесят.

Лазы в хижины низки и округлы, как в пещеры, трудно понять, каким образом протискиваются в свои жилища их высокие обитатели. В траве, прислонясь спинами к теплым кизячным стенкам, сидят женщины с бритыми головами и красочными ожерельями на шее и на груди. Ожерелья облегают шею подобно стоячим воротникам средневековых нидерландских матрон. На женщинах длинные юбки из шкур антилоп и коз. Устроившись в тени, они плетут пояса, кроят кошельки, шьют куклы - все с мелким цветным бисером. Сочетание красок не случайно. Умеющие читать масайские орнаменты, могут узнать из узоров возраст человека, семейное положение, число детей, сколько убил зверей, каких именно. В деревне пятьсот шестьдесят человек.

Как называется деревня? - спрашиваю принца.

На суахили - Маньята.

А как сказать «хижина»?

Маньята!

В хижине, куда мы не без труда проникаем пригнувшись, горьковатый дымный полумрак. Только маленькое круглое отверстие в окне, сквозь которое едва протиснется рука, пропускает слабый, рассеянный пучок света. Нас встречают старик и старуха, приветливые и молчаливые. Когда глаза привыкают к полутьме, различаешь выложенные из кизяка перегородки, разделяющие жилище на тесные закутки, предназначенные, по всей видимости, для ночлега членов семьи. Посреди лачуги, где мы оказались, высится ствол сухого дерева в один обхват - то ли подпора для низкого потолочного свода, то ли ритуальный атрибут; на земляном полу три побитых почерневших кирпича, между ними тлеют угли, дымок тянется к отверстию в стене.

Старик и старуха, как все масаи, питаются молоком и свежей кровью коров - кровь достают раз в неделю из яремной вены животного. В шею коровы пускают маленькую стрелу и у отверстия держат тыквенный сосуд, пока его не заполнят кровью. Их тридцатилетний сын недавно был мораном, то есть с другими молодыми масаями жил отдельно от племени в лесных зарослях, обучаясь военному искусству, выносливости, набегам на соседние земли, возвращая в деревню потомство скота, когда-то пригнанного в эту саванну далекими предками масаев. После испытания моран получает звание младшего воина и становится равноправным членом общины.

У выхода из хижины нас уже поджидала половина деревни. Со сторон обступили плотным кольцом, дергая за рукава, шумно и радостно предлагая свои изделия. Чего только не было в перехваченных браслетами смуглых руках: куклы в туниках масаев, деревянные маски, ложки из тыквы, коврики из шкуры зебры, слоновья ступня с могучими ногтями, воинские щиты из буйволиной кожи, ножи с костяными рукоятками, длинные и короткие копья, предназначенные для туристов. Принц протягивает мне свое копье и называет сумму, по размерам сполна отвечающую статусу его коронованного отца. Мне не хотелось огорчать отказом сына вождя, в торговле такого же горластого, как все жители деревни, и я вежливо рассматривал украшенное резьбой его копье, обещая подумать над предложением. Хорошие мысли, добавил я, приходят в саванне, и я прошу принца показать саванну за деревней.

Этим копьем я убил семь слонов! - Принц уговорил меня держать копье в своих руках и идти с ним в саванну, как со своим.

В двухстах шагах от деревни Маньяты серовато-зеленый, местами белесый ковер слоновьей травы и редкие зонтичные акации, усеянные крупными темными шарами - птичьими гнездами. Трава местами помята, деревья кое-где сломаны - очевидно, здесь пару часов назад цепочкой прошли на водопой слоны, по пути срывая хоботом пучки травы. В направлении их движения и сейчас летят большие журавли, подтянув тонкие ноги к туловищу и вытянув прямой длинный клюв, создавая иллюзию медленного полета разом выпущенных бесшумных стрел. Мы обходим лужи с водой такого же красновато-ржавого цвета, как земля у нас под ногами. На горизонте остатки потрескавшихся скал, а чуть в стороне поваленное слонами или молнией гигантское дерево со множеством отростков и мощной корневой системой, похожее на доисторическое чудовище.

Принц идет впереди, я с копьем за ним, стараюсь не отставать, но мой шаг не такой широкий, как шаг его длинных ног, и мне приходится семенить, чтобы не давать расстоянию между нами увеличиваться. Рядом со мной Иозеп, а за нами - топот сандалий, позвякивание медных браслетов, негромкий говор вооруженных копьями людей, нас сопровождающих. Я обернулся: статные, коротко стриженные масаи в красных туниках походили на толпу священников, торжественно совершающих крестный ход. Здесь надо быть осторожным, повторяет Иозеп. В этих местах водятся красно-черные, похожие на паучков «найробийские мухи»; они живут под землей, изредка выползают на поверхность, почти незаметные, но если к ним случайно прикоснуться, пускают струю обжигающей жидкости. Сильный ожог рук или лица длится месяц-полтора, а попади жидкость в глаза, можно ослепнуть. «Если эту муху обнаружишь на своем теле, - советует Иозеп, - смывай ее водой, но не вздумай смахивать руками - сразу выстрелит струей». Я послушно кивал, думая про себя: сядь сейчас муха на мою шею или обнаженную руку с копьем, откуда взять воды?

Мы поворачиваем к поваленному дереву и присаживаемся на изрытый муравьями ствол передохнуть. Я прошу принца показать здешние растения, какие масаи употребляют, выслеживая зверя, чтобы снять усталость, почувствовать прилив сил, а может быть, для перехода в состояние, при котором возникают галлюцинации. Принц долго не может понять, чего я от него хочу. Иозеп, размахивая руками, растолковывает ему предмет моего интереса. Принц слушает настороженно, внезапно переспрашивает, не раздумал ли я купить его копье, которое у меня в руках и которым он, сын вождя, убил семь слонов. Получив обнадеживающий ответ, поднимается, идет к высоким злаковникам, густо вымахавшим на месте пожаров, к деревьям мвуле, кое-где общипанным и поваленным слонами. Вдали пасутся зебры и тонконогие газели. Иозеп просит идти осторожно, смотреть, куда ставишь ногу, чтобы колючки кустарников не впились в икры.

Вот! - Принц отламывает веточку от куста, мне по грудь. На мой дилетантский взгляд, точно такого же, мимо каких мы идем уже минут пять. Масаи сгрудились вокруг куста, весело переговариваясь.

О чем они? - спрашиваю Иозепа.

О кусте. Он хороший. Им нравится.

Я срываю листок, подношу к носу и беру в зубы, слегка покусываю, но не чувствую ни особого вкуса, ни запаха. Масаи навалились обеими руками на воткнутые в траву копья и хохочут. Это мирра, говорит принц. Когда масаи идут на охоту, они пьют отвар мирры, становятся сильнее и бесстрашнее. Позднее я кое-что узнаю об этом и других кенийских психостимуляторах, как воины кипятят их корни в котле, как пьют из тыквенных чашек отвар, похожий на крепкий чай, а после, ощутив прилив энергии, с азартом и весельем идут с копьем на слона, на льва, на буйвола, а потом танцуют всей деревней три дня подряд. Отвар возбуждает вроде кокаина, дает продолжительную бодрость, но при непомерном употреблении наступают последствия, как при применении других стимуляторов, - головная боль, дрожание рук, неприятные ощущения в грудной клетке, учащенное сердцебиение, рвота. У перепивших отвара повышается агрессивность, часто необъяснимая враждебность, желание кого-либо убить или покончить с собой.

Наркодельцы из Найроби и Момбасы наладили экспорт мирры в соседние африканские страны (в Сомали, например) и в Европу, но экзотическому отвару пока трудно найти спрос на рынке традиционных стимулирующих препаратов, почти таких же по цене, но действующих ощутимее. Нельзя исключить интерес к мирре, если наркосиндикатам удастся заинтересовать растением любителей новизны и экзотики.

Что принц чувствует, выпив чашку мирры? - спрашиваю я.

Что стал сильный.

А еще?

Что все красиво!

А еще?

Что пора масаям идти в другие деревни и возвращать наш скот!

Жители Восточной Африки и Арабского полуострова обнаружили наркотические свойства также у произрастающего в этих двух регионах кустарника хат. С давних времен свежие молодые побеги хата аборигены жуют перед тем, как выпить чашку кофе. Если делать это в умеренных количествах, то уходит усталость и резко понижается аппетит. Растение содержит активные субстанции - катинон и катин, в сорванном побеге они сохраняют стимулирующие свойства двое суток. В высохших листьях катинон превращается в катин, и наркотическая эффективность растений заметно падает. На первых порах, когда наркосиндикаты познакомились с растением, эта особенность удерживала их от массовой заготовки хата и экспорта в дальние страны, но с развитием воздушного сообщения и новых способов упаковки грузов хат стал появляться на наркорынках Европы и США. Его почти всегда имели при себе иммигранты африканцы и арабы.

Масаи, по словам принца, знакомы с хатом, но здесь растение не так распространено, как в других районах, особенно в близлежащих городах. Там, рассказывают туристы, хат жуют люди, когда борются со сном или хотят подавить чувство голода. Это наркотик студентов и рабочих ночных смен.

В последние годы получил распространение структурный аналог катинона и метамфетамина под названием меткатинон (на сленге «кэт» - кошка). Подпольная наркоиндустрия выпускает препарат в форме твердого легкорастворимого вещества, которое нюхают, пьют в растворе, вводят шприцем внутривенно. У нас в Центре не было зависимых от меткатинона, но я встречал их в клиниках Найроби, и по их рассказам (подтверждаемым другими источниками) можно представить особенности наркотического действия меткатинона. Оно близко к воздействию амфетаминов: после короткой и сильной гиперактивности, быстрой работы мозга, эйфории больного охватывает чувство тревоги, приходит бессонница, боль отдается во всем теле. Отравление препаратом может вызвать паранойю, бред, галлюцинации.

Когда мы вернулись в деревню, нас поджидали те же толпы людей, горласто и пронзительно наперебой предлагая свои товары. Я просто обязан был приобрести, наконец, копье сына вождя, поразившее семь слонов. Принц оказался неплохим психологом и коммерсантом. Он уже понял, что мне от покупки не отвертеться и с очаровательной белозубой улыбкой повторил поистине царскую цену, оговариваясь, что стоимость копья на самом деле выше, но он делает скидку ради дружбы масаев и кыргызов.

Ну разве устоишь?

Ночью в бунгало, прислушиваясь к реву диких зверей, пришедших на солончаки близ лагеря Амбосели, перебирая в памяти эпизоды поездки к масаям, вспоминая заросли наркотических растений, часть их древней культуры, я подумал о том, как похоже отношение масасв к этим растениям у подножия Килиманджаро на отношения кыргызов к полями эфедры в предгорьях Тянь-Шаня. Взаимодействие населения с естественными зарослями, в определенных дозах бесспорно целебными, дарованными природой для испытания разума и самозащитных способностей людей почти одинаково на континентах. Распознав их полезные свойства для лечения тела и души, возвышаясь с ними в дни ритуальных празднеств, люди не смогли удержать себя от соблазна переступить границы дозволенного опытом, постоянно увеличивать дозы, получать новые ощущения, даже ценой саморазрушения и гибели. Человеку трудно дается сделать первый шаг, но еще труднее остановиться.

Помню времена, когда государственные предприятия Кыргызстана каждый год заготавливали пятьсот тонн эфедры горной, как называют ботаники это целебное растение. Оно растет по всей Средней Азии, на Кавказе, в Сибири, и идет на изготовление лекарственных препаратов, в том числе солутана, которым лечат приступы бронхиальной астмы. Наркоманы извлекают алкалоид из растения, как извлекают опиаты из мака или из готовых эфедриновых препаратов с использованием химикатов. Попав в кровь, они оказывают на организм токсическое воздействие. Соли большинства тяжелых металлов оседают в организме, преимущественно в жировых тканях. Это приходится держать в уме практикующим врачам, когда они сталкиваются с острой интоксикацией кустарными эфедриновыми препаратами.

Перерабатывая капли и мази, содержащие эфедрин, люди научились кустарным способом получать синтетический наркотик эфедрон (жаргонное название «марцефаль», «мурцовка», «мулька» и др.). При внутривенном введении эфедрона человек ощущает подъем жизненных сил, становится чрезмерно говорлив, навязчив, прилипчив к малознакомым людям. Даже безобидная реплика по поводу его суетливости и безудержного хвастовства своими талантами, обычно мнимыми, способна спровоцировать неадекватную агрессивность. Медики отмечают особое воздействие эфедрона на подростков и прямую связь наркотика с повышенным сексуальным возбуждением. На вечеринках подростки мужского пола уговаривают девочек принять внутривенное вливание эфедрона, чтобы вызвать повышенное половое влечение и склонить к сексу.

Через два-три внутривенных вливания могут появиться признаки психической зависимости, неудержимое желание повторить уже испытанные ощущения. Повтор влечет за собой боли в области сердца и поясницы, больному снятся кошмары, охватывают приступы страха. После эфедронового опьянения чувствуются боли во всем теле, полное изнеможение, душевная угнетенность. Многим кажется, что по коже ползают мурашки.

О мурашках в нашем Центре впервые услышали от пациента лет тридцати, инженера одного из российских заводов на Волге. Он рано женился, семейная жизнь не сложилась, стал выпивать, прошел кустарное кодирование, от алкоголя отвернулся и по совету приятеля, опытного наркомана, стал принимать инъекции эфедрона. Он ощущал радость, в нем самом и вокруг бурлила безмятежная жизнь. Приятель научил выпаривать растворы подходящих препаратов, осаждать ненужные вещества, в раствор остатка добавлять химикалии, пока не получится красного цвета жидкость, легко вбираемая в шприц. Он чувствовал прилив работоспособности, мог сутки трудиться, но это была иллюзия деятельности, почти не оставлявшая следов. Организм требовал возрастающих доз и частых повторений (до пятнадцати - двадцати инъекций в сутки), и когда больной поступил к нам, его руки и тело были настолько исколоты, что казались покрытыми густой сыпью. Но не это вызывало беспокойство врачей. При опийной наркомании обычно потребляется относительно чистый исходный продукт, он может повысить устойчивость пациента к наркотику до пятидесяти - шестидесяти доз, для нормального человека смертельных, и поражение мозга не так сильно прогрессирует. А тут постоянное накопление в организме солей марганца привело к отравлению мозга: стал погибать мозг и с ним двигательные центры, уже едва шевелились руки, ноги, лицевые мышцы. К нам привезли восковую фигуру, у которой живыми казались только глаза.

Интересна деталь - пациент был одним из руководителей предприятия, но деградация личности на глазах большого коллектива нисколько не отражалась на его статусе и карьере. Это вполне отвечает нашему менталитету: если человек не отъявленный негодяй, не причиняет другим зла, его стараются прикрыть, поддержать, прийти на помощь, как ее понимают добрые и мягкосердечные люди.

К нам его привел, а точнее сказать, принес отец, после того как нашел сына лежащим как труп в темной квартире. Звуки и свет его раздражали, не было сил пройти в туалет, он все делал под себя, и, как он потом рассказывал, по его телу ползали насекомые. А однажды под кожей прополз, буравя мышцы, червяк, и только лень мешала дотянуться до червяка и выкинуть в окно. Это типично для потребителей стимуляторов - то бешеная работоспособность, то три-четыре дня мрачного, бессмысленного лежания, при котором нет охоты даже открывать рот. Если сравнивать его состояние, когда он впервые появился у нас, с симптомами какого-либо другого заболевания, то представить можно больного после тяжелейшего инсульта или человека, которого двадцать - тридцать лет лечат в психиатрической лечебнице, - он весь пропитан нейролептиками или сумасшедшими дозами лекарств, предназначенных остановить психоз. Но еще оставалась безумная тяга принять наркотик, чтобы хоть на мгновение выйти из оцепенения. Перед тем как обратиться в наш Центр, отец показывал сына невропатологам, но, не зная способов приготовления эфедрона, они затруднялись поставить точный диагноз и лечили препаратами, как если бы у него была болезнь Паркинсона и надо было лишь устранить скованность и вернуть подвижность оцепеневшим мышцам.

           

Целебное масло мирры популярно во всём мире. Его уникальные свойства упоминаются ещё в Библии. Получают такой продукт из смолы одноимённого дерева. Это масло ценится благодаря своим чудодейственным свойствам.

Что это такое?

В действительности масло мирры - это древесная смола. Её скопление происходит в тех местах, где кора дерева повреждается. В связи с тем, что в этой смоле содержатся эфиры, кажется, что кора ароматизирована. Само масло получается путём дистилляции.

Внешне мирровое масло похоже на тянущуюся жидкость. Аромат у него - это сочетание нот древесины и дыма. Цвет - желтоватый, может быть бледным, а иногда встречается масло яркого янтарного оттенка.

Полезные свойства для медицины

Это ещё не все вещества, которые содержатся в масле мирры. Но именно они дают возможность врачам рекомендовать это средство, чтобы:

  • снять воспалительный процесс в лимфоузлах;
  • улучшить кровообращение;
  • ускорить заживление тканей после операций;
  • восстановить иммунитет;
  • нормализовать работу желудка и кишечника;
  • восстановить функции матки;
  • скорректировать менструальный цикл;
  • расслабиться.

Мирра - это великолепное противогрибковое средство. Достаточно нескольких процедур с использованием этого эфирного масла, чтобы избавиться от такой проблемы. В медицине широко применяется и его отхаркивающее свойство. Поэтому при бронхитах и всевозможных простудах обязательно прописывают ингаляции с маслом мирры.

Масло мирры. Свойства и применение в косметологии

Угри, сыпь, дерматиты различного характера могут быстро исчезнуть, если правильно применить мирровое масло. Если регулярно его использовать, то можно даже подтянуть овал лица, избавиться от мелких морщин и рубцов, попрощаться с венозными сеточками, вернуть былую упругость.

В каких целях косметологи используют мирровое масло?

  1. Для сухой кожи, чтобы устранить трещины и восстановить нормальный водный баланс.
  2. Для увядающей кожи, чтобы помочь клеткам регенерироваться, вернуть упругость, эластичность.
  3. Для проблемной кожи, чтобы убрать все воспаления.

Важно отметить, что масло мирры помогает справиться с ожогами, убрать послеоперационные рубцы, а также вылечить такие серьёзные болезни, как лишай, экзема или даже герпес.

Как правильно выбрать?

Масло миррового дерева сегодня производят несколькими способами:

  1. Методом дистилляции.
  2. Углекислой экстракцией.

Если это дистиллированное масло, то у средства будут более эффективные и мягкие свойства. Его можно будет без опаски наносить на чувствительную кожу. Масло, полученное путём экстракции, требует особого внимания. Нужно внимательно и аккуратно наносить его, т. к. оно может легко вызвать аллергию или другие неприятные проявления.

Противопоказания

Несмотря на многочисленные полезные свойства масла мирры, у него есть и свои противопоказания для приёма внутрь:

  • Болезни печени.
  • Воспаления кишечника.
  • Почечные инфекции.

Строго противопоказан приём растения, его экстрактов беременным женщинам. Оно увеличивает тонус матки, что может привести к выкидышу или преждевременным родам.

Правильное использование

Нужно правильно использовать масло «Мирра». Применение во многом зависит от проблемы, которую нужно победить. Чтобы ухаживать за волосами, кожей тела и лица можно средство добавлять в уже привычные косметические препараты. На каждые 10 мл базовой основы достаточно 5-7 капель масла.

Есть проблемы с полостью рта? Мирру используют для полосканий. В тёплой чистой воде просто растворяют 2-3 капельки средства.

Мышечные боли и частые спазмы ест возможность победить, если делать компрессы с мирровым маслом. Они должны быть обязательно холодными. В стакан воды добавляют 7 капель средства. В раствор окунают тряпочку из натурального материала. Затем её следует приложить непосредственно к больному месту.

Активно масло мирры используют в ароматерапии. Оно успокаивает, позволяет избавиться от бессонницы, убирает депрессию, сильное напряжение и нервные расстройства. 5 капель средства нужно добавить в аромалампу. Это позволит в полной мере насладиться приятным запахом мирры и нормализовать свои эмоции.

Ароматические ванны помогут расслабиться. Необязательно полностью погружаться в воду с маслом мирры. Можно сделать эффективные ванночки для ног или для рук. Это поможет отдохнуть от лишних хлопот.

Мирра для ногтей

Эфирное масло мирры благотворно влияет на ногти. С его помощью можно укрепить ногтевую пластину, избежать расслоения, залечить трещинки и воспаления, которые присутствуют на кутикуле. Оно прекрасно питает ногти, а также лечит их, т. к. обладает антисептическим действием.

Питательное средство можно сделать и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого потребуется:

  • 4 капельки миррового масла.
  • 15 капель
  • 1 большая ложка миндального масла.
  • 10 капелек лимонного эфирного масла.
  • Большая ложка

Получившуюся смесь переливают в ёмкость из тёмного стекла. Ей нужно настояться около суток. Только потом можно использовать. 1 капля на 1 ноготь ежедневно и ногти будут здоровыми, блестящими и красивыми.

Мирра для кожи

Для красоты кожи лица и тела эфирное мирровое масло можно применять несколькими способами:

  • В чистом виде.
  • В качестве добавки к имеющимся средствам.
  • Как ингредиент «домашней» косметики.

Некоторые рецепты очень просты и доступны каждой женщине:

  1. Омолаживающая маска-лифтинг. Понадобятся овсяные хлопья (50 гр). Их нужно тщательно перемолоть в муку. В таком виде их заливают 30 мл жирных сливок. В этот состав добавляют 5 капель миррового масла. Готовое средство наносят на кожу, через 20 минут смывают, а поверх накладывают питательный крем. Результат - чистота и упругость кожи уже спустя несколько сеансов.
  2. Маска от рубцов поможет убрать следы от угрей, ран, воспалений. 3 капли эфирного гвоздики и мирры добавляют в 10 мл обычного крема. Готовый препарат наносят на нуждающиеся в том участки. Смывать маску не нужною Достаточно подождать, пока всё средство впитается.
  3. Маска - активное увлажнение. Это идеальное средство, которое спасает от сухости кожи. Понадобится 2 измельчённых листа шпината, 15 мл витамина Е и совсем немного (буквально 3-4 капли) масла мирры. Маска наносится на четверть часа, потом смывается.