Как потерять контроль над собой. Как справиться со страхом потерять контроль над жизнью. Как избавиться от страха сумасшествия при ВСД




В голове прочно засело: «А что, если???» Но вот ты делаешь шаг вверх по трапу, мгновение — и твоя судьба в руках изменчивой фортуны. Турбулентность, декомпрессия, аварийная посадка… Лучше не продолжать этот список. В эти моменты желудок сжимается в комок от страха, а холодные и потные руки начинают искать не менее потные руки соседа по креслу. Убежденные атеисты по всем законам парадокса начинают верить в Бога и обещают ему вести себя хорошо: только бы пронесло! В общем, такой страх может подпортить тебе не только долгожданный отпуск, но и значительно усложнить жизнь.

Так что же является причинами панического страха полетов? И почему мы не можем в себе его заглушить?

Игры подсознания

Каждый год выходят все новые и новые версии ipad, ipod, iphone, а наш мозг — спустя 20 столетий — так и не научился обновляться. Он все еще думает, что люди не птицы и летать нам не дано: мол, раз у нас нет крыльев, мы не должны подниматься в небо. Такой страх полета находится у нас где-то глубоко в подсознании(на соседней полке с той, где находится страх змей и пауков).

Совет: 50 лет назад передача писем по e-mail тоже казалась чудом. Прогресс не стоит на месте, поэтому тому, что мы летаем, нужно не удивляться, а радоваться.

Популярное

Страх потерять контроль над ситуацией

Это причина, скорее, свойственна сильной половине человечества. Многие мужчины боятся летать из-за того, что не управляют самолетом, а значит, ничего не контролируют. В случае возникновения нештатных ситуаций им не приходится рассчитывать на себя и свои силы. Проще говоря, когда ты за рулем машины, все зависит только от тебя. С самолетом же все совсем иначе: техническая неисправность, пилот не справился с управлением… Здесь твоя помощь явно никому не понадобится. Разве что попросят не нервничать и сохранять спокойствие.

Совет: на дороге тоже не все зависит от тебя. Есть еще гололед, плохие тормоза и пьяные водители. А за штурвалом сидит профессионал, который наверняка сможет справиться с внештатной ситуацией.

Танатофобия

Боишься нежданно-негаданно увидеть ту самую старуху с косой? Возможно, у тебя танатофобия. Именно так называется неконтролируемый страх внезапной смерти. В данном случае это боязнь авиакатастрофы. Отличие танатофобии от обычного страха заключается в том, что она возникает вне зависимости от того, есть угроза жизни или нет: человек просто опасается незнакомого. Такая боязнь возникает по независящим от нас причинам.

Совет: мысли о смерти сильно портят жизнь. Наслаждайся моментом, а не бойся того, что случится когда-нибудь потом.

Акрофобия

Если в детстве ты рассказывала стихи, стоя на табуретке, лазила с мальчишками по деревьям или прыгала с тарзанки, тогда можешь быть абсолютно уверена: аэрофобия — это не про тебя. Многие люди боятся летать из-за навязчивого страха высоты, который преследует их на протяжении всей жизни. По трапу начнешь подниматься — голова закружится, а что уж говорить про полет на уровне нескольких тысяч метров над землей?!

Совет: поселись на высоком этаже или сходи на аттракцион. Возможно, это поможет тебе справиться со страхом. Тогда ты сможешь летать без проблем.

Клаустрофобия

Самолет, конечно, не лифт, но пространство тоже замкнутое. Поэтому если, поднимаясь на борт, ты испытываешь удушье и дискомфорт, тебя настигла боязнь замкнутого пространства. Клаустрофобия возникает из-за страха лишения свободы: люди с этой фобией, как правило, боятся не конкретных мест, а, скорее, того, что может случиться с ними, если они будут находиться в этом месте.

Совет: если ты испытываешь клаустрофобию, то тебе лучше посетить психолога. Этот страх наверняка мешает тебе не только летать на самолете, но и ездить в метро, пользоваться лифтом и находиться в небольших помещениях.

Боязнь террора

Участившиеся в последнее время террористические акты то и дело наводят на мысль: «А вдруг взрыв, поджог?» И вот в твоей голове уже замелькали страшные картинки из телевизионных репортажей, которые как бы подсказывают тебе, что надежнее остаться дома.

Совет: к сожалению, от террористической атаки мы не застрахованы нигде. И, кстати, аэропорт далеко не самое опасное в этом смысле место. Так что не думай о плохом.

Сильные чувства привязанности и ответственности

Привязанность к близким людям или, что еще важнее, ответственность за кого-то… В такие моменты ты особенно уязвима. Ты переживаешь не столько за себя, сколько за другого человека: «А вдруг что-то случится? Что будет тогда?» В результате ты боишься лететь.

Совет: похвально, что ты заботишься о дорогих тебе людях, но опека не должна быть гипертрофированной. И уж тем более твои добрые чувства не должны мешать тебе жить полной жизнью.

Боязнь природных катаклизмов

Знакома ситуация, когда вся жизнь пролетает перед глазами, а в голове никак не получается выключить картинку, на которой самолет пронзает молния и он разваливается на куски? Самое обидное, что и в этой ситуации ты абсолютно бессильна. Если, конечно, ты не Перун — бог грома и молний.

Совет: метеослужбы своевременно оповещают пилотов о погодных условиях, поэтому шанс, что твой самолет окажется в зоне урагана, ничтожно мал. А страшную картинку ты наверняка увидела в фильме. Может, не стоит смотреть фильмы-катастрофы на сон грядущий?

Страх ухудшения состояния здоровья во время полета

Ты боишься, что во время перелета внезапно почувствуешь себя нехорошо, а рядом не окажется ни таблеток, ни врача, ни больницы.

Совет: перелет, конечно, может стать нагрузкой на твой организм, но не настолько опасной, чтобы он дал серьезный сбой. Если знаешь о проблемах со здоровьем или просто хочешь перестраховаться, перед полетом сдай анализы и проконсультируйся с врачом.

Как бы странно это ни звучало, но лучшее средство от аэрофобии — это перелеты. Чем чаще ты летаешь, тем меньше боишься. А еще, конечно, позитивный настрой. Думай о хорошем, тогда полет пройдет незаметно!

Вы не понаслышке знаете, что такое страх страха? Из этой статьи вы узнаете, как он у вас появляется. И чего на самом деле боится человек с фобофобией.

Что такое фобофобия?

На вершине пирамиды из всевозможных фобий и страхов восседает так называемая фобофобия – страх страха. Это боязнь того, что вами завладеет иррациональный страх. Или того, что вам снова придется пережить ощущения страха, которые когда- то вас терзали.

Страх перед страхами перестает быть связанным ситуациями, вызвавшими негативные переживания. Фобофобия в отличие от других фобий замкнута на себе и не требует никаких внешних подпиток. Если вы боитесь пауков, то вам не страшно, пока вы не видите паука или вы не представляете себе его. А когда вы боитесь бояться – ваш страх уже сбылся и сбывается постоянно.

Чего на самом деле боится человек со страхом страха?

Однажды тяжело пережитый страх может вызывать ужас. На самом деле, испытывая страх перед страхом, вы можете пугаться множества вещей.

  1. Ощущения страха и паники сами по себе могут быть мучительны. Вы можете бояться заново пережить болезненное ощущение ужаса .
  2. Переживание страха может восприниматься как угроза здоровью . Это происходит потому, что симптомы ужаса могут напоминать симптомы сердечного приступа или приступа астмы. Естественно, могут возникнуть опасения за свою жизнь. В результате страх начинают вызывать любые подозрительные ощущения в теле.
  3. Некоторые симптомы страха – необычные ощущения в голове, головокружение, ощущение потери связи с реальностью, зрительные искажения могут казаться признаком наступающего безумия. Неудивительно, что впоследствии испуганный человек боится за свой рассудок .
  4. Некоторым людям бывает страшно потерять контроль над собой .

Во-первых, может пугать потеря контроля над своим телом . Дело в том, что ощущения ужаса могут сопровождать такие неприятности, как непроизвольное мочеиспускание или понос. Страшно опозориться, попав в неловкую ситуацию. Некоторые люди бояться упасть в обморок в неподходящем месте, например на высоком эскалаторе.

Во-вторых, страшно потерять контроль над своим поведением . Бывает так, что со страху наговоришь того, чего не следовало бы. Или сделаешь то, чего не следовало бы. На волне страха ведь можно и подраться. От этого возникают опасения нарваться на неприятности.

В-третьих, пугает потеря контроля над своей памятью . Из-за страха перед экзаменом из головы могут вылететь все знания.

В-четвертых, вызывать опасения может потеря нужной концентрации внимания . Если вы ведете машину, то потеря внимания может представлять для вас угрозу.

Как запускается страх перед страхом?

Если страх страха у вас связан с определенной ситуацией, то когда вы в нее попадаете, он многократно усиливается. Так бывает при вождении автомобиля или поездках в метро.

Запускать новый приступ ужаса могут необычные ощущения в теле или любая эмоция. А они возникают в любых стрессовых ситуациях. Стрессорами могут быть как полученная от начальника выволочка, так и долгожданное свидание. О том как стресс приводит к паническим атакам вы можете прочитать в статьях «Как реакция бей или беги приводит к паническому неврозу» и «10 способов уменьшить вероятность панической атаки».

Иногда достаточно представить себе нечто волнительное, вспомнить о чем-то. А дальше подключается воображение и память. Как только вы вспоминаете как мучителен может быть приступ ужаса, вас охватывает страх. Как только вы начинаете представлять себе катастрофические последствия паники, она не замедлит себя ждать.

Страх страха увеличивает общее напряжение и сам по себе повышает вероятность нового приступа страха. Вы внимательно наблюдаете за состоянием своего организма. Стоит вам только заметить что-то необычное, вы пугаетесь. Тут же выбрасывается адреналин. И вот уже сердце начинает бешено колотиться, дыхание перехватывает, кружиться голова. Это усиливает страх. Вы все больше боитесь его последствий. Выбрасывается новая порция адреналина. И вот уже желудок сворачивается в узел, кровь отливает от лица и вас уже тошнит от ужаса. Выходит настоящий замкнутый круг.

Страх перед страхом может стать привычкой бояться. Чем дольше у вас страх страха, тем чаще вас посещают болезненные переживания. Если вы не будете бороться с фобофобией, проблемы будут множиться. Гораздо труднее избавиться от длительно существующей боязни страхов.

Мало приятного испытывать страх. Естественная реакция – избегать ситуаций, в которых он возникал. Именно так многие начинают избегать важных встреч, путешествий, поездок в метро. Особенно тяжело, когда человек избегает выхода из дома и становится затворником. Здесь одна из функций страха – избегание опасностей начинает работать против него. Избегание лишь усиливает страх страха. Оно ограничивает свободу и лишает жизненных перспектив. О том как избегание увеличивает количество страхов вы прочитаете в статье «Избегание пугающих ситуаций и генерализация страха» .

И что же со всем этим делать? О том, как справиться с фобофобией, вы узнаете из статьи «

Понятие диссоциативного ступора в психиатрии рассматривают как обездвижение человека посредством отказа двигательных функций, которое может длиться от двух минут до нескольких часов.

Чтобы диагностировать эту патологию предусмотрены обследования и спектр исследований, что дает полную клиническую картину и наличие симптоматики.

Предпосылки для диссоциативного расстройства – это психические травмы, стрессовые ситуации

При кратковременном приступе ступора лечение в большинстве случаев не требуется, но в критической ситуации принимают меры врачи-психиатры.

Психические функции перестают воспринимать команды мозга, ощущения отключаются, и человек теряет контроль над своим телом. Психические проблемы, вызванные межличностными конфликтами в семье, могут спровоцировать длительное состояние ступора.

Случающиеся в жизни катастрофы глобального масштаба, несчастные случаи или смерть на твоих глазах человека – все приводит к оцепенению и человек перестает контролировать свое тело.

Являясь разновидностью конверсионного расстройства, патология характеризуется реакцией на стрессовое событие в жизни, что проявляется быстрыми темпами.

Расстройство внешне выглядит как замирание человека, но его основные функции, дыхание, моргание продолжают присутствовать

Может также временно отсутствовать речь, человек неспособен будет какое-то время реагировать на шум и свет. Часто возникновение соматических симптомов может привести к ошибочному диагнозу неврологической проблемы, что влечет за собой лечение в неверном направлении.

Такие разновидности диссоциативных расстройств, как амнезия, фуга или расстройство идентификации, протекают наряду со ступором.

При амнезии происходит внезапное прекращение болезни, появление рецидивов маловероятно. Фуга – явление кратковременное и практически отсутствуют рецидивы. При выявлении диссоциативной идентификации диагностируют хроническую форму патологии, в тяжелой форме заболевания.

Причины расстройства

Понять этиологию диссоциативного расстройства способны врачи-психиатры, которые разобравшись в психотравмирующей ситуации, делают вывод о провоцирующих болезнь факторах. Среди основных причин появления диссоциативного ступора следующие:

  • частые стрессовые ситуации, травмирующие психику;
  • психические травмы;
  • недостаток внимания в младшем возрасте;
  • смерть близкого человека;
  • физическое насилие в семье;
  • неспособность воспринимать себя как личность;
  • панические страхи;
  • конфликты на работе, увольнения;
  • автомобильные аварии и насильственные действия;

Провоцировать припадки у слабонервного человека или подверженного панике, могут стихийные явления, такие как ураганы, наводнения или падения самолета.

На практике врачи могут помогать людям, перенесшим бедствие, но они, в свою очередь, должны сами этого хотеть и идти на взаимный контакт. С детства родители, не прививающие значимость ребенку и чувство ответственности, оказывают этим пагубное влияние на психику ребенка.

Даже ситуации, не угрожающие жизни, у людей с диссоциативным расстройством могут привести к замиранию тела. В школе конфликты со сверстниками или экзамены, испуг собаки или автомобильная авария – все это является провокацией приступов заболевания.

Раннее диагностирование болезни приведет к ее полноценному лечению, а также профилактике подобных случаев в будущем. В некоторых случаях биологические факторы влияют на возникновение болезни, перенесенные заболевания или недостаток внимания в переходный для детей период. При потере близкого человека или разводе может возникнуть диссоциативное расстройство, в легкой форме болезнь быстро лечится психиатром.

Проявление заболевания на его пике может помочь охарактеризовать его тип и степень угрозы, варианты развития и течение. Принятие близко к сердцу непредвиденной ситуации оценивают как высокую степень серьезности угрозы, при этом исследовано, что детский мозг более восприимчив, по сравнению с мозгом взрослого.

Симптомы ступора

Определить по внешним признакам состояние диссоциативного расстройства зачастую сложно, необходимо обследование на специализированном оборудовании и нахождение в стационаре.

Врачи следят за пульсом и дыханием больного, показателями во время сна и бодрствования, также резюмируют все результаты и приходят к окончательному диагнозу. Симптомом такой патологии может быть неадекватная реакция на внешний стимул, шум, свет, боль и т.д.

Симптомы диссоциативного ступора:

  • больной замирает и не реагирует на внешние раздражители;
  • отсутствие речи и обратного контакта;
  • отсутствуют спонтанные движения;
  • нарушения координации глаз;
  • неадекватная реакция на прикосновения и боли.

Только благодаря специализированному оборудованию можно определить, что человек не спит и понимает, где он находится и что с ним происходит.

При эмоциональном или психогенном ступоре пациент выглядит заторможенным, может иметь аффективное напряжение.

Состояние страдания и отчаяния видно по мимике лица, учащенный пульс и слезливость глаз – симптомы заболевания, их появление провоцируют воспоминания о трагических событиях в жизни человека

Как установить диагноз

При установлении заболевания по симптомам оценивают показатели на момент приступа и после него, данные родных и близких, медиков, затем следует диагноз. Важно не спутать диссоциативный ступор с другими неврологическими и психическими расстройствами, выяснив течение приступа.

Во-первых, необходимо выяснить данные о психологической травме или соматическом расстройстве.
Во-вторых, провести диагностику на предмет наличия реакции на внешние раздражители и двигательные функции организма

Оцепенение и замирание тела свидетельствует о наличие ступора, а его длительность о прогрессирующем заболевании. Неврологи обязаны дать заключение об отсутствии причин для госпитализации. Исключение органических заболеваний ЦНС и нарушения головного мозга констатируется неврологом. МРТ или КТ делают для исключения поражения коры головного мозга и полушарий, вследствие стихийных бедствий, также осмотр травматологом.

Если отсутствовали стрессовые ситуации, диагноз может быть поставлен под сомнение. Симптомы, которые снимают при помощи гипноза, характеризуют как психогенные. Диагностируют ступор зачастую у людей старше сорока лет, в хронической форме либо на стадии предпосылок начала патологии.

Лечение

Одних бесед для устранения такого явления недостаточно, нужна госпитализация в психиатрическую лечебницу. Применяемое ранее барбамил-кофеиновое растормаживание сейчас не актуально из-за входящих в состав наркотических составляющих. Медикаментозное лечение проводится в стационаре при помощи диазепама и флуоксетина.

После трагической стрессовой ситуации проводятся беседы с больным, разъясняется, что причины заболевания вызваны психическими причинами.

Помочь выйти из состояния ступора призваны психотерапия и психоанализ, смена обстановки и окружение близкими людьми. Пациенту необходимо внятно объяснить, как выйти из состояния ступора, правильно относиться к причинам заболевания, не винить себя в случившемся.

Применяя психологические методы, лечащий врач расширяет воображение пациента, дает ему понять, что стрессовая ситуация больше не повторится.

Вторичные выгоды от заболевания должны быть диагностированы на ранней стадии, чтобы избежать, к примеру, ложного присвоения группы инвалидности человеку.

Когда человек выходит из патологического состояния ему необходимо повторно пережить все ощущения и вспомнить события, изменив к ним отношение. Поговорив с психологами о происшедшем, человек меняет свою точку зрения.

Чтобы избежать ярко выраженной астении выздоровление должно быть постепенным и под контролем врача-психиатра. Разновидностью патологии является депрессия, психологи делают благоприятный прогноз, так как ступор в большинстве случаев внезапно возникает и проходит.

ГЛАВА 4 Страх потери контроля над ситуацией

Под воздействием склада характера или негативного опыта в прошлом многие из нас перестают доверять другим. Этот простой факт имеет колоссальное значение для вашего ощущения во время полета. Полет, будучи явлением непонятным и потенциально опасным, активирует в нашем сознании недоверие, неумение передать ответственность за вашу жизнь и здоровье другим людям, причем активирует в гипертрофированной форме. Если вы можете идентифицировать подробную проблему у себя, вам необходимо заменить привычку НЕ ДОВЕРЯТЬ на привычку ДОВЕРЯТЬ. Как это сделать? Это не сложно, хотя и не совсем приятно. Подробные инструкции я приведу ниже, в разделе «Что же делать со своим страхом».

Реальные опасности и то, что таковыми только КАЖЕТСЯ.

У вас будет продолжать развиваться аэрофобия, до тех пор пока вы не заставите себя мыслить фактами, а не предположениями. Согласитесь, ваши предположения вполне могут быть ошибочны, в отличие от ФАКТОВ. Любая фобия основана на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ, а для победы над ней нужны только факты.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Пример № 1

Вы со своими друзьями отдыхаете на природе. Погода прекрасна, у вас восхитительное настроение, шашлык уже почти готов и ничего не предвещает беды. В этот момент один из ваших друзей вскрикивает от испуга и говорит, что ему показалось, что он только что видел в траве змею.

Все ваши чувства и эмоции поменяются в ту же секунду, вы будете напряжены, ваше прекрасное настроение сменится желанием покинуть то место, где вы находитесь. Все для того, чтобы обеспечить вашу личную безопасность. Факта наличия змеи нет, однако ваш отдых – испорчен, так как вам КАЖЕТСЯ, что вы в опасности.

Пример № 2 Маленький ребенок боится, что в туалете живет Бармалей. Его поведение сопряжено со страхом Бармалея, посему он обходит туалет стороной, просит держать ночью свет включенным, сопровождать его в туалет и т. д. Факта наличия Бармалея нет, но для мозга малыша этот вымысел о Бармалее – почти свершившийся факт.

Следовательно,

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Дети с небес автора Грэй Джон

8. НОВЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СИТУАЦИЕЙ Когда ребенок не слушается или отвергает контроль со стороны старших, позитивное воспитание не определяет его поведение как плохое или неправильное, но просто констатирует, что ребенок вышел из-под контроля - из-под

Из книги Тип Один автора Кьюрри Алан Роджер

автора Холлис Джеймс

Глава 2. ПЕЧАЛЬ, ПОТЕРИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Исцели свое сердце! автора Хей Луиза

Глава 6 Другая любовь, другие потери Кроме расставаний, разводов и смерти существуют и другие виды потерь, и некоторые из них более очевидны, чем другие. Легко распознать такие виды потерь, как выкидыш или потеря работы. Другие не так просто увидеть – например, неудача в

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Страх как полезный сигнал. Как происходит манипуляция людьми через страх? В предыдущей главе мы начали говорить о пользе страха, вернее, о его гражданской и общественной функции. Давайте сейчас рассмотрим нашего врага еще ближе, может быть он уже и не покажется

Из книги Поддержание порядка в душе [Практическое руководство по достижению эмоционального комфорта] автора Кэррингтон-Смит Сандра

Глава 1 Страх смерти как основа всех наших страхов. Страх столкновения с потусторонним миром Сегодня утром я проснулась в холодном поту. Мне снилось, что все вокруг вдруг стало подчиняться не привычным нам законам природы и разума, а какой-то неведомой силе, которая

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Глава 1. Отпираем входную дверь Страх перемен, страх неизвестного Не смотрите в прошлое с печалью. Оно не вернется. С умом улучшайте настоящее. Оно – ваше. Идите вперед, навстречу туманному будущему, без страха. Генри Уордсворт Лонгфелло Стоя в открытых дверях, мы, наконец

Из книги Неудача – путь к успеху [Как заставить прошлые ошибки работать на нас] автора Ридлер Билл

Самостоятельность и ощущение контроля над ситуацией Помимо тревоги от ощущения неопределенности Эмили испытала стресс. Она вдруг поняла, что теперь меньше контролирует собственную работу, чем раньше, и это стало для нее настоящим шоком. Теперь ей нужно согласовывать

Из книги Дрессировка твоей девушки автора Садковский Сергей

Глава 3 Вы можете справиться с любой ситуацией? Как научиться не отступать перед трудностями Наша жизнь определяется не тем, что с нами происходит, а тем, как мы реагируем на это; не тем, что преподносит нам жизнь, а тем, как мы к этому относимся. Позитивное отношение влечет

Из книги Душевные омуты [Возвращение к жизни после тяжелых потрясений] автора Холлис Джеймс

Глава 17. Признаки потери интереса Как узнать, что девушка теряет к тебе интерес? Этот вопрос мне часто задают парни, у которых появляется такое внутреннее чувство. Я сам проходил через это, и знаю, что мое предчувствие часто оказывалось правильным на

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 2. Печаль, потери и предательство

Из книги Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть автора Кюблер-Росс Элизабет

Глава 17. Старение, потери и сексуальное развитие Процесс старения накладывает на развитие непреодолимый отпечаток инволюции. Болезни и общее ухудшение здоровья могут преждевременно положить конец сексуальной жизни, однако при отсутствии конкретных заболеваний это

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Глава 4. Потери ДЭВИДМолодой человек, заканчивавший писать диссертацию по психологии, боролся за жизнь тяжело больного деда, который с детства помогал растить его. По его словам, частью этой борьбы был выбор: брать ли ему отсрочку на последнем курсе, чтобы больше времени

Из книги автора

Страх потери контроля «Мы полагаем… что управляем своими жизнями; мы строим планы и заводим записные книжки, а затем, когда оборачиваемся, чтобы взглянуть на себя, понимаем, что у жизни своя структура, свой вектор». * * *В один прекрасный день в конце марта я возвращалась на

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.