Неврозы у детей неврология. Проявления неврозов на фото. Что такое психическая травма как причина невроза




Невроз у детей - психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности. Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов. Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

    Показать всё

    Невроз у детей: описание заболевания

    Невроз у детей - заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

    Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.

    Основные клинические проявления и виды

    Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

    • невроз страхов;
    • навязчивых состояний;
    • депрессивный;
    • истерический;
    • неврастения;
    • ипохондрический тип невротических реакций;
    • нервная анорексия;
    • заикание;
    • тики;
    • расстройства сна;
    • энурез и энкопрез;
    • невротические расстройства аппетита;
    • патологические привычные действия.

    Общие невротические расстройства

    Общие неврозы - самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

    Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

    Невроз - причины возникновения, симптомы, виды и способы лечения

    Невроз страхов

    Невроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях - с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

    У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

    Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность - 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

    Отмечается наличие особой формы неврозов страха - "школьный невроз". Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

    Истерический тип

    Истерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и голосовых связок.

    У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.

    У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.

    Невроз навязчивостей

    Невроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.

    Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.

    Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.

    Депрессивный вид

    У таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.

    В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.

    Неврастения

    Эта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.

    Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.

    Ипохондрический невроз

    У детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.

    Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.

    Нервная анорексия

    У таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.

    При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.

    Системные неврозы

    Эта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях - у подростков.

    Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.

    Заикание

    Клинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.

    Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи - логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.

    Тики

    Невротические тики - различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.

    Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.

    Расстройства сна

    У пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.

    Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.

    Анорексия

    У больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.

    Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции - 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.

    Энурез и энкопрез

    Энурез - недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.

    Энкопрез - непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.

    Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.

    Патологические привычные действия

    У таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.

    Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.

    Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.

    Лечение и коррекция

    Лечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.

    В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.

    Профилактика

    Профилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

    Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

Такое явление как неврозы у детей представляет собой реакцию маленькой личности на психическую травму.

Это ответная реакция детской психики на негативную ситуацию, которая длится достаточно долго. Только небольшое количество родителей понимают всю серьезность данной проблемы.

Особенности неврозов у детей находятся в прямой зависимости от возраста. Психика детей дошкольного возраста, школьников, тинейджеров наиболее уязвима.


Неврозы у детей впервые могут проявиться в возрасте 2 или 3 лет. Этот период характеризуется проявлением негативизма, строптивости, постоянного противостояния с родителями.

В 3 года дети пытаются осознать собственную значимость и отстоять свои интересы.

Неврозы у детей школьного возраста и неврозы у детей дошкольного возраста характеризуются остротой восприятия и реагирования на различные травматические ситуации.


Неврозы у детей и подростков могут быть связаны с особенностями характера или же с имеющейся предрасположенностью к заболеваниям такого рода.

Неуверенность в себе, возбудимость, стеснительность, повышенная активность, эмоциональность, раздражительность, зависимость от чужого мнения являются предрасполагающими чертами, ведущими к невротическим расстройствам у детей.

Причины неврозов у детей зависят от различных факторов.


В 3 года дети могут испытать большой стресс из-за разлуки с близкими или же из-за посещения детского сада, кружков и других детских коллективов (возникает проблема с адаптацией и социализацией).

У ребят постарше основными причинами бывают проблемы в семье, взаимоотношения с одноклассниками, насилие со стороны близких родственников, страх.


Также провокационными факторами, вызывающими невротические реакции у детей, могут быть:

  • патологии во время беременности (частые стрессы, гипоксия плода, тяжелые роды);
  • изменения привычного образа жизни (смена школы, коллектива, переезд в другой город, ухудшение жилищных условий, появление нового члена семьи);
  • проблемы взаимоотношений между родственниками (частые ссоры, развод, насилие, алкогольная или наркотическая зависимость члена семьи);
  • неправильное или ошибочное поведение близких родственников в вопросах воспитания (чрезмерная опека, абсолютное безразличие, авторитарность, вседозволенность);
  • страхи (чаще всего вызываются родителями путем запугивания наказанием, вымышленными персонажами);
  • биологические причины (умственные или физические перегрузки, недосыпание, нарушение и несоблюдение режима, наследственность, общее состояние здоровья).

Как видите, причин вызывающих данную патологию великое множество.

Основные виды невротических расстройств

В психологической практике выделяют разные виды неврозов.

Невроз навязчивых движений возникает при наличии особенностей характера (боязливость, мнительность, нерешительность или же неуверенность в себе). У малышей начиная с ранних лет, возникает чувство страха перед чем-либо незнакомым, новым для них.


Например, малыш 4 лет боится оставаться один в комнате, насекомых, темноты, грозы и будет стараться избегать подобных ситуаций. Таким образом, оказавшись один в помещении, он будет пытаться поскорее найти взрослых, кричать, чтобы к нему пришли.

Завидев издалека паука, малыш постарается максимально отстраниться от места, где было замечено насекомое. При наступлении темноты кроха будет включать свет во всех комнатах, и т. д.


Нервный тик имеет проявление в виде частого моргания, подергивания носом, поднимания бровей, подергивания плечами, непроизвольного произнесения слов. Другими словами, происходит бесконтрольное сокращение мышц.

Обычно у детей 4-5 лет возникает тик, связанный с миганием, который вскоре может пройти. Стоит помнить, что тики не всегда свидетельствуют о заболевании психики.


Неврозоподобное состояние у детей, которое характеризуется органическим поражением мозга, представляет собой неврозоподобные тики. Диагностика того или иного вида тиков представляет достаточно большие трудности.

Взрослые и пожилые люди нередко страдают ипохондрией (постоянный страх за свое здоровье), но подростки тоже иногда ей подвергаются. Они специально ищут симптомы различных болезней, беспочвенно боятся их формирование.

Признаки неврозов

О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:

  • необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
  • стук пальцами о поверхность;
  • дерганье губой;
  • щелканье пальцами;
  • привычка грызть ногти.

Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.


Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).

Основными симптомами могут быть:

  • учащенный пульс;
  • потливость;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружения;
  • бессонница;
  • озноб.

В зависимости от возраста мальчиков и девочек, страхи могут варьироваться. Крохи боятся персонажей мультфильмов, мифических существ, темноты, чужих людей и т. п. У ребят постарше распространены страхи публичного высмеивания, унижения, плохих оценок, строгих учителей, конфликтов с одноклассниками.


Неврастения у детей возникает в результате чрезмерных физических и умственных нагрузок. Причинами могут служить посещение большого количества кружков, большая нагрузка в школе, недосыпание. Основным синдромом является раздражительная слабость.

Также для неврастении характерны:

  • вялость;
  • пассивность;
  • быстрая утомляемость;
  • заторможенность;
  • неусидчивость;
  • сбои механизмов сна.

Довольно часто неврастения возникает на фоне болезней, ослабленного здоровья.

Отдельные виды детских неврозов

Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.

Заикание

Заикание обычно наблюдается у маленьких детей (от 3 до 4 лет в период активного становления речи). Связан этот недуг с судорогами мышц, участвующих в речевом процессе. Сильный испуг или же другая травма психики служит причиной возникновения заикания.


Также большую роль играет наследственность и предрасположенность к речевым патологиям. Именно невротическое заикание вызывается сильным волнением или переживанием, иногда в сопровождении лицевых тиков. Бывают также случаи отсутствия речи после состояния сильного шока (так называемая реакция аффекта) с последующим развитием заикания.

Энурез

Энурез является одним из видов психических расстройств в случае, если наблюдается взаимосвязь психической травмы и недержания мочи. Развитие этой болезни начинается со сбоев механизмов сна (сбой биохимических процессов, отвечающих за начало и течение сна).


Энурез может появиться под влиянием выраженной зависимости от дискомфортной обстановки (посещение детского сада, интерната). Причем временное отсутствие травмирующих психику условий приводит к уменьшению частоты неконтролируемых мочеиспусканий или же к полному исчезновению.

Истерия

Истерия характеризуется появлением переменчивого непостоянного настроения, эгоизма и эгоцентризма, повышенной чувствительности.


Предпосылкой для возникновения истерии считаются ошибки родителей в вопросе воспитания (чрезмерное проявление любви и заботы к своему чаду, беспрекословное выполнение всех его желаний, требований и т. д.).

Независимо от возраста, истерические припадки происходят в присутствии взрослых. Именно таким образом юный диктатор привлекает к себе внимание. Истерия более характерна для мальчиков и девочек, привыкших быть в центре внимания.

Детки помладше выражают свои протесты путем:

  • плача;
  • крика;
  • драки;
  • крушение или бросание предметов.

Что касается школьников, то тут преобладают:

  • нарочитая театральность истерик;
  • склонность к преувеличению болезненных расстройств;
  • желание вызвать сочувствие у окружающих;
  • повышенные требования к родным и близким;
  • появление заболеваний соматического характера (жалобы на боли головы или сердца, которые не проходят после приема лекарств).

Нервная анорексия (пищевое психическое расстройство) проявляется отказом от пищи, рвотой при поступлении пищи в желудок. Причинами отсутствия аппетита бывают перекормы, насильственные кормления.

Это ведет к формированию отвращения к еде. Отсутствие аппетита порой сигнализирует о возможном наличии переживаний или проблем.

Симптоматика заболевания

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

  • новые черты характера;
  • возбудимость;
  • чрезмерная плаксивость;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • изменение мимики;
  • заторможенность;
  • депрессивные состояния;
  • бурная реакция на незначительные внешние раздражители;
  • ступор;
  • агрессия и т. п.

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре — десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет — сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати — шестнадцати лет.

Диагностика заболевания

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:

  • опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
  • в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
  • наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
  • обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
  • назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
  • разработка психотерапии.

Немедикаментозные методы лечения

Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

Психотерапия — основной метод лечения заболевания. Характеризуется многосторонним воздействием на психику. Психотерапия направлена на нормализацию взаимоотношений и климата в семье, коррекцию правил воспитания, устранение негативных внутрисемейных факторов. Условно данный вид терапии делится на 3 вида:

  • Семейная — особое значение имеет при лечении маленьких деток. Эффективно устраняет влияние ошибок воспитания. Происходит путем обследование семьи (психологические характеристики, особенности нравов). Психотерапия заключается в семейных беседах или обсуждениях (разговоры с близкими родственниками), совместной терапии. В ходе наблюдения за общением, играми малыша с мамой и папой выявляются возможные конфликты. Главной задачей психотерапевта является построение и реализация модели оптимальных взаимоотношений.
  • Индивидуальная — лечение невроза у детей путем применения рациональной психотерапии, арт-терапии, игровой, внушения, гипноза. Главным принципом рациональной терапии является пояснение врачом пациенту сущность и возможные причины его болезненного состояния, выявление общими усилиями основной источник переживания.
  • Групповая — в зависимости от типа заболевания формируются группы ребят по 4-6 человек. С ними проводят тренинги, игры, организуют походы на экскурсии, в библиотеку. Часто задают домашние задания, которые проверяются и обсуждаются внутри группы. Групповые тренинги обладают большей эффективностью и результативностью, чем индивидуальные. На занятиях достигается максимально расслабляющая обстановка, при которой пациенты раскрепощаются, делятся друг с другом переживаниями, стараются самостоятельно их анализировать.

Арт-терапия

Арт-терапия оказывает благотворное влияние на детей, так как с помощью рисунка ребята смогут разобраться в своих переживаниях. Задача врача заключается в наблюдении за пациентом, составлении мнения об особенностях характера, самооценки, коммуникации.

Игра с терапевтической целью имеет спонтанную и импровизационную форму, благодаря чему пациенты могут свободно выразить эмоции. В такой игре врач создает вымышленные стрессовые ситуации с целью подтолкнуть к самостоятельному выходу из них.


Иногда назначается лечение с помощью контакта с животными (собаки, кошки, лошади). Контакт с дельфинами — самый популярный вид в этой категории.

Лечение неврозов у подростков проводится с помощью методов мышечного расслабления, внушения и гипноза. Путем мышечного расслабления, создаваемого врачом (фантазии пациента на тему приятных воспоминаний, впечатлений, заветных желаний или же представление шума моря, теплых солнечных лучей), происходит уменьшение, даже исчезновение заикания, нервных тиков.

С каждым следующим сеансом уменьшаются симптомы. Внушение проводится в случаях диагностирования у пациента острых психических реакций с целью коррекции поведения. Доктором внушается спокойствие, уверенность в собственных силах, улучшение самочувствия и т. п.


Довольно успешно практикуется косвенное внушение — установка на выздоровление при приеме медикаментов или проведении определенных процедур (т. н. эффект плацебо).

Медикаментозная терапия

Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

  • общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
  • ноотропы (пирацетам);
  • препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
  • настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
  • транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
  • физиотерапия (электрофорез, электросон);
  • возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).

Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.

Дошкольники, ребята школьного возраста, подростки имеют не до конца сформированную и незрелую нервную систему, к тому же чрезвычайно ранимы. Очень важно вовремя им помочь справиться со стрессовыми ситуациями, возможными проблемами, дабы избежать тяжелых последствий психического расстройства и необратимых изменений личности.

Зачастую взрослые люди просто не придают большого значения возникновению невротических реакций у детей, списывая такое поведение на вредность, капризы, возрастные особенности. Это является огромной ошибкой! Необходимо внимательно относиться ко всем малейшим изменениям в поведении детей, стараться больше проводить времени с ними, не стесняться обсуждать их личностные переживания.


Мамы и папа должны организовать правильный режим труда и отдыха, полноценный сон, благоприятную психологическую атмосферу в семье. Необходимо устранить или облегчить хронические заболевания (врожденные или приобретенные).

Если у ребенка диагностировали это заболевание, ни в коем случае не следует отчаиваться. Благодаря поддержке близких, психотерапии в сочетании с медикаментозной терапией вылечить вовремя обнаруженный невроз у детей можно достаточно легко и быстро.

Неврозы у детей представляют собой функциональные расстройства центральной нервной системы. Нарушения возникают, чаще всего, после длительного переживания. Сопровождающими симптомами считаются сменное настроение, повышенная утомляемость. Маленького пациента беспокоит чувство тревоги и другие характерные признаки. Родителям необходимо знать, какие могут быть причины неврозов у детей, чтобы своевременно обратиться к квалифицированному специалисту.

Разновидность расстройств в детском возрасте

На сегодняшний день неврозывстречаются не только у взрослого человека. Нарушения возникают у детей тоже. Родители не обращают внимания на подобные явления, считая, что это очередные капризы малыша, которые с возрастом пройдут. Но это неправильный подход, необходимо разобраться в состоянии ребенка.

Классификация:

  1. Невроз страха. Появляется, когда малыш засыпает, возникает приступами, иногда сопровождается галлюцинациями. Чаще встречается, когда родители придумывают строгий образ в воспитательных целях, а чадо его боится.
  2. Невроз навязчивых состояний у детей развивается на фоне эмоционального напряжения. Делится на обсессивный и фобический. Ребенка посещают противоречивые мысли, которые пугают его.
  3. Депрессивный невроз. Нарушения развиваются в подростковом возрасте, когда молодые люди сталкиваются с заниженной самооценкой, нарушением сна, ухудшением аппетита. Ребенок больше времени проводит в одиночестве, для него это комфортная обстановка.
  4. Истерический невроз у детей развивается в дошкольном возрасте. Состояние, при котором ребенок падает на пол, бьется головой о твердые поверхности, с криком и воплями.
  5. Астенический невроз (неврастения) возникает в дошкольном или подростковом возрасте. Нарушения развиваются на фоне тяжелой школьной программы или после дополнительных нагрузок. Физически слабые дети чаще сталкиваются с подобными проблемами.
  6. Ипохондрический невроз.Развивается у подростков, которые боятся заболеть, они чрезмерно озабочены состоянием своего здоровья.
  7. Невротическое заикание. Нарушения развиваются после сильного испуга или серьезных психологических травм. Чаще с ними сталкиваются мальчики в возрасте от 2 до 5 лет.
  8. Невротический тик. Источником проблем являются психологические факторы или различные заболевания. Вместе с нарушениями возникает энурез и заикание.
  9. Невротическое нарушения сна. Ребенку тяжело уснуть, его тревожат кошмары и ночные страхи. Сон беспокойный, он может ходить или разговаривать при этом.
  10. Невротическое нарушение аппетита (анорексия), нарушения, развивающиеся в раннем и дошкольном возрасте. Подобными неврозами дети страдают после попытки родителей перекормить их или на фоне сильного психологического стресса.
  11. Невротический энурез. Неконтролируемый процесс мочеиспускания, возникает у детей в ночное время. Причиной может быть наследственность или факторы, травмирующие психику маленького пациента.
  12. Невротический энкопрез. Непроизвольное испражнение кишечника. Чаще страдают мальчики дошкольного возраста. Нарушения развиваются после психологического стресса или на фоне слишком строгих воспитательных мер.

Кроме того, у детей развиваются привычные патологические привычки. Они сосут пальцы, обкусывают ногти, раздражают руками половые органы, совершают ритмичные движения телом. Подобные нарушения развиваются у детей в возрасте до 2 лет, но могут проявиться и позже.


Основные источники детских неврозов

Причины, на фоне которых возникают неврозы у детей и подростков, разные. Среди них следует выделить основные:

  • биологические (наследственность, сложная беременность, пол и возраст пациента, заболевания, эмоциональная, физическая нагрузка и многое др.);
  • психологические (психическое состояние ребенка, индивидуальные его особенности);
  • социальные (семейные отношения, воспитательные меры).

В большинстве случаев основной причиной развития неврозов является травма психического характера. Она представляет собой сильное влияние на сознание ребенка, и для каждого она разная. В среднем, детский невроз развивается у мальчиков на 5 году жизни, у девочек на 6. И чем больше будет предрасположенность, тем выше вероятность того, что даже самая маленькая конфликтная ситуация негативно повлияет на ребенка.

Мало того, психологическая травма, полученная в раннем возрасте, может остаться надолго. Есть другие причины развития нарушений, к ним относится родительское воспитание, семейные неурядицы, сложные жизненные ситуации.

Неврозы у детей дошкольного возраста развиваются на фоне ослабленного организма. Это касается тех малышей, которые чаще болеют.

Клинические признаки

Родители, которые хорошо контактируют со своим чадом смогут заменить нарушения в поведении малыша. Первые симптомы невроза у детей – это серьезный повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Истерическое состояние


Ребенок в истерике

Развивается у детей, которые в семье единственные или у тех, кто является старшим. Причиной этому является неправильное отношение родителей. Ребенок привык, что взрослые выполняют любые его требования, как единственного и неповторимого. А когда обстановка меняется, он начинает капризничать, потому что не все происходит, как он привык.

Истерикавозникает в присутствии взрослого человека, так малыш пытается привлечь к себе внимание. Он кричит, шумит, бурно выражает свое нежелание принимать окружающую реальность. В дошкольном возрасте подобный признак, иногда вызывает удушье без видимой причины.

Дети по старше жалуются на болезненные ощущения в сердце, желудке, которые после приема препаратов не проходят. Это истерические проявления невроза. А подростки сталкиваются с параличом рук, ног и даже слепотой. Несмотря на выраженную клиническую картину врач отметит отсутствие неврологических признаков.

Неврастения


Неврастения у детей

У пациента появляется выраженная слабость, депрессивное состояние прогрессирует. Это происходит на фоне любой физической или умственной нагрузки. Школьники жалуются на усталость после занятий, успеваемость падает даже по любимым предметам. Подростки чувствуют головную и сердечную боль, и большинство из них уверены, что это неизлечимая болезнь.

Неврастения сопровождается различными нарушениями, что касаются ночного отдыха. Сон чуткий, иногда с кошмарами, бывает, что ребенку тяжело уснуть.

Невроз навязчивого состояния


Невроз навязчивого состояния

На фоне подобного невротического признака возникают различные страхи и движения, но причин для этого нет. Компульсивное состояние развивается на фоне необоснованных и эмоциональных страхов. Дети не просто боятся, они стараются не думать о возможном развитии событий.

У ребенка старшего возраста встречаются фобии сложной формы. Подростки часто боятся подхватить серьезное заболевание, которое приводит к смерти. Таким образом, избегают любой ситуации, в которой можно столкнуться с факторами заражения. Несмотря на подобные мысли они понимают, что это всего лишь страх, негативно влияющий на них.

Невроз навязчивых движений у детей – это индивидуальное явление для каждого из них. Нарушения сопровождаются постоянным почесыванием носа или затылочной части головы, шмыганьем или покашливанием, частым потиранием рук. Отдельно специалисты выделяют такие симптомы невроза, как тики. Они бывают местными или общими, ребенок будет хотеть сопротивляться такой реакции организма на психологические расстройства, но не сможет.

Дети младшего возраста чаще моргают обеими глазами. У школьников навязчивости сопровождаются подергиванием всех мышц лица. Для подростка – это работа практически всех мышечных групп.

Энурез и заикание


Заикание и энурез у детей

О таких формах невроза знают многие родители детей дошкольного возраста. Речь плавная, сформированная, при этом сохраняется необходимый темп. Но когда чадо переживает, волнуется, пытаясь преодолеть препятствие, он совершает некоторые движения, например, щелчок пальцами или различные жесты.

Лечение неврозов у детей, в частности заикания, требует помощи квалифицированного специалиста. В противном случае в школьном возрасте они столкнутся с еще большими проблемами. Заикание будет усугубляться его стеснением при выступлении перед всем классом.

Энурез развивается, если присутствует психологическая травма и нарушения процесса мочеиспускания. Ночное недержание мочи может быть единственным признаком развития невроза. Школьник или подросток, сталкиваясь с подобной проблемой, замыкаются в себе, что еще больше усугубляет ситуацию.

Методы лечения и профилактики


Психотерапевт работает с ребенком

Именно психотерапевт занимается устранением истинной причины развития расстройств. Он расскажет, как лечат детей от неврозов. Для этого применяются различные методики, среди которых гомеопатические лекарства, гипнотическое влияние, сказочная или игровая терапия. Иногда требуется вмешательство медицинских препаратов, каждый пациент – это индивидуальный подход.

Основное лечение детского невроза – это семейное благополучие, отсутствие ссор и конфликтов. Необходимо, чтобы дома царила веселая и радостная обстановка. Нельзя оставлять на самотек любые нарушения, связанные с поведением ребенка. Самостоятельно не пройдет, необходимо лечить чадо, используя смех и радость. Чем больше малыш будет улыбаться, тем быстрее он поправится.

Родители должны выбрать разумные меры воспитания, не стоит выполнять все прихоти малыша или строго ограничивать его во всем. Подобные действия приведут к развитию замкнутости и безвольности, что станет началом развития неврозов. Важно найти золотую середину.

Определить первые симптомы и лечение сможет квалифицированный врач. Родителям не стоит паниковать по каждому малейшему поводу, иначе ребенок будет расти с постоянными жалобами и ужасным характером. В данной ситуации равнодушие и жестокость по отношению к немустанут причиной развития страха, и как следствие, появление агрессивного состояния.

Важно! В основе эффективного лечения лежит нормальная и благоприятная обстановка в семье.
Квалифицированные психологи, прежде чем бороться с навязчивыми неврозами у детей, проводят свои тесты. Они учитывают все семейные обстоятельства и воспитание детей. Родителям следует не только строго придерживаться всех рекомендаций доктора, они должны осознать свои ошибки, изменить отношение к своим обязанностям.

Профилактика неврозов у детей требует от них соблюдать режим дня, рационально питаться, заниматься физкультурой и каждый день гулять на свежем воздухе. Современные специалисты для лечения используют музыку или животных

Детские неврозы кроют в себе большую опасность, причем основная проблема кроется не в типе расстройства или его проявлениях, а в отношении к нему. Так, иногда родители упускают из вида первые симптомы невроза, а иногда и вовсе их игнорируют, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Этот подход нельзя назвать правильным, стоит приложить максимум усилий, дабы помочь ребенку преодолеть возникшую проблему и избежать сопутствующих неудобств в будущем. Детский невроз – это психическое расстройство, не искажающее восприятие окружающего мира и имеющее обратимый характер (что очень важно). Таким образом, избавиться от него возможно и сделать это действительно нужно, вовремя среагировав на изменения в поведении Вашего малыша.

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже . То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований;
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.;
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения: плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры;
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в школьном возрасте;
  • истерическая разновидность невроза.

Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.;

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.

Очень часто становится ответом на испуг от разлуки с родителями, которая для ребенка была неожиданной. Кроме этого, к числу предрасполагающих к заиканию факторов можно отнести давление на малыша с желанием ускорить его развития (речевое, интеллектуальное и т.д.), а также значительные информационные перегрузки.

  • ипохондрия - состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст;
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием;
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.

Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления . Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна;
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет;
  • патологические действия, основанные на привычке.

Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, или волос и прочие.

Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

Мнение врача: подавляющее большинство случаев невроза у детей становится следствием не конкретного травмирующего события, имевшего место один раз, а результатом длительного обдумывания и неспособности принять или понять ту или иную ситуацию или адаптироваться к изменившимся условиям среды.

Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша, а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка;
  • семейный анамнез, наследственность;
  • особенности и традиции воспитания в семье;
  • перенесенные ребенком заболевания;
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера;
  • недостаток сна.

Кто более подвержен проблемам

На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет;
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней);
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.

Симптоматические проявления детских неврозов

На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха;
  • ступор и заикание;
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием;
  • снижение аппетита;
  • раздраженность;
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству;
  • разного рода нарушения сна;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная чувствительность и внушаемость;
  • истерические припадки;
  • мнительность и нерешительность;
  • энурез и энкопрез.

Проявления неврозов на фото

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

Любое изменение поведения на длительно время, систематические припадки или действия - все это должно насторожить родителей. Причина может быть различной, но перестраховаться и вовремя обратиться к специалисту очень важно. Своевременное реагирование позволит лишить малыша неприятных проявлений невротического расстройства и избавит его от серьезных проблем в будущем.

Основа лечения неврозов у детей – психотерапия. Сеансы могут проводиться в разных формах: групповая психотерапия, индивидуальная, семейная. Значение последней очень велико – именно во время контакта и с ребенком, и с родителями врач имеет возможность наиболее точно определить причину проблемы и комплексно воздействовать на ее разрешение.

Стоит отметить, что психотерапия в случае детских неврозов по большей степени направлена на общее улучшение обстановки в семье и нормализацию отношений в ее рамках. Дополнительные меры – назначение медикаментозных препаратов, использование рефлексо- и физиотерапии – являются не основными, а призваны лишь создать благоприятные условия для проведения психотерапии.

В рамках групповой психотерапии используется большое количество методов, позволяющих ребенку справиться с невротическими нарушениями:

  • арттерапия (чаще всего – рисование, что позволяет ребенку лучше разобраться в собственных переживаниях и помогает врачу собрать информацию о его личностных характеристиках и настроениях);
  • игровая терапия – спонтанная игра без конкретного сценария, направленная на импровизацию участников;
  • аутогенная тренировка (для подростков);
  • сказкотерапия – придумывание персонажей, сюжетов, разыгрывание сказок, создание кукол и т.д.;
  • суггестивный тип психотерапии или воздействие внушением.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Если у ребенка отмечены симптомы невроза, то повышенное внимание, гиперболизированная забота могут лишь усугубить положение – такое поведение родителей может закрепить негативные проявления расстройства, спровоцировать их использование как средства манипуляции. Часто такое происходит именно при истерических формах невротического расстройства.

Не стоит баловать малыша на основании того, что он болен. Симптомы из числа и тиков очень прочно закрепляются при активном обращении на них внимания.

К числу профилактических действий стоит отнести:

  • внимательное наблюдение за поведением ребенка, своевременное реагирование на проявляемые отклонения;
  • создание в семье благоприятной психологической и эмоциональной обстановки;
  • объяснение ребенку причин и необходимости требований, которые к нему предъявляются.

Видео о том как распознать первые признаки системных неврозов у детей

p{text-align:justify;}

Во-первых, помните, невроз - это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями - навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения - мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза - повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время - истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) - распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма , но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

НО! Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве. <>

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация - следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны - противоборства родителей с упрямством детей, фактически же - с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков - 5; у девочек - 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я». Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.
Выраженность "я" - это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

С нервно-соматической ослабленностью. Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений. Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывающая непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, "бегут в дом", т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕВРОЗА?

Лечением неврозов занимается врач- психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!