Разница между психическим и психологическим. Психическое и психологическое здоровье. Инстинкты у людей




В разделе на вопрос чем отличаетса психика человека от психики животных? заданный автором Ирочка)) лучший ответ это у некоторых- ничем

Ответ от Проснуться [гуру]
на самом деле жираф думает о том же что и человек


Ответ от Да нет кликухи [гуру]
психика животных естественная а человека исскуственная


Ответ от Невропатолог [мастер]
У животных есть сознание, но нет мышления.


Ответ от хлебосольный [гуру]
отсутствием огромной кучи заморочек, которыми человек усложняет себе и другим жизнь.


Ответ от Andry Titov [активный]
Думаю что человек больше основан на сознании и мысли, животные на импульсивном желании, инстинкте.


Ответ от Ёвета cool [гуру]
психика человека в 100 раз психичней и психопатичней, чем у животных


Ответ от Наталья Балбуцкая [гуру]
Видами памяти и внимания, цветовым зрением, другой совсем диапазон звуков у человека, многие животные слышат звуки ниже или выше порога, который есть у человека, то же самое и в запахах. У человека как правило сложная логическая цепочка ассоциаций. А у животного - проще - мясо =еда, вода =питьё))
Кроме этого человек может планировать свои действия, а у животного, хотя и есть алгоритм действий, но в основном реагирует на раздражители сразу.


Ответ от Елена Филатова [гуру]
Сравнение психики животных с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними.
1. Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые им акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
Животные не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических потребностей. Конкретное, практическое мышление животных делает их зависимыми от непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующего манипулирования животное способно решить проблемные задачи. Человек же благодаря абстрактному, логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием. Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработало человечество в течение тысячелетий и который она никогда не воспринимала непосредственно.
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудия труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только человек создает орудия по продуманным планам, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает их другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека является четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями.
И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Периодически мы сталкиваемся с такими понятиями, как «психическое» и «психологическое», говоря о здоровье, состоянии, настроении. Но не всегда мы понимаем, что они означают на самом деле, лишь предполагая их смысл. На самом деле, эти два понятия отличаются друг от друга и применяются к разным состояниям здоровья человека. Разберемся, в чем же состоит разница между ними.

Исходя из определения ВОЗ, психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде. Антиподом такому состоянию будут психические отклонения и психические заболевания. Тут стоит отметить, что психическое здоровье человека — не гарантия его душевного здоровья. И наоборот, имея душевное здоровье, можно быть с некоторыми психическими отклонениями.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил классификацию психических аномалий , отсутствие которых в узком смысле предполагает психическое здоровье человека:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания

2) психопатии — аномалии характера, личностное расстройство;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

4) слабоумие.

Отличие психологического здоровья от психического заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье предполагает душевное и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек познает себя и окружающий мир как разумом, так и чувствами, интуицией. Он принимает самого себя и признает важность и уникальность окружающих его людей. Он развивается и участвует в развитии других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

То есть психологическое здоровье человека — это комплекс эмоциональных, интеллектуальных, телесных и психических аспектов.

Какой-то определенной нормы определения психологического здоровья не существует, поскольку это зависит от ряда факторов: статус человека, его сфера деятельности, среда обитания и т.д. Есть, конечно, определенные рамки, в пределах которых идет баланс между реальностью и приспособлением к ней. Норма выражается в способности преодолевать определенные трудности и приспосабливаться к определенным обстоятельствам.

Стоит отметить, что если для психического здоровья нормой является отсутствие патологии и симптомов, которые препятствуют адаптации человека в определенной среде, то для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, которые способствуют приспособлению к обществу, где он развивается сам и содействовать развитию других. Отклонение от нормы в случае психического здоровья — это болезнь, в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

В истории сравнительных научных работ отдельный, огромный пласт посвящен изучению различий психики человека и животных.

Тенденция исследовательской работы такова, что с каждой новым блоком изучения выясняется — между человеком и животным обнаруживается все больше общего.

Кто впервые назвал человека «общественным животным»?

Кто определил человека как «общественное животное»?

Еще в трудах Аристотеля , античного философа, труды которого и сегодня перечитывают люди разных наций, возрастов, уровня образованности.

Древнегреческий мыслитель в своей монографии «Политика» писал, что «человек есть общественное (в ином варианте перевода — политическое) животное».

Но популярность данное изречение обрело через много столетий. В 1721 году вышли в печать «Персидские письма» Шарля Монтескье , в 87-ом письме французский мастер слова удачно и к месту процитировал Аристотеля.

Порой люди употребляют выражение «общественное животное» в виде древнегреческого сочетания слов roon politikon .

А смысл данных слов в том, что состояться как личность человек способен только социуме, в среде себе подобных. Вне социума он обретает черты животного.

И это основополагающая мысль многих антропологических исследований.

Инстинкты у людей

Если говорить упрощенно, у человека мозг делится на две функциональные части.

Одна отвечает за мышление , а это около 90%: чтобы она работала, нужно много энергии, да и все действия этой части мозга занимают сравнительно много времени.

Остальные же 10% головного мозга занимает мозг рептильный (условное название). Именно он отвечает за низменные желания человека, за инстинкты.

Работает рептильный мозг быстрее, но по устройству своему примитивен, отвечает, по большей части, за простейшие инстинкты и просто за выживание.

Рептильно-инстинктивное мышление, как несложно догадаться, требует меньшей энергии. Эта часть мозга постоянно старается заглушить часть сознательную, отвечающую за логику и стройность поведения.

Рассмотреть некоторые животные инстинкты , оставшиеся в человеке, можно на простых примерах:

  • стремление к самосохранению . У животного есть такой инстинкт, и он ярко выражен. Человек тоже обладает им — он начинает лечиться, когда заболевает, избегает тех мест и ситуаций, что грозят ему смертью;
  • родительский инстинкт. Большая часть животных заботиться о своем потомстве, как и человек;
  • стадный инстинкт. Человеку свойственно идти за толпой, а не против ее;
  • пищевой инстинкт. И человек, и животное добывают пищу, когда чувствуют голод.

Животные инстинкты нужно подчинять разуму .

Только эволюция в сторону развития разума и самоконтроля привели к появлению альтруистов, высокоморальных людей, гуманистов.

Такие черты двигают прогресс общества , цивилизации в целом.

Истоки становления низших форм поведения и развития высших психических функций

Психика — это общее понятие, так называют многие субъективные константы, которые изучает психологическая наука.

Живые существа в ходе своего эволюционного усовершенствования получили орган, взявший на себя ответственность за управление важными процессами.

Этот орган — нервная система. Именно оптимизация структуры и задач нервной системы стала базисным источником психического развития.

Организм приобретает новейшие свойства и органы в ходе изменений, которые происходят в генотипе: адаптация к окружающей среде, выживание за счет мутаций стали более полезными в плане жизнеобеспечения.

Развитие высших психический функций, любого психического образования, основанного на использовании знаков, стадийно.

На первой (т.е. примитивной стадии ) операция происходит так, как сложилась она на еще примитивных этапах поведения.

Вторая стадия называется стадией наивной психологии , а на третьей стадии человек применяет знак уже внешним образом. На следующей стадии внешняя операция уходит внутрь.

Знаковые системы — это одно из важнейших изобретений человечества. Вторая сигнальная система (то есть речь) стала мощнейшим инструментом самоуправления, собственной регуляции.

Сравнительный анализ

Человек — и есть животное отряда млекопитающих. Но оно эволюционировало : у человека появились существенные отличия, несмотря на сходство физиологии и .

Итак, человека от животного отличают:

Стоит отметить и постоянство роста потребностей. Всем заметно, что человеческие потребности, постоянно растут. Это не просто особенность, а весомое отличие человека от животного.

Животным нужна защита от холода, корм и все те , которые не меняются веками , их психика не настроена на развитие потребностей.

Но стремление человека к лучшим условиям существования привели к великим географическим открытиям, к достижениям Ньютона и Эйнштейна, к высочайшему уровню медицины, к электричеству, возникновению Интернета и т.д.

Но те же потребности приводят к Мировым войнам.

Конечно, многие вспомнят племена , которые словно законсервировались в древности. Они ведут тот же образ жизни, как и их давние предки, не собираются развиваться и т.д.

У ученых много мнений по этому поводу: если прочесть книгу «Тотем и табу» З. Фрейда можно понять некоторые закономерности развития человечества и конкретно человека.

Возможно, такие племена нужны для баланса исторического процесса, по крайней мере, есть и такие теории.

Но любопытно и следующие: некоторые африканские племена напоминают потемкинские деревни. Они прекрасно создают спектакль перед туристами , при этом сами имеют мобильники, умеют водить машину и т.д.

Чем человеческая деятельность отличается от поведения зверей?

Человеческая деятельность имеет сознательность, т.е. она целенапраленна . Человек четко осознает цель, оценивает пути ее достижения, планирует, воспринимает риски.

Отличия деятельности человека:


Активность животных дана им изначально, она определена генотипом, развивается согласно физиологии созревания организма.

Выражение эмоций

В 1872 году Чарльз Дарвин написал труд «Выражение эмоций у человека и животных».

И эта публикация стала революцией в понимании сходства психического и биологического.

Дарвин вычленил три принципа , объясняющих жесты и выражения, что невольно применяются человеком и животными:

  • принцип полезных ассоциированных привычек;
  • прринцип антитезы;
  • принцип действий, объясняемых строением НС, они изначально независимы от воли.

Первое отличие человеческих эмоций от эмоций животного заключено в том, что эмоции последнего зависят лишь от его биологических нужд. Человеческие же эмоции зависимы от и .

Следующее отличие : человек имеет разум, он дает контроль эмоциям, оценивает их, прячет, симулирует. Еще одно отличие — человеку свойственно обучаться, оттого меняются и его эмоции.

Стоит сказать в итоге, что человеку свойственны высшие нравственные чувства, а вот у животных таковых нет.

Но есть и схожие черты: и человек, и животное способны испытывать интерес, радость, агрессию, отвращение, и т.д.

Сравнение человека и животного — глубокая, фундаментальная тема.

Павлов, Ухтомский, Бехтерев , продолжали труды своих предшественников и открывали новые законы психологии и физиологии.

Но далеко не ко всем тайнам мироздания, в том числе, и теориям антропологического толка, человек нашел ключ понимания. Тем и интереснее дальше — эволюцию нельзя остановить .

Типы строя психики, или чем человек отличается от животного:

Психика и сознание – такие близкие, но разные понятия. Наличие узкого и широкого понимания у каждого из этих слов могут запутать кого угодно. Впрочем, в психологии понятия психики и сознания успешно развели, и не смотря на их тесную взаимосвязь, границу между ними увидеть довольно просто.

Чем сознание отличается от психики?

Психика, если рассматривать термин в широком смысле, - это все психические процессы, осознаваемые человеком. Сознание – процесс управления человека самим собой, который также осознаваем. Рассматривая понятия в более узком смысле, оказывается, что психика направлена на восприятие и оценку внешнего мира, а сознание позволяет оценивать мир внутренний и осознавать то, что происходит в душе.

Психика и сознание человека

Говоря об общей характеристике этих понятий, стоит обратить внимание на основные каждого из них. Сознание представляет собой высшую форму психического отражения действительности и обладает такими свойствами:

  • наличие знаний об окружающем мире;
  • различение субъекта и объекта («Я» человека и его «не-Я»);
  • установка целей человека;
  • наличие отношения к разным объектам действительности.

В узком смысле сознание рассматривается как высшая форма психики, а сама психика – как уровень бессознательного, т.е. тех процессов, которые не осознаются самим человеком. В область бессознательного относят разнообразные явления – , ответные реакции, неосознанные особенности поведения и т.д.

Развитие психики и сознания человека

Развитие психики и сознания принято рассматривать с разных точек зрения. Так, например, проблема развития психики включает в себя три аспекта:

Считается, что возникновение психики связано с развитием нервной системы, благодаря которой весь организм функционирует как единое целое. Нервная система включает в себя раздражимость, как способность менять состояние под воздействие внешних факторов, и чувствительность, которая позволяет распознавать и реагировать на адекватные и неадекватные раздражения. Именно чувствительность считается главным показателем возникновения психики.

Сознание свойственно только человеку – именно оно способно осознавать протекание психических процессов. Животным это не свойственно. Считается, что главную роль в возникновении такого отличия играет труд и речь.

А.В. Петровский выделяет следующие существенные отличия психики животных и человека:

    Различие в мышлении человека и животного. Многими экспериментами было доказано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. «Язык» животных и язык человека различны и это тоже определяет различие в мышлении.

    Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия труда. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его в прок. Человек же создает орудие по заранее намеченному плану.

    Третье различие состоит в чувствах. И животное и человек не остаются безразличными к происходящему вокруг. Однако только человек способен сопереживать в горе и сорадоваться другому человеку.

    Важнейшее отличие психики животного от психики человека заключается в условиях их развития. Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития. Но только человек способен присваивать общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику.

3.4. Сознание как высшая ступень психики

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики: первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов; вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не - Я»; третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека; четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

      Бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное. Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне; некоторые патологические явления; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З. Фрейд. Согласно его теории, структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), суперэго («сверх – я»). В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». К ним относятся механизмы отрицания, вытеснения, проекции, рационализации, включения, компенсации, идентификации, сублимации. Механизмы психологической защиты работают в комплексе.

В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.