Особенности развития познавательных процессов на разных возрастных этапах




Рассматриваемые вопросы:

  1. Когнитивные способности пожилых людей.
  2. Особенности памяти пожилых людей.
  3. Особенности мышления лиц пожилого возраста. Причины снижения интеллектуальных функций.
  4. Когнитивные способности детей-инвалидов.

Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.

В повседневной жизни большинство людей склонны считать, что разум стариков слабеет. Например, если молодой человек не может вспомнить, куда положил свою вещь, то никто не видит в этом ничего страшного, но если подобная невнимательность замечена за стариком, окружающие оценивают это как проявление старческих изменений и называют склерозом.

Какие же изменения в познании на самом деле происходят в преклонном возрасте и каковы причины и характер снижения когнитивных способностей у пожилых людей?

В настоящее время в научной литературе существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Многие исследователи, изучавшие проблему изменения когнитивных характеристик людей, достигших пожилого возраста, считают, что большинство умственных навыков остаются относительно сохранными.
Так, широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Они в большей степени обусловлены другими факторами, такими, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов.

В то же время никто не отрицает, что при достижении человеком периода поздней взрослости действительно происходит определенное снижение уровня его когнитивного развития. Например, наблюдается уменьшение скорости обработки информации в процессе познания, а также скорости механического запоминания. Однако когда это происходит, то начинают функционировать соответствующие компенсации. В результате почти любая потеря определенных когнитивных характеристик практически не влияет на повседневную жизнь человека.

Одно из главных изменений познавательных способностей человека в период поздней взрослости — это снижение скорости выполнения физических и умственных операций.

Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У людей, достигших этого возраста, возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Некоторые исследователи объясняют данное явление отчасти тем, что медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека. Так, известно, что пожилые люди больше, чем молодые, ценят точность. Поэтому, вероятно, при психологическом тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть менее привычными некоторые типы заданий, используемых при проведении современного психологического тестирования.

Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.

Перцептивная информация — информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результате их восприятия индивидом.

Когнитивные процессы — совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку памяти указывает на то, что 30- и 70-летние люди выполняют их с разной скоростью.

При относительно простых когнитивных задачах, таких, как сравнение (по памяти) размеров различных предметов, пожилым людям для выполнения задания требуется примерно на 50% больше времени, чем молодым. Когда задачи усложняются, пожилым людям требуется уже в 2 раза больше времени для успешного выполнения задания, чем молодым.

Однако проводимые исследования, посвященные изучению особенностей когнитивной сферы людей, достигших периода поздней взрослости, говорят о том, что у пожилых людей есть возможности компенсировать потери в скорости выполнения операций, немного потренировавшись, пожилые люди часто оказываются в состоянии компенсировать потерю скорости, а во многих случаях почти восстановить прежнюю скорость.

Пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины данного явления пока остаются невыясненными. Некоторые авторы полагают, что это явление, скорее всего, обусловлено тем, что хуже работают зрительная и слуховая системы. Вероятно, у пожилых людей в процессе старения происходит снижение избирательности внимания и способности к распознаванию отдельных признаков предметов.

Первичная память, как хранилище с ограниченным объемом информации. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях», например, только что увиденная на ценнике стоимость товара, который человек собирается купить. Поэтому ее называют рабочей памятью. Первичную память в отечественной психологии называют оперативной, поскольку обеспечивает выполнение ситуативной задачи.

В большинстве исследований, посвященных возрастным изменениям первичной памяти, не было обнаружено каких-либо существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей. Поэтому принято считать, что старение не затрагивает функции первичной памяти.

Вторичная память является более долговременным видом памяти. По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, наблюдаются очевидные возрастные различия. Однако до настоящего времени нет ясного представления о том, что является причиной этих различий: истинное уменьшение объема памяти или изменение процессов запоминания и воспроизведения? Сохранность функций памяти пожилых людей в значительной степени зависит от особенностей той деятельности, которой они занимаются. Пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни.
Третичная память — это память на отдаленные события, у пожилых людей это могут быть воспоминания о событиях детства или ранней юности.

Этот вид памяти у пожилых людей, по всей видимости, сохраняется практически полностью, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем более молодые люди. Это особенно касается событий, в которых старики непосредственно участвовали.

Существуют индивидуальные различия в функционировании памяти разных людей пожилого возраста. Более образованные люди обычно лучше имеют лучшую память, чем их менее образованные сверстники. То есть, различия прежде всего зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом, а скорее всего обусловлены особенностями деятельности, которой занимались и занимаются люди в период поздней взрослости.

С возрастом у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, а логическая память сохраняется. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание все равно сохраняется лучше, когда запоминаются образы, связанные со смыслом, нежели когда они не несут в себе смысловой нагрузки. Таким образом, основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Механическое запечатление — вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его запоминания от начала и до конца, без использования специальных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания.
Логическая или словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д.
Смысловая память — память на мысли, в том числе на смысл полученной информации.

Несмотря на превосходство памяти, молодые люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, особенно в таком аспекте, как мудрость.

Мудрость — это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Мудрость — это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит культурно-обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека.

Мудрость человека обладает рядом когнитивных свойств:

  1. мудрость связана, главным образом, с решением важных и сложных вопросов, которые чаще всего касаются смысла жизни и состояния конкретных людей;
  2. уровень знаний, суждений и советов, отражаемый в мудрости, исключительно высок;
  3. знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и могут применяться в особых ситуациях;
  4. мудрость сочетает в себе ум и добродетель и используется как ради личного благополучия, так и для пользы человечества;
  5. хотя достичь мудрости нелегко, большинство людей распознают ее без труда.

Таким образом, поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы человека. Однако говорить о том, что у всех лиц, достигших данного возраста, динамика развития когнитивной сферы (в процессе которой формируются признаки мудрости) имеет одинаковый характер, было бы неверно. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с противоположным явлением — снижением познавательной деятельности пожилого человека.
Причины снижения интеллектуальных функций. Снижение познавательной деятельности у людей, достигших поздней взрослости, может быть обусловлено разными причинами, прямыми или косвенными.

К прямым причинам снижения интеллектуальных характеристик относятся заболевания мозга, например, болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

К косвенным причинам относятся: общее ухудшение здоровья человека, низкий уровень его образования, отсутствие мотивации к познавательной деятельности.

Среди причин, обусловливающих снижение интеллектуальных характеристик человека, ведущее место занимает деменция — приобретенное слабоумие. Этим термином обозначают целый комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирующую амнезию и изменения личности, связанные с наступлением старости.

Прежде всего, следует отметить, что деменция не является неизбежной. Так, сенильная деменция, относимая в разряд органических заболеваний мозга, поражает только 3-4% людей старше 65 лет. К сожалению, в процессе старения человека риск возникновения данного заболевания увеличивается: среди людей в возрасте от 75 до 84 лет, проживающих в домах престарелых, примерно 20% страдают болезнью Альцгеймера, одной из форм деменции. После 85 лет число случаев сенильной деменции достигает 47%.

У людей, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракций. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Так, человек, страдающий деменцией, может ясно помнить события своего детства, но не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-за этих симптомов умственного распада старый человек часто оказывается не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.
Часто суждение о наличии «старческого слабоумия» у человека преклонных лет выносится ошибочно. Неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или страхом, могут нарушать мыслительный процесс не только у пожилых, но и у молодых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ, что также может отражаться на способности ясно мыслить. Спутанность сознания, сонливость могут вызываться лекарственными препаратами, используемыми для лечения некоторых заболеваний. В каждом из таких случаев при правильном лечении соматической болезни или эмоционального расстройства у человека исчезают симптомы, напоминающие проявление старческого слабоумия.

Старые люди, проживающие в домах престарелых, «выключены» из общественной жизни, лишены возможности общения со своими родными и близкими или, по крайней мере, общаются редко, не ощущают своей значимости для других людей и т. д. Все это приводит к снижению их мотивации к проявлению активности, в том числе и в познавательной деятельности. Вероятно, среди людей пожилого и престарелого возраста, живущих в семье или продолжающих вести относительно активный образ жизни, распространенность деменции существенно ниже. Вполне вероятно, распространенность деменции среди старых людей во многом обусловлена особенностями культуры того или иного общества, в том числе особенностями отношения к лицам преклонного возраста.

Таким образом, среди причин, обусловливающих старческое слабоумие, очень много субъективных, в том числе психологических.
На самом деле лишь около 50% людей с диагнозом «старческое слабоумие» страдают болезнью Альцгеймера — подлинной болезнью, связанной с разрушением мозговых клеток. Еще примерно 30% перенесли серию микроинсультов, повредивших мозговые ткани.

Существуют косвенные, но достаточно объективные факторы, вызывающие ослабление интеллектуальных функций человека. К их числу относятся: физическая форма старого человека; пищевая недостаточность, приводящая к анемии; злоупотребление алкоголем, лекарственные средства и др.

Снижение интеллектуальных функций в процессе старения не является строгой закономерностью. Очень часто люди сохраняют свою работоспособность даже после достижения 70-летнего рубежа. Причем эти случаи не единичные, а скорее носят массовый характер.

После 70 лет успешно работали многие известные ученые — П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Иммануил Кант, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головногомозга» — в 77 лет (а всего Иван Петрович прожил 87 лет). Среди писателей и поэтов большим творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались: В. Гюго, Вольтер, Бунин Иван Алексеевич, Бернард Шоу, Иоганн Гете, Толстой Лев Николаевич. Чем же обусловливается динамика когнитивных характеристик у людей, достигших возраста поздней взрослости? Вероятно, причины, обусловливающие динамику развития когнитивной сферы, связаны как с объективными, так и с субъективными факторами. Причем субъективных факторов намного больше, чем объективных.

Объективные факторы. К ним следует отнести, прежде всего, наследственность, поскольку в основе большинства «истинных заболеваний» человека преклонных лет лежит именно наследственная предрасположенность. В эту же группу следует отнести и случаи инвалидизации, наступившей вследствие несчастных случаев.

Субъективные факторы. Факторы, входящие в эту категорию можно разделить на три группы: физические, социальные, психологические.

В число физических факторов входят физическая форма человека, состояние его соматического и психического здоровья, обусловленное образом жизни. Почему данные факторы необходимо отнести к субъективным? Потому что физическая форма человека во многом зависит от того, насколько человек осознает необходимость поддержания физической формы и предпринимает ли конкретные шаги к реализации своих целей. Регулярное занятие физической культурой, физические нагрузки могут способствовать поддержанию необходимой физической формы человека. В свою очередь это в значительной степени обусловливает состояние соматической сферы пожилого человека. Кроме этого, известно, что курение и злоупотребление спиртными напитками приводит к угнетению нервной системы человека и снижению его интеллектуальных характеристик.

К числу социальных факторов необходимо отнести уровень образования и деятельность, которой занимался человек в предыдущие годы своей жизни. Известно, что люди с высшим образованием и высоким уровнем культуры имеют больше шансов сохранять активность после достижения преклонного возраста, поскольку многие из них после выхода на пенсию сохраняют стремление к познанию. Это особенно справедливо в отношении людей интеллектуального и творческого труда.

Многолетняя привычка и сформированность познавательной направленности «заставляет» их и после прекращения официальной деятельности заниматься саморазвитием. Поэтому большинство истинных ученных практически не замечают изменения официального статуса при достижении пенсионного возраста. Они по-прежнему пользуются авторитетом, уважением и продолжают активную творческую жизнь. В свою очередь, высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обусловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. Так, к числу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. Кроме этого, творческая личность ориентирована на полезность не только отдельным людям, но и обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ориентация на будущее, на социальный прогресс. Для творческой личности также характерно стремление к самореализации и самовыражению.

Таким образом, подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характеристик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного периода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека.

В России, как и во всем мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер.

В современном мире сохраняется неуклонный рост детской инвалидности, которая отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков. В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 г. увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 г. уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тыс. детей 0-17 лет. В настоящее время абсолютное число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку. По оценке МЗиСР РФ, в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в большинстве российских семей. В структуре инвалидности с учетом возраста преобладают подростки. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза.

К причинам упомянутого роста следует также отнести введение в 1995 году в российскую педиатрическую экспертную практику Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности, значительно расширившей показания к установлению статуса «ребенок-инвалид». Поэтому с 1996 г. наблюдался резкий подъем уровня детской инвалидности в РФ, который в дальнейшем после некоторой стабилизации вновь начал расти по причине действия неблагоприятных закономерностей в состоянии здоровья детского населения. Подобная ситуация также наблюдалась в других странах-членах ВОЗ, ранее перешедших на вышеуказанную классификацию.

Ведущие места в системе инвалидности занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% — умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62-69,5%. Группа инфекционных и соматических болезней в целом составляет, по различным данным, 21,5-34,5%. В последние годы отмечена возросшая роль болезней эндокринной системы (за счет сахарного диабета), злокачественных новообразований, особенно у подростков.
Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей.

В зависимости от возраста в структуре инвалидности по обусловившим ее заболеваниям 1-е место занимает разные классы болезней:

  • у детей 0-4 лет лидируют врожденные аномалии развития. Затем следуют болезни нервной системы и психические расстройства, болезни костно-мышечной и эндокринной систем, причем в этом возрасте структура инвалидности у мальчиков и девочек аналогична;
  • среди детей 5-9 лет причиной инвалидности чаще являются болезни нервной системы, психические расстройства (за счет умственной отсталости), а также — аномалии развития и болезни глаз. На 5-м месте у мальчиков стоят болезни уха, у девочек — заболевания органов дыхания;
  • у подростков 10-14 и 15-17 лет превалируют психические расстройства, в том числе умственная отсталость, возрастает роль психозов. На 2-м и 3-м месте — болезни нервной системы и врожденные аномалии развития соответственно. Последующие места занимают болезни глаза и эндокринной системы.

Нарушения интеллектуального и физического развития приводят к различным ограничениям жизнедеятельности ребенка-инвалида.

Факторы риска.

  1. По мнению экспертов ВОЗ, наибольшую угрозу здоровью как в развивающихся, так и в экономически развитых странах, представляют последствия бедности. Более трех четвертей людей с ограниченными возможностями имеют низкий уровень жизни.
  2. Среди социально-гигиенических факторов отмечаются неблагоприятные условия труда женщин, низкая медицинская активность семьи, отсутствие нормальных условий, позволяющих вести здоровый образ жизни. Между тем здоровье семьи и её членов на 40-50% определяется именно образом жизни.
  3. Неблагоприятными факторами в этом отношении являются психосоциальный стресс, нерациональное питание, низкая физическая активность, вредные привычки. У родителей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, процент рождения детей с аномалиями развития значительно выше, чем в здоровых семьях.
  4. Большую роль играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью.
  5. Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии.

Состояние физического и нервно-психического развития, заболеваемости детей-инвалидов имеет свои отличия. Доказана прямая зависимость между соматическим состоянием ребенка и уровнем его физического развития. Следовательно, основное влияние на физическое развитие детей оказывают тяжесть имеющегося хронического заболевания и время его возникновения. В связи с этим, у ребенка-инвалида не следует ожидать высоких показателей физического развития. Число детей с отставанием в нервно-психическом развитии с возрастом растет — с 46,1% (у дошкольников) до 50,1% (у детей 10-15 лет).

Инвалидизация ребенка происходит в результате значительного ограничения его жизнедеятельности в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, в период становления личности. Это приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка и накладывает ограничения не только на проявление личности ребенка-инвалида, но и на ее формирование.

Для детей с когнитивными нарушениями особое значение имеет система дополнительного образования, предоставляющая возможность войти в среду нормально развивающихся детей.

Когнитивные нарушения сопровождают следующие заболевания: детский церебральный паралич; гидроцефалия различной степени выраженности и этиологии; менингиты различной этиологии; энцефалиты различной этиологии; инсульты различной степени поражения; различные травмы головного и спинного мозга; расстройства психологического развития (специфические расстройства развития речи и языка; специфическое расстройство речевой артикуляции; умственная отсталость в сочетании с нарушением развития речевой функции (расстройство экспрессивной речи и рецептивной речи); детский аутизм; специфические расстройства развития учебных навыков; смешанные специфические расстройства психологического развития; легкое когнитивное расстройство); другие уточненные и не уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью; расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга; нарушение активности и внимания.

При ДЦП нарушается моторное развитие ребенка, возникает комплекс других сопутствующих нарушений, среди которых значимое место занимает нарушение когнитивных функций (познания), перцепции (восприятия), могут быть поведенческие нарушения, эпилептические проявления

Ранний детский аутизм встречается в 2–4 случаях на 10 тыс. населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10 тыс. населения. Это расстройство чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Младенчество - В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве - поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). К 8-10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта - использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности. Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6-8 месяцев) - различает более широкий круг «своих» и «чужих». К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия.

Раннее детство - В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Дошкольник (3-4 младший; 4-5 средний; 5-7 старший) –

К 6летнему возрасту запас речи увеличивается настолько, что ребенок с легкостью может объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Смешивается развитие лингвистических способностей и собственного чутья языка. Ребенок понимает хорошие и плохие слова. Использует ситуативную речь.
Сенсорное развитие – позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире. Ребенок умеет правильно оценивать перспективное изображение.
Мышление – Познавательная активность. Любознательность. Период почемучки.
Образное мышление – возраст сензитивен. Иногда может мыслить логически. Мышление отличается эгоцентризмом.
Внимание – Ребенок будет несчастным если нужно быть внимательным в какой-то деятельности, которая безразлична. Можно организовать внимание ребенка.
Память произвольное запоминание. Но больше продуктивно непроизвольное.
Воображение – создаются разнообразные ситуации, в которых ребенок выступает в прекрасных своих проявлениях. Большая вариативность в творчестве. Дети делятся на реалистов и фантазеров.

Школьник –

Речь – средство усвоения системы знаний. Овладение идет в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической; интонационной стороны речи; по линии освоения грамматики; развития лексики. В сторону бОльшего осознания собственной речевой деятельности.

Сенсорное – ощущения и восприятие усложняются. Требуется не только воспринимать предметы, их форму или цвет, но и Устанавливать и Анализировать сложные связи между простой и сложной формами и их положением в пространстве, в плоскости рисунка или картины.
Развитие мышления- мышление отличается повышенной эгоцентричностью, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Господствует логика восприятия.
Образное – мышление опирается на представления и восприятие. Словесно выраженную мысль, не имеющую, опоры в наглядных впечатлениях, младшему школьнику понять трудно.

Внимание – рост непроизвольного внимания. Зависит от впечатляемости материала, его наглядности и конкретности. + происходит формирование волевого внимания. Само внимание неустойчиво.

Память – произвольное запоминание развито слабо. Но продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем. Используется наглядный материал и при запоминание и при воспроизведение. К 3-4 классу запоминание становится более продуктивным.

Развитие воображения – выход за пределы своего личного опыта. Но в процессе обучения – предъявляются требования, которые побуждают к произвольным действиям: представление образов, где происходит преобразование предметов и знаков.
Подросток - Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Развитие мышления - продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Память - процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Произвольная память - психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Механическая память или механическое запоминание - способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Фантазия - продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.

Монологическая речь - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
Письменная речь - особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков.
В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи.
Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Юношеский возраст - Исследователи отмечают сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. С этим связано и изменение соотношения категорий возможности и действительности в пользу сферы возможного, что неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, игру в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории должны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой.Склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Положение юноши и взрослого в этом отношении различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.

Творческий потенциал личности

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Самостоятельность школьника в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности.

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Но идет ли речь об общей эмоциональной реактивности или о каких-то специфических аффектах и влечениях? По сравнению с кем юношеская эмоциональная реактивность кажется повышенной - по сравнению с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?

Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Взрослость - Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число «оптимумов» в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 лет отмечается статистически значимое снижение уровней оценки мышления по сравнению с 36-40 годами.
Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30-34-летнего возраста, у медиков – в 35-39 лет а для философии, психологии – несколько позже, между 40 и 55 годами.
В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом. Положительно сказываются на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.
В микропериод 51-55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.
Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или другое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность, вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое.
Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.
Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиции общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умением выбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью.

Пожилой возраст - Что касается познавательного развития, большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций.

Исследования показывают, что в позднем возрасте немного ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Первичная память, которая делает возможным осознанное переживание информации, остается без изменений. Во вторичной, долговременной, памяти, наблюдаются очевидные изменения. Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни. Они с трудом запоминают бесполезные списки слов, но могут продемонстрировать прекрасный результат при пересказе разбитого на параграфы текста. Пожилые обычно лучше выполняют задания, если получили инструкции по классификации и организации запоминаемого материала. Однако даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Третичная память (на отдаленные события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью. Пожилые люди различаются по уровню мнемических способностей. Образованные лучше выполняют тесты памяти, а люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют тесты лучше тех, кто им не занимается.
Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Распространенность деменции в старости сильно преувеличена. Не являясь неизбежной, сенильная деменция, попадающая в разряд органических заболеваний мозга, поражает 3-4% людей старше 65 лет. Частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде (до 47% после 85 лет).
К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность, употребление алкоголя в течение длительного времени, лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые при самолечении, интеллектуальная бездеятельность.
Многие выдающиеся и обычные люди в старости успешно справляются с ухудшением познавательной способности. По мере того как они осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация "Я". Уровень интеллекта физически здорового пожилого человека, видимо, может быть значительно выше предполагаемого. Однако несправедливые вердикты, которые обычно выносятся старым людям, могут существенно повлиять на их душевное состояние и привести к занижению самооценки и свойств личности. Поэтому в Китае, где, в отличие от западных стран (на идеалы которых сейчас во многом ориентирована и Россия), согласно вековым традициям старость уважают и почитают, пожилые люди даже убеждены, что обладают более острой памятью, чем молодые. В то же время результаты тестирования показывают приблизительно одинаковый уровень развития памяти у китайских пенсионеров и у американских.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные суждения по жизненно важным вопросам. Мудрость - это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект, и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека Согласно П.Б.Балтесу, существуют две причины, по которым с возрастом может увеличиться объем и повышаться качество знаний, связанных с мудростью человека. Во-первых, для полного понимания и использования, усиливающих мудрость факторов нужен многолетний опыт поведения в различных ситуациях. Во вторых, когда люди стареют, у них развиваются благоприятствующие проявлению мудрости свойства, включая генеративность, связанные с личностным и когнитивным ростом.

Тот факт, что мудрость накапливается именно по прошествии лет, делает опыт старших поколений невообразимо бесценным. Житейские знания пожилых, несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, могут и должны найти себе применение. Особенно это касается общения стариков и детей. Далеко не все старики закосневают в своих взглядах, и далеко не все подростки, а тем более дети других возрастов категорически против усвоения опыта старших. К тому же, не зря ведь народная пословица гласит: «Старый, что малый». Порой дети лучше понимают стариков, чем людей среднего возраста.

Несмотря на то, что в старости снижаются уровень запоминания и мыслительных способностей, быстрота запоминания, это не исключает возможности обучения. Более того, для пожилых людей характерны большая выносливость в достижении цели, он может использовать опыт для нахождения готового решения вместо поиска нового. Психическое обогащение в старости не происходит автоматически, как это было раньше, оно требует высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Для сохранения достаточно высокого уровня интеллекта в старости чрезвычайно важно сохранение мотивов для получения информации.

В целом нужно отметить следующее.

Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию. Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.

Старость - Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.Сенсорная система - совокупность физиологических и психических механизмов, обеспечивающих получение чувственной информации об окружающих предметах и явлениях реальной действительности.

Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах: мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции склонности пожилых людей к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. В старости большинство жизненных планов уже реализованы или утратили свою актуальность, а наиболее продуктивные периоды жизни остались в прошлом. Поэтому именно прошлое приобретает для человека наибольшую ценность.

«Если юноши все измеряют надеждой,- писал еще Скалигер,- то старики - прошлым». Это положение находит подтверждение при исследовании возрастной динамики эмоциональных процессов. В старости «ослабление аффективной сферы лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Старость -это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.

Старость может приближаться к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и путем снижения силы и подвижности психических процессов.

В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке.

Проявления физического упадка находят свое выражение в ограничении круга интересов, пассивности, психической вялости. Но время его проявления, скорость прогрессирования, тяжесть и глубина различны. Как указывает Н.Ф. Шахматов, появление заметных признаков психического упадка можно отнести преимущественно ко времени завершения жизни (85 лет и старше.)

Психическая слабость, снижение силы и подвижности психических процессов при психическом упадке в старости находятся в тесной связи с фактором физического здоровья. Укрепление физического здоровья, излечение от соматических болезней быстро ведут к оживлению психической жизни в старости.

Другой крайней точки придерживаются исследователи, склонные восхвалять «очарование преклонного возраста». У этих людей физическое ослабление компенсируется высоким духовным подъемом. Поэтому период, предшествовавший наступлению старости и старческого недомогания, называют «лучшими годами». Именно это имеется в виду, когда говорят о счастливой старости.

Счастливая старость - это особо благоприятная форма старения. Счастливая старость - это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это форма благоприятного психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом.

Характеризуя психическое старение, необходимо учитывать некоторые положительные сдвиги, которые являются компенсаторными или приспособительными в новых условиях жизни. Так, одновременно со снижением уровня психической деятельности отмечаются качественные изменения, способствующие преодолению и уравновешиванию этого снижения, достижение структурного единства дефицитарных признаков старения с позитивными или компенсаторными. Это свидетельствует о возможности в старости адаптироваться к новым условиям жизни. При изучении способностей у старых людей в возрасте от 60 до 93 лет установлено, что они используют структуру своего опыта, черпая из него элементы для удержания имеющихся знаний на должном уровне и для переработки их в новые знания. Старые люди могут в значительной степени развивать некоторые свои способности и даже проявлять новые.

Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:

1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться самые разнообразные обстоятельства: те, которые сравнительно легко преодолевались в молодости (переезд на новую квартиру, болезнь-собственная или кого-то из близких людей), тем- более прежде не встречавшиеся (смерть одного из супругов, ограниченность в передвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения.)

2. В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Поводом для реакции может быть кинофильм о прошлых временах или разбитая чашка.

В своей теории развития французский психолог Шарлота Бюлер выделяет пять фаз развития; последняя, пятая фаза начинается в 65-70 лет. Автор считает, что в этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. При этом обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам, он никогда не доволен своими достижениями, ему всегда кажется, что он что-то не дополучил, что ему не додали. К старости эти сомнения усиливаются.

Восьмой кризис (Э.Эриксон) или пятая фаза (Ш.Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит итоги, и если воспринимает жизнь, как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает, что смерть- естественный конец жизни. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря и состояла из разочарований и ошибок, теперь уже непоправимых, то его настигает чувство бессилия. Приходит страх смерти.

Психологи утверждают, что страх смерти- это чисто человеческое чувство, такого нет ни у одного животного. Именно поэтому оно и может быть преодолено. Философы, от Платона и Аристотеля, стремились преодолеть трагизм смерти, освободить человека от страха перед ней. Древнегреческий философ Эпикур приводил простой и остроумный довод против страха смерти: « Смерть для человека реально не существует, он с нею « не встречается». Покуда он есть, смерти нет. Когда же она есть- его нет. Поэтому ее не стоит страшиться.

Френсис Бэкон по тому же поводу замечал: « люди страшатся смерти, как малые дети потомок… Но боязнь ее как неизбежной дане природе есть слабость».

Пекк (американский психолог), развивая идеи Эриксона о восьмом кризисе, говорит о подкризисах этого периода.

Первый- переоценка собственного «Я» независимо от профессиональной карьеры. То есть человек должен прежде всего для себя определить, какое место он занимает в жизни после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены мундиры, звания и должности.

Второй- осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, когда приходится признать, что молодость, красота, стройная фигура, крепкое здоровье остались далеко в прошлом. Для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщины-второго.

Отечественный ученый В.В. Болтенко выделил ряд этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста.

На первом этапе сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связан с профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной, через чтение специальной литературы, написание специальной литературы, темы. Если же она обрывается сразу после ухода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй.

На втором этапе наблюдается сужение круга интересов за счет выполнения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных передач, семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером, кто врачом, а кто профессором философии.

На третьем этапе главенствующей становится забота о личном здоровье. Любимая тема для разговора- лекарства, способы лечения, травы… И в газетах, и в телепередачах на эти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

На четвертом этапе смыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела: лечащий врач, социальный работник, члены семьи, поддерживающие личный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия или по привычке -редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми- ровесниками, почтовая переписка, в основном чтобы узнать, скольких еще осталось пережить.

И, наконец, на пятом этапе происходит снижение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.

Один из основателей отечественной психологии Б.Г. Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизни заключается в том, что у многих людей «умирание» происходит гораздо раньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, что ведет к «сужению объема личностных свойств, к деформации структуры личности». По сравнению с долгожителями, сохраняющими личность, «некоторые « начинающие» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. И вывод, который делает ученый: « Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращение многолетнего труда не может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк. Обратимся к основным его типам.

В типологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости:

1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

2) старик- экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т.д.);

3) интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п.

По данным американских исследователей (системных отечественных исследований в этой области очень мало), существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными. Широкомасштабные исследования памяти показали, что связанное со старением ухудшение памяти не является настолько общим и настолько серьезным, как считалось ранее. Многие проблемы с памятью, от которых страдают пожилые люди, нельзя считать неизбежными последствиями старения. Их провоцируют другие факторы, такие, как депрессия, прекращение активной деятельности или побочное действие лекарственных препаратов. Но когда когнитивное снижение действительно происходит, например, снижение скорости обработки информации в процессе познания, имеют место и соответствующие компенсации, так что любая потеря почти не влияет на повседневную жизнь.

Скорость выполнения операций. Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости - это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Многие исследования подтверждают, что те интеллектуальные функции, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти эта медлительность может объясняться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. При тестировании пожилые люди стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Пожилые люди могут иногда действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то конкретным навыком. Анализ результатов выполнения стандартизованных заданий на проверку памяти показывает, что 30- и 70-летние выполняют их с разной скоростью. Однако у старых людей есть возможности компенсировать потери в скорости - и они их активно используют.



Память

Сенсорное хранилище. Сенсорное хранилище - это очень кратковременная зрительная или слуховая память, удерживающая поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины этого еще не вполне ясны. Возможно, у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Может быть, у них снижается избирательность внимания или способность к распознаванию. А может быть, у них просто ниже мотивация, необходимая для успешного выполнения задач, требующих повышенной точности. В любом случае, незначительная утрата сенсорной памяти, наблюдаемая в старости, вряд ли будет очень заметна в повседневной жизни. Исключения составляют дорожные знаки, распознавание которых может вызывать некоторые сложности у пожилых водителей.

Первичная память (кратковременная память). Первичная память - хранилище с ограниченным объемом. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях». Большинство исследований не обнаружило существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей.

Вторичная память (долговременная память). По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка. Но что является причиной этих различий: уменьшение объемов памяти или изменение процессов запоминания и припоминания? В некоторых исследованиях памяти указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики они справляются с этими операциями существенно лучше. Даже самые старые (те, кому около восьмидесяти) выигрывают от такой тренировки.

Эффективность обучения, однако, не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Согласно некоторым исследованиям, в которых сравнивалась память старых и молодых людей, обучение на самом деле только увеличивает разрыв в результатах, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам. Это позволяет заключить, что резервные возможности развития у пожилых людей меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Короче говоря, старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования, или, по-другому, обладают меньшей пластичностью.

Третичная память. Третичная память, или память на отдельные события, по всей видимости, сохраняется у пожилых людей практически полностью. В самом деле, согласно некоторым исследованиям, пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем люди более молодые. Это особенно касается исторических событии, в которых старики непосредственно участвовали, а молодые взрослые узнали о них только из вторых рук. Следует также отметить, что пожилые люди, как и все остальные, различаются по уровню мнемических способностей. Более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти. А люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты лучше тех, кто им не занимается.

В общем в таких видах памяти, как сенсорная, первичная (кратковременная) и третичная (на отдаленные события), сколько-нибудь существенных возрастных различий у взрослых людей не обнаружено. Такие различия обнаружены во вторичной (долговременной) памяти, но и они зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом. Пожилые люди, действительно, могут показать плохие результаты в тестах памяти, если для выполнения заданий требуется применение непривычных приемов организации и повторения запоминаемого материала. Большинство из них, однако, улучшит свои результаты после обучения этим приемам. Кроме того, память пожилых людей избирательна: более интенсивный и значимый материал они запоминают легче.

Исследования изменений в поздней старости (70-90 лет) по типам памяти обнаружили следующие закономерности: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности памяти в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; ведущим видом памяти становится логическая память.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, часто верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам.

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет психологии

Контрольная работа

по курсу: «Диагностика психического развития интеллекта»

Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

Мальчукова Татьяна Владимировна

Преподаватель: Покровская С.Е.


1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека

1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте

2. Психодиагностические методики

2.1 Исследования познавательных процессов в зрелом возрасте, описание методик

2.2 Результаты психодиагностического исследования познавательных процессов личности в зрелом возрасте

Заключение

Список использованных источников


1. Диагностика познавательных процессов в зрелом возрасте

1.1 Возрастной подход к изучению взрослого человека

В истории развития возрастной психологии как отрасли психологической науки характеристики взрослых людей выполняли функции эталонов по отношению к различным периодам роста, созревания и формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Взрослость рассматривалась как стабильный период. Так, например, французский психолог Э. Клапаред характеризовал зрелость в качестве состояния психической «окаменелости», когда прекращается процесс развития . Э. Эббингауз, выделяя в развитии памяти три периода, определял возраст 25-50 лет как неизменяемый в отношении данной психической функции. В. Джемс писал о том, что после 25 лет взрослые не могут приобрести новые идеи. Бескорыстная любознательность проходит, умственные «связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана» . Определяя основные стадии в становлении интеллекта человека, Ж. Пиаже ограничивал их рамками от рождения до юношеского периода включительно.

Психологические характеристики взрослого человека выступали в качестве эталонов и при выявлении инволюционных процессов в период старения. С возникновением геронтологии (конец XIX-начало XX в.) данные о молодых людях использовались для определения величины снижения функций или их сохранности в общем инволюционном процессе. По мере открытия многомерного характера этого процесса и разновременности старения поиск норм и эталонов развития значительно усложняется и сохраняет свою проблематичность вплоть до настоящего времени.

Проблема построения единой научной теории индивидуального развития не может быть разрешена без разработки ее основного раздела - возрастной психологии зрелости. Впервые эта задача была поставлена в 1928г. Н. Н. Рыбниковым, предложившим назвать данный раздел возрастной психологии «акмеологией» или наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека .

Так, в результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации так и не существует. Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов :

Периодизация, принятая международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965г.):

Новорожденный - до 10 дней

Грудной возраст - 10 дней- 1 год

Раннее детство - 1-2 года

Первый период детства - 3-7 лет

Второй период детства - 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек

Подростковый возраст - 13-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек

Юношеский возраст - 17-21 для юношей, 16-20 для девушек

Средний (зрелый) возраст: первый период - 22-35 лет для мужчин, 21-35 лет для женщин. Второй период - 36-60 лет для мужчин, 36-55 лет для женщин.

Пожилой возраст - 61-74 лет для мужчин, 56-74 лет для женщин.

Старческий возраст - 75-90 лет для мужчин и женщин

Долгожители - старше 90 лет.

Периодизация ДЖ. Биррена (Birren, 1980г) :

Первая фаза - младенчество, до двух лет

Вторая фаза - дошкольный возраст, 2-5 лет

Третья фаза - детство, 5-12лет

Четвертая фаза - юность, 12-17 лет

Пятая фаза - ранняя взрослость, 17-25 лет

Шестая фаза - зрелость, 25-50 лет

Седьмая фаза - поздняя зрелость, 50-75 лет

В своей работе мы опираемся на Международную классификацию (Квинн, 2000) :

Младенческий возраст от рождения до трех лет

Раннее детство 3-6 лет

Детство 6-12 лет

Подростковый (юношеский) возраст 12-18 лет

Молодость 18-40

Зрелый возраст 40-65

Таким образом, в нашей работе будут изучаться особенности познавательных процессов людей в возрасте от 40 до 65 лет.

1.2 Особенности познавательных процессов в зрелом возрасте

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).

Ощущение – психофизический процесс непосредственно чувственного отражения отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, то есть процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств .

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов .

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации .

Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта .

Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности .

Когнитивные процессы - совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания .

Сенсомоторные процессы - комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация .

Моторные процессы - совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида .

Психофизические функции - взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы .

Период взрослости отличается от предыдущего, юношеского, тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. Этот период является годами интеллектуальных достижений. Особое значение для понимания умственной деятельности взрослых имеют экспериментальные данные об онтогенетической эволюции психофизиологических функций, поскольку последние, согласно Б. Г. Ананьеву, «являются собственно онтогенетическими феноменами» .

Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:

Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза – фронтальный прогресс в развитии функций – наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза – специализация психофизиологических функций – начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким как вербальный и невербальный интеллект, память.

Гетерохронность (неравномерность) развития – несовпадающий темп развития и уровня достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций в зрелом возрасте:

Проведенное экспериментальное исследование показало, что фактор возраста имеет разное значение для зрительно-пространственных функции. Для остроты зрения и глазомера он составляет всего 25% от общего числа факторов. В то же время для поля зрения возрастной фактор составляет 70%. Это значит, что обусловленное структурой проводящих путей и корковыми проекциями поле зрения в наибольшей степени зависит от процесса созревания мозга, от его общего состояния. В результате экспериментальных исследований чувствительности различных модальностей (периферическое зрение, слух, кинестезия) у людей разных возрастов П. П. Лазарев пришел к выводу о том, что она зависит от возраста, описывается кривой возрастных изменений ее средних значений. Сходная картина возрастной эволюции обнаруживается и в показателях сенсомоторных реакций при сравнительно-возрастном сопоставлении данных об изменении времени реакций различных видов (непроизвольных и произвольных, двигательных, речевых, простых реакций и реакций выбора на различные сигналы). Общая закономерность состоит в постепенном сокращении времени реакции, на различные стимулы с возрастом.

Так, зрение человека практически не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнеговозраста, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Исследования И. Устиновой, изучавшей чувствительность 185 командиров и вторых пилотов самолетов по многим параметрам, характеризующим зрение индивида (цветоощущение, ночное зрение, глубинный глазомер), показали следующее: у пилотов в возрасте 25-54 лет наблюдается достаточная устойчивость функционального состояния коркового отдела зрительного анализатора. Из всего комплекса сенсорных функций ею было обнаружено постепенное снижение с возрастом лишь остроты зрения из-за аномалий рефракции и ослабления аккомодации в старших возрастах.