Цирковые термины. Приёмы обучения собак некоторым элементам трюковой дрессировки




Цирковая дрессировка, на первый взгляд, может показаться увлекательной и весёлой игрой между хозяином и его собакой. Именно так это и должно выглядеть со стороны. На самом деле, за этим стоят многие часы тренировок и большое желание показать - на что способна собака. В отличии от других курсов дрессировки, таких как ОКД или ЗКС, в цирковой дрессировке преобладает вкусопоощрительный метод. Он основан на подкреплении желаемого результата лакомством и похвалой. Если собаку учили иначе, например, рывками поводка, то это отражается на её работе. Правильно обученная собака выполняет трюки по первой команде дрессировщика, постоянно следит за ним и ждёт следующей команды, И наоборот, неумелую дрессировку выдаёт поведение собаки во время выступления: она работает вяло, постоянно отвлекается, хозяин вынужден повторять команды по несколько раз и, в основном, в угрожающей интонации.

Для успешного обучения собаки цирковым трюкам нужны: наличие контакта между дрессировщиком и его питомцем, знание собакой основных команд ОКД, знание хозяином основных принципов дрессировки и, конечно, немного свободного времени. После окончания почти каждого моего выступления ко мне подходят и спрашивают: «С какого возраста Вы начали заниматься с собакой и как долго занимались?». Я отвечаю, что начала занятия на следующий день после того, как принесла щенка домой. Моей собаке было 1,5 месяца. К 3 месяцам она знала и выполняла 6 команд: «сидеть», «лежать», «ко мне», «фу», «гуляй», «апорт». Далее прибавились остальные команды из ОКД: «стоять», «рядом», «место», «вперед», «барьер». Все эти команды пригодятся в цирковой дрессировке. Многим кажется, что занятия отнимают очень много времени, но главное - не продолжительность занятий, а их регулярность. По 20 минут каждый день вполне достаточно для простых (домашних) трюков. Если же вы планируете выступать на соревнованиях по цирковой дрессировке, то понадобится немного более длительные занятия, примерно один час в день в течение двух месяцев. Соревнования по цирковой дрессировке проводят московские клубы «Дружок» и «Рус-Олимпус», а также «Мой друг» (г.Мытищи).

Трюки могут быть чисто цирковые, такие как «змейка», «кульбит», команды «Оф!» (из положения «сидя», одновременно поднять обе передние лапы и так замереть, при этом спина должна быть прямой), испанский шаг, поклон. Или же трюки с элементами ОКД, но в усложненном виде, например, команды «апорт» и «место» с завязанными глазами, движение рядом с дрессировщиком задом наперед, апортировка горящего или съедобного предмета.

Теперь подробнее о некоторых трюках. Собаку можно научить игре в мяч. Для этого нужно взять легкий надувной мяч или воздушный шарик. Собаку сажают и сначала просто бросают мяч на нос и как только замечают ответное движение (толчок носом), сразу поощряют лакомством. И так до тех пор, пока собака сама не начнет отбивать мяч носом с небольшого расстояния. Другой номер выполняют все цирковые животные - это поклон. По технике для собаки подходит «медвежий» вид исполнения. Он смотрится эффектнее, чем, например, поклон «лошадиный». Поклон выполняется из положения стоя. Собака следует за рукой с лакомством, наклоняет голову к земле. После этого рука отводится чуть назад, так, чтобы собака коснулась земли лбом. Задержавшись в таком положении, собака получает лакомство. Чисто «лошадиный» номер - это «испанский шаг». Исполнять его можно научить и собаку. Номер выполняется из положения стоя. Собака поочередно поднимает передние лапы и при каждом шаге продвигается вперед. Перед тем, как исполнять этот трюк, собака должна уметь давать правую и левую лапы на месте. Затем дрессировщик встает перед собакой, зажав лакомство в руке и показывая его собаке. Собака, желая получить лакомство, касается лапой руки и тут же получает его. При этом дрессировщик делает шаг назад и просит другую лапу.

Перечислю некоторые трюки, которым можно научить любую собаку: «ладушки» - собака из положения сидя, поочередно подает передние лапы, касаясь подушечками лап ладоней рук, а затем дает сразу обе лапы; «умри» - собака из положения лежа заваливается на бок и замирает; «змейка» и «восьмерка» выполняя эти трюки собака обходит ноги хозяина, двигаясь «змейкой» (на ходу) или «восьмеркой» (на месте); прыжки через ногу, на руки, в обруч, в кольцо из рук; собака может подкинуть и поймать, положенный ей на нос кусочек лакомства; ловить кольца на шею. Это далеко не весь перечень возможных трюков.

Например, моя немецкая овчарка выполняет 70 трюков различной сложности. Среди них такие как:

— апортировка горящего предмета; прыжок в горящий обруч;

— удержание чашки с блюдцем на голове в положении «Оф!» - при этом держит две баранки в зубах, которые нельзя есть без команды;

— переползание задом-наперед; хождение на задних лапах и другие.

Выступая с цирковой программой на выставках собак и на различных праздниках, я показываю, что не стоит ограничиваться занятиями только по ОКД и ЗКС. Ваша собака может гораздо больше. Некоторые инструкторы по дрессировке, которые видели наши с Лаймой выступления спрашивают меня: «Зачем тебе это надо?». Я отвечаю: «Чтобы слышать аплодисменты». И я их слышу. Собака понимает, что выступление понравилось зрителям и радуется вместе со мной.

Любая дрессировка, а особенно цирковая, улучшает взаимоотношения между хозяином и собакой. Если Вы решили заняться цирковой дрессировкой, то терпение, труд и приведенные рекомендации помогут Вам добиться успеха.

АППАРАТ (лат. apparatus - оборудование, снаряжение).
1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему электролебедок и моторов. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов. Достигается это за счет технических особенностей аппарата: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся и тому подобных конструкций.
2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном . Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, , , ловиторки.

АППОРТИРОВКА - (франц. apporter - приносить, привозить). Разновидность конной , демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в (платочки, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере , а также исполняет маленькие : "лошадь в кровати", "лошадь в ресторане" и др.

АРАПНИК - (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Арапник применяется в джигитовке и в с хищными и крупными животными, т.к. громкое щелкание кончиком арапника побуждает лошадь к быстрому бегу, а большого хищника - к действию.

АРАБЕСК - (франц. arabesgue - буквально - арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Разной модификации арабеск используется в , гимнастике, .

Герадешвунг (нем. Gerade - прямая линия, нем. Schwung - взмах, полет - ) - Гимнастическое упражнение, прямой (гладкий) перелет с одного снаряда на другой или в руки к .

Гимнастика (греч. gimnastike от gymnazo - упражняю, тренирую) - цирковая гимнастика - это , сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке.

ГРЕЧЕ (нем. Gratsche - спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое упражнение - из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и "в темп" перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлёта.

Гротеск -наездница (франц. grotesque - причудливый, комичный) - наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.

Группировка (от франц. grouper - соединять, группировать, нем. Gruppierung - группировка) - положение туловища, при котором ноги, предельно согнутые в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.

ДА КАПО (итал. da capo - повторение). Трюк или , исполняемые артистом как добавление к после выхода на аплодисменты.

ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ (нем. doppel - двойной, двоякий). Гимнастический снаряд - широкая металлическая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри), из них средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной из них.

ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучение животных, выездка лошадей). Цирковой , основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.

ДЬЯБОЛО (франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). , в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие детской скакалки.

ЖАНР (франц. genre - род, вид). Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность , характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

ЖОКЕЙ (англ. jockey - наездник на бегах, скачках). Артист, исполняющий упражнения на лошади, бегущей по кругу манежа. Жокейская работа выполняется также вдвоем и группой.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник, остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.

«Зеркало ». Специальный обруч, обклеенный бумагой, сквозь который наездник (наездница) прыгает, прорывая бумагу. Применяется для этой цели в .

ЗИТЦЕН-ТРЮК (нем. sitsen - сидеть, см. трюк). Гимнастическое упражнение - перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение.

ЗУБНИК . Кованый язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, приспособленный для выполнения различных упражнений: виса в зубах, удерживания партнера, стойки ("стойка в зубнике").

ИЛЛЮЗИОНИСТ (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения, вызванный искаженным восприятием). Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, , снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.

ИМИТАТОР (от лат. imitatio - подделка, подражание). Артист, владеющий искусством подражать различным звукам: пению птиц, звучанию музыкальных инструментов, голосам животных и т.п., что достигается соответствующей тренировкой голосового аппарата в сочетании с применением специально выработанных приемов.

КАБРИОЛЕТ (франц. cabriolet). Легкий двухколесный экипаж на высоких колесах, в который запрягается лошадь, выполняющая школьные под управлением дрессировщицы, сидящей в кабриолете. Используется и в других номерах ("акробаты на кабриолете", "жонглеры не кабриолете").

КАБРИОЛЬ (франц. cabriole - скачок).
1. В дрессировке - прыжок лошади с поджатыми передними ногами и вытянутыми задними.
2. В парной - нижний рывком поднимает верхнего в стойку на руках из кача между ног группировке.
3. В гимнастике - гимнаст, вися на рамке на подколенках, удерживает в каче партнера, который махом назад выполняет выкрут прямым туловищем между рук гимнаста.

КАСКАД (франц. cascade - небольшой водопад, низвергаемый уступами).
1. В - прыжок-падение на спину (задний каскад) или лицом вниз (передний), исполняемый из разных положений: с места, с разбега, с высоты. Преимущественно применяется в выступлении эксцентриков, .
2. В - прием перебрасывания предметов из одной руки в другую по одной определенной траектории.

КАУЧУК (англ. caoutchouc, от исп. caucho, от перуанcк. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность , основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

КИППЕ (нем. kippe - качели). Гимнастическое упражнение на турнике - подъем из виса на руках в упор при небольшое исходном каче.

КЛИШНИК (от фамилии английского артиста Э.Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

КОПФШТЕЙН (нем. stehen - стоять). Равновесие в стойке на голове.

КЛОУН (англ. clown, от лат. colonus - человек.из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими , шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.

КОЛОННА (франц. colonne - вертикальная опора, от лат. columna - столб). пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг друга. Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним и верхним. При сольном количестве участников пирамиду называют "колонна из четырех", "колонна из пяти". В отдельных упражнениях (заднее на колонну или заднее сальто с колонны на колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.

КОПФШПРУНГ (нем. Kopf - голова, sprung - прыжок). элемент - переворот прыжком вперед с опорой на голову или с опорой одновременно на голову и на руки.

КОРД-ДЕ-ВОЛАН (франц. corde - веревка, шнур, канат, volant – развевающийся, летучий). Гимнастический снаряд - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в раскачке.

КОРПАТУРА (от итал. corporatura - тело, телесное). Расслабленное состояние при легком болевом ощущении во всем теле или в отдельных мышцах, вызванное их переутомлением.

КРАФТ-АКРОБАТЫ (нем. Kraft - сила). Акробаты, выполняющие упражнения только силовыми приемами (силовые акробаты).

КРАФТ-ЖОНГЛЕРЫ Атлеты, жонглирующие тяжестями: гирями, ядрами и другими предметами (силовые жонглеры).

КРУП (франц. croupe). Наиболее широкая часть спины лошади, используемая наездниками при выполнении элементов конной .

КУЛЬБИТ (франц. culbute - кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.

КУПЕ (франц. - coup - толчок, удар). Положение в , из которого низкий или средний подбрасывает верхнего, стоящего на соединенных руках партнера лицом к нему.

КУРАЖ (франц. courage - смелость, храбрость). Высокие волевые качества, проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.

КУРС (лат. cursus - бег, движение). Прыжок жокея с разбега на скачущую лошадь, при котором он встает на круп.

КУРБЕТ (франц. courbette - прыжок, скачок). элемент - прыжок: из стойки на руках встать на ноги.

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. Pas de trois - танец втроем). Конный , в котором поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу .

ПАННО (франц. Panneau - плоскость). Плоская твердая площадка-матрас, покрывающая спину лошади. Применяется в некоторых конных номерах как удобная опора для наездников.

РИЗЕНВЕЛЛЕ (нем. risen - огромный, громадный, Velle - волна). Гимнастическое упражнение - большие обороты вокруг турника на выпрямленных руках. Среди любителей спорта упражнение известно под названием "солнце".

РОНДАД , РУНДАД (франц. rond - круг, нем. rund - круглый). Элемент прыжковой акробатики - переворот с поворотом, служащий связующим звеном для перехода от разбега к прыжкам, выполняемым спиной по направленно разбега.

САЛЬТО (итал. salto - прыжок, скачок). Акробатический прыжок - безопорное вращение тела вперед или назад, или в сторону с полным переворачиванием через голову. Выполняется в группировке или с прямым туловищем, с места или с разбега, а также с помощью подбрасывающих приемов или подкидывающих устройств.

САНЖИРОВКА (франц. changer - менять, обменивать, заменять).
1. Ловкие, быстрые действия фокусника, умело и незаметно подменяющего предметы во время манипуляции ими или создающего обманчивое впечатление замены, которой на самой деле не было.
2. В гимнастике - темповый поворот на 180° махом вперед на или в полете.
3. В - изменение направления хода лошади или группы лошадей, выполняемое по команде дрессировщика ("санже!").

СВОБОДА (СВОБОДНАЯ ДРЕССИРОВКА). Одна из форм показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, но свободных от управления наездниками.

СКОМОРОХИ (бродячие музыканты, плясуны, комедианты). Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях. ярмарках и показывающие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки и песни. Являются основоположниками отдельных видов зрелищ и некоторых жанров цирка в России.

СТРЕКАСАТ (итал. strecatschere - удлинение, растяжение). Способ выполнения некоторых прыжков, позволяющий акробату продвигаться в сторону, противоположную перевороту.

СУПЛЕСС (франц. souplesse - гибкость, податливость). Резкое сгибание туловища броском назад за счет сильного прогиба в пояснице.

ТАБЛО (франц. tableau - картина). Общий вид большой группы дрессированных лошадей, выполняющих в единой композиции, различные фигурные построения, перестроения по манежу, на тумбах, вокруг них и т.п.

ТАНДЕМ (англ. tandem -двухместный, двухколесный велосипед, приводимый в движение обоими ездоками, сидящими один за другим; упряжка лошадей, следующих цугом - одна впереди другой). Разновидность школьной езды на двух-трех лошадях, идущих по манежу друг за другом. Наездница, сидя верхом на последней лошади, направляет ход впереди бегущих лошадей с помощью длинных поводьев, заставляя проделывать различные повороты, которые повторяет лошадь с седоком.

ТВИСТ (англ. twist - крутить, скручивать). Акробатический прыжок - переднее сальто, выполненное после поворота на 190°.

ТРАПЕЦИЯ (греч. trapesion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе и в упоре как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

ТРЕНЗЕЛЬ (нем. Trense - удила). Железные удила, которые при натягивании прикрепленных к ним поводьев упираются в нёбо лошади, заставляя ее поднимать голову, останавливаться, поворачиваться.

ТРИНКА . Старинное название специального устройства, на которой артист лежит с поднятыми ногами при исполнении , икарийских игр, балансировании перша или лестницы на ногах. По некоторым сведениям название произошло от количества традиционных предметов, какими пользовались прошлых времен (бельгийский крест, шар и бочка). В настоящее время больше поменяется название "антиподная подушка".

ТУРНИК (франц. tourner - вертеть, вращать, перевертывать). Древнейший гимнастический снаряд - перекладина из стального прута, обклеенная специальной лентой. Укрепляется горизонтально на двух металлических вертикальных стойках, которые неподвижно крепятся тросами, и блоками к барьеру манежа.

УНИФОРМИСТЫ (нем. uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие по установке реквизита, , снарядов, участвующие в пассировке и уходу за .

ФОКУС (нем. Hokus-pokus- уловка). Ловкая трюковая проделка фокусника, поражающая своей кажущейся сверхестественностью, в основе которой ловкость рук артиста, техника специальной аппаратуры, реквизита, а такие обман зрения и отвлекающие приемы.

ФЛИК-ФЛЯК (франц. flic-flac " шлёп, хлоп). Акробатический элемент - переворот прыжком назад прогнувшись с промежуточной опорой на руки.

ЦИРК (от лат. circus, букв. - круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с , где даются цирковые представления.

ЧЕПРАК . Войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров. Чепрак посыпается канифолью против скольжения.

Многолетняя практика употребления терминов в цирковом училище показывает, что они очень легко запоминаются, что способствует улучшению всего учебного процесса.
Под влиянием исторически съежившихся обстоятельств, способствовавших проникновению слов из одного языка в другой (экономические, культурные, научные и другие связи между странами), большинство терминов имеют иностранное происхождение. Еще великий русский ученый М.В. Ломоносов, первый реформатор научной терминологии в России довольно широко применял в своих трудах термины, особенно с латинскими к греческими корнями, Е через свои труды внедрил многие термины, которые дошли до наших дней. Немало терминов вошло в русскую речь в петровские времена, особенно в кораблестроении и флотоведении - областях, которые являлись предметом особой забота создателя русского флота.

Возникновение цирковых терминов у нас связано с историей развития цирка в Россия и относится к тем временам, когда отечественный цирк еще не сформировался и по городам России гастролировало большое количество иностранных артистов из разных стран. Многие из них впоследствии навсегда связали свою судьбу с русским цирком. Они строили цирковые здания во многих больших и малых городах страны и в своих программах показывали выступления лучших русских и иностранных артистов. Имена некоторых из этих цирковых деятелей вошли в историю русского цирка - это В.Сур, А.Соломонсккй, семейства Чинизелли, Труцци, Феррони и др.

От иностранных артистов того времени и были восприняты профессиональные термины, которые благодаря своей краткости прочно утвердились в среде русских артистов и в дальнейшем перешли в советский цирк.
Но не все термины, широко распространенные в дореволюционной цирке, утвердились в советском. Некоторые были легко заменены русскими словами. Например: вместо "унтерман", "миттельман", "оберман" уже давно говорят "нижний", "средний", "верхний", а вместо "абфаль" и "корде-парель" говорят "обрыв" и "вертикальный канат", уже давно вместо " -мортале" (mortale - итал. - гибельный, смертельный) в цирке и в спорте употребляется термин " ". Такие замены, как показывает практика, вполне оправданы.

Но множество терминов заменить русскими словами подчас невозможно без утраты необходимой краткости, как, например, " ", "курбет" или "твист" и др. Да и не всегда замена бывает целесообразна с профессиональной точки зрения, даже если она и возможна. Например, известный термин "перш" в переводе на русский язык означает шест, жердь. Однако используемая дюралюминиевая труба - это не просто шест. Она оборудована специальными устройствами и приспособлениями для выполнения упражнений. И, следовательно, является снарядом. К тому же, в отличие от перша, в цирке шестом называют другой снаряд - горизонтальный шест - применяемый в акробатических для подбрасывания верхнего партнера нижними. Также удобнее при обозначении разных видов стойки на голове, например, "стойка на голове на перше" или "стойка на голове на ноге партнера", сказать кратко: "конфштейн на перше" или "копфштейн на ноге". Таких примеров немало.

Цирковая терминология - это не случайный набор слов. Термины имеют свою этимологию, свое языковое происхождение и основаны на определенных закономерностях терминообразования. Одни слова приобрели терминологическое значение по сходству, тождеству. Например, словом "боген" (нем. bogen- дуга, арка, свод) именуют положение туловища с прогибом в спине; термин "каучук" обозначает в цирке вид акробатической работы, основанной на предельной гибкости и эластичности мышц, связок исполнителя. Другие термины возникли в результате сочетания разных слов. Например, термин "копфштейн" произошел от соединения двух слов - Kopf - голова и stehen - стоять (нем.). Также возникли термины "фордершпрунг", "копфшпрунг" и др. Иные термины получили свое название от фамилий первых исполнителей, например, упражнения "банолло", "клишниг", подобно тому, как в спорте - "петля Корбут", "переворот Диомидова" и др.

Наряду с терминами, имеющими языковое происхождение, в цирке широко применяются отдельные слова и фразы так называемого профессионального жаргона. Это специфические выражения" представляющие собой ответвление от общепринятого языка и не имеющие своего грамматического строя. Например:
"руки в руки" (стойка на руках с опорой на руки партнёра),
"голова в голову" (стойка на голове с опорой на голову партнера),
" "; "коверный" (амплуа артиста),
"зубник" - название специального приспособления для трюка).

В качестве терминов используются и корни слов общепринятого языка: мах, вис, кач, хват, упор, сед (седам).

Цирковая терминология не является каким-то международным языком артистов цирка, как это иногда полагают. Многие термины общеизвестны в цирках разных стран, как, например, "манеж", " ", "писта", " ", "лонжа", "аттракцион", " " и др. Но многие профессиональные обозначения произносятся на языке своей страны, и поэтому одни и те же понятия именуются по-разному в цирках разных стран.

Встречаются термины, одинаковые по значению и созвучные по произношению на разных языках. Например, на французском и английском языках идентично слово "перш", созвучны "рондад" по-французски и "рундад" по-немецки, также сходны немецкий термин "корпатура" и итальянский "корпоратура". Кроме французского термина "флик-фляк", известного у нас еще со времен дореволюционного цирка и широко распространенного также во многих цирках мира, кое-где применяется и аналогичный по значению английский термин "флип-фляп"; для подтверждения идентичности обоих терминов, некоторые авторы в своих трудах приводят один из них в скобках (Г. Тетар. История мирового цирка; К.Клудский. Жизнь на манеже и др.).

Происхождение некоторых терминов относится к глубокой древности. Еще в период античности возникли термины " ", "атлетика", "гимнастика". Древние эллины выполняли физические упражнения обнаженными как своеобразный способ сближения с природой, создающий лучшие гигиенические условия, отсюда и название школ физического воспитания - гимнасий. Со времен древнеримского цирка известен термин "арена", которым называлось место, где происходили бои гладиаторов, схватки с дикими зверями, гонки колесниц и другие зрелища. Это место посыпалось песком, что и породило термин ("арена" - лат. arena - песок).
С возникновением конного цирка (ХУШ в.) место для выступлений получило название "манеж", утвердившееся во всех цирках мира как более соответствующее сущности зрелища, а термин "арена" сохранился, пожалуй, лишь в литературе и как символ. В профессиональной среде он не употребляется.

Некоторые термины первоначально имели иное значение. Например, Французским термином "жонглер" (от лат. joculator -шутник, забавник, остряк) в средние века в романских странах (Франция, Испания) называли уличных музыкантов, бродячих комедиантов. Они пели песни, декламировали под аккомпанемент старинных инструментов, потом стали показывать фокусы, а затем в свою ловкость - подбрасывали, ловили и балансировали оружием, вертели мяч на острие ножа.

Передаваемые из поколения в поколение цирковые термины дошли до нашего времени к прочно утвердились в советском цирке, причем с некоторыми искажениями, полученными когда-то от первоначального неправильного их произношения артистами дореволюционного цирка. И теперь можно услышать вместо "планш" -"бланш", вместо "шамбриер" - "шамбарьер", вместо "корпатура" -"крепатура", а вместо " " - "штамберт". Эти искажения встречаются не только в разговорной речи, но и в литературе о цирке. Объясняется это не только привычкой к первоначальному восприятию, но и, главным образом, отсутствием специального словаря.

Источник - ЭКВИЛИБР НА ПРОВОЛОКЕ. Программа для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 2109 "Цирковое искусство" (отделение цирковых ). - М.: 1980.

Собака, которая легко исполняет различные цирковые трюки, вызывает восторг и умиление. Многие думают, что научить собаку этим трюкам просто и вся цирковая дрессировка - это весёлая игра, в которую хозяин играет со своей собакой. Со стороны это так и выглядит, но на деле, чтобы обучить собаку различным цирковым трюкам уходят многочисленные часы усердных тренировок. При этом важно, чтобы у хозяина было огромное желание показать, на что способен его питомец.

Отличительной особенностью цирковой дрессировки является то, что здесь преобладает метод поощрения собаки лакомством и добрым словом. Однако если раньше собаку учили как-то иначе, это непременно отразиться на её работе во время обучения цирковым трюкам. Собака, которая обучена правильно, будет выполнять трюки по первой команде дрессировщика, следить за ним и ждать очередной команды. Несложно опознать и неумелую дрессировку. Если во время выступления собака работает вяло, трюки выполняет только после многократного повторения команды, то знайте - дрессировка собаки проходила не на должном уровне.

Что же нужно, чтобы обучить собаку цирковым трюкам так, как положено? На самом деле, не так уж и много: наличие контакте между собакой и дрессировщиком, знание собакой основных команд ОКД (общий курс дрессировки), знание хозяином основ дрессировки, наличие желания и, конечно же, свободного времени. Что касается возраста, с которого следует дрессировать собаку, то тут работает принцип «чем раньше, тем лучше». Сегодня вы принесли щенка домой, а уже завтра можно начинать заниматься его дрессировкой. Например, если вашей собаке полтора месяца, то к трём месяцам вы можете обучить ёе минимум 6 командам: «лежать», «сидеть», «фу», «гуляй», «ко мне» и «апорт». Затем стоит добавить другие команды из ОКД: «рядом», «стоять», «место», «барьер», «вперёд». В цирковой дрессировке ни одна из этих команд не будет лишней. Многие считают, что занятия отнимают много времени, но главное в занятиях - не продолжительность, а регулярность. Ежедневных двадцатиминутных занятий будет вполне достаточно, чтобы научить собаку выполнять простые (домашние) трюки. Однако если вы хотите принимать участие в соревнованиях по цирковой дрессировке, то продолжительность занятий придётся увеличить - примерно по часу в день на протяжении пары месяцев. В Москве и Подмосковье соревнования по цирковой дрессировке проводят клубы «Дружок», «Рус-Олимпус» и «Мой друг» (г. Мытищи).

Какие трюки выбирать - чисто цирковые или с элементами ОКД - выбирать вам. К чисто цирковым трюкам относятся «кульбит», «змейка», поклон, испанский шаг и команда «Оф!» (собака из положения сидя должна одновременно поднять передние лапы и так замереть, при этом спина у собаки должна быть прямой). Трюки с элементами ОКД в усложнённом виде могут быть такими: «апорт» и «место» с повязкой на глазах, апортировка съедобного и горящего предмета, движение задом наперёд рядом с дрессировщиком.

Давайте более подробно поговорим о некоторых трюках. Вы можете научить собаку игре в мяч. Для этого понадобится воздушный шарик или лёгкий надувной мяч. Собаку сажают и бросают мяч на нос. Как только собака начнёт делать ответное движение (толчок носом), следует наградить её лакомством. Так необходимо делать до тех пор, пока собака сама не начнёт отбивать мяч носом с небольшого расстояния. Другой номер выполняют все цирковые животные без исключения, этот номер - поклон. Для собаки по технике подходит «медвежий» вид исполнения. Такой поклон смотрится гораздо эффектнее, чем, например «лошадиный» поклон. Выполняется поклон из положения стоя. Собака следует за рукой с лакомством, наклоняет к земле голову. Затем руку следует отвести немного назад, так, чтобы собака коснулась земли лбом. После того, как собака задержится в таком положении, ей следует дать лакомство. «Испанский шаг» является чисто «лошадиным» номером, однако собаку можно научить его исполнять. Этот номер выполняется из положения стоя. Собака поочерёдно поднимает передние лапы и продвигается вперёд при каждом шаге. Перед тем как обучать собаку этому трюку, необходимо, чтобы она умела давать левую и правую лапы на месте. Затем дрессировщик встаёт перед собакой, показывая зажатое в руке лакомство. Собака хочет получить лакомство, касается лапой руки и тут же получает желаемое. Дрессировщик при этом делает шаг назад и просит у собаки другую лапу.

Любую собаку можно научить следующим трюкам: «умри» - собака из положения лёжа заваливается на бок и замирает; «ладушки» - из положения сидя, собака поочерёдно подаёт передние лапы, касаясь ладоней рук подушечками лап, а затем даёт сразу две лапы; «восьмёрка» и «змейка» - выполняя эти трюки собака обходит ноги хозяина, двигаясь «восьмёркой» на месте) либо «змейкой» (на ходу). Также собаку можно научить прыжкамчерез ногу, в обруч и в кольцо из рук, на руки; собака может ловить кольца на шею, может подкинуть и поймать кусочек лакомства, положенный ей на нос и многое другое.

Если вам не жалко времени, вы любите свою собаку и хотите слышать аплодисменты (собакам, кстати, это тоже нравится), не ограничивайтесь только занятиями по ЗКС и ОКД. Любая собака может гораздо больше, чем многие думают. К тому же, любая дрессировка делает взаимоотношения между собакой и хозяином на порядок лучше. Если вы всё-таки решили заняться с собакой цирковой дрессировкой, помните, что добиться успеха вам помогут приведённые выше рекомендации, а также терпение и труд.

Домашние животные

3958

28.08.15 17:40

Помимо обязательных действий, которым должен быть обучен любой воспитанный питомец, хозяева могут отработать с четвероногим другом зрелищные трюки. Цирковые команды для собак бывают универсальными и специализированными. К первой группе относят действия, которые способны выполнять любые породы, независимо от размера и специфики. Специализированных команд не так много, причем их большая часть рассчитана на маленьких животных с небольшой массой тела. Например, можно научить сенбернара кульбиту, но это чревато травмами для самой собаки, при этом подобное зрелище сложно назвать эстетичным.

Дай лапу

Базовый трюк, с которого начинается отработка программы цирковых комбинаций. Животное нужно посадить напротив себя, оно не должно быть испуганным или возбужденным. Мягко, но твердо произнося команду, берем лапку животного в свою руку и пожимаем, обязательно закрепляем лакомством. Повторяем несколько раз по одной и той же схеме – команда, лапа, лакомство. После очевидных успехов переходим на вторую лапу. Сразу после этого трюка может идти команда «Дай пять!» - здесь просто поднимаем руку, можно после подачи лапы, собаки уже интуитивно угадывают, что делать дальше и начинают скрести лапкой ладонь хозяина.

Угадай руку

Сначала демонстрируем животному неплотно сжатый кулак с его любимым лакомством, затем сжимаем ладонь и даем команду. Интонация должна быть такой же, как и при работе с подачей лапы. Обычно собачки сразу понимают, что от них требуется, и кладут лапу на сжатый кулак. В ответ раскрываем ладонь и отдаем животному заслуженную награду. После нескольких повторений вытягиваем перед псом сразу две руки с плотно сжатыми кулаками, глазами показывая на тот, где спрятано угощение. После нескольких ошибок собака начнет «читать» взгляд и безошибочно указывать на правильную руку.

Стыдно

Очаровательный трюк, при котором животное опускает глаза и закрывает мордочку лапами, показывая, как ей стыдно. Сначала собачку придется немного помучить – на бровь животного наклеиваем кусочек клейкой бумаги, ему должно быть дискомфортно, но не больно. Когда пес начнет убирать раздражитель, хвалим его и даем лакомство. Со временем площадь бумажки уменьшаем, чтобы собака действовала уже на автомате, тогда начинаем вводить команду, завершая удачные действия поощрением.

Паркур

Как пример можно научить своего питомца запрыгивать на предметы с маленькой площадью доступной поверхности. Для этого используем нескользкие кирпичи или блоки. Сначала сооружаем из них обширную площадку, командуем собаке запрыгнуть и поощряем. Так и действуем, постепенно убирая кирпичи.

Рой

Легче всего обучить этому трюку животное, которое и так очень любит рыть землю. В этом случае нужно просто озвучивать команду, когда собака уже начала процесс, сопровождая ее угощением. Можно приучить к этому и чистоплотную собачку. Нужно показать питомцу лакомство, неглубоко его зарыть и дать команду, за выполнение которой обязательно дается лакомство. Через какое-то время прекращаем зарывать угощение, работаем только с командой.

Усни

Укладываем собаку в положение лежа, подносим к морде лакомство и медленно отводим руку в сторону и немного назад. Когда собака начнет заворачивать голову, подталкиваем ее свободной рукой, чтобы она заваливалась набок и произносим команду. Когда питомец окажется в нужном положении, опускаем лакомство до уровня пола, добиваясь идеального положения головы, и угощаем пса.

Приёмы обучения собак некоторым элементам трюковой дрессировки

Внимание! Все материалы данного раздела (текст, фото, видео) запрещается использовать без разрешения владельца сайта.

Пудель – порода уникальная. Благодаря своей яркой внешности они никого не оставляют равнодушным и по праву считаются шоу-породой. А живой темперамент пуделей способствует широкому применению их в различных видах собачьего спорта (аджилити, дог-фризби и др.), где они часто становятся победителями и призерами. Еще одно направление разностороннего применения пуделей – это цирковая дрессировка.
Обычно ни одно выступление артистов цирка не обходится без номера с дрессированными собачками. В подавляющем большинстве случаев на арене выступают именно пудели. Глядя на то, как собачки ловко исполняют сложные трюки, владельцы пуделей (домашних или выставочных) часто даже не допускают мысли, что их питомцы тоже способны на такое.
Пуделям вне зависимости от их племенной ценности и шоу-карьеры присущи такие качества как артистичность, интеллект, а самое главное стремление доставить радость своему хозяину.
Домашнее обучение собак разнообразным элементам цирковой (трюковой) дрессировки, по сути, совсем не сложное мероприятие. Подобные занятия позволят наладить со своим питомцем тесный психологический контакт, раскрыть в нем новые качества, а самое главное – получать взаимное удовольствие от совместной деятельности.
В данной статье приведено поэтапное обучение самым простым трюкам, которые по силам собаке любого возраста. Основными правилами при этом являются:
— последовательный переход от простого трюка к более сложному;
— регулярность занятий;
— дозированость занятий с учетом возраста и самочувствия собаки;
— обучение должно доставлять удовольствие собаке;
— искренняя похвала и лакомый кусочек за каждый правильно выполненный элемент.

1.1. ПОДНИМАНИЕ ЛАПЫ ПО КОМАНДЕ И/ИЛИ ЖЕСТУ
Этот элемент является также основой для дальнейшего обучения таким трюкам как «ИСПАНСКИЙ ШАГ» и «ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ».
1 этап
Обучение лучше всего начинать при положении собаки сидя. Зажав в ладони кусочек лакомства поднести руку к собаке примерно на уровне груди и, приговаривая «Лапу!», «Лапу!», дождаться того момента, когда собака коснется передней лапой руки, пытаясь достать вкусный кусочек.
На самом начальном этапе собака может довольно длительно и усердно пытаться раскрыть вашу ладонь мордой. И только когда ей это не удастся, начать царапающие движения лапой. Именно в этот момент и следует дать лакомство.
С каждым следующим разом собака, услышав команду «Лапу!», будет сразу протягивать ту или иную лапу. На первых занятиях не стоит акцентировать, какую именно лапу она будет поднимать – правую или левую. Главное, чтобы поднимала сразу после команды.
Для большей зрелищности трюка следует поощрять собаку за достаточно высокое поднимание лапы.

2 этап
После усвоения начального этапа обучения можно немного усложнить выполнение этого трюка и добиться, чтобы собака по определенной команде поднимала то левую, то правую лапу. Для этого следует определиться, какие ваши команды будут соответствовать тому или иному жесту собаки. Например, в нашем случае команда «Лапу!» означает поднимание правой лапы, а команда «Другую!» — левой.

2. «ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ».
Выполнению прощального жеста очень легко обучить собаку, владеющую навыком поднимания лапы по команде в положении сидя. Чтобы собака могла четко выполнять данный трюк следует подобрать ей команду в новом звучании, например, в нашем варианте это «Пока-пока!».

В данном трюке желательно, чтобы собака не просто поднимала и опускала конечность, а производила ею махающие движения. Этого можно добиться тем, что когда после подачи команды собака поднимает нужную лапу, не следует сразу же поощрять ее лакомством, а выждать некоторое время. Собака, стремясь заработать угощение, от нетерпения сама начнет машущие движения, чтобы привлечь ваше внимание, в этот момент и следует похвалить и угостить ее.
Для успешного выполнения данного трюка рекомендуется отрабатывать этот прием только с одной лапой, добиваясь, чтобы собака поднимала ее максимально высоко.

3. «ИСПАНСКИЙ ШАГ»
1 этап
Обучив собаку по соответствующим командам поочередно поднимать лапы при сидячем положении, аналогичным образом можно добиться выполнения этого приема при положении собаки стоя.


Чтобы данный элемент смотрелся эффектно очень важно поощрять собаку именно за высоко поднятые передние конечности.
На начальном этапе достаточно выполнять эти приемы, когда собака стоит на одном месте.

2 этап
Успешно освоив высокое поднимание лап на месте, можно приступать к выполнению этого приема в движении. Расположение человека при этом должно быть лицом к собаке. Двигаться следует мелкими шагами, пятясь от собаки назад, и увлекая ее за собой кусочком лакомства. При этом следует добиваться от собаки, чтобы каждый шаг она выполняла, поочередно высоко поднимая лапы. Для этого на каждый шаг необходимо достаточно быстро подавать соответствующую команду, например:
«Лапу!» — «Другую!» — «Лапу!» — «Другую!» и т.д.
3 этап
Эффектность данному трюку прибавит движение человека и собаки с синхронным подниманием ног и лап. При этом собака шагает вперед, а человек – назад.
Или, другой вариант, человек и собака двигаются синхронно и рядом.

Также довольно зрелищно выглядит прием, когда стоя на месте или при движении собака поочередно ставит лапы на вытянутый носок обуви человека, двигающегося назад.

4. «ДВИЖЕНИЕ НАЗАД»
Собаке в положении стоя предлагают лакомство, держа его выше уровня её головы, двигаются к ней, подходя достаточно близко, и вынуждая ее отступать назад. При этом подается соответствующая команда, например «Назад!», «Назад!». На первых порах следует поощрять собаку за каждый шаг, сделанный назад.


Не стоит сразу добиваться от собаки прохождения длинного отрезка пути. Это её утомит, она может сбиться, потерять интерес к занятию.
При подготовке этого элемента также следует обращать внимание на различные предметы, находящиеся на пути движения собаки. Собака может наткнуться на них, испугаться и в дальнейшем отказываться от выполнения этого номера.

5. «ДВИЖЕНИЕ ЗИГЗАГОМ»
Весьма эффектным является зигзагообразное прохождение собаки между ног человека во время его движения.
Для обучения этому элементу на начальном этапе собаку ставят сбоку от себя, например, справа, делают широкий шаг левой ногой и левой рукой с лакомством побуждают собаку пройти в образовавшуюся арку. При этом собака должна выйти наружу слева от вас.

Затем делают шаг правой ногой и уже правой рукой с лакомством подманивают собаку и проводят между ног. И так далее шаг за шагом. В ходе прохождения собаки на каждом шагу подают соответствующую команду, например, «Змейка!», «Змейка!».
При обучении этому номеру лакомство должно находиться в обеих руках. Чтобы собака после прохождения каждой арки не отвлекалась на руку с лакомством и не сбивалась с направления движения, сразу после её поощрения следует убирать эту руку (например, за спину или прижать к телу). Затем быстро сделать следующий шаг и, подав команду «Змейка!», показать собаке лакомство в другой руке, побуждая её пройти следующую арку.
В начале обучения данному номеру собаку следует поощрять на каждом шагу. Через несколько повторов выполнения элемента можно поощрять лакомством после прохождения несколько шагов, а затем – только в конце пути.
На первых этапах достаточно пройти с собакой 5 – 6 шагов. Затем дистанцию постепенно увеличивают до 10 – 15 шагов и более.

6. «КРУЖЕНИЕ»
Эффектное кружение собаки вокруг своей оси может послужить украшением любого выступления.
Для этого руку с лакомством подносят к собаке, держа чуть выше её головы, и описывают рукой небольшой круг, увлекая собаку за лакомством и побуждая её совершить оборот вокруг своей оси. При этом подается соответствующая команда, в нашем случае это «Волчок!».
Также можно сопровождать подачу команды каким-либо жестом, по которому в дальнейшем собака могла бы самостоятельно выполнять данный элемент, например, легкое вращательное движение кистью руки.
На первых этапах обучения лакомством поощряется каждый оборот собаки. В дальнейшем поощряется выполнение нескольких кружений подряд.

Для большей зрелищности можно обучить собаку выполнять кружение в ту или иную сторону после соответствующей команды, например «Вправо!», «Влево!». Также и жесты можно подавать правой или левой рукой.
Внимание! Не стоит поощрять самостоятельное выполнение собакой кружения, тем более, если она при этом пытается достать свой хвост. Как бы забавно это не выглядело со стороны, такое поведение является проявлением невроза и ни в коем случае нельзя закреплять его положительным подкреплением.
К счастью, пудели, особенно малые, не склонны к проявлению такого отклоняющегося поведения.

7. «СТОЯНИЕ И ДВИЖЕНИЕ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ»
Если у собаки достаточно крепкие задние конечности, можно отработать стояние и движение на них. Не стоит выполнять этот элемент с щенками и молодыми собаками.
К собаке подносят кусочек лакомства, держа его довольно высоко над её головой. Пытаясь его достать, она тянется и встаёт на задние конечности. При этом подают команду, в нашем случае это было «Топ-топ!».

На первых порах можно разрешить собаке опираться передними лапами на вас, но в дальнейшем стоит добиться от неё самостоятельного стояния на задних лапах.

На начальном этапе обучения достаточно продержать собаку в таком положении 0,5 — 1 секунды. В дальнейшем можно продлить выдержку до 2 – 3 секунд.
Не стоит вынуждать собаку слишком долго стоять на задних лапах – она может устать и потерять интерес к занятиям.

8. «КРУЖЕНИЕ НА ЗАДНИХ ЛАПАХ»
После того как собака научилась достаточно долго и устойчиво стоять на задних лапах, можно усложнить этот трюк кружением вокруг своей оси аналогично приему обучения кружению на четырех лапах.
Однако следует учесть, что в положении стоя на задних лапах собаке гораздо труднее сохранять равновесие и выполнять этот элемент. Поэтому стоит быть терпеливыми и последовательными. И конечно не забывать щедро поощрять собаку за старание.

9. «ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НОГУ»
Если ваша собака умеет преодолевать какие-либо препятствия, то не составит большого труда обучить её прыжкам через ногу, примерно так же, как при выполнении элемента «Змейка».
Собаку следует разместить сбоку от себя, например, справа, приподнять на 20 – 25 см левую ногу и левой рукой с лакомством направить собаку, побуждая её перепрыгнуть через ногу. После выполнения собакой этого приема добиваются её прыжка через приподнятую правую ногу. Команду при этом можно подавать ту, которой в обычных условиях направляете собаку на преодоление препятствия, или придумать новую. В нашем случае это команда «Ап!».


Предпочтительнее направлять собаку на прыжок так, чтобы она приземлялась сбоку от вас. Так ей легче будет подготовиться к прыжку через другую ногу. Для этого перед прыжком направляющий жест рукой должен быть достаточно широким, уводящим собаку в прыжке от вас в сторону.
В процессе обучения поощрительные кусочки следует держать в обеих руках. Чтобы собака после прыжка не отвлекалась на руку с лакомством, сразу после её поощрения следует убирать эту руку и показать лакомство в другой руке, побуждая её совершить прыжок через другую ногу.

Некоторые сложности на начальном этапе обучения могут возникнуть, если до этого собака уже освоила элемент «Змейка». Так, например, недостаточно высоко приподнятую ногу она может воспринять не как препятствие, через который нужно совершить прыжок, а как арку и соответственно пройти через нее, как при выполнении «Змейки».
Также неправильным выполнением данного элемента будут являться подпрыгивания собаки перед ногой вместо высоких прыжков через саму ногу.
Чтобы этого избежать следует достаточно высоко поднимать ногу, производить рукой чёткие направляющие движения, каждый прыжок сопровождать командой, поощрять лакомством только правильное выполнение элемента.

10. .«ВЫХВАТЫВАНИЕ ИЗ РУК»
С достаточно прыгучей собакой, любящей различные аппортировочные предметы, несложно будет разучить трюк с выхватыванием предметов из рук в прыжке. Предметы можно использовать любые – палочки или собачьи игрушки. Главное, чтобы они были для собаки любимыми и желанными.

m wp-image-1519″ />
На первых порах руку с предметом не стоит поднимать высоко – достаточно чуть выше уровня головы собаки, чтобы она могла выхватить его, слегка подпрыгнув. Затем постепенно (но не за один день!) увеличивать высоту подъема руки с предметом, чтобы собака совершала прыжок по своим силам.
В ходе обучения предоставляйте собаке возможность для прыжка как спреди, так и сзади от вас. Предметы располагайте как в левой, так и в правой руке.
Желательно, чтобы собака прыгала за предметом после небольшого разбега. При прыжке с места больше вероятности получения травмы конечностей, так как у собаки мало возможностей правильно сгруппироваться для прыжка.

Внимание! При выполнении этого трюка на сцене, или другой ограниченной территории, или при наличии в непосредственной близости различных предметов, следует тщательно продумать собственное месторасположение, направление прыжка, траекторию полета и место приземления собаки, чтобы избежать несчастного случая.

10. «ПОКЛОН»
Красивым завершением выступления может послужить поклон. Для этого кусочек лакомства подносят к морде и опускают до уровня земли, или положить на землю, вынуждая собаку наклониться и припасть на передние конечности. Как только это произошло – сразу же поощряют и дают собаке подняться.

В процессе обучения не стоит вынуждать собаку наклоняться, надавливая ей на холку, это приведет к тому, что собака примет лежачее положение, что в данном случае является не правильным выполнением элемента.

Вот далеко не полный перечень элементов домашней трюковой дрессировки. Возможно кто-то, овладев ими, пойдет дальше и подготовит со своим питомцем новые элементы и даже целые цирковые номера.
Главное – начать! Желаем успехов!