Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ОНР. «В гости к осени. Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень




Тема: Формирование лексико-грамматического компонента по теме «Осень».

Звук О. Средняя группа.

« Осенний листопад » .

Занятие проводится в парке им агарина

Активизировать и обогащать словарь по теме «Осень».

Уточнить артикуляцию и дать характеристику звуку О. Закрепить навык выполнения речедвигательного упражнение на звук О.

Совершенствование грамматических навыков словоизменения.

Углублять знания детей о растениях в парке им.Гагарина.

Развивать слуховое восприятие: выделять звук среди других звуков, в слогах, словах.

Развивать общую и мелкую моторику, навыки координации движений с речью, речевую память, внимание.

Воспитывать позитивное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети с логопедом в парке Гагарина.

Двигательные упражнения «Прогулка в парк е ».

В парк отправились гулять,маршируют

Будем весело шагать.

По тропиночке идем«змейкой» между деревьями

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят взмахи кистями рук

И летят, летят, летят

Ответы на вопросы

Вот мы в нашем любимом парке! Сегодня в лесу чудесная погода: светит солнышко, по небу плывут облака. Все деревья, кусты, травы – в осеннем наряде. А под ногами ковер из осенних листьев.

Расскажите чего много в нашем парке? (много деревьев, листьев, травы, пней, веток, шишек,.)

Какие деревья растут в парке? (клены, ели, рябины, березы, вязы.)

– Какой наряд у клена? (разноцветные листочки: желтые, желто-красные, оранжевые, багряные)

На что похож лист клена?

– Какая березка? (стройная с золотыми листочками). Какой ствол у березки? (гладкий, белый с черными черточками).

– Подойдите к вязу, прикоснитесь рукой. Какой ствол у вяза? (шершавый)

Какие деревья в нашем парке не меняют осенью свой наряд? (ель,)

Подбор слов-действий.

Деревья - качаются, стоят, шумят, растут. Листья - осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, сохнут, увядают, шелестят.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листопад».

Ветерок хочет с нами поиграть в игру «Листопад». А вы знаете, что такое листопад? Ответы детей.

Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул.

Дыхательное упражнение. Дети дуют на листочки с различной силой, в зависимости от команды: «слабый ветерок» и «сильный ветер». По команде «листопад» отпускают листочки и они падают.

Речевая игра «Осенние листочки»

Дети берут по два осенних листочка (клена, вяза, березы, липы). Выполняют движения с речью.

Мы листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево – вправо)

На веточках сидели, (присели)

Дунул ветерок (подуть на листочки),

И мы полетели (круговые вращения вокруг себя)

Мы летели, мы летели (медленно приседать)

И на землю тихо сели (присесть).

Игра «Угадай и посчитай» Отгадывание загадок. Логопед показывает детям листочки, загадывает загадки о деревьях в парке. Дети отгадывают дерево и считают деревья рядом)

Упражнение «Услышь звук» .

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года, как дети зовется? (осень)

Логопед предлагает детям определить какой первый звук слышим в слове «осень», уточняет артикуляцию звука, его характеристику. Дети хором и индивидуально произносят звук О.

Повторение и закрепление речедвигательного упражнения на звук О.

Игра «Зонтик». Логопед подставляет ладошку, а дети как под зонтик подставляют пальчики и должны их убрать, услышав звук О: а, са, о, у, уа, Оля, осень, ой, утка ….

Игра «Прятки». Закрепление выполнения инструкций логопеда и употребления предлогов в речи.

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, другая - по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Литература:

Выгодская И., Берковская Н. Звукоград. Буквоград. М., 1999.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Коноваленко В.В. Артикуляционняя и пальчиковая гимнастика.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.

Мухина А.Я. речедвигательная ритмика Москва Астрель 2010

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР С-П «Детство-пресс» 2004

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

Сиротюк АЛ. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 1999.

Конспект лексико-грамматического занятия по теме «Осень» на основе пособия В.М. Акименко «Развивающие лексико-грамматические занятия» .

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологического высказывания с применением интеллектуальных карт.

Задачи:

1. Развитие навыков речевого общения.

2. Активизация словаря по тем «Осень».

3. Формирование навыка построения предложений и связных монологических высказываний.

4. Развитие навыков самоконтроля за построением связных высказываний.

5. Активизация психических процессов (памяти, мыслительных процессов, воображения).

Оборудование: интеллектуальные карты, картинки.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья».

Опустел скворечник

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Загадки про осень.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду... (лужи)

3. Речевая гимнастика . «Угадай звук». Назвать первый и последний звук в слове: осень, дожди, холода, заморозки, ветер, пальто, иней.

«Отхлопай слово». Выхлопывание слоговой структуры слова: лис-то-пад, дожд-ли-вый, вет-ра, ту-ман, хо-ло-да, ту-ча.

4. Лексико-грамматический анализ темы. Упражнения по подбору существительных, прилагательных, глаголов, антонимов, синонимов по теме.

Лексика: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, ветер, листопад, заморозки, туман, дождь, иней, туча, сырость, непогода, первое сентября, школа, урожай, наступать, желтеть, опадать, моросить, срывать, хмуриться, срывать, вянуть, лить, дуть, холодный, мокрый, хмурый, осенний, дождливый, сухой, серый, моросящий, проливной, пасмурный, золотая (осень), унылый, мокро, пасмурно, ненастно, холодно.

Задание 1 . Подбери слово и составь словосочетание.

холодный утро

морозное одежда

густой день

тусклое туман

тёплая заморозки

ранние солнце

короткий ветер

Задание 2 . Образование мн.ч. сущ. в им.п и род п.

Образец: лужа – лужи - много луж. Слова: туман, дерево, птица, ветер, лист.

Задание 3 . Подбор антонимов.

Весна тёплая, а осень… (холодная).

Летом день короткий, а осенью… (длинный).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Весной перелётные птицы прилетают, а осенью… (улетают).

Весной листья на деревьях распускаются, а осенью… (опадают).

Задание 4 . «Четвёртый лишний»: ветер, дождь, капель, листопад; холодный, туманный, мокрый, летний; сапоги, валенки, перчатки, пальто; утеплять, загорать, опадать, вянуть.

Задание 5 . «Скажи правильно».

Образец: осень холоднее весны. Что теплее? (панама или шапка, сапоги или сандалии). Что холоднее? (ветерок или ветер, ветер или вьюга). Что наступает позже? (осень или весна, зима или осень). Что сильнее? (дождик или ливень).

5. Физкультминутка. Дети стоят в кругу, взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку. Дети ловят мяч и, бросая его назад, называют любое слово по теме.

6. Работа по интеллектуальной карте. Ребята, мы сегодня говорим об осени. А как мы догадываемся, что осень наступила? Какие вы знаете осенние месяцы? Какие признаки имеет осень? Давайте составим с этими словами предложения. (Дети составляют предложения по каждой ветви).

7. Составление связного высказывания по интеллектуальной карте.

Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дни стали короче. С деревьев опадают листья. На юг улетели перелётные птицы. На огородах собирают урожай овощей. Осенью надо одеваться теплее.

8. Закрепление знаний по теме с помощью синквейна.

Осень

Поздняя, холодная, ветреная

Наступает, холодает

Осенью дует сильный ветер

Туман, заморозки, ветер, лёд, дождь

Дождь

Сильный, холодный, проливной, моросящий

Стучит, льёт, капает, идёт

По крыше стучит сильный дождь

Капли, туча, лужи, ветер, зонт

Ветер

Сильный, осенний, северный, слабый

Дует, срывает, воет

От сильного ветра опадают листья

Листопад, осень, дождь, холод

«Картинки осени». Знакомство с признаками осени.

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.

Осенью бывает... (дождь).

Осенью бывает... (листопад).

Осенью бывает... (холод).

Осенью бывает... (ветер).

Осенью бывают... (овощи).

Осенью бывают... (фрукты).

Осенью бывают... (грибы).

Осенью бывают... (желтые листья).

Осенью бывают... (красные листья).

«Осень пришла». Заучивание стихотворения. Логопед читает стихотворение, выставляя на доске «подарки» осени.

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Развитие связной речи

Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

«Наступила осень. Катя с папой пошли в лес. В лесу деревья желтые, красные. На земле много листьев. Папа нашел грибы. Катя положила их в корзинку. Хорошо в лесу осенью!»

Сенсорное развитие

« Обведем листочек».

У каждого ребенка на столе - лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Карандашик я найду.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Я листочек обведу.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой,

Мой листочек небольшой.

Дуй-дуй-дуй,дуй-дуй-дуй,

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ай-ай-ай, ай-ай-ай,

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

Работа над звуковой стороной речи

«Повтори потешки».

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад: он увидел листопад.

«Повтори дружные слова»:

листочки - грибочки;

фрукты - продукты;

помидор - мухомор;

листопад - снегопад;

птички - синички.

Физкультминутка-логоритмика

Дети изображают дождь, отстукивая указательными пальцами по столу в такт стихотворения «Осень».

Дождь, дождь

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла...

Я. Аким

Тематический цикл «Овощи»

(четвертая неделя)

Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Корзина с овощами». Формирование навыка фразовой речи.

На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ, показывают его ребятам и говорят: «В корзине лежит помидор».

«Овощи-малютки». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка). И так далее.

«Дети овощи учили». Заучивание рифмованной миниатюры.

На доске - четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ - мухомор!

«На столе или в столе». Составление предложений. Практическое усвоение в речи предлогов на и в, дифференциация этих предлогов.

Логопед берет два овоща, один кладет на стол, а другой - в стол (ящик стола) и комментирует, выделяя предлоги артикуляцией: «Помидор лежит на столе, а морковка в столе». Дети повторяют предложение за логопедом, а следующее предложение пробуют составить сами. При необходимости логопед помогает.

Развитие связной речи

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе

Тема: «Осень»

Цели:

уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;

активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;

продолжать развивать словообразовательную функцию речи;

учить составлять рассказ об осени с опорой на схему;

развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;

воспитывать любовь к осенней природе.

Оборудование: картинка с изображением времени года «Осень», картины с изображением времен года, опорные схемы примет осени, мяч, картонные желтые листья, схема для составления рассказа по осенним приметам, панно.

Ход занятия

1.Орг. момент

Упр. «Назови ласково»

2.Сообщение темы занятия

Отгадайте загадку.

«Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда это бывает?» (Осенью)

Сегодня мы поговорим об осени.

3.Беседа по теме

После, какого времени года наступает осень?

Что делают люди в садах, на огородах и полях осенью? (Осенью люди убирают урожай овощей и фруктов).

Назовите осенние месяцы.

Повторение названий осенних месяцев.

4.Повторение названий времен года

5. Д/и «Подбери признак»

Что можно сказать об осени, какая она? (Осень - золотая, нарядная, хмурая, холодная, ранняя, красивая, дождливая и т.д.).

Какая природа осенью? (Осенью природа красивая, желтая, нарядная, яркая и т.д.).

6.Приметы осени

Вспомним и назовём приметы осени.

Как светит осенью солнце?

Какое небо? (Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь).

Какая погода осенью? (Погода осенью холодная, дует ветер).

Что происходит с деревьями, травой? (На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает).

Что происходит с птицами осенью? (Птицы улетают на юг).

Что происходит с животными? (Звери готовятся к зиме).

7. Д/и «Скажи со словом «Осенний»

Ветер, небо, погода, аллея и др. (Осенний ветер, осеннее небо и др.)

8. Объяснение и понимание переносного значения слов (« Золотая осень», «Поздняя осень», «Золотой ковер» (из листьев), «Золотые листья»).

9.Пальчиковая гимнастика

ОСЕННИЙ БУКЕТ

Раз, два, три, четыре, пять

Начиная с большого.

Будем листья собирать Ритмично сжимают и разжимают кулачки .

Листья берёзы, листья рябины, Поочерёдно загибают пальчики на руке,

листики тополя, листья осины, начиная с большого.

Листики дуба мы соберём

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» по столу средним и

Указательным пальчиками.

10. Д/и «Подходит-не подходит» (с желтыми листьями)

Поиграем с осенними листьями.

Я буду называть слова. Если слово подходит к осени, то поднимите осенние листья.

Опадают , тает, хмурая, расцветают, холодная , теплеет, жарко, улетают, зеленеют, поспевают , желтеют

11 . Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх

Перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть. Приседаем, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги. Идём по кругу с высоким подниманием

Колена.

12. Упр. «Какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь?-дождливая,

…дождь-дождливая, ..холодно-холодная…, пасмурно-пасмурная…, сыро-сырая…, хмуро-хмурая…, солнечно-солнечная…, ясно-ясная…

13.Упр. «Скажи по образцу»

Наступил осенний день- наступили осенние дни.

На дереве желтый лист- на дереве желтые листья.

Плывет серая туча- плывут серые тучи.

Идет холодный дождь- идут холодные дожди.

Дует сильный ветер- дуют сильные ветра.

Висит теплая куртка- висят теплые куртки.

Летит птичья стая- летят птичьи стаи.

14. Д/и «Исправь ошибки» (по осенним приметам)

Скажите, что я говорю об осени правильно, а что неправильно.

Осенью солнце светит ярко? (Солнце осенью светит мало, не греет).

Небо покрыто тучами, моросит (идет) дождь.

Погода осенью теплая ? (Погода осенью холодная, пасмурная, дождливая).

На деревьях листья зеленые и опадают? (На деревьях листья желтеют, вянут и опадают).

Птицы прилетают с юга? (Птицы улетают на юг).

15. Составление рассказа-описания об осени (по схеме)

Осенью солнце светит мало, не греет. Погода холодная, ветреная. Небо покрыто темными тучами, часто моросит дождь. На деревьях желтеют листья и осыпаются, трава увядает и засыхает. Птицы улетают на юг, туда, где тепло. Звери тоже готовятся к холодной зиме. Заяц меняет свою серую шубку на белую. Белка припасает на зиму: орехи, грибы. Медведь ложиться спать в берлогу на всю зиму.

16.Итог занятия

О чём мы сегодня говорили? В какие игры мы играли?

17 . Оценка деятельности детей

Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы.


Конспект занятия-игры по формированию

лексико-грамматических категорий с элементами грамоты в подготовительнойкомбинированной группе для детей с ТНР с использованием ИКТ.

«Поможем бельчонку»

Возрастная группа: дети 6- 7 лет с ТНР.

Форма проведения : подгрупповое занятие.

Цель: Закрепление знаний детей о насекомых.

Коррекционно-образовательные задачи:

· закреплять умение называть времена года, дни недели по порядку, начиная от любого заданного;

· уточнять и расширять знания детей о насекомых;

· активизировать словарь по данной теме;

· совершенствовать грамматический строй речи;

· закреплять умение называть обобщающее понятие;

· закреплять навык чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

· развивать фонематическое восприятие;

· развивать память и внимание, зрительное восприятие;

· развивать умение подбирать прилагательные к существительному;

· развивать умение подбирать слова с противоположным значением;

· развивать логическое мышление;

· развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

· воспитывать способность к взаимопомощи; терпению по отношению друг к другу;

· воспитывать аккуратность, самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.

Оборудование: ИКТ, авторская игра-презентация, мяч, цветы из картона, солнышко из картона.

Раздаточный материал : «божьи коровки» с изображениями.

Ход занятия:

I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие детей (Дети стоят в кругу, передают друг другу солнышко, называя друг друга ласково по имени с пожеланием доброго утра).

Уточнить время года, месяц, день недели.

Дети стоят перед интерактивной доской.

На доске изображение лесной опушки. (слайд 1).

Учитель-логопед: Ребята, сегодня необычный день, у нас гость (сюрпризный момент) (слайд 2)

Учитель-логопед: ребята, кто это? (Ответы детей).

Учитель-логопед: Правильно, это бельчонок. Он грустный, как вы думаете, почему? (Предположения детей).

Учитель-логопед: он гулял на лесной опушке, но налетел ураган и тропинку домой завалило сломанными деревьями. Теперь он не может попасть домой.

Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Ребята, что же делать? Как нам помочь бельчонку попасть домой? (Ответы детей - расчистить тропинку от сломанных деревьев).

Замечательно, что вы такие отзывчивые и готовы прийти на помощь.

II . Основной этап

1. Учитель-логопед : На пути у нас первая преграда.

Упражнение «Отгадай-ка - называй-ка»

На дереве лежат листья.

Дети отгадывают загадки, лист исчезает, появляется отгаданное насекомое.

(слайд 3)

1. Необычные цветы

Ты нашел среди листвы.

Не дотронуться рукой -

Улетит цветочек твой.

Яркая, как лампочка

Тут порхает … (Бабочка).

2. Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (Стрекоза).

3. Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам ….(Божья коровка).

4. У нее так много ног —

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (Гусеница)

5. Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажите-ка? .. ...(Оса)

6. Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (Муравей)

7. Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (Комар)

8. Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (Муха)

9. В небе кружит,

Весело жужжит.

Приземлился на сук.

Кто же это?.. (Жук)

10. На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

11. Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …(Пчела)

Учитель-логопед : ребята, как назвать всех, кто прятался под листьями одним словом? (Ответы детей)

Учитель-логопед: Молодцы, первая преграда пройдена.

2. Учитель-логопед : Продолжаем помогать бельчонку вернуться домой. На

пути новая преграда.

. Упражнение «Назови ласково». (слайд 4)


Учитель-логопед: Ребята, давайте назовем ласково насекомых и то нам чем они сидят.

(Ответы детей).

Цветок - цветочек Стрекоза - стрекозка Комар - комарик

Гусеница - гусеничка Жук - жучок Муравей - муравьишко

Пчела - пчелка Дерево - деревце

Учитель-логопед: Молодцы, преграда пройдена.

3. Учитель-логопед: на пути преграда.

· Упражнение «Найди половинку». (Работа с интерактивной доской) (слайд 5)

Учитель-логопед: Ребята, какая-то путаница произошла, посмотрите на бабочек.

(Дети соединяют нужные половинки бабочек при помощи «инструмента», затем проверяют правильно ли выполнено задание).

Учитель-логопед : Молодцы, преграда пройдена.

4. Учитель-логопед: Продолжаем помогать бельчонку. На пути преграда.

· Упражнение «Подбирай-ка». (Игра с мячом. Дети подбирают прилагательные).

Учитель-логопед : ребята, давайте скажем- бабочки какие?

Ответы детей: красивые, разноцветные, яркие, воздушные, легкие, прекрасные, маленькие, большие, пёстрые, хрупкие, порхающие, летающие.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, замечательные бабочки получились. Преграда пройдена.

5. Учитель-логопед : Продолжаем помогать бельчонку добраться домой. На пути новая преграда.

· Упражнение «Сосчитай-ка» (слайд 6), (слайд 7)

Учитель-логопед: давайте сосчитаем бабочек?

Дети считают бабочек: одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек., шесть бабочек.

Бабочки улетают. На слайде появляются стрекозы.

Дети считают стрекоз: одна стрекоза, две стрекозы, три стрекозы, четыре стрекозы, пять стрекоз, шесть стрекоз.

Учитель-логопед

6. Учитель-логопед : ребята, осталось мало сломанных деревьев и бельчонок скоро окажется дома.

· Упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Муха быстрая, а гусеница…….медленная.

Жук шумный, а муравей….. тихий.

Жук большой, а божья коровка…..маленькая.

Бабочка яркая, а комар………. тусклый.

У осыкрылья короткие, а у стрекозы…длинные.

Гусеница длинная, а муравей ……короткий.

У жука усы толстые, а у бабочки… тонкие.

У шмеля спина широкая, а у осы… узкая.

Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

· Физкультурная минутка

Учитель-логопед: пора отдохнуть. Представьте, что вы кузнечики.

(Дети под мелодию «В траве сидел кузнечик выполняют движения).

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Музыку послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

7. Учитель-логопе д: ребята, осталось мало сломанных деревьев.

· Упражнение «Разбирай -ка» (Работа с раздаточным материалом, божьи коровки с изображением предметов).

Учитель- логопед: посмотрите, на цветках нарисованы буквы Ж и Ш.

Какой звук обозначает буква Ж, дайте характеристику звуку. (Ответы детей)

(Звук Ж - согласный, всегда твердый, звонкий).

Какой звук обозначает буква Ш, дайте характеристику звуку.

(Звук Ш - согласный, всегда твердый, глухой). (Ответы детей)

Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, пишем, читаем). (Ответы детей).

Разнесите божьих коровок по цветочкам, если в названии изображения есть звук Ж - на цветок с буквой Ж, если звук Ш - - на цветок с буквой Ш.

Слова: пружинка, пушинка, шар, шаль, жёлудь, мешок, горшок, жаба, жук, пирожок, петушок, кошка, лыжи.

Дети рассаживают божьих коровок по нужным цветочкам.

Учитель-логопед : Молодцы, ребята. Очередная преграда пройдена.

8.Учитель-логопед : ребята, осталось мало сломанных деревьев, бельчонок скоро окажется дома. На пути преграда.

· Упражнение «Собери слово» (слайд 8)

Учитель-логопед: ребята, нужно разгадать зашифрованное слово.

На экране звуковая схема слова, дети подбирают название насекомого, подходящего к схеме.

Ответ: ЖУКИ.


Учитель-логопед: Молодцы, ребята. Осталось одно дерево. И бельчонок дома.

· Упражнение «Речевая дорожка» (слайд 9)

Учитель-логопед: давайте все вместе пройдем по дорожке, только идти нужно дружно, не обгоняя друг друга и не отставая.

Дети «идут» по речевой дорожке сначала в прямом, потом в обратном направлении.

(ПУШОК - ЛУЖОК - ПУШОК - ПУШОК - ЛУЖОК - ПУШОК - ЛУЖОК - ЛУЖОК).


Учитель-логопед : Молодцы, ребята, разобрали все деревья и бельчонок теперь дома.

Слайд 10


III. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель-логопед: Ребята, вы молодцы, помогли добраться до дома бельчонку.

Какие игры вам понравились больше всего? (ответы детей)

Какие игры вам показались самыми трудными? (ответы детей).

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-o-nasekomyh.