Необычные трюки для собак. Цирковые термины




Любые команды, которые не входят в курс общей дрессировки или другие, профессиональные комплексы, принято называть трюками. Считается, что собака способна запомнить до 250 слов. На практике, доказано, что «словарный запас» питомца реально« растянуть» до 1000 и более слов. Естественно, определенная часть словарного арсенала отведена на описание повседневных дел и освоение команд. Если оставшийся потенциал направить в нужно русло, питомец вполне способен стать артистом с широким набором умений. Чтобы научить разным собаку трюкам важны только 2 фактора – позитивный настрой тренера и желание питомца.

Практически все трюки требуют от собаки концентрации, значит, обучение начинается не ранее 4-месячного возраста. Высшей возрастной планки не существует, если собака активна, любит гулять и проводить время с хозяином, значит может и обучаться. Далее, немного о стереотипах, считается что определенные породы собак не способны выполнять трюки, да и в дрессировке с ними приходится сложно. На деле, любого питомца можно обучить разнообразным навыкам, но хочет ли этого сама собака?

Если вы сейчас приободрились, а в голове пронеслась фраза: «Не хочет – заставим» – умерьте амбиции. Трюкачество – это игра, его основы лежат в мотивации и позитивных методах дрессуры, без применения наказаний или грубого давления. Правильный путь – это работа над взаимоотношениями, питомец должен стремиться порадовать вас. Всегда помните с какой целью вы заводили собаку, ведь некоторые служебные породы не признают игр «генетическом уровне».

Важно! Питомцы с меланхолическим и флегматическим характером предпочтут лежать у ног хозяина, чем кувыркаться и прыгать через кольцо – уважайте потребности своего питомца!

Далее, рассмотрим каким трюкам можно научить собаку на начальном этапе. Помните, что трюкачество – это парная работа, которая должна приносить обоюдное удовольствие. Выбирайте упражнения, опираясь на уже имеющиеся навыки. Не форсируйте события и изначально приучайте питомца работать в любых условиях – на улице, дома, в гостях.

Читайте также: Собаки в религии: православие, ислам, буддизм, зороастризм

Поцелуйчик

Самый простой, хоть и «слюнявый» трюк – это «Целуй» или «Поцелуй маму». Дайте собаке обнюхать лакомство. Усадите животное фронтально (перед собой), одной ногой наступите на поводок, чтобы питомец не мог сделать резкий рывок. Подайте команду «Целуй», зажмите вкусняшку губами и наклонитесь к собаке. Будьте осторожны и сдерживайте питомца поводком, вам нужно, чтобы собака аккуратно взяла лакомство, а не схватила его зубами. Отрабатывая навык, позвольте животному становиться лапами вам на грудь.

Кружись

Держим лакомство у носа питомца и описываем им круги в воздухе. Траектория движения руки должна позволять питомцу свободно разворачиваться. На начальном уровне, собаку обучают вертеться в обе стороны, направление движения указывается жестом свободной руки. После 3–4 занятий, амплитуду кручения сужают, чтобы питомец вертелся в пределах зоны в 1–1,5 метров.

Зайка, Служи

Усаживаем собаку, придерживая за поводок. Подносим лакомство к носу и поднимаем его вертикально вверх. Дразним питомца, пока он не оторвет от земли передние лапы. Как только цель достигнута – подаем команду и отдаем лакомство. В прогрессе, вы сможете обучить собаку занимать вертикальное положение сидя или стоя на задних лапах. Следующий шаг – это хождение и прыжки на двух ногах вперед и назад.

В зависимости от положения лап, выполнение сопровождается:

  • Командой «Зайка» – если собака держит лапы над головой как ушки зайчика.
  • Командой «Служи» – если животное скрещивает или складывает лапы «ладонями» внутрь.

Читайте также: К чему снится щенок женщине: толкование по сонникам

Поклон

Положение тела, которое питомцы часто принимают самостоятельно, потягиваясь или играя с сородичами. Собака, выполнившая команду, стоит на задних лапах и лежит на передних. Стартовая позиция – у левой ноги. Наступаем левой ногой на поводок, правой рукой отводим лакомства от носа, вперед и вниз. Провоцируем питомца лечь, не подавая команды «Лежать». Как только подопечный начнет вытягивать передние лапы, просовываем левую руку под животом, сдерживая рефлекторное движение вперед, подаем команду «Поклон». На начальном этапе, даже небольшой наклон корпуса собаки, считается успешным выполнением команды.

Змейка

Усаживаем собаку рядом с левой ногой. Делаем широкий шаг с выпадом, произносим «Змейка», просовываем руку с лакомством под колено и маним питомца. Собака должна пройти под вами по диагонали. По такому же алгоритму делаем второй шаг и заканчиваем упражнение. Обучайте собаку постепенно добавляя по 2 шага. В итоге собака двигается по извилистой траектории, пробегая под вашими ногами.

Назад

Усадите собаку между широко расставленных ног и продемонстрируйте лакомство. Отманивайте собаку назад, пока она не начнет пятиться. Опережая выполнение, прыгаем вперед и смыкаем ноги и подаем команду «Назад», показывая питомцу, что именно от него требуется. Когда собака поймет, что ей нужно «протиснуться» между ногами, так, чтобы ее нос оказался за вашими коленями, можно увеличивать стратовое расстояние между вами и питомцем.

Домашние животные

3958

28.08.15 17:40

Помимо обязательных действий, которым должен быть обучен любой воспитанный питомец, хозяева могут отработать с четвероногим другом зрелищные трюки. Цирковые команды для собак бывают универсальными и специализированными. К первой группе относят действия, которые способны выполнять любые породы, независимо от размера и специфики. Специализированных команд не так много, причем их большая часть рассчитана на маленьких животных с небольшой массой тела. Например, можно научить сенбернара кульбиту, но это чревато травмами для самой собаки, при этом подобное зрелище сложно назвать эстетичным.

Дай лапу

Базовый трюк, с которого начинается отработка программы цирковых комбинаций. Животное нужно посадить напротив себя, оно не должно быть испуганным или возбужденным. Мягко, но твердо произнося команду, берем лапку животного в свою руку и пожимаем, обязательно закрепляем лакомством. Повторяем несколько раз по одной и той же схеме – команда, лапа, лакомство. После очевидных успехов переходим на вторую лапу. Сразу после этого трюка может идти команда «Дай пять!» - здесь просто поднимаем руку, можно после подачи лапы, собаки уже интуитивно угадывают, что делать дальше и начинают скрести лапкой ладонь хозяина.

Угадай руку

Сначала демонстрируем животному неплотно сжатый кулак с его любимым лакомством, затем сжимаем ладонь и даем команду. Интонация должна быть такой же, как и при работе с подачей лапы. Обычно собачки сразу понимают, что от них требуется, и кладут лапу на сжатый кулак. В ответ раскрываем ладонь и отдаем животному заслуженную награду. После нескольких повторений вытягиваем перед псом сразу две руки с плотно сжатыми кулаками, глазами показывая на тот, где спрятано угощение. После нескольких ошибок собака начнет «читать» взгляд и безошибочно указывать на правильную руку.

Стыдно

Очаровательный трюк, при котором животное опускает глаза и закрывает мордочку лапами, показывая, как ей стыдно. Сначала собачку придется немного помучить – на бровь животного наклеиваем кусочек клейкой бумаги, ему должно быть дискомфортно, но не больно. Когда пес начнет убирать раздражитель, хвалим его и даем лакомство. Со временем площадь бумажки уменьшаем, чтобы собака действовала уже на автомате, тогда начинаем вводить команду, завершая удачные действия поощрением.

Паркур

Как пример можно научить своего питомца запрыгивать на предметы с маленькой площадью доступной поверхности. Для этого используем нескользкие кирпичи или блоки. Сначала сооружаем из них обширную площадку, командуем собаке запрыгнуть и поощряем. Так и действуем, постепенно убирая кирпичи.

Рой

Легче всего обучить этому трюку животное, которое и так очень любит рыть землю. В этом случае нужно просто озвучивать команду, когда собака уже начала процесс, сопровождая ее угощением. Можно приучить к этому и чистоплотную собачку. Нужно показать питомцу лакомство, неглубоко его зарыть и дать команду, за выполнение которой обязательно дается лакомство. Через какое-то время прекращаем зарывать угощение, работаем только с командой.

Усни

Укладываем собаку в положение лежа, подносим к морде лакомство и медленно отводим руку в сторону и немного назад. Когда собака начнет заворачивать голову, подталкиваем ее свободной рукой, чтобы она заваливалась набок и произносим команду. Когда питомец окажется в нужном положении, опускаем лакомство до уровня пола, добиваясь идеального положения головы, и угощаем пса.

АППАРАТ (лат. apparatus - оборудование, снаряжение).
1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему электролебедок и моторов. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов. Достигается это за счет технических особенностей аппарата: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся и тому подобных конструкций.
2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном . Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, , , ловиторки.

АППОРТИРОВКА - (франц. apporter - приносить, привозить). Разновидность конной , демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в (платочки, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере , а также исполняет маленькие : "лошадь в кровати", "лошадь в ресторане" и др.

АРАПНИК - (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Арапник применяется в джигитовке и в с хищными и крупными животными, т.к. громкое щелкание кончиком арапника побуждает лошадь к быстрому бегу, а большого хищника - к действию.

АРАБЕСК - (франц. arabesgue - буквально - арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Разной модификации арабеск используется в , гимнастике, .

Герадешвунг (нем. Gerade - прямая линия, нем. Schwung - взмах, полет - ) - Гимнастическое упражнение, прямой (гладкий) перелет с одного снаряда на другой или в руки к .

Гимнастика (греч. gimnastike от gymnazo - упражняю, тренирую) - цирковая гимнастика - это , сущность которого состоит в демонстрации в художественно-образной форме достижений физического развития человеческого тела. При этом используются гимнастические снаряды, применяемые в цирке.

ГРЕЧЕ (нем. Gratsche - спортивная позиция: ноги врозь). Гимнастическое упражнение - из виса на сближенных руках в каче гимнаст махом поднимается в сидячее положение на турник, держа ноги врозь, и "в темп" перелетает на другой турник или выполняет с турника заднее сальто на сход. Упражнение выполняется и в парной работе гимнастов на рамке, но с перехватом руками в верхней точке взлёта.

Гротеск -наездница (франц. grotesque - причудливый, комичный) - наездница, выполняющая на скачущей лошади танцевально-акробатические и прыжковые элементы.

Группировка (от франц. grouper - соединять, группировать, нем. Gruppierung - группировка) - положение туловища, при котором ноги, предельно согнутые в коленях и тазобедренных суставах, удерживаются руками ниже колен.

ДА КАПО (итал. da capo - повторение). Трюк или , исполняемые артистом как добавление к после выхода на аплодисменты.

ДОППЕЛЬ-ТРАПЕ (нем. doppel - двойной, двоякий). Гимнастический снаряд - широкая металлическая перекладина, подвешиваемая на трех веревках (с тросом внутри), из них средняя разделяет перекладину на две трапеции, на которых двое гимнастов (гимнасток) выполняют упражнения как по отдельности на каждой, так и вместе на одной из них.

ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучение животных, выездка лошадей). Цирковой , основанный на показе животных, зверей, птиц, проделывающих различные действия, достигнутые в результате выработки у них стойких условных рефлексов на команды дрессировщика.

ДЬЯБОЛО (франц. diabolo - старинная детская игра с конусообразными волчками). , в котором демонстрируются различные конфигурации быстро вращающихся волчков, напоминающих по форме увеличенные катушки, сильно раскручиваемые при помощи тонкого шнура с двумя ручками на концах наподобие детской скакалки.

ЖАНР (франц. genre - род, вид). Цирковой жанр - исторически сложившаяся совокупность , характеризующихся определенными выразительными средствами и только им присущими действенными признаками.

ЖОКЕЙ (англ. jockey - наездник на бегах, скачках). Артист, исполняющий упражнения на лошади, бегущей по кругу манежа. Жокейская работа выполняется также вдвоем и группой.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ (франц. jongleur от лат. Joculator – шутник, забавник, остряк). Жанр, в котором артист демонстрирует искуссное умение подбрасывать и ловить предметы в определенной последовательности и в установленном ритме, а также балансировать их.

«Зеркало ». Специальный обруч, обклеенный бумагой, сквозь который наездник (наездница) прыгает, прорывая бумагу. Применяется для этой цели в .

ЗИТЦЕН-ТРЮК (нем. sitsen - сидеть, см. трюк). Гимнастическое упражнение - перелет с одного турника на другой с поворотом на 180° в сидячее положение.

ЗУБНИК . Кованый язычок с утолщением в средней части по конфигурации полости рта, приспособленный для выполнения различных упражнений: виса в зубах, удерживания партнера, стойки ("стойка в зубнике").

ИЛЛЮЗИОНИСТ (от лат. illusio - ошибка, заблуждение, обман зрения, вызванный искаженным восприятием). Артист, демонстрирующий различные фокусы с помощью специального реквизита, , снабженных секретными устройствами, скрытыми от зрителей, а именно: замысловатые появления, исчезновения, превращения, перемещения различных предметов, животных, людей, основанные на обмане зрения, применении отвлекающих маневров и ловкости самого исполнителя, его ассистентов.

ИМИТАТОР (от лат. imitatio - подделка, подражание). Артист, владеющий искусством подражать различным звукам: пению птиц, звучанию музыкальных инструментов, голосам животных и т.п., что достигается соответствующей тренировкой голосового аппарата в сочетании с применением специально выработанных приемов.

КАБРИОЛЕТ (франц. cabriolet). Легкий двухколесный экипаж на высоких колесах, в который запрягается лошадь, выполняющая школьные под управлением дрессировщицы, сидящей в кабриолете. Используется и в других номерах ("акробаты на кабриолете", "жонглеры не кабриолете").

КАБРИОЛЬ (франц. cabriole - скачок).
1. В дрессировке - прыжок лошади с поджатыми передними ногами и вытянутыми задними.
2. В парной - нижний рывком поднимает верхнего в стойку на руках из кача между ног группировке.
3. В гимнастике - гимнаст, вися на рамке на подколенках, удерживает в каче партнера, который махом назад выполняет выкрут прямым туловищем между рук гимнаста.

КАСКАД (франц. cascade - небольшой водопад, низвергаемый уступами).
1. В - прыжок-падение на спину (задний каскад) или лицом вниз (передний), исполняемый из разных положений: с места, с разбега, с высоты. Преимущественно применяется в выступлении эксцентриков, .
2. В - прием перебрасывания предметов из одной руки в другую по одной определенной траектории.

КАУЧУК (англ. caoutchouc, от исп. caucho, от перуанcк. - упругое вещество, добываемое из некоторых растений для промышленных целей). Разновидность , основанной на демонстрации предельной гибкости тела при сгибании назад ("мостик").

КИППЕ (нем. kippe - качели). Гимнастическое упражнение на турнике - подъем из виса на руках в упор при небольшое исходном каче.

КЛИШНИК (от фамилии английского артиста Э.Клишнига). Артист, демонстрирующий с помощью специально подобранных упражнений предельную гибкость тела при сгибании вперед ("складка").

КОПФШТЕЙН (нем. stehen - стоять). Равновесие в стойке на голове.

КЛОУН (англ. clown, от лат. colonus - человек.из простонародья, нерасторопный простофиля, деревенщина). Традиционный персонаж цирка, выступающий с комическими , шуточными сценками. Соответственно различным видам клоунады различны и амплуа клоунов: буффонадные, музыкальные, клоуна- дрессировщики, коверные клоуны.

КОЛОННА (франц. colonne - вертикальная опора, от лат. columna - столб). пирамида из трех человек, стоящих на плечах друг друга. Соответственно положению каждого из них в колонне, они именуются: нижним, средним и верхним. При сольном количестве участников пирамиду называют "колонна из четырех", "колонна из пяти". В отдельных упражнениях (заднее на колонну или заднее сальто с колонны на колонну) профессионалы именуют колонной пирамиду из двух человек.

КОПФШПРУНГ (нем. Kopf - голова, sprung - прыжок). элемент - переворот прыжком вперед с опорой на голову или с опорой одновременно на голову и на руки.

КОРД-ДЕ-ВОЛАН (франц. corde - веревка, шнур, канат, volant – развевающийся, летучий). Гимнастический снаряд - толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в раскачке.

КОРПАТУРА (от итал. corporatura - тело, телесное). Расслабленное состояние при легком болевом ощущении во всем теле или в отдельных мышцах, вызванное их переутомлением.

КРАФТ-АКРОБАТЫ (нем. Kraft - сила). Акробаты, выполняющие упражнения только силовыми приемами (силовые акробаты).

КРАФТ-ЖОНГЛЕРЫ Атлеты, жонглирующие тяжестями: гирями, ядрами и другими предметами (силовые жонглеры).

КРУП (франц. croupe). Наиболее широкая часть спины лошади, используемая наездниками при выполнении элементов конной .

КУЛЬБИТ (франц. culbute - кувырок, кувыркание). Переворот вперед или назад перекатом через голову. Исполняется с места, а также прыжком с разбега.

КУПЕ (франц. - coup - толчок, удар). Положение в , из которого низкий или средний подбрасывает верхнего, стоящего на соединенных руках партнера лицом к нему.

КУРАЖ (франц. courage - смелость, храбрость). Высокие волевые качества, проявляемые артистом при выполнении сложных, опасных трюков.

КУРС (лат. cursus - бег, движение). Прыжок жокея с разбега на скачущую лошадь, при котором он встает на круп.

КУРБЕТ (франц. courbette - прыжок, скачок). элемент - прыжок: из стойки на руках встать на ноги.

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. Pas de trois - танец втроем). Конный , в котором поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу .

ПАННО (франц. Panneau - плоскость). Плоская твердая площадка-матрас, покрывающая спину лошади. Применяется в некоторых конных номерах как удобная опора для наездников.

РИЗЕНВЕЛЛЕ (нем. risen - огромный, громадный, Velle - волна). Гимнастическое упражнение - большие обороты вокруг турника на выпрямленных руках. Среди любителей спорта упражнение известно под названием "солнце".

РОНДАД , РУНДАД (франц. rond - круг, нем. rund - круглый). Элемент прыжковой акробатики - переворот с поворотом, служащий связующим звеном для перехода от разбега к прыжкам, выполняемым спиной по направленно разбега.

САЛЬТО (итал. salto - прыжок, скачок). Акробатический прыжок - безопорное вращение тела вперед или назад, или в сторону с полным переворачиванием через голову. Выполняется в группировке или с прямым туловищем, с места или с разбега, а также с помощью подбрасывающих приемов или подкидывающих устройств.

САНЖИРОВКА (франц. changer - менять, обменивать, заменять).
1. Ловкие, быстрые действия фокусника, умело и незаметно подменяющего предметы во время манипуляции ими или создающего обманчивое впечатление замены, которой на самой деле не было.
2. В гимнастике - темповый поворот на 180° махом вперед на или в полете.
3. В - изменение направления хода лошади или группы лошадей, выполняемое по команде дрессировщика ("санже!").

СВОБОДА (СВОБОДНАЯ ДРЕССИРОВКА). Одна из форм показа группы дрессированных лошадей, выступающих под управлением дрессировщика, но свободных от управления наездниками.

СКОМОРОХИ (бродячие музыканты, плясуны, комедианты). Странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие на улицах, площадях. ярмарках и показывающие элементы дрессировки, звукоподражания, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, а также сатирические разговорные сценки и песни. Являются основоположниками отдельных видов зрелищ и некоторых жанров цирка в России.

СТРЕКАСАТ (итал. strecatschere - удлинение, растяжение). Способ выполнения некоторых прыжков, позволяющий акробату продвигаться в сторону, противоположную перевороту.

СУПЛЕСС (франц. souplesse - гибкость, податливость). Резкое сгибание туловища броском назад за счет сильного прогиба в пояснице.

ТАБЛО (франц. tableau - картина). Общий вид большой группы дрессированных лошадей, выполняющих в единой композиции, различные фигурные построения, перестроения по манежу, на тумбах, вокруг них и т.п.

ТАНДЕМ (англ. tandem -двухместный, двухколесный велосипед, приводимый в движение обоими ездоками, сидящими один за другим; упряжка лошадей, следующих цугом - одна впереди другой). Разновидность школьной езды на двух-трех лошадях, идущих по манежу друг за другом. Наездница, сидя верхом на последней лошади, направляет ход впереди бегущих лошадей с помощью длинных поводьев, заставляя проделывать различные повороты, которые повторяет лошадь с седоком.

ТВИСТ (англ. twist - крутить, скручивать). Акробатический прыжок - переднее сальто, выполненное после поворота на 190°.

ТРАПЕЦИЯ (греч. trapesion - четырехугольник с неравными сторонами, букв. - столик). Гимнастический снаряд - металлическая перекладина, подвешиваемая горизонтально на двух веревках (с тросом внутри), прикрепленных к ней по краям. Упражнения выполняются в висе и в упоре как на неподвижной, так и на раскачивающейся трапеции.

ТРЕНЗЕЛЬ (нем. Trense - удила). Железные удила, которые при натягивании прикрепленных к ним поводьев упираются в нёбо лошади, заставляя ее поднимать голову, останавливаться, поворачиваться.

ТРИНКА . Старинное название специального устройства, на которой артист лежит с поднятыми ногами при исполнении , икарийских игр, балансировании перша или лестницы на ногах. По некоторым сведениям название произошло от количества традиционных предметов, какими пользовались прошлых времен (бельгийский крест, шар и бочка). В настоящее время больше поменяется название "антиподная подушка".

ТУРНИК (франц. tourner - вертеть, вращать, перевертывать). Древнейший гимнастический снаряд - перекладина из стального прута, обклеенная специальной лентой. Укрепляется горизонтально на двух металлических вертикальных стойках, которые неподвижно крепятся тросами, и блоками к барьеру манежа.

УНИФОРМИСТЫ (нем. uniform - форменная одежда, мундир). Специально обученные работники, обслуживающие по установке реквизита, , снарядов, участвующие в пассировке и уходу за .

ФОКУС (нем. Hokus-pokus- уловка). Ловкая трюковая проделка фокусника, поражающая своей кажущейся сверхестественностью, в основе которой ловкость рук артиста, техника специальной аппаратуры, реквизита, а такие обман зрения и отвлекающие приемы.

ФЛИК-ФЛЯК (франц. flic-flac " шлёп, хлоп). Акробатический элемент - переворот прыжком назад прогнувшись с промежуточной опорой на руки.

ЦИРК (от лат. circus, букв. - круг).
1. Вид искусства.
2. Здание с , где даются цирковые представления.

ЧЕПРАК . Войлочная или брезентовая накидка, надеваемая на спину лошади при исполнении конно-акробатических номеров. Чепрак посыпается канифолью против скольжения.

Многолетняя практика употребления терминов в цирковом училище показывает, что они очень легко запоминаются, что способствует улучшению всего учебного процесса.
Под влиянием исторически съежившихся обстоятельств, способствовавших проникновению слов из одного языка в другой (экономические, культурные, научные и другие связи между странами), большинство терминов имеют иностранное происхождение. Еще великий русский ученый М.В. Ломоносов, первый реформатор научной терминологии в России довольно широко применял в своих трудах термины, особенно с латинскими к греческими корнями, Е через свои труды внедрил многие термины, которые дошли до наших дней. Немало терминов вошло в русскую речь в петровские времена, особенно в кораблестроении и флотоведении - областях, которые являлись предметом особой забота создателя русского флота.

Возникновение цирковых терминов у нас связано с историей развития цирка в Россия и относится к тем временам, когда отечественный цирк еще не сформировался и по городам России гастролировало большое количество иностранных артистов из разных стран. Многие из них впоследствии навсегда связали свою судьбу с русским цирком. Они строили цирковые здания во многих больших и малых городах страны и в своих программах показывали выступления лучших русских и иностранных артистов. Имена некоторых из этих цирковых деятелей вошли в историю русского цирка - это В.Сур, А.Соломонсккй, семейства Чинизелли, Труцци, Феррони и др.

От иностранных артистов того времени и были восприняты профессиональные термины, которые благодаря своей краткости прочно утвердились в среде русских артистов и в дальнейшем перешли в советский цирк.
Но не все термины, широко распространенные в дореволюционной цирке, утвердились в советском. Некоторые были легко заменены русскими словами. Например: вместо "унтерман", "миттельман", "оберман" уже давно говорят "нижний", "средний", "верхний", а вместо "абфаль" и "корде-парель" говорят "обрыв" и "вертикальный канат", уже давно вместо " -мортале" (mortale - итал. - гибельный, смертельный) в цирке и в спорте употребляется термин " ". Такие замены, как показывает практика, вполне оправданы.

Но множество терминов заменить русскими словами подчас невозможно без утраты необходимой краткости, как, например, " ", "курбет" или "твист" и др. Да и не всегда замена бывает целесообразна с профессиональной точки зрения, даже если она и возможна. Например, известный термин "перш" в переводе на русский язык означает шест, жердь. Однако используемая дюралюминиевая труба - это не просто шест. Она оборудована специальными устройствами и приспособлениями для выполнения упражнений. И, следовательно, является снарядом. К тому же, в отличие от перша, в цирке шестом называют другой снаряд - горизонтальный шест - применяемый в акробатических для подбрасывания верхнего партнера нижними. Также удобнее при обозначении разных видов стойки на голове, например, "стойка на голове на перше" или "стойка на голове на ноге партнера", сказать кратко: "конфштейн на перше" или "копфштейн на ноге". Таких примеров немало.

Цирковая терминология - это не случайный набор слов. Термины имеют свою этимологию, свое языковое происхождение и основаны на определенных закономерностях терминообразования. Одни слова приобрели терминологическое значение по сходству, тождеству. Например, словом "боген" (нем. bogen- дуга, арка, свод) именуют положение туловища с прогибом в спине; термин "каучук" обозначает в цирке вид акробатической работы, основанной на предельной гибкости и эластичности мышц, связок исполнителя. Другие термины возникли в результате сочетания разных слов. Например, термин "копфштейн" произошел от соединения двух слов - Kopf - голова и stehen - стоять (нем.). Также возникли термины "фордершпрунг", "копфшпрунг" и др. Иные термины получили свое название от фамилий первых исполнителей, например, упражнения "банолло", "клишниг", подобно тому, как в спорте - "петля Корбут", "переворот Диомидова" и др.

Наряду с терминами, имеющими языковое происхождение, в цирке широко применяются отдельные слова и фразы так называемого профессионального жаргона. Это специфические выражения" представляющие собой ответвление от общепринятого языка и не имеющие своего грамматического строя. Например:
"руки в руки" (стойка на руках с опорой на руки партнёра),
"голова в голову" (стойка на голове с опорой на голову партнера),
" "; "коверный" (амплуа артиста),
"зубник" - название специального приспособления для трюка).

В качестве терминов используются и корни слов общепринятого языка: мах, вис, кач, хват, упор, сед (седам).

Цирковая терминология не является каким-то международным языком артистов цирка, как это иногда полагают. Многие термины общеизвестны в цирках разных стран, как, например, "манеж", " ", "писта", " ", "лонжа", "аттракцион", " " и др. Но многие профессиональные обозначения произносятся на языке своей страны, и поэтому одни и те же понятия именуются по-разному в цирках разных стран.

Встречаются термины, одинаковые по значению и созвучные по произношению на разных языках. Например, на французском и английском языках идентично слово "перш", созвучны "рондад" по-французски и "рундад" по-немецки, также сходны немецкий термин "корпатура" и итальянский "корпоратура". Кроме французского термина "флик-фляк", известного у нас еще со времен дореволюционного цирка и широко распространенного также во многих цирках мира, кое-где применяется и аналогичный по значению английский термин "флип-фляп"; для подтверждения идентичности обоих терминов, некоторые авторы в своих трудах приводят один из них в скобках (Г. Тетар. История мирового цирка; К.Клудский. Жизнь на манеже и др.).

Происхождение некоторых терминов относится к глубокой древности. Еще в период античности возникли термины " ", "атлетика", "гимнастика". Древние эллины выполняли физические упражнения обнаженными как своеобразный способ сближения с природой, создающий лучшие гигиенические условия, отсюда и название школ физического воспитания - гимнасий. Со времен древнеримского цирка известен термин "арена", которым называлось место, где происходили бои гладиаторов, схватки с дикими зверями, гонки колесниц и другие зрелища. Это место посыпалось песком, что и породило термин ("арена" - лат. arena - песок).
С возникновением конного цирка (ХУШ в.) место для выступлений получило название "манеж", утвердившееся во всех цирках мира как более соответствующее сущности зрелища, а термин "арена" сохранился, пожалуй, лишь в литературе и как символ. В профессиональной среде он не употребляется.

Некоторые термины первоначально имели иное значение. Например, Французским термином "жонглер" (от лат. joculator -шутник, забавник, остряк) в средние века в романских странах (Франция, Испания) называли уличных музыкантов, бродячих комедиантов. Они пели песни, декламировали под аккомпанемент старинных инструментов, потом стали показывать фокусы, а затем в свою ловкость - подбрасывали, ловили и балансировали оружием, вертели мяч на острие ножа.

Передаваемые из поколения в поколение цирковые термины дошли до нашего времени к прочно утвердились в советском цирке, причем с некоторыми искажениями, полученными когда-то от первоначального неправильного их произношения артистами дореволюционного цирка. И теперь можно услышать вместо "планш" -"бланш", вместо "шамбриер" - "шамбарьер", вместо "корпатура" -"крепатура", а вместо " " - "штамберт". Эти искажения встречаются не только в разговорной речи, но и в литературе о цирке. Объясняется это не только привычкой к первоначальному восприятию, но и, главным образом, отсутствием специального словаря.

Источник - ЭКВИЛИБР НА ПРОВОЛОКЕ. Программа для училищ циркового и эстрадного искусства по специальности № 2109 "Цирковое искусство" (отделение цирковых ). - М.: 1980.

Сегодня мы продолжим серию статей на тему дрессировки, и поговорим о несложных трюковых элементах, которым можно без труда обучить вашего питомца. Теперь вы и гостей сможете удивить, и перед друзьями похвастаться необыкновенным умом и ловкостью… собачки.

Абсолютно все декоративные породы поддаются дрессировке, разница только во времени, которое придется потратить на окончательное закрепление элемента. Если у вас , карликовый пудель или такса - считайте, что вам особенно повезло, ваш ученик все будет схватывать на лету. Но и остальные малышы сторицей вознаградят за потраченное на уроки время. Впрочем, время, проведенное вместе с любимым питомцем, уже прошло не зря…

Дай лапу

Всем известное действие, иногда его называют "Здравствуй", или "Привет". Это – простейшая, базовая команда для большинства трюков, с которой следует начать прежде всего.

Сажаем собаку напротив, произносим команду, и мягко, но настойчиво берём рукой её лапку, одновременно поощряя собаку голосом. Зафиксируйте ненадолго лапу в руке и подкрепите это положение лакомством. Несколько повторений, и действие закрепится в памяти. Как только собака начала уверенно протягивать одну лапу по команде, можно приступать ко второму трюку.

Это действие могут выполнить все, даже такие традиционно трудно дрессируемые породы, как , пекинес и .

Дай другую лапу

Алгоритм действий такой же, как и в предыдущем уроке. Подаём команду и протягиваем руку. Наш ученик поступает как обычно. Но мы игнорируем "обычную" лапу и не отдаём , повторяя приказ, пока он не догадается протянуть нам другую. Если этого долго не происходит, можно помочь, мягко приподняв нужную конечность.

Очень скоро последовательность будет освоена.

Угадай руку!

После надежного усвоения предыдущих уроков, можно научить указывать на вашу руку, в которой зажат предмет или лакомство. Этот трюк всегда нравится зрителям.

Так же, как и на более ранних шагах, продемонстрируйте неплотно зажатый кулак с чем-то вкусным на уровне груди собаки и спросите четко: "В какой руке" с той же интонацией, как говорите "Дай лапу". Как правило, собака быстро соображает: нужно положить лапу на сжатый кулак. Сразу после этого открывайте ладонь и позвольте съесть кусочек.

Эта такса быстро поняла, что от нее требуется.

Повторите упражнение, протянув обе руки, глазами показывая на кулак с лакомством. Поначалу возможны ошибки, но потом по выражению ваших глаз собака сможет четко угадывать нужную руку.

Теперь поговорим о цирковом трюке "Зайка"

Ещё один несложный трюк – "Кувырок"

Лежащая на полу собачка по команде дрессировщика переворачивается через спину и опять занимает положение лёжа.

Принимаем исходное положение. При помощи вкусняшки отводим голову в сторону-назад, побуждая перевернуться сначала на бок, а потом на спину. Произносите команду "Кувырок" весело и уверенно. Мягко помогите собаке сделать полный оборот, направляя рукой. Поощряйте только за полный переворот.

Постепенно сокращайте своё участие, побуждая самостоятельно выполнять упражнение.

Когда будет уверенно делаться полный оборот, можно приступить к отработке нескольких переворотов подряд.

Обратите внимание на то, что кувырки нужно отрабатывать как в одну, так и в другую сторону, тогда выступление будет смотреться более эффектно.

Хождение на задних лапах

Маленькие породы увереннее больших держат равновесие благодаря более низкому центру тяжести.

Поднимите лакомство так, чтобы собака не могла до него дотянуться, и подзадоривайте взять кусочек. Скомандуйте весело "Ап". Как только она подпрыгнет, дайте ей ухватить кусочек, при этом сразу не выпускайте его: важно добиться вертикального положения как можно дольше.

Потом можно передвигать кусочек так, чтобы собака была вынуждена двигаться за ним в вертикальном положении. Первое время помогайте ей, поддерживая за переднюю лапу или ошейник.

Постепенно уменьшаем своё участие и увеличиваем дистанцию, не забывая подбадривать и хвалить своего питомца.

Вместо лакомства можно использовать любимую игрушку.

Видео более сложных трюков

Знакомьтесь, это - Чип, и джек рассел терьрера. Хозяин научил Чипа множеству довольно сложных элементов:

В процессе обучения использовалось только положительное подкрепление (оно описано в этой статье) и кликер. Просто молодцы!

Владельцы собак не понаслышке знают, насколько трудным может быть процесс обучения питомца командам. У дрессировки есть свои тонкости и нюансы, которые помогут хозяину в его начинаниях.

Ключевые команды при воспитании собаки

При покупке щенка у многих хозяев возникает желание сразу же взяться за его дрессировку. Определите наиболее приоритетные направления в воспитании питомца.

Самыми главными из тех, которые вам предстоит выучить с вашим псом, будут:

  1. «Ко мне!»

С нее начинается установление доверительных отношений с питомцем.

  1. «Сидеть!»

Она в качестве наиболее простой начинает огромную плеяду разнообразных команд, требующих большего старания и упорства.

  1. «Фу!»

Важность ее заключается в том, что хозяин получает возможность указывать своему питомцу на опасные предметы или на то, с чем взаимодействовать ему запрещено. Изучение «Фу!» является страховкой от дальнейших недоразумений.

  1. «Рядом!»

Как и в других случаях, смысл этой ее читается в названии – пес должен приблизиться к своему хозяину и следовать за ним.

Менее значительные, второстепенные

Подзаголовок может ввести читателя в заблуждение, создав иллюзию незначительности последующих команд. Это далеко не так, в данную подгруппу входят команды, обучающие животных защищать, охранять хозяина и его семью, многие другие крайне важные функции.

Примером таких команд могут служить:

  1. «Место!»

Она служит псу ориентиром указывая, куда он должен переместиться. Используя её, хозяин может указать питомцу её лежанку , которую ей предстоит охранять.

  1. «Апорт!»

О ее существовании знают даже люди, никогда не занимавшиеся дрессировкой. После её произнесения пес должен ринуться за полетевшим предметом и принести его обратно. Относится она к категории цирковых.


  1. «Дай!»

Суть ее которой заключается в том, что пес должен отдать хозяину предмет, находящийся в его владении.

Все эти указания отличаются своей нормативностью, их можно найти в любом перечне или учебнике по дрессировке. Чтобы специализировать питомца на выполнении более узконаправленных функций, хозяева могут обучить их ненормативным вариантам, вроде:

  1. Тихо!
  2. Принеси игрушку
  3. Хватит!
  4. Поспеши!

Видео


Сторонние, упрощающие хозяину жизнь

Когда собака стала осознавать в человеке своего хозяина, её можно начать обучать другим командам, которые значительно расширят взаимопонимание хозяина с питомцем.

Чаще всего дрессировщики применяют подобные указания:

  1. «Тихо!»

После произнесения пес должен перестать издавать какой-либо шум.

  1. «Лежать!»

Команда, аналогичная «Сидеть!» или «Место!», но уточняющая положение.

  1. «Машина!»

Опыт тысяч дрессировщиков показывает, что обучение пса останавливаться перед машинами во время произнесения специальной команды, позволяет минимизировать количество несчастных случаев на дороге.

  1. «Стоять!»

Пес должен остановить своё движение и ждать дальнейших указаний.

Общий курс дрессировки

Общий курс дрессировки основан на систематических тренировках. Сформированные умения в ходе общего курса составляют базу для формирования у животного условных рефлексов.

Кстати, один из первых навыков, к которому приучают щенка - умение ходить в туалет только на улице. В процессе обучения необходимо отрабатывать указания жестами, а не только голосом.

В общие умения и навыки входят:

  • отклик на кличку;
  • привычка к ошейнику, поводку, шлейке ;
  • подход к дрессировщику;
  • ходьба рядом;
  • привычка к позициям лежа, сидя, стоя, ползком;
  • умение выполнять команду голос , прекращать некоторые действия, преодолевать определенные препятствия;
  • отказ от чужого корма;
  • толерантность к шумовым раздражителям.

Общие принципы обучения животных

Для успешного обучения питомца необходимы систематические занятия. По продолжительности урок не должен превышать 2 часа. Команды для собак: список отрабатываемых приемов на уроке зависит от уровня подготовки животного, к примеру щенка лабрадора начинают дрессировать с первых месяцев. Постепенно количество приемов следует увеличивать в соответствии с успешностью формирования у него условных рефлексов.

Внимание! Отработка новых приемов проводится в первой части занятия. После каждой команды необходимо организовывать трехминутный перерыв для питомца.

  1. Правильно выполняемые приемы должны закрепляться похвалой и поощрением.
  2. Указание лучше озвучивать однократно с сопровождением жестом.
  3. Соблюдение последовательности в приказе и жесте.
  4. Первые занятия проводится в знакомой обстановке, затем менять обстановку.
  5. Хорошее настроение у дрессировщика и собаки.
  6. Завершать занятие лучше указанием, которое получается у щенка лучше остальных.

Зачем обучать животное

Систематические тренировки для обучения пса обязательны. Причем браться за это нужно как можно раньше, пока ваш щенок восприимчив к авторитету своего хозяина и быстро усваивает новые навыки. Все они являются базой для запоминания животным дальнейших условных рефлексов.

К примеру, изначально вам нужно привить питомцу знание о том, что нужду можно справлять исключительно на улице. Если правильно будете обучать своего питомца, вырастите в результате собаку с устойчивой психикой, а это ключевое задание в процессе воспитания щенка .

Трюк для энтузиаста

Если хотите, чтобы ваша собака могла ползти, переворачиваться, «служить», ходить на задних или передних лапах, выполнять другие цирковые трюки, тренировку стоит усложнить. Однако стоит приступать к такой дрессуре уже тогда, когда вашим питомцем были освоены все базовые команды.

Чтобы научить пса кувырку или повороту, повертите перед его носом угощением, а затем поворачивайте руку, чтобы животному было удобно кружиться по такой же траектории. Интересные, необычные команды потребуют от вас немало выдержки. Однако результат порадует и вас, и ваших гостей, а взрослый любимец научится делать цирковые мини-представления дома.

Отпускающая команда

Указание «Гуляй» («Гулять» или «Фри») является отпускающим, подается когда пес выполнил то или иное упражнение. Вообще, оно предназначено для собак, которые служат в розыскной и защитно-караульной службе.

Там потребность в нем возникает из-за того, что профессионально работающий пес, когда он находится вне квартиры своего проводника или вне своего вольера , постоянно пребывает в состоянии «на работе». Даже если пес в данный момент не выполняет прямых профессиональных обязанностей, он выполняет какую-то другую команду, например, «Сидеть» или «Рядом».

Даже отдыхает он по указанию «Лежать» или «Место» и не может без разрешения пойти обнюхать прохожего или другую собаку. Чтобы отпустить его на короткое время размяться или оправиться, используют команду «Гуляй».

Но в обычной жизни, как ни странно, она считается одной из важнейших. Пес привыкает, что он не имеет права прекращать работу по собственному желанию, что он должна ждать, пока его с команды «снимут».

Если при отработке других указаний вы не забываете отпускать питомца словом «Гуляй», то специального обучения не потребуется, пес запомнит ее параллельно. Если же с этой командой вы сталкиваетесь впервые, то обучиться ей просто.

Прикажите питомцу выполнить какое-либо указание, например, «Сидеть», а затем отпустите, радостно сказав «Гуляй!». Если он не двинулся с места, то можно, повторяя «Гуляй, гуляй», немного ее потрепать, похлопать в ладоши или пробежаться вперед.

Указание «Место» в быту

Как научить питомца команде «Место»? Очень просто - дайте скомандуйте «Место» и заведите его туда с помощью угощения. Когда он окажется на своем лежаке, похвалите его и отдайте кусочек.

Постепенно увеличивайте время между приходом на место и поощрением, а затем давайте угощение лишь изредка. В быту команда «Место» обычно применяется в том случае, когда питомец плохо себя ведет (например, клянчит со стола или прыгает на гостей).

По сути, команда «Место» заменяет фразу «уйди отсюда». Но «уйди отсюда» слишком абстрактное выражение, а подавая команду «Место», вы точно говорите собаке, куда ей нужно уйти. Как правило, они быстро улавливают значение этой команды, и обиженно уходят на место.

Спустя какое-то время собака покинет место, но приставать к вам уже не будет. Если пристает, то необходимо снова скомандовать «Место» более грозным тоном. Если рассчитываете, чтобы дома собака все время находилась на месте и не покидала его, то вам лучше купить игрушечную собачку.