Женятся ли православные священники. Быть женой священнослужителя: благодать или кабала




Спрашивает Сергей
Отвечает Александра Ланц, 11.03.2010


Сергей спрашивает: "подскажите, почему священникам запрещалось жениться на девушке, потерявшей невинность (). Актуален ли этот запрет сегодня в свете Нового завета () () Почему да или нет? Заранее спасибо".

Мир вам, Сергей!

Дело в том, что всё, предписанное Богом для Его избранного народа, символически раскрывает перед нами план спасения человечества.

Очень важно понимать, что на примере плотских взаимоотношений Бог показывает нам духовные истины (). Если упустить это из виду, если не молиться о том, чтобы правильно понимать образы и символы Священного Писания, то можно впасть в сильное заблуждение. Да поможет нам Спаситель в понимании Его слова, да пребудет Он с нами и в нас Духом Своим Святым, чтобы направлять наш взор к Небу, где нет и не может быть падшей плоти, но всякое Слово Всевышнего чисто и свято и действенно.

В ветхозаветные времена священники, все все вместе и каждый в отдельности, представляли собой Христа (). Помните какое было огромное количество предписаний по их очищению, освящению, хранению себя в святости? Священникам была дана величественная и удивительная по сути привилегия быть представителями Самого Бога среди избранного народа, быть олицетворением Христа (). Однако для того, чтобы они не забывали о своей падшей природе, о том, что они такие же, как и остальные люди, грешники, нуждающиеся в постоянном омовении их грехов, была введена эта разветвлённая система очищения. Да, действие производилось над плотью , но оно символизировало исключительно духовные истины .

«Да соблюдают они повеления Мои, чтобы не понести на себе греха и не умереть в нем, когда нарушат сие. Я Господь, освящающий их » (). Обратите особое внимание на то, что не сами они себя освящают тем, что делают, а Бог освящает их, когда они стараются всё делать правильно.

В связи с тем, что священники олицетворяли Христа и события по спасению человечества, всё в их жизни было так или иначе подчинено цели раскрытия этих событий. Даже их личная жизнь должна была демонстрировать взаимоотношения Христа и Церкви.

Момент женитьбы священника всегда указывал на самое последне событие в истории нашей грешной земли – на брак (воссоединение) Агнца (Христа) и Его невесты (Церкви) .

То, что священнику (олицетворявшему Христа) нельзя было выбрать в невесты (невеста олицетворяла Церковь) недевственницу, т.е. женщину, которая когда-либо принадлежала другому, – это символически указывало на то, что Церковь перед вторым пришествием Христа, Святого и Праведного Жениха, будет чистой и непорочной .

На доступном падшему человечеству языке Бог объясняет то, каковы должны быть взаимоотношения между Христом и Его народом (Церковью). Если вы изучаете Библию, то наверняка, заметили, что слово «любодеяние» и «прелюбодеяние» часто используется не только по адресу тех, кто реально блудит по плоти, но и в духовном смысле. Посмотрите, например, на эти стихи:

И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.

Здесь явно видно, что отступление от Бога рассматривается, как прелюбодеяние со стороны Его народа. Поклонение другим богам, следование за ложными истинами, ложным богослужением – всё это любодеяние и прелюбодеяние народа, обручённого Истинному Богу.

Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары ее сожжены будут огнем, и всех идолов ее предам разрушению, ибо из любодейных даров она устраивала их, на любодейные дары они и будут обращены.

Опять видим, что поклонение истуканам, принесение даров идолам – это ничто иное, как духовное любодеяние верующих. Христос не может взять подобную «невесту» Себе в жену. Она не любит Его, не ждёт, не жаждет встречи с Ним, но сквернится с «другими». Прочитайте так же

Таким образом, бракосочетание любого ветхозаветного священника всегда было символом того, что должно произойти в последний день существования падшего мира:

«Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» ().

Этот текст совершенно чётко говорит нам о том, что Церковь должна приготовить себя для встречи со Христом. Духовное бракосочетание Спасителя и Церкви (= второе пришествие Христа на землю) не наступит до тех пор, пока «жена» не приготовит себя, пока не окажется одетой в виссон праведности тех, кто к ней принадлежит: «виссон же есть праведность святых».

Ваш второй вопрос касается сегодняшних времён, ведь мы живём во времена нового завета, по которому каждый человек, вступивший в завет с Богом при жертве Христа, становится священником:

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ()

По моему глубокому убеждению, новозаветные священники должны быть даже более внимательны при выборе жены, чем ветхозаветные, но при этом они должны помнить, что мы живём не по плоти, а по духу (), т.е. при выборе жены человек должен ориентироваться не на плотские признаки непорочности, а на духовные признаки того, что его избранница рождена свыше и всеми силами старается хранить эту свою непорочность.

Ведь согласитесь, что многие из нас приходят ко Христу после страшных лет жизни во тьме, когда мы, водимые нечистым духом, подвергали себя всякого рода нечистоте, и у нас нет никакой возможности исправить то, что мы упустили, живя по языческим меркам. Наше тело так и остаётся грязным, несущим на себе следы прошлого нашего безбожия. И что же теперь? Неужели Бог больше любит ту грешницу, которой удалось избежать физического блудодеяния, чем ту, которая, намучившись в сетях сатаны и растеряв свою физическую чистоту, искренне покаялась и всем своим сердцем полюбила Христа ()? Нет, обеих Бог любит одинаково сильно, и обеих желает видеть счастливыми в браке. А для этого им обеим необходимо стать прежде всего духовными девственницами. Об этом очень хорошо сказано здесь:

Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь ; древнее прошло, теперь все новое .

Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь . ...ни девственность, ни не девственность, ни наличие рук и ног, ни способность зачать детей, ни прошлые грехи, какими бы страшными они ни были... – всё это относилось к жизни по плоти, а теперь всё новое, теперь прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, отложен, но произошло обновление ума и верующая стала совершенно новым человеком, который по Богу свят и праведен ().

И именно таких женщин должны брать в жёны новозаветные священники: рождённых свыше, духовных девственниц, любящих Бога больше своей жизни, больше своего благополучия. Ведь именно такой будет Церковь перед самым пришествием Иисуса.

Относительно вашего вопроса по . Этот текст относится не к жене, а к мужчине-священнику и говорит о том, что верующий во Христа не должен иметь более, чем одну жену.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

13 фев

Количество записей: 102

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как нам быть. Мы с моим двоюродным братом полюбили друг друга. Мне 45, ему 57 лет. До этого мы виделись пару раз, но очень давно. А теперь вот начали общаться, и поняли, что любим друг друга. Мы не в браке. Детей, ввиду возраста и ограничений по здоровью, не предвидится. Можем ли мы пожениться?

Ульяна

Здравствуйте, Ульяна! Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. По указу Свя¬тейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловно запрещаются и подлежат расторжению браки, заключенные между лица¬ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Поэтому пожениться вы не можете.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, добрые люди! Хочу поблагодарить ас за ваш сайт, к которому можно прибегнуть с вопросом! И большое спасибо за внимание к нам и помощь в наших проблемах. Вопрос вот у меня какой. Дело в том, что я полюбила мужчину другой веры (илам), хотя я сама крещеная и православная! Что мне делать? Будет ли мне грех за проживание с этим мужчиной? Мы хотим заключить брак перед Богом, но у нас, православных, от мусульман отличается обряд заключения брака перед Богом! Вопрос в том, можно ли мне заключать брак, будучи крещеной в православной вере, с мусульманином? Допускает ли это Господь? Ведь, как я думаю, как по мне, все мы одинаковы перед Богом!

Лена, на нашем сайте есть тег – «брак с мусульманином». Пожалуйста, обратите на это внимание, кликните по нему мышкой, и все прочитайте. Много интересного написано. Но Вы должны понимать следующее: гражданский брак (я имею в виду регистрацию в ЗАГСе), разумеется, возможен, но никакого религиозного обряда быть не может! Во-первых, у нас венчают только православных. Во-вторых, участие в бракосочетании по мусульманскому обряду является изменой своей православной вере. Вы явно влюблены в этого человека, отговаривать Вас, я думаю, бессмысленно, а вот предупредить надо. Если он – правоверный, практикующий мусульманин, то Вам придется принять сначала обычаи (одежда, полное послушание мужу (не выйдете из дома без разрешения, например), кухня, телесные наказания жен и т. д., а после, глядишь, не только чадру оденете, но веру их примите. Заставят близкие. Подумайте!

протоиерей Максим Хижий

Доброго дня, батюшка. У меня к Вам такой вопрос. Я недавно встретила мужчину. До меня у него было два брака, в обоих браках остались дети. Во втором браке они с женой венчались, она поменяла даже для этого веру. Сейчас ситуация такая, он мне предлагает выйти за него замуж и повенчаться. Со второй женой он развелся. Подскажите, пожалуйста, как мне правильно поступить, я хожу в церковь, есть ли на мне сейчас грех, и что нам делать если мы любим друг друга?

Наталья

Я так понимаю, Наташа, что Вы хотите исправить свой грех – незаконное сожительство – регистрацией отношений. Такой путь, в сочетании с церковным покаянием, возможен. Главное, чтобы Вы потом не разочаровались в своем избраннике, который уже «дважды герой» в семейных отношениях. А вдруг он и в Вас ошибется, разочаруется, оставит свое потомство и пойдет дальше искать свое счастье? Из грехов быстро не вылезешь, также как и из болота – только постепенно. Если уж «встретились», то хорошо подумайте о своих отношениях. Может быть, лучшее будет покаяться и расстаться?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, может ли священник жениться на девушке, которая была замужем и у неё есть ребёнок?

мария

Здравствуйте, Мария. Священник не может жениться вообще ни на ком. После принятия священного сана вступление в брак невозможно. До принятия сана мирянин может жениться. Но брак со второбрачной является каноническим препятствием для рукоположения.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Можно ли женщине выходить замуж третий раз? Так в жизни случилось, что с предыдущими мужьями я разошлась по собственному желанию, измен не было, просто характеры разные, не смогла я больше. Считается ли это грехом? Если я разведена и у меня появится человек, будет это считаться прелюбодеянием? Как правильно поступить мне?

Ирина

По церковным правилам Вы имеете право на третий брак, но это будет «последняя попытка». То, что измен не было, хорошо. Но плохо, что и второй раз Вы «не сошлись характерами». Значит, надо выходить замуж «по совету» - не спешить с выводами и страстями. Спросите близких о том, что они думают о Вашем выборе, если нет возможности поговорить со священником. Всякое дело надо начинать с покаяния, с исповеди. Такие ошибки, конечно, тоже грех неразумия. А что такое «появится человек» - если в кино ходить, то не грех. А если сожительство – то грех смертный.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, мне 15, а моему парню 25, можно ли нам обвенчаться?

диана

Диана, прежде чем венчаться, нужно обязательно зарегистрироваться в ЗАГСе – такой порядок. Регистрация в ЗАГСе производится не раньше 18 лет по закону. Без нее Вас венчать не будут. Так что вам придется подождать и потерпеть до 18 лет. Заодно это будет Вам испытание в серьезности ваших намерений. Но нужно помнить, что близкие отношения вне брака не допускаются – это тяжкий грех.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Извините за столь личный вопрос. Мне 36 лет, в разводе. Хочу создать семью, возможно, и родить ребенка. Но у меня ничего не получается. Веду нормальный образ жизни, посещаю храм, по возможности причащаюсь 1 раз в два месяца. Мужчины, с которыми знакомлюсь, мне предлагают только постель. Почему так? Недавно мой родственник, троюродный брат, как я понимаю (моя бабушка и его дедушка брат и сестра, а мой отец и его отец двоюродные, а мы с ним уже троюродные), ему 54 года, предложил мне интимные отношения для проверки совместимости и якобы, это полезно для женского здоровья, т. к. я одна. Но я понимаю, что связь до брака - это грех. Я всегда к нему относилась как к другу, но не более. Он каждый день приходит ко мне домой, а я все нахожу отговорки, оттягиваю время. Как мне поступить, чтобы остались, как говорят, "и волки сыты, и овцы целы"? И еще скажите: 1) как строить отношения с мужчинами в миру? 2) На сколько мужчина может быть старше женщины? 3) сколько нужно время от знакомства до вступления брак? Спасибо. Надеюсь на ответ.

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Насколько мне известно, существуют православные форумы знакомств, возможно, что там Вам не будут предлагать сразу постель. Пользы от блуда для здоровья нет и быть не может. От человека, склоняющего к блуду, надо отвращаться, даже если он приятный собеседник. Под любыми предлогами уклоняйтесь от общения с ним. Старайтесь не рассматривать мужчин, которых встречаете в жизни, как возможных мужей, это прямой путь к разжиганию похоти, по нему Вы неизбежно придете и к действительному совершению блуда. Пока Вы чего-то страстно желаете, именно страсть определяет характер отношений, поэтому Вам и предлагают интим. Положитесь на Бога. «Господи, Ты знаешь мое желание иметь семью, если угодно это Тебе, исполни прошение мое, но не чего я хочу, а чего Ты». Только смирение способно принять благодать Божию, а страсть соединяет с демонами. Разница в возрасте, может иметь значение, а может и не иметь. Если Вы хотите иметь детей, не выходите замуж за мужчину старше Вас намного. Мужчины живут в среднем меньше женщин лет на десять, и дряхлеют раньше. Вы можете остаться с малолетними детьми и стариком. От знакомства до брака должно пройти столько времени, сколько необходимо, чтобы узнать человека. Какие у него страсти и добродетели, может ли он предать, можете ли Вы его простить, если он предаст? Самое главное, у мужа и жены должна быть общность мировоззрения. Симпатии, основанные на влечении, пройдут, и если не будет духовного основания, брак распадется. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Меня зовут Елена. Я бы хотела обратится к Вам с таким вопросом. Я встречаюсь с человеком, с которым хотим создать семью. Сам он был женат, брак был венчаным. После развода человек развенчался. Можем ли мы после вступления в брак обвенчаться? Сама я венчанной не была. Помогите, пожалуйста, ответьте на этот вопрос.

Елена

Здравствуйте, Елена. Вы сами себе ответьте на вопрос: «Зачем я хочу венчаться?» Если Вы хотите получить церковное благословение своего брака, потому что Вы человек православный, исполняете каноны Православной Церкви, живете, или стараетесь жить по Заповедям Христовым, а когда не получается, каетесь, исповедуетесь - значит, двух вариантов быть не может, надо венчаться. В противном случае, какой смысл вкладывается в венчание? Красивый обряд? Он женился, венчался, развелся, «развенчался»… И что дало венчание человеку? Посмотрите в Священное Писание: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». (Мф.19.6) Получается, что люди венчали, а Бог не сочетал. Конечно, формально, Вы имеете право на совершение над Вами Таинства брака, но… польза Вам от этого будет только в том случае, если вы оба примете свой брак как домашнюю церковь. А Церковь есть корабль спасения, значит, и брак для того же предназначен. Спасителем мы зовем Христа, а Он говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф.11.29) Свойства Спасителя и, следовательно, то средство, которым Он осуществляет спасение, это «кротость и смирение». Брак дает идеальную возможность научиться этим качествам, а благодать Таинства венчания, сообщает необходимую божественную помощь в этом. Но действует она не сама по себе, а через Ваше сознательное и решительное понуждение себя к жизни по Заповедям Христовым. Без этого понуждения венчание бесполезно, а испорченная грехом природа человеческая неизбежно разрушит и опустошит брак, даже если его дважды венчать. Отнеситесь серьезно к своей жизни, она коротка, а каждый наш шаг в ней имеет огромное значение для нашего бытия в вечности. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Я православная, могу ли выйти замуж за мусульманина, я не буду менять веру, но я хочу быть с этим человеком.

Акилина

Вы можете зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Церковный брак, разумеется, невозможен. Церковь не регулирует гражданские отношения. Но мы предупреждаем, что мусульмане бывают разные. Есть и такие, кто будет требовать от Вас перехода в ислам, исполнять его законы (например, полной покорности мужу), не дадут крестить детей и т.д. Хорошо подумайте, прежде чем решиться на такой шаг.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Мне всего 19 лет, а я попала в крайне сложную ситуацию. Я 2 года близко знакома с 29-летним мужчиной, иностранцем. Он из Японии. Он болен эпилепсией. Эта форма болезни излечима, но для него момент упущен. В подростковом возрасте сами припадки закончились. Но остались припадки агрессии. Время от времени он теряет контроль и начинает кричать ужасные вещи на близких, оскорблять и унижать их. Не дерется. Потом раскаивается. Он хочет на мне жениться. Принял православие под именем Назарий. Но христианином не стал. Ни разу не причащался. Я люблю его и хочу о нем заботиться, но его истерики меня выматывают и я опускаю руки. Как понять, должна ли я быть с ним и нести его болезнь как Богом данный крест, или постараться забыть о нем и не забивать себе голову, как настаивают родители? Бог посылает человеку тот крест, который он осилит. Но мне ли послан этот крест? Назарий умоляет обвенчаться с ним, мечтает быть со мной до гроба. Но во время помутнений рассудка не может спасти меня от самого себя.

Анна

Аня, Вы, по большому счету, еще ребенок! Какая помощь от Вас взрослому больному мужчине, к тому же иностранцу!? Все, что Вы тут написали «про крест», является крестом самодельным – следовательно, самым тяжелым. Как можно венчаться с человеком, который, по Вашим словам, христианином не стал? У Вас уже опускаются руки от его истерик, а Вы еще думает о замужестве… Вы пишете, что болезнь для него уже неизлечима, а с психоневрологическим больными, тем более в тяжелой форме, разумный священник благословение на брак не даст. Раньше было такое определение для болящих – «пожизненное безбрачие». Прислушайтесь к словам родителей.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли жениться на разведенной женщине с ребенком? Сердечно благодарю за ответ!

Максим

Здравствуйте, Максим. Если не Вы стали причиной этого развода, то и смущаться Вам не чем. Женитесь. Дай Вам Бог согласия и любви.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! Могу ли я венчаться с двоюродным дядей? Брак с ним - это грех?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! По церковным нормам, безусловно, запрещаются браки между родственниками до четвертой степени кровного родства включительно. Между Вами и двоюродным дядей пятая степень бокового родства, и такой брак может быть заключен, но с благословения правящего архиерея.

иерей Владимир Шлыков

Я люблю мужчину, который старше на 18 лет. Мне 23, ему 41, он очень глубоко верующий воцерковленый человек. Можно ли нам венчаться? Не является ли такая разница в возрасте каноническим запретом для брака?

Иоанна

Здравствуйте, Иоанна! Канонических запретов на такой брак нет. Но это не всегда бывает разумно по этическим соображениям. Если, как Вы говорите, Ваш избранник - человек воцерковленный, то разумно будет попросить совета и благословения на брак у его духовника, наверняка знакомого с ситуацией изнутри.

иерей Владимир Шлыков

Доброго времени суток! Хотелось бы задать вопрос: можно ли венчаться во время беременности?

Юлия

Юлия, во время беременности венчаться можно. А перед венчанием нужно обязательно исповедоваться и причаститься.

иеромонах Викторин (Асеев)

Живу в блуде с гражданским мужем, так как не могу с ним официально пожениться из-за его судимости, а у меня ответственная работа. Очень хотим венчаться, но церковь не разрешает без штампа. А я очень страдаю, что не могу ходить к причастию, чувствую себя очень грешной перед Богом.

Эльвира

Эльвира, мы живем в "прозрачном мире». Люди, занимающие ответственные посты в банковской, правоохранительной системе, крупном бизнесе, всегда проверяются службой собственной безопасности. Я не уверен, что сожительство можно скрыть, и то, что к нему отнесутся лучше, чем к браку с судимым человеком. Судимости тоже бывают разные, и контролируют Вас люди неглупые… Но если Вы все-таки считаете, что расписываться Вам пока нельзя, что это поставит крест на Вашей карьере, то задайте себе вопрос: «А когда будет можно?" Вы настолько уверены в своем мужчине, что скоро будете готовы отказаться или рискнуть своим статусом во имя любви? Может быть, Ваша неготовность к браку на самом деле - отсутствие полного доверия любимому?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос банальный, и в то же время для меня очень важный и, как оказалось, сложный. Вопрос по поводу второго брака. (разведена по инициативе мужа, брак был не венчанный и вынужденный) Я знаю, что в концепции Церкви можно выходить замуж и второй, и даже третий раз. Но скажите, как правильнее? Это для меня очень важно. Спаси Вас Господи!

Анастасия

Анастасия, я не понял, у Вас второй брак тоже распался? Да, третий брак – это предел. Выходить замуж или нет, зависит, в первую очередь от Вас. Надо взвесить все: есть ли у Вас любимый человек, какие препятствия существуют к браку, как относятся близкие, Ваш возраст, Ваши дети и т. д. Замуж выходят по любви и желанию спасаться вместе, а не потому что «надо», «воды никто не подаст».

протоиерей Максим Хижий

Уважаемый батюшка, помогите, пожалуйста. От меня ушла девушка. Мы не были расписаны, не венчались, просто жили долгое время вместе. Какой теперь я имею статус по православным канонам? Имею ли я право искать себе другую женщину? Может, лучше мне вообще никого не искать (где-то написано в Библии, что если разошлись, лучше оставаться не женатыми). Заранее Вам благодарен.

Евгений

Евгений, у Вас по православным канонам статус человека, который жил в смертном грехе. Сейчас Вам надо серьезно подумать, если Вы считаетесь христианином, как будете жить дальше. Думаю, что начать надо с исповеди в храме. Не искать женщину, а разобраться с собой, привести в порядок душу. Верующий человек, я думаю, не женщину должен искать, а найти в себе способность любить другого человека. Брак – школа любви, сожительство – школа страстей.

протоиерей Максим Хижий

Считается ли венчание действительным, если после венчания выяснилось, что мужа крестила его бабушка дома в тазу, и это крещение священнослужители нашей церкви признали недействительным. Мужа крестили в храме через несколько лет после венчания. Сегодня первый брак расторгнут. Наш брак у мужа второй. Можем ли мы венчаться? Если считать, что первый брак был венчан без крещения?

Анна

Анна, на моем приходе был похожий случай – венчалась пара, а позже выяснилось, что мужа крестила бабушка. Венчать вновь епархиальный духовник их не благословил. Церковный брак признали действительным. Вопрос о вашем венчании во втором браке не сводится только к формальным основаниям. Не менее важны причины расторжения первых браков, установление вины супругов, ваше покаяние, нынешняя церковная жизнь. Все эти вопросы должен решать священник по месту вашего проживания. Он советуется с епархией в случае канонических препятствий к церковному браку.

протоиерей Максим Хижий

Батюшка, случилось так,что я женился на женщине разведенной. Во время первого брака она была повенчана. Есть ребенок от первого брака (девочка). Жена подала прошение в епархию о развенчании, бывший муж тоже дал согласие. Можно ли нам с ней венчаться вновь, или так и придется остаток жизни прожить во грехе?

Алексей

Алексей! Зарегистрированный в ЗАГСе брак не является грехом! Он не является и вершиной супружества, но это никак не блуд. У вас второй брак, и это другая история. Да, Евангелие осуждает развод и женитьбу на разведенной как путь, принятый ветхозаветной моралью. Но христианство – это еще и жизнь в покаянии, исправлении себя. Дело ведь не только в форме: повенчались, и теперь уже живем не в блуде. Живите как христиане: молитесь вместе, ходите в храм, причащайтесь, воспитывайте детей, храните любовь и верность. Тогда ваша семья станет «домашней церковью» и Господь будет хранить Вас. Многие добились в епархиях «развенчаний» и «повенчаний», а на деле остались венчанными язычниками. Будьте христианами по жизни.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, благословите! Дядя моего мужа - батюшка. Мы с мужем зарегистрированы в ЗАГСе, но не венчаны. Муж хочет, чтобы венчание совершил его дядя, но приход, на котором он служит, очень далеко, поехать туда у нас нет возможности. Дядя приезжает в наш город, и мы хотели обвенчаться дома, возможно ли это, и будет ли такое венчание действительным? Спасибо.

Екатерина

Божие на Вас благословение! Дядя Вашего мужа может попросить настоятеля любого храма в Вашем городе, либо правящего архиерея, чтобы ему разрешили обвенчать племянника в храме. Пусть дядя заранее побеспокоится о справке из епархии, где он служит, в которой будет указано, что он действительно является клириком такой-то епархии и не имеет канонических прещений для совершения богослужений. Думаю, что ему разрешат обвенчать племянника в храме. Что же касается венчания на дому – то это будет незаконно, так как совершение треб в другой епархии без разрешения запрещено. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

назад
CTRL ←
2

Проблемам молодой семьи посвящен майский номер журнала Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» . Уже супруги, еще не родители - так обозначен период в жизни молодоженов, который пристально рассматривается в этом номере.

Для многих верующих священство и жизнь в браке представляются состояниями едва ли совместимыми. Многие из читающих эти строки могут вспомнить свое недоумение или даже разочарование, когда впервые узнали о том, что священники женаты! Действительно, как может обещавший посвятить себя Богу целиком делить свою любовь между Богом и теми, с кем он связан исключительно в своей «частной» жизни - со своей семьей? Какая еще семья нужна священнику, если Сам Господь указал на общину верных как на тех, кто по сути заменяет ее (Мк. 3, 33-35)?

Семейная жизнь неразрывно связана с атмосферой «мирского»: отец семейства заботится о материальном достатке, постоянно поглощен решением различных сиюминутных проблем. Сами радости супружеской жизни, как кажется, далеки от какого-то по-настоящему сакрального содержания. Поэтому подход Католической Церкви (предписывающей обязательный целибат, то есть безбрачие священнослужителя) представляется наиболее логичным: священник полностью посвящает себя горнему, освобождаясь от мирских привязанностей.

В православном христианстве брачный вопрос решается иначе. В приходских храмах служит «белое» духовенство, то есть священники, имеющие семьи. Духовенство «черное», связанное обетами воздержания, и нестяжания, несет служение в монастырях и на подворьях, а также поставляет наиболее достойных лиц для епископского служения. Рукоположение священника, не связанного узами брака и при этом не принадлежащего к монашескому званию, рассматривается в православии как событие экстраординарное, отношение к которому до сих пор остается настороженным.

Итак, 90% всех священнослужителей, с которыми имеют дело прихожане,- люди, состоящие в браке, возлюбленные своих жен и отцы своих детей. Каждый кандидат в священнослужители помимо того, чтобы быть правильно образованным (то есть иметь специальное, богословское образование) и правильно верующим (то есть разделять веру своей Матери-Церкви), должен быть в своей семье правильным мужем и отцом. Православная Церковь ожидает от будущего священника, чтобы тот до рукоположения доказал свой пастырский талант и дух любви успешным браком. Новозаветные тексты, постановления Соборов, церковные каноны с удивительной настойчивостью подчеркивают необходимость для священнослужителя (а в течение определенного периода истории Церкви даже для епископов) вступать в брак и заботиться о своей семье, как о Церкви Христовой.

Брак священника - свидетельство в этом мире

В православном сознании священно-служитель, его образ жизни, вера и внешний вид имеет статус каноничности. Считается, что священнику стоит подражать, поскольку он сам преуспевает в подражании и ведет жизнь в соответствии с христианскими идеалами. Черты нормативности приобретает и брак священника или диакона. То, как он вступил в супружество, какие царят отношения в его семье, как он относится к своей жене, которую отныне принято называть “матушкой”,- все это представляется любому прихожанину крайне интересным. И дело тут не в любопытстве или желании посудачить о чужой личной жизни, а в том, что семья занимает в жизни каждого человека одно из важнейших мест. Каждый христианин нуждается в позитивном примере супружеской жизни и в мудром «брачном» назидании гораздо больше, чем в наставлениях об и прелести, которыми изобилуют амвонные речи протоиереев и иереев. Достойный пример семьи, отношения в которой основаны на взаимной любви, верности и Его заповедям, может играть не меньшую миссионерскую и душепопечительскую роль, чем проповеди. Ведь где еще, кроме дома священнослужителя, можно найти брак, для которого до сих пор принципиально важным остаются нравственные ценности, надежно забытые миром.

Современные молодые люди боятся связать свою судьбу с кем-то «до конца», на всю жизнь. Священник же связан с супругой навсегда; влечет за собой немедленный запрет в служении. Библейское представление о том, что спутником верующего христианина в браке может быть лишь другой верующий христианин, не всегда понятно современникам. Суженого в миру выбирают, учитывая его достаток, внешнюю привлекательность, статус. А в браке священника подобная ситуация чревата скорой трагедией: ритм церковного служения, множество затруднений и испытаний окажутся настоящей трагедией для матушки, чуждой ценностей своего супруга. Современный человек старается уйти от разного рода ответственности и обязательств.

Многие предпочитают приятельство дружбе, а флирт браку. Даже церковная молодежь не спешит создавать семью, дорожа своей , понимаемой как возможность ни с кем себя не связывать и ни за что не отвечать. Но жизнь стремящегося к служению должна быть свободной от описанных недугов современности: клирик вступает в брак исключительно до принятия сана. Православное предание требует от будущего священника преодоления свойственного каждому человеку эгоизма, нерешительности и инфантилизма в статусе мужа, главы семейства. Тем самым утверждается, что к ответственному и серьезному служению Богу способен лишь тот, кто способен к созданию семьи. Успешный брак священнослужителя, основанный на столь высоких ценностях и христианских принципах, может стать источником вдохновения и надежды, примером для людей, не знающих о том, каким чудесным может быть союз двух верующих людей. Однако в действительности брак священнослужителя тоже оказывается в «зоне риска».

Ситуация 1. Женатый, но как бы неженатый священник

Служение в Церкви создает массу объективных трудностей для брака священнослужителя. Ненормированный рабочий день, наличие «вечерних смен», отсутствие общих для семьи выходных (суббота и воскресенье, дни отдыха для жителей России являются самыми рабочими днями для клириков) - все это вносит в отношения священника со своими домочадцами. Еще вчера муж и жена стояли рядом на церковной службе, держась за руки, но вот супруг оказывается в алтаре, и совместная молитва плечом к плечу теперь возможна лишь в домашней обстановке. Интернет-форумы полны жалоб на то, как тяжело быть женой священника: почти всегда это подразумевает жизнь в одиночестве, без помощи супруга в решении насущных бытовых проблем. У священника, который отдает себя публичному служению, просто не остается времени и сил для решения своих частных, семейных проблем.

Все эти особенности церковного служения не могут стать причиной серьезной семейной трагедии до тех пор, пока клирик воспринимает их как проблемы, которые необходимо преодолевать и чем-то компенсировать во имя сохранения семейного мира. Опасность возникает, когда священник воспринимает свое вынужденное отсутствие в семье как добродетель и Богом санкционированную особенность своей профессии. Между тем, стихийно сложившаяся в современном православии философия священнического брака поощряет подобное отношение.

В качестве иллюстрации этой мысли можно привести сложившийся в настоящее время обычай навсегда расставаться с обручальным кольцом после рукоположения. Оказывается, что , знаку взаимной верности двух супругов, видимому символу невидимых отношений, не место на пальце того, кто избрал служение алтарю. В качестве идеологического оправдания этого обычая приводятся возвышенные слова о том, что отныне Церковь Христова является супругой священника, само же Таинство Хиротонии толкуется как обряд венчания священника с Церковью. Однако за этой благочестивой риторикой скрывается неприглядная действительность, рождающая массу острых вопросов и возражений.

Возникает резонный вопрос: если в жизни священника место жены оказывается частично занятым Церковью, то чем должно быть занято место супруга в сердце матушки? Читая Пастырские послания апостола Павла, мы обнаруживаем, что церковное служение является, скорее, продолжением семейной жизни христианина, но никак не ее альтернативой. Писание нам неоднократно сообщает о том, что единственным женихом Церкви является , но нигде мы не найдем слов о том, что таким женихом становится после рукоположения иерей или диакон. Наконец, не будет ли более честным для клирика по отношению к своим жене и детям не жениться вовсе, раз избранное служение является несовместимым с полноценной семейной жизнью?

Часто священник принимает сложившиеся правила игры, предпочитая быть видным вдовцом, окруженным десятками восхищенных духовных дочерей и сыновей. Может быть, этот путь самый удобный? Многие мужчины стремятся проводить как можно больше времени на работе, которая им нравится, и желают свести свои обязательства по отношению к семье до уровня финансовой подпитки, при этом пользуясь всеми привилегиями семейного мужчины. Но, как оказывается, лишь священник или диакон может подвести под это эгоистическое по сути стремление должную идеологическую базу. Излишне напоминать, что неизбежным итогом подобного поведения всегда является кризис брака, который нередко завершается разводом.

Ситуация 2. Брак священника - закрытая тема.

Понимая, что в настоящее время церковное служение окружено массой стереотипов, угрожающих семейному счастью, клирики часто делают тему своей семейной жизни полностью закрытой для общины.

Нередко жена священника специально не посещает тот храм, где служит ее супруг. Ведь пристальное внимание со стороны верующих и поучения церковных бабушек могут лишить душевного равновесия даже самую кроткую из матушек. Прихожане «со стажем» (особенно в небольших городках и сельской местности) могут предъявлять и молодому священнику множество внешне-формальных, бессодержательных требований, от которых он торопится скрыться в уют домашнего очага. Лишь в общении с домочадцами он может снять благочестивую маску, которую требует от него приход, и стать самим собой: любящим мужем и нежным отцом. Подобная «приватизация» семейной жизни не может быть поставлена в упрек священнослужителю, такое поведение обусловлено не его внутренней слабостью, а специфическим укладом приходской жизни, сложившимся до него. Остается только сожалеть, что счастливый брак священника не служит проповеди о Христе, которая более всего действенна, если подтверждена делами и образом жизни.

Ситуация 3. «Патриархальный» брак.

Бывает, что священники не делают тайны из своей семейной жизни. Жаль только, что во многих случаях вместо иконы супружества прихожане видят лубок. Настоящим церковным браком почему-то считается патриархальный тип семьи с элементами архаики, где женщине уготовано место домохозяйки (еще один церковный стереотип: оказывается, жене клирика нельзя работать), а мужчину беспрекословно должны слушаться все члены семьи. Это напоминает какую-то ролевую игру, в которой каждый из участников следует строго определенному, но давно устаревшему амплуа, даже в одежде подражая моде прежних веков. И нередко у прихожан возникает вопрос: почему в XXI веке брак, основанный на христианских началах, должен подстраиваться под стандарты века XVIII? Такой специально выстроенный «православный брак» вряд ли может служить образцом для всех христиан. Не получается у таких супругов отделить то вечное в христианском союзе, что заложено в него Господом, от исторически привнесенного. Христианское измерение семейной жизни, проявляющееся во взаимном , равенстве и эмоциональной близости супругов, забывается в угоду буквальному соблюдению культурных и бытовых реалий безвозвратно ушедших веков.

Любовь - основа брака. Даже у священнослужителя.

Вышеописанные ситуации различны внешне, но во всех одинаково попираются важные принципы, лежащие в основе христианского брака. К сожалению, сегодня достоинство священнического брака приходится защищать не только от угроз и искушений современной цивилизации, но и от специфических церковных стерео-типов. Главным из них является представление, что в жизни клирика семья обречена на «естественное» вытеснение священным служением. учит нас обратному: успешное служение в Церкви Божией является продолжением состоявшейся семейной жизни священника или диакона.Чтобы быть по-настоящему православным, достойным священнического служения, брак клирика вовсе не должен рядиться в одежды прежних эпох. Все, что от него требуется, это соответствовать тем нормам супружеской жизни, которые сообщены браку христианским учением. К счастью, эти нормы совершенно совместимы с семейными ценностями современной культуры: взаимное уважение, ответственность участников брака, равенство и эмоциональная близость.

Одним из величайших сокровищ предания Православной Церкви является практика женатого священства. Несмотря на сильнейшее монашеское влияние, Церкви удалось отстоять эту традицию. Многие святые отцы указывали на то, что жизнь в семье, забота и сердечная любовь к супруге и детям служит для священника хорошим лекарством от разных форм очарованности собой, прельщенности величием своего служения. Можно сказать, что духовность в полном смысле семейного священника, не стесняющегося своего брака, обладает той необходимой степенью здравости и уравновешенности, которая делает из него пастыря ответственного и зрелого.

диакон Алексей Волчков

иллюстрации: Александра Ершова

Инструкция

Если вы хотите стать женой православного , то, в первую очередь должны позаботиться о своем моральном облике. Ведь служители церкви ценят в женщине не красоту, а нравственность.

Поэтому вы должны, во-первых, изучать Священное Писание, трактаты отцов церкви о семье и другую духовную литературу. И, во-вторых, приведите свой гардероб в соответствие с религиозными правилами. Священнослужители относятся с большой неприязнью к женщинам в брюках, коротких юбках и в откровенных ярких нарядах.

Когда ваш внешний вид начнет соответствовать идеалам будущего мужа, можете приступить к самому знакомству. Выйти замуж за уже работающего священника нельзя, поэтому искать себе мужа нужно среди будущих служителей церкви, студентов-семинаристов. Множество регулярно собирается возле семинарий, желая познакомиться с будущими священника ми. Так что в своем стремлении вы будете не одиноки.

Многие будущие батюшки хотят жениться и принять сан уже, будучи в браке. Живут семинаристы в практически полной изоляции, поэтому найти жену самостоятельно им крайне сложно. Поэтому вас там встретят с большой радостью.

При знакомстве и общении вы должны помнить, что отношения со священнослужителями отличаются от светских. Ведите себя скромно и сдержано, как и подобает православной .

Если вы готовы связать с церковью свою профессию, то сами можете поступить в духовную семинарию на факультет религиоведения. Так вы не только сможете встретить там будущего мужа-священника , но и по окончании учебы работать рядом с ним.

И, наконец, вы можете выйти замуж за глубоко верующего человека и поддержать его в стремлении принять духовный сан. В этом случае вы сможете поддержать любимого, пройти с ним весь этот сложный путь от поступления в семинарию до проповеднической деятельности.

Источники:

  • Вопросы настоятелю / Поиск супруга

Частная жизнь и быт священнослужителей всегда были предметом споров и обсуждений. Закрытое от внешнего мира сообщество живет по своим укладам, продиктованным догмами веры. Каковы же на самом деле реалии повседневной жизни современного священника?

Инструкция

Путь к священническому служению начинается с обучения в семинарии. Для поступления абитуриенту необходимо пройти достаточно строгий отбор, включающий проверку знаний и духовных качеств претендента. К обучению в семинарии допускаются холостые или состоящие в первом браке мужчины в возрасте 18-35 лет. По окончании семинарии будущий священник получает распределение к месту службы, права выбора в данном случае у выпускника семинарии нет.

К моменту принятия сана будущий священник должен принять решение: принять монашество или жениться. Изменить это решение у священника возможности не будет. Если священник не вступает в брак до принятия сана, то он берет на себя обет целибата.

Существует еще одно ограничение на брак для будущих священнослужителей - им запрещается вступать в брак с разведенными или овдовевшими женщинами, женщинами с детьми. Брак священника может быть только единственным, в случае смерти супруги - священник принимает монашество.

В семьях священников существует строгий запрет на то, что в современном мире называется планированием семьи, поэтому семьи обычно многодетные: детей будет столько, сколько Бог послал.

Бытовая жизнь семей священников мало чем отличается от бытовой жизни мирян, с тем отличием, что для священника и его семьи недопустимо нарушение правил и требований религии и в повседневной жизни: жена священника не может носить вызывающей одежды, использовать яркий макияж, в доме не должны присутствовать предметы, противоречащие христианским нормам.

Уровень жизни семьи священнослужителя главным образом зависит от того, насколько обеспечен приход. Поскольку заработная плата священника минимальна, а доход полностью зависит от пожертвований прихожан, вполне объяснимо, что в городских обеспеченных приходах уровень жизни священников выше, чем в сельской местности или бедных приходах. Бытовые условия жизни священника далеки от совершенства, однако это не останавливает тех, кто выбрал для себя такой путь служения людям.

Рабочий день священника не нормирован, в любой момент он может быть вызван к прихожанам, о других социальных гарантиях тоже особой речи нет. Даже официальное оформление по трудовой есть далеко не у каждого священника, а значит, и на пенсию от государства рассчитывать может не каждый. Большинство священников не имеют возможности обзавестись собственным жильем, ведь в любой момент их могут направить на новый приход в другом конце страны.

Практически каждая девушка мечтает удачно выйти замуж. Иметь красивого и состоятельного мужа, всю жизнь испытывать к нему взаимную любовь – это нормальное желание. К сожалению, сбывается оно не у всех. Девушки часто выбирают не тех мужчин, обрекая себя на нелегкую жизнь, полную сожалений. Да и количество разводов в последнее время увеличилось. Чтобы избежать такого исхода событий, необходимо более тщательно выбирать себе спутника жизни.

Как найти достойного спутника жизни

Самое главное – не спешите создавать семью с «первым встречным». Некоторые представительницы прекрасного пола чуть ли не с пеленок ставят себе целью жизни выйти замуж. Они боятся остаться одинокими. А если кто-нибудь из подруг связал себя брачными узами раньше них, начинают паниковать и ищут любого, кто предложит руку и сердце.

Помните, жизнь – это не соревнование с подругами, каждый идет своим путем. Кто-то выходит замуж в 18 лет, а кто-то в 30, 40 лет или даже позже. Всему свое время. Решение должно быть обдуманным, а мужчина – проверенным.

Если вы уже встретили своего избранника, приглядитесь к нему внимательнее. Влюбленность может заставить закрыть глаза на многие недостатки человека. Помните, что эти недостатки никуда не исчезнут из семейной жизни.

В первую очередь убедитесь, что ваши чувства к нему – это настоящая любовь, а не мимолетная влюбленность. На это потребуется время. Удостоверьтесь также, что ваш избранник любит вас по-настоящему.

Проверяйте его в различных жизненных ситуациях. Он должен доказать вам свою любовь реальными поступками. Попробуйте пожить вместе некоторое время, чтобы посмотреть, как он будет вести себя в быту. Если вам действительно хорошо вместе, вы легко делите домашние обязанности, он обеспечивает вас в финансовом плане, у вас есть совместные планы на будущее, то, возможно, он и впрямь тот, кто вам нужен.

Спросите себя, готовы ли вы до конца своих дней засыпать и просыпаться рядом с этим человеком? Если да, то убедитесь, что он тоже желает именно этого.

Чтобы выйти замуж по любви, просто дождитесь пока ваш единственный мужчина, любящий и ценящий только вас, сделает вам предложение. Скажите ему «да», и ваши совместные мечты начнут сбываться.

Почему нужно выходить замуж по любви, а не по расчету

Муж – это человек, с которым вы проживете всю жизнь. Представьте, что вы не испытываете к нему никаких чувств. Никакие деньги не смогут сделать , если она не рядом с любимым.

Через некоторое время нелюбимый начнет очень сильно раздражать. Вы будете замечать в его характере мельчайшие недостатки и даже его достоинства начнут казаться вам минусами.

Если же вы выйдете замуж по большой и взаимной любви, каждый день вашей жизни с мужем будет наполнен радостью и гармонией. Со временем ваша любовь перерастет в новое, еще более глубокое чувство, и вы станете не только супругами, но и лучшими друзьями, которые поддерживают друг друга и в радости, и в горе.

Вступайте в брак только с любимым человеком и только когда будете уверенной в его преданности и искренности, тогда все ваши мечты станут реальностью.

Еще со времен СССР в нашей стране сложился стереотип, что девушке просто необходимо успеть выйти замуж до определенного возраста. Причем, нередко он ограничивался 18-20 годами. В последнее время взгляды на брак несколько изменились, однако девушки по-прежнему переживают об «уходящих» годах и из-за этого порой совершают опрометчивые поступки.

Брачный возраст на Руси и в современной России

На Руси девочек выдавали замуж очень рано. В 13 веке была создана «Кормчая книга» - свод церковных правил, который регулировал и семейные отношения. В ней был установлен брачный возраст для девушек – 13 лет, а для юношей – 15 лет. Однако было много случаев более ранних браков. Церковь пыталась бороться с этим явлением. Вышедший в середине 16 века «Стоглав» позволял священникам венчать девушек не моложе 12 лет, юношей – по-прежнему с 15 лет.

Причины столь ранних браков зачастую носили чисто практический характер. К примеру, родителям невесты было нелегко прокормить многочисленных чад, и они стремились поскорее «пристроить» хотя бы одно из них. А в семье жениха, наоборот, не хватало рабочих рук, и его родители с радостью принимали в дом «работницу». Разумеется, ни о какой взаимной любви здесь не могло быть и речи, да и брачные отношения в юной семье порой начинались лишь через несколько лет после свадьбы.

Сейчас российским законодательством установлен возраст для вступления в брак не моложе 18 лет. Однако при наличии особых обстоятельств разрешение на брак можно получить уже в 14-15 лет. В законах отдельных субъектов РФ уточняется, что «особыми обстоятельствами» являются поздние сроки беременности, наличие беременности (не менее 22 недель), прерывание которой невозможно по медицинским показаниям либо из-за желания обеих сторон ее сохранить. Разрешение на вступление в брак лицам, не достигшим 16 лет, обычно оформляется постановлением администрации области, края или республики.

Факторы, влияющие на вступление в брак

Однако столь ранние браки, на сегодняшний день, все же достаточно редки. По статистике, большинство девушек старается выйти замуж в 18-25 лет. В какой-то степени это зависит от физиологии, так как в этот период наступает полное половое созревание. Другими решающими факторами могут стать тяга к материнству, боязнь одиночества или социальные стереотипы.

Тем не менее, лучше всего, если главным фактором станет взаимная любовь. Ведь нельзя хотеть выйти замуж абстрактно, как минимум, девушке необходим любящий и надежный мужчина. Но его вряд ли получится встретить «по заказу». Ни в коем случае не следует выходить замуж, когда нет уверенности в избраннике. Хотя упрямая статистика по-прежнему утверждает, что после 30 лет возможность выйти замуж составляет не более 7%, решение проблемы в каждом случае остается индивидуальным. Случается, что девушка встречает свою судьбу в 16-17 лет, а бывает и так, что женщины обретают семейное счастье в 30, 40 и даже 50 лет.

Выйти замуж за миллиардера кажется фантастической недостижимой мечтой, но на самом деле это желание возможно реализовать. Это такой же труд, как когда вы работаете над развитием своей карьеры. Главное, иметь четкий план и знать, что делать.

Вам понадобится

  • Желание меняться
  • Склонность к учебе

Инструкция

Иностранные по-прежнему популярны у русских девушек. Многие наши красавицы мечтают выйти замуж и уехать жить заграницу. Одними из самых востребованных женихов у русских женщин являются немцы. Они стабильны, надежны и, что немаловажно, привлекательны. Вот только как выйти замуж за немца?

Инструкция

Для того, чтобы за немца, с ним необходимо познакомиться. И хотя найти подходящего иностранного жениха несколько труднее, чем жениха отечественного, это не является препятствием для целеустремленной женщины.

Не стоит искать будущего немецкого мужа в барах и на дискотеках, которые посещают иностранцы. Хотя шанс познакомиться с из-за рубежа там велик, вряд ли оно может привести к чему-то серьезному. Иностранные мужчины ходят в такие места, чтобы хорошо провести время и расслабиться, и ищут там совсем не жену.

Чтобы познакомиться с иностранным мужчиной, можно изучить список немецких компаний, работающих в вашем городе, и устроиться работать в одну из них. Кроме хорошей работы вы получите знакомства с представителями Германии, - как с сослуживцами, так и с командированными в ваш филиал. В случае, если ваша работа будет предполагать командировки в Германию, шанс подцепить мужа увеличится в несколько раз.

Если работу вы менять не хотите, посещайте выставки, в которых участвуют много иностранных компаний. Узнайте, в каких бизнес-центрах есть немецкие компании, и ходите обедать в кафе неподалеку, поскольку велика вероятность, что ваш избранник обедает в одном из таких кафе.

После того, как вы познакомились с подходящим мужчиной, ему необходимо понравиться. Русским женщинам не придется прикладывать для этого каких-то сверхусилий. Русские жены очень популярны в Европе, и в Германии, в частности. Европейцы ценят дам за красоту, домовитость, женственность. Они устали от своих эмансипированных и с удовольствием женятся на иностранках, которые дадут тепло семейному очагу. Поэтому для того, чтобы очаровать иностранного мужчину, нужно в первую очередь демонстрировать свою женственность и домовитость.

Также, поскольку в данном случае мы говорим о том, за немца, необходимо проявлять такое качество, как практичность, поскольку она является национальной немецкой чертой. Если вы привыкли швырять деньги на ветер, постарайтесь скрыть это от вашего избранника. Наоборот, покажите ему, как вы умеете экономить и думать о своей выгоде – это очень привлекательное качество, с точки зрения немца.

Обратите внимание

Давайте будем честны, если вы выходили замуж за немца по любви, а не с целью переехать на ПМЖ в Германию, то это уже большой плюс и гарантия того, что у ваших отношений вполне возможно будущее. Просто достаточно распространены случаи, когда российские девушки выходят замуж за немца, желая переехать в Германию, для этого, считают они, не грех изобразить и африканскую страсть, и дикую любовь.

Полезный совет

Если Вы хотите выйти замуж за немца в Германию, Вам будет интересно узнать, что, в отличие от нас, немцы заводят знакомства для брака только после того, как достигнут финансовой независимости. В тоже время приветствуются отношения, при которых пары в течение некоторого времени живут вместе до брака. Иногда такое совместное проживание называют «пробным браком», который позволяет узнать, подходит ли Вам партнер и стоит ли за него выйти замуж.

Некоторые девушки, приехавшие из провинции, мечтают выйти замуж за коренного москвича. Им кажется, что тогда решатся все проблемы с пропиской, жильем, работой. Как же заполучить в мужья жителя столицы?

Личная жизнь священнослужителей всегда была тайной за семью печатями для мирян. А им всегда хотелось знать: сколько раз батюшкам можно вступать в брак и по каким критериям они выбирают себе жену?

Корреспондент «Комсомольской правды в Украине» побеседовал с протоиереем Вадимом Шапраном, благочинным Чудновского района Житомирской области.

ВЫБОР НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО 30 ЛЕТ

— Правда ли, что православный священнослужитель может жениться только один раз в жизни?

— Если у католиков целибат (то есть безбрачие) — явление обязательное, то у православных это, скорее, редкое исключение из правил. Ведь священники — обычные люди, которые постоянно находятся среди прихожан, общаются, в том числе и с молодыми женщинами. Чтобы оградить их от искушения, церковь благословила брак. Это было закреплено на Первом Никейском Вселенском соборе еще в 325 году. Священнослужитель должен для себя решить: либо избрать монашеский путь, либо жениться. Но сделать это он должен до 30 лет — к этому возрасту, по существующим церковным канонам, принимают сан. То есть времени вполне достаточно. Сначала нужно создать семью, то есть малую церковь, а затем уже приниматься за создание своего прихода…

— Какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

— Прежде всего девушка должна быть православной и обязательно девицей. И для священника, вступающего в брак, эта женщина должна быть первой и единственной в жизни. Понятно, что женщина с ребенком, разводная либо вдова не может стать женой священника. А что касается профессии, то здесь каких-либо четких ограничений не существует. Претендентка не должна быть стриптизершей, торговать водкой и сигаретами… Проще говоря, невеста никак не должна компрометировать будущего мужа.

В старинных церковных правилах оговаривалось, что невеста священника не должна быть актрисой, однако в те далекие времена профессия актрисы приравнивалась к проституции. Сейчас профессия актера весьма уважаема, поэтому такого запрета не существует.

— Кто по специальности матушки ваших знакомых священников?

— Среди них есть врач, медсестра, учитель, повар… Моя жена — юрист. Некоторые матушки работают по специальности, но в основном занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство, поскольку семьи священников, как правило, многодетные.

ЖЕНИТЬСЯ ПОВТОРНО ЗАПРЕЩЕНО

— А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

— Священник должен уметь справиться со своей женой. А если матушка ему изменяет, то он с ней однозначно не должен жить как с женой. Хотя и выгонять из дому недостойную не обязательно. Для священника не существует понятия расторжения брака и тем более вторичного бракосочетания. Ни при каких обстоятельствах священник не может повторно жениться. Даже если его жена умирает. Во времена Древней Руси овдовевший священник был обязан уйти в монастырь. Сейчас вопрос так жестко не ставится, однако священник на всю оставшуюся жизнь остается один.

— А если такой одинокий священник вдруг по-настоящему полюбит женщину, как ему быть?

— В таком случае придется выбирать: либо служение Богу, либо новая семья. Если выбирает второй брак, то лишается священного сана. Недавно один монах оставил монашество, женился и переквалифицировался на работника банковской сферы…

— Бытует мнение, что лучшая жена для священника — девушка из семьи священнослужителя…

— В дореволюционной России были своего рода поставщики невест для священников — епархиальные женские училища (епархиалки), где учились дочери священнослужителей. Чаще всего они действительно становились матушками. Но сейчас таких традиций не существует. Я глубоко убежден, что крепким будет только брак по любви.

— Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

— Я, например, встретил свою будущую невесту на свадьбе у общих друзей. Ситуации в жизни бывают самые разные.

МАШИНА, ИНТЕРНЕТ, БРЮКИ — ПОЖАЛУЙСТА

— В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

— Платок — это, конечно, неплохо. Но матушка вовсе не обязана быть «серой мышкой». Главное — не одежда, а внутренний мир человека, его духовность, отношение к жизни и окружающим. Хочу отметить, что современная матушка — это женщина, которая может занимать активную жизненную позицию, водить машину, работать в светском учреждении, пользоваться Интернетом и так далее.

— Но какие-то сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

— Она приобретает публичность, которую далеко не все переносят спокойно. Например, когда матушка приходит на церковную службу в приход своего мужа, ей вряд ли удастся спокойно помолиться и уйти. На нее сразу устремляются взоры прихожан. Люди начинают живо обсуждать: в чем она одета, какая прическа, обувь, как выглядят ее дети. Подходят, начинают о чем-то спрашивать, что-то рассказывать, о чем-то просить. Поэтому если семья священника живет в крупном городе, а приход находится где-то в районе, матушки предпочитают посещать церковь именно в городе, где их мало кто знает. Так спокойнее и комфортнее. То же касается и совместного отдыха. Например, мы с женой можем спокойно отдыхать только на море или в малолюдном месте.

Еще такой немаловажный нюанс: в любой момент священника могут направить в другой приход, в другой город или село. Причем на новом месте, возможно, придется начинать практически с нуля, поскольку жилье отнюдь не гарантируется. Поэтому многие священники предпочитают жить в областном центре и ездить оттуда в свои приходы. Объективные трудности вызывают и ненормированный рабочий день священнослужителя, отсутствие совместных выходных… Да и небогато живут семьи большинства священников. Разве что в очень крупных городах. Если в городских соборах и церквях священники получают зарплату, то в сельских приходах их главный доход — средства прихожан, которые люди дают священнику в качестве благодарности за крещение, венчание, отпевание и тому подобное.

— Как проводите досуг? Посещение ночных клубов и дискотек исключено?

— В такие места не ходит ни один нормальный христианин, не говоря уже о священнослужителях. Священник с женой могут ходить на театральные спектакли, посмотреть в кинотеатре хороший фильм. Есть рестораны, где по вечерам звучит фортепиано. При наличии средств было бы интересно провести там вечер и послушать хорошую музыку. Иными словами, наша жизнь не сильно отличается от жизни обычного христианина, но мы несем большую ответственность за каждое сказанное слово, каждый сделанный шаг и поступок.