Что делать, если у вас доминантная собака




Книга профессионального зоопсихолога Джона Фишера, предпринявшего попытку взглянуть на мир с точки зрения собаки, затрагивает множество проблем, связанных с воспитанием, содержанием и коррекцией нежелательного поведения собак, и будет интересна и полезна как новичкам, так и опытным собаководам.

  • Предки собак
  • Какой он, волк?
  • Неонатальный период развития (от 0 до 13 дней)
  • Социализация собаки (от 14 до 49 дней)
  • Социализация в обществе людей
  • Период инстинкта бегства (от 4 до 8 месяцев)
  • Наступление половой зрелости (от 6 до 14 месяцев)
  • Зрелость (от 1 года до 4 лет)
  • Смена ролей в стае «человек – собака»
  • Отрицательный тигмотаксис
  • Чувствительность осязания
  • Восприимчивость к шуму
  • Острота зрения
  • Чувствительность психики
  • Поведение, характерное для определенных пород
  • Как действует положительное подкрепление
  • Как применять положительное подкрепление
  • Как применять отрицательное подкрепление

Часть II. Позитивный подход к проблемам поведения
1. Проблемы владельцев, связанные с дрессировкой
2. Проблемы, связанные со стрессом
3. Проблемы питания: ключ к их решению
4. Проблемы питания: факты

  • Специальные лечебные диеты
  • Натуральная диета
  • Как читать этикетки
  • Выводы
  • Собаки и младенцы
  • Проблемы внутри стаи: Собаки и дети
  • Собаки и взрослые
  • Отношения между собаками
  • Наследственные причины агрессии
  • Агрессивность нервной собаки
  • Агрессивность по отношению к собакам
  • Агрессивность по отношению к людям
  • Игры дома
  • Игры в саду
  • Игры в парке или на дрессировочной площадке

Он самый верный в мире друг,
Он светоч мне в пути,
Хитер как бес, но сердцем чист,
И смотрит, как дитя.
В почете он у королей,
Любимец королев,
В работе – мастер, а в игре –
Отчаянный трюкач.
Оберегает всю семью,
Хранит мое именье,
И даром что не так велик,
Достоин уваженья.
Майкл Ажиллоу

Введение

Эти стихи – прекрасное выражение восхищения МИЛЛИОНОВ людей теми животными, с которыми они делят кров. «Он светоч мне в пути», – тут мы сразу же вспоминаем о собаке-поводыре, ведущей слепого. «В работе – мастер», – это наводит на мысль о бордер-колли, пасущей овец. «Оберегает всю семью, хранит мое именье», – в воображении возникает образ немецкой овчарки, защищающей наши дома, или английской пастушьей собаки, охраняющей стада.

Поскольку собаки способны решать все эти за дачи и еще множество других, мы склонны считать, что понимаем их и что они понимают суть работы, которую выполняют. Но понимаем ли мы собак на самом деле? Подозреваю, что нет. Что еще важнее, понимают ли собаки нас? Думается, и на этот вопрос ответ будет отрицательный.

Если отказаться от привычных шаблонов и разобраться, чем является собака в действительности, мы увидим, как глупо подходить с человеческой меркой к ее поведению. Исследование собаки, попытка понять, что она собой представляет, и является целью этой книги.

Если мы научимся понимать собак, узнаем, каковы мотивы их поведения и ценности, как происходит их обучение и почему они ведут себя так, а не иначе, то наше более глубокое знание всех этих вещей поможет нам установить с собаками более тесную связь, а благодаря этому мы будем получать гораздо больше радости от общения с собакой.

Грустно, что хорошим, заботливым владельцам часто дают дурные советы. Недавно я рецензировал книгу, в которой утверждалось, что нужно тонкой бамбуковой палкой бить собаку по морде, если она попытается идти впереди вас. Там предлагается еще и такой метод, чтобы отучить собаку брать угощение от посторонних людей: сунуть булавку в кусок мяса; булавка должна торчать из него примерно на полдюйма, и, когда собака ткнется в кусок носом, булавка слегка ее уколет. То же самое советуют проделать с помощью вилки: она уколет собачью пасть и не даст проглотить кусок. На обложке книги – внушающее благоговейный трепет название влиятельной организации, занимающейся собаками. Но при более внимательном изучении выясняется, что эти люди не имеют никакого понятия о мире собак. Книга красочно оформлена, продается по приемлемой цене. Моя разгромная рецензия не была опубликована, а книгу легко получить и в магазинах и в библиотеках. Что же делать заботливым хозяевам, если им предлагают подобные советы?

Сам я зоопсихолог, специалист по поведению собак. Коренной причиной большинства проблем, с которыми ко мне приходят, является неправильное Понимание вполне нормального для собаки поведения. " Разумеется, есть и плохие собаки – неуравновешенные, психически неустойчивые, с проявлениями атавистических свойств. Но их не так много, как можно было бы предположить на основе статистики эвтаназии (усыпления). Не следует также обвинять исключительно хозяина всякий раз, когда собака ведет себя неприемлемо с точки зрения окружающих. Неверно, что «нет плохих собак, а есть плохие хозяева».

Отчего же тогда у собак порой возникают проблемы поведения, которые на первый взгляд кажутся неисправимыми?

Тому есть множество причин, как мы увидим в дальнейшем. Во всяком случае, нужно внимательно изучить информацию, с которой вы познакомитесь в этой книге, а уж потом решать, хозяин ли невежда, или его собака – экземпляр, резко отличающийся от прочих представителей породы, иначе говоря, выродок?

Книга разделена на три части. В I части объясняется, почему собаки поступают определенным образом. Часть II посвящена наиболее распространенным причинам того, что мы все считаем проблемами наших собак, и методам, с помощью которых, как мне удалось установить, эти проблемы можно решить. Часть III представляет собой справочник Для дрессировщиков, чьи собаки имеют какие-либо Отклонения в поведении.

Как владелец и дрессировщик собак, участник и судья состязаний, я испытал как радость, так и разочарование, работая с проблемными животными. Я знаю и то, что проблемы удается разрешить, только если мы постараемся понять, как получилось, что собаки привыкли вести себя неприемлемым для нас образом.

Только поняв, как учатся собаки, мы сможем приучить их подчиняться нашим командам, а это, как вы узнаете из книги, совершенно не то же самое, что заставить их признать наши ценности. Чтобы разобраться как следует, нужно глазами собаки посмотреть на совместную жизнь собак и людей... Иначе говоря, необходимо встать на «точку зрения» собаки.

СОБАЧЬЯ ПСИХОЛОГИЯ

Собака наделена определенными природными качествами и в окружающей ее среде руководствуется инстинктами и рефлексами или приобретенным опытом. Инстинкт - природное свойство любого живого существа, проявление инстинктов у собак - один из породных признаков. Тот или иной инстинкт у собаки может быть выражен сильнее или слабее в зависимости от степени контакта ее с человеком и удаленности от живой дикой природы. Рефлексы - это способность реагировать на жизненно важные для организма воздействия окружающей среды. При помощи инстинктов и рефлексов собака, как и любое живое существо, живет в своей среде и занимает в ней свое строго определенное место. С другой стороны, необычайно яркая способность к накоплению опыта позволила собаке приспособиться к жизни рядом с человеком и стать ему не только другом, но и незаменимым помощником в различных жизненных ситуациях.

1. Многие хозяева иногда считают, что их пес просто не умеет кусаться, что с ним ни делай. Это - очень распространенное заблуждение.

Любая собака может укусить. По разным причинам: от страха, от боли, загнанная в угол, защищая щенков или хозяина, не понравился человек. Как видите, причин масса. Собака, в отличие от человека, всегда вооружена. Не надо этот факт недооценивать. И относиться к собакам (даже самым милым и маленьким) нужно с должным уважением.

То, что собака не кусает хозяина или его ребенка, не значит, что она стерпит подобное отношение от постороннего. Не забывайте, ваш сын - член стаи (с точки зрения пса). Не кусает собака - значит, уважает его и знает свое место. С молодыми собаками (которым еще не объяснили, что их место в стае - десятое) и маленькими детьми (которые не могут показать свой авторитет без помощи взрослых) бывают проблемы, когда ребенок говорит собаке: «Дай пройти», а собака отвечает: «А ты кто здесь такой?».

2. Очень часто, опасаясь инфекции или агрессии, владельцы собак ограничивают общение своих питомцев с другими собаками во дворе. Это - ошибка.

То, что собака по природе своей животное стайное, известно всем, равно как и то, что семья человека может заменить щенку естественную стаю. Однако «может заменить» вовсе не значит, что заменяет полностью, восполняя все биологические потребности собаки на сто процентов. Вот почему огромную ошибку совершают те владельцы, которые стремятся оградить растущую собаку от общения с ее соплеменниками, полагая, что щенку достаточно контактов только с самим хозяином и его близкими. Мотивируют ограничение контактов с другими собаками и иными соображениями: боязнью заразить щенка или тем, что крупные собаки могут покалечить малыша. Последние аргументы и вовсе не состоятельны. Чтобы щенок не болел, надо своевременно делать прививки, а не оттаскивать его от всех встречных собак. Ведь заражение происходит не только при непосредственных контактах, болезнетворные микроорганизмы находятся и на почве, и в воде, остаются на предметах, одежде. Опасения же, что другие собаки причинят щенку вред, также чрезмерны. Взрослые собаки играют со щенком очень бережно или просто избегают общения. Изредка встречаются рожавшие суки, проявляющие агрессию на чужих щенков, но их владельцы, зная такую особенность поведения, как правило, не подпускают своих собак к молодняку во избежание неприятностей.

Так какие же потребности растущей собаки не может удовлетворить общение с хозяином, зато полностью обеспечивает общество других собак? Потребность в видоспецифичном социальном климате. Собаке присуще очень сложное социальное поведение, включающее целую систему запаховых, тактильных и зрительных коммуникаций. Овладеть этим «языком» в полном объеме можно, только общаясь с сородичами, а никак не с человеком. У щенка, растущего в изоляции от других собак, крайне обеднен репертуар демонстраций, звуковых сигналов, он плохо воспринимает мимику, сигнальные позы других собак. Такое непонимание намерений сородичей порождает страх и часто его оборотную сторону - пассивно-оборонительную реакцию.

3. Очень многие хозяева стесняются проявлений половой активности у своих юных питомцев. Кобеля-подростка неукоснительно наказывают за каждую попытку садки на других собак во время игр. Это - ошибка.

Садки, имитация полового акта - совершенно нормальные элементы развивающегося полового поведения. Присущи они играм растущих кобелей, причем встречаются и в борьбе кобелей друг с другом (кошмар, гомосексуализм!), и в возне молодого кобеля и суки (какая распущенность!). Пожалуйста, не переносите человеческое понимание морали и нравственности на отношения собак. Если приставания юнца будут слишком надоедливыми, другие собаки сумеют эффективно образумить его, не создавая рефлекса запрета половой активности. А ведь именно этот рефлекс вырабатывают хозяева, наказывающие кобеля за сексуальные игры.

4. Многие люди, если видят зевающую собаку, полагают, что животное либо не выспалось, либо скучает. Это не всегда так.

Узнав, что ожидается что-то интересное, собака нередко начинает сильно зевать, одновременно она может издавать весьма своеобразные звуки. Односложный звук издается почти на предельной высоте; более сложные звуки, начинаясь высоко, затем падают. Кроме того, у разных особей это выражается по-разному. Очевидно, такое позевывание следует считать типичным смещенным поведением. Позевывание можно рассматривать как приготовление к ситуации, требующей от собаки больших физических усилий. Оно всегда сопровождается глубоким вдохом, улучшающим функциональную готовность.

5. Иногда, увидев, как собака слишком активно трется мордой о землю или какие-либо предметы, владельцы полагают, что с кожей на морде у их питомца не все в порядке. Это не так.

Очищая морду от остатков пищи, собака прижимается к чему-нибудь губами. Чаще всего она трется о мягкий предмет. Но чистить морду она может не только о мягкие предметы, лежащие на земле или на полу; так скотч-терьеры после еды частенько чистят свои бородки и морды об одежду домочадцев, висящую в передней. Надо ли говорить о том, что результаты плачевные. То же они делают и находясь в гостях.

У многих собак чистка морды превращается в весьма приятный ритуал. Собака припадает грудью к земле и принимается чистить морду попеременно обеими передними лапами, потом трется мордой о землю. Она может даже упереться переносицей и имитировать чистку, хотя это место обычно и так чистое. Шею с боков она тоже порой трет о землю. Иногда собака бросается на спину и, изгибаясь, начинает совершать возвратно-поступательные движения.

Чистит морду животное обычно беззвучно, но, постепенно возбуждаясь, начинает издавать негромкие звуки: ворчание, позывы к лаю, не переставая вилять хвостом. Собака, чистящая морду, обычно сыта и довольна; само действие означает, что ничто не нарушает ее покоя. Перевернувшись на спину, она испытывает еще большее удовольствие, а встав, непременно встряхивается, чтобы привести в порядок шерсть.

Много написано о взаимоотношениях человека с человеком, и под разными углами, и в разных разрезах; немного меньше дано советов владельцам собак о том, как содержать и как воспитывать своих любимцев, чтобы не навязывать их общение другим; и совсем ничего нет о том, как же этим другим вести себя, когда навстречу по тротуару идет собака.

При виде красивой собаки почти каждому хочется ее погладить. Иные спрашивают разрешения у владельца, другие сразу начинают кокетничать, но и первые, и вторые ведут себя одинаково бестактно.

Давайте проведем маленький психологический опыт. Представьте себе: вы идете по улице, весело помахивая хвостом, как вдруг к вам бросается идущая навстречу тетенька и начинает сюсюкать, гладить по голове, а то и целовать в нос. Причем тетенька ну совершенно чужая, совсем незнакомая. Представили? Теперь понимаете, что чувствует чужая собака, когда вы к ней пристаете? Но это во-первых. Во-вторых, некоторые владельцы так обучают своих собак, что они в ответ на ласковую интонацию постороннего, на оглаживание и протянутую для этого руку реагируют агрессивно.

Таким образом, получается правило первое: чужая собака для нас не существует.

Чужой собаки для нас не должно существовать (даже если она - щенок). Щенки неопасны и в отличие от взрослых собак большинство из них любят, когда их ласкают. Но, поласкав щенка часто вместе со своим ребенком мы тем самым дали понять этой собаке, что посторонние могут быть источником положительных ощущений. Пройдет полгода, и тот же пес, который из трехмесячного бутуза стал десятимесячным щенком, положим, кавказской овчарки, полетит к нам или кому другому навстречу за обещанной нами порцией ласки… Так что гораздо правильнее не заигрывать с чужими щенками, не формировать у них такого опасного в будущем поведения.

Надо сказать, что собаки практически всех пород - ужасные бюрократы. Привыкая к определенной форме поведения прохожих на улице, их определенной одежде, они тут же замечают любые отличия и реагируют на это соответственно своему жизненному опыту, породе или дрессировке. Особенно чуткими, беспокойными и агрессивными собаки бывают в сумерках и малолюдных местах. Таким образом, если вам навстречу идет собака без поводка, продолжайте идти в спокойном темпе. Всем собакам не нравятся громкие крики, резкие движения, взмахи руками. Но одних это пугает, а у других может вызвать приступ агрессии. Внезапная остановка идущего навстречу человека, уход его за какое-либо укрытие (дерево, стол и т. п.), точно так же как специфическая одежда рыбаков, охотников или дорожных рабочих, вызывает у собак ориентировочную, оборонительную или агрессивно-оборонительную реакции.

Кстати, пьяный прохожий не нравится собакам не столько потому, что от него пахнет спиртным, сколько потому, что он совершает некоординированные, резкие и непонятные движения.

Итак, правило второе: не отличайтесь от окружающих своим поведением.

7. Кажется, что чужая собака может быть чужой по-разному: чужая собака, когда вы идете по улице как прохожий; по-другому чужая, если вы встречаете ее со своей собакой; и собака друзей, к которым вы приходите в гости. Принято думать, что в этих различных ситуациях и вести себя надо по-разному. Но собака ваших приятелей тоже чужая собака со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Придя гостем в дом, так трудно удержаться от соблазна поиграть с живущим там щенком, поласкать или подкормить его! Таких желающих много Помните: «И каждый, улыбаясь, норовит тебя по шерсти бархатной потрогать»? И у щенка формируется отношение к посторонним как к манне небесной или рождественскому Деду Морозу. Вряд ли из такой собаки получится даже хороший сторож, а тем более защитник. Так что подумайте еще раз о том, какую услугу вы оказываете своему приятелю.

Если уж вы решились на контакт с чужой собакой, то ваши взаимодействия должны иметь только воспитательный характер. Например, ну очень хочется погладить щенка - погладьте, но потом, завершая контакт, сделайте ему немного больно или неприятно (резко оттолкните, дерните за ухо, шлепните) либо просто резко отдерните руку.

8. Как часто, когда к нам подходит чужая собака и начинает обнюхивать, мы либо шарахаемся в сторону, опасаясь, как бы она не укусила, либо же начинаем ее гладить и сюсюкать с ней.

Подходящая или протягивающая к вам морду собака совсем необязательно должна вас укусить или ласкаться к вам. В отличие от людей, собаки лучше видят носом, чем глазами, и желание разглядеть вас поподробнее вполне естественно. Если же к вам начинает приставать щенок, а они иногда бывают довольно нахальны, лучше всего не замечать его и продолжать движение.

9. Очень часто владельцы собак любят подводить своих питомцев к другим собакам, так сказать, для знакомства. Это - ошибка.

Когда вы гуляете со своей собакой, то, конечно, лучше обходить всех незнакомых собак стороной. Даже если ваша собака и не драчлива, но на своей территории, т. е. в привычном, знакомом ей месте, она будет излишне самоуверенна, а на чужой территории более чем скромна. И то и другое может привести к конфликту.

Замечено, что в свободном состоянии (не на поводке) собаки менее агрессивны. Но агрессивность возрастает, если хозяин рядом, если он пытается ласково увещевать свою собаку, повышает голос или, еще хуже, пытается прогнать чужую собаку.

Достаточно легко возникают конфликты между кобелями, чаще - разной весовой категории. Но к карликовым породам большие собаки относятся более снисходительно. Совсем маленькие щенки очень редко, но могут вызывать агрессивное поведение у сук, а с 6-9 месяцев и у кобелей. Помимо этого незнакомая вам собака, даже здоровая на вид, может быть источником возбудителей самых различных заболеваний.

Из книги Лошадь на даче автора Рыбас Екатерина

Психология взаимоотношений человека и лошади Тот, кто бьет лошадь, может ударить и друга. Пословица Известна поговорка: «Каков хозяин, такова и собака». Во многом она верна и для лошади. Причем зависимость двусторонняя. Отчего зависит хороший, ровный, незлобный характер

Из книги Жизнь собачья и кошачья. Повести и рассказы автора Свинцов Владимир Борисович

ЖИЗНЬ СОБАЧЬЯ Елене - жене моей, горячо любимой,

Из книги Победа с небольшим преимуществом: секреты показа в ринге автора Олстон Джордж

ПСИХОЛОГИЯ РИНГА СИЛА УМАСила ума очень важна, если вы показываете собаку, выкладываясь на все 100. Вы должны поверить в свою собаку еще до того, как начнете ее показ. Вы должны перенести эту веру на собаку, чтобы она думала, что она самая лучшая собака. Чтобы воспользоваться

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Из книги Французский бульдог автора

6 Психология французского бульдога С древних времен собака считается верным спутником человека. Одомашнивание этого животного носило добровольный характер. Оно происходило постепенно, крепкими узами связывая сильного четвероногого хищника с Homo sapiens. Человек делился с

Из книги Спаниели автора Куропаткина Марина Владимировна

Психология собак Спаниели быстрее и легче других домашних питомцев приспосабливаются к жизни с людьми. Это обусловлено особым видом отношений, издавна установившихся между человеком и собакой.С древних времен собака считается верным спутником человека. Одомашнивание

Из книги Детская собака - о чем речь… автора Круковер Владимир Исаевич

СОБАЧЬЯ ШКОЛА Нужна ли собаке азбука? Да, конечно. Только азбукой для собак служат не буквы, а команды. Есть команды общего послушания: сидеть, лежать, ко мне, апорт, вперед, место, гуляй, нельзя (или - фу), можно… А есть более сложные команды: ищи, след, охраняй, сторожи, взять

Из книги Не покупайте собаку автора Костюк Павел

СОБАЧЬЯ АЗБУКА: А, В, С. ЗКС, КС И ПРОЧИЕ СС. В предыдущих разделах мы обсудили азы воспитания. Но наступает момент, когда собака вырастает настолько, что становится членом нашего общества - она контактирует с посторонними людьми, с другими животными, выполняет некоторые

Из книги Собачья звезда Сириус, или Похвальное слово собаке автора Марек Иржи

Собачья клинопись В древнем шумерском эпосе есть слова, от которых мороз подирает по коже: «Когда боги были еще людьми…»Чтобы стать богами, нужно сначала сотворить человека. Но чтобы короли стали королями, нужно лишь подчинить подданных.В плодородную низменность между

Из книги Собака - защитник дома и семьи (Охранные собаки - выбор и дрессировка) автора Дьюет Кэйрин Фримен

Ваша психология От вас зависит многое, если не все. Во время дрессировки ваше состояние передается собаке по повоку, как электричество по проводу. Недостаток терпения или ваша растерянность подорвут у собаки уверенность в себе и сведут на нет всю предшествующую работу.Мы

Из книги Ваша собака - телохранитель автора Мычко Елена Николаевна

СОБАЧЬЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Человек издавна использовал для охраны своего жилья и имущества некоторые врожденные особенности поведения собак, в частности способность защищать свою территорию со всем, что на ней находится. Наиболее древний и далеко не самый лучший способ

Из книги Юный дрессировщик автора Острецова Лидия Ивановна

СОБАЧЬЯ ШКОЛА Несколько лет назад мне довелось проводить свой первый «урок» с новой группой собаководов.Площадка была хорошо оборудована снарядами: бумом, лестницей, барьером. Место это - в середине открытое, по краям густо засаженное деревьями - омывалось с трех

Из книги Электрошоковый ошейник. Спорный вопрос автора Кажарская Ольга Марковна

Из книги Кожа и шерстный покров собаки. Научный, ветеринарный и косметологический аспекты автора Сотская Мария Николаевна

Собачья косметика Для ухода за шерстным покровом собак применяется большое количество как обычной, так и специфической собачьей косметики. Это разнообразные шампуни, бальзамы, масла, кондиционеры, гели, пенки, муссы, лаки, пудры, подкрашивающие средства и т.

Из книги Как назвать вашу собаку автора Хигир Борис Юрьевич

Все собаки – независимо от породы и других индивидуальных качеств – существа стайные. Со своим пониманием взаимоотношений внутри стаи, порядком установления этих взаимоотношений, привилегиями и обязанностями ее членов. Благодаря стайной психологии и, как следствие, инстинктивному подчинению более авторитетной особи – человек получил возможность управлять поведением собак в любом возрасте. Но наряду с подчинением, у собак также заложена готовность доминировать над теми, кто ниже рангом.

Щенок, в силу того что с самого раннего детства его окружают люди – особенно в период социального импринтинга (запечатления) – привыкает к ним, и видит в людях партнеров для социальных взаимодействий. А близкое окружение, считает членами своей стаи, и включает их в свою систему ценностей, где каждый имеет свой ранг и занимает определенную ступень в иерархии. Собака легко вписывается в человеческую семью потому, что система устройства человеческого общества и собачьей стаи очень похожи. В обоих случаях мы имеем дело с иерархической структурой общества, во главе с лидером; со сложными взаимоотношениями между членами группы, построенными на понятии ранговости.

В стаях бродячих собак, стержнем служит иерархическая система, назначение которой заключается в предотвращении драк внутри группы – когда роли распределены, одного пристального взгляда бывает достаточно, чтобы поставить наглеца на место. Конфликт доходит до драки только в том случае, когда ни одна из собак не хочет уступить, а демонстрация силы не дала эффекта.

Иерархическую структуру в собачьей стае можно представить в виде пирамиды, где вершиной является доминант — самое сильное животное в этой стае. Причем лидерство достигается чаще психологическим превосходством, а не физическим.


Доминант
– это глава стаи, самая авторитетная особь в группе. Ему принадлежат лучшие куски пищи, добытые стаей; все течные суки этой стаи, которые ему интересны; лучшее место для отдыха. Вожак ведёт стаю, следит, чтобы члены группы держались вместе, дает сигнал к началу охоты или атаки чужаков, прекращает драки внутри стаи. Основной его обязанностью является контроль за поведением членов группы и поддержание порядка внутри стаи. Доминанту подчиняются все, он – никому. Одного пронзительного взгляда и грозного рычания доминанта часто бывает достаточно для того чтобы осадить зарвавшегося наглеца и напомнить его место. Если это не помогает, то в ход идут удары зубами и корпусом, укусы и трепки. Если другая собака оказывает серьезное сопротивление, вожак может побуждать приближенных к нему членов стаи выступить против нее. В случае успеха на претендента обрушивается ярость всех членов группы. После такой трепки полученной от общества, пострадавшая собака надолго забывает о своих амбициях, ее ранг понижается и если у нее накопилось много врагов, она может перейти в категорию отверженных. Но обо всем по порядку, на ступень ниже доминанта в нашей пирамиде рангов стоят субдоминанты.

– это сильные, крепкие и агрессивные кобели, причем физической силой и размерами они могут не уступать доминанту, и даже превосходить его. Субдоминанты выполняют функции защиты территории, ресурсов и ее членов от посягательств чужаков. Они бегут впереди стаи и первыми храбро встречают опасность. Кроме этого их основной обязанностью является обеспечение стаи пропитанием, поэтому большую часть своего времени они заняты добыванием пищи. И часто, поисками течных сук. В период размножения некоторые субдоминанты могут получить доступ к самкам, отвечающим благосклонно на их ухаживания. Субдоминанты бывают более сексуально активны и успешны в этом плане, чем доминант. Это происходит в том случае, если течных сук достаточно и доминант не вмешивается, или отсутствует. Субдоминанты подчиняются только доминанту, а сами могут диктовать свою волю низшим по статусу особям.

Периодически, в зависимости от внутреннего ранга и предыдущего опыта, субдоминанты проверяют на прочность лидера. Попытки происходят тем чаще, чем меньшее сопротивления оказывает лидер. В конце концов, власть меняется и вожаком стаи становится другая собака.


Низкоранговые
особи стоят ещё на ступень ниже – это, как правило, молодые животные, не достигшие половой зрелости и еще не набравшие силу; или те, кто уже ослаб от старости. Питаются низкоранговые тем, что остается после трапезы других членов стаи, доступа к самкам они не имеют, крайне редко им удается создать пару. Часто они оказываются вытесненными к границам владений стаи. В обязанности низкоранговых собак входит воспитание подрастающего поколения, помощь в добывании пищи и оповещение о приближении чужаков к границам территории. Низкоранговая особь может примкнуть к семейной паре дружественных к ней собак и исполнять роль няньки их щенков.

Отверженные (пограничники) занимают самую нижнюю ступень в иерархии стаи – это собаки, по каким либо причинам впавшие в немилость к членам стаи. Покалеченные, слабые или больные животные, имеющие низкий социальный статус, представители дна собачьего сообщества, изгнанные на самые окраины территории. Они первыми поднимают тревогу при появлении врага, но в бой не лезут, а отступают вглубь территории, где сконцентрированы основные силы стаи во главе с вожаком. Основная задача отверженных членов стаи это оповещение остальных о приближении врага к границам территории своей стаи.

У кобелей и сук отдельная иерархическая структура, в свободной стае не пересекающаяся. Кобели не рассматривают сук как конкурентов, поэтому нормально социализированный кобель никогда суку не тронет. Силовые конфликты между кобелем и сукой возможны только в том случае, если одна из собак или обе – не социализированы, либо в искусственно созданных условиях. Например, если на территорию одной собаки подселяется другая. Однако и в этом случае ранжирование вскоре заканчивается, и новое животное занимает свое место в стае.

Хозяева собак, признайтесь, любой из вас хотя бы один раз в жизни наказывал своего питомца. Причиной вашего гнева могло стать что угодно - невыполненное распоряжение, испорченные тапочки и покрывала, лужица на полу. Задумался кто-нибудь из вас, как такой поступок человека "оценивает" сам пес? Может быть, несправедливое наказание вызывает недовольство вашего четвероногого друга?
Ученые утверждают, что собака - не обидчивое существо, по причине того, что она не отличается логическим мышлением и не обладает "человеческим" разумом, она не умеет анализировать ситуацию. Но всегда ведь много исключений, которые доказывают обратное.

Может собака обиделась?

Всем знакома ситуация: вы вернулись с работы домой, устали, у вас впереди новые хлопоты и дела (приготовление еды, прогулка с собакой), а ваш любимец садится возле двери и ожидает, когда ему достанется положенная доля любви и внимания. Обычно хозяева упускают такие моменты из вида, забывая проявить должную заботу о песике.


Вспомните, как вы стараетесь отмахнуться, когда собака упрямо протягивает вам любимую игрушку, вы наскоро трепете песика за ухо и уходите по своим делам. А ведь от такой манеры поведения человека наверняка собака обидеться. И не удивительно, если потом собака испортит обивку дивана или разгрызет домашнюю обувь.

Пес, совершая то, что вы ему строжайше запрещаете, пытается таким способом обратить на себя внимание, и сообщает вам: «Смотри, у тебя вызывает гнев мое поведение, а меня обидел твой поступок».

Собака обиделась и затаила коварный план?

Естественно, вы не можете подозревать своего любимца в том, что он готовит "коварные замыслы", это нелепо, но отомстить, если собака обиделась, она может запросто. Ведь пес умеет чувствовать, как и человек. Бывает порой, пес улавливает даже ваши скрытные чувства и эмоции.


Собаки считают своего хозяина лучше, чем он есть, поэтому собаку может расстроить любой ваш опрометчивый поступок, не забывайте, что следствие собачьей обиды - деструктивное поведение животного.Очевидно, что животное не стоит «очеловечивать» и наделять его сложными чувствами и качествами присущими людям. Поведение вашего четвероногого друга перво-наперво составляют рефлексы и инстинкты, а человек, выступая в качестве наставника, может ими управлять.

Сейчас становится понятным, что поведение пса, которое можно назвать обидой, вполне объяснимо: в первую очередь это - недостаточное внимания с вашей стороны. Но, что делать если собака обиделась? Как правильно вести себя с ней, чтобы она интуитивно не мстила за неоказание должного к себе внимания?
Не раз говорилось о том, что собака - это высокоразвитое существо. Каждый из нас не раз пытался «наказать» своего пса за плохое поведение. Есть два способа наказания: определенные грубые слова (повышенный тон) или физическое воздействие. Обычно собака, чтобы смирить ваш гнев и избежать наказания, начинает "просить прощение": подгибает хвост, прижимает уши, скулит, пытается спрятаться, ложится на спину.

В генах собаки природой записано: если принять позу подчинения, хозяин все простит. И действительно человек, выполнив свой долг воспитателя, думает, что песик уже раскаялся и все понял, и прекращает экзекуцию, а животное "думает", что наказывать его прекратили благодаря его таким своеобразным стараниям.Вообще, если вы любите своего питомца и хотите узнать, что делать если собака обиделась, вы должны прекратить злиться, простить своего питомца и наладить отношения.


Правильнее всего, прибегать к наказанию только в случаях злостного проступка, иногда достаточно просто пристыдить пса и отчитать, изучить его реакцию и со временем ваш питомец начнет понимать в чем конкретно он провинился. Нужно чаще разговаривать с собакой, тогда она научится понимать ваши слова, ситуацию, даже ваши мысли и будет радовать вас своими незаурядными возможностями.

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, или боязнью, проявляющееся в том, что идущая рядом собака вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, поджимает хвост, дрожит, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иногда не трудно понять, что именно вызывает такую реакцию собаки и почему она так реагирует, иногда трудно выяснить причину, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает ее управлению, а, то и исключает его, приводит к печальным последствиям — панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину.

А если такая реакция собаки зарегистрирована во время проведения тестирования, ее могут не допустить к разведению. Поэтому и владельцев собак и кинологов, занимающихся их разведением, волнуют вопросы «Почему это происходит?» и «Что делать?», считая, что уже ответили на вопрос «Что происходит?»

Определения

Зоопсихологи считают, что страх это специфическая эмоциональная реакция организма или, короче, одна из эмоций.

В самом общем смысле эмоциями называют особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций (Психологический словарь. М., Педагогика-Пресс, 1996).

Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризуют их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения (П.В. Симонов «Высшая нервная деятельность человека», М., Наука, 1975). Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение — это особый источник эмоциональных процессов (Я. Рейковский «Экспериментальная психология эмоций», М., Прогресс, 1979).

Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:

— сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающей страх;

— сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;

— сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;

— сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (или в других условиях — страх).

Таким образом, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличии от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, боязнь, испуг, панический страх (ужас)).

Тревога эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов.

Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена.

Состояние аффекта (панический страх, ужас) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Обладая свойствами доминанты аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать пути избегания опасности.

Страх — отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего, выделяют реакцию избегания. Реакция избегания — это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя), путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна, по определению, и называть ее «пассивно-оборонительной» неправомочно.

Пассивно-оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, и, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений.

Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. Hа поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп-реакция) и ориентации сенсорных систем на источник — причину реакции. Путаница же кроется в отмене текущей деятельности или снижении ее эффективности и, более или менее продолжительного, периода неподчинения командам, что так напоминает реакции вызванные состоянием тревоги и страха.

Причины

Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя.

Из повседневного опыта известно, что «сильные», «очень сильные» или «сверхсильные» раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя вызывающего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности — реакцию удаления. Вообще для животного важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Hе исключено, что сверхсильный сигнал является «релизером» (релизер — сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строится следующим образом:

— если сигнал опознан как относительно новый — развивается исследовательское поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный) — продолжается текущая деятельность;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный) — осуществляется соответствующее ему поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью) — осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение;

С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).

Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится «сверхсильным», организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.

При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности.

Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:

а) частоте появления похожих раздражителей;

б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);

в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животного. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации часто вызывает испуг.

Таким образом, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя.

Поэтому к реакциям описанной выше «сенсорной машины» можно добавить: если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации — отмечается реакция испуга; если раздражитель опознан как абсолютно новый — развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания — нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) для нашей темы наиболее важен экологический, который обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания) в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Hо как только оно познакомиться с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздражителей здесь понимается то минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчивается и животное оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые.

В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия.

Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации».

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненная среда) — когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования в памяти формируются «нервные модели стимулов» (Соколов), которые, сформировавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации воспринимаемой животным. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция животного. Поэтому животные, выращенные за городом или в питомнике, так «боязливы» и «трусливы» в условиях города. Такое поведение в свое время получило название «синдром питомника». Учитывая это явление службы собак армии и полиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Hо нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

К тому же для формирования полноценных структурно-функциональных взаимоотношений центральных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровень афферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции.

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функциональная реактивность сбустаратов отрицательного подкрепления; в свою очередь это определяет повышенный уровень негативного эмоционального напряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этих воздействий. То есть, возрастает уровень тревожности животного и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой.

Значительную роль в реагировании собак на незнакомые стимулы играет также степень знакомства с ситуацией, в которой появляется раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а значит и неопределенности), в которой находится животное, увеличивается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Так известно, что незнакомый предмет в незнакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию, но и внезапное появление знакомого раздражителя в незнакомой обстановке может вызвать сильную реакцию страха . При наличии состояния тревоги «страшные» параметры стимула как бы усиливаются и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен инициировать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также опытом, накопленным в виде условнорефлекторных реакций. Известно, что при стрессовых ситуациях сопровождаемых болью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза, образуются условнорефлекторные связи на состояние и инструментальные (реакция избегания) условные рефлексы, когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдельные ее раздражители. В связи с чем, встреча таких же или похожих стимулов может запускать имеющееся в репертуаре оборонительное поведение.

Например, при изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определенной «травмирующей» обстановке характеризуется очень быстрым образованием «патологических» условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой ( , взрыва), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией, могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что животные на основании своего опыта считает знакомым. Hо также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций.

Влияние «типа высшей нервной деятельности» на знак и выраженность реакций животных на ситуации, и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД.

Hо, например, Иванов — Смоленский (1932), Розенталь (1936) показали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно-оборонительной реакцией не могли быть отнесены к слабому типу нервной системы. Широко известны опыты, проведенные Выржиковским и Майоровым (1933). Эти исследователи, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных от окружающего мира условиях, а другую — на свободе, где щенки тесно соприкасались с окружающей обстановкой. Результатом такого воспитания оказалось резкое различие в поведении собак опытных групп. Воспитанные на свободе не проявляли «пассивно-оборонительной реакции», а собаки, воспитанные в изолированных условиях, проявляли ее в резко выраженной степени как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помещения, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности «трусливых» собак, они были отнесены к сильному типу.

Первоначально связывающий наличие «пассивно-оборонительной реакции» со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы:

«Все казавшиеся нам трусливыми, т. е. медленно привыкавшие к нашей экспериментальной обстановке собаки, которые также с трудом вырабатывали уловные рефлексы (а вся их условнорефлекторная деятельность легко может быть нарушенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной системы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, т. е. сильными по торможению» (И.П. Павлов, 1938).

Как показали исследования Л.В. Крушинского (1938, 1944, 1946, 1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с «пассивно-оборонительной реакцией» могут относиться как к слабому, так и сильному типу ВНД. Крушинский приходит к выводу, что наличие «пассивно-оборонительной реакции» у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этой и слабым типом нервной системы нет: 1. «пассивно-оборонительная реакция», не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак; 2. «пассивно оборонительная реакция» может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы; 3. «пассивно-оборонительная реакция» и тип высшей нервной деятельности являются в значительной степени самостоятельными свойствами нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от «смелых и смелых» и «трусливых и трусливых» собак, Крушинский показал, что количество «трусливых» щенков достоверно выше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от «смелых», хотя они встречаются и у последних.

Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий генотипических и средовых факторов.

Hа выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувствительности анализаторов, возбудимость, эмоциональность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие физиологические и психологические особенности, которые могут контролироваться одним или многими генами. Определить какие из свойств или генов играют решающую роль в выраженности оборонительных реакций является делом нелегким. Hо так или иначе исследованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931), Д.К. Беляева и Л.H. Трут (1964) была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении животных. Возможен отбор и по одному поведенческому признаку, так Л.В. Крушинскому и Л.H.

Молодкиной (1959) удалось вывести линию крыс чувствительных к определенным характеристикам звукового раздражителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Hо при этом необходимо помнить, что исследования проводились в стандартных для всех животных условиях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь при воспитании и выращивании собак, находящихся в личном пользовании. Стандартные условия позволяют определить отличия в поведении, которые, с большой долей вероятности, контролируются генетически.

По некоторым данным такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность являются врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения. А Хэмфри и Уорнер (1934) показали, что боязнь сильных звуков и сильных тактильных раздражителей являются независимыми наследственными признаками, определяющими рецессивными факторами, зависимыми в значительной степени в своем проявлении от условий предшествующей жизни собаки.

Hа основании собственных исследований Л.В. Крушинский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама «пассивно-оборонительная реакция», а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. «Пассивно-оборонительная реакция» возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факторов с наследственными возможностями организма.

Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условнорефлекторно связанными с опасными для животного последствиями, при этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, и, генетически зависимыми, порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние корректируется, правда до некоторой степени, воздействиями внешней среды (тренированность).

Материал взят: В.Гриценко "Поведение собак или немного зоопсихологии"

P.S. Великан — Бояка