Роль субъектов организации в становлении и укреплении ее функциональных связей. Субъекты организации




Введение

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности.

Теория организации- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе? какими способами удается организовать не только идеи, но и определить необходимые для этого материальные и людские ресурсы, организовать самих людей? Наконец, каким образом организовать управляемое и управляющее устройства, чтобы можно было управлять процессом достижения задуманного?

Лишь разобравшись в этих первоосновах сознательной, целесообразной человеческой деятельности, можно приступать к изучению организационного поведения созданного на стадии процесса организации его продукта, т.е. материализованного объекта управления (организации).

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

В данной работе мы рассмотрим вопрос «Какова роль субъектов организации в становлении и укреплении ее функциональных связей».

1. Понятие объект и субъект организации

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований. Организационные отношения - это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации.

Любая организация состоит из двух крупных подсистем: управляющей (субъект управления); управляемой (объект управления).

Организаторская деятельность - это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления «организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организационной деятельности.

В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям.

Субъект - это источник управленческого воздействия, а объект - приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности.

Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными.

Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Дажерядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов организаторской деятельности можно представить в виде круга.

. Роль субъектов организации в становлении и укреплении ее функциональных связей

Итак, в теории организации - субъект является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности:

если два субъекта а и b находятся в отношении взаимного интереса, такую взаимосвязь называют объединением (a U b);

если у них имеется лишь некоторая общность в определенном аспекте, такое взаимодействие называют пересечением (аПb).


Рисунок 1 - Формирование структуры

Любые деловые отношения держатся на трех китах: взаимный интерес, взаимная выгода и взаимное доверие.

На рис.2пересечение означает регулятор, изменяющий интенсивность потока в зависимости от интереса выгоды и доверия. А последние определяются тем, каковы отношения субъектов.

Эффект отношений проявляется через действие структуры. Разумеется, ее надежность и работоспособность зависят от взаимосвязи и взаимоотношений структурных элементов.

Отношения субъектов могут укреплять структуру- связь элементов, повышать их социальную и творческую активность либо ослаблять структуру, разрушать и даже утрачивать.

Таким образом, для создания надежного и работоспособного структурного образования (например, отдела) необходимо прежде разобраться в механизме отношений субъектов структуры. От него зависит не только эффект структуры и личное состояние субъектов, но и крепость функциональной связи элементов.

Рисунок 2 - Формирование и укрепление структуры

а, b - субъекты; А, В - их функции

Формируя структурное образование, каждый субъект принимает на себя определенные функциональные обязанности. Успех организации зависит от добросовестного, доброжелательного и добропорядочного выполнения каждым субъектом своих функций.

Функция - это объективно обусловленная природой, техникой или субъективными возможностями личности принадлежность трудовых процессов, деятельности, работы к определенному исполнительному органу вообще или, что то же самое, назначение, роль исполнительного органа (субъекта) в трудовой деятельности.

Так, субъект а выполняет функцииА, субъект b - функции В.

Каждый субъект по-своему воспринимает функции. Он относится к ним субъективно и реализует их в меру этих отношений, сознания, опыта, знаний и приобретаемых навыков. Связанными в организации (отделе) могут быть только функции. Если один не выполняет свои функции или выполняет недобросовестно, то за него это вынужден делать другой, иначе целое распадется. субъект функциональный структура организация

Люди же (субъекты) находятся в отношениях:

К себе как личности (а -> a; b -> b);

К своим функциям (а -> А; b -> В);

К функциям своих коллег, сотрудников, партнеров (а -> В; b -> А);

К субъектам как личностям (а ->b; b -> а).

Рассмотрим отношения субъектов организации.

Однако с изменением характера отношений существенно меняется связь функций, поскольку их носителями всегда были и остаются субъекты.

В чем же реально проявляются и к чему сводятся отношения? От чего зависит крепость структурных связей?

Как все в природе двойственно: Да/Нет, +/-, 1/0, белое/черное, так же двойственно и в отношениях.

Одни из них укрепляют, другиеослабляют связь и разрушают структуру.

) В отношении к самомусебе человек может проявлять: (а -> a; b -> b)

1. - здоровое самолюбие, самоуважение/болезненное самолюбие, самомнение;

2. - здоровое честолюбие, честность / тщеславие, лживость;

3. - целеустремленность / неопределенность намерений;

4. - душевную щедрость / скупость, зажимистость натуры;

5. - чувственность / фригидность.

) К своим функциям: (а -> А; b -> В)

1. - ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, честное выполнение своихобязанностей / НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, показуху, отбывательство;

2. - ТРУДОЛЮБИЕ, исполнение с любовью, уважением,почтением, интересом / ЛЕНОСТЬ, поиск оправданий нежелания;

3. - АККУРАТНОСТЬ (состояние рабочего места, характер ведения записей, внешний вид и др.) /НЕРЯШЛИВОСТЬ, НЕБРЕЖНОСТЬ во всем;

4. - ОРГАНИЗОВАННОСТЬ (проявляется в дисциплинированном, пунктуальном, обязательном действии точнои планомерно, с тщательной подготовкой дела) / БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ, несобранность, неорганизованность, до хаоса;

5. -ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ (проявляется в изобретательности, находчивости, непримиримости к косному, рутине; во внедрении нового, прогрессивного,увлеченности делом, одержимости) / РАВНОДУШИЕ,инертность, пассивность;

6. -БЕСКОРЫСТНОСТЬ (чуждую корыстным интересам,соблюдение системной субординации интересов) / КОРЫСТЬ, жадность, меркантильность, злоумышленность);

7. - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (способность дать отчет в своих действиях и принять на себя вину в случае ошибки) /БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, произвол, халатность, вакханалию, беспредел, анархию.

) К функциям своих коллег, сотрудников, партнеров (а -> В; b -> А)

3. -ВЕЛИКОДУШИЕ, благородство, возвышенность (осознание возможного появления ошибок в работе коллег, противоречий в их развитии; способность к ихразрешению; корректное, терпеливое объяснение причин сбоев в работе; тактичное, доброжелательное замечание ошибок с целью избавления от них, «очищения дела», а не утверждения собственного «превосходства») / САМОВЛЮБЛЕННОСТЬ, амбициозность,низость, подлость, малодушие, предательство, подстрекательство, стукачество, ябедничество,клевету, мелочность;

4. - РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ действий, эффективность (умение окружить себя заинтересованными единомышленниками, популярно связать цель с результатом дела) /БЕСПЛОДНОСТЬ, бездарность, демагогию, нерентабельность, убыточность, уязвимость;

) К личности сотрудника (а ->b; b -> а)

1. -ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ (приличное, достойное одобрения, неспособное к аморальным и антиобщественным поступкам отношение, основанное на здоровыхпобудительных мотивах, например, внедрить, передать эстафету своих творческих поисков, развить и закрепить приобретенные методы, способы и навыки работы) / АМОРАЛЬНОСТЬ, похотливость, беспутство,непорядочность, злобность, жестокость;

2. - ЛИЧНУЮ СИМПАТИЮ (внутреннее расположениеа к b в силу привлекательных свойств b, его способностей и перечисленных в п. 1.1-1.7 достоинств, совместимости личностей а и b (психологической, физиологической, духовной, интеллектуальной, моральной, сексуальной), соответствия для а и b идеалов,интересов, образа жизни и т.п.) / АНТИПАТИЮ,неприязнь, психологический барьер, отвращение, несовместимость, ненависть;

3. - ВЗАИМНУЮ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ (а о b) компетентности (знающего, осведомленного, авторитетного в своем деле, обладающего высоким профессиональным уровнем; совпадение идейной убежденности, разделение ее) / ИГНОРИРОВАНИЕ, неприятие,откровенную отчужденность;

4. -ИСКРЕННОСТЬ (правдивость, откровенность, открытость, т.е. отношение без «двойного дна», злого умысла, иронии} /ЛИЦЕМЕРИЕ, притворство, скрытность,лживость, неискренность, злой умысел;

5. - ВЗАИМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ (чувство признательности за оказанное внимание, услугу, сделанное добро; способность официально выразить высокую оценкутруда, действий) / НЕБЛАГОДАРНОСТЬ, черствость.

Такова роль отношений в становлении и укреплении функциональных связей.

Литература

Алиев В.Г. Теория организации / В.Г.Алиев. - М.: Экономика, 2003. - 431 с.

2.Баранников А.Ф. Теория организации. Учебник для вузов / А.Ф.Баранников. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 700 с.

Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник для вузов / Б.З.Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 480 с.

Организаторская деятельность (ОД) это создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления – «Организация». Данная функция может выполняться объектами и субъектами организаторской деятельности.

В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия, а объект – приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция «Организация» относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций.

Субъект организаторской деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры «подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получение задания или его формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача выполненной работы заказчику или использовать ее в своей организации и т.д.

Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, принятие решения об активизации организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов. Принятие решения – это процедура, активизация организационной деятельности – это подфункция, создание – это общая функция «организация», кондоминиумы – это продукция по конкретной функции «Управление производством».



Понятия «субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он – объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов организаторской деятельности можно представить в виде круга.


Субъектами организаторской деятельности на уровне страны в Российской Федерации являются: Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, федеральные министры и т.д.

Осознание каждым человеком своих прав и обязанностей как субъекта и объекта отношений гармонизирует его деятельность.

Субъектами организаторской деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и др.).

В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др.

Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности создания, функционирования, развития и ликвидации организаций.

Теория организации наука об основных закономерностях жизнедеятельности организаций.

Любая наука имеет свой предмет исследования и определяет рамки (границы), в которых анализируются ее объекты. Теория организации не является исключением. Объект ее изучения - организация.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах; совокупность организационных отношений, как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ. В целом, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предметом изучения ТО являются:

    анализ процессов, которые происходят в организационных системах;

    закономерности и проблемы развития организаций.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, имеющего определенные потребности и обладающего возможностями и способностями. Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

Метод теории организации - набор теоретических и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Методы теории организации:

    Исторический – необходим для выявления причинно-следственных связей процессов и систем, а также определения:

    их первичности и производности;

    самостоятельности и зависимости;

    объективности и субъективности;

    природы происхождения и условия становления.

    смысл организационных отношений;

    практическое значение процессов происходящих в системах.

3.Структурный - направлен на определение:

* внутреннего строения процессов в системах;

* внешних форм их протекания.

4. Коммуникационный – ориентирован на выявление логики построения организационных отношений.

5. Прогнозный – состоит в получении на основе анализа прошлого и настоящего информации о будущем.

6. Комплексный – определяет место и роль каждого метода в изучении всей картины процессов и явлений. Он позволяет не упустить даже самый редкий сегмент возможных проявлений тех или иных процессов в организации. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Теория организации достаточно тесно связана с экономической, политической и социальной жизнью общества. Она выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: познавательная, методологическая, рационально-организующая и прогностическая .

1. Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных явлений и событий.

2. Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией. В отличие от частных теорий, теория организации является комплексной, интегрирующей наукой. Она исследует организационные отношения на макро - и микроуровнях как целостные, системные образования, органически связанные между собой.

Законы-тенденции теории организации раскрывают более масштабные процессы становления, развития и функционирования организационных систем. Знание о них, является необходимым условием правильного подхода к изучению более частных, сравнительно узких законов-тенденций общественных систем. Теория организации представляет собой методологическую базу для частных теорий, изучающих отдельные аспекты организационной деятельности.

3. Рационально-организующая функция теории организации проявляется в обобщении опыта организационной деятельности, как в прошлом, так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.

5. Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и события.

Предметом теории организации являются закономерности построения, функционирования и развития организаций различного типа и форм (коммерческих, государственных, политических, общественных и т.д.).

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.

Организация — это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию , органу власти , добровольному союзу и т.д.

Во-вторых, организация — это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление », хотя и не исчерпывает его.

Рассматривая организацию как одну из функций управления. М. Мескон определял организацию как «процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения цели», выделяя два аспекта:

  • деление организации на подразделения в соответствии с целями (цели — иерархия);
  • взаимоотношение полномочий (делегирование, собственно полномочия, ответственность).

В условиях все больше и больше меняющегося делового мира традиционные механизмы теории организации и научного менеджмента оказываются все менее полезными и даже совершенно непродуктивными. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями.

Так, важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса}. В частности, изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки» оказывает существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории организации.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития экономики , особенно это касается современного состояния экономики России и стран бывшего СССР и восточной Европы. Темп, глубина и всеохватность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества.

Согласно Глику основным катализатором теории хаоса были исследования ученого-метеоролога Эдвара Лоренса. В начале 1960-х гг. Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. Он, как большинство ученых, считал, что небольшое изменение в первоначальных условиях, которые он заложил в компьютер, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса.

Такое явление бросало вызов как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Заинтригованные загадкой Лоренса ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и в итоге они обнаружили идентичные явления. Бесконечно малые изменения в начальных условиях могли вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы.

То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических систем, а также экономических систем как макро-, так и микроуровня.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, существенно изменило видение учеными окружающего мира. Упор на предсказуемость и управление , который делался в XIX столетии, проложил путь к пониманию власти хаотичности и случая в конце XX в. На практике поведение даже относительно простых систем в основном трудно предсказать (а тем более сложных). Так складывалась ситуация и с экономическими реформами в России в 1990-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого рисунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение означенных систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь эти системы не перестают существовать, определенные пути их развития возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. К примеру, если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая будет погода в конкретный день в будущем, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды, которая может возникнуть. Такие пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит. Причинно-следственная точность традиционной физики была заменена статистической оценкой вероятности.

Кроме того, способ, по которому ученые определяют предсказываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вместо того чтобы разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой из них отдельно, т.е. поступить так, как это делали во времена Ф. Тейлора, многие ученые вынуждены были научиться более холистическому, т.е. целостному подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы. Не пытаясь объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, они делают упор на результат взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик в области управления Лютер Гьюлик в середине 1960 гг. писал по этому поводу: во-первых, люди не так просты, как машины, во-вторых, менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где действует так много социальных факторов, что их трудно просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. И наконец, в-третьих, влияют бесчисленные факторы внешней среды.

Поэтому и теорию организации, и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они помогают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, помогая тем самым принимать более правильное решение.

Осмысление систем — это способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных систем с течением времени. Именно они должны давать возможность менеджерам «видеть целостность».

Например, после нескольких лет потрясающего успеха продукция одной компании внезапно потеряла спрос у покупателей. Отчаянно пытаясь удержаться, старшие менеджеры наняли еще большее число торговцев и постоянно пытались продавать все больше своей продукции. Эти меры действительно увеличили продажу продукции, как и подразумевалось, но только на какое-то время. Для фирмы наступил период, когда ее продукция то пользовалась спросом, то сбывалась с большим трудом, и это в конечном итоге привело ее к банкротству .

Изучая этот случай, специалисты определяют источник краха фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые основные процессы обратной связи. Говоря простыми словами, высокий спрос на продукцию привел к тому, что компания не стала справляться с производством товаров. Неадекватное производство повлекло за собой невыполнение заказов в больших объемах и длительные задержки в поставках товаров. Заказчики потеряли доверие, и это привело к падению уровня продаж.

Таким образом, существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются «прототипами систем». В определенном смысле это организационные эквиваленты странных, привлекающих путей теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно.

Рассмотренная нами история фирмы иллюстрирует ряд прототипов систем, т.е. рисунков поведения. Один из них специалисты определяют как «пределы роста», когда процесс роста создает условия для падения своей собственной фирмы.

Менеджеры фирмы настолько были озабочены расширением продаж и величины сбыта, что не смогли сосредоточиться на реальном решении своей проблемы — расширении производственных мощностей с тем, чтобы контролировать время поставок.

Реализация на практике основных положений теории систем, теории хаоса и сложности позволяет сформулировать сущность нового подхода в виде следующих практических рекомендаций.

Решающей концепцией в теории систем является система рычагов, т.е. идея о том, что небольшие, хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения. Теория хаоса также учит тому, что небольшие изменения могут оказать большое влияние на физические системы.

Возникновение менеджмента и теории организации базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические основы менеджмента и теории организаций. С другой стороны, теория и практика организаций в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию организации. Наука XIX в. с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса — необходимость рассматривать поведение системы в целом. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления организацией, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Ключевыми моментами современной системы подходов к менеджменту и теории организации являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении и теории организации, является представление организации как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Более того, в некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть — сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого — это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности .

Таким образом, системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2. Применение ситуационного подхода. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация — меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3. Современная наука делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»)

и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о формировании новой парадигмы методологии менеджмента и теории организации, отметим, что наиболее перспективный путь создания такой парадигмы — синтез, целостное единство всех методологических подходов. При этом необходимо учитывать, что методология теории организации есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации, т.е. она должна соответствовать предмету теории организации и данному конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на теорию организации без учета специфики предмета и своеобразия применения. Исследователь всегда должен быть свободен в выборе необходимых методов. Недопустимо навязывание каких-либо из них в качестве единственно верных — так называемое методологическое принуждение, т.е. абсолютизация отдельных методологических подходов.

Сущность теории организации – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Сущность и содержание категории «организация» проявляются в её функциях, т. е. в составе работ, которые присущи этой категории.

В образующем организацию единстве двух сторон – процесса и структуры – содержание ее раскрывается в процессе. Отсюда функции организации – есть функции процесса организации, т.е. процесса упорядочения частей и элементов системы в пространстве и во времени под воздействием внешних факторов.

Функция – это объективная составляющая организации, такая часть организации как целого, проявление которой является условием проявления этого целого. В этом проявляется системный подход к формированию понятия и структуры функций организации.

Организация – совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща организации на любых иерархических уровнях при любых особенностях процесса организации. Отсюда качественная типовая однородность организации на любых уровнях.

К числу основных функций организации относятся:

· постановка целей;

· определение функций – задач, которые должна решать система;

· определение состава элементов, обеспечивающих целостность системы и достижение заданной цели;

· формирование механизма реализации функций – задач системы, устанавливающего регламентированный порядок взаимодействия элементов для выполнения функций-задач по достижению целей;

· формирование структуры иерархии системы.

Таким образом, вся огромная сложная (разноплановая) совокупность организационных действий - на любом уровне и в любой системе – может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющий замкнутый цикл алгоритма организации системы. Переходя на уровень теории организаций, рассмотрим конкретный алгоритм организации и развития социально-экономических систем:

· постановка целей (включая разработку этапов);

· определение критериев достижения целей;

· определение рациональных форм разделения труда;

· распределение работы среди работников и подразделений;

· разработка структуры органов управления;

· регламентация функций, подфункций, работ и операций;

· установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;

· подбор и расстановка кадров;

· координация исполнения ролей по вертикали и по горизонтали.

Однако состав функций организаций, их содержание (алгоритм реализации), степень укрупнения зависят от многих факторов: миссии организации, её масштабов, квалификации специалистов, сложности процессов, которые будут иметь место в действующей системе и т. п.

Практически реализация функций организации в конкретной социальной системе связана с выполнением задач, которые призвана решать та или иная группа менеджеров, организаторов. Поэтому более точно функции следует определять как служебные задачи, либо как функции – задачи. На рис. 1.1. представлен состав функций – задач по проектированию организационных структур социально-экономических систем. Этот состав может быть как укрупнён, так и дифференцирован в зависимости от потребностей организации.

С позиций требований к организационным структурам и, в частности, требования индивидуализации, наиболее перспективным в проектировании оргструктур является подход, получивший название системно – целевого. Его особенность состоит в том, что проектирование систем ведётся «от цели». Основное преимущество подхода заключается в возможности формирования такой оргструктуры, которая в максимальной степени соответствовала бы конкретным условиям работы организации. Состав работ и последовательность проектирования представлены на схеме (рис. 1.1.).

Следует заметить, что процесс формирования и развития системы – процесс итерационный, предусматривающий в ходе выполнения работ какого – либо этапа возможность уточнения проектных решений, принятых на предыдущих этапах. Так, например, у проектанта при распределении полномочий и ответственности по выполнению процессов управления может возникнуть необходимость в уточнении результатов работы, решений, принятых ранее при выполнении предыдущих этапов. Более того, такая необходимость может возникнуть при выполнении работ на стадии внедрения проектных мероприятий. В ходе проектирования могут разрабатываться различные модели, отражающие состояние звеньев структуры системы управления, их взаимосвязи.

Рис. 1.1. Состав работ по проектированию структуры системы

Теория организации не может рассматриваться как дисциплина с неизменным содержанием, поскольку сами объекты организации находятся в постоянном развитии. Отсюда возникает необходимость исторического подхода ко всем концепциям теории организации.

При изучении теории организации в прошлом преобладал аналитический метод. На данном этапе необходимо усилить и дополнить его синтезом, основываясь на появившихся в последние годы обобщающих теориях (теория систем, кибернетика, синергетика и др.).

В XX веке теория организации выделилась в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем организации.

Различие между теорией организации и теорией организаций. Общая теория системделает акцент на то, что системы организованы - они составлены из взаимозависимых компонентов, состоящих в определенных взаимоотношениях. Социальная организация просто логически продолжает другую систему. Правильно, что все системы (физические, биологические и социальные) по определению, организованы, но все ли системы являются организациями? Рапопорт и Говарт различают «теорию организации» и «теорию об организациях» следующим образом.