Жевать что то во сне. Чавканье и жевание во сне: причины и лечение. Увиденный сон - Бутерброд




Святые бессребреники Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их - Асия. Так в древние времена называлась часть Малой Азии. Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, устрояли во имя их святые храмы, во-вторых потому, что копты, отделившиеся от православия со времен Халкидонского собора (431 г.), признают их в лике святых, тогда как живших после сего времени святых они не принимают.

Отец их был грек и язычник, мать - христианка, по имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь (1 Тим. 5, 5).

Поэтому Святая Церковь причла ее к лику святых, наименовала преподобною и творит память ее вместе с ее чадами. Можно понять, какое воспитание получили дети под руководством такой матери. С самого младенчества она старалась внушить им страх Божий и любовь к добродетели. А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно, главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать - дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.

Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые окружали чудотворцев. Но святые этим не отягощались. Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали их и для сего переходили из города в город, из веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.

И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью - служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали-и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8).

Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.

За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.

Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей. Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов, говорит слово Божие (Притч. 12, 10). Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.

Однажды случилось им зайти в одно пустынное место. Здесь они нашли едва живого верблюда. Сюда загнал и здесь разбил его диавол; святые сжалились над животным, исцелили его и отпустили здоровым в свое место. После, как увидим, животное не осталось неблагодарным к ним.

В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю свою жизнь хранили они обет свой, и только под конец ее одному из них Господь попустил нарушить его.

В те времена была некоторая жена, именем Палладия. Несколько лет страдая тяжкою болезнию, не получая облегчения ни от каких врачей, чувствуя уже приближение смерти, она вдруг услыхала о святых врачах, которые исцеляют всякие болезни.

С верою в чудодейственную их силу она послала просить их к себе. Святые исполнили ее просьбу, и, как только вошли в дом ее, больная получила исцеление и встала совершенно здоровою. В благодарность за исцеление она готова была отдать им все свое имение, предлагала богатые подарки, но святые ничего не принимали.

Тогда она придумала средство хотя бы одного из них упросить принять от нее ничтожный дар. Взяв три яйца, она тайно пришла к святому Дамиану и заклинала его именем Божиим взять от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долго отказывался, но ради клятвы жены, ради имени Божия, уступил ее просьбе.

Косма об этом узнал, весьма огорчился и тогда же сделал завещание, чтобы, по преставлении их, не полагали вместе с ним тело Дамиана, как нарушившего обет Господу, взявшего мзду за исцеление. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых трех яиц? Они взяты не ради мзды, но ради клятвы жены в Мое имя...» Косма утешился, но никому не сказал о своем видении. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Чрез несколько времени после его кончины почил с миром и святой Дамиан. Люди, чтившие их память, окружили тело Дамиана и недоумевали, где положить его. Завещание Космы было у всех в свежей памяти, нарушить его страшились.

И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле, внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы Божии, - так начал речь бессловесный, - много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».

Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман (ныне не существует, разрушен турками). Судя по описаниям подлинников, они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие.

Видя такое неоскудное и неиждиваемое богатство святых, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, недужные постоянно окружали их храм. После сего можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром жизнеописатель их говорит, что легче измерить море и пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он описал двенадцать, и довольно подробно. Димитрий, митр. Ростовский, в своих Четьях-минеях описал только два чуда. Мы из двенадцати кратко расскажем о шести.

В Феремане жил некто Малх. Однажды, отправляясь в далекий путь, он привел жену свою к церкви святых бессребреников и сказал ей: «Вот, я отхожу далеко, а тебя оставляю под покровительством святых Космы и Дамиана. Живи дома до тех пор, пока я не пришлю к тебе какой-нибудь знак, который ты верно узнаешь, что он мой». Сказав это, они расстались.

Через несколько времени диавол, приняв на себя вид знакомого человека, пришел к жене Малховой, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж ее, и сказал: «Муж твой прислал меня, чтобы я проводил тебя к нему».

Жена, увидев знак, данный мужем, поверила, но идти к нему решилась не прежде, как провожатый дал клятву в церкви святых бессребреников на пути ничем не оскорблять ее. Но что значила клятва для беса? Ему нужно было ослабить в людях веру в покровительство святых бессребреников.

И вот, как только приехали они в дикое, пустынное место, дьявол столкнул женщину с ослицы, на которой она ехала, и хотел убить. Жена в ужасе вскричала: «Святии Космо и Дамиане, помозите ми и избавите мя!».

Святые всегда близки ко всем, призывающим их. Внезапно явились два всадника. Злой дух узнал, кто были эти всадники, побежал на высокую гору, бросился в пропасть и исчез. А всадники, взяв жену, благополучно возвратили в дом ее. Жена кланялась им и благодарила, но только просила сказать, кто они, спасители ее? «Мы, - отвечали святые, - Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они стали невидимы. Жена же от страха и радости упала на землю.

Пришед в себя, она поспешила в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, не получив исцеления.

Чрез несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его. Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

Некоторый муж, страдавший болезнию в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко изрыгал хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса. Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его. Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостию пошел в дом свой.

Пришла в церковь святых бессребреников некоторая жена немая и глухая. Страдая много лет этою тяжкою болезнию, она, кроме небесной, никакой не могла ожидать себе помощи. Долго, неотступно, со слезами молила она святых врачей исцелить ее от того и другого недуга. Наконец, молитва ее была услышана. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Чрез Трисвятое явили чудо и святые бессребреники.

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновен-ным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании.

Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа -бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление».

Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой - принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство.

Некто - любитель народных зрелищ - страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

Несмотря на болезнь, которая увеличивалась в нем с каждым днем, он никак не хотел исполнить повеления святых. Наконец, они снова явились ему во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, что так вопиешь к нам? Если тебе неприятно для своего здравия выпить три чаши смолы, то вылей их в один сосуд и, дождавшись глубокого вечера, иди с ним в гору, на место зрелищ, и там зарой его так, чтобы никто тебя не видел. Если это сделаешь, то получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но все, что он делал, видел один запоздалый на том месте человек. Объясняя его странный поступок чародейством, он, заметив место, пошел и привел с собою многих других людей. Те, удостоверившись в истине показания, взяли и представили мнимого волхва на суд. Стали допрашивать. Он рассказал всю правду - ему не верили.

Наконец, решили тем, что если действительно таково было повеление святых бессребреников, то в виду всех он должен выпить эти три чаши и получить исцеление. Больной с радостью принял сосуд, который казался ему неприятным, в виду всех выпил его, и тотчас же силою святых бессребреников получил исцеление; с радостью пошел он в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни его исцелили, и послушанию научили, и от народных зрелищ отучили.

Все эти чудеса совершены святыми бессребрениками во Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же составлялось и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого, что доказывают многие слова, оставленные в славянском тексте без перевода. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Недаром предки наши так много воздвигли святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан (Асийские) преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения грамоте, чтобы они укрепили еще слабые детские силы и содействовали их правильному развитию.

Конечно, такое убеждение в нашем народе составилось недаром. Основанием для него могли послужить, отчасти, самое житие их, отчасти, и церковная им служба: во-первых, в житии их есть сказание о том, как они были отведены своею матерью в научение грамоте. Этот случай из их жизни изображается и на иконах, во вторых, в церковной службе они прославляются как мудрые врачи тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знание подают.

В четьях-минеях митрополита Макария есть поучение на память святых бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), в котором из дневного Евангелия избрана тема: «Каковому должно быть учителю». В развитии ее есть такие выражения: «Святые учители тело врачевали чудесами, душу поучением. Они прихождаху к ним чудес ради, они же поучения ради. Ничто же ино так подобает учителю, яко же смирение и нестяжание имения». Все это так близко подходит к святым бессребреникам. Конечно, в древние времена это поучение читалось в храме. Народ его слышал и начал приходить к святым бессребреникам не только «чудес ради, но и поучения ради».

Православный народ, видя на иконах, читая в их житии сказание о научении грамоте их самих, слыша в храмах, что они всем знание подают, не мог не прийти к тому заключению, что они особенно покровительствуют учащимся. А благодать святых бессребреников бесконечна есть, как поет Святая церковь. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли они отказать детям?

Оканчивая описание жизни святых бессребреников, иже от Асии, нельзя не упомянуть о похвальном им слове, которое в древних списках помещалось вслед за описанием их жизни, и которое, конечно, в память их читалось при богослужении. Происхождение его, как думают ученые, русское потому что в конце его упоминается о правоверном князе. В нем, после витиеватого вступления, содержится похвала или величание святым бессребреникам, изложенное в форме акафиста а в конце делается молитвенное к ним обращение.

Сохранились даже обращения.

Прочтение же имен как имен скоморохов- может вызвать лишь смех над невеждами, очень дурно знакомыми с славянской мифологией и динамикой замены теонимов славянских Богов именами христианских"святых" и научными работами по данной теме.(можно посоветовать статью СДЭС - Кузьма и Демьян)

Агапкина Т.А.,Белова О.В. Гinпiyc В. Коваль Кузьма-Демьян у фольклорi // Eтнoгpaфiчний вiсник. Киiв, 1929. Кн. 8;
Петров В. Кузьма-Дем"ян в украиському фольклорi // Там же. Кн. 9.
Макашина Т.С. Святые Косма и Дамиан в русском фольклоре//Живая старина. 1994. № 3. С. 18-21. и так далее. Малый кусочек сказаний по теме:
Кузьму и Демьяна связывали с кузнечным ремеслом и народные легенды и сказки, которые повествуют о том, как они куют сохи и плуги и раздают их людям, а в некоторых сказаниях даже учат людей земледельческому труду. В загадках кованую железную цепь называют Кузьмою - "Узловат Кузьма, развязать нельзя".

А по северному поверью, цепи, скованные божьими кузнецами Кузьмою и Демьяном, Михаил-архангел налагает на дьявола. Известны поверья о Кузьме-Демьяне как двух кузнецах, выковывающих звезды на луне или небе. Кроме того, произведения восточнославянского фольклора создают из святых Космы и Дамиана образ кузнецов-змееборцев, борющихся с нечистой силой - Змием . (Ср. в русских сказках кузнец для своих колдовских дел знается с нечистой силой, в частности, с ). Так, в белорусской сказке "Иван Попялов" кузнецы Кузьма и Демьян, спрятав победителя змея у себя в кузнице от змеихи, защемляют ее язык раскаленными щипцами и убивают молотами (молниями), а в южнорусских и украинских сказаниях кузнецы Кузьма и Демьян (вар. Борис и Глеб), поймав , истреблявшего людей и собиравшего человеческую дань, запрягают его в первый выкованный ими плуг, и пашут на нем землю от моря и до моря.

Любой грамотный человек, несомненно сразу опознает - ЧЬИ Образы перекрыли "Козьмодемьяном".

В былине о Вавиле и путешествии его со скоморохами запечатлена прямая связь эпического сюжета со скоморошьим творчеством. Былина была впервые записана в 1899 г. в дер. Шотогорка Пинежского уезда Архангельской губернии от М. Д. Кривополеновой известным собирателем А. Д. Григорьевым. Собиратель не мог знать, что текст Кривополеновой будет единственным, и считал преждевременным обсуждать его, пока нет новых вариантов. В наше время былина неоднократно записывалась в полуразрушенном виде. Григорьев заметил лишь, что «назначение этой скоморошьей старины не рассмешить, а внушить уважение к скоморохам, которые представлены здесь не веселыми, а святыми людьми.
Вопросы о времени, месте и среде, в которой возникла былина, доставленные самим Григорьевым, остались нерешенными. Не вполне уяснен смысл ее содержания и отдельных мотивов, как и причина ее уникальности, хотя накоплено значительное количество материала: и комментаторских заметок, и обстоятельных статей. Цельность содержания, стройность композиции, самобытная образно-художественная ткань произведения в целом говорят о безукоризненном владении эпической былинной формой. И в то же время - «случай в фольклоре редчайший, чтобы такое выдающееся произведение сохранилось в памяти лишь единственного сказителя», - заметил В. И. Калугин (2 с. 108-109). Однако в этом есть свой резон.120 . Скоморохи в былине заиграли в первый раз - и в ответ на потоп, вызванный царем Собакой, пошли быки стадами и выпили воду. Скоморохи заиграли второй раз, видимо, в ответ на какие-то новые враждебные действия противника, но это звено утрачено. Сами имена сторонников и родных царя Собаки указывают на переделывающих все на свой лад лиц и переделывающих во вред людям: Перегуд, Перекраса, Пересвет.

Вавило и скоморохи:

У цесной вдовы да у Ненилы
А у ней было цядо Вавило.
А поехал Вавилушко на ниву
Он веть нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хоцё кормити.
А ко той вдовы да ко Ненилы
Пришли люди к ней веселые,
Веселые люди не простые,
Не простые люди, скоморохи.
– Уш ты здрастуёш, цесна вдова Ненила!
У тя где цядо да нынь Вавило? -
– А уехал Вавилушко на ниву
Он веть нивушку свою орати,
Ишша белую пшоницю засевати:
Родну матушку хоце кормити.–
Говорят как те веть скоморохи:
– Мы пойдём к Вавилушку на ниву;
Он не идёт-ле с нами скоморошыть? –
А пошли к Вавилушку на ниву:
– Уш ты здрастуёш, цядо Вавило,
Тибе нивушка да те орати,
Ишша белая пшониця засевати,
Родна матушка тибе кормити! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли веть тут да скоморошыть;
Мы пошли на инишшоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишше сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.
Ты пойдём, Вавило, с нами скоморошыть! –
Говорило то цядо Вавило:
– Я веть песен петь да не умею,
Я в гудок играть да не горазён.-
Говорыл Кузьма да со Демьяном:

А во звоньцятой во переладец;

Заиграл Вавило во гудоцик

А того веть цяда у Вавила
А было в руках-то понюгальцё1)–
А и стало тут погудальцё;
Ишша были в руках у его да тут веть вожжи –
Ишша стали шелковые струнки,
Ишше то цядо да тут Вавило
Видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые;
Он походит с има да скоморошить.
Он повёл их да веть домой жа.
Ишша тут цесна вдова да тут Ненила
Ишша стала тут да их кормити.
Понесла "на хлебы-те ржаные -
А и стали хлебы-те пшоные;
Понесла "на куру-ту варёну -
Ишша кура тут да веть взлетела,
На пецьней столб села да запела.
Ишша та вдова да тут Ненила
Ишша видит, люди тут да не простые,
Не простые люди-те, светые,
И спускат Вавила скоморошыть.
А идут скоморохи по дороги.
На гумни мужык горох молотит.
– Тобе бох помошь, да веть кресьянин,
На бело горох да молотити! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куда пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишьшоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.-

– У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залёзной,

По целовецей-то сидит головки,
А на трёх веть на тыцинках
Ишша нету целовецих-то тут головок;
Тут и вашим-то да быть головкам.-

Ты не мог добра нам веть (и) здумать,

Заиграй, Вавило, во гудоцик

А Кузьма з Демьяном припособят.-
Заиграл Вавило во гудоцик,
Полетели голубята-ти стадами,
А стадами тут да табунами;
Они стали у мужика горох клевати.
Он веть стал их тут кицигами2) щыбати;
Зашибал, он думат, голубят-то,–
Зашибал да всех своих ребят-то.
– Я веть тяшко тут да согрешыл веть:
Ети люди шли да не простые,
Не простые люди-те, светые,–
Ишша я веть им да не молилса.-
А идут скоморохи по дороги.
А на стрецю им идё мужык горшками торговати.
– Тобе бог помошь да те, кресьянин,
Ай тибе горшками торговати! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
Переигрывать царя Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета,
Ишша доць его да Перекрасу.-
Говорыл да тот да веть кресьянин:
– У того царя да у Собаки
А окол двора да тын залезной,
А на кажной тут да на тыциньки
По целовецей-то седит головки,
А на трёх-то веть на тыцыньках
Нет целовецих да тут головок;
Тут вашим да быть головкам.-
– Уш ты ой еси, да ты кресьянин!
Ты не мог добра да нам веть здумать,
Ишша лиха ты бы нам не сказывал.
Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
Полетели куропкй с ребами,
Полетели марьюхи с косяцями3);
Ишша стали мужику-то по оглоблям-то садитьсе.
Он веть стал тут их да бити
И во свой веть воз да класти.
А поехал мужык да в городоцик,
Становился он да во редоцик,
Розвезал да он да свой возоцик,–
Полетели куропки с ребами,
Полетели пеструхи с цюхарями,
Полетели марьюхи с косяцями.
Посмотрел во своём-то он возоцьку,–
Ишше тут у его одны да церепоцьки.
– Ой! я тяшко тут да согрешил веть:
Ето люди шли да не простые,
Не простые люди-ти, светые,–
Ишша я веть им-гот не молилса.-
А идут скоморохи по дороги.
Ишша красная да тут девиця,
А она бильё да полоскала.
– Уш ты зрастуёш, красна девиця,
На бело холсты да полоскати! -
– Вам спасибо, люди весёлые,
Весёлые люди, скоморохи;
Вы куды пошли да по дороги? -
– Мы пошли на инишыпоё цярьсво
Переигрывать царя Собаку,
Ешше сына его да Перегуду,
Ешше зятя его да Пересвета
Ешше доць его да Перекрасу.–
Говорыла красная девиця:
– Пособи вам бох переиграти
И того царя да вам Собаку,
Ишша сына его да Перегуду,
Ишша зятя его да Пересвета
А и доць его да Перекрасу.-
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил.
А у той у красной у девици,
А были у ей холсты-ти веть холшовы,
Ишша стали шелковы да атласны.
Говорыт как красная девиця:
– Тут люди шли, да не простые,
Не простые люди-те, светые,–
Ишша я веть им да не молилась.–
А идут скоморохи по дороги,
А идут на инишьшоё цярьсво.
Заиграл да тут да царь Собака,
Заиграл Собака во гудоцик
А во звеньцятой во переладец,–
Ишша стала вода да прыбывати:
Ишша хоцё водой их потопити.
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой в переладець;
А Кузьма з Демьяном прыпособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик
И во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном припособил:
И пошли быки-те тут стадами,
А стадами тут да табунами,
Ишша стали ваду да упивати;
Ишша стала вода да убывати.
– Заиграй, Вавило, во гудоцик
А во звоньцятой во переладець;
А Кузьма з Демьяном припособит.-
Заиграл Вавило во гудоцик,
А во звоньцятой во переладець,
А Кузьма з Демьяном прыпособил:
Загорелось инишьшоё цярьсво
И сгорело с краю и до краю,
Посадили тут Вавилушка на цярьсво.
Он привёз веть тут да свою матерь.

Текст публикуется по первой записи 1900 года: Григорьев А.Д. Архангельские былины, т. 1, № 85.

  • Понюгальцё – кнут, погонялка.
  • Кичига – молотило, верхняя часть цепа.
  • Пеструхи – тетера; марьюхи – полевая птица; косачи – польник, полевая птица. (Объяснение сказительницы.)

Во сне человек иногда может издавать весьма странные звуки, сам того не осознавая. Несмотря на то, что сам он может в это время продолжать беззаботно спать, окружающих такая ситуация может раздражать. Попробуем разобраться, почему же человек чавкает во сне, жует, прикмокивает и издает другие странные звуки.

Чавканье во сне у взрослых людей зачастую вовсе не связано со сновидениями о вкусной еде, как может показаться на первый взгляд. Как правило, чавканье является результатом сна с приоткрытым ртом. При длительном дыхании через рот, слизистая ротовой полости становится сухой. Рефлекторно человек во сне делает чавкающие движения ртом с целью увлажнить слизистую ротовой полости.

Причина причмокивания во сне

Очень часто маленькие дети во сне причмокивают. Это связано с тем, что они интуитивно ищут грудь своей мамы, когда им снится сон о том, как они высасывают молоко.
Во взрослом состоянии причмокивание можно объяснить генетической памятью, которая во время сна возвращает человека в беззаботное детство, когда мама всегда была рядом и защищала от всех бед.

Причины жевания во сне

Жевание во сне или же скрип зубами имеет свой медицинский термин – бруксизм. Во сне у человека рефлекторно сокращаются жевательные мышцы, поэтому он издает звуки, похожие на скрежет или жевание. Как правило, такие звуки носят кратковременный характер (несколько секунд) и могут несколько раз повторяться за ночь. Было отмечено, что вегетативная нервная система также срабатывает на эти движения. Так, у человека, страдающего бруксизмом, во время очередного эпизода скрипа зубами происходит учащение пульса и повышение уровня артериального давления. До сих пор достоверно не удалось выделить причину, которая бы объяснила этот феномен. Одно ясно точно – бруксизм не связан с наличием глистов в организме человека, как это всегда было принято считать.
Врачи проводят параллель с наличием других изменений во время сна, например, храпом, энурезом, наличием ночных кошмаров и лунатизма.

Мнение ученых

Ученые пришли к мнению, что появление странных звуков во время ночного отдыха человека – это отражение эмоционального фона в период бодрствования. Человек, который ложиться спать с негативными эмоциями, плотно смыкает челюсти, что может привести во сне к патологическим звукам.
Однако было обнаружено, что у совершенно здоровых людей без стрессов и жизненных неудяриц, также может встречаться такое явление, как бруксизм, чавканье или причмокивание во сне.

Лечение

Бруксизм, чавкание и причмокивание не является патологией как таковой. Поэтому не существует одного верного рецепта для лечения странных звуков, которые человек издает во время сна.
В большинстве случаев такие явления мешают скорее окружающим, хотя и сам человек может не раз проснуться из-за собственного скрежета зубами.
Основная опасность такого состояния – это повреждение зубов и стирание эмали.
К общим рекомендациям для решения проблемы можно отнести:
избегание стрессовых ситуаций;
расслабляющая гимнастика или йога перед сном;
проветривание помещения;
лечение хронических заболеваний носовой полости, которые нарушают свободное дыхание;
расслабляющая ванна перед сном;
вечерняя прогулка;
удобная постель.
При невозможности справиться с этим состоянием самому, стоит обратиться за помощью к врачам. Среди специалистов, которые смогут вам помочь, стоит выделить двух – психолога и невролога. Т.к. чаще всего такие явления могут быть связаны со стрессовыми факторами или другими нарушениями психики, эти специалисты смогут помочь решить вашу проблему. Кроме того, таким людям чаще стоит обращаться к стоматологам, чтобы оценить вред, нанесенный зубам, и, при необходимости, изготовить специальную капу для защиты зубов, которую необходимо надевать на ночь.

Список использованной литературы:

  • Неврология. Справочник практического врача. Д. Р. Штульман, О. С. Левин. М. «Медпресс», 2008г.
  • National Institutes of Health. NINDS Hypersomnia Information Page (June 2008). Архивировано 6 апреля 2012г. (англ.)
  • Полуэктов М.Г. (ред.) Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.Н. Вейна и Я.И. Левина М.: “Медфорум”, 2016г. 248 стр.

Жевание, а также скрежет и скрипение зубами во сне по-научному называется бруксизмом. Удивительно, но подавляющее большинство людей уверены, что данное явление – это признак появления глистов у спящего. Это далеко не так. И жевание во сне, и скрип зубами – это бруксизм. Данный термин произошел от греческого слова brychein. Дословно это, собственно говоря, и означает скрип зубами, т.е. приступообразные сокращения жевательных мышц, которые сопровождаются сжатием верхней и нижней челюстей, а также скрежетом зубов, жевательными движениями и неприятным скрипом. Любопытно, что данное заболевание может возникать как среди детей, так и среди взрослых.

Как человек жует во сне?

Жевание и скрип во сне, конечно, заметно отличаются от подобных же действий наяву. Дело в том, что бруксизм характеризуется низкочастотными звуками, похожими на щелчки или скрежетания зубами. В таком состоянии спящий человек может находиться от нескольких секунд до нескольких минут. Когда люди жуют во сне, то и в их организме на время происходят и соответствующие изменения. Например, меняется пульс, артериальное давление, дыхание и т.д.

Почему люди жуют во сне?

Стоит отметить, что бруксизм – это довольно распространенный феномен. Любопытно, что люди, страдающие этим заболеванием, могут жевать и скрипеть зубами по несколько раз за одну ночь. До сих пор официальная наука не может объяснить причины возникновения этого странного феномена у человека. Дело в том, что ученые не обнаруживают у «любителей» пожевать во сне каких-либо личностных изменений.
Обычно во время сна отмечается несколько эпизодов проявления бруксизма. Длятся они не более 15 секунд. Если их продолжительность составляет большее время, то это может привести к повреждению зубов и окружающих мягких тканей.
Тем не менее, сегодня врачи связывают жевание во сне с другими проявлениями нарушения регуляции глубины сна. К ним, конечно же, можно отнести храп, ночные кошмары, сомнамбулизм (лунатизм) и ночной энурез (недержание мочи).Любопытно, что даже в XXI веке свою популярность не теряет и народная точка зрения происхождения бруксизма. Сегодня, как и всегда, среди людей широко распространено мнение, что жевание и скрипение зубами во сне – это свидетельство появления в организме спящего глистов. Однако до сих пор ученые не нашли этому существенное подтверждение! Кроме того, глисты у «любителей» ночных жеваний встречаются не чаще, чем у других людей, не скрипящих зубами во сне.

Что говорят ученые?

Ученые все чаще сходятся во мнении, что бруксизм распространен среди тех, кто регулярно испытывает на себе какие-то стрессовые влияния. Дело в том, что внутреннее беспокойство, гнев, возбуждение перед сном, напряженность не проходят бесследно как для взрослых, так и для детей.
Лечение бруксизма до сих пор не имеет каких-то единых принципов. Оно целиком зависит от времени развития феномена, а также от характера и причин его проявления.
Кроме того, ученые делают поправку на кратковременное жевание или скрипение зубами во сне, длящееся до 10 секунд. Они считают, что данное проявление свойственно и совершенно здоровым людям, которые находятся на позитивной ноте, испытывая положительные эмоции.

Иногда спящий человек издает некоторые смешные звуки, которые сопровождаются странными действиями. Эти звуки настолько антипатичны, что иногда провоцируют ссоры в семье и недовольство окружающих. Особенно если с таким человеком приходится жить в одном гостиничном номере, в общежитии или ехать в одном купе поезда. В данной статье мы рассмотрим, почему человек во сне жует, чавкает и скрипит зубами.
Совет 1

Чавканье

Когда человек чавкает во время сна, это вовсе не значит, что ему снится вкусная еда. Скорее причиной чавканья будет сон с открытым ртом, отчего слизистая оболочка пересыхает, и человеку приходится делать такие движения, чтобы ее увлажнить. Грудные дети также довольно часто причмокивают во сне. Вот им действительно снится, что они сосут вкусную мамину грудь или пытаются это сделать.

Причмокивания во взрослом возрасте ученые объясняют тем, что генетическая память возвращает нас в беззаботное младенчество, когда рядом была заботливая мама.
Совет 2

Жевание

В медицинском языке есть термин — бруксизм, который означает жевание, а также скрип зубами во сне. По народным приметам, это говорит о том, что у человека завелись глисты. Поразительно, но большинство людей в это верят, хотя это и не соответствует действительности.

Бруксизмом страдают, как дети, так и взрослые.

Во сне человек, конечно, будет жевать не совсем так, как он это делает в сознательном состоянии. Сонный человек издает звуки низкой частоты, схожие со щелчком или скрежетом. Длится это обычно не дольше нескольких секунд. Если длительность движений челюстями увеличивается, это грозит повреждением зубов и мягких тканей полости рта.

В жующего во сне человека происходят изменения в организме: учащается пульс, дыхание, меняется артериальное давление.
Совет 3

Причины

По правде говоря, чавканье — достаточно часто встречающееся явление. Те, кто подвержен этому заболеванию, за ночь по много раз могут делать жевательные движения и скрипеть зубами. Медицина пока не может с достоверностью ответить на вопрос, почему же происходит этот феномен. Никаких личностных изменений это за собой не влечет.

Врачи связывают это с такими нарушениями сна, как лунатизм, энурез, храп, а также ночные кошмары. А по поводу глистов — у страдающих бруксизмом они бывают не чаще, чем у других людей.

Это явление иногда считают дурной привычкой, с которой легко покончить усилием воли. Но то, что чавканье, жевание и скрипение зубами случаются во время сна, т.е. рефлекторно, указывает на то, что одного усилия воли здесь недостаточно.


Совет 4

Мнение ученых

Наука утверждает, что различные звуки, издаваемые человеком во сне — это следствие стрессов, которые нас поджидают в реальной жизни. Все наши эмоции, особенно негативные, оставляют след в душе, а это сказывается на характере сна. Перенапряжение и дневная нервотрепка вынуждают человека засыпать с сомкнутыми челюстями, а это означает, что ночью зубы займутся саморазрушением.
Совет 5

Лечение

Нет каких-то точных рецептов лечения этой болезни. Все зависит от того, в каком возрасте появились симптомы и как они проявляются. Кратковременные жевательные движения и скрипение зубами врачи вообще не считают заболеванием. Такие проявления свойственны и вполне здоровым людям, испытывающим положительные эмоции.

Людям, страдающим бруксизмом, стоматологи не рекомендуют делать имплантацию зубов, ставить виниры, потому что непроизвольные движения челюстями во сне повреждают зубную эмаль и даже способны раскрошить зубы.

Эта проблема доставляет неудобства не только тем, кто находится рядом, но и самому человеку. Больной может просыпаться несколько раз за ночь от собственного зубовного скрежета, к тому же это чревато проблемами из суставами челюсти.

  • Самое главное условие для лечения — соблюдение спокойствия, умение расслабляться и перед сном выбрасывать проблемы из головы.
  • Перед тем, как лечь спать, можно попробовать наложить на лицо теплый расслабляющий компресс, принять ванну, послушать спокойную музыку.
  • Если не умеете снимать стресс самостоятельно, попробуйте обратиться к психологу.
  • Если повреждается эмаль зубов, стоматолог может изготовить специальную капу, которую придется одевать на ночь. Она обезопасит зубы, но не устранит причину.
  • Если жевание, чавканье или скрипение зубами во сне доставляет неприятности вам и вашему окружению, обратитесь к врачу и вам подберут лечение.

Медики советуют обращаться к неврологу, потому что обычно виновно в появлении данной патологии нарушение психики. Также следует посетить стоматолога для осмотра ротовой полости и определения ущерба, нанесенного зубной эмали. Не пренебрегайте профессиональной медицинской помощью.