Славянские боги (28 фото). Славянские Боги: к кому обращались за помощью древние славяне




Белобог с древних времен почитался как носитель света, добра, истины. В сфере влияния бога мира прави удача, благополучие, здоровье и счастье.

Славянский бог Белобог всегда противопоставлялся Чернобогу – властителю тьмы.

Люди всегда обращались к нему с благодарными молитвами прося помощи в защите от всякого проявления тьмы.

Белобог в пантеоне славянских богов

Белобог имел много имен в древние времена: Белбог, Свентовит, Белун, Белый бог, Святовит, бог белого света. Рожден для защиты правды и добра он постоянно борется со своим братом .

Считается что не испытав несчастий и страданий человек не сможет по достоинству оценить счастья и добра. Только выдержав испытания у человека просыпается желание творить добро.

Храм Белобогу ставили в солнечном месте на холме, располагали таким образом, что солнце освящало его со всех сторон. Внутреннее убранство светлого бога всегда блистало богатством и изобилием. Золотое убранство отражает солнечный свет благодаря чему в храме посвященном белому свету всегда ярко и нет не одного угла для тьмы.

Поговорки раскрывающие образ Белобога

Для кого бог Белобог является покровителем

У каждого человека есть свой покровитель по определенным чертам характера. Белобог покровитель людей светлых душой ценящих труд.

Такие люди не могут долго сидеть без дела, всегда что-то творят, создают, над чем то трудятся. Домашнее тепло и уют привлекательнее вечеринок и шумных компаний. Люди, находящиеся под покровительством светлого бога спокойны, не любят суеты, добры и всегда готовы прийти на помощь.

В семье относятся ко всем с уважением и любовью.

Образ Белобога

Бог света – Белобог представлен в образе старца в белых одеждах с посохом в руках.

В мифологии Белобог считается Богом явного мира и отделяется от образа Рода - создателя вселенной. Изображение передают образ высокого старца с длинными волосами и бородой белого цвета в белых одеяниях. Цвет глаз у Белбога небесно-синий. В руках деревянный посох с изображением руны светлого Бога.

Атрибуты

В каждом образе есть свои отличительные черты и символы, по которым можно идентифицировать. У божества Белбога также есть свои атрибуты:

птица: орёл являющийся символом власти и прозорливости. В геральдике символ орла используется как знак верховной власти;

Животное: корова и олень;

Подношение (треба): изделия из золота или серебра.

Символ Белобог

Сакральный символ «белобог» приносит удачу и богатство лишь тем, кто для этого трудится. В древние времена оберег использовали работающие на земле и с нее получающие блага.

Кому поможет в наше время? Ведь работать на пашне сейчас мало кто будет.

Белобог символ считается защитным оберегом рода.

Наносить символ можно на жилье, в этом случае он защищает живущих в доме.

Как личный (нательный) талисаман Белобог:

    привлекает удачу и благополучие при стремлении и трудолюбии носителя;

    защищает от наговоров;

    поддерживает связь с родом, особенно необходим людям находящимся далеко от семьи;

    помогает бороться с ленью и другими неприглядными чертами характера.

Также символ бога света можно нанести на постройка где хранится урожай что позволит сохранить его до посевной. Изображение символа на хлеву содержится скот убережет его от влияния темных сил. Животные будут здоровыми.

Оберег Белобог как магнит притягивает достаток и удачу в дом. Однако действует только там, где труд в почете и добро.

Значение руны Белобог

Руна Белобог располагается на 1 месте в руническом алфавите славян, символизирует мир. По некоторым версиям данная руна также олицетворяет дерево жизни.

Руна мир соединяет внутренний мир человека, его душу, мировоззрение с окружающим миром через самореализацию.

Издревле руна Белобога (мир) обозначала семью, общину, род. При использовании руны в качестве талисмана привлекает удачу и достаток в семью.

Н ауз Белобога «конец тьмы»

Наузы - это узелковая магия заключающаяся в привлечении желаемого через специально завязанный узелок из толстой нити. При завязывании обережного узла читается наговор.

Если вас затягивает болото безысходности и уныния, вы не видите выхода из сложившейся ситуации, помочь может волшебный узелок.

Науз «конец тьмы» привлекает удачу в дом, помогает сдвинуться с «мертвой точки».

Носить волшебный узелок следует на протяжении 49 дней. Хорошо ежели вы будите доставать его время от времени, думать о хорошем, очищать мысли от плохого, представлять силу света, заложенную в науз на счастье и здоровье. По истечении указанного срока сожгите узелок, тем самым очистите себя от дурного через огонь. Жизнь должна начать налаживаться.

Как завязывать науз Белобог смотрите в видео

Наговор на науз

Белобог и Чернобог как олицетворения вечной борьбы добра и зла

Борьба добра со злом считается извечной. Она продолжается с начала сотворения мира и вряд ли когда закончится. Однако нельзя сказать что Белобог - это только добро, а Чернобог – зло. На самом деле в мире все устроенно сложнее. Без боли и ненастья нельзя оценить света и добра, этому нас учат по жизни.

В самые тяжелые времена наблюдается развитие и «прорыв» в науке. Борьба зла и добра продолжается как на глобальном уровне. Так и в душе каждого человека.

Ежедневно мы боремся с негативными (деструктивными) мыслями, соблазнами. Стремимся к свету и добру. Однако в жизни каждого есть периоды победы света, есть периоды превосходства тьмы. Каждый имеет свой источник сил и у кого то это именно негативные события. Бывает что только разозлившись (накопивший зло) человек может сдвинуться с точки застоя и добиться каких то высот в жизни.

Белобог и Чернобог это 2 разные стороны одной медали.Они дополняют друг друга.

Белобог дает силы через свет и добрые поступки.

Белобог и Чернобог считаются братьями. Они на равных участвовали в создании мира. Под чьим влиянием окажется душа каждого человека, зависит от его поступков.

Жизнь каждого человека представлена разными событиями, де часть приносят горе и боль, а часть радость и счастье. Так идет борьба света и тьмы. Продолжающаяся в каждом и вокруг каждого.

Амулет символ Белобога помогает осветить путь в трудные времена людям чистым сердцем.

Сказывают, будто в Начале Времён

Егда Род как Сам ещё не сотворил Всемирье из Себя,

Егда ещё не наполнил Он его Духом Своим, единя сотворённую Множественность,

Егда не было ещё Земли и Неба,

Егда и Сам Род не был Родом,

Бо не было того, кто смог бы Его тако наречь,

Тогда одна Часть Его (иже люди Вещие после нарекут Десницей Рода)

Устремилась в одну сторону (иже после нарекут «Верхом»),

А другая Часть Его (рекомая ныне Шуйца Рода)

Устремилась в другую, ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону (кою после нарекут «Низом»).

Тако сущи стали два Великих Начала, два Лика, две Стороны Единого и Все-Сущего Рода Вседержителя – Белобог и Чернобог.

И с тех пор ВСЁ во Всемирьи бытует от Их ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…

Слово первое

Сведущим людям вестимо, что все деяния, творимые человеком на Белом Свете, имеют своим корнем два основных стремления: стремление к сохранению и стремление к приобретению (приобретение же с философской точки зрения есть ни что иное, как изменение, и о том также особо скажем ниже – прим. Ставр). Эти два желания, два Лика Единого (две Стороны Бытия) ведут нас всю жизнь. Стремление к сохранению вещей, знаний, умений, стремление к сохранению самого себя и своего рода - это то, что необходимо и то, что присуще не только человеку, но и всякому иному животу, на Белом Свете сущему. Стремление же к Приобретению в высоком смысле (кое есть потребность не токмо в брюхо, но и в Дух богатеть) присуще лишь человеку, как Внуку Даждьбожьему.

Гармоничное сочетание двух этих стремлений в человеке и есть тот Лад Всемирья (Динамическая Гармония), коий обрести многие тщатся, да не у всех выходит. Посему воистину неразрывны стремления сии, как «плюс» и «минус», как День и Ночь, как Лето и Зима, как Жизнь и Смерть, как Белобог и Чернобог…

Слово второе

Чернобог и Белобог – первые Сыны Рода и Высшие Лики Его. Проявляясь через Сути Чернобога и Белобога, Род Все-Сущий зачинает в Начале Времён творение из Ничего – Всего. С растворения Рода в Ликах Чернобога и Белобога зачинается Великое Коловращение во Всемирьи (да и САМО Всемирье тоже).

Чернобог есть олицетворённый Символ всего Тайного, По-Ту-Стороннего, Сокрытого, Непознанного. Он – Символ Неопределённости, Неизвестности, коя одних – страшит безмерно, других – манит собою, будит в них страсть к Познанию. Белобог же – олицетворение всего Явного, Определённого, Ясного, открытого каждому неискушённому взору. Он – Символ всего того, что уже известно, уже осознанно…

Слово третье: Триглав Родов, Исток

Ведают Мудрые Великий Триглав Родов: РОД – ЧЕРНОБОГ - БЕЛОБОГ.

Где Род как Сам есть Исток, а также Бытие, состоящее из Жизни (Белобог) и Смерти (Чернобог).

Из «Свитка Родова»: «Ведают Мудрые Сути Рода, растворяясь в коих, Он разворачивается во Времени и Пространстве.

Сути Рода есть:

Чернобог – Тьма,

Белобог – Свет.

Белобог – Дарующая Ипостась Рода.

Чернобог – Карающая Ипостась Рода.

Чернобог и Белобог, сливаясь воедино в Конце Времени, сотворят Рода как Самого, подобно тому, как Род распавшись на ДВЕ Части в Начале Времени породил Их.

Чернобог и Белобог, как Высшие Лики Рода, наполняют Время и Пространство Своими Сущностями.

Сущности их:

Белобог – Жизнь (в Яви)

Чернобог – Смерть (Бытие в Нави)

Белобог – День

Чернобог – Ночь

Белобог – Лето

Чернобог – Зима

Белобог – Покой

Чернобог – Движенье

Белобог – Неизменность

Чернобог – Изменение

Чернобог и Белобог, наполняющие Время и Пространство Своими Сущностями, творят Великое Коловращение, Коловорот Сил во Всемирьи.

Коловорот Сил есть Движение: Смена Дня – Ночью, Лета – Зимой, Жизни – Смертью.

Коловорот Сил есть також и Процесс Перевоплощения, Возрождения в новом Качестве через Умирание качеств старых»

От сего Великого Триглава бытуют Жива (Жизнь, Явь) и Мара (Смерть, Навь), единые в Ладе, а также Доля и Недоля, единые Макошью.

Слово четвёртое. Разделённость

Род как Сам есть Первоначало, от коего во Всемирьи сущи две Верви Боговы: Вервь Белобога – Светлые Боги, Боги Яви, Воля Коих начинает своё Проявление весною и полностью воплощается летом.

Вервь Чернобога – Тёмные Боги, Боги Нави, проявляющие Свою Волю осенью и безраздельно царствующие хладной зимой. И в том – Разделённость.

Слово пятое. Единство

Вервь Чернобога (Воля Нави) и Вервь Белобога (Воля Яви), Творческим Взаимодействием промеж себя творит Правь (Лад Всемирья), уравновешивающую, ЕДИНЯЩУЮ промеж себя Явь и Навь и не дозволяя беспорядочного их смешения.

Подобно тому, как Род Все-Сущий, растворяясь во Всемирьи и Всебожье, наполняет оные Духом Своим, також и Белый и Чёрный Боги, являясь Высшими Ликами Рода, наполняют Волею своей Всебожье и Всемирье Родово. Потому и сущи в своём извечном Единстве таковые, на первый взгляд, противоположности, как Жива (Жизнь) и Мара (Смерть), как Доля и Недоля, кои есть Две Стороны Всеединого Бытия. И в том – Единство.

Слово шестое: Световид и Велес

Во Всебожье Родовом олицетворением Воли Белобога может мыслиться Световид, коий, согласно Древним Сказам, по ночам бьется с Духами Нави, кои проникают в Явь. Особо надобно заметить, что ежели другие Светлые Боги имеют истую Власть лишь в светлое время суток и в свой период Годового Коло, то Световид имеет Власть и ночью, и Зимой, во время господства Тёмных Богов. Потому Он – Страж, Страж ЭТОЙ СТОРОНЫ, ЭТОГО Мира - Яви, Белого Света, не дозволяющий Нави поглотить оный.

Олицетворением Чернобога может являться Велес, вернее, Тёмная Его Сторона (Велес Навий), как Хранитель Калинова Моста через реку Смородину, коя служит Границей, Пределом (Кромью) между Явью и Навью. Велес также имеет Власть во всех Мирах, в любое время суток и в любой период Годового Коло. Потому Он – Страж ТОГО МИРА, Страж ТОЙ Стороны - Нави, коий также, как и Световид, препятствует смешению Миров и вершит Ряд Всемирья, от веку Родом положенный.

Слово седьмое: Сотворение Всемирья, Взаимодействие

Древние Сказы гласят, что растворившись в Ликах Чёрного и Белого Богов, кои, во черёд свой, мыслятся

одними в образе сокола – чёрного и белого, другим – в образе лебедей таковых же, либо голубей, Род Все-Сущий сотворил Явь – Белый Свет:

Сели – впали два голубойци

Два голубойци на два дубойки

Почали себе раду радити

Раду радити и гукотати:

Яко мы маем свет основати?

Спустиме мы ся на дно до моря,

Вынесеме си дрибного писку,

Дрибного писку, синего каменьце –

Дрибный писочек посi еме ми

Ситий каменец подуеме ми

З дрибного писку – чорна землиця,

Студена водиця, зелена травиця

З синего каминьця – синьее небо,

Синьее небо, свi тле сонейко,

Свi тле сонейко, Ясен мi сячок,

Ясен мi сячок и всi звиздойки

Здесь явственно виден тот самый процесс Творческого Взаимодействия, о котором было сказано выше. И это характерно не только Русско-Славянскому Родноверию, но и всей Арийской (Индоевропейской) Традиции. Как пример приведём отрывок из Младшей Эдды. «И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспелльхейма всегда царили тепло и свет. И Мировая Бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. Когда ж повстречались иней и тёплый воздух, так что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а инеистые великаны зовут его Аургельмиром.» (Младшая Эдда; «Видение Гюльви»).

О том, что получилось в результате появления Имира, всем прекрасно известно:

Из мяса Имира

земля содеяна,

море – из крови его,

горы – из кости,

лес – из волосьев,

из черепа – свод небес.

Мир из ресниц его -

Мидгард сынам человечьим,

Сделали боги благие,

Из мозгов же его

Сотворили благие

Тучных туч облака

(Старшая Эдда

«Речи Гримнира»; 40- 41)

По сути, «аналогом» Сущности Чернобога здесь мыслится Нифльхейм, а Белобога, соответственно, Муспельхейм. Взаимодействие их даёт итогом Новую Жизнь. Примечательно, что по отдельности ни первая, ни вторая из этих Сущностей на это не способны…

Слово восьмое

Из вышеозначенного следует, что Белобог и Чернобог, не смотря на их непохожесть, не являются символом непримиримой вражды противоположностей, но являют Собой истое Воплощение Творческого Взаимодействия двух Сил, посредством коих Род разворачивается во Всемирьи, рождая, наполняя и

связывая воедино его Духом Своим. О том же рекут и древние источники. Гельмольд в своей «Славянской хронике» пишет: «Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом». Если не обращать внимания на сугубо христианскую, дуалистичную оценку наблюдателя (а как известно, всяк человек оценивает любое явление по своей личной мерке, потому и Гельмольд подходит со своей меркой к оному действу, именуя его «заблуждением» - прим. Ставр), ключевой момент здесь в том, что и Чернобог, и Белобог почитаются равноценно – «…заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого…» Потому глубоко заблуждаются ныне те, кто по собственному незнанию переносят качества библейского Сатаны на Образ Чернобога, приписывая ему всё худое в этом мире (и, в конечном счёте, пытаясь свалить на кого-либо собственное несовершенство и неудачи – прим. Ставр). «Проклинать» Чернобога – всё одно, что проклинать Ночь, Зиму, всё одно, что проклинать свою же «тёмную сторону» (особо скажу, что не «плохую», а именно Тёмную, Внутреннюю), коя непременно есть у каждого.
Чернобог - Тёмный Лик Рода, Его Иная Сторона, олицетворённая Навь, представляющая собой такую же Часть Всемирья, Часть Прави, как и Явь. Верно и то, что Чернобог – это зримый Образ всякого изменения, всякого умирания – от физической смерти тела, до «умирания» всего старого, худого и отжившего в нас самих. Чернобог Своею Волей убивает в нас ненужное, освобождая место для Нового. Тем же, кто не живёт в ладу, чьё естество разрывается внутренними и внешними противоречиями, Чернобог не принесёт ничего, кроме разрушения в чистом виде…

Потому в каждом из нас, да и в каждом из Богов Родных есть Часть Чернобога - даже такой сугубо Светлый Лик Рода, как Даждьбог имеет свою Тёмную Сторону - бо Солнце не только для жизни потребно, Оно и посевы выжечь может. Задача же в том, чтобы Светлые и Тёмные стороны нашего естества находились в ладу, в гармонии между собой, ведь Лад Всемирья начинается с лада в каждом конкретном человеке.

Потому рекут и поныне родовичи, Стезёю Правды идущие да Предков с Богами чтущие таковые слова к Белобогу, обратившись лицом на восход либо на полдень (юг):

БЕЛОБОЖЕ БЕЛО-СВЕТЕ
МИРОКОЛЕ СВЕТЕ ДАРЕ
СТАНЕ ЯВЕ ДНЕСЕ ПРАВЕ
БЕЛО-СВЕТЕ СВЕТОЗАРЕ!

ГОЙ! СЛАВА!

Чернобога же величают, обратившись лицом на полночь (север):

ХОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ КОЛО ОКРУТЕ
ПОДАЙ ЧЕРНОБОЖЕ ИНОВОЙ СУТИ
ОТВЕДИ ГРОЗНЕ ИНОВУ СРЕЧУ
УМЕРТВИ СТРОЖЕ ТЯГОСТИ С ПЛЕЧЕЙ
А СТА ВЕЛИКИЙ В ОБЕРЕГ НОЩИ
А ДАЖДЬ ВО МРАЦЕ ПРОЗРЯЩИ ОЧИ!

Слово девятое: Развитие

Воплощения Родовы в Ликах Чернобога и Белобога вместе с их последующим Творческим Взаимодействием есть мыслимый образ Коловращения во Всемирьи, а также символ развития человека, потомка Родова на Белом Свете.

Суть развития есть взаимосвязанность трёх наипервейших действий.

Первое из них – приобретение новых, полезных для человека навыков либо качеств.

Второе – усвоение (сохранение) полезных навыков либо качеств (как вновь приобретённых, так и уже имеющихся).

Третье – избавление (уничтожение) как от вредных, так и просто от ненужных качеств.

Очерёдность же действий этих здесь дана условно, ибо сущность Всемирья такова, что всё новое приходит

на место старого, вытесняя старое (по другому - УНИЧТОЖАЯ его). Потому Сущности Чернобога (уничтожение) и Белобога (сохранение) бытуют в вечном чередовании, как чередуется День с Ночью, Лето с Зимой, Жизнь со Смертью, и нельзя сказать, что какая-то из Сущностей сих – «первая», а какая то – «вторая». Сие же и именуется Коловоротом Сил в коем наглядно отображено Действо Воли Чёрного и Белого Богов, бо уже первое из вышеприведённых действий – приобретение подразумевает собой ИЗМЕНЕНИЕ, ибо приобретая новые навыки или качества, человек неизбежно изменяется, становится ДРУГИМ – более мудрым, более сильным, более умелым, чем он же сам в прошлом.

В этом и есть действие Воли Чернобога, ибо одна из Сущностей его – изменение.

Второе действие – усвоение нового и сохранение как новых, так и уже имеющихся полезных качеств – проявление Воли Белобога, ибо Сущность Его – сохранение и неизменность.

Третье действие – избавление, уничтожение вредных для человека качеств есть всецело проявление Воли Чернобога, ибо Сущность Его – разрушение и уничтожение.

Особо скажем, что в самом процессе развития человека участвуют всё же не две, а три Силы. Третья же Сила, помимо воли Чернобога и Белобога, есть Воля самого человека. Ибо он наследует у Прародителей своих – Родных Богов – наиглавнейшие Дары, кои есть Воля, Дух и Разум. О том – малое отступление:

Старый Покон учит, что всё сущее во Всемирьи чувства свои имеет, хотя бы и не кажется иному «живым» с виду. Человек же, являясь частью Всемирья, обладает как чувствами, так и Разумом, имея не один, а два способа постижения Всемирья и развития своего в нём. На Белом Свете же человек Стезю свою торит сообразно разумению своему. И сообразно разумению же волен он САМ выбирать, какие качества и навыки полезны для него, а какие вредны. В сём открывается, во-первых - суть человека, как части Всемирья (во Яви – Природы), и во вторых – суть его как Личности, обладающей собственной Волей. Ведь и Родные Боги – с одной стороны – Лики Рода (и часть Всемирья), а с другой стороны – Личности как таковые.

Говоря о развитии, необходимо отличать понятие развития как такового от понятия изменения. Ибо изменение может быть как к добру, так и к худу, и является Проявлением Воли одного лишь Чернобога. Развитие же подразумевает собой изменение именно к добру, и есть проявление СОВМЕСТНОГО ДЕЙСТВА Воли Чернобога и Белобога.

Слово десятое: Древние Сказы

Сказ про кузнеца

Сказывают, будто жил во времена незапамятные один кузнец. Как и положено, во кузне, в надлежащем месте стоял у него Чур Белобогу. И пошёл кузней тот как то на Капище Чернобога, увидел там Чернобогов Чур, да и решил малое подобие его у себя во кузне установить. Сказано – сделано. С той поры всякий раз пред тем, как возгнетать в горне Огонь, клал кузнец исправно Требу не только Белобогу, но и Чернобогу. И ладно да справно жил кузнец, однако – всему свой Срок. Пришёл Срок и кузнецу, потому отправился он в Иной Мир – ко Предкам своим да Богам Родным. Кузнечное дело же продолжил его сын. И был он менее прозорлив, чем отец его, потому всякий раз пред началом работы клал он Требу только Белобогу. Чернобогу же – плюнет раз-другой на требник, думая, что тем большее Благо от Белобога заслужит – и дело с концом!..

Долго-ли, коротко продолжалось непотребство сие, однако сказывают, будто пришёл как то к тому кузнецу добрый молодец, да и говорит: «Здравия, кузнец! А не возьмёшь ли ты меня в выученики себе, подмастерьем? Буду тебе меха раздувать, уголья таскать, да ещё какую скажешь работу исполнять...» Кузнец же обрадовался тому, и отвечает: «Отчего же не взять? Возьму! Две руки – оно хорошо, а четыре – завсегда лучше». И стал добрый молодец кузнечное дело на диво быстро постигать. Времени прошло – всего ничего, а глядь – он уж и лучше самого кузнеца работу правит. Кузнецу же, кажись, только того и надо – иной раз и в кузню то не заходит днями – молодой и один управится!

И вот, как раз в один из таких дней, егда не было во кузне хозяина, видит добрый молодец – идёт мимо кузни старуха старая. Вышел он, да и давай зазывать: «Добры люди, милости просим в кузню нашу! Здесь дива дивные сотворяются – старые в молодых обращаются!» Старуха враз к нему – не брешешь ли, мол?...

Как есть правда! Коли не было б, так и молчал бы!

И восхотелось старухе вновь молодость обрести. Согласилась она на чудо сие; оно и немудрено – не всякому выпадает такое – Коло Жизни своей вспять повернуть да годы молодые возвратить.

И схватил её добрый молодец за ноги, закинул в горн горящий, да и сжёг всю дочиста, токмо косточки и

остались. После поворошил он те кости, вынул их из горна да закинул в кадку с молоком – глядь, времени малым-мало прошло – выходит из кадки той старуха – не старуха, молода да красива!

Пришла она ко старику своему – а тот и не узнаёт её. Она ему: «Чего, старый, глаза-то выпучил? Не вишь – я молода да статна, а ты как и был – старик старый. Не пара мы, как есть – не пара. Сейчас поезжай к кузнецу, пущай он и тебя в молодого перекуёт. Иначе и знать тебя не хочу!»

Делать нечего, собрался старик, взял шалыгу подорожную, да и к кузнецу. Оно и дело – видано ли, чудо-то какое чудное, диво дивное – враз старого на молодого перековать!

В сию же пору пришёл кузнец во кузню свою – глядь, а выученика то и нет как нет. Поискал, поспрашивал, плюнул на это дело, да и принялся за работу как и раньше – в одиночку. Тут и старик поспевает, да с порога кузнецу: «Перекуй меня, мол, на молодого!» Кузней так и сел: «Ты в уме ли, старый? Где ж то видано, чтоб такое деялось?» Старик: «Старуху мою перековал – перекуй и меня!» Пуще прежнего удивился кузнец: «Я, мол, старухи твоей и в глаза то не видывал!» Старик за клюку, да и к кузнецу: «Я вот сейчас тебя шалыгой то попотчую, так и враз вспомнишь!» Кузнец и вовсе чего думать не знает – не видал, мол, старухи твоей, и всё тут.

Ты не видал, выученик твой видал!

Кто его кузнечному делу обучал? Не ты ли? А ну давай перековывай, не то я за себя не в ответе!

Делать нечего, согласился кузнец старика перековать, только просил обождать чуток. А сам тем временем порасспросил потихоньку у бывшей старухи стариковой – как и что выученик его делал, и думает: стану тоже самое делать – Боги дадут, добро и выйдет.

Возложил, как обычно, кузнец Требу Белобогу о добром исходе дела, плюнул по привычке на Чернобогов требник, повелел старику раздеваться, опосля чего сунул его в горн, и ну давай меха раздувать. Только косточки от старика и остались. Поворошил он кости те, вынул, побросал их в кадку с молоком, и давай ждать – когда же оттудова заместо старика добрый молодец выскочит. А его всё нет как нет. Глянул кузнец в кадку – а там только кости обгорелые плавают…

…и зрели на то Светлые Боги из Ирия, и поначалу хотел Сварог, Покровитель всякого ремесла, в особенности же – кузнечного дела, пособить чем-либо кузнецу, да после рассудил: «Поделом Чёрный Бог кузнеца проучает, негоже се – на кого-либо из Родных Богов хулу понапрасну возводить!..» И оставил всё как есть…

Старикова жена же тем временем всполошилась – нету мужа давно уж, ни молодого, ни старого. К кузнецу приходит да вопрошает: «Где, мол, старик мой помолодевший?» Кузнец в ответ только руками разводит – «не оживает, и всё тут». Жена в голос – виданное ли дело, мужика посередь бела дня извели! Потащила кузнеца на княжий двор; так, мол, и так, княже и вы, люди добрые, изжёг кузнец-лиходей мужа моего, за то и судите его по Правде, по Ряду Русскому. Известное дело – с душегубами на Руси разговор короток. Потащили кузнеца на расправу. Тут глядь – встречь их тот самый кузнецов подмастерье идёт, что старуху в молоду жену перековал и, хитро прищурившись, спрашивает у кузнеца – «Куда ведут тебя, хозяин?» Тот ему и обсказал всё как есть от начала и до конца. Отвечал на то добрый молодец: «Ай, и беда же у тебя, хозяин, ай и беда… Ну что, теперь то, чай, не будешь на Чернобогов требник плеваться, али как? Отец то твой, вон, помудрее да попрозорливее тебя был – и Белому, и Чёрному Богу почести справно воздавал. Оттого и жизнь прожил справную. Ты же почитай ежедневно Чёрного Бога хулил, за то и получай теперь…» Сказал – и исчез, как и не было…

Кузнеца же княжьи люди дальше поволокли. И только было хотели ему главу с плеч – смотрят, а бывший выученик кузнецов вместе со стариком помолодевшим идёт: «Не троньте, говорит, кузнеца. Нет вины на нём. Вот тебе, жена, муж твой». Отпустили тут кузнеца княжьи люди.

С тех пор кузнец всякий раз пред тем, как Огнь в горне затепливать, исправно и Белобогу, и Чернобогу почести воздавал да положенные Требы воскладал.

Муж да жена же те, старик со старухой бывшие, стали жить да поживать, Богов да Предков почитать.

…А толи Сам Чернобог принял облик того добра молодца, что к кузнецу в выученики напросился, то ли кто из Верви Его – нам ныне неведомо. Суть же сего сказа по всякому неизменна – худое дело, пусть даже сотворённое с самыми добрыми намереньями, завсегда худом же содеявшему и оборотится.

Комментарии к Сказу про кузнеца

Надобно добавить, что сей сказ имеет своё отображение и в Традиционной Славянской Обрядности. Ежли взглянуть на Годовое Коло, то через круг, прямо напротив Купалы, окажется Праздник Коляды – Рождение Нового Солнца. Весь комплекс Обрядовых действ, посвящённых этому важнейшему периоду Годового Круга, начинается 22-25 стуженя-декабря и продолжается до 6-го сеченя-января. В самую короткую ночь в году – с 24-го на 25-е сеченя, трением добывается «Новый Огнь», от которого возжигается «Бадняк» - дубовая колода едва ли не в человеческий рост, украшенная и обряжённая различными тряпицами и

лентами, «накормленная и напоенная» яствами и питием, которая непременно должна была гореть, не угасая, до окончания Велесовых Святок (6-го сеченя). Потому над нею день и ночь должны были «бдеть» особливые, поочерёдно сменяющие друг друга люди – ежли «Бадняк» зело разгорался, его надобно было поливать («поить») молоком, медами либо пивом, ежели начинал потухать – надобно было поддать жару. «Бадняк» являлся зримым олицетворением «Нового Солнца», потому по поверьям и потухший, и сгоревший раньше времени «Бадняк» предвещал наступление недоброго года.

Возвращаясь к Образу Кузнеца, «перековывающего старых на молодых» отметим, что именно во время Велесовых Святок исполнялась Обрядовая Мистерия – игра «В Кузнеца». Творилась она преимущественно в избе, но никак не под открытым Небом. Особо выбранный человек объявлял, что он будет «перековывать старых на молодых», после чего несколько ряженных «старыми» людей уходили под полог, сбрасывали там личины стариков, и выходили «молодыми». Суть здесь во всё том же «Прохождение через Навь», в Обновлении путём «умирания», бо путь Жизни всегда проходит через Смерть, путь к Свету – через Тьму, Путь к Яви – через Навь.

Навь - Символ, мыслимое олицетворение Неосознанного, Непонятого, Незримого, По-Ту-Стороннего – как Тот (Иной) Свет и его Тёмные Боги и, опрежь иного Чернобог – Чёрный Володетель Всемирья, Иная Сторона Все-Сущего Все-Держителя Рода, ввергающий в Свои Владения «стариков» и выпускающий их на Белый Свет молодыми...

К сему добавим, что по народным поверьям кузнецы часто представляются владеющими Колдовской Силой, наряду со знахарями, ворожеями и т.д.

Ещё одно наиважнейшее Действо, запечатлённое в вышеприведённом сказе о кузнеце – «Ворошение костей» в печи. Аль-Масуди, арабский автор X века, бывавший в Славянских землях, так описывает Храм Чернобога (по традиции тех времён, называющей всех Древних («языческих») Богов именами, заимствованными из греко-римской мифологии: «Другое здание было построено одним из их царей на чёрной горе (…) В нём они имели большого идола в виде человека (или: Сатурна), представленного в виде старика с палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил…». О том же и говорит сказ о кузнеце – но то не кузнец, то Сам Чёрный Бог в Кощном Царстве ворошит Мёртвое, Отжившее, обновляя его, подготавливая к Новой Жизни…

ЕДИНОГО РОДА ВСЕСУЩЕГО ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ

НЕИЗРЕЧЕННОГО

ЯВИ И НАВИ СОЗДАТЕЛЯ

ПРАВИ ВЫШНЕЙ ДЕРЖАТЕЛЯ

ПЛОТИ КРОВИ И МОЩИ ЖИВЫ ВСЕЙ

ТВОРЦА И СОЗИЖДИТЕЛЯ

ЧТО ВО БЕЛБОГЕ СБЕРЕГАЕТ

ВО ЧЕРНОБОГЕ ВО ПРАХ СОКРУШАЕТ

ДАБЫ ВНОВЬ ВО СРОК СВОЙ

ИЗ ПРАХА ВОЗНЕСТЬ!»

(Велеслав; «Искон Веры-Веданья»)

Сказ о Доле, Недоле и Макоши

В народе рекут, будто жили когда то два брата - один работящий да умелый, второй же ленивый да беспутный. Тако и жили они, что всегда ленивому за счёт брата его работящего всё доставалось. Жили бы и дальше вместе столько, сколько каждому из них Вещий отмерил, да только однажды шибко призадумался работящий: «Эвон оно как выходит - я, почитай, денно и нощно тружусь, а братцу моему беспутному все считай даром достаётся!» Взял, да и стал отдельно жить. И всё бы не худо, да вот токмо с той самой поры, как ушёл он от братца беспутного, всё у него наперекосяк пошло - и жито не родится, и скотина переводится. Молил он Родных Богов, Велесу Богатому требы надлежащие клал - всё не впрок. Брат же его, даром что беспутным да ленивым слыл, день ото дня всё богатеет да богатеет.

До того дошло, что у работящего почитай что одни порты да рубаха штопанная и остались….

Идёт он как то, и видит диво дивное - во поле пасётся стадо знатное, а заместо пастуха сидит дева-краса и нить златую на веретене прядёт. Нить же выходит ладная да ровная. Подивился он такому чуду, да и спрашивает у девицы той: «Кто ты, краса-дева, да чье это стадо?»

И отвечает ему девица: «Стадо это твоего брата, я же - Доля его».

Ещё пуще прежнего удивившись, братец спрашивает у неё: «А моя же Доля где?»

«Где, молодец, твоя Доля - то мне неведомо. Знаю токмо наверняка, что не близко от тебя. Иди, поищи её».

Делать нечего, повесил братец на спину суму перемётную с харчами нехитрыми, взял в руки шалыгу подорожную, положил требы о хорошей дороге Родным Богам, да и пошёл куда глаза глядят - свою Долю искать, всё ведь едино хозяйство всё в полный разлад пришло.

Долго ли ходил он, коротко ли, то нам ныне неведомо. А только сказывают, что увидел он под деревом одним в лесу спящую старуху - седую да сгорбленную. В руках же она веретено держит, нитка же вся кривая, гнилая да неровная.

И выспрашивает он у старухи той: «Не знаешь, мол, где мне Долю мою найти?»

Та же, проснувшись, отвечает: «Знаю, мол, бо я - твоя Доля и есть, только зовут меня чаще Недолей».
Вознегодовав, добрый молодец и говорит: «Чтоб Перун тебя Громовой Стрелой убил, старая! Кто ж мне такую убогую дал?» Недоля и отвечает: «Знамо кто - Макошь, Хозяйка Судьбы. У Неё и спрашивай». Делать нечего, пошёл молодец дальше - Хозяйку Судьбы искать. Но ведают Мудрые, что истые Чертоги Боговы не каждому ведомы, но лишь немногим. Потому лишь Боги знают - сколько именно блуждал молодец, ходил дорогами прямоезжими, тропами перехожими, урманами топкими да полями бескрайними…

Уж отчаялся он Терем Макоши найти, да только повстречался ему как то в чаще лесной сед-бел старик - росту немалого, брада едва не до Земи свисает, на плечах шкура волохатая, в руках посох резной с навершием двурогим.

В пояс поклонился ему странник, да спрашивает: «Отче, покажи, Светлыми Именами Родных Богов заклинаю, где Терем Макоши находится?..»

Старец же в ответ ничего не сказав, лишь глазом повел - и тут же будто Земля затряслась, будто дерева вековые ходуном заходили, будто камни тяжкие языком человечьим заязычили! Молодца же оторопь взяла, стоит сам не свой, и вдруг, сам не поняв, как то случилось вдруг, очутился он в тереме дивном. Прямо пред собой зрит он женщину ладную - и не старую, и немолодую. Сидит она на резной скамье, в дланях веретено чудное держит. С веретена же того нитей видимо-невидимо расходится - какие златом блестят, какие серебром отливают, какие шерстью обычной с виду кажутся, а какие и будто вот-вот оборвутся от ветхости.

Дошло тут до путника, что пред ним и есть Сама Многомудрая Макошь - Великая Хозяйка Судеб живота всякого, во Яви сущего. И отбил он Ей земной поклон, и начал рассказывать о горе-злосчастии своём.

Выслушала его Макошь до конца, да речет в ответ: «Ты, мол, рождён был в недобрый час - в безлунную ночь, потому и Недоля тебя всюду преследует. Покуда ты с братом жил - его Доли на вас двоих доставало. Ныне же, ушедши от брата своего, Доля его с ним и осталась, тебя же Недолю с той поры по жизни ведёт…»

«Мати-Макоша! - речёт Ей путник - так как же быть мне теперь? Как Недолю свою избыть? Нешто и впрямь до смертного часа в бесприбытке маяться?»

Ответствует ему Макошь: «Ты вот что, возьми к себе дочь брата твоего - Гусляну. Бо Доля его и ей помогает. Егда же кто тебя спросит про добро твоё – «Чьё, мол, это?» - всякий раз ответствуй - "Не моё, Гуслянино!» - так свою Недолю усыпишь

Послушал молодец мудрого совета, и сделал всё так, как Мудрая Божиня сказала. И с той поры всё у него на лад пошло - и хозяйство справным стало, и прибыток в доме завсегда случался, и жито всякий раз колосисто да ядренисто урождалось.

Правда сказ сей, или нет - то нам ныне не ведомо. А токмо и по сию пору такое случается, что одному всё будто само собой в руки идёт, другой же и работы, по всему видно, не бежит, а всё одно прибытку не видит.

Бо тако Родом Все-Сущим от веку положено, что легко с Долей родится, да тяжко Недолю избыть.

Слово одиннадцатое: Зарод и Колород

Ведают ведающие, что Жизнь на Белом Свете есть вечная череда Изменений. Многажды за жизнь свою каждый человек переступает Порог, Грань, отделяющую его старого от него же нового. Однако во Все-Бытии (Бытии, не ограниченном только лишь рамками материального Мира) есть только два Изменения, наипаче иных для каждого человека важных. Это Белобог и Чернобог, Рождение и Смерть, Зарод и Колород, два Пути, единых в Главном, бо и в том, и в другом случае человек переступает через Кромь, через ту самую Грань, отделяющую (но не разделяющую) Миры, бо и То, и Другое – Части Все-Единого Все-Бога Рода.

И ведают ведающие, что сама Жизнь, сам Путь наш на Белом Свете – это лишь часть Пути нашего Духа в Извечном Коловороте Всемирья, Пути Духа, коий ВЕЧЕН, бо он есть Часть от Духа Родова, часть Самой Вечности. И ведают ведающие, что нет ни Смерти, не Жизни, что есть лишь Вечное Изменение, Жизнь же – Путь от Зарода до Колорода – лишь один из узелков на Бесконечной Верви Все-Бытия, лишь малая частица на одном из Витков Велесовой Спирали…

И вершится Великое Коловращение, ибо все Миры рождены из Единого Истока…

Слава Роду!

Слово двенадцатое: Даждьбог и Кощей, Жива и Мара

На примере одного из сказаний наглядно отображено взаимодействие Верви Белобога и Верви Чернобога, являющих Собой две стороны Единого Коловрата Всебожья.

Согласно Древним Сказам, порою осени златолистой Светлая Супруга Даждьбога – Жива - похищается из Этого Мира Кощеем (коий есть из ипостасей Самого Чернобога) и нисходит с Ним в Кощное Царство, где оборачивается темноокой Марой – Волостительницей Смерти.

Мара ожидает в Нижнем Мире мужа Своего – Трисветлого Солнце-Князя – Даждьбога. И пересаживается Даждьбог со Своей Солнечной Колесницы в Золотую Ладью, и плывёт по Забыть-Реке встречь Своей Суженной…

В Явном Мире же поводья Солнечной Колесницы подхватывает брат Даждьбога Хорс – олицетворение Хладного Зимнего Солнца. И правит Он той Колесницей всё время, отведённое Родом для царствования на Белом Свете Навьих Богов.

И каждый день выправляет Он Путь Солнечной Колесницы по Небесной Тверди, и зрит и охраняет Он рождение Нового Младого Солнца во Неведомых Чертогах Родовых, кое происходит в конце месяца стуженя-декабря.

И приходит весною красной в Явный Мир Младое Вешнее Солнце – златокудрый Ярило об руку с Лелей-Девой. И разгоняют Они хладные чары Кощных Богов, и оборачивается оттого Мара Луноликая во Живу светловласую, и просыпается Даждьбог в Кощных Чертогах…

Ярило же, отдав всю Свою Живительную Силу, всю Ярь Земле обращается в седобородого Старца и уходит в Иной Мир.

И встречают сородичи, на Белом Свете животы свои длящие, Даждьбога Солнцеликого да Живу Светлую в конце месяца кресеня-июня…

И вертится тако Коло Сварожье от веку и до веку. Дни сменяются ночами, Лето Светлых Богов – Зимою Чернобога, проносятся годы и века, движется-вертится неустанно Коловрат Всебожья Родова. И мы – его ЧАСТЬ…

Довершение

Образы Чернобога и Белобога – Образы двух Высших Ликов Рода – не мыслятся один без другого. И всё во Всемирьи стоит на единении сиих Великих Начал, всё имеет двойственную природу.

В единении и взаимодействии противоположностей состоит суть одного из Законов Прави (Всемирья). Всякое взаимодействие, всякое ЕДИНЕНИЕ являет собой появление чего-либо нового, подобно тому, как результатом взаимодействия (единения) Мужского и Женского начал является появление новой Жизни (ребёнка).

Верно и то, что Сущность и Воля двух Великих Начал не находится постоянно в незыблемом, раз и навсегда зафиксированном состоянии - Воля Чернобога и Белобога нестатична как по отношению друг к другу, так и по отношению ко Всемирью в целом. Ибо Гармония - в движении. Как пример: символом Белобога искони мыслится десница (правая рука, правая сторона), а Чернобога – шуйца (левая рука, левая сторона), одно из проявлений Воли Чернобога – изменение, а Белобога – неизменность. Женщина, Женское Начало в Традиционных Славянских представлениях ассоциируется с левой стороной, левой рукой (в Славянских

свадебных обрядах невеста завсегда находится по левую руку от жениха). И в этом полное соответствие женского начала с символом Чернобога – Шуйцей Рода . Но в процессе взаимодействия женского и

мужского начал, женское начало считается пассивным (недвижным, неменяющимся), что соответствует уже Воле Белобога, а мужское – активным (движущимся, изменяющимся) – иже есть Воля Чернобога.

Посему в разные моменты Бытия Всемирья Родова одно из сиих Великих Начал дополняет другое, одно движет, другое движется, также и наоборот. И несть конца сему Движению…

Быть тому так от Коло и До Коло, от Времени и до Времени, бо Истое Бытие Рода есть Вечность.

Тако ведаю!

Писано Ставром

на излёте месяца груденя-ноября

лета 4411 от

Основания Словенска Великого.

(2002 А.D .)

/Пересмотрено наново,

исправлено и дополнено собственноручно

в лето 4413 от О.С.В. (2004 А.D .)/

Во Славу Рода и Богов Родных!

© Родноверческая Община «РОДОСЛАВИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»


Всё подобно Всему. Лад Всемирья начинается с Лада в каждом конкретном человеке. Потому подобно Всемирью Родову, кое находится в беспрестанном движении, человеческое естество, являя собой Всемирье Малое, также постоянно движется («что не двигается - то мертво»). Это видно и на примере движения крови по венам, это и ритм сердца, и нервные импульсы и даже движение (развитие) мыслей. Да и вся жизнь человека во всех смыслах есть непрерывное движение. Из сего следуя особо надобно сказать, что Лад (Гармония) это не СОСТОЯНИЕ человека, но ПРОЦЕСС. Бо СОСТОЯНИЕ подразумевает бездвиженье, СТАТИКУ. ПРОЦЕСС же являет собой движение, сиречь ДИНАМИКУ.

О связи навьих духов и левой стороны в народе рассказывают такое поверье: Когда гремит во Небе Грозный Бог Перун, на Земле есть только одно место, где хмарь нечистая завсегда укрыться может. И вот какое: при вспахивании поля пласты земли обычно на правую сторону отваливаются. Но иногда так бывает, что часть земли может отвалится и на левую сторону. Вот как раз под такими пластами нежить от Перуновых Молоний завсегда укрыться может…

В мировоззрение славянских народов Чернобог и Белобог отражали две стороны бытия. Они являлись персонифицированным воплощением движения жизненного цикла. Белобог был сутью явного мира, Чернобог возглавлял навье царство. При этом Чернобог и Белобог оставались сплетены в одно целое ― Рода, сотворителя Мира. Белобог противостоит Чернобогу, но все описные в мифах победы временные. Чернобог вместе с Белобогом участвовал в создании границ миров и наполнял его сутью.

  • Товары не найдены
  • Чернобог и Белобог славянская концепция равновесия

    Культура и верования наших предков пропитаны удивительной гармонией. Отражением уникального трактования жизненного пути стали Чернобог и Белобог. Оба божества воплощают яркие противоположности ― смерть и жизнь.

    Славянской культуре присуще позитивное восприятие действительности. Чернобог властвует над миром Нави, обиталища ушедших из жизни. При этом его нельзя воспринимать как воплощение зла. Смерть воспринималась нашими предками как еще одно переходное состояние. В загробном царстве люди продолжали вести существование, лишь в некоторых чертах отличное от привычного уклада.

    Белобог выступает хранителем жизни и света познания бытия. Он следит за каждый живым существом, оберегая и направляя его к предназначенному пути. Оба бога пребывают в вечном противостоянии, которому суждено длиться целую вечность. Гармонично переплетаясь, два начала возрождают сотворенное Родом, преумножая и подталкивая к развитию.

    Место Чернобога и Белобога в пантеоне

    Чернобог и Белобог были частью божественной семьи. В «Велесовой книге» описывается, что Белобог был старшим сыном Рода. При этом Чернобог тоже его детище, но возник из сути Белобога. Они есть одно целое, предположительно Чернобог возник, как только Белобог осознал себя.

    Культы божеств были распространены по всей территории славянских земель. Наибольшее число капищ Чернобогу расположены на землях балтийских племен. Самые крупные капища Белобогу находили на центральной и западной части территорий.

    Поверья и мифы связанные с божествами

    Белобог почитался как источник жизненной силы. В сказаниях о божествах ему отводилась роль дарителя различных благ первым людям. Чернобог упоминается как владыка подземного царства мертвых, с ним были связаны сказки поучительного характера.

    О вкладе который сделали Чернобог и Белобог в сотворение мира говорится на страницах «Велесовой книги». Они оба помогали Роду творить проявленный мир. В повествовании говорится, что Чернобог первым достал ком земли со дна окиана, обратившись в серого селезня. Белобог обратился в сокола и с небес из звезд спустил семена.

    Считалось, что Чернобогу дана власть над зимними холодами. Поскольку мир Нави слал его вотчиной.

    Атрибутика Чернобога и Белобога

    Проведенные Б. А. Рыбаковым исследования культа богов отразили характерные черты, которые имеют божества. Считается, что Чернобог и Белобог имеют одинаковую внешность. Различие составляет только цвет волос и одежд.

    Характерные черты кумира, которые имеет Белобог:

    • чаша;
    • серп;
    • сложенные на груди руки.

    Кумир Белобога вырезали из светлых пород камня и дерева. В некоторых случаях усы покрывали серебром.

    Чернобог изображался с атрибутикой:

    • мечь;
    • череп;
    • шлем.

    Материалом для алтаря и самого кумира были камень черного цвета, из пород дерева ― дуб, осина, ель. Найденные на лужских капищах кумиры из дерева имели отделку железом.

    Письменные источники

    Чернобог и Белобог упоминаются в сохранившихся письменных источниках:

    • новгородские березовые свитки;
    • «Велесова книга»;
    • глиняные таблички из черниговских раскопов;
    • «Славянские хроники» миссионера Геймгольда;
    • «Истории Каменской епахии»;
    • «Саксонские хроники».

    По сохранившимся данным Белобог несколько раз упоминается, как покровитель правящих княжеских семей. Чернобог описан как могущественное божество, его кумир устанавливался отдельно от основного капища. Миссионер и этнограф Геймгольд в «Славянских хрониках» указывал, что балтийские славяне часть урочищ называли вотчиной Белого бога, а иные рощи причисляли к священным местам Черного бога.

    Культ Белобога

    Белобог почитался как радостный божич, любящий и заботливый родитель. Наши предки верили, что ради наставления внуков родовых он мог прийти в любой дом. Связанные с культом профессии относились к области медицины и различного творчества. В нем соединились созидательные черты творения.

    Белобог имел несколько имен:

    • Белый;
    • Световит;
    • Bjely boh;
    • Белун;
    • Витольд.

    Хотя его воплощение Чернобог был неотъемлемой частью легенды, их капища всегда устанавливались отдельно. Кумир Белобога был установлен в Киеве и располагался по правую руку от Рода.

    Отражение Белобога в народном творчестве

    Символ которым Белобог владел и был выражен в защитном знаке ― ватра. Это руна огня, состоящая из множества ломаных линий, объединенных ромбом (символика земли). Это отражение огня познания и чистого сияния без тени.

    Этим символом Белобог изображался в резьбе на деревянных и каменных предметах быта. Его символ вышивался на нижних рубахах. Изображение Белобога никогда не наносили на военное обмундирование и оружие.

    Культ Чернобога

    Чернобог выступает как агрессивное начало, связанное со смертью. Однако это не хаотичное разрушение, а сознательное уничтожение отжившего и ненужного. Наши славянские предки верили, что человеку дан путь вырасти духовно и самому стать богом. Таким образом Чернобог и Белобог являются частью эволюции человеческого духа. Если сознание упирается в потолок и не может переступить эту черту, разрушающее начало позволяет перестроить заново всю цепочку развития.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

Сколько бы реки не текли, неся в водах своих сказания о величии прошлых лет, сколько бы не шелестели в лесных гущах листья, по земле стелиться будет невидимыми потоками силы чёрные да белые. И есть это противоречие великое, ибо худо без блага не разливается в берегах душ людских, и благо не ценится, покуда не пройден будет путь с ношей неподъёмной и горем неписанным.
От рождения своего род людской мир делил на мир благ разных полный, и мир где зло великое таится. И веровали люди, что у каждой из сторон мира своё божество есть. Там, где добро обитало, простиралась длань Белобога Могучего, а там, где свет во тьме терялся, царствовал брат его и вечный враг Чернобог. Люди на удачу молились Белобогу и просили покровительства его в начинаниях своих. Носили одежду цвета белого, чтобы задобрить и привлечь на сторону свою Белобога.

И в лике старческом представлялся Белобог людям. Эдакий мудрец в одеждах белых, с глазами добрыми и смеющимися, с седой, длинной бородой. Путники, что в лесах непроходимых терялись и опасались клыков зверья дикого, помощи просили у Белобога, ведь только ему по силам было победить мрак Чернобога, в которой погибель верная притаилась.

Белобог — бог белый, светлый. В имени этого божества заключено само понятие добра древними славянами. Белый, значит добрый и светлый. Выражение » белый день» или «белый свет», означает не просто присутствие физического света, который освещает всё, но и присутствие первозданной материи добра. То, что видимо, то что вселяет надежду и веру. Не зря наши предки опасались наступления ночи, и все свои дела откладывали до наступления нового дня. Ночь — это время зла, и дела что творятся под покровом ночи, они тёмные, злые. День же — это время дел светлых и добрых. Поэтому Белобог — это воплощение первозданного добра, света и всего сопутствующего и положительного.

Белобог — это верховное божество и воплощение одной из двух сил, которые лежат в основе мироздания. По некоторым

предположениям Белобог — это коллективное воплощение всех верховных богов мира Прави: Сварога, Лады, Перуна и других. С другой стороны, некоторые исследователи рассматривают Белобога, как одну из личностей великого Рода. По третьей теории Белобог и вовсе
является реинкарнированной версией Свентовита — духовного света мироздания. Теорий может быть выдвинуто ещё очень много, и каждая из них будет настолько же правильна, насколько и ошибочна. С точностью и полной уверенностью судить, о чём-то что происходило за много столетий до нашего рождения, согласитесь невозможно. По скромному мнению, автора данной статьи, Белобог — это то, чем наши предки называли добро. Наши с вами предки, не имея должного образования и прочих благ современной цивилизации, подсознательно выделяли две вечно противоборствующие между собой силы: Добро и Зло. То, что, рождает жизнь и то, что её губит. Так вот, Белобог и был в представлениях древних славян одной из этих основополагающих сил — Добром.

Белобог не выделяется в славянском языческом пантеоне отдельным персонажем. Он словно совокупность всех божеств, и все божества носители лика Белобога. Он не упоминается ни в одном божественном сражении против тёмных сил, то есть он определяется как высшая сила не имеющая ничего общего с более обыденными и низменными распрями между жителями мира Прави. С этой точки зрения, утверждение, что Белобог — это одна из ипостасей Великого Рода, звучит довольно убедительно. Вообще не стоит забывать, что славянский пантеон богов, по сути это одна материя с единым и множественным сознанием, которое было ответственно за тот или иной аспект жизни человека.

Кумиры Белобога

на протяжении всей истории славян были обязательной составляющей большинства триглавов, считалось, что они приносят удачу и счастье. Белобога принято было считать аналогичным изначальному принципу мироздания, но при этом существовало четкое разделение с первоначальным демиургом – прообразом Рода. Белобог по праву считается богом Яви, а не Вселенной. Если посмотреть на сохранившиеся изображения Белобога, то это старик высокого роста с длинными волосами и бородой одетый в совершенно светлые одежды. Одна из его особенностей – это голубые глаза, которые видят человека насквозь, будто пронзая его. Опирался Белобог на посох из дерева, на вершине которого расположена одноименная руна. В Белоруссии этот бог известен, как Белун, который помогал беднякам деньгами за небольшую услугу – вытереть ему нос.

Белобог и Чернобог

Главным антагонистом для Белобога в славянской языческой мифологии является Чернобог — воплощение всего, что противоречит сущности Белобога. По одной из славянских легенд о сотворении мира, в начале не было ничего и было только небо и бесконечный океан мёртвых вод. Летели по небу три сокола. Один из них был впереди и выбирал небесный путь для собратьев своих. Один сокол, что летел по правую сторону от первого, держал в клюве своём колосья и взгляд его был устремлён к небу, самой вышине. Третий сокол, что летел по левую сторону от первого, нёс в клюве своём ком земли и смотрел он вниз, на гладь вечных вод. Первым ястребом был сам Род Великий и был он первым, ибо он давал начало всему живому и неживому в мире этом. Вторым был сам Белобог, и был он по правую сторону от того что праведен он и дух его светел и чист. Третьим соколом, что ком земли держал, был Чернобог.


По велению Рода уронил Чернобог ком земли в воде океана бескрайнего и обернувшись селезнем поднял он со дна остров Буян. И вырос на острове том дуб могучий и великий, и воссел на него Род, чтобы видеть всё вокруг лучше. И стал тот дуб древом жизни. Вокруг древа сего закружили хоровод Солнце и Луна, и так замкнулся священный круг первого дня, когда родился день и ночь и колыбель Времени закачалась.
Взмыл в небо орлом Белобог и стали глаза его звёздами, что за миром следили. Зёрна, оберегаемые им были сброшены в твердь земную, и ласковою рукой Ярилы-Солнца проросли они первыми травами да лесами. Приказал тогда Род Чернобогу да Белобогу взяться за молом и бить по горе, что он воздвиг на острове Буяне и родить жизнь всякую: смертную и бессмертную. И поползли от ударов Чернобога змеи да твари мерзкие по земле. От ударов Белобога родились птицы, что в вышине летали да животные, что ликом своим и нравом прекрасны были. И повелел тогда Род богам-братьям души подарить людям и богам, а душах тех вечных заключить семя его. Так и повелось что в мире Прави, где царствует Белобог души чисты и праведны, и семя в душах их зрелое да благое. Чернобог же в мире Нави, властвует над душами кривыми да тёмными, и семя в душах тех гнилое.
Противостояние Чернобога и Белобога для славян представлялось в столкновении противоположностей: жизнь и смерть, день и ночь, холод и тепло. По сути это две противоположности одного и того же явления — бытия. Добро и зло, две силы что движут вселенной и правят судьбами людей. В представлении древних славян, всё что радовало глаз и душу, было деянием Белобога — воплощения абсолютного добра, а всё что могло причинить боль, вызвать страх, было происками Чернобога.

Символ (оберег) Белобога

Белобог-это верховное славянское божество, отожествлённое с самим добром. Естественно, что стезя Белобога — это путь честных и добрых деяний. Всякий человек, может испытывать порой ужасные искушения и сомнения, что в конечном итоге сведут его праведного пути, на путь кривды. Именно для защиты собственной души и разума, использовался оберег Белобога.
Этот оберег призван разгонять в душе своего носителя мрак, посеянный Чернобогом, и возвратить человека на путь праведных дел и чистых помыслов. Данный оберег приносит удачу и достаток, но это не значит, что этот оберег поможет, например, картёжникам. Нет, этот оберег создан для тех, кто стремится своими делами принести пользу не только себе, но и окружающим, для тех, кто не приемлет в своей борьбе грязных способов и вероломства.
Оберег Белобога приносит удачу, но это не значит, что эта удача была отнята у кого-то. Оберег черпает благодать из рога изобилия для тех, кто поистине заслуживает её, и для тех, кто смиренно терпел все невзгоды и не пал под натиском тёмных сил.
Оберег Белобога, в первую очередь предназначен для мужчин, что бы они смогли достойно продолжить деяния своих предков и оставить после себя достойных потомков великого Рода. Белобог для справедливых и сильных духом мужей, что не дрожат перед ликом опасности.
Так же оберег Белобога, нужно брать с собой в дорогу. Чем дальше человек от своего родного дома, тем тончает связь между ним и его родом. Поэтому оберег Белобога здесь незаменим, так как он призван поддерживать именно эту связь. Он укрепляет дух человека, через благодать и мощь всего его Рода. Оберег не позволяет ни на минуу забыть о своём происхождении и корнях, он буквально тянет душу носителя к Роду.
Оберег Белобога так же является защитником и союзником в борьбе со своим внутренним тёмным Я. Каждый человек ежедневно борется со своей ленью, агрессией и прочими тёмными чувствами. Именно в этой борьбе и нужен человеку оберег Белобога. Потому что он приглушает воздействие тёмного Я, и даёт возможность божественному началу каждой души взять вверх.

Руна Белобог

Руной Белобога называют руну Мир. Эта руна занимает первое место в славянском руническом алфавите. Некоторые исследователи называют эту руну так же руной Древа Жизни, что благодаря самому изображению руны, может быть вполне правильным.
В этой руне выражается суть Бога, не как отдельно взятого существа, но как той материй, что нашла олицетворение в каждом явлении в этой вселенной. Эта руна так же выражает суть Человека, созданного по подобию Бога. Здесь речь идёт о той части человеческого сознания, что мы называем душой. Душа — это частица, которая делает нас равным Богу, потому что мы продолжение его существа и мыслей. Мы

призваны созидать и творить новое, подобно нашему Творцу. Руна Мир отчётливо соединяет в себе это духовное начало Бога в каждом человеке.

Если всмотреться в графическое изображение самой руны, то можно увидеть два сакральных значения. С одной стороны, руна напоминает человека, что воздел руки к небесам. Это и молитва, и покаяние. Это совесть — та самая материя, которой по верованию древних славян была пропитана каждая деталь их бытия. В этом значении руна Мир выступает ярым доказательством, что человек — это продолжение божественной сути небес. И человек грешен и несовершенен, и небеса - это его путь к спасению.
С другой стороны образ руны Мира даёт отсылку к единому началу всего мироздания — Древу Жизни. С этой точки зрения руна Мир напоминает дерево с кроной, которой словно подпирает небеса. Это можно трактовать, как единое начало всего сущего, то есть сам Бог.
Руна Мир двухмерная. Это руна и Создателя, и Творения его. Космос становится отражением человеческой души, и сам человек отражает собой космические силы. Так же руна Белобога обозначает Истину. Истину, что известна каждому человеку, пусть и неосознанно. Это вера в верховную силу, что создала человека и мир вокруг него. То есть здесь подразумевается зачаточные знания человеческой души о своём божественном происхождении, которая даёт человеку осознание того, что он был рождён не сам по себе, в следствии мифического космического взрыва, а в следствии божественной воли. Руна Мир символизирует инстинкт человека верить в высшие силы.